Может ли ребенок 2х лет. Область социального развития. Умственное и речевое развитие

Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.

Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способности

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:

  • наследственность;
  • питание;
  • климатические условия;
  • физические нагрузки;
  • экология.

Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты - в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.

Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:

Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.

Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:

  • Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
  • Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
  • Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.


В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища
  • Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
  • Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.

Двигательные навыки и координация движения

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: ). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение - осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.

В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:

  • перешагивание через препятствия;
  • подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
  • бег на небольшие дистанции;
  • невысокие прыжки;
  • хождение по бревну или бордюру;
  • пинание мяча ногой;
  • повороты и хождение задом наперед.

Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.



Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают

Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами - конечно, под чутким руководством взрослого.

Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:

  • мыть руки и лицо;
  • кушать жидкие блюда с помощью ложки;
  • ходить на горшок;
  • надевать и снимать некоторые вещи.

Психоэмоциональное и социальное развитие

Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.

С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.

В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.

К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.



Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей

Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.

Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:

Мальчики Девочки
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам
Проявляют большую активность и шустрость Являются более спокойными и уравновешенными
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью
Свойственна самостоятельность во всем Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых

Умственное и речевое развитие

В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:

  • различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: );
  • уметь группировать предметы по цветам;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • различать свойства предметов - например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
  • знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.

На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова «кушать», «падать».

Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.

Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.

Методы развития ребенка в 2 года

Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: ). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.



Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это время

Упражнения для физического развития

Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:

  1. Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
  2. Урожай. Задача крохи - собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
  3. Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
  4. Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
  5. Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.


Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткам

Упражнения на развитие мелкой моторики

Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:

  1. Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
  2. Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
  3. Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
  4. Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.

Развитие внимания и памяти

Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:

  • В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.


Прятки с игрушкой - отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки
  • Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
  • Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
  • Пазлы.

Нюансы занятий с ребенком дома

Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:

  1. «Нет» перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
  2. Чередование активных и пассивных игр.
  3. Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
  4. Соответствие игр возрасту.
  5. Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
  6. «Нет» занятиям по принуждению.
  7. Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
  8. Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
  9. Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.

1 6 600 0

Каждый ребенок является самостоятельной личностью. И малыш в два года уже достаточно сформировавшийся член общества, он стремится к познанию всего нового. Для того, чтобы ваш ребенок максимально адаптировался в обществе, вам необходимо помочь ему в этом, с помощью игры. Какие игры выбрать, родители должны определится самостоятельно в зависимости от физического и психологического развития ребенка.

Вам понадобятся:

Что должен уметь ребенок в два года

Двухлетний ребенок познает мир по большой мере интуитивным способом, и многие личностные характеристики его развития, в первую очередь, зависят от его окружения: родители, сверстники, братья и сестры.

Физические характеристики:

  • Малыш в два года должен четко координировать свои движения.
  • Необходимо развивать малую и крупную моторику.
  • Координировать движения рук со зрением – малая моторика.
  • Уметь преодолевать препятствия в виде прыжков через небольшие предметы – большая моторика.
  • Малыш должен уметь четко рисовать вертикальные и горизонтальные линии. В этом возрасте определяется, какой рукой будет писать ваш ребенок.

Не стоит препятствовать в выборе правой или левой рук, малая моторика закладывается на генетическом уровне, и приучение ребенка писать правой рукой, может привести к угнетению развития его личности.

К двум годам ваш ребенок должен уже уметь самостоятельно питаться и одеваться, за исключением тяжелых деталей: в виде молнии и шнурков.

Также очень важен факт собственной гигиены, приучение к туалету или горшку. В данном возрасте рекомендовано исключить памперсы в любых их проявлениях.

Интеллектуально-психологическая картина ребенка:

  • Настроение ребенка весь день должно быть эмоционально уравновешенным.
  • Малыш ярко реагирует на запреты, и дважды не берется за то, что у него не получается с первого раза.
  • Многие детки в возрасте 2-х лет активно проявляют интерес к рисованию и разного рода обучающим играм.

Игры с мячом

Мяч – достаточно хороший вид игрушки для развития подвижности и моторики, но следует учитывать, что двухлетний ребенок очень быстро устает, поэтому рекомендовано чередовать игровые упражнение с отдыхом. В противном случае малыш может отказаться от такого занятия.

Играть с мячом можно не только на детских площадках и в парках, вполне реально поиграть в мяч и в доме или квартире.

Для такого вида игры вам необходимо выбрать удобное положение для себя и малыша и просто перекатывать мяч друг другу. Такое занятие помогает выработать зрительную активность и внимательность ребенка.

Разнообразить игру возможно, включив перебрасывание мяча друг-другу, играя в съедобное-несъедобное или в овощи и фрукты. Таким образом вы не только развиваете моторику, но и способствуете изучению новых продуктов.

Преодоление препятствий

Детки в возрасте 2-х лет очень любят совать нос куда не надо, и лазить по разного рода лестницам и горкам.

  • В таком случае можно пойти на игровую площадку и дать малышу полазить по шведской стенке.
  • С вашей поддержкой дайте ребенку попробовать повисеть на взрослом турнике.
  • Очень хорошо развивают большую моторику прыжки через препятствия и быстрый бег. Для такого варианта можно использовать колеса или самодельные мелкие препятствия.

Не забывайте о том, что ваш малыш еще недостаточно самостоятелен и может травмироваться на любом из этих тренажеров.

Именно поэтому следует уделять внимание ребенку во время игры.

Игры, развивающие мелкую моторику

Игры с использованием пальцев рук малыша позволяют стимулировать активность участков головного мозга, которые отвечают за память и восприятие.

Для ребенка в 2 года прекрасно подойдет:

  • Рисование красками, с помощью щеточки или даже пальцами. Это позволит малышу ознакомиться с цветовой гаммой и развить свои творческие способности.
  • Рисование карандашами и раскрашивание тоже являются частью развития мелкой моторики.
  • Лепка из пластилина разного рода фигурок и животных позволит ребенку активно разработать кончики пальцев и усилить нейронные сигналы. Развить чувство восприятия через прикосновение.
  • Вырезание и аппликации из цветного картона и бумаги позволят вам и вашему ребенку импровизировать, сделать что-то новое своими руками.

Развитие речи

Ребенок в 2 года является своеобразной губкой, впитывающей всю информацию, которая его окружает. Для развития словарного запаса необходимо наполнять его сознание новыми и интересными словами.

  • Для этого можно почитать вместе сказки, поучить стихотворения. Детки в возрасте двух лет очень любят смешные и интересные стишки про животных.
  • С первого раза, конечно же, ваш малыш не сможет запомнить стишок, но в его памяти уже отложатся определенные фразы и слова.
  • Ролевые игры или кукольный театр прекрасно развлекут вашего ребенка и помогут развить у него правильную слаженную речь в дальнейшем.

Определение качества предметов

Большинство родителей даже и не задумываются о том, что с помощью обычной игры можно помочь ребенку ознакомиться с разными предметами и научить отличать их друг от друга.

Вам просто понадобится взять различные предметы или кубики и поиграть с малышом в игру «найди отличия». Такое занятие позволит развить внимательность и умение мыслить.

Кроме того, частые игры с разными предметами помогут вашему ребенку развить умственную активность. Он должен научиться четко различать предметы и рассказывать, какие между ними отличия.

Помощь маме

Среди ежедневных забот и домашней рутины мамы иногда не находят времени для того, чтобы поиграть со своим малышом.

Но чтобы ребенок всегда был в поле зрения, а также не мешал выполнять работу по дому, вы можете попросить его выполнить несложные задания: собрать ложки на столе, закрыть кастрюли крышками, сложить миски. Разучивайте считалки, раскладывая приборы и салфетки на стол, изучайте овощи и фрукты при готовке.

Ребенок в 2 года интересуется всеми процессами, которые делают взрослые и с радостью поучаствует с вами в ежедневных делах, а главное – узнает много нового.

Такой подход к игре в быту хорошо помогает малышам изучать новые предметы, их цвета, он начинает понимать, что неопасно для его жизни, а чего следует поостеречься.

Все, что вы будете делать вместе, малыш схватит на ходу, и в его памяти отложатся основные моменты, которые понадобятся в дальнейшей жизни.

Развитие внимания

Чтобы развить внимание, умение логически мыслить и принимать решения, ребенку двух лет лучше всего попробовать пазлы. Яркие картинки различной тематики вы будете собирать вместе, эти занятия помогут активировать участки головного мозга, и малыш начнет думать, подбирать необходимые цвета, фигурки, которые нужны для общей картинки.

Для другого типа развивающих игр можно взять несколько видов игрушек и начать их изучать. Объясните ребенку форму и цвет игрушки, затем попросите его найти идентичную. Такой подход позволит вам развивать у малыша умение мыслить и правильно делать выбор.

Клуб Увлеченных Мам

Ребёнок в 2 года прекрасно развит физически. Он быстро бегает, любит прыгать, танцевать, преодолевать лестницу, шведскую стенку, играть с мячиком. И это просто замечательно: для ребёнка раннего возраста физическое развитие первостепенно. Но интеллектуальное развитие 2-летнего ребёнка тоже не стоит на месте. Малыш так активен, что его сложно удержать, он достаточно неусидчив, но он впитывает в себя как губка всё происходящее вокруг. А значит, стремительно развивается его память, внимание, речь и логическое мышление.

Логико-математическое развитие ребёнка в 2 года

Что уже умеет 2-летний малыш

  • Знает основные геометрические фигуры.
  • Различает понятия «один-много-мало-ни одного».
  • Правильно складывает пирамидку и матрёшку.
  • Собирает пазлы и разрезанные картинки из 2-4 частей. Некоторые дети собирают картинки из большего количества деталей.
  • Знает и различает основные цвета.

Как развивать логико-математическое мышление в 2 года

  • В игровой форме изучайте пространственно-временные понятия. Спрячьте игрушку и помогите малышу найти её, направляя его предлогами: «давай посмотрим, нет ли мишутки под кроватью/на кровати/за стулом/на нижней (верхней ) полке шкафчика».
  • Также малыш к 3 годам должен ориентироваться в понятиях «день, утро, вечер, ночь» и «сегодня, вчера, завтра». Укладывая ребёнка спать, вспомните с ним вместе, что вы делали сегодня утром, а что — вечером. Придумайте планы на завтра.
  • Предлагайте игры на сортировку. Вариантов очень много. Например, перемешайте карточки с изображениями фруктов и овощей. Скажите, что игрушечный зайчик любит овощи, а белочка – фрукты. Предложите малышу поделить правильно лакомства между игрушками.
  • Учите с ребёнком простой счёт. Не торопитесь показывать цифры. Считайте пальчики, пройденные ступеньки, машины на улице. Малыш, наверняка, умеет показывает пальцами, сколько ему сейчас лет. Выучите с ним, сколько ему скоро исполнится.

Речь ребёнка в 2 года

Как развита речь 2-летнего ребёнка

  • Стремительно обогащается словарный запас. Ребёнок активно использует 200-300 слов.
  • Улучшается произношение многих звуков.
  • Ребёнок может составить простые предложения с использованием прилагательных, наречий, предлогов и местоимений.
  • Малыш способен заканчивать строчки стихов, подпевать любимым песенкам.
  • К концу третьего года в речи малыша появляются вопросы. Всё чаще ребёнок комментирует происходящее вокруг.
  1. Читайте книги и рассматривайте картинки. Обязательно обсуждайте с ребёнком все детали, задавайте вопросы.
  2. Устраивайте домашние театральные представления. Сейчас в продаже много готовых настольных, пальчиковых, теневых театров. Но всё это можно сделать и самим. Сначала разыгрывайте сценки сами, постепенно предлагайте ребёнку роль кукловода.
  3. Работайте над речевым дыханием. Способность задерживать дыхание на выдохе очень важна для развития речевого аппарата. Выдувайте мыльные пузыри, дуйте в дудочки, устройте бурю в стакане воды с помощью коктейльной трубочки, дуйте на одуванчики, задувайте свечи. Кстати, дыхательные упражнения обладает и оздоравливающими свойствами: способствуют насыщению организма кислородом, стимулируют работу сердца, мозга, нервной системы.
  4. Играйте в простейшие речевые игры. Например, вы начинаете фразу, ребёнок заканчивает. «У нас дома есть красный…», «Я люблю играть в…». Можно начинать играть в игры типа «съедобное-несъедобное».

Развитие памяти и внимания в 2 года

В связи с активным развитием речи ускоряется процесс развития памяти. Запоминаемая информация становится более чёткой и осмысленной. Начинает формироваться долговременная память. Улучшается концентрация внимания.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Что способствует интеллектуальному развитию ребёнка в 2 года

  • Музыка . Давно доказано, что прослушивание классической музыки благотворно влияет на развитие интеллекта ребёнка. Если вы и раньше слушали с малышом классику фоном, попробуйте теперь рассказать ему под музыку сказку или историю, формируя тем самым ассоциативное мышление.
    2-летний ребёнок с удовольствием слушает детские песенки, быстро запоминает слова и подпевает. Многие дети с радостью занимаются логоритмикой, выполняя под музыку движения. Прекрасно подойдёт для этого музыка Железновых. О других методиках музыкального развития ребёнка можно прочитать .
  • Рисование . Ребёнок в 2 года уже не просто калякает что-то бесформенное на листе бумаги. Он осознанно рисует линии и круги. Пытается рисовать портреты близких людей. Пытается раскрашивать картинки, не выходя за границы. В 2 года можно предложить ребёнку занятия на дорисовывание. Например, вы рисуете кружок, а ребёнок добавляет лучики – получается солнышко. Или вы рисуете девочку, а на небе шарики. Малыша можно попросить к каждому шарику дорисовать ниточку до руки девочки.
  • Игры на развитие моторики . Не секрет, что упражнения на развитие моторики способствуют развитию речи, а соответственно и интеллектуальных способностей ребёнка. Предлагайте игры со шнуровками, нанизыванием, переливанием, пересыпанием. Играйте с сенсорными коробками. Лепите и делайте аппликации.
  • Ролевые игры . В 2 года ребёнок серьёзно увлекается ролевыми играми. Он укладывает спать и кормит кукол, играет в магазин, в поликлинику, в ресторан. И это прекрасная возможность развивать его интеллектуально. Старайтесь не вмешиваться активно в игру ребёнка, возьмите на себя эпизодическую роль и непринуждённо вносите в игру элементы развивающих занятий.

Интеллектуальному развитию ребёнка в 2 года отлично способствуют проведение тематических дней и недель. Это прекрасная возможность комплексно развивать малыша. На нашем сайте вы найдёте большую коллекцию

Вот уже позади второй день рождения. Как быстро растет малыш! К двум годам он стал совсем взрослым и приобрел множество новых навыков, которые с радостью демонстрирует. В этот период воспитание ребенка потребует от родителей еще большего терпения, спокойствия и умения.

Кризис в 2 года проявляется агрессией и истериками

Физические изменения

Развитие роста двухлетнего ребенка начинает замедляться и в среднем составляет около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5-3 кг.

  1. Изменяются пропорции тела: рост головы приостанавливается, зато начинается развитие и вытягивание нижних конечностей.
  2. Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает припухлость щечек и животика.
  3. Личико в два года теряет свою округлость, ножки становятся длинными и стройными.
  4. Исчезают «подушечки» с внутренней стороны стопы.
  5. Благодаря нарастанию упругости в мышцах тело ребенка становится схоже со взрослым.

Навыки и умения

Достигнув , ребенок умеет самостоятельно ходить и постепенно овладевает речью. Эти два навыка являются его главными достижениями. Освоение новых территорий вызывают огромные перемены в физическом и умственном состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия движения вперед не дает покоя малышу. Ему надо все увидеть и потрогать.


Ребенок в два года уже достаточно самостоятельный

Развитие подвижности будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет, и обеспечение возможности движения - одна из первых задач для родителей.

Умения, полученные в раннем возрасте, запомнятся навсегда. В два года мальчики и девочки уже способны:


Становление речи

В возрасте двух лет наблюдается активное развитие речи малыша. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз. Теперь ребенок способен не только задавать вопросы, воспользовавшись единственным словом, но и выстраивать небольшие предложения. В этот период очень важно больше разговаривать со своим непоседой, рассказывать истории и сказки. И ни в коем случае не следует коверкать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.

Ребенок в два года не всегда может ясно выразить свои желания словами. Надо набраться терпения, постараться выслушать его до конца и понять, чего кроха хочет.

Игры

Игры занимают одно из первых мест в воспитание. В два года у многих детей формируются навыки обращения с карандашами, пластилином и акварельными красками.

Чтобы ускорить развитие у детей мелкой моторики пальцев, можно научить свое чадо рисовать кисточкой или просто пальчиком, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном на стену комнаты.


В два года с малышом можно играть ролевые игры

В песочнице, девочки и мальчики двух лет уже способны не только копать ямку. Они смогут слепить куличики, если их этому научить, или проложить дорогу для машинки. Дома можно попробовать игру с куклой - купать ее, кормить, укладывать спать. Девочки особенно любят такие игры. В процессе игры происходит воспитание таких качеств, как любовь и забота. Попутно изучаются обычные повседневные предметы: мыло, мочалка, полотенце.

В возрасте двух лет и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, им нравится вытаскивать из-под стула закатившийся мячик, или играть в прятки. Можно попробовать вместе отгадывать несложные загадки. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им с ответом, хорошо сделать большие рисунки, изображающие предмет или животное, которое требуется отгадать и в случае затруднения показывать. Здесь происходит развитие памяти и смекалки.

Но, занимаясь с ребенком двух лет, всегда нужно помнить, что в два года дети не могут выполнять одни и те же действия длительное время. Им трудно усидеть на одном месте более получаса, поэтому все занятия должны быть ограничены по времени.

Кризис двухлетнего возраста

Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.


Истерики в два года - обычное явление

Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.

Характер поведения в переходный период

Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.


Истерика в магазине за игрушкой

Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.

Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.

Причины изменения поведения ребенка

Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.


Проверка границы дозволенного

В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.


Негативизм в два года

Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.

Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.


Истерика - это требование внимания

Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.

Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.

Разрешение кризисной ситуации

Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.


Советы родителям

Многим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.

Родителям надо установить, что разрешено и чего, напротив, делать нельзя, и всегда следовать принятым правилам.

Если возникла кризисная ситуация, и малыш не хочет выполнять просьбы старших, надо успокоиться и твердо пояснить, почему требования не будут выполнены. Если истерика не прекратится, не стоит продолжать спор, а просто надо выйти из комнаты. Оставшись один, ребенок быстро успокоится и снова начнет общение.