Рисование с чего начинается родина подготовительная группа. Рисование в подготовительной группе, тема " с чего начинается родина". I этап - подготовительный, включает в себя

Cветлана Cулакина

(оформление коллективного альбома)

Интеграция образовательных областей :

«Социально - коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно – эстетическое развитие» .

Задачи. Создать условия для отражения в рисунке представления о городе Саранск, как об одном из уголков своей Родины . Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору) . Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины .

Предварительная работа. Беседа о Родине на занятии по познанию окружающего мира. Фотографии и открытки с видами города Саранска. Оформление обложки для коллективного альбома С чего начинается Родина ?

Материалы, инструменты, оборудование. Альбомные листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков; восковые мелки; простые карандаши, ластики. У воспитателя обложка и основа для будущего альбома С чего начинается Родина ?

Используемая литература : Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий , методические рекомендации. Подготовительная к школе группа . - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА.

Воспитатель читает детям стихотворение Татьяны Боковой «Родина »

Родина слово большое , большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира :

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый , родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина .

Звучит песня «С чего начинается родина (муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского) .

Воспитатель : Ребята, с чего же начинается Родина для автора этого песни?

Дети : с друзей, с букваря, с маминой песни, со скамейки у ворот, дороги, берёзки…

Воспитатель : А с чего начинается Родина для вас ?

Дети : с дома, родителей , сказок, детского садика…

Воспитатель : Родина – это место , где ты родился , вырос, где живут твои друзья, твоя семья. Это твой город, твоя страна, природа, что окружает тебя.

Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? Дети : Россия

Воспитатель : Да, наша Родина – Россия .

Воспитатель : А как называется главный город в нашей стране?

Дети : Москва

Воспитатель : Мы с вами живем в великой стране России, и всех нас объединяет одна Родина . Но у каждого из нас есть своя малая родина , это то место где ты родился живешь . В каком городе мы с вами живем?

Дети : в городе Саранск.

Воспитатель : Правильно, наша малая родина – это город Саранск . Столица республики Мордовия.

Что есть интересного в нашем городе? Ответы детей.

Что мы видели на экскурсиях и прогулках?

Какие интересные события из жизни нашего города вы можете вспомнить? (Свободные высказывания детей.)

Воспитатель : Давайте мы с вами, нарисуем, где и как мы живём. Каждый нарисует свою картинку, например : свой дом или свою улицу, наш детский сад или парк, пруд или речку, театр или просто магазин, в который выходите вместе с мамой. А потом из этих картинок мы все вместе, составим альбом

«С чего начинается Родина

Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает договориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или вертикально) .

Физминутка.

Дети рисуют по замыслу. Воспитатель уточняет представление детей о том, что в сюжете образы так или иначе связаны между собой : по смыслу, по размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе, по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом) . Рисунки, дети складывают в альбом под обложку.

После занятия. Дети завершают оформление альбома «С чего начинается Родина и составляют рассказы из личного опыта.






МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15

Конспект НОД в подготовительной группе на тему:

«С чего начинается Родина»

Подготовила:
воспитатель Ульянова Ирина Николаевна

Цель:
способствовать воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родному городу, гордости за свою Родину.
Задачи:
 Уточнить и расширить знания детей о понятиях Родина, малая Родина;  Познакомить с историей Острогожска, с символикой герба города;  Продолжать учить детей находить прекрасное в работах великих русских художников;  Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность.
Образовательная область:
художественное творчество (рисование)
Интеграция с образовательными областями:
коммуникация, познание, музыка, физическая культура, социализация.
Предварительная

работа:
рассматривание открыток с изображением памятных мест города Острогожска; посещение различных выставок музея им. Крамского; беседы о Родине, родном крае; знакомство с картой России.
Оборудование:
карта России; гербы разных городов Воронежской области; репродукции картин русских художников: А. Саврасов «Грачи прилетели»; В. Поленов «Заросший пруд»; К. Ф. Юон «Купола и ласточки» и др.; открытки с изображением памятных мест г. Острогожска; музыкальная композиция «С чего начинается Родина» (исполнитель: Марк Бернес, слова М. Матусовский, музыка В. Баснер); листы бумаги, загрунтованные для техники «Граттаж», зубочистки на каждого ребёнка; проектор; ноутбук; презентация на тему «История города Острогожска».
Ход НОД:

(Воспитатель и дети стоят около доски полукругом).

В:
На этой карте не найдёшь Тот дом, в котором ты живёшь. И даже улицы родной Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём Свою страну – наш общий дом! (В. Степанов)
В:
Ребята, что висит у нас на доске?
Д:
У нас на доске висит карта.
В:
Какая карта? Карта чего?
Д:
Карта страны, карта России.
В:
Какие интересные ответы я услышала. Да, это карта нашей страны. Как называется страна, в которой мы живем?
Д:
Страна, в которой мы живем - называется Россия.
В:
Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте посмотрим на карту. Что мы видим на ней?
Д:
На карте я вижу Россию, реки, точки.
В:
Карта может многое рассказать о нашей стране. Россия – это большое и сильное государство. Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. В России очень много рек, гор, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, то на другом – начинается утро. На одной стороне может идти снег, а на другой - может припекать солнышко. Вот какая большая наша Россия.
(Дети садятся на стульчики)

В:
А теперь потихоньку садитесь на свои места. Послушайте стихотворение «Необъятная страна». Если долго - долго – долго В самолёте нам лететь, Если долго - долго – долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна, И поймём тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна. (В. Степанов) Автор этого стихотворения говорит, что Россия – это наша Родина. Что такое Родина? Как вы понимаете это слово Родина?
Д:
Слово Родина означает страна, в которой мы живём.
В:
Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна. Давайте нарисуем круг такой же, как наша Россия. Какой круг у нас получился?
(рисует большой круг)

Д:
У нас получился круглый, большой, красивый круг.
В:
Правильно - большой, значит и Россия это наша большая Родина.
В:
Но, у каждого есть и своя малая Родина. А как вы понимаете, что же такое малая Родина?
Д:
Я думаю, что малая Родина это дом, в котором я живу, это мои родители, деревня, город. Это тот уголок земли, где мы выросли, где находится наш родной дом.
В:
Ребята, а где ваша малая Родина?
Д:
Моя малая Родина здесь, в Острогожске.
В:
Большинство из вас родились здесь, значит это ваша малая Родина. Наш родной город Острогожск. Как вы думаете, какой надо нарисовать круг, чтобы изобразить наш город на карте России?
Д:
Нам надо нарисовать маленький круг.
В:
Правильно мы должны нарисовать маленький кружок, точнее поставить точку
. (Рисует маленький кружочек)
Мы с вами сделали макет нашей Родины, где видно, что малая Родина это маленькая часть от нашей большой Родины – России.

В:
У каждого человека есть малая Родина, город или село где он родился и вырос. А как называют жителей нашего города Острогожска?
Д:
Острогожцы
В:
Давайте поиграем: я буду называть город, а вы как называют людей, живущих в нем. Моим помощником в игре будет мяч.
(Дети встают в круг)

В:
Приготовились! Как можно одним словом назвать жителей города  Москва – москвичи;  Воронежа – воронежцы;  Белгорода - белгорОдцы;  Волгограда – волгоградцы;  Новгорода – новгорОдцы;  Сочи – сочинцы.
(Дети садятся на стульчики)

В:
Ребята, а хотите узнать, почему наш город называется Острогожск и как он появился? Тогда садитесь поудобней слушайте и смотрите.
(Презентация)

«История города Острогожска»

Было это давным-давно: по указанию царя на берегу реки Тихая

Сосна был построен Острог – деревянная крепость, чтобы

обороняться от врагов (слайд).

А река, которая протекала в городе, называлась Острогоща (слайд)

Отсюда и получил своё название наш город.

Главным занятием жителей крепости было земледелие, что

отразилось на гербЕ нашего города. Он представляет собой зелёный


щит, в центре которого золой сноп. Он является символом богатства

нашей земли (слайд).

Трудная и героическая доля выпала нашему городу в годы Великой

Отечественной войны. Очень долго он находился в немецкой

оккупации. Многие здания были разрушены (слайд). Среди жителей

нашего города, было очень много героев, в память о которых сейчас

зажгли вечный огонь и создали аллею героев в городском парке (слайд).

Сейчас в нашем городе строится очень много новых, современных

зданий бассейн «Жемчужина», Физкультурно-оздоровительный

комплекс и др.

В разное время в нашем городе жили такие знаменитые люди как:

известный во всем мире художник И. Н. Крамской (слайд); Детский

писатель С. Я. Маршак (слайд); великий космонавт А. В. Филипченко

(слайд) и многие другие.

В:
Ребята, есть такая пословица «Что ни город, то норов». Вы знаете, что она означает?
(Ответы детей)

В:
Да, действительно, нет двух совершенно одинаковых городов, каждый чем-то отличается от других. В каждом городе есть свои герои, свои достопримечательности. И у каждого города есть свой отличительный знак – герб. А что изображено на гербЕ нашего города?
Д:
Герб города Острогожска представляет собой зелёный щит, в центре которого изображён жёлтый сноп. Он является символом богатства нашей земли.
В:
Давайте поиграем.
Д/и «Узнай наш герб».

(Воспитатель снимает с доски карту под ней висят в ряд гербЫ

разных городов)

В:
Ребята, назовите, какой по счёту герб Острогожска?

Д:
Герб Острогожска 3-й по счёту...
В:
Закрываем глаза (меняет)
3 раза

В:
Наш город очень красивый, в нем много интересных, памятных мест - достопримечательностей. Вы их знаете, ребята? Сейчас проверим. Я приглашаю вас на экскурсию по нашему родному городу. Садитесь в автобус.
Д/и «Экскурсия по родному городу»

(Дети встают, становятся парами, впереди «шофёр» держат в руках

руль)

Д: (бегут по кругу, поют)
Все мы – пассажиры Едем не в машине Нас везёт автобус, Дружно смотрим вдаль. Вместе нам не тесно, Всё так интересно. Гражданин-водитель, Жмите на педаль! (сл. и музыка Ю. А. Агеевой)
В: (показывает красный кружок )
Стоп! Машинам красный свет Дальше вам дороги нет!
(показывает Ворота городского сада)
Посмотрите-ка в окошки, И подумайте немножко: Что это перед вами? Куда мы приехали?
Д:
Это ворота на входе в городской парк.
В:
Правильно, молодцы!
(показывает зелёный кружок)


Свет зелёный зажигаю и вас дальше пропускаю
Д: (бегут по кругу под музыку)
...
Памятник А. С. Пушкину; вечный огонь, последняя остановка музей им. Крамского.
В:
Выходим из автобуса, заходим в музей, там сегодня выставка картин русских художников.
(«заходим в музей» встаём возле картин)

В:
Все люди любят и всю жизнь помнят свою малую Родину. Люди выражают восхищение красотой своего родного края в стихах, в песнях, а как ещё можно это сделать? Правильно, ещё можно нарисовать. Посмотрите как художники рисовали свой родной город или село
(рассматривание картин)
 Здесь художники передали красоту улиц родного города;  на этой картине художник К. Юон показал красоту города с высоты птичьего полёта, если бы мы были птицами, то увидели бы наш город именно таким: крыши – крупным планом, а людей, деревья очень маленькими;  а это любимое место отдыха художника Поленова - Заросший пруд;  а здесь художник показал красоту ночного города.
В:
А вы, ребята, любите свой город? А давайте, мы тоже выразим нашу любовь к родному городу с помощью рисунка. Только я предлагаю вам нарисовать красоту ночного города Острогожска. Ночью город может быть красивым? Чем? А сделаем мы это в необычной технике рисования, которая называется «граттаж» или «цап-царапки». Мы уже рисовали, помните что? А что нам для этого нужно?
Ответы детей.

В:
Тогда проходите за столы и начинайте рисовать. Можно нарисовать улицу, на которой вы живёте, своё любимое место в городе: парк и т. д.
Показать примеры.

(дети под музыку рисуют 10 мин)


Воспитатель вывешивает работы на доске, дети любуются.

В:
Посмотрите какой красивый вид города у нас получился. Ребята, о чём мы сегодня разговаривали? (о малой родине - Острогожске). Что нового вы узнали? (о том, почему город так называется...); Что вам понравилось больше всего? На этом всё, спасибо!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №50 «Огонёк».

141860 МО, Дмитровский район, посёлок Икша, ул. Комсомольская, д. 15

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С Чего начинается Родина» (Подготовительная группа)

Подготовил воспитатель: Тимошина Дарья Борисовна

2015-2016 учебный год

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С Чего начинается Родина»

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…»

М. Матусовский

Актуальность.

Малая Родина. У каждого человека она своя. Край, где родился и вырос - именно это необходимо каждому человеку. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.

Знакомство детей с родным посёлком: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного посёлка, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;

3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города, района;

4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном районе, городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

Формы работы с детьми:

Непосредственно образовательная деятельность;

Тематические беседы;

Календарные праздники;

Развлечения, досуги;

Пополнение развивающей среды,

* выставки детских работ, семейных коллекций

Ожидаемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

Освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

Расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;

Расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

Сформированности системы понятий духовных семейных ценностей,

самовыражение творческих способностей детей;

Обогащение знаний детей о музейной культуре;

Сформированности элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

Повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

Активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.

Обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.

Развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;

Сформировано желание сотрудничества с детским садом;

Укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

Целевые участники проекта:

Дети подготовительной группы (6 -7 лет).

Родители воспитанников.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

1. Беседа с родителей

2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края, города, района,

II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).

III этап - итоговый, включает в себя:

1. итоговое диагностирование детей (беседа)

2. Беседа с родителями родителей.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, трудовая деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

3.Этап

Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь

    Беседа «Что я знаю о своей семье»,

    Выставка детских рисунков «Моя семья»;

    Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

    Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;

Октябрь

    Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

    Изготовление поделок на день Матери.

    Участие в субботнике по уборке территории детского сада.

Ноябрь

    Беседа: «История и достопримечательности посёлка Икша»

    Фотовыставка «Осень в нашем посёлке»

    Конструирование: «Улицы нашего посёлка».

    Выставка рисунков: «Осенняя природа».

    Беседа: «Любимые места в районе»

    «О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

    Составление рассказов «Биография моей улицы»

Декабрь

    Беседа: «Инфраструктура посёлка Икша».

    Беседа: «Спорт, культура и отдых в Икше».

    Беседа: «Самые главные профессии людей, занятых на производстве» (устный рассказ)

    Чтение художественной литературы: «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях). «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

    Беседа: «Спорт в родном районе».

    Конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».

Январь

    Беседа: « Моя малая Родина! Что это?»

    Выставка фотографий природа посёлка Икша

    Беседа «Что такое парки»

    Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

    Заучивание стихов о малой Родине.

Февраль

    Беседа «Изучаем памятные места нашего посёлка»;

    «Если бы я был главой посёлка, что бы я сделал для Икши?» - беседа-рассуждение

    Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»

    Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,

    Рисунки «Они защищали нашу Родину»

Март

    Рассматривание иллюстраций посёлка Икша.

    Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка)

    Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)

    Рисунки на тему: « Мой родной посёлок» .

    Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым посёлка Икша.

    Беседа: «Жемчужина России – посёлок Икша»

Апрель

    Беседа: «Известные люди посёлка Икша»

    Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

    «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»

    Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного посёлка;

    Отгадывание загадок и ребусов о животных области;

    Дидактическая игра: «Кто где живет?»

    Лепка животных и птиц области;

    «Конкурс знатоков флоры и фауны посёлка Икша

    Изготовление гербария лекарственных растений области;

    Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;

    Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям;

    КВН «Знатоки родного края»

    Формы проведения:

    Рассказ о детях-героях войны;

    Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

    Итоговое занятии: Беседа « Мой любимый посёлок»

Задачи:

Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства, памятных местах, местах отдыха, занятий спортом, как одном из «уголков своей Родины».

Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору).

Развивать изобразительные умения детей, творческое воображение, способности к композиции.

Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины.

Материалы, оборудование, инструменты:

Белые листы бумаги, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, фотографии г. Одинцово, открытки, рисунки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок, открыток с изображением мест отдыха, занятий спортом, городского совета. Беседы о родном городе. Экскурсии с родителями по улицам города, посещение детских площадок, городских праздников.

Воспитатель включает детям запись первого куплета песни «С чего начинается Родина».

После прослушивания песни педагог проводит краткую беседу на тему:

Дети, как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас?

Ответы детей.

Да, дети, вы хорошо и правильно говорили, что Родина для вас – это место где вы живете, где живут ваши родители, друзья, детский сад.

В какой стране мы с вами живем? (в России).

В России много городов. Назовите города, которые вы знаете. (Ленинград, Сочи, Тула, Чехов, Ярославль, Казань и т.д.).

Какой самый главный город? (Москва) – столица нашей Родины.

В России живут люди разных национальностей (русские, белорусы, украинцы, татары, узбеки и др.).

Все кто живет в России и имеет российский паспорт – россияне.

Как называется город, в котором мы живем? (Одинцово)

Что интересного есть в нашем городе? (Дворец спорта, Ледовый дворец, Детский парк, Галерея, Новые магазины, почта, школы, детские сады, детские площадки)

Город очень красивый, много цветов, деревьев.

У каждого города есть свой флаг и герб. Какой наш герб и флаг?

В нашем городе проходят разные праздники: «День молодежи», «День города» и др.

На большие праздники – праздничный салют.

Давайте мы с вами нарисуем, где и как мы живем. Например: свой дом, свой сад, парк. А может кто-то захочет нарисовать Красную площадь и праздничный салют.

Вначале нарисуем землю, где будет стоять дом или будут расти деревья. Затем нужно решить, где и что вы будете рисовать.

Дома прочные, красивые, стены ровные.

Главные части дома: стены, крыша, двери, окна.

Крыши бывают : плоские, покатые, треугольные, в форме трапеции.

Окна могут быть : круглые, квадратные, прямоугольные.

Для рисования контура предложить детям простые карандаши. После этого раскрашиваем весь рисунок целиком, начиная с самых крупных частей и заканчивая мелкими деталями.

Напомнить детям, что штриховать предметы нужно ровно используя разный нажим карандаша. Затем обвести контур предметов ярче в тон штриховки.

После окончания занятия вывесить детские работы и рассмотреть.

Какие разнообразные рисунки вы нарисовали. Видно как вы любите свою Родину, свой город.

Отметить кому из детей что лучше удалось изобразить в рисунке (небо яркое, красочный салют, красивые деревья, расположение предметов в рисунке и т.д.).

Мы еще много будем рисовать, рассказывать и читать о нашей Родине, городе.

Среди мрачных мыслей и черных предчувствий, оккупирующих голову и душу при знакомстве с детскими рисунками, собранными активистами «Сути времени», есть все-таки одно светлое пятно, луч надежды на то, что еще не вечер. Это рисунки на тему «Моя страна». Все же дети, особенно маленькие, не смотрят новости по телевизору, а также другие «познавательные передачи» типа «Дежурная часть». И поэтому не подвергаются еще массированной пропагандистской обработке, которой подвергаются взрослые, уже 20 лет как подсевшие на бесконечный сериал «Где найдешь страну на свете гаже родины моей?».

Конечно, это еще впереди - они вырастут, повзрослеют и, возможно, тоже станут смотреть этот сериал - если к тому времени у врагов России не отпадет необходимость его показывать - в результате отсутствия самой России. Но сейчас они свободны от вражеского воздействия хотя бы в этой сфере - формирования образа своей страны и, следовательно, формирования собственной идентичности.

И образ Родины формируется у наших детей так же, как и у всех детей мира во все времена: из образов жизни семьи, детских игр, прогулок и поездок с родителями, привычных пейзажей и необычных пейзажей, из детских книг и школьных уроков.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Очень интересно наблюдать, как с возрастом (или взрослением) расширяются границы картины мира детей - это очень хорошо видно по их рисункам.

Совсем маленькие дети чаще всего воспринимают «страну» как свой дом, свою семью, своих друзей. «Моя страна - все люди, которых я знаю», - написано на одном из рисунков.

Потом границы мира расширяются: свой дом оказывается вписан в пейзаж - деревенский или городской. Потом начинают рисовать уже не свой дом, а свою деревню, свой город - и это теперь «моя страна». И затем появляются очень показательные «просто пейзажи» - характерные черты окружающего ландшафта и природы становятся для детей основой идентичности, образа «своего», образа Родины. Поразительно, но во многих рисунках детей видны прямо-таки левитановские сюжеты и мотивы! - как будто бы все они насмотрелись на картины великого русского пейзажиста. А ведь нет! - просто дети и Левитан - соотечественники, у них общая Родина.

Потом к образам, непосредственным впечатлениям прибавляется еще и образование - границы снова раздвигаются - и дети начинают рисовать карты России и виды страны из космоса - на шарике Земли.

А затем наступает время символического освоения понятия «моя страна»: Кремль (у нас 227 рисунков с Кремлем, включая 2 смоленских и 1 нижегородский), церкви как символ России, государственная символика (характерно, что флаг встречается довольно часто, а вот герб - практически отсутствует), и - березы. Огромное количество берез, которые дети сознательно используют как символ нашей страны: они рисуют березы не только в пейзажах, но и в сюжетах, которые совсем их не предполагают.

И только потом - и это очень редко - появляются рисунки, связанные с властью: Путин, просто Президент, какое-то заседание, где выступает Президент...

Общее распределение сюжетов рисунков на тему «Моя страна» выглядит следующим образом:

Главная тема %

Города и села 25%

Пейзажи 17%

Дома и дворы, детские площадки 11%

Земной шар или глобус 8%

Сюжетные рисунки 4%

Флаг и герб 4%

Семья и друзья 2%

Президент 0,3%

Основа представления %

Место жительства 36%

Символ 23%

Пейзажи 17%

Географическое представление 15%

Национальные достижения 5%

Фантазия 4%

Помните песню из фильма «Щит и меч»? Разглядывая детские рисунки, понимаешь, как точно Михаил Матусовский отразил в своих стихах формирование российской идентичности.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина?..

Что же касается клятвы... Хотелось бы, чтобы она была принесена.

Пока же, хоть рисунки страны внушают много больше оптимизма, чем рисунки героев и будущего, все же надо признать, что это - результат своего рода идеализации образа страны в детском сознании, которую, к сожалению, очень легко подорвать и разрушить. Глядя правде в глаза, надо сказать, что эти же дети - авторы собранных рисунков - всего через несколько лет с большой вероятностью растеряют весь свой идеализм, превратятся в фанатов каких-нибудь зарубежных поп-групп, будут поглощены потребительством, жадностью, завистью, несвободой, станут мечтать о том, чтобы уехать из «рашки»…

Но пока... они еще дети. И любят свою страну бескорыстно, радостно и вполне самостоятельно. И всеми силами стараются эту любовь «оправдать». (Что демонстрирует, что и до них докатываются волны ведущейся против народа России информационно-психологической войны. Конечно, основная цель этой войны - взрослые: 25 лет уже идет непрерывная пропагандистской кампании по дискредитации СССР, направленная на обесценивание утраты великой страны и углубление кризиса национальной идентичности, вызванного этой утратой. Но дети пока активно не хотят этого всего знать.) Россия в рисунках детей предстает в исключительно позитивном, жизнеутверждающем свете.

Поразительно, но только в 3 рисунках из более чем 2000 присутствует хоть какое-то негативное содержание: это нападение на страну паука в рисунке 5-летней девочки, арест террориста с гранатой около Кремля в рисунке 9-летнего мальчика и подготовка к войне с Францией. Все остальные рисунки либо формальны, либо очевидно позитивны и даже идеализированы. Детское сознание не может примириться с навязываемыми оценками убогости и отсталости своей страны так же, как до определенного возраста ни один ребенок не признает, что его мать не самая красивая на свете.

Из какого же материала дети строят свои позитивные образы России (дети, а не взрослые, рожденные в СССР)? Из используемых «строительных материалов» в современной России произведены только спортивные достижения, изображенные на двух рисунках, трое Путиных и одни выборы! Весь остальной «позитив» не имеет совсем никакого отношения к сегодняшней России и делится на 4 группы:

1) природа (грибы, рыбалка, животные), семья, друзья;

2) советское наследие - космос, Победа, лозунги («Мир во всем мире!», «Миру мир!»), кремлевские звезды, братство народов (как оно изображалось в садово-парковой скульптуре: негр, китаец и русский), памятник Ленину;

3) фантастическое будущее (небывалые города с летающими домами, новым транспортом и летающими тарелками);

4) национальная история и культура: национальный костюм, памятники архитектуры (Кремли и православные храмы).

Очень интересно, что православная тематика оказалась очень тесно связанной с советской. В группе детей, которые в рисунках страны рисовали храмы, в рисунках героя гораздо чаще, чем у других детей, встречаются космонавты (именно СССР), а в рисунках будущего гораздо чаще изображаются фантастические города и космические путешествия.

Скажем больше. Во многих современных социологических исследованиях (с глубоким удовлетворением) подчеркивается, что роль советских ценностей и стереотипов в ощущении себя русским и гражданином России носит остаточный, рудиментарный характер и проявляется главным образом у старших поколений. Но по нашим данным этот вывод не подтверждается даже для детей младшего школьного возраста, рожденных через 10-15 лет после распада СССР: роль советских образов и символов очень значима для них, что проявляется как в рисунках страны, так и в рисунках героев и будущего.

Главные советские достижения национальной истории - Победа, Атом и Космос - являются важнейшими и неустранимыми слагаемыми национального самосознания, актуальность и роль которых будет только возрастать в связи усилением напряженности вокруг грядущей войны «за русское наследство».

Что же касается роли современной России, то можно сделать очень важный и вполне обоснованный собранным материалом вывод: вклад современной, постсоветской эпохи в формирование национальной и гражданской идентичности наших детей близок к нулю. То есть за почти уже четверть века не было создано ничего, что могло бы служить основанием для построения образа страны - даже для очень маленьких детей.

У этой «медали» (которой вполне по праву может быть награждена современная Россия), как и у любой, две стороны. Хорошо, что ложные, пустые и лживые «месседжи» нашей действительности и пропаганды не воспринимаются нашими детьми. Плохо, что формируемая в этом духовном вакууме национальная идентичность - свято место пусто не бывает! -- слаба, неустойчива и потенциально легко подвержена враждебным воздействиям. И если не произойдет резкого изменения национальной политики, то и это поколение граждан, пока еще светло и открыто любящих Родину, будет потеряно для России.

Не хотелось бы заканчивать наше краткое описание исследования рисунков детей, проведенного Движением «Суть времени», на это пессимистической ноте. Поэтому давайте обратим внимание на еще один, чрезвычайно важный вывод. Под толщью нашей «нормальной» жизни: потреблятства, поддельной политики, пропаганды, бесконечного забалтывания всего и вся, есть другой, тихий (и часто внесознательный) уровень существования - повседневной семейной жизни, работы, ежедневных забот... И на этом уровне Россия сохраняется (и охраняется), она жива. И никакие штормы «на поверхности жизни», какими бы громкими и страшными они ни были, пока не смогли с этим ничего сделать. А раз страна жива - не все еще потеряно!

Юлия Крижанская