Чему учат нас дети. Чему учат нас наши дети. Ребенок учит быть открытым всему новому

Дети - наши учителя

Воспитание детей – задача не из простых. И вместе с этим, процесс интересный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На Востоке говорят: «Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя». Что уж говорить о наших детях? Это наши лучшие учителя! Я часто спрашиваю на семинарах по воспитанию детей: «А чему вы учитесь у ваших детей?» Часто аудитория недоумевает: «А чему мы должны у них учиться? Мы их учим всему необходимому!» Я позволю себе не согласиться с этим. Мы не способны воспитывать кого-либо и тем более своих детей, если сами не находимся в потоке познания Жизни. Давайте задумаемся, чему же все-таки могут научить нас наши дети!

Дети учат нас способности жить настоящим (здесь-и-сейчас ). У взрослых людей очень много времени проходит в мыслях о будущем и в воспоминаниях. Многие люди живут одними воспоминаниями. Многие - одними мечтами. И что интересно - ни среди "мечтателей", ни среди "вспоминателей" счастливых людей вы не обнаружите. Счастливы лишь те, кто живут настоящим. Дети же живут по принципу "есть только миг между прошлым и будущим - именно он называется жизнь", и во многом это объясняет то, почему практически все дети, какими бы тяжелыми не были условия их жизни, счастливы.

Они наши учителя в развитии способности к необусловленной любви . Дети любят родителей не за что-то, а потому что любят (по крайней мере, в младшем возрасте). Я рекомендую родителям самим посмотреть мультик «Просто так!» и учиться принципу бескорыстия у своих детей.

Также мы можем, наблюдая за своими детьми, учиться физической и психологической гибкости . Именно психологической гибкости не хватает многим людям, когда перед ними возникают сложные проблемы.

Маленький человек открыт миру, а потому и мир открыт ему . Большинство взрослых "запирают дверь" в свое сердце. В какой-то степени это необходимо, ибо, учитывая несовершенство людей, можно предположить, что в "открытое сердце" могут, извините, нагадить. Но постоянная закрытость приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. И отношение мира к человеку, который все время закрыт для него, соответствующее.

Дорогие взрослые, а вы давно удивлялись? Наши дети пришли, чтобы научить нас способности удивляться . К сожалению, часто приходится слышать, как многие взрослые с гордостью заявляют о том, что их уже ничем нельзя удивить. Чем тут гордиться - непонятно. Отсутствие способности удивляться у взрослого человека вовсе не говорит о том, что он стал очень мудрым. Напротив, мудрец удивляется каждый миг самым простым (в нашем понимании) вещам: травинке, листу, упавшему с дерева, солнечному лучу и т.п.

Вы наверняка обращали внимание на то, насколько естественны и просты дети . Поведение взрослого человека во многом неестественно. Оно обусловлено различными правилами, установками, привычками, законами, которые определяют нашу социальную жизнь и в большинстве своем не являются природными.

Еще один урок нам, взрослым, - это способность детей к необусловленной радости . Радость взрослого человека в подавляющем большинстве случаев связана с чем-либо: радость от встречи с другом, радость от вовремя выданной зарплаты, радость от хорошего урожая на огороде и т.п. Есть и другие радости. Морис Метерлинк в "Синей Птице" указывает на следующие Великие Радости: "Великая Радость - Быть Справедливым", "Радость Быть Добрым", "Радость Завершенного Труда". "Радость Мыслить", "Радость Понимать", "Радость Созерцать Прекрасное", "Великая Радость Любить" и др. Но все эти радости, и великие, и мелкие, лишь частички единой, настоящей радости – радости, обитающей внутри нас, для которой, собственного говоря, и причины особенно не нужны. Все наши мелкие или даже "великие" радости являются лишь поводом для проявления той настоящей радости, которая есть в каждом из нас. Чем больше таких поводов для ее проявления будет, чем чаще она будет проявляться, тем скорее мы сможем приблизиться к такому состоянию души, когда радость, беспричинная радость будет наполнять своим светом каждый прожитый нами день.

Вы замечали, что у детей отсутствуют условности и ограничения, стереотипы и шаблоны ? Чем старше человек становится, тем больше его ум "опутывают" разнообразные условности и ограничения, а стереотипы "создают" своеобразную стену, из-за которой не видно новых путей. Общение с детьми, сознательное желание у них научиться чему-либо может помочь, если не разрушить эту стену и порвать путы, то хотя бы ослабить их воздействие.

Легкость в восприятии нового – еще один ценный урок, приготовленный нам нашими детьми. Объяснение того, почему человеку так трудно приспособиться к изменениям, лежит в его природном консерватизме, который являлся и, наверное, и сейчас является необходимым условием выживания. Любое действие человека, раз оно не привело в прошлом к гибели, уже имеет определенное преимущество перед другими, неопробированными действиями, уже дает некоторую гарантию выживания, и организм стремится повторить его и превратить в привычку. Поэтому консерватизм вполне природное явление, свойственное всем живым существам. Но у человека консерватизма должно быть в меру, иначе никакого развития не будет.

Очень верно заметил Г.К.Честертон: "Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет". И действительно, всем детям (пока родители, детский сад и школа не "заблокировали" им каналы творчества) свойственно постоянное творчество. Родители, которые понимают это и стараются, чтобы творчество было частью и их жизни, позволяют ребенку остаться творческой личностью и тогда, когда он вырастет.

Многие взрослые люди живут мечтами. Мечтательность, возможно, в какой-то степени и хорошее качество, но только в том случае, если мечтаем мы в меру (иначе мечты заслоняют реальность, и возникает множество проблем). А еще лучше, если человек с возрастом не утратил способность жить в стране Фантазии. В детстве мы все были жителями этой страны, но по мере взросления покидали ее. И только немногие взрослые могут хотя бы изредка в нее возвращаться. Не стоит думать, что время, проведенное в стране фантазии, пропадает зря, напротив, это не только великолепный отдых, но и колоссальный толчок к развитию (да и для здоровья весьма полезно). Так, что учитесь фантазировать вместе с детьми !

Ну и конечно, нам стоит поучиться у детей способности быть счастливыми . Русский философ Григорий Померанец писал: "Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и отца и любит их. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором - и проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам - простым, естественным, дарованным: небу, дереву, человеку".

И если мы, взрослые, способны откликаться этим рокам любви, предлагаемым нашими маленькими учителями, значит мы готовы стать любящими родителями. Тогда наши отношения с детьми будут праздником естественной жизни и безусловной Любви!

Наверное, я не погрешу истиной, если скажу, что наши дети, могут научить нас взрослых очень многому и важному в этой жизни. Возможно, моё утверждение и банально, но, сколько таких банальных утверждений встречается нам на нашем жизненном пути, на которые, мы порой не обращаем внимания. И стоит заметить, что делаем это зря. Впрочем, давайте не будем отвлекаться, а поговорим о главных сокровищах нашей жизни - наших детях Ваше общение с ребёнком может подарить вам массу интересных знаний. А самое главное знаете,что, ведь совсем не важно есть у вас собственные дети сегодня или нет, придёт время и конечно они у вас появятся. А пока, пообщайтесь с ребёнком близких, друзей, соседей, ведь язык общения способен творить чудеса. Так чему всё - таки способны научить нас дети?

Любви! Так, как умеют любить дети, не умеет любить никто. Детская любовь - беззаветная, преданная, всепоглощающая любовь маленького человечка с кристально чистой душой. Дети любят своих близких и родных ни за что-то, а вопреки всему, ведь они не задают лишних вопросов и не анализируют причин любви, они просто любят и всё, потому, что хотят быть всегда рядом с нами.

Посмотрите на уроки жизни, которые дарит нам ребёнок. Ещё пять минут назад он горько плакал, переживая "самое страшное горе в своей жизни, а спустя мгновение беззаботно и весело смеётся, совсем не вспоминая о своих печалях. Именно этот урок жизни многими из нас усвоен очень плохо, берите пример с детей. Учитесь у них стойко преодолевать препятствия несмотря ни на что и добиваться своих целей, не обращая внимание на мелкие невзгоды. Так будет гораздо легче преодолевать зебру нашей жизни.

Наши дети учат нас огромному терпению, потому как, не обладая этим качеством воспитать ребёнка практически невозможно, да и в дальнейшей нашей жизни, такая черта, как терпение не будет лишней помехой.

Общение с малышом учит нас пониманию, ведь проще всего перегнуть ситуацию в свою пользу в общении с маленьким ребёнком, чего делать я категорически не советовал бы. Проявите свою мудрость постарайтесь понять своё чадо, научитесь понимать его "завихрения", ведь именно в них кроется весь смысл и сущность интересов и желаний маленького человечка.

Ребёнок способен научить окружающих доброте, понаблюдайте за детьми и их поведением. Ведь в начале своего жизненного пути практически все дети необычайно добры и чисты от природы. И только с течением лет благодаря "стараниям" некоторых взрослых людей пытающихся его заточить под реальность жизни, разукрасить, подогнать под определённый стандарт, он меняется, бывает, что далеко не в лучшую сторону. А что требуется от нас родителей, чтобы воспитать достойного члена общества, не так то и много на самом деле, проявить свою мудрость и принятие маленького человека со всем его внутренним миром, только так можно воспитать личность. Желаю успеха Вам и вашим детям!

В вашей семье появился маленький человечек, постарайтесь оборудовать жизненное пространство вашего малыша с надлежавшим удобством и комфортом. Первая мебель вашего чада, детская кроватка, она должна соответствовать всем нормам безопасности, была функциональна и безопасна. Интернет - магазин Babywest осуществляющий более 4 лет свою деятельность в Краснодаре, приглашает вас на страницы своего сайта и предлагает вашему вниманию каталог детской мебели, колясок, автокресел и другой высококачественной детской продукции. Идеальным выбором кроватки для ребёнка станет,которая верой и правдой прослужит вашему чаду аж до десятилетнего возраста. В такой кроватке ваш ребёнок будет чувствовать себя достаточно комфортно и уютно. Кровать имеет маятниковый механизм имеющий блокировку, съёмный пенальный столик и возможность трансформироваться в более взрослую кровать, по мере того как малыш будет подрастать. Широкое разнообразие моделей и доступные цены на детскую мебель станут для Вас приятным сюрпризом.

Если вам предоставлялась возможность наблюдать за одухотворенным человеком, то вы, наверное, замечали, что он всегда включен. Его интересует все, что происходит вокруг, даже что-то незначительное, он готов с полной отдачей выполнять работу "не по статусу", кажется, для него все так важно. И это не кажется, это действительно так. Он присутствует в настоящем моменте и не отбрасывает в сторону детали настоящего. А если у вас нет возможности общаться с людьми с высоким уровнем духовности, наблюдайте за детьми. Они ведут себя точно так же. Только их поведение почему-то вызывает не уважение, а раздражение.

Ребенок никогда не сидит. Хотя родители упорно учат его бытовому терпению - лучшему, что может убить настоящее, прожиганию времени ради светлого будущего.

"Посиди спокойно, подожди, не дергайся, иди рядом и не верти головой, тогда дам конфетку"; "Сейчас нам нужно спокойно посидеть, чтобы доехать до бабушки и там уже будем играть". Другими словами: "Помучайся пока, поживи как-нибудь сейчас, чтобы потом было хорошо и интересно". Будет ли интересно потом? Наверняка опять придется чего-нибудь ждать. Своими капризами, нежеланием скучно делать повседневные дела, ребенок призывает нас жить сейчас, делать настоящий момент интересным и захватывающим.

Обратите внимание, ребенок всегда включен в процесс, причем в абсолютно любой, несмотря на то, что многих это раздражает. Пока взрослые пытаются отмучиться в дороге, убить время, ребенок интересуется всем происходящим здесь и сейчас. Он с любопытством всех разглядывает, а в ответ слышит: «не смотри на дядю, это не хорошо, не вертись», находит интересное практически в любом месте и в любое время: «ну что ты там опять ковыряешь? Убери руки, там грязь, сиди спокойно, скоро приедем.

Дети - наши учителя. И это не просто красивая фраза. Если воспринимать ее на полном серьезе, если применять ее в жизни, если слушать ребенка, слышать ребенка, можно научиться очень многим вещам.

Присутствовать здесь и сейчас

Об этом мы уже поговорили. Делайте повседневные дела интересными и захватывающими. Вместо того, чтобы уйти в свои мысли во время одевания ребенка, попробуйте его увлечь интересными рассуждениями, проговаривайте весь процесс, акцентируйте внимание на деталях. Да, в мире есть вещи и поважнее, но смысл жизни здесь и сейчас – надеть колготки! :)

Медитировать в крайне неподходящих условиях .

В жизни мамы бывают моменты, когда приходится долго находиться в неудобных позах. Ребенок заснул (наконец-то!) у вас на руках в транспорте, но не совсем удачно, грудничок всю ночь сосет грудь и уже нет сил лежать на одном боку, дети затеяли шумную игру, когда хочется отдохнуть. Это отличный повод для медитации. Музыка для медитации, приглушенный свет и удобная поза? Не слышали! Для того, чтобы быстро снимать усталость и быть менее зависимым от обстоятельств, нужно учиться расслабляться в неудобных положениях.

Улыбаться без повода

Удивительно, но взрослых часто раздражает, когда ребенок улыбается без повода. То они считают, что он что-то замышляет, то боятся, что прохожие подумают, будто он над ними смеется. В любом случае, такой реакцией взрослые выстраивают в подсознании четкую связь: смеяться и улыбаться нужно только тогда, когда для этого есть понятный для окружающих повод. Но в дальнейшем, чем реже мы улыбаемся, тем меньше для этого поводов.

Играть

Любую ситуацию превращать в игру, мыслить играя, легко менять правила, быстро забывать о поражениях. Принципиальных детей очень мало, если ребенок имеет какие-то принципы, он просто подражает взрослым, и его принципы легко рушатся под натиском детского жизнелюбия и любознательности. Широко смотреть на мир и наивно быть уверенным, что ты можешь все и тебе доступно все – то мировоззрение, которое делает взрослого человека успешным и которое этим же взрослым достигается путем длительной работы над собой, кучей пройденных тренингов и прочитанных книг по личностному росту. Поэтому прежде, чем в следующий раз сказать ребенку: «Ты не сможешь, не трать время, ты еще маленький, это не для тебя», подумайте, может быть лучше взять с него пример?

Принимать себя и свои эмоции

Сложно представить себе маленького ребенка, который пытается скрыть свою обиду. На лице сразу отражается негодование, Он проживает и прожигает свою эмоцию до конца и сразу, пока она не пустила корни, а потом с легким сердцем живет дальше и любит всех вокруг. Умение скрывать и подавлять эмоции приходит с возрастом. Уже в школьном возрасте родители и учителя пытаются научить это делать вместо того, чтобы учить правильно и цивилизованно принимать в себе все движения души, искренне просить прощения и искренне прощать. И больше об этом не думать.

Очень хочется написать, что дети учат нас терпению. Но терпению ли? Терпение - это ожидание. Живите сейчас, и вам никогда больше не придется терпеть.

Сегодня в одной лекции услышала такую фразу: «Величайшая глупость - думать, что мы чему-то учим своих детей. Это дети нас постоянно учат и воспитывают наш характер». И правда - разве мы можем чему-то научить? Дети не воспринимают наши поучения и нотации. Они воспринимают только наш личный пример. Дети очень строги к нашим недостаткам, и их поведение - своеобразная оценка, выставленная нам на экзамене.

При этом ничто так не способствует нашему личностному росту, как материнство. Особенно, если оно - осознанное, если женщина стремится быть хорошей мамой и работать над своими недостатками. Уроки материнства бывают достаточно жестокими. Экзамены в университете могут показаться ерундой по сравнению с ежедневными материнскими экзаменами... Чему нас учат дети?

Я пишу обо всем этом, потому что очень ярко ощущаю, как малыши шлифуют мой характер. У каждого такие уроки будут своими, ведь у каждого свои слабые места. Главное правило: если в какой-то момент вы злитесь на детей, вам тяжело с ними, или вы испытываете другие сильные негативные эмоции - значит, нащупано ваше поле для работы. Что касается меня, то мои вечные уроки - это смирение, терпение, принятие. И временами бывает очень тяжело! Хочется взорваться, крушить все вокруг, хочется просто сойти с ума! Но это говорит лишь о том, что мои строгие учителя хотят, чтоб я стала лучше.

Двое детей - это двойная работа. противоположны по характеру, и каждый шлифует во мне разные грани.

Мои уроки

Дочка - упрямая, целеустремленная, несгибаемая. Заставить ее что-то сделать можно только одним способом: убедить, что это действительно необходимо сделать. Никакими угрозами, криками, наказаниями значительных результатов не добьешься. Если она не видит смысла в каком-то действии - она не будет этого делать.

Первые серьезные уроки начались, когда дочке исполнился год. Хотя нет, примерно в 7 месяцев, но в год они стали особенно яркими. Когда дочка начала ползать, она твердо лезла туда, куда считала нужным - во все запретные места. Об этом я писала в статье « ». В год это стало катастрофой. Меня умиляли советы во многих лекциях и книгах, предлагавшие просто отвлечь ребенка чем-то другим. Якобы до 4-5 лет это довольно легко. Теперь я понимаю, что такие советы раздавали не глупые люди. Просто моя дочка была исключением: ее было невозможно отвлечь! Она даже в год хорошо держала в голове цель: например, хочу повиснуть на шторах. И единственное, что могли сделать родители - либо застрелиться, либо снять с окон все-все занавески! По этой же причине супруг разобрал синтезатор, а сушилку для белья мы доставали только во время дочкиного сна.

И тот период был пока что для нас самым сложным: ведь в год ребенку невозможно что-то объяснить... Впрочем, сейчас, в почти три года, веселья тоже хватает. Можно очень-очень долго биться над тем, чтоб она убрала на место какие-то игрушки или свои вещи. Выход лишь один - изъять все игрушки (что мы частично и сделали). Убедить нашу дочку лечь спать - отдельная песня. Никакие «ритуалы», «массажи», чтение книг и прочие хитрости - не проходят. И даже хождение на горшок - до сих пор проблема. Нужна очень веская причина, чтоб дочка села на горшок. И лишь один ультиматум здесь стабильно действует: «Иначе не пойдем сейчас гулять!» Дочку не напрягают мокрые трусы - может хоть целый день в них проходить. И лужи на полу ей нисколько не мешают. Глядя на них, дочка спокойно говорит: «Мам, не переживай, высохнет!»

Основные уроки, которые я прохожу с дочкой:

  • умение быть правдивой, держать свое слово, здесь ко мне повышенные требования;
  • умение четко обозначать правила и самой следовать им - иначе дочка низачто не воспримет их всерьез;
  • терпение, терпение, терпение!!
  • умение в каждом действии искать смысл;
  • умение предоставлять другому максимальную свободу выбора и уважать его решения.

Младший сын - совершенно другой. Я подробно писала о нем в статье « ». Ему не надо предоставлять свободу. Ему нужна только я. Я всегда должна быть рядом с ним. Часами носить его. Либо сидеть на полу в двух шагах от него. С ним очень сложно выполнять домашние дела. Но зато - совершенно никакого упрямства! Сын в свои 10 месяцев следит за моей реакцией и категорически не пойдет в запретное место! Ему достаточно увидеть мое испуганное лицо, чтоб забросить все попытки залезть куда-то... И да, его очень легко отвлечь! Невозможно отвлечь лишь от одного - от мамы... Его уроки немного другие:

  • смирение, смирение, смирение. Смиренно носим его столько, сколько нужно. Забываем про свои личные дела. Все только с ним.
  • принятие - да, он вот такой;
  • сострадание;
  • чуткость;
  • гибкость.

А в данный момент... У меня самый страшный урок из серии «уложи детей спать». В статье «Как проходит наш день в 10 месяцев?» я описала, как примерно в 19:30 оба малыша благополучно спят и начинается мое личное время. Так вот, прямо сейчас на часах уже 21:30, а я все еще не могу ничего поделать со своим сыном!

Как успешно пройти материнские уроки?

  1. Первое, что так необходимо - осознание. Да, я сдаю свой урок. Ненавистный урок. Но он мне нужен. Нужен, чтоб я смогла стать лучше. Смогла быть лучшей мамой для своих детей.
  2. Мне очень помогает духовная музыка. У меня она весь день играет на кухне. И когда малыш в очередной раз почти уснул, но вдруг проснулся... Я выхожу из комнаты и слышу эту музыку. Она сразу настраивает на правильный лад и успокаивает. Подойдут многие мантры и просто спокойная медитативная музыка, любимые молитвы... Главное, чтоб эти звуки вам очень нравились и позитивно влияли на вас. Почему я включила музыку только на кухне? Лично мне тяжело что-то слушать целый день напролет. Итак у нас довольно много шума.
  3. Концентрируемся на дыхании. Забываем обо всем и просто слушаем свое дыхание. Можно сделать упражнение, которое я описывала.
  4. Обращаемся к Богу и просим помощи. Благодарим за урок. Выражаем свое желание выполнить все, что Он от вас хочет. Выражаем свое желание научиться служить, стать терпеливыми и мудрыми. Но просим помощи. Он обязательно откликается на ваши искренние просьбы... И посылает вам больше новых сил.
  5. Включаем позитивное материнство. Об этом я подробно напишу в следующий раз!

А чему вас учат ваши дети?

Воспитание детей - задача не из простых. И вместе с этим, процесс интересный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На Востоке говорят: «Настоящий учитель - это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя». Что уж говорить о наших детях? Это наши лучшие учителя! Я часто спрашиваю на семинарах по воспитанию детей: «А чему вы учитесь у ваших детей?» Часто аудитория недоумевает: «А чему мы должны у них учиться? Мы их учим всему необходимому!» Я позволю себе не согласиться с этим. Мы не способны воспитывать кого-либо и тем более своих детей, если сами не находимся в потоке познания Жизни. Давайте задумаемся, чему же все-таки могут научить нас наши дети!

Дети учат нас способности жить настоящим (здесь-и-сейчас). У взрослых людей очень много времени проходит в мыслях о будущем и в воспоминаниях. Многие люди живут одними воспоминаниями. Многие - одними мечтами. И что интересно - ни среди "мечтателей", ни среди "вспоминателей" счастливых людей вы не обнаружите. Счастливы лишь те, кто живут настоящим. Дети же живут по принципу "есть только миг между прошлым и будущим - именно он называется жизнь", и во многом это объясняет то, почему практически все дети, какими бы тяжелыми не были условия их жизни, счастливы.

Они наши учителя в развитии способности к необусловленной любви. Дети любят родителей не за что-то, а потому что любят (по крайней мере, в младшем возрасте). Я рекомендую родителям самим посмотреть мультик «Просто так!» и учиться принципу бескорыстия у своих детей.

Также мы можем, наблюдая за своими детьми, учиться физической и психологической гибкости. Именно психологической гибкости не хватает многим людям, когда перед ними возникают сложные проблемы.

Маленький человек открыт миру, а потому и мир открыт ему. Большинство взрослых "запирают дверь" в свое сердце. В какой-то степени это необходимо, ибо, учитывая несовершенство людей, можно предположить, что в "открытое сердце" могут, извините, нагадить. Но постоянная закрытость приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. И отношение мира к человеку, который все время закрыт для него, соответствующее.

Дорогие взрослые, а вы давно удивлялись? Наши дети пришли, чтобы научить нас способности удивляться. К сожалению, часто приходится слышать, как многие взрослые с гордостью заявляют о том, что их уже ничем нельзя удивить. Чем тут гордиться - непонятно. Отсутствие способности удивляться у взрослого человека вовсе не говорит о том, что он стал очень мудрым. Напротив, мудрец удивляется каждый миг самым простым (в нашем понимании) вещам: травинке, листу, упавшему с дерева, солнечному лучу и т.п.

Вы наверняка обращали внимание на то, насколько естественны и просты дети. Поведение взрослого человека во многом неестественно. Оно обусловлено различными правилами, установками, привычками, законами, которые определяют нашу социальную жизнь и в большинстве своем не являются природными.

Еще один урок нам, взрослым, - это способность детей к необусловленной радости. Радость взрослого человека в подавляющем большинстве случаев связана с чем-либо: радость от встречи с другом, радость от вовремя выданной зарплаты, радость от хорошего урожая на огороде и т.п. Есть и другие радости. Морис Метерлинк в "Синей Птице" указывает на следующие Великие Радости: "Великая Радость - Быть Справедливым", "Радость Быть Добрым", "Радость Завершенного Труда". "Радость Мыслить", "Радость Понимать", "Радость Созерцать Прекрасное", "Великая Радость Любить" и др. Но все эти радости, и великие, и мелкие, лишь частички единой, настоящей радости - радости, обитающей внутри нас, для которой, собственного говоря, и причины особенно не нужны. Все наши мелкие или даже "великие" радости являются лишь поводом для проявления той настоящей радости, которая есть в каждом из нас. Чем больше таких поводов для ее проявления будет, чем чаще она будет проявляться, тем скорее мы сможем приблизиться к такому состоянию души, когда радость, беспричинная радость будет наполнять своим светом каждый прожитый нами день.

А замечали, что у детей отсутствуют условности и ограничения, стереотипы и шаблоны? Чем старше человек становится, тем больше его ум "опутывают" разнообразные условности и ограничения, а стереотипы "создают" своеобразную стену, из-за которой не видно новых путей. Общение с детьми, сознательное желание у них научиться чему-либо может помочь, если не разрушить эту стену и порвать путы, то хотя бы ослабить их воздействие.

Легкость в восприятии нового - еще один ценный урок, приготовленный нам нашими детьми. Объяснение того, почему человеку так трудно приспособиться к изменениям, лежит в его природном консерватизме, который являлся и, наверное, и сейчас является необходимым условием выживания. Любое действие человека, раз оно не привело в прошлом к гибели, уже имеет определенное преимущество перед другими, неопробированными действиями, уже дает некоторую гарантию выживания, и организм стремится повторить его и превратить в привычку. Поэтому консерватизм вполне природное явление, свойственное всем живым существам. Но у человека консерватизма должно быть в меру, иначе никакого развития не будет.

Очень верно заметил Г.К.Честертон: "Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет". И действительно, всем детям (пока родители, детский сад и школа не "заблокировали" им каналы творчества) свойственно постоянное творчество. Родители, которые понимают это и стараются, чтобы творчество было частью и их жизни, позволяют ребенку остаться творческой личностью и тогда, когда он вырастет.

Многие взрослые люди живут мечтами. Мечтательность, возможно, в какой-то степени и хорошее качество, но только в том случае, если мечтаем мы в меру (иначе мечты заслоняют реальность, и возникает множество проблем). А еще лучше, если человек с возрастом не утратил способность жить в стране Фантазии. В детстве мы все были жителями этой страны, но по мере взросления покидали ее. И только немногие взрослые могут хотя бы изредка в нее возвращаться. Не стоит думать, что время, проведенное в стране фантазии, пропадает зря, напротив, это не только великолепный отдых, но и колоссальный толчок к развитию (да и для здоровья весьма полезно). Так, что учитесь фантазировать вместе с детьми!

Ну и конечно, нам стоит поучиться у детей способности быть счастливыми. Русский философ Григорий Померанец писал: "Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и любит ее. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором - и проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам - простым, естественным, дарованным: небу, дереву, человеку".

И если мы, взрослые, способны откликаться этим 12 урокам любви, предлагаемым нашими маленькими учителями, значит мы готовы стать любящими родителями. Тогда наши отношения с детьми будут праздником естественной жизни и безусловной Любви!

Взаимоотношения с детьми, воспитание детей – процесс не простой, но увлекательный и интересный, особенно для людей, которые готовы учиться всю жизнь.

Восточная мудрость гласит:

«Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя»

Наши дети – это наши лучшие учителя. У некоторых людей вопрос о том, чему они учатся у своих детей, вызывает недоумение. Они считают, что у маленьких человечков нечему учиться, поскольку сами их учат и воспитывают. Однако для того, чтобы кого-то воспитывать, надо самому находиться в потоке познания Жизни.

А может все-таки наши дети способны нас чему-то научить? Давайте задумаемся!

Жить здесь и сейчас!

Большинство людей живет либо мечтами о будущем, либо воспоминаниями. Однако, что интересно, ни среди «вспоминателей», ни среди «мечтателей» вы не найдете людей, которые были бы полностью удовлетворены своей жизнью, были бы счастливы. Счастливы те люди, которые живут настоящим и это объясняет тот факт, почему почти все дети счастливы, даже если живут в тяжелых условиях. Дети живут по принципу:

«Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь.»

Дети помогают нам вспомнить о том, что можно любить не за что-то, а просто так. Ведь они любят родителей именно так, бескорыстно.

Многим людям, когда они сталкиваются с какой-то проблемой, не хватает психологической гибкости. Дети намного гибче воспринимают реальность .

Большинство взрослых закрыто для окружающих, в отличие от детей, которые открыты миру . Закрытость в той или иной степени необходима, но ПОСТОЯННО закрытый человек начинает негативно воспринимать окружающий мир и себя в нем. В ответ со стороны окружающих он получает соответствующее отношение.

Нередко приходится слышать, как человек говорит, что его ничем нельзя удивить. Однако то, что человек утратил способность удивляться вовсе не говорит о том, что он стал мудрецом. Дети могут нам помочь вернуть эту утраченную способность.

Взрослые часто ведут себя неестественно, что обусловлено различными установками, правилами, традициями, привычками. В отличие от взрослых дети в большинстве случаев естественны и непосредственны .

Еще один урок, который могут преподать нам дети – это способность к необусловленной радости . Ребенку не нужны какие-то особые поводы, он может быть радостным без особой причины.

Чем старше становится человек, тем больше, как правило, его «опутывают» различные условности, ограничения, стереотипы, которые подавляют способность видеть и воспринимать новое. В жизни маленького человека условности, шаблоны и стереотипы отсутствуют. Взаимоотношения с детьми, осознанное желание научиться у них чему-нибудь, может если не порвать «путы» условностей, то хотя бы значительно ослабить их воздействие.

Дети легко воспринимают новое. Консерватизм, некоторые опасения перед неопробованными действиями являются необходимыми условиями выживания. Однако консерватизма должно быть в меру, иначе человек остановится в своем развитии.

Всем детям присуще стремление к творчеству. И от родителей во многом зависит заблокируют ли они эти каналы творчества или поймут и поддержат ребенка, и тогда он будет творческой личностью и во взрослой жизни. Дети обладают способностью жить в стране Фантазии и по мере взросления покидают ее. Лишь немногие взрослые изредка в нее возвращаются. Фантазируйте вместе детьми! Это .

И конечно же, у детей нужно учиться способности быть счастливыми .

Русский философ Григорий Померанец писал:

«Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и любит ее. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором. Они проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам - простым, естественным, дарованным – небу, дереву, человеку».

Титова Юлия Сергеевна
Эссе «Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас»

Эссе .

Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас .

Э. Легуве

Воспитатель - это первый , после мамы, учитель, которого встречает ребенок на своем жизненном пути. Воспитатели - люди , которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Общение с детьми - каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя.Секрет их чистой любви прост : они открыты и простодушны.

Можно только удивляться, как много требуется для работы с детьми, которая для непосвященных кажется совсем простой. Многие считают, что главное в профессии воспитателя - любить детей . Я же думаю, любят своих детей родители , а для воспитателя важно понимать , поддерживать, знать их особенности. Поддержка дает ребенку свободу быть непохожим, искренним, освобождает его от распространенного человеческого страха

Мы, взрослые, в большинстве своем любим поговорить. Мы говорим детям, что им делать, мы говорим с их родителями. Мы говорим, говорим, говорим… Но что, если постараться побольше слушать?По собственному опыту знаю : тот, кто прислушивается к людям, достигает гораздо большего, чем тот, кто говорит им, что делать. Когда прислушиваемся к тому, что говорят дети, мы даем им возможность услышать самих себя. Так они лучше понимают свои чувства и вырабатывают решение, основанные на собственном опыте.

Работа воспитателя не ограничивается только занятиями с детьми, важно помочь родителям научиться реагировать более «профессионально» на поведение своих детей . Необходимо принимать своих детей всерьез . Дети – личности, которые имеют равные с нами права на любые чувства и желания. Нужно понимать их большие фантазии и мелкие выдумки, их мысли, чувства, желания, а также давать всем эмоциям соответствующий выход.В своей работе с детьми я руководствуюсь гуманистическими принципами : уважение к личности ребенка, признание его права на собственные желания, чувства, ошибки, внимание к его заботам. Главная цель воспитания – содействовать становлению ребенка как личности.

Время бежит очень стремительно и то что раньше казалось фантастикой, сейчас есть в каждом доме и ни у кого не вызывает удивления. Наша жизнь яркая, полная событий и неожиданных поворотов. Современный ребенок подвержен различным влияниям из внешнего мира. Он ещё не умеет разделять добро – зло. Миссия педагога, как раз заключается в том, чтобы, пропустив влияние внешнего мира через призму любви и добра, вырастить Человека. Именно от того, как он это будет делать, зависит многое.

Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна еще и потому, что он воспитывает молодёжь , формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры.

Значимость роли педагога в прогрессивном развитии общества определил и русский педагог К. Д.Ушинский : «Воспитатель , стоящий в уровень с современным ходом воспитания , чувствует себя живым, деятельным членом великого организма. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим …».

Говорят, что в воспитатели идут те , кто не наигрался в детстве. Не знаю, может это и правда, но сколько я себя помню, всегда хотела стать воспитателем . После окончания восьмого класса выбор профессии был очевиден.На уроке рисования задано была тема : «Кем ты хочешь стать в будущем» , я нарисовала рисунок «Я хочу стать воспитателем в ДОУ » . Училась в Оренбургском государственном педагогическом университете на дошкольном отделении. Время учёбы с удовольствием совмещала с работой в детском саду. Я очень люблю детей , вместе с ними играть, заниматься, творить, придумывать новые сказки, игры, развлечения. Сказать, что я люблю свою работу – значит ни чего не сказать. Я её обожаю, я живу ей, я дышу ей. Ни один день не бывает похожим на другой. Какое бы не было у тебя настроение или самочувствие, входя в группу, и начиная играть с детьми, обо всём забываешь.

Для маленького ребенка важно всёв детском саду : и уют в группе, и красота игрушек, взгляд, и слово воспитателя , и даже солнце, которое светит в окно ярче обычного. «Все дело обучения маленьких людей слагается из мелочей. Из всех мелочей незаметно закладывается фундамент, без которого все здание образования и шатко, и валко, и на сторону. Поэтому каждая мелочь, которая каким-либо образом касается ребенка, имеет определенный смысл» В. П. Шереметевский.

Миссия педагога – формировать целостное мышление воспитанника , разностороннее развитие. Синтез знания и умения – вот отличительное качество педагога.Оно определяет и другие умения педагога :

не навредить здоровью, психике, стремлению к самостоятельности, творчеству воспитанника ;

мотивировать целостное восприятие мира ребёнком , его познавательную активность;

Основные качества,которыми должен обладать педагог для выполнения возложенной на него миссии :

– любовь к детям;

– толерантность (терпимость) ;

– тактичность;

– профессионализм;

– внешняя привлекательность;

– справедливость.

Педагог должен подвести ребенка к осознанию того, что он сам - кузнец своего счастья. Для этого нужно любить и чувствовать детей , уметь с ними общаться. Педагог в моем понимании - это не столько тот, кто занимается с детей на занятиях , сколько тот, кто учит ребенка быть человеком. Успешное решение данных задач требует от педагога сформированной эмпатии, то есть способности видеть ситуацию глазами другого человека, уметь поставить себя на место своего воспитанника . В своей работе я стараюсь пропускать все чувства, переживания детей через себя . Воспитывая детей , я получаю право, осторожно, бережно входить в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой, творчеством, передавая ребятам знания и опыт, полученный когда-то от своих учителей.

Для достижения этого, на первый план выдвигается качество – педагогическое мастерство. Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей . Педагог – мастер своего дела, специалист высокой культуры, глубоко знающий свое дело, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания .

Как говорил Л. Н.Толстой : «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.» В этих словах и заключается смысл того, зачем ты ежедневно ходишь в детский сад к детям.

Когда видишь радостные лица детей , их доверчиво смотрящие на тебя глаза, их ручонки, которые тянутся крепко тебя обнять, когда их родители с благодарностью приходят рассказать о том, как помог им твой совет, появляются новые силы для продолжения своей такой, на первый взгляд, и незаметной, но такой важной миссии – миссии Педагога!

Все, что я делаю для детей – это во благо . Будущее детей всецело зависит от того, какие основы мы заложим в них в дошкольном возрасте. Ребенок с нашей помощью познает мир, учится видеть, слышать, чувствовать и понимать все, что его окружает.

Закончить свое эссе хочется словами мудрого французского писателя Легуве Э. : «Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас ».

Воспитание детей - задача не из простых. И вместе с этим, процесс интересный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На Востоке говорят: «Настоящий учитель - это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя». Что уж говорить о наших детях? Это наши лучшие учителя! Я часто спрашиваю на семинарах по воспитанию детей: «А чему вы учитесь у ваших детей?» Часто аудитория недоумевает: «А чему мы должны у них учиться? Мы их учим всему необходимому!» Я позволю себе не согласиться с этим. Мы не способны воспитывать кого-либо и тем более своих детей, если сами не находимся в потоке познания Жизни. Давайте задумаемся, чему же все-таки могут научить нас наши дети!

Дети учат нас способности жить настоящим (здесь-и-сейчас). У взрослых людей очень много времени проходит в мыслях о будущем и в воспоминаниях. Многие люди живут одними воспоминаниями. Многие - одними мечтами. И что интересно - ни среди "мечтателей", ни среди "вспоминателей" счастливых людей вы не обнаружите. Счастливы лишь те, кто живут настоящим. Дети же живут по принципу "есть только миг между прошлым и будущим - именно он называется жизнь", и во многом это объясняет то, почему практически все дети, какими бы тяжелыми не были условия их жизни, счастливы.

Они наши учителя в развитии способности к необусловленной любви. Дети любят родителей не за что-то, а потому что любят (по крайней мере, в младшем возрасте). Я рекомендую родителям самим посмотреть мультик «Просто так!» и учиться принципу бескорыстия у своих детей.

Также мы можем, наблюдая за своими детьми, учиться физической и психологической гибкости. Именно психологической гибкости не хватает многим людям, когда перед ними возникают сложные проблемы.

Маленький человек открыт миру, а потому и мир открыт ему. Большинство взрослых "запирают дверь" в свое сердце. В какой-то степени это необходимо, ибо, учитывая несовершенство людей, можно предположить, что в "открытое сердце" могут, извините, нагадить. Но постоянная закрытость приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. И отношение мира к человеку, который все время закрыт для него, соответствующее.

Дорогие взрослые, а вы давно удивлялись? Наши дети пришли, чтобы научить нас способности удивляться. К сожалению, часто приходится слышать, как многие взрослые с гордостью заявляют о том, что их уже ничем нельзя удивить. Чем тут гордиться - непонятно. Отсутствие способности удивляться у взрослого человека вовсе не говорит о том, что он стал очень мудрым. Напротив, мудрец удивляется каждый миг самым простым (в нашем понимании) вещам: травинке, листу, упавшему с дерева, солнечному лучу и т.п.

Вы наверняка обращали внимание на то, насколько естественны и просты дети. Поведение взрослого человека во многом неестественно. Оно обусловлено различными правилами, установками, привычками, законами, которые определяют нашу социальную жизнь и в большинстве своем не являются природными.

Еще один урок нам, взрослым, - это способность детей к необусловленной радости. Радость взрослого человека в подавляющем большинстве случаев связана с чем-либо: радость от встречи с другом, радость от вовремя выданной зарплаты, радость от хорошего урожая на огороде и т.п. Есть и другие радости. Морис Метерлинк в "Синей Птице" указывает на следующие Великие Радости: "Великая Радость - Быть Справедливым", "Радость Быть Добрым", "Радость Завершенного Труда". "Радость Мыслить", "Радость Понимать", "Радость Созерцать Прекрасное", "Великая Радость Любить" и др. Но все эти радости, и великие, и мелкие, лишь частички единой, настоящей радости - радости, обитающей внутри нас, для которой, собственного говоря, и причины особенно не нужны. Все наши мелкие или даже "великие" радости являются лишь поводом для проявления той настоящей радости, которая есть в каждом из нас. Чем больше таких поводов для ее проявления будет, чем чаще она будет проявляться, тем скорее мы сможем приблизиться к такому состоянию души, когда радость, беспричинная радость будет наполнять своим светом каждый прожитый нами день.

А замечали, что у детей отсутствуют условности и ограничения, стереотипы и шаблоны? Чем старше человек становится, тем больше его ум "опутывают" разнообразные условности и ограничения, а стереотипы "создают" своеобразную стену, из-за которой не видно новых путей. Общение с детьми, сознательное желание у них научиться чему-либо может помочь, если не разрушить эту стену и порвать путы, то хотя бы ослабить их воздействие.

Легкость в восприятии нового - еще один ценный урок, приготовленный нам нашими детьми. Объяснение того, почему человеку так трудно приспособиться к изменениям, лежит в его природном консерватизме, который являлся и, наверное, и сейчас является необходимым условием выживания. Любое действие человека, раз оно не привело в прошлом к гибели, уже имеет определенное преимущество перед другими, неопробированными действиями, уже дает некоторую гарантию выживания, и организм стремится повторить его и превратить в привычку. Поэтому консерватизм вполне природное явление, свойственное всем живым существам. Но у человека консерватизма должно быть в меру, иначе никакого развития не будет.

Очень верно заметил Г.К.Честертон: "Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет". И действительно, всем детям (пока родители, детский сад и школа не "заблокировали" им каналы творчества) свойственно постоянное творчество. Родители, которые понимают это и стараются, чтобы творчество было частью и их жизни, позволяют ребенку остаться творческой личностью и тогда, когда он вырастет.

Многие взрослые люди живут мечтами. Мечтательность, возможно, в какой-то степени и хорошее качество, но только в том случае, если мечтаем мы в меру (иначе мечты заслоняют реальность, и возникает множество проблем). А еще лучше, если человек с возрастом не утратил способность жить в стране Фантазии. В детстве мы все были жителями этой страны, но по мере взросления покидали ее. И только немногие взрослые могут хотя бы изредка в нее возвращаться. Не стоит думать, что время, проведенное в стране фантазии, пропадает зря, напротив, это не только великолепный отдых, но и колоссальный толчок к развитию (да и для здоровья весьма полезно). Так, что учитесь фантазировать вместе с детьми!

Ну и конечно, нам стоит поучиться у детей способности быть счастливыми. Русский философ Григорий Померанец писал: "Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и любит ее. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором - и проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам - простым, естественным, дарованным: небу, дереву, человеку".

И если мы, взрослые, способны откликаться этим 12 урокам любви, предлагаемым нашими маленькими учителями, значит мы готовы стать любящими родителями. Тогда наши отношения с детьми будут праздником естественной жизни и безусловной Любви!

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему у детей получается все легче и проще? Секрет в том, что они делают все интуитивно. Самые обычные вещи вызывают у них интерес, и они всегда готовы к познанию нового. Когда человек взрослеет, он становится более прагматичным. Постоянные страхи и ожидания чего-то плохого делают нас нерешительными. Но с появлением ребенка в семье мы снова можем посмотреть на мир другими глазами, вспомнить свое безмятежное детство и то, насколько интересен и удивителен окружающий мир. Воспитывая детей, мы и сами у них многому можем научиться. Вот только несколько вещей, которые стоит у них перенять.

1. Ребенок учит по-новому смотреть на обыденные вещи

Детям все ново и интересно, и рядом с ними у вас есть возможность пересмотреть свое отношение уже к привычным вещам. Например, задуматься, почему в сыре дырки;

2. Ребенок учит обращать внимание на мелочи

Малыши просто заваливают своих родителей всевозможными вопросами: «кто это», «что это», «зачем», «почему» и т.д. Невольно начинаешь обращать внимание на мелочи, которые до этого не имели никакого значения;

3. Ребенок учит смотреть по сторонам и в небо

Детишки, как юла. Их интересует все и всегда: листики, дома, трава, веточки, небо и др. Рассматривая все это вместе с ними, заново открываешь для себя красоту и необычность окружающего мира;

4. Ребенок учит быть целеустремленным и упорным

На интуитивном уровне у наших малышей есть цели: сидеть, ползать, ходить, говорить и т.д. Они неоднократно падают и поднимаются, продолжая свой путь. Берите пример с них, не останавливайтесь после первой неудачи;

5. Ребенок учит радоваться

Не стоит нагружать себя плохими мыслями. Посмотрите на своего ребенка. Он рад и счастлив даже маленьким успехам и достижениям. Берите с него пример;

6. Ребенок учит закреплять успех

Вы наверно замечали, что дети, когда осваивают новый навык, начинают его бесконечное количество раз повторять. Так почему же нам не перенять эту способность? Не стоит останавливаться на достигнутом. Закрепите полученное умение и продолжайте его совершенствовать;

7. Ребенок учит усердно тренироваться

Дети, чтобы у них что-то получилось, уделяют определенному занятию бесконечно много времени. Это «вечные двигатели», неутомимые прыгатели» и т.д. Почему же мы думаем, что десятиминутные зарядки позволят иметь идеальную фигуру? Чтобы достичь желаемого результата, необходимо усердно тренироваться;

8. Ребенок учит не бояться просить о помощи

Взрослые весьма часто, в силу различных причин, не могут или не хотят просить помощи. Посмотрите на своих малышей. Когда они испытывают дискомфорт, непременно зовут вас на помощь. Они отвлекают вас от важного дела всего на 1-2 минуты, после чего снова счастливы и довольны жизнью;

9. Ребенок учит жить спонтанно

Малыши еще просто не умеют планировать ход событий и мыслить рационально. Они живут здесь и сейчас и принимают решения для совершения каких-либо поступков в тот момент, когда возникает необходимость;

10. Ребенок учит смеяться над неудачами

Обратите внимание, что маленькие создания никогда не огорчаются, даже если что-то получилось неправильно. Нам, взрослым, непременно стоит перенять этот навык. Не стоит огорчаться и расстраиваться. Улыбнитесь, возьмите себя в руки и продолжайте;

11. Ребенок учит быть открытым всему новому

Дети с радостью познают все новое, в отличии от старшего поколения, которое обросло рядом привычек и прячется за ними. Выгляните из этой раковины и попробуйте открыться чему-то новому;

12. Ребенок учит не бояться ошибаться

Посмотрите на свое продолжение. Ваши дети не боятся ошибиться. Ведь это - тоже результат, пусть и не такой хороший, как хотелось;

13. Ребенок учит пользоваться воображением

Не стоит забывать, что все великие изобретения и открытия были сделаны людьми, которые смогли сохранить в душе такие детские черты как любопытство и воображение;

14. Ребенок учит импровизировать

Давайте не будем забывать, что дети не умеют планировать, и поэтому все их действия – импровизация. Наглядным примером взрослого человека с таким качеством является Наполеон. Для этого верховного главнокомандующего главным было ввязаться в битву, а потом принимать решение, как необходимо действовать;

15. Ребенок учит задавать вопросы

Малышам все интересно. Эти маленькие «почемучки» задают немысленное множество вопросов взрослым, благодаря чему узнают много нового и интересного.

16. Ребенок учит плакать и смеяться

Любимое занятие младшего поколения. Открытое проявление всевозможных эмоций помогает снять напряжение. Вам обязательно стоит поучиться у своего ребенка устраивать себе эмоциональную разгрузку;

17. Ребенок учитпроявлять любознательность

Ученными уже доказано, что за первые 5 лет своей жизни мы получаем значительную часть полезной информации. Все потому, что в юном возрасте все интересно. Взрослые забывают об этом и проявляют интерес только к тому, что им кажется важным. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите, сколько еще непознанного и интересного;

18. Ребенок учит быть честными

Взрослые весьма часто не говорят всей правды или вообще врут. Данная тенденция порождает много проблем и неприятностей. Посмотрите на своих детей. Они воспринимают все буквально: хорошо-плохо, белое-черное, правда-ложь, - что позволяет им открыто отстаивать свою позицию;

19. Ребенок учит быть отзывчивыми

Еще с детского возраста мы учим детей, что нужно безвозмездно помогать. Однако сами, повзрослев, забываем об этом. Для взрослого более важно получить материальную выгоду, чем моральное удовлетворение;

20. Ребенок учит беречь дружбу

Все знаю выражение: «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Дети этому совету следуют интуитивно. Так давайте брать с них пример;

21. Ребенок учит позитивно смотреть на мир

Дети – цветы жизни, дети – солнышки, наполняющие нашу жизнь светом и радостью. Берите с них пример, учитесь удивляться мелочам, быть позитивными находить удивительное в привычном. Улыбайтесь просто так, любите жизнь и каждый день встречайте с благодарностью;

22. Ребенок учит любить просто так

Невозможно заслужить хорошее отношение ребенка к себе при помощи материальных благ. Если они кого-то любят, не могут долго на этого человека обижаться, постоянно скучают и хотят быть рядом только с ним. Нам, взрослым, стоит поучиться этому качеству и больше доверять своим чувствам, а не рациональному мышлению;

23. Ребенок учит радоваться мелочам

Вы замечали, что вашему ребенку приносит радость? Новая игрушка, прогулка, объятия, поцелуи и т.д. А чему радуетесь вы? Может, пора вспомнить свое детство и заново научиться радоваться хорошему дню и улыбке родного человека?;

24. Ребёнок учит ответственности

Теперь вы мама и несете ответственность за жизнь маленького человечка. Именно от вас зависит, как будет складываться его жизнь, и каким человеком он станет. Все ваши поступки и решения теперь связаны нетолько с ответственностью за себя, но и за судьбу маленького чада;

25. Ребенок учит аккуратности

Дети вездесущи. Они обладают удивительной способностью оказываться в самых неожиданных местах. Поэтому вам придётся следить за чистотой и порядком;

26. Ребенок учит не зацикливаться на возрасте

Эти маленькие создания делают абсолютно все, что им заблагорассудится, не обращая никакого внимания на свой возраст, ведь у них еще вся жизнь впереди. Так у вас тоже жизнь еще не закончилась. Берите пример с подрастающего поколения, ведь слова «уже прошло время» - отговорка, которой вы прикрываете свои страхи и нерешительность;

27. Ребенок учит верить в свою мечту

Дети верят не только в существование деда Мороза, но и в то, что все мечты сбываются. Если они что-то придумали, усердно пытаются, в силу своих возможностей, приблизить момент ее воплощения. У взрослого человека, конечно масса прочих забот, но это не значит, что ваша мечта должна остаться только мечтой;

28. Ребенок учит быть открытыми

Ребенок всегда открыто и откровенно говорит о своих чувствах и желаниях. Если им больно – плачут, весело – смеются и т.д. Социум обязывает взрослого человека вести себя в соответствии с какими-то правилами, которые подавляют эмоции. Однако не стоит забывать, что этот аспект провоцирует возникновение большинства заболеваний;

29. Ребенок учит быть вежливым и внимательным

Если вы хотите, чтобы малыш был внимательным и вежливым, необходимо начинать с себя. Помните, что дети берут пример с родителей;

30. Ребенок учит делать то, что приносит радость

Понаблюдайте за своим малышом, и вы заметите: чем бы он ни занимался, это продолжается до тех пор, пока приносит радость. Попробуйте сделать также, и вы удивитесь результатам.

Воспитание – двусторонний процесс, поэтому не стесняйтесь перенимать от своего чада самое лучшее. Это наполнит вашу жизнь яркими красками и приятными эмоциями. И если честность, храбрость, отзывчивость и прочие качества - не самые сильные стороны вашей личности, стоит этому поучиться у ребенка?