Сочельник - что это такое? Рождественский сочельник: история и традиции

6 января православные христиане отмечают Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник. Это последний день Рождественского поста и канун Рождества Христова.

Почему предрождественский день называют Сочельником?

Название Сочельник происходит от слова «сочиво» (пшеничные зёрна, размоченные соком из семян). Сочивом было принято угощаться в канун Рождества после появления первой звезды. Традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, пишут Аргументы и факты.

В Сочельник по окончании литургии и на вечерней службе в центр храма выносят свечу, и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.
Как проходит церковная служба в этот день?

Рождественская всенощная (вечерняя церковная служба) продолжается приблизительно три часа. Потом служат литургию, а после богослужения наступает празднование Рождества. Люди приветствуют друг друга словами «с Рождеством Христовым» или «с праздником».

Если Сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то праздничную всенощную служат в пятницу. В сам Сочельник служится литургия Иоанна Златоуста, а на Рождество в этом случае совершается литургия Василия Великого.

Как постятся в канун Рождества Христова?

Согласно церковному уставу, Типикону, пост предписан до конца вечерни. Те, кто причащается на ночной литургии, по церковной традиции должны воздержаться от приёма пищи не менее шести часов до причастия.

В Сочельник принято воздерживаться от пищи до появления первой звезды. Обычай поститься «до первой звезды» связан с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа. Согласно Евангелию от Матфея, звезда известила волхвов о рождении царя Иудейского. Звезда ознаменовала Рождество Иисуса, её принято называть «звездой Рождества» и Вифлеемской — по месту Его рождения.
Какие существуют традиции празднования Сочельника?

Согласно русским традициям, в Сочельник вся семья постилась, и только с первой звездой все садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья, а также компот (узвар) или кисель; в зажиточных семьях стол украшал и фигурный мармелад.

В некоторых регионах существует традиция выпекать к празднику фигурки животных. С вечера, ближе к полуночи, начиналось колядование с песнями и колядками.

Что такое вертеп?

Рождественский вертеп (первоначальное значение — пещера, потаённое место) — это представление сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.).

В Российской Империи, особенно на территории Польши, Украины, Белоруссии, был распространён «вертепный театр» — народный кукольный театр, представляющий рождественские сцены, иногда также с участием людей-актёров.

Вертепом в таком театре называли особый ящик, в котором показывали кукольное представление. Внутри ящика обычно была двухъярусная сцена: в верхней части показывали поклонение новорождённому младенцу Иисусу, в нижнем — эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала бытовая часть представления.

Главная декорация любого (большого или малого, со скульптурами или актёрами) вертепа — ясли с младенцем Иисусом, а главные персонажи — праведный Иосиф с длинной бородой, святая Дева Мария и царь Ирод. Кроме того, в вертепе могут присутствовать волхвы, ангелы, пастухи с овцами и разные животные (например, вол и осёл, которые, по преданию, согревали Иисуса своим дыханием).

Два блюда, которые обязательно готовят в Сочельник

Наступает Рождественский сочельник. Первое, что можно будет съесть в этот день - сочиво,а выпить - взвар. Но как их приготовить?

Сочиво или кутью православные готовили перед большими праздниками. В честь этого блюда даже кануны Рождества и Крещения называют сочельниками. А еще день перед Рождеством иногда называют - кутейником (в честь кутьи). Сочиво готовили также перед Новым годом и перед Пасхой. Перед Рождеством делалась «бедная» кутья, а перед Новым годом - «богатая», но в любом случае она была постной.

Но если перед последними двумя праздниками о сочиве редко кто вспоминает, то на Рождество и Крещение без него обойтись сложно, если все делать по правилам и соблюдать предпраздничный пост. Дело в том, что за день до Рождества и за день до Крещения верующим рекомендуется воздерживаться от пищи до восхода первой звезды. А потом можно разговляться сочивом и взваром (традиционным компотом из сухофруктов).

В старину кутью делали из цельных зерен пшеницы - дорогого и самого отборного злака на крестьянском столе. Еще использовался ячмень. Вообще зерна в христианской традиции - символ возрождения и обновления, ведь чтобы дать новый росток, зерно сначала должно умереть в земле. Именно поэтому кутью делали перед такими значимыми праздниками, символизирующими начало новой жизни, возрождение и обновление.

В наши дни зерна пшеницы найдутся не в каждом доме, хотя многие делают сочиво из пшеницы диетической, пророщенной. А некоторые просто готовят кутью из риса - получается не менее вкусно. Следующий обязательный ингредиент - мед. А уж добавление орехов и сухофруктов зависело от богатства дома и щедрости хозяев. Чем больше в сочиве сладких фруктов и орехов - тем оно богаче.

Рецептов сочива - не перечесть. На Украине делают очень сладкое блюдо, помимо меда кладут в кутью еще и сахар, а вместо изюма - яблочко. Очень вкусна кутья с сушеной клюквой, а если под рукой нет сухофруктов, их вполне можно заменить ягодами из варенья, но только без сиропа. Орехи могут быть самые разные: не только грецкие, но и миндаль, и кешью, и фундук. Так что все зависит от вашей фантазии.

Традиционный рецепт сочива

1 стакан зерен пшеницы
100 г мака
100 г очищенных грецких орехов
3 столовые ложки меда
Любые сухофрукты по желанию

Шаг 1. Зерна пшеницы растолочь в деревянной ступе, подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Потом ядро надо отделить от шелухи, просеивая и промывая.

Шаг 2. Сварить рассыпчатую постную кашу на воде, добавив к крупе 2-3 стакана воды.

Шаг 3. Растереть мак до получения макового молочка, добавить к нему мед, перемешать и положить в пшеничную кашу.

Шаг 4. В самом конце добавить толченые грецкие орехи и запаренные кипятком сухофрукты.

Рисовое сочиво

1 стакан риса
50 г изюма
50 г чернослива
50 г кураги
50 г миндаля
3 ст. л. меда

Шаг 1. Рис промыть, залить холодной водой и довести до кипения.

Шаг 2. Откинуть на дуршлаг и снова промыть холодной водой. После чего залить 1,5 стаканами холодной воды и варить до готовности, не снимая крышки.

Шаг 3. Распарить в горячей воде сухофрукты (15-20 минут). Нарезать чернослив и курагу. Растолочь миндаль.

Шаг 4. Если вся вода не выкипела, ее следует слить, рис охладить.

Шаг 5. Добавить в рис сухофрукты, мед и орехи.

Взвар из сухофруктов

1 горсть сушеных груш
1 горсть сушеных яблок
1 горсть сушеной вишни
1 горсть чернослива
2 ст.л. изюма без косточек
2 ст.л. сушеной клюквы
½ стакана меда
1,5 л воды

Шаг 1. Фрукты и ягоды тщательно промыть, воду вскипятить и положить в нее сначала груши и яблоки.

Шаг 2. Через 7-10 минут добавить сливы, потом вишню, изюм и клюкву. Довести все до кипения.

Шаг 3. Отвар слить, процедить и растворить в нем мед. Залить сладким отваром фрукты.

Шаг 4. Дать настояться 5-6 часов.

Рождество Христово - один из наиболее светлых праздников на земле! Сегодня многие россияне утратили глубинное понимание этого торжества. Важно осознать его смысл — в мир приходит Бог! Но не в окружении ангельских воинств, не в силе и славе, а в земном уничижении! Он рождается в пещере, предназначенной для домашнего скота, потому что Его земной семье не нашлось места в гостинице! Первыми, кто пришел поклониться, были пастухи. Они первыми увидели Божественного Младенца, который лежал на соломе — в кормушке для скота! Когда мы сегодня видим пышность церковных одеяний и богослужений, мы невольно задаемся вопросом: «А почему Христос избрал бедность, тогда как Его служители сегодня предпочитают пышность и богатство?» Русский богослов Владимир Соловьев писал в прошлом столетии:

«И многое уж невозможно ныне:

Цари на небо больше не глядят,

И пастыри не слушают в пустыне,

Как ангелы про Бога говорят…»


Порою кажется, что Бог забыл про созданный Им мир и теперь царит на земле Зло. Мы забываем, что Свою весть Христос называет Радостною! В чем же смысл Рождественской радости? Бог продолжает обитать среди нас, в наших сердцах, если они открыты для добра! Поэтому Владимир Соловьев так завершает стихотворение:

«Он здесь, теперь, — средь суеты случайной.

В потоке мутной жизненных тревог.

Владеешь ты всерадостною тайной:

Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!»

СВЯТКИ

Сегодня на Руси утрачены многие старые обычаи. Мало кто помнит, что период с 7 по 18 января называется Святками. Наши предки задолго готовились к Святкам. Уже Рождественским вечером по дворам шли колядовщики, распевая колядки — чаще всего рождественские песнопения. А на Украине и в Белоруссии колядовщики шли с Рождественской звездой, а порой и с вертепом, распевая духовные песнопения, рожденные в народной среде. Их прекрасно знал и исполнял, правда в узком кругу в подневольное советское время, знаменитый тенор Иван Козловский.


Святки были временем торжеств, праздничного отдыха и разнообразных игр. В разных областях России святочные игры происходили по-разному. Но есть одна черта, которая роднит русских с Европой. На Святках обычно вечерами по деревням ходили ряженые. Наряжались медведем, конем (для этого требовалось два-три человека), козой, журавлем, а то и рогатой нечистью. В горных районах Шотландии обычно для этого припасалась шкура быка, с хвостом, головой и рогами. Ряженый вместе с другими обходил дома с особыми песнями-пожеланиями. В Англии среди ряженых особой популярностью пользовался конь. Череп или деревянная морда коня одевается на палку и ее держит человек, закутанный в покрывало. В Южной Чехии морду лошади делали из соломы — в затее принимают участие два или три человека. Они кладут руки на плечи переднему, их покрывают попоной, а порой третий садится верхом. В Польше в колядовании принимает участие всадник. Но особой популярностью пользуются коза и туронь (что-то среднее между козой и быком). Кстати в Польше порой ряженые водят живую козу, считая, что она каким-то магическим образом влияет на урожай. Немцы и словенцы предпочитают рядиться в маски всевозможных Клаусов, Воданов и Рупрехтов — различных горных духов. Понятное дело — маски страшные. В Испании, Бельгии и на юге Нидерландов до сих пор на Святки водят великанов, для изготовления которых обильно пользуются папье-маше. Причем, великанов величают то Иродами, то именами римских императоров.

Но вернемся в Россию. Накануне Святок молодежь обычно договаривалась и снимала на этот период избу или баню. Здесь вечерами собирались не только молодежь, но и взрослые. Сюда колядовщики приносили собранные по дворам дары — лепешки, пироги, колбасы, орехи. Здесь разыгрывались представления — где-то куражились ряженые, а кое-где ставились настоящие театральные представления. Особо чтились постановки «Царя Максимилиана». Под руководством отставного солдата или местного грамотея молодежь тайком еще до Рождества готовила костюмы и заучивала роли. Зато потом было море восторгов и на актеров сыпались всевозможные дары.

Праздничный стол наших предков был несравненно скуднее, нежели наш. Накануне Рождества забивались свиньи, откормленные телята, гуси, утки. Это диктовал нехитрый быт — холодильников не было, и на Руси мясо долго сохранялось только в зимнее время. Появление мясных блюд на столе само по себе уже было праздником. На Рождество пеклись в богатых домах пшеничные лепешки, а в бедных — ржаные. Праздничный стол украшали различными соленья и варенья, заготовленные летом. Из напитков — различные домашние настойки, брага и самодельное пиво. Самый простой способ нарядиться на Рождество — вывернуть наизнанку дубленку, обуть дедовские валенки и отправиться с колядками по соседям. Авось, что-нибудь перепадет!

Название "сочельник" получил из-за традиционной сладкой каши - "сочиво", которую обязательно вкушают в канун праздника, только после богослужения.

Кашу готовят из пшеницы, ячменя или риса с добавлением меда, мака, сухофруктов и орехов. Зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед — сладость будущей блаженной жизни.

Сочельник

Рождественский сочельник православные христиане отмечают 6 января. Это заключительный день сорокадневного рождественского поста, который установлен для того, чтобы люди очистили себя покаянием, молитвой и постом, и с чистым сердцем встретили праздник Рождества Христова.

Канон празднования Рождества был окончательно сформирован в IV веке. В современной богослужебной практике в навечерие праздника в храме читаются Царские часы, вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к рождению Иисуса Христа.

В Сочельник принято воздерживаться от пищи до появления первой звезды. Обычай поститься "до первой звезды" связан с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа.

Согласно Евангелию от Матфея, звезда известила волхвов о рождении царя Иудейского. Увидев ее, восточные мудрецы пришли поклониться младенцу Христу и принесли ему богатые дары.

С появлением первой звезды можно садиться за стол и желать друг другу всего светлого и доброго. Сочиво начинали кушать после исполнения рождественского песнопения "Волхвы со звездою путешествуют". Традиционно в трапезе должны принимать участие все члены семьи.

На стол ставятся постные праздничные блюда. В сочельник еще не разрешается есть мясо, молочные продукты и яйца, но блюда должны быть вкусными, питательными и разнообразными.

На рождественский сочельник, согласно правилам православия, следует сходить на Богослужение в церковь, помолиться, выстоять службу. После всенощной и окончания поста подаются и угощения из мяса.

Традиции и обряды

Рождество, а соответственно и сочельник - это один из самых древних праздников, с которым связано множество традиций, обрядов и примет.

Православный стол, по народным традициям, обязательно должен быть накрыт из 12 блюд — по числу апостолов, а в честь яслей, в которых по преданию родился Спаситель, было принято класть пучок сена.

Помимо сочива, на стол должны подаваться блины, окорок, студень, баранина с кашей, заливная рыба, фаршированная индейка, поросенок, буженина, мясной рулет, фаршированная курица, запеченная в духовке, пироги, домашняя колбаса, пряники. Так же на столе обязательно должны быть разнообразные напитки.

Вечер лучше провести в семейном кругу, с близкими друзьями. Разговаривать за праздничным столом следует только о добрых делах.

Рождественский сочельник — канун большой радости и душевный настрой должен быть соответствующим. Желательно забыть все старые обиды, огорчения, и попросить прощение у тех, кого вы обидели.

Коляды

Сочельник на Руси также назывался Коляды — в честь старинной традиции в этот день ходить по домам с пением "колядок" — рождественских гимнов. Парни и девушки наряжались в устрашающие наряды, костюмы животных, натягивали маски и шли по деревне с песнями и плясками.

© Sputnik/ Андрей Александров

В эту ночь у каждого дома пели "колядки" — песни, которыми молодежь поздравляла жителей. Хозяева домов, в свою очередь, обязаны были дать сладости колядующим, чтобы привлечь к себе удачу в новом году.

В рождественскую ночь следует зажечь свечи и камин. По преданию, именно в это время активизируется сила всех стихий и огонь способен привлечь остальные силы природы в ваш дом, наполнить его положительной энергией и силой.

Так что не забудьте приобрести свечи, если есть камин - затопите его и наслаждайтесь теплом и уютом в этот прекрасный вечер в кругу родных и близких.


© Sputnik / Alexander Imedashvili

По народной традиции, в ночь перед Рождеством и в течение всех Святок — вплоть до Крещения (19 января) принято было гадать. Считалось, что на Святки, пока Иисус еще не крещен, нечистая сила открыто гуляет по земле, но, в отличие от остального времени, старается не вредить, а помогать людям.

И хотя в православии никогда не одобряли гадания и другие заигрывания с нечистью, девушки до сих пор продолжают в святочные дни пытать судьбу.

Самым подходящим временем для гаданий считаются ночь перед Рождеством с 6 на 7 января, Старый новый год с 13 на 14 января и крещенский вечерок с 18 на 19 января.

Приметы

В сочельник обязательно нужно посмотреть на небо. Хорошей приметой является увидеть падающую звезду. Считается, что желание, загаданное в ночь перед Рождеством, сбывается.


© Sputnik/ Владимир Астапкович

В народе верили, если вы готовите праздничные блюда и у вас постоянно что-то из продуктов падает, значит в будущем году у вас будет богатый урожай. А если в рождественскую ночь поднимается сильная метель, то весна будет ранней.

Никогда не встречайте Рождество в одежде темных цветов, так как нельзя быть в печали в такой светлый и веселый праздник

Если вы в канун Рождества спотыкаетесь, будьте осторожны, можете получить плохую весть.

Сны, которые вы будете видеть в течение всех праздников, будут вещими, так что постарайтесь запомнить их и правильно понять, что предрекает вам судьба.

Что нельзя делать

На Руси считалось, что поскольку Рождество связано с рождением, то все, что связано со смертью или с острыми предметами, сулит несчастье. Также считалось, что хлопоты по хозяйству могут омрачить торжественность и принести в дом неприятности.

Поэтому в эти дни мужчинам нельзя было ходить на охоту и резать скотину, а женщинам и девушкам запрещалось шить, пользоваться ножами, а также заниматься уборкой и другой домашней работой. Особенно не стоило подметать пол.

В старину люди считали, что рождественский пирог нельзя резать до наступления праздника, поскольку использование острых предметов, в том числе ножа, могло привести к увечьям и болезням.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Сочельник - святой вечер, день накануне Рождества. Название праздника происходит от слова «сочиво» - так на Руси называли кашу, приготовленную особым способом с медом и фруктами. Именно она была основным блюдом за день до Рождества - ничего другого в пищу употреблять не полагалось. Запрет снимался с появлением первой звезды - Вифлеемской, ведь именно под ней родился Иисус Христос.

День накануне Рождества проводили интересно, он был наполнен различными традициями, приметами и обрядами.

С утра в Сочельник в избах было принято мыть полы и стены, скоблить стены, натирать их можжевельником. Наведя чистоту в доме, шли париться в бани. А с вечера начинались колядки - особенный обряд, сохранившийся до наших дней. Молодые парни и девушки собиралась большими компаниями, наряжались, запрягали сани, куда сажали Коляду - одетую в белые одежды куклу - и шли колядовать. С песнями, плясками заходили они в каждый дом, поздравляли хозяев с кануном Рождества, а те в ответ одаривали их сладостями, деньгами и кутьей - той самой кашей с медом.

Коляда, Коляда
Подай пирога.
Не подашь пирога -
Мы корову за рога.
А подашь пирога -
Полный двор живота.

Работать в Сочельник не полагалось - женщины готовили еду к праздничному вечернему столу, молодые девушки гадали. На стол, покрытый соломой и поверх нее скатертью, ставили кутью и свечку. Из-под скатерти вынимали соломинку и гадали: окажется длинная - родится хороший хлеб, а короткая - к неурожаю.

В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что «отверзаются» небеса, все земные воды, источники, родники и колодцы наделяются волшебной целительной силой, а если загадать желание, оно обязательно сбудется. Существует обычай выходить в рождественскую полночь в поле и смотреть в небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты.

Вечером жгли костры, что связывалось с представлением о возрождении солнца, о начале нового солнечного года. Отводилась особенная роль и детям: они залезали под стол и начинали «цыкать», чтобы весь год хорошо неслись куры. В эту же ночь обильно кормили скот, а кур, напротив, старались не кормить. Считалось, что этим отбивалась у них охота копаться в огороде.

Святки на Руси продолжались две недели - с 7 по 19 января (с 7 по 14 января - "святые" вечера, с 14-го по 19-ое - "страшные" вечера) и начинались Рождественским сочельником - это вечер и ночь накануне Рождества...

Название "сочельник" происходит от слова "сочень". Согласно словарю Даля, "сочень, соченик" (во множественном числе "сочни") - это пресные, тонкие лепешки либо постные на конопляном соку, либо "скромные" лепешки на масле, а также лепешки с кашей сверху, со сметаной или творогом, род шаньги, ватрушки (в разных регионах готовили по-своему).

В старину сочельник был наиболее чтимым семейным праздником. В этот день обязательно старались совершать добрые дела : помогать убогим и страждущим, раздавать милостыню, посылать подарки в богадельни и приношения в тюрьмы.

Каждый день святок на Руси был ознаменован особыми обычаями, обрядами и традициями.

6 января обязательно постились, т.е. сочельничали до позднего вечера - до появления первой звезды, в память звезды Вифлеемской.

Когда на небе загоралась вечерняя заря, семья обычно собиралась в родительском доме. Перед тем как сесть за стол, селяне (в городе этот обряд проводили реже) выходили на двор - "глядеть звезды". Высматривали "путеводную", примечали-запоминали погоду рождественской ночи, а уже за ужином в благоговейном спокойствии тихо обсуждали - "определяли" по старинным народным приметам будущий урожай - от этого зависело благополучие в семье и хозяйстве.

Если звездная ночь - будет большой приплод скота, а в лесу уродится обилие ягод.

Метель на Рождество - пчелы будут хорошо роиться.

Погода ясная и небо звездное - к урожаю гороха.

Иней на деревьях - к хорошему урожаю хлебов.

Если на Рождество капель - не уродится ни огурцов, ни проса, а греча хороша будет.

Снежная погода - добрые хлеба.

Начинался ужин, или "вечеря", с молитвы. В деревнях и селах "вечеря" сопровождалась особенными символическими обрядами.

Так, помолившись перед "вечеря", хозяин семейства зажигал восковую свечу и прикреплял ее к испеченному накануне хлебу. Далее он шел на подворье и приносил вязанку соломы или охапку сена, которыми застилали пол в избе, лавки (солома и сено напоминали о том, куда, родившись, был положен Христос).

Стол покрывали чистым полотенцем. Перед иконами ставили необмолоченный сноп ржи, как символ будущего урожая и кутью (кутья - каша с изюмом из рисовых или других целых зерен, подливкой к которой была сыта - мед, растертый с намоченным маком и разведенный водой).

Перед праздничной трапезой хозяин брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг хаты. Затем выбрасывал несколько ложек кутьи за дверь на улицу, угощая духов. При этом, широко открыв дверь, приглашал на кутью "мороз" и просил его не нападать весной "на жито, пшеницу и всякую пашицу", т. е. не губить посевы.

После этого семья снова молилась и только потом уже начиналась трапеза, которая совершалась в спокойной тишине.

На столе всегда присутствовало несколько блюд. А вот из напитков предпочтение отдавали взвару, или узвару - это густой напиток, сваренный из сушеных слив, груш, вишни, яблок и других плодов по особому рецепту.

Еще одна традиция: кутью, что селяне или горожане, что бедные или богатые ели из одной общей чашки. В недоеденной кутье обязательно оставляли ложки.

Сложившаяся традиция символически означала, чтобы бедные и нищие люди, странствующие по Руси, находили в своих скитаниях кров и пищу. Кроме того, по окончании ужина некоторую часть кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать "богатую" кутью.

Во время "деревенской" трапезы, кроме разговоров о будущем лете и урожае, принято было выдергивать из снопа соломинки и периодически заставлять детишек лазить под стол, чтобы "цыкать" там цыпленком: авось куры будут нестись хорошо, а потом и цыплят будут высиживать.

После "вечери" начинались "колядки", так называемый "обряд хожденья по домам" (толковый словарь Даля). Ряженые подростки и взрослые ходили по домам, славили хозяев, желая им благополучия и изобилия, но при этом требовали за свои песнопения вознаграждений.

Вы нас будете дарить - мы будем вас хвалить,

А не будете дарить - мы будем вас корить!

Коляда, коляда! Подавайте пирога!

Приходила коляда

Накануне Рождества,

Святый вечер, добрый вечер,

Добрым людям на здоровье!

Дайте-подайте во славу Христову

Хлеба корзинку, вина половинку!

Не подашь лепешки - разобьем окошки!

А дай бог тому, кто в этом дому! Ему рожь густа, рожь ужиниста...

Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига, из полузерна - пирог.

Наделил бы нас Господь и житьем, и бытьем, и богатством,

и создай вам, Господь, еще лучше того!

Коляда, коляда, коляда святая!

Мы искали коляду по всем городам,

По переулочкам, закоулочкам.

Очутилась коляда у Афанасия на дворе.

Она сидит за столом.

Здравствуй, хозяин! Здравствуй, хозяюшка! С праздничком!

Ранним рождественским утром, на восходе солнца выходили за околицу (на улицу) и пели песню, прославляющую рождение Христа - "Христа славили":

Небо и земля

Небо и земля

Ныне торжествуют

Ангелы людям

Ангелы людям

Весело спразнуют

Христос родился

Бог воплотился

Ангелы спевают

Царь притекают

Поклон отдают

Пастыри играют

Чудо чудо поведают!

Славили не только Христа, но и Богородицу:

Мати Мария

По полю ходила

Вести носила

У Бога просила

Боже наш Боже

Уроди нам рожи

Ржички-пшанички

В каждом колосичке

В поле зерно

В доме добро.

Маленьки ребятки

Стояли в оградке

Христа дожидались

Христос народился

В ограде явился

Русская православная церковь отмечает 6 января Рождественский сочельник - канун Рождества Христова.

Долгий сорокадневный пост предшествует празднику Рождества у православных. Заключительный вечер Рождественского поста (6 января) называется Рождественским сочельником.

Название происходит от церковно-славянского слова сочиво - замоченные в воде зерна пшеницы, чечевицы, гороха и ячменя. Такую пищу, по церковному уставу, полагается употреблять в сочельник. У православных христиан есть обычай не вкушать до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, которая возвестила о рождении Иисуса Христа.

Уже в 4 веке Православная церковь установила, как праздновать навечерие (канун) Рождества Христова. В 5 веке Анатолий, патриарх Константинопольский, затем Анатолий и Софроний Иерусалимские в 6 веке, Козма Маюмский и Иоанн Дамаскин в 8 веке написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и сейчас прославляет празднуемое событие.

В сочельник служатся царские часы и совершается Литургия святого Василия Великого.

Если сочельник придется на субботу или воскресение, то царские часы совершаются в пятницу, а в сочельник служится Литургия святого Иоанна Златоуста.

На службе в сочельник читается множество отрывков из Евангелия, в которых повествуется о Рождестве Христовом. Читаются пророчества о пришествии Христа из Ветхого Завета. Именно в этот день в церкви можно услышать: "В начале сотворил Бог небо и землю...". Впервые поются и главные песнопения, прославляющие праздник.

Церковный устав предписывает соблюдение поста до конца вечерни. В древней церкви Литургию в Рождественский сочельник служили вечером. Отсюда и пошло правило ожидать первой звезды в этот день. В наши дни служба вечерни соединяется с Литургией и служится утром, поэтому и пост соблюдается до того момента, когда по окончании Литургии и следующей за ней вечерни в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

Только по окончании Божественной литургии можно вкушать пищу.

Днем в сочельник православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво. Варили сочиво, или кутью, из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость будущей блаженной жизни.

Как приготовить сочиво (коливо, кутью) : стакан зерен пшеницы, 100 граммов мака, 100 граммов ядер грецких орехов, одна-три столовые ложки меда, сахар по вкусу.

Зерна пшеницы нужно растолочь в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.

Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Иногда сочиво готовят из риса, но рис следует приготовить особо - стакан риса залить 1,5 стаканов кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть - на среднем, три - на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно. Для подслащивания лучше использовать только мед.

Пшеничная кутья с медом. Целые зерна лущеной пшеницы или пшеничной крупы залить холодной водой, варить до размягчения и откинуть на дуршлаг. 200 граммов меда развести четырьмя стаканами воды, залить пшеницу, поставить на слабый огонь, довести до кипения и охладить.

Кутья из риса . 500 граммов риса перебрать, промыть, залить холодной водой, довести до кипения, откинуть на сито или дуршлаг и промыть холодной водой. Затем рис снова залить большим количеством холодной воды и варить до готовности, не мешая. Воду слить, рис охладить. Ошпаренный кипятком сладкий миндаль растереть, добавить сахарный песок, размешать, развести небольшим количеством воды и добавить в рис. Все перемешать, добавить 200 граммов вымытого и ошпаренного кипятком изюма, корицу и снова тщательно перемешать. Выложить на большую тарелку и посыпать по вкусу сахарной пудрой. Отдельно подать фруктовый кисель.

Ужин в сочельник - главное событие Рождества. За стол садились с первой звездой, о появлении которой обычно сообщали дети, вбегая в дом с радостными криками. Если день был пасмурный, просто дожидались темноты и садились за стол после торжественной молитвы.

Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем 12 блюд - по числу апостолов, все постные. В память о яслях, в которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена. Мясные блюда на стол разрешалось ставить лишь с наступлением 7 января.

Перед самым началом трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство принималось за трапезу. Основными блюдами в Рождественский сочельник были кутья и взвар из яблок, груш, сливы, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Эти блюда имели символическое значение: кутья - неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении ребенка. Этими двумя блюдами наши предки соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя.

Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: после кутьи подавались закуски (заливное, винегрет, рыба копченая и соленая, икра и селедка, салаты). За закусками следовало отведать чуть подогретый суп: или постный борщ, или солянку (либо рыбную, либо с грибами). К супу - пирожки с грибами и капустой. Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом. Во время трапезы велась беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей, независимо от их вероисповедания. За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог.