Физ развитие ребенка по месяцам. Календарь развития ребенка. Развитие зрения у новорожденного

Малыш появился на свет и с первых дней удивляет и радует своих родителей. Мама и папа с нетерпением вглядываются в кроху - что нового он теперь может, какие изменения в нем произошли. Меняются детки первого года жизни довольно стремительно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что родителей интересует, своевременно ли развивается малыш, не отстает ли он от ровесников, вписывается ли его развитие (физическое и эмоциональное) в общепринятые нормы. Об этом написано множество книг и статей. О развитии малышей по месяцам много и подробно рассказывает авторитетный детский доктор Евгений Комаровский.


Новорожденный

Новорожденным ваш кроха считается с момента появления на свет до достижения им возраста 28 недель. Четыре календарных недели - именно такой срок отвела природа на формирование основных навыков. В этот период у маленького человека совершенствуются органы чувств, с помощью которых он будет изучать окружающий мир. Видит он пока только размытые пятна разной яркости, фокусировать зрение новорожденный научится позже. Слух при рождении несколько снижен, но уже на 3-4 день малыш начинает слышать мир точно также, как это делают взрослые. Он хорошо различает вкусы (горькое, сладкое, кислое), осязание довольно развито, поэтому тактильный контакт является очень важным элементом познания мира в первые недели самостоятельной жизни.

Режим дня новорожденного в первый месяц играет большую роль для дальнейшего развития. От того, как родители организуют питание, купание, прогулки и сон, зависит, насколько здоровым и крепким будет расти карапуз. Грудничок олько кажется крошечным и беспомощным. Его умения обусловлены самой природой, и он может не так уж и мало, как думают родители. Новорожденный до 1 месяца демонстрирует рефлексы, которые свойственны только ему, по мере взросления они исчезают за ненадобностью. Оценить основные рефлексы родители вполне могут самостоятельно:


Хватательный рефлекс. Поднесите свой указательный палец близко к ладошке малыша, он обязательно очень крепко ухватится за него.

Рефлекс объятий. Положите кроху на твердую поверхность (например, на столик для пеленания), резко стукните ладонью по поверхности стола. Громкий звук и вибрация вызовут у малыша движения, сходные с движениями взрослого при объятиях - сначала малыш прогнется назад и широко раскинет ручки, а потом он вернет их в положение у грудной клетки.

Ползательный рефлекс. Из положения лежа на животе малыш будет рефлекторно совершать движения, которые используются при ползании.

Шаговый рефлекс. Возьмите малыша под мышки и держите вертикально. Если слегка опереть его ножками на твердую поверхность, он оттолкнется ими, спружинит. Если при этом слегка наклонить тело ребенка вперед, он совершит несколько «шажков» ногами.


Рост и вес

За первый месяц жизни среднестатистический ребенок, будь то мальчик или девочка, прибавляет в среднем от 450 до 700 граммов в весе и 1,5-2 сантиметра в росте. Эти параметры очень индивидуальны, по словам Комаровского, а потому не стоит сравнивать своего ребенка с другими только по этим критериям.

В первый месяц особое внимание родителям следует уделить формированию рефлексов крохи, установлению четкого режима дня. Уход за новорожденным должен строиться по принципам создания оптимальных условий для развития его иммунитета (купание в прохладной воде по методу Комаровского, прогулки, температура воздуха не более 20 градусов в комнате, влажность воздуха в помещении в пределах 50-70%).



1 месяц

Период новорожденности завершен. У крохи несколько снижается тонус мышцы, движения ручками и ножками становятся менее скованными, но более хаотичными. Пупочная ранка зажила. Спит ребенок по-прежнему много - от 17 до 20 часов в сутки. В этом возрасте среднестатистический ребенок должен уметь непродолжительное время удерживать головку в положении лежа на животе. Его зрение совершенствуется, карапуз уже может на несколько секунд фиксировать взгляд на неподвижном крупном и ярком предмете.

Развивается эмоциональная сфера - малыш уже узнает маму, правда, пока не зрительно, а по запаху, прикосновениям и голосу. Но он уже умеет радоваться ей, прогибая при этом спинку и раскидывая ручки (рефлекс объятий). Кроха делает первые попытки имитировать звуки.

Рост и вес

Девочки (родившиеся с весом более 3 килограммов) в 1 месяц весят в среднем 4150-4400 гр, их рост 53-55 см. Мальчики весят 4400-4900 гр, их рост составляет от 54-56 см.

В этом возрасте полезно не только купание в прохладной воде, но и занятия плаваньем. Евгений Комаровский советует перевести ребенка в большую ванну. Если родители бояться отпускать месячного малыша в плаванье с небольшой поддержкой, можно купить специальный круг для купания. Он удобно фиксирует шею и дает ребенку возможность плавать, совершать перевороты в воде.



2 месяца

Во внешности ребенка произошли разительные перемены: он больше не напоминает инопланетное существо, его личико обрело милые черты, в целом малыш стал гораздо спокойнее, его движения уже не такие резкие и хаотичные. Спит кроха около 19 часов в сутки. Сон становится более крепким. Малыш умеет фокусировать взгляд не только на неподвижных предметах, но и на перемещающейся по квартире маме.

При выкладывании на животик кроха удерживает головку около 15-20 секунд. Если положить его на бок, он самостоятельно переворачивается на спинку. Многие малыши в 2 месяца начинают осознанно улыбаться во весь рот людям, которых они хорошо знают (маме, папе). Карапуз забавно гулит, распевая гласные. Он научился определять, откуда идет звук и поворачивать головку в этом направлении.

Рост и вес

Двухмесячный малыш в среднем прибавляет за месяц около 800 граммов в весе и около 2 сантиметров в росте.

Внимательно следить за развитием навыков в этом возрасте. Если двухмесячный кроха вообще не пытается поднимать головку и удерживать ее, не реагирует на звуки, не проявляет реакции в ответ на ласковые слова мамы, это повод для обследования у врачей-специалистов (педиатр, невролог, лор).



О том, стоит ли водить малыша на плаванье в бассейне, смотрите в передаче доктора Комаровского.

3 месяца

Трехмесячный карапуз - уже настоящий красавец, за счет роста жировой подкожной клетчатки, его тело становится более пухлым, появляются ямочки на щечках (не у всех). Малыш уже с большой долей вероятности научился переворачиваться со спинки на животик и опираться на предплечья, лежа на животе, он поднимается всем телом, опираясь на ручки. Ребенок тянется к предметам, которые ему интересны, а если их удается схватить, сразу тянет в рот.

Он различает все основные цвета, ему нравятся разные на ощупь игрушки и кусочки ткани, поскольку совершенствуется тактильное восприятие.

Рост и вес

Средняя прибавка в весе за месяц – около 800 граммов, в росте - 2,5-3 сантиметра.

Развивающие игры уже будут восприниматься ребенком именно как игры, то есть ему становится интересен сам процесс игры, а потому самое время поэкспериментировать с погремушками , трещотками и пищалками.

Гимнастика для физического развития должна быть ежедневной и обязательной, к ней можно добавить массаж, направленный на укрепление мышц спинки, шеи, живота.




4 месяца

Безусловные рефлексы угасают, некоторые уже исчезли полностью, например, рефлекс Моро, который в народе называют рефлексом объятий. Мышцы ручек уже не в тонусе, но ножки могут еще оставаться в напряжении, и это не должно пугать родителей. Быстрыми темпами развивается пищеварительная система, благодаря чему у многих деток в этом возрасте пропадает такое неприятное и мучительное физиологическое явление, как младенческие колики .

Малыш уже остро нуждается в эмоциональном общении, он активно гулит, к гласным звукам добавляются глухие согласные, он охотно осознанно улыбается, некоторые даже начинают смеяться, ребенок с интересом прислушивается к музыке.

Спит кроха около 15 часов в сутки, периоды бодрствования уже могут составлять около 2 часов, и это время нужно обязательно использовать по максимуму - дважды в день делать малышу массаж, не менее двух раз в день гулять с ним, проводить развивающие занятия.

Вес и рост

На четвертом месяце самостоятельной жизни малыш должен прибавлять в весе примерно 700 граммов, в росте около 2,5 сантиметров.

Нужно чаще подстригать ногти малышу во избежание травм, ведь у четырехмесячных крох ногти и волосы начинают расти невиданными темпами.

Кроме того, родителям следует чаще поощрять индивидуальность крохи, по словам Комаровского, в этом возрасте он уже прекрасно выделяет себя из окружения и начинает осознавать себя как личность.

5 месяцев

На первое место выходит эмоциональное общение. Ребенок очень выразительно лепечет, гулит, распевает. Смех и улыбка уже на 100% осознанны. Некоторые дети (впрочем, далеко не все) к концу пятого месяца могут сидеть при поддержке спины. Почти все малыши в этом возрасте осваивают новый интересный вид досуга - лежа на спине они подтягивают ножки вверх и без затруднений берут пятку в рот.

Кроха отлично распознает лица, уже делит людей на знакомых и незнакомых, с удовольствием разглядывает себя в зеркале, проявляет сильное осознанное беспокойство, когда мама ненадолго покидает дом. Координаций движений уже почти идеальна - малыш, не отрывая взгляда от предмета, может дотянуть до него рукой, схватить и сразу отправить в рот. Теперь малыш уже может 5-15 минут играть самостоятельно.

Рост и вес

Понять, все ли в порядке с этими показателями поможет простой способ: вес крохи рождении следует умножить на 2. Получится средний вес в пять месяцев. Прибавка за пятый месяц составляет около 700 гр. В росте малыш прибавляет 3 сантиметра.

Основаниями для введения первого прикорма могут быть очень веские причины, так как нехватка грудного молока, малая прибавка в весе (ее должен констатировать педиатр, а не заботливая бабушка), частые проблемы с животом и обильные срыгивания.



6 месяцев

Мышцы развиваются стремительными темпами, поэтому многие дети в полгода могут сидеть уже без поддержки, некоторые начинают предпринимать первые попытки ползать . Ребенок вообще становится невероятно подвижным, за ним нужен глаз да глаз. Увеличивается выделение слюны, и у многих малышей вылезают первые зубки (обычно это нижние резцы).

Координация движений совершенствуется, теперь малыш не просто тянется к интересной игрушке и хватает ее, но может довольно легко поднять выпавший из рук предмет. Карапуз семимильными шагами продвигается в умственном развитии, он уже прекрасно строит причинно-следственные связи: если погремушку встряхнуть, она загремит, если бросить - она упадет, если закричать - придет мама, если закричать громко - мама прибежит, а с ней и папа с бабушкой.

Ребенок реагирует на собственное имя, улыбается в ответ, он внимательно слушает речь, и при знакомых словах заметно оживляется, всплескивает ручками и ножками. Разные звуки кроха пробует увязать в слоги. Пока особого смысла в них нет, он просто пробует издавать новые звуковые эффекты, и процесс доставляет ребенку настоящее удовольствие. Если ребенка прикармливают с ложки, шестимесячный кроха прекрасно понимает, что нужно широко открывать рот в ходе кормления.

Рост и вес

За шестой месяце кроха в среднем набирает в весе более 600 граммов и подрастает на 2 сантиметра.

Если ребенок не сел в полгода, родителям не надо заставлять его садиться насильно. Комаровский призывает в этом случае всячески поощрять ползание. Есть дети, которые ползать учатся раньше, чем сидеть, и никаких отклонений в этом нет.



О том, что стоит учесть при ползании малыша, смотрите в передаче.

7 месяцев

Малыш меняется каждый день. Он уже не похож на беспомощное существо, большинство крох в этом возрасте прекрасно сидят, многие ползают, некоторые пытаются встать, держась за опору. Интересно то, что правое полушарие головного мозга развивается более быстрыми темпами, а потому чаще ребенок будет пользоваться левой рукой, но это вовсе не означает, что он левша. Зрение малыша развито на высоком уровне, он не только следит за движущимися предметами, но и способен различать их на разной дистанции.

Кроха активно познает мир, и делает он это через предметы - трясет, переворачивает их, пробует на зуб, на вкус, кидает и перемещает. Семимесячный малыш хорошо ест с ложки, уже осваивает кружку, сам придерживает бутылочку с питьем.

Вес и рост

За седьмой месяц рост ребенка увеличивается на 2 сантиметра, вес в среднем на 600 граммов.

Особое внимание следует обратить на развитие речи в этом возрасте. Малыш уже в состоянии не просто складывать звуки в слоги, но и употреблять определенные слоги в конкретных ситуациях.

На прогулке, во время игры желательно отчетливо называть ребенку все, что он видит, проговаривать названия по слогам. Так он быстрее сможет называть вещи своими именами. Прикорм вводить - согласно графику. В ночном кормлении ребенок этого возраста уже не нуждается.



8 месяцев

Из положения лежа малыш может присаживаться и ложиться обратно. Переворачиваться в этом возрасте карапузы вообще могут в самых разных направлениях. Некоторые малыши уже умеют играть в «ладушки», и почти все научились брать маленькие предметы пальцами (развивается мелкая моторика). С особым восторгом дети в 8 месяцев узнают себя в зеркале и на фотографиях. Они уже научились снимать носочки с ног.

Малыши этого возраста начинают бояться громких звуков, а потому могут плакать, если включают пылесос или блендер. Малыш понимает похвалу. Он стремится к социализации, оживленно реагируя на других детей, пытается установить с ними контакт.

Рост и вес

Темпы роста несколько замедляются. За восьмой месяц малыш набирает в среднем 500 граммов, а его рост увеличивается на 1,5 сантиметра.

Если зубов у восьмимесячного малыша еще нет, паниковать не стоит, всему свое время. В этом возрасте вообще разрыв в развитии разных детей увеличивается. Одни уже умеют стоять при поддержке, другие только пытаются садиться.

Если ребенок здоров, хорошо прибавляет в весе, Комаровский советует не сравнивать его развитие со статистическими нормами, а учитывать его индивидуальность.



9 месяцев

Ребенок уже уверенно ползает. И не имеет большого значения, каким именно способом он это делает - на четвереньках или по-пластунски, оба варианта - норма. Малыш умеет сидеть, и у некоторых вполне хорошо получается стоять в манеже, держась за бортики. В игре карапуз уже высказывает свои предпочтения - выбирает определенную игрушку, а не ту, которая под руку подвернулась, пытается пользоваться двумя игрушками, стуча их друг о друга и выискивая им другие применения.

Можно обучить малыша названиям частей тела. Он с удовольствием будет показывать их пальчиком. В этом возрасте дети очень любят наблюдать за старшими, пытаются копировать их действия.

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Ребенок от рождения до года, очень сильно зависит от мамы. Ему необходима мамина забота, тепло и улыбки.

В спокойной, доброжелательной обстановке ребенок хорошо растет и развивается, радуя тем самым своих родителей.

Чтобы малыш хорошо развивался и узнавал много нового, ему нужно помогать. Такой помощью может быть простое общение и физический контакт с мамой. А так же массаж, гимнастика, прогулки, развивающие игры и позитивный настрой.

В первый год ребенок проходит интенсивную фазу физического и умственного развития. И родители не всегда понимают, отстает ли их ребенок или опережает других детей. Для этих целей, ниже представлен календарь развития ребенка до года по месяцам.

Только имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и некоторые навыки он может осваивать немного раньше или позже положенных норм. А некоторые шаги в развитии может пропустить, без вреда для себя.

2 месяца

2 месяца

  • Издает звуки, например «Аааа», «Ауу», «Агг», «Агу».
  • На короткое время поднимает голову лежа на животе.
  • Лучше сосредотачивает взгляд на предмете.
  • Ищет источник звука глазами и поворачивает в его сторону голову.
  • Заметно оживляется когда с ним общаются взрослые.

3 месяца

3 месяца

  • Гулит и смеется при общении со взрослыми. Легко определяет источник звука.
  • Привлекает к себе внимание.
  • Из положения лежа на спине, поворачивается на бок.
  • Длительное время удерживает голову из положения «на животе» и «столбик» и даже поворачивает ее.
  • Перебирает ножками из положения «стоя» и отталкивается от опоры, когда родители держат его подмышки.
  • Пытается хватать предложенную игрушку и ему это удается.

4 месяца

4 месяца

  • Переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Любит находиться в мамином обществе.
  • В ответ на улыбку, улыбается и смеется
  • В хорошем настроении визжит от восторга.
  • Появляются первые слоги.
  • Держит, трясет и пытается затащить в рот игрушку
  • Уверенно держит голову лежа на животе, поднимаясь при этом на локти.
  • Лежа на спине приподнимает верхнюю часть туловища с головой.
  • В вертикальном положении держит голову уверенно. При этом, может вертеть ей в разные стороны.
  • Может передвигаться по кроватки по пластунски.

5 месяцев

5 месяцев

  • Пытается сесть, когда его немного тянешь за ручки.
  • Сосет свои пальцы рук и ног.
  • Уверенней управляется с игрушкой и тянет ее в рот.
  • Хватает предметы находящиеся в его доступности.
  • Отстаивает свою игрушку, если кто-то пытается забрать.
  • Наклоняется в сторону упавшего предмета.
  • Любит находиться у мамы на руках.
  • Присматривается к незнакомым людям и месту.

6 месяцев

6 месяцев

  • Передвигается в пространстве на животе
  • Доползает до игрушки находящейся не далеко, и хватает ее вытянутой рукой.
  • Садиться и сидит некоторое время самостоятельно
  • Любит стоять и ходить с опорой, подмышками
  • Успокаивается при кормлении грудью.
  • Внимательно слушает речь других людей.
  • Откликается на имя.
  • Издает много разных звуков.
  • Настроение ребенка может часто меняться.
  • Начинает получать прикорм.

7 месяцев

7 месяцев

  • Более уверенно садится сам. И с удовольствием находится в таком положении.
  • Стоит на четвереньках, раскачивается взад-перед и даже немного ползает.
  • Любит ходить держась за руки взрослого.
  • Запас звуков и слогов расширяется.
  • Любит купаться.

8 месяцев

8 месяцев

  • Хорошо зазвита моторика рук. Перекладывает предметы из рук в руки, из емкость в емкость.
  • Уверенно ползает на четвереньках. При этом может держать игрушку в одной руке.
  • Любит играть сидя.
  • Встает держась за опору.
  • Очень привязан к родителям.

9 месяцев

9 месяцев

  • Активно ползает, сидит и передвигается стоя держась за опору.
  • Говорит «ма-ма» и «ба-ба» со смыслом.
  • Листает страницы в книжке.
  • Интересуется всем вокруг. До всего хочет дотянуться и потрогать.
  • Повторяет действия.
  • Выполняет простые поручения.

С девяти месяцев некоторые начинают ходить. Но бывает, первые шаги ребенок совершает и гораздо позже . Также дети уже залазят на невысокие кресла и диваны и спускаются обратно, этот процесс доставляет им особое удовольствие. Развитие речи в этом возрасте наиболее активно, малыш соединяет слоги, неосознанно конечно, но очень уверенно, кричит «МА-МА-МА», «БА-БА-БА» и другие. Узнать больше о

Беременность позади, и вот ваш кроха уже у вас на руках - такой милый и беззащитный. Вы, конечно, безмерно рады этому, но, кроме счастья, которое разгорается у вас внутри, вы ощущаете смутную тревогу и беспокойство, а все ли в порядке с ребенком? Да, он выглядит прекрасно, активно сосет грудь, да и родился здоровеньким, но вдруг что-то пойдет не так, а вы этого не заметите? Вдруг вы что-то упустите, и здоровье малыша подорвется?

Действительно, обнаружить какую-то возникшую проблему, о которой мама и папа не всегда догадываются, сможет только врач-педиатр, поэтому родителей обязуют ходить к нему на прием каждый месяц - взвешиваться, измеряться, проверять рефлексы и т. д.

Однако это не означает, что после похода в поликлинику родителям не нужно следить за развитием новорожденного и пустить все на самотек. Теперь их задача - отслеживать развитие ребенка до года по мере сил и возможностей, фиксировать положительные изменения и отклонения от усредненных показаний (отклонения должны быть внушительные!). В случае, если вы заметили что-то странное в поведении или внешнем виде малютки, незамедлительно обращайтесь к педиатру. Так вы сможете профилактировать и предотвращать различные проблемы.

А пока в помощь мамочкам и папочкам календарь развития ребенка по месяцам.

Календарь поможет вам следить за особенностями развития ребенка, он даст вам ориентир, на каких этапах вы находитесь, чего ждать от них, как реагировать.

1 месяц

Средние показатели физиологического развития ребенка

Физическое развитие можно оценить по 4 параметрам:

  • окружность груди.

За всеми этими характеристиками будет тщательно следить педиатр. . Но и родителям не мешает знать примерные показатели. Чтобы каждый раз не возвращаться к этому пункту, мы решили представить вашему вниманию две таблицы, где отражены важные параметры малышей с рождения до года.


Таблица объема головы и грудной клетки. С ее помощью также можно отслеживать прибавку в росте и весе


Таблица роста и веса с рождения до года

Помните: эти показатели усредненные! Все малыши очень разные, и развитие ребенка до года происходит в индивидуальном режиме. Главное, чтобы эти показатели менялись плавно, без резких скачков.

Мышцы и тонус

Мышечный тонус ребенка повышен. Ручки у новорожденного согнуты в локтях, ножки - в коленках, кулачки сжаты. В медицине это называется «гипертония сгибателей» или гипертонус . Это нормальное состояние для ребенка от 0 до 3 месяцев. Если вы попытаетесь разогнуть его ручки и ножки, то они будут сопротивляться. Педиатры и детские массажисты не рекомендуют насильно разгибать конечности новорожденного, так как это может вызвать еще большее повышение мышечного тонуса.

Николай Никонов (врач-миолог, остеопат, профессиональный массажист, главный врач клиники «Эмендо») рассказывает:

«Работа мышц ребенка контролируется головным мозгом, и именно головной мозг дает команду мышцам детеныша находиться в напряженном состоянии. Но как только мозг малыша разовьется, то именно он даст команду мышцам расслабиться. Гипертонус пройдет, и это произойдет к 3 месяцам жизни крохи».

Никонов учит, что когда мы трогаем ручки малыша или любую другую часть тела, то мы в первую очередь воздействуем на головной мозг, посылая ему импульсы. То есть идет развитие не ножек или ручек, а головного мозга. Именно он, в свою очередь, управляет конечностями маленького человечка. И чем больше мы развили мозг, тем лучше будет двигаться ребенок.

Рефлексы

У месячного ребенка обычно проверяют врожденные (безусловные) рефлексы , которые указывают на то, что развитие новорожденного правильное. Рефлексы должны быть симметричны, малыш должен выражать их одинаково, в обе стороны: например, при проверке рефлекса ползания его ножки, отталкиваясь от ладони взрослого, должны двигаться активно, правая и левая действовать одинаково. Рефлекс автоматической ходьбы тоже предполагает одинаковое, симметричное перебирание ножками.

Что умеет

  • Отличие месячного малыша от только что родившегося в том, что он уже умеет фиксировать взгляд на лице взрослого и ярких предметах ().
  • Он умеет сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете.
  • У него появляется первая улыбка на обращенную к нему речь взрослого.
  • Если малыша перевернуть на животик, он будет пытаться вставать и держать головку .

Развиваем ребенка

Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему, что вы делаете («Сейчас я пойду тебя кормить»), гладьте его, выкладывайте почаще на животик. В его маленькие ручки можно вкладывать различные по фактуре игрушки .

Возможные проблемы

  • Пупочная ранка: необходимо обрабатывать пупочную ранку перекисью или зеленкой.
  • Срыгивание : чтобы минимизировать отрыжку, после кормления держите малыша столбиком некоторое время, пока не отойдет воздух.
  • Икота - частое явление у новорожденных.
  • Колики - боли в кишечнике, от которых новорожденный нервничает и плачет.

Общение

Новорожденному очень важно постоянно находиться со своей мамой, чувствовать ее запах и прикосновения, слышать ее голос. Так малютка чувствует себя в безопасности.

Не бойтесь брать малыша на ручки. . Большинство педиатров не согласны с мнением, что это может разбаловать детёныша. Он еще слишком мал для этого. Наоборот, это рождает в его маленькой головке уверенность, что он нужен и любим. Ему, как никогда, нужен тактильный контакт, поэтому в этом возрасте актуален массаж и гимнастика .

2 месяц

Период новорожденности закончился, и начинается период грудного возраста, который продлится до 1 года. В этот период вам уже легче, вы лучше понимаете своего малыша, вас теперь не пугает каждый звук, который он издает, вы более спокойно осуществляете уход за ним.

Сон

Малыш по-прежнему долго спит - до 18 часов в сутки. Его сон может быть беспокойным, кроха возится и просыпается без причин. Малютка легко засыпает у мамы на руках, но когда она делает попытку переложить его в кроватку, он сразу просыпается. Поэтому рекомендуется укачивать его сразу в кроватке или перекладывать его тогда, когда он только задремал.

Во сне малыш уже не так сильно и часто вздрагивает, как месяц назад. Его можно не пеленать или слегка припеленовывать.

Что умеет

  • Малыш научился держать головку несколько секунд.
  • Он делает попытки протягивать ручки к игрушкам.
  • Если игрушку вложить ему в ручку, он способен ее удерживать некоторое время, трясти.
  • Он фокусирует взгляд на близком предмете, расположенном не дальше метра, и, если этот предмет уводить в сторону, он должен уметь проследить за ним глазками.
  • Малыш начинает гулить - произносить свои первые звуки.
  • У 2 месячного ребенка появляется мимика и эмоции.
  • У ребенка улучшает слух (новорожденные детки почти глухие из-за скопления в среднем ухе амниотической жидкости). Если взять звуковой предмет и погреметь им у головы грудничка, так, чтобы он не видел, то он будет поворачивать головку в сторону звука.
  • У малыша начинают работать слюнные железы, что облегчает ему процесс сосания.
  • Гипертонус начинает ослабевать.

Развиваем ребенка

Первоочередная задача в этот период - развивать его зрение, слух, двигательную активность.

  • Для зрения подойдет игрушка с яркими цветами, но не слишком пестрая и многоцветная. Пусть она будет одного цвета, а на ней нарисован объект другого цвета (лучше улыбающаяся рожица). Водите игрушку по горизонтали и вертикали перед глазами малыша - пусть он следит за ней. Над кроваткой можно подвесить мобиль. .
  • Для слуха нам понадобится погремушка или колокольчик, которым нужно звенеть вне поля зрения грудничка. Также полезно включать крохе разные мелодии.
  • Для двигательной активности можно порекомендовать фитбол. В 2 месяца ребенка можно выкладывать животиком на него и катать взад-вперед. Это развивает мышцы живота, помогает профилактировать колики и т. д.

Возможные проблемы

  • Колики.
  • Гнойные выделения на глазах малыша - конъюнктивит .
  • Молочница ротовой полости . В последних двух случаях следует срочно обратиться к педиатру.

Общение

Нельзя оставлять ребенка одного, он всегда должен быть под присмотром. Хорошие родители знают, когда малыш готов играть, а когда он устал. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями - его психическое здоровье еще хрупкое, перевозбуждение нервной системы приведет к слезам и истерике.

3 месяц

Сон

Что умеет

  • Ребенок становится более эмоциональным: он не просто лежит, он теперь узнает маму и папу, смеется, гулит, общается с ними своим языком. Он начинает капризничать, проявлять характер. Если ему что-то не нравится, он это показывает: корчит рожицы, кричит, рычит, хныкает и т. д.
  • Более внимательно изучает игрушки, прежде чем их потрогать или взять в ручку. После изучения малыш берет игрушку и тянет ее в рот. Это тот самый период, когда крохе необходимо все попробовать на вкус.
  • Малыш умеет переворачиваться со спинки на бочок. Если он лежит на животе, то может привстать на ручки.
  • Он способен удерживать головку и вертеть ею в разные стороны.
  • Обнаруживает свои ручки и играет с ними.
  • Способен определять источник света и звука.

Развиваем ребенка

  • Продолжаем развивать зрение малыша, слух.
  • Так как малыш начинает в это время активно гулить, то рекомендуется за ним эти звуки повторять. При этом показывайте ему, как вы произносите тот или иной звук активной мимикой.
  • Полезно вкладывать в ручки малыша разные предметы: гладкие, шершавые, вязаные, холодные, теплые.
  • Актуальной становится игра «Ку-Ку». Мама прячется под платочек или одеяло и, выглядывая оттуда, говорит «ку-ку». Можно поспрашивать малыша «Где мама?».

Возможные проблемы

  • Недостаточная прибавка веса : если малыш за 2 недели прибавил меньше нормы, и снизилось количество «пописов», то есть смысл задуматься о докорме. Об этом следует сообщить вашему педиатру.
  • Беспокойный дневной сон.

Общение

В этот период можно начать делать массаж. Лучше нанять профессионального массажиста. Сами вы можете разминать пальчики на ручках и ножках малыша (например, в игровой форме «сорока-сорока»), разгибать пальчики и сгибать. На подошвах ног «рисуйте» семерки и восьмерки.

В 3 месяца можно начинать учить малыша переворачиваться на животик и ползать.

Включайте музыку с разным ритмом и пританцовывайте с малышом на ручках - ему это понравится. Не забывайте общаться с малюткой, рассказывайте обо всем, что происходит вокруг него.

4 месяц

Сон

Теперь малыш спит 16 часов/сутки. 10 из них приходятся на ночной сон, 6 - на дневной (3 раза по 2 часа).

Особых различий между сном 3-месячного и 4 месячного младенца нет, кроме каких-то индивидуальных. По-прежнему актуальны теплая ванна перед сном (если кроха не перевозбуждается), легкий массажик и укачивания с музыкой. Мама может петь ребенку сама. О том, как выбрать колыбельную для малыша, рассказано в этой статье .

Что умеет

  • Малыш должен уметь переворачиваться со спинки на бочок и обратно.
  • Он должен уверенно держать головку и уметь, лежа на животе, опираясь на ладошки, привставать.
  • Если грудничка взять за подмышки и поднести к какой-нибудь твердой поверхности, то его ножки будут отталкиваться от нее.
  • Ладошки крохи теперь отрыты (до этого он сжимал их в кулачок), он ими может непроизвольно стучать по чему-нибудь.
  • Младенец умеет удерживать предметы в руке, трясти погремушкой так, чтобы она звенела.
  • Он целенаправленно засовывает ручку в рот или пальчик, чтобы его пососать.
  • Начинает узнавать свое имя и реагирует, когда кто-то его зовет по имени.
  • Появляются новые эмоции - обида, страх, любопытство и т. д.
  • Некоторые грудные детки могут неосознанно произносить слоги «ба», «ма».
  • Интерес к своему телу у малютки повышается, теперь он может долго играть с ручками и ножками, трогать свои волосы, ушки и. д.
  • Он узнает своих близких, радуется их приходу, расстраивается, когда они уходят, может различать их по голосу. С настороженностью относится к новым людям.
  • У него появляется постоянная любимая игрушка или вещь.

Развиваем ребенка

Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, показывайте и называйте ему разные предметы, подносите к окну и показывайте, что там снаружи.

Более активно развиваем мелкую моторику: давайте ему различные мешочки с крупами, тряпочки разной фактуры. В его арсенале должна быть игрушка, которая сшита или изготовлена из материалов, разных на ощупь.

Продолжайте повторять за ним звуки, но теперь сами вводите новые. Делать это можно в виде песенки. Выбирайте любую мелодию (или выдумайте свою) и пойте «ма-ма-ма-ма-ма-ма-ма («Я на солнышке лежу»), «та-та-та-та-та-та-та» («И на солнышко гляжу») и т. д.

Возможные проблемы

Общение

Игры с мамой и папой очень нравятся ребенку, он с удовольствием играет в прятки (лицо прикрывается ладошками или платком), следит за летящим самолетиком (который, естественно, «ведете» вы), слушает стихи, читаемые мамой (пусть и недолго). Главное не то, ВО ЧТО вы играете, а совместное времяпрепровождение, общение.

5 месяц

Сон

На пятом месяце жизни ребенок должен спать около 15 часов/сутки, 10 из которых приходится на ночное время и 5 - на дневное.

Что умеет

  • Ребенок уже может сидеть , но с поддержкой (не самостоятельно!).
  • Если взять малыша за ручки, то с позиции лежа он будет стараться подтянуться к маме, при этом не запрокидывая головку, как раньше.
  • Кроха в состоянии схватить движущийся предмет.
  • Лепет малыша становится намного разборчивей.
  • Он начинает отличать интонацию взрослых, например, строгую от доброй.
  • Малыш учится искать спрятанные игрушки. Он пока не может найти полностью спрятанную под платком вещь, но, если какая-то часть игрушки будет выглядывать, он ее увидит.

Развиваем ребенка

Так как малыш уже пытается сидеть и даже ползать, то важно обращать внимание на его физическое развитие, а именно - на мышцы спины. Но и другие мышцы важны, поэтому стимулируем его двигательную активность. Покупаем фитбол и занимаемся на нем с малышом.

В этот период по-прежнему актуален массаж от профессионала и гимнастика.

Самое время учить кроху манипулировать различными предметами. К примеру, игра с мячом: показываем, что его можно бросать, катить, и т. д.

Учим малыша ползать, положив перед ним его любимую игрушку. Пусть малютка опирается ступнями о ваши ладони.

Полезно имитировать звуки разных животных, при этом обязательно рассказывая крохе, кто именно так «говорит»: «Как киса мяукает? Мяу, мяу, мяу», «Как собачка лает? Гав, гав, гав».

Возможные проблемы

  • Из-за возросшей активности есть риск падения ребенка с возвышенных мест, поэтому не оставляйте его никогда без присмотра!
  • У некоторых грудничков уже в этот период начинают прорезываться зубки, из-за чего они меняют свое поведение.

Общение

Малыш все больше интересуется окружающей средой, ему интересно все, и это «все» его прекрасно развивает. Если маме нужно что-то сделать по дому, она может пассивно привлечь к этому малыша. Пусть он наблюдает за ней. Можно посадить его в рюкзачок-кенгуру и делать какие-то дела, которые не представляют опасности для ребенка. Например, мыть посуду или вытирать пыль.

Сажайте кроху себе на коленки и приговаривайте потешки «По кочкам, по кочкам, в ямку бух!». Это развлечение нравится всем детишкам.

6 месяц

Сон

Подносите малыша к зеркалу. Он будет с удивлением смотреть на свое и ваше отражение.

Пора покупать и показывать крохе книжки. Для малышей можно найти книги из ткани, твердых материалов, пластика и т. д.

Возможные проблемы

  • У большинства детей в этом возрасте начинают прорезываться зубки. У некоторых меняется поведение, повышается температура, нарушается аппетит и сон.
  • Вследствие введения прикорма (который в большинстве случаев начинается в это время) может появиться проблема со стулом .

Общение

Ребенок нуждается в постоянном общении с родителями. Он еще не вполне понимает, что вы ему говорите, но ему нравится ваша интонация, которой он охотно подражает, поэтому пойте ему песенки, читайте стишки и потешки, рассказывайте обо всем вокруг. Ведите с ним диалог: каждый раз, когда малютка что-то произносит, отвечайте ему этим же звуком или другим.

Самое время учить его словам. Произносите часто «мама», «папа» каждый раз, когда кто-то из вас появляется. Так ребенок вскоре соотнесет звучание слова с конкретным «объектом». «Мама сейчас будет тебя кормить», «Папа тебя покачает» и т. д.

7 месяц

Сон

Спит малыш в этом возрасте до 15 часов/сутки по выстроенному режиму. Сон может стать беспокойным из-за возникающих постоянно новых навыков - он слишком перевозбуждается, познавая мир.

Что умеет

  • Лежа на спине, поднимать ножки и дотягиваться до своих ступней.
  • Лежа на животе, опираясь на предплечье одной руки, другой тянуться за игрушкой.
  • Тянуться за небольшим предметом и загребать его всеми пальчиками.
  • С предметом в руке вращать кистью.
  • У малышей этого возраста мир разделился на «своих» и «чужих». У них нарастает привязанность к «своим» и появляется недоверие и даже страх к «чужим».
  • Ребенок начинает подражать действиям и движениям взрослых.
  • К 7 месяцам повышается эффективность мышления - малыш начинает понимать слова. С каждым месяцем он будет делать это лучше и лучше.

Развиваем ребенка

Посадите малыша на пол перед кучей игрушек, а с какой-либо стороны поставьте коробку. В этом возрасте детям интересно вытаскивать вещи из коробки и бросать их.

Из игрушек можно приобрести: пирамидку, сенсорный коврик , тряпичную куколку, металлофон, фигурки животных, баночки с крышками, а также ходунки и прыгунки, если нет противопоказаний.

Для развития слуха: под одеяло положите музыкальную игрушку. Малыш должен определить, откуда идет звук. Также этот «прием» развивает поисковые навыки малютки.

Что умеет

  • Малыши вовсю сидят без опоры, спокойно поворачиваются назад, чтобы взять предмет или посмотреть, кто издает звук.
  • Самое время играть с малышом в «Ладушки», так как именно в 9 месяцев она научились хлопать в ладоши.
  • Может следить за двигающимся предметом, например, мячом. Поэтому с этого момента покупайте крохе мячик и играйте с ним в него.
  • Активно воспроизводит все новые звуки взрослой речи.

Развиваем ребенка

Большинству детишек в этом возрасте становятся интересны любые предметы, кроме собственных игрушек. Половник привлекает гораздо сильнее, чем машинка, а картонная коробочка - просто хит! Малыш долго будет забавляться с наушниками от плеера, а вот пирамидку сразу же отбросит. Не отбивайте его желание познавать вещи и мир. Если вам кажется, что какой-то предмет представляет опасность для ребенка (половником можно ударить себя, в наушниках запутаться), будьте рядом и подстраховывайте его.

Возьмите большую коробку и сложите в нее всякую всячину - домашнюю утварь и игрушки вперемешку. Поставьте перед малышом - пусть разбирается!

9-ти месячный малютка очень интересуется кнопочными «игрушками»: разнообразными пультами и телефонами. Если вам жалко свои «взрослые», то купите ему детский экземпляр.

Возможные проблемы

Сон малыша все еще не стабилен из-за бурной активности и прорезывающихся зубов. Он может плакать и стонать во сне.

Общение

Диалоги с карапузом становятся все более продуктивные и интересные: если кто-то спросит, где у кисы глазки, положив перед ребенком картинку с котом, то малыш уже сможет указать на них пальчиком. Он также покажет, где носик у мамы и губки у папы.

Мама и папа - неисчерпаемый источник информации для малютки, а вернее - проводники. В этот период малыш постоянно «просит» их поводить его по квартире за ручки - он уже умеет так «ходить» с помощью взрослых. Ходунки облегчат эту задачу, но увлекаться не стоит, так как они могут оттянуть момент первых шагов ребенка.

10 месяц

Сон

Сон сокращается до 13-14 часов/сутки. 10 часов - это ночной сон, и 3-4 часа - дневной (2 раза по 1,5-2 ч.).

Детишки этого возраста часто и без видимой причины плачут ночью. Маме приходится по нескольку раз вставать к кроватке малыша и укачивать его. Эта так называемая стадия «страха разлуки» с мамой - явление нормальное. Даже те малыши, которые от роду спят в кроватках самостоятельно, проходят эти этапы детских ночных страхов. Оставляйте на ночь светильник и всегда будьте рядом, если малыш вдруг заплачет.

Перед дневным отдыхом малыш может долго крутиться и вертеться - это может усугубиться в тот момент, когда у него получится встать самому на ножки в кроватке. Теперь он будет проделывать этот «фокус» много раз перед вами, прежде чем уснуть.

Что умеет

  • Встает на четвереньки с живота, стоит и раскачивается в этом положении.
  • Стоя на четвереньках, может поднять одну руку и попытаться достать какую-то вещь.
  • Устойчиво сидит и не заваливается на бок, если тянет ручку в сторону.
  • У него появляется так называемый «пинцетный захват»: он берет мелкий предмет двумя пальчиками - большим и указательным.
  • Очень удивляется, если, ожидая услышать какой-то знакомый звук, издаваемый кем-то или чем-то, он слышит другой. Этот момент можно использовать в игре.
  • Смеется, если смеется мама или папа.

Развиваем ребенка

Предоставьте крохе простор для ползания. Для этого расчистите пространство и уберите из него все опасное для него.

Покажите ребенку, как слезать с дивана: положите его на животик, разверните попой и спустите ножки. Вскоре он начнет это делать сам.

Для развития мелкой моторики предлагается поиграть с крупой, зерном, макаронами: рассыпьте все это в глубокий поднос и дайте малышу покопаться в нем. Он будет перебирать крупу ручками и пересыпать ее.

Во время купания теперь можно тоже играть: возьмите стаканчик с дырочками на дне и налейте в него воду - она польется из дна струйками. Малыш будет пытаться поймать эти струйки и удивляться, почему они не ловятся. Обычная ворона тоже подойдет для этой цели.

Дайте крохе бумагу, пусть он ее разрывает на кусочки. Считается, что этот навык - разрывать бумагу - очень важный показатель правильного развития малыша.

Возможные проблемы

  • Аллергия на прикорм.
  • Прорезывающиеся зубы.

Общение

Покажите малютке фотографии, на которых запечатлены его близкие - мама, папа, бабушка, дедушка и т. д. Малыш обязательно узнает их.

10-ти месячные дети начинают «чувствовать» музыку: если раньше они пассивно слушали песенки и мелодии, то теперь они начинают пританцовывать и двигаться под ритм. Поэтому продолжайте танцевать с ним и петь ему ─ это способствует развитию его музыкальных способностей.

У малыша новая «фишка»: он научился указывать пальчиком на то, что его интересует. Отныне мама и папа будут вести кроху туда, куда он попросит, указав пальчиком, и рассказывать о том предмете, на который он показал. Если реакции на его «пальчик» не будет, карапуз начнет нервничать.

11 месяц

Сон

Ночной сон длится 9-10 часов, а днем малыш спит 2 раза по 1,5-2 часа. Так как жизнь крохи становится более динамичной, чем раньше, у него с каждым днем появляется все больше умений и навыков, то особое значение приобретают ритуалы перед сном, которые помогут расслабиться и настроиться на сон. Как правило, к этому моменту вы давно используете какие-то приемы для укладывания - продолжайте это делать.

Что умеет

  • Самостоятельно встает на ножки, держась за опору. Переступает с ножки на ножку, может так ходить внутри кроватки.
  • Стоит, держась одной рукой, а другой тянется за предметом.
  • Может наклоняться или присаживаться, держась за опору.
  • Бросает игрушки в игре.
  • Многие малыши на этой стадии уже реагируют на свое имя, могут делиться предметами и по просьбе «Дай маме зайчика» протянуть его.
  • Показывать жестами «До свидания» и «Иди ко мне», грозить пальчиком, указывать на предмет пальчиком.

Развиваем ребенка

Ребенку все интереснее становятся книжки. Покупайте ему с картинками, рассматривайте их и рассказывайте, что где изображено. Если это котик и утка, то имитируйте мяуканье или кряканье, если машинка, то звук двигателя.

Игра в телефон полезна с точки зрения обучения диалога: «звоните» малышу с игрушечного телефона, давайте ему трубку, пусть он «отвечает». Звонить можно куклам и мягким игрушкам.

Учим ребенка различать понятия «теплый» и «холодный»: дайте ему что-то холодное (например, овощ из холодильника), а потом теплое.

Очень важны игры, где подстегивается мелкая моторика. Можно использовать те, в которые вы играли до этого (крупы, зерна). Предоставляйте крохе больше дидактического материала для ознакомления с новыми поверхностями и текстурами (камешки, ракушки, древесина, песок и т. д.).

Большинство карапузов открывают для себя лестницу и ступеньки. Несмотря на то, что эта «игрушка» может быть очень утомительной для родителей, не ленитесь водить малыша по ней.

Теперь малышу интересны сюжетные игры: он с удовольствием кормит слоника с ложечки и укладывает спать. Можно устраивать диалоги между зверями, так - через ролевую игру ─ малыш учится здороваться, говорить «спасибо» и т. д.

Возможные проблемы

  • Отказ от менее однородной пищи, которая не так хорошо измельчена. Малыш может давиться пищей кусочками, так как он к ней не привык. Продолжайте пюрировать пищу, но параллельно давайте ему корочки хлеба, детское печенье, очищенную морковку, сушку. Постепенно он научится жевать.
  • Малыш может отказаться есть что-то новое, так как к этому времени у него уже появились любимые блюда.

Общение

11 месяцев - возраст большой активности, которую нельзя ограничивать. Не требуйте от малыша усидчивости, он не будет сидеть час и играть в пирамидку или рассматривать книжки: ему это будет интересно не более 5 минут.

Манеж тоже перестал быть «спасением» для мамы, отныне малыш требует движения и только движения. Он загоняет вас по квартире, так как ему обязательно нужно будет заглядывать именно туда, куда нельзя, вам придется бесконечное количество раз поднимать его к верхней полке, чтобы он мог поближе рассмотреть часы или картину. Он уверенно берет ваши руки и показывает, что хочет, чтобы вы его поводили по жилищу. Спина будет болеть, ноги отваливаться, но нужно набраться терпения, ведь это очень важно для развития вашего ребенка.

12 месяцев (1 год)

Первый год жизни ребенка очень важен для каждого малыша. Он определяет дальнейшее эмоциональное и психическое, умственное и физическое развитие детей. В этот период формируются иммунитет и нервная система, организм адаптируется к окружающему миру. Новорожденный быстро растет и развивается, прибавляет в весе и росте, осваивает новые навыки. Он постепенно учится ходить и говорить.

При этом для каждого возраста характерны новые знания и открытия. Норма веса, роста и других физических характеристик достаточно условна. Для каждого грудничка свойственны индивидуальное развитие, параметры и нормы, которые помогает определить и контролировать педиатр. В этой статье мы рассмотрим календарь развития ребенка по месяцам с рождения до года. И подробно узнаем, что должен уметь ребенок по месяцам.

Первый месяц

В первые недели жизни ребёнок спит 60-80% времени. На этом этапе для младенцев важно постоянное присутствие мамы рядом и своевременное кормление грудным молоком. Поэтому кормящей маме важно . Особое внимание уделяется для недоношенного новорождённого, которому дополнительно назначают специальные молочные смеси.

Несмотря на то, что кроха практически все время спит, для нормального развития важно уделять внимание прогулкам на свежем воздухе. Во время бодрствования купайтесь и принимайте ванны, делайте массаж и гимнастику для новорожденных. Кроме того, нужно приучить малыша к режиму день-ночь.

В первый месяц жизни малыш умеет:

  • Плакать и улыбаться;
  • Узнавать голос, запах и прикосновения мамы;
  • Совершать микродвижения, активно двигать руками и ногами;
  • Различать яркие цвета, рисунок в полоску и в клетку;
  • Фокусировать взгляд на лице взрослого человека или на ярком неподвижном предмете и следить за движущимся предметом. Для развития этого навыка можно повесить в коляску или над кроваткой подвесную игрушку;
  • Произносить звуки в такт речи говорящего и различать особенности звуков;
  • Приподнимать и удерживать головку несколько секунд, лежа на животике.

В первый месяц кроха набирает по 90-150 грамм в неделю. Таким образом к началу второго месяца жизни вес ребенка в среднем увеличивается на 0,4-0,7 кг по сравнению с массой при рождении. При этом днем он кушает каждые два часа, ночью грудничка прикладывают по три-пять раз.

Второй месяц

Второй месяц – стадия “оживления”, когда кроха уже начинает различать эмоции взрослых и становится активнее. Ближе к концу этого периода набор веса составляет примерно 800 грамм, а рост увеличивается на три сантиметра. В этом возрасте становится больше обхват груди и окружность головы ребенка. Кроме того, в два месяца малыш уже умеет следующее:

  • Поднимать и недолго держать голову (10-20 секунд);
  • Разводить руки в сторону и переворачиваться с бока на спину;
  • и произносить звуки “а”, “о”, “у”, сочетания “агу”, “ага” и “бу”;
  • Сосредотачивать и удерживать взгляд на неподвижном предмете, который находится на расстоянии до полутора метров;
  • Следить взглядом за предметами и пытаться дотянуться до предмета;
  • Поворачивать голову на источник звука и искать источник звука глазами;
  • Хватать и удерживать легкий предмет до 30 секунд;
  • Приподнимать грудь на несколько секунд, лежа на животе;
  • Воспринимать красный, желтый, оранжевый, черный и белый цвета.

В два месяца у ребенка все больше развивается мимика интонации. У малыша улучшается координация движений, наблюдается речевое развитие, развитие слуха и зрения. Однако грудничок пока еще не слышит все звуки, не может фокусировать взгляд на быстро передвигающихся предметах и долго удерживать что-то руках.

Третий месяц

Для этого периода характерно осмысленное выражение эмоций, проявляются индивидуальные интонации голоса, начинает развиваться обоняние. Теперь грудничок может узнавать маму не только по прикосновениям, голосу или внешнему виду, но и по запаху. Кроме того, в этом возрасте формируется взаимосвязь между слухом и зрением.

Ребенок к трем месяцам должен научиться делать следующее:

  • Управлять собственными руками;
  • Брать и удерживать игрушки в руках, подносить предметы к собственному лицу, тянуться к подвешенным игрушкам руками;
  • Переворачиваться со спины на бок, со спины на живот и с живота на спину;
  • Приподниматься на локтях, лежа на животе;
  • , лежа на животе;
  • Смеяться в голос;
  • Фиксировать взгляд на игрушке, мелких предметах и крупном узоре, следить за движением крупных объектов;
  • Замечать предмет в положении лежа на спине, на боку и на животе, на руках у взрослого человека;
  • Вслушиваться в звук погремушки и поворачивать голову к источнику звука;
  • Смотреть на говорящего человека и вслушиваться в музыку, пение и т.д..

Увеличиваются рост и вес ребенка. Наблюдается повышение массы тела на 700-800 грамм, рост увеличивается на 3-3,5 сантиметра. Движения рук и ног младенца становятся более координированными, а сами малыши – более подвижными. Они легко переворачиваются со спины на живот и обратно.

Четвертый месяц

Развитие ребенка в четыре месяца характеризуют активность и повышенная оживленность. Малыш хорошо реагирует на знакомые лица, голоса и игрушки, размахивает руками и ногами, смеется и улыбается в ответ человеку или предмету, которые узнал. Кроме того, он уже начинает узнавать и реагировать на свое имя.

Таким образом, кроха может:

  • Узнавать знакомые лица и голоса людей, которые постоянно ухаживают за малышом;
  • Узнавать предметы и игрушки, выделять любимые;
  • Хватать и удерживать предметы, при этом хватание уже не рефлекторное, а целенаправленное;
  • Самостоятельно трясти погремушку;
  • Приподниматься на руках с опорой на ладони, лежа на животе. При этом малыш может недолго держать голову;
  • Поддерживать бутылочку при кормлении;
  • Произносить первые слоги и повторять за говорящим;
  • Прислушиваться к музыке и качать головой в такт, выделять и предпочитать конкретные мелодии;
  • Различать яркие цвета и чистые оттенки;
  • Складывать ладошки и хлопать. Кстати, поможет старая игра в ладушки.

Вес ребенка имеет прибавку в 700-750 грамм, рост увеличивается на 2-2,5 сантиметра.
В этом возрасте заметно прогрессирует развитие слуха и зрения. Для игр начинают использовать карточки с картинками. Кстати, дети в четыре месяца хорошо воспринимают звуки, которые имитируют звуки животных.

Пятый месяц

В пять месяцев многие родители перемещают кроху в манеж, практикуют игры и упражнения для развития мелкой моторики. Правильные занятия ускорят развитие речи, и малыш начнет скорее говорить. Для игр выбирайте яркие цветные погремушки и музыкальные игрушки, мешочки и мягкие игрушки со специальным наполнителем для развития моторики, коврики и лоскутные одеяла.

В этом возрасте ребенок может:

  • Узнавать игрушки и мелодии, рассматривать картинки;
  • Следить за движениями предметов и человека;
  • Произносить звуки и некоторые слоги, пытаться повторять слова за взрослым;
  • Хватать и удерживать предметы, тянуться к игрушке и трогать руками;
  • Самостоятельно занимается игрушками до десяти минут;
  • Пытаться сесть, подтягиваясь на руках;
  • Поднимать руки и ноги, лежа на спине, и рассматривать собственные части тела;
  • Различать и воспринимать до шести цветов одновременно.

Отметим, что после пяти месяцев увеличение веса и роста ребенка снижается. Дело в том, что ребенок начинает вести более активный и подвижный образ жизни. Кроме того, в том возрасте у некоторых малышей уже прорезываются . Как правило, это происходит в шесть-семь месяцев. Но нет ничего страшного, если они появятся раньше.

Шесть месяцев

Полгода – переломный возраст для грудничка. Это период появления первых зубов и введения прикорма. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным, пытается сесть самостоятельно. Сейчас малыш может спокойно и крепко спать целую ночь. Крохе уже можно давать кубики и пирамидки для игры.

В шесть месяцев, кроме уже приобретенных навыков, малыш умеет следующее:

  • Ищет и находит спрятанные игрушки или накрытые предметы;
  • Самостоятельно и подползает к игрушке, которую видит перед собой;
  • Управляет двумя руками одновременно. Может хлопать в ладоши, брать и бросать предметы, перекладывать вещи из одной руки в другую и держать по игрушке в каждой руке;
  • Знает и произносит до 40 различных звуков;
  • Открывает и закрывает коробочки, складывает предметы;
  • Садится при помощи взрослого и самостоятельно.

Для полугодовалого ребенка характерна подвижность и устойчивость рук, пальцев. Он легко распознает чувства и эмоции. В шесть месяцев начинают вводить первый прикорм. Это должны быть овощные пюре из натуральных гипоаллергенных продуктов. Подходящим вариантом является кабачок, брокколи и цветная капуста. Но это не значит, что нужно полностью отказываться от кормления грудью.

Специалисты ВОЗ рекомендуют продолжать грудное вскармливание, пока малыш нуждается в молоке, пока продолжается лактация, при этом кормление не доставляет дискомфорта маме. Рекомендуемый возраст для завершения ГВ достигает 1,5-2 лет. При введении прикорма количество прикладываний к груди постепенно сокращается и замещается взрослой пищей. Подробный график введения прикорма для грудничка, вы найдете .

Семь месяцев

В этом возрасте малыш становится настоящим непоседой. Он начинает различать предметы и может показать на них. В этом возрасте кроха начинает делать первые шаги, уверенно сидит и самостоятельно ползает, в том числе и назад. Малыши в этом возрасте любят купаться. Можно приучать ребенка к плаванию и купанию, делать специальные ванночки с морской солью, хвоей и травами.

Таким образом, в семь месяцев грудничок умеет:

  • Уверенно сидеть с прямой спиной и ползать;
  • Пить из кружки с поддержкой;
  • Вставать и стоять у опоры;
  • с поддержкой под мышки или за руки;
  • Стучать и трясти, разбирать и ломать, бросать на пол предметы;
  • Держать в каждой руке по игрушке и стучать друг о друга;
  • Показывать, где находятся глаза, нос, рот и ушки.

К концу седьмого месяца вес ребенка увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. Старайтесь следить за чистотой пола и игрушек, регулярно стерилизуйте предметы, так как малыш в этом возрасте любит все пробовать и часто засовывает в рот разные детали.

Восемь месяцев

Малыш умеет самостоятельно и свободно передвигаться, садиться, лазить, поэтому не оставляйте ребенка на высоте. Он с интересом рассматривает новые игрушки, может узнать на фотографии папу и маму, помахать вслед рукой. В этом возрасте кроха уже пытается кушать самостоятельно и начинает понимать, о чем его просят.

Ребенок выполняет несложные поручения, может что-то принести и показать, легко собирает кубики и пирамидки, закрывает баночки крышками. Появляются первые осознанные слова. Как правило, это “папа”, “мама”, “дай”, “нет” и так далее. Восьмимесячные малыши любят слушать музыку, танцевать, топать ножками и хлопать в ладоши.

Вес младенца увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. В восемь месяцев в рацион грудничка должны обязательно входить и творог. Они насыщают организм кальцием и укрепляют костный скелет, который еще слишком хрупкий у малыша. Не забывайте об овощах и фруктах, безмолочных кашах. Блюда для грудничка должны быть пресными, тушеными, вареными или приготовленными на пару без специй и приправ. Можно постепенно включать в рацион рыбу.

Девять-десять месяцев

Кроха может самостоятельно вставать и передвигаться, хватаясь и держась за стул, диван, кровать, манеж или другие крупные предметы. В этом возрасте ребенок учится ходить самостоятельно, повторяет слоги и несложные слова за взрослыми и может легко пить из чашки.

Таким образом, ребенок умеет следующее:

  • Встает из положения сидя и садится из положения лежа;
  • Стоит и ходит с поддержкой;
  • Пытается залезть на диван или кресло, открывать ящики;
  • Самостоятельно ползает и разворачивается;
  • Знает, как собирать и куда класть игрушки;
  • Пытается достать окружающие предметы;
  • Активно проявляются эмоции и развивается речь;
  • Пробует кушать ложкой;
  • Берет мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки, рвет бумагу и мнет пластилин;
  • Знает и понимает значения слов “иди”, “сиди”, “дай”, “ложись”, выполняет легкие команды.

В десять месяцев ребенок подражает взрослым и животным, самостоятельно играет с игрушками и уверенно держит в руках предметы, может пальцами перелистывать книжки и с помощью взрослых играть с другими детьми. Такие малыши очень любят танцевать, прыгать и хлопать в ладоши. Они понимают что нужно делать с игрушками: толкать неваляшку, катить машинку, строить башню из кубиков, нанизывать кольца на пирамидку и пр.

Дети могут класть и перекладывать игрушки, при этом больше интересуются мелкими предметами, чем крупными. Они показывают части лица у себя, у мамы и у куклы, могут произносить названия окружающих предметов и животных. Вес на девятый и десятый месяц увеличивается по 350-400 грамм, рост – по одному сантиметру.

Одиннадцать-двенадцать месяцев

В этом возрасте малыш уже совсем большой и взрослый. Он активно самостоятельно передвигается, садится, ползает и встает, может пройти небольшое расстояние без опоры. Ребенок понимает простые просьбы и строгую речь, называет большинство предметов, учится говорить первые слова.

Ребенок в год старается проявлять самостоятельность. Он сам кушает ложкой, надевает носки и обувь. Дети ярко реагируют на новую игрушку, незнакомую обстановку и чужого человека. Интересно, что малыши любят похвалу, при этом понимают, когда их ругают, и знают, что такое “нельзя”.

Ребенок умеет утвердительно или отрицательно качать головой, захватывать бусинки. Он любит музыкальные игрушки и книжки с яркими картинками. В год малыш встает из положения на корточках и самостоятельно ходит, пользуется ложкой и чашкой, умеет жевать твердую пищу. Поэтому рацион грудничка значительно расширяется. Крохе можно давать рыбу и мясо, молочные продукты и яйца, многие овощи и фрукты, печенье. Детям начинают готовить молочные каши и легкие блюда.

В год младенец может перешагивать препятствия и приседать, чтобы поднять предмет с пола. Он собирает и разбирает игрушки, знает, как пользоваться различными предметами (веником, молотком, телефоном). Любознательный малыш активно принимает участие в одевании, питании, чистке зубов, купании и других подобных процедурах.

Ребенок в год понимает, что ему говорят, повторяет звуки за телевизором, взрослыми. При этом собственный словарный запас малыша составляет уже 10-15 слов. В большинстве случаев детки уже самостоятельно ходят без опоры. У ребенка формируется вкус, и он может легко отказаться от еды, которая не нравится.

Мы рассмотрели основное развитие ребенка по месяцам до года. Оно достаточно условно, как и физические показатели. Многое зависит от воспитания, характера и темперамента ребенка. Давайте подробнее рассмотрим такие показатели, как охват головы и груди, вес и рост ребенка по месяцам.

Физическое развитие детей до года

Физическое развитие ребенка по месяцам до 1 года зависит от того, мальчик это или девочка, от условий питания, содержания и ухода за детьми. Для каждого свойственны персональные особенности развития. Поэтому показатели могут отличаться от нормы развития ребенка до года.

Отклонения не свидетельствуют о проблемах в здоровье крохи. Если малыш хорошо кушает и спит, хорошо себя чувствует и активно себя ведет, поводов для беспокойства нет. Однако ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает родителям примерные данные и характеристики. Рекомендуемые нормы указаны в таблице развития ребенка по месяцам для мальчика и для девочки.

Физические характеристики девочек до года

Возраст Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
1 месяц 50,3 – 56,1 3,6 – 4,7 35 – 38,1 34 – 38,1
2 месяца 53,5 – 59,3 4,2-5,5 36,7 – 39,8 35,6 – 39,9
3 месяца 56,2 – 61,8 4,8 – 6,3 38 – 42,1 37,3 – 41,4
4 месяца 58,4-64 5,4-7 39,1-42,2 38,9-43
5 месяцев 60,8-66 5,9-7,7 40,3-43,2 40,3-44,5
полгода 62,5-68,8 6,4-8,3 41,5 – 44,2 41,6-45,8
7 месяцев 62,7-71,9 6-9 40,2-45,5 42-47
8 месяцев 64-73,5 6,3-10,2 40,7-46 43-48
9 месяцев 65,3-75 6,5-10,5 41,2-46,5 44,5-49,3
10 месяцев 66,5-76,4 6,7-10,9 41,5-46,9 45-48
11 месяцев 66,7-77,8 6,9-11,2 41,9-47,3 46-50,5
1 год 68,9-79,2 7-11,5 42,2-47,6 46,3-51,4

Физические характеристики мальчиков до года

Возраст Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
1 месяц 51,2 – 56,5 3,6 – 5,1 35,5 – 39,1 34,1 – 38,9
2 месяца 53,8 – 59, 4 4,2 – 6 37,4-41 35,7 – 40,8
3 месяца 56,5 – 62 4,9 – 7 39 – 42,5 36,5 – 41,6
4 месяца 58,7-64,5 5,5-7,6 40,2-43,6 38,6-44,6
5 месяцев 61,1-67 6,1-8,3 41,2-44,6 40,1-45,7
полгода 63-69 6,6-9 42-45,5 41,4-47,6
7 месяцев 64,8-73,5 6,7-10 41,5-46,4 42-48
8 месяцев 66,2-75 6,9-10,7 42-47 43,4-49,1