Увеличение пенсионного возраста в беларуси. Мвф рекомендует беларуси и дальше повышать пенсионный возраст. Кто не получит трудовую пенсию

Решение белорусских властей о повышении пенсионного возраста на 3 года назвали в свое время «политически приемлемым». Очевидно, что новая рекомендация экспертов МВФ о повышении трудовой активности до 65 лет не вписывается в рамки этого определения. Пойдет ли на такой шаг белорусское руководство?

Эксперты, к которым обратилась «БГ», единодушны во мнении, что в ближайшие годы повышения пенсионного возраста ждать не стоит. Однако в недалекой перспективе белорусские власти вынуждены будут вернуться к вопросу пенсионной реформы.

«Заключение МВФ по поводу пенсий, скорее, наблюдательное, – считает Евгений Прейгерман , директор по исследованиям ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб». – Они смотрят на состояние государственных финансов. И ни для кого не секрет, что это состояние далеко от хорошего. Пенсионные выплаты – один из слабых моментов системы. Но пока я не слышал, чтобы вопрос о дальнейшей реформе пенсионной системы стоял как краеугольное требование МВФ».

Миссия МВФ начала 21 сентября в Минске очередной раунд переговоров о программе реформ и кредите для Беларуси. Среди вопросов, которые стояли на повестке дня, были и дальнейшие пенсионные реформы. Фонд рекомендовал белорусским властям продолжить их, чтобы устранить пенсионный разрыв после 2022 года. Среди мер, предлагаемых экспертами, – постепенное повышение порога выхода на заслуженный отдых до 65 лет, причем как для мужчин, так и для женщин.

На учете в органах по труду, занятости и соцзащите состоят 2 605,6 тыс. пенсионеров, из них 82% – получатели пенсий по возрасту.

Напомним, Беларусь уже сделала шаг по реформированию пенсионной системы. Указом от 11 апреля 2016 года №137 предусматривается с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами – 58 лет. Предпринятые действия решили проблему, но не полностью. Отчисления работодателей и взносы работников приблизительно соответствуют пенсионным выплатам, дают эксперты МВФ оценку нынешнему состоянию белорусской пенсионной системы. Среди прочего помогло недавнее увеличение минимального стажа работы для назначения пенсии по старости с 5 до 20 лет.

Сложность в том, что выбранный вариант повышения пенсионного возраста исчерпает себя к концу 2022 года. Эксперты Фонда прогнозируют, что в последующем бюджет пенсионной системы будет ежегодно снижаться приблизительно на 0,15% ВВП. Сейчас на выплату пенсий Беларусь тратит примерно 10% от ВВП.

МВФ предлагает комплекс мер, в числе которых:

постепенное увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 65 лет и последующую его привязку к средней продолжительности жизни;

– переиндексацию пенсионных пособий с учетом инфляции, а не темпа роста заработной платы в долгосрочной перспективе (при сохранении определенного смешанного варианта для минимальных пенсий);

– дальнейшее ограничение практики досрочного выхода на пенсию;

– меры по стимулированию спроса на работников старшей возрастной группы.

Сегодня ждать повышения пенсионного возраста до 65 лет не стоит, считает Лев Марголин , экономист, заместитель председателя Объединенной гражданской партии. «Это действие, растянутое во времени, – отмечает он. – Никто не мешает Лукашенко, если он надеется дожить до этого времени, подождать шесть лет, пока мы дойдем до 63-х. И плавно, не останавливаясь, провозгласить, что будем и до 65 поднимать».

По мнению эксперта, белорусские власти понимают, что повышение возраста выхода на заслуженный отдых до 58 – 63 лет не спасет пенсионный фонд. Он напомнил, что когда реформа обсуждалась, Александр Лукашенко говорил, что рассматривали три варианта. «Остановились на промежуточном , – уточнил Лев Марголин. – Я считаю, что сейчас никто на повышение не пойдет, потому что это не принесет экономических выгод и вызовет негативную реакцию в обществе. Но когда на практике будет достигнут возраст 58 – 63 года, станет вопрос, что надо поднимать и дальше».

Рекомендация МВФ о стабилизации пенсионной системы не в приоритетах, считает экономист, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук . «МВФ оценивал все элементы: монетарную политику, фискальную, национальную, госуправление , – рассказал он. – Написали, в том числе, и про это. Они похвалили белорусские власти за повышение пенсионного возраста» .

Эксперты «БГ» считают, что данная рекомендация не относится к разряду срочных и необходимых, без которых Беларуси не дадут кредит. «Это далеко не основная претензия со стороны Международного валютного фонда, – поделился Лев Марголин. – Если что-то и станет препятствием, то это вещи, которые более серьезно влияют на общую ситуацию в экономике. Это вопрос государственного сектора, что с ним делать – приватизировать, структурировать, вопросы директивного кредитования и тому подобные. Не хочу сказать, что они более серьезные, но более масштабные и дорогостоящие».

В Беларуси на начало 2016 года на 1 000 пожилых мужчин приходилась 1 841 пожилая женщина.

«МВФ говорит про управление государственными активами, про необходимость снижения инфляции, про независимость Национального банка», – обозначил ключевые направления необходимых реформ Ярослав Романчук.

В этой ситуации пенсионный вопрос едва ли будет главным при рассмотрении возможностей финансово-кредитного сотрудничества Беларуси и МВФ. К нему, вероятно, вернутся через несколько лет. И тогда пенсионный возраст, возможно, будет повышен.

Стали известны детали программы экономической интеграции России и Белоруссии , парафированной сторонами в начале месяца, но до сегодняшнего дня публично не раскрывавшейся. Речь в ней, в частности, идет о намерении создать единые Налоговый и Гражданский кодексы, а также ввести единый регулятор рынков нефти газа и электроэнергии с января 2021 года. В деталях программы разбирался «Коммерсант».

Как отмечает газета, подобная степень экономической интеграции выше, чем у Европейского союза , и добавляет, что с 2022 года речь может идти о фактически конфедеративном государстве. При этом вряд ли оно будет полностью равноправным для сторон: экономика РФ в 29 раз больше белорусской. Учитывая это, пишет издание, при реализации плана к 2021 году речь идет о поглощении сильно огосударствленной экономикой России почти полностью государственной экономики Белоруссии на уровне управления.

Стоит отметить, что целый ряд российских экономических и социальных реалий едва ли будет воспринят белорусской стороной. Взять хотя бы ту же пенсионную реформу.

В Белоруссии пенсионная реформа также осуществляется, но не столь радикально, как в России. Как и его российский коллега Владимир Путин , президент Белоруссии Александр Лукашенко объяснил необходимость повышения возраста выхода на пенсию изменившейся демографической ситуацией и ростом продолжительности жизни.

При этом повышение пенсионного возраста происходит поэтапно. Кроме того, вопрос повышения возраста выхода на пенсию был предметом широкой общественной дискуссии. Так, Совет министров Белоруссии предложил три возможных сценария: первый - постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин до 63 лет, для женщин до 58 лет; второй - до 63/60, третий - до 65/60 лет. Остановились в итоге на первом варианте, поднимать планку выхода на пенсию начали с 1 января 2017 года, каждый год прибавляя к пенсионному возрасту шесть месяцев.

Отметим также, что в результате в Белоруссии пенсии работающих пенсионеров не ниже, чем у неработающих и регулярно индексируются. Кроме того, значительную долю пенсионных взносов платит работодатель, в то время, как в России это все больше перекладывается на работников.

Судя по всему, это и стало причиной того, что Минску удалось избежать массового недовольства населения пенсионной реформой, и не допустить серьезного падения рейтинга власти, как это произошло в России.

Но что будет теперь? Приведет ли интеграция к унификации пенсионного законодательства? Как это будет воспринято в Белоруссии? Какие еще потенциально раздражающие населения черты российской социально-экономической системы могут быть перенесены в Белоруссию?

Более глубокая интеграция России и Беларуси может пойти по двум основным сценариям, - считает директор Владимир Лепехин - Первый бы я назвал путинским сценарием, второй - медведевско-кудринским.

Путинский (консервативный) сценарий предполагает последовательную экономическую интеграцию в той парадигме, в какой происходит сегодня евразийская интеграция в рамках ЕАЭС, когда сопрягаются первоначально базисные отрасли экономики, а к ним подтягивается по мере созревания и все остальное.

В ЕАЭС давно утвержден алгоритм формирования единого энергетического пространства, вслед за ним - транспортно-логистического, а затем и финансового. Очевидно, что к такому сценарию интеграции давно готовы экономики Союзного государства Беларуси и России, и первая отрасль, в которой должна быть обеспечена гармонизация отношений и оптимизация взаимодействия - это энергетика.

В настоящее время необходимо увязать в один взаимовыгодный узел весь блок вопросов, связанных с ценой на российский газ, стоимостью его транзита через Белоруссию в Европу, поставками российской нефти и нефтепродуктов в РБ, стоимостью электроэнергии и т.п. Если это удастся - власти обеих стран обязаны приступить к унификации экономического законодательства и принятию единого Налогового кодекса с параллельным формированием единого таможенного, налогового и транспортно-логистического пространств.

На третьем этапе глубокой интеграции РБ и РФ необходимо приступить к гармонизации бюджетов двух стран и согласованной финансовой политике с постепенным выходом на создание единого ЦБ Союзного государства. Именно переход к формированию единой финансовой системы станет камертоном глубокой интеграции и рубежом, после преодоления которого можно будет говорить о трансформации СГ в конфедерацию.

Медведевско-кудринский (либеральный, прозападный) вариант интеграции России и Белоруссии предполагает иные цели и другую последовательность действий. Очевидно, что жадным до белорусских активов транснациональным олигархам наплевать на интересы российской и белорусской экономик, но распотрошив в свое время Россию, они таким же макаром намерены распотрошить и РБ. Вот почему чиновники медведевского правительства (в значительной степени приватизированного транснациональными компаниями) будут всячески препятствовать интеграции базисных отраслей и оптимизации бюджетной политики двух стран, одновременно стремясь навязать Беларуси приватизацию прибыльных активов, монетизацию социальной сферы, ужесточение пенсионной реформы в том числе, и дезавуируя стремление двух народов к цивилизационному сближению.

Учитывая же, что исполнением требований Путина и Лукашенко будут заниматься в основном чиновники правительства РФ , существует опасность того, что интеграционные задачи, поставленные президентами двух стран, будут не просто провалены, но исполнены с точностью до наоборот: когда идея глубокой интеграции будет полностью дискредитирована в интересах прозападных и русофобских сил. Как это произошло с Украиной, когда вопросами сближения России и Украины занимались такие люди, как Виктор Черномырдин и Михаил Зурабов , направляемые высокими чинами из правительства РФ и МИД России .

Не исключено, что различные коррупционные чиновники РФ будут продавливать выгодные даже не для России, а для отдельных олигархических групп варианты решений по газу и иной энергетике. Они же будут навязывать президентам двух стран заведомо порочные решения.

«СП»: - А как насчет той же пенсионной реформы? Удастся ли им продавить ее в Белоруссии?

Какая пенсионная реформа без решения фундаментальных вопросов? Пенсионная реформа в Белоруссии - это медведевско-кудринская диверсия, которая уничтожит Союзное государство.

С моей точки зрения, реальная экономическая интеграция России и Беларуси при сохранении последней своего социального и политического суверенитета как во взаимоотношениях с РФ, так и во взаимоотношениях с Западом, возможна только при новом патриотическом правительстве в РФ и, как минимум, при новом, не прозападном Министерстве иностранных дел в Беларуси.

Полагаю, что руководству Беларуси нужно поставить перед РФ жесткие условия: глубокая интеграция в энергетике и транспортно-таможенной сфере возможна и необходима только по формуле Путина-Лукашенко; интеграция в финансовой сфере и налоговой политике возможна только при смене руководства правительства РФ, интеграции в социальной сфере быть не должно; решения в сфере социальной политики (в том числе - и пенсионная политика) должны быть прерогативой руководства суверенной Белоруссии.

Налоговые системы России и Белоруссии, конечно же, имеют свои различия, но по ряду основных положений они схожи, - отмечает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев .

Например, базовую ставку НДС в размере 20% установили обе страны, хотя в Белоруссии эта ставка более гибкая и там существуют отраслевые исключения, в которых ставка снижается до 10%. Общий налоговый кодекс - это важнейшая законодательная основа для глубокой экономической интеграции. Это позволит на системном уровне избежать поводов для возникновения возможных конфликтов в торговой сфере, ведь сегодня зачастую именно разница между налоговыми системами наших стран закладывает фундамент для разногласий между Москвой и Минском. Именно налоговые маневры позволяют младшим участникам Евразийского экономического союза конкурировать с Москвой. Минск не является в данном случае исключением. Если стороны таким образом смогут урегулировать, например, экспортные пошли и налог на полезные ископаемые, то это снимет периодически возникающую повышенную напряженность во взаимоотношениях между странами.

Что касается пенсионного возраста, то Минск, не исключено, воспользуется возможностью поднять пенсионный возраст до того уровня, который уже установила Москва после своей пенсионной реформы. При таком сценарии белорусским властям будет просто обосновать для своего населения именно такой сценарий.

В Белоруссии в последнее время и так происходит обсуждение сценария повышения пенсионного возраста, один из которых подразумевал как раз российский вариант. А тут появится хороший повод для введения наиболее радикального сценария повышения пенсионного возраста - будет идти ссылка на Москву и на глубокую эконмическую интеграцию, которая происходит между РФ и РБ. Для белорусских граждан главным виновником повышения пенсионного возраста станет Москва, что снимет негатив в сторону самих белорусских властей.

«СП»: - Почему в Белоруссии многие непопулярные реформы осуществляются более плавно, чем в России и не вызывают такой волны недовольства?

Вряд ли можно говорить о том, что в Белоруссии непопулярные реформы проходят более гладко, чем в России. Критика со стороны оппозиционных ресурсов, недовольные комментарии в интернете - эти элементы присутствуют и там. Можно вспомнить и весьма массовые протесты, которые последовали после крайне неудачной реформы по введению в действие Декрета «О предупреждении социального иждивенчества», призванного бороться с тунеядством. Минск стремился компенсировать социальные расходы, попытавшись собирать дополнительные налоги. Но население восприняло это крайне негативно, так как у граждан наших стран пока крайне актуальной остается историческая память о советском периоде, в котором борьба с тунеядством была одним из элементов подавления свободы граждан.

В России также весьма активно обсуждают, каким образом собирать налоги с граждан, которые скрыты от налоговых регуляторов, но занимающиеся предпринимательской деятельностью. Вполне вероятно, что Минск и Москва объединят усилия по этому направлению, и сценарий Москвы с налогом для самозанятых выглядит более перспективным для внедрения в обеих странах, чем подход Минска по этому вопросу.

То, что мы увидели - это очередной дежурный документ по интеграции, - считает эксперт по проблемам российско-белорусских отношений Дмитрий Болкунец .

Наблюдая, как Александр Лукашенко старательно подбирает нужные слова, я очень скептически отношусь к тому, что данная программа будет выполнена. Это не первая попытка и все прошлые не были до конца реализованы. В случае реализации данной программы Россия через экономическую интеграцию будет способствовать проведению реформ в белорусской экономике. «СП»: - К чему приведет создание общего налогового кодекса? Кто под кого будет в большей степени подстраиваться? - Изменение налогового законодательства плохой сигнал для бизнеса и инвесторов. Изменение правил игры создает определенные риски. Принятие общего для двух государств налогового кодекса - очень сложный процесс. Пока у меня понимания, как это будет происходить с учетом интересов двух стран, нет.

«СП»: - Если будет такое сближение, то можно предположить, что Лукашенко надо будет и пенсионный возраст подтягивать российскому. А то странно получается, мы выходим на пенсию в 65, они в 63. Пойдет ли на это Лукашенко?

Вопросы пенсионного возраста не самые главные. Чиновники часто говорят о массовых сокращениях, исчезновении тех или иных профессий, но мало кто предлагает места трудоустройства для уволенных граждан. Поднимаясь на высокую трибуну, политики не замечают человека. Новый мировой тренд - переход на 4-дневную рабочую неделю. Считаю данный вопрос должен войти в повестку дня. «СП»: - Какие еще вызывающие недовольство населения факторы российской экономики могут стать белорусской реальностью при углублении интеграции? - Наибольшее беспокойство вызывает коррупция. В Беларуси она тоже присутствует, но другой масштаб.

Постсоветское пространство: Донецк стучится в дверь России, но ему не открывают

Новости Союзного государства: В Кремле прокомментировали новости об интеграции России и Белоруссии

Пенсионным возрастом юридически называется определяемое государством число лет, прожив которое граждане страны конституционно получают право на регулярные выплаты из бюджета республики, именующимися пенсионными пособиями.

Возрастные пенсии финансируются республиканским бюджетом. Правительство обязывает работодателей, и наёмных подчиненных в течение всей карьеры выплачивать отложения в Фонд соцзащиты. Для наёмных рабочих эта цифра составляет 1% от своего заработка, для руководителей — 28%.

Лидер государства А. Лукашенко в начале апреля 2016 года подписал указ, предусматривающий повышение возрастного порога выхода на пенсию на 6 месяцев ежегодно в период с 01.01.2017 по 01.01.2022 . Из этого следует, что возраст получения пенсионного пособия составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин.

Важно знать, что дата обращения в регулирующее учреждение также определяет дату зачисления на обеспечение государством.


Таблица выхода на персию в РБ, женщины

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1962
01.07 — 31.12.2017
55,5
01.07 — 31.12.1962
01.07 — 31.12.2018
56
01.01 — 30.06.1963
01.07 — 31.12.2019
56,5
01.07 — 31.12.1963
01.07 — 31.12.2020
57
01.01 — 30.06.1964
01.07 — 31.12.2021
57,5
01.07 — 31.12.1964 и младше
01.07 — 31.12.2022
58

Таблица выхода на персию в РБ, мужчины

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1957
01.07 — 31.12.2017
50,5
01.07 — 31.12.1957
01.07 — 31.12.2018
61
01.01 — 30.06.1958
01.07 — 31.12.2019
61,5
01.07 — 31.12.1958
01.07 — 31.12.2020
62
01.01 — 30.06.1959
01.07 — 31.12.2021
62,5
01.07 — 31.12.1959 и младше
01.07 — 31.12.2022
63

Когда пора на пенсию?

Рождённые в:

  • первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
  • второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
  • первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
  • второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
  • первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
  • второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.

Пенсионный возраст в мире

Помимо РБ в ближайшей перспективе планируют повышение пенсионного порога такие государства, как:

  • Российская Федерация, где дискутируется повышение возраста для обоих полов до 65 лет;
  • Казахстан, в чьих планах уравнять возраст для женщин с мужским (63 года) с 2018 года;
  • Соединённые Штаты Америки, где порог может повысится с 65 до 69 лет;
  • Эстония, в которой в 2026 году возраст составит 65 лет для всех.

Причиной инициирования реформ для стран бывшего Советского Союза считается демографический кризис 1990-х годов, повлёкший за собой снижение рождаемости.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в

Анна Рыбчинская / FINANCE.TUT.BY
6 сентября 2019, 11:57

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Женщины в Беларуси по-прежнему уходят на пенсию на пять лет раньше мужчин. И хотя власти не первый год рассматривают возможность сократить эту разбежку или и вовсе отказаться от нее, но на конкретные шаги пока не решаются. При этом во многих странах, в том числе и у наших соседей - Украины и Литвы, решили уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин. FINANCE.TUT.BY выяснял, можно ли (и нужно ли) увеличить возраст выхода на заслуженный отдых для женщин в Беларуси и как этот вопрос решали соседние страны.

«Труд стал не таким тяжелым, рождаемость и связанная с этим нагрузка на женщин снизились»

Идея пусть и не уравнять, но хотя бы сблизить женский пенсионный возраст с мужским появилась еще в 2016 году, когда в правительстве обсуждали, как именно в стране будут повышать пенсионный возраст. Один из трех возможных сценариев предполагал увеличение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, а для мужчин - до 63. То есть разрыв сократился бы с пяти лет до трех.

- Здесь за основу бралось прежде всего то, что сегодня средняя продолжительность жизни женщин составляет 78,4 года, а получение пенсии - более 20 лет после выхода на пенсию, - говорила Марианна Щеткина , которая в то время была министром труда и соцзащиты. - Но возникает вопрос: можем ли мы сегодня скинуть со счетов социальный аспект, нагрузку на женщин? Должна ли быть разница между выходом на пенсию у мужчин и женщин? Какова нагрузка на женщин в домашнем хозяйстве? Достигли ли мы сегодня того уровня гендерного равенства?

В итоге президент выбрал самый щадящий вариант повышения - на три года для женщин и мужчин. Так что прежний пятилетний разрыв сохранился. В нынешнем году мужчины выходят на пенсию в 61,5 года, женщины - в 56,5. В 2022 году, когда закончится нынешняя пенсионная реформа, возраст выхода на заслуженный отдых составит 63 года и 58 лет соответственно.

Но чиновники и эксперты говорят о том, что наиболее вероятный шаг после окончания нынешнего повышения пенсионного возраста - это еще одно повышение, но теперь уже только для женщин. В прошлом году такой вариант обсуждали в Совете Республики. А в январе 2019-го министр труда Ирина Костевич , говоря об уравнивании пенсионного возраста для мужчин и женщин, не исключила, что «может быть, мы придем к этому».


Наконец, уравнять пенсионный возраст для мужчин и женщин предлагали эксперты МВФ. Причем не просто уравнять, но и повысить до 65 для обоих полов.

- Эта пятилетняя разница в пенсионном возрасте была заложена еще в советские времена, когда труд был в основном тяжелым, физическим, а женщины вдобавок много рожали. Все это приводило к тому, что женский организм быстрее изнашивался, и государство обеспечивало социальную защищенность женщин исходя из этих предпосылок, - объясняет заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина . - Сейчас ситуация кардинально изменилась. Труд стал не таким тяжелым, рождаемость и связанная с этим нагрузка на женщин снизились. Вдобавок во многих странах, в том числе в Беларуси, женщины в среднем живут дольше, чем мужчины.

Эксперт обращает внимание на то, что из-за того, что женщины живут дольше, а на пенсию выходят раньше, на Фонд соцзащиты ложится дополнительная нагрузка.

- Фонд должен обеспечивать социальную поддержку в виде пенсий и вдобавок продолжать выплачивать другие пособия, например детские. Если сохранить ситуацию, которая складывается у нас сейчас, то Фонд соцзащиты может перейти в состояние хронического дефицита (пока он в профиците), а бесконечно брать деньги из бюджета на его поддержку мы тоже не можем, - поясняет Анастасия Лузгина.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Мирон Климович, TUT.BY


Заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Анастасия Боброва говорит, что женщины на пенсии живут в среднем на 10 лет дольше мужчин.

- По данным за 2018 год, мужчинам, которым исполнилось 63 года, в среднем предстоит прожить еще 14 лет, женщинам в том же возрасте - 20. Если посмотреть на возраст 58 лет, то мужчинам предвещают еще 17 лет, женщинам на 7 лет больше - 24 года. Получается, что женщины на пенсии живут на 10 лет дольше мужчин, - приводит цифры Анастасия Боброва. - Поэтому даже если женщины будут выходить на пенсию в возрасте 60−64 года, то они еще, грубо говоря, успеют пожить. С учетом этих обстоятельств можно говорить о том, что женский пенсионный возраст можно поднять до мужского, в то время как для мужчин этого потенциала для повышения почти нет. Так что повышение пенсионного возраста для женщин могло бы решить сразу две проблемы: во-первых, удалось бы уменьшить расходы на пенсии, во-вторых, на рынке труда осталось бы больше человек.

Анастасия Лузгина обращает внимание еще на одну проблему более раннего пенсионного возраста для женщин - необходимость отработать нужный для пенсии стаж за более короткий срок, чем мужчинам.

- Родив ребенка, женщина уходит в декрет на три года, что тоже выбивает ее из трудовой деятельности. С учетом того, что у нас существует минимальный страховой стаж, необходимый для получения пенсии, женщинам может быть сложно отработать необходимое количество лет, особенно если детей несколько, - поясняет Анастасия Лузгина. - Кроме того, сейчас все больше женщин сами хотят работать дольше и не выходить на пенсию так рано. При этом организации зачастую не продлевают контракты с людьми, достигшими пенсионного возраста, даже если они здоровы физически и могли бы работать дальше. В результате человеку приходится отправиться на пенсию или устроиться на новую работу, которая, скорее всего, будет ниже прежней по статусу и уровню дохода.

Анастасия Боброва предлагает учесть какие-то нюансы: например, сократить пенсионный возраст для женщин, у которых есть 3−4 ребенка.

- Но и здесь могут быть неоднозначные ситуации, - рассуждает Анастасия Боброва. - Например, если в декретный отпуск уходил мужчина, а не женщина, будет ли для него сокращен возраст выхода на пенсию? Об этом тоже нужно задуматься с учетом тенденции к разделению семейных обязанностей. Также пожилые женщины часто занимаются воспитанием внуков. Но и возраст рождения первого ребенка тоже увеличивается, соответственно, женщины становятся бабушками позже, это может произойти как раз к 60 годам. Но нам нужно так выстраивать социальную политику, чтобы женщины, выходя на пенсию, занимались внуками, только если они сами этого хотят.


А как решают вопрос с разбежкой в пенсионном возрасте мужчин и женщин в других странах?

Во многих странах пенсионный возраст мужчин и женщин сравнялся уже давно. Например, в Германии, США, Бельгии, Дании он составляет 65 лет, в Греции и Исландии - 67. Некоторые из тех стран, в которых разрыв до сих пор сохранялся, его убирают или минимизируют. Так, в Великобритании пенсионный возраст для женщин в прошлом году окончательно дорос с прежних 60 до мужских 65, а в Израиле его планируют поднять с 62 до 65 (мужчины там выходят на пенсию в 67).

Литовский опыт: «У нас больше нет дискуссии по поводу повышения пенсионного возраста»

Еще одна соседка Беларуси, которая уже давно отказалась от пятилетней разницы в пенсионном возрасте между мужчинами и женщинами, - это Литва. В нынешнем году мужчины там выходят на пенсию в 63 года и 10 месяцев, женщины - в 62 года и 8 месяцев. Через семь лет все будут становиться пенсионерами в 65.

- В Литве по этому поводу уже нет дискуссии, потому что первая реформа, связанная с повышением пенсионного возраста, прошла у нас очень давно, в 1995 году, - говорит профессор Вильнюсского университета, экономист Ромас Лазутка . - Уже в тот момент было решено, что разница между пенсионным возрастом мужчин и женщин будет сокращаться. Пенсионный возраст для женщин увеличился с 55 до 60 лет, для мужчин - с 60 до 62,5 лет. В 2011 году решили продолжать увеличение с таким расчетом, чтобы к 2026 году и женщины, и мужчины выходили на пенсию в 65. Разумеется, эти повышения никогда не были одномоментными. Каждый год пенсионный возраст мог повышаться на два-четыре месяца. Наиболее болезненно эти изменения восприняли те, кому предстояло выходить на пенсию в ближайшее время. Но таких людей было не очень много, и поэтому какого-то большого сопротивления реформе не было.

По словам Ромаса Лазутки, к сближению, а потом и уравниванию пенсионного возраста для женщин и мужчин литовцы в целом отнеслись с пониманием.

- Раньше во многих странах пенсионный возраст для женщин был более низким, потому что в индустриальном обществе люди в основном работали там, где была нужна физическая сила. Соответственно, в пожилом возрасте женщинам становилось тяжелее работать, особенно с учетом того, что до этого они рожали и воспитывали детей. Но теперь аргументов в пользу того, чтобы женщины раньше выходили на пенсию, не осталось, - объясняет Ромас Лазутка.

При этом эксперт подчеркивает: ограничиваться уравниванием пенсионного возраста для мужчин и женщин нельзя, потому что «социальная политика должна идти в комплексе».

- Зачастую неоплачиваемый труд в семьях больше ложится на плечи женщины просто потому, что так принято. Эта ситуация постепенно меняется, но недостаточно быстро. Нужно прикладывать усилия к тому, чтобы способствовать этим изменениям, в том числе с помощью законов. Например, в Европарламенте уже готово решение о том, чтобы часть отпуска по уходу за ребенком брали на себя отцы и у них не было права передать эту часть отпуска матери. В некоторых странах такая практика уже действует. Таким образом время, затраченное на воспитание ребенка, делится поровну, и женщинам становится проще достигать карьерных вершин и работать равное время с мужчинами, - говорит Ромас Лазутка.

По его мнению, очень важно, чтобы не было дискриминации на рынке труда, связанной с возрастом и полом.

- У некоторых работодателей до сих пор есть предрассудки, что женщины в 50 лет больше не могут выполнять какие-то профессиональные действия, но это, честно говоря, просто ерунда. Современные женщины, которые не занимаются тяжелым физическим трудом, распределяют обязанности по дому, ведут здоровый образ жизни, в 50 лет и старше ничем не хуже молодых. Государство также должно совершенствовать систему здравоохранения, пропагандировать здоровый образ жизни, предоставлять людям возможности для переобучения и повышения квалификации. Если заниматься всем комплексом социальной политики одновременно, общество получит от этого только плюсы. Люди не будут сопротивляться повышению пенсионного возраста, потому что у них будет достаточно здоровья и возможностей для того, чтобы зарабатывать и тратить деньги, более качественно отдыхать и больше откладывать на то время, когда они уже объективно не смогут работать.

Украинский опыт: «Если бы повысили пенсионный возраст для мужчин, он бы перекрывал их среднюю продолжительность жизни»

Среди стран, которые повышают пенсионный возраст для женщин, оказалась и Украина. Там этот процесс начался еще в 2011 году. Каждый год женский пенсионный возраст прибавляет по полгода, чтобы в результате к 2021 году вырасти c 55 до мужских 60. В текущем году пенсионный возраст для украинок - 59 лет.

- Предпосылки именно к такому решению были очень простыми: средняя продолжительность жизни женщин в Украине значительно выше, чем мужчин, - говорит Владимир Дубровский , старший экономист CASE Украина. - Мужчины по достижении пенсионного возраста живут меньше 10 лет, женщины - порядка 18 лет даже сейчас, уже после повышения. А на тот момент эта разница была еще больше. Говорилось даже, что у женщин в Украине самая большая средняя продолжительность жизни на пенсии в мире. Понятно, что эта диспропорция несправедлива и не отвечает логике существующей у нас солидарной пенсионной системы (система, при которой взносы работающих людей идут на выплату пенсий пенсионерам. - Прим. ред.).


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY


По словам эксперта, в Украине тоже рассматривали разные сценарии повышения пенсионного возраста. Были и те, которые включали в себя повышение не только для женщин, но и для мужчин. Но они «вызывали большое сопротивление общества».

- На тот момент средняя продолжительность жизни мужчин составляла 62 года. То есть, если бы мы повысили пенсионный возраст для мужчин, он перекрывал бы среднюю продолжительность жизни. Идея унифицировать пенсионный возраст мужчин и женщин не вызывала такого большого сопротивления, поэтому в итоге решили остановиться на ней. К тому же это обсуждалось уже очень давно, с начала 2000-х, - поясняет Владимир Дубровский. - В целом повышение пенсионного возраста - это нормальное явление. Наше поколение, особенно если говорить о городских жителях, намного лучше следит за здоровьем, намного более работоспособно, чем были наши родители в том же возрасте. Мне сейчас 57, и мои одноклассницы совершенно не выглядят как пенсионерки. Они ведут активный образ жизни, работают, у них дети-внуки.

Но принципиальных проблем солидарной пенсионной системы повышение возраста выхода на заслуженный отдых для женщин не решило, убежден Владимир Дубровский.

- В странах с такой демографией, как Украина или Беларусь, она (солидарная пенсионная системы. - Прим.авт.) в принципе не может существовать. На мой взгляд, такая пенсионная система изначально была авантюрой, своего рода финансовой пирамидой. Но любая пирамида рано или поздно рушится, и мы живем как раз в то время, когда это происходит, причем во всем мире. В результате все попытки сбалансировать пенсионный фонд приводят к тому, что участие в пенсионной системе становится все менее выгодным. По нашим подсчетам, женщины получают из нее порядка 75% вложенного, мужчины - только половину. То есть на выходе люди получают меньше денег, чем внесли. Поэтому как ни повышай пенсионный возраст, пенсия в солидарной системе все равно будет становиться все менее и менее выгодной.

Почему не получится ограничиться только повышением пенсионного возраста?

А в Норвегии сложилась и вовсе парадоксальная ситуация. Пенсионный возраст там сейчас составляет 66 лет, но при этом на пенсию можно уходить начиная с 62, получая при этом меньшую пенсию. Статистика показывает, что примерно половина норвежских мужчин предпочитает уйти на пенсию раньше, в то время как среди женщин этот показатель - только 20%. Получается, когда есть возможность выбора, далеко не факт, что дольше захотят и смогут работать именно мужчины.

Экономист Ромас Лазутка говорит, что гибкий пенсионный возраст - это та идея, которая смогла бы примирить все стороны в этом вопросе.

- Сейчас в экономических кругах все больше говорят о введении гибкого пенсионного возраста. Работы бывают очень разные: на некоторых объективно тяжело работать после 60, а на других, в первую очередь связанных с умственным трудом, можно работать гораздо дольше. К тому же различаются не только работы, но и сами люди. Кто-то с возрастом чаще болеет, кто-то, наоборот, остается здоровым. Все это приводит нас к тому, что идея жесткого пенсионного возраста, одинакового для всех жителей страны, больше неактуальна, - считает Ромас Лазутка. - С учетом этих обстоятельств было бы логичнее, если бы люди сами могли выбирать, когда им выходить на пенсию, скажем, в промежутке между 60 и 70 годами. Конечно, если человек раньше выходит на пенсию, то и пенсия у него должна быть меньше, чем у того, кто работает дольше. Но такой механизм можно назвать более справедливым, потому что люди разные и способности у них тоже разные.

Анастасия Лузгина напоминает, что ограничить пенсионную реформу одним лишь повышением пенсионного возраста в любом случае не получится.

- Повышение пенсионного возраста - это техническая мера, которая частично облегчает ситуацию в определенный промежуток времени, - говорит Анастасия Лузгина. - Она влечет за собой количественные изменения - сокращение числа пенсионеров. Но эффект от этого будет временным, и бесконечно повышать пенсионный возраст мы не можем, здесь есть свой потолок. С учетом того, что продолжительность жизни растет, мы можем говорить о повышении пенсионного возраста для всех до 63 лет или даже 65 лет, но не более. Здесь также нужно учитывать состояние здоровья людей. В некоторых странах выходят на пенсию позже, но там и продолжительность жизни выше. Это означает, что для оптимизации пенсионной системы с учетом старения населения и низкой рождаемости необходимо задумываться не только о количественных, но и о качественных изменениях. То есть постепенно вводить в пенсионную систему накопительный элемент, лучше которого пока ничего не придумали.

По словам Анастасии Лузгиной, введение накопительной системы поможет не только снизить нагрузку на Фонд соцзащиты, но и повысить уровень жизни самих пенсионеров.

- Сейчас, если человек хорошо зарабатывал, после выхода на пенсию он может значительно потерять в доходе, даже несмотря на то, что пенсия у него будет повышенная, - объясняет эксперт. - Каких-то способов увеличить доход, кроме как снова начать работать, у него нет. Если бы в нашей пенсионной системе существовал накопительный элемент, уровень дохода конкретного человека на пенсии зависел бы от того, сколько он лично успел накопить.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Сергей Балай, TUT.BY


Анастасия Лузгина отмечает, что во многих странах одновременно существуют как государственная пенсия, так и персональные накопления.

- Последние могут формироваться и в частных, и в государственных пенсионных фондах, но иметь прямую зависимость от размера заработка конкретного человека. Дело в том, что ни одно государство не может обеспечить всем пенсионерам высокий уровень жизни в условиях работы только распределительной пенсионной системы, потому что средства ограничены. Государство может гарантировать некий средний уровень жизни для всех. Работа накопительных механизмов позволяет повысить данный усредненный уровень за счет персонифицированных накоплений. В Беларуси этот вопрос уже назрел, и начинать создавать такие структуры нужно сейчас, потому что сам процесс таких серьезных институциональных изменений займет не один год.