Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.
Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способностиФизическое развитие ребенка 2-х лет
Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:
- наследственность;
- питание;
- климатические условия;
- физические нагрузки;
- экология.
Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты - в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.
Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:
Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.
Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:
- Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
- Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
- Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.
В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища
- Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
- Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.
Двигательные навыки и координация движения
Дорогой читатель!
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: ). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение - осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.
В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:
- перешагивание через препятствия;
- подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
- бег на небольшие дистанции;
- невысокие прыжки;
- хождение по бревну или бордюру;
- пинание мяча ногой;
- повороты и хождение задом наперед.
Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.
Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падаютОднако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами - конечно, под чутким руководством взрослого.
Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:
- мыть руки и лицо;
- кушать жидкие блюда с помощью ложки;
- ходить на горшок;
- надевать и снимать некоторые вещи.
Психоэмоциональное и социальное развитие
Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.
С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.
В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.
К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.
Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзейКроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.
Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:
Мальчики Девочки Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам Проявляют большую активность и шустрость Являются более спокойными и уравновешенными Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью Свойственна самостоятельность во всем Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых Умственное и речевое развитие
В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:
- различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: );
- уметь группировать предметы по цветам;
- знать основные геометрические фигуры;
- различать свойства предметов - например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
- знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.
На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова «кушать», «падать».
Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.
Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.
Методы развития ребенка в 2 года
Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: ). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.
Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это времяУпражнения для физического развития
Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:
- Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
- Урожай. Задача крохи - собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
- Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
- Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
- Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.
Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткамУпражнения на развитие мелкой моторики
Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:
- Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
- Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
- Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
- Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.
Развитие внимания и памяти
Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:
- В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.
Прятки с игрушкой - отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки
- Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
- Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
- Пазлы.
Нюансы занятий с ребенком дома
Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:
- «Нет» перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
- Чередование активных и пассивных игр.
- Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
- Соответствие игр возрасту.
- Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
- «Нет» занятиям по принуждению.
- Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
- Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
- Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.
1 6 600 0
Каждый ребенок является самостоятельной личностью. И малыш в два года уже достаточно сформировавшийся член общества, он стремится к познанию всего нового. Для того, чтобы ваш ребенок максимально адаптировался в обществе, вам необходимо помочь ему в этом, с помощью игры. Какие игры выбрать, родители должны определится самостоятельно в зависимости от физического и психологического развития ребенка.
Вам понадобятся:
Что должен уметь ребенок в два года
Двухлетний ребенок познает мир по большой мере интуитивным способом, и многие личностные характеристики его развития, в первую очередь, зависят от его окружения: родители, сверстники, братья и сестры.
Физические характеристики:
- Малыш в два года должен четко координировать свои движения.
- Необходимо развивать малую и крупную моторику.
- Координировать движения рук со зрением – малая моторика.
- Уметь преодолевать препятствия в виде прыжков через небольшие предметы – большая моторика.
- Малыш должен уметь четко рисовать вертикальные и горизонтальные линии. В этом возрасте определяется, какой рукой будет писать ваш ребенок.
Не стоит препятствовать в выборе правой или левой рук, малая моторика закладывается на генетическом уровне, и приучение ребенка писать правой рукой, может привести к угнетению развития его личности.
К двум годам ваш ребенок должен уже уметь самостоятельно питаться и одеваться, за исключением тяжелых деталей: в виде молнии и шнурков.
Также очень важен факт собственной гигиены, приучение к туалету или горшку. В данном возрасте рекомендовано исключить памперсы в любых их проявлениях.
Интеллектуально-психологическая картина ребенка:
- Настроение ребенка весь день должно быть эмоционально уравновешенным.
- Малыш ярко реагирует на запреты, и дважды не берется за то, что у него не получается с первого раза.
- Многие детки в возрасте 2-х лет активно проявляют интерес к рисованию и разного рода обучающим играм.
Игры с мячом
Мяч – достаточно хороший вид игрушки для развития подвижности и моторики, но следует учитывать, что двухлетний ребенок очень быстро устает, поэтому рекомендовано чередовать игровые упражнение с отдыхом. В противном случае малыш может отказаться от такого занятия.
Играть с мячом можно не только на детских площадках и в парках, вполне реально поиграть в мяч и в доме или квартире.
Для такого вида игры вам необходимо выбрать удобное положение для себя и малыша и просто перекатывать мяч друг другу. Такое занятие помогает выработать зрительную активность и внимательность ребенка.
Разнообразить игру возможно, включив перебрасывание мяча друг-другу, играя в съедобное-несъедобное или в овощи и фрукты. Таким образом вы не только развиваете моторику, но и способствуете изучению новых продуктов.
Преодоление препятствий
Детки в возрасте 2-х лет очень любят совать нос куда не надо, и лазить по разного рода лестницам и горкам.
- В таком случае можно пойти на игровую площадку и дать малышу полазить по шведской стенке.
- С вашей поддержкой дайте ребенку попробовать повисеть на взрослом турнике.
- Очень хорошо развивают большую моторику прыжки через препятствия и быстрый бег. Для такого варианта можно использовать колеса или самодельные мелкие препятствия.
Не забывайте о том, что ваш малыш еще недостаточно самостоятелен и может травмироваться на любом из этих тренажеров.
Именно поэтому следует уделять внимание ребенку во время игры.
Игры, развивающие мелкую моторику
Игры с использованием пальцев рук малыша позволяют стимулировать активность участков головного мозга, которые отвечают за память и восприятие.
Для ребенка в 2 года прекрасно подойдет:
- Рисование красками, с помощью щеточки или даже пальцами. Это позволит малышу ознакомиться с цветовой гаммой и развить свои творческие способности.
- Рисование карандашами и раскрашивание тоже являются частью развития мелкой моторики.
- Лепка из пластилина разного рода фигурок и животных позволит ребенку активно разработать кончики пальцев и усилить нейронные сигналы. Развить чувство восприятия через прикосновение.
- Вырезание и аппликации из цветного картона и бумаги позволят вам и вашему ребенку импровизировать, сделать что-то новое своими руками.
Развитие речи
Ребенок в 2 года является своеобразной губкой, впитывающей всю информацию, которая его окружает. Для развития словарного запаса необходимо наполнять его сознание новыми и интересными словами.
- Для этого можно почитать вместе сказки, поучить стихотворения. Детки в возрасте двух лет очень любят смешные и интересные стишки про животных.
- С первого раза, конечно же, ваш малыш не сможет запомнить стишок, но в его памяти уже отложатся определенные фразы и слова.
- Ролевые игры или кукольный театр прекрасно развлекут вашего ребенка и помогут развить у него правильную слаженную речь в дальнейшем.
Определение качества предметов
Большинство родителей даже и не задумываются о том, что с помощью обычной игры можно помочь ребенку ознакомиться с разными предметами и научить отличать их друг от друга.
Вам просто понадобится взять различные предметы или кубики и поиграть с малышом в игру «найди отличия». Такое занятие позволит развить внимательность и умение мыслить.
Кроме того, частые игры с разными предметами помогут вашему ребенку развить умственную активность. Он должен научиться четко различать предметы и рассказывать, какие между ними отличия.
Помощь маме
Среди ежедневных забот и домашней рутины мамы иногда не находят времени для того, чтобы поиграть со своим малышом.
Но чтобы ребенок всегда был в поле зрения, а также не мешал выполнять работу по дому, вы можете попросить его выполнить несложные задания: собрать ложки на столе, закрыть кастрюли крышками, сложить миски. Разучивайте считалки, раскладывая приборы и салфетки на стол, изучайте овощи и фрукты при готовке.
Ребенок в 2 года интересуется всеми процессами, которые делают взрослые и с радостью поучаствует с вами в ежедневных делах, а главное – узнает много нового.
Такой подход к игре в быту хорошо помогает малышам изучать новые предметы, их цвета, он начинает понимать, что неопасно для его жизни, а чего следует поостеречься.
Все, что вы будете делать вместе, малыш схватит на ходу, и в его памяти отложатся основные моменты, которые понадобятся в дальнейшей жизни.
Развитие внимания
Чтобы развить внимание, умение логически мыслить и принимать решения, ребенку двух лет лучше всего попробовать пазлы. Яркие картинки различной тематики вы будете собирать вместе, эти занятия помогут активировать участки головного мозга, и малыш начнет думать, подбирать необходимые цвета, фигурки, которые нужны для общей картинки.
Для другого типа развивающих игр можно взять несколько видов игрушек и начать их изучать. Объясните ребенку форму и цвет игрушки, затем попросите его найти идентичную. Такой подход позволит вам развивать у малыша умение мыслить и правильно делать выбор.
Клуб Увлеченных Мам
Ребёнок в 2 года прекрасно развит физически. Он быстро бегает, любит прыгать, танцевать, преодолевать лестницу, шведскую стенку, играть с мячиком. И это просто замечательно: для ребёнка раннего возраста физическое развитие первостепенно. Но интеллектуальное развитие 2-летнего ребёнка тоже не стоит на месте. Малыш так активен, что его сложно удержать, он достаточно неусидчив, но он впитывает в себя как губка всё происходящее вокруг. А значит, стремительно развивается его память, внимание, речь и логическое мышление.
Логико-математическое развитие ребёнка в 2 года
Что уже умеет 2-летний малыш
- Знает основные геометрические фигуры.
- Различает понятия «один-много-мало-ни одного».
- Правильно складывает пирамидку и матрёшку.
- Собирает пазлы и разрезанные картинки из 2-4 частей. Некоторые дети собирают картинки из большего количества деталей.
- Знает и различает основные цвета.
Как развивать логико-математическое мышление в 2 года
- В игровой форме изучайте пространственно-временные понятия. Спрячьте игрушку и помогите малышу найти её, направляя его предлогами: «давай посмотрим, нет ли мишутки под кроватью/на кровати/за стулом/на нижней (верхней ) полке шкафчика».
- Также малыш к 3 годам должен ориентироваться в понятиях «день, утро, вечер, ночь» и «сегодня, вчера, завтра». Укладывая ребёнка спать, вспомните с ним вместе, что вы делали сегодня утром, а что — вечером. Придумайте планы на завтра.
- Предлагайте игры на сортировку. Вариантов очень много. Например, перемешайте карточки с изображениями фруктов и овощей. Скажите, что игрушечный зайчик любит овощи, а белочка – фрукты. Предложите малышу поделить правильно лакомства между игрушками.
- Учите с ребёнком простой счёт. Не торопитесь показывать цифры. Считайте пальчики, пройденные ступеньки, машины на улице. Малыш, наверняка, умеет показывает пальцами, сколько ему сейчас лет. Выучите с ним, сколько ему скоро исполнится.
Речь ребёнка в 2 года
Как развита речь 2-летнего ребёнка
- Стремительно обогащается словарный запас. Ребёнок активно использует 200-300 слов.
- Улучшается произношение многих звуков.
- Ребёнок может составить простые предложения с использованием прилагательных, наречий, предлогов и местоимений.
- Малыш способен заканчивать строчки стихов, подпевать любимым песенкам.
- К концу третьего года в речи малыша появляются вопросы. Всё чаще ребёнок комментирует происходящее вокруг.
- Читайте книги и рассматривайте картинки. Обязательно обсуждайте с ребёнком все детали, задавайте вопросы.
- Устраивайте домашние театральные представления. Сейчас в продаже много готовых настольных, пальчиковых, теневых театров. Но всё это можно сделать и самим. Сначала разыгрывайте сценки сами, постепенно предлагайте ребёнку роль кукловода.
- Работайте над речевым дыханием. Способность задерживать дыхание на выдохе очень важна для развития речевого аппарата. Выдувайте мыльные пузыри, дуйте в дудочки, устройте бурю в стакане воды с помощью коктейльной трубочки, дуйте на одуванчики, задувайте свечи. Кстати, дыхательные упражнения обладает и оздоравливающими свойствами: способствуют насыщению организма кислородом, стимулируют работу сердца, мозга, нервной системы.
- Играйте в простейшие речевые игры. Например, вы начинаете фразу, ребёнок заканчивает. «У нас дома есть красный…», «Я люблю играть в…». Можно начинать играть в игры типа «съедобное-несъедобное».
Развитие памяти и внимания в 2 года
В связи с активным развитием речи ускоряется процесс развития памяти. Запоминаемая информация становится более чёткой и осмысленной. Начинает формироваться долговременная память. Улучшается концентрация внимания.
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Что способствует интеллектуальному развитию ребёнка в 2 года
- Музыка
. Давно доказано, что прослушивание классической музыки благотворно влияет на развитие интеллекта ребёнка. Если вы и раньше слушали с малышом классику фоном, попробуйте теперь рассказать ему под музыку сказку или историю, формируя тем самым ассоциативное мышление.
2-летний ребёнок с удовольствием слушает детские песенки, быстро запоминает слова и подпевает. Многие дети с радостью занимаются логоритмикой, выполняя под музыку движения. Прекрасно подойдёт для этого музыка Железновых. О других методиках музыкального развития ребёнка можно прочитать . - Рисование . Ребёнок в 2 года уже не просто калякает что-то бесформенное на листе бумаги. Он осознанно рисует линии и круги. Пытается рисовать портреты близких людей. Пытается раскрашивать картинки, не выходя за границы. В 2 года можно предложить ребёнку занятия на дорисовывание. Например, вы рисуете кружок, а ребёнок добавляет лучики – получается солнышко. Или вы рисуете девочку, а на небе шарики. Малыша можно попросить к каждому шарику дорисовать ниточку до руки девочки.
- Игры на развитие моторики . Не секрет, что упражнения на развитие моторики способствуют развитию речи, а соответственно и интеллектуальных способностей ребёнка. Предлагайте игры со шнуровками, нанизыванием, переливанием, пересыпанием. Играйте с сенсорными коробками. Лепите и делайте аппликации.
- Ролевые игры . В 2 года ребёнок серьёзно увлекается ролевыми играми. Он укладывает спать и кормит кукол, играет в магазин, в поликлинику, в ресторан. И это прекрасная возможность развивать его интеллектуально. Старайтесь не вмешиваться активно в игру ребёнка, возьмите на себя эпизодическую роль и непринуждённо вносите в игру элементы развивающих занятий.
Интеллектуальному развитию ребёнка в 2 года отлично способствуют проведение тематических дней и недель. Это прекрасная возможность комплексно развивать малыша. На нашем сайте вы найдёте большую коллекцию
Вот уже позади второй день рождения. Как быстро растет малыш! К двум годам он стал совсем взрослым и приобрел множество новых навыков, которые с радостью демонстрирует. В этот период воспитание ребенка потребует от родителей еще большего терпения, спокойствия и умения.
Кризис в 2 года проявляется агрессией и истериками
Физические изменения
Развитие роста двухлетнего ребенка начинает замедляться и в среднем составляет около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5-3 кг.
- Изменяются пропорции тела: рост головы приостанавливается, зато начинается развитие и вытягивание нижних конечностей.
- Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает припухлость щечек и животика.
- Личико в два года теряет свою округлость, ножки становятся длинными и стройными.
- Исчезают «подушечки» с внутренней стороны стопы.
- Благодаря нарастанию упругости в мышцах тело ребенка становится схоже со взрослым.
Навыки и умения
Достигнув , ребенок умеет самостоятельно ходить и постепенно овладевает речью. Эти два навыка являются его главными достижениями. Освоение новых территорий вызывают огромные перемены в физическом и умственном состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия движения вперед не дает покоя малышу. Ему надо все увидеть и потрогать.
Ребенок в два года уже достаточно самостоятельный
Развитие подвижности будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет, и обеспечение возможности движения - одна из первых задач для родителей.
Умения, полученные в раннем возрасте, запомнятся навсегда. В два года мальчики и девочки уже способны:
Становление речи
В возрасте двух лет наблюдается активное развитие речи малыша. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз. Теперь ребенок способен не только задавать вопросы, воспользовавшись единственным словом, но и выстраивать небольшие предложения. В этот период очень важно больше разговаривать со своим непоседой, рассказывать истории и сказки. И ни в коем случае не следует коверкать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.
Ребенок в два года не всегда может ясно выразить свои желания словами. Надо набраться терпения, постараться выслушать его до конца и понять, чего кроха хочет.
Игры
Игры занимают одно из первых мест в воспитание. В два года у многих детей формируются навыки обращения с карандашами, пластилином и акварельными красками.
Чтобы ускорить развитие у детей мелкой моторики пальцев, можно научить свое чадо рисовать кисточкой или просто пальчиком, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном на стену комнаты.
В два года с малышом можно играть ролевые игры
В песочнице, девочки и мальчики двух лет уже способны не только копать ямку. Они смогут слепить куличики, если их этому научить, или проложить дорогу для машинки. Дома можно попробовать игру с куклой - купать ее, кормить, укладывать спать. Девочки особенно любят такие игры. В процессе игры происходит воспитание таких качеств, как любовь и забота. Попутно изучаются обычные повседневные предметы: мыло, мочалка, полотенце.
В возрасте двух лет и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, им нравится вытаскивать из-под стула закатившийся мячик, или играть в прятки. Можно попробовать вместе отгадывать несложные загадки. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им с ответом, хорошо сделать большие рисунки, изображающие предмет или животное, которое требуется отгадать и в случае затруднения показывать. Здесь происходит развитие памяти и смекалки.
Но, занимаясь с ребенком двух лет, всегда нужно помнить, что в два года дети не могут выполнять одни и те же действия длительное время. Им трудно усидеть на одном месте более получаса, поэтому все занятия должны быть ограничены по времени.
Кризис двухлетнего возраста
Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.
Истерики в два года - обычное явление
Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.
Характер поведения в переходный период
Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.
Истерика в магазине за игрушкой
Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.
Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.
Причины изменения поведения ребенка
Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.
Проверка границы дозволенного
В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.
Негативизм в два года
Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.
Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.
Истерика - это требование внимания
Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.
Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.
Разрешение кризисной ситуации
Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.
Советы родителям
Многим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.
Родителям надо установить, что разрешено и чего, напротив, делать нельзя, и всегда следовать принятым правилам.
Если возникла кризисная ситуация, и малыш не хочет выполнять просьбы старших, надо успокоиться и твердо пояснить, почему требования не будут выполнены. Если истерика не прекратится, не стоит продолжать спор, а просто надо выйти из комнаты. Оставшись один, ребенок быстро успокоится и снова начнет общение.