Конструкт "Составление творческих рассказов по картине "Прогулка в лесу" (Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ)
Группа: подготовительная группаОбразовательная область : Речевое развитие
Тема : Составление творческих рассказов по картине "Прогулка в лесу"
Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ
Виды деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная
Учебно-методический комплект:
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена 2014. – 321с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. Репродукция картины " Прогулка в лесу".
4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.-4-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2014.-40с.: ил. (Растём умными (Технология ТРИЗ)).
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ. Развитие всех компонентов устной речи детей.
Планируемый результат:
- Дети проявили умение строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Проявили речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ
- Дети определили объекты, изображенные на картине и схематизировали их.
- Дети правильно объяснили взаимосвязи объектов, изображенных на картине и обозначили эти связи стрелками.
- Дети запомнили эмблему этапа и озвучили правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»; «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Дети проявили умения слушать других, не перебивая их.
- Дети активизировали словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей; называние действий и взаимодействий объектов; слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения)
- Дети на основе восприятия представили возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, зрение).
Задачи совместной деятельности:
Воспитательные задачи:- Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Развивающие задачи:
- Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Развивать речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ.
- Активизировать словарный запас (называние объектов и их частей; называние действий и взаимодействий объектов; слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения).
Обучающие задачи:
- Учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их.
- Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине, соединять связи стрелками.
- Учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»; «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь» ».
- Учить детей на основе восприятия представлять возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, вкус, зрение).
Средства воспитания и обучения: Наглядные (сюжетная картина «Прогулка в лесу», картинки - объекты картины, мольберт с магнитами, схемы этапов).
1. Этап ознакомления с методом
2. 1 Этап «Определение состава картины»
2. 2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
2. 3 Этап «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»
Физминутка
3. Этап продуктивной деятельности
4. Этап рефлексии
5. Этап оценки уровня творческих работ
6. Открытость.
1. Этап ознакомления с методом
Задача: организовать детей на предстоящую деятельность.
Воспитатель мотивирует детей к деятельности.
- Ребята, вы помните, что к нам в группу вчера пришла посылка? Скажите, а что было в ней?
- Ребята, да, нам прислали картину. Дети взаимодействуют с педагогом.
2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода
Задача: побуждать детей на совместную деятельность.
Воспитатель организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана. Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.
- Ребята, а вы бы хотели поиграть с картиной еще раз в новые игры? Тогда давайте начнем
Воспитатель вместе с детьми подходит к картине.
2.1 Этап
«Определение состава картины»
Задачи:
Учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их.
Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»
-Ребята, посмотрите на картину. К нам в гости пришел Волшебник «Дели» и предлагает нам поиграть в игру. Хотели бы вы, поиграть с ним? Нужно назвать как можно больше объектов на картине и описать его в подробностях. Тот, кто назовет больше всех объектов, тот окажется самым внимательным.
Воспитатель показывает пример. У него приготовлены разрезанные объекты картины. По ходу называния детьми объектов, воспитатель вывешивает их на доске.
- Ребята, в игре есть правило – не выкрикивать, поднимать руку, отвечать полными предложениями.
- Миша, какой объект ты увидел. Хочешь его описать? (Когда я смотрю на картину, я вижу….).
В итоге перечисляются все названые объекты. Воспитатель хвалит детей. Воспитатель вывешивает схему данного этапа.
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Смотрю на картину и называю объекты».
Дети рассматривают картину. Описывают предметы на картине по очереди, соблюдая правило.
2.2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
Задачи:
Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине, обозначать эти связи стрелками.
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим».
Активизировать словарь детей в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов).
- Еще к нам пришла Фея Объединяй и соединила два предмета (педагог указывает на них) - Девочка и земляника. Фея просит объяснить, почему она это сделала (ответы детей).
- Они между собой связаны, потому что девочка собирает землянику.
- Белка и дупло (они взаимосвязаны, потому что белка сидит в дупле).
- Мальчик и кепка (они взаимосвязаны, так как кепка одета на голову мальчика), и т.д.
Последовательность объединения объектов получается случайная, в зависимости от выбора детей.
- Ребята, что мы с вами делали? С кем играли? (мы играли с волшебником «Объединяй»).
- Что мы делали? (мы объединяли объекты на картине).
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Один объект связан с другим"
Дети играют в игру с Феей Объединяй- объясняют взаимосвязи объектов, изображенных на картине.
Отвечают на вопросы, слушают друг друга, не перебивают друг друга.
2.3 Этап «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»
Задачи:
Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины (слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения).
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Ребята, вместе с Волшебником «Дели» и Феей «Объединяй» к нам пришли: гномик - «Я чувствую запах», гномик - «Я пробую на вкус», гномик - «Я слышу», гномик - «Я вижу», гном - «Я трогаю руками». Хотите с ними поиграть?
- Ребята, я предлагаю вам, отправиться в путешествие по картине. Возьмите с собой любого гномика, «войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.
- Я советую вам начинать предложение так: «Я слышу, как… », «Я чувствую запах… » (в зависимости от того, какого гнома вы взяли с собой в картину) и т. д. Описывать свои чувства можно от лица постороннего наблюдателя или одного из персонажей картины.
Например, « Я слышу, как шелестит трава, когда я иду по ней».
-«Я смотрю на картину и чувствую запах свежих ягод».
-«Я ощущаю руками, какой гриб мокрый и скользкий»
- Ребята, какие интересные истории вы придумали, мне так было интересно слушать их.
Воспитатель вывешивает схему данного этапа.
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
Дети с картинкой гнома в руках описывают свои ощущения «внутри картины»
Дети по очереди рассказывают, что они слышат, какие запахи чувствуют и что они ощущают руками.
Дети на основе восприятия представили возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, зрение)
Физ. минутка
Задача: развивать общую моторику и речь детей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Дети отдыхают, выполняют упражнения. .
3. Этап продуктивной деятельности
Задачи:
Организовать продуктивную деятельность.
Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Воспитатель организует продуктивную деятельность детей.
- Ребята, на картине, с которой мы играли, изображено, как мальчик и девочка вместе с мамой пошли в лес собирать ягоды и грибы.
- Кто хотел бы составить рассказ по картине? Когда мальчик и девочка с мамой пришли в лес, какие запахи они чувствовали? Какие звуки слышали? Что ощущали, когда собирали ягоды и грибы в лесу?
Воспитатель записывает рассказы детей с помощью схем, слов и т.п. Затем предлагает свой рассказ детям. Дети составляют творческий рассказ по картине. Дети проявили активность в продуктивной деятельности.
Дети проявили умения слушать других, не перебивая их.
4. Этап рефлексии
Задачи:
Учить детей анализировать свою деятельность.
Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.
- Ребята, что мы с вами делали? - Как мы это делали?
- Зачем мы это делали?
- В какие игры мы играли?
- Какая игра вам понравилась больше всего?
- Что было труднее всего?
- Вам было интересно играть с картиной?
- Ребята, вы так хорошо играли, мне так понравилось с вами играть. Дети высказывают свое мнение. Слушают воспитателя. Дети оценили собственную деятельность.
Дети проявили умения строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
5. Этап оценки уровня творческих работ
Задача: побуждать детей к обсуждению своих действий
Воспитатель оценивает уровень оригинальности работы.
-Ребята, вам понравилось составлять рассказы?
- Маша, чей рассказ тебе понравился больше всего? А тебе Вова?
- Мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы. Ваши рассказы получились очень интересными. Дети отвечают на вопросы, высказывая свое мнение. Дети проявляют инициативность, отвечая на вопросы, обсуждают свои действия.
6. Открытость
Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность. Вопросы - Ребята, мы записали ваши рассказы на листочках. Я хочу предложить вам вечером с родителями снова посмотреть эту картину и озвучить им ваши рассказы. Дети высказывают свое мнение.
Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».
Цель : развивать умение составлять рассказ по сюжетной картине .
Образовательные задачи :
Развитие речи :
Учить детей составлять логический , эмоциональный и содержательный рассказ ;
Закрепить навыки целенаправленного рассматривания картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание картины , отдельных самостоятельных эпизодов);
Упражнять детей в четком произношении звука «з» - «с» . Совершенствовать фонематическое восприятие;
Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные задачи : воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение слушать своих товарищей.
Развивающие задачи : развивать воображение детей.
Интеграция : физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Методические приемы : беседа-диалог, составление рассказа , физкультминутки.
Предварительная работа :
Беседы о зиме.
Чтение художественной литературы.
Наблюдения на прогулке за зимней природой , играми детей.
Материал : мультимедийный проектор, подбор слайдов по теме занятия , картина « Зимние забавы » .
Ход занятия.
Воспитатель : - Ребята, к нам сегодня пришел гость, только вы должны отгадать кто он. Послушайте загадку :
Что за нелепый человек пробрался в 21 век,
Морковкой нос, в руке метла
Боится солнца и тепла, кто это?
Дети : Снеговик.
Воспитатель : - Правильно. (Появляется снеговик на экране доски) . Снеговик принес коробочку, что же в ней? Здесь конверт с заданием (открывает конверт, читает) . «Здравствуйте, ребята. Я очень люблю зиму и все, что с ней связано. Подберите, пожалуйста, ласковые названия для зимних слов : зима, снег, снеговик, санки, сугроб, снегурка, лед, сосулька, шуба.
Дети : - Зимушка, снежок, снеговичок, саночки, сугробик, Снегурочка, льдинка, сосулечка, шубка.
Воспитатель : - Ребята, давайте с вами вспомним - какое сейчас время года? (Зима) .
Назовите мне зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) .
Какой сейчас месяц зимы? (Январь) .
Какая погода бывает зимой? (Снежная, суровая, морозная, холодная, солнечная, веселая, вьюжная и др.)
Чем можно заниматься на улице зимой? (Кататься на санках, лыжах, на коньках, играть в хоккей, в снежки, строить снежные крепости, лепить снеговиков и др.)
(После каждого ответа детей появляется картинка на экране ).
Воспитатель : Да, зима – холодное и интересное время года . Ой, а снеговик снова придумал нам задание (достает другой конверт) .
Артикуляционная разминка.
Произнести на одном дыхании.
Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ - выдох.
Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.
7. Игра «Лишний слог».
Воспитатель : - Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:
Са – са – са – са – за
Со – со – со – со – зо
Су – су – су – су – зу
Назовите все лишние слоги со звуком З? (ЗА, ЗО, ЗУ).
Зы –зы –зы – зы – сы
Зи - зи – зи – зи – си
Зу – зу – зу – зу – су
Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ).
Воспитатель : - Ребята, я знаю чудесную зимнюю чистоговорку , попробуйте ее повторить:
ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ- за окном морозы,
ЗИ-ЗИ-ЗИ- саночки вези.
ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза,
ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ- озябнешь на морозе.
ИСКО-ИСКО-ИСКО- зимой солнце низко.
АСКА-АСКА-АСКА- вокруг снега сказка,
ИСТО-ИСТО-ИСТО- снег все спрятал чисто.»
Воспитатель : - Молодцы, чисто, ясно произнесли чистоговорку. Теперь отдохнём?
Физкультминутка :
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
И на елке снег, снег
И под елкой снег, снег.
А под елкой спит медведь,
Тихо, тихо не шуметь.
(Садятся на места) .
Воспитатель : - Посмотрите, ребята, наш снеговик принес нам интересную картину о зиме , о зимних забавах (демонстрирует картину
« Зимние забавы » ). Ребята, он хочет, чтобы мы с вами составили рассказ по этой замечательной картине .
Воспитатель : - Посмотрим внимательно на картину . Скажите о чем эта картина ? (Ответы детей) .
Воспитатель : -Какое время года здесь изображено? (Зима)
Воспитатель : -А почему вы так решили? (Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом) .
Воспитатель : -А как одеты дети? (Они одеты в зимнюю , теплую одежду)
Воспитатель : -Какая погода на картине ? ( Зимний , солнечный день. Выпало много снега.)
Воспитатель : -Что произошло дальше? (Ребята вышли на прогулку. Каждому нашлось дело по душе) .
Воспитатель : -Теперь рассмотрим , что делают дети. Что здесь делают дети? (Малыши лепят снеговика.
Воспитатель : -Как дети его лепят? (Они скатали снежные комья : один большой, другой – поменьше, третий - самый маленький. Из маленького сделали голову, из пуговиц – глаза, из морковки – нос. На голову одели ведро. Замечательный получился снеговик)
Воспитатель : - Как ребятишки играют в снежки? (Они бросают снежки друг в друга, по их лицам видно, что им весело, они громко кричат, что-то может «берегись!» , «пли!»
Воспитатель : - Рассмотрим детвору , которая катается с горки на санках. (Дети катаются на саночках с горки. По их лицам тоже видно, что им весело, потому что санки с горы катятся быстро.)
Воспитатель : - А вот ребята катаются на коньках. Расскажите , как они одеты, как катаются? Придумайте им имена. (Саша и Маша одели коньки, теплый спортивный костюм, шапку и пошли на каток. Они кружились, скользили по льду. Рисовали лезвием конька красивые узоры).
Воспитатель : - Посмотрите, ребята, на катке еще есть мальчишки, играющие в хоккей. У них есть клюшки, и шайба. Я, думаю, что им очень весело.
Воспитатель : - А здесь детки катаются на лыжах. Они едут по лыжне. У них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться ими от снега. Снега выпало много, лыжи легко скользили по снегу.
Воспитатель : - А если подойти к детям поближе, что можно услышать? (Можно услышать шум, смех детей, веселые крики, голоса) . У них веселое, хорошее настроение.
Воспитатель : -Вы рассказали обо всех детях на картине , теперь нам осталось закончить рассказ . Например: «Долго играли и гуляли ребята, пока не замерзли, усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться».
Воспитатель : -Молодцы, теперь послушайте мой рассказ .
«Зимний , солнечный день. Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом. Ребята одели теплую одежду, вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Одни дети стали лепить снеговика. Они скатали снежные комья: большой, средний, и из маленького сделали голову. На голову одели ведро, нос – морковка. Замечательный получился снеговик! Недалеко от них мальчишки играют в снежки. А вот и горка! На ней дети быстро скатываются вниз на саночках. Другие ребята катаются на лыжах, у них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться от снега. А на катке ребята катаются на коньках, играют в хоккей. Долго ребята гуляли, пока не замерзли. Усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться. Весело детям зимой!»
Воспитатель : - А теперь вы попробуйте рассказать свой рассказ . (Слушаем рассказ 4-5 детей , воспитатель помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа. Следит за грамотным построением предложений).
Воспитатель : - Молодцы, ребята! Какие хорошие рассказы вы придумали .
И снеговику они очень понравились. Ребята, сейчас мы покажем снеговику как мы гуляем зимой.
Физкультминутка :
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках,
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катали.
А потом без сил упали
И в детский сад мы прибежали.
Итог : - Ребята, мы сегодня с вами были и писателями, придумали интересный рассказ о зимних забавах . А кто хочет прочитать стихотворение о зиме ранее изученные? (Ребенок читает стихотворение)
Как на горке, на горе
На широком на дворе
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
А кто по снегу.
С горки – ух!
На горку – ух!
Бух, захватывает дух!
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.
Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А А Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.
Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение - цвет, форму, построение). Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции:
Тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;
Желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (неузнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей 3 - 6 лет);
Затруднения при восприятии светотеневого рисунка;
Затруднения малышей 3-5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;
Положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).
Развитие восприятия рисунка, по данным В. С. Мухиной, происходит по трем направлениям: изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено; совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понимание его содержания.
А. А. Люблянская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделения деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).
С. Л. Рубинштейн, Г. Т. Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок. Характер ответов зависит также от характера вопросов, определяющих умственную задачу. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» дети перечисляют предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картине?» - называют совершаемые действия. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дают связное высказывание. Следовательно, если педагог злоупотребляет вопросом «Что это?», требующим перечисления предметов, то он невольно задерживает ребенка на самой низшей стадии восприятия.
В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.
Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).
Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.
Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).
Используются и репродукции картин мастеров искусства:
пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;
натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:
картина должна быть высокохудожественной;
изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.
Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.
Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.
Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.
Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошибками воспитателя: отсутствием вводной беседы и трафаретностью, шаблонностью постановки вопросов.
Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности.
Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь - вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно и поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.
Усложненный вид рассматривания - беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей.
Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать внимание к картине при индивидуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замедленны.
При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей (играющий котенок). Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно.
В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные картины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке») 1 . Одни из них даются только для рассматривания, другие - для рассматривания и последующего рассказывания.
Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В картине «Собака со щенятами», например, обращается внимание не только на собаку и ее щенят, но и на воробьев, их действия. Во время рассматривания можно предложить описать один из объектов, привлечь детский опыт. Так, в беседе по картине «На
реке» надо дать возможность полюбоваться рекой, голубым небом, пароходом, который везет много пассажиров, после чего перейти к рассматриванию находящихся на берегу, спросить, катался ли кто-нибудь на лодке, плавал на пароходе. В заключение можно прочитать рассказ на эту тему.
В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.
Так, при рассматривании картины «Осенний день», говоря о двух мальчиках, идущих в школу, можно спросить: «Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?» По картине «Зимние развлечения» для активизации воображения можно задать такой вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселится детвора, что можно услышать?» События, о которых говорят дети, будут связаны со звуковыми впечатлениями: слышно, как на морозе хрустит снег; слышен смех детей, веселые крики. Дети потом включают эти факты в свои рассказы.
Повысит детскую активность предложение самим задавать вопросы. Так в учебную деятельность детей вводится элемент самостоятельного поиска. Эти вопросы учитываются при дальнейшем рассматривании. Например, на занятии по картине «Ежи» загадывается загадка про ежа. Детям напоминают, что они уже много знают про ежей (чем питаются, как свертываются клубочком, как сердито фыркают). Затем предлагается подумать, что бы им хотелось еще узнать про ежей, и задать вопрос . У детей может появиться желание узнать, как ежи делают норки, какими ежата родятся и быстро ли растут. Далее они рассматривают картину, которая помогает получить ответ на эти вопросы. Своими пояснениями воспитатель уточняет представления детей. В конце беседы правомерно спросить: «Что нового вы узнали из беседы?» (Пример Э. П. Коротковой.)
Для активизации речи и мышления использовались такие приемы, как задание детям подумать («О чем вы еще хотели бы узнать?»), указание, в какой форме его выполнить («Задайте вопросы»), подведение детей к обобщению («Что нового вы узнали?»).
Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием.
Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Если содержание картины не вызывает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи - рассматривания картины и рассказывания по ней.
В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.
1. Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
2. Описание сюжетной картины - это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.
В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.
К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.
«Игра в прятки» - картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.
В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе - беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о методике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.
У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на...(коврике). У нее маленькие...(котята). Один...(котенок)...» и т. д. В процессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Можно прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.
Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рисунок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвертого года жизни становится возможным переходить к самостоятельным высказываниям детей. Как правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольшими отступлениями.
Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей (корова и лошадь, корова и теленок, свинья и поросенок).
Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок большой, а у поросеночка маленький пятачочек».
Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу.
Для рассказывания даются картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).
Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально.
Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.
Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».
Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку - описать кошку, а затем рассказать про всю картину.
В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.
Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) - возможен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» 1 .
В старшем дошкольном возрасте задачи обучения монологической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.
Описанию и сравнению предметных картин;
Описанию сюжетных картин;
Повествованию по серии сюжетных картин. Занятие начинается с рассматривания или повторного
просмотра картин, уточняющего основные моменты сюжета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.
Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается - дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.
Например, шин в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зимние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.
В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.
Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии 1:
На доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
Вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета;
Дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа).
Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.
Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.
В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.
Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.
В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.
Э. П. Короткова рекомендует организовывать составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько необычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).
Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям картина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Марта»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по картине «Новенькая»).
Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к картине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Может быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).
Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспитатель или дети обобщают детские рассказы в одно повествование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя - давать четкие указания. Задание рассказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ребенка сочинить что-то новое.
Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отгадывание загадок.
Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева 1 . Остановимся кратко на особенностях этой методики.
Воспринимая пейзаж или натюрморт, лети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.
Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т. д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.
Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.
Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.
Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Составление рассказа по сюжетной картине: «Зимние развлечения».
Совершенствовать речевые умения и навыки детей, продолжать работу над формированием связной речи; закреплять умение составлять рассказ по сюжетной картинке, используя личный опыт детей, умение придумывать название рассказу, систематизировать знания детей о зимних явлениях, зимних забавах.
Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, координацию речи и движения.
Коррекционно - образовательные задачи: воспитывать умение выражать понятно свои впечатления, умение выслушивать друг друга, высказывать оценочные суждения.
Оборудование : декорации, презентация по теме, мультимедийное оборудование, магнитофон, аудиозаписи, колокольчик, «снежок», «снежинки», коврик для релаксации.
Ход занятия:
I .Организационный момент.
Учитель-дефектолог. Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми, с хорошим настроением. Давайте поздороваемся друг с другом. Ведь, когда мы здороваемся - мы желаем здоровья. Давайте пожелаем здоровья друг другу и нашим гостям.
Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Дети берутся за руки и произносят на распев слово «Здравствуй!»: первый слог громко, одновременно подняв руки вверх, а второй тихо - опуская руки вниз.
II .Основная часть.
1. Беседа по теме. Отгадывание загадки:
Снег идёт,
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята
Снова к нам пришла … (зима)
Сегодня мы поговорим о зиме. Деревья зимой стоят белые, укутанные снегом, метель наметает большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но мы всё равно любим зиму.
Вы знаете, ребята, без чего не бывает зимы?
2.Упражнение «Без чего не бывает зимы?»
Дети отвечают на вопрос по очереди с помощью демонстрирующихся слайдов. «Не бывает зимы без… (снега, мороза, санок, горки, снеговика)».
Ребята, какой снег? (белый, пушистый)
Какой мороз? (крепкий, трескучий)
Какая горка? (скользкая, высокая)
Какие санки? (быстрые)
Какой снеговик? (весёлый)
2. Отгадывание загадки.
Учитель -дефектолог. Молодцы! Отгадайте ещё загадку:
«Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нём, Нос приделали, и в миг, получился …»
(Снеговик ).
Правильно. А вот и он сам. Снеговик не простой, любопытный, озорной. Встречаем снеговика. (под музыку вбегает снеговик)
Снеговик: Здравствуйте, ребята. Как я рад сегодня быть с вами.
Давайте поиграем в снежки.
3. Упражнение «Назови действие»
Снеговик говорит незаконченное предложение, а тот, кому он передаёт снежок, договаривает несказанное словечко.
Зимой метель… (метёт ).
Из снеговой тучи снежинки… (летят, кружатся ).
На зиму медведь в берлоге…… (засыпает ).
Мороз щёки и нос… (щиплет ).
Зимой вода в реке.… (замерзает ).
Иней на ветках деревьев… (сверкает ).
Зимой снег всё вокруг… (накрывает ).
Деревья зимой… (спят ).
Зимой в лесу голодный волк… (рыщет).
Зимой насекомые… (прячутся ).
Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. (снеговик убегает).
Учитель- дефектолог. Давайте, пройдём на снежную полянку и расскажем, за что мы любим зиму.
Динамическая пауза. Игра «Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)
- Что нам нравится зимой?
- Белые полянки.
- И на горке снеговой
- Лыжи или санки (2 р.). Имитируют ходьбу лыжника.
- Что нам нравится зимой?
- Чтоб копаться день - деньской Имитируют копание снега лопатой.
- Крепость делать чтобы (2 р.).
- Что нам нравится зимой?
- Потеплей одеться,
- В шубке тёплой меховой,
- На морозе греться (2 р.). Прыжки .
4.Составление рассказа по картине «Зимние развлечения».
Обращаю внимание детей на картину и предлагаю составить рассказ.
Учитель-дефектолог. Ребята, какой день нарисован на картине?
Какая погода стоит на улице?
Какое настроение у детей?
Чем занимаются дети?
Послушайте, какой рассказ получился у меня.
Идёт зима. На улице стоит снежная погода. Дети вышли на прогулку, у них хорошее настроение. Света скользит на лыжах. Радостные Катя, Лена и Миша мчатся на санках с высокой горки. Ирина и Серёжа катаются на коньках по скользкому льду. У Маши развязался шнурок и она упала. Около катка Даша и Настя слепили весёлого снеговика. Рядом Оля катает снежный ком. Как весело детям зимой.
Я назвала свой рассказ «Зимние игры детей».
При составлении рассказа старайтесь не повторять друг друга. Старайтесь, чтобы рассказ был интересным и законченным.
2-3 ребёнка рассказывают по картине. Предлагаю детям придумать название рассказа.
Снова пройдем с вами на снежную полянку.
Дыхательная гимнастика. Релаксация.
Посмотри, какое чудо на моей ладошке, Опустилась ниоткуда Маленькая крошка! С белой вьюгой прилетела Лёгкая пушинка. И на варежку мне села Звёздочка - снежинка.
«Подуй на снежинку». Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги). Посмотрите, сколько снега намело. Мы сегодня веселились и играли и пришло время отдохнуть. Дети расслабляются под звучание спокойной музыки.
Мы на снежной полянке. Идёт снег. Крупные пушистые снежинки кружатся в воздухе и медленно опускаются на деревья и землю. Кругом всё белым бело. Иней на деревьях переливается разноцветными огоньками. Вам хорошо и спокойно.
«Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:
Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого ты, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети встали, потянулись и конечно улыбнулись,
С белой зимушкой прощались, в свою группу отправлялись.
III . Итог занятия.
Учитель-дефектолог . Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?
Чей рассказ вам понравился больше?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД № 000
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН»
СОСТАВИЛА
ВОСПИТАТЕЛЬ: СТЕПАНЧЕНКО О. А.
КАЛИНИНГРАД
Конспект занятия в подготовительной группе
«Составление рассказа по серии сюжетных картин»
Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.
Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин.
Развивающие: Развивать способность самостоятельно придумывать события.
Воспитательные: Воспитывать уважение к чужому труду. Развивать наблюдательность
Предварительная работа: Игра «что было сначала, что потом?» Чтение рассказов о временах года.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – личностное развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Предметно – развивающая среда: серия сюжетных картинок (в конверте), мяч.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детской сад почтальон принес письмо.
Обнаруживают, что в нашу группу.
Воспитатель: Давайте посмотрим что в нем! (Письмо от Лисички, в котором она пишет, что хочет принять участие в конкурсе рассказов. Но ей нужна помощь, чтобы составить самый лучший рассказ. В конверте еще лежат картинки).
Воспитатель: Вы согласны помочь Лисички? Что для этого надо сделать?
Ответы детей: Расставить картинки по порядку, рассмотреть каждую картинку, составить по каждой картинке несколько предложений, придумать название, составить рассказ по всем картинкам.
Воспитатель: Для того, чтобы наш рассказ получился давайте поиграем и вспомним признаки зимы.
Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом)
- Осенью бывает листопад, а зимой (снегопад) Летом бывает дождь, а зимой (снег). Весной снег тает, а зимой (идет). Летом катаются на велосипеде , а зимой на (санках). Весной все просыпается, а зимой все (спит). Летом жарко, а зимой (холодно). Осенью листья жёлтые, а зимой (белые). Летом растут растения, а зимой (сугробы). Весной насекомые вылезают, а зимой (прячутся). Весной медведь просыпается, а зимой (спит). Летом день длинный, а зимой (короткий). Летом ветер теплый, а зимой (холодный) Летом заяц серый, а зимой (белый).
2. Основной этап
Дети садятся на стулья возле магнитной доски.
Воспитатель выставляет картинки на магнитную доску не по порядку (одна картинка не по сюжету).
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Что общего на этих картинках?
Дети: На всех картинках одни и те же герои.
Воспитатель: Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой?
Ответы детей.
Дети расставляют картинки в правильном порядке поочередно.
Беседа по картинкам:
Воспитатель: Какое время года изображено на первой картинке?
Дети: Зима
Воспитатель: Чем заняты дети?
Ответы детей.
Воспитатель: Рассмотрите вторую картинку.
— Что изменилось на картинке?
— Что задумал сделать заяц?
— Как он это решил сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Рассмотрите третью картинку.
— Что придумал заяц после неудачного прыжка за морковкой?
Смог заяц дотянуться до морковки? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Рассмотрите четвертую картинку.
В каком настроении находится заяц? Почему?
Воспитатель: Рассмотрите пятую картинку.
Что произошло со снеговиком?
Почему он растаял?
Какое настроение у зайца? Почему?
3. Физкультминутка «Зимние игры»
Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),
И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).
Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)
Стали лепить их и друг в друга кидать - («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).
Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)
—бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)
Весело зимой! Не хочется домой!
Воспитатель:
А теперь поиграем с вами в игру « Продолжи рассказ».
Воспитатель: Ребята, я думаю, что составленный нами рассказ очень понравиться Лисички и она сможет победить на конкурсе. А мы с вами ещё немного поиграем.
Игра « Живые слова». (Один из детей становится словом –дети, само по себе это слово нам ничего не говорит и не рассказывает и мы не знаем о детях ничего: какие они, что они делают.
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы слова начали рассказывать?
Им надо подружиться и встать в определенный порядок.
(Выбираются дети, которые становятся словами «дружные», «дети», «слепили», «большого», «снеговика»).
Задание: встать в нужном порядке – «Дружные дети слепили большого снеговика».
Вот и получилось предложение. Давайте его прочитаем.(сначала «дети-слова» повторяют свои слова, а потом кто-то из «детей-зрителей»
Скажите, что вы узнали о детях из этого предложения?
Воспитатель: У меня для вас есть еще одна игра! Подберем к слову «снег» однокоренные слова.
(Дети говорят поочередно, кто не называет, тот выбывает из игры, победитель получает медаль).
Ответы детей.
4. Рефлексия:
— О чём мы сегодня говорили на занятии? От кого получили письмо? О чем нас просила Лисичка? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось делать?