Маникюрша советской богемы: «мы много зарабатывали, но возвращаться в ссср не хочу. Советские салоны красоты Салон красоты в советское время

Можно говорить, что время летит быстро, и то, что недавно казалось новым, сейчас уже выглядит слишком старым. А в мире моды можно еще назвать что-то актуальным, а что-то - нет. Но о маникюре 90-х такого точно сказать нельзя. Этот тренд жив до сих пор, и многие даже не догадываются, насколько он близок к современности.

Темный кажется слишком мрачным и гнетущим?

Сейчас темным маникюром никого не удивить, но еще недавно (если несколько десятилетий - это немного) можно было буквально шокировать данной цветовой гаммой на своих ногтях. Однако неприятие черных ногтей все же достаточно быстро закончилось, когда почти все увидели спрятавшийся плюс такого маникюра. Он мог сильно привлекать внимание к себе, что помогало скрыть недостатки кожи и формы рук.

Тем более, необязательно было покрывать все ногти однотонным черным цветом. Зарождающийся дизайн ногтей мог помочь совмещать темные цвета с чем-то более светлым. Еще идея блесток, похожих на звезды в самом лаке тоже пришлась по вкусу - покрытые таким лаком, ногти походили на ночное звездное небо, повторяя атмосферу больших расстояний, таинственности и красоты.

Кислотный и неон - какие краски!

Это еще одно направление, которое сначала могло вызывать недоумение у многих, но потом было принято почти всеми. Они были яркими оттенками и могли «бодрить» ощущение оригинальности, особенно в . Кому-то такие краски могли напомнить лето и тепло, а кому-то стать отличным спутником для дискотеки. Особенно они были популярны у молодежи, но более спокойные вариации вполне подходили и для более строгих образов.

Быть может сейчас «страсть» к кислотному маникюру поутихла, но невозможно не заметить, что любовь к подобным оттенкам живет в мире моды до сих пор.

Может немного настораживать острый предмет, однако красивый, уникальный и модный в то время маникюр действительно создавался с помощью иголок. Сейчас профессионалы имеют большой выбор самых разных инструментов, а тогда приходилось использовать то, что попалось.

Самым модным дизайном были разводы. Они были достаточно просты в создании, да и выглядели почти всегда просто изумительно. Но вот для того, чтобы сделать рисунок на разных ногтях максимально одинаковым, нужна была большая тренировка. Отсюда и корни любимого асимметричного маникюра, так популярного сейчас.

И еще нужно сказать о длинных ногтях - наращивание, так любимое теми, у кого слабые ногти, то же начало быть популярным именно тогда. Причем в то время в тренде были именно максимально длинные и острые, почти похожие на кинжалы ногти. Они давали ощущение девушкам в том, что они - хищницы, а это помогало быть более уверенной в себе. Вместе с черными кожаными куртками и другими элементами образа можно было почувствовать себя женщиной-кошкой, а разве не этого хочет почти каждая красавица?

Вы не замечали, что в сериале про Пуаро часто показывают крупным планом дамский маникюр? Я недавно посмотрела несколько серий и осознала, что эти накрашенные пальчики не выходят у меня из головы - я задумалась, а как менялся маникюр с течением времени? Макияж 1920-х годов не перепутаешь, например, с 1940-ми, логично предположить, что и маникюр тоже соответствовал эпохе.

Кадр из фильма "Тайна голубого экспресса" ("Пуаро Агаты Кристи")

Окунемся в историю. До начала XX века дамы носили короткие ногти миндалевидной формы, слегка заостренные, ногти натирали маслами, полировали замшей - вот и весь маникюр. На этом фоне прогрессом выглядит изобретение палочки из апельсинового дерева для маникюрных нужд в 1830 году (она перекочевала сюда из стоматологических кабинетов).


Заголовок - "Новый способ сделать маникюр, не срезая кутикулы".
Иллюстрация из дамского журнала, март 1918

В блоге одной из многочисленных любительниц креативного маникюра (а таких не меньше, чем любителей модных тряпочек) я нашла замечательный маникюрный набор фирмы "Cutex" - такой же, что упоминался в "Vogue", но относящийся к более позднему времени - ориентировочно к нач. 1930-х годов.


NB "Cutex" - пионер маникюрного фронта, компания была основана в 1911 году (начала с производства жидкого средства для удаления кутикулы) и существует до сих пор .


Источник: http://www.vampyvarnish.com

Слоган на буклете - "Сегодня твои губы должны соответствовать твоим ногтям" (что-то в таком духе, сорри за мой "французский":)) Считается, что моду на соответствие цвета губ и ногтей ввел Чарльз Ревсон, основатель "Revlon", в начале 1930-х годов.


Отбеливающий карандаш из того же набора. Декошный, правда?

Известно, что мода на окрашивание ногтей цветным лаком пришла в США в середине 1920-х годов с появлением краски для автомашин. Вообще, лак для защиты ногтей от химически активных веществ был запатентован еще в 1914 году, но он был бесцветным и использовался исключительно в хозяйстве. А тут автопром потянул за собой косметическую промышленность (в истории это часто случается) и в нач. 1920-х на рынке появляется цветной лак красных и розовых оттенков.


Лак тогда было принято наносить только по центру ногтя, оставляя неокрашенными лунулу (белый полумесяц в основании ногтя) и отросший кончик ногтя .



Стиль 1920-х гг.
Источник:


Такой вид маникюра получил название "лунного" ("moon manicure"), он же "голливудский френч".


Актриса Джоан Блонделл с "лунным" маникюром


Отдельное спасибо http://la-gatta-ciara.livejournal.com/
за предоставленное фото

Сейчас это кажется странным, но тогда этикет запрещал дамам наносить цветной лак на всю поверхность ногтя, это считалось "слишком".


"Лунный маникюр" был общепринятым на всем протяжении 1930-х годов, с той разницей, что в это время чаще стали оставлять неокрашенной только лунулу, а кончик ногтя покрывали лаком.



Стиль 1930-х гг.

Источник: http://www.return2style.de/homepage.htm

Еще интересней цветовая палитра маникюра тех лет: розовый, красный, лиловый, глубокий коралловый, васильково-синий, изумрудно- зеленый, серебряный, серый, золотой и даже черный (была такая мода в 1932 году, правда недолго). Как раз в 1932 году основатели "Revlon" Чарльз Ревсон с братом Джозефом, химиком, изобретают непрозрачное покрытие для ногтей, которому можно придавать различные оттенки. Теперь понятно, откуда в "Пуаро" взялась героиня с синими ногтями.


Кадр из фильма "Лощина" ("Пуаро Агаты Кристи")

Цвет лака подбирали под платье (это мода конца 1930-х), в брошюре из маникюрного набора, который я показывала в начале поста, есть вот такая памятка.

"Цвет розовой раковины прекрасно сочетается с платьем цвета лаванды" и далее в том же духе.

Честно говоря, я не так-то много нашла свидетельств применения "лунного маникюра" в те годы. В том же "Пуаро" или "Дживсе и Вустере" он ни разу не встречается. Рискну предположить, что, несмотря на моду, вариантов было множество - ногти могли быть заостренные или миндалевидные, ярко-красные или натурально-розовые, либо вовсе без лака.

Соорудить из своих волос «бабету», устроить на голове химический взрыв, завить кудри «как у Орловой» или просто освежиться одеколоном — все это запросто мог сделать посетитель советского салона красоты. Если посчастливится, можно было даже получить маникюр или педикюр. Счастливый обладатель идеальной внешности ходил пару дней довольным, а через неделю снова шел к мастеру — в домашних условиях сделать подобное было сложно. Об истории мест, где прихорашивались советские модники и модницы, расскажет Екатерина Астафьева.

Салонов красоты в СССР не было

Начнем с того, что салонов красоты в современном понимании в СССР не было. Были просто парикмахерские, но не каждая из них могла похвастаться даже обычной вывеской с названием. Так что советские люди просто находили своего мастера в парикмахерской за углом и ходили к нему регулярно, семьями и даже поколениями.

Те «салоны», что носили имя, на поверку оказывались самыми лучшими и популярными. Одной из знаменитых парикмахерских СССР была московская «Чародейка». В начале 70-х она открылась на Новом Арбате и покорила жителей города. Огромный зал с панорамным окном с видом на улицу, самое современное оборудование, которое в столице, конечно, достать было куда проще, чем где-нибудь на окраине, и мастера, прославленные победами в конкурсах. Подстричься в «Чародейке» мечтала каждая, но не каждой это удавалось. Записываться на стрижку приходилось задолго, мест всем не хватало. Завсегдатаями парикмахерской были актрисы, певицы и жены чиновников из партийной верхушки. Особого обаяния добавляло «Чародейке» кафе, расположенное на втором этаже. Дожидаясь назначенного времени, модницы могли выпить чашку кофе и обсудить свежие сплетни. Так что парикмахерская становилась не просто местом превращения золушек в принцесс, но и культурным центром. Вскоре «Чародейка» стала настоящим брендом, и парикмахерские по всей стране бросились перенимать название у столичной коллеги.

Салонов красоты в современном понимании в СССР не было


Элитная парикмахерская «Чародейка»

Красота стоит копейки

Интересно, что позволить себе стрижку в элитной «Чародейке» мог кто угодно — цены в ней почти не отличались от обычных. Дело в том, что прейскурант парикмахерских услуг, как и любых других, в СССР утверждался государством и лишь слегка корректировался в зависимости от региона. Например, в мужском зале стрижка усов в среднем обходилась в 40 копеек, а бороды — в 55. За знаменитую «модельную» стрижку строителю социализма нужно было выложить 40 копеек. Цена на освежение лица одеколоном колебалась от 5 до 20 копеек. В женском зале модная в 70-х годах стрижка по методу «Сассон» в среднем стоила 1 рубль 60 копеек, завивка волос на бигуди — 80 копеек. А чтобы получить полный комплект из химической завивки и стрижки, советским красоткам приходилось раскошелиться и расстаться почти с 5 рублями! Кстати, мужчин и женщин непременно обслуживали раздельно: дамы не хотели раскрывать всех своих секретов.

«Чародейка» была самой известной парикмахерской в Москве



Бигуди — неотъемлемая часть любой советской парикмахерской

Ряды сушуаров и сахар вместо лака

Действительно, парикмахерская для дам становилась своеобразной фабрикой красоты. Вряд ли ряды женщин, сидящих под сушуарами и мирно перелистывающих журналы, могли вызвать восхищение у противоположного пола. К тому же профессиональные средства быстро заканчивались, и даже мастера в парикмахерских пользовались неприглядными народными средствами. Пивом мыли волосы и им же мочили пряди, завивая их на бигуди. Когда заканчивался лак для волос, разводили сладкую воду с сахаром или пудрой и закрепляли этой смесью начесы.

В салонах СССР иногда вместо лака для волос использовали сахарную воду



Ряды сушуаров — настоящий символ советских парикмахерских

Размер начеса имеет значение

Моду на прически диктовали дефицитные заграничные журналы и новые фильмы. В 1956 вышел фильм «Колдунья» с Мариной Влади сделал популярными прямые волосы. В 1959 на экраны вышел фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Советские модницы тут же ринулись в парикмахерские за голливудской прической. Что только не подкладывали в такие «бабетты» для объема: вычесы, капроновые чулки и даже банки. К началу 60-х в моду вошли прически с огромными начесами, причем носили их не только взрослые женщины, но и молодые девушки. А когда девочки приходили в школу, их часто проверяли, нет ли у учениц начесов. Если были — отправляли домой приглаживаться. Апофеозом 60-х стала прическа «улей», которую можно было сделать даже из волос средней длины. Редкие счастливые обладательницы шиньонов завивали накладки дома и несли готовыми в парикмахерскую, чтобы не сушить их часами под феном.

В начесы для объема подкладывали вычесы, капроновые чулки и даже банки




Чем больше начес — тем лучше

Как у Матье и Орловой

Также в ходу была прическа «как у Мирей Матье» или локоны «как у Орловой». Считается, что именно любовь Орлова была одной из первых советских женщин, решившихся на пластическую операцию. В список услуг «салонов красоты» СССР пластическая хирургия не входила, так что женщины с удивлением наблюдали за любимой актрисой Сталина, год от года все молодевшей, и пытались добиться того же эффекта бабушкиными методами: масками из сметаны и огурцами на глаза.



Редкая женщина в СССР не пыталась сделать локоны «как у Орловой»

Среди московских салонов славилась также парикмахерская «Красный мак». На самом деле никакого названия у нее не было, но люди просто привыкли так ее называть из-за одноименного кафе неподалеку. Находилась она на углу Петровки и Столешникова переулка, к тому же местные парикмахеры были известны своим мастерством. Конечно, «Чародейке» «Красный мак» все-таки уступал, но и сюда записываться приходилось заранее. Популярности добавляло и то, что в городе ходила легенда, будто мастера здесь работали в белых халатах на голое тело.



Любимая мужская стрижка того времени: «модельная»

Основной проблемой советских «салонов» была все-таки недолговечность эффекта. Профессиональную укладку, маникюр или педикюр почти невозможно идеально воспроизвести дома, и приходилось через неделю снова идти в парикмахерскую. Услуги, которые предлагали в СССР, могли лишь скорректировать эстетические недостатки, но коренным образом проблемы не решали.

Как делали маникюр в СССР.

Наши мамы и бабушки не хотели оставаться в стороне от моды и красоты и тоже ухаживали за собой в условиях того непростого времени.

Возможно вы застали своих мам за тем, как они дома наносили себе дешевый советский лак на ногти и боялись дотрагиваться до чего-либо, чтобы не оставить отметину на ногтях? А запах ацетона, кому он не знаком. Наверное, таких людей нет.

В журнале “Работница” и советских книгах с модными рецептами регулярно публиковались советы по красоте. В том числе и по маникюру.

В моду вошли маникюрные наборы и щипчики для срезания кутикулы. Теперь любая желающая могла самостоятельно, не выходя из дома, привести свои ноготки в порядок.

Для тех, кому не хотелось излишне заморачиваться, советские парикмахерские предоставляли эту услугу за 35 копеек.

Мастерицы встречали клиенток в белых халатах. Процедура обрезного маникюра была примерно такая же, как и сейчас. Сначала руки распаривали в ванночке с мыльным раствором. Затем делали массаж рук с кремом. Многие до сих пор помнят неширокий ассортимент кремов того времени. Палитра лаков тоже не отличалась разнообразием и стойкостью. Красный лак носили по особым случаям на торжественные мероприятия. В остальные дни советские модницы предпочитали ограничиваться бледно-розовым или прозрачным цветом.
Все же через спекулянтов можно было приобрести качественный яркий заграничный лак. Хотя и обманывали в два счета, так что порой, можно было остаться и без денег, и без товара.
Иногда в столичных универмагах появлялись в ограниченных количествах лаки известных зарубежных фирм. В такие моменты действовало правило “кто успел, тот и съел”. А точнее забрал.


Педикюр тоже пользовался спросом, хотя и немного меньшим. Поэтому в маникюрных кабинетах при парикмахерских делали все тот же обрезной педикюр. В качестве абразивных веществ для снятия огрубевшей кожи на стопах, использовались металлические тёрки, щипчики и ножницы, а иногда даже бритвенные станки.

Большинство советских женщин, все-же предпочитало педикюрным кабинетам, обычную пемзу. В 70-80е годы в каждой ванной была такая вещь.

. #ProPodo подготовил материал для пополнения этой рубрики. Нам удалось найти мастера, который в семидесятых успел поработать в сфере маникюра-педикюра и в советской парикмахерской, и в шведском салоне. Поговорили с Викторией Вольфер о тех далеких удивительных временах.

— Тазиков у нас не было. Были кресла, перед ними умывальники для ног с кранами и подведенной водой, подставки для ног клиента. Мыли эти умывальники какой-то содой для уборки, она якобы чистила и дезинфицировала. Наливали туда воду с мыльным раствором, клиенты ставили ноги и держали около пяти минут.

Педикюр в 70х годах начинался с пяток. Обрезали опасной бритвой. Сначала чистили пяточную область, затем смотрели, где еще нужно убрать. Дальше переходили к ногтям и обрезали лишнее вокруг. Затем делали легкий массаж, чтобы убрать лишнюю кожу. Наносили крем и опять повторяли легкий массаж.

Крема, лаки, ацетон, мыло мастерам выдавали. После крема ацетоном вытирали остатки крема с ногтей и наносили лак. Можно было брать сразу двоих клиентов потому, что ванночки рядом находились. Пока делаешь одному клиенту, второй “отмачивается”, пока один сохнет, делаешь второму. Конвейер. Одна процедура занимала примерно час.

Выдавали спирт для дезинфекции инструмента. После каждого клиента протирали инструмент ваткой со спиртом.

Оплачивали клиенты все в кассу. Стоила процедура около 1,50 рублей. Мастера получали фиксированную зарплату. Редко бывало, что давали “чаевые”. Иногда правда было, что клиент не заплатил в кассу, и тогда мастер делил с кассиром пополам доход. Никаких продаж в парикмахерской не было. Клиенты получали свою процедуру и все.

В Швецию я переехала в 1979 году. Закончила полугодовые курсы по изучению шведского языка, которые предоставляло государство для того, чтоб можно было быстрее ассимилироваться и начать работать.

Найти работу было достаточно легко. Раньше в Стокгольме была сеть магазинов “Sholl”, где продавались обувь, стельки, корректоры. При них же были кабинеты педикюра. Там нужно было обслуживать около десяти клиентов в день. Процедура длилась от 45-ти минут до максимум часа, дольше нельзя было делать.

Обучения я у них не проходила. Приехала, заведующая магазина, спросила, умею ли я делать педикюр, и попросила сделать ей. Я сделала, и она сказала выходить на работу на следующий день. В те времена это было так просто, сейчас конечно совсем не так.

Единственное, чем отличался педикюр тут, — вместо опасной бритвы нужно было работать одноразовым скальпелем, который я быстро освоила. Все материалы и инструмент мастерам также выдавали работодатели. Дезинфекцией инструмента мастер не занимался. После процедуры мы складывали все в металлические подносы, убирали и брали новый набор инструмента.

Было очень неудобно работать без подставки для ног клиента: приходилось ногу держать у себя на руках. Был стул, такая же ванночка с краном, которую мы мыли сами каким-то порошком, и стульчик мастера. Освещение было очень плохим, но как-то мы ничего не требовали.

Мастер не планировал запись клиентов себе сам. Если образовывалось окошко, сразу заведующая находила клиентов, так что поток был большой. И поскольку все кабинеты сети “Sholl” были оборудованы одинаково, то работать приходилось по всему городу, где мастера не хватало туда и отправляли.

Мне, конечно, это все не нравилось, и в какой-то момент я попала на больничный: из-за постоянного напряжения в руках и спине, из-за работы на весу стала болеть спина. Тогда мы с мужем решили открыть свой кабинет. Сначала хотели открыть полностью свое со своим оборудованием и инструментом, но банк нам на это денег не дал. Потом нашли объявление о том, что сдается временно в аренду готовый оборудованный кабинет. Там был автоклав, инструмент, кресло, только воду нужно было в пластиковом тазике носить. Никаких разрешений для работы не нужно было, надо было только оформить свою фирму, чтобы платить налоги.

Вначале было мало клиентов, и мы сами разбрасывали рекламу в почтовые ящики, чтобы зазвать людей. Предлагали сделать педикюр три раз, а заплатить только за два. При этом поставили достаточно низкую цену. Работать, правда, мне после этого пришлось с семи утра и до одиннадцати вечера. Некоторые клиенты щедро платили и за третью процедуру. Потому что и так моя процедура была достаточно дешевой, а клиенты оставались довольны результатом. Через какое-то время мы узнали, что существуют аппараты для педикюра в специальных чемоданах. И мы купили такой, чтобы я могла еще и по домам ездить обслуживать.