Драгоценные камни без огранки. Огранка камней – виды и названия. Виды огранки: стандартная круглая и фантазийная

Ювелирная огранка камней, является настоящим искусством. Это мастерство оттачивалось в течение многих столетий для того, чтобы самоцветы проявили себя максимально эффектно. Именно от огранки зависит, как заиграет камень в готовом украшении. Из этой статьи вы узнаете о существующих техниках огранки камней, их специфике и особенностях создания красивейших в мире кристаллов.

Технологический процесс

Первый этап предполагает обточку минерала. От этой работы зависят качество и размер будущего изделия. В прошлом она выполнялась вручную, а сегодня обточка – технологически управляемый процесс, для которого используют специальные машины. Это экономит время, поскольку таким способом одновременно обтачивается сразу несколько камней. Все этапы контролирует оператор и наблюдает за процессом через монитор.

Второй этап – огранка. Процесс огранки драгоценных камней и синтетических материалов подразумевает шлифовку и полировку. При шлифовке устраняются неровности и другие дефекты, а также создается форма будущего изделия. После полировки камень приобретает зеркальный блеск и радужное сияние.

Шкала качества

Виды огранки определяются не только формой, но уровнем качества выполнения. Российская шкала выделяет четыре уровня, которые условно обозначаются буквами А, Б, В и Г. Камень огранки А и Б может иметь внутри дефекты природного происхождения, а также их следы. Поверхность такого минерала должна быть глянцевой, однородной, чистой, а также иметь зеркальный блеск. Если на поверхности присутствуют шероховатости, структура камня неоднородная и мутная, ему присваивают одну из двух последних категорий.

Огранка фасетом и ее разновидности

Эта техника предполагает наличие граней на поверхности камня. Популярные виды огранки фацетом:

  • принцесса,
  • октагон,
  • овал,
  • маркиз,
  • багет и другие

Огранку драгоценных камней классифицируют на бриллиантовую круглую и фантазийную.

Фантазийные формы огранки разделяют на клиновидные (овал, маркиз, груша, принцесса, фландерс) и ступенчатые (октагон, ашер и багет).

Обилие разновидностей и техник позволяет сделать камень наиболее привлекательным, используя его природные свойства и особенности структуры.

Видов огранки камней существует великое множество. Огранщики фантазируют и стремятся к созданию необычных вариаций привычных форм. На ювелирном рынке регулярно появляются новые техники и рисунки. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Круглая

Круглая огранка – это классика ювелирного искусства. Впервые ее применили в начале прошлого века. Тогда же появились инструменты для ее создания. Такую огранку часто используют при обработке алмазов. Для раскрытия красоты бриллианта его ограняют 57, 33 или 17 гранями. Их количество прямо пропорционально размерам исходного материала. Для самых мелких алмазов используется «восьмерка» (8 граней на поверхности и в боковых частях камня).

Овальная

Форма огранки «овал» или радиант широко используется ювелирами со второй половины прошлого столетия. Камень, выполненный в этой технике, имеет вытянутую форму, 56 и 70 граней. Чаще всего овал применяют для инкрустации колец.

Изделие с овальным гранением выглядит эстетично на женской руке и делает пальцы визуально длиннее и изящнее. Мужской вариант огранки в технике радиант тоже пользуется популярностью на рынке. В этом случае используют камни темных оттенков. В этой форме для мужчин и женщин прекрасно смотрится топаз.

Маркиз

Техника используется со времен средневековой Франции и названа в честь маркизы де Помпадур. Форма представляет собой удлиненный и заостренный на концах овал.

После огранки Маркиз, самоцвет напоминает лепесток цветка, поэтому часто выступает в качестве элемента рисунка в ювелирных изделиях.

«Маркиз» предполагает 55 граней. Камни, обработанные таким способом, ярко блестят и переливаются радужными красками. Их используют для создания серег, колец, кулонов и целых комплектов, выдержанных в едином стиле.

Грушевидная

«Груша» схожа на огранку «маркиз». Она имеет от 55 до 56 граней. В верхней части камешек заострен. В таком виде он напоминает стекающую каплю. Форма идеально подходит в качестве основы для кулонов и сережек. Изделие с грушевидным самоцветом визуально удлиняет шею, делая ее более изящной и женственной.

Принцесса

Огранка для истинных леди и современных принцесс. Кристаллы, обработанные в этом стиле, имеют прямоугольную форму. В ней используют 49, 65, реже 68 граней. Прямые углы минерала во избежание деформаций надежно укрепляются специальной оправой. Форма появилась относительно недавно. Огранку «Принцесса» применяют с конца 70-х годов прошлого столетия. Она часто встречается в оформлении обручальных и помолвочных колец.

Изумруд (октагон)

Поверхности самоцвета придают форму восьмиугольника. Этот стиль напоминает огранку «Принцесса», поскольку в этом случае камень также принимает прямоугольные очертания. Для такой огранки подходят массивные камни. Речь идет не только об изумруде. В такой форме прекрасно смотрятся гранат, непрозрачные камни, а также драгоценный топаз. Этой техникой невозможно добиться максимального переливчатого блеска и радужных бликов. Но, обработанный огранкой октагон камешек отличается глубиной и завораживает своей загадочностью.

Сердце

Огранка «Сердце» внешне и по технологии обработки походит на вышеупомянутую грушу. Однако, процесс изготовления сердца отличается сложностью и трудоемкостью. В связи с этим, украшения, в которых присутствует «сердечный» самоцвет, стоят дороже. Кроме того, форма требует соблюдения идеальных пропорций, при которых все стороны находятся в равном соотношении.

Багет

Имеет форму прямоугольника со ступенчатой обработкой. Багет – показатель качества камня, где максимально проявляются недостатки и достоинства самоцвета. Если минерал плохо обработан или его качество низкое, в багетной огранке вы заметите дефекты без помощи ювелира. Выбирая украшения с камнями такой огранки, внимательно и скрупулезно рассматривайте изделие.

Квадрат

Квадратный камешек имеет одинаковую ширину и длину. Здесь применяется ступенчатая обработка. Самоцветы квадратной формы отлично смотрятся, как в серьгах, кольцах и кулонах, так и в браслетах. Они образуют ровный гармоничный ряд и четкий узор. Форму квадрата охотно принимает топаз, рубин, изумруд и гранат.

Триллион

Эту технику изобрели в Амстердаме. Сегодня она является лучшим вариантом для обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Эта необычная эффектная форма представляет собой треугольник с клинышками. Плюс такой обработки в том, что вне зависимости от качества, разновидности минерала и дизайна, число граней и внешний вид остаются прежними. Форма «триллион» идеальна для таких самоцветов, как топаз, агат, аметист, цитрин и других.

Фландерс

Этот стиль представляет собой вариацию «принцессы» с количеством граней 61. Свое название он получил благодаря одноименному региону в Бельгии, где появился впервые. Техника широко используется для огранки драгоценных камней, а также полудрагоценных самоцветов.

Ашер

Огранка ювелирных камней «ашер» напоминает изумрудную. Она пользовалась большой популярностью в 30-е годы прошлого века. В настоящее время этот стиль является классикой ювелирного мастерства, поэтому не утратил своей актуальности. В зависимости от габаритов исходного сырья, ашер оформляется в 72, 49 или 25 граней.

Кабошон

Классическая давняя техника обработки, которая впервые появилась в средневековой Франции. В переводе с французского языка термин означает «шляпка гвоздя». Используется для прозрачных или полупрозрачных самоцветов, а также камешков под «кошачий глаз». Гранение кабошоном смотрится эстетично только при условии, что камень безупречно отполирован.

Бриолет

Форма используется для драгоценных самоцветов, в частности, бриллиантов. Один такой экземпляр несколько лет назад поставил рекорд веса и стоимости. Это гигантский бриллиант весом более 75 каратов, который был продан на аукционе Кристис. Камень имеет форму слезы. Его структура абсолютно прозрачная и чистая. Стоимость лота оценивалась в пределах от 8 до 12 миллионов американских долларов.

Шахматная доска

Камень, ограненный таким способом, имеет поверхность с одинаковыми квадратными поверхностями. Все они располагаются симметрично и напоминают шахматную доску. Огранка популярна для многих типов камней, включая драгоценные, полудрагоценные и синтетические.

Nirav Modi

Фантазийные обработки Nirav Modi (Нирав Моди) – это бренд, который запатентовала одноименная индийская компания. Благодаря ей на ювелирном рынке появились четыре новые техники: бесконечная огранка Endless, жасмин, Mughal и Ainra. В изделиях с камнями Nirav Modi были замечены такие знаменитости, как Кейт Уинслет, Наоми Уоттс, Коко Роша. Технологии производства и обработки держатся в секрете.

Фантазийная форма «жасмин» является креативной вариацией обработки бриллианта в технике «роза». Стиль отличает вдвое большее количество граней. Его применяют для раскрытия возможностей камня через игру света. Готовый кристалл горит на солнце и переливается, создавая эффект живого огня внутри.

Особенность стиля Endless заключается в использовании невидимой закрепки Enigma, которая создает визуально нескончаемый тоннель из бриллиантов в узоре. Именно поэтому технике дали название «бесконечная огранка». Бриллианты располагаются так, словно не имеют закрепки. Это создает видимость того, будто украшение целиком состоит из монолитного бриллианта.

До изобретения техники Mughal, для создания композиции в виде полумесяца ювелиры собирали ее из нескольких камней различной каратности. Данная технология образовывает форму полукруга из одного камешка. При создании украшений полукруглые элементы композиции размещают вокруг основного, формируя бриллиантовый цветок.

Техника Ainra считается самой необычной из всех четырех. Компания разработала ее для создания изделий, где использование металла в качестве крепежной основы практически не требуется. Камни обрабатываются таким способом, чтобы создавать звенья непосредственно из них. Затем крепежные элементы соединяют и преобразуют в готовую цепочку. Изделия получаются воздушными, легкими, а каждый миллиметр украшения горит на солнце.

Ашока

Еще один запатентованный товар с мировым именем. Его владелец — британская ювелирная компания Boodes. Ашока применяется для бриллиантов. Ограненные таким способом алмазы считаются эксклюзивными и статусными украшениями. Камень выглядит, как прямоугольник, углы которого закруглены. Такая огранка подходит не для всех алмазов. В работу берут только прозрачные минералы с однородной структурой.

Другие огранки

Выбор огранки зависит от типа камня, его разновидности, структуры, цвета и дизайна украшения. Форма «октагон» чаще используется, если структура самоцвета хрупкая. Октагон является наиболее безопасным вариантом для таких драгоценностей.

Камешки формы «пятигранник» инкрустируют в массивные аксессуары, стиль которых отвечает последним веяниям моды.

«Шестигранник» универсален, поскольку приближен к классике. Часто камешек с шестью гранями ставят в основу композиции изделия. Эффектно в этой форме смотрится топаз.

У кабошона граней нет и такая огранка подходит для всех непрозрачных минералов.

Типы огранки и знаки Зодиака

Астрологи считают, что выбор талисмана зависит не только от типа камня, но и от его формы.

Для представителей земной стихии кроме Дев подходят овальные минералы, обработанные в технике «кабошон».

Стихия воздуха предполагает классическую бриллиантовую огранку и кабошон любой формы.

В этой статье:

Виды огранки драгоценных камней различны, некоторые из них появились сравнительно недавно, другие уже стали частью истории. Ювелиры на протяжении многих веков обрабатывают кристаллы, считая, что огранка важный элемент, который способен повлиять на стоимость украшений. В действительности так и есть, после обработки самоцвет может начать сиять новыми красками или же полностью утратит природную привлекательность.

Разновидности

Одной из первых появилась огранка в форме розы, придворный ювелир немного поработал над камнем, чтобы угодить привередливому монарху. Результат работы настолько поразил господина, что тот щедро отблагодарил мастера. Сегодня розу используют редко, причина в том, что такой вид обработки считается устаревшим. Его применяют лишь тогда, когда нужно сохранить первоначальный вес камня. Роза имеет несколько граней и часто выступает в качестве одного из этапов огранки.

Виды огранки камней

Огранка кушон известна мастерам довольно давно. Большинство бриллиантов времен Барокко было обработано именно таким образом. Иногда подобный вид обработки носит название антик. Кушон применяется тогда, когда нужно сохранить вес камня.

Огранка ювелирных камней в форме круга встречается чаще всего, ее считают классикой жанра. Бриллианты имеют форму круга и 57 граней. Подобный вид обработки отличается сложностью, ювелир работает над минералом, в результате чего он значительно теряет в весе. Зато становится более крепким и устойчивым к царапинам и повреждениям.

Камни в форме круга могут украшать кольца, браслеты, кулоны и ожерелья. Форма считается идеальной, но требует от мастера определенных навыков. Чтобы превратить алмаз в бриллиант круглой формы, используют специальные пилы. Такие самоцветы сверкают на солнце ярче других. Подобная форма обработки была известна еще в XVII веке, но тогда она была далека от совершенства.

В 1960 годах XX века появилась новая разновидность огранки. Теперь ювелиры стали придавать самоцвету форму овала. Он идеально подходит камням, которые отличаются крупным размером. Ограненные таким способом самоцветы используются ювелирами охотно, если кристалл вставлен в кольцо, то он визуально сделает пальцы длиннее. А кулон в форме овала превратит любую шею в лебединую.

Огранка триллион используется для обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Спасибо за изобретение подобного вида обработки стоит сказать мастерам из Амстердама. Сегодня триллион фантастически популярен, дело в том, что он отличается свободным нравом. Имеет форму треугольника с клиньями, при этом количество граней может меняться. Тут все зависит от предпочтений ювелира и характеристик минерала.

Квадратная огранка отличается ровными гранями и их равным количеством. Квадратом могут быть огранены те минералы, которые не нуждаются в сложной обработке, нередко таким способом гранят фантазийные бриллианты. Квадрат хорошо смотрится в обществе других минералов, а может выступать в качестве единственного украшения, тогда его располагают в центре изделия.

Работа огранщика связана с большими сложностями, и разновидностей обработки довольно много. Но существуют некоторые формы огранки, которые требуют пристального внимания:

  1. Маркиз.
  2. Багет.
  3. Груша.
  4. Октагон.
  5. Сердце.
  6. Пятигранник.
  7. Шестигранник.
  8. Восьмигранник.
  9. Кабошон.

Свое название маркиз огранка получила в честь фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур. Она отличалась любовью к ювелирным украшениям и поразительной улыбкой. Говорят, что блики камня, обработанного таким образом, напоминают улыбку маркизы. Острые грани самоцвета отражают свет солнца и заставляют кристалл блистать.

Коварный багет выдаст все дефекты камня, при этом они будут заметны, даже невооруженным глазом. Лупа или микроскоп тут не понадобятся, достаточно будет просто взглянуть на минерал. Самоцвет в огранке багет будет иметь контур прямоугольника. Покупая в салоне украшения с кристаллами, обработанными в этом стиле, стоит уделить особое внимание их качеству.

Груша или капля относится к классическим формам обработки. Ограночная капля обязательно должна иметь площадку. Груша универсальна, подходит как крупным самоцветам, так и мелким. Кристаллы такой формы могут быть использованы для изготовления серег, кулонов, подвесок и других украшений.

Октагон подчеркивает красоту минерала и его чистоту, является одной из разновидностей ступенчатой огранки. Помогает защитить хрупкий самоцвет от повреждений и сколов.

Огранка камней

Сердце встречается редко и отличается сложностью в исполнении. Такой тип обработки используется в исключительных случаях, для изготовления украшений под заказ. Придавая камню форму сердца, мастер должен создать четкий контур. В процессе работы расходы будут внушительными, по этой причине не так уж и много бриллиантов, изумрудов и рубинов, которые имеют подобную форму.

Пятигранник - это геометрическая фигура с соответствующим количеством граней. Камни, которым придают такую форму, отличаются размером. В большинстве случаев речь идет о тех самоцветах, которые особой ценностью не обладают.

Шестигранник хорош тем, что грани минерала отражаются друг от друга. В результате создается причудливый узор. Таким способом обрабатывают только те кристаллы, которые имеют крупный размер и выступают в качестве центральной вставки.

Восьмигранник - это разновидность фантазийной огранки. Такие способы обработки позволяют придать камню цвет, сделать его красивым и блестящим. Если работа проведена правильно, то из минерала получится шедевр. Так гранят только крупного размера самоцветы.

Кабошон в переводе с французского означает «шляпка гвоздя». Такой тип огранки известен ювелирам очень давно, он отличается минимализмом. Мастеру удается сохранить вес камня, на его поверхности создается ровная площадка.

Фацетная огранка и ее виды

Фацетная, или фасетная, огранка имеет несколько разновидностей, она подходит кристаллам прозрачного или полупрозрачного оттенка. Используется для обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Особенностью этого вида огранки ювелиры считают нанесение на поверхность самоцвета плоских граней.

В современном ювелирном искусстве чаще всего применяется:

  • Клиньевая: используется для обработки алмазов, турмалинов, топазов и рубинов. Таким способом гранят еще горный хрусталь. Классикой такого вида огранки считается маркиз. Самоцвет, обработанный таким способом, отличается тем, что от его поверхности максимально отражается свет.
  • Ступенчатая: подходит для огранки гранатов, рубинов, сапфиров и изумрудов. Такой тип обработки делает светлые камни выше, а темные меньше. Работа мастера направлена на поддержание красоты минерала.
  • Смешанная: требует от ювелира особых навыков, относится к фантазийной. По этой причине стоимость работы будет довольно высока, обработка способна подчеркнуть цвет и красоту камня, а также заставит его сверкать под лучами солнца и при искусственном освещении.

Разновидности огранки камней бывают разными, работа мастера влияет на стоимость украшений и в некоторых случаях способна превратить малопримечательный минерал в настоящий шедевр.

Фантазийная огранка имеет как минусы, так и плюсы, от ювелира понадобится виртуозно владеть квадрантом и обладать неплохой фантазией. Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что нет ничего лучше, чем классика. По этой причине многие бриллианты имеют круглую форму. Считается, что такие камни сияют ярче, поскольку обработка помогает им раскрыть все свои прелести.

От чего зависит цена топаза? Почему один топаз стоит дороже другого, если оба облагорожены?

Геммология считает топаз полудрагоценным камнем, однако не снижающийся на протяжении нескольких веков кряду мировой спрос позволяет понять: топаз – камень драгоценный! Во всяком случае, еще не так давно лучшие из бесцветных топазов подменяли собой бриллианты и украшали королевские короны.

Интересной природной особенностью топаза является изменчивость его цвета. В отличие от большинства кристаллов, топазы меняют окраску не из-за наличия примесей в массиве камня, а из-за дефектов в строении кристаллической решетки.

Современные экспериментаторы научились менять цвет кристаллических алюмосиликатов (топаз – обобщающее название некоторых разновидностей соединения) путем нагревания и (или) жесткого рентгеновского облучения камня. Замечено, что при нагревании топазы обесцвечиваются, а под воздействием радиоактивного излучения их окраска сгущается.

Простая, но в то же время красивая форма огранки способна преобразить любой камень. Голубые топазы, что на фото демонстрирует это правило, как никогда хорошо.

Цвет топаза - самый важный критерий цены

Цена на все прозрачные камни ювелирного качества определяется четырьмя параметрами. Это цвет, чистота, совершенство огранки и масса. При оценке важно отметить не какое-либо отдельно взятое качество самоцвета, а охватить совокупность всех достоинств изделия.

Для топаза наиважнейшую роль при определении стоимости играет цвет, точнее, и цвет, и происхождение кристалла. Самым высоким спросом у ценителей пользуются топазы желтого, розового, красновато-оранжевого цвета.

В природе топазы красных оттенков встречаются крайне редко, и потому на мировом рынке такие камни оцениваются дорого и очень дорого. Неудовлетворенный спрос на редкие кристаллы заставляет торговцев искать пути создания имитаций и изготовления разного рода подделок. Так что научиться отличать естественный цвет природного топаза от цвета, который ему придали с помощью облагораживания – стоит!

Розовый топаз естественного происхождения продается в пять-десять раз дороже, нежели кристалл тоже природный, но облагороженный для обретения красивого розового оттенка.

Императорский топаз

Императорские топазы добывают в Бразилии. Не так давно отличного качества топазы с преобладанием розовых тонов были найдены в Пакистане. Когда мы можем назвать топаз империалом? Когда его природный цвет можно определить как желтый, розовый, лососевый, или смешанный: цвет лотоса, красно-желтый, красновато-оранжевый, пурпурно-розовый.

Самым дорогим среди императорских считается розовый топаз, либо камень с явным преобладанием красных тонов. Такой самоцвет оценивается в диапазоне от 500-т до 3500-т долларов за карат. Желтый империал-топаз дешевле: его стоимость колеблется в пределах от 70-ти до 500-т долларов за карат.




Розовый императорский топаз. Фантастическая красота дорогого камня наиболее сильно проявляется при искусственном освещении. Красновато-оранжевый империал топаз. Особенности каплевидной огранки дали камню возможность полыхать ярким внутренним пламенем. Достижение гармоничных цветовых контрастов в игре света на гранях империал-топаза – свидетельство высокого мастерства огранщика. Каждое украшение такого класса – уникально! Желтый империал топаз. Насыщенный природный цвет, нежно-розовые всполохи преломленных лучей, безупречная форма и геометрически выверенная симметричность граней делают прекрасный камень неповторимым ювелирным изделием.

Природные империал топазы нечасто «выбираются» за пятикаратную планку массы, и уж совсем редко достигают весового порога в 10 карат.

Иногда на рынке драгоценных камней встречаются топазы розового цвета, которые продаются как стопроцентно натуральные. Чаще всего продавец лукавит. Скорее всего, продаваемые топазы хоть и добыты в природе, но оцвечены искусственно. Лилово-розовый цвет кристалла – как правило, результат термообработки.


Но даже искусственно обработанный розовый камень стоит дороже топаза голубых оттенков. Ответ на вопрос: «Почему?» ищите в статье про империал топазы.

Соломенный цвет шампанского

Ниже империалов в иерархическом списке цен располагаются топазы с преобладаем желтых тонов в цвете. Такой камень может походить на шампанское или золотистый чайный настой. Некоторым топазам присущ коричневатый цвет с легкими оттенками красноты или желтизны. Подобные камни расцениваются в диапазоне от 25-ти до 70-ти долларов за карат.

Немалую роль в оценке играет насыщенность цвета и общая привлекательность камня.




Светло-желтый топаз. Красивая природная желтизна, приглушенная серо-зеленоватыми тонами, делает камень довольно дорогим. Натуральный топаз с легким оттенком неяркой желтизны. Изюминка его привлекательности состоит в способности давать блики густого цвета. Любоваться игрой света в таком камне можно бесконечно! Топаз цвета розового шампанского. Изысканность и благородство – главные качества и природного самоцвета редкой окраски, и пьянящего напитка.

Искусственные цвета природных топазов

Как ни странно, но искусственно розовый топаз в цене ненамного, но все же дороже, чем голубые топазы. А ведь по долговечности окраски топазы холодных оттенков намного превосходят самоцветы теплых тонов! По всей видимости, эстетическая выразительность камня в совокупности с технологическими энергозатратами перевешивает недолговечность искусственной красоты розового цвета.

Однако ценовое превосходство рукотворно розового топаза наблюдается лишь в определенной весовой категории камня. Топаз массой до 10-ти карат есть смысл сделать розовым: его цена резко поднимется! Более массивные камни от такой «перекраски» только пострадают в ценовом отношении.

Неравномерно текущее обесцвечивание быстро превратит крупный розовый топаз в невыразительную стекляшку. Поэтому камни размером в 10 карат и выше обычно «красят» в более стойкий голубой цвет. Цена такого изделия повышается весьма значительно.

В розничной торговле Таиланда за десятикаратный розовый топаз с покупателя берут от 10-ти до 15-ти долларов за каждый карат веса. В той же лавке самый дорогой (и самый синий) среди голубых топазов – London Blue Topaz – стоит от 5-ти до 10-ти долларов за карат.

Чуть дешевле Лондонского топаза камни, носящие название Swiss blue и Sky blue – «Швейцарский голубой» (цветом погуще) и «Небесно-голубой» (цветом пожиже) топазы. Разница в цене определяется не эстетической выразительностью и ювелирной ценностью, а суммой затрат на облагораживание.

Бесцветные топазы чаще всего попадают на прилавок после цветовой коррекции. Природный камень может обладать невыразительным бурым (серым, грязно-молочным) оттенком. Из такого сырья при всем желании украшения не создать. Зато у бесцветных камней есть свои верные почитатели!

Среди белых (то есть неоцвеченных) топазов особо отличают кристаллы с характерным объемным рисунком внутри. Когда хаотичное, когда упорядоченное расположение рутиловых игл в массиве камня порой создает впечатляющие эффекты. Такие камни гранят кабошонами, чтобы игра света в гранях не мешала обозрению природных красот топазов.

Стоимость бесцветных и рутиловых топазов относительно невелика, но сильно зависит и от размера камня, и от качества огранки, и от «пейзажности» рисунка включений.


Белый, точнее бесцветный топаз. В мире его ценят мало, зато на территории бывшего СССР ювелирная ценность белого топаза признается неоспоримой!

Самые броские – наиболее дешевы!

С точки зрения непосвященного в геммологию человека самым красивым является топаз радужной окраски – так называемый «Мистик-топаз». Не менее интересен «Азотик-топаз», названный по имени фирмы, изобретшей технологию магнетронного напыления.

Магнетрон – это генератор сверхвысокочастотных электромагнитных колебаний. Мощный луч такого излучения буквально «вколачивает» молекулы металла в поверхность алюмосиликатного кристалла. Результатом воздействия становится разложение светового потока на границах сред и образование красивейшей переливчатой картины.

Умопомрачительно красивые азотик и мистик топазы оцениваются не дороже пяти долларов за карат – во многом еще и потому, что магнетронная обработка дает не особенно стойкий результат. Достаточно забыть кольцо с прекрасным мистик-топазом на ярко освещенном подоконнике, и эффектность камня снизится.




Розовый топаз. Цвет не натуральный. Заметны синие тона в красных отблесках. Отличить искусственный розовый топаз от натурального несложно именно из-за синеватых тонов оцвеченности камня. Азотик топазы. Броские, красивые, недорогие! Мистик топаз. Он первым обращает на себя взгляд покупателя. Зеленые тона, крайне редкие для природных топазов, горячо любимы всеми ценителями самоцветов. Разноцветица бликов – как девичий макияж для дискотеки...

Прозрачность и блеск как факторы стоимости топазов

Чистота кристалла и блеск полированной поверхности камня во многом формируют привлекательность украшения. Поверхностный глянец – результат использования качественных шлифовальных и полировочных материалов. Да и чистота кристалла у топазов обычно рукотворна.
Многие из добываемых топазов полупрозрачны на просвет. Они словно налиты молоком – когда густым, когда жидким, словно туманная дымка. Современные технологии позволяют «повернуть» атомы в кристаллической решетке так, чтобы топаз обрел полную прозрачность. Однако случайное нагревание прозрачного как хрусталь топаза может вернуть ему природную замутненность...




Sky blue топаз. Перфектная огранка. Классические пропорции, идеальное качество полировки. В норме такой пятикаратный камень может стоить 200 долларов. На изготовление украшения ушло намного больше времени, чем на грубую обточку топаза овалоподобной формы тайским самоучкой. Стандартная качественная огранка топаза. При хорошем исполнении и значительном (около 10 карат) размере, такие топазы заполняют среднюю ценовую нишу ювелирного рынка. Посредственное качество (скорее всего таиландской ручной) огранки. Сомнительные пропорции. Цена за карат такого топаза ниже средней, особенно, если камень невелик. Цвет – будь он хоть London Blue, хоть Swiss blue – не спасает.

Огранка, пропорции, масса

Ручная сборка во всем промышленном мире – признак высокой классности изделия. Ручная огранка драгоценного камня, напротив, снижает его качество. В слаборазвитых странах (так уж сложилось, что основная добыча топазов ведется именно там) гранение самоцветов осуществляется «на глазок». Много ли среди случайных ремесленников прирожденных мастеров с твердой рукой и наметанным взглядом? Один на тысячу! Вот и удачных топазов ручного гранения – один на тысячу.

Умение верно интерпретировать природную форму камня и подобрать для изделия пропорции, позволяющие максимально сберечь вес и сделать украшение выразительным, называется талантом. Таланты редки! Немного и топазов фантазийного гранения, достойных выставочной витрины.

Один из наиболее важных факторов, которые нужно учитывать покупая драгоценный камень или готовое ювелирное изделие с ним, это огранка. Процесс, при котором грубый, малопривлекательный минерал превращается в драгоценный камень. Огранщик заставляет камень приобретать определенную форму, раскрывать свой блеск и цвет, позволяя ему сиять в ювелирных украшениях. Такой эффект достигается только посредством качественной и точной работы ювелира.

Почему огранка так важна?

Только при правильной огранке максимально раскрывается красота камня, и наоборот, небрежная работа огранщика может испортить камень, сделать его “мертвым”, он не будет отражать свет.

Как правило, существует два типа огранки - коммерческая и точная. Основная задача в первом случае заключается в том, чтобы сохранить как можно больше вес камня, а второй тип следует за точными пропорциями, идеальными углами и т.д. Когда драгоценный камень огранен до правильных пропорций, он способен лучше обрабатывать свет, создавая более интенсивный цвет и яркость, и выглядет более привлекательно. По существу, драгоценный камень действует как зеркало для света.

Цель огранки драгоценных камней заключается в том, чтобы отразить как можно больше света. Если кристалл не был правильно огранен, результатом будет “безжизненный” камень, поскольку свет будет вытекать из павильона (нижней части камня) вместо того, чтобы отражать его обратно через корону (верх камня).

Значения огранки можно отследить на примере бриллиантов - свою красоту и популярность алмаз приобрел только в 17 веке, когда научились огранять минерал.

Сегодня существуют стандарты огранки для бриллиантов, собственно, цена камня зависит от точности работы мастера, т.е. класса огранки.

Существует градация класса огранки:

  • Превосходная огранка (Excellent)
  • Очень хорошая (Very Good)
  • Хорошая (Good)
  • Удовлетворительная (Fair)
  • Плохая (Poor)

Каждый класс указывает на качество, соблюдение пропорций и симметрии. При этом разница в цене между камнем с превосходной огранкой и камнем, например, с удовлетворительной, может отличаться в 1,5 раза и больше. Или камень имеющий больший вес, но в силу неудачной огранки может стоить дешевле и выглядеть как обычное стекло, а кристалл меньший по весу, но ограненный с хорошим соблюдением пропорций всегда будет высоко цениться. Кроме этого, неудачная огранка может привести к потере камня - его расколе, или создать на нем брак, камень может стать хрупким.

Для алмазов существует мировой эталон огранки, при котором бриллиант максимально раскрывает свое уникальное свойство - отражать свет. Метод созданный математиком с русскими корнями, Марселем Толковским - это круглые бриллианты с 57 гранями, позже такой вид огранки стали называть “Русская огранка” или “бриллианты Толковского”. В отличие от бриллиантов, цветные драгоценные камни обладают переменными оптическими свойствами и не имеют единого идеала огранки.

Виды огранки ювелирных камней

Кабошон

Кабошон - название происходит от старого французского слова «caboche», что значит - голова. Огранка кабошон - это полированный драгоценный камень с плоским или слегка закругленным дном и выпуклой или округлой куполообразной вершиной.

Традиционный кабошон - овальный, но такая огранка также может быть использована в другой форме, включая треугольники и прямоугольники. Кабошон один из самых древних форм обработки камня, тогда минерал полировали, так как не было технической возможности сделать точную огранку.

Большое количество ювелирных украшений, находящихся в собственности королевской семьи Великобритании, имеют вставки с камнями-кабошонами.

Круг

Круглую огранку часто называют бриллиантовой, так как она была специально разработана для алмазов, но сегодня многие драгоценные камни ограняются в этой форме.

Круг максимально раскрывает естественную красоту камня, он оптически наиболее эффективен.

Круглый минерал может похвастаться максимальной светоотдачей, что для конечного потребителя означает большую привлекательность готового ювелирного изделия.

Овал

Овал - от латинского слово «vum», означающее «яйцо». Стандартное число граней драгоценного камня с в такой огранке составляет 69. Для правильного овала отношение длины к ширине должно составлять примерно 2:1, хотя эта пропорция немного меняется в зависимости от оптических свойств различных типов драгоценных камней.

Качественная огранка овал позволяет камню быть, практически, таким же ярким, как и при идеальной круглой форме.

Капля или бриолет

Бриолет - популярная форма драгоценного камня, особенно выигрышно смотриться в серьгах или подвесках. Капля ограняется по всей площади, это означает, что камень покрывается многочисленными маленькими площадками. Благодаря этому бриолеты имеют свой особенный шарм и способны отражать свет в любом направлении.

У этой формы нет плоской вершины. В связи с этим, бриолет является одним из самых сложных для исполнения видом огранки драгоценных камней. Считается, что эта форма произошла из Индии примерно 800 лет назад и была привезена во Францию, где сразу стала любимой среди дворян до конца 17 века.

Маркиз

Камни с огранкой маркиз характеризуются удлиненной овальной формой с заостренными концами. Существует красивая легенда, что такая форма огранки возникла в 18 веке, когда король Франции Людовик поручил придворным ювелирам создать бриллиант, отражающий улыбку его дамы сердца.

Название камня происходит от ассоциации с королевской властью. Форму маркиз также, называют наветтской огранкой, дело в том, что от французского navette - означает маленький корабль. И действительно, есть некоторое сходство с формой судна. Драгоценный камень в огранке маркиз - идеальная форма для женского пальчиков, так как заостренные концы визуально делают их более изящными и стройными.

Грушевидная форма

Грушевидный драгоценный камень доступен в самых разных вариациях, хотя идеальная форма достигается благодаря соблюдением пропорций, когда длина в полтора раза больше ширины.

Огранка груша особенно хорошо подходит для цветных драгоценных камней, так как она максимально раскрывает естественный цвет кристалла.

Для придания украшениям изысканного и благородного вида используется огранка камней. Это мастерство оттачивалось столетиями и имеет некоторые нюансы. Любой неограненный самоцвет не будет выглядеть привлекательно. Только опытный огранщик при минимальных потерях драгоценной массы способен создать настоящий ювелирный шедевр. Существует несколько типов огранки, которые позволяют обеспечить неповторимую игру света в драгоценных камнях.

Смысл обработки самоцветов

Огранка - механическая обработка драгоценных и полудрагоценных камней, предназначенная для придания им структуры, способной обеспечить максимальное проявление особенностей минерала. Суть этого процесса заключается в формировании на поверхности камней геометрически правильных фигур, складывающихся в единую форму. В результате создается необходимый эффект восприятия блеска и цветовой палитры.

Переливчатые световые эффекты создаются благодаря большому количеству граней, расположенных так, чтобы лучи света многократно отражались и преломлялись. Кроме этого, огранка полудрагоценных камней должна обеспечить в момент преломления луча света его разложение на спектральные составляющие. Каждый граненый самоцвет обладает не только уникальным видом граней, но и внешней формой.

Это весьма трудоемкий процесс, справиться с которым под силу лишь опытному специалисту. Минимальное количество граней составляет 30, а максимальное может превышать 200. Кроме этого, они должны располагаться под определенным углом и иметь идеально ровную поверхность. Также обработка самоцветов выполняет и другие функции, например:

  • проявление колорита минерала;
  • минимальные потери драгоценной массы;
  • совмещение стиля камня с конструкцией и палитрой украшения и т. д.

Виды огранки драгоценных камней, а также их форма, выбирается в соответствии с особенностями материала, размером и назначением ювелирного изделия.

Виды облагораживания

В первую очередь необходимо разобраться в терминах, используемых огранщиками. Зная их, можно при взгляде на самоцвет узнать много интересного. Принято выделять следующие элементы огранки:

Круглая огранка

А сейчас стоит рассмотреть виды огранки камней с названиями. Наиболее простой среди них является круглая. Уже по наименованию можно предположить, что минерал в этом случае не имеет граней. Наиболее распространенным видом круглой огранки является кабошон. Обработанный самоцвет чаще всего имеет плоское дно, а также выпуклый купол. При этом формы купола могут быть различными, например, лодочка, ромб, капля, сердце и т. д.

Именно таким способом обрабатываются полупрозрачные и непрозрачные минералы: нефрит, бирюза, опал и другие. Также существует несколько разновидностей кабошона. Так, непрозрачные самоцветы имеют плоское основание, а верх делается выпуклым.

Если в минерале есть внутренние дефекты, то чаще всего обе оконечности камня делают выпуклыми. Авантюрин, малахит, оникс и некоторые другие самоцветы после обработки имеют форму шара, и это еще один вид круглой огранки.

Фасетная круглая бриллиантовая

Используется при обработке прозрачных самоцветов, обладающих сильной световой дисперсией. Именно этот вид огранки в большинстве случаев позволяет качественно продемонстрировать игру света и блеск драгоценного камня при минимальных рисках нанесения внешних повреждений. Однако у этого вида обработки есть один существенный недостаток - большие потери массы, достигающие порядка 60%.

Среди других видов круглой фасетной огранки можно отметить еще два:

Фасетная ступенчатая фантазийная

Не позволяет добиться максимального блеска камня, но подчеркивает его окраску. Чаще всего используется для обработки прозрачных минералов, обладающих средними цветовыми тонами. Наиболее популярными являются следующие формы огранки драгоценных камней:

Фасетная клиньевая фантазийная

В большинстве случаев это вариации круглой бриллиантовой огранки. На самоцвет наносится большое количество граней, имеющих форму клина. Это позволяет не только раскрыть цвет минерала, но и качественно передать игру света в нем. Наиболее востребованными являются следующие виды клиньевой фасетной огранки:

Также следует вспомнить и о смешанных способах огранки драгоценных камней. При такой обработке используются различные сочетания гладкой, фасетной, ступенчатой и клиньевой, например, радиант, барион, французская, крестовая и другие виды огранки.

Процесс обработки камня

Облагораживание самоцветов можно разделить на несколько этапов. Сначала ювелир разделяет камень на части путем распиливания либо раскалывания. В первом случае потребуется специальное оборудование, а во втором - особая оснастка. Форма минералу придается с помощью одного из двух методов:

  • Обдирка.
  • Обточка.

Эти операции выполняются на станке, внешне напоминающем токарный, но значительно меньших габаритов. Сама же огранка состоит из шлифовки и полировки. Для выполнения первой операции применяется станок, оснащенный специальным вертикальным инструментом, вращающимся со скоростью около 3 тыс. об/мин.

Для шлифовки самоцветов применяется особая смесь, состоящая из алмазного порошка и оливкового масла. Шлифовальный состав наносится на специальные чугунные пластины станка, после чего проводится обработка самоцвета.