Страхи у детей: причины зарождения и методы преодоления. Детские страхи, как помочь ребенку Страх воды у детей

Жизнь пятилетнего ребенка наполнена событиями и эмоциями. Сильные впечатления могут вызвать тревогу и испуг. Чтобы помочь малышу справиться с неприятными переживаниями, нужна помощь родителей. Правильные действия взрослых вернут крохе спокойствие.

Такие разные детские страхи

Большинство детских страхов - проявление возрастных особенностей. В старшем дошкольном возрасте число фобий увеличивается. Причем у девочек спектр страхов шире.

Психологической нормой для мальчиков 5 лет являются такие страхи:

  • заразиться и заболеть;
  • мамы и папы;
  • Бабы-Яги, Бармалея, Кощея Бессмертного;
  • перед сном;
  • транспорта;
  • высоты;
  • войны;
  • уколов.

Перечень основных страхов девочек 5-летнего возраста длиннее:

  • заразиться и заболеть;
  • мамы и папы;
  • перед сном;
  • страшных снов;
  • животных (пауков, змей, волков);
  • транспорта;
  • природных катаклизмов;
  • тесных помещений;
  • воды;
  • больших помещений, улиц;
  • боли.

Если у ребенка фобии, не свойственные его возрасту и полу, это может быть проявлением детского невроза страха. В таком случае полезно проконсультироваться с детским психологом. Но чаще ситуацию может исправить грамотное поведение родителей.

Внушенные и ситуативные страхи

Многие страхи появляются после психотравмирующих ситуаций (испуг, боль, медицинские процедуры, конфликты в семье). Иногда появление фобий определено личностными особенностями малыша (фантазирование).
Нередко источником страха становятся взрослые. Например, родители и воспитатели внушают чувство опасности, пытаясь предостеречь кроху. Но малыша не защищают, а пугают фразы: «Не трогай - обожжешься!», «Не открывай дверь - там чужой!». Вредны и высказывания о слабости ребенка, о смерти, несчастьях, пожарах. Так закрепляются внушенные страхи.

Факторы риска

Предпосылки проявления боязливости у ребенка:

  • чрезмерная требовательность или тревожность мамы;
  • отсутствие других детей в семье;
  • запрет на шумные игры;
  • семейные конфликты;
  • родители старше 35 лет (больше опеки);
  • свойства нервной системы ребенка.

Страшные сны

Кроме дневных страхов психологи обращают внимание на существование ночных кошмаров. Это страшные сны, которые могут повторяться. Детям снятся чудовища, жуткие события. Обычно ночные кошмары появляются на фоне дневных страхов. Такие дети просят оставить на ночь свет, стремятся быть поближе к родителям, вскрикивают и беспокойно двигаются во сне.


Уберечь ребенка от подобных неприятных переживаний можно. Для этого нужно не допускать перед сном таких событий:

  • ссоры родителей;
  • наказания, угрозы;
  • компьютерные и подвижные игры, TV;
  • отказ почитать перед сном, обнять или поцеловать ребенка.

Родительская поддержка детей 5 лет

Если страх проявляется слабо и редко, лучше отвлечь ребенка интересной игрой. Чем больше интересов, тем меньше переживаний.

Мудрые действия взрослых могут избавить ребенка от страхов. Например:

  • постараться понять причину тревоги;
  • внушить ребенку веру в то, что страхи исчезнут;
  • чаще говорить ребенку: «Я с тобой»;
  • обеспечить общение малыша с детьми (выброс эмоций);
  • активно играть дома;
  • бывать на природе;
  • предлагать малышу рисовать (или лепить) страхи и уничтожать их (или изображать в комичном виде);
  • поощрять достижения ребенка;
  • добиваться положительных эмоций.

Никогда не стоит запугивать ребенка. Пятилетний малыш может воспринять угрозы серьезно, и страх сохранится надолго.

Лучшая тактика по отношению к страхам - не беспокоиться, не впадать в панику, не драматизировать ситуацию. И тогда страхи исчезнут навсегда.

В первой части о детских страхах малышей мы с вами обсудили, какими они бывают, для какого возраста наиболее характерны те или иные признаки, немного затронули тему как помочь малышу. Об этом вы можете прочесть тут:
Сегодня я предлагаю продолжить обсуждение для более старших детей и подвести итоги нашей беседы о страхах дошколят.

Детские страхи от 4 до 6 лет.

Этот возраст характерен тем, что у малыша отлично развивается фантазия – замечательная почва для зарождения страхов. Давайте обсудим наиболее характерные для этого возраста:

Страх одиночества, темноты и замкнутого пространства . Методов борьбы с этими страхами множество, приведу по примеру на каждый.

Страх одиночества: всегда говорите малышу, когда вы вернетесь. Например: «Солнышко мое, как только ты в саду съешь полдник, и вы пойдете на прогулку – я обязательно за тобой приду». Рекомендуется также согласовывать с малышом ваши разлуки, договариваться. При этом нужно обязательно выполнять данное слово!

Страх темноты: бурная детская фантазия придумывает всяких монстров и чудищ, сидящих под кроватью, прячущихся в шкафу или под столом. Помню себя в возрасте 5-6 лет: я жутко боялась опустить руку, лежа в кровати. Мне казалось, что кто-то за нее потянет и утащит. Сейчас это смешно – тогда это было страшно. Один из методов борьбы со страхом темноты – игра по принципу «эмоциональные качели». Смысл заключается в том, что вы вместе с малышом забегаете в темную комнату, еще лучше будет, если вы будете это сопровождать веселым гиканьем и также быстро выбегать. Таким образом, малыш, испытывая эмоции от негативной до положительной со временем избавится от страха. Веселый детский ночник, о котором я говорила в прошлый раз – также поможет справиться с боязнью темноты.

Страх замкнутого пространства. Чтобы свести к минимуму вероятность появления такого страха – необходимо в детской комнате оклеить стены в более светлые тона, освободить пространство от ненужных предметов мебели, а на ночь не закрывать дверь в его комнату.

Страх смерти. К сожалению, и такой страх появляется у ребенка: он боится потерять родителей, умереть сам. Такой страх со временем может трансформироваться в боязнь природных стихий: ураганов, пожаров. Чтобы не усугублять этот процесс – не стоит при ребенке обсуждать в подробностях вопросы смерти, тяжелых болезней, катастрофы. Также, лучше будет пока ограничить просмотр передач и фильмов с подобными сюжетами. Если же ваше чадо уже задается подобными вопросами – можно рассказать в мягкой форме о том, куда уходит человек после смерти: таким образом, вы не обманете его, но и подробностей, к которым еще не готова детская психика, вы не расскажете.

Ребенок боится спать один . Помню себя в возрасте 6 лет – я упорно звала маму «поспать со мной» и не понимала, почему мама сердилась на меня. Психологи объясняют этот момент тем, что ребенку вполне вероятно не хватает вашей любви – он посещает детский сад, всевозможные кружки, секции, вы допоздна на работе – отсюда и возникает недостаток. Вариантов преодоления этого страха достаточно: ремонта комнаты малыша, причем, вы можете поручить ему выбрать свою собственную кровать и постельное белье самостоятельно, повесьте на стену постеры с изображением его любимых героев, предложите брать с собой спать любимую игрушку. Еще один вариант: уделяйте больше внимания своей крохе. Введите за правило, каждый день, перед сном, читать вместе сказку – таким образом, малыш будет чувствовать себя защищенным, нужным, любимым. Не стесняйтесь говорить ему, как крепко вы его любите, как скучали за ним весь день.

Страх опорожнить кишечник. Появляется эта боязнь вдруг, без особой на то причины. В один прекрасный момент ваш ребенок начинает бояться какать. Вот прям до истерики и опорожнения в трусики, «под себя». Причиной тому может служить психологический запор – малыш просто не понимает, почему ему больно при акте дефекации, а отсюда появляется страх. Что можно с этим сделать? Пересмотреть питание, возможно разнообразить рацион овощами, фруктами. Не забывайте о свекле, черносливе, кисломолочных продуктах. Обязательно проследите, какое количество жидкости выпивает малыш за день. Очень уж наши бабушки любят акцентировать внимание на этом процессе, задавая бесконечный вопрос крохе: «Ты уже покакал, а, может, хочешь? Давай сядем на горшок?» Не стоит усугублять, акцентируя на этом внимание – так вы зафиксируете проблему, наложив на нее еще и страх расстроить вас, если не получилось опорожниться. И уж точно, ругань за измазанные трусики-штанишки совершенно ни к чему! Игротерапия с любимой игрушкой, которая боится покакать – верный способ решить данную проблему. Пусть ваш малыш поможет любимцу сделать «дела», а вы поможете проиграть этот сюжет.

Еще один, очень актуальный вид страха – страх воды, боязнь мыть голову. Знакомо? Я тоже с ребенком проходила через это. Мы постепенно привыкали к воде, от небольшого количества воды в ванной до полноценного плавания в полностью наполненной. То же самое рекомендуют психологи: постепенное привыкание. Если у вас есть возможность – принимайте ванну вместе! Это так интересно и забавно! Предложите ребенку купать игрушки, тщательно мыть им голову, купите шампунь с изображением его любимого героя – это тоже поможет. Главное – не кричать на него, не заставлять насильно, а мягко объяснять, для чего необходимо регулярно мыть голову.

Давайте подведем итоги.

Страх – это эмоция, возникающая в ответ на какой-то раздражитель, который нам угрожает. Предлагаю обсудить, откуда может появиться страх у ребенка, если он еще слишком мал.

Лишение общения со сверстниками путем общения, подвижных игр либо сведения до минимума подобных ситуаций.
Чрезмерная, даже гиперсоциализированная, родительская любовь, которая направлена на воспитание идеального ребенка, с первого слова послушного, не умеющего принимать свои собственные, пусть и изначально неудачные, решения. Строгие мама и папа контролируют жизнь ребенка путем накладывания запретов на «все и вся». Таким образом, ребенок со временем просто боится сделать лишний шаг, познакомиться с новыми сверстниками на детской площадке или играть с новой игрушкой.

Суперопекающая мама: такая мама боится наперед всего на свете, тем самым подсознательно передает свой страх крохе. Еще и наши бабушки «грешат» подобным: они бегают за ребенком, предупреждая каждый его чих, малейшую попытку упасть или даже споткнуться.

Конфликтные отношения в семье. Если ребенок видит, слышит или присутствует при семейных разборках – это может вызвать эмоциональную реакцию в виде страха.

Состав семьи: неполная семья – еще один источник для детских страхов.

Семейные, передающиеся по наследству, страхи. Малыши – они как губки, впитывают всю информацию, которую обсуждают взрослые при них. Например, если мама будет часто повторять: «Ой, наш род все время преследует одна и та же болезнь», то ребенок сначала буквально воспримет это, а с возрастом, поняв, что это за диагноз, будет его бояться.
Этот список можно продолжать и продолжать – поводов для формирования страхов у малышей очень много. Чтобы свести их к минимуму – прорабатывайте свои страхи, переживания и не накладывайте их на хрупкие плечики своих детей.
Сказкотерапия, творчество, игра – как способы борьбы со страхами.

Дорогие родители! Очень важно понять и я снова акцентирую на этом внимание: ваша любовь, теплота, участие, внимание к страхам своего ребенка, совместный поиск решения возникшей проблемы, поддержка малыша – это самое лучшее лекарство. Ни в коем случае не отмахивайтесь от просьб крохи, не закрывайте глаза, говоря: «Это ерунда! Проблемы нет, я ее не вижу – ты все придумал!». И уж точно ругать, бороться методом от противного в данном случае нельзя. Большую часть страхов можно преодолеть совместно, без помощи специалистов. Особенно это касается возрастных страхов. Тут достаточно переключить внимание и вовлечь его в игру, направленную на избавление от боязни чего-либо, чтобы малыш «переключился» и со временем поборол свою боязнь.

Давайте о таких методах поговорим немного подробнее.

Игротерапия: вообще игра это универсальный способ борьбы со страхами, отличное средство поднять настроение, избавиться от комплексов, подавленности и скованности. Однако продолжать игру более 30 минут, если это подвижная и активная игра, не стоит – перевозбуждение нервной системы совершенно ни к чему. Один из видов игротерапии – ролевая игра. Придумайте сюжет, основываясь на тот или иной страх, выберете главного героя – пусть его подберет малыш, и проиграйте от начала до конца, заложив в финал тот результат, к которому вы идете в борьбе. (Например, ваш малыш – супер-герой, который отважно сражается с темнотой и спасает вас от нее.)

Еще один вариант – групповая игротерапия . Она проводится в кругу сверстников, друзей с четким распределением ролей каждому. Чем больше малыш доверяет каждому из участников – тем быстрее вы добьетесь нужного эффекта.

Арт-терапия (это и рисование, и лепка, и аппликации – словом все, что создается своими руками) – не менее замечательный способ побороть свои страхи, путем прорисовки или лепки. Заодно и мелкая моторика будет задействована. Предложите ребенку нарисовать то, что он больше всего боится, пусть проговаривает, что он рисует (или лепит из глины, пластилина). Затем предложите малышу зарисовать, порвать, если это глина – скатать в шарик, то, что он сделал – и выбросить в мусорное ведро. А можно не ломать, не выбрасывать – попробуйте изменить рисунок, превратив его более красочный и добрый персонаж, с которым можно подружиться.

Очень важно, дорогие родители, чтобы вы, проводя с малышом ту или иную терапию дома, полностью отвлеклись от внешних факторов и посвятили ему время, которое необходимо для одного сеанса. Не стоит ждать моментального эффекта от одного раза – это кропотливый процесс, требующий от вас огромной отдачи. Не ставьте себя выше малыша во время игры – договоритесь о своих ролях перед началом игры, будьте с ним на равных. Не принуждайте и не настаивайте, лучше мягко подводите к нужному решению, поощряйте инициативу ребенка, его импровизации, чем больше свободы действий во время сеанса терапии – тем быстрее вы добьетесь необходимых крохе результатов!

Вот мы с вами вкратце и обсудили страхи, причины их возникновения, а также варианты борьбы с ними у малышей от рождения до 6 лет. Конечно, обговорить все нереально – для этого нужно написать книгу, скорей всего даже не одну. Мне бы хотелось, чтобы вы выделили для себя, мамы и папы, главное – не стоит пренебрегать детскими страхами . Любовь, терпение, забота, внимание и интерес к жизни малыша помогут вам справиться со всеми проблемами.

В следующей части мы с вами обсудим страхи детей от 7 лет и старше.

Первая часть: от рождения до 3 лет

страх ребенок беседа

Возрастной период от 3 до 4 лет характеризуется появлением и развитием у ребенка самосознания, интенсивным развитием познавательного интереса к миру, переходом от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Развивается речь, память (в частности, эмоциональная, которая хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям). У ребенка появляются новые знания об окружающем мире, которые, будучи подхваченными развивающимся воображением, создают благоприятную почву для развития разнообразных страхов, большая часть из которых не имеет под собой реальной угрозы.

Кроме того, интенсивно развивается эмоционально-личностная сфера ребенка. В возрасте 3-4х лет у детей, как правило, возникает кризис, связанный с осознанием себя как самостоятельной и отдельной от других личности. Именно этот период является самым благоприятным для развития у ребенка самостоятельности, веры в себя и свои силы. От воспитателя и родителей в этот период требуется неуклонное соблюдение дистанции, чтобы ребенок осознал и отстоял свою самостоятельность.

Острая восприимчивость и впечатлительность ребенка могут привести к многочисленным страхам.

В конце раннего возраста (2-3 года) появляются конкретные страхи: предметы, существа, явления. В этот период отмечают существование строгой зависимости между интеллектуальным уровнем и страхами: чем выше интеллект ребенка, тем больше конкретных страхов он испытывает, то есть в данном случае страх несет защитную функцию, связан со способностью ребенка предвосхищать последствия определенных ситуаций.

Конкретные страхи - эмоции, возникающие в ситуации, когда опасность связывается с конкретными предметами, существами или явлениями окружающей действительности.

Начиная с 3-х лет, количество конкретных страхов уменьшается: ребенок способен распознать степень опасности ситуации (лев на картинке уже не страшен). Начинается период символических страхов (переживание состояния или ситуации угрозы безотносительно к предмету; угрозу представляет ситуация неопределенности или фантазии). Например, страх темноты в большей степени относится именно к символическим страхам. Со страхом связано также и состояние тревоги, которое возникает в том случае, когда ситуация, чреватая опасными последствиями, не очень определена.

При нормальном эмоциональном развитии ребенка страх и тревога достаточно легко снимаются уговорами и объяснениями взрослого.

Однако страх и тревожность могут занимать и чересчур значительное место в эмоциональной жизни ребенка, который начинает пребывать в состоянии тревоги или страха слишком часто и без видимых причин. Повышенная тревожность и пугливость детей проистекает от многих причин, например, от особой чувствительности нервной системы. Наиболее же серьезный источник - конфликтная атмосфера в семье. В таких семьях дети переживают очень сильные, беспредметные, неопределенные для них самих страхи и тревогу.

Дети с 3 до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Именно в этом возрасте родители наконец-то решают, что их ребенок уже не так уж мал, чтобы спать рядом с родителями, и, выключив в комнате свет, покрепче закрывают дверь в детскую. Это очень тяжело для ребенка, ибо именно в темноте ребенок проецирует свои дневные страхи, которых у него немало.

В 3-4 года у мальчиков чаще представлены страхи сказочных персонажей, высоты, крови, темноту, уколов. У девочек - одиночества, темноты и боли. По мере увеличения интенсивности познавательного развития в старшем дошкольном возрасте количество связей между страхами начинает уменьшаться, достигая минимума в подростковом возрасте. В младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства или тревоги, конкретизируется страхом нападения, воплощенном в лице сказочных персонажей. Расшифровка этого в том, что ребенок, оставшись один без поддержки родителей испытывает чувство опасности. Обычно дети достаточно активно манипулируют сказочными образами в игре, а при участии в играх родителей, особенно отца, подобные страхи сходят на нет, если ребенок сам распределяет роли. Положительный эффект также наблюдается при рисовании различных чудовищ в представлении детей. Следует сказать о триаде страхов, типичных для этого возраста: одиночества, темноты, замкнутого пространства. В таком случае ребенок не остается один при засыпании, в комнате должен гореть свет, дверь полуоткрыта. Здесь многое зависит от умения родителей не создавать из этих страхов личные проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними.

Многие акушеры и психологи видят предрасположенность к детскому неврозу страха в эмоциональном состоянии матери во время беременности. Негативное влияние на ребенка оказывает угроза выкидыша. Беспокойство за собственное существование на гормональном уровне, испытанное младенцем в период внутриутробного развития, создает предпосылки для последующих проявлений тревожности на психологическом уровне. Такой ребенок в дальнейшем будет быстрее, глубже и острее ощущать страх. Также на появление детских страхов оказывает влияние протекание самих родов: осложнения, невозможность родить собственными силами, асфиксия.

Детская фантазия - одна из наиболее частых причин страха. Ребенок существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Самыми распространенными страхами в 3-4 года у детей являются: страх одиночества и темноты, страх потеряться, страх животных, боли, наказания, врачей, чудовищ и некоторых сказочных персонажей (Кощея, Бабы Яги), страшных снов. Выделяют также 3 общих вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения. 1. Навязчивые страхи. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др. 2. Бредовые страхи. Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Но если вы обнаружили у ребенка такой вид страха, не стоит заранее пугаться. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации. 3. Сверхценные страхи. Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс» вызваны собственной фантазией ребенка... В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Например, боязнь воды теоретически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды - это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный.

Психолог Захаров А.И. в своих исследованиях замечает, что в возрасте 3-5 лет страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Это неудивительно, поскольку именно тогда раскрывается вся палитра эмоций, приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом. В этом отношении гораздо лучше лишний раз сходить на детскую площадку и постараться через совместную игру наладить взаимодействие детей разного пола, чем посетить врача с единственной целью получения очередной дозы транквилизаторов для неконтактного и боязливого, с точки зрения родителей, ребенка. Нужен здесь не транквилизатор, а активизатор - сверстники и собственная активность родителей, своевременно поддерживающих и развивающих инициативу детей и играющих с ними.

По данным факторного анализа на ЭВМ, проведенного Захаровым, наибольший удельный вес имеет фактор страхов, в который входят страхи одиночества, нападения и сказочных персонажей, причем у мальчиков в большей степени, чем у девочек. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

Другими словами, ребенок не чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении отрицательному воздействию сказочных персонажей. Вот почему активное участие отца в жизни семьи и воспитании детей способно оказать самое положительное влияние на развитие эмоциональной и волевой сферы детей. Уверенное, спокойное, любящее поведение отца, служащее примером для детей, способно стабилизировать их психическое развитие уже тем, что у матери отпадет необходимость в тревожной опеке, и она будет выражать свои чувства перед ребенком более спокойно и непосредственно, способствуя вместе с отцом развитию его активности и самостоятельности.

Страхов меньше у тех детей, которым читают много разных сказок, предоставляют свободу и самостоятельность в играх. Игры помогают детям побывать в разных ролях: и в "шкуре волка", и в "шкуре зайца", пережить чувства и тех, и других и выработать соответствующие умения реагировать на разные воздействия, помогают вселить уверенность в своих силах.

Какие бы страхи не обуревали маленького человека, нужно всегда помнить, что из любой сложившейся ситуации можно найти выход, причем выход этот нужно искать вместе с ребенком, проникнувшись в самые глубинные уголки его души, сознания и воображения.… Ведь именно мир взрослых, мир семьи закладывает во внутреннем мире ребенка все необходимые росточки для процветания как негативных качеств личности, так и позитивных.

Страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.
У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых людей (чаще всего родителей), или самовнушения. Появление такой проблемы у ребёнка – повод задуматься родителям. Не стоит оставлять её без внимания, ведь невротические проявления у взрослых людей часто бывают следствием не разрешившихся детских страхов.

Причины детских страхов

Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:

Перенесённая ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например);
- излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;
- сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;
- частые запреты;
- разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);
- конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;
- разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;
- осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной), чтоб добиться послушания.

Это так называемые возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей.

Достаточно часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов.

Существуют также косвенные причины (предпосылки), которые создают условия для развития детских страхов. Так, неправильное поведение матери, которая берёт на себя роль главы семьи, вызывает у ребёнка беспокойство. Плохо действует на ребёнка стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует острую нехватку в тесном общении с ней.

Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, которые становятся центром забот и тревог родителей. Возраст родителей также оказывает своё влияние – чем старше родители, тем сильнее склонны их дети к развитию тревоги и беспокойства. Влияет на появление страхов у детей и перенесённый мамой во время беременности стресс или конфликтная обстановка в её семье в период вынашивания ребёнка.

Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка.

Страхи у детей разных возрастов

У детей первого года жизни наиболее типичнее страхи связаны с отдалением ребёнка от матери. Ребёнок также может бояться чужих людей и новой обстановки.
До трёхлетнего возраста дети чаще всего боятся темноты. Нередко возникает страх остаться одному и ночные страхи.

После трёх лет боязнь темноты всё ещё сохраняется, но и возникают новые переживания – теперь ребенок боится оказаться в замкнутом пространстве, боится сказочных героев и одиночества (в понимании «быть никем»).

Когда ребёнку исполняется 5 лет, он начинает бояться пожара, глубины, страшных снов, смерти, животных. Может возникнуть страх потери родителей, и в то же время боязнь быть ими наказанным. Нередко ребёнок испытывает страх перед опозданием и перед заражением какой-то болезнью.

С семи лет, когда начинаются школьные годы, могут приходить различные страхи, связанные с учёбой – боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку, не оправдать ожидания взрослых.

С 10 -11 и до 16 лет ребёнок испытывает страх перед изменением свое внешности и различные страхи межличностного происхождения.

Имеет смысл остановиться на основных видах страхов у детей.

Стах одиночества

Практически каждому из детства знаком страх остаться дома одному. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителей, которые оставили его одного. В таком случае нужно убедить малыша, что дом – безопасное место, и хотя вам и приходится уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Договоритесь о времени, когда следует ожидать вашего возвращения, и обязательно позванивайте время от времени. Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка.

Боязнь темноты

Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сам взрослые или кто-то из друзей, выскакивая из темноты и крича страшным голосом «У-У-У!» или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения. Иногда избавиться от этого помогает своеобразное «закаливание» темнотой (постепенное увеличение времени нахождения в тёмной комнате, или даже сидение в ней с фонариком, показывая, что там, кроме предметов ничего нет и быть не может). Но лучше не мучить ребенка и включать ему свет, давая возможность увидеть, что ничего не изменилось и спокойно ждать, когда малыш подрастёт.

Страх смерти

Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, поэтому никогда не говорите ему фразы типа: «если ты меня не послушаешься, я могу заболеть и умереть». Постарайтесь оградить его от посещения похорон как минимум до 10 лет. Однако периодически упоминайте при нём об умерших родственниках, так приходит понимание того, что и после смерти человек продолжает жить, неважно где – в разговорах, в сердцах людей, но он не исчезает окончательно. Если это не помогает, лучше обратиться к специалисту.

Как избавиться от страхов

Нужно сказать, что если ребёнок правильно развивается и здоров, то к 16 годам всяческого рода страхи у него должны исчезнуть. Однако, заблуждением является мнение, что ребёнок вообще никогда не должен испытывать тревожные чувства. С увеличивающейся познавательной деятельностью растущего организма, избежать их появления просто невозможно, а может быть и не нужно. Но всё хорошо в меру, поэтому, если страхи мешают ребёнку жить качественно и счастливо, с ними нужно бороться.

Что делать, если страхи у вашего ребёнка возникают очень часто и расшатывают его и без того слабую нервную систему.

Прежде всего, запомните то, чего нельзя делать ни в коем случае:

1. Наказывать ребёнка за его страхи.
2. Насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости.
3. Не пытаться насильно поместить малыша в этот страх (заставлять его погладить собаку, которую он панически боится).
4. Не позволять бесконтрольно смотреть фильмы ужасов или читать книги или журналы со страшными сюжетами.

Чем родители могут помочь ребёнку:

1. Внимательно выслушать и понять чувства малыша, т.к. для любой страх представляется реальной опасностью его жизни. При этом ребёнок выплеснет свои эмоции, ослабит их, и вы составите полное представление о причинах и картине его переживаний. Однако нельзя открыто настаивать на том, чтобы ребёнок рассказал причину своих страхов, так как проблема обострится ещё больше и закрепится. Говорить с ним напрямую можно в том случае, если он сам проявляет инициативу. В противном случае, нужно осторожно наблюдать и задавать наводящие вопросы.
2. Заверить в том, что вы его очень любите, и если возникнет такая необходимость, то обязательно защитите.
3. Найти ребёнку дополнительных защитников в лице игрушечных фигурок, фонарика, одеяла.
4. Развеять фантазии малыша реальностью, найдя простые объяснения страшным, по его мнению, предметам и явлениям.
5. Рассказать, что если придерживаться определённых правил, то всё будет хорошо.
6. Вместе читать истории и смотреть мультфильмы, в которых вначале страшные монстры, а в конце они оказываются всего лишь фантазией (например, мультик про крошку енота, который боялся собственного отражения в реке).
7. Показать ребёнку, как можно «изливать» страхи на бумаге и провести «ритуал» их уничтожения.

Если у вас не получается справиться со страхами у ребёнка, не затягивайте, обращайтесь к психотерапевту. Страхи дошкольного возраста, которые не уходят после 10 лет, служат предрасполагающим фактором к развитию тяжёлых неврозов, а также наркомании и алкоголизма в будущем.

Признаки патологических (невротических страхов):

Появление необычайно сильного страха, несоответствие выраженности страха силе вызвавшей его ситуации.
- Несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению.
- Затяжное течение страха, приводящее к выраженному нарушению общего состояния (сна, аппетита).
- Характерное поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх.

Профилактика страхов у детей

Запомните, период беременности – это самое неподходящее время для выяснения отношений. Нежелательно в этот период сдавать экзамены, защищать диссертации дипломные работы. Выберите в воспитании ребёнка золотую середину, не превозносите, но и не угнетайте его. Способствуйте тому, чтобы ребёнок больше гулял, бегал, что-то мастерил, чаще приглашайте в дом его друзей. Не пугайте слишком часто «бабаем», чужим дядькой, милиционером, волками. Выделяйте больше времени для совместного творчества (лепки, рисования, вырезания и склеивания). Играйте всей семьёй. Любите своего ребёнка таким, какой он есть. В общем, будьте ему добрым другом и хорошим наставником.

Врач педиатр Сытник С.В.

Страх считается естественным состоянием человека - защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. По сути страхи уберегают от опасности и многих рисков. А, значит, в какой-то мере они полезны. Но, если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети - не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию.

Виды страхов у детей 4-6 лет

Условно детские страхи можно разделить на два вида: реальные и фантазийные .

Реальные страхи

К реальным можно отнести те, которые имеют под собой вполне объяснимую причину:

Эти страхи типичны как для малышей в возрасте двух-трех лет, так и для четырех-шести - они сопровождают несколько возрастных периодов.

Фантазийные страхи

В три-четыре года у ребенка происходит активное развитие абстрактного мышления, что становится причиной появления еще одного вида страхов: фантазийных. Эта группа порождается воображением детей. К ней можно отнести:

Причины реальных страхов и как на них реагировать

Давайте более подробно рассмотрим основные детские страхи у детей от 4 до 6 лет и попробуем разобраться, что при этом нужно делать взрослым. При условии грамотного подхода и адекватной поддержки со стороны родителей, при отсутствии конфликтов в семье, детский испуг преодолевается довольно быстро.

1. Боязнь животных и насекомых

Для некоторых детей актуален страх насекомых или животных.

Что делать?

В таких случаях рекомендуется сменить эмоциональное состояние малыша - с пугающего на заинтересованное. Например, выйти вместе с ним в поле, найти там паучка, посадить его на свою ладошку. После этого следует объяснить малышу, что паук полностью открыт перед вами, ничего не замышляет и, наоборот, является более уязвимым, чем люди.

Рассказывая интересные истории о животных и насекомых, которых кроха боится, можно вызвать любопытство с его стороны. Чем больше малыш будет знать о предмете своей боязни, тем быстрее избавится от страха.

В случае с собакой тоже нужно создать благожелательный фон вокруг животного. Никогда не кричите на ребенка и не запугивайте тем, что собака может укусить или чем-то заразить. Объясните малышу, что гладить собаку без разрешения хозяина нельзя и первые контакты с животным лучше налаживать на расстоянии, чтобы не спугнуть.

Полистайте книги и энциклопедии о животных, посетите выставки, продемонстрируйте способы безопасного взаимодействия с насекомыми и животными на собственном примере.

2. Боязнь белых халатов

Это опасение тесно связано со страхом боли. Укол, сделанный человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызываемой процедурой.

Что делать?

Чтобы снизить боязнь людей в белых халатах, за несколько дней до похода в поликлинику расскажите малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора, используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.

Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы, следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно - ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.

Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники, постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.

3. Страх громких звуков

Один из врожденных страхов человека - боязнь резких звуков. Природа устроена так, что громкий звук является символом опасности. Кроме того, громкие звуки способствуют перенапряжению мозговых клеток и приводят к расстройству в работе некоторых органов. Поэтому инстинкт самосохранения заставляет ребенка вздрагивать при резких окриках, грохоте, либо скрежете машин.

Что делать?

Если малыш вдруг расплакался от грома или другого резкого шума, следует стать с ним рядом, обнять его и дать понять, что вы его можете защитить, рядом с вами он находится в безопасности. Не смеяться над ним, не стыдить, иначе он начнет скрывать от вас свой испуг, но справиться самостоятельно с ним вряд ли сможет.

Лучше всего начать игры с различными звуками: от тихих - к громким. Для занятий подойдут металлофон, звонкие металлические ложки. Сходите вместе на шумный детский праздник или веселый аттракцион, где все визжат, кричат и прыгают. Радостный шум постепенно приучит малыша к громким звукам.

4. Боязнь чужих людей

Страх перед посторонними людьми возникает еще в младенчестве и имеет вполне очевидные корни. Формируется он на физиологическом уровне - малыш подсознательно начинает чувствовать опасность в незнакомце. При этом он замыкается, опускает голову и прячется за родного человека.

При правильном поведении родителей боязнь обычно проходит к трем-четырем годам. Но, если социализация в этом возрасте так и не начата, стоит проблеме уделить отдельное внимание. Иначе ситуация грозит понизить самооценку ребенка, негативно отразится на дальнейшем общении со сверстниками.

Что делать?

Так как страх в данном случае идет в ногу с застенчивостью, родителям нужно самим предпринимать первые шаги. Например, подойти вместе с малышом на детской площадке к детям, которые уже общаются между собой. Заговорить с ними, познакомить со своим ребенком. Чаще следует посещать детские центры, развивающие занятия, ходить в гости к друзьям, у которых есть дети такого же возраста.

Если малыш боится оставаться наедине с другим взрослым, например, с няней, нужно взять для знакомства чуть больше времени. Чтобы ребенок привык к постороннему, необходимо некоторое время провести втроем. Как только кроха начнет доверять новому человеку, первым к нему обращаться, можно смело оставлять их наедине.

5. Боязнь одиночества

Страх надолго оставаться без мамы считается распространенной боязнью у малышей. Ни в коем случае его нельзя принимать за избалованность или необоснованные капризы. Боязнь потерять маму вполне естественна и требует деликатного подхода.

Что делать?

Всегда объясняйте ребенку, когда вы вернетесь. Например: - «После того, как ты поспишь и съешь полдник». Такие согласования рекомендуется сделать регулярными. При этом следует не только доброжелательно договариваться с малышом, но и своевременно выполнять свои обещания.

6. Страх темноты и ночных кошмаров

Один из важных детских страхов - боязнь темноты. Фантазия малыша развивается бурно, подсовывая ему чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать.

Что делать?

Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы, вроде такой: «Там нет ничего страшного».

Убедите малыша в том, что он находится в полной безопасности. Для этого оставляйте дверь в его комнату открытой, купите забавный детский ночник.

Предложите нарисовать или вылепить того, кого он боится, затем придайте герою комический вид и вместе посмейтесь над ним.

Придумайте интересную сказку со страшным персонажем из детского воображения, закончив ее позитивно. Ваш герой должен постепенно превратиться в хорошего друга и помощника.

Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова.

7. Клаустрофобия

Со страхом темноты перекликается боязнь замкнутого пространства. Малыш может не озвучивать проблему и родители замечают ее сами, закрывая вечером дверь в его комнату, либо застряв с ним в лифте. Частые проявления клаустрофобии сопровождаются приступами паники, головокружениями. Дети могут среди ночи прибежать к родителям и начать плакать.

Эта навязчивая боязнь возникает чаще у единственного ребенка в семье, имеющего ограничения в общении со сверстниками. Особенно страдают ею дети, получающие чрезмерную порцию ласки и любви.

Что делать?

Прежде всего, ребенка в такой ситуации следует успокоить и научить ровному дыханию. Ругать за немотивированный на ваш взгляд страх, категорически запрещается. Нельзя идти от противного и закрывать его в комнате.

Результативными бывают игры, направленные на преодоление скованности, возникающей в замкнутом пространстве. Например, специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга».

Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть - они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.

8. Страх наказания

Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.

Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.

Что делать?

Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка - это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца - со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные. Подробнее об этом виде боязни можно почитать в статье «Страх сказочных героев и вымышленных персонажей».

Причины фантазийных страхов и как на них реагировать

Просыпаясь после хорошего сна, взрослые могут пребывать какое-то время в сладостной эйфории, не отделяя сновидение от яви. В такой момент им легко понять деток 4-6 лет, которые находятся под воздействием собственного богатого воображения практически весь день. Компьютерные игры, сказки, мультфильмы населяют мир малышей вымышленными персонажами, а иногда - даже целыми корпорациями монстров.

1. Боязнь вымышленных персонажей

Особо впечатлительный ребенок во время просмотра детской передачи, мультфильма или после прочтения страшной сказки может испугаться злого героя и «оживить» его в своем воображении в любое время суток.

Большую роль в этом играют родители, которые с усиленной артистичностью передают образы волка, мифического Бабая или Бабы-Яги. Некоторые взрослые заходят еще дальше - пугают малыша тем, что существует некоторое зло, способное забрать непослушного ребенка от родителей даже без их ведома.

Что делать?

Боязнь вымышленных героев тесно переплетается со страхом наказания. Поэтому, прежде всего, нужно полностью исключить манипуляцию страшными героями в собственных интересах, когда хотите добиться от крохи безупречного поведения. Такие запугивания могут сделать его психику неустойчивой надолго и в далеком будущем есть риск столкнуться с настоящими неврозами.

Лучше всего придумать сказку, в которой страшный главный герой становится добрым и начинает всем помогать.

Уместна арт-терапия. То есть, зло можно нарисовать максимально смешным и сделать его уязвимым перед малышом. Например, волка нарядить пожарным и отправить спасать людей, а Бабу-Ягу представить комичной и добродушной старушкой.

Как только ребенок озвучит свой страх, поговорит о нем со взрослым, в большинстве случаев боязнь почти сразу же отступает. Поэтому так важно просто побеседовать с малышом в спокойной обстановке и убедить его в полной безопасности.

2. Страх ночных кошмаров

Самыми уязвимыми дети становятся ночью, когда рядом никого из взрослых нет. Боязнь ночных кошмаров - один из самых распространенных страхов у малышей 4-6 лет. К сожалению, он приходит не один, а в комплекте с боязнью темноты, одиночества и замкнутого пространства.

Что делать?

Волнение перед страшным сном опасно уже само по себе. В таких случаях родителям следует помнить о ночнике, приоткрытой двери и спокойных беседах перед укладыванием малыша в постель.

Уместно придумать волшебные слова, которые будут играть роль защиты, разрешить взять любимую игрушку.

Нежные прикосновения мамы, расслабляющий массаж, поцелуй перед сном - лучшие способы убедить малыша в том, что он любим, а значит - защищен.

Что важно учитывать в борьбе со страхами

  1. Любовь, теплота, искреннее участие родителей в решении проблем со страхами в половине случаев устраняют испуг на корню.
  2. Нельзя ругать и идти от противного - заставляя малыша преодолеть страх насильно. Поможет только мягкое объяснение и поощрение ситуаций, где у малыша получается справиться с испугом по личной инициативе.
  3. Не следует ждать быстрого эффекта. Борьба с боязнью - это кропотливый процесс, требующий большой моральной отдачи от родителей.
  4. Если у вас что-то не получается и страх малыша перерастает в фобию, обязательно обратитесь к специалисту.

А лучше всего: создайте дома безопасную атмосферу. Ребенок должен видеть всегда уверенного отца и нежную заботливую маму. Тогда и страхам в его жизни места хватит ненадолго.

Видео

Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами? Воспитание детей. Мамина школа