Конспект занятия по фэмп в старшей группе на тему: «путешествие на остров сокровищ. Конспект занятия по фэмп в старшей группе «как люди измеряют время

Закрепляющее и развивающее занятие для детей старшей группы детского сада.

Занятие предназначено воспитателям детских садов, работающих по программе Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки».

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Необычное путешествие».

Цели:

закрепление

Названий геометрических фигур;

Цифрового ряда до 7;

Знания цифр;

Счет и отсчет в пределах 7;

Навыков решения простейших задач;

развитие

Внимания, наблюдательности, сообразительности и логики;

Навыков использования заменителей;

Навыков выделения признака;

Оборудование: наглядные пособия (геометрические фигуры, плакаты с изображением животных из геометрических фигур, плакат с двумя рисунками (найти отличия), иллюстрации к заданию «Назови противоположное слово»), атрибуты для игры «Гаражи», игра «Зверюшки на дорожках», магнитные цифры, магнитная доска.

Ход занятия:

Ребята, много интересного и необычного мы встречаем на наших занятиях. Сегодня мы отправимся с вами в страну Математики. Вы готовы? Тогда наш поезд отправляется…

Дети строятся в «поезд» и под музыку двигаются к первой «станции».

Первый город, куда мы с вами попали, Город Геометрических Фигур.

В этом городе живут удивительные жители. Чтобы их увидеть, нужно отгадать загадки:

1. Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья? (круг)

2. Он давно знаком со мной

Каждый угол в нем - прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его…(квадрат)

3. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если станешь по углам

То скорей подскочишь сам. (треугольник)

4. Я, как круг, почти как он,

Но приплюснут с двух сторон. (овал)

5. У меня углы прямые,

Как и у квадрата.

Но длина у двух сторон

Разная, ребята.

Знает меня каждый школьник.

А зовусь… (прямоугольник)

Во время отгадывания загадок воспитатель выкладывает изображения геометрических фигур на магнитную доску.

Вот мы и встретили своих знакомых. Но мы можем их встретить не только в стране Математики, но и везде, где мы бываем. Давайте посмотрим на них внимательно и скажем, на что похожи эти фигуры.

Игра «На что похожа фигура»

Вы знаете, ребята, что из геометрических фигур можно построить много интересного. Посмотрите на плакат и скажите, из каких геометрических фигур построены эти рисунки?

Разбор рисунка из геометрических фигур.

Дети строятся в «поезд» и под музыку двигаются к следующей «станции».

Мы попали в Город Цифр. А знаете ли вы цифры? Сейчас мы это проверим.

Загадки (читаются в произвольном порядке. При отгадывании выставляется цифра на доску в произвольном порядке):

Цифра вроде буквы О,

Но не значит ничего. (0)

У домика утром два зайца сидели

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал, а второй вслед глядит

Сколько у домиков зайцев сидит? (1)

На крыльце сидит щенок

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (2)

Не поедет без приказа

Ни кондуктор, ни шофер.

Люди смотрят в оба глаза,

А во сколько светофор? (3)

Я рисую кошкин дом

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху еще окно, чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки. (4)

У стены стоят кадушки

В каждой ровно по лягушке.

Если было пять кадушек

Сколько было в них лягушек? (5)

Потеряла крольчиха крольчат.

А крольчата лежат и молчат.

Один - за ветлой,

Два - за метлой,

Один - под листом,

Двое - под кустом.

Как детей поскорее найти

Их у мамы чуть больше 5? (6)

Сколько нот и дней недели

И у радуги цветов?

И, надеюсь, дать названье

Этой цифре ты готов! (7)

Молодцы! А теперь посмотрите, правильно ли стоят наши цифры? (нет)

Кто может их поставить правильно?

Дети выкладывают числовой ряд (0-7)

Цифры такие непоседы! Они постоянно путаются. Помогите мне, ребята, поставить их правильно.

Игра «Цифра потерялась» (на карточках по две цифры с пропуском между ними. Вариант игры «Соседи»).

Молодцы! Все правильно вставили цифры. Давайте теперь поиграем в игру.

Физкультминутка «Гаражи и машины»

Ход: по группе расставлены таблички с цифрами от 1 до 7. Детям раздаются карточки с кругами 1-7. Ребенок должен посчитать круги на карточке и «поехать» в гараж, обозначенный цифрой по количеству кругов. Игра проводится несколько раз со сменой карточек.

Ребята, пока мы с вами играли, мы приблизились еще к одному городу.

А называется он Город Ошибок.

Его так назвали, потому что его жителей и гостей поджидают очень хитрые и, порой, сложные вопросы. Нужно быть очень внимательным и не отвлекаться.

И первого, кого мы с вами встретили, оказался художник. Он хотел нарисовать две одинаковые картины, но что- то напутал. Давайте ему поможем.

Нахождение отличий в двух рисунках.

Художник вас благодарит и решил подарить вам свои картины. Они с секретом.

В каждой из них спрятались противоположные по значению слова.

Попробуйте их найти.

Игра «Назови противоположное слово».

Молодцы! Теперь мы можем вернуться домой. Но по дороге мы поможем зверятам, которые никак не могут построиться на дорожке. Давайте им поможем.

Игра «Зверюшки на дорожках»

(Дети должны заменить геометрические фигуры на изображение зверят согласно схематической карте.)

Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами побывали и что делали? (ответы детей, подведение итогов занятия)

Возраст 5-6 лет - важный этап в жизни любого ребенка. В это время начинают активно развиваться фантазия, логическое мышление, формируется произвольность психических процессов, самооценка. Дети очень любознательны, их интересуют причинно-следственные связи (почему? как? зачем?). В детском саду начинается систематическая подготовка к школе, направленная на развитие познавательной активности. Именно эту цель преследуют занятия по ФЭМП в старшей группе.

Расшифровка понятия

ФЭМП - сокращенное до аббревиатуры наименование. Полностью название дисциплины звучит как "формирование элементарных математических представлений". Понятие возникло в рамках дошкольной педагогики. ФГОС указывает на важность подготовки детей к успешному освоению школьной математики, делая при этом акцент на их всестороннем развитии.

Согласно современным стандартам, обучение не должно напоминать "муштру", тупое натаскивание. Ребенок должен не просто уметь считать до 10 туда и обратно, но и анализировать информацию, сравнивать, классифицировать различные явления, выявлять общие закономерности, проявлять смекалку, аргументировать свою точку зрения. Все это следует учитывать при организации занятий по ФЭМП в старшей группе. В качестве ориентира для воспитателей была разработана программа "От рождения до школы".

Примерная программа согласно ФГОС: старшая группа

Занятия ФЭМП для детей 5-6 лет предполагают изучение следующих разделов:

  1. Количество и счет (прямой и обратный счет в пределах 10, порядковые числа, понятия "меньше", "равно", "больше", умение прибавлять и отнимать число "один", написание цифр, создание множеств по разным признакам).
  2. Величина (сравнение предметов по длине, высоте, толщине, ширине; умение поделить целое на части и определить, что больше).
  3. Форма (повторение известных геометрических фигур, знакомство с овалом, введение понятия "четырехугольник").
  4. и на листе бумаги (закрепление понятий "лево-право", "спереди-сзади", "верх-низ", "вперед-назад", предлоги места).
  5. Представления о времени (части суток, последовательность событий: "вчера-сегодня-завтра", "раньше-позже").

Требования к занятиям

Дети знакомятся с математическими понятиями в бытовых ситуациях, при общении с родителями, во время самостоятельных игр с дидактическим материалом, на специально организованных праздниках. Но ведущая роль принадлежит занятиям по ФЭМП. В старшей группе они проводятся один раз в неделю и длятся 25-30 минут.

Очень важно, чтобы занятия вызывали у ребятишек положительные эмоции, были доступны по подаче материала. С этой целью воспитатели прибегают к созданию игровых ситуаций. Вводятся захватывающие сюжеты: путешествие, соревнование, поиск сокровищ, спасение попавшего в беду персонажа. Широко применяются дидактические игры, всевозможные эксперименты и опыты. Для поддержания познавательной активности воспитатель использует загадки на смекалку, творческие задания, создает проблемные ситуации, решить которые дети должны самостоятельно.

Дидактический материал

Понять тему занятия по ФЭМП в старшей группе помогают карточки, картинки, мерки, игрушки и другие атрибуты. Ребенок должен приложить одну полоску к другой, чтобы сообразить, какая длиннее; разделить лист на части и прийти к выводу, что целое всегда больше. Практическая работа присутствует на каждом занятии, поэтому используется разнообразный дидактический материал.

Это могут быть:

  • объемные цифры и карточки с их изображением;
  • таблицы с различным количеством предметов;
  • мелкие игрушки, бочонки, палочки, геометрические фигуры для счета;
  • полоски различной длины и ширины;
  • картинки с изображением разных времен года, частей суток;
  • игры на ориентацию в пространстве: карты, лабиринты, схемы помещений;
  • занимательные кубы, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, змейки Рубика;
  • числовые и геометрические лото, домино;
  • настольные игры "Числовые домики", "Собери картинку" и т.д.

Календарно-тематическое планирование

Работа по формированию у детей математических представлений ведется в течение учебного года, постепенно усложняясь. Сначала закрепляется материал, изученный в средней группе, затем порциями даются новые знания. К пройденным темам систематически возвращаются, совершенствуют приобретенные умения. В конце учебного года наступает черед обобщающих, проверочных занятий.

Годовой план, включающий в себя распределение программных задач по месяцам, помогает управлять образовательным процессом. Воспитатели заранее разрабатывают цели и темы занятий ФЭМП в старшей группе. Помораева в соавторстве с Позиной выпустили пособие, призванное помочь им в этом. Предложенная ими структура занятий последовательно решает все задачи, предусмотренные программой, умело комбинируя их.

ФЭМП в старшей группе: конспекты занятий

Помораева с Позиной разработали планы игровых уроков, включающие в себя помимо учебных задач описание необходимого дидактического материала, а также методические указания педагогу с подробным перечнем заданий, упражнений и даже физкультминуток. Это полезная шпаргалка для молодых специалистов, на основе которой они могут составить свои планы-конспекты.

Авторы предлагают отказаться от скучного обучения. Интересные задания детям предлагают Мальвина, волшебник и другие персонажи. На занятиях используется много наглядно-практических приемов, задействуются разные органы восприятия. Например, ребенок должен выложить на стол количество предметов, соответствующее ударам в барабан; раскрасить столько неваляшек, сколько кружков увидит на картинке.

При планировании занятий нужно знать меру. Игры не должны превращаться в самоцель. От большого количества забав дошкольники утомляются, не остается времени на обдумывание задачи, объяснение своей точки зрения, короткую беседу по теме.

Интегрированное занятие

Дошкольники воспринимают мир целостно. Любой материал прочнее усваивается ими, если его изучение предполагает участие в коммуникативной, игровой, художественной, двигательной или творческой деятельности. Именно поэтому ФГОС называет принцип интеграции основным для дошкольного образования.

Подвижные игры с числами, чтение стихов, выкладывание цифр из мозаики - все это помогает ребенку прочувствовать абстрактные математические понятия. Подобные элементы могут эпизодически применяться воспитателем или лечь в основу по ФЭМП в старшей группе.

Чаще всего оно представляет собой интересную игру с последовательно развивающимся сюжетом. В конце детей ожидает счастливая развязка. Например, путешествуя в зимний лес, ребятишки узнают о его обитателях, вспоминают слова со звуком "з", решают задачи про животных и в конце находят сюрприз от Деда Мороза. Сказочная поездка в город поможет вспомнить правила дорожного движения, а также закрепит знания о геометрических фигурах. Выбор темы зависит от фантазии педагога. Дети обычно с охотой участвуют в подобных играх.

Нестандартные формы занятий

Увлечь ребятишек математикой помогает использование нетрадиционных форм организации учебной деятельности. К таким относятся:

  • занятия-беседы, на которых малыши учатся обмениваться информацией, логично излагать свое мнение и слушать собеседника, доказывать правильность своего решения задачи;
  • занятия-викторины, соревнования, развивающие смекалку и обучающие работе в команде;
  • занятия-путешествия, когда дети переходят из пункта в пункт, попутно выполняя задания и закрепляя материал;
  • занятия, предполагающие работу с картами, схемами (поиск клада);
  • занятия-инсценировки, во время которых разыгрываются математические сказки.

Особой формой является и открытое занятие по ФЭМП в старшей группе. Работникам детского сада приходится демонстрировать свою работу родителям ребятишек, коллегам, экспертам в рамках педагогического конкурса или аттестации. Основная цель открытых занятий - показать накопленный воспитателем опыт, инновационное применение различных педагогических методов. Важно, чтобы дети получили при этом то же количество знаний и умений, которое они получили бы на обычном занятии.

Анализ занятия по ФЭМП в старшей группе

Чтобы понять, отвечает ли учебный процесс поставленным задачам, нужен контроль. Анализ занятий могут проводить методист, психолог, заведующий детским садом, коллеги или сам педагог с целью коррекции рабочих моментов. Это позволяет вовремя выявить проблемы, увидеть, какие цели еще не достигнуты, в каком направлении нужна усиленная работа. Учитываются следующие моменты:

  1. Время занятия, количество присутствующих ребятишек.
  2. Соответствие применяемых методов и приемов поставленным задачам, а также возрасту детей.
  3. Четкость и полнота указаний, объяснений педагога.
  4. Заинтересованность детей, степень их активности во время занятия.
  5. Проведение работы по развитию связной речи воспитанников, умению логически обосновать ответ.
  6. Организация самостоятельной деятельности детей.
  7. Применение индивидуального подхода, использование дифференцированных заданий.
  8. Подведение итогов.

Занятия по ФЭМП в старшей группе должны постепенно ввести дошкольников в красивый мир математики. Они не только готовят к обучению в первом классе, но и развивают самостоятельность мышления, интерес ко всему новому и навыки познавательного общения.

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

Воспитатель: Пушкарева О.А.

Тема: «Спасем нашу дружбу»

Цель: закрепить элементарные математические представления; воспитывать сплоченность, взаимовыручку.

Задачи:

Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10, знание соседей числа;

Формировать навыки ориентации на листе бумаги;

Закрепить знание дней недели;

Закрепить знание геометрических фигур и их отличительных признаков;

Развивать внимание, мелкую моторику пальцев;

Развивать умение отвечать полным ответом, подбирать описательные прилагательные;

Формировать умение проводить самооценку.

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, физическое развитие.

Материал: Клубок с запиской, пакет с заданием, карточки с цифрами, листы белой бумаги Ф – А 4, образец задания на ориентацию на листе бумаги, звездочки розового и зеленого цветов.

Ход.

Дети входят, здороваются с гостями. (Катится клубочек).

Воспитатель : Дети, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что он хочет нам сообщить? Ой, а в клубочке – записка. Давайте прочитаем.

«Я волшебница Гингема – злая и коварная. Я забрала в вашем детском саду Дружбу. Хочу, чтобы вы стали злыми, непослушными детьми и все перессорились! Если вы хотите свою дружбу спасти, то должны выполнить трудные задания, а я буду за вами в волшебное зеркало наблюдать. Путь к заданиям вам покажет волшебный клубок».

Воспитатель : Дети, что же делать?

Дети: Надо дружбу выручать!

Воспитатель: Хорошо, что у меня есть карта, которая укажет нам путь. Но на карте две дороги – синяя и зеленая. На синей нас ждут 5 заданий-приключений, а на зеленой дорожке 6 заданий – приключений. Где приключений больше?

Дети: на зеленой дорожке.

Воспитатель: А на сколько приключений на зеленой дорожке больше, чем на синей?

Дети: на одно приключение больше. Число 6 больше чем число 5 на одну единицу.

Воспитатель : Какую дорожку мы с вами выберем?

Дети: Зеленую дорожку, там приключений больше.

Воспитатель: Итак, первое задание «Встань по порядку». На ковре хаотично раскладываются цифры. По сигналу дети поднимают по одной цифре и встают в ряд по порядку (1-10). Затем по сигналу разбегаются врассыпную и по сигналу встают в ряд в обратном порядке (10-1).

Воспитатель : Задание второе: «Назови соседей». Перед детьми плакат, на котором цифры: 5…7; 8…10; 4…6; 3…5; 2…4; Соседи, каких цифр здесь написаны?

Дети: 6;9;5;4;3.

Воспитатель: Третье задание. Загадки о геометрических фигурах.

    Нет углов у меня, а похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку, на кольцо и колесо.

Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня. (круг)

    Три мои стороны могут разной быть длины.

Где стороны встречаются – угол получается.

Что же вышло, посмотри, ведь углов-то тоже три. (треугольник)

    Он похож на яйцо или на твоё лицо.

Вот такая есть окружность – очень странная наружность.

Круг приплюснутым стал, получился вдруг…(овал).

    Я фигура хоть куда очень ровная всегда.

Все углы во мне равны и четыре стороны.

Кубик мой любимый брат, потому что я …(квадрат).

Воспитатель: Молодцы. А теперь отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья,

Мы сейчас пойдем на право,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем!

Воспитатель: А сейчас следующие, четвертое задание «Ориентация на листе бумаги». (Рисование геометрических фигур). Дети, вспомните, пожалуйста, где у листа центр, углы, стороны – верхняя, нижняя, правая, левая. Я буду 2 раза повторять задание, а вы выполняйте на листах бумаги.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: А теперь проверьте правильность выполнения, сравните свои работы с образцом. Молодцы!

Воспитатель: Следующие задание. Давайте вспомним дни недели.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила,

Всех друзей я в воскресенье

Позвала на день рожденья!

Затем воспитатель задает вопросы: что делала в среду, (пекла калач), что делала в первый день недели (В понедельник я стирала) и т.д.

Воспитатель: Дети, вы все молодцы, хорошо выполняли все задания. А теперь задание, наверное, самое трудное. Злая волшебница, хитрая и коварная хочет проверить какие вы честные и правдивые. Вам сейчас нужно будет подумать, как вы считаете, как вы справились со всеми заданиями. Кто считает, что не сделал ни одной ошибки возьмёт себе розовую звездочку, кто считает, что ошибался – возьмет зеленую.

Дети подходят к столу и берут звездочки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все поступили честно, были умными, сообразительными и дружными. И теперь волшебница Гингема расколдует и отпустит нашу Дружбу обратно к нам в детский сад.

Занятие в старшей группе по ФЭМП.

Тема: « Одна голова хорошо, а две лучше»

Тип деятельности: интегрированная непосредственно образовательная деятельность.

Приоритетная область: познавательное развитие - формирование элементарных математических представлений.

Интегрируемые образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Цель: формировать математические представления у детей дошкольного возраста (закрепление)

Задачи:

Образовательные:

Обеспечить применение на практике логического мышления, сообразительности, наблюдательности, мыслительных процессов;

Систематизировать знания детей: в навыках счета, решении математических задач, составления числового ряда, порядкового счета, умении ориентирования на листе бумаги;

Развивающие:

Обеспечить развитие образного восприятия и воображения;

Обеспечит развитие свободного общения со взрослым и сверстником;

Обеспечить развитие игровой деятельности;

Воспитательные:

Создать ситуацию коллективной и самостоятельной работы;

Вызвать желание помочь друг другу;

Порадоваться вместе с детьми;

Подвести к мысли, что «одна голова хорошо, а две лучше»

Предварительная работа: выучить слова стихотворения «Как хорошо

когда много друзей» с движениями.

Оборудование и реквизиты:

На доске - цифры 0-10, сосульки – 10шт, для физмин- солнце-2, ласточки-3, гнездышки-5, мяч, простые карандаши, демонстрационные листы, карточки с цифрами, плоскостные геометрические фигуры на каждого ребенка, числовые домики, магнитная доска, мультимедийная установка, ноутбук, презентация к НОД, мячей по количеству детей.

Развернутый конспект совместной деятельности

Организационный момент.

АМО релаксации «Как хорошо когда много друзей»

В.:

Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Как хорошо когда много друзей».

Встав в круг и взявшись за руки, дети произносят слова и выполняют движения:

Как хорошо когда много друзей, (сужают круг, обнимаются)

Вместе нам жить веселей. (расширяют круг)

Я твой друг и ты мой друг, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

И в мир математики отправимся: «Ура!» (поднимают руки вверх и кричат: Ура!)

Вхождение в тему (целеполагание)

АМО «Письмо из школы Семи гномов»

Цель: Стимулировать познавательную активность.

Задачи: Погрузить детей в тему занятия, активизировать внимание, выполнять словесную инструкцию, использовать знания, полученные ранее, развивать мыслительные операции.

В: Ребята, сегодня нам по интернету, прислали сообщение из школы «Семи Гномов»

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам гномики. Мы живём в волшебной стране геометрических фигур. Мы посылаем вам интересные игры-задания. Разгадав все задания, вы получите сюрприз. Играйте, думайте, считайте! До новых встреч!!! ».

Ребята, а вы хотите справиться со всеми заданиями и получить приз? А вы знаете, друзья,что вместе мы справимся с любыми заданиями, которые ожидают нас!

«Когда мы едины, мы непобедимы!» Впереди нас ждут новые игры - задания!

В:Предлагаю сделать небольшую разминку. Вставайте в кружок.

«Разминка с мячом» (первое задание из сосульки)

1.Есть семь братьев, годами равные, именами разные? (дни недели)

2.Назовите дни недели, начиная с понедельника.

3.Сколько дней в недели?

4.Что лишнее: понедельник, среда, пятница, осень? Почему?

5.Какой сегодня день недели? (четверг)
6.Вчера какой был день недели? (среда)
7.Завтра какой будет день недели? (пятница)
8.Назовите день недели между вторником и четвергом?

9.Назови седьмой день недели.

В. Молодцы. Вы готовы к работе.

Задание 1.

1. Изобрази в ряд геометрические формы предмета, которые я назову .

(Раздаточный материал на каждого ребенка)

В: Ребята, я буду называть предметы, а вы подумайте, на какую геометрическую фигуру они похожи, и разложите в ряд эти фигуры.

Тарелка, книга, косынка, апельсин, огурец, салфетка.

Рита, посчитай сколько всего геометрических фигур, у тебя получилось?

(1,2,3,4,5,6 - У меня получилось всего 6 геометрических фигур)

Молодец!

Даша, какая фигура изображена первой? (Первая по счету фигура – круг)Почему? (Потому,что тарелка круглой формы).Молодец!

Женя, какая фигура изображена третьей? (Третья по счету фигура –треугольник)Почему?

(Потому, что косынка треугольной формы). Молодец!

Ярослав, какая фигура изображена между третьей и пятой? (Между третьей и пятой расположен круг) Почему? (Потому, что апельсин круглой формы). Молодец!

Виталик, какая фигура изображена перед третьей? (Перед третьей фигурой – прямоугольник). Почему?(Потому, что книга прямоугольной формы.) Молодец!

Андрей, какие фигуры не назвали? (Мы не назвали две фигуры – овал и квадрат) Молодец!

Ребята, уберите из ряда геометрических фигур: не овал, не треугольник, не круг.

Маша, какие геометрические фигуры нужно убрать? (Прямоугольник и квадрат). Молодец!

Тимур, как ты считаешь, чем похожи квадрат и прямоугольник?

(У них 4 стороны и 4 угла). Молодец!

Костя, как ты считаешь, чем отличаются квадрат и прямоугольник? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие) Молодец!

Физминутка

Дружно встали! Отдыхаем!

(Подъем с места, выход из-за столов)

Все сейчас пересчитаем!

Мы подпрыгнем столько раз, сколько солнышек у нас! (2)

Наклонимся столько раз, сколько ласточек у нас! (3)

И присядем столько раз, сколько гнездышек у нас! (6)

Сядем на пол столько раз, сколько луговых, садовых и лесных цветов у нас! (0)

Топнуть левою ногой, столько раз сколько хлопну я в ладоши!

Топнуть правою ногой, столько раз сколько хлопну я в ладоши!

Надо-надо разминаться!

(Ходьба на месте)

Продолжаем заниматься!

(Возвращение на рабочие места)

Задание 2.

Дидактическая игра « Запомни и повтори»

Пальчиковая гимнастика презентация

В: вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом;

вдоль нижней стороны листа – зеленым карандашом; вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом;

В верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом, в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом – желтым карандашом, в нижнем правом – зеленым карандашом;

В середине листа поставьте точку красным карандашом.

Ангелина, расскажи какие геометрические фигуры и где ты их нарисовала? (Я нарисовала)

Гимнастика для глаз презентация «Крошка Енот»

Задание 3.

Остались у вас силы, чтобы решать задачки? Реши задачки.

Если я разделю яблоко пополам, сколько я детей смогу угостить? (Двух детей)

Сколько гостей, я смогу угостить, если разделю два яблока пополам? (Четырех гостей)

Сколько гостей можно угостить, если одну грушу разделить на четыре части?(Четырех гостей)

Сколько носов у двух псов? (Я думаю два носа у двух псов)

Шесть подснежников нашел Вадим, а потом еще один. Вы ответьте на вопрос: сколько он подснежников нашел? (Я считаю, что Вадим нашел семь подснежников).

Сколько крыльев у двух скворцов? (Я считаю, что у двух скворцов четыре крыла.)

Росли две вербы, на каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по две груши. Сколько всего груш? (Нисколько. На вербе груши не растут)
(третья сосулька)

Задание 4. Работа в командах (задания из седьмой сосульки)

Активные методы обучения «Моя компания»

Звездочки по количеству детей, а на двух звездочках №1 и №2 – компании.

Дети тянут жребий, у кого попадутся звездочки с цифрами, они капитаны.

Каждый капитан по очереди выбирает себе матросов.

Игровое упражнение «Найди пропущенное число»

1 компания

2компания

Игровое упражнение «Магический квадрат»

3компания

Игровое упражнение «Какое число будет стоять на пятом месте»

0 2 4 ___ __?__

Команды выполняют задания и проверяют друг у друга правильность выполнения.


Задание 5

«Найдем сюрприз по плану»

В: Ребята, нам предстоит пройти по определенному пути: вперед до строительного уголка, повернуть направо и дойти до кухонного уголка; открыть кухонный шкаф. (дети находят шкатулку). Ребята посмотрите, шкатулка закрыта. На ней замок, вместо цифр буквы. Читаем «ГАВ». Что, это замки вместо собак гавкать стали? Код должен состоять из цифр, а здесь буквы. Чем же нам может помочь эта таблица?

Коля, какая по счету буква «А»? (первая). Молодец!

Никита, какая по счету буква «В»? (третья). Молодец!

Набираем код «413». Вот замок и открылся!

Рефлексия:

АМО «Весенняя веточка»

Цель: Выяснить впечатление детей от занятия, их эмоциональное состояние.

Задачи: Осознание своих чувств, эмоций и эмоций других людей.

Необходимые материалы: на доске нарисована веточка, листья из цветной бумаги- на одной стороне схемы- картинки НОД, цветочки для веточки на каждого ребенка.

Технология проведения:

Ребята, с какими мы заданиями справились, для того чтобы найти сюрприз?

(Дети перечисляют опираясь на схемы-картинки) .

Какое задание оказалось трудным?

Возьмите каждый цветочек и отметьте те листочки-задания, которые вам показались интересными.

Этот метод осуществляет личностно – ориентированный подход, воспитатель получает информацию об усвоение материала, а также планирует индивидуальную работу с детьми.

Итог: Ребята, со всеми заданиями вы справились. Молодцы! А как вы думаете, почему вам удалось справиться с заданиями? (потому, что мы дружно работали. Одна голова хорошо, а две лучше.) Ребята, вы з наете числа, умеете решать задачи, знаете геометрические фигуры. Я благодарю вас за активное участие

Литература:

1.Логика и мышление 5-6лет Д.Денисова

2.Шаг в математику А.П.Багунц, М.И.Мирошник

3.Конспекты занятий в старшей группе математика В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова

4.Математика в детском саду В.П.Новикова

5.Сценарии занятий с дошкольниками Е.А.Ульева

6.Развитие элементарных математических представлений И.А.Морозова, М.А.Пушкарева

7.Занимательная математика И.А.Яворовская

8.Интернет ресурсы


Познавательное развитие. ФЭМП. Тема: «Обобщение и повторение количественного счета от 1 до 10».

Образовательные области: Познание, интеграция, физическая культура, познавательно - исследовательская деятельность.

Цель: Совершенствование навыков счета в пределах 10 с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить количественный счет в пределах десяти, знание цифр.
  • Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
  • формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
  • Продолжить формирование закрепить умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
  • Продолжить формирование временных представлений.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать целеустремленность, усидчивость.

Материал ы и оборудование:

Демонстрационный: Буратино, Артемон, Тортилла, Шушера, кот Базилио (картинки); ленты разной длины; картонная полоска, шнурок; нитка; проволока; пять разноцветных конвертов с заданиями; мешочек с «монетами»; табличка «Поле Чудес».

Раздаточный материал: Математические картинки, ножницы, салфетки, 12 квадратиков из белой бумаги, простые карандаши (на каждого ребенка).

Предварительная работа: Чтение сказки А. Толстого «Буратино».

Ход НОД

1. Вводно - мотивационная часть.

Воспитатель : Сегодня к нам пришелгость. Как вы думаете кто это?

На завтрак съел он только луковку,

Но никогда он не был плаксой,

Писать учился носом буковки

И посадил в тетрадке кляксу.

Не слушался совсем Мальвину

Сын папы Карло… (Буратино)

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, какой праздник мы будем скоро отмечать?(8 марта). А кого мы будем поздравлять? Буратино тоже хочет поздравить Мальвину - устроить ей праздник. Но у него приключилась беда. Хитрые кот Базилио и лиса Алиса выманили его денежки и закопали на Поле Чудес. А дорогу туда он не знает. Но герои сказки решили помочь Буратино и дали ему конверты с заданиями, если Буратино выполнит все задания, то он найдет Поле Чудес. Но Буратино не справиться одному, ведь он совсем не умеет считать - в школу ведь он не попал. Ребята, сколько всего конвертов у Буратино? (5). Правильно, раз вы уже умеете считать и знаете цифры, то сможете помочь Буратино найти дорогу на Поле Чудес. Ну что ж, отправляемся в путь.

2. Основная часть

Разминка «Вопросы крысы Шушеры»

Воспитатель : Открываем первый конверт. Кто дал его Буратино? Правильно, крыса Шушера, которая чуть не утащила Буратино в свою нору.

Вопросы крысы Шушеры.

  • Какое сейчас время года?
  • Перечислите все зимние месяцы.
  • Какой сейчас месяц?
  • Какой месяц будет после февраля?
  • Какой день недели сегодня?
  • Если сегодня среда, то какой день недели будет завтра?
  • Какой день недели был вчера?
  • Сейчас утро или вечер?
  • Помогите сосчитать до десяти 1,2, 3,4 ….
  • Какие числа будут дальше 10,9, 8, 7…

Математические загадки кота Базилио - «Математическая молчанка».

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, кто будет задавать вам загадки из этого конверта? Правильно - кот Базилио. Он хочет с вами сыграть в математическую молчанку. Самое главное условие - ответы говорить вслух нельзя, можно только показывать правильные цифры с помощью картинок.

  • Сколько пальцев на левой руке?
  • Сколько пальцев на правой руке?
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько углов у треугольника?
  • Сколько хвостов у двух котов?
  • Сколько раз в году бывает день рождения?
  • Сколько ушей у двух мышей
  • Сколько носов у трех котов?
  • Сколько монет дал Буратино Карабас Барабас?

Игровое упражнение «Завяжи Мальвине бантик».

Воспитатель : Следующий конверт приготовила нам девочка с голубыми волосами. Правильно, зовут ее Мальвина. Мальвина готовится к празднику 8 Марта - хочет заплести две косички и завязать бантики. У куклы уже есть одна ленточка и ей надо подобрать пару такой же длины.

У меня есть ленточка. Давайте сравним ее с ленточкой Мальвины. Какая ленточка длиннее, какая короче?

Как мы определили, какая ленточка длиннее, а какая короче? (Приложили ленточки друг к другу, наложили ленточки друг на друга.)

Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку нужной длины?

Удобно ли будет нам отмерить вторую ленточку для Мальвины при помощи приложения и наложения ленточек? (нет, ленточки скользят и распадаются).

У меня на столе лежат разные предметы, которые могут служить мерками , то есть предметы для измерения различных предметов: кусок веревки, тесьма, палочки, картонные полоски.

Как вы думаете, какой меркой будет удобнее отмерять нашу ленточку? (Картонной полоской .) Запомните правила измерения при помощи мерки: начинать надо точно от конца, уложить полоску-мерку прямо.

При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и завязывает кукле бантики.

Физминутка.

Воспитатель : Я немного устала, а вы? Давайте отдохнем.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник - рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

«Салфетки для кукол».

Воспитатель: Сколько уже конвертов мы открыли? (3). А сколько еще осталось? (2).

Кто приготовил задание в четвертом конверте? Это - пудель Артемон, верный пес Мальвины. К Мальвине в гости пришла подружка, и Артемон хочет подарить Мальвине и ее подружке салфетки одинаковой величины.

Воспитатель : Ребята, у каждого из вас по одной салфетке.

Какой формы салфетка? (Квадрат)

Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки? (Нужно сложить ее пополам так, чтобы стороны совпали, и разрезать по линии сгиба).

Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам.

Как проверить равенство салфеток? (Наложением или приложением.)

Дети проверяют равенство салфеток наложением.

Одинаковые получились салфетки?

Сколько частей получилось?

Как можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.)

Что больше: целое или часть?

Что меньше: часть или целое?

Дети дарят салфетки куклам.

«Секрет черепахи Тортиллы».

В последнем, пятом конверте находится задание от черепахи Тортиллы - тайный зашифрованный код для прохода на Поле Чудес.