Картины посвященные рождеству христова. Празднование рождества, нового года и святок в картинах русских художников. Дженни Нистрем. Рождественские открытки

Зима в творчестве русских художников открывается целой галереей художественных образов, таких разных, но в то же время близких и понятных каждому зрителю, пробуждающих богатство чувств и переживаний: от безудержного праздничного веселья до лирического созерцательного настроения тихого вечера у камина. Например, в картинах Н. Н. Дубовского зимняя природа завораживает своей таинственностью и красотой. А жанровые сцены К. А. Трутовского, посвященные зимним праздникам, пронизаны легкостью и озорством предрождественской суеты. На полотнах русских импрессионистов И.Э.Грабаря и К. Ф. Юона снег приобретает наиболее богатое цветовое выражение, переливаясь всеми оттенками перламутра.

Мадонны Корреджо очень человечны, хотя всегда поразительно красивы. Цифры в его картинах почти всегда имеют красиво округлые конечности, прекрасную кожу и очаровательные контуры - художник не любил никаких разногласий, будь то в жизни или искусстве. тоны в этой конкретной картине типичны для стиля Корреджо - он был мастером светотени, искусством отражения света в тени и тени в свете. Плоть Марии, младенца, пастухов и даже эфирных ангелов светится, как живая и теплая.

Темное пространство освещено самим Иисусом, который является источником света. Это и богословская идея, и художественное новаторство - религиозные картины того времени должны были быть традиционными в том, как они изображали Иисуса. Интересный вопрос: почему пастушка с поднятой рукой гримасничает против света, исходящего от Иисуса? Что было посланием Корреджо, показывающим ее так?

Образ зимнего праздника - один из частых мотивов в русской живописи. Веселье и радость Рождественской ночи, Новогодних гуляний, или Масленицы вдохновляли многих известных художников. В картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» снег - идеальный фон для пестроты радостной праздничной толпы. Работы Б.М. Кустодиева решены еще более декоративно и зрелищно. Они раскрывают национальный характер через бытовой жанр. Особая стилизация произведений под народное искусство создает ощущение сказки о русской провинциальной жизни.

На первый взгляд эта картина «Поклонение пастухов» кажется довольно неинтересной. Мария и подобающий Джозефу взгляд на новорожденного Иисуса, и оба пастуха поклонились перед крошечной обнаженной фигурой, лежащей на земле. Но как насчет пейзажа слева от картины? Каково значение этого глубокого коридора пространства, который ведет на расстояние? Настройка кажется более сильной, более серьезной, чем сам предмет. Должны ли мы думать, что Джорджоне нарисовал путь, пройденный человечеством, в христианское будущее?

Сравните эту картину с той, что была выше. Это алтарь, предназначенный для публичного показа, и нет ничего домашнего в этом Святом Семействе. Плащ Мэри вышивается золотой нитью, у ее кожи тонкое цветение французской дворянки того времени. Конюшня, похоже, снабжена плюшевым красным креслом, на котором она сидит. Это почитаемая Мария средневековой католической церкви церковь, вторая только ее Сыну.

Произведения М. В. Нестерова посвящены христианским праздникам: Рождеству и Крещению. Сдержанный колористический строй «Рождества» озарен яркими акцентами синего неба, красной рубахи Волхва, мощного света луча звезды и освещенных ее сиянием фигур Богородицы и Младенца. Вся картина проникнута радостной и торжественной атмосферой Рождества.

Превосходный рисунок и композиция безошибочно да Винчи. Живопись пульсирует энергией. В людях, животных и ландшафте есть ощущение едва контролируемого хаоса, но в центре, держа его все вместе, это неподвижная, спокойная фигура Марии и пухлый, беззаботный младенец-Иисус.

Апостол «Поклонение волхвов» - самая известная живопись Фабриано. Контраст его щедрой хитрости с изображением Гогена в Полинезийской Марии, и вы сразу увидите эволюцию религиозной живописи. Истинная форма, в картине Рождества Брейгеля не так много физической красоты. Даже здесь он не будет идеализировать сцену. Один интересный момент - длина рукава короля на левом переднем плане - слишком длинная, чтобы показать экстравагантную использовать богатый материал и сигнализировать о том, что владелец никогда не должен выполнять какую-либо практическую работу - хотя в рукаве, очевидно, есть прорезь для руки пользователя, чтобы пройти.

Тема Рождества и Нового года в русской живописи открывается в череде ярких и нарядных моментов, запечатленных на полотнах мастеров. Праздничные сюжеты полны смеха и задора, ожидания чуда и волшебства.

Магнум Арс поздравляет Вас с наступающим Новым годом и Рождеством и желает Вам здоровья, благополучия и хорошего настроения!

Но, преклонив колени перед этим крошечным ребенком, царь отбросил свой скипетр и корону. Богатые набедренные короли полны силы тяжести и почтения, поскольку они предлагают свои дары. Брюгген предлагает им хорошо знать, насколько важно рождение этого маленького ребенка. И какой милый ребенок, хватаясь за дар, как и любой ребенок.

Мать Рубена - не крестьянка, а роскошная одетая королева, держащая своего маленького принца. Картина имеет сочные цвета, которые был отмечен Рубеном - особенно золотым и красным, цветами триумфа - и это триумфальная сцена с доктриной сообщение: Иисус - Царь Небесный, с царями, как его подданные. Жирные маленькие херувимы парят выше.

Джентиле да Фабриано.
Поклонение волхвов. Фрагмент. Волхвы видят звезду, возвещающую рождение нового царя Иудеев (Рождество Христово).

Илья Ефимович Репин.
Рождество Христово.
1890.



Рождение Иисуса
В те дни вышло от римского кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
И пошли все записываться – каждый в свой город. Поскольку Иосиф был из города Вифлеема, он вместе с Марией отправился туда.
В Вифлееме Марии пришло время родить. Спеленала она младенца и положила в кормушку для скота, в ясли, потому что в гостинице места им с Иосифом не нашлось.
А в это время пастухам, которые ночью стерегли скот, явился ангел и сказал:
- Возвещаю вам великую радость: в Вифлееме родился Спаситель – Христос Господь. Вы найдете младенца в яслях.
Прибежали пастухи и нашли Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях. Всем рассказывали потом пастухи о ведении и о младенце.
Через восемь дней назвали младенца Иисусом.
Потом понесли в Иерусалим, чтобы представить младенца Богу и принести в жертву двух горлиц или двух птенцов голубиных, как сказано в законах Моисея.
Был тогда в Иерусалиме человек по имени Симеон. Предсказано ему было, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Пришел Симеон в храм в то время, когда родители принесли туда Иисуса, взял его на руки и сказал:
- Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову твоему с миром, ибо увидел я Спасителя.
Очень удивились Иосиф и Мария таким словам.
Тут же была и Анна-пророчица, восьмидесяти четырех лет. Она вообще не отходила от храма – днем и ночью молилась Богу. Подошла она к младенцу, и славила Господа, и стала говорить о нем всем в Иерусалиме.
Библейские легенды. Дербент, «Интерэкспресс». 1992.
* * *

Вот новости, доставленные ангелом. В этой изысканной живописи, модой Флоренции, раздвоенная секунда рассказа, кажется, самый момент самой концепции. Мэри слушает в изумлении, руки пересекают ее тело, как будто получают благословение, но также как бы защищают новую жизнь там. Ее лицо - изящный портрет страха, недоумения и эмоций: внезапное откровение стало видимым.

Филипп де Шампейн, Национальная галерея, Лондон. В Евангелии от Матфея Мария объявлена ​​замуж за Иосифа, когда обнаруживает, что она беременна. В ужасе он решает продолжить брак, но с учетом будущего развода. Но Бог посылает ангела к Иосифу во сне, чтобы объяснить божественное зачатие и попросить его назвать младенца Иисуса. Французский художник Шампейн - один из немногих художников, которые изображают историю Джозефа, воображая его дилемму и это ангельское вмешательство. И точно так же, как фигура во сне, ангел говорит без слов, полностью объясняя тайну языком жестов.

Матис Готхарт Грюневальд.
Инзенгеймский алтарь. Рождество Христово.


ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА НА САМОМ ДЕЛЕ ВСПЫХНУЛА В СЕРЕДИНЕ XII ВЕКА. (АБСОЛЮТНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ДАТИРОВКА ЖИЗНИ ХРИСТА)
Мы воспользуемся фундаментальной работой И. С.Шкловского "Сверхновые звезды и связанные с ними проблемы". В ней третья глава почти полностью посвящена "звезде 1054 года". Остатками этой вспышки является современная Крабовидная туманность в созвездии Тельца.
Сразу скажем, что дата "1054 год" взята из старых хроник, в частности китайских и японских. Которым И. С. Шкловский полностью доверяет. Но мы не имеем оснований так поступать. Тем более, что привлекать подобные сомнительные сведения совсем не обязательно. Оказывается, данную вспышку сверхновой звезды можно ДАТИРОВАТЬ ЧИСТО АСТРОНОМИЧЕСКИ, причем с высокой точностью. Что и было сделано американскими астрономами в XX веке.
Надежная астрономическая датировка Вифлеемской звезды такова: 1140 год плюс-минус 20-30 лет. То есть СЕРЕДИНА ДВЕНАДЦАТОГО ВЕКА.
ДОБАВЛЕНИЕ О КОМЕТЕ ГАЛЛЕЯ. Сегодня известно, что период возвращения кометы Галлея составляет примерно 76 лет… Поскольку в предпоследний раз комета Галлея появилась в 1910 году, то легко подсчитать, что около 1910 - 760 = 1150 года комета Галлея также должна была появиться. Хорошо или плохо она была видна в тот год - мы не знаем. Но если она действительно возникла на небе столь же эффектно, как в XVII-XX веках (например, как в 1910 году), то в течение нескольких лет на небе могли наблюдаться два ярких явления - вспышка звезды около 1150 года и комета Галлея около 1150 года. Что, естественно, должно было еще более усилить впечатление людей. Впоследствии два явления могли путаться, объединяться. В Евангелиях сказано, что Вифлеемская звезда ДВИГАЛАСЬ, вела волхвов. Что напоминает поведение кометы: "И се, звезда, которую видели они на востоке, ШЛА ПЕРЕД НИМИ, КАК НАКОНЕЦ ПРИШЛА И ОСТАНОВИЛАСЬ над местом, где был Младенец" (Матфей 2:9). На рис.1.7 приведено одно из старинных изображений евангельской Вифлеемской звезды именно в виде "хвостатой звезды". Так ранее изображали кометы.
Еще более откровенное изображение Вифлеемской звезды в виде кометы мы видим на картине Джотто "Поклонение волхвов"…

Мэри и Джозеф идут по скалистому ландшафту. Она спустилась с осла, возможно, боялась ехать на такой опасный лодыжку. Иосиф, седой и уставший, помогает ей вместе со своей любящей добротой, своими действиями, предлагающими, насколько она беременна. Земной отец Иисуса обычно изображается как неэффективный, но не в этом видении, деталь из знаменитого Портинари-алтаря во Флоренции. Он делает все возможное, как муж и будущий новый отец, чтобы защитить свою маленькую семью от лишений и опасности.

Питер Брейгель Старший, Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель. Мэри и Джозеф - всего лишь двое других бедных людей, которые пробираются через замерзающий воздух, чтобы поставить очередь на эту беспощадную навязчивую бюрократию. Единственное, что отличает их от общих страданий и хаоса, - это пресловутый осел.

Джотто ди Бондоне.
Поклонение волхвов.


Хвост у звезды вытянут влево вверх - значит художник, скорее всего, рисовал именно комету а не, скажем, звезду с лучом указывающим на младенца Христа.

Альбрехт Альтдорфер.
Святая ночь (Рождество Христово).


Федерико Барроччи, музей Прадо, Мадрид. Из всех многих тысяч рождественских сцен в западном искусстве этот один из самых нежных материнских. Мэри покорно стоит на коленях перед своим Богом, но она также полна любви к новорожденному ребенку. Мать и ребенок смотрят друг другу в глаза, и вся композиция подчеркивает их взаимную связь. Искусство Барроччи, до недавнего времени одного из самых увлеченных итальянскими мастерами, особенно популярно среди женщин при его жизни, и нетрудно понять, почему из этого Рождества, в котором сияющий ребенок освещает изысканно любящее лицо Марии.

Любопытно, что на средневековой картине "Рождество" Альбрехта Альтдорфера вверху слева изображены ДВА НЕБЕСНЫХ СВЕТИЛА, ознаменовавшие Рождество. Одно из них - огромная Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки. А чуть ниже - более вытянутое и клубящееся светило, внутри которого изображен небольшой ангел.
Аналогичное изображение именно двух небесных "вспышек", возвестивших о рождении Христа, мы видим и на известном средневековом алтаре Паумгартнеров, созданном Альбрехтом Дюрером якобы в XVI веке.

Таддео Гадди, церковь Санта-Кроче, Флоренция. Лука сообщает, что пастухи ухаживали за своими стадами за пределами Вифлеема, когда внезапно появился ангел, объявив, что спаситель только что родился в городе. Средневековый художник Таддео Гадди воображает сцену, происходящую на крутом холме посреди ночи. Пока только один из пастухов проснулся, а другой сгорбился, как камень позади него. Овцы и собаки тоже начинают шевелиться, как говорит ангел сверху - пастух и его стая просыпаются к удивительным новостям.

Бенозо Гоццоли, дворец Медичи Риккарди, Флоренция. Не три царя, а 33: целая кавалькада великого и доброго пробирается по крутой долине по дороге в Вифлеем. Фреска Гоццоли с оленями, гончими и лошадьми, охотой и социальной беседой почти могла быть нарисована из жизни; и, конечно же, эти волхвы включают толпу крестных отцов Медичи и их вешалок. Образ посвящен памятным событиям - ежегодному процессию Крещения в Флоренции 15-го века, поскольку он пытается сделать библейские события реальными для современных зрителей.

Альбрехт Дюрер.
Алтарь Паумгартнеров.
1503.


Мы видим шаровую вспышку Вифлеемской звезды, а чуть ниже (как, кстати, и на картине Альтдорфера) - вытянутое клубящееся светило с ангелом внутри. На обоих приведенных картинах пара небесных светил изображена ярко-желтым, золотистым цветом, сразу бросающимся в глаза на более темном фоне остального пейзажа.
Таким образом, подобные средневековые изображения доносят до нас, по-видимому, старинную традицию связывать с Рождеством как вспышку звезды, так и появившуюся в то время комету.

* * *

Это вершина часовни Маги во Флоренции. Боттичелли, Галерея Уффици, Флоренция. Более Медичи - в том числе Лоренцо и Джулиано, покровители Боттичелли - появляются в разных состояниях поклонения перед новорожденным Христом. Сцена ничего, кроме освящения и молчания. Медичи не все нацелены на ребенка, чье чудесное рождение произошло в заброшенном пристройке зевающих стропилов на грани краха. Но Боттичелли поднимает святую семью над этими царящими в очереди итальянцев и находит способ довести древнее прошлое до настоящего.

Он меняет время, включая самого себя, в крайнем правом положении, фиксируя вас пристальным взглядом - насколько глубоко ваше уважение, ваша любовь? Джорджоне, Национальная галерея России, Вашингтон. Таинственный Джорджоне оставил очень мало работ при его преждевременной смерти, но этот - шедевр созерцания. Пожилой Иосиф глубоко в молитве, Мария держит позу молчаливого поклонения перед ребенком Христа, чье туманное лицо кажется таким внутренним. Пастухи в их оборванной одежде безмолвны и очарованы, но полны любви к ребенку.

Василий Шебуев.
Рождество Христово.


Обратимся к "Лютеранскому Хронографу" XVII века, описывающему всемирную историю от сотворения мира до 1680 года. В нем говорится, в частности, о праздновании средневековых христианских "Юбилеев", которые справлялись в Ватикане в 1299-1550 годах. Юбилеи были установлены в память о Христе, поскольку праздновались в дни январских календ. Отмечалось Рождество Христово, близкое к январским календам, а не другой христианский праздник…
Годы Юбилеев назначались римскими папами. Как сообщает "Лютеранский Хронограф", в 1390 году "Ювилей по веце Христове" был назначен папой Урбаном IV как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ Рождества Христова. Потом он стал десятилетним, а с 1450 года, по повелению папы Николая VI, - ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИМ.
Проведем несложный, но весьма интересный расчет. Обратим внимание, что если Юбилей от Рождества Христова в 1390 году отмечался как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ (то есть кратный 30 годам), а в 1450 году - как ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ (кратный 50 годам), то путем простых вычислений мы приходим к полному перечню возможных - с точки зрения средневековых римских пап - годов Рождества Христова. А именно: 1300, 1150, 1000, 850, 700, 550, 400, 250, 100 годы н.э. и так далее с шагом 150 лет в прошлое (150 - это наименьшее общее кратное для чисел 30 и 50). Поразительно, что в получившемся списке дат нет того "нулевого" года н.э., куда историки помещают Рождество Христово сегодня. Получается, что римские папы, устраивавшие Юбилей, совсем не думали, будто Христос родился в начале н.э., как это заявили позднейшие хронологи XVI-XVII веков. Дата Рождества Христова была для пап XIV века, очевидно, какой-то совсем другой.
Среди указанных дат, расположенных достаточно редко, мы видим дату, попадающую в точности в середину XII века. Это 1150 год. ЧТО ОПЯТЬ ИДЕАЛЬНО СОГЛАСУЕТСЯ С АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ДАТИРОВКОЙ ВИФЛЕЕМСКОЙ ЗВЕЗДЫ 1140-М ГОДОМ ПЛЮС-МИНУС 10 ЛЕТ.
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Царь славян.
* * *

Они первыми приходят, первые понимают, что они видят, до того, как придет остальная толпа. Сцена очень близкая и интимная, против далекого венецианского пейзажа. По их смирению узнаете пастухов. Орацио Гентилески, Художественная галерея Бирмингема. Какая сцена: деленная пополам шероховатой кирпичной стеной, в которой доминирует голова осла, выскакивающая над ним, «Отдых Гентилески» - потрясающе странная композиция. Иосиф иссякает, его храпная голова откидывается назад. Ноги Девы грязные, и она слишком устала, чтобы колышет голодного ребенка, который украдкой смотрит в нашу сторону.

Лоренцо Лотто.
Рождество Христово.


Мастер из Мулена.
Рождество Христово и кардинал Ролен.



Пьеро делла Франческа.
Рождество Христово.



Рогир ван дер Вейден.
Алтарь Бладлена (Миддельбургский алтарь). Рождество Христово.



Федерико Бароччи.
Рождество Христово.



Ханс Бальдунг.
Рождество Христово.



Эль Греко.
Рождество Христово.



Эдвард Бёрн-Джонс. Поклонение волхвов




Matthieu Le Nain. Поклонение пастухов

Святая семья - беглецы от убийственного Ирода и его резня невинных. Сцена рождества миллиардных карт уже закончилась. Художники, которые важны в долгосрочной перспективе, имеют карьеры, которые строят с течением времени, показывают на шоу, собирают по коллекции. Здесь, в определенном порядке, 17, чтобы следить.

Изначально вдохновленный и персонажи, которые она захватила на периферии общества, художник Лос-Анджелеса Ганард фотографирует себя как тяжело костюмированный альтер-эго: кошачья леди, прогуливающаяся на пляже Мускула, женщина, одетая голова в носок в фиолетовом представлении перед ее одноэтажный пурпурный манс. Художник был поднят в городке Массачусетского завода черным отцом и белой матерью. Кроме того, у артиста есть сольное шоу, намеченное для. Полученные в результате скульптурные работы, сделанные с использованием масел, акрила и коллажа, отражают его собственный человеческий опыт и важные фигуры в его сообществе.

Гвидо Рени. Поклонение пастухов

Питер Пауль Рубенс. Поклонение волхвов