Тестопластика в детском саду конспекты занятий. Конспект занятия по тестопластике в подготовительной группе. Обоснование использования данной технологии

Номинация: занятие по тестопластике в старшей группе ДОУ

Должность: воспитатель

Детям о Руси через тестопластику для дошкольников 5-6 лет

Педагог приветствует детей в костюме бабушки. Рассказывает о традициях семьи в ее семье. Какие они устраивают вечера, что стряпают.

Воспитатель спрашивает у детей, а какие в их семье есть традиции? Что они делают вместе, что готовят? Что они любят больше всего.

Воспитатель рассказывает детям о традиционной русской кухни, пирожки, пельмени, блины. И предлагает попробовать самим слепить.

Воспитатель говорит о том, что сегодня к ним в группу придут гости. И их нужно хорошо встретить. Помимо русской традиционной еды можно гостей встретить песнями и плясками. Также можно поиграть в игры. (Игры по выбору детей, заранее педагог знакомит детей с русскими народными играми).

А сейчас говорит воспитатель, мы наденем фартуки и колпаки, чтобы не замараться. Также мы с вами сегодня еще слепим посуду, из которой ели наши прабабушки и прадедушки. (Показывает картинки). Вначале слепим посуду.

Для работы потребуются настоящая посуда,(для примера) мука, соль, вода, формочки в виде разделочной доски.

Воспитатель показывает, с чего начинается работа. С подготовки рабочего места, чтобы ничего не мешало. После подготовка теста. Как делать соленое тесто знают все. Воспитатель, вместе с детьми смешивают все ингредиенты, и получается тесто. После начинаем лепить. Когда посуда готова воспитатель просит помощника воспитателя отнести посуду на кухню и поставить в печь, для того, чтобы тесто затвердело. (Если нет такой возможности, то педагог приносит готовую посуду на следующий день).

Воспитатель: Дети вы молодцы, посуда готова, но теперь начнем лепить продукты. Начнем с пирогов, показывает воспитатель, как лепим пироги. Дети повторяют, потом начинаем пельмени, они могут быть любых размеров.

После того как все готово, воспитатель предлагает разукрасить все, но после того как они передохнут и поиграют. В качестве игры можно взять любую русскую народную игру (они почти все сопровождаются песнями).

Так как эта работа занимает очень много времени, желательно, чтобы у воспитателя уже были заготовки посуды и еды из теста. Воспитатель достает и предлагает придать их поделкам живой вид. Дети разбирают краски, лучше гуашь. Также воспитатель предлагает разделиться на подгруппы и каждая подгруппа разукрашивает то, что захочет. После того как все готово, оставляем сохнуть. Воспитатель говорит детям о том, что гости придут к ним завтра, так как сегодня все еще не готово. И дает задание заучить наизусть русскую народную песенку.(Песня на выбор педагога).

Воспитатель благодарит детей за проделанную работу.

На следующий день, когда уже все готово дети вместе с воспитателем накрывают на стол, готовятся к приходу гостей. Когда приходят гости (это могут быть дети из соседних групп, совместно с воспитателями). Дети встречают их песнями и плясками. После чего приглашают за стол отведать их блюд. За столом воспитатели знакомят детей с пословицами русскими народными, играют в игры. После провожают гостей и благодарят их.

Название: Детям о Руси через тестопластику
Номинация: занятие по тестопластике в доу

Должность: воспитатель
Место работы: СОШ №133 структурное подразделение «Детский сад»
Месторасположение: г. Красноярск, ул. Гусарова 24

Конспект занятия «Овощи».

Задачи:

Лепить овощи в определенной последовательности;

Расширять знания детей об овощах;

Закреплять приемы лепки;

Учить передавать характерную форму (шарообразная – помидор, овальная – огурец, конусообразная – морковь);

Закреплять знания детей о цвете овощей;

Способствовать развитию мелкой моторики рук;

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, речь;

Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Учить доводить начатое дело до конца.

Оборудование и материалы:

Солёное тесто подготовленное к лепке, муляжи овощей или натуральные овощи, доски для лепки, передник и нарукавники, влажная тряпочка или салфетка.

Предварительная работа:

Рассматривание натуральных овощей и иллюстраций по теме «Овощи»;

Заучивание загадок;

Пение песни «Собираем урожай»

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»;

Ход занятия:

Воспитатель: В сентябре на наших огородах созревает много разных овощей: тут и морковка, и огурцы и помидоры, и другие овощи. Многие мамы и бабушки делают заготовки на зиму. Мы с вами тоже заготовим овощи, но эти овощи будут необыкновенные.

Ребята а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей).

Тогда начинайте отгадывать.

Загадки:

В огороде вырастаю. Летом в огороде,

А когда я созреваю, Свежие, зеленые,

Варят из меня томат, А зимою – в бочке,

В щи кладут Крепкие, соленые.

И так едят.

(ответы детей) – помидор. (ответы детей) – огурцы.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На - ощупь, очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая.

(ответы детей) – морковка.

Воспитатель: Для начала, давайте посмотрим и назовем все овощи, что лежат на столе.

Ребята подскажите мне какую форму имеет помидор? Какого он цвета?

А какую форму имеет огурец? Какого он цвета?

(предполагаемые ответы детей).

Какая форма у морковки? Какого она цвета?

(предполагаемые ответы детей).

Нарисуйте жестом форму помидора, форму огурца и форму морковки.

Дети пальцем в воздухе рисуют круг, овал и полукруг удлиненный (конусообразный).

Воспитатель: как здорово у вас получилось, а чтобы ваши ручки лепили, давайте сделаем с вами для них зарядку.

Физкультурная минутка.

Мы капусту рубим, рубим, движения ребром ладони вверх – вниз.

Мы морковку трем, трем. движения ладонями вперед – назад.

Мы морковку солим, солим, круговые движения пальцами.

Мы морковку жмем, жмем. Сжимание ладоней в кулачки.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам пройти за столы и начать свою работу. Как мы будем лепить помидор? (дети отвечают и показывают). Правильно вы все сказали и показали, молодцы.

Воспитатель скатывает глину в шар.

Что мы еще делаем? (ответы детей). Правильно, мы наш шар слегка сплющим, а затем слегка надавим пальчиком в середину. А сейчас, предлагаю вам слепить помидор.

Воспитатель: как мы будем лепить огурец? (дети отвечают и показываю). Правильно, молодцы. Воспитатель раскатывает глину в колбаску (валик или цилиндр). По – моему, эта колбаска (валик) не похожа на огурец. Что –то нужно еще сделать? (ответы детей).

Правильно, надо скруглить края этой колбаски (валика). Посмотрите, как это надо делать. Воспитатель напоминает приемы сглаживания поверхности, скругление срезов.

А теперь похоже на огурец? (ответы детей). Предлагаю вам слепить огурец.

Воспитатель: Как мы будем лепить морковку? (дети отвечают и показывают).

Правильно. Воспитатель скатывает глину в шар круговыми движениями рук.

Что мы еще делаем? (ответы детей). Заостряем один бок нашего шарика, для этого оттягиваем пальцами край шарика или дополнительно раскатываем один из краев в колбаску, одним или двумя – тремя пальцами до получения острого конца. А сейчас предлагаю вам ребята вылепить свою морковку.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Ребята, мне так понравились ваши работы. Вы все старались, у всех получились очень красивые овощи. Давайте сделаем выставку наших овощей, а мамы и папы, бабушки и дедушки с удовольствием посмотрят на ваши работы. Все работы выставляются на подготовленном стеллаже.

«Кашпо для цветов»

Конспект занятия по лепке из солёного теста

Цель: учить - равномерно облеплять форму тестом, украшать поделку, нанося узор; добиваться равномерного ритмичного распределения элементов узора; развивать координацию, мелкую моторику пальцев рук.

Материалы и оборудование:

Кашпо (далее горшочек) с искусственным цветком, кукла Дюймовочка, солёное тесто трёх цветов (белый, розовый и голубой), доски для лепки, картон, обёрнутый фольгой, семена цветов в маленьких конвертиках, образец выполненный педагогом, лотки с колпачками, вилочками, соломинками, колечки с зубчатой поверхностью, для нанесения ритмичного узора, баночки с водой, кисти, салфетки для рук.

Ход занятия:

Дети надевают фартуки и готовят рабочие места, присаживаются.

Педагог:

Сегодня к нам пришла необычная гостья, она приготовила нам подарок, чтобы его получить, нужно отгадать загадку:

Они очищают воздух,

Они создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут!

Дети:

Педагог:

Правильно (ставит на стол горшочек с искусственным цветочком), а теперь мы отгадаем кто хозяйка этого чудесного цветка:

Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка,

В ореховой скорлупке та девочка спала,

Очень эта девочка милая была,

Чуть женой крота не стала и усатого жука.

Вместе с ласточкой летала высоко под облака.

Дети:

Это Дюймовочка!

Педагог:

А вот и она сама (ставит куколку к цветку) Дюймовочка прилетела к нам из волшебной страны эльфов, чтобы попросить нас вырастить волшебные цветы. А какие цветы знаете вы?

(Дети называют цветы и рассматривают иллюстрации.)

Как много вы знаете! Давайте вместе поиграем в игру «Цветы»,

(дети встают у стульчиков)

Наши алые цветки распускают лепестки,

(поднимают руки вверх, встают на носочки)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

(качают руками над головой)

Наши алые цветки закрывают лепестки

(опускают руки через стороны)

Спать ложатся…

(приседают на корточки руки под щёку)

Дети после игры садятся на место.

Педагог:

- Дюймовочка рассказала мне, что для того чтобы вырастить волшебные цветы, нужны не обычные горшочки, а сделанные своими руками, а вы хотите вырастить волшебные цветы? (Ответ детей) Тогда пора приниматься за работу. Я принесла показать вам горшочек, который слепила я, давайте, его рассмотрим (рассматривание образца и обсуждение приёмов выполнения поделки)

Как вы думаете с чего нужно начать выполнение поделки? (Выбрать основу, баночка из под йогурта, или стаканчик из- под кефира и т.д.)

Как бы вы поставили основу перед началом работы? (вверх донышком, чтобы края горшочка были ровными)

Каким приёмом можно воспользоваться при облепливании основы? (можно раскатать длинный жгутик и обернуть основу, а потом скатывать небольшие шарики и рядами скреплять их между собой).

Как вы думаете, для чего нам пригодится сегодня цветное тесто? (Чтобы составить узор из цветных шариков)

Каким образом вы будете скреплять части поделки? (части поделки скрепляем водой)

Давайте вспомним, как нужно работать с солёным тестом (тесто нужно брать из пакета небольшими кусочками, чтобы оно не засыхало, его нельзя есть, после работы нужно тщательно промыть руки с мылом).

Итак, мы можем приступать к работе.

Дети достают из пакетов тесто и начинают лепить, педагог напоминает при необходимости очерёдность выполнения действий, помогает определиться с составлением узора затрудняющимся детям, предлагает украсить поделку отпечатками по желанию детей.

После лепки дети рассматривают свои поделки, делятся впечатлениями от проделанной работы, обсуждают другие готовые работы.

Ребята, у вас получились замечательные горшочки, и Дюймовочка дарит каждому из вас семена цветов, когда наши горшочки высохнут, мы наполним их землёй, посадим семена, будем заботиться о них и вырастим волшебные цветы. А теперь попрощаемся с нашей гостьей и наведём порядок на своих рабочих местах (Дети прощаются с Дюймовочкой, благодарят её за подарки, наводят порядок на рабочих местах).


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад с. Сосновка

Хабаровского муниципального района

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

КРУЖОК «ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО» С ДЕТЬМИ 6 -7 ЛЕТ,

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «Морячки»

МКДОУ с. Сосновка

на 2017 – 2018 учебный год

Срок реализации 1 год

Составитель/Разработчик программы

Воспитатель Зебзеева Елена Павловна

Педагогический стаж 12 лет

с.Сосновка, 2017

Наименование разделов

Стр.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цели и задачи рабочей программы дополнительного образования

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

1.4.

Возрастные особенности воспитанников в изодеятельности

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

2.1.

Направление и содержание программы

2.2.

2.3.

Организационный раздел

Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.2.

Организация образовательного процесса

3.3.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: Художественно-эстетическое, доминирующая область: «Художественно-эстетическое развитие».

Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования; Основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад с. Сосновка; особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.

Работа кружка организуется воспитателем из числа воспитанников подготовительной группы «Морячки». Программа рассчитана на 1 год обучения. Группы комплектуются с учетом интересов и желаний воспитанников заниматься данным видом деятельности. Режим работы: 2 раза в неделю по вторникам и четвергам во 2 половину дня, 30 мин – для подготовительных групп с физкультминуткой.

В настоящее время у многих детей недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело держат карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребёнка в компетентную личность, способность адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача будет реализовываться мной посредством тестопластики с детьми старшего возраста (подготовительная группа).

Новизна данной программы заключается в том, что тестопластика является одним из малоизученных видов деятельности по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.

Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.

Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

Наблюдения за детьми в младшей группе показали, что 60% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.

Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

ПРЕИМУЩЕСТВО СОЛЕНОГО ТЕСТА

Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

Легко отмывается и не оставляет следов;

Безопасно при попадании в рот, один раз попробовав

Тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!

Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века.

С готовым «изделием» можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

1.1. Цели и задачи рабочей программы дополнительного образования

Цели:

  • Подарить детям радость творчества.
  • Закрепить приемы лепки из соленого теста.
  • Развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка через изготовление изделий из соленого теста.
  • Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики.
  • Формирование у воспитанников эстетического отношения и творческих способностей в изобразительной деятельности посредством лепки.
  • Освоение навыков работы с нетрадиционным материалом, совершенствование технических приёмов во время работы в соответствии с темой.
  • Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя солёное тесто.
  • Удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового в исследовании свойств и возможностей нетрадиционных способов изображения объектов лепкой.

Основные задачи программы:

  1. Показать воспитанникам разнообразие солёного теста, познакомить с его свойствами: пластичностью, вязкостью, цельностью массы.
  2. Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом.
  3. Развивать у детей эстетический и художественный вкус.
  4. Опытным путем осваивать приёмы: месить, прихлопывать, ставить отпечатки, открывать и отщипывать кусочки; снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки остриём карандаша и т.д.
  5. Учить видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнить похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, бублик и колечко, карандаш и кисточка).
  6. Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук.
  7. Создавать простейшие формы:

Раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладони;

Раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней;

И слегка видоизменят их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластинку), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, червячки, карандаши и др.).

  1. Пользоваться стекой (для украшения вылепленных форм).
  2. Использовать в работе стишки, потешки, загадки, игрушки для обыгрывания вылепленных фигурок.

Задачи:

Образовательные:

Обучение воспитанников различным приемам преобразования теста;

Обучать познавать мир и себя в нем через открытие звуков, цвета, формы.

Развивающие:

Развитие эстетического восприятия художественного вкуса;

Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;

- развитие умения включаться в творческий процесс через физические и словесные действия.

Развитие художественно – творческих способностей и творчества воспитанников.

Воспитательные:

Воспитание трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца;

Воспитание желания радоваться результатам своего труда и труда товарищей.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Программа художественно-эстетической направленности опирается на интересы отдельных воспитанников и детского общества в целом и соответствует принципу сезонности (построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей местности в момент времени), сочетает принципы систематичности и последовательности обучения (постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития воспитанников ведётся в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому»), строится с учётом принципа развивающего характера художественного образования.

Программа отражает и специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-творческой деятельности во время дополнительной образовательной деятельности по лепке: эстетизация предметно-развивающей среды и быта в целом, культурное обогащение содержания изобразительно-творческой деятельности, взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности, интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности, взаимосвязь обогащённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа средствами лепки.

Направления работы:

Развитие творческих способностей;

Художественно – творческое развитие;

Познавательное развитие.

Принципы построения педагогического процесса.

1.От простого к сложному.

2.Системность работ.

3.Принцип тематических циклов.

4.Индивидуального подхода.

Формы образовательной деятельности :

Кружковые занятия,

Индивидуальные формы, игры.

Формы организации деятельности общения с воспитанниками:

Индивидуальная,

Парная,

Коллективная,

Подгрупповая.

Формы проведения занятий:

Интерактивные выставки,

Выставки произведений мастеров,

Беседы по искусству лепки,

Индивидуальная презентация,

Игровые формы работы,

Посещение музея искусств,

Работа в творческом уголке,

Посещение мастерской художника,

Мастер-классы.

Методы обучения на занятиях:

Словесные (устное изложение, беседы, использование художественного слова, анализ произведений искусства);

Наглядные (показ упражнений, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу);

Практические, частично-поисковые (подбор материала).

Подходы к формированию:

Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.

Учет возрастных особенностей воспитанников.

Последовательное усложнение поставленных задач

Преемственность.

Положительная оценка.

Безопасное поведение при лепке нетрадиционными материалами и методами.

Особенности программы:

- конкретно, полно и систематически изложено методическое использование тестопластики через принципы и методы обучения, раскрывается структура работы с воспитанниками в организованной образовательной (дополнительной) деятельности, применение методических средств обучения;

Активно используются логоритмические модели, алгоритмы, схемы, конструкции для естественного освоения изображения с помощью тестопластики;

Каждая работа оценивается только положительно, корректные критические замечания возможны лишь в индивидуальной форме, после обсуждения наиболее удавшихся моментов;

Обязательна мотивировка исполнения работы;

Дополнительная образовательная деятельность по тестопластике проводится только в состоянии творческого подъёма и желания творить;

Происходит интегрирование приёмов лепки, экспериментирование материалами;

Воспитанник не только грамотно и убедительно решает каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознаёт логику их следования.

1.4. Возрастные особенности воспитанников в изодеятельности

Возрастные особенности воспитанников 6-7 лет:

В этом возрасте у воспитанников возникает тяга к предметному рисованию. Это период активного рисования. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета. Занятия можно проводить по 30 минут.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

Задачи психолого – педагогической работы данной программы дополнительного образования решаются интегрированно в ходе освоения следующих образовательных областей:

1) «художественное творчество»;

2) «коммуникация»;

3) «познания»;

4) «чтение художественной литературы»;

5) «социализация».

Развитие репродуктивной деятельности детей (лепка);

Развитие детского творчества;

Приобщение к изобретательному искусству.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строения речи, произношение; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах и формах детской деятельности;

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Сенсорное развитие;

Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

Формирование элементарных математических представлений;

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие игровой деятельности детей;

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

Формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети освоят элементарные действия с тестом.
  2. Овладеют умением лепить предметы простейшей формы: шары, мечи, столбики, палочки, жгутики и т.д.
  3. Постепенно будут разрабатываться пальчики.
  4. Дети получат удовольствие при выполнение своих работ.

Будут способны:

  • Высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;
  • Проявлять бережное отношение к произведениям искусства, к материалам, инструментам в процессе дополнительной образовательной деятельности, а также аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым, работающим с ними в процессе создания коллективной (парной) работы;
  • Адекватно оценивать результаты деятельности, учитывая оценку и мнение взрослого;
  • Управлять своим поведением и планировать свои действия во время работы.

Предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной).
  • создание условий для художественно-эстетического развития воспитанника посредством применения различных технологий изобразительного искусства; развитие мотивации к познанию творчества;
  • приобщение воспитанников к миру икусства; обеспечение эмоционального благополучия воспитанника;
  • профилактику асоциального поведения, укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.
  • рассматривания произведений народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства с понятным и интересным содержанием, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных (радуется, сердится и др.);
  • рассматривания веток, шишек, корней растений, камней и т. д., обнаружения в причудливой форме природного материала какого-то образа;
  • чтения (восприятия) художественной литературы и фольклора, в том числе за счёт включения произведений на новые темы, с большим количеством героев, развёрнутым сюжетом, в различных ситуациях (бытовых, волшебных, приключениях, путешествиях); понимания причинно-следственных связей в прочитанном тексте (например, причины того или иного поступка героя и наступившие последствия);
  • проявления ситуативного интереса к произведениям искусства, литературы, фольклора, миру природы, первых художественных и читательских предпочтений, желания задавать вопросы о них (их содержании);
  • обращения внимания на красоту природы и любования вместе со взрослыми и другими детьми совершенством формы, цвета, строения деревьев, кустарников и других объектов растительного и животного мира; на отдельные средства художественной выразительности, которые наиболее полно и точно характеризуют героев (внешность, внутренние качества), а также окружающий мир (живая и неживая природа);
  • выражения личностного отношения к красоте явлений природы;
  • эмоционального отклика на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей и животных (радость, грусть, гнев), понимания значения образа («Это лошадка»), на красоту поступков героев.

Создание условий для приобретения опыта:

  • ежедневного свободной лепки, аппликации, конструирования, художественного труда, постановки нескольких простых, но взаимосвязанных целей и достижения их при поддержке взрослого и сверстников;
  • рассказывания о том, что самостоятельно слепили.
  • самостоятельного выбора детьми цветов и оттенков красок, фона и формы листа бумаги, самостоятельной передачи образов предметов;
  • нахождения простых сюжетов в окружающей жизни, при чтении художественной литературы и реализации их в изобразительной, конструктивно-модельной деятельности;
  • использования формообразующих движений, соотнесения качества движений с создаваемым образом (лёгкость, плавность, размах, нажим);
  • составления узоров, состоящих из простых элементов в два-три цвета и характерного колорита на бумаге в форме квадрата, круга, полосы, прямоугольника по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; передачи формы и строения предметов, состоящих из нескольких частей (фигура человека, птицы и животные, растения, здания, машины и т. п.); использования обобщённых способов лепки, лежащих в основе изображения многих животных; использования для достижения большей выразительности образа изображения позы, различных деталей, передачи характерных особенностей материала, объединения изображения предметов на одной линии в ряд, расположения их на листе бумаги вертикально или горизонтально и соблюдения относительной величины предметов;
  • овладения средствами лепки, в том числе применения различных способов лепки (из целого куска теста, комбинированным и конструктивным способом), направленных на создание объёмного образа (овощи, фрукты и др., животные и птицы, простейшее изображение человека);
  • освоения приёмов скатывания, вдавливания, сглаживания, выравнивания, прищипывания, оттягивания и примазывания, а также установки фигуры на широком основании, на подставке, на ногах и украшения с помощью стеки и налепов; передачи формы и строения предметов.

Реализацию самостоятельной творческой деятельности воспитанников:

  • Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.
  • Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументировано и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.
  • Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
  • Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
  • Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
  • Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их: вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

Становление эстетического отношения к окружающему миру

  • Продолжать расширять представления детей об окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера).
  • Развивать стремление любоваться красотой объектов окружающей среды: изделиями народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями.
  • Учить выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т.п.).
  • Привлекать воспитанников к оформлению выставок в группе, детском саду, к организации игровых уголков, расположению материалов для самостоятельной творческой деятельности и т. п.
  • Формировать у воспитанников умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
  1. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Направление художественно- эстетического развития:

  • Рисование
  • Лепка
  • Аппликация
  • Прикладное творчество
  • Детское конструирование
  • Музыка

Виды занятий по изобразительной деятельности:

4-5 лет:

рисование;

декоративное рисование (дымковские, филимоновские изделия);

аппликация.

5-6 лет:

предметное рисование;

сюжетное рисование;

декоративное рисование;

лепка (глина, пластилин, пластическая масса);

прикладное творчество (работа с бумагой, природным, бросовым материалом).

6-8 лет:

предметное рисование;

сюжетное рисование;

декоративное рисование;

лепка (глина, пластилин, пластическая масса);

прикладное творчество (работа с бумагой, природным, бросовым материалом, т. п.)

Формы работы с воспитанниками по художественному творчеству

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

  • Наблюдение
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы
  • Игра
  • Игровое упражнение
  • Проблемная ситуация
  • Конструирование из песка
  • Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)

Создание коллекций

  • Занятия (рисование, аппликация, худож. конструирование, лепка)
  • Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр
  • Экспериментирование
  • Тематические досуги
  • Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи
  • Проектная деятельность
  • Создание коллекций
  • Украшение личных предметов
  • Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
  • Самостоятельная изобразительная деятельность
  • Консультации
  • Открытые занятия
  • Конкурсы
  • Участие в коллективной работе
  • Мастер-класс
  • Выставка работ
  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды
  • Проектная деятельность
  • Экскурсии
  • Прогулки
  • Создание коллекций
  • Беседы
  • Чтение

ОО «Художественно-эстетическое развитие »

Совместная деятельность взрослого и воспитанников

Самостоятельная деятельность воспитанников

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность (ОД)

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Методы и формы развития социально коммуникативных способностей детей

непосредственно образовательная деятельность (рисование, конструирование, лепка).

Экспериментирование.

Выставки работ репродукций произведений живописи.

Проектная деятельность.

Наблюдение.

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.

Игра.

Игровое упражнение.

Конструирование из песка, природного материала.

Лепка, рисование.

Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые).

Экспериментирование.

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.

Самостоятельная изобразительная деятельность.

Создание соответствующей предметно-музыкальной, развивающей среды.

Проектная деятельность.

Прогулки.

Совместное творчество (рисование, конструирование и др.)

Совместные праздники, развлечения в ДОУ.

Театрализованная деятельность.

Средства необходимые для реализации Программы

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Современное образовательное учреждение немыслимо без системного, осмысленного взаимодействия с семьей.

Семья является не только и не столько одним из заказчиков образовательного учреждения и потребителем его образовательных услуг, прежде всего семья – это основа воспитания личности ребенка, неслучайно именно семья является институтом первичной социализации растущего человека.

Родители – это первые и главные (по силе и степени оказываемого влияния) воспитатели ребенка.

Отношения семьи и дошкольного учреждения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Перед педагогическим коллективом ДОУ поставлена цель:

Сделать родителей (законных представителей) активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Основные принципы в работе с семьями воспитанников:

  • открытость детского сада для семьи;
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Формы взаимодействия с семьей

Социально-педагогическая диагностика:

  • беседа;
  • анкетирование;
  • сочинение;
  • посещение педагогами семей воспитанников;
  • дни открытых дверей в детском саду;
  • собрания-встречи.

Информирование

  • стенды;
  • консультирование;
  • газеты, журналы;
  • семейные календари;
  • буклеты;
  • новые интернет-сайты.

Поэтапная модель взаимодействия педагога и родителей (законных представителей)

1 этап – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

Педагоги: Сбор информации (первое общение; беседа, наблюдение анализ полученных результатов, анализ типа семей)

родители: Сбор информации (знакомство детским садом (адаптация)

2 этап – ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ

Наглядная агитация (стенды, консультации, родительская газета, информационные проспекты, буклеты), просмотр открытых занятий, мероприятий. Встреча со специалистами.

3 этап – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Педагоги : Знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки, «День матери», творческая мастерская, выбор содержания, форм работы с семьей ребенка.

родители: Получение консультативной индивидуальной помощи

4 этап – ИНТЕГРАТИВНЫЙ

Современные мероприятия (досуги, праздники, круглые столы, «Недели здоровья», турпоходы, конкурсы, выставки вечер вопросов и ответов

Совместное обсуждение проблем, участие в совместных делах, деловые игры, дискуссионный клуб

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.

Линии, способы и формы взаимодействия с семьями воспитанников

Линия взаимодействия

Способы

взаимодействия

Формы

взаимодействия

Художественно-эстетическое развитие

Формирование условий для совместной музыкально-художественной деятельности

Приглашение на утренники и развлечения;

Организация экскурсий и походов;

Консультации музыкального руководителя;

Совместные работы по ручному труду, изобразительной деятельности;

Участие в конкурсах совместно с детьми.

III. Организационный раздел .

3.1.Организация развивающей предметно-пространственной среды

Основой реализации Образовательной программы является предметно – развивающая среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно – эстетическое, познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие воспитанника.

Развивающая предметно- пространственная среда в ДОУ выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции и направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, иметь характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию (не только развивающая, но и развивающаяся система). Окружающий предметный мир необходимо пополнять, обновлять в соответствии с возрастными возможностями воспитанника.

Среда обеспечивает:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации (группы, участка);
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в разных видах детской деятельности; охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию недостатков их развития;
  • возможность общения и совместной деятельности воспитанников (в том числе раннего и дошкольного возрастов) и взрослых со всей группой и в малых группах;
  • двигательную активность воспитанников, а также возможности для уединения;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учёт возрастных особенностей воспитанников, раннего и дошкольного возрастов.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:

  • Насыщенность среды должна соответствовать содержанию Программы, в том числе при реализации комплексно-тематического принципа её построения (ориентирована на примерный календарь праздников, тематика которых отражает все направления развития дошкольника), а также возрастным особенностям воспитанников (учитывая ведущий вид деятельности в разные возрастные периоды дошкольного детства). Образовательное пространство должно включать средства реализации Программы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь (в здании и на участке) для возможности самовыражения и реализации творческих проявлений.
  • Трансформируемость предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей воспитанников (так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных, гендерных особенностей, конкретного содержания Программы, реализуемого здесь и сейчас).
  • Полифункциональность предполагает использование множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов воспитанников, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской активности, позволяет организовать пространство группового помещения со специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности (центры «Книги», «Театрализованная деятельность»), активной деятельности (двигательный центр (физкультурный инвентарь), центр экспериментирования, центр конструирования, центр сюжетно-ролевых игр) и др.
  • Вариативность предусматривает возможность выбора воспитанником пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т. д.), а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность воспитанников.
  • Доступность обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности. (Используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребёнок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.)
  • Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении не должно быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), углы должны быть закрыты).

Материалы, игрушки и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать педагогическим и эстетическим требованиям (способствовать развитию творчества, воображения; возможности применять игрушки как в индивидуальных, так и коллективных играх; обладать дидактическими свойствами (обучать конструированию, знакомить с цветом, формой и т. д.); приобщать к миру искусства.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

  1. Взрослый в общении с воспитанниками придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
  2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
  3. Это предполагает решение следующих задач:
  • Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
  • Радости существования (психологическое здоровье)
  • Формирование начал личности (базис личностной культуры)
  • Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
  • Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
  1. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
  2. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

При создании предметно-пространственной развивающей среды необходимо учитывать гендерный принцип, обеспечивающий среду материалами и игрушками как общими, так и специфичными для мальчиков и девочек.

Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать возрастным периодам развития ребёнка дошкольного возраста.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагает наличие: специального учебного кабинета, специалиста по изобразительно-художественной деятельности, литературы, оборудования и материалов для работы. Также необходимо иметь коллекцию разных художественных произведений нетрадиционного искусства, особо ценные в художественном отношении предметы, которые можно использовать в педагогическом процессе для художественно-эстетического воспитания, знакомства и обучения воспитанников видам нетрадиционного рисования, подлинные произведения искусства современных художников, выполненные как в традиционной, так и в нетрадиционной технике исполнения.

Для того чтобы научить воспитанника смотреть картины, сравнивать технику их исполнения, замечать красоту и наслаждаться ею, педагогом рекомендуется устраивать мини-выставки произведений искусства, где ребят учат ходить спокойно, без шума и торопливости. Мини-выставки художественных картин в ДОУ – это первый шаг посещения музеев, начало духовного развития. В коллекции художественных произведений в ДОУ могут быть работы, выполненные разными нетрадиционными способами и техниками.

Рекомендуется использовать игры-занятия для художников: «Юный художник», «Рисуем пальчиками», «Процарапаем рисунок», «Весёлые витражи», «Разноцветные ладошки» и др., компьютерные программы: «Яндекс. Краски», «Рисуем красками», т. п.

3.2. Организация образовательного процесса

Режим работы:

Занятия делятся на теоретические и практические. На теоретических знакомим воспитанников с новым видом изображения - тестопластикой, беседуем о предстоящей работе, планируем этапы работы, приёмы, материалы, рассматриваем репродукции художников и т.п. Практические могут разделиться на два занятия, т. е. на два этапа, в зависимости от сложности. В середине года (январь) для воспитанников организуются недельные каникулы.

Тематическое планирование

Месяц

Неделя

Вид деятельности

Название темы

Задачи

сентябрь

3неделя

вторник

Лепка предметная

«Грибная поляна»

Развивать композиционные умения, закреплять умения лепить грибы, добиваться большой точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки, развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику, эстетический вкус.

сентябрь

3неделя

четверг

раскрашивание изделия

«Грибная поляна»

Развивать эстетический вкус.

сентябрь

4неделя

вторник

Лепка предметная

«Урожай яблок»

Учить детей сравнительному анализу, при исследование формы и цвета различных сортов яблок, вырабатывать умение лепить фон на

картонной основе.

сентябрь

4неделя четверг

Лепка (продолжение)

«Лепка корзины с яблоками»

Закреплять умение лепить мелкие детали .

октябрь

1неделя

вторник

Раскрашивание изделия. «Корзины с яблоками»

Раскрашивание изделия

Развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре.

октябрь

1неделя

четверг

Лепка и рисование на тесте (экспериментирование)

«Птичка в гнездышке»

« Лепка гнезда и яиц в нем.»

(1день)

Знакомить детей с ленточным способом лепки; учит соединять лентообразную форму с диском (дном, вырабатывать навыки лепки деталей яйцевидной формы.

октябрь

2неделя

вторник

Продолжение

«Лепка птички»

(2день)

Использовать приемы скатывания, вытягивания, сплющивания при лепки птички.

октябрь

2неделя

четверг

Продолжение

Раскрашивание изделия (3день)

октябрь

3неделя

вторник

Лепка - экспериментирование

«Тили – тили – тесто»

(свободная лепка по желанию)

Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста.

октябрь

3неделя

четверг

Лепка предметная

(картинки из теста)

«Вкусное печенье»

Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений.

октябрь

4неделя

вторник

Лепка предметная (картинки из теста)

«Яблоко», «Шар»

«Орех», «Мячик»,

«Колесо», «Тарелка»,

«Блинчик», «Баранка»,

«Печенье».

Раскатывание комочков круговыми движениями ладоней для получения предметов в форме шара. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

октябрь

4неделя

четверг

Продолжение

«Вкусное печенье»

Раскрашивание изделия

Продолжать учить расписывать фигурки после просушки

ноябрь

1неделя

вторник

«Вкусное угощение»

Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы и мелкой моторности.

ноябрь

2неделя

четверг

Лепка

«Ежик.»

Учить лепить ежика и украшать его, используя известные приемы

лепки (налеп, вдавливание) :

ноябрь

3неделя

Вторник

Четверг

Лепка

«Мышка»

Учить лепить мышку и украшать ее, используя известные приемы

лепки (налеп, вдавливание) :

ноябрь

4неделя

вторник

Лепка

«Тарелочка с розочками.»

Учить лепить тарелочку с розами, используя известные приемы

лепки (налеп, вдавливание) :

ноябрь

4неделя

четверг

Лепка

«Цветок»

Учить лепить цветок и украшать его, используя известные приемы

лепки (налеп, вдавливание) :

Декабрь

1неделя

вторник

Лепка предметная

«Новогодние подсвечники»

Учить лепить подсвечник и украшать его, используя известные приемы

лепки (налеп, вдавливание) :

декабрь

1неделя

четверг

Продолжение

Раскрашивание

«Новогодние подсвечники»

Продолжать учить расписывать поделку

гуашью после просушки

Декабрь

2неделя

вторник

Лепка предметная

«Дед Мороз»

Воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде ит. д.).

декабрь

2неделя

четверг

Лепка

«Снегурочка»

Воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения.

декабрь

3неделя

Вторник

Четверг

Продолжение

Раскрашивание, украшение изделия

продолжать учить расписывать поделку

гуашью после просушки

декабрь

4 неделя

Вторник

Четверг

Лепка с элементами рисования

«Новогодний Колобок катится по дорожке и поёт песенку»

Создание интереса к обыгрыванию сказки «Колобок» в изодеятельности. Лепка колобка в форме шара, рисование длинной петляющей дорожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств художественно – образной выразительности.

январь

3неделя

Вторник

Четверг

Лепка

. «Рождественские украшения»

Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать звезды по шаблону, обрабатывать края кистью, украшать поделку, расписывать после просушки, развивать фантазию, творчество

январь

4неделя

Вторник

Четверг

Лепка

«Декоративные тарелки»

Закреплять умения и навыки различных способов лепки, развивать мелкую моторику, воображение, творчество, умение красиво располагать предметы на пластинке.

февраль

1 неделя

Вторник

Четверг

1 день: лепка

2 день: раскрашивание

«Декоративная пластина в подарок родным и близким в честь Дня защитника Отечества»

Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; развивать композиционные умения, продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки.

февраль

2 неделя

Вторник

Четверг

1 день: лепка

2 день: раскрашивание

. «Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я»

Учить лепить детей по заранее подготовленным эскизам и сочетать орнамент с формой изделия, выполнять рельеф путем налепа. Работу выполнять аккуратно

февраль

3 неделя

Вторник

Четверг

1 день: лепка рамки (налеп, украшение рамки цветами);

2 день: раскрашивание

«Рамка для фотографий»

Учить детей самостоятельному выбору композиции, продолжать развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре, учить подбирать цветовую гамму для создания настроения в работе.

февраль

4 неделя

Вторник

Четверг

«Ваза с цветами» (панно)

Вырабатывать умение лепить фон на картонной основе и украшать его,

закреплять умение у детей передавать форму вазы, соблюдать пропорции, строение формы, наносить стекой узор на поверхности формы продолжать учить детей лепить цветы (скатываем капельки и расплющиваем их).

март

1 неделя

Вторник

Четверг

Лепка из солёного или сдобного теста

«Угощайся, Мишка»

Лепка угощений для игрушек: раскатывание шара и лёгкое сплющивание для получения пряников и печенья. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

март

2 неделя

Вторник

Четверг

Лепка

«Бублики – баранки»

Лепка баранок: раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Обыгрывание лепных изделий – «нанизывание» бубликов – баранок на связку – верёвочку.

март

3 неделя

Вторник

Четверг

1 день: лепка фона

2 день: лепка петуха

3 день: раскрашивание

4 день: раскрашивание

«Петух» (панно)

Продолжать учить лепить фон на картонной основе, украшать его, вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов и оттенков на палитре, создавать контрастную цветовую гамму.

4 неделя

Вторник

Четверг

Продолжение

«Петух» (панно)

1 неделя

Вторник

Четверг

Лепка

«Снеговик»

Создавать у детей интересов к образу, учить раскатывать комочки теста круговыми движениями, соединять их вместе. Находить сходство с окружающими предметами, персонажами.

2 неделя

Вторник

Четверг

1 день: лепка основы из цветного теста

2 день: лепка космического корабля, спутника

«Космодром»

Учить детей создавать конкретные пластические образы конструктивным и комбинированным способами: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника.

3 неделя

Вторник

Четверг

Лепка предметов прямолинейных форм (палочки, столбики, жгутики)

«Солнышко – колоколнышко»

Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие простого мышления и восприятия.

1 неделя

Вторник

Четверг

Лепка

«Кто живёт в избушке»

Учить лепить «брёвнышки» для петушка. Вызвать интерес к сказке «Петушок – золотой гребешок».

2 неделя

Вторник

Четверг

Лепка

«Заборчик для избушки»

Развивать у детей сюжетно – игровой замысел (связывать содержание с предыдущем занятием с лепкой избушки), раскатывать комочки теста прямым движением (столбиком).

3 неделя

Вторник

Четверг

1 день: лепка

2 день: раскрашивание

. «Божья коровка и ее подружка»

Продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, воображение, чувство цвета.

4 неделя

Вторник

Четверг

1 день: лепка аквариума

2 день: лепка рыбок.

«Рыбки в аквариуме»

Развивать композиционные умения при размещении водорослей и рыб на фоне, передавать в лепке выразительные особенности сказочной рыбки: округлую или удлиненную форму туловища с красивыми по форме плавниками и хвостом, с большими глазами и ритмично расположенными чешуйками.

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

3.3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Материально-технические условия реализации программы-

  • соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  • соответствие правилам пожарной безопасности;
  • средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  • учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.

Основная литература:

  • Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет: программа, планирование, интегрированные занятия/ авт.-сост. Н.Н. Леонова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 282 с.
  • Творчество детей в работе с различными материалами. Брыкина Е.К. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 147 с.
  • Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия/ авт.-сост. О.В. Павлова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 202 с.
  • Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа: комплексные занятия/ авт.-сост. О.В. Павлова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 206 с.
  • Изобразительная деятельность и художественный труд. Подготовительная группа: комплексные занятия/ авт.-сост. О.В. Павлова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 206 с.
  • Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 112 с.
  • Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 128 с.
  • Воспитание сенсорной культуры воспитанника от рождения до 7 лет. Программа для воспитателя детского сада. Венгер Л.А., Пилюгина Э. Г. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
  • Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой.- М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007. – 128 с.

Оборудование:

  1. Тесто (мука, соль, вода);
  2. Стеки, скалки;
  3. Различные детские печати;
  4. Карандаши;
  5. Скорлупки орехов, семян;
  6. Пробки;
  7. Ситечки;
  8. Краски (медовые);
  9. Пищевые красители;
  10. Клеёнки;
  11. Салфетки;
  12. Игрушки для показа и обыгрывания;
  13. Формочки для теста;
  14. Мелкие предметы (горох и т.д.).

Приготовление теста

Рецепт №1

200 гр. муки

200 гр. соли

вода.

Рецепт №2

200 гр. муки

200 гр. соли

1-2 ч. л. обойного клея

вода.

Рецепт №3

100 гр. пшеничной муки

100 гр. ржаной муки

400 гр. соли

2 ст. л. обойного клея

вода.

Рецепт №4

200 гр. муки

200 гр. соли

1 ст. л. растит. масла

вода.

Цветное тесто

  1. Пищевые красители
  2. гуашь.

Тексты потешек

Колобочек – Колобок

У него румяный бок.

И хорош он, и пригож,

И на солнышко похож!

Положили Колобок

Остудиться на окошко,

Колобок с окошек – скок!

Покатился по дорожке.

Ай, качи – качи – качи!

Глянь – баранки, калачи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи –

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам остались

Бараночки!

И. Друмникова

«Три каравая»

Я слепил три каравая –

У меня ведь именины.

Всю семью я угощаю

Караваем из глины.

Я слепил три каравая

М несу домой:

Этот - маме,

Этот – папе,

Этот – мне.

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, Синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому:

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Ладушки – ладушки!

Пекла баба оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше – два,

Паше - два.

Ване – два,

Тане – два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Пьём парное молоко

Тут и куры:

- Ко – ко – ко!

Пробуют оладушки

Ой, ладушки – ладушки.

Вышла курица рябая

- Я к вам прямо из сарая.

Я не ела, не пила.

Я яичко вам снесла,

Не пора ли обедать?

Двери отперли, и вот

Маша всех к столу зовёт.

Пса Арапку,

Кошку – царапку,

Курочку – рябку.

Собачке - в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке – несушке

Пшено в черепушке,

А Машеньке в тарелке

В глубокой, не мелкой.

Вокруг печки хожу

Да похаживаю

Я на печку гляжу,

Да поглядываю.

Вот поднялся пирог,

Пирожок медовый

Зарумянился пирог

Из муки из новой.

Пирожки мы испекли

С разною начинкой;

И с капустой,

И с морковью,

С луком и с картошкою.

Из остатков теста

Кренделя мы слепим.

Лады – лады – ладушки

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала

Детишкам давала

Саше – две, Яну – две,

Соне – две, Ане – две

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

- Заинька, угощали ль тебя?

- Серенький, угощали ль тебя?

- Угощали, угощали, милый мой:

Катюшка – то – блинами.

А Лизонька – пирогами.

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.


Людмила Сергеева

Поделки из теста древняя традиция ,но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки. Лепка-является одним из полезнейших занятий для детей . Это одно из средств эстетического воспитания-помогает формировать художественный вкус,учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Дети знакомятся с формой,развивают мелкую моторику рук,что способствует развитию речи,развивает наблюдательность,воображение,детскую фантазию.

Цель занятия :Раскрыть красоту,художественную ценность пряника ,одного из наиболее значительных и выдающихся проявлений народного творчества.

Задачи :Создать условия для развития интереса к народному творчеству и традициям,воспитать бережное отношение к народному искусству и его создателям,развивать творческие способности,художественно-эстетический вкус.

Материалы :соленое тесто ,стеки,доски,гуашь,акварель,салфетки.

Ход занятия.

Пряники русские

Сладкие мятные

К чаю ароматному

Угощенье знатное!

В :Сегодня,ребята,мы познакомимся с историей изготовления русских пряников .

Пряник -это мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки.

Пряники медовые

Гостинцы добрые,

Они глаз веселят,

И рот потешат.

Пряники-вкусное лакомство ! Они бывают лепные,печатные,силуэтные.

Сегодня пряник не только лакомство ,но и память об искусстве изготовления пряников на Руси .

Испокон веков в России

Славен пряник золотой !

Ароматен,свеж и сладок,

И в цене недорогой!

Мастеров нашлось немного

Душу прянику вложить ,

Тульский град,

Он очень строго

Технологию блюдит.

Над опарой мягкой,нежной

Мастер долго ворожил,

И руками золотыми,

Тульский пряник он сложил .

За три моря-океана,

И за тридевять земель

Прославляют Тульский пряник

Песнь поют ему,поверь!

Ф. Фролова.

В :Пряники научились делать очень давно в Древней Греции. В России пряники начали печь в храме славян на острове Рюген в Балтийском море. Пекли с медом и маком. Пряники бывают по названию городов в которых они изготавливаются :Городецкие,Тульские. На них есть картинки и надписи,которые печатают как буквы и картинки в книжках,поэтому пряники называют печатными . На них делают узор,рисунок.

Пряниками можно было полакомиться в день именин,когда ребенку давали имя,во время крестин. А на свадебный стол ставили огромный в человеческий рост,пряник ,вместо торта.

Пряники месили из пшеничной муки. В пряничное тесто кладут пряности :мак,тмин,корицу,мускатный орех. Изделия из этого теста и называют пряниками .

Мы можем купить пряники :мятные,с начинкой,шоколадные,покрытые разноцветной глазурью. Но сегодня мы попробуем изготовить прянички сами . Для начала мы попробуем сделать пряники декоративные из соленого теста .

У нас есть замечательные пекари и кондитеры,которые научат нас готовить пряники .

В :Послушайте,ребята,пословицы и поговорки о пряниках .

"Ребенку дорог прянику ,а старому покой".

"Без работы,пряников не купишь ".

пряником не заманишь ",

Кнутом и пряником ".

Как вы понимаете эти пословицы и поговорки (ответ детей) .

А сейчас приступим к работе.

Я вам раздам образцы форм силуэтных пряников и соленое тесто .

Берем и ощипываем кусочек теста размером с ладонь , раскатываем. (дети выполняют работу) .

Накладываем форму и вырезаем фигурку пряничка (стекой) .

А теперь наносим рисунок.

Сушим пряники на воздухе (не менее суток) .

Затем украшаем пряники . (раскрашиваем красками) .

Вот и получились у нас пряничные фигурки .

Даем просохнуть. Можно покрыть лаком.

В :Теперь,ребята,вы сами научились делать пряники . А настоящие,сладкие пряники можно приготовить дома по рецепту и выпечь в духовке.

Понравилось вам наше занятие (ответ детей) .