Во поиграть с ребенком 3 месяца. Оцениваем развитие ребёнка в три месяца вместе с педиатром: что должен уметь малыш, вес и рост

Практические советы (развитие ребенка в 3 месяца)

Игрушки над детской кроваткой

В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.

Берите малыша на прогулку: Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.

Разговаривайте с ребенком: Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь "говорить", подождите, пока он закончит "фразу" и затем повторите то, что он "сказал". Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет "гулить". Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова "детка, крошка" именем ребенка.

Пойте ребенку песни: Пение - одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.

Делаем открытия

Наблюдение за домашними животными: Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.

Новые перспективы: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.

Повесьте в манеже бусы: Манеж - прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)

Познакомьте малыша с ритмичной музыкой: Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.

Звон колокольчика: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Безопасная песочница: Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.

Жужжащие пчелы: Чтобы малыш почаще "гулил" и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук "ж".

Матерчатая перчатка: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.

Песенки с сюрпризом: Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз.
В ямку - бух!

Развитие координации

Упражнения для ног: Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая:
Хоп, хоп, Хлоп, хлоп.

Вверх-вниз: Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения:
Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он па погремушку
Как качаются игрушки.
Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.

Плыви, плыви, малыш: Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.

Подталкивайте ступни ребенка: Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.

Колобок: В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.

Покачивайте малыша в ритме веселой песенки - подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.

Развитие мышления

Дайте ребенку погремушку: Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Наблюдение за мячиком: Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.

Поиски колокольчика: Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.

Игра с пляжным мячом: Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?

Карусель: Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

Повседневные дела

Время кормления Ласковые прикосновения: Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.

Время купания Пусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша.

Песни в ванной: Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои.
Колени и пальцы, колени и пальцы.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Глазки и ушки, рот и нос.

Игра с мячом: Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.

Купаемся вместе: Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.

Время одевания

Голыш: Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж.

Упражнения после ванны: Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.

Как разговаривают животные: Изобразите ребенку шепотом, как "говорят" разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.

Время отдыха

Мыльные пузыри: Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.

Телефонный разговор: Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать - он даже подумает, что вы говорите с ним!

"Тик-так" тикают часы: Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.

Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"

Трехмесячные карапузы способны бодрствовать достаточно продолжительное время. К этому возрасту, детки становятся более активными и любознательными. Они уже не хотят спокойно лежать в своей кроватке, тем более что вокруг происходит столько всего интересного. На данном этапе развития крохи лишь начинают свое знакомство с окружающим миром, осуществляют сбор информации о нем. Сделать данный процесс более ярким и увлекательным под силу каждому родителю. Для этого необходимо уделять карапузу больше внимания, общаться с ним, помогать ему совершать свои первые открытия. Игры с ребенком в 3 месяца должны быть направлены преимущественно на развитие координации движений, зрительного и слухового восприятия, формирование коммуникационных навыков, укрепление физических показателей. Полученные умения и способности непременно пригодятся малышу в будущем.

Развитие речи

Вполне очевидно, что оставленный без должного внимания карапуз будет развиваться медленнее своих сверстников. Именно поэтому родителям необходимо регулярно общаться с малышом, рассказывать ему обо всем вокруг. Приведем несколько примеров занятий, направленных на развитие речевых и слуховых навыков крохи.

Непрерывное общение

Трехмесячный ребенок должен постоянно слышать человеческую речь. Поэтому в момент бодрствования крохи следует общаться с ним, комментируя все происходящие действия.

К примеру, собирая малыша на улицу, мама говорит ему: «Сейчас мы наденем теплый комбинезон, чтобы Степушка не замерз. А теперь уляжемся в удобную колясочку и укроемся мягким одеялом». При этом необходимо называть кроху по имени, чтобы он понимал, к кому обращена речь.

Построение диалога

Желательно, чтобы взрослые при разговоре с малышом использовали различные интонации, меняли тембр голоса, скорость произношения слов. Со временем кроха начнет отвечать им на своем языке. Не стоит перебивать юного болтуна. Родителям следует дать ему закончить «фразу» и повторить услышанное. Это подтолкнет кроху к продолжению общения. Чем больше вокруг ребенка будет раздаваться голосов, тем охотнее он начнет на них реагировать.

Развитие слуха

Развивающие занятия с использованием музыки, пения и любых музыкальных инструментов отлично тренируют слух малыша.

Пение

Пение является безумно полезным занятием в плане развития детей первого года жизни. Причем репертуар должен быть максимально разнообразным. Если, укачивая кроху перед сном, нужно исполнять спокойные убаюкивающие песни, то для периода бодрствования больше подойдут веселые и задорные композиции. Вскоре малыш начнет чувствовать изменения в ритме. Не лишним будет включать звуки, издаваемые различными животными. Впрочем, можно просто произносить их при общении с ребенком, пробуждая его интерес и веселую реакцию.

Прослушивание музыки

Сложные классические произведения не только оказывают крайне благоприятное воздействие на младенцев, но и отлично воспринимаются ими.

То же самое можно сказать о дисках со звуками природы и животного мира. Однако не стоит слишком увлекаться пяти минут звучания композиций в день будет вполне достаточно. В противном случае повышается риск перегрузки аудиальных каналов крохи. Удивительно, но спустя месяц после введения таких музыкальных пятиминуток ребенок начнет распознавать композиции с первых нот и активно реагировать на них.

По душе придется крохе и ритмичная музыка. Включая ее время от времени, можно танцевать вместе с малышом, делать зарядку, кривляться или строить ему рожицы. Впрочем, издавать ритмичные звуки можно и самостоятельно, щелкая пальцами, стуча ложками по столу или цокая языком. Стоит также вовлечь в этот процесс самого ребенка, похлопав его ладошками или пяточками. Такая игра поможет родителям найти ответ на вопрос, как развивать чувство ритма у ребенка.

Сенсорное развитие

Немногие взрослые догадываются, что занятия, направленные на развитие сенсорики, можно проводить уже в младенческом возрасте. Поскольку в три месяца крохи начинают ощупывать все, что попадается им под руку, родителям следует использовать это в благих целях. Данный способ познания мира не только дарит малышам море новых ощущений, но и оказывает непосредственное влияние на развитие их умственных и интеллектуальных способностей.

Поэтому уже в три месяца можно давать детям потрогать предметы разных цветов и фактур, попутно рассказывая о них. Гладкие, шершавые, ребристые, теплые, холодные предметы представляют особый познавательный интерес для малыша и способствуют его гармоничному развитию.

Развитие зрения

В 3 месяца ребенок уже различает цвета. Поэтому можно подвешивать к кроватке или мобилю игрушки ярких цветов, на которых младенец будет фокусировать свой взгляд. Отличным вариантом для развития зрения станет развивающий коврик для младенцев. Он представляет собой мягкое одеяло с яркими изображениями и прикрепленными к нему дугами. На эти дуги подвешиваются игрушки, которые можно периодически менять. Зачастую такие коврики оснащаются безопасными зеркалами, шуршащими вставками, нашивками и карманами. Положив ребенка на поверхность изделия, можно надолго увлечь его и приучить к самостоятельности. Да и контрастные черно-белые изображения, размещенные по периметру помещения, непременно привлекут его внимание.


Физическое развитие

Поскольку трехмесячным младенцам вскоре предстоит освоить перевороты на животик и обратно, необходимо уделить пристальное внимание укреплению мышц. В этом родителям помогут весьма популярные и достаточно простые упражнения. Остановимся на них более подробно.

Велосипед

Данное упражнение не только помогает укрепить мышцы малыша, но и благотворно отражается на работе кишечника, способствуя отхождению газиков. Положив ребенка на спину, необходимо поочередно сгибать и разгибать его ножки на манер езды на велосипеде. Параллельно можно произносить какой-либо стишок, к примеру: «Мы едем, едем, едем в далекие края» .

Перевороты

Уложив кроху на спинку на ровную поверхность, следует расположить неподалеку от малыша яркие игрушки. Стремясь дотянуться до них, ребенок будет предпринимать попытки перевернуться. Если они остаются безуспешными, нужно помочь карапузу, слегка потянув его за ручку. Со временем он обязательно освоит этот навык.

Подтягивания

Расстелив на полу одеяло, необходимо уложить малыша поверх него головкой на подушку. Далее следует взять в руки палку и удерживать ее на весу на расстоянии 20 см от ребенка. Если кроха не реагирует на предмет, нужно поднести его ближе. Когда малыш крепко ухватится за палку, можно начинать медленно приподнимать ее. Кроха напряжет свои ручки и станет самостоятельно подтягиваться. Если он делает это довольно уверенно, следует приподнять палку еще немного. После пары тренировок он начнет самостоятельно тянуться к предмету и охотно приподниматься вслед за ним.

Игрушки для детей 3 месяцев

В данный период развития малышам интересны любые издающие звуки предметы.

«Классикой жанра» являются старые добрые погремушки. В этом возрасте рекомендуется отдавать предпочтение легким изделиям простой формы, которые малыш сможет самостоятельно удерживать в руке. Тяжелые погремушки с обилием крутящихся элементов и передвигающихся колечек смогут заинтересовать его лишь по прошествии нескольких месяцев, потому что в 3 месяца ребенок даже не сможет взять их в свои крохотные ручки.

А вот растяжки и мобили придутся кстати. Они не только развлекут ребенка в момент лежания в кроватке или коляске, но и пробудят в нем желание дотянуться до предметов. Кроме этого, необходимо побуждать малыша следить за источником звука, перемещая его в разные стороны. Можно поиграть с ним в забавную игру, спрятав шумящий предмет за спиной и понаблюдав за реакцией крохи. Когда карапуз начнет искать источник звука глазами, следует достать погремушку и продемонстрировать ребенку. При этом рекомендуется сопровождать действия фразами: «Где игрушка?», «А, вот игрушка!».

Комаровский Евгений Олегович, детский врач высшей категории: «Не стоит подносить предметы слишком близко к ребенку. Они должны располагаться на расстоянии примерно 40 см от его лица, чтобы малыш не напрягал глаза. Из этих же соображений необходимо выбирать достаточно крупные игрушки, за которыми легко наблюдать. Желательно, чтобы они были окрашены в яркие цвета».

Сделать кроху еще более внимательным поможет установка в зоне досягаемости веселой неваляшки. Малыш получит возможность не только полюбоваться ее улыбчивым лицом, но и насладиться мелодичным звоном. Чтобы крохе было легче раскачивать игрушку, можно привязать к ней ленточку, а второй конец закрепить на ручке или ножке ребенка. При первом же движении карапуза неваляшка издаст громкий звук. Вскоре малыш специально начнет проявлять активность с целью вызвать звуковую реакцию. Схожим эффектом обладают браслеты-погремушки, надеваемые на ручки или ножки крохи.

Отличной игровой площадкой станет развивающий коврик. Малыша можно на него выкладывать и на спинку, и на животик. Он с интересом будет изучать окружающее пространство и яркие рисунки. На смену деталям, входящим в комплектацию коврика могут прийти любые погремушки, прорезыватели, колокольчики и т.д.

Инна, мама десятимесячного Саввы: «С самого рождения мой сынок был очень «ручным» и никак не хотел лежать в своей кроватке. Что я только не придумывала: и подвешивала ему мобиль, и привязывала к бортикам игрушки и колокольчики, и даже включала диктофон с записью своего голоса. Никакие методики и советы опытных мамочек не давали результата. Я по-прежнему была привязана к ребенку и не могла заниматься домашними делами. И вот в один прекрасный момент подруга отдала нам развивающий коврик, из которого ее детки уже выросли. Он так понравился Савве, что тот самозабвенно проводил на нем сначала по 20-30 минут, а потом и того больше. Сынок дотягивался до подвешенных игрушек и смеялся, слыша их звон, шуршал листиками и гремел мячиком на веревочке. Все это увлекало его надолго. Нам уже скоро год, а коврик до сих пор занимает почетное место в детской комнате. Пока расставаться с ним не планируем».


Игрушки для трехмесячного ребенка своими руками

Немногие родители догадываются, что развивающие игрушки для детей 3 месяцев окружают нас буквально повсюду. В их роли могут выступать любые предметы с ребристой или шершавой поверхностью, бусы, которые так интересно перебирать в руках, или даже обыкновенные зеркала. Разглядывая собственное отражение, малыш сможет лучше познакомиться со своим телом, особенно если родители будут при этом показывать и называть различные его части.

Трехмесячные малыши легко узнают своих родителей и любят детально изучать их лица. Установите рядом с ребенком фотографии членов семьи и понаблюдайте за реакцией. Он может начать улыбаться или «разговаривать» с портретом.

Ольга, мама 3-месячного Матвея: «Я сфотографировала на телефон, а потом распечатала на принтере свое лицо в натуральную величину. Вырезала его по контуру и повесила в кроватку сыночку. Он долго рассматривал ее, а потом заулыбался и загулил. Такой «мамаземенитель» я иногда использую, когда нужно поделать срочные дела, а Матвей не оставляет меня ни на секунду. Я распечатала еще одну фотографию с закрытыми глазами и оставляю ее в кресле, где обычно сижу, когда укладываю сына спать. Иногда днем он просыпается, видит «меня» и засыпает снова».

Изготовить развивающую игрушку своими руками из старых перчаток не составит особого труда. Срезав пальцы, стоит заменить их на разноцветные нашивки из тканей различных фактур. Надевая такую перчатку на руку и давая малышу пощупать ее, взрослые поспособствуют развитию у карапуза тактильного восприятия. Для изготовления звучащих игрушек достаточно взять несколько небольших баночек и наполнить их различными крупами. Встряхивание емкостей будет сопровождаться шумом. Звучание напрямую зависит от наполнителя. Громко будут звучать баночки с горохом и мелодично шуршать емкости с мелкой крупой.

Важно помнить, что игрушки должны быть абсолютно безопасными. Они не должны содержать мелких деталей, которые малыш может случайно проглотить или острых граней, способных поранить.

Обеспечивая досуг ребенку, родителям не стоит забывать и о правилах безопасности. Вполне очевидно, что игрушки для малыша должны быть выполнены из качественных, нетоксичных и гипоаллергенных материалов. Кроме того, детям до трех лет не рекомендуется давать различные мелкие предметы, а тем более оставлять кроху с ними наедине. То же самое можно сказать о звучащих баночках с наполнителями, ведь малыш способен случайно открыть емкость. В этом случае крупинки могут попасть ему в дыхательные пути. Также многие взрослые дают своим деткам помять или порвать газетные и журнальные листы. Делать это допустимо лишь в присутствии родителей. Ведь карапуз может наесться вредной типографской краски. После таких игр необходимо тщательно помыть ручки малыша.


Игры для трехмесячных малышей

Игры для младенцев должны быть непродолжительными и максимально простыми. Ведь в этом возрасте детки еще не умеют долго концентрировать внимание и достаточно быстро утомляются.

Развивающие игры для детей 3 месяцев следует сопровождать речью: песнями, потешками, стихами или просто разговорами. Это не только развлечет малыша, но и внесет определенный вклад в формирование его речевого аппарата. Однако важно отметить, что в процессе игр следует избегать различных громких и резких звуков. Они могут напугать кроху.

Большинство игр направлено на развитие мышления, координации движений, моторики рук, слуховых и коммуникативных навыков, а также на физическое укрепление малыша. Многие «забавы» решают сразу несколько задач и комплексно тренируют различные умения. Приведем несколько примеров развивающих игр.

«Прятки»

Накинув себе на голову легкий платок и склонившись над малышом, произнесите: «Куда мама пропала? Найди меня!» . Кроха попытается убрать инородный предмет с лица мамы, за что удостоится большой похвалы. Если он не делает этого, откройтесь самостоятельно и скажите: «А, вот она, мама!». Дальше можно поменяться ролями и набросить платок на лицо ребенка. После вопроса: «Куда пропал мой малыш?» следует стянуть ткань с задорным восклицанием: «Вот он!».

«Хватайка»

Данная игра развивает тактильную чувствительность детских ладошек. Привяжите на ленточку несколько мелких предметов различных фактур, цветов и размеров. Они могут быть выполнены из ткани, пластмассы, дерева, металла и прочих материалов. Опускайте один из предметов на ленте над малышом, пока тот не зажмет его в ладошке. Потянув за веревочку, можно добиться более крепкого захвата. В следующий раз возьмите другой предмет и повторите ту же манипуляцию.

«Откуда звук?»

Возьмите какую-либо озвученную игрушку, будь то поющее пианино или лающий щенок. Альтернативой им может выступить мобильный телефон с активированным сигналом звонка. Спрячьте шумящий предмет в одной из комнат. Взяв на руки малыша, отправляйтесь с ним на поиски источника звука, то приближаясь к нему, то отдаляясь. Процесс должен сопровождаться соответствующими репликами. Найдя предмет, продемонстрируйте свою радость и похвалите малыша за помощь в поисках.

«Отражение»

Усевшись вместе с ребенком перед большим зеркалом, начните проявлять различные эмоции. Задорно посмейтесь со словами: «мне весело» , затем нахмурьтесь, приговаривая: «я сержусь» . Наденьте очки, шляпу, комментируя свои действия, взъерошьте волосы, помашите рукой. Ребенок будет с интересом вглядываться в отражение, пополняя словарный запас и эмоциональную базу.

Юлия, мама шестимесячной Оксаны: «Когда дочка появилась на свет, я попросту не понимала, что делать с этим крохотным комочком. В первые недели она только сосала грудь и спала. Однако вскоре малышка стала более активной, и я начала всерьез задаваться вопросом, как играть с моей девочкой. Решила начать с пряток. Просто закрыла лицо ладонями и спросила «где мама?», затем убрала руки и выкрикнула «вот она я!». Оксаночка тогда засмеялась в голос. Теперь это наша любимая игра. Подросшая дочка уже прячется от меня сама, а когда я закрываюсь ладошками, пытается убрать их от лица».

Стоит добавить, что игры с крохой необходимо проводить, когда малыш сыт и его ничего не беспокоит. Ведь если ребенок утомился или у него что-то болит, развлечения едва ли доставят ему удовольствие. Однако игры являются весьма действенным способом избавления от плохого настроения в случае, когда малыш немного капризничает. Веселые голоса родных вкупе с интересными действиями переключат внимание карапуза и настроят его на позитивный лад.

Таким образом, даже трехмесячный карапуз не может обойтись без игр и развивающих занятий. Ведь в этом возрасте он становится более активным и любознательным, требуя постоянного внимания со стороны родителей. Непрерывное общение со взрослыми наряду с веселыми забавами и простейшими физическими упражнениями сделают жизнь крохи более яркой и насыщенной. А там и до новых свершений недалеко!

Возраст трех месяцев заставляет маму по-новому взглянуть на своего кроху. Он становится социально активным! Более того, вдруг проснувшись утром, вы обнаруживаете, что ребенок изменился буквально за одну ночь. Его личико стало другим, а все семейство разбудил заливистый смех. Прекрасный период трех месяцев начался!

Особенности физиологического развития

Практически у всех деток к этому возрасту проходит гипертонус мышц, ранее сжимавший ладошки в кулачки. Ручки и ножки становятся более подвижными и послушными. Если тонус у ребенка 3 месяца сохраняется, вам следует проконсультироваться с участковым педиатром на ближайшем плановом осмотре. Скорее всего, вам порекомендуют пройти курс массажа, который за неделю или 10 дней полностью устранит мышечное напряжение.

Кстати, массаж полезен каждому малышу в этом периоде. Дело в том, что мышцы крохи начинают активно набирать силу. Ребенок может уверенно упираться ступнями в бортики кроватки и дольше стоит на ножках, если расположить его вертикально. Мышцы шеи хорошо держат головку в любом положении, хоть вертикальном, хоть горизонтальном. Поэтому мамина или папина помощь уже не нужна, когда кроха находится на руках. И можно без волнений усаживать его в слинг, если ожидается пешая прогулка.

Сон ребенка в 3 месяца становится менее продолжительным. Общее его время составляет до 15 часов в сутки, хотя многие крохи спят меньше. Чаще всего малыш уже определяется со своим суточным режимом и спит ночью, не просыпаясь, до 8 часов. Дневной сон делится на 3 периода, один из которых наиболее продолжительный (лучше, если он приходится на время прогулки в коляске). А два - краткие, не более часа-полутора.

Радует и стул ребенка в 3 месяца, который становится периодичным и не столь частым, как раньше. Малыши-груднички какают до 5 раз в день, причем нередко это происходит прямо во время еды, и мама заранее знает, в какое кормление случится «событие». Искусственники опорожняют кишечник реже, до 3 раз в день.

Вес ребенка в 3 месяца увеличивается не столь значительно, как в первый месяц после рождения. А вот рост может и «скакнуть». Примерные параметры веса, объема головы и роста ребенка в 3 месяца представлены в таблице.

Навыки трехмесячного малыша

Развитие грудничка в три месяца позволяет ему освоить много навыков. Итак, что должен уметь делать ребенок в 3 месяца? Немало:

Игры и гимнастика

Развитие 3 месячного ребенка позволяет ему принимать участие в интересных играх! Для мамы не составит труда их придумывать, ведь зачастую крохам нравится абсолютно все. Но чтобы игры с ребенком 3 месяца были полезными, выбирайте:

Для зарядки для детей 3 месяца используйте:

  • фитбол - гимнастический мяч. Укладывайте кроху на него спинкой и животиком и, удерживая за ножки, катайте. Это становится прекрасным массажем, стимулирует развитие вестибулярного аппарата и устраняет риск запоров (актуально для искусственников);
  • шершавый коврик - ненадолго ставьте малыша на него босыми ножками. После чего коврик можно потрогать и ручками, сравнивая с гладкими предметами.

Очень важно всегда поощрять и хвалить ребенка за любое достижение. А их в этом возрасте будет немало! Чего стоит только схваченная ладошкой игрушка или целая минутка катания на мяче. Поэтому не скупитесь на похвалу и старайтесь всегда находиться рядом с малышом.

До 3,5 месяцев

В какие игры можно играть с ребёнком от 2 до 3, 5 месяцев.

В возрасте от 2 до 3,5 месяцев ребенок активно улыбается голосу родителей, у него появляется интерес к окружающим людям, совершенствуется большинство зрительных реакций. Малыш все более длительно фиксирует взгляд на предметах, прослеживает глазами их перемещение и может предвосхищать появление ярких, разноцветных предметов. В моменты бодрствования он может петь, издавая гукающие звуки. Обращает внимание на подвешенные игрушки, рассматривает их, пытается до них дотронуться.

Двигательная активность проявляется в попытках самостоятельного продвижения вперед на животе. Ребенок уверенно держит голову, пытается поворачивать ее в стороны, старается перевернуться с бока на живот или на спину. Обхватывая пальцы родителей, активно пытается подтянуться, пытается прыгать, когда встает на ножки.

Где мой...?

Цель игры: развитие навыков общения, развитие анализаторов, определение ребенком себя в пространстве и окружающих его предметах.

: легкий прозрачный платок, мягкое одеяло.

Ход игры : игра проводится на полу. Уложите ребенка на спину, поговорите с ним, привлеките внимание веселой песенкой, считалочкой. Покажите малышу платок, дайте его потрогать, затем накиньте на свою голову, спросите весело и задорно: «Где мой мальчишка (девчонка)?», снимите с себя платок, приговаривая: «Вот он (она)!» Обязательно дотроньтесь до малыша, чтобы он зафиксировал обращенную к себе речь. В дальнейшем проводите игру, накинув платок на малыша.

Кручусь, верчусь

Цель игры: развитие более сложной общей моторики, вестибулярного аппарата, мышечной силы.

Ход игры.

1-й этап: положите ребенка на бочок поддерживайте его за спину, постепенно убирайте руку, ребенок следует за вашей рукой. Когда он окажется на спине, похвалите его. Проделайте это упражнение несколько раз, оно вызывает у малыша бурю восторга.

2-й этап: положите ребенка на бок, покачивайте его легонько и направляйте вперед. Когда он перевернется на живот, похвалите его.

Подобное проделайте и в другую сторону.

Родителям на заметку. Если вы вводите в игру новые предметы, новые игрушки, необходимо малыша сначала с ними познакомить.

Играя с ребенком, эмоционально обозначайте его достижения.

Во время игры сопровождайте действия ребенка стихами и считал очками.

Кручусь, верчусь,

Спиной, боком повернусь.

И животик покажу,

Маме с папой угожу.

Раз, два, три,

Четыре, пять,

Выходи со мной играть,

Я веселый, озорной,

Заводной и огневой.

Гирлянда

Цели игры: совершенствование зрительных реакций, развитие более сложной моторики.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мелкие и средних размеров игрушки, яркие, не громко звучащие (лучше, если это будут фигурки зверей, птиц).

Ход игры: в минуты бодрствования повесьте над кроваткой малыша сделанную гирлянду, привлеките его внимание звучащими игрушками. Разговаривайте с ребенком, объясняйте, каких зверей или птиц он видит. Если ребенок заинтересовался игрушками, помогите ему дотянуться до них, дотронуться. Эта потребность будет возникать все чаще и чаще, поэтому необходимо перевесить гирлянду ближе к малышу, чтобы он мог дотянуться до игрушек. В дальнейшем игрушки перевешивают несколько дальше, чтобы ребенок целенаправленно тянулся к гирлянде. Понаблюдайте за малышом, выясните, какая игрушка ему больше всего понравилась, перевешивайте ее то вправо, то влево, то выше, то ниже.

Родителям на заметку. Гирлянды и игрушки должны легко сниматься, чтобы во время засыпания они не отвлекали малыша своим звуком.

Маленький солист

Цель игры: развитие простейшей артикуляции, навыков общения.

Ход игры.

1-й вариант: мама или папа, общаясь с малышом, обращают внимание на произнесение им отдельных звуков. Родителям необходимо не только самим разговаривать с малышом, но и повторять за ним его собственные звуки. Взрослым после произнесенных слов необходимо сделать паузу, чтобы получить от малыша ответ. В ответ на гукание малыша необходимо произнести его звуки «а», «у», «гу» и т. д. Не мешайте ребенку, когда он разговаривает или поет наедине сам с собой.

2-й вариант: запишите на магнитофон голос ребенка, его «песенки» и «монологи» и ваш голос, когда вы читаете ему стишки или поете песенки. Если вам срочно необходимо что-то сделать, включите малышу пленку с записью, и он не будет чувствовать себя одиноким. Более того, он будет отвечать «электрической няньке».

После того как вы сделали необходимые дела, поговорите с малышом, похвалите его, скажите, что он хорошо справился с трудной задачей. Обязательно улыбайтесь, и это вызовет в ответ улыбку ребенка.

Предосторожность : не увлекайтесь «магнитофонной няней», используйте ее в крайних случаях.

Маленький гимнаст

Цели игры: укрепление мышц плечевого пояса, развитие более сложной общей моторики и мелкой моторики рук.

Необходимые материалы и наглядные пособия: перекладина, деревянная, хорошо отшлифованная палочка, мягкое одеяльце, подушка.

Ход игры: постелите на полу одеяло, положите малыша на спину на подушку, перед малышом на расстоянии 20 см на весу держите палку. Если ребенок не отреагирует на предмет, поднесите палку ближе, если же и это не поможет, возьмите его ручки и положите ладошки на палку. Когда малыш крепко схватит палку, медленно приподнимайте ее, чтобы ребенок самостоятельно подтягивался. Когда вы почувствуете, что ребенок уверенно подтягивается, осторожно приподнимайте палку еще. Следите, чтобы малыш оставался в состоянии напряжения и старался продолжить движение.

Усложняйте игру: добивайтесь того, чтобы ребенок самостоятельно тянулся к палке и подтягивался.

Не забывайте подбадривать малыша, хвалить.

Мешу, мешу тесто

Цель игры : развитие вестибулярного аппарата, развитие зрительных реакций.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мягкое одеяло.

Ход игры : постелите одеяло на пол, положите ребенка на живот, сядьте с ним рядом. Поговорите немного, помассируйте его ручки, ножки, сделайте «потягушеньки». Осторожно обхватите голову ребенка ладонями, зафиксируйте это положение, улыбнитесь малышу, убедитесь, чтобы он смотрит на вас. В дальнейшем осторожно переваливайте голову малыша с ладони на ладонь, при этом обязательно фиксируйте положение головы и его взгляд на вашем лице, вы должны проводить игру на эмоциональном подъеме, привлекая своим голосом взгляд ребенка. Переваливая голову ребенка с ладони на ладонь, приговаривайте или напевайте:

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай, —

Переваливай, давай!

Заканчивая игру, улыбнитесь малышу, расскажите ему, как вам понравилось с ним играть.

Родителям на заметку. Если ребенок не смотрит на вас даже после неоднократной попытки привлечь его внимание, не пытайтесь продолжать игру. Видимо, на это есть какая-то причина, дайте малышу отдохнуть.

Тянем, потянем

Цель игры: укрепление мышц плечевого пояса, развитие более сложной общей моторики и мелкой моторики рук, навыков общения.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мягкое одеяльце, подушка.

Ход игры: постелите одеяло на полу, положите ребенка на спину на подушку, помассируйте ладошки малыша и, загибая пальчики, приговаривайте:

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала —

Ты дрова рубил,

Этому дала —

Ты воду носил,

Этому дала —

Ты дрова носил,

Этому дала —

Ты деток кормил.

А этому не дала —

Ты дрова не рубил,

Ты воду не носил,

Ты дрова не носил,

Ты деток не кормил.

После массажа предложите ребенку свои указательные пальцы, чтобы он за них зацепился. Тяните малыша понемногу на себя, затем потихоньку опускайте на подушку и приговаривайте в такт движениям (варианты слов в главе «Бабушкин сундук»):

Тра-та-та, тра-та-та,

Пожалуйте решета.

Мучки посейте,

Пирожки затейте,

Пирожки-то на дрожжах,

Не удержишь на вожжах.

Обязательно в конце игры похвалите малыша, скажите, как он вырос и какими сильными стали его ручки. При этом не забывайте обозначить свою похвалу прикосновением к ребенку, к его ручкам.

Родителям на заметку. Несмотря на то что ребенок крепко ухватился за ваши пальцы или предложенный предмет, будьте внимательны и готовы к тому, что его ручки могут разжаться.

Неугомонный мячик

Цель игры: развитие мышц спины, брюшного пресса, шеи, зрительных реакций, мелкой моторики рук.

Необходимые материалы и наглядные пособия : одеяло, яркий мячик небольшого размера, нейтральная музыка.

Ход игры : расстелите одеяло на полу, положите малыша на живот, несколько минут подождите, чтобы он адаптировался и начал проявлять активность. Привлеките голосом внимание ребенка, покажите ему яркий мячик, положите его перед ним. Когда ребенок зафиксирует взглядом мяч, направьте мяч к малышу, затем от него, катайте мячик в поле зрения ребенка. Не забывайте, что крохе необходимо словесное побуждение: «Где мячик?», «Куда он покатился?», «Красный (цвет мячика) мячик», «Быстрый мячик».

Когда мячик подкатывается к ребенку довольно близко, понаблюдайте, что будет делать ваш малыш, какие действия будет предпринимать: будет пытаться достать мяч, радуется, удивляется. Если малыш дотянулся до мяча или тянется к нему, обязательно предоставьте ему возможность исследовать предмет пальчиками.

По мере того как малыш будет осваивать это упражнение, при неудачных попытках завладеть мячом посмотрите, что он будет предпринимать: пытаться достать, просто лежать или же отвернется от мяча. Если ребенок активно пытается дотянуться, дайте его ножкам опору, и он поползет к игрушке (в дальнейшем он будет пытаться это проделать самостоятельно). В любом случае, через некоторое время, если ребенок не находит выхода, просто лежит или отвернулся от мяча, подскажите ему — дайте способ передвижения. Если малыш достиг цели, одобрите его действия.

Снова подошла любимая пятница, которая для многих работающих мамочек служит своего рода предвкушением сладких выходных, а для декретников – наиболее полному общению с мужем и папой в составе всей семьи.

Ну а для нас пятница – это продолжение интересной темыИгры с рождения до года ”. В прошлый раз мы остановились на , а сегодня мы поговорим, какие развивающие игры хорошо подойдут трехмесячному малышу .

3 месяца – это уже немало:-). Ваш ребенок постепенно приобретает “опыт” игр с руками. Он учится захватывать предметы , удерживать их в ручке , “не отдавать ” их маме, бросать их, целенаправленно тянуться к игрушке .

Таким образом развивается важный вид игры – сенсомоторная . Помимо тактильного восприятия (ощупывание, удержание игрушек и т.д.) мощное развитие получают зрение, слух, осязание. Малыш пробует предметы губами , пытается “погрызть”, потрогать язычком. Рот у него становится нечто вроде дополнительной руки, с помощью которого ребенок лучше узнает свойства предметов. Благодаря слуховому восприятию и зрению он учится различать различные звуки плюс мамин голос, интонацию, улавливать ее настроение, видеть и интерпретировать мимику лица, отвечать на ее улыбку – а это способствует более тесному эмоциональному контакту .

Молодой мамочке нужно внимательней следить за своим карапузиком в момент бодрствования и не оставлять его наедине с опасными предметами (слишком мелкими или пушистыми игрушками, книжками, журналами и т.д.).

Предлагайте ребенку для исследования пластмассовые игрушки, достаточно большие и легкие, чтобы он никак не смог бы их проглотить, и в то же время удержал бы их в одной ручке. Не забывайте регулярно мыть игрушки, особенно, если они упали на пол. Хорошая профилактика от инфекций – обдать пластмассовые погремушки и др. обычным кипятком.

Играя с малышом, слишком не увлекайтесь, чтобы не перегрузить его большим количеством впечатлений. Если малыш капризничает, отвлекается или плачет – верный признак того, что он просто устал и даже любимая игра не пойдет. В этом случае не настаивайте, дайте ему отдохнуть.

Теперь перейдем к развивающим играм

Кто здесь сидит?

Положите перед крохой, лежащим на диване, две игрушки на расстоянии около метра — собачку и поросенка. Подвиньте поближе собачку и скажите: “Я собачка! Ав-ав!!!”. Дождитесь, пока малыш зафиксирует ее взглядом и как-то проявит любопытство. Вложите ему в ручку эту игрушку и дайте ему поиграть. Когда наиграется, отставьте ее и подвиньте поросенка: “Я – Хрюша! Хрю-хрю!”.

Когда наиграется, игрушки убираем с глаз ребенка.

Через несколько часов возьмите его на ручки и подойдите к полочке, на которую вы заранее поставили эти две игрушки. Проявите радость и воскликните: “Ой, кто здесь сидит?! Это же собачка! Ав-ав! А вот и Хрюша – хрю-хрю! Поиграем?” Проследите за реакцией малыша.

Немного позже ваш ребенок будет радостно вскидывать ручками, узнавая игрушки и тянуться к ним, а может к какой-то одной из них или наоборот, предпочтет нечто иное – лежащую рядом газету, очки и т.д. Предоставляйте ему выбор за исключением того, что может навредить здоровью.

Игра помогает накапливать пассивный словарный запас, развивает память, учит ребенка делать свой выбор .

Слушаем, слушаем и еще раз слушаем!

Вводите малыша в мир разнообразных звуков. В течение дня пусть он слышит дверные звонки, телефоны, звуки телевизора, компьютера, стиральной машины, пылесоса, фена, чайника, звон посуды, столовых приборов и т.д.

Даже во время дневного сна не помещайте кроху в абсолютную тишину (ночью пусть будет полная тишина) – просто немного приглушите громкие звуки, чтобы их резкий звук не напугал кроху. Допускается бульканье супа на кухне, шум чайника, мерное жужжание стиральной машины и т.п.

Обязательно называйте источник звука, и если этот предмет находится в вашей квартире – покажите его малышу. Так он будет лучше ориентироваться в мире звуков.

Включайте детскую музыку, подберите произведения, которые написаны специально для малышей, в частности, отличным примером могут служить музыкальные диски серии “Волшебные голоса природы ”.

Пойте песенки и потешки, танцуйте с ним под музыку в ритме, хлопайте в ладошки – вашему крохе это обязательно понравится!

Эти игры направлены на развитие слухового восприятия, чувства ритма и мышления. Малыш учится видеть связь не только в результате своих действий с предметами, но и в процессе работы различных бытовых приборов и предметов, в том числе и игрушек (Чайник/фен/пылесос включился – зашумел, колокольчик качнулся – зазвенел и т.д.)

“Отдай”

Предложите ребенку деревянную ложку, расписанную яркими красками (хохломская ложка – отличный вариант).

Покажите ее малышу, улыбнитесь и пропойте: “это лож-ка”. Вложите ее в ручку пусть он ее крепко схватит, затем ласково потяните ложку к себе, приговаривая: “Отдай…ну отдай”. Малыш выпустит ее – вы гладите его нежно: “Спасибо” и повторяете игру, располагая ложку все дальше от ребенка, стимулируя его тянуться к игрушке в разные стороны.

Игра учит малыша удерживать некоторое время предмет в своей руке, развивает его силу хватательных движений, а также следить за предметом под разным углом и идти на контакт с взрослым в момент “забирания” игрушки из рук .

Ку-ку!

Если вы помните, мы начали играть с малышом в эту игру (пункт Поиграем в прятки ?). Продолжайте эту веселую забаву и сейчас, вызывая более яркий “комплекс оживления” и лепет у ребенка, а также развивая его эмоции, движения и приучая к предвосхищению в развитии событий.

Кусочки ткани – на ощупь

Эта игра – продолжение предыдущего физического упражнения на развитие (пункт Шершавое, колючее, мягкое, холодное, гладкое, пушистое …). Вы подбираете малышу ткани самых разных на ощупь и даете малышу потрогать ручками. Помимо тканей можно использовать и газету, которую хорошо рвать. Только следите за тем, чтобы он ничего из всего этого не засовывал в рот.

Развитие тактильного ощущения с помощью рук и пальчиков – предпосылка к становлению речи.

А может, погремим?

Возьмите круглую баночку (из-под кофе или какао), желательно пластмассовую или жестяную с завинчивающейся крышкой. Насыпьте ложку фасоли или гороха в предварительно обработанную кипятком и высушенную баночку, плотно закройте крышку. Сверху можно обклеить яркой бумагой (красной, желтой), чтобы она привлекала малыша.

Положите кроху на живот, пусть он лежит на валике, а ручки впереди свисают свободно. Подложите под ручки яркую баночку и покатайте ее с помощью руки малыша. Баночка загремит. Если ребенок заинтересовался и пытается сам толкать ее – пусть толкает. Если баночка откатилась дальше, чем он сможет ее достать – понаблюдайте за его реакцией. Если захочет непременно достать ее – помогите малышу это сделать самому, подставив свою ладонь под его ножки, чтобы тот оттолкнулся и дотянулся до интересной баночки.

Игра развивает координацию движений, помогает устанавливать связь своих действий с звуком, побуждает к активным действиям

Где мамин нос?

Поиграйте с малышом в такую игру. Положите его на коленки лицом к вам, а вы в это время сидите в удобном положении с опорой спины. Возьмите его ручку, погладьте, улыбнитесь, поднесите ее к своему носу: “Это ма-а-мин нос. Нос” отведите назад к носику малыша: “Это Са-а-шин нос, Сашин нос”. Так проделайте, дотрагиваясь до своих и его ушей, глазиков, ротика, щечек, шеи и т.д. Обязательно называйте части тела и их принадлежность.

Позже ваш кроха будет радовать вас своими познаниями: в ответ на ваш вопрос: “Где мамин нос?” “Где Сашин нос?”– он дотронется ручкой до вашего и своего носа

Игра знакомит малыша с частями тела, учит выделять отдельные части и дифференцировать их принадлежность. Ребенок активно накапливает словарь, пытается подражать звукам.

Я двигаюсь и слышу

В последнее время в магазинах развивающих игрушек для малышей можно найти интересные завязочки, матерчатые браслеты на липучках с пришитыми к ним фигурками солнышка, звездочек, и других предметов, которые можно одевать на ручки и ножки.

Внутри фигурок надежно зашиты различные наполнители, которые при движении шуршат, звенят или издают другие негромкие звуки. Вы можете их использовать и для своего крохи.

Если есть возможность – такие развивающие игрушки легко сшить самой и наполнить горошком, гречкой, вшить маленький колокольчик и т.д. Оденьте браслетик сначала на одну ручку малыша, вскоре тот заметит, что при движении руки он слышит характерный звук. Скоро он уловит эту ассоциацию.

Игра помогает развить координацию и согласованность рук при движении .

Плохое настроение? Не беда!

Бывает, у малыша присутствуют перепады настроения и причин может быть много. Тем не менее, если пришло время бодрствования, а он здоров и сыт – понесите его, прижав спинкой к своей груди, сложив его ножки по-турецки и поддерживая их руками.

Походите по квартире, напевая любимую песенку, пройдитесь поближе к всем предметам на уровне вашей груди, покажите к примеру, шкаф с стеклянными дверями, картинку на стене, выключатели, занавески, окна и т.д. Подойдет все, что попало в поле зрения ребенка. Называйте предметы, а если он чем-то заинтересовался (безопасным предметом) дайте ему в ручки.