Школьная любовь. Любовь в подростковом возрасте

Подросшие дети приносят родителям море новых открытий и переживаний. Сын ходит на свидания! Что делать? - тонкий вопрос. Или дочка все ждет любви и печалится. Как ни крути - одни волнения. Предлагаем вместе разобраться в теме подростковой любви: что говорить, о чем умолчать и где подстелить соломки.

Наверняка вы не забыли свою первую любовь - такую чистую и светлую, что казалось: эта любовь - навсегда! А избранник или избранница были в ваших глазах самыми идеальными людьми в мире. Или вспомните эти вечные вопросы и сомнения: что он сказал? как она посмотрела? Любовное томление, предвкушение и ожидание любви - важная часть жизни вашего большого ребенка.

“Пришла пора - она влюбилась”

Для грудничка важнее всего быть с мамой, для дошколенка - играть, а в подростковом возрасте очень нужно общаться с друзьями и приятелями. В переходном возрасте ребенок готовится выйти в большой мир, и на сверстниках он оттачивает свои навыки общения: умение отстоять себя, наладить контакт, добиться своего, расположить к себе понравившегося человека. И это очень ценный опыт.

Еще один фактор: в организме ребенка вовсю идет гормональная перестройка. Ломается голос, лезут усы, растет грудь, нос и все остальное, начинаются месячные и поллюции - в общем, природа берет свое. Все это очень мешает учиться, помогать маме по хозяйству и быть покладистым сыном или дочерью. Биологический потенциал просится наружу, и подростки волей-неволей начинают присматриваться к противоположному полу. Неудивительно, что именно в это время они сталкиваются с первой любовью.

Многих девочек и юношей просто захватывает предвкушение любви. Они не знают, с кем, когда и как, - но ждут этого большого чувства, которое озарит их жизнь. Так что первая любовь - неизбежна и необходима. Она словно открывает плотину страстей и выносит молодых людей в мир взрослых переживаний, которые им предстоит освоить. И если подросток не влюбляется, не страдает от безответной любви и не переживает из-за ее полного отсутствия - то еще большой вопрос, хорошо ли это. Ведь “распаковать и инсталлировать” важные для жизни чувства лучше в юном возрасте, когда человек горяч, упруг и способен на многое.

Мальчики: догнать и полюбить

Мальчики в вопросах любви ведут себя, казалось бы, странно и нелогично. Влечение часто выражается у них в грубой форме - особенно в самом нежном возрасте 12-14 лет. Дело в том, что они сами поначалу не понимают, что с ними происходит и куда деть эти чувства.

От незнания и неумения выразить свое отношение, от боязни выглядеть смешным мальчишка может щипать и толкать понравившуюся девочку, обзывать или задавать массу глупых вопросов, запирать в школьном туалете. На глазах у девочки мальчик ведет себя вызывающе, старается выглядеть героем. Он может подолгу смотреть на девочку, подходить очень близко, нарушая границы, невзначай дотрагиваться.

Девочки: задрать нос и притвориться

Девочки, как правило, отлично все понимают. Они как будто заранее осведомлены: если мальчик сурово пялится на нее, отбирает сумку и убегает с хохотом, - ежу понятно, влюбился. И девочки, на которых мальчишки не обращают внимания даже таким грубым образом, чувствуют себя обделенными и обиженными. Часто они стараются сами обратить на себя внимание и спровоцировать ребят на ответную реакцию.

Вот еще один парадокс: девочка, на которую наседает юный ухажер, демонстрирует свое внимание - игнорированием! Повернувшись к нему спиной, она показывает, что все понимает, усиливает его чувства и дает надежду на продолжение этой странной игры. Но в то же время и избегает общения, потому что никому из детей пока не ясно, как вести себя и о чем говорить в ситуации влюбленности.

Порой девочки не уступают мальчишкам в активных попытках понравиться. Они громко смеются рядом с мальчиком и демонстрируют свой боевой характер, могут дразнить и поддевать мальчика, особенно объединившись с подругами. Более робкие девочки стараются привлечь внимание загадочным видом, новой прической или одеждой, как бы случайно оказываются рядом на дополнительных занятиях.

Изучение чувств в нежном возрасте

В раннем подростковом возрасте 11-13 лет дети редко выражают свои симпатии. Они еще очень плохо осознают свои чувства, не могут преодолеть скованность. А еще - боятся противостоять насмешкам приятелей. Поэтому общение в этот период часто становится однополым: мальчики с мальчиками, девочки с девочками.

Старшие подростки 14-16 лет общаются друг с другом более открыто. Они уже лучше понимают свои эмоции и знают, что обратить на себя внимание можно без грубости и щипков или громкого смеха на всю школу. В этом возрасте начинаются настоящие исследования отношений: как подойти к человеку, о чем разговаривать, как не быть скучным или навязчивым. Что поможет мне понравиться и узнать человека получше? Как ухаживать и принимать ухаживания? Когда пора целоваться? Неужели мой возлюбленный - неидеальный? Как это пережить?! Это очень важный опыт, и его стоит только приветствовать.

Весеннее любовное обострение

В школьном возрасте влюбленность - это массовое, быстро распространяющееся явление. Особенно часто волна влюбленностей поднимается весной. Если в классе появляются мальчик и девочка, всерьез увлеченные друг другом, то скоро обнаружится, что влюбленных парочек становится все больше.

Это происходит не столько потому, что пришла пора и проснулись чувства. Просто так можно возвыситься в глазах одноклассников (и в собственных глазах), почувствовать себя более значительным, поймать завистливые взгляды подружек или приятелей, у которых этого еще не было. Но к настоящим любовным переживаниям обычно это имеет слабое отношение.

Их любовь - настоящая?

Психологи часто называют подростковые влюбленности репетицией любви. В детях просыпается очень важная потребность тренировать навыки сближения и поддержания отношений. Но в этом возрасте чаще всего собственные переживания - важнее объекта привязанности. Подростка привлекает не сам понравившийся человек, а свои новые волнующие ощущения от общения с ним. Он пробует себя в новой роли, часто делится переживаниями и опытом с друзьями, чтобы повысить свой статус и узнать - а как у них?

Это совершенно необходимая стадия развития, и не стоит удивляться “любовному эгоизму” подростков. Дети эгоистичны изначально, и это нормально, но по мере взросления у каждого есть возможность перерасти свой эгоизм и научиться видеть в другом человеке не объект для удовлетворения собственных желаний, а живое и чувствующее существо.

Настоящая любовь в подростковом возрасте случается очень редко. Чаще встречаются короткие влюбленности или увлечения. Но это не мешает взрослым детям переживать свое чувство бурно и всерьез! Поэтому родителям не стоит насмехаться над любовью отпрыска и демонстрировать несерьезное отношение.

В следующий раз мы расскажем, как родителям лучше реагировать на влюбленность сына или дочери, чем поддержать, где отстраниться и в каких случаях бить тревогу!

Марина Никитина

Большинство юношей и девушек испытывают первую любовь в старшем школьном возрасте. Школьная любовь – чувство и отношение к другому человеку, имеющее все компоненты полноценной взрослой любви, но отличающееся от нее.

Возраст возникновения школьной любви между юношами и девушками – это возраст полового созревания, а также формирования образа «Я». У подростка появляется желание и потребность любить и быть любимым представителем противоположного пола и возможность реализовать это желание.

Первая любовь не похожа ни на одну последующую. Но что делает ее особенной?

Особенности школьной любви

В дошкольном и младшем школьном возрасте дети испытывают друг к другу симпатию и привязанность, которые характеризуются как дружба или дружеская любовь. Взрослые люди, отвечая на вопрос о первой любви, отшучиваются, рассказывая о такой первой детской симпатии.

Маленькие дети примерно с трехлетнего возраста и до десяти лет играют в любовь и семью, подражая взрослым. Мальчик и девочка, которые нравятся друг другу, решают создать семью, когда вырастут и верят то, что мечта сбудется. Их чувства настоящие и сильные, но платонические, без страсти и сексуального влечения.

Дети не всегда проявляют симпатию в дружелюбной форме. Мальчики часто по отношению к девочке, которая нравится, желая привлечь внимание и одновременно скрыть симпатию.

Если симпатия дополняется сексуальным влечением, возникает полноценная любовь.

Первое сильное чувство захватывает сознание подростка, он не может до конца осознать, что с ним происходит. Мысль о любимом человеке становится главенствующей и фоновой, отчего подросток забывает обо всем на свете: забрасывает учебу, изолируется от друзей и родителей. Это не просто чувство, это эмоционально-чувственный ураган, подкрепляемый гормональным всплеском.

То, насколько счастливой или несчастной будет школьная любовь, повлияет на дальнейшее , на отношение к противоположному полу и на то, как будет складываться личная жизнь в будущем.

Первая любовь может продолжиться и вне школьных стен. Такая любовь может стать единственной, продлившись на долгие годы, или очень быстро закончиться, но она никогда не забудется.

Школьная любовь подростков имеет особенности:

новые и , мысли, ощущения, опыт;
чрезмерная эмоциональность, которая проявляется как демонстративность, экзальтированность, несдержанность, импульсивность;
мечтательность и максимализм;
готовность легко меняться ради любимого человека;
тенденция к идеализации отношений и партнера;
завышенные требования и ожидания относительно чувств и отношений;
неопытность и отсутствие необходимых знаний о любви и сексе;
стеснительность, робость, стыдливость одного или обоих партнеров;
возможность стать взрослее, серьезнее, научиться отвечать за свои поступки, брать на себя обязательства и разумно пользоваться правами.

Или платонической, но при этом влюбленные или один из них испытывают сексуальное влечение к любимому человеку. При невозможности удовлетворить сексуальное желание подростки сублимируют его, занимаясь творчеством, спортом или реализуя потенциал личности в иной сфере.

Несчастная любовь может спровоцировать расстройства психики. Несчастные влюбленные страдают от депрессии, осложненной мыслями и попытками суицида. В таких тяжелых случаях, родители подростка обязаны обратиться за помощью к психологу или психиатру.

Если симпатия взаимна, юноша и девушка испытывают эйфорию и безграничное счастье от любви. Они встречаются и выстраивают отношения. В таких парах случается первый поцелуй и первый сексуальный контакт. Хорошо и правильно, когда подросток начинает вести половую жизнь, испытывая любовь.

Юридически вступать в половой контакт можно с человеком, достигшим совершеннолетия. Но многие молодые парни и девушки начитают вести половую жизнь намного раньше. Однако не только юристы, но и медики, и психологи не советуют начинать половую жизнь людям, моложе восемнадцати лет. Психологически и физиологически человек должен быть достаточно зрелым, готовым к изменениям, которые произойдут в теле и сознании после потери девственности.

Несмотря на то, что подросток самостоятельный и способный уже иметь своих детей, человек, пока ему не исполнится восемнадцать лет, у него нет прав совершеннолетнего человека. За несовершеннолетних детей родители.

Половое воспитание предполагает комплекс мероприятий по привитию ребенку парильного отношения к вопросам пола. Половое воспитание предполагает знакомство с физиологической стороной любви: подросткам рассказывают о строении половых органов мужчин и женщин, о половом акте, методах контрацепции и так далее. Психологическому аспекту любовных отношений уделяется не так много внимания.

Многие родители в лучшем случае ограничиваются беседами с подрастающими детьми о сексе и методах контрацепции. В худшем случае – угнетают и запугивают ребенка, не позволяя общаться с представителями противоположного пола, либо не контролируют и не интересуются тем, что происходит в его личной жизни.

Большинство родителей не знают, как реагировать на первую любовь ребенка. Они не понимают, как помочь ему понять, что с ним происходит. Как поддержать подростка и направить так, чтобы не вызвать реакцию протеста?

Советы родителям, которые хотят помочь ребенку благополучно пережить первую любовь:

Вспомнить свою первую любовь, свои чувства и эмоции. Не переносить свои страхи и опасения, связанные с первой любовью на чувства и отношения ребенка. Поставить себя на его место, чтобы лучше понимать и спокойнее относиться к тому, как он себя ведет и что с ним происходит.
Помнить, что ребенок взрослеет, становится мужчиной/женщиной, поэтому его чувства – естественные и нормальные. Он уже взрослый, самостоятельный человек. Невозможно запретить любить, табу на установление личных отношений неприемлемо. Запреты порождают протест подростка, стремление сделать то, что нельзя.

Те нормы и ценности, которые привиты человеку родителями в детстве – его жизненные ориентиры. Нужно заниматься воспитанием ребенка пока он не вырос, во взрослом возрасте перевоспитать человека сложно, если только он не займется самовоспитанием.

Ребенок учится любить, глядя на родителей, на их взаимоотношения и культуру общения. Личный примерлучший метод обучения. Дети перенимают стиль поведения и отношение к противоположному полу, глядя на родителя своего пола.

Мудрые и добрые родители помогают ребенку успешно пережить всю гамму ярких эмоций и порывов первой любви.

28 марта 2014, 18:07

На каждом возрастном этапе развития личности присутствуют характерные для него основные виды деятельности, потребности и конфликты, без которых невозможно взросление. В подростковом возрасте одним из основных видов деятельности является общение со сверстниками. Переходный возраст характеризуется авторитетом для ребенка мнения сверстников о нем. Неслучайно, что именно в этом период многие подростки сталкиваются с явлением первой любви.

Ее возникновение вызвано не только с вышеуказанными причинами, но и с процессами, которые происходят в организме у ребенка, а именно гормональным перестроением, связанным с половым созреванием. Все это было сказано для родителей с одной целью, чтобы они понимали, что влюбленность в подростковом возрасте у детей – это не проявление непослушания или раннего взросления, а социально-психологическая и физиологическая потребность.

Таким образом, в большинстве случаев появление первой любви в подростковом возрасте – явление неизбежное. Более того, если она не возникает, это может свидетельствовать о неких психологических проблемах ребенка, таких как комплексы, непринятие себя частью общества и других.

Любовь – это прекрасное чувство, которое окрыляет человека, может вдохновить на творчество и заставить его измениться в лучшую сторону, вызывает желание следить за собой и быть более внимательным к окружающим. Однако это чувство может привести и к таким явлениям, как снижение успеваемости, развитие комплексов. Кроме того, подростковая любовь, к сожалению, может иметь и более негативные последствия, такие как беременность, приобщение к спиртному или наркотикам и даже суицид. Как вести себя родителям, чтобы первая любовь ребенка прошла без урона для его физического и морального здоровья, а также не отразилась на уровне его успеваемости?

С целью оградить ребенка от ошибок, вызванных любовными чувствами в подростковом возрасте, необходимо сделать так, чтобы он считал вас своим другом. Как было сказано выше, авторитетом для ребят в этом возрасте являются сверстники. Конечно, вы не сможете изменить свой возраст, но быть другом, которому бы ребенок мог довериться, не боясь, что его осудят или накажут, вы вполне в состоянии. Другими словами, отношения между вами и принципы воспитания должны иметь не авторитарный, а равноправный характер.

В любых ситуациях, которые возникают в подростковом возрасте, в том числе и в момент первой любви, нельзя ругать ребенка и запрещать, так как эффект будет обратным. Ваша задача – построить доверительные отношения, работать над формированием которых нужно с самого раннего детства. Только так вы сможете узнать, какие проблемы у ребенка, что он чувствует, и при необходимости вовремя предотвратить негативные последствия. Рассмотрев, как вести себя для того, чтобы быть в курсе того, что происходит с ребенком, с кем он дружит и встречается, поговорим о том, как быть, когда вы узнали, что он влюблен.

Как известно, любовь бывает взаимная и безответная. Каждая из них протекает по-разному. Когда ваш ребенок влюбился и начал встречаться, необходимо постараться выяснить, кто его избранник, для этого нужно позволять им вместе бывать у вас дома. В общем, нужно делать так, чтобы вы могли ближе познакомиться с его половинкой.

Если в пассии вашего ребенка нет ничего страшного, поддерживайте эти отношения. Даже если избранник не соответствует вашей семье по социальному уровню или еще каким-либо критериям, не стоит запрещать детям встречаться, ведь обычно первая любовь достаточно кратковременна и редко доходит до брака. Это просто опыт общения с противоположным полом. Он, как любые другие знания в жизни, также необходим каждому.

Если любовь ребенка не взаимна, вы видите, что он страдает, необходимо проводить разнообразные беседы по поднятию самооценки ребенка. Следует максимально загрузить его день поручениями, записать в кружки или на курсы, отправлять в поездки, на отдых, где он сможет отвлечься или познакомиться с другим человеком.

Если ваш ребенок влюбился в социально нестабильную личность, что может привести к весьма негативным последствиям, стоит также беседовать, приводить примеры из собственного опыта и жизней других. Если беседы не помогают, крайним способом решения станет временный переезд ребенка в другой город, чтобы изолировать его от пагубного влияния пассии.

Чтобы оградить ребенка от ошибок, таких как половые отношения и их последствия, необходимо заранее, еще до того, как он влюбится, методом бесед или показов документальных и художественных видеофильмов доносить до ребенка информацию о том, что ранний секс может привести к психологической травме, беременности, аборту, возникновению венерических заболеваний, бесплодию. Сформировав у ребенка трезвое представление о последствиях половых отношений, вы сможете попытаться оградить его от совершения ошибок.

Проводя воспитательные и познавательные беседы о половом созревании и сексуальной жизни, нельзя говорить, что это плохо, так как вы можете сформировать у ребенка неверный стереотип, из-за которого он будет и в старшем возрасте относиться к природному процессу, как к чему-то плохому и постыдному. Ваша задача – объяснить серьезность последствий сексуальной связи и, естественно, рассказать о том, как их избежать.

Формирование доверительных отношений, дружеская равноправная позиция и участие в жизни ребенка помогут сделать так, чтобы явление первой любви прошло у него как можно гармоничнее без существенных последствий и психологических травм.

Гормональный всплеск в подростковом возрасте, половое созревание неизбежно приводят к тому, что дети начинают проявлять интерес к противоположному полу. У одних это происходит уже в 13 лет, другие первую любовь переживают лишь в 16-летнем возрасте. В любом случае первая влюбленность очень важна для дальнейшего формирования личности человека, эмоционального созревания.

От гендерных межличностных отношений в переходном возрасте во многом зависит, какие отношения с представителями противоположного возраста будут складываться у человека в будущем. Родителям нужно знать, чем любовь подростков отличается от любви взрослых, как себя вести с влюбленными детьми, как помочь им в случае неудачного развития событий.

Особенности подростковой любви

Психологи сходятся на том, что лучше всего отношения, которые складываются между влюбленными подростками, описаны в незабвенной драме Шекспира. Современные отроки – не такие, какими были во времена Ромео и Джульетты, но когда они влюбляются – становятся похожими на них. Каковы же основные особенности подростковой любви?

  1. Подростки далеко не всегда соединяют воедино любовь и сексуальные отношения . Юноша может платонически любить одну девушку, а встречаться и иметь интимную связь с другой, при этом даже не задумываясь, что этим самым вроде как изменяет объекту своего обожания. Чувства девушек более цельные, но, тем не менее, и они могут тайно любить одного, а на свидания ходить к другому.
  2. По статистике, две трети подростков к окончанию школы уже знают вкус половой любви, многие из них начали половую жизнь с 13-15 лет и к моменту совершеннолетия успели сменить от трех до пяти партнеров, а у некоторых их было и больше. По счастью, большинство тинэйджеров осведомлено о средствах контрацепции и является сторонниками безопасного секса, хотя каждый третий хотел бы знать об этом больше.
  3. Подросток может влюбляться по несколько раз в месяц, и каждый раз уверен, что это – на всю жизнь, при этом все, кто касается объекта любви, воспринимается очень эмоционально, а равнодушие или нелюбовь избранника, измена и другие сложности в отношениях переживается крайне болезненно, так что даже могут стать причиной суицида.
  4. Подросток стесняется своих чувств,особенно перед взрослыми, но сила эмоционального переживания заставляет делиться ими с подругами или друзьями. Влюбленный подросток часто уходит из дома пообщаться со сверстниками, много разговаривает по телефону, пишет много SMS-сообщений, подолгу переписывается с товарищами в социальных сетях.

Нередко движущей силой половых отношений у подростков является любопытство. Любовь их зачастую носит экспериментальный характер. Вчерашний ребенок учится любить, общаться с противоположным полом, делиться своими чувствами, идти на компромисс. Это очень важная школа в жизни каждого, но все, что могут сделать родители, это помочь окончить эту школу с отличием.

Что делать родителям, если их ребёнок влюбился?

Паниковать, если ребенок влюбился, не стоит, даже если вам неизвестен или не нравится объект его воздыханий. Первая влюбленность – это хорошо и естественна, она готовить подростка к взрослой жизни. И чтобы этот опыт не был печальным, родителям нужно вести себя правильно.

  1. Уважайте выбор своего ребенка. Да, большинство подростков выбирают тех, кто выглядит привлекательно внешне и с кем весело, такие критерии, как надежность и хозяйственность доминировать при выборе партнера будут значительно позже. Однако критиковать выбор подростка бесполезно: ни к чему, кроме слез, истерики и отгораживания от вас это не приведет. Еще более бурную негативную реакцию вызовет запрет встречаться с избранником. Этот запрет ребенок все равно обойдет, но «тюремщика» возненавидит. Будет лучше, если вы пригласите избранника в гости, пообщаетесь с ним: возможно, вы сами измените мнение об этом человеке или сможете мягко указать на его неблаговидные поступки, которые ускользнули от влюбленного взгляда.
  2. Обсуждайте с ребенком тему любви. При разговоре на тему любви следует уделить внимание как нравственному, так и физиологическому аспекту. Будет лучше, если ребенок узнает все из разговора с родителем, а не из Интернета или от друзей. Лучше всего, чтобы беседу вел человек одного с отроком пола. Ее не стоит превращать в нравоучения. Пусть это будет разговор по душам, начатый с рассказа взрослого о его собственной первой влюбленности.
  3. Поддержите ребенка , если чувствуется, что отношения у него с объектом любви не складываются. Где-то можно просто выслушать, где-то помочь советом, где-то отвлечь или даже попытаться переключить внимание влюбленного на другой объект. Главное, не смеяться над влюбленностью подростка, не судить о них как о чем-то неважном, отвлекающем от учебы, преходящим. Относиться к первой любви своего сына или дочери нужно так же серьезно, как к чувствам зрелого человека.

Если взрослые будут действовать правильно, то о первой любви у подростка на всю жизнь останутся светлые воспоминания, даже если не всегда все складывалось гладко. Кстати, некоторым любовь, начавшуюся в раннем возрасте, удается пронести через всю жизнь.

Первая любовь одно из самых важных и самых памятных событий в жизни человека. В памяти она остается вне зависимости от того, была ли она счастливой, несчастной или же безответной. Переживания, связанные с первой влюбленностью яркие и драматические.

Первая любовь запоминается потому, что это первая эмоциональная привязанность к человеку из окружающего социума и не принадлежащего к семье подростка. Это его личный выбор без оглядки на родителей. Фактически это самый первый шаг за переделы семейного круга, а значит и шаг в самостоятельность.

Кроме гормонов и, проснувшегося на их фоне, сексуального желания подростка захватывают небывалой силы эмоции. Он чувствует прилив эмпатии, желания заботиться о любимом, он купается во внимании со стороны другого. И конечно, все это происходит в первый раз. Многие моменты первой любви запоминаются на всю жизнь. Они первые, никогда ранее неиспытанные и эта новизна никогда не будет испытана снова. Первый поцелуй никогда не повторится, будет второй, третий, сотый. Но все уже не будет так, как впервые. О подростковой любви часто говорят, как о неком чистом чувстве, и, отчасти, это действительно так. Социолог Лора Карпентер в одной из своих книг объясняет это мнение тем, что человек впервые влюблен, и у него нет опыта разбитого сердца. Он не верит в возможность того, что счастье, на которое он рассчитывает, не случится. Да, первые взаимоотношения могут быть не самыми лучшими, но подростку не с чем их сравнить, и чтобы там ни было, для него его первый партнер самый лучший.

В первой стадии любви, которую называют в народе «конфетно-букетным периодом», подростки очень часто идеализируют свой объект влюбленности. Это есть и у взрослых. Однако взрослые уже имеют некоторый опыт и, бывает, что сами имеют за спиной неудачные связи и отношения. На своего нового кандидата в партнеры они даже в период идеализации смотрят с долей осторожности. Подросток же нередко влюбляется, как щенок. Да, многие видят в своем друге или подружке некоторые отрицательные качества, но игнорируют их или оправдывают. Это происходит нередко даже тогда, когда в отношениях присутствует насилие со стороны одного из партнеров.

Первый партнер оказывает очень большое влияние на то, как далее будут строиться личные отношения у человека. Важно была ли любовь счастливой или нет. Взаимная любовь обычно очень положительно влияет на ощущения человека в обществе и его самооценку. А несчастливая…

Как говорил Толстой: «все счастливые семьи счастливы одинаково, но все несчастные - несчастливы по-разному». Это фраза не только о семьях, но и о людях, которые находятся в отношениях. Один из опросов в старших классах школы в США, проведенных Карлом Е. Пикардом, показал, что испытывают первую взаимную любовь с глубокими позитивными переживаниям только 15% опрошенных детей. Все остальные имеют отношения, которые сейчас метко описывают фразой «у меня все сложно». То есть, процент счастливой и взаимной любви между подростками не так уж и высок. Остальные испытывают разной степени неудовлетворение своими отношениями.

Подростки далеко не всегда начинают встречаться потому, что влюблены. Для них отношения - это не только чувства, но и признак социализации, взросления, успеха и конкуренции. Часто особое значение придается статусу партнера в подростковом коллективе, его возможности и связи. Наличие парня или девушки, даже формальное, повышает самооценку, и он занимает значимое положение в группе сверстников. Бывает, что подростки даже сговариваются между собой «ходить вместе», чтобы создать видимость благополучия.

Но, наверняка, все знают и имеют перед своими глазами примеры того, что люди с полным крахом первой любви впоследствии находили прекрасного партнера и «жили долго и счастливо». А есть такие, кто проносит первый неудачный опыт взаимоотношений через всю свою жизнь. Многое зависит от того, сможет ли подросток оценить свои неудавшиеся отношения конструктивно. Ведь первая любовь - это не только незамутненная радость без опыта неудач. Есть в ней место и душевной боли. Для многих конец первых отношений - это еще опыт переживания потери. Подростки осознают еще глубже, что нет безусловной любви, когда тебя любят по умолчанию. Ты можешь потерять своего партнера без всяких причин. Он может просто передумать или предпочесть другого. И тут ничего нельзя сделать, а только принять положение вещей.

Что из этого выносят подростки?

Одни понимают, что такова жизнь и вновь ищут себе сердечного друга, исправляя ошибки первой любви и отношений. Другие выносят убеждение, что мир несправедлив к ним, и они никогда не будут желанны. Их оттолкнули, и страх повторения этой ситуации преследует их всю оставшуюся жизнь. Нередко они ищут партнера, похожего на свою первую любовь и пытаются закрыть и разрешить нерешенную проблему. Счастья это большинству не приносит, часто все выливается в наступании на те же грабли.

В высоком риске такого исхода первой любви, дети, которые не испытывали эмоционального тепла от родителей. Тоска о безусловной и принимающей любви и привязанности выливается на друга или подружку. Они часто бросаются слепо в новые отношения и особенно сильно идеализируют партнера. Не все партнеры готовы перенести напор таких чувств, да и не все просто хотят этого. Расставание по этой причине, или даже по причине обычной для всех подростков, больно ударяет по детям, выращенным без тепла внимания в семье. Такие подростки чаще попадают в отношения с насилием, оправдывают насильника и крайне сопротивляются всем попыткам окружающих помочь им наладить личную жизнь.