Лариса Дугина
Проект «Дымковская игрушка» (средняя группа)
Паспорт проекта
Название проекта : «Дымковская игрушка »
Вид проекта : Информационно-творческий
База проекта : МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок»
Срок реализации проекта : Краткосрочный 3 недели (4.04.2016-25.04-
25.04.2016гг.)
Участники проекта : Дети средней группы , родители, воспитатель
Актуальность проекта
Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно.
Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и
Проблема
Развитие гармоничной творческой личности сложно представить
без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного
народного творчества переоценить невозможно.
Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка,
раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и
рассказывает об истории народа и его традициях.
Воспитывает любовь к прекрасному - это значит, познакомить детей
с различными видами искусства.
В первую очередь с произведениями народного творчества.
Цель проекта
Приобщать детей к миру прекрасного, через знакомство с произведениями народного творчества дымковских мастеров .
Задачи проекта
Создать развивающее пространство по декоративно – прикладному
искусству народных мастеров Дымково ;
Развивать творческую личность в художественно продуктивной
деятельности;
Расширять представления о дымковской игрушке , процессе ее
изготовления, цветовой гамме и многообразии форм;
Обучить умению выделять элементы дымковской росписи
(кружочки, клеточки, полоски) ;
Воспитывать чувство гордости и удовлетворения от хорошо и
красиво выполненной работы и одобрения сверстников и
взрослого.
Привлечь родителей к созданию
мини-музея.
Этапы работы
Подготовительный этап
Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом
возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей;
Изучение литературы по данной проблеме;
создание развивающей среды , оснащение уголка группы
материалами по теме проекта ;
привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение
к сотрудничеству).
Практический этап
Отбор и изготовление дидактических игр, стихов, рассказов
по теме проекта ;
Беседы, рассматривание фотографий и иллюстраций;
Сюжетно – ролевые игры «Магазин игрушек » , «Ярмарка
игрушек »;
Оформить выставку детских работ;
Создать мини-музей «Народная игрушка »
Заключительный этап
Оформление альбома «Дымковская игрушка » ;
Оформление консультаций для родителей («Роль народной
игрушки в воспитании дошкольника», «Народная игрушка
и ее роль в развитии дошкольника»);
Оформление выставки детских работ;
Создание мини-музея «Народная игрушка »
Взаимодействие с детьми
Беседа «Народные игрушки » ;
Беседа с рассматриванием дымковских игрушек ;
Рисование наряд для барышни, лошадки;
Д/и «Составь узор» , «Наряди Олешка» ;
Чтение сказок, загадок, заучивание стихотворений;
Взаимодействие с родителями
Анкетирование по теме;
Консультации для родителей;
Привлечь родителей к сбору экспонатов в мини - музей
Ожидаемый результат
Дети :
расширили представления о дымковской игрушке ;
научились выделять элементы дымковской росписи ;
научились видеть и откликаться на проявление красоты
в искусстве;
приобрели изобразительно-выразительные умения (передача
формы, пропорций, композиции).
Родители :
приняли участие в подборе предметов народного промысла;
приобрели знания о народной дымковской игрушки ;
укрепили внутрисемейные связи.
Литература
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
5. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
7. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
8. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка . Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез,2005.
Наталья Бондарева
Проект «Красота дымковской игрушки» (средняя группа)
Вид проекта : познавательно-творческий
Срок реализации проекта : среднесрочный , 1неделя
Участники проекта : дети средней группы , родители, воспитатели
Актуальность проекта
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки . А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе , научат любоваться красотой . Однажды, мы с детьми пришли в музей детского сада, где была расположена выставка дымковских игрушек . Я обратила внимание детей на яркость и красоту игрушек и спросила у детей , как они называются. Дети этого не знали. Так и возникла идея проведения этого проекта .
Цель проекта :
Приобщать детей к миру прекрасного через знакомство с произведениями народного творчества дымковских мастеров .
Задачи проекта :
Расширять представления о дымковской игрушке , процессе ее изготовления, цветовой гамме и многообразии форм;
Развивать творческие способности, инициативу, художественный вкус, познавательную активность, внимание, любознательность, эстетическое восприятие.
Развивать мелкую моторику рук и тонких движений пальцев.
Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству, уважение к работе мастеров.
Ожидаемый результат : в ходе реализации данного проекта я предполагаю , что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке . Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть некоторые ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут использовать полученные знания в домашних условиях.
Продукт проектной деятельности :
Выставка совместных поделок детей и родителей «Красота Дымки » .
Этапы проекта
Подготовительный этап (1день)
Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей;
Изучение литературы по данной проблеме;
Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ,
Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка . Под редакцией А. Дорофеева.
Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка » .
Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке . Москва «Детская литература» 1977 г.
ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка . Рабочая тетрадь по основам народного искусства Издательство Мозаика-Синтез
Величкина Г. А. «Дымковская игрушка » издательство Мозаика – Синтез 2009г
Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С. 23-25.
Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству) .
Основной этап
Реализация проекта
Формы работы Содержание
ООД Тема : «Многоцветье Дымки » (Познавательное развитие)
Тема : «Украшаем дымковскую лошадку »
Тема : «Украшаем дымковского гуся » (Художественно-эстетическое развитие)
Тема : «Лепка лошадки» (Художественно-эстетическое развитие)
Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Беседы «Характерные особенности росписи дымковских игрушек » , «Как трудятся дымковские мастера » , «Из чего мы сделаны?» ,
Чтение стихотворения «Ах, лошадка, какая, грива черная» .
А. Дьякова «Веселая дымка » ,
М. Г. Смирнова «Дымка » ,
В. В. Гаврилова «Индюк» , «Водоноска» ,
Л. Гулыга «Пестрый хоровод» ,
И. В. Кадухина «Едет дедушка Егор.»
Рассматривание книги В. Крупина «Дымка » , «В Дымковской слободе »
Отгадывание загадок про дымковские игрушки .
Разучивание стихов о дымке .
Развивающие игры : «Дымковское лото » , «Найди такой же узор» , «Собери узор» , «Собери целое» , “Наряди Олешка»
Пальчиковая игра : «Лошадка»
Подвижные народные игры : «Ручеек» , «Золотые ворота» , «Шел козел по лесу.»
Конструирование из строительного материала : «Домики для дымковских барашков »
Изучение свойств глины. Экспериментирование.
Самостоятельная деятельность детей Раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек
Рассматривание картинок, иллюстраций в книгах, игрушек
Сюжетно-ролевые игры : «Магазин игрушек »
Взаимодействие с семьей Консультация "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье"
Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей "
Участие в изготовлении совместных с детьми поделок по мотивам дымковских игрушек
Завершающий этап (4 дня)
1. Оформление выставки совместных работ детей и родителей «Красота Дымки » .
2. Оформление выставки детских поделок.
3. Рефлексия (подведение итогов проекта )
Публикации по теме:
Воспитатель: Четвертнова Е. М. Возрастная группа: старшая группа. Форма совместной деятельности: Художественно - эстетическое. Интеграция.
Беседа «Знакомство с росписью дымковской игрушки» Знакомство с росписью дымковской игрушкиЦель: Знакомство с декоративно-прикладным искусством; расширять представления детей о народных традициях;.
Дымковская игрушка-один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я люблю лепить сама и с детьми,провожу много занятий по лепке, но в основном материалом для этого является.
Здравствуйте! Сегодня я вам покажу как создавались мои дымковские игрушки. Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛИНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «ИВУШКА» СТУПИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Составила и провела: Червякова Надежда Николаевна П.МАЛИНО 2017г.
Цель: Знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.
Образовательные:
- Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки.
- Познакомить с многообразием дымковских игрушек, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.
Развивающие:
- Развивать речь, память.
Воспитательные:
- Учить детей видеть красоту дымковской игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора.
- Воспитывать любовь к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» .
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Эстетическое развитие» , «Физическое развитие» .
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения) , игровые методы и приемы, просматривание видео материалов.
Оборудование: дымковские игрушки, Петрушка, фото и видео материалы, мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня солнышко смотрит на нас и улыбается нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе:
Встало солнышко – ура! (тянут руки вверх)
Заниматься нам пора! (хлопают в ладошки)
(Дети повторяют за воспитателем) .
2. Основная часть.
В группе появляется игрушка.
Я веселая игрушка,
А зовут меня… (Петрушка)
.
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям.
Я пришел к вам не один,
Я привел своих друзей.
Но сначала мне скажите, ребята, у вас есть игрушки? А из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмасс, резины, металла, дерева, ткани.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые друзья – игрушки у нашего Петрушки. Вы узнали их?
Дети: Это лошадка, петушок, курочка, олененок.
Воспитатель: Игрушки приглашают нас познакомиться поближе (дети выходят на ковер) .
Физкультминутка «Дымковские игрушки»
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком,
Щечки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Петрушка обращается к детям: Ребята, вам понравились мои друзья?
Чем они вам понравились?
Дети: Красивые, яркие.
Воспитатель: Действительно, это очень красивые игрушки. Делают такие игрушки в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В. Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы сейчас с вами узнаем.
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (показывается картинка) . Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в коника. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Что же это за товар, давайте посмотрим? (показывается видео «Дымковские игрушки» )
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас Петрушка приглашает всех подвигаться (дети выходят на ковер) :
А сейчас, ребятки,
Я зову всех на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы все ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!
(Дети занимают свои места)
Воспитатель: Ребята, скажите, а что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.
Воспитатель: Правильно. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост (демонстрируются элементы росписи) .
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Воспитатель: Давайте посмотрим как создается игрушка?
(Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает) .
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.
Игра «Викторина»
Воспитатель: Один, два, три – кружок собери (дети строятся в круг) . Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч – отвечай.
- На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
- Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
- На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
- Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
- Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, желтый, зеленый)
- Где обжигают игрушки? (в печи)
Физкультминутка.
Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами мастера.
Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка, за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками»
)
А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают)
.
А в печи не калачи, не ватрушки (машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки (руки вперед)
!
(Дети садятся на свои места)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение.
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно - расписные:
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке»
слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?
О чем оно?
3. Подведение итогов.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Петрушка прощается с вами.
Ребята, вам понравился наш гость?
С чем он познакомил вас?
Что нового вы узнали?
Понравилось вам наше занятие?
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы
в которых воплощается Родина»
Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «В мире дымковской игрушки»
Введение
Дымковская игрушка - уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.
О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. Однако нельзя сказать, что все об этом промысле известно и мы хорошо знаем весь путь его развития. И уж тем более неизвестен он детям, только познающим тонкости искусств и ремесел. Поставив перед собой задачу ввести детей в мир дымковской игрушки, мы открываем для них новое, прекрасное, родное.
Актуальность
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
А обратиться к нашим истокам помогает - народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство- все это близко и интересно детям.
Паспорт проектной работы
1Группа Средняя
Воспитатель
Пакскина И.В.
Название проекта«В мире дымковской игрушки»
Руководитель проекта
Пакскина Ирина Васильевна
Образовательная область, в рамках которой проводятся работы по проекту
Художественное творчество
Состав проектной группы
Пакскина Ирина Васильевнавоспитатель
Тип проекта
По тематике: информационно-творческий
По составу участников: коллективный
По срокам: средней продолжительности (месяц)
8
Цель проекта:Ознакомление детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства
9
Задачи проекта:
1) Дать детям представление о видах народного декоративно-прикладного искусства
2) Дать расширенные представления о дымковской игрушке, ее назначении в прошлом и настоящем, ее специфике и образной выразительности
3) Организовать деятельность детей в оснащенных материалами и оборудованием центрах активности по предложенной теме
4) Формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров
5) Формировать знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера при изготовлении народной игрушки
6) Развивать ИЗО навыки детей
7) Создать мини-музей «Дымковская игрушка», оформить отдельный уголок по народному искусству в группе, используя работы детей и родителей
8) Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма, формы и пропорций.
9) Воспитывать любовь к родной стране, патриотические чувства, чувство гордости за народных умельцев
10) Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус
10
Конечный результат
Выставка детских поделок «Дымковские расписные»
Модель 3-х вопросов
Что знаю?
Что хочу знать?
Как узнать?
Это похоже на игрушку
Что это за игрушка?
Спросить у воспитателя
Наверно, детская
Кто ее делал?
Рассмотреть картинки
Легко сломать
Почему так называется?
Спросить у мамы
Неинтересная, ничего не гнется, не шевелится
Как ее так раскрасили?
Надо поробовать на листочке
У нас дома таких нет
Из чего она сделана?
Надо посмотреть, как ее делают
Есть кони, куклы
Почему нет машинок, самолетиков?
Спросить у воспитателя
Она для красоты
Как с ней играли? Она же сломается
Надо попробовать с ней поиграть
Ее делали, чтобы продать
Сколько лет этим игрушкам?
Надо спросить у взрослых
У меня другие игрушки, они катаются, светятся
Почему раньше детям не покупали игрушки, а сами делали?
Надо узнать у воспитателя
Планирование деятельности, направленной на реализацию проекта
Предварительная работа1) Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей
2) Оснащение уголков группы материалами по теме проекта
3) Планирование НОД в рамках проекта и календарное планирование
4) Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту)
Непосредственно образовательная деятельность1) Познание (ознакомление с окружающим) : «Многоцветье дымки», «Один день из жизни народного умельца»
Цель: дать представления о дымковской игрушке, особенностях ее изготовления, специфике росписи, о палитре дымки, особенностях элементов геометрического узора; дать представление о жизни мастеров, изготавливающих дымковские игрушки, о специфике их труда.
2) Художественное творчество (рисование) : «Дымковские узоры», «Всадники», «Уточка с утятами», «Барыня и крестьянка»
Цель: познакомить детей с особенностями дымковского узора; учить выполнять элементы дымковского узора, подбирая нужную палитру красок; учить пользоваться кистью и печаткой-тычком, изготовленным совместно с родителями.
3) Художественное творчество (лепка) : «Уточка», «Дымковский конь»,
Цель: учить детей лепить из пластилина с помощью схемы фигурки уточки и дымковского коня, продолжать учить пользоваться стекой, доской для лепки; учить использовать приемы вытягивания и примазывания
4) Художественное творчество (аппликация) : «Царство Дымково» (коллективная композиция, «Веселая карусель»
Цель: создать с детьми сюжетные композиции, используя образы дымковских игрушек («В деревне», «В городе», «На ярмарке», «Карусели» и др.)
Центры активности, уголки
Театральный уголок
Настольный театр «Царство Дымково»
Книжный уголок
1) Иллюстрации по дымковской игрушке
2) Книга «Дымковская игрушка»
3) Картотека загадок, прибауток, стихотворений о дымке
Искусство1) Раскраски с образцом раскрашивания для самостоятельного творчества
2) Заготовки всех поделок и схемы для самостоятельного творчества (лепка, аппликация, ручной труд)
3) Бросовый материал - открытки, для самостоятельного вырезания и изготовления аппликации
Игры
Настольно-печатные игры «Русские узоры», «Собери игрушку» (разрезные картинки) ; «Поиграй-ка: мир народного творчества», «Учись, играя: народные промыслы»
Взаимодействие с семьей
1) Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту)
2) Приглашение к участию в конкурсе родительских поделок из бросового и природного материала «Дымковские расписные» с последующим оформлением мини-музея в группе
3) Приглашение родителей к оформлению выставки «Дымковские расписные» из детских поделок
Ожидаемые результаты:
1) Дети будут знать:
*традиции и обычаи русского народа;
*орнаменты и узоры народных промыслов (дымковская роспись) ;
*народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
*пополнят словарный запас (традиция, обряд, гончар, промысел, ярмарка и т. д.) ;
*приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
*научатся проявлять уважение к своим родителям, людям труда;
*у них будет развито чувство гордости за свою родину.
2) Родители:
*приобретут знания о народных традициях, праздниках;
*укрепят внутрисемейные связи;
*у них будет развито чувство гордости за свою родину;
*они научатся изготовлять своими руками аналоги дымковской игрушки
3) Педагоги:
*расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
*пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;
*разработают проект «В мире дымковской игрушки» для последующего его использования в других группах (обмен опытом) ;
*разработают конспекты непосредственной образовательной деятельности, бесед для детей, консультации для родителей;
*пополнят словарный запас детей;
*будут лучше знать семьи своих воспитанников, что будет способствовать тесному сотрудничеству.