Конспект занятия по фэмп в старшей группе «как люди измеряют время. Занятия по фэмп в старшей группе: особенности

В старшей группе детского сада занимаются дети 5-6 лет, у которых в это время активно развивается логическое мышление, фантазия, любознательность. Для успешного обучения в школе в ДОУ предусмотрены так называется предматематические занятия - освоение простейшей математики. Занятия по направлены на развитие познавательной активности детей и систематическую подготовку дошколят к школе, которые реализуются через .

Математика в детском саду призвана совершенствовать интеллектуальные способности и формировать:

  • развивать творческое мышление, сообразительность и смекалку;
  • обучать логике действий, рассуждений и мыслей;
  • стимулировать гибкость мышления.

ФЭМП в старшей группе согласно ФГОС

Число занятий по изучению конкретной темы по ФЭМП зависит от успешности освоения материала детьми. Летом занятия по простейшей математике не проводятся, но знания закрепляются в повседневной деятельности: на прогулках, во время подвижных или настольных игр, в творческой деятельности.

Программные задачи, которые решаются в ходе реализации ФЭМП

Помимо образовательных задач освоения элементарной математики на занятиях реализуется работа по воспитанию личностных качеств, развитию мышления и речи.

Воспитатели нередко допускают в реализации ФЭМП серьезные ошибки, среди которых неточность постановки вопросов, нарушение последовательности подачи материала, его однообразие или непривлекательность наглядной информации, выбранной для демонстрации темы. Чтобы избежать ошибок, педагогам следует внимательно планировать последовательность и суть выбранного материала, следить за разнообразием и соответствием информации уровню развития детей.

Педагог на занятиях по ФЭМП должен способствовать созданию занимательной атмосферы, стимулирующей творческую и игровую активность детей, их фантазию и смекалку. Поощряется применение интегрированных занятий - сочетание учебной деятельности с творческой, двигательной, игровой, художественной и коммуникативной. Изучение цифр и фигур проводят объединяют с рисованием, освоение счета с подвижными играми или чтением стихов. Если интегрированное занятие строится по принципу увлекательной игры с развивающимся сюжетом, дошкольников будет ждать счастливая развязка и ситуация успеха.

Для определения эффективности работы по ФЭМП педагоги, заведующий ДОУ, психолог или методист анализируют занятия по получению элементарных математических познаний. Оцениваются поставленные задачи и методы работы, выбранные для их реализации, виды деятельности на занятии, дифференцированность заданий, использование индивидуального подхода и методы интеграции с другими сферами деятельности.

Методы освоения элементарной математики в ДОО

Метод

Характеристика

Практический Основной метод работы, который использует дидактические игры и упражнения, игровые задачи всех уровней, чтобы воспитанники не просто слушали информацию и воспринимали ее, но и принимали активное участие в их разрешении. Эффективность усвоения материала по ФЭМП зависит от выполнения практических заданий.
Игровой

Входит в категорию основных, поскольку игровая деятельность для дошкольников - ключевой способ познания мира и основной вид деятельности. В игровой форме дети быстрее и лучше усваивают элементарную математику. Дидактические игры в контексте ФЭМП делятся на:

  • игры-путешествия - раскрывают обыденное через необычное;
  • игры-загадки - требуют расшифровки понятий;
  • игры-предложения - развивают фантазию и логическое мышление;
  • игры-беседы - строятся на диалоге детей с воспитателем.

Игровые комплексы позволяют развить внимание, стимулировать познание, а после ситуаций успеха дети доброжелательнее относятся к товарищам, ощущают желание учиться. Они помогают детям старшей группы детского сада постепенно войти в мир науки, знакомят с цифрами, расширяют кругозор.

Словесный Опирается на диалог с детьми и не является ключевым. Воспитатель задает детям прямые (Как? Сколько?) или поисковые вопросы (Для чего? Почему ты так решил? Что можно сделать?).

Для формирования элементарных математических представлений используются различные средства:

  • оборудование для самостоятельной работы и детских игр;
  • учебно-познавательная литература по предматематической подготовке;
  • комплекты наглядного демонстрационного и дидактического материала;
  • сборники упражнений и дидактических игр для развития пространственно-временных представлений;
  • методические пособия для педагогов с примерными конспектами занятий.

Вышеперечисленные средства выполняют ряд функций:

  • преподносят математические понятия в доступной для дошкольников форме, помогая им овладеть необходимыми для получения элементарных математический знаний способами действий;
  • реализуют принцип наглядности, интенсифицируют учебный процесс, рационализируют его;
  • расширяют возможности педагогов, позволяя им эффективнее организовать учебно-познавательную деятельность и решение развивающих и воспитательных задач;
  • помогают детям приобрести опыт восприятия взаимосвязей и свойства, расширять и обогащать знания.

Структура занятия по ФЭМП в старшей группе

Форма традиционного школьного урока утратила свою эффективность в освоении простейших математических знаний и навыков, уступив место наблюдению, дидактическим играм, практической деятельности во всех ее видах. Структура занятия продиктована его программным содержанием и зависит от возраста детей и поставленных задач. Занятия ФЭМП по методике Помораевой в старшей группе предполагает использование нескольких видов деятельности и трех-пяти этапов в ходе реализации главной программной задачи. Части урока равнозначны и тесно взаимосвязаны друг с другом.

Следование строгой структуре занятий позволяет:

  • объединять и реализовывать различные программные задачи;
  • активизировать не только отдельных детей, но и фронтально всю группу;
  • использовать комплект дидактических средств и методов;
  • осваивать и закреплять новые знаний, повторять пройденное ранее.

Примерная структура ФЭМП в старшей группе

Первый и второй этапы Новый материал изучается вначале занятия, когда дети максимально сконцентрированы и готовы к получению новых знаний, а по мере его освоения для закрепления на дальнейших уроках перемещается в другие этапы. На этом этапе воспитатель мотивирует детей к постановке задачи урока, стремится заинтересовать их темой занятия, а после демонстрирует пример применения математического навыка.
Двигательная пауза Физкультминутки проводятся после изучения нового материала и помогают восстановить работоспособность дошкольников, нивелировать утомление. Сигналом для проведения активной паузы становится отвлечение, ослабление внимания детей, двигательное беспокойство. Кратковременные физические на занятиях по элементарной математике - это не только упражнения для пальцев рук или глазная гимнастика, но также упражнения для конечностей и туловища (прыжки, наклоны, приседания). Повысить эффективность двигательных пауз можно, если сопровождать их музыкой, песнями или стихотворением. Для закрепления можно во время разминки сочетать простейшие физические и математические упражнения: поднимать правую или левую руку по команде воспитателя; приседать столько раз, сколько покажет педагог; подпрыгнуть на один раз меньше или больше, чем указано на картинке. В качестве физкультминутки можно использовать дидактические игры.
Третий этап Самостоятельное выполнение заданий на закрепление полученных знаний и установление связи нового материала с уже изученным.
Четвертый этап Завершение урока - время дидактических игр, которые помогают применить полученные знания на практике и закрепить пройденное.

В старшей группе активно используются практические занятия ФЭМП в форме дидактических упражнений, которые через использование раздаточного и демонстрационного материала позволяет детям получать математические представления. Педагог на таких уроках объясняет, показывает, указывает, демонстрирует образец, оценивает работу. Поскольку в старшем дошкольном возрасте образовательная деятельность мотивируется учебными или практическими задачами, в структуру занятий включают увлекательные упражнения на определение длины или ширины, сравнение форм и цветов, выяснения пространственно-временных отношений. Чтобы стимулировать практическую, предметно-чувственную, познавательную и воспитательную деятельность в упражнения могут включаться различные игровые элементы.

Чаще других в ДОУ используются занятия в форме дидактических упражнений и игр, объединяющие игровые и практические методы. Игры и упражнения на таких занятиях представляют собой отдельные его части, которые последовательно сочетаются.

Наглядность в ФЭМП в старшей группе по ФГОС

Ключевым условием эффективности занятия по ФЭМП в старшей группе является использование методов наглядности, которые при правильном подборе способствуют усвоению знаний, повышая результативность обучения. Дошкольники мыслят конкретно, потому им легче иметь дело с вещами, а уже после со словами, потому в старшей группе принцип наглядности играет большую роль в обучении математики.

Принципы использования наглядного материала:

  1. Наглядность эффективна только в сочетании со словесным пояснением, выделением сути. Воспитатель направляет наблюдение детей, помогая им освоить форму предметов или счет. Используя наглядный материал дошкольники не углубляют свои знания о шарах, яблоках или ежиках, а учатся абстрагироваться, выделяя форму, цвет или количество предметов.
  2. Важны рамки использования наглядности: после усвоения способа действия карточки, картинки или фигурки будут отвлекать ребенка, мешать его самостоятельности. После показа образца дети должны выполнять задание, следуя словесным инструкциям.

Воспитателям следует тщательно продумывать место и способ использования наглядности, характер материала, чтобы дошкольники научились самостоятельно применять его для поиска ответа или контроля правильности выполнения. Демонстрационные и дидактические средства разделяются весьма условно, поскольку одни и те же материалы могут применяться и в практических заданиях, и для объяснения нового.

Наглядный материал на занятиях по ФЭМП бывает двух видов:

  • Мелкий раздаточный. В качестве наглядного материала используется мелкий раздаточный материал, который получает каждый ребенок, и демонстрационные средства, которые печатаются на магнитной доске или фланелеграфе. Все они должны быть понятен и привлекательны внешне, чтобы вызвать интерес у детей, спровоцировать взаимодействие логического и чувственного мышления. Воспитателям важно помнить о наличии запасного материала, чтобы демонстрационные и раздаточные средства были на занятиях в достаточном для каждого воспитанника количестве.
  • Демонстрационный и дидактический. Дидактическим материалом в детском саду на занятиях по ФЭМП выступают счетные палочки, карточки, мелкие игрушки, объемные цифры, лабиринты, карты, геометрические лото, домино, занимательные кубики, геометрические фигуры для счета, таблицы, карточки с изображениями предметов или времен года, настольные игры и многое другое. Для изучения величин (толщины, ширины, высоты и длины) применяются предметы разных размеров; пространственные отношения помогают освоить наборы дидактических пособий; со временем как нельзя лучше знакомит календарь или макет часов, градуированные пробирки или банки демонстрируют разницу глубины и объема.

При этом важно, чтобы размер раздаточного материала позволял каждому воспитаннику свободно размещать его на столе, не мешая другим. Демонстрационный материал показывается фронтально, потому должен быть значительно крупнее и больше. Чтобы обеспечить одну старшую группу для занятий по ФЭМП, потребуется 25 комплектов раздаточного и один-два комплекта демонстрационного материала.

В работе со старшими дошкольниками преподаватели используют наглядные пособия, которые моделируют математические понятия и развивают дедуктивное мышление. Используется фланелеграф или иное полотно размером 60х30 см со специальными полосками для раскладывания карточек и изображений. Могут использоваться музыкальные инструменты и любые предметы, издающие звуки, которые помогут в установлении мощности на слух (ложки, бубны, барабаны, часы и даже капли воды). Информационные технологии - презентации и таблицы - служат одной из форм наглядности, которая способствует развитию умственных способностей у дошколят.

Альтернативой наглядному становится занимательный математический материал, который отличается разнообразием и системностью использования. Задания предполагают нарастающую сложность упражнений и игр, чтобы в процессе их выполнения создавались условия для самостоятельных поисков и использовались методы прямого обучения. Занимательный материал комплексно воздействует на развитие математических способностей воспитанников, положительно влияя на целеустремленность, логическое мышление, пространственное воображение, умение находить способы действий для решения познавательных и практических задач. Для этих целей в детском саду могут задействованы следующие виды занимательного материала:

  1. Игрушки-головоломки - «Пирамидка», «Змейка» Рубика, «Уникуб» и прочие, которые состоят их складывающихся или вращающихся объемных геометрических фигур.
  2. Геометрические конструкторы - «Пифагор», «Танграм», «Волшебный круг», где из плоских геометрических фигур по замыслу или образцу нужно сложить сюжетное изображение.
  3. Логические упражнения, задачи на поиск недостающей фигуры или нахождение признаков схожести/отличий, распознавание частей в целом или восстановление целого из частей.
  4. Лабиринты - упражнения, которые требуют мыслительного и зрительного анализа для поиска кратчайшего пути от точки к точке.

Игровые комплексы в усвоении элементарных математических познаний

Методика Помораевой и Позиной по проведению доказала, что основополагающее значение в получении простейших математических познаний имеют игровые комплексы, повышающие эффективность и способствующие освоению детьми знаний в полном объеме, развивая мышление, логику и память. Занятия в традиционной форме провоцируют быструю утомляемость детей и развитие гиподинамии, потому активные формы обучения и игровая деятельность являются эффективной альтернативой привычных уроков. Игровые комплексы способствуют развитию внимания и сообразительности (через головоломки и задачи-шутки), логического мышления (через рассуждения над ходом решения задания), самостоятельности и памяти.

Примеры практического применения игровой деятельности:

  1. Освоение понятий равенства и неравенства - дидактические игры «Исправь ошибку», «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Назови соседей», с помощью которых дети учатся выполнять операции с цифрами в пределах 10 и пояснять свои действия.
  2. Развитие памяти и мышления - игры «Какая игрушка пропала?» и «Составь цифру».
  3. Изучение дней недели и их названий - наблюдение, в ходе которого дети обозначают разноцветными кружочками каждый день, чтобы им проще было уяснить последовательность, для закрепления знаний проводятся игры «Живая неделя» и «Дни недели».
  4. Знакомство с календарем и месяцами - игры «Круглый год», «Двенадцать месяцев» и прочие.
  5. Навыки ориентирования в пространстве - дидактические упражнения для определения своего положения в пространстве, положения предметов.
  6. Знакомство с геометрическими фигурами - игра на поиск в окружающих предметах квадратов, треугольников или кругов.

Игровые ситуации в учебном процессе должны соответствовать времени и месту и не быть случайными. Освоив простейшие математические представления, воспитанники смогут перенести знания в нестандартные ситуации. Разновидностью занятий по ФЭМП являются занятия-праздники или уроки-развлечения, которые строятся на развлекательной составляющей, однако выполняют и образовательные задачи. На них стимулируется интеллектуальная активность детей, а соревновательный характер мотивирует их на эффективную работу.

Дидактические пособия по ФЭМП в старшей группе

Для формирования у дошкольников навыков по элементарной математике педагоги дошкольных учреждений используют апробированные дидактические пособия, среди которых свою эффективность доказали логические палочки и блоки X.Кюзенера и 3.Дьенеша, а также планы-конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе авторства И.А.Помораевой и В.А.Позиной.

Логические блоки и палочки - набор из плоских и объемных геометрических тел, где у каждого блока можно выделить свойства (толщина, величина, цвет и форма). Для работы с блоками 3.Дьенеша дети получают карточки с заданием, где символически указана последовательность, в которой нужно составить цепочку из геометрических тел, и закономерность, которую нужно учитывать. С помощью палочек X. Кюзенера, которые называют «цветные числа», можно моделировать числа, составляя из кубиков и параллелепипедов заветные числа, таким образом знакомясь с их составом.

Методические разработки В.А.Позиной и И.А.Помораевой призваны помочь воспитателям не только в разработке тем и задач занятий, но и в реализации поставленных целей. Планы-конспекты занятий, учитывая принципы системности и последовательности, комбинируют и решают все задачи, поставленные перед педагогами программой. На игровых занятиях по методике Помораевой и Позиной используется дидактический материал, проводятся физкультминутки, изучение элементарной математики проходит в увлекательной форме без скучного заучивания, поскольку задания малышам дают сказочные персонажи, волшебники и добрые зверята.

В.А.Помораева и И.А.Позина: планы-конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе

Занятия по методике Позиной и Помораевой опирается на игровые и наглядно-практические методы работы и не предполагает прямое обучение. Напротив, разработанные принципы позволяют стимулировать мыслительную активность детей, а воспитателям проявлять свой творческий потенциал.

Поскольку в старшей группе знакомство с элементарной математикой проходит раз в неделю и предусматривает изучение простейших чисел и выполнение элементарных вычислений, знакомство с геометрическими фигурами, изучение способов визуального отображения фигур, цифр и математических элементов, примерное распределение программного материала выглядит следующим образом:

Занятия по ФЭМП в старшей группе по методике Помораевой и Позиной наиболее эффективны, если элементарные математические познания закрепляются в домашней обстановке, для чего воспитатели проводят с родителями разъяснительные беседы, дают методический материал, выступают на родительских собраниях , поскольку освоение математических представлений проходит не только в условиях соответствующего занятия в ДОУ, но и в повседневной обстановке и дома. Доказано, что взаимодействие родителей и педагогов помогает детям быстрее и лучше освоить простейшую математику.

Узнать больше о формировании элементарных математических познаний в ДОУ можно в статьях:
1. Занятия по ФЭМП в средней группе
2. Приемы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
3. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста "Спасение Снеговика"

Возраст 5-6 лет - важный этап в жизни любого ребенка. В это время начинают активно развиваться фантазия, логическое мышление, формируется произвольность психических процессов, самооценка. Дети очень любознательны, их интересуют причинно-следственные связи (почему? как? зачем?). В детском саду начинается систематическая подготовка к школе, направленная на развитие познавательной активности. Именно эту цель преследуют занятия по ФЭМП в старшей группе.

Расшифровка понятия

ФЭМП - сокращенное до аббревиатуры наименование. Полностью название дисциплины звучит как "формирование элементарных математических представлений". Понятие возникло в рамках дошкольной педагогики. ФГОС указывает на важность подготовки детей к успешному освоению школьной математики, делая при этом акцент на их всестороннем развитии.

Согласно современным стандартам, обучение не должно напоминать "муштру", тупое натаскивание. Ребенок должен не просто уметь считать до 10 туда и обратно, но и анализировать информацию, сравнивать, классифицировать различные явления, выявлять общие закономерности, проявлять смекалку, аргументировать свою точку зрения. Все это следует учитывать при организации занятий по ФЭМП в старшей группе. В качестве ориентира для воспитателей была разработана программа "От рождения до школы".

Примерная программа согласно ФГОС: старшая группа

Занятия ФЭМП для детей 5-6 лет предполагают изучение следующих разделов:

  1. Количество и счет (прямой и обратный счет в пределах 10, порядковые числа, понятия "меньше", "равно", "больше", умение прибавлять и отнимать число "один", написание цифр, создание множеств по разным признакам).
  2. Величина (сравнение предметов по длине, высоте, толщине, ширине; умение поделить целое на части и определить, что больше).
  3. Форма (повторение известных геометрических фигур, знакомство с овалом, введение понятия "четырехугольник").
  4. и на листе бумаги (закрепление понятий "лево-право", "спереди-сзади", "верх-низ", "вперед-назад", предлоги места).
  5. Представления о времени (части суток, последовательность событий: "вчера-сегодня-завтра", "раньше-позже").

Требования к занятиям

Дети знакомятся с математическими понятиями в бытовых ситуациях, при общении с родителями, во время самостоятельных игр с дидактическим материалом, на специально организованных праздниках. Но ведущая роль принадлежит занятиям по ФЭМП. В старшей группе они проводятся один раз в неделю и длятся 25-30 минут.

Очень важно, чтобы занятия вызывали у ребятишек положительные эмоции, были доступны по подаче материала. С этой целью воспитатели прибегают к созданию игровых ситуаций. Вводятся захватывающие сюжеты: путешествие, соревнование, поиск сокровищ, спасение попавшего в беду персонажа. Широко применяются дидактические игры, всевозможные эксперименты и опыты. Для поддержания познавательной активности воспитатель использует загадки на смекалку, творческие задания, создает проблемные ситуации, решить которые дети должны самостоятельно.

Дидактический материал

Понять тему занятия по ФЭМП в старшей группе помогают карточки, картинки, мерки, игрушки и другие атрибуты. Ребенок должен приложить одну полоску к другой, чтобы сообразить, какая длиннее; разделить лист на части и прийти к выводу, что целое всегда больше. Практическая работа присутствует на каждом занятии, поэтому используется разнообразный дидактический материал.

Это могут быть:

  • объемные цифры и карточки с их изображением;
  • таблицы с различным количеством предметов;
  • мелкие игрушки, бочонки, палочки, геометрические фигуры для счета;
  • полоски различной длины и ширины;
  • картинки с изображением разных времен года, частей суток;
  • игры на ориентацию в пространстве: карты, лабиринты, схемы помещений;
  • занимательные кубы, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, змейки Рубика;
  • числовые и геометрические лото, домино;
  • настольные игры "Числовые домики", "Собери картинку" и т.д.

Календарно-тематическое планирование

Работа по формированию у детей математических представлений ведется в течение учебного года, постепенно усложняясь. Сначала закрепляется материал, изученный в средней группе, затем порциями даются новые знания. К пройденным темам систематически возвращаются, совершенствуют приобретенные умения. В конце учебного года наступает черед обобщающих, проверочных занятий.

Годовой план, включающий в себя распределение программных задач по месяцам, помогает управлять образовательным процессом. Воспитатели заранее разрабатывают цели и темы занятий ФЭМП в старшей группе. Помораева в соавторстве с Позиной выпустили пособие, призванное помочь им в этом. Предложенная ими структура занятий последовательно решает все задачи, предусмотренные программой, умело комбинируя их.

ФЭМП в старшей группе: конспекты занятий

Помораева с Позиной разработали планы игровых уроков, включающие в себя помимо учебных задач описание необходимого дидактического материала, а также методические указания педагогу с подробным перечнем заданий, упражнений и даже физкультминуток. Это полезная шпаргалка для молодых специалистов, на основе которой они могут составить свои планы-конспекты.

Авторы предлагают отказаться от скучного обучения. Интересные задания детям предлагают Мальвина, волшебник и другие персонажи. На занятиях используется много наглядно-практических приемов, задействуются разные органы восприятия. Например, ребенок должен выложить на стол количество предметов, соответствующее ударам в барабан; раскрасить столько неваляшек, сколько кружков увидит на картинке.

При планировании занятий нужно знать меру. Игры не должны превращаться в самоцель. От большого количества забав дошкольники утомляются, не остается времени на обдумывание задачи, объяснение своей точки зрения, короткую беседу по теме.

Интегрированное занятие

Дошкольники воспринимают мир целостно. Любой материал прочнее усваивается ими, если его изучение предполагает участие в коммуникативной, игровой, художественной, двигательной или творческой деятельности. Именно поэтому ФГОС называет принцип интеграции основным для дошкольного образования.

Подвижные игры с числами, чтение стихов, выкладывание цифр из мозаики - все это помогает ребенку прочувствовать абстрактные математические понятия. Подобные элементы могут эпизодически применяться воспитателем или лечь в основу по ФЭМП в старшей группе.

Чаще всего оно представляет собой интересную игру с последовательно развивающимся сюжетом. В конце детей ожидает счастливая развязка. Например, путешествуя в зимний лес, ребятишки узнают о его обитателях, вспоминают слова со звуком "з", решают задачи про животных и в конце находят сюрприз от Деда Мороза. Сказочная поездка в город поможет вспомнить правила дорожного движения, а также закрепит знания о геометрических фигурах. Выбор темы зависит от фантазии педагога. Дети обычно с охотой участвуют в подобных играх.

Нестандартные формы занятий

Увлечь ребятишек математикой помогает использование нетрадиционных форм организации учебной деятельности. К таким относятся:

  • занятия-беседы, на которых малыши учатся обмениваться информацией, логично излагать свое мнение и слушать собеседника, доказывать правильность своего решения задачи;
  • занятия-викторины, соревнования, развивающие смекалку и обучающие работе в команде;
  • занятия-путешествия, когда дети переходят из пункта в пункт, попутно выполняя задания и закрепляя материал;
  • занятия, предполагающие работу с картами, схемами (поиск клада);
  • занятия-инсценировки, во время которых разыгрываются математические сказки.

Особой формой является и открытое занятие по ФЭМП в старшей группе. Работникам детского сада приходится демонстрировать свою работу родителям ребятишек, коллегам, экспертам в рамках педагогического конкурса или аттестации. Основная цель открытых занятий - показать накопленный воспитателем опыт, инновационное применение различных педагогических методов. Важно, чтобы дети получили при этом то же количество знаний и умений, которое они получили бы на обычном занятии.

Анализ занятия по ФЭМП в старшей группе

Чтобы понять, отвечает ли учебный процесс поставленным задачам, нужен контроль. Анализ занятий могут проводить методист, психолог, заведующий детским садом, коллеги или сам педагог с целью коррекции рабочих моментов. Это позволяет вовремя выявить проблемы, увидеть, какие цели еще не достигнуты, в каком направлении нужна усиленная работа. Учитываются следующие моменты:

  1. Время занятия, количество присутствующих ребятишек.
  2. Соответствие применяемых методов и приемов поставленным задачам, а также возрасту детей.
  3. Четкость и полнота указаний, объяснений педагога.
  4. Заинтересованность детей, степень их активности во время занятия.
  5. Проведение работы по развитию связной речи воспитанников, умению логически обосновать ответ.
  6. Организация самостоятельной деятельности детей.
  7. Применение индивидуального подхода, использование дифференцированных заданий.
  8. Подведение итогов.

Занятия по ФЭМП в старшей группе должны постепенно ввести дошкольников в красивый мир математики. Они не только готовят к обучению в первом классе, но и развивают самостоятельность мышления, интерес ко всему новому и навыки познавательного общения.

Занятие №1

Программное содержание

Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).

Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

Демонстрационный материал. Кукла, мишка, 3 обруча, 2 пирамидки, 2 кубика, колокольчик, коробка с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов, фигура каждого цвета представлена в двух размерах).

Раздаточный материал. Три коробки с таким же набором геометрических фигур.

Методические указания

I часть . Игровое упражнение «Соберем игрушки для куклы».

В гости к детям приходит кукла. Воспитатель вместе с детьми предлагает кукле поиграть с игрушками. Он ставит на стол 2 кубика и 2 пирамидки и спрашивает: «Сколько кубиков? Сколько пирамидок? Что можно сказать о количестве пирамидок и кубиков?»

Воспитатель ставит кубики и пирамидки вместе: «Сколько всего игрушек у куклы? (Дети считают игрушки.) Всего четыре игрушки, из них две пирамидки. Чего больше (меньше): игрушек или пирамидок? Чего больше (меньше): игрушек или кубиков? Игрушек (обобщающий жест) больше, чем пирамидок. (Указывает на пирамидки.) Игрушек больше, чем кубиков». (Указывает на кубики.)

Воспитатель предлагает кукле поиграть с мишкой в игрушки, а детям разделить предметы между ними поровну (кукле — пирамидки, а мишке — кубики).

II часть. Игровое упражнение «Не ошибись».

Дети делятся на 3 команды. Воспитатель ставит на ковер 3 коробки с геометрическими фигурами. Вместе с детьми рассматривает геометрические фигуры, уточняет названия, цвет и форму. Затем предлагает первой команде разложить геометрические фигуры по форме, второй команде — по величине, третьей команде — по цвету (каждая команда складывает геометрические фигуры в свою коробку).

После выполнения заданий воспитатель выясняет: «На сколько групп вы разделили геометрические фигуры? По какому признаку вы их разделили?»

Игровое упражнение повторяется 2—3 раза со сменой задания.

III часть . Эстафета «Кто быстрее».

Воспитатель предлагает каждой команде по сигналу перенести геометрические фигуры из коробки в обруч. Дети переносят по одной фигуре.

IV часть. Дидактическая игра «Веселый круг».

Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Вы закрываете глаза и определяете, где звенит колокольчик».

Воспитатель ходит по кругу, останавливается около ребенка и звенит колокольчиком. Ребенок определяет, где звенит колокольчик. (Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.) Воспитатель переходит к следующему ребенку. И так далее.

Занятие №2

Программное содержание

Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше... самый маленький (и наоборот).

Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Веер, состоящий из 8 лепестков разного цвета, 2 картинки с изображением кукол (картинки имеют 9 различий), фланелеграф, 9 бантиков красного цвета, 1 бантик зеленого цвета.

Раздаточный материал. Бантики красного цвета (по 9 штук для каждого ребенка), бантики зеленого цвета (по одному для каждого ребенка), 7 кругов-бусинок разного цвета и величины (по одному набору на двоих детей), ниточка (одна на двоих детей).

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Считаем по порядку».

Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков, и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

Воспитатель дает детям задание: «Запомните расположение лепестков и закройте глаза». В это время он убирает один лепесток. Дети открывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).

Игра повторяется 2—3 раза. Каждый раз порядок лепестков восстанавливается.

II часть. Игровое упражнение «Разложим бантики».

У детей по девять бантиков красного цвета и одному зеленому бантику. Воспитатель предлагает посчитать бантики красного цвета, потом взять зеленый бантик и положить его между вторым и третьим красными бантиками. («На котором по счету месте находится зеленый бантик?»)

Правильность ответа проверяется путем пересчитывания бантиков по порядку.

Воспитатель дает детям еще 2-3 задания, например: «Положите зеленый бантик на восьмое место. Между которыми по счету красными бантиками находится зеленый бантик?»

Параллельно вызванный ребенок под контролем воспитателя выполняет задания на демонстрационном материале.

Физкультминутка «Сделай так же»

Дети выполняют движения или воспроизводят «фигуры», которые показывает воспитатель.

III часть. Игровое упражнение «Собираем бусы для куклы» (работа парами).

Воспитатель предлагает детям определить цвет и величину кругов («бусинок») и разложить их на «ниточке», начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой. По окончании выполнения задания дети рассказывают о величине каждой «бусинки». Затем они нанизывают бусинки, начиная с самой маленькой и заканчивая самой большой.

IV часть . Игровое упражнение «Найди отличия».

Воспитатель показывает детям две картинки с изображением кукол и предлагает найти различия между ними (приблизительно 9 различий).

Занятие №3

Программное содержание

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).

Познакомить с цифрами 1 и 2.

Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.

Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, набор квадратов и прямоугольников разного цвета и величины, полоски-модели, набор плоских геометрических фигур, большие и маленькие круги одного цвета (по 10 штук), шар, 2 куба, 2 коробочки.

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, карточки с цифрами 1 и 2.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Сравни фигуры».

На фланелеграфе (магнитной доске) выложены квадрат и прямоугольник. Воспитатель выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются: «Что общего у этих фигур? (Четыре стороны и четыре угла.) Как можно назвать их одним словом?» (Четырехугольники.) Воспитатель обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью полосок-моделей.

II часть . Игровое упражнение «Найди четырехугольники».

У детей на столах разложены геометрические фигуры. Воспитатель предлагает найти среди них четырехугольники. Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе (магнитной доске).

Затем воспитатель проверяет задание и просит детей обосновать свой выбор.

III часть. Игровое упражнение «Найди цифру»

На столе у воспитателя 2 коробки с геометрическими фигурами (шар, 2 куба), обозначенные цифрами 1 и 2.

Он показывает коробку с цифрой 1 и уточняет: «Кто знает, какая цифра изображена на коробке? Сколько предметов может быть в коробке?»

Воспитатель открывает коробку, показывает шар и спрашивает: «Сколько шаров в коробке? Какой цифрой можно обозначить число один?» Обращает внимание на цифру на коробке и спрашивает: «На что похожа цифра один?»

Воспитатель предлагает детям найти цифру 1 у себя, показать ее и обвести пальцем.

Аналогично воспитатель знакомит детей с цифрой 2.

IV часть . Игровое упражнение «Покажи цифру».

Воспитатель называет части тела и предлагает детям показать соответствующие цифры: один нос, два глаза, одна голова, два уха и т.д.

В ходе выполнения упражнения воспитатель уточняет у детей: «Какую цифру показали? Почему показали цифру один (два)?» (Я показал цифру один, потому что число один обозначается цифрой один.)

Вывод делает воспитатель: цифра это знак. Она показывает число.

V часть . Игра с кругами.

В верхней части фланелеграфа воспитатель располагает 10 больших кругов близко друг к другу, а в нижней части — 10 маленьких кругов далеко друг от друга.

«Чем отличаются круги в верхней и нижней частях доски? — спрашивает воспитатель. — Одинаковые ли они по величине и одинаково ли расположены? Что можно сказать о количестве кругов? Как это можно проверить?» (С помощью счета и способами наложения и приложения.)

Дети закрывают глаза, а воспитатель располагает 8 больших кругов близко друг к другу, а часть — далеко друг от друга. Дети определяют количество кругов (вопросы аналогичны предыдущим).

VI часть . Игровое упражнение «Не ошибись».

Дети встают лицом к воспитателю, который предлагает им повторить следующие движения: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево), определить, что находится впереди (сзади) от воспитателя.

Занятие №4

Программное содержание

Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).

Познакомить с цифрой 3.

Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т.д.).

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Музыкальный инструмент, ширма, мешочек с желудями, 4 картинки с изображением частей суток; квадрат, разделенный на части, и картинка с изображением домика для игры «Пифагор», 7 числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов, 3 шишки, карточки с цифрами 1, 2, 3, карточки с цифрами 1 и 2.

Раздаточный материал. Наборы квадратов и треугольников, карточки с цифрами 1, 2, 3.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает».

Воспитатель дает детям задания: «Прыгните на двух ногах столько раз, сколько кругов на карточке. Сколько раз вы прыгнули? Почему вы подпрыгнули столько раз? Сделайте столько шагов, сколько звуков услышите. Хлопните в ладоши столько раз, сколько показывает цифра. (Цифра 1.) Сколько раз вы хлопнули в ладоши? Почему хлопнули один раз?». (Аналогичное задание выполняется с цифрой 2.)

Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах.

II часть . Игровое упражнение «Сосчитай желуди».

Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему сосчитать желуди в мешочке. Ребенок считает желуди и хлопает в ладоши столько раз, сколько желудей у него в мешочке. Дети считают хлопки и объясняют, почему ребенок сделал столько хлопков. Проверка задания осуществляется путем непосредственного пересчета желудей.

III часть. Игровое упражнение «Обозначь цифрой».

По указанию воспитателя дети выкладывают на стол цифры 1 и 2 и называют их.

Воспитатель кладет на стол 3 шишки и выясняет у детей, сколько шишек на столе. Он показывает карточку с цифрой 3 и уточняет: «Цифра три обозначает число три».

«На что похожа цифра три? — спрашивает воспитатель у детей. — Найдите у себя карточку с цифрой три и обведите ее. Положите карточку с цифрой три рядом с цифрой два и назовите цифры по порядку».

Воспитатель предлагает детям поиграть: «Обозначьте цифрой количество услышанных звуков (предметов на карточке, увиденных движений)».

Каждый раз воспитатель уточняет, какой цифрой дети обозначили число и почему.

IV часть . Игровое упражнение «Дни недели».

Перед детьми на доске картинки с изображениями утра, дня, вечера и ночи. Воспитатель уточняет названия и последовательность частей суток и предлагает обозначить их одним словом. (Сутки.)

Воспитатель объясняет: «Взрослые часто заменяют слово сутки словами целый день. Семь таких дней составляют неделю (на доске выставляются карточки с изображением от 1 до 7 кругов). Каждый день имеет свое название: понедельник, вторник... воскресенье». Дети вместе с воспитателем повторяют названия дней недели и определяют их порядковое место. Затем воспитатель выясняет у детей, что они делают в каждый из дней недели на занятиях.

V часть. Дидактическая игра «Пифагор».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть части квадрата и определить, из каких фигур он состоит.

Затем дети по заданию воспитателя выбирают все треугольники и квадраты, раскладывают их на два подноса и собирают предложенную картинку (домик).

Занятие 1

Развивать у детей мелкую моторику кистей рук;

Развивать интеллектуальные способности детей;

Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Цели урока:

1. Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

2. Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом.

3. Закреплять навыки счета в пределах пяти, учить обратному счету от 5 до 1.

4. Воспитывать доброе отношение к лесным жителям, культуру поведения.

Материал к занятиям: Билеты в театр, таблица с планом, набор цифр от 1 до 10, спички, шнурки, крупа, карандаш на каждого ребенка. Длинный шнур, аудио записи, игрушки, ширма, магнитофон.

Игра «Театр»

I. Ход: Формирование навыков счета от 1 до 10 и обратно.

1. Предлагаю отправиться в театр зверей для этого надо купить билеты.

Много желающих! Выстраивается очередь в «кассу».

Кто в очереди первый, третий, пятый, четвертый, второй и т. д.?

Раздаю детям цифры соответствующие их номерам. Посчитаем от 1 до 10.

А теперь назовите числа, по порядку начиная с «хвоста» очереди (по одному, все вместе). Молодцы! Ребята, а карточки, которые у вас в руках превратились в билеты и теперь можно идти в театр.

2. Идем в театр. Каждый сядет на место соответственно билету (на данном этапе активизируется зрительный, тактильный и слуховой анализаторы).

Хватит ли стульев на всех?

Как проверить?

Выяснилось, что одного стульчика не хватает. Что можно сказать о количестве стульев в этом случае? Как сделать поровну? Добавляю стульчик. Дети рассаживаются на стульях.

II. Работа с планом.

Сказка, сказка, прибаутка, рассказать ее не шутка,

чтобы сказочка звучала, словно реченька журчала.

Чтоб к концу, не стар, не мал под нее не задремал.

Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили жить дружно. Пригласила лиса зайца в гости, а жила она далеко, не сразу и дойдешь. Нарисовала Лиса Зайцу дорогу к своему дому. Заяц не может понять.

Ребята, проводим Зайчика к Лисе.

Дети садятся за столы. У каждого ребенка план.

Кто объяснит, как мы пройдем к дому Лисы? Ребенок описывает путь по плану.

Иду прямо, прохожу мимо березки которая от меня слева, поворачиваю на право, дохожу до цветочного поля, поворачиваю на лево, иду прямо, поворачиваю на право и вижу озеро.

Игра с крупой (рис, гречка)

Звуки падающей воды.

«Отберем белые камушки от темных».

Пальчиковая игра.

Был у зайки огород, ровненьких две грядки.

И конечно в огород, зайка с радостью идет.

Он сначала все вскопает, а потом все разровняет.

Семена посеет ловко и идет сажать морковку.

Ямка - семя, ямка - семя, и глядишь на грядке вновь

Вырастут горох, морковь, а как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

III. Составление геометрических фигур из палочек и шнурков на плоскости стола.

У каждого ребенка на столе по два шнурка и спички.

Назовите известные вам геометрические фигуры. Мы будем составлять фигуры на столе, и рассказывать о них

Составьте треугольник и квадрат маленького размера. Сколько палочек потребовалось для составления квадрата, треугольника?

Покажите стороны у квадрата, треугольника? Сколько их? Сколько углов?

Рядом с маленьким квадратом составьте большой квадрат. Сколько спичек понадобилось, чтобы составить одну сторону большого квадрата? А другую сторону? Почему все стороны квадрата составлены из одного и того же количества спичек?

Сделайте из шнурков круг и овал. Можно ли составить из спичек круг, овал? Почему? В чем сходство и отличие круга и овала?

IV. Физкультминутка

Даю детям толстую веревку, связанную в кольцо. Дети берутся двумя руками и образуют круг, овал, треугольник.

Выполняем движения в соответствии со словами:

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть.

Мы веселые лучи, мы резвы и горячи,

1,2,3,4 разверните круг пошире.

Продолжаем движение по плану.

Ребенок объясняет свои действия. Видим, что среди лета появился снеговик. Что это? Такое может случиться?

V. Игра «Небылица»

Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления.

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу, летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь, любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей, га-га-га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ - это правда или нет.

Это было последнее испытание, вот и дом лисы.

VI. Дошли до дома Лисы.

Появляется лиса.

Зайка, а как ты так быстро добрался до моего дома?

Что тебе дети помогли? Что было самым трудным?

Что самым интересным?

Дети возвращаются по короткой дороге обратно, со словами:

Шли по узенькой тропинке

Так как ходят балеринки.

Друг за друга мы держались.

Змейкой мы изображались.

Ух, устали, отдохнем

Да опять потом пойдем.

Работая с планом, дети отмечают свой путь карандашом (активизируется зрительный и тактильный анализаторы).

Анализ занятия

На данном занятии дошкольники формировали умение считать до десяти, ориентироваться в пространстве, память, логическое мышление. При этом, на различных этапах занятия активизировались тактильные, зрительные и слуховые анализаторы. В течение всего занятия дети вели себя хорошо, активно принимали участие в предложенных игровых моментах. Занятие целиком было построено на активизации непроизвольного интереса, что позволило более качественно усвоить теоретический материал.

Занятие 2

Программное содержание:

Упражнять детей в количественном и порядковом счете; в ориентировке на листе бумаги в клетку;

Учить решать логические задачи, развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формировать ответы и вопросы; упражнять в различении цифр и цвета.

Оборудование:

1. Цветные квадратики - по 10 штук

2. Изображение снежной горки с проходами - на каждого ребенка

3. Карточка для математической диктовки

4. Чистые карточки - на каждого ребенка

5. Пенал с геометрическими фигурами

6. Изображение машин

7. Изображение елки

8. Изображение гирлянд

Ход занятия

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Сказки тихо говорит.

Мы любим, зимушка, тебя,

Твой иней и ледок.

И снег пушистый на ветвях,

И санки, и каток.

Ты превращаешь в сказку все,

Когда твой снег идет.

Вот и пришла зима. Наступил ее первый месяц. А как он называется?

Дети: Декабрь.

Да, первый месяц зимы - декабрь. Это необычный месяц. Он наряжает нашу землю в пушистый, белоснежный, сказочный наряд.

В декабре месяце заканчивается старый год и наступает новый. Осыпает новый год

Землю чудесами.

Вот и сказки у ворот

Ждут все встречи с нами.

Ребята, начались чудеса. Посмотрите в окно, к нам идет сказочный гость, почтальон Печкин.

Звонок в дверь, входит Печкин. (активизируется слуховой и зрительный анализаторы)

Печкин: - Здравствуйте. У меня для вас телеграмма. Получите, пожалуйста, и распишитесь. А я пошел, мне надо разнести почту другим адресатам. До свидания.

До свидания. А от кого же эта телеграмма? Что в ней написано?

«Мчатся сани,

Мчатся быстро,

По полям и по лесам.

Разметая снег искристый

С ветром, вьюгой и снегами

Мчится Дед мороз седой.

Машет длинными руками.

Сыплет звезды над землей.

Готовьтесь к встрече.»

Ребята, раз к нам едут гости, мы должны украсить группу, приготовить угощение - пирог. А украсим наш праздничный пирог ягодами и орехами, которые вы получите в награду за правильное решение задач. Самой первой на елку вешаем гирлянду из бус.

«Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где цифры нет,

Расставьте минусы и плюсы

Чтоб нужный получить ответ».

Предлагаю детям написать знаки плюс или минус в нужных кружочках. После того, как дети напишут знаки, предлагаю им прочитать примеры (Семь плюс два равняется девяти; десять минус пять равняется пяти; шесть плюс три равняется девяти).

Кто первым собрал гирлянду, тот получает по ягодке для украшения пирога. Гирлянду из бус сделали, теперь на нашу елку повесим разноцветные флажки. (Лист с нарисованной ниткой и цветные квадратики разных цветов)

Ой, какие красивые гирлянды вы составили, молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Вопросы и ответы».

1) Сколько всего флажков у тебя, Маша? А у тебя Арсений, а у тебя, Лиза?

2) Какой по порядку синий флажок?

3) Какого цвета шестой флажок?

4) Какой по порядку флажок находится между красным и желтым?

5) Какого цвета флажок левее (правее) коричневого?

Молодцы! Хорошо справились с заданием и все получили ягоды. Все вы катались с горки на санках, на лыжах или просто так. А многим ли доводилось прорыть в горке ходы-туннели, чтобы получился лабиринт? Нет? А хотели бы? Давайте же попробуем. Посмотрите на рисунок. Это и есть ваша снежная горка с лабиринтом. В нем сделаны ворота, которые открыты для прохода.

Возьмите красный фломастер и аккуратно, проходя через ворота, непрерывной линией соедините звездочку лабиринта и основание флажка.

Начали! Получилось? Хорошо. Отложите фломастеры. (Раздаю ягодки для пирога).

Физкультминутка «Стойкий солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий,

Ногу левую - к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

(Дети выполняют задание по тексту стихотворения)

Сейчас я быстро покажу (2 раза) карточку, на которой что-то нарисовано, а вы внимательно смотрите на нее и все заполняете.

Потом я карточку забираю, а вы по памяти точно перерисовывайте увиденное в прямоугольник. Приготовились! Смотрите! (10секунд). Возьмите синий фломастер и нарисуйте все, что смогли запомнить. Закончили? Отложите фломастеры.

Правильно выполнившим дают ягоды.

А теперь давайте возвратимся к приятным Новогодним приготовлениям.

В предпраздничную суету включаются почтовые машине, перевозящие поздравительные открытки и письма, посылки с игрушками и сладостями. Одной машине срочно требуется ремонт. Вот она у всех вас на столе. Как выйти из положения? Подсказка на рисунке. Возьмите красный фломастер и нарисуйте недостающие детали машины.

Раздача ягод.

«На свете так бывает,

Что только раз в году

На елке зажигают

Прекрасную звезду.

Ее всегда в лесу найдешь

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год -

Ребята будут рады.»

Ребята, какой Новый год без елки? На рисунке слева от цветка нарисована елочка. Пожалуйста, возьмите зеленый фломастер и справа от цветка, начиная от звездочки, по клеточкам нарисуйте точно такую же елочку. Начали! Получилось? Отлично! Положите фломастер. А что же это за елочка без огоньков. Давайте зажжем. Закройте, пожалуйста, глаза и поставьте пальчик на лист с кружками, потом откройте глаза и посмотрите, на какую цифру ты попал - на такой, по счету, кружочек ты должен повесить фонарик.

Посмотрите, какая красивая наша елка:

«На елке гирлянда огнями сверкает,

Елка нарядная с нами играет.

Вверх по кружочкам,

От игрушки и игрушке,

Можно подняться

До самой макушки»

Ребята, фонарик с елки хочет с вами поиграть. Мы будем его передавать друг другу по кругу под музыку. С окончанием музыки у кого окажется фонарик, тот и будет отвечать на его вопрос. Вопросы:

1. Что интересного было на занятии?

2. Что тебе понравилось больше всего?

3. Какое занятие было самым трудным?

4. А самым легким?

5. Как ты считаешь, ты хорошо поработал(а)?

6. Почему ты так решил (а)?

7. За что бы ты себя похвалил (а)?

Большое спасибо вам, ребята.

Вы правильно отвечали, старательно и аккуратно работали. Спасибо, а теперь оставшиеся ягодки наклейте на пирог. Пусть без опоздания все ваши сбудутся желания. И лучик солнца по утрам приходит чаще в гости к вам! Пусть будет весело вокруг, пусть будет рядом верный друг. И каждый день, как Новый год, вас в сказку добрую зовет.

Анализ занятия

В старшем дошкольном возрасте основной формой проведения занятий является игровая. Частая смена игровых ситуаций, использованных в ходе занятия позволила не утратить непроизвольный интерес к изучаемому материалу. Дети активно принимали участие в дидактических играх, что способствовало охвату всего коллектива группы и усвоению ими необходимой образовательной информации. Активизация различных анализаторов способствовало эффективному обучению и не дала возможности утомить детей во время проведения дидактических игр.

Занятие 3

Программное содержание: закрепить представление о геометрических фигурах, формировать умение группировать их по различным признакам; сравнивать предметы по количеству; совершенствовать навык ориентировки в пространстве (слева на право, вверху, внизу); упражнять в различении основных цветов; развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки; упражнять в счете до 5.

Организация обстановки и детей: студия «Цветик-семицветик» оформляется как «Царство Математики»: всюду видны цифры, геометрические фигуры. У одной из стен стоит математический теремок с замком на двери, перед ним столик с геометрическими фигурами разного цвета и размера. У другой стены - раскрытая «Чудесная книга», страницы которой обшиты фланелью. Вверху одной страницы прикреплен квадрат, на другой - треугольник, а на третьей - круг. На ковре перед книгой хаотично разбросаны иллюстрации с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм, на обратной стороне которых наклеена фланель. На полках стоят цветные бумажные колпачки(по размеру детской головки) и цветные бумажные фонарики. У окна стоят столы, на которых разложены двухполосные карточки (по количеству детей): на верхней полоске изображено пять гномов, нижняя - чистая. Тут же стоят тарелочки с бумажными топориками. В стороне (незаметно для детей: шапочки пчел и медведя, два шнура - зеленый и красный, по пять квадратов и кругов одного цвета, но разного размера. На двери студии весит замок с треугольным отверстием, рядом в шкатулке несколько ключей различной геометрической формы и размера. В свободном шкафчике приемной воспитатель перед занятием прячет корону и мантию «Царицы математики».

Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним на занятие обещала прийти замечательная гостья, но почему-то она задерживается. Может быть, случайно в другую группу заглянула? Выходит встречать, быстро переодевается и входит в группу в костюме Царицы Математики:

Здравствуйте, ребята! Я, Царица Математики, приглашаю вас в своё царство, царство великой науки - Математики!

Дети идут за ней и останавливаются перед дверью, запертой на замок.

Попасть в мое Царство не легко. Видите, какой огромный замок весит на двери? Чем же его открыть?

Проводится игра «Подбери ключ к замочку»

Сколько было ключей? (много).А к замочку подошел только…(один).

Входят в группу.

Ой, как некрасиво получилось, пригласила гостей, а в Царстве такой беспорядок! Наверное, это проказница Двойка озорничала! Дети, может быть, вы поможете мне навести порядок?

Дети из картинок, лежащих на полу, выбирают сначала изображение предметов круглой формы и прикрепляют их на ту страницу «Чудесной книги», где прикреплен круг, затем выбирают предметы квадратной и треугольной формы и прикрепляют их на соответствующие страницы книги.

Царица Математики подводит детей к столам, на которых лежат карточки с гномиками (активизируется зрительный и слуховой анализаторы):

Вот здесь живут мои друзья гномы. Гномики большие труженики. Каждое утро они ходят в пещеру большой горы и добывают там разноцветные камни. Для работы им нужны топорики. Вон сколько их! А всем ли гномам хватит топориков? Как узнать?

Дети правой рукой слева на право под каждым гномом раскладывают топорики, используя приём приложения.

Что можно сказать о количестве гномиков и топориков? (их поровну, топориков столько, сколько гномиков).

От лица гномиков, она дарит детям разноцветные колпачки и фонарики. Проводится игра «Разноцветные фонарики».

После работы гномики возвращаются домой. Наступило утро. Стало светло. Погасли синие фонарики (дети с синими фонариками приседают), погасли желтые (красные, зеленые…) фонарики. Но вот наступил вечер, стемнело, фонарики зажглись (дети встают) и гномы с фонариками пускаются в пляс.

Дети пляшут под любую веселую мелодию. Игра повторяется.

Ребята, а вы хотите посмотреть что ещё есть в моём царстве? (подводит детей к теремку).

В чистом поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Шел треугольник из болота,

Видит: заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

Входит «треугольник» - переодетый ребенок группы.

Что бы мог рассказать о себе треугольник, если бы умел говорить? (у треугольника три угла, три стороны). Захотел Треугольник зайти в теремок, да не смог.

Треугольник загадывает загадки, дети находят и называют отгадки.

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его…(квадрат).

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам. (треугольник).

Треугольник благодарит детей за помощь, за смекалку и скрывается в теремке. Царица математики делит детей на две команды: красных и зеленых.

Слушайте внимательно очень сложное задание: команде красных из ниточки красного цвета надо провести дорожку от самого большого квадрата до самого маленького. А команде зеленых надо ниточкой зеленого цвета провести дорожку от самого маленького круг до самого большого.

Дети выполняют задание.

Ай, да молодцы! А сейчас переверните самый маленький квадрат. Кто на нем нарисован? (медведь). Переверните самый большой круг. Кто нарисован на нем?(пчелы). Сколько пчелок? (много, (можно пересчитать)). А медведь? (один).

Проводится подвижная игра «Медведь и пчелы».

Ох и веселые у меня гости! Но пора прощаться, надеюсь, что вам понравилось в моем царстве и вы будите часто меня навещать.

Царица Математики провожает детей в группу, по дороге немного отстает, снимает с себя корону и мантию и входит в группу вслед за детьми:

Весь сад обошла, а нашей гостьи не нашла. Да и вас я в группе не видела. Вы где были?

Дети делятся впечатлениями.

Анализ занятия

В ходе занятия использовались различные дидактические игры, опирающиеся на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы дошкольников. Участие самих дошкольников в организации игр способствовало более качественному усвоению материала. Факт усвоения материала проверяется и закрепляется в завершительной части занятия, что способствует развитию памяти дошкольников.

Занятие 4

Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера и цвета. Развивать наблюдательность и воображение.

В гости к детям пришёл Ванечка (большая кукла). Он не знает ещё геометрические фигуры. Хочет посмотреть, как дети играют, и поучиться у них.

«На что похож?»

Дети стоят в кругу. Передают мяч друг другу и называют, на что похож круг, квадрат, треугольник.

«Будь внимателен»

На доске - круг, квадрат, треугольник. Предлагаю рассмотреть фигуры и запомнить их расположение. Затем прошу детей закрыть глаза, а сама в это время убираю одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось.

«Найди фигуру»

Показываю детям по одной карточке, на которых нарисованы предметы (колесо, платок, палатка, мяч, телевизор и т.д.). Назовите фигуру такой же формы (круг, квадрат, треугольник).

«Перепутались»

Говорю, что несла детям фигуры показать, но они все перепутались в коробочке. Надо их разделить и разложить по тарелочкам. (Треугольники, квадраты и круги).

«Найди домик»

У детей по одной фигуре. Даю задание разойтись по группе, и найти такую фигуру на стене, на шкафу и т.д.

«Поиграем с фигурами»

Выложить рисунок геометрическими фигурами. Раздаю детям карточки, и предлагаю положить фигурки на нужное место. Задаю вопросы:

Сколько треугольников? Сколько кругов? Сколько квадратов?

«Раскрась»

Я знаю, что все дети и взрослые любят подарки. Давайте Ванечке сделаем подарок. Подарим ему карточки с геометрическими фигурами. Чтобы они были красивыми, их надо раскрасить. Квадраты в красный цвет, круги в зелёный, а треугольники в синий.

Анализ занятия

В ходе занятия активизировались зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, способствующие усвоить такие математические знания как геометрические фигуры, счет, ориентирование в пространстве. Использование дидактических игр способствовало активизации непроизвольного интереса детей, а следовательно и более качественному усвоению ими материала.