Что малыш умеет в 11 месяцев. Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни. Что нового в психическом развитии

11-ый месяц в жизни малыша для многих родителей становится одновременно очень сложным и очень приятным: у них нет ни минуты покоя из-за попыток уследить за своим энергичным чадом, но в то же время, ребенок в 11 месяцев – это сплошное очарование! Большинство детей в этом возрасте необыкновенно энергичны, шаловливы и требуют постоянно внимания и присмотра, ведь им хочется как можно больше узнать об окружающем их мире, а возможности карапуза еще слишком ограничены, вот и приходится постоянно звать родителей на помощь. Зато большинство младенческих проблем и капризов уже позади, а до первых возрастных кризисов еще далеко и пока можно просто наслаждаться обществом своего малыша. В этом возрасте не стоит сильно беспокоиться, если ваш малыш еще не умеет ходить или самостоятельно есть ложкой, главное – знать, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, по мнению врачей и детских психологов, чтобы вовремя заметить признаки нарушения в развитии.

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

К концу 11-го месяца ребенок обычно набирает 300-400 гр и прибавляет в росте 1-2 см.

К этому возрасту появляется некоторая разница в физическом развитии у мальчиков и девочек : представители сильного пола весят больше, около 10 кг, и немного «выше» — примерно 72-74 см, девочки чуть-чуть отстают от них – 9 и 70-72 см соответственно.

В 11 месяцев точно оценить физическое развитие малыша достаточно трудно, кто-то в этом возрасте уверенно ходит, может сам подниматься и спускаться по лестнице, а другие отказываются даже ползать, предпочитая все время находиться на руках или спокойно сидя в манеже. И то, и другое – вполне нормально для 11-тимесячного ребенка, поэтому родителям, обеспокоенным темпами развития их малыша, стоит ориентироваться только на те базовые навыки, которыми должны овладеть все дети этого возраста.

Они включают в себя : умение самостоятельно садиться и сидеть без опоры, попытки ребенка ползать, вставать и ходить, держась за прутья кроватки или манежа.

Также ребенок в этом возрасте должен ходить с поддержкой родителей и достаточно хорошо владеть своим телом – в 11 месяцев движения детей становятся более координированными. Они уже гораздо реже падают, врезаются в разные предметы и могут уверенно держать игрушки в обеих руках и перекладывать их.

Малыш в 11 месяцев должен быть очень активным и любознательным, родителям стоит насторожиться, если их ребенок не пытается выбраться из кроватки или манежа, не хочет слезать с рук и не пытается активно изучать окружающие его предметы. «Правильное» поведение почти годовалого ребенка – это постоянный поиск новых впечатлений, жажда открытий и общения , которая часто доводит родителей до исступления. Поэтому, если ваш ребенок начинает озорничать, сразу же как-то он проснулся, тут же переворачивает вверх дном весь дом, не отстает от вас ни на минуту и постоянно куда-то лезет, что-то разбирает и чем-то заинтересован, вам стоит порадоваться – он развивается, как раз, по возрасту.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 11 месяцев у большинства детей постоянно хорошее настроение, главное, вовремя их кормить и укладывать спать. Режим дня малышей в этом возрасте не сильно отличается: 4-5 разовое кормление, 1-2-х кратный дневной сон, а вот ночной сон может сократиться до 8-9 часов в сутки, в зависимости от того, сколько ребенок спит днем. К концу первого года жизни малыши постоянно радуют родителей и всех окружающих своими улыбками, пением, первыми словами и звонким смехом, при этом не забывая громко кричать и плакать всякий раз, когда сразу не получают желаемого. Но справиться с капризами и плохим настроением ребенка в 11 месяцев не так уж сложно – их легко отвлечь, переключив на какой-то другой предмет или игрушку или предложив капризуле поиграть, побегать или попрыгать.

Одиннадцатимесячный малыш уже умеет очень много – он складывает пирамидки, собирает кубики, умеет есть с ложки и может катать мячик и машинки. В этом возрасте дети не просто играют с игрушками, у них появляются первые заметные предпочтения, например, любимый заяц или машинка, с которыми малыш не расстается. А также они учатся играть в сюжетные игры: качают и кормят куклу, гудят и «бибикают» катая машинку, что-то «пишут» и рисуют» пальчиковыми красками и фломастерами.

Многие дети уже не только произносят разные звуки и звукосочетания – это входит в обязательный «минимум» к 11 месяцам, но и пытаются проговаривать первые слова : «мама», «папа», «баба» и так далее. Причем научившись произносить какое-то слово малыш будет обозначать им не только сам предмет или человека, но и все остальные действия и вещи, как связанные с ним. Например, слово «мама» будет обозначать саму маму, ее платье или купание ребенка, ведь оно всегда происходит с мамой! Также многие дети, научившись произносить какое-то слово, через несколько дней перестают повторять его, утрачивая к нему интерес, и учатся говорить что-то новое, беспокоиться в таких случаях не стоит – через некоторое время ребенок начнет употреблять все слова, которые сможет произнести.

В период активного речевого развития ребенка очень важно, чтобы он слышал только правильную, четкую речь – никаких ласкательно-уменьшительных окончаний и «присюсюкиваний» быть не должно , это может затормозить речевое развитие и стать причиной коверканья слов ребенком.

Для ускорения развития речи необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и читать ему детские стихи и книжки с картинками, так у него не только вырабатывается чувство ритма, он еще и учится соотносить изображенные на картинках предметы с их звуковым обозначением.

В 11 месяцев малыш становится несколько самостоятельнее, он уже не хочет все время проводить наедине с мамой и близкими родственниками, его интересуют и другие люди, в первую очередь дети – ровесники и малыши постарше. Ребенок может с интересом следить за их действиями, подражать им или пытаться подружиться с детьми. Но родителям стоит в это время быть постоянно настороже и не оставлять детей одних – малыши могут ударить или укусить друг друга, подраться из-за игрушки или заинтересоваться глазками, волосами и другими частями тела друг друга.

По мнению педиатров, здоровый 11-ти месячный ребенок должен уметь:

  • самостоятельно вставать и садиться, ходить с поддержкой;
  • пить из чашки, есть из ложки;
  • знать назначения бытовых предметов и уметь ими пользоваться – то есть, если вы даете ребенку чашку, он пытается из нее пить, а если расческу – то проводит по волосам;
  • держать игрушку пальцами, а не всей ладонью;
  • собирать пирамидки, ставить кубики один на другой, открывать и закрывать коробочки;
  • показывать на картинках и приносить по просьбе взрослого игрушки, предметы обихода и так далее;
  • понимать обращенную к нему речь взрослого и выполнять несложные поручения – «дай мне мячик», «покажи, где у нас кроватка», «пойдем гулять» и так далее;
  • ориентироваться в своем доме, знать, где что лежит и уметь использовать предметы по назначению;
  • произносить первые слова и обозначать звуками свои действия и действия окружающих.

Мальчики и девочки в 11 месяцев

В 11 месяцев становится заметна разница не только в физическом развитии детей разного пола, меняется и их поведение и привычки. Заметнее всего эти изменения в выборе игр и игрушек мальчиков и девочек. Малышки предпочитают мягкие игрушки, куклы, коляски и так далее, они с восторгом укачивают пупсов, пытаются их кормить, им нравятся яркие бусы, красивые платья, а некоторые модницы даже уже пытаются воспользоваться маминой помадой или украшениями.

Для большинства детей этот месяц ознаменован двумя событиями: первым шагом и первым словом. Параллельно усовершенствованием движений совершенствуется мышление. По интенсивности умственного развития период накануне года - самый насыщенный. Ни один академик, ни один нобелевский лауреат не смог бы за какие-нибудь четыре недели так повысить свой интеллектуальный потенциал, как это шутя и играя делает ваш младенец. Радуйтесь, любуйтесь, наблюдайте!

«Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.

В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?

Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», - звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».

Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».

Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»

Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю... В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!

До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть... Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и,он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив - он или вы?

Едим котлету!

Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.

Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз - вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.

Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом - тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20-30 минут на очень маленьком огне.

К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.

Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны - это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.

К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления - в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?

Общее правило - в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый - 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови - побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами - тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.

Отличное блюдо для детского ужина - творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане 30-40 минут.

Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

7-8 часов.

Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка - его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши - молочная лапша. Можно фруктовый сок.

12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).

Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон - только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).

Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы - 50 г, овощей - 150). Фруктовый сок.

16 часов.

Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.

19-20 часов.

Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.

Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас - «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.

И болеть - умеючи

Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов - возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье - пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.

Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет - заболел. А время - к вечеру, врач придет только завтра... Что делать сейчас?

Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,

чего не делать:

    Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.

    Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.

    Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.

    Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы - отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.

А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения - неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.

Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.

А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки - и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так - разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.

Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!

Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями - они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1: 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.

Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.

Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье - тоже лекарство.

ОРВИ протекает по-разному - и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае - согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями - выше вероятность развития у ребенка крупа.

К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.

Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.

Опасность крупа - отека слизистой оболочки гортани-в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.

Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя - вызывайте «скорую»!

Болезнь малыша - испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы - тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..

Что умеет ребенок в 10 месяцев

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.

Однажды вы можете заметить, что ваш малыш боится какого-то определенного предмета: например, папиной ондатровой шапки или маминой вязаной рукавички. Как с этим быть? Прятать пугающий ребенка предмет или заставить ребенка перебороть свой страх?

Перебороть страх ребенок еще не может, слишком слаб. Но и прятать пугающие предметы не нужно. Надо осторожно показать ребенку, что ничего страшного в этом предмете нет. Пусть мама возьмет «страшную» папину шапку, подержит ее в руке, покажет с одной стороны, с другой, даже наденет себе на голову. При этом нужно говорить с ребенком спокойным негромким голосом и не совершать резких движений. На следующий день попробуйте подвести ребенка к предмету, такому страшному для него. Если малыш упирается, не надо его тащить силой. Лучше продолжите сеанс завтра.

Ни в коем случае не ускоряйте процесс знакомства ребенка со «страшным» предметом, не проявляйте насилия. Оставайтесь терпеливы, иначе сделаете во много крат хуже и спустя полгода будете удивляться: откуда у вашего ребенка невроз?

Вы и сами при ребенке не должны показывать, что чего-то боитесь, например, грозы или темноты. Природа так устроила, что ребенок, не имеющий еще необходимого жизненного опыта, поглядывает на мать и по ее реакции понимает, каким образом реагировать на то или иное явление. Если бы, к примеру, мать при ребенке сделала вид, что чего-то сильно боится - какой-нибудь безделушки, да хотя бы цыпленка, - и ребенок будет бояться этого цыпленка.

Ни в коем случае не следует и пугать ребенка в «воспитательных» целях. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на малыша: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!». Или - в детдом, или - Бабе Яге и т.д. Это вызывает в ребенке хрони-
ческую боязнь чужих людей - он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу Ягу.

Не старайтесь прививать страх у ребенка и по отношению к действительно опасным предметам - ножницам, острому ножу, горящей спичке, газовой плите. Здесь нужен не страх, здесь уместна разумная осторожность -внушенная спокойным ровным голосом.

Никогда не кричите на ребенка!.. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным и пугливым.

На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть шесть зубов: два снизу и четыре сверху. Хотя это не закон для всех. Если у ребенка еще нет шести зубов, вам надлежит проконсультироваться у детского врача - не страдает ли ваш малыш рахитом. Вы убедились, что рахита нет; значит, не нужно тревожиться. Ребенок нагонит своих сверстников.

С какого времени следует начинать чистить зубы? Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится - чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы.
Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу, когда у него прорежутся все резцы -сверху и снизу - и пара коренных зубов.

И какой-то он колченогий, и походка у него - как у утки. Вас начинают одолевать сомнения: может, у ребенка рахит? а может, у него вывих тазобедренного сустава?.. Вы от этих сомнений даже ночью плохо спите... Не мучьтесь, обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Впрочем, есть у ребенка вывих тазобедренного сустава или нет, вы можете «на глазок» проверить сами: обратите внимание на складочки на внутренней поверхности бедер. Если складки симметричны, скорее всего, у вашего малыша с суставами все нормально.

Не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на физическом развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети - делают первые шаги несколько позже.
Учитывайте это.

Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.
Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время вы должны уже приготовить горшок.

К концу первого года жизни ребенок должен научиться и мочиться в горшок. Неужели вы не устали еще от этой ежедневной изнуряющей стирки?

Как научить ребенка мочиться в горшок? Попробуйте следующую методику... Когда ваш ребенок бодрствует, предлагайте ему каждый час горшок. Только не нужно, чтобы ребенок сидел на горшке слишком долго. Посадите малыша на горшок всякий раз до сна и после. Ребенок довольно быстро сообразит, что именно от него требуется. Конечно, он еще не раз намочит в штаны, но в общем ваши усилия не пропадут даром.

Каждый раз, когда садите ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите. Хотя сам произносит осмысленно всего несколько слов.

Вы приучаете ребенка мочиться в горшок. Надевайте малышу теперь штанишки без памперсов. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если ребенок вдруг намочит в штаны.

Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами вам придется возиться до трех, а то и четырех лет.

Как быть, если ребенок, несмотря на все воспитательные моменты, продолжает изредка мочиться в штанишки?.. В этом, конечно, не нужно усматривать катастрофу. Не ругайтесь на ребенка, не корите его, не машите на него руками и не мечитесь по комнате, как тигр по клетке. Даже не повышайте голоса!.. Не то вы можете испугать ребенка, он станет нервным и каждый раз, когда захочет помочиться, будет бояться самого этого акта... Терпеливо объясните ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Быть может, даже похвалите его. Скажите, что в прошлый раз он постарался и не наделал в штанишки, а сейчас оказался не на высоте. В случае неудачи можете просто строго промолчать. Но в случае успеха - очень порадуйтесь , порадуйтесь демонстративно, и постарайтесь, чтобы ребенок ясно осознал причину вашей радости.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

  • ребенок понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
  • произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
  • выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
  • ждет похвалы и одобрения своих действий;
  • утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
  • машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
  • без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
  • пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
  • залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
  • пытается самостоятельно ходить;
  • может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
  • умеет забираться на первые несколько ступенек детской шведской стенки.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Мы поговорим сегодня о том, чем должен питаться 11-месячный карапуз. В этот период кроха совершает свои первые шаги, пусть даже всё ещё держась за перекладину или чью-то руку. Но это уже такие достижения в жизни маленького человечка! Ребёнок тратит намного больше энергии, чем раньше, поэтому и продуктов в его рационе должно стать больше, и порции должны увеличиться. В статье вы сможете найти ответы на такие вопросы: что давать кушать карапузу, сколько кормить ребенка в 11 месяцев, каким может быть меню малютки.

Основные правила питания

Если у вас в доме есть маленький ребёнок, то нужно знать и соблюдать всевозможные правила по воспитанию и развитию малыша. А тут я вам представлю также не малозначительные правила питания детей:

  1. У малыша обязательно должно быть пятиразовое питание, включающее в себя два привычных кормления (грудным молоком или же адаптированной смесью).
  2. Ребёнку всё ещё не стоит давать жареную пищу. Особое предпочтение стоит отдавать еде приготовленной на пару. Это лучший способ, чтоб сохранить все полезные вещества в продукте.
  3. Сладкое сведите к минимуму, соли в рационе карапуза практически не должно быть, а всевозможных приправ тем более.
  4. Наличие у блюд гомогенной массы уже не только не является необходимым, а скорее даже лишним. Ребёнок уже должен привыкать к более твердой пище. Лучше всего разминайте блюда вилкой. Малыш должен учиться жевать и разрабатывать челюсть.
  5. Важно, чтоб рацион ребёнка включал: каши, фрукты, мясо, овощи, творог, рыбу и хлеб.
  6. Никогда не запихивайте силой в рот малышу то, от чего он только что отказался. Не сердитесь и не кричите. Скорее всего, оно просто не пришлось по вкусу. Я уверена, что и у вас есть такие продукты, к которым вы равнодушны или относитесь с отвращением.
  7. Всё ещё не стоит давать продукты из так называемой зоны риска развития аллергии: красные фрукты и овощи, экзотические представители, цитрусовые, шоколад, орехи, мёд.
  8. Помните, что карапузу молоко стоит разводить с водой. В этом возрасте можно 1:1.
  9. Не стоит забывать, что когда мы вводим новые продукты в рацион ребёнка, стоит это делать медленно и постепенно. Начинать необходимо с половины чайной ложки. И только при нормальной реакции организма, доводить до возрастных норм.
  10. И не стоит забывать о питье. Малышу ежедневно нужно пополнять свои запасы жидкости. Для крохи хорошо подойдут соки , отвары, компоты , травяные чаи, кисели . И, конечно же, не стоит забывать и о самой воде.

Рацион малыша

У ребёнка сохраняется пятиразовое питание. Он всё так же нуждается в кормлении грудью (кисломолочной или адаптированной смесью) с самого утра и перед сном.

Перерывы между приёмами еды могут колебаться в районе трёх-четырёх часов. Вы уже индивидуально подстраиваетесь под требования ребёнка и под то, во сколько он встаёт и когда ложится спать. У моего сына были четырёхчасовые перерывы. Он ел в 6, 10, 14, 18 и 22 часа.

Чтоб вычислить, сколько ваш кроха должен съедать еды за день – достаточно сделать расчёты на основе его веса. Этот показатель в граммах нужно разделить на девять. Ответ и будет количеством потребляемой пищи. Так, к примеру, мой сын уже весил 10 кг и 800 грамм (10800), а значит, он должен был съедать не меньше 1200 грамм за сутки. Далее вы можете полученный ответ поделить на 5 приёмов пищи и узнать, сколько ребёнку нужно съедать за одно кормление. В моём случае таким показателем было 240 грамм.

Чем можно кормить ребенка в 11 месяцев

У малыша должно быть сбалансированное питание, обогащенное всеми необходимыми для растущего организма веществами. А что именно входит в его рацион:

  1. Фрукты и овощи, ягоды. Это незаменимые источники витаминов, клетчатки и пектинов. Малыш должен в полном объёме, соответствующем его возрастным нормам получать эти продукты. Из них вы уже можете готовить разные блюда: пюре , муссы, компоты, соки, кисели, пудинги. И даже допускается употребление в сыром виде натёртых фруктов, но в небольшом количестве.

Но не стоит забывать, что в меню малыша не должно быть красных плодов, цитрусов и экзотических представителей.

  1. Обязательным ежедневным продуктом является каша. Самой полезной принято считать овсянку (но лучше не в виде хлопьев). Если у малыша нет целиакии . Готовить такую кашу лучше на воде, а в приготовленный продукт просто стоит сдобрить маслом. Однако также допускается и варка на молоке, но не стоит забывать, что малышу нельзя давать цельное молоко, разводите его 1:2 с водой. Каши лучше менять каждый день. Сегодня гречка , завтра овсянка, послезавтра рис и т.д.
  2. Конечно, важным компонентом стола ребёнка являются мясные блюда. Это уже могут быть тефтели , паровые котлетки, муссы, пудинги. Старайтесь давать мясо в таком виде, чтоб карапуз старался самостоятельно разжёвывать его. Отдавайте преимущество крольчатине, индейке, курице, телятине, молодой нежирной свинине. Я своему сыну до годика давала только кролятину и телятину.
  3. Рыба тоже должна находиться в рационе крохи. Малыш всё ещё должен избегать представителей жирных сортов и красных видов.
  4. Творог, йогурт и кефир важны для правильной работы пищеварительной системы. Вы можете готовить эти продукты самостоятельно. Не стесняйтесь давать блюда не только в чистом виде, но и с добавлением уже хорошо известных фруктов.
  5. Также малыш может кушать яйца , макаронные изделия , диетическое печенье, пшеничный хлеб , разрешается в небольших количествах добавление масла в готовые блюда (как растительного, так и сливочного), а количество соли и сахара всё также должно быть минимальным.

Сведите употребление сладостей практически на нет. У малыша только появляются первые зубы , и не стоит нарушать их развитие. И, конечно же, в рационе ребёнка ещё не должно быть шоколада, цитрусовых и других аллергенных продуктов.

Меню

Чем же может быть представлен дневной рацион малыша? Крохе уже доступно достаточно большое количество продуктов. А каким именно может быть ориентировочное меню детей на ГВ и ИВ? Об этом вы сможете прочитать ниже.

Дети на грудном молоке

  1. Малыш просыпается в 6 утра и первым делом тянется к маме. Он уже голоден. Первое кормление всё ещё представлено материнские молоком (приблизительно 200 мл). Оно всё так же является очень важным источником полезных веществ для развития малыша.
  2. К 10 часам ребёнок уже проголодался. В это время дайте карапузу кашу (можно как на молоке, так и на воде) — грамм 200, не больше. В неё можно добавить 5 грамм масла. Также дайте малышу половинку желтка. На десерт предложите крохе 50 грамм пюре из фруктов. Всё запить можно компотом или соком (50 мл).
  3. Обед у крохи наступает в 14:00. Это кормление должно стать самым сытным. Может состоять из следующих блюд: 200 грамм овощного пюре с добавлением масла (5 грамм), 80 грамм пюре, кусочек хлеба (из пшеничной муки, грамм 10). Запить можно соком в объёме 60 мл.
  4. В 18:00 — ужин у карапуза. Дайте ему 60 грамм пюре из фруктов, грамм 50 творога, два галетных печенья. Дайте попить ребёнку 200 мл кефира.
  5. Последнее кормление наступает перед сном, в 10 часов ночи. И это всё ещё грудное молоко. Малыш выпьет объём, необходимый для полного насыщения.

Малыши на смесях

  1. Завтрак наступает в 6 часов. Первое кормление — молочная смесь (200 мл).
  2. Приём пиши между завтраком и обедом припадает на 10 утра. Покормите карапуза любой кашей, сваренной в любом виде. Малышу необходимо 200 грамм. Добавьте 5 грамм сливочного масла. На десерт хорошо подойдёт 50 грамм фруктового пюре. Также предложите ребёнку половинку яичного желтка. Запить пищу можно 50 мл сока.
  3. Мясной суп (200 грамм) хорошо подойдёт для обеденного кормления, которое наступает в 14:00. Кроме этого можно дать ребёнку 80 грамм овощного пюре, 10 грамм пшеничного хлеба. Запить можно компотом (60 мл).
  4. На ужин (18:00) дайте малышу 60 грамм пюре (фруктового) и 50 грамм творога. На закуску дайте два сухаря или галетного печенья. Запить еду ребёнок может кефиром (200 мл).
  5. И напоследок, часиков в 22:00, обязательно покормите карапуза адаптированной смесью (200 мл).

Вот мы и разобрались, каким теперь должен быть рацион вашего ребёнка. Карапуз растёт, а вместе с ним развиваются и предпочтения в еде. Балуйте своего малыша разнообразными блюдами. Следите, чтоб ему не стало скучно, и он не потерял интерес к какой-то еде. И, конечно, не стоит давать каждый день одно и то же, например, каждый день овсянку и никакой другой крупы. Этот продукт быстро приестся, и малыш начнёт им плеваться. Поэтому правильно планируйте рацион карапуза, учитывая все предпочтения малютки. Старайтесь делать меню разнообразным и неповторимым. И пусть ваш ребёнок растёт здоровым!

За одиннадцатый месяц ребенок набирает в среднем 400 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес 11-месячного ребенка около 9500 - 10000 г, а рост - 72-78 см. Прибавка в последний, 12-й месяц до года составит примерно 350 г и средний вес ребенка в год составит 10 - 10,8 кг, а рост - 74-80 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес, но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 11 месяцев

1. Ребенок к году может самостоятельно встать с опорой, приподняться, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.

2. Дайте ребенку коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте коробочку, показав шарик. Затем нужно вынуть шарик и дать ребенку пустую коробочку. Ребенок замечает отсутствие шарика и смотрит на вас удивленно.

3. Ребенок может целенаправленно звонить в колокольчик, по назначению использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки. Есть с ложки - это не значит, что он полностью съест ложкой всю предложенную ему пищу, ребенок в 11 месяцев понимает назначение ложки, загребает ей пищу и тянет в рот.

4. Дайте ребенку кубики, покажите, что можно построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.

5. Ребенок делает обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела.

6. Ребенок любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.

7. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).

8. Появляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.

9. Выполняет первые простые поручения (дай, покажи, иди/ползи...), понимает слово “нельзя”, очень хорошо ориентируется в помещении.

10. К концу года произносит особые “слова”, понятные только матери и ребенку: например, “бах” - падение, “фа” - шапка, и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: “кис-кис”, “ав-ав”, “дай”, “бай”.

Сколько ест ребенок в 11 месяцев

Питание по-прежнему 5-разовое, таким оно и сохранится до 2 лет. К пюре с мясом или рыбой предложить немного салата из натертых или мелко нарезанных овощей либо винегрет. Творог давать и в виде пудинга, запеканки. Поскольку ребенок просыпается позже, весь режим сдвигается на 1-1,5 часа вперед. Последнее (пятое) кормление грудью можно заменить кефиром, а если ребенок к этому времени спокойно спит, отменить вообще.

Сколько спит ребенок в 11 месяцев

Режим и распорядок дня ребенка в 11 месяцев

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 11 месяцев

Большинство впедиатров не назначают на 11-месячный возраст регулярного медицинского осмотра, но вы можете обратиться к врачу, если у вас возникли какие-либо проблемы, которые не могут подождать до следующего визита.

Развивающие занятия и игры для 11-месячного ребенка

В 11 месяцев ребенок хорошо играет в сороку-ворону, ладушки, но эти игры уже становятся ему не интересны.

Ребенок теперь без посторонней помощи может сложить башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями, вкладывает друг в друга формочки разного размера.

В 11 месяцев можно предложить малышу игру с ведерком, в которое он будет собирать игрушки, а потом вываливать их снова на пол.

Доступны ребенку в этом возрасте игры с разными природными структурами - соленым тестом, пересыпание круп и злаков из формочки в формочку, пересыпание муки, переливание водички. Внимательно следите за ребенком во время этих игр, малыш все будет стараться попробовать на вкус, поэтому водичку наливайте кипяченую, а злаки берите не крупные, желательно более или менее мягкие (сухие бобы нельзя). Такие игры отлично развивают мелкую моторику, что напрямую сказывается на развитии речи.

Игра «В ямку бух». Посадите малыша на колени аккуратно подбрасывайте его в, говоря при этом: «По кочкам, по кочкам, по узеньки дорожкам…» или «Едем, едем…», а затем, меняя интонацию, скажите: «В ямку бух!» и осторожно опустите ребенка вниз. Когда малыш уловит изменения в голосе, он будет ждать этих слов и радоваться, предвкушая их. Игра развивает слуховое восприятие, устанавливает связь между движением и звуком, обучает восприятию интонационной окраски речи, развивает слуховую память.

И обязательно продолжить развитие тактильного восприятия и ассоциирование его со свойствами предметов. Давайте малышу потрогать разные предметы, называя их свойства: ковер – мягкий, стол – твердый, деревянный, вода холодная, вода теплая и т.д.

11-месячный ребенок уже многое умеет: некоторые дети к этому возрасту начинают ходить и не дают своим родителям ни минуты покоя, а если не могут ходить, то энергично ползают. Им все интересно, они все хотят попробовать, в том числе, на вкус. Это трудное и приятное время: за малышом нужен постоянный присмотр, но многие сложности раннего младенчества уже решены, а до переходного возраста в 3 года еще жить да жить.

В 11 месяцев ребенок может быть уже совсем самостоятельным, в том числе что касается передвижений, однако это индивидуальный показатель

Вопрос безопасности стоит на первом месте. Родители должны тщательно подготавливать квартиру к активности ребенка: все острые и режущие предметы надо убрать в шкафы и запереть их на ключ, тяжелые вещи – утюг и прочее, тоже надо убрать. Неплохо будет, если мама и папа позаботятся о смягчении острых углов столов и тумбочек, замотают их мягким поролоном, прикрепят к ножкам. Обязательно надо закрыть специальными крышечками электрические розетки – крышечки продаются в магазинах.

Поговорим о навыках ребенка, которые должны у него появиться в этот период. Их надо знать, чтобы не пропустить нарушения в развитии малыша, хотя надо учитывать, что срок появления определенных навыков является приблизительным. Если малыш отстает на пару месяцев, это может быть связано с его характером, а не с психической отсталостью.

Физические навыки малыша

За 11 месяц малыш набирает в весе до 400 грамм и прибавляет в росте 2 сантиметра или чуть меньше. Мальчики весят больше и по росту они выше: рост до 74 сантиметров, вес до 10-11 килограмм. Девочки весят на килограмм меньше – около 9 кг, а рост у них на пару сантиметров меньше. В этот период у ребенка уже имеются 6–8 зубов.

Другие физические показатели развития ребенка в это время довольно приблизительны. В зависимости от характера и темперамента малыш способен начать ходить, может только ползать или просто вести себя спокойно, играя в манеже и не просясь «на свободу». Многие младенцы-мальчишки начинают ходить уже после года – это вполне нормально.


Первые шаги – самое приятное новообразование этого периода развития малыша

Есть некоторые базовые навыки, которые должны быть у одиннадцатимесячного малыша:

  • Возможность сидеть без опоры и садиться без помощи взрослых. В этот период ребенок способен вставать на ножки и стоит, держась за прутья манежа или кроватки.
  • Он начинает ходить , держась за устойчивые предметы мебели, за руку с мамой малыш тоже хорошо ходит.
  • Он координирует свои движения , меньше падает и врезается в мебель, но описанные выше меры предосторожности не стоит забывать: в порыве радости или других чувств ваше дитя может неосмотрительно встать на ножки под столом или неудачно повернуться и ушибить голову.

В 11 – 12 месяцев малыш каждый день совершает открытия, он любознателен, стремится всюду залезть и все посмотреть (рекомендуем прочитать: ). Более спокойные дети удобны для своих родителей, но если чадо устраивает в квартире кавардак, все берет и пробует на ощупь и на вкус, всюду пролезает, не дает маме отдохнуть ни минуты, общается с ней, требует внимания – все в порядке, он развивается точно по графику.

Нервно-психические показатели и умения

Одиннадцатимесячный малыш играет в свои игрушки «по-взрослому» : он укачивает любимую куклу, кормит ее с ложки, он собирает пирамидку и складывает конструкции из кубиков, с удовольствием катает с папой машинку или мячик. Свои действия он часто сопровождает соответствующими звуками: катая машинку, говорит «би, би» или «ду, ду». Он совершает логические действия – если спрятать игрушку под подушкой у него на глазах, ребенок ее вытащит через несколько секунд.



Малыши очень разные: кому-то нравятся подвижные игры, кто-то предпочитает тихие спокойные занятия – все это вписывается в рамки нормы

Лепет становится осмысленным . Дети говорят первые слова: «дай, мама, папа, баба». Показывая на собачку, говорят «ав, ав», на кошечку – «ма-а», то есть их слова являются указательными, характеризующими определенных существ и предметы. Если ребенок выучил какое-либо слово, он может обозначать им не только человека, но и связанные с человеком предметы или действия. Словом «мама» он определит мамино платье или туфли, а также купание в ванночке.

В первое время бывает, что сказав какое-то слово, малыш его «забывает». На самом деле это не так – он просто утрачивает интерес к слову, которое уже одолел. Вскоре он станет повторять все слова, которые умеет говорить, поэтому тревожиться не надо.

Малыш уже может донести до взрослого свою мысль . Очень важно разговаривать с ребенком как можно больше, при этом не коверкая слова, не «сюсюкая» – благодаря этому малыш научится разговаривать быстрее. Читайте ему сказки и стихи, показывая картинки – малыш будет смотреть и сопоставлять определенные слова с изображением.

В 11 месяцев ребенок общается не только с родителями и бабушкой, ему становятся интересны и другие люди. Поначалу он боится чужих, но в присутствии родителей начинает с ними общаться, также старается завести знакомства с другими детьми, приходящими к вам в гости. Это хороший признак, но обязательно следите за играющими детьми – они еще маленькие и многого не понимают. Дети могут поссориться из-за игрушки, кого-то из них могут заинтересовать глазки приятеля или его волосы. Только взрослый способен урегулировать такие ситуации.

Что нужно уметь ребенку в 11 месяцев?

У малыша складывается своя схема мира, которую он способен пополнять или менять при поступлении новой информации. Развитие малыша в 11 месяцев, по мнению врачей, в том числе доктора Комаровского, состоит в следующем:
(рекомендуем прочитать: )

  1. Ребенок отличает помещения в доме одно от другого и знает, за какими предметами куда надо идти: за соской – в спальню, за ложкой – на кухню и так далее, то есть у него развивается память.
  2. Он может самостоятельно сидеть без опоры и садится самостоятельно.
  3. Встает на ножки и стоит, держась за опору, ходит с мамой за ручку, делает 1 – 2 шага самостоятельно.
  4. Пьет из чашки, ест с ложки.
  5. Знает, как использовать различные предметы, то есть, что ложкой кушают, расческой причесываются.
  6. Понимает, что ему говорят взрослые, реагирует на их предложения типа «давай наденем кофту», «пойдем на улицу», выполняет короткие просьбы типа «дай мячик», «положи книжку».
  7. Самостоятельно играет в кубики и пирамидку, при этом берет игрушки большим и указательным пальцами.
  8. Сопоставляет предметы с их изображениями на картинках. Может принести вам предмет, если вы покажете его изображение и попросите принести.

Как подкрепить достижения малыша?

К концу первого года жизни устанавливается определенный режим жизни человечка, который сильно зависит от индивидуальных предпочтений. Одни дети любят подольше поспать, другие – пораньше встать. Подстройтесь под биологические часы конкретного ребенка и вы не будете испытывать неудобств. Каждому малышу надо обязательно спать днем – некоторые дети спят 2 раза по часу, некоторые – 1 раз, но долго, по 2 – 3 часа.

В описываемый период меняется рацион ребенка. Грудное молоко остается основой питания, но в меню вводят и другие продукты. Рацион больше походит на питание взрослого человека. Для развития костей ребенку нужно мясо, но давать его надо в виде пюре, все остальные продукты тоже нужно измельчать для лучшей усвояемости. Есть ряд продуктов, которые противопоказаны ребенку – это маринованные, острые, засоленные, копченые продукты. Не забывайте давать малышу фрукты в виде фруктовых пюре и свежевыжатые соки.