Развлечение для дошкольников праздник жаворонков. Праздник жаворонки для детей подготовительной группы. Будет весел целый год

Весенний праздник "Сороки" - древняя славянская традиция, связанная с приходом весны. Празднование встречи первых перелетных птиц в детских садах говорит о стремлении возродить этот православный обычай и познакомить детей с

Праздник весенних птиц

Праздник "Сороки" отмечается согласно народному календарю 22 марта, в Само название праздника связано с днем памяти отмечаемым православной церковью.

Однако праздничные обряды и ритуалы связаны не с этим событием, а с верой в то, что именно в этот день домой возвращаются первые перелетные птицы - жаворонки и кулики. Они приносят с собой весну и открывают путь всем остальным птицам, возвращающимся с зимовки в теплых краях. Весеннее равноденствие - день, когда зима заканчивается и начинается весна, день и ночь равняются.

Праздник в народе назывался по-разному: "Сороки", "Жаворонки", "Кулики", "Тетерочный день". Последнее название связано, правда, не с птицами, а с особого вида обрядовыми печениями - тетёрами, изготавливаемыми в день весеннего солнцеворота в северных районах Руси. Они имеют круглую витую форму, так как символизируют солнце.

Традиция печь на праздник "Сороки" изделия из теста в виде солнца или птичек была распространена по территории всей страны. Называли их «жаворонками», «сороками», «куликами».

Обряды праздника "Сороки"

Праздник "Сороки" считался детским. Дети принимали активное участие в изготовлении обрядовой выпечки. Детям и молодежи отводилась основная роль в исполнении праздничных обрядов. Они должны были призывать весну, закликать ее. С выпеченными птичками в руках дети бежали в поле и начинали зазывать жаворонков и весну. Для этого существовали специальные стишки и песенки-веснянки. Дети, девушки и юноши водили хороводы, пели, играли в народные игры.

По традиции нужно было украсить обрядовое дерево лентами, колокольчиками. Его носили по всей деревне, а затем устанавливали в том месте, где проводилось закликание весны. С праздником связано множество разных примет и гаданий, определяющих погоду на начало весны, начало полевых работ, счастье в семейной жизни.

В некоторых регионах России бережно хранят традиции, и жители деревень и сел празднуют приход весны, встречая его песнями, хороводами, закличками.

Праздник "Сороки" - праздник детский

Это отличная забава для ребятишек. Справляя в марте праздник "Сороки" в детском саду, воспитатели дают возможность детям окунуться в атмосферу древних традиций, познакомиться с православными обычаями, самим принять участие в зазывании весны. В процессе подготовки детям рассказывается о празднике, обрядах. Они учатся делать птичек из бумаги и пластилина. Воспитатели разучивают с детьми обрядовые песенки, стишки и поговорки, знакомят их со старинными народными играми. Дети получают знания об истории своей страны, традициях русского народа, знакомятся с природных явлений.

Как можно провести праздник в детском саду?

В детских садах, где проводится праздник "Сороки", сценарий включает в себя рассказ ведущих о приметах наступающей весны, природных явлениях, перелетных птицах. В ходе повествования дети знакомятся с поговорками, связанными со сменой времен года, например: «В марте мороз скрипуч, да не жгуч», « Весна днем красна», « Зима весну пугает, а сама тает». Ведущие, одетые в рассказывают детям о том, как готовились к празднику в русских деревнях: пекли «жаворонков», учили песенки-веснянки.

Ребятам предлагается самим принять участие в закликании весны. Дети водят хоровод, рассказывают стишки, поют песенки. В одежде детей можно использовать элементы русского праздничного костюма. Одним из этапов праздника является украшение обрядового дерева шелковыми и бумажными лентами, цветами.

Детям выдаются птички из теста. Их заранее пекут на кухне или дети готовят их дома с родителями. После исполнения песенок-закличек появляются новые персонажи - «Весна» и «Солнце». Вместе с детьми они принимают участие в обрядовых народных играх, водят хоровод. В ходе игры дети называют известных им птиц, отгадывают загадки. Подвижные игры предполагают движение по кругу с выполнением различных действий, бег, прыжки. Среди народных игр, связанных с традициями встречи прихода весны, можно назвать «Гори, гори ясно», «Ручеек», игру-хоровод «Воробушек», «Птицелов». Праздник заканчивается чаепитием со сладким угощением.

Праздник "Сороки" помогает детям и их родителям не забывать традиции своего народа, пробуждает интерес к русскому фольклору, старинным традициям, дарит хорошее настроение.

Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа

Описание материала: Материал будет интересен воспитателям, родителям
Цель: Расширять кругозор, закреплять знания о птицах.
Задачи:
- Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, познакомить родителей с русским православным обычаем встречи прилета птиц.
- Расширять словарный запас с помощью фольклора.
- Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости
Методические приёмы:
Игровой приём, художественное слово, пример воспитателя, хоровое проговаривание слов потешек, указания воспитателя, помощь и поощрение, индивидуальная работа.

Ход праздника:

Действующие лица:
Хозяйка – 1 воспитатель; Солнышко -2 воспитатель.
Хозяйка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Хозяйка: Сегодня, мы с вами собрались отметить приход весны и прилёт птиц. С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет трава, светит ярче и теплее солнце, весело звенят ручьи, звонко поют птицы. Домой возвращаются перелётные птицы.
Весна - время прилёта птиц.
Ой, а какая же весна без яркого Солнышка? Ребята, давайте споем песенку про солнышко.
Исполняется песня «Солнышко встань…»
Давайте позовем Солнышко.

Дети, произносят закличку «Солнышко»
Солнышко- вёдрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко нарядись,
Красное покажись!
Звучит музыка. Входит Солнышко.

Солнышко: Иду! Иду! Весну веду! Здравствуйте мои дорогие! Сколько много здесь гостей собралось! С праздником вас! Сегодня необычный день – день прилета птиц. В народной традиции этот день носит название «Сороки». В этот день, по народному календарю, прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них – жаворонок.
Ну, какой же праздник без «жаворонков»?

Хозяйка: Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!

Дети произносят закличку «Жаворонок»:
Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!

Солнышко: Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Хозяйка: Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
А давайте песню весеннюю споём!
Исп. песня «Звонко капает капель…»

Солнышко: А у меня есть интересная игра «Птицы летают и клюют зёрнышки».

Солнышко:
А теперь послушайте, звуки лесных птиц.
Прослушивание магнитофонной записи «Звуки леса».

Хозяйка: А теперь для наших птиц давайте позовём попутные ветры.

Дети выполняют упражнение «Ветер» , произнося слова,
выполняют соответствующие движения.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше. Вытягивают вперед руки, машут ладонями.
Наклоны вправо, влево.
Приседают, руки вперед.
Встают на носки, поднимая руки.
Солнышко: А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение , а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу (играют родители и дети).
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.

Хозяйка: А теперь приглашаю всех на угощенье.
Солнышко: Наш праздник подошёл к концу. Молодцы и ребята, и родители. За ваше старание примите от меня солнышки.
Праздник заканчивается общим танцем

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 им. Крупской» .

Воспитатель: Долженко Светлана Анатольевна с. Красногвардейское. 2015 г.

Интеграции образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Музыка.

Цель:

  • Познакомить детей и родителей с традициями русского обрядового праздника «Жаворонки» .
  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к народным играм.
  • Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
  • Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
  • Доставить детям и родителям радость в праздновании русского народного обрядового праздника.
  • Привлечь родителей к изготовлению «жаворонков» для чаепития.

Материал: декорация для оформления зала. Русские народные костюмы для детей и взрослых, коромысло с тёмным и светлым ведром, жаворонки на палочках из солёного теста, жаворонки из сдобного теста для чаепития.

Предварительная работа: разучивание закличек, песенок, пословиц, поговорок, народных игр, прибауток. Изготовление жаворонков из солёного теста.

Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Усаживайтесь рядком, всё у нас пойдёт ладком. Здравствуйте, гости дорогие! Мир, покой тому, кто в нашем дому. Долго длилась зима на Руси, с нетерпением ждали прихода весны в старину. Чтобы весна быстрее пришла, её не просто ждали, а зазывали, закликали, в гости приглашали. Как это делали, мы вам сейчас покажем.

(звучит музыка, вбегают два скомороха: один одет по-зимнему, второй по – весеннему)

1-й скоморох: Здорово, приятель!

2-й скоморох: Здравствуй, брат. Что это ты так оделся тепло?

1-й скоморох: А ты почему так легко оделся?

2-й скоморох: Так уж, вроде, зима на исходе, весна к нам пришла. Надоела нам зима, надоели морозы! Зима на исходе, весна на пороге! В народе говорят: «Как зима не злится, всё равно весне покорится!»

1-й скоморох: Какая весна?! Глянь кругом-ещё снег лежит. А в лесу знаешь сколько снега! И медведь ещё в берлоге спит, лапу сосёт. Снежок летит, стоять не велит! В народе говорят: «В марте мороз на нос садится» .

2-й скоморох: Снег лежит, да не тот - сырой и рыхлый. Да и сосульки с крыш капают. Есть такая поговорка: «Зима морозом весну пугает, а сама тает» .

1-й скоморох: Да, с крыш капает, а за нос всё равно цапает!

2-й скоморох: Ну как тебе доказать, что по всем срокам весна наступила? Придётся позвать своих помощников. Прокоп да Василий, идите сюда!

(выходят два мальчика в русских народных костюмах)

Прокоп: Я, Прокоп – дорогорушитель, 12 марта- мой день. Первое тепло я людям приношу. Снег оседает, рыхлым становится. На санях ехать-не проедешь, а на телеге ещё рано. Мой день все любят: как не любить, снег тает, весну зовет.

Василий: Меня зовут Василий – капельник. Мой день- 13 марта. В народе так говорят: на Василия – капельника со всех крыш сосульки плачут.

Снег в лесу. Сугробов много,

Но звучит синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает капель.

2-й скоморох: Что, приятель, убедился, что весна рядышком ходит?

1-й скоморох: Да, и правда, зима кончается, надо идти весну встречать. Пойдем, поможешь мне зимнюю одежду снять.

2-й скоморох: Пойдем.

Воспитатель: Ушли скоморохи весну встречать и нам пора. Хотя ещё морозы бывают, да и снег идет, но всё это прощальные приметы зимы. В народе говорят: «Март у зимы шубу купил, да через три дня её продал» . Весна-то рядышком ходит. Главная её примета-дни всё длиннее становятся. Хотите, чтобы весна к нам пришла?

Дети: Хотим!

Ведущий: Тогда давайте её закликать, в гости приглашать.

Ребёнок: Выходи, народ!

Становись у ворот!

Зиму провожать,

Весну закликать!

(дети встают и идут по кругу) .

Дети: Весна! Весна! Проснись ото сна! Приди, весна, с радостью! Приди, весна, с милостью! Со льном высоким, с корнём глубоким, с хлебом обильным. Весна! Весна! Проснись ото сна!

(под русскую мелодию входит Весна, она несёт коромысло с двумя ведрами: одно темное, другое светлое)

Воспитатель: Идёт матушка-весна! Отворяйте ворота!

Весна: Здравствуйте, мои дорогие друзья! Услышала я, как вы меня закликали вот и пришла к вам.

Дети: Здравствуй, милая Весна!

Ребёнок: Весна - красна, а что ты нам принесла?

Весна: Принесла я вам коромысло непростое. Видите, на нём два волшебных ведёрка. В первом – тёмная ночь, во втором – светлом, ясный день живёт.

Воспитатель: Ой, как интересно! А какое же ведёрко легче, а какое тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведёрка по весу сравнялись. День равен ночи: 12 часов дню отведено, 12- ночь забирает. А дальше светлое ведро будет всё тяжелее, потому что день расти начнёт.

Воспитатель: Кто же тебе помогает, Весна-красна?

Весна: Конечно же, ясно солнышко. Трудится оно без устали, греет землю озябшую.

Воспитатель: А мы, знаем игру. (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Дети: Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.

Воспитатель: Весна, а давай мы с ребятами солнышко позовём?

Весна: А как вы его позовёте?

Воспитатель: Обратимся к солнышку с просьбами, с поклонами! Позовите, ребята, солнышко!

Ребёнок: Солнышко, солнышко!
Золотое зёрнышко!
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!

(все кланяются)

Ребёнок: Солнышко-вёдрышко,
Красное колоколнышко!
Прикатись к нам на проталинку,
Сядь на кочку, на пенёк,

Погости у нас денёк!

(дети кланяются)

Ребёнок: Гори, солнце, ярче-
Лето будет жарче!
А зима теплее,
А весна милее!

(все кланяются)

Ребёнок: Солнышко, покажись,
Красное, снарядись,
Поскорей, не робей,
Нас, ребят, обогрей.

(все кланяются, звучит музыка входит солнце девочка)

Ребёнок: Засияло солнце ярко.
Солнышко пришло с весной!
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, лучик золотой!

Солнце: Ярче вы, лучи сияйте
И земельку согревайте!
Зеленейте стебельки,
Расцветайте, все цветки!

Из-за моря вереницей
Поскорей вернитесь, птицы!
Воспитатель: Сегодня праздник Солнца и Весны,
Нет праздника чудесней.

Давайте встретим праздник мы,
Весёлой, звонкой песней!

Хоровод «Весняночка»

Воспитатель: Чтобы зима быстрее уходила, люди задабривали её. Для этого лепили из глины фигурки домашних животных и птиц, а затем выставляли их за окошко. Из птичек чаще всего лепили петушка. Считалось, что весной петушок - самый главный из них. Знаете, почему? Утром песенку петушок запел, значит солнышко взошло. Любили птиц русские люди, с нетерпением ждали их прилёта. В старину верили, что весна потому и наступает, что её птицы приносят. В домах пекли из теста вкусных ароматных жаворонков. Птичек этих раздавали детям, те насаживали их на палки, бежали на улицу и громко кричали, зазывали птиц. Давайте и мы сейчас возьмём жаворонков и закличем их к нам.

(дети берут жаворонков на палках и под музыку встают врассыпную)

Ребёнок. Жаворонки, прилетели!
Студёную зиму унесите!
Тёплую весну принесите.
Зима нам надоела-

Весь хлеб у нас поела!
Нет ни хлеба, ни картошки,
Самовар стоит на окошке.
Чай я выпил, сахар съел,

Самовар на кол надел.
Ребёнок. Уж ты, пташечка, ты залётная,
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отопри лето.
Ребёнок. Ой, вы, жаворонки, жаворонки!
Летите в поле
Несите здоровье,

Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Ребёнок. Чувиль – чувиль, жавороночек!

Прилети к огням,
Принеси ты нам
Весну – красну,
Красно – солнышко,

Тепло летушко зеленоокое!

Ребёнок. Жаворонки прилетайте,
Зиму белу прогоняйте,
Весну красну созывайте.
Землю нашу одевайте,

Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте.

Воспитатель: Закликав птиц, дети сажали жаворонков на плетень, на крыши сараев, вешали на веточки деревьев. Прилетевшие птицы склёвывали их. А в некоторых семьях делали так: запекали в одну птичку монетку. Тот, кому она доставалась, считался самым счастливым в этом году.

Весна. На Руси всегда играли в весёлые игры. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Гори-гори ясно» . И так, отворяю ворота ключиком, замочком, шелковым платочком…

Р.н. и. «Гори-гори ясно» .

Воспитатель: Ребята, мы встретились с Весною,

О ней мы все узнали.

Хочу, чтоб о весне прекрасной

Родным вы дома рассказали!

Весна: Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки» . Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому. А сейчас в самый час, всем на удивленье, заварить душистый чай да отведать угощенье.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, труд, музыкально – художественная, чтение.

Программное содержание:

Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пословицами, поговорками, закличками, связанными с этим праздником.

Воспитывать интерес к народным традициям.

Прививать желание трудиться, оказывать помощь в подготовке к праздникам.

Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворений, передавать своё отношение к содержанию.

Формировать навыки выразительного чтения.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: В. В. Бианки «Наши птицы», М.М. Пришвин «Рябчики», «Птичий сон», «Разговор птиц и зверей», «Птицы под снегом», наблюдения за птицами на прогулке.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображениями перелётных птиц (ласточки, журавля, жаворонка, скворца); аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка», аудиозапись с голосами птиц; солёное тесто, цветная бумага.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Сегодня 22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорили об этом дне:

Когда вода разольется,

Когда лес зазеленеет,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

(Рассказ воспитателя о народном празднике Сороки.)

По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. Раньше говорили, что на зиму жаворонки не в теплые края улетали, а превращались в мышей, пережидая стужу в теплой мышиной норке. А как только пригревало землю солнышко, они принимали прежний образ и вылетали на свет Божий, приветствуя весну ликующим пением. По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна.

Воспитатель: Давайте отгадаем загадки и вспомним, какие птицы прилетают к нам из теплых краев?

Всех перелётных птиц черней, чистит землю от червей,

Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся птица? (Грач.)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растенья,

Его и песня и полет

Вошли в стихотворенья. Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

И в полях поет, поет.

(Жаворонок.)

Нам в хозяйстве помогает,

Дом охотно заселяет,

Свой, похожий на дворец,

Наш весёлый друг…

(Скворец.)

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из песка и глины…

(Ласточка.)

Воспитатель: Как мы называем этих птиц? (Ответы детей.)

Театрализация. Разыгрывание сценки детьми:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам на праздник прилетели птицы!

Дети: Расскажите, птицы,

Где вы побывали?

Расскажите, птицы,

Что вы повидали.

Жаворонок: В жарких странах гостили мы,

Там, где жаркое лето.

Ни зимы, ни снега

В этих странах нету

Дети: Хорошо ли жили вы,

Вдалеке от дома?

С кем же там дружили вы,

В странах незнакомых.

Скворец: Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям.

По соседу воробью.

Дети: Все мы рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда.

Воспитатель: Вернувшись в родные края, птицы начинают приводить в порядок свое жилье. Жаворонок строит свое гнездо на земле, грачи живут в гнездах на высоких деревьях, зяблики селятся в садах и парках, скворцы живут в скворечниках, которые им строят люди. Но не всем птицам хватает домиков, и у них часто возникают споры. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Займи домик».

Физкультминутка

Описание игры: дети разбиваются на пары (это «домики»), берутся за руки. Группа детей - птички, их больше, чем «домиков». Под музыку птички летают. Закапал дождик – птички занимают домики. Кому не хватило домика – выбывает из игры или меняется ролями с детьми - «домиками».

Воспитатель: Чтобы всем птичкам хватило домиков, люди делают скворечники. Вы с родителями тоже делали скворечники и развешивали их на деревьях. (Рассказы детей о совместной деятельности с родителями.)

Воспитатель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение: (читает ребёнок).

Готовы скворечники,

Можно селиться,

Готовы дома – терема!

Летите – летите

Веселые птицы

Скорей занимайте дома!

Воспитатель: Ребята, каким необычным словом в стихотворении назван скворечник? Кто знает значение этого слова? Вспомните стихотворение И. А. Бунина «Листопад». (Воспитатель читает стихотворение.) Что сравнил поэт с расписным теремом? (Работа над лексикой и словарём.)

Лес-это самый большой птичий дом. Каких птиц можно услышать в лесу? Давайте послушаем голоса птиц и попробуем ответить на этот вопрос. (Слушание аудиозаписи с голосами птиц.)

Воспитатель: Главным обрядовым действием праздника Сороки было выпекание из пресного теста специальных булочек, имеющих форму птичек. Эти булочки так и называются "Жаворонки". Птичкам вставляли глазки из изюма, их раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну:

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите».

Слушание аудиозаписи (П. И. Чайковский « Времена года. Март. Песня жаворонка».)

Жаворонками угощали соседей, посылали их родным и близким, чтобы всех порадовала своим приходом счастливая весна. А ещё в Жаворонков хозяйки прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому монетка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.

В этот день в деревнях хозяйки делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них Жаворонков и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. В народе говорили: «Раз жаворонок прилетел, и весна пришла.» С помощью Жаворонков выбирался первый сеятель. Для этого в птичку запекалась монетка, и кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен в землю во время начала сева.

На праздник «Сороки» кроме «Жаворонков» пекли ещё и «Колобки». Но это в том случае, если после зазывания весны продолжались заморозки. Выпекание «колобков» - это особый обряд, обращенный к Морозу. Их пекли из ржаной или овсяной муки. Всего 40 шариков – «сороки святые – колобки золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес. А теперь убирайся подобру-поздорову!». Считалось, что Мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать весенним посевным работам.

Воспитатель: Кроме печеных птичек, на праздник Сороки делали еще птички-закрутки, которыми люди украшали свои дома, ветви деревьев. Обычно этих птичек делали дети. Вот и мы с вами, ребята, сейчас будем делать таких птичек.

Совместная творческая деятельность . Вам предлагается на выбор цветная бумага и солёное тесто. (Объяснение приёмов складывания птички из бумаги (оригами) и лепки из солёного теста.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень старались. Посмотрите, какие замечательные птички у нас получились! В старину говорили, что доброе дело без награды не останется.

Попало ваше тесто в горячее место. Попало –не пропало! Жаворонками стало. Проводится чаепитие с выпечкой.

Сценарий народного обрядового праздника

«Жаворонки, прилетите! Весну – красну принесите!»

Цели и задачи:

    Пробудить в детях интерес к русскому фольклору.

    Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные песни и игры.

    Актуализировать знания детей о птицах.

    Воспитывать любовь к природе, птицам.

    Создавать благоприятный микроклимат и праздничную атмосферу.

    Способствовать радостному эмоциональному объединению всех детей в совместной деятельности при подготовке к празднику и участию в нём.

Место проведения: актовый зал

Оборудование:

Музыкальный центр, ударно – шумовые музыкальные инструменты: трещетки, деревянные ложки, свистульки, колокольчик, костюмы для выступления, рисунки, плакаты, атласные ленты

Участники: обучающиеся 1 – 6 классов.

Предварительная работа: пошив русских народных костюмов, работа по оформлению сцены, изготовление фигурок птиц из теста и бумаги, разучивание стихов, песен, закличек, хороводов, игр.

Ход праздника

Звучит русская народная музыка: вступление к русской народной песне «Летели две птички». Дети входят на празднично украшенную сцену, играя на свистульках. Их встречает ведущий в русском народном костюме.

Ведущий: - Здравствуйте, гости званные! Гости званные да желанные!

Приглашаем вас к нам на праздник. Будем сегодня хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять!

Сегодня у нас народный обрядовый праздник - праздник встречи Весны. Его издавна проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну закликают. Ну что ж, ребятки, власть зимы закончилась и мы споем песню «Вот и зимушка проходит».

Ведущий: - Ребята, мне кажется, солнышко ярче светить стало. А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?
- Потому что наступила весна!
- Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали приближение весны? (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая, солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный)
Ведущий: - А какой месяц сейчас идёт? (наступил месяц март).
Ведущий: - Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала». А ещё в марте из дальних стран начинают прилетать птицы. В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Русская пословица говорит: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!». Первая из прилетающих птиц – полевой жаворонок и эту птичку ждали больше всего, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться ото сна. Поэтому и наш праздник называется«Жаворонки».

1ребенок:Благослови, мати, весну закликати,

весну закликати, зиму провожати.

2 ребенок: Пусть зима уходит впрок, весну пустим на порог.

3ребенок: Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней

4 ребенок: Станет солнышко добрее, а дни - светлее и длиннее.

Ведущий:На Жаворонков в деревнях рано утром хозяйки пекли из теста птичек. Дети бегали по улицам с этими птахами, подбрасывали их вверх, ловили и громко кричали заклички. Давайте, дети, и мы с вами их исполним.

Жаворонушки, уж вы матушки

Весну красную, на сохе, на бороне,

на ржаном калаче!

Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце

Жаворонки, ноги тонки

Прилетите к нам, принесите нам
Конфетки на ветке, весну красну

Лето теплое!

Ведущий: Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать- закликать.

Девочки: Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Высоко взойди, далеко посвети!

Мальчики: На темные лесочки, на сырые борочки,

На речку, на поля, на синие моря,

На зеленый огород и на весь народ!

Ведущий:А вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось

Птицы весело поют, весну - красну на крыльях несут!

Давайте встанем в хоровод вокруг нашего деревца

и споем песню «Летели две птички»

Ведущий: Ребята, а еще на праздник люди играли. Вот и мы сейчас

с вами поиграем в русскую народную игру «Солнышко».

Дети: Солнышко вёдрышко,
Выгляни в оконышко.
Там твои детки,
Кушают конфетки

Водящий: Раз, два не воронь,
А беги как огонь.

Ведущий:Ну что ж дети, Солнышко взошло и ярко светит, а мы сейчас весну закликать будем.

Девочки: Весна красна, на чем пришла

На сохе, на бороне

На вертучем колесе.

Мальчики: На кнутику, на хомутику.

Идет кулик, несет ключик

Отворять лето, замыкать зиму

(Входит Весна)

Весна: Я Весна, Весна красная! Пришла к вам с радостью,

С радостью, с благостью, с великой милостью.

Здравствуйте, люди добрые! (кланяется).

А еще принесла вам здоровье: первое - коровье, второе - овечье, третье – человечье.

Ведущий: Весна - красна, чем ты нас одаришь?

Весна:Одарю я вас ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.

А еще, я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.

Без вербы не весна.
- Верба гонит лед с реки.
- Если хорошо цветет верба, будет урожай.

(Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы)

Весна: - Дай, вербочка, детушкам здоровья. Как вербочка растет, так и ты расти, верба красна, бьет не напрасно.

Еще одна из примет весны, это повсюду текущие ручейки, вот и мы сейчас поиграем в русскую народную игру «Ручеек»

народная игра «Ручеек»

Весна:С приходом весны из – за гор, из – за морей прилетают птицы

Вот и со мной пташки прилетели.

Сможете отгадать как их зовут?

1.Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач).

2.Спереди у птички шильце, позади у птички вильце.

Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка).

3. Он прилетает каждый год туда, где домик ждет.

4.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения.

6. Его и песни, и полет вошли в стихотворение. (Жаворонок)

Весна: Загадки все вы отгадали, молодцы.

А еще, по традиции, каждый человек к обрядовому деревцу должен Разных птиц я люблю,но дороже всех одна пташка малая. Кто она, вы знаете, дети? Скорей мне ответьте!

Дети: Это жаворонок.

Весна:Правильно. А вы знаете почему?

Эта птичка-предвестник весны.

Жаворонки могут подниматься высоко в небо, где, по древним преданиям, живут духи-покровители.

- Эта птица является символом добра и счастья.

Весна: Молодцы. А давайте послушаем песню жаворонка. (В записи: пение жаворонка)

А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Жаворонок»

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

Ведущий: Ребятки, праздник «Жаворонки» отмечают 22 марта, в день весеннего равноденствия. Этот праздник назывался еще и по другому - «Сороки». Но название это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников, которые были казнены за веру.

Ребенок: Жаворонки, жавороночки!

Вы скорее летите, тепло принесите.

Нам зима надоела - весь хлеб она поела.

Нет ни хлеба, ни картошки, самовар стоит на окошке.

Ведущий: Самовар на окошке - это непорядок! Самовар должен всегда на столе стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать. А вот вам, ребята, и нашим дорогим гостям угощение – птички - жаворонки

С пылу, с жару - для нашего самовара! Угощайтесь – не стесняйтесь!