Конспект сравнение предметов по свойствам. Свойства предметов – Конспект урока по математике «Свойства предметов. Выделение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определёнными свойствами. элементарных математических представлений

12.08.2015 5576 0

Цель урока: выявить первоначальный уровень знаний учащихся о свойствах предметов (форма, цвет, размер, материал), умения вести счет предметов и явлений. Главная цель этого урока – диагностика знаний и умений ребенка, учитель должен определить, что может каждый ребенок, насколько понимает требования учителя, как держит ручку, как выполняет задания, в каком темпе.

Психологический настрой.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Будем думать и решать.

Беседа

Вводная беседа о предмете математики и ее роли в жизни людей. На этом этапе учитель должен показать значимость изучения данного предмета.

Устная работа (выявление уровня подготовленности учащихся)

Подбор предметов и групп предметов (одинаковые и разные по форме, цвету, размеру и материалу).

Несколько одинаковых по размеру, но отличных по цвету мячей, кубиков и т.д.

Работа по сравнению предметов . Выясняется: какого цвета предметы, из чего они сделаны, одинаковые ли они по размеру, могут ли дети определить их форму. Далее предметы сравниваются по перечисленным признакам.

– Посмотрите внимательно на эти полочки (на верхней выставлено 5 одинаковых кубиков, а на нижней – 2 другого цвета).

Чем предметы похожи, а чем отличаются?

Где кубиков много, а где мало?

Назовите, каких предметов в классе мало, а каких много.

Работа по учебнику.

Знакомство с учебником и тетрадью.

Беседа по сюжету рисунка №1.

Описать, что изображено на рисунке.

– Кто изображен на рисунке? (Это ученик – он в школьной форме – и малыш).

– Внимательно посмотрите на предметы, изображенные ниже детей, скажите, какие предметы возьмет школьник в свой портфель, а какие – малыш в детский рюкзачок.

Задание №2 на сравнение двух рисунков. Надо найти все отличия. Поиграем в игру «Что исчезло?». Детям показывается аналогичный набор предметов: посмотрите и запомните, какие предметы стоят у меня на столе.

– Теперь закройте глаза.

Дети закрывают глаза, учитель меняет предметы местами или убирает/добавляет предметы на столе.

– Откройте глаза и скажите, что изменилось.

Беседа об учебных принадлежностях и правилах расположения их на школьной парте.

Задание №3 .Уровень владения счетом, умение концентрировать внимание учащихся, умение классифицировать предметы (учебные и не учебные принадлежности).

Сколько предметов лежит в портфеле?(Посчитайте)

Какой предмет лишний?

Закрыть и показать детям правильное расположение учебных предметов на парте.

Физминутка

Каждый день по утрам делаем

Зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседания 4–6 раз),

Прыгать и скакать (5–6 прыжков).

Работа в тетради.

БЕСЕДА как правильно расположить тетрадь, как правильно держать простой карандаш, ручку.

Задание №1 – для выяснения способа счета предметов, которым владеет ребенок.

– Найдите полочку с игрушками и скажите, какие игрушки нарисовал художник.

– Посмотрите на таблицу. (Учитель показывает, о какой таблице идет речь). Рядом с изображением пирамидки нарисуйте столько палочек, сколько пирамидок вы увидели на полках.

Нарисуйте столько палочек, сколько клоунов на полках?

Столько палочек, сколько мячиков?

Задание №2 предполагает сравнение, счет предметов, изображенных на рисунке.

Каких размеров карандаши вы видите на рисунке?

Каких цветов карандаши?

Дорисуйте карандаши – разные по цвету, толщине и длине.

Раскрасьте красным толстый карандаш, синим длинный.

Задание №3 – выяснение уровня развития руки и глазомера. Знакомство с клеткой тетради.

Обведите шариковой ручкой по пунктирной линии рисунки.

Задание №4 помогает выяснить знание детей об основных геометрических фигурах – круге, треугольнике, квадрате

Какие фигуры изображены на рисунке?

Раскрашивание способствует развитию мелкой моторики руки.

Рефлексия.

Маленький светофор на полях – это сигнал к дальнейшим действиям учителя и ученика. Детям предлагается раскрасить соответствующий сигнал, в зависимости от аккуратности и правильности выполненной работы.

Итог урока

– О чем мы сегодня на уроке говорили?

– Что нового узнали?

Содержимое разработки

Подготовка к школе. 5-6 лет. (Математика)

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ. 5-6 лет.

Свойства предметов.

Цели:

Продолжать формировать представления дошкольников о свойствах предметов (форма, величина).

Учить выявлять свойства и различия предметов (цвет, форма, величина).

Закреплять умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку, находить лишний предмет.

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Способствовать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Оборудование:

Контурные изображения зайца, медведя, мышки + игрушка мышка; набор цифр; изображение радуги из полосок; изображение предметов: семечки, корочка хлеба, сыр, игрушки, грибы, мячи, кубики, машинки и т.п. (по 4 предмета одного цвета-красный, желтый, зеленый, коричневый); кружки большие белого цвета и маленькие желтого цвета, имитирующие кусочки сыра; орех, круглое овсяное печенье, яблоко, апельсин, помидор; пособие Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз-ступенька, Два-ступенька» Лист 2-3.стр.2-3.Занятие 2-3.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

В нашем классе, в нашем классе

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Дружно рядышком сидят,

Есть и Машенька,

Есть и Сашенька (называет поочерёдно всех детей).

Сегодня мы еще раз с вами заглянем в интересную страну - "Математика". – Посмотрите, кто пришел к нам на занятие? (демонстрируется изображения вырезанных по контуру фигур зайца, медведя, мышка). Дети называют зверей.

Как назовем их всех одним словом? (Звери, животные.)

Что у них общего? (Живут в лесу.)

А чем каждый из них отличается от остальных? (заяц – белый, ушастый, медведь большой и коричневый, мышка - маленькая и серая и т.п.).

Давайте посчитаем зверей.

Сколько их всего? Кто первый, второй слева? Кто посередине? Кто последний? Кто перед мышкой? Кто между зайцем и мышкой? Какой цифрой обозначим количество этих зверей.

Один из зверьков приглашает нас в гости. Отгадайте, кто это:

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

(мышка)

А может, это все-таки зайка? Почему не зайка?

Как догадались, что мышка? Что вам помогло?

Что вы еще знаете об этом зверьке?

Молодцы, вы правильно догадались, что это мышка, а помогло вам в этом то, что вы указали на те отличительные свойства, по которым мышку можно отличить от зайца.

Вот так у каждого предмета можно найти и назвать отличительное свойство, которое будет отличать его от других предметов. Уметь видеть и называть эти отличительные свойства предметов мы и будем сегодня учиться. А учиться будем вместе с мышкой.

Свойства предметов

Цвет

Ой, пока мы с вами разговаривали, мышка засунула свой носик в мои бумаги и посмотрите, что натворила (достаете аппликацию с изображением радуги, но цвета, в которой, поменяйте местами, для детей, которые пришли в первый раз проведите дополнительно информационное сообщение о радуге, см. Занятие 1.Радуга).

Восстановите порядок радуги, еще раз обратите внимание на количество цветов в радуге, их порядок.

Ну вот, все в порядке можно и в гости к мышке зайти!

Посмотрите, что можно найти у нее в норке (из мешочка доставайте картинки с изображением предметов: семечки, корочка хлеба, сыр, игрушки, грибы, мячи, кубики, машинки и т.п., должно быть по 4 предмета одного цвета-красный, желтый, черный, коричневый. Для детей 5 лет используйте только по три предмета). Попросите детей назвать и пересчитать предметы, и найти цифру, которой обозначим количество этих предметов.

Да, мышка, совсем в норке у тебя нет порядка, все разбросано, а это не хорошо, нужно навести порядок!

Посмотрите, как мышка наводит порядок в своей норке, как она все аккуратно складывает в шкаф (заранее приготовьте лист ватмана, разбитый на квадраты).

Учитель сам выкладывает желтые предметы на первую полку.

Что интересного заметили? (все предметы желтые.)

Где положила мышка предметы желтого цвета. В этом случае говорят: в строчку.

Затем предметы выкладываются в каждой строке.

Какие предметы мышка положила во второй строке? (красные).

В третьей? (коричневые).

В четвертой (зеленые).

Еще раз посмотрите на шкаф, в котором навела порядок мышка. В этом шкафу есть строки, назовите их по порядку (рядом обязательно ставьте метку цифрой). А еще есть столбцы. - Может кто-нибудь догадался из вас и сможет показать мне и ребятам первый, второй, столбец? (Если дети затрудняются, покажите им сами, обозначив столбцы цифрами).

Мышка все предметы в своем шкафу сложила очень аккуратно и очень интересно, вы заметили это? Акцентируйте внимание ребят, что она разложила все предмету, ориентируясь на свойство: одинакового цвета.

Еще раз назовите все предметы, употребляя цвет: красная машинка, зеленое яблоко и т.д.

Какой предмет находится в первой строке и во втором столбце?

Какой предмет расположен в третьей строке, но не в первом столбце?

Назови по памяти все предметы в четвертом столбце.

А какие еще цвета вы знаете? Посмотрите вокруг, и назовите предметы красного, синего, голубого цвета.

Работа по пособию Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз-ступенька, Два-ступенька..» Лист 3.стр.3. Задание 3.

Физминутка

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

1,2,3,4! – Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

Величина (размер).

А вот мышка решила вам загадать загадки, а за каждую отгадку она будет давать нам подарок, согласны? (приготовьте кружки большие белого цвета и маленькие желтого цвета, имитирующие кусочки сыра).

1.Этот предмет всегда можно найти на кухне. Он большой и обычно бывает белого цвета. В нем всегда холодно. А когда мы голодны, он всегда придет нам на помощь. (холодильник).

2. А этот предмет большой, мягкий, удобный, красивый. У него есть сиденье, спинка и подлокотники. На нем можно сидеть и отдыхать, можно прилечь и почитать книгу. (диван).

3. Он большой, дубовый, полированный. У него гладкая столешница и резные ножки. За ним обедают. (стол).

4. А этот предмет круглый, он оранжевого цвета. Из него делают сок. (апельсин) и т.п.

За правильные ответы дети получали от мышки в подарок кусочки сыра двух размеров и двух цветов. Теперь попросите детей выложить все кусочки сыра на стол.

Вот сколько угощений мы заработали. (посчитать, обозначить цифрой).

А теперь посмотрите, что общего у всех кусочков сыра? Форма-они все кружки.

А чем отличаются? (цветом, и величиной (размером).

Мы говорили с вами уже о том, что для того чтобы подружиться с любым предметом ему можно задать вопрос: Какого он цвета?

А еще ему также можно задать вопрос: Какого он размера? Это тоже будет признаком, по которому его можно выделить среди других предметов.

Сколько всего кусочков сыра нам дала мышка? Сколько белых? Сколько желтых? Сколько больших и сколько маленьких?

Физминутка (для глаз)

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо)

Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

Форма.

Молодцы! Мы много ходили и мышка проголодалась, посмотрите, что она приготовила нам на угощение (дети перечисляют предметы, которые демонстрирует преподаватель: орех, круглое овсяное печенье, яблоко, апельсин, помидор. Возьмите в руки орех и печеньку, и попросите детей сравнить эти предметы.

Как вы думаете, есть ли что-то общее у этих предметов? Есть ли что-нибудь общее у этих предметов? (их можно есть, оба круглые) Чем они отличаются? (имеют разный размер; печенька плоская, а орех выпуклый, дайте детям его пощупать)

Затем предложите детям посмотреть, что будет! Положите печеньку на лист бумаги и орех, обведя их по контуру, покажите детям, что у вас получился круг. Акцентируйте внимание детей на то, что предметы могут быть одной формы, т.е. иметь круглую форму.

Посмотрите, есть ли у мышонка еще предметы, имеющие такую же форму, как орех? (яблоко, апельсин, помидор)

Эти предметы также круглые и имеют форму шара. Посмотрите, есть ли еще в классе шарообразные предметы и назовите их.

Проведите аналогичную работу с кубом и квадратом, пирамидой и треугольником, различными предметами имеющими эту форму.

Если вы еще раз вы захотите познакомиться с предметом, спросите у него: Какой он формы? И вы увидите, что предметы могут иметь одинаковую или различную форму.

Пальчиковая гимнастика

Мои пальчики расскажут,

(хлопают в ладоши с растопыренными пальцами),

Что умеют - все покажут:

(одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом).

Их пять на каждой руке

(показывают растопыренные пальцы).

Всё сделать смогут, всегда помогут.

(хлопают в ладоши).

Они на дудочке играют

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Щиплют, ласкают -

Пять и пять моих ловких пальчиков

(показывают пальцы обеих рук).

Работа по пособию Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз-ступенька, Два-ступенька..» Лист 2.стр.2. Задание 1, 2, 3; лист 3. Стр.3. Задание 1,2.

Итог занятия

Итак, наш урок закончен, мы учились сегодня вместе с мышкой знакомиться с предметами по-новому. Мы узнали, что для того чтобы подружиться с любым предметом ему можно задать вопросы: Какого цвета? Какой величины (размера)? Какой формы? И увидели, что есть предметы, которые могут быть похожими друг на друга, потому что они одного цвета, одной формы, одной величины (размера), а могут быть совершенно разными, т.е отличаться и цветом, и размером, и величиной!

Давайте теперь еще раз посмотрим друг на друга, и скажем чем мы похожи, а чем мы отличаемся друг от друга?

И скажем спасибо мышке, которая помогла нам узнать много нового и интересного, и посмотрим, что за угощение она нам приготовила (раздайте детям печенье).

Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?

Признак предмета - это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина - является предметом, а зеленая - это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?

https://pandia.ru/text/78/074/images/image002_75.jpg" width="84" height="101 id=">

И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.

https://pandia.ru/text/78/074/images/image004_49.jpg" width="223" height="149 src=">.jpg" width="510" height="127 src=">

А теперь назови как можно больше предметов:

а) красного цвета;

б) зелёного цвета;

в) чёрного цвета;

г) голубого цвета.

Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?

https://pandia.ru/text/78/074/images/image008_22.jpg" width="76" height="101">

Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?

Назови как можно больше предметов:

а) круглой формы;

б) овальной формы;

в) квадратных;

г) прямоугольных.

Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: и такого цвета: ?

Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так:


А теперь правильно назови большой и маленький https://pandia.ru/text/78/074/images/image016_25.gif" width="366" height="274">

А теперь попробуй с помощью обозначений https://pandia.ru/text/78/074/images/image019_9.jpg" width="71" height="101 src="> обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:

- красное яблоко.

Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.

ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ


Покажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.

Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.

Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы , занесут твори ответы в специальный бланк ответов.

Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?

1 загадкаhttps://pandia.ru/text/78/074/images/image032_3.jpg" width="141" height="95 src=">

3 загадкаhttps://pandia.ru/text/78/074/images/image034_2.jpg" width="133" height="86">

Задание 3.

Задание 4.


Задание 5.


Задание 6.

В каждом окошке найди нужный рисунок.

ЦЕЛЬ:

  • Научить выявлять свойства предметов (цвет, форма, размер, материал)
  • Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.

ХОД УРОКА

1. Подготовительный этап.

На одном из предшествующих уроков учитель ведет детей в путешествие по школе "В гости к старшеклассникам". Дети знакомяться с разными чудесами, которое умеют делать, старшеклассники, например:

а) в кабинете химии две белые жидкости сливаются в один сосуд и получается красная жидкость;

б) в кабинете физики луч света првращается в радугу и т. д.

Важно, чтобы дети эмоционально пережили удивление,восхищение желание учиться.

2. Постановка учебной задачи.

Урок начинается с того, что дети высказывают свои впечатления о увиденном. Учитель говорит: Школа - необычный, удивительный мир, которой мы с вами "открывать". К нам тоже часто будут приходить гости. Сегодня мы впервые открываем дверь в прекрасную страну "Математика". КТО пришел нас поздравить с нашим первым уроком математики?

Открывается шторка:

(На доске висят рисунки зверей:еж. белка, заяц, лиса, медведь.)

Дети называют зверей.

Как назвать их всех одним словом? (Звери, животные.)

Что у них общего? (Живут в лесу.)

Чем каждый из них отличается от остальных? (Еж - с иголками, белочка скачет по деревьям и т.д.)

Сколько их всего? Кто первый слева? Кто на четвертом месте? Кто посередине?Кто последний? Кто реред зайцем? Кто между зайцем и медведем?

Один из зверьков приглашает нас в гости. Отгадайте, кто это:

Рыжая, пушистая,
Шубка золотистая...

Ответы детей.

По деревьям скачет
И орешки прячет. (Белка.)

А может, это все-таки лисичка? Почему?

Как догадались, что белочка? Что вам помогло?

Что вы еще знаете об этом зверьке?

Учитель подводит итог обсуждению и формулирует задачу урока:

Не только у зверьков, но и у всех прдметов есть отличительные свойства.Уметь их видеть и рассказывать о них нас сегодня поучит белочка.

3. Изучение нового материала.

1) Сравнение предметов по цвету.

Отправимся в гости к белочке,заглянем к ней в дупло.Перечислите предметы, которые вы видите. (Ягоды,грибы,игрушки.

Перед приходом гостей белочка задумала невеста порядок,разложить все предметы в шкаф по местам. (Учитель открывает штору,за который нарисована таблица 3х3, изображающая белочкин шкаф, и сам выкладывает желтые предметы на первую полку.) Что интересного заметили? (все предметы желтые.)

Как расположены предметы?

В таком случае говорят: в строчку. Какие предметы белка положила во второй строке? (Красные.) В третьей? (Коричневые.)

Какие еще цвета вы знаете?Назовите предметы из окружающей обстановки розового, голубого цветов.

Назовите предметы из окружающей обстановки такого же цвета, как машина.

Внимательно присмотритесь к белкиному шкафу. В нем есть строчки, а есть столбцы. Кто догодался, где первый столбец, второй, третий?

Белка- хозяйка интересно расположила предметы по

столбикам. Вы заметили это?(Грибы, игрушки, плоды.)

2) Ориентирокав таблице.

Какой предмет находится в первой строке и вторм столбце?

Какой предмет расположен в третьей строке, но не в первом столбце?

Назовите по памяти предметы третьей строки.

3) Работа с таблицей из учебника.

Что общего у всех предметов 1-й, 2-й, 3-й строки? 2-го, 1-го, 3-го,4-го столбцов?

Назовите предмет такого же цвета, как огурец.

Какой предмет расположен во 2-ом столбце и 3 -й строке? Какого он цвета?

Назовите каждый желтый предмет.

Обведите линией все желтые предметы.

4) Счет предметов.

За правильные ответы дети получали от белки в подарок жетоны двух размеров и двух цветов(например. маленькие коричневые и большие желтые жетоны). Учитель просит детей выставить все заработанные жетоны на доске.

Покажем, что заработали. Что общего у всех жетонов? (Круги.)

Чем отличаются? (Цветом, размером.)

Сколько всего жетонов подарила нам белка? Сколько коричневых? Сколько больших и сколько маленьких? Надо ли считать жетоны для ответа на последний вопрос?

Посчитайте белочкины круги в учебнике. Сколько синих? Сколько красных и зеленых? Сколько некрасных? Сколько маленьких?

5) Физкультминутка.

Дети встают напротив друг- друга, хором считают до 10 и хлопают в лодоши,как в считалочках: на счет " один"- хлопок в лодоши, на счет "два" касаются ладонями друг-друга, на счет "три" - хлопок в ладоши, на счет "четыре" касаются ладонями друг друга и т. д.

6) Игра:"Угадай предмет".

а)- Вы любите загадки? Белка в своих загадках описывает предметы, перечисляя их свойства.Вот одна из них:"Этот предмет находится у меня на кухне... красный в белой горошек, у вас может быть другого цвета...он сделан из металла... в него наливают воду... он не прочь погрется на плите и посвистеть в свой носик".

После названия каждгог свойства учитель делает небольшую паузу, дожидаясь от детей их вариантов ответов. В конце концов устанавливается, что это чайник.

Дома учитель предлагает детям самим придумать загадку про какой- нибудь предмет окружающий обстановки.

б) Аналогичная игра проводится с предметами из белкиного шкафа. Ученикзагадывает предмет, а учитель перечисляет его свойства и угадывает. После этого, наоборот, предмет задумывает учитель, а дети называют его свойства:" Он зеленый? Круглый? Его едят? В этоге выясняется,что это орех.

7) Сравнение предметов по форме.

На столе у учителя 5-6 предметов, из которых 3-4 имеют одинаковую форму. В руках - жетон коричневого цвета и орех. Учитель предлагает сравнить жетон и орех.

Есть ли что-нибудь общее у этих предметов? Чем отл ичаются?

(Разный размер; орех съедобный, а жетон нет; оба круглые, но жетон плоский, а орех выпуклый.)

Посмотрите,есть ли у белочки предметы,имеющие такую же форму, как орех?(Мяч, яблоко, шарик.)

Говорят, что эти предметы имеют форму шара. (Дети повторяют хором.)Есть ли шарообразные предметы в нашем классе?

8)Работа с таблицей из учебника.

Перечислите предметы 1-й строки. Что интересного заметили?

Что общего у предметов 2, 3 строки? Как называется форма этих предметов

Что интересного в предметах, расположены по столбцам?

Какой предмет расположен в1-й строке и3-м столбце?

Задумаете предмет и расскажите его адрес.

4. Работа в прописи (М-1, часть1, стр.1)

Если позволить время, аналогичное задание можно сделать в тетради в клетку.

5. Итог урока.

Попрощаемся сбелкой. Чеиу она нас сегодня научила?

Вы довольны?

Скажем ей: "Спасибо!"

Людмила Кайгородова
Конспект занятия «Свойства предметов». Средняя группа

Тема: "Свойства предметов"

Цель:

Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов.

Материалы к занятию:

Демонстрационный - карандаши, альбомный лист бумаги, картинки с изображением овощей.

Раздаточный - цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, листочки бумаги, наборы фигур: 5 кругов - красный, желтый, зеленый, оранжевый и синий, 5 овалов, 5 квадратов, 5 треугольников и 5 прямоугольников тех же цветов.

Ход занятия:

I. Свойство предметов - цвет. Цвета радуги.

Воспитатель вставляет в стакан цветные карандаши всех цветов радуги. Такие же стаканчики с цветными карандашами на столах у детей. Воспитатель показывает картинку с изображением Карандаша:

Ребята, наш Веселый Карандаш рассказал мне удивительную историю! Оказывается, карандаши умеют разговаривать и даже хвастаться. Вот этот карандаш сказал (берет в руки красный карандаш): «Я могу быть маком, огнем, флагом!»

Воспитатель рисует красную линию на альбомном листе бумаги, прикрепленном на доске, а дети рисуют красную линию на своих листочках бумаги. Затем воспитатель просит их рассказать, чем похвастались остальные карандаши:

Угадайте, что рассказали эти карандаши?

Дети по собственному желанию выходят к доске, выбирают карандаш и оставляют им свой след на листе, прикрепленном на доске. Остальные дети рисуют линии теми же цветами на своих листках. Примерные ответы детей:

Оранжевый: «Я апельсин, морковь!»

Желтый: «Я цыпленок, солнце, репа!»

Зеленый: «Я трава, листва, целый лес!»

Голубой: «Я незабудка, небо, лед!»

Синий: «Я чернила, море, василек!»

Фиолетовый: «Я слива, сирень, сумерки, колокольчик!» Воспитатель благодарит детей за помощь и загадывает загадку. -Веселый Карандаш шепнул мне одно словечко. Догадайтесь какое.

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга. (Радуга)

А кто знает цвета радуги?

Дети называют: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Предложить им составить радугу из полосочек цветной бумаги.

Дети встают в круг, в центре которого стоит водящий с завязанными глазами, берутся за руки и, шагая по кругу, дружно говорят:

Мы все встали дружно в круг,

Повернулись разом вдруг,

(все поворачиваются на 180° и идут в обратном направлении)

А как скажем: «Скок, скок, скок!» -

Один из детей по указанию воспитателя повторяет последнюю строчку, а водящий отгадывает, кто это. Если он не отгадал, то продолжает оставаться водящим, а если отгадал, то водящим становится тот, кто подавал голосок. Игра повторяется 2-3 раза.

Роль ведущего во 2-м и 3-м туре игры лучше поручить кому-нибудь из детей.

III. Сравнение предметов по признакам сходства и различия (цвету, фор-ме, размеру, материалу, назначению и т. д.).

Рассмотрите картинки. Что нарисовано на первой картинке? (Кукла и мишка.)

Сравните куклу и мишку: что у них общего и чем они отличаются? Воспитатель, в случае необходимости, может начать сравнение: общее

у куклы и мишки назначение - это игрушки; одинаковый размер; общее то, что и у куклы, и у мишки есть ленточки, а отличаются они тем, что. И дети называют признаки различия самостоятельно.

Сравните воздушный шар, на котором летит Незнайка, и мячик: что у них общего и чем они отличаются? (У них одинаковая форма: и мяч, и воздушный шар имеют форму шара. А отличаются они цветом: мяч - желтого и синего цвета, а воздушный шар - желтый и красный. Еще они отличаются размером: мяч - маленький, а воздушный шар - большой. Назначение у них тоже разное: мяч - игрушка, а воздушный шар - летательный аппарат.)

Сравните ежа и елку. («Ель на ежика похожа: еж - в иголках, елка - тоже, и "живут" они в лесу». Отличаются они размером: еж маленький, елка больше ежа. Еще они разного цвета: еж серый, а елка зеленая. Ежик - животное, елка -растение.)

Рассмотрите картинку. Как вы думаете, почему ниточкой соединены лиса и морковка? (Они оба оранжевого цвета.)

Молодцы! А теперь возьмите свои «волшебные» карандаши и соедините «волшебными ниточками» предметы одного цвета.

Расскажите, какие картинки вы соединили? Почему? Примерные ответы детей:

Морковка и лиса оранжевые.

Я соединил цыпленка и луну, потому что они желтые.

Помидор и божья коровка красные.

Лягушка и яблоко зеленые.

IV. Физкультминутка «Смотри в оба».

Дети строятся в ряд (не более 7-10 человек). Водящего выбирают с помощью считалочки или назначением. Ему предлагается запомнить, в каком порядке стоят дети. После того как водящий отворачивается, дети перестраиваются. Водящий должен определить, что изменилось, и восстановить нарушенный порядок. Расположение может быть линейное, круговое, хаотичное - в зависимости от уровня сложности, который хочет предложить воспитатель.

V. Закрепление умения выделять свойства предметов.

1) Беседа об овощах. Отгадывание загадок.

Какие овощи вы знаете?

Что растет у вас на огороде (например, на даче?

Про какие овощи так говорят? Как вы догадались?

а) Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

в) Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?

б) Летом в огороде -

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке -

Желтые, соленые.

г) Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что за шар это?

Дети объясняют, по каким признакам они догадались, о чем идет речь: по цвету, форме, размеру, вкусу и т. д.

2) Игра «На что похоже?».

Картинки с изображением овощей.

Молодцы! Вы очень хорошо отгадываете загадки. А теперь рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи.

Примерные ответы детей:

Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник, -я положу оранжевый (красный) треугольник.

Репа желтая и круглая. Я выбираю желтый кружок. И т. д.

Что вам больше всего запомнилось на занятии?

Что понравилось? Что показалось трудным?