Методика PARI. Тест-опросник изучения родительских установок, Шефер Е.С. и Белл Р.К. Методика pari - исследование родительских установок и реакций Методика изучения родительских установок онлайн

Авторами опросника PARI (parental attitude research instrument) являются E. Шефер и К. Белл. Первичная апробация методики на русскоязычной выбор­ке была проведена кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет в 1980 году. В дальнейшем работа по апробации и адаптации методики к условиям русско­язычной культуры велась Т. В. Архиреевой (Архиреева Т. В., 2002).

Опросник «Измерение родительских установок и реакций» предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к детям вообще, а также к различным сторонам семейной жизни (семейной роли). Методика по­зволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности орга­низации семейной жизни.

Описание методики

Опросник «Измерение родительских установок и реакций» состоит из 115 суждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В методику заложены 23 шкалы (признака), касающиеся различных сторон отношения ро­дителей к ребенку и жизни в семье. Каждая шкала включает в себя 5 утвержде­ний, которые расположены в определенной последовательности: суждения, принадлежащие одной и той же шкале, повторяются через каждые 23 пункта. Например, шкала №1 «Вербализация» (предоставление ребенку возможности высказаться) включает в себя утверждения за следующими номерами: 1, 24, 47, 70, 93 и т. д. (см. бланк). Отвечающий должен выразить свое отношение к ним в виде полного или частичного согласия или несогласия.

Шкалы (признаки) опросника

1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться).

2. Чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей).

3. Зависимость от семьи (ограничение матери ролью хозяйки дома).

4. Подавление воли ребенка.

5. «Жертвенность» родителей.

6. Опасение обидеть (страх причинить ребенку вред).

7. Супружеские конфликты.

8. Строгость родителей.

9. Раздражительность родителей

10. Исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери).



12. Подавление агрессивности ребенка.

13. Неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей).

14. Партнерские отношения (равенство родителей и ребенка).

15. Поощрение активности ребенка.

16. Уклонение от конфликта (избегание общения с ребенком).

17. Безучастность мужа (невнимательность мужа к жене).

18. Подавление сексуальности ребенка.

19. Доминирование матери.

20. Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка.

21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.

22. Стремление ускорить развитие ребенка.

23. Несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).

Таким образом, 8 шкал-признаков описывают отношение к семейной роли, 115 - касаются детско-родительских отношений, подразделяясь на 3 группы:

(1) оптимальный эмоциональный контакт, (2) излишняя эмоциональная дис­танция с ребенком, (3) излишняя концентрация на ребенке.

1. Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков (их но­мера в опросном листе - 3, 5, 7, 11, 13,17, 19, 23): зависимость от семьи (огра­ничение матери ролью хозяйки дома); «жертвенность» родителей; супружес­кие конфликты; сверхавторитет родителей (поощрение зависимости ребенка от родителей); неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родите­лей); безучастность мужа (невнимательность мужа к жене); доминирование матери; несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).

2. Отношение родителей к ребенку:

оптимальный эмоциональный контакт определяется в соответствии с выраженностью 4 признаков (их номера по опросному листу - 1, 14,15, 21): вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться); партнерские отношения (равенство родителей и ребенка); поощрение ак­тивности ребенка; товарищеские отношения между родителями и детьми;

□ излишняя эмоциональная дистанция с ребенком включает в себя 3 при­знака (их номера по опросному листу - 8, 9, 16): строгость родителей; раздражительность родителей; уклонение от конфликта (избегание об­щения с ребенком);

□ излишняя концентрация на ребенке описывается 8 признаками (их но­мера по опросному листу - 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22): чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей); подавление воли ребенка; опасение обидеть (страх причинить ребенку вред); исключение внесемейных вли­яний (зависимость ребенка от матери); подавление агрессивности ребен­ка; подавление сексуальности ребенка; навязчивость родителей, вмеша­тельство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка.

Для оценки утверждений опросника родителям предоставляется специаль­ный бланк. Бланк для ответов составлен таким образом, чтобы пункты каждой шкалы опросника находились на одной строке, например: строка бланка вклю­чает номера 1, 24, 47, 70, 93, которые являются пунктами первой шкалы оп­росника «Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться)».

Инструкция: «Прочтите утверждения, данные ниже, и оцените каждое из них следующим образом:

А - если с данным положением вы согласны полностью;

а - если с данным положением вы скорее согласны, чем не согласны;

б - если с данным положением вы скорее не согласны, чем согласны;

Б - если с данным положением вы полностью не согласны.

Здесь нет правильных или неправильных ответов. Вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы Вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах на воспитание детей.

Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый от­вет, который придет Вам в голову».

Текст опросника

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашать­ся со взглядами родителей.

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудно­стей и обид.

3. Для хорошей матери дом и семья - самое важное в жизни.

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.

6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, что­бы он не упал.

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразуме­ний, не знают жизни.

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое вос­питание.

9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного исто­щения.

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.

14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.

15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.

16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справля­лись с детьми.

18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.

19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.

21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.

22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологи­ческими нуждами уже с 15 месяцев.

23. Самое трудное для молодой матери - оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.

24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жиз­ни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарова­ний, которые несет жизнь.

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехид­ности.

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.

29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.

30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.

32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.

35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учите­лям, вместо того чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспита­тельные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но...).

37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое.и не вникать в его дела.

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в се­мейной жизни.

41. Нельзя допускать, чтобыдевочки и мальчики видели друг друга голыми.

42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению про­блем, то это лучше и для детей, и для мужа.

43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.

44. Если у вас принято, что дети рассказывают вам анекдоты, а вы - им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.

45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.

46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.

47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно вы­сказывать.

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлече­ниями.

50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

51. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание.

52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя

виноватой.

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.

54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хо­рошими, устойчивыми и уважаемыми людьми.

55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.

56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.

57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители

58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.

60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться - плохой метод воспитания.

61. Родители должны научить детей находить себе занятие и не терять сво­бодного времени.

62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого на­чала к этому привыкнут.

63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по со­держанию семьи.

64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сек­суальным преступлениям.

65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положе­но вести хозяйство. ,

66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок.

67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказы­вания детей об их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии.

68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.

70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.

71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.

72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.

73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.

75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие по­ручения.

76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.

77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это про­исходит на самом деле.

78. Воспитание детей - это тяжелая нервная работа.

79. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей.

80. Больше всех других дети должны уважать родителей.

81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным нарушениям тела и другим про­блемам.

82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий.

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив.

85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.

86. Самое большое желание любой матери - быть понятой мужем.

87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сек­суальные проблемы.

88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.

89. Так как ребенок - часть матери, она имеет право знать все о его жизни.

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы.

91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше на­учить ребенка справляться с физиологическими нуждами.

92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.

93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.

94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

95. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей.

96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.

99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супру­жестве ссорятся.

100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные.

102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих ро­дителях.

103. Первая обязанность детей - доверие по отношению к родителям.

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

105. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и приви­легий, чем у детей.

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.

108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.

109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна ра­дость в жизни.

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексу­альных вопросах.

111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами.

112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы.

114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из буты­лочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться).

115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственнос­ти по отношению к детям.

Бланк

„Образование

Стаж семейной жизни ____

Количество и возраст детей

Данная методика была разработана американскими психологами Е. С. Шефером и Р. К. Беллом в 1958 году и уже более полувека используется для исследования отношения родителей (но прежде всего матерей) к различным сторонам и сферам семейной жизни и в частности в отношениях с детьми.

О скрипте «Методика изучения родительского отношения»

Он-лайн тест «Методика изучения родительского отношения» (PARI) состоит из 115 суждений. Ответив на все из них, Вам будет представлена подробная диаграмма с 23-мя аспектами-признаками, которые Вы сможете проанализировать.

Анализ диаграмм проводится следующим образом: чем ближе шкала диаграммы к красному полю, тем сильнее выражено «негативное» проявление признака. И наоборот, чем ближе шкала к зеленому полю, тем менее выражено «негативное» проявление признака. Шкала отображается красным цветом, если «негативная» степень выраженности признака крайне высокая.

Например, если признак «7. Семейные конфликты» приближен к красному полю, то это свидетельствует о «негативной» степени выраженности признака, что обозначает наличие конфликтности в семейных отношениях. И наоборот, если признак «7. Семейные конфликты» приближен к зеленому полю, то это свидетельствует об умеренной или низкой конфликтности в семье.

Признаки под номерами 1, 14, 15, 21 и «I» имеют противоположные шкалы, однако анализируются аналогичным образом. Чем более выражен признак и приближен к зеленому полю, тем более «позитивный» результат, а чем менее выражен признак и ближе к красному полю, тем результат менее «позитивный».

По окончанию тестирования Вам будет доступна «постоянная ссылка» на результат теста. Обращаем Ваше внимание, что результаты теста не сохраняются на сервере, посему при потере ссылки, результаты восстановить будет невозможно. Рекомендуем Вам после окончания тестирования сохранить ссылку на результат теста.

[Внимание!] Если в процессе работы со скриптом вы обнаружили ошибки, просим вас сообщить нам об этом в , ошибки будут исправлены.

Для того чтобы определить, как осуществляется воспитание ребенка в семье, отечественные психологи в большинстве случаев пользуются тремя наиболее известными методиками:

  • Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера;
  • Тест-опосник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги и В. В. Столина;
  • переходный опросник "Измерение родительских установок и реакций" (англ. Parental Attitude Research Instrument - PARI) E. Шефера. Хотя этот опросник и используется, его психометрической адаптации для русскоязычной выборки ранее не проводилось.

Каждый из перечисленных опросников имеет свою специфику применения. Методика ОРО в большей мере ориентирована на изучение особенностей родительской позиции матери или отца по отношению к конкретному ребенку. Опросник включает утверждения типа "Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребенка" или "Я часто ловлю себя на враждебном отношении к моему ребенку" и т.д. Можно сказать, что он изучает индивидуальный опыт родителей в воспитании конкретного ребенка.

Методика АСВ стандартизирована и валидизирована на родителях подростков в возрасте от 14 до 18 лет, находящихся на учете в психоневрологическом диспансере и инспекции по делам несовершеннолетних. Это определяет цели использования опросника: выявление ошибок в родительском воспитании. Данный опросник, так же как и ОРО, изучает индивидуальный опыт родителя в воспитании подростка.

Опросник PARI направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания. Он не связан с установками на воспитание конкретного ребенка. Родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей вообще. Это позволяет изучать установки родителей на воспитание ребенка априорно, что необходимо в практике усыновления и создания семейных детских домов.

Все три опросника можно применять как порознь, так и в комплексе, поскольку они взаимно дополняют друг друга.

Тест "Измерение родительских установок и реакций" (PARI)

Опросник PARI (4-я форма) включает 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В него заложены 23 шкалы, по пять вопросов в каждой есть шкалы, связанные между собой. Утверждения в опроснике расположены так, что они повторяются в шкале через каждые 23 пункта. Например, шкала 1 "Предоставление ребенку возможности высказаться" включает в себя пункты 1, 24, 47, 70, 93; шкала 2 "Оберегание ребенка от трудностей" - пункты 2, 25, 48, 71, 94 и т.д.

Опросник объединяет следующие шкалы (приводим их названия в том виде, в котором они даны в опроснике):

  • 1. Предоставление ребенку возможности высказаться.
  • 2. Оберегание ребенка от трудностей.
  • 3. Ограничение матери ролью хозяйки дома.
  • 4. Подавление воли ребенка.
  • 5. Жертвенность родителей.
  • 6. Страх причинить вред ребенку.
  • 7. Супружеские конфликты.
  • 8. Строгость родителей.
  • 9. Раздражительность родителей.
  • 10. Зависимость ребенка от матери.
  • 11. Поощрение зависимости ребенка от родителей.
  • 12. Подавление агрессивности ребенка.
  • 13. Мученичество родителей.
  • 14. Равенство родителей и ребенка.
  • 15. Поощрение активности ребенка.
  • 16. Избегание общения с ребенком.
  • 17. Невнимательность мужа к жене.
  • 18. Подавление сексуальности ребенка.
  • 19. Власть матери.
  • 20. Навязчивость родителей.
  • 21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.
  • 22. Ускорение развития ребенка.
  • 23. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка. PARI - многомерный опросник. В результате выявления связей между шкалами с помощью факторного анализа было получено три фактора.
Фактор 1. Гиперопека - отсутствие родительской опеки

Этот фактор объединяет шкалы, характеризующие опекающий способ воздействия родителей на ребенка (табл. 2.2). Выраженность факторов свидетельствует о том, что родители стремятся все знать о ребенке, ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы утомить дочь или сына. Дети должны во всем слушаться родителей, понимать, что мудрость их родителей есть высшая мудрость, причем родители стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая собственную роль.

Оказалось, что с опекой как способом воспитания связано подавление сексуальности и агрессивности ребенка. По мнению родителей, ребенок должен избегать драк в любых ситуациях, в случае конфликтов обращаться к взрослым. Эти особенности родительского воспитания еще раз подчеркивают необходимость мягкости, послушности ребенка, его недостаточную зрелость, а следовательно, и необходимость зависимости от взрослого.

Противоположный полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от опеки над ребенком, о существовании между родителями и ребенком большой межличностной дистанции. Родители отрицают значение собственного влияния на ребенка.

Таблица 2.2. Шкалы, составляющие фактор 1

Фактор 2. Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком - демократичность

Один полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от демократичности, равенства в общении с сыном или дочерью, а противоположный полюс, напротив, о преимущественных установках родителей на демократичность (табл. 2.3). Родители предоставляют ребенку возможность высказать свое мнение, считаются с ним, общаются с ним на равных, стараются участвовать в его делах, разделяют и поощряют его интересы.

Таблица 2.3. Шкалы, составляющие фактор 2

Фактор 3. Диктат в воспитании - отказ от авторитарности

Выраженность данного фактора говорит о наличии у родителей установки на авторитарность в воспитании ребенка (табл. 2.4). Родители считают, что строгое воспитание является наиболее эффективным для ребенка, они предполагают в ребенке дурные наклонности, которые необходимо переломить. В этом случае выполнение родительских обязанностей сопровождается раздражительностью, чувством их обременительности.

Таблица 2.4. Шкалы, составляющие фактор 3

Примечание. Полученные факторы частично совпадают с факторной структурой оригинальной методики, в которой заложены четыре основных фактора: "авторитарность", "демократичность", "опека" и "супружеские отношения". В нашем случае не выделился фактор, характеризующий супружеские отношения, одна из шкал которого вошла в фактор "диктат в воспитании". По всей видимости, супружеские конфликты и осуществление диктата в воспитании, сопровождаемое чувством обременительности родительских обязанностей, являются показателями общего неблагополучия семьи.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Прочтите все приведенные ниже утверждения и оцените каждое из них следующим образом: "С" - полностью согласен; "с" - почти согласен; "н" - скорее не согласен; "Н" - полностью не согласен. Некоторые утверждения могут показаться вам одинаковыми, однако это не так: они сходные, но не одинаковые. Это сделано для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие, различия во взглядах на воспитание детей. На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. Детям можно не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их суждения более верные.
  • 2. Хорошая мать должна оберегать ребенка даже от незначительных жизненных трудностей.
  • 3. Для хорошей матери дом - это самое главное.
  • 4. Некоторые дети настолько плохи, что страх перед взрослыми может только послужить их благу.
  • 5. Дети должны знать, что родители ради них вынуждены отказываться от многого.
  • 6. Нужно крепко держать ребенка во время купания, потому что в какой-то момент он может выскользнуть.
  • 7. Люди, которые думают, что могут прожить в браке не ссорясь, не знают жизни.
  • 8. Со временем дети будут благодарны за строгое воспитание.
  • 9. Дети раздражают любую женщину, если она вынуждена быть с ними целый день.
  • 10. Гораздо лучше для ребенка, если он никогда не усомнится в правоте матери.
  • 11. Большинству родителей следовало бы воспитывать в детях умение прислушиваться и принимать мнение родителей.
  • 12. Ребенок должен быть воспитан так, чтобы избегать драк в любых ситуациях.
  • 13. Самое ужасное для женщины в ведении домашнего хозяйства - это чувство, что она не успеет сделать все.
  • 14. Родителям следовало бы приспосабливаться к детям, вместо того чтобы ждать, что дети приспособятся к ним.
  • 15. Поскольку ребенку в жизни предстоит многое освоить, непростительно, чтобы он просто так тратил время.
  • 16. Если вы позволите своим детям жаловаться, то они будут жаловаться чем дальше, тем больше.
  • 17. Матери лучше бы справлялись с детьми, если бы отцы были добрее.
  • 18. Маленькому ребенку не следует слышать разговоры о сексе.
  • 19. Если мать не сумеет создать дома хорошие домашние традиции, то и у детей, и у мужа будут лишние сложности.
  • 20. Матери следовало бы взять за правило знать все, что думает ее ребенок.
  • 21. Дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам.
  • 22. Большинство детей должны быть приучены к туалету к 15 месяцам.
  • 23. Нет ничего хуже для молодой матери, чем воспитывать своего первого ребенка без помощи.
  • 24. У детей следовало бы поощрять стремление высказаться, если они считают, что какие-то правила в семье неразумны.
  • 25. Матери следует делать все, чтобы оградить ребенка от разочарований.
  • 26. Женщина, которая увлекается вечеринками, редко становится хорошей матерью.
  • 27. Часто можно предотвратить плохой поступок ребенка, устранив возможную причину такого поступка.
  • 28. Мать должна быть готова отдать свое счастье ради счастья ребенка.
  • 29. Все молодые матери боятся быть неловкими при уходе за ребенком.
  • 30. Бывают ситуации, когда женщине нужно прямо и резко поговорить с мужем, чтобы укрепить свое положение.
  • 31. Строгая дисциплина развивает сильный характер.
  • 32. У матерей часто возникает чувство, что они больше ни минуты не могут выносить своего ребенка.
  • 33. Родители никогда не должны выглядеть в глазах ребенка в дурном свете.
  • 34. Детей нужно научить считаться с родителями больше, чем со всеми остальными взрослыми.
  • 35. Ребенка следует воспитывать так, чтобы в случае конфликтов он обращался к родителям и учителям, а не дрался.
  • 36. Женщина, отдающая ребенку все свое время, испытывает чувство, что у нес "подрезали крылья".
  • 37. Родителям следует заслужить уважение детей своими поступками.
  • 38. Дети, которые не прилагают усилий для достижения успеха, позже поймут, как много они упустили.
  • 39. Родители, которые поощряют ребенка к тому, чтобы он говорил о своих проблемах, не понимают, что иногда лучше оставить его одного.
  • 40. Мужья могли бы активнее выполнять свою часть работы по дому, если бы были менее эгоистичными.
  • 41. Очень важно не разрешать маленьким мальчикам и девочкам видеть друг друга полностью раздетыми.
  • 42. Для детей и для мужа лучше, когда мать в состоянии сама справиться с большинством трудностей.
  • 43. Ребенок никогда не должен иметь секретов от родителей.
  • 44. Если смеяться над детскими шутками и шутить с детьми, это многое облегчает в семье.
  • 45. Чем быстрее ребенок научится ходить, тем легче его будет обучать.
  • 46. Несправедливо, если женщина вынуждена нести одна все бремя воспитания ребенка.
  • 47. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, и ему должно быть позволено ее высказывать.
  • 48. Ребенка нужно оградить от работы, которая была бы слишком утомительной и тяжелой для него.
  • 49. Женщина должна выбирать: либо она будет хорошей хозяйкой дома, либо будет общаться с соседями и приятелями.
  • 50. Умные родители рано дадут понять ребенку, кто в семье принимает решения.
  • 51. Мало женщин получают ту благодарность, которую заслуживают за то, что они сделали для своих детей.
  • 52. Мать всю жизнь будет упрекать себя, если с ее ребенком произойдет несчастный случай.
  • 53. Даже если муж и жена любят друг друга, все равно они могут раздражать друг друга и ссориться.
  • 54. Дети, которых воспитывают в строгих правилах, вырастают очень хорошими людьми.
  • 55. Редкая мать может быть ласковой с ребенком весь день.
  • 56. Детям не следовало бы узнавать вне дома что-нибудь такое, что ставило бы под сомнение взгляды родителей.
  • 57. Ребенок рано начинает понимать, что нет большей мудрости, чем мудрость его родителей.
  • 58. Нельзя оправдать ребенка, который бьет другого.
  • 59. Большинство молодых матерей более всего тяготятся тем, что привязаны к дому.
  • 60. Несправедливо, что детей слишком часто принуждают к компромиссам.
  • 61. Родители должны воспитывать детей так, чтобы они поняли, что для того чтобы достичь чего-либо, нужно заниматься делом, а не терять время даром.
  • 62. Родители должны сразу сделать так, чтобы дети не докучали им своими проблемами.
  • 63. Если мать не справляется с ребенком, то это потому, что отец не помогает ей по дому.
  • 64. Дети, которые интересуются сексуальными проблемами, став взрослыми, совершают сексуальные преступления.
  • 65. Планировать домашнее хозяйство должна мать, поскольку она одна знает, что делается в доме.
  • 66. Тревожные родители пытаются узнать все, о чем думает их ребенок.
  • 67. Родители, которые с интересом слушают рассказы детей об их вечеринках, влюбленностях, шутках, облегчают их взросление.
  • 68. Чем раньше родители ослабляют свои эмоциональные связи с ребенком, тем легче ему будет решать его собственные проблемы.
  • 69. Умная женщина сделает все возможное, чтобы кто-нибудь был с ней рядом до и после рождения ребенка.
  • 70. Принимая какое-либо решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своих детей.
  • 71. Родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок не попал в трудную ситуацию.
  • 72. Многие матери забывают, что место матери дома.
  • 73. Детям нужно, чтобы им помогли избавиться от их естественных дурных наклонностей.
  • 74. Дети должны быть более внимательны к своим матерям, так как матери очень многое переносят ради них.
  • 75. Большинство матерей боятся, что могут повредить младенца, ухаживая за ним.
  • 76. В семье могут быть конфликты, которые мирно уладить невозможно.
  • 77. От большинства детей нужно требовать большей дисциплинированности, чем это обычно делают.
  • 78. Воспитание детей - разрушительная работа для нервов.
  • 79. Ребенку не следует спрашивать, о чем думают его родители.
  • 80. Родители заслуживают высочайшей оценки и уважения своих детей.
  • 81. Детей не надо поощрять драться и бороться, так как это часто приводит к неприятностям и травмам.
  • 82. Одна из неприятных сторон в воспитании ребенка та, что у вас нет достаточно свободного времени, чтобы делать то, что вам нравится.
  • 83. В определенных пределах родители должны обращаться с ребенком как с равным.
  • 84. Ребенок, с которым у родителей установлены неформальные отношения, чаще всего бывает счастлив.
  • 85. Если ребенок чем-то расстроен, то лучше не придавать этому серьезного значения, а оставить его одного.
  • 86. Если бы матери могли осуществить свое самое заветное желание, то скорее всего они попросили бы своих мужей быть более чуткими.
  • 87. Секс - одна из самых сложных проблем воспитания.
  • 88. Всей семье будет лучше, если всю ответственность и заботу о ней возьмет на себя мать.
  • 89. Мать имеет право знать все, что происходит в жизни ее ребенка, потому что ребенок - часть ее.
  • 90. Если родители будут иногда шутить с детьми, то дети более охотно примут и их советы.
  • 91. Матери нужно приложить много усилий, чтобы приучить ребенка к туалету как можно раньше.
  • 92. Большинству женщин необходимо больше времени, чем им дают сейчас, для того чтобы оставаться дома после рождения ребенка.
  • 93. Если у ребенка неприятности, лучше, чтобы он знал, что он не будет наказан, если расскажет об этом своим родителям.
  • 94. Детей нужно ограждать от непосильной работы, чтобы не лишать их уверенности в себе.
  • 95. Хорошей матери вполне достаточно общения внутри семьи.
  • 96. Иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка.
  • 97. Матери жертвуют почти всеми своими удовольствиями ради детей.
  • 98. Мать больше всего боится, как бы по ее вине с ребенком что-нибудь не случилось.
  • 99. Ссоры естественны, если в брак вступили два человека, каждый из которых имеет собственное мнение.
  • 100. При строгом воспитании дети более счастливы.
  • 101. Если ребенок эгоистичен и требователен, это, естественно, выводит мать из себя.
  • 102. Нет ничего хуже, чем критиковать мать при ребенке.
  • 103. В детях важнее всего воспитать умение прислушиваться и принимать мнение родителей.
  • 104. Большинство родителей предпочитают спокойных детей.
  • 105. Для молодой матери обязанности по воспитанию ребенка в тягость, так как они не позволяют ей реализовать себя в других сферах жизни.
  • 106. Нет никаких оснований, чтобы родители жили так, как они хотят, а детям запрещали это делать.
  • 107. Чем раньше ребенок поймет, что попусту потраченное время есть потерянное время, тем лучше для него.
  • 108. Если вы проявляете интерес к детским проблемам, то дети обычно сочиняют кучу историй, чтобы этот интерес поддержать.
  • 109. Мало кто из мужчин понимает, что их женам, воспитывающим детей, также хочется развлечься.
  • 110. С ребенком что-то неладно, если он задает много вопросов о сексе.
  • 111. Замужняя женщина знает, что она должна взять на себя инициативу в ведении семейных дел.
  • 112. Мать должна быть уверена, что она знает все сокровенные мысли своего ребенка.
  • 113. Если вы делаете что-то вместе с детьми, то они чувствуют себя ближе к вам и им будет легче общаться с вами.
  • 114. Ребенка следует как можно раньше отлучать от груди и от бутылочки.
  • 115. Забота о маленьком ребенке доставляет столько хлопот, что нельзя ожидать, чтобы женщина справилась с этим одна.

Таблица 2.5. Тестовые нормы опросника PARI (матери) Выборка - 169 человек

№ шкалы

Стены

Таблица 2.6. Тестовые нормы опросника PARI (отцы) Выборка - 94 человека

№ шкалы

Стены

Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями, семьей и детьми). Ключевой момент в этой работе - получение полной и объективной, информации. В отечественной психологии наиболее полно представлены методики сбора информации о межсупружеских отношениях и менее содержательно - о родительских-детских. В целях восполнения этого пробела предлагаем ознакомиться с методикой PARI - семейная жизнь глазами родителей.

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 - оптимальный эмоциональный контакт, 2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 - излишняя концентрация на ребенке.

Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков, их номера шкал 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

    ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (№3);

    ощущение самопожертвования в роли матери (№5);

    неудовлетворенность ролью хозяйки дома (№13);

    «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (№17);

    доминирование матери (№19);

    зависимость и несамостоятельность матери (№23).

Отношение родителей к ребенку описывается с помощью 15 признаков, которые делятся на следующие 3 группы:

    Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера шкал 1, 14, 15, 21);

    предоставление ребенку возможности высказаться, вербализаций (№1);

    партнерские отношения (№14);

    поощрение активности ребенка (№15);

    уравнительные отношения между родителями и ребенком (№21).

    Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера шкал 8, 9, 16):

    раздражительность, вспыльчивость (№8);

    суровость, излишняя строгость (№9);

    уклонение от контакта с ребенком (№16).

    Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера шкал 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

    чрезмерная забота, установление отношений зависимости (№2);

    преодоление сопротивления, подавление воли (№4);

    создание безопасности, опасение обидеть (№6);

    исключение внесемейных влияний (№10);

    подавление агрессивности (№12);

    подавление сексуальности (№18);

    чрезмерное вмешательство в мир ребенка (№20);

    стремление ускорить развитие ребенка (№22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака: минимальная - 5 баллов; 18, 19, 20 - высокие оценки; соответственно 8, 7, 6, 5 - низкие.Имеет смысл в первую очередь анализировать высокие и низкие оценки.

Опросник и лист ответов прилагаются.

Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семенной жизни (семейной роли), а также изучение детско-родительских отношений.

Опросник включает 115 утверждений, которые объединяются в 23 шкалы (по пять утверждений в каждой). Из них 8 шкал касаются отношения к семейной роли, а 15 – родительско - детских отношений.

Шкала отношения к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11,13, 17, 19, 23:

Ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

Ощущение самопожертвования в роли матери (5);

Неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

- «безучастность» мужу, его невключенность в дела семьи (17);

Доминирование матери (19);

Зависимость и несамостоятельность матери (23).

Шкала отношений родителей к ребенку

    Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);

Побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

Партнерские отношения (14);

Развитие активности ребенка (15);

Уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

    Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

Раздражительность, вспыльчивость (8);

Суровость, излишняя строгость (9);

Уклонение от контакта с ребенок (16).

    Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаков, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20,22):

Чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

Преодоление сопротивления, подавление воли (4);

Создание безопасности, опасение обидеть (6);

Исключение внесемейных влияний (10);

Подавление агрессивности (12);

Подавление сексуальности (18);

Чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

Стремление ускорить развитие ребенка (22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака 20, минимальная 5,18, 19,20 – высокие оценки, соответственно 8,7,6,5 – низкие. Опросник и лист ответов прилагаются.

Имеет смысл в первую очередь анализировать высокие и низкие оценки.

Инструкция: Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т.к. каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако, это не тек. Вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет к вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения:

А – если с данным положением согласны полностью;

а – если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б – если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б – если с данным положением полностью согласны.

О себе сообщите:

Возраст _____________________________ Пол _______________________

Образование ________________________Профессия __________________

Количество и возраст детей _______________________________________

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.

3. Для хорошей матери дом и семья – самое важное в жизни.

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.

6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать в руках во время мытья, чтобы он не упал.

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.

9.Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.

10.Лучшее, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.

14.Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.

15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.

16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.

17.Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.

18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.

19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.

21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.

22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.

23. Самое трудное для молодой матери – оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.

24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнении о жизни и о семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь.

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.

29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.

30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.

32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.

35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но …)

37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.

41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.

42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.

43. У ребенка не должно быть никаких тайн от своих родителей.

44. Если у Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы – им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.

45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.

46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.

47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказать.

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.

50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

51.Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание.

52.Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой.

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.

54.Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими и уважаемыми людьми.

55. Редко бывает, что мать, которая целый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.

56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.

57.Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители.

58.Нет никакого оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.

60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться – плохой метод воспитания.

61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.

62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут.

63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.

64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям.

65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство.

66. Внимательная мать знает, о чем думает ее ребенок.

67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т.п., помогают им в более быстром социальном развитии.

68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.

70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.

71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы дети не попали в трудные ситуации.

72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.

73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.

75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.

76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.

77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем происходит на самом деле.

78. Воспитание детей – тяжелая, нервная работа.

79. Дети не должны сомневаться в разумности родителей.

80. Больше всех других дети должны уважать родителей.

81. Не надо способствовать занятиям детей боксом или борьбой, так как это может привести к серьезным проблемам.

82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери нет свободного времени для любимых занятий.

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив.

85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.

86. Самое большое желание любой матери – быть понятой мужем.

87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.

88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.

89. Так как ребенок – часть матери, он имеет право знать все о ее жизни.

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы.

91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше справляться с физиологическими нуждами.

92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени дл отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.

93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.

94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

95. Для хорошей матери достаточно общения с семьей.

96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.

99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся.

100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательны.

102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

105. Молодая мать несчастна, потому что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.

108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.

109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость.

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.

111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами.

112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

113. Если включать ребенка в домашние заботы, он легче доверяет им свои проблемы.

114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить самостоятельно питаться).

115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям.