Показатели использования детского труда. Западной европы и сша в хiх веке. Вредное влияние фабрики на женщин и детей

В последние десятилетия XVIII в. в Англии впервые в мире начали широко применяться машины в промышленности. Это был крупный шаг вперед в развитии человечества (см. стр. 305).

В наше время, в условиях социализма, каждая новая машина облегчает труд людей и повышает благосостояние общества. Иное дело при капитализме, в обществе, разделенном на эксплуататоров и эксплуатируемых. Появление машин там принесло новые беды и страдания трудящимся. Раньше, когда машин не было и производство велось вручную, оно требовало физической силы, сноровки, умений, приобретавшихся иногда в результате длительной выучки. Изготовлением промышленных изделий занимались главным образом мужчины. Первые же машины были крайне просты по своему устройству. Работать на них могли женщины и дети. Капиталисты предпочитали нанимать их на работу. Платить детям можно было значительно меньше, чем взрослым мужчинам; дети не могли оказать сопротивления фабрикантам и защитить свои интересы.

Долгие годы рост английской промышленности происходил за счет жесточайшей эксплуатации труда не только взрослых рабочих, но и сотен тысяч детей.

Беспросветная нужда заставляла родителей посылать своих детей на фабричную каторгу. На фабриках работали дети семи, шести и даже пяти лет. Работа начиналась в половине шестого утра и продолжалась до 8-9 часов вечера, т. е. 14-15 часов в сутки. В дни промышленной горячки, когда возрастал спрос на товары, рабочий день еще удлинялся. Бывали случаи, когда работа начиналась в 3 часа ночи и заканчивалась в 10 часов вечера. С трудом поднимали по утрам родители своих детей, измученных непосильным трудом. Опаздывать было нельзя, за это надсмотрщики жестоко избивали малолетних рабочих.

В течение всего рабочего дня дети стояли у машин. Садиться строго воспрещалось. Нельзя было разговаривать, отвлекаться от работы.

На фабриках изготовлялись хлопчатобумажные ткани. В рабочих помещениях стоял удушливый запах смеси машинного масла, хлопковой пыли и чада от сальных свечей. Хлопковая пыль так насыщала воздух, что все казалось как в тумане. Вдоль длинных рядов машин копошились маленькие фигурки. К ногам малышей были подвязаны высокие деревянные колодки, чтобы они могли доставать до машин. Посторонним посетителям фабрики сразу бросался в глаза изнуренный вид детей: лица их были по-старчески сморщены или болезненно одутловаты, взоры безжизненны или полны тоски.

Два раза в день устраивались получасовые перерывы для еды. Но и в эти минуты дети работали: они смазывали остановленные машины. Принесенную с собой скудную пищу они проглатывали на ходу.

Мучения детей становились нестерпимыми к вечеру, когда особенно сказывались усталость и изнеможение. Невольная дремота смыкала их глаза. То и дело надсмотрщики пускали в ход плеть.

Дети росли хилыми и слабыми, от долгого стояния за машиной у многих искривлялись ноги и позвоночник. Маленькие рабочие часто получали тяжелые увечья.

Дети трудились и под землей, в шахтах. Там они грузили уголь в вагонетки и катили их по рельсам. Самые маленькие открывали и закрывали воздушные заслонки. Проходы в шахтах часто бывали такими низкими, что приходилось ползти на четвереньках, привязав вагонетку к поясу и пропустив ремень между ног.

Женский и детский труд вытеснял труд мужчин. Многие рабочие семьи существовали на гроши, которые зарабатывали женщины и дети. Случалось, что ребенок был единственным кормильцем целой, семьи, а взрослые безуспешно пытались найти работу.

Рабочий Джо отправился однажды навестить своего друга Джека, которого не видел несколько лет. Разыскав лачугу Джека, он спустился в низенький подвал. В углу Джо увидел охапку соломы, покрытую старыми простынями. Она служила постелью. Джек сидел на обрубке дерева перед огнем и чинил чулки жены.

Черт возьми, Джек, что ты делаешь! Где твоя жена? - воскликнул Джо.

Жена на фабрике. Она отправляется туда в половине шестого утра и работает до восьми вечера. Когда Мэри возвращается, она совсем разбита и ничего делать не может. У меня нет работы, и не было ее уже три года. Да, Джо, есть достаточно работы для женщин и детей в нашей местности, но нет для мужчин. Легче сто фунтов стерлингов найти на улице, чем найти работу. Все теперь стало вверх ногами. Мэри должна работать, а я сидеть дома, смотреть за детьми, подметать, стирать, стряпать и штопать. Знаешь, Джо, это очень тяжело для человека, который привык к другому труду.

Об этой горестной беседе кто-то из приятелей Джо и Джека поведал в письме, которое попало в руки Фридриха Энгельса, и он опубликовал его в своей книге о положении рабочего класса в Англии.

Энгельс приехал в Англию в конце 1842 г. С глубоким интересом он стал изучать положение пролетариата в этой передовой в то время капиталистической стране. Энгельс прочел множество книг и документов, касающихся положения рабочих. Он посещал кварталы, где ютились рабочие, и своими глазами наблюдал ужасающую нищету. Энгельс ходил по узким кривым улочкам, окруженным высокими фабричными зданиями и покрытым вечной копотью. Грязные многоэтажные дома от подвала до самой крыши были битком набиты жильцами. Он видел хилых, болезненных детишек, одетых в лохмотья женщин, которые вылезали из сырых подвалов на дневной свет. Энгельс заходил в квартиры рабочих, где часто в одной небольшой комнате ютились по две семьи и пять или шесть человек спали на одной кровати.

Энгельс написал яркую и правдивую книгу «Положение рабочего класса в Англии». Она вышла в свет в 1845 г. и явилась грозным обвинительным актом против капитализма и буржуазии. И до Энгельса многие изображали страдания пролетариата. Эти люди обращались к капиталистам с просьбами помочь рабочим. Энгельс первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс. Борющийся против капитализма пролетариат сам может изменить свое положение.

И действительно, рабочие Англии мужественно и стойко боролись с капиталистами. Они требовали сократить рабочий день, увеличить зарплату, оградить детей от беспощадной эксплуатации.

В 30-40-х гг. XIX в. в Англии развернулось могучее чартистское движение (см. стр.350).

В августе 1842 г. произошла стачка рабочих Ланкашира, получившая название «пробочной забастовки». Бастующие уносили с собой пробки от паровых котлов, чтобы не допустить возобновления работы на фабриках. Забастовщики ходили от фабрики к фабрике, призывая всех рабочих присоединиться к ним. В несколько дней стачка охватила десятки тысяч рабочих. Она была подавлена только при помощи войск и полиции.

В марте 1844 г. 40 тыс. углекопов северных районов Англии, узнав о намерениях владельцев шахт снизить зарплату, побросали свои кайлы и начали забастовку. Чтобы принудить рабочих к покорности, владельцы шахт и домов предложили рабочим очистить занимаемые ими квартиры. Все 40 тыс. семей оказались выброшенными на улицу. Больных и слабых, стариков и детей безжалостно вытаскивали из постелей и выталкивали из домов. И все-таки рабочие не сдавались. Только на шестой месяц забастовки, оказавшись под угрозой голодной смерти, рабочие прекратили сопротивление. Энгельс писал, что углекопы вели борьбу с выдержкой, сознательностью и мужеством, которые вызывали восхищение.

Борьба рабочих вынудила английский парламент принять меры к ограничению эксплуатации детей. В 1833 г. был принят закон, по которому труд подростков от 13 до 18 лет был ограничен 12 часами, труд детей в возрасте от 9 до 13 лет - 8 часами, а труд детей моложе 9 лет запрещен (за исключением шелкоткацких фабрик). Но закон этот остался на бумаге. Понадобилось еще несколько лет борьбы, прежде чем рабочие добились в 1844 г. принятия нового закона, по которому был установлен контроль над соблюдением условий труда детей. В 1847 г. рабочие Англии добились ограничения труда подростков 10 часами в день. Фактически и мужчины стали работать по 10 часов, так как трудились в одну смену с женщинами и детьми. В те годы это было большим завоеванием пролетариата Англии.

С конца 40-х гг. XIX в. применение труда детей стало сокращаться. К этому времени появилось много усовершенствованных сложных машин, управлять которыми детям было не под силу.

Бесчеловечная эксплуатация детей в первые десятилетия фабричного производства в Англии убедительно показывает, какой ценой был достигнут прогресс промышленности и рост богатств в этой передовой капиталистической стране Европы.

Детский труд применялся не только в Англии. Так было и во Франции, в Германии, России, США, Японии и в других странах. Да и теперь в капиталистических странах дети рабочих и бедноты не ограждены от эксплуатации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

И признан незаконным. В прошлом детский труд был широко распространён, но после появления и признания концепций безопасности труда и прав детей области применения детского труда постепенно стали сокращаться. Среди видов детского труда, существующих в цивилизованных странах, можно отметить работу в шоу-бизнесе (кино , театр , эстрада). Дети часто бывают вовлечены в различные виды преступной деятельности, в том числе проституцию и порнографию . В некоторых странах Африки детей вооружают и заставляют участвовать в боевых действиях .

Причины

Детский труд может быть рассмотрен как следствие нищеты и низкого уровня развития общества. Одна из основных причин, вынуждающих детей работать состоит в том, что от этого зависит выживание их семей и их собственное выживание. Немаловажную роль играет воля взрослых, которые могут использовать незащищённость детей в своих целях. Также играют роль социальные и культурные традиции, например:

  • мнение о том, что труд способствует формированию характера и развитию навыков детей.
  • традиция преемственности профессии.
  • убеждение в том, что девочки менее нуждаются в образовании, чем мальчики, в связи с их традиционной ролью домохозяек.

Вышеуказанные традиции могут быть настолько сильны, что дети, а также и родители могут не осознавать, что детский труд незаконен и противоречит интересам самих детей.

История

Почти во всех странах мира на протяжении истории дети крестьян, рабов, а потом и ремесленников помогали родителям. Скорее всего, трудоспособные дети помогали ещё в первобытных обществах . В средневековой Европе дети, обучаясь у вольных ремесленников, а затем у цеховых , помогали им.

Детский труд на фабриках (заводах), шахтах был обычным явлением во многих промышленно развитых странах Европы и Америки в XIX веке. Дети трудились наравне со взрослыми до 14-18 часов в сутки (иногда с 5-6-летнего возраста), причём им платили за это в несколько раз меньше. Там существовало множество запретительных правил внутреннего распорядка, например, запрещалось смотреть в окно на рабочем месте (для чего на окнах висели решётки или заглушки), играть в перерывах на еду.

В Британии ещё существовали работные дома , где нищие (взрослые и дети) трудились принудительно в близких к тюремным условиях. О тяжелейших условиях детского труда писал английский историк Генри Джиббингс (англ. ) в книге «Промышленная история Англии» . Одним из первых внимание к проблеме детского труда в Британии привлёк знаменитый реформатор Роберт Оуэн - в 1816 г. он выступал об этом в Парламенте . С конца XVIII века и на протяжении XIX будущих ремесленных учеников («английских рабов», как называл их писатель) обычно набирали в работных домах, и, когда они попадали в «учение» на городские фабрики, то не получали никакого жалования, одежды. Часы труда были ограничены лишь полным истощением сил после применения различных принудительных способов к продолжению работы (например, после побоев надсмотрщиков). Дети часто работали до 16 часов подряд, иногда ночью, а в воскресенье чистили машины. Кормили их самой дешёвой и плохой пищей, которая часто шла также на корм свиньям. Спали они поочерёдно на грязных постелях. Некоторые пытались бежать с фабрики, и чтобы предупредить бегства, заподозренных в этом намерении детей заковывали в кандалы: они работали и спали в цепях. Такому же обращению подвергались и молодые женщины. Многие, не выдержав непосильного труда, умирали, и их хоронили по ночам в каком-нибудь глухом месте, чтобы народ не мог узнать масштабов такого «рабства». Некоторые совершали самоубийство для избавления от мучений.

Гуманитарный университет профсоюзов

Факультет конфликтологии

Реферат
по дисциплине «Профсоюзное движение»

«Детский труд»

Выполнила: Студентка 1 курса
Факультета конфликтологии
1 группа
Андреева Дарья Андреевна(1)

Преподаватель: Лобок. Д. В.

Санкт-Петербург
2013 г.
Введение

Детский труд остается серьезной проблемой в сегодняшнем мире. По данным Международной Организации Труда (МОТ) 215 млн. работающих детей в мире заняты трудом, который препятствует их развитию и образованию, а также лишает их средств к существованию в будущем; многие из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, которые причиняют необратимый физический или психологический вред, либо даже угрожают их жизни.
Проблема детского труда существует во всем мире, как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. Опыт показал, что детский труд наносит серьезный, иногда непоправимый вред физическому и психо- социальному развитию ребенка. Вовлекаются в не по возрасту сложный труд, в основном, дети из наиболее уязвимых социальных слоев, из малообеспеченных семей или неполных семей, как в сельской местности, так и в городе. Эти дети вынуждены работать в опасных, вредных условиях для получения какого-либо дохода. Более того, они имеют ограниченный доступ к образованию, услугам здравоохранения и источникам дохода. Возникает порочный круг: привлечение детей к труду ухудшает их перспективы в плане получения образования, что в свою очередь влияет на дальнейшее трудоустройство. В конечном счете, детский труд оказывает негативное воздействие на развитие человеческих ресурсов и общее социально-экономическое развитие страны.
Детский труд встречается практически во всех производственных и непроизводственных сферах экономики, используется в городской неформальной экономике, в сельском хозяйстве, мелкой торговле на местных рынках, а также в домашних хозяйствах. На базарах, например, используется труд несовершеннолетних, в основном при сортировке овощей и фруктов, погрузочных работах (так называемые подростки - «тележечники»), и в редких случаях несовершеннолетние младших возрастов могут эксплуатироваться как «попрошайки».
Кроме того, по данным Международной организации труда, наблюдается рост вовлечения детей в сферу коммерческих сексуальных услуг (продажа или предложение ребенка в целях проституции, порнографии или для производства порнографических материалов) и деятельность криминальных групп (использование, продажа или предложение ребенка для вовлечения его в противозаконную деятельность, в особенности в производство и незаконный оборот наркотиков).

1. Что такое детский труд
Понятие
Детский труд - любая работа, которая по своим условиям или обстоятельствам ее выполнения наносит вред здоровью, физическому, умственному или нравственному развитию ребенка, или препятствует получению образования.
Понятие «детский труд» включает в себя как оплачиваемую, так и неоплачиваемую работу и деятельность, которая в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжена с опасностью или причинением вреда.
Под детским трудом понимается такая работа, выполнение которой вредно и опасно для ребенка и запрещено международным и национальным законодательствами. Это такой труд, который лишает детей возможности учиться в школе, либо заставляет их, помимо школьных занятий и домашних обязанностей, загружать себя дополнительной работой, выполняемой в других местах, работой, которая закрепощает их и отрывает от семьи.
Необходимо уточнить, что не входит в понятие «детский труд». Выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования, обычно считается положительным явлением. К таким видам работ относятся помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле, зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул. Все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.
Эти виды деятельности не входят в понятие «детский труд». Под детским трудом понимаются виды работ и деятельности, которые:
- в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжены с опасностью для детей или причинением вреда детям; и
- лишают детей возможности учиться в школе из-за того, что:
- они не имеют возможности ходить в школу;
- они вынуждены совмещать обучение в школе с тяжелым и продолжительным трудом.
В своих экстремальных формах детский труд – это закабаление детей, отрыв их от семей, создание угрозы их жизни и здоровью, и/или вынуждение вести самостоятельную жизнь на улицах больших городов, причем зачастую с самого раннего возраста.
«Детский труд» – это работа, которая лишает детей детства, человеческого достоинства, возможности развить свой потенциал и наносящая вред их физическому и психическому развитию.
Очень важно обеспечить детям достойное детство и помочь им получить в будущем достойную работу, то есть такую работу, которая приносит пользу обществу и помогает человеку поддерживать достойное существование. Привлечение детей к работе, которая разрушает их чувство собственного достоинства, пагубно влияет на их здоровье, нравственность и лишает их возможности получить образование, серьезно подрывает экономическую жизнеспособность общества и долгосрочные перспективы его развития.
Детский труд необходимо рассматривать не только как причину, но и как следствие нищеты и низкого уровня развития. Дети, вовлеченные в наихудшие формы детского труда и не получившие даже базового образования, скорее всего превратятся в неграмотных, физически и интеллектуально ограниченных взрослых людей, у которых нет практически никакой возможности выбраться из плена нищеты, в которой они были рождены, и которые не могут способствовать развитию общества в целом. Так же, как и у них самих, и у их детей будет очень мало шансов на дальнейшее развитие. В нынешнем конкурентном мире процветание любого государства принципиально зависит от качества ее человеческих ресурсов; терпимость к наихудшим формам детского труда не позволяет осуществлять значительные инвестиции в человеческий капитал, что является задачей любого общества, думающего о своем будущем.
Даже если бы от использования детского труда и можно было получить краткосрочные экономические преимущества, их необходимо оценивать на фоне тех долгосрочных потерь в развитии нации, которые эти преимущества за собой повлекут

Наихудшие формы детского труда (НФДТ)

Все формы рабства или практика, сходная с рабством:
- продажа детей и торговля ими;
- долговая кабала и крепостная зависимость;
- принудительный или обязательный труд;
- принудительная или обязательная вербовка детей для использования в вооруженных конфликтах;
- использование, вербовка или предложение детей для занятий проституцией;
- производство порнографических снимков;
- участие в порнографических представлениях;
- использование, вербовка или предложение детей для занятий противоправной деятельностью
- для производства и продажи наркотиков.

Работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

В ПОНЯТИЕ НФДТ НЕ ВХОДИТ:
- выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования;
- помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле;
- зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул способами и методами, которые:
- не нанесут вред физическому или психическому здоровью;
- не связанными с противоправными действиями;
- не занимающие продолжительное время в течение дня;
- не связанные с опасностью для жизни и здоровья, нравственными устоями;
- профессиональная ориентация и трудовое обучение в школе, лицее и колледже, училище, практика на предприятии или в организации с целью получения профессиональных навыков - все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.

Причины детского труда

Дети работают потому, что от этого зависит их собственное выживание и выживание их семей, а зачастую еще и потому, что беспринципные взрослые пользуются их слабостью и незащищенностью в своих целях. Детский труд также связан со слабой развитостью государственных систем образования, и имеет корни в культурных и социальных представлениях и традициях.
Нищета безусловно является основной причиной, заставляющей детей работать. Доход, полученный от работы ребенка оказывается важнейшим фактором выживания самого ребенка или его семьи.
Широко распространенные мнения, а также местные традиции и обычаи (даже если они имеют в своей основе благие намерения) также играют важную роль. Например:
мнение о том, что труд благоприятно сказывается на формировании характера и развитии навыков детей;
традиция преемственности, то есть наследования детьми профессии их родителей, причем в таких случаях детей еще в раннем возрасте заставляют обучаться данной профессии и применять на практике полученные знания и навыке;
традиции, толкающие неимущие семьи занимать крупные денежные суммы для организации праздников и религиозных обрядов и полагаться на труд своих детей для возврата таких долгов. Явление крепостного труда, признаваемого одним из видов наихудших форм детского труда, по-прежнему широко распространен, в основном, в связи с незащищенностью бедных семей от подобного социального давления;
широко распространенное убеждение в том, что девочки менее нуждаются в образовании, чем мальчики, что приводит к тому, что их забирают из школы в раннем возрасте и заставляют выполнять работу по дому или продают в услужение или в заведения сферы сексуальных услуг.
детский труд может настолько глубоко корениться в местных традициях и обычаях, что ни родители, ни сами дети не сознают, что детский труд противоречит интересам самих детей и является незаконным;
дети из больших семей имеют больше шансов оказаться на работе, чем дети из семей малочисленных, так как доходов родителей недостаточно для содержания большой семьи.
Доступность и качество школьного образования входит в число наиболее важных факторов:
во многих сообществах отсутствуют необходимые условия для обеспечения школьного образования;
даже там, где школы существуют, образование зачастую не рассматривается ни детьми, ни их родителями в качестве достойной альтернативы работе. Многие семьи просто не могут позволить себе отдать ребенка в школу. Даже если занятия в школе бесплатны, семья несет издержки в виде потерянного заработка, так как ребенок ходит в школу, а не на работу;
образование, обеспечиваемое в школах, зачастую не является качественным и/или рассматривается родителями и самими детьми как не соответствующее местным потребностям и условиям;
не удивительно, таким образом, что посещение детьми школы зачастую просто считается бесполезным;
преобладает мнение, что девочка лучше подготовится ко взрослой жизни, если она будет работать, а не учиться;
в результате вышеописанных факторов огромное число детей рано попадают на рынок неквалифицированной рабочей силы. Зачастую они неграмотны и остаются таковыми на протяжении всей своей жизни; у них также нет базового образования, которое могло бы помочь им развить необходимые навыки и дать возможность достойно жить и работать в будущем.
Крайне важным фактором также являются сами семьи. Огромное число детей бесплатно работают на семейных предприятиях (на фермах, на предприятиях частного сектора и т.д.), которые полностью зависят от труда членов семьи. Множество национальных законов и нормативных актов, а также такие международные нормы, как Конвенция МОТ № 138 допускают исключения в таких случаях. Однако, даже работая на семейных предприятиях, дети здоровье и безопасность детей может подвергаться серьезному риску.
При этом определение проблемы следует начать с того, что признать ее сложность и многогранность. Законодательные органы и власти должны избегать упрощенных объяснений причин детского труда.
Например:
существует распространенное мнение о том, что для борьбы с детским трудом ничего нельзя сделать – детский труд является результатом и проявлением бедности и может быть искоренен только после искоренения самой бедности;
в соответствии с другим сложившимся убеждением, детский труд существует только из-за беспринципных взрослых, эксплуатирующих детей ради получения быстрой прибыли и бесчестным путем заработанного преимущест ва перед конкурентами. Единственное, что необходимо сделать, согласно данному убеждению, это привлечь нарушителей к ответственности и отправить детей обратно в школу, где им и место.
В основе скорейшего искоренения наихудших форм детского труда в должно лежать законодательство, провозглашающее полное искоренение детского труда в качестве конечной цели политики государства, а также недвусмысленно определяет и запрещает наихудшие формы детского труда в приоритетном порядке. Такое законодательство должно также предусматривать адекватные санкции в отношении нарушителей и соответствующую компенсацию жертвам нарушений, и такое законодательство должно неукоснительно и беспристрастно применяться.
Совокупность этих причин ведет к тому, что даже там, где детский труд объявлен незаконным, он продолжает существовать и воспринимается как естественное явление, причем обычно он незаметен для стороннего наблюдателя. Часто детский труд окружен стеной молчания, безразличия и социальной апатии. Но эта стена уже начинает рушиться. Процесс глобализации и развитие современных средств коммуникации сделали страдания работающих детей одним из основных вопросов на повестке дня мирового сообщества.
Постоянно растущая обеспокоенность международного сообщества проблемой детского труда, выразившаяся в тех или иных событиях, явилась результатом следующего:
Тенденции либерализации течения торговли и капитала. Все громче стали высказываться требования о запрещении использования детского труда в борьбе за место на мировом рынке.
Большей прозрачности в мировой экономике и упразднении объединений государств после окончания Холодной войны.
Отказа потребителей покупать товары, если при их производстве, в частности, использовался детский труд; и
Придания гласности фактов коммерческой сексуальной эксплуатации детей, и особенно вовлечения детей в проституцию, порнографию и секс-туризм.
В свою очередь это привело к более полному пониманию причин детского труда; осознанию того, что основными причинами являются бедность, отсутствие образования или его низкий уровень, а также социально-культурное устройство и традиции. Детский труд нельзя искоренить посредством принятия какого-то закона. Это цель, достижение которой потребует времени. Однако существуют такие виды детского труда, с которыми необходимо покончить немедленно.
Таким образом, в 1990-х годах было принято решение, что приоритетным направлением искоренения детского труда является искоренение его наихудших форм, что с ними необходимо покончить как можно скорее, для чего следует разработать и осуществ ить согласованные программы действий на национальном и международном уровнях.

Работодатели, использующие детский труд.

Наиболее часто данный факт объясняется тем, что, по сравнению со взрослым, детский труд гораздо дешевле и, кроме того, как часто утверждается, дети физически могут выполнять некоторые виды работ лучше, чем взрослые. Некоторые отрасли промышленности, как говорят работодатели, полностью зависят именно от детского труда. Такие аргументы вызывают особое беспокойство, потому что процесс глобализации, а также повышенная конкуренция на мировом рынке в области определенных товаров еще более расширят масштабы детского труда и ухудшат ситуацию в данной области. В то же время, если согласиться с этими доводами, глобализация приведет к повышению риска эксплуатации детей, поскольку их работодатели будут стремиться достичь конкурентного преимущества на мировых рынках. Насколько данным аргументам можно доверять?
Результаты серьезных исследований доказывают, что детский труд не является незаменимым для развития и жизнеспособности ни одной из существующих отраслей промышленности.
Исследования, проведенные на отдельных предприятиях, использующих труд большого количества детей, породили большие сомнения в достоверности аргумента о том, что дети физически лучше приспособлены для выполнения некоторых видов работ. Практически все виды работ, осуществляемые детьми, также успешно выполняются и взрослыми. Даже в ручном плетении ковров – занятии, в котором детский труд считается незаменимым – было выявлено, что дети не более умелы, чем взрослые, а самые искусно выполненные ковры были сплетены взрослыми женщинами.
В ходе исследований, проводившихся на предприятиях по производству ковров и украшений в Индии, также было выяснено, что, в качестве составляющей конечной цены экспортируемых заказчику ковров или украшений, экономия затрат на рабочей силе, достигнутая за счет использования труда детей, крайне мала. Производители могли либо отнести дополнительные издержки, понесенные за счет найма на работу только взрослых, в разряд операционных, либо компенсировать их путем повышения цены изделий, не подвергая риску жизнеспособность своих предприятий.
Если вышеупомянутый аргумент не оправдывается на производствах, традиционно во многом полагавшихся на детский труд, таких как производство ковров, какое экономическое оправдание можно найти для использования детского труда на любом другом производстве?
Таким образом, оказывается, что главная причина использования детского труда, вовсе не связана с экономической эффективностью. Детьми проще управлять, чем взрослыми – хотя они и обладают меньшими навыками, они в меньшей степени осознают свои права, доставляют меньше хлопот, меньше жалуются и более приспосабливаемы – и, в конечном итоге, ими легче всего пожертвовать в случае возникновения каких-либо сложностей.
Для многих работодателей дети представляют собой резерв нерегулярной рабочей силы, которую можно нанимать и увольнять по своему желанию. Если труд детей нелегален, ни они сами, ни их родители, скорее всего, не пожалуются властям из-за страха потерять даже тот скудный заработок, который дети приносят своим семьям. Кроме того, некоторые работодатели искренне считают, что они оказывают услугу нанятым ими детям, предоставляя им возможность работать и получать зарплату. Таким образом, объявление детского труда незаконным может в некоторых случаях привести к обратному эффекту – лишению работающих детей большой части защиты, которая обеспечивается взрослым посредством трудового законодательства. Это еще раз подчеркивает идею о том, что простое запрещение детского труда не принесет позитивного результата. Простые запреты в отношении детского труда не приводят к успеху, если они не сопровождаются целым рядом иных мер.

Анализ ситуации в Москве.
Главным аргументом по мнению некоторых работодателей в пользу детского труда, является тот факт, что дети начинают ценить деньги, поскольку добывают они их своим трудом. Дети получают собственный доход не за счет попрошайничества или воровства, а за свою работу, и это главное – так считают более двух третей опрошенных работодателей (69,1%). Тем самым, говорят работодатели, прививается трудолюбие, дети приучаются работать, а не бездельничать (45,7%). К тому же они постоянно находятся под присмотром взрослых, что тоже немаловажно. Последний аргумент приводит треть опрошенных работодателей (34,6%).
Таким образом, в отдельных случаях одной из причин существования детского труда является совпадение интересов, как работающих детей, так и работодателей. Дети получают необходимые им средства к существованию, а работодатель – дешевую рабочую силу, а в дополнение к этому еще и моральное удовлетворение от того, что им была оказана помощь нуждающимся детям.

2. Рабство и эксплуатация детей в мире.

По оценкам Международной организации труда (International Labour Organization, ILO), только в развивающихся странах вынуждены работать около 250 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из них 153 миллиона живет в Азии, 80 миллионов - в Африке и 17 миллионов - в Латинской Америке. Многие из них трудятся в условиях, которые опасны для их физического, духовного и эмоционального развития.
С помощью детского и рабского труда в мире производится около 120 видов товаров. Жертвы этой индустрии - минимум 12 млн человек из 59 стран. Около 352 млн детей в мире в возрасте от 5 до 17 лет работают. Такие данные содержатся в докладе Международной организации труда (МОТ) «Будущее без детского труда». По данным МОТ, около 246 млн детей заняты трудовой деятельностью, которая должна быть исключена. Из них около 179 млн вовлечено в наихудшие формы детского труда, среди которых - рабство, проституция и порнография, участие в вооруженных конфликтах, а также работа в шахтах, сельском хозяйстве, строительстве. По оценкам правительства РФ, в России работает до 1 млн детей. Из них, по данным МОТ, 50 тысяч - в Москве, 16 тыс. - в Санкт-Петербурге. Детская проституция в Москве достигла просто угрожающих масштабов: в этом бизнесе, по оценкам специалистов, находятся более 50 тысяч детей, возраст которых колеблется от 3 (!!!) до 14 лет. По данным на 2008 год в Дагестане процветает детская проституция.
В Украине процветает детская проституция, а торговля детьми является гигантской проблемой и суровой реальностью. Такие выводы обнародовал в своем докладе согласно резальтатам экскурсии Украины в последних числах октября 2006 года специальный докладчик ООН по вопросу о торговле детьми.
В Киргизии IWPR в 2004 году нашли сеть борделей и детскую проституцию на улицах.
Чешские органы власти в 2001 году заявили, что в Чехии существует детская проституция.
Детский рабский труд в Китае. Выявлен в 2007 году на нелегальных угольных шахтах и кирпичных заводах в провинции Шаньси. Дети попадают туда разными путями: их похищают, продают, заманивают обманом. Их заставляют работать по 18-19 часов в сутки. Возраст детей 8-13 лет.
Кот-д’Ивуар является основным производителем какао-бобов в мире. По заявлению ряда международных правозащитных групп, на плантациях там используется рабский труд детей. В частности компания Cargill Inc. В «Каргилле» запрещена эксплуатация детского труда - официальный рабочий возраст 18 лет. Однако этот закон игнорируют. Шоколадная индустрия, правительства и организации по защите гражданских прав создали международную кампанию, направленную на решение проблемы, однако детский труд по-прежнему эксплуатируют. Крупные компании вроде «Каргилла» не владеют плантациями, так что официально они не нанимают работников. Они просто скупают бобы какао у рабочих. И всё же борцы за права человека говорят, что ответственность за улучшение условий труда лежит как раз на подобных компаниях. Шоколад с этикеткой fair trade производится без применения рабского труда.
Корпорация Nike используют детский рабский труд.
По данным Международного фонда прав трудящихся (International Labor Rights Fund), компания Monsanto использует детский труд. В одной только в Индии на хлопковых плантациях, принадлежащих Monsanto и другим транснациональным агрокорпорациям, работают более 12 тыс. детей. Многие дети умерли или получили серьёзные заболевания в результате воздействия пестицидов. Ежегодная прибыль Monsanto составляет $5,4 миллиарда.
Nestle - компания обвиняется в использовании детского труда, нарушении прав рабочих, агрессивном продвижении вредных для здоровья продуктов, нарушение законов в области здравоохранения и охраны окружающей среды. Именно при производстве шоколада чаще всего используется детский труд. Более 40 % какао бобов произрастают в Береге Слоновой Кости (Африка), по оценкам Госдепартамента США, в этой стране на какао плантациях в жутких условиях работают около 109 тысяч детей. Какао фермы были признаны самой худшей в мире формой детского труда. В 2001 г. канадское отделение организации «Save the Children» сообщило о том, что 15 тыс. детей в возрасте от 9 до 12 лет (многие из которых - голодающие дети из Мали) были обманным путем доставлены или проданы в рабство всего за $30 какао фермам Западной Африки. Прошлым летом Международный фонд прав трудящихся подали иск против Nestle и нескольких её поставщиков от имени бывших детей-рабов, работавших на эти компании.
Детский труд в Узбекистане. Каждую осень дети в Узбекистане вынуждены работать по сбору хлопкового урожая за небольшую плату. Немецкие компании входят в число тех, которые получают прибыль от такого рода нарушений прав человека. Stadtlander оказывает пособничество и подстрекает к нарушениям прав человека. Хорошие отношения Stadtlander с Узбекистаном полностью соответствуют политике немецкого правительства. «Новое партнёрство» соединяет Германию с президентом Каримовым, и немецкие солдаты направляются в Афганистан из немецкой военной базы в Узбекистане. Немецкие банки также получают прибыль от хлопковой торговли. Одним из них является частично принадлежащий государству Commerzbank, у которого есть офис в Ташкенте. Банк был вовлечен в финансирование хлопковых сделок для европейских клиентов в Узбекистане «в течение многих лет». Deutsche Bank также финансирует соглашения с Узбекистаном. Дистрибьюторы, наподобие C&A и Wal-Mart в настоящее время пытаются не иметь дело с одеждой, которая содержит хлопок из Узбекистана. Но трудно проследить путь узбекского хлопка, который дилеры смешивают с хлопком из других стран. В 2010 году Британский Фонд экологической справедливости (Environmental Justice Foundation, EJF) выпустил доклад, посвященный практике масштабного использования в Узбекистане принудительного детского труда под названием «Рабская нация». Хлопковая индустрия Узбекистана по мнению эксперта EJF, является современной формой рабства, масштабы которого нельзя сравнить даже с тем, что происходит в других похожих на Узбекистан закрытых и репрессивных странах мира.
В Казахстане школьников вместо учёбы незаконно заставляют собирать хлопок. За детский труд взрослые платят копейки, абсолютно не заботясь об их безопасности.

К проблемам, являющимся причинами детской эксплуатации отнесены:

Изменения в системе ценностей в обществе (приоритет денег и материальных ценностей);
Проблемы в системе образования (недостаток финансирования, снижение контроля за посещаемостью школьников, снижение доступности образования);
Отсутствие детских государственных детских организаций и институтов (пионерия, скаутское движение);
Снижение государственного контроля за исполнением законов по запрещению детского труда и защите детей;
Экономическая необходимость, вынуждающая уязвимые семьи использовать детский труд.
Многие дети вовлекаются в наихудшие формы детского труда, так как не имеют возможности получить качественное образование. Таким образом, само отсутствие альтернатив наихудших форм детского труда является причиной детского труда.
Традиционное распределение гендерных ролей приводит к тому, что часто девочки не имеют возможности получить образование. Такие девочки особенно подвержены риску попадания в ряды детей, занятых детским трудом. Наконец, разрушение традиционных социальных устоев, обеспечивавших защиту детей, также является одним из факторов, которые заставляют детей искать работу в борьбе за выживание.
Как правило, причины детского труда в большей степени связаны с социально- экономическими проблемами на селе и в сельском хозяйстве. Кроме того, специфика отрасли - широкое применение ручного и низкоквалифицированного труда – делает возможным использование труда детей.
Некоторые работодатели считают использование детского труда выгодным. Детей нанимают на работу в условиях высокой безработицы среди взрослого населения как более дешевую и послушную рабочую силу. Неразвитые рынки труда также делают выгодным для родителей, владеющих землей, использовать детей как бесплатную рабочую силу.

3. Международная программа по искоренению детского труда (ИПЕК)

Международная Программа по искоренению детского труда - ИПЕК (IPEC, International Programme on the Elimination of Child Labour) основана в 1992 году с целью координации деятельности МОТ по борьбе с детским трудом. Правительство Германии стало первым спонсором этой программы, в которой сначала участвовали шесть государств. Сегодня ИПЕК оказывает поддержку по осуществлению программы в более чем 80 странах, и работает в нескольких направлениях, а именно:
внедряет в различных странах программы, направленные на осуществление реформ и принятие конкретных мер по искоренению детского труда;
проводит международные и национальные кампании, направленные на изменение общественного мнения и на убеждение в необходимости ратификации и выполнения Конвенций МОТ;
проводит углубленные исследования, правовые экспертизы, разработку стратегий и оценку программ, проводящихся в данной сфере на региональном и международном уровнях.
Политическая воля
и т.д.................

Согласно переписи населения 1900 года, в Соединенных Штатах насчитывалось 1,7 млн. несовершеннолетних, вынужденных трудиться наравне со взрослыми. Уже к тому времени детский труд во многих штатах был под запретом, но едва ли где-то соблюдался. Лишь в 1908 году запрет распространился на всю страну, но и после этого понадобились еще годы, пока с проблемой не начали бороться по-настоящему. С 1910 по 1918 год фотограф Льюис Хайн документировал детский труд в США. По заданию организации National Child Labor Comittee (NCLC) он объездил всю страну, правдами и неправдами проникал на фабрики и шахты, немало рисковал. Во многом именно его снимки, а также лоббистская работа NCLC изменили в США взгляд на проблему.

(Всего 25 фото)

1. Декабрь 1908 года, работница текстильной фабрики Mollahan Mills в Ньюберри, Северная Каролина.

2. 8-летний Ричард на лесопильном заводе в Истпорте, штат Мэн. Это 1911 год. Обратите внимание на перебинтованный палец.

3. Янаварь 1911 года. Работа за прядильным станком в Мэйконе, Джорджия.

4. Июль 1915 года. На сборе урожая сахарной свеклы в возде Шугар-Сити, Колорадо: 6-летняя Мэри, 8-летняя Люси и 10-летняя Итан.

5. Сигарная фабрика Englahardt und Co. в Тампе, Флорида.

6. 7-летний торговец газетами Феррис в городе Мобайл, Алабама. Октябрь 1914 года.

7. 8-летняя Дженни на сборе клюквы в Пембертоне, Нью-Джерси. 1910 год.

8. Август 1915 года, в западном Массачусетсе: 8-летний Джек на перевозке молочных бидонов. По свидетельству фотографа он сам их загружал.

9. 7-летняя Рози на разделке устриц в Блаффтоне, Южная Каролина. Снимок сделан в феврале 1913 года, к тому времени Рози работала уже 3 года.

10. Корзинное производство в Эвансвилле, Индиана. Октябрь 1908 года.

12. Сбор сахарной свеклы в Висконсине, июль 1915 года.

13. Октябрь 1916 года: 11-летняя Калли на сборе хлопка в графстве Поттаватоми, Оклахома. Привет, Узбекистан 21-го века!

17. В Нью-Йорке.

18. 11-летний курьер Перси в ноябре 1913 года в Шривпорте, Луизиана. На самом деле он в хорошем настроении: только что получил хорошие чаевые.

19. Малолетний монтажник телеграфной линии в Кунтукки, август 1916 года.

ЖЕНСКИЙ И ДЕТСКИЙ ТРУД В СТРАНАХ

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В ХIХ ВЕКЕ

Развернувшаяся в XIX в. модернизация Европы принесла перемены, определявшиеся не только завершением промышленной и аграрной революций, демократизацией общественной и политической жизни, подъемом художественной и духовной культуры, но и новым стилем повседневной деятельности и быта людей. Городские жители раньше других получили возможность пользоваться многими изделиями, являвшимися роскошью еще в 1830-е гг., но к концу XIX в. ставшими обыденными. Одежда, постельные принадлежности, мебель стали разнообразнее и обеспечивали больший комфорт. Газовое и керосиновое освещение постепенно уступало место электричеству. Рельсовый транспорт - сначала конки, а затем трамвай и метрополитен - облегчили внутригородские перемещения. Городскую разобщенность помогал преодолеть появившийся еще в 1870-х гг. телефон, который вскоре завоевал такую популярность, что к концу первого десятилетия XX в. емкость многих городских телефонных сетей исчислялась десятками тысяч абонентов.

Осознание того, что хорошее жилье является одной из основ социального мира, побуждало городские власти к расширению муниципального строительства. К концу ХIХ в. внешний вид промышленных городов, населенных преимущественно рабочими, резко изменился. Улицы избавились от грязи и лачуг, на месте которых возводили большие каменные дома. В Париже первый комплекс коммунального недорогого жилья с помпезным названием “Город Наполеона” ввели в 1851 г. В Великобритании в 60-90-х гг. XIX в. приняли ряд законов, предусматривавших реконструкцию или снос непригодных для проживания домов. Значительное строительство велось акционерными обществами. Возведенные ими дома были более комфортны, чем муниципальные.

Созданием более благоприятных жилищных условий для рабочих начали заниматься фабриканты: промышленники поняли преимущества сохранения стабильной рабочей силы и патерналистского подхода к своим рабочим. Во Франции первыми среди индустриальных компаний стали обеспечивать своих рабочих семейными домами угольные шахты. В Великобритании начало фабричному жилищному строительству положил владелец фабрики по производству мыла Левер, который в 1887 г. перенес свое предприятие в окрестности Ливерпуля и построил “образцовую деревню” из домов коттеджного типа для рабочих. Его примеру последовали и другие промышленники 274 . Все они руководствовались не столько филантропическими побуждениями, сколько трезвым расчетом: лучшее жилье привязывало рабочих к фабрике, сдача домов внаем сама по себе приносила прибыль.

В 1850-1860-е гг. фабрики начали производство швейных машин. Их ежегодный выпуск одна только фирма “Зингер” к концу века довела более чем до 600 тыс. 275 Швейные машины стали необходимой принадлежностью чуть ли не каждого дома. Облегчилось не только шитье. К концу века во многие дома пришли водопровод, центральное отопление, газ, а затем и электричество. Женщины освобождались от многих прежде неизбежных хозяйственных дел, поскольку промышленность поставляла пищу, одежду, предметы обихода не только в изобилии, но лучшего качества и дешевле, чем это могло быть произведено в домашних условиях. Медленно, под влиянием идей либерализма, призывов известных общественных деятелей, активности женских организаций менялось и общественное мнение в отношении положения женщин. Стали складываться существенные предпосылки к их включению в активную деятельность вне дома.

Индустриализация открыла женщинам из семей, зарабатывавших на жизнь собственным физическим трудом, новые возможности. Внедрение машинной техники в ходе промышленной революции упростило производственные операции, свело трудовые функции к выполнению сравнительно простых приемов и допускало использование элементарно обученных, малоквалифицированных работников. К тому же применение паровых двигателей требовало меньше физической силы для обслуживания станков, особенно в текстильной промышленности, а это позволяло заменять мужчин женщинами. На производстве дешевый женский и детский труд стал повсеместным и широко распространенным явлением. Текстильные фабрики эпохи промышленной революции, возможно, вообще не были бы построены, если бы их владельцы не рассчитывали на постоянный приток дешевой женской рабочей силы. Женщины стали существенной частью новой рабочей силы, обреченной на длинные часы работы на механизированной фабрике с полным отсутствием возможности проявить собственную инициативу. Во Франции женщины составляли 56-57% (в 1838 г.) персонала текстильной промышленности и 24,1% (в 1847 г.) - в мастерских, в каждой из которых работало более 10 человек 276 . Среди фабричных рабочих Великобритании в 1839 г. женщин насчитывалось 57,7% 277 . Даже в государствах Германии, где промышленная революция проходила позже, в 1848 г. количество фабричных и ремесленных рабочих-женщин достигало 18% 278 .

В США рабочая сила текстильных фабрик почти с самого начала промышленной революции состояла преимущественно из молодых женщин (65 тыс. из 100 тыс. в 1822 г.) 279 . Женщины-работницы преобладали на предприятиях по производству обуви, пуговиц и перчаток; они были широко представлены в отраслях, не ассоциировавшихся раньше с традиционными женскими работами - в высокомеханизированной обувной промышленности, изготовлении сигар и переплетном деле 280 . В 1850 г. промышленные предприятия США на четверть были укомплектованы женщинами 281 . Число отраслей производства с преобладающим женским трудом постоянно возрастало. Судя по переписи 1900 г., в США на каждую 1000 занятых приходилось: в белошвейном производстве - 994 женщины, в производстве предметов моды - 980, в швейной промышленности - 968, на трикотажных фабриках - 728 работниц, в целом же во всех отраслях общественного производства женщины составляли 18,8% 282 .

Условия труда. Приведенные цифры важны не только как показатель роли женщин в экономике своих стран, но и по другой причине: какая часть женского населения изменила свой статус, и собственную жизнь под воздействием работы вне дома. Это важно в связи с хорошо известным фактом, что промышленная революция привела к понижению уровня и качества жизни значительной части фабричного пролетариата. В бедственном положении находились, например, английские рабочие, покинувшие разорявшуюся деревню и вынужденные от безвыходности положения соглашаться на любые условия заводского труда. В одном из описаний, появившемся в 1851 г., говорится: “Как, например, живет рабочий народ в Манчестере? Рабочие, занятые на хлопчатобумажных фабриках, встают в 5 часов утра, работают на фабрике с 6 до 8 часов, потом... пьют жидкий чай или кофе с небольшим количеством хлеба... и вновь работают до 12 часов, когда дается часовой перерыв на обед, состоящий обычно из вареного картофеля у тех, кто получает низшую заработную плату... Те, кто получает высшую заработную плату, присоединяют к этому мясо - по крайней мере, три раза в неделю. По окончании обеда они вновь работают на фабрике до 7 часов вечера или позже, затем вновь пьют чай, часто с примесью спирта и с небольшим количеством хлеба. А некоторые второй раз едят вечером картофель или овсянку... Питающееся таким образом население живет скученной массой в домах, отделенных узкими, немощеными, зараженными улицами, в атмосфере, пропитанной дымом и испарением большого мануфактурного города. А в мастерских они работают в течение 12 часов в день в расслабляющей, разгоряченной атмосфере, часто насыщенной пылью от хлопка, с нечистым воздухом от постоянного дыхания или от других причин, - будучи при этом заняты делом, поглощающим внимание и требующим неослабной затраты физической энергии в соперничестве с математической точностью, беспрестанным движением и неистощимой силою машины... Домашним хозяйством рабочие пренебрегают, домашний уют им неизвестен..., помещения грязны, неуютные, непроветривающиеся, сырые... В знаменитом морском порте Ливерпуле, прославленном по всему свету за величину и богатство, от 35 до 40 тысяч населения живет ниже уровня почвы - в погребах, не имеющих вовсе стока... Таковы условия, в которых живет беднейший, низший класс городского населения. Хотя было бы ошибочным думать, что все рабочие живут в таких же условиях, как эти несчастные, однако, еще большей ошибкой было бы предположение, что масса народа принимает участие в том, что обычно считается за “улучшения нашего времени” 283 . Описанная ситуация напрямую или опосредованно касалась и женщин. В 1840 г. британская правительственная комиссия в своем докладе обратила внимание на факты тяжелейших условий их труда. Женщин, используя в качестве тягловой силы для перевозки угля в шахтах, впрягали, как лошадей, в вагонетки. Эксплуатация женского труда превратилась в настоящее бедствие и не только в этой, но и в других странах Европы. Врач и социолог Виллернс в 1847 г. писал: "Надо видеть, как каждое утро они приходят в город и каждый вечер возвращаются обратно… Встают в четыре утра, идут пешком несколько километров, таща с собой своих детей, и вечером снова проделывают тот же путь после 12-13 часов работы в ужасающих условиях" 284 .

Общественные деятели и публицисты XIX в. расценивали участие женщин в промышленном производстве в негативном свете в связи с изнурительным характером труда, дискриминированным сравнительно с мужчинами материальным положением, отвлечением от семейных обязанностей. При всей обоснованности оценки статуса работниц как дискриминационного, сами женщин подчас не драматизировали свое положение в фабричном мире. В сопоставлении с работой, которую дочери фермеров и крестьян выполняли дома, фабричный труд, на первый взгляд, хорошо оплачивался и сулил лучшие возможности. И действительно, с чем сталкивалась женщина, работая на ферме или в крестьянском хозяйстве? На крестьянку ложились заботы о коровах, молодняке, свиньях, домашней птице, огороде, выращивании корнеплодов, мака и льна, приготовлении пищи, выпечке хлеба, переработке молока в масло и сыр, консервировании мяса, плодов и капусты, варке обеда и стирке белья. Женщины постоянно выполняли тяжелейшие физические работы. В Финляндии пахота и посев были занятием женщин, тогда как мужчины занимались лесным хозяйством, рыбной ловлей и охотой. Но имели место случаи, когда и женщины работали на лесоповале и заменяли одного из мужчин при распилке деревьев ручной пилой. О ситуации в Тироле середины XIX в. сообщается: "Но тяжелейшей работой всегда остается переноска сена. Мужчины переносят охапки весом от 120 до 150, а женщины от 50 до 80 фунтов по горным склонам, то круто поднимающимся вверх, то резко опускающимся вниз… Как правило, весь урожай переносится на спине. Этот тяжелый труд изменяет фигуру женщин, делая ее придавленной и раздавшейся. И если хозяин-муж суров и не жалеет свою жену, выкидыш становится обычным явлением" 285 . Но угнетала не только тяжесть труда, но и моральная ущербность в связи смужским доминированием, характерным для большинства крестьянских сообществ. Распространенная в Южной Франции пословица утверждала: “Недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены” 286 .

Спрашивается, так ли уж боялись тяжелых фабричных условий привычные к тяготам крестьянской жизни женщины, рассчитывавшие на лучшее существование в городе и, бывало, не разочаровывавшиеся в своих ожиданиях? Особенно, когда общественные движения заставили предпринимателей с большей гуманностью относиться к работающему персоналу и улучшить условия труда. Хозяева упоминавшихся фабрик в Лоуэлле создали систему пансионов - общежитий с организованным питанием, и у родителей возникала иллюзия, что их дочери будут жить в здоровом окружении. Письма, посланные домой, часто свидетельствовали об удовлетворенности молодых женщин своим новым положением. “Фабричная девушка” из Массачусетса Люси Энн выразила этот новый взгляд на смысл своей работы с полной определенностью: “Я скопила денег на образование, и разве я не имею права на это? Или я должна отправиться домой и, как примерная девочка, отдать деньги отцу в руки, а значит, распрощаться с моими кровными сбережениями?” 287 . Другими словами, на первый план вышел мотив финансовой независимости, которую принесла женщинам, особенно незамужним, работа на производстве.

В этом аспекте приход женщин на фабрики имел и свои положительные стороны. В работе на фабриках все больше стали видеть не только способ оказания помощи семье, но и средство личного самоутверждения. Появившаяся благодаря индустриализации возможность работать вне дома ослабила зависимость женщины от отца или мужа. Обобщая сложившуюся ситуацию, Дж.М. Тревельян замечает: “Женщины, которые шли работать на фабрики, хотя и теряли некоторые ценные преимущества своей прежней жизни, зато обретали независимость. Деньги, которые они зарабатывали, были их собственными. Фабричная работница занимала определенное экономическое положение, которое с течением времени стало возбуждать зависть других женщин” 288 . Можно сказать, экономическая независимость приносила женщине освобождение от диктата семьи.

Детский труд. Детский труд тоже нашел широкое применение на фабриках. Однако эксплуатация детей не была исключительным следствием промышленной революции. Дети во множестве трудились в кустарном производстве и на мануфактурах, причем даже наиболее ревностные филантропы того времени всячески содействовали распространению детского труда. И.М. Кулишер приводит на этот счет следующий факт: “Какой наивной радостью преисполнялись люди XVIII века, когда им удавалось доставлять детям полезную работу в возможно раннем возрасте: конгресс, заседавший в Раштадте в 1714 г. по поводу заключения мира, решил устроить прядильню для бедных детей, - она должна была наилучшим образом увековечить деятельность конгресса” 289 . Точно так же в Англии приходы раздавали детей-сирот кустарям. Такое применение детского труда встречало у современников полное одобрение. На промышленников, получавших не только даровую рабочую силу, но и денежную плату за “обучение” детей, смотрели как на благодетелей. В Германии и Австрии правительства выдавали премии владельцам мануфактур за каждого мальчика и девочку, взятых на работу. В Пруссии в XVIII в. имелись мануфактуры, которые пользовались исключительно детским трудом, не применяя другой рабочей силы.

Когда же технология машинного производства позволила расширить сферу приложения детского труда, наниматели не преминули воспользоваться представившейся возможностью, тем более, что власти это поощряли, а родители мирились - чаще из-за нищеты, а подчас и в силу сложившихся традиций. Высокая доля детского труда характерна для всех стран, вставших на путь фабричной организации промышленности. В 1839 г. 46% фабричных рабочих Великобритании не достигли 18-летнего возраста 290 . В это число входили и совершенно малолетние дети. Официально признавалось: “Бывают случаи, что дети начинают работать с 4-х лет, иногда с 5, 6, 7 и 8 лет в рудниках” 291 . В 1840 г. правительственная комиссия парламента Великобритании признала вопиющими условия труда малолетних детей: их привязывали к угольным тележкам, чтобы пройти по узким проходам шахты 292 . В Бельгии на главной прядильной фабрике Брабанта по данным за 1843 г. трудились 318 рабочих, в число которых входили 26 детей от 9 до 12 лет. На тюлевой фабрике этого города было 70 рабочих, в т.ч. 30 девочек в возрасте от 8 до 12 лет. Прядильные фабрики г. Акоста принимали даже семилетних детей, в Монсе поступали точно так же. Уже тогда местная торговая палата считала это злоупотреблением 293 . В 1840 г. во французском департаменте Нор на различных фабриках работали 11114 детей в возрасте от 4 до 12 лет 294 . К концу XIX в. в европейских странах количество несовершеннолетних фабричных рабочих не стало меньше. Ситуация в США была аналогичной. Здесь в 1900 г. число работающих детей в возрасте между 10 и15 годами достигло 1750178 человек 295 .

Движение за улучшение условий труда в Европе. Наемный рабочий, утратив старые патриархальные, корпоративные, цеховые связи, оказался без какой бы то ни было экономической, социальной и нравственной опоры перед произволом фабрикантов. Каждый отдельный работник индивидуальным прекращением работы не был в состоянии оказать давление на предпринимателя, поскольку не составляло труда поставить на его место другого, и лишь коллективное выступление могло стать результативным в силу невозможности в короткий срок найти замену всему составу фабрики. Для женщин-работниц и на первых порах, и в последующем первоочередной задачей оставалось достижение более благоприятных условий работы, именно в этом направлении разворачивалась их борьба. Стремление к защите своих интересов неизбежно подводило их к осознанию необходимости объединения, и забастовка в этом отношении стала начальной формой временной самоорганизации, сначала освоенной мужчинами-рабочими, а затем и женщинами. Из стачки со временем возникнут постоянные рабочие ассоциации - профессиональные союзы.

На протяжении XIX - начала XX вв. рабочие постоянно выдвигали экономические требования, добиваясь ограничения женского и детского труда, улучшения жилищных условий, социального страхования. Один из доминирующих мотивов стачек состоял в стремлении гарантировать минимум и увеличить размер заработной платы, обеспечить своевременную ее выплату, повышение расценок по сверхурочным работам, отмену штрафов и всякого рода произвольных удержаний. Повышение оплаты труда было важнейшей целью 95,5% стачек, проведенных рабочими Германии в 1899-1914 гг. 296 Другие страны в этом отношении не составляли исключения.

Причиной стачек могла стать неустроенность быта. В 1909-1910 гг. в Южном Уэльсе разразилась крупная шахтерская забастовка под влиянием жен шахтеров. Введение 8-часового рабочего дня побудило владельцев шахт ввести несколько смен. Поскольку мужьям и сыновьям редко удавалось попасть в одну смену, женам пришлось готовить обед в разное время. Недовольные этим, они инициировали стачку, в которой и сами играли активную роль: преследовали штрейкбрехеров, забрасывали полицейских камнями, били окна контор и т.п. 297

Еще одна задача стачек состояла в том, чтобы принудить нанимателей сократить продолжительность рабочего дня, не нарушать время обеденных перерывов, гарантировать отдых по церковным праздникам и воскресеньям. В 20-40-х гг. XIX в. рабочий день на английских фабриках начинался в 5 часов утра и заканчивался в 7-8 часов вечера. За вычетом трех перерывов для приема пищи (1 час на обед и по 20-30 минут на завтрак и ужин) он длился 12-13 часов. Во Франции многие бумагопрядильные фабрики в 40-х годах установили рабочий день в пределах от 13,5 до 15 часов, а некоторые из них даже 17 часов в сутки, из которых на отдых выделялось по получасу три раза за смену. Распространенной становилась работа по воскресным дням. Рабочий день был одинаков для мужчин, женщин и детей. Отпуска никому не предоставлялись.

Поначалу рабочие соглашались на 12 часов работы в день и лишь со временем начали добиваться ее сокращения. В Англии движение за 10-часовой рабочий день уже в 1830 г. охватило рабочих всех фабричных районов страны, а прядильщики хлопка намеревались начать 1 марта 1834 г. всеобщую забастовку с намерением заставить предпринимателей ввести 8-часовую работу. С 80-х гг. это требование стало одним из главных в забастовочном движении европейских стран. Пролетариат через стачки стремился отвоевать право на полноценный отдых за счет сокращения рабочего времени. Не сразу эта борьба привела к реальному результату, но последовательно подтачивала сопротивление буржуазии и правительств, пока не вынудила их к законодательной регламентации трудовых отношений.Характер женского и особенно детского труда, который стали признавать опасным для физического и умственного развития, постепенно стал вызывать обеспокоенность в обществе.

Английские фабричные законы. Началом английского фабричного законодательства, регулировавшего детский труд, считают закон 1802 г. 298 За ним последовал ряд других, принятых в 1816, 1819, 1833, 1842, 1844 гг. Закон 1844 г. впервые признал необходимость защиты труда женщин старше 18 лет, для которых установили такие же нормы рабочего времени, какие применялись в отношении подростков. Следующие парламентские акты (1847, 1850, 1853 гг.), вводя определенные ограничения, касались только текстильной промышленности. Перелом наступил в 1860-1864 гг., когда сферу применения фабричного законодательства расширили за счет отраслей с господством ручного труда: белильного, красильного, кружевного, чулочного производств, гончарных, спичечных, обойных, патронных фабрик, горных предприятий, пекарного и трубочистного промыслов. Венцом фабричного законодательства той эпохи явился закон 1867 г., распространивший охрану труда на металлургические, машиностроительные и бумажные фабрики, а равно на все предприятия с числом рабочих более 50, если они были заняты на работе не менее 100 дней в году.

Что касается содержания фабричного законодательства, то в Великобритании его развитие на протяжении 1802-1867 гг. привело к регулированию трудовых отношений, которое обеспечивало защиту трудовых прав в следующих пределах:

    Охрана труда распространялась на все предприятия с числом рабочих свыше 50. Этим был реализован новый принцип, который исходил из необходимости охраны любого труда, независимо от характера производства.

    Рабочий день подростков 13-18 лет и женщин старше 18 лет устанавливался в 10,5 часов в первые 5 дней недели и 7,5 часов в субботу при том, что работа должна совершаться с 6 часов утра до 6 часов вечера с перерывами для еды в 1,5 часа, которые должны предоставляться всем рабочим в одно время. Не допускался ночной труд.

    На фабрики могли принимать детей с 9-летнего возраста. Рабочий день малолетних рабочих 9-13 лет устанавливался в 6,5 часов, причем запрещался детский труд до начала и вечером после окончания работы подростков и женщин; естественно, дети не могли работать ночью. Все они были обязаны ежедневно не менее 2 часов обучаться в школе.

    Учреждалась фабричная инспекция с правом контроля предпринимателей и привлечения их к ответственности за нарушение фабричных законов.

При всей ограниченности и недостаточности фабричного законодательства его роль как средства защиты физических и духовных сил рабочих заслуживает позитивной оценки. Были созданы прецедент и база последующего расширения трудовых прав, их распространения на новые группы трудящихся. Однако этот процесс шел медленно и нелегко. Лишь в 1908 г. либеральное правительство Асквита обеспечило принятие парламентом билля об ограничении времени работы горняков под землей, включая спуск и подъем, 8 часами, а сверхурочные - 60 днями в году. Для остальных рабочих 8-часовой рабочий день официальное признание получил после Первой мировой войны.

Фабричные законы во Франции. Во второй половине 1830-х гг. в стране провели обследование условий труда. Выявленное им физическое и моральное состояние рабочих было столь обескураживающим, что не оставалось ничего другого, как принять в 1841 г. специальный закон, ставший первым во Франции документом, сокращавшим в промышленности продолжительность рабочего дня детей и подростков. Однако фабриканты проигнорировали его под предлогом, что во многих производствах взрослый рабочий не может обойтись без помощи малолетних, а значит, рабочий день для всех категорий занятых на фабрике должен быть одинаковым.

Подъем рабочего движения в дни февральской революции 1848 г. вынудил пойти навстречу требованиям рабочих. По предложению Люксембургской комиссии Временное правительство 2 марта 1848 г. приняло декрет, который уменьшил продолжительность рабочего дня до 10 часов в Париже и до 11 часов в провинции. Поражение Июньского восстания парижского пролетариата привело к откату социальной политики: правительство Кавеньяка 9 сентября 1848 г. расширило границы рабочего времени до 12 часов, причем из этого правила допускалось множество исключений. В жизни этот декрет выполнялся столь же мало, как и закон 1841 г.

В последующие годы при всех политических режимах (Второй империи, Третьей республики) фабричное законодательство характеризовалось крайней робостью. Декреты 1851 и 1864 гг. давали возможность вновь увеличить дневное рабочее время в некоторых отраслях промышленности. В 1874 г. признали возраст в 10 лет как минимальный для приема на работу и уменьшили продолжительность детского рабочего дня до 6 часов. В 1892 г. был принят и с 1 января 1893 г. вступил в силу “Закон о труде детей, девушек и женщин на промышленных предприятиях”, действие которого распространялось на все виды производства и строительства. В соответствии с ним разрешалось принимать на работу детей с 12 лет, если они получили свидетельство о начальном образовании, и с 13 лет - без такового. Рабочий день рабочих и работниц, не достигших 18 лет, а также женщин определялся в 11 часов в день с обязательным одним или несколькими перерывами на отдых продолжительностью не менее 1 часа. Запрещалось использование детей, несовершеннолетних девушек и женщин на ночных работах, а также в шахтах, рудниках и карьерах. Не допускалось принуждать женщин любого возраста, детей и подростков до 18 лет работать более 6 дней в неделю. Без всякой регламентации труда оставались совершеннолетние рабочие-мужчины. Только в июне 1905 г. появился закон, установивший для горняков, занятых на подземных разработках, 9-часовой рабочий день. В следующем году парламент законодательно потребовал обязательного предоставления наемным работникам/цам одного выходного дня в неделю.

Германские фабричные законы. Ив государствах Германии фабричное законодательство берет начало с регламентации детского труда. Два прусских государственных института выступили наиболее решительно за его ограничение. Один из них - школа, которая с точки зрения воспитания и культурных потребностей населения высказалась за то, чтобы дети до определенного возраста проходили школьное обучение, а следовательно, в это время не допускались к работе на фабриках. Вторым поборником ограничения детского труда выступило военное ведомство, обеспокоенное недобором в армию, который связывался с ранним вовлечением детей в производство. Им противостояли промышленники и сами рабочие, боявшиеся, что лишатся необходимого подспорья - заработка детей.

Возобладали сторонники регламентации, и Пруссия в 1839 г. ввела закон, разрешавший прием на фабрики и рудники 9-летних детей и установивший для подростков максимальный 10-часовой рабочий день. Однако он почти не применялся. Практическое значение получил закон 1853 г., допускавший детей к работе с 12 лет и сокративший рабочее время 12-14-летних рабочих до 6 часов в сутки. Этот закон оказался более действенным ввиду учреждения фабричной инспекции, хотя поначалу и малочисленной, но представлявшей некоторую сдерживавшую произвол силу.

Женщины в истории : возможность быть увиденными / Сб. науч. ст. Минск...