Занятия с дошкольниками на тему эмоции человека. Конспект открытого занятия на тему: "В мире эмоций". Занятия по развитию речи

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  • Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
  • Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
  • Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
  • Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
  • формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
  • формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
  • упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Состав группы:

Возраст участников: 5 – 6 лет.
Кол-во детей в группе: 6-8 человек
Продолжительность занятия: 30 минут.

Материал для занятия:

  • «Волшебный клубочек»;
  • Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.
  • Магнитная доска; Человечки-эмоции;
  • Бумага для рисования, карандаши;
  • Детские стулья по числу детей;
  • Зеркало;
  • Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки;

Использованные технологии занятия:

  • Сопровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»;
  • Элементы здоровьесберегающей технологии
  • Игры с песком.
  • Психогимнастика.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
– проведение психологических игр и упражнений

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
– Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.
Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций)

– Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
– Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)
– Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (ответы детей)
– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции» . Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:

Наш волшебный поезд
Всех друзей вперед увозит…

(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)

1 остановка. «Поляна Радости » (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
-А какое у него настроение?
-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

Например:

«Радость - это когда все радуются, всем весело».
«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - когда у всех».
«Радость - это когда у всех праздник».
«Радость - это когда никто не плачет. Ни один человек».
«Радость - это когда нет войны».
«Радость - это когда все здоровы».
«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

– А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.
(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги - проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).

Психогимнастика « Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.

-Ребята, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.

Дети мысленно передают друг другу радость.

2 остановка. « Остров Грусти»

Что такое грусть?
-Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)
Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица… Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)
А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)
Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)
На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

3 остановка. « Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)
Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)
А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.
Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
-Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

– А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

4 остановка. «Гора Злости»

Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)
-Как вы догадались?
-Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.
-Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.
-Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.
– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.
Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.
Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
Мамы злятся, когда опаздывают на работу.
Мамы злятся, когда кушают мороженое.
Мамы злятся, когда на них кричат.
Мамы злятся, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.
Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».
Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.
Мамы злятся, когда их любят.
-Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение «Закончи предложение».

Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (высказывания детей записываются).
-Я злюсь, когда… и т.д.
– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)
Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия. Беседа с детьми:

И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.
На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания.

Вероника Балашова
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Эмоции и чувства»

"Эмоции и чувства "

Цель : выявить имеющийся у детей запас знаний об эмоциях и чувствах

Образовательные задачи :

познакомить детей с миром эмоций и чувств ;

познакомить детей с отличительными особенностями эмоций

учить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

учить детей передавать заданное эмоциональное состояние , используя

различные выразительные средства (мимика, жесты, цвета) .

Коррекционно-развивающие задачи :

развивать словарный запас детей ;

развивать высшие психические функции детей (внимание, мышление) ;

развивать общую и мелкую моторику;

развивать правильное речевое дыхание;

развивать мимические движения ;

развивать выразительность речи.

Воспитательные задачи :

воспитывать интерес к достижению результата в выполняемой работе;

формировать групповую сплоченность.

Оборудование : карточки с изображением эмоциональных состояний (злость, радость, удивление, страх, грусть) ; картинка (Красная Шапочка) ; картонные заготовки (дорога, круги, домики) ; ткань; разрезная картинка (удивление) .

Лексико-грамматический материал : стихотворение («Чувства » ); загадка («Красная Шапочка» ); физкультминутка («Отдых» ); релаксация («Лентяи» ).

Музыкальный материал : спокойная музыка; М. Меерович «Песенка про Африку» ; И. Кореневская «Осенью» .

Ход занятия

A. Организационный этап

Здравствуйте, ребята, я рада встрече с вами. Сейчас мы сядем в кружок и возьмемся за руки. Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие ко мне не вернется по кругу, но уже слева. (Проводится игра «Приветствие» ).

B. Основной этап

1. Введение в тему занятия

Ребята, вы любите путешествовать? (да) . Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в одну Сказочную страну. А в какую страну, вы узнаете чуть-чуть попозже. Но чтобы мы не сбились с пути и познакомились со всеми красотами и со всеми жителями этой страны, нас будет сопровождать один сказочный герой. Угадайте, кто он?

В гости к бабушке пошла

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил.

Обманул и проглотил (Красная Шапочка) .

Правильно, это Красная Шапочка. (Показывается картинка с изображение Красной Шапочки) . Сегодня она будет нашей проводницей в Сказочную страну. А теперь самое время узнать, по какой же Сказочной стране мы с вами будем путешествовать на занятии .

2. Сообщение темы занятия

Послушайте внимательно стихотворение :

Бывают чувства у зверей ,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения, на всех

Нас настроение.

Кто веселится!

Кто грустит?

Кто испугался!

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

О чем говорится в этом стихотворении? (об эмоциях , о настроении) . Про какие эмоции говориться в стихотворении? Давайте, мы их назовем (веселье, грусть, испуг, сердитость) . Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии , в какую страну мы отправимся вместе с Красной Шапочкой? (мы отправимся в страну «Эмоций » ). Правильно, ребята.

3. Актуализация знаний по теме занятия

Ребята, а вы знаете, что же такое эмоции ? (ответы детей ) . Эмоции – это выражение нашего отношения (чувства ) к происходящему вокруг нас или внутри нас. Но прежде чем отправиться в путешествие, Красная Шапочка предлагает нам набраться сил и поиграть в одну очень увлекательную игру, которая называется .

4. Игра «Раз, два, три, настроение, замри»

Сейчас я вам буду показывать картинки с изображениями различных эмоций человека (грусть, обида, радость, злость и т. д) . А ваша задача изобразить на своем лице настроение, которое будет показано. Сделать это необходимо по команде : «Раз, два, три, настроение, замри» . (Проводится игра «Раз, два, три, настроение замри» ).

5. «Путешествие в Сказочную страну»

А теперь мы с вами можем отправимся в путешествие в Сказочную страну «Эмоций » . Это удивительная страна. Там есть реки, горы, темные дремучие леса и залитые солнцем луга, есть топкие коварные болота. (Выгладывается три дороги из картонных заготовок) . В эту страну ведут три дороги. Одна из них похожа на реку : тихая, спокойная, помогает быстро достичь страны, но самая длинная, но она не дает большой силы в Сказочной стране «Эмоций » . (Выкладывается ткань, имитируя реку) . Вторая дорога проходит через топкие болота. Она короче первой, но более сложная и опасная, она дает больше силы, чем первая дорога. (Выкладываются картонные круги, имитирующие кочки в болоте) . Третья дорога самая короткая, но и самая опасная. По ней в Сказочную страну «Эмоций » отправляются самые смелые путешественники. Она дает больше всего сил в Сказочной стране. Давайте и мы выберем, по какой дороге в страну «Эмоций » отправиться каждый из нас. Мы с Красной шапочкой отправимся по третьей дороге. А вы? Выберите себе дорожку и пройдите по ней пальчиками. (Дети самостоятельно выбирают дорожку) . Вот мы пришли в Сказочную страну «Эмоций » . (Выкладываются домики) . Красная Шапочка говорит, что жители Сказочной страны «Эмоций » любят общаться и играть с путешественниками, гостями своей страны. Давайте скорее с ними познакомимся. Веди Красная Шапочка нас к первому жителю. (Имитируется стук в дверь) .

6. Радость

Здравствуйте, меня зовут Радость! (Показывается картинка с изображением радости) . Я так люблю смеяться, веселиться, танцевать, слушать музыку… Когда я появляюсь, все вокруг расцветает, становится ярким, красочным, весенним. Воздух наполняется пением птиц, запахом цветов… Ребята, давайте проверим, правду ли нам рассказывает про себя Радость. Красная Шапочка приготовила для вас вот такую интересную игру. Она предлагает вам превратиться в обезьянок и потанцевать под музыку. (Провидится игра «Веселые обезьянки» под музыку : М. Меерович «Песенка про Африку» ). Ребята, вам было весело? Значит, правду нам Радость рассказала про себя? Красная Шапочка, пойдем дальше, познакомь нас с другими жителями этой чудесной Сказочной страны. (Имитируется скук в дверь) .

Ох, ах, ох, ах… Меня зовут Грусть. (Показывается картинка с изображение грусти) . Мой приход сопровождается дождиком, слякотью, лужами, ветром, который свищет по садам. Светлая, печальная, кружусь, скучаю, слезы роняю, о тоске напоминаю… Ребята, а у нас, наверно, тоже бывает грустное настроение. Расскажите. Сейчас мы будем передавать из рук в руки друг другу мяч, и рассказывать свои грустные истории. (Проводится игра «Грустная история» под музыку : И. Кореневская «Осенью» ). Например, Красная Шапочка говорит, мне было грустно, когда заболела бабушка; мне грустно, когда я сижу дома одна… Молодцы, ребята. Давайте мы не будем грустить, а всегда будем радоваться. Итак, отправляемся дальше. Красная Шапочка, куда нам дальше идти?

8. Физкультминутка

А Красная Шапочка предлагает нам чуть-чуть отдохнуть. (Проводится физкультминутка «Отдых наш» ).

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

9. Интерес

Молодцы, ребята. Вот мы с вами отдохнули и нам пора идти дальше. Так, а кто это тут ходит? Что это вы тут делаете?

Легкокрылый, вездесущий,

Слушаю, наблюдаю, познаю,

И к снежным вершинам,

И к тайным глубинам

Вас приведу.

Кто я? Догадались? Я Интерес. (Показывается картинка с изображение интереса) . Мне все интересно, где бы я ни был, чтобы я ни делал. Вам интересно путешествовать по нашей Сказочной стране эмоций . И мне интересно на вас посмотреть, поиграть с вами. Мне все интересно. Ребята, поиграем вместе с Интересом? Красная Шапочка, во что же мы поиграем в этот раз? А поиграем мы в игру на внимание. Встаньте со своих мест. Сейчас я буду произносить слова «воздух» , «земля» , «огонь» , «вода» в разном порядке. Как только я скажу слово «воздух» , вы должны поднять руки вверх. Если услышите слово «земля» , то опустите руки вниз. На слово «огонь» вращайте руками вперед-назад, на слово «вода» выставите руки вперед. Кто ошибется – садиться на стул. Выигрывает самый внимательный. (Проводится игра «Воздух, земля, огонь, вода» ). Интересно вам было играть в эту игру? Хорошо, пора нам отправляться дальше. К кому же мы пойдем дальше, Красная Шапочка? Да, а куда вы пойдете , – воскликнул Интерес, – мне же тоже интересно.

10. Злость

Кто это тут ходит? Никто мне не нужен, уходите все. Так тебе и надо, всех побью, будете знать , как со мной спорить. Ой, ребята, кто это? Кто это тут злиться? Это же Злость. (Показывается картинка с изображение злости) . Красная Шапочка, пойдем скорее дальше, пока Злость нас не испортила. Идем дальше. (Имитируется стук в дверь) .

11. Удивление

Ой, это вы ко мне пришли. Я совсем не ожидала. И Красная Шапочка здесь? Добрый день, ребята, я Удивление. (Показывается картинка с изображение удивления) . Вы, наверно, и поиграть со мной хотите? По этому случаю, я придумала игру. Но сначала, помогите мне, пожалуйста, собрать мой портрет из рассыпанных частей. (Проводится игра «Собери картинку» ). А теперь представьте, что вы находитесь на улице, и там идет сильный дождь, и вдруг выглядывает солнышко. Покажите, как вы удивились тому, что неожиданно выглянуло солнце. (Дети показывают удивление на своем лице) . Молодцы, ребята. Отправляемся дальше. Давайте, скорее, постучим в дверь и узнаем, кто же там живет. (Имитируется стук в дверь) .

Кто там? Я боюсь открывать дверь, мне очень-очень страшно. Ребята, догадайтесь, кто живет в этом домике (страх) . Правильно, это страх. (Показывается картинка с изображение страха) . Страх открывай нам дверь, это Красная Шапочка пришла вместе с ребятами. Точно? Вы меня не обманываете? Ребята, вы меня извините, что я вам сказу не открыл. Порой я взрываюсь как змея, как тигр. А порой могу подкрасться внезапно, незаметно, застать врасплох, могу стремительно взлететь – как гроза… От моего появления всем становится не по себе. На лбу может выступить пот, по спине ползут мурашки, руки становятся липкими и скользкими, а ноги наливаются тяжестью… Отовсюду лезут разные звуки : [С], [Ш], [Х]. Слышны фразы «сейчас съем» , «утащу к себе» , «страшно» . Ребята, а вам было когда-нибудь страшно? Красная Шапочка предлагает поиграть вместе со Страхом в игру . Встаньте со своих мест, сделайте кружок. Сейчас вы будете ходить по кругу , и говорить такие слова : «А я страха не боюсь в кого хочешь превращусь» . Как только я назову какого-либо страшного сказочного героя (например, Кощей, волк, Баба Яга, лев, Соловей разбойник, великан, вы должны быстро превратиться в него и замереть. А я потом выберу самого страшного героя, и он станет водящим. (Проводится игра «А я страха не боюсь, в кого хочешь превращусь» ). А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх (дети широко разводят руки в стороны ) . У всех, кто боится, от страха большие глаза (изображают большие круглые глаза при помощи рук) . Но теперь страх уменьшается (дети сдвигают руки) . А затем и вовсе исчезает (пожимают плечами и в недоумении разводят руками ) . Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз, и никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

13. Выход из сказки

Вот Красная Шапочка и познакомила нас с некоторыми жителями Сказочной страны «Эмоций » . Но еще далеко не со всеми. Наше путешествие подходит к концу. Жители страны прощаются с нами и приглашают еще раз в гости, познакомится с ними поближе, поиграть, повеселиться. Пойдем к ним еще раз в гости? На следующих занятиях мы продолжим путешествие по этой чудесной стране, и узнаем все тайны жителей Сказочной страны «Эмоций » .

14. Релаксация

Сегодня все дети много занимались, играли и, наверное, устали. Красная Шапочка предлагает вам немного полениться. (Включается спокойная музыка) . Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте себе, что вы – лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги. Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросите с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Один…два…три… Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

C. Заключительный этап

Вот и подошло наше занятие к концу . Красной Шапочке пора возвращаться в сказку, а вам в группу. Вы все большие молодцы, вы хорошо поработали. Скажите, что было интересным на занятии ? Давайте подарим друг другу на прощание улыбку и скажем «До свидания, до скорой встречи» .

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по теме "Эмоции".
Предлагаемый материал апробирован с детьми 6-7 лет и может быть использован в работе как воспитателями дошкольных учреждений, так и психологами с целью ознакомления детей с разными эмоциями, и изучения детьми собственного эмоционального состояния.
Задачи: Познакомить детей с понятием эмоции; показать богатство и многообразие эмоций. Развивать мимический репертуар выражения эмоций. Расширять словарь понятий, обозначающих эмоции. Упражнять в умении узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них. Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
Образовательная область. Социально – коммуникативное развитие.
Материал: клубок, набор карточек «Азбука настроения», фотографические изображения эмоций детей (фото-подсказки); лист А3, карандаши, модели цветов.
Музыкальный ряд: песня «Улыбка», стихи Пляцковского М., музыка Шаинского В.

Ход занятия.

1.Организационный момент.
Стулья расставлены полукругом. Дети сидят на стульях.
Педагог. Здравствуйте, дети! Я очень рада вас приветствовать на нашем занятии. Сегодня мы с вами будем играть, общаться, рисовать. Итак, если вы готовы, то на счет три-четыре, поднимите большой палец руки вверх (показать).
Упражнение «Давайте познакомимся»
Педагог. Дети, что делают люди, когда знакомятся друг с другом? (ответы детей)
Педагог. Правильно, они называют свое имя и приветствуют друг друга. -Предлагаю вам поиграть в игру «Давайте познакомимся», а поможет нам в этом волшебный клубок. Вставайте в круг.
Педагог. Дети, сейчас вы будете передавать клубок друг другу, называть свое имя и о себе.
Педагог приводит пример, начиная с себя.
Дети садятся на стулья.
Упражнение «Подари улыбку другу».
Педагог. Дети, послушайте песню. Звучит отрывок песни В. Шаинского «Улыбка».
Педагог. О чем поется в песне? Что можно подарить другу?
Дети. Улыбку, настроение.
Педагог. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение.
- Дети, а кто из вас хочет поделиться своей улыбкой и хорошим настроением? -Вставайте в круг, посмотрите, как вы это будете делать. Вы дотрагиваетесь до плеча товарища и передаете ему свою улыбку и хорошее настроение.
(Если есть дети, у которых настроение не очень хорошее, можно пригласить их встать в центр круга, а дети, стоящие в большом кругу, подарят им свои улыбки).
После выполнения дети занимают свои места.
2. Работа по теме. Игра «Превращения в животных»
Педагог. Дети, предлагаю вам превратиться в разных животных и показать, что они чувствуют, переживают. Покажите:
-Испуганного зайчика, который в страхе прячется от волка (сидит в кустах и дрожит);
-Как печалится и грустит козленочек-Иванушка из сказки про Алёнушку;
-Как выглядит любопытный енот;
-Как страдает гадкий утенок от придирок своих сородичей;
-Как сердится лев – царь зверей;
-Как радуется мартышка из мультфильма «38 попугаев»;
-Как испытывает удовольствие кот на солнцепеке;
-Как удивился ежик, увидев большой гриб.
Педагог. Молодцы!
Педагог. Скажите, что вы сейчас делали? Как назвать одним словом все то, что переживали, чувствовали животные, которых вы показывали? (ответы детей)
Педагог. Правильно, это эмоции.
Беседа-объяснение по теме «Что такое эмоции?»
Педагог. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Да, тема нашего занятия – «Эмоции». Мы с вами выясним, что такое эмоции и какие бывают эмоции. Посмотрите на фотографии взрослых и детей. Они выражают определенную эмоцию. А вот какие это эмоции мы с вами сейчас выясним.
- Дети, вспомните, когда в последний раз вы сильно удивились?
А теперь посмотрите вокруг и найдите фото-подсказки, где бы было изображено удивление!
Педагог. Бывает, что вы обижаетесь? Что обычно вас обижает?
Посмотрите вокруг и найдите фото-подсказки, где бы была изображена обида человека!
Педагог. Расскажите, какие события могут вас обрадовать. Как можно ваше настроение сделать радостным?
А теперь посмотрите вокруг и найдите фото-подсказки, где бы была изображена радость!
Педагог. Если вы сердитесь, сильно злитесь, то в каких ситуациях это происходит?
Посмотрите вокруг и найдите фото-подсказки, где бы была изображена злость, досада!
Педагог выслушивает ответы детей и делает обобщающие выводы о эмоциях детей.
Педагог. Дети, так что же такое эмоции? (ответы детей).
- Благодаря чему окружающие нас люди понимают, что мы чувствуем и переживаем? (ответы детей)
Педагог. Да, с помощью мимики, жестов, позы тела можно понять наши чувства, эмоции, наше настроение.
Итак, не только животные – герои любимых сказок и мультфильмов – могут переживать различные эмоции, но и вы сами способны в разных ситуациях, после некоторых событий испытывать определенные эмоции.
Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции. Какие? (радость, счастье, удивление, удовольствие).
Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции. Какие? (грусть, обиду, страх, злость).
(опора на наглядный материал)
3. Задание «Угадай эмоцию».
Педагог читает стихотворение:
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей,
Влияет, без сомненья, на всех нас настроение!
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Избавит от сомнений вас «Азбука настроения»!

Детям раздаются карточки из набора «Азбука настроения».
Педагог. Дети, рассмотрите рисунки, на которых мышка, попугай и дама находятся в разном настроении. Каждый из вас сейчас попробует выйти сюда и изобразить эмоцию данного персонажа, а мы все вместе попробуем догадаться какая это эмоция.
По ходу упражнения каждому ребенку задается вопрос: «какая это эмоция: отрицательная или положительная?»
Педагог. Молодцы, дети, вы справились с заданием.
4. Коллективное задание «Цветы эмоций».
Педагог. Дети, наше занятие подходит к концу, и я предлагаю вам создать букет эмоций. И этот букет останется у вас в группе. Каждому ребенку раздаются модели цветов и карандаши.
- Дети, в центре цветка нарисуйте любую эмоцию, о которой мы с вами сегодня говорили. Затем все цветы наклеиваются на лист, и получается «Букет эмоций».
Дети работают под музыку.
5. Подведение итогов.
Педагог. Дети, о чем мы с вами сегодня говорили? (ответы детей)
- Назовите положительные эмоции? (ответы детей)
- Назовите отрицательные эмоции? (ответы детей)
- Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)
6. Заключительное упражнение «Счастья, радости, добра…»
Педагог предлагает детям встать в круг и взяться за руки. По очереди каждый ребенок произносит: первый – счастья, второй – радости, третий – добра, четвертый –счастья, пятый – радости, шестой – добра и т.д. Когда все, стоящие в кругу, таким образом получили «свое слово», дети хором произносят: Желаем вам друзья…
(дети называют свои слова).

Литература.
1.Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) / Под ред. И.В. Вачкова - М.: Издательство «Ось – 89», 2003г.
2. Развитие познавательной и эмоциональной сфер. Методические рекомендации / под ред. А.В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Занятие: «Наши эмоции»

Цели: закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений.

Задачи:

Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

Воспитывать доброжелательность, сочувствие.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, брезгливость, страх, злость, обида).

– проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Психолог:

Приветствие гостей.

Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами!

Ритуал приветствия.

Игра-упражнение “Передай улыбку по кругу”

Психолог. У меня сегодня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).

Сегодня у нас с Вами не обычное занятие, мы совершим путешествие по стране эмоций.

А теперь послушайте мою историю…

Девочка Маша первый раз пришла в детский сад. Он а вошла в раздевалку, переодел а ся , познакомилась с воспитателями и подошла к двери в группу. Он а чуть приоткры а дверь и заглянул а внутрь. На ее лице было вот такое чувство (покажите пиктограмму “робость”). Оно называется…. Давайте попробуем изобразить его. Глаза чуть опущены. Голова слегка наклонена в бок. Кто хочет изобразить Машу ?.. Что могут сде лать дети, чтобы помочь девочке ?.. . Хорошо!

Упражнение «Друг к дружке» (см. Фопель К. Как научить детей сотрудничать)

Психолог: Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.

Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберете себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга в парах самыми разными частями тела: ладонями- внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами, бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т.п.

Психолог стимулирует творчество учащихся в придумывании необычных приветствий.

Упражнение «Прогулка в лесу».

Цель: развитие воображения и мимически – пантомимических реакций.

Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Все дети выстраиваются в затылок и идут в помещении змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия.

Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежники, ком, движутся, по,узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болото, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

Ответы детей.

Прислушайтесь: что-то трещит; паутина летает, пауки выползают; полянка плачет, не хочет быть тёмной и мрачной. Не испугаемся? Хорошо, попробуем освободить лесную поляну от страхов.

Мимическая гимнастика «Победи свой страх » :

Расступился тёмный лес, превратились страхи в солнечных зайчиков. Прыгают они прямо в руки – тёплые, добрые, ласковые!

Упражнение «Солнечный зайчик» . р елаксация

Педагог. А теперь закроем глаза. Пусть каждый представит себе, что в глаза ему заглянул солнечный зайчик. Закройте их ладошками. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, рту, щечках, подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги… Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с солнечным зайчиком вам стало спокойно, так что каждый может внимательно прислушаться к себе, почувствовать свое настроение, свои желания. Теперь вы можете открыть глаза.

Тихо все. На ветке замер каждый лист.

Из кустов несется соловьиный свист.

Потемнело небо там, в дали лесной.

Солнце закатилось, и настал покой. (И. Лопухина)

Эмоция «Спокойствие»

Психолог. Ребята хорошо в волшебном лесу, но нам пора вернутся.

Игра-упражнение “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”

Психолог.

Психолог прикасается рукой к плечу каждого ребенка и говорит: “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”,

Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.

Игра «Азбука настроения».

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

(И. Белопольская)

(Детям, сидящим за столом, раздается по конверту с набором из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием

Психолог: Внимательно рассмотрите свои карточки… А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен, радуется… и т. д.

(В игре можно использовать пиктограммы - подсказки с изображениями основных эмоций. Задача детей: в своем наборе отыскать персонаж с такой же эмоцией.)

Психолог: А теперь внимательно послушайте стихотворение и попытаться найти неточности.

Это правда или нет?

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет?

(Пер. с болг. А.Александровой)

Эмоция «Удивление»

Поиграем в игру «Закончи предложение».

Начало этих предложений будет такое:

Радость - это…

Удивление - это..

Страх - это…

Злость - это…

Грусть - это…

Весела я, весела,

Ножками я топаю,

Я танцую, я пою

И в ладоши хлопаю. (И. Лопухина)

Эмоция «Радость»

Игра « Что может поднять тебе настроение». Скажите, что может поднять ваше настроение? Может быть, веселая шутка, хорошая передача по телевизору, цветы, цирк, книга, рисование, воздушный шарик или …, быть может, таблетки, уколы?

Игра «Паутинка»

Представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле…

Например:

пусть избавятся от болезней;

пусть долго живут;

пусть у всех будет дом;

пусть все дружно живут;

пусть все будут счастливы…

И тогда все люди станут радостными!!!

Всем спасибо!

Обратная связь:

Психолог: Дети а что сегодня Вам на занятии понравилось больше всего?

(ответы детей)

Ритуал про щания

Конспект НОД в средней группе по теме "Такие разные эмоции"

Задачи занятия:

  • Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.
  • Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.
  • Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
  • Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения.
  • Развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов.
  • Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.
  • Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Словарь терминов

Эмоция -это наши настроения и переживания, которые сопровождают события нашей жизни.
Радость -это когда нам хорошо от чего-то сделанного, от общения с мамой, другом, от того, что нам дарят подарки, нам весело. Легкие морщины у глаз, глаза слегка сощурены, верхняя губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и обычно отведены назад, нижняя челюсть расслаблена, рот может быть приоткрыт.
Злость - когда мы на кого-то злимся, например, на того, кто нас незаслуженно обидел, кто нас побил, обозвал… Тесно сжатые брови, горизонтальные складки на переносице, нос раздут, зубы стиснуты, шея судорожно стянута, при этом руки могут быть сжаты в кулаки.

Оборудование: конверт с письмом; волшебный мешочек с различными предметами, шарф; магнитофон и аудиозапись песен «Если добрый ты», «Улыбка»; шкатулка с медальками для каждого ребенка; 3 ладошки из цветного картона;игрушка ежик, который смеется.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сюрпризный момент - Здравствуйте, ребята!
Я шла утром в детский сад и встретила по дороге почтальона. Он передал мне необычное письмо. Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад «Колобок» детям. Это письмо вам. От кого оно? От Смешарика Ежика. Знаете такого? Прочтем письмо? Слушайте внимательно.

ПИСЬМО

Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны Смешариков. Если кто меня не знает высылаю свою фотографию Любимое мое занятие - составление разных коллекций: фантиков, грибов, кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем недавно я забрел в один из таких лесов в поисках чего-то нового для своей коллекции.
И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял красивый дворец. Мне стало интересно и я зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции: радость, злость, испуг, удивление и другие эмоции.
Оказалось, что в этот день в их царство пробрался злой волшебник Грустиплач.Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями.

Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?
- При каждом правильно выполненном задании мы будем ближе подходить к замку злого волшебника Грустиплача, чем ближе будем подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы его не видим.
- Приступим к первому заданию.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

Грустиплач дает такое задание: изобразить двух жителей дворца эмоций.

1 пиктограмма - радость .

А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза блестят, на губах улыбка) .
- Посмотрите какие красивые лица у тех, кто радуется.
- Ребята, а когда вам бывает радостно? (Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости...)
- Видите, как много у нас поводов для радости.
- Вспомните, что-нибудь радостное и когда я досчитаю до 3 все вместе изобразим радость. Хорошо. Вот и уже немного стал виден дворец злого колдуна Грустиплача.

2 пиктограмма - злость.

Как выглядит человек, когда злится? (Лицо сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые)
- Какие мы некрасивые, когда злимся.А когда вы злитесь? (Когда обижают, что-то не получается) .
- Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы злимся. (Еще один кусочек дворца.

Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»

Грустиплач считает, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри) .
- Злиться вредно для здоровья. С какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми?
- Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ на этот вопрос.

Игра «Кричалки-хлопалки-молчалки»

Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за задание?
Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это задание, потому что здесь нужно быть очень внимательными и запомнить порядок выполнения действий (17 слайд). А порядок такой: Если я покажу синюю ладошку, то нужно всем вместе громко кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем вместе громко хлопать, если красную, то нужно сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно выполняем это задание злого волшебника (18 слайд).

Игра «Волшебный мешочек»

Грустиплач сложил в этот мешочек разные небольшие предметы и заколовал мешочек так, чтобы вы с закрытыми глазами на ощупь не смогли угадать, что там находится. Кто первый рискнет справиться с этим заданием?
- Молодцы! Еще одна часть замка появилась.

Упражнение «Найди отличия»

Перед нами следующее задание.Грустиплач как мог нарисовал двух жителей дворца эмоций. Какие это эмоции? Они вроде бы немного похожи, но на самом деле у них есть 5 отличий. Нужно найти все отличия.
- Молодцы, вот и последняя часть замка появилась.

Упражнение «Башня радости»

А вот и Ежик, но к нему еще не вернулся смех.Грустиплач всегда грустный, злой и очень часто плачет, чтобы действие его волшебства закончилось и к Ежику вернулся смех, нужно построить башню радости.
Для этого каждому по очереди нужно рассказать, что ему нравится или что его радует. Я назову, что мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по очереди будете подходить, называть, что вам нравится или что вас радует и класть свою руку на мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас получилась, а Ежик снова смеется. Тихонько садитесь на места, а Ежик в знак благодарности и на память о нашем сказочном занятии дарит вам волшебные медальки со своей фотографией, а на обратной стороне написано волшебное слово «Улыбнись». Пусть когда вам грустно или вы злитесь, то эта медалька вам поможет стать веселее и добрее. (Под песню «Улыбка каждому вручается медалька с изображением Ежика).

Итог занятия

Наше сказочное занятие подошло к концу.
- Что вам запомнилось и понравилось?
- Какая эмоция вам больше всего понравилась?

У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.