Воспитание детей в разных странах мира: примеры. Особенности воспитания детей в разных странах. Воспитание детей в России. Японская система воспитания ребенка


С появлением ребенка жизненный уклад семьи претерпевает существенные изменения. Как правило, те или иные корректировки вносятся в распорядок дня каждого домочадца. Основная нагрузка в части обеспечения малыша всем необходимым приходится на маму и папу. И это неудивительно, поскольку воспитание отпрысков на протяжении многих столетий воспринимается как святая родительская обязанность.

Период раннего детства — время закладывания базовых черт характера. Эти дни отведены на вырабатывание определенной поведенческой модели, шлифуемой в будущем разнообразными жизненными факторами и необходимостью следования предписанным обществом правилам. Взрослым следует помнить о важности любого нюанса, присущего воспитательному процессу. Количество допускаемых ошибок желательно свести к минимуму. Допущенные промахи чреваты возникновением трудностей в общении с ровесниками, снижением школьной успеваемости и выработке предрасположенности к непослушанию. Более того, последствия подобных оплошностей способны омрачить и взрослую жизнь. Даже полностью сформировавшийся человек может испытывать трудности с адаптацией в обществе, иметь низкую трудоспособность и не получать удовольствия от семейной жизни.

Воспитательный процесс должен быть пронизан осознанностью и взвешенностью. Лишь при таком подходе возможна сплоченность всех членов семьи, ориентированных на общий результат. В качестве последнего рассматривается воспитание гармонично развитого человека, поведение и интеллектуальный уровень которого благоприятствуют установлению контактов с другими членами общества. В свете озвученной позиции воспитательный процесс рассматривается как некий подготовительный этап, предшествующий взрослой жизни в условиях современности.

В настоящее время насчитывается не один десяток систем, в рамках которых изложены принципы воспитания детей. В каждой из них прослеживается определенный подход, ориентированный на развитие тех или иных личностных качеств, привлекших внимание автора системы.

Ступившие на путь осознанного воспитания родители сталкиваются с необходимостью выбора верного с их точки зрения направления. Обеспокоенные дальнейшей судьбой любимого чада взрослые должны осознавать, что присущая малышам индивидуальность сигнализирует о необходимости индивидуального подхода в воспитательном процессе. Равнозначно успешной для всех ребятишек системы воспитания попросту не существует. Находящиеся в открытом доступе методики могут рассматриваться исключительно в качестве рекомендаций. Важность безоговорочного следования приглянувшейся родителям системе воспитания относят к наиболее распространенным заблуждениям. Более целесообразным выглядит изъятие лучших аспектов из нескольких эффективных методик, каждая из которых учитывает уровень развития малыша. Именно такому решению присвоен статус оптимального.

Труд - это один из важнейших факторов формирования личности. Именно поэтому трудовая деятельность должна стать основой воспитания дошкольн...

Также взрослые не должны забывать о том, что особенности поведения в период раннего детства обусловлены психическими и физиологическими особенностями и нуждами. В этом возрасте детям не дано понять суть и роль манипулирования, вследствие чего детские капризы должны рассматриваться как непреднамеренные действия.

Системы воспитания детей

Система воспитания детей представляет собой комплекс принципов, составляющих костяк воспитательного процесса. Каждый принцип определяет содержание воспитательного процесса, выдвигаемые цели, поставленные задачи и методы реализации. Преобладающая часть разработанных систем воспитания фокусируется на отдельных аспектах воспитания, в число которых вошли умственное, эстетическое и физическое развитие. Ниже приведены особенности наиболее распространенных систем воспитания детей.

  • Разработанная в Германии система воспитания делает упор на организованности, затрагивающей все сферы деятельности ребенка. Принципы планирования реализованы в распорядке дня, соблюдении интервалов между приемами пищи, выделении времени на развитие и обучение, увлечения и игры, общение с ровесниками и взрослыми. Из положительных моментов следует отметить наличие личного пространства, в пределах которого ребенок может совершать практически любые действия. Пересечение границы отведенной малышу территории сопряжено с необходимостью следования установленным в доме правилам. Проживающие на территории Германии матери не жертвуют ради детей карьерой и не исключают себя из общественной жизни. Детские образовательные учреждения практикуют систему воспитания, предполагающую ознакомление с культурой и традициями страны. Сопряженный с подавлением личности авторитарный подход находится под запретом.
  • Лояльные по своей натуре французы проявляют терпимость и к детям. В большинстве семей родители убеждены в приоритетности карьеры. О необходимости круглосуточного пребывания малыша в домашней обстановке речь, как правило, не заходит. Двери французских детских садов гостеприимно распахнуты для всех дошкольников, переступивших полугодовалый порог. Несмотря на данную особенность, семье и сплоченности отведено большое значение.
  • Японцы выделяют три этапа воспитания ребенка. На протяжении 0-5 лет малыш растет в условиях вседозволенности. Период 5-15 лет ассоциируется с ограничениями и строгостью. С пятнадцатилетними юношами и девушками принято общаться, как с равными.
  • В наши дни весьма востребована и практикуемая во всем мире система воспитания детей, авторство которой закреплено за Марией Монтессори. Методика зиждется на оказании помощи и содействия малышам в попытках самостоятельного освоения окружающего мира. Как показывает практика, навыки самостоятельного познания сущности предметов жизненно необходимы как на этапе взросления, так и на протяжении взрослой жизни.Пребывающие рядом с малышами родители следят за соблюдением индивидуальной свободы. Детворе разрешено заниматься интересующими ее вещами. Крохи взрослеют в окружении игр, пособий и тематических материалов, соответствующих возрасту и уровню развития. Опытные родственники знакомят ребенка с правилами игр, после чего малыш предоставляется самому себе. Высокая дисциплинированность детей, обучающихся по методике Монтессори, объясняется доказанной эффективностью основного принципа, дарующего детворе свободу саморазвития. Видимый невооруженным глазом прогресс основан на сохранении интереса к занятию, привлекающему ребенка в тот или иной момент времени. Что немаловажно, в школе Монтессори пресекаются грубые поступки. Итальянский педагог — ярая сторонница «деятельной дисциплины». При таком подходе ребенку всегда есть чем себя занять. «Пассивную дисциплину» психолог не приветствует из-за присущего данному направлению подчинения воспитателю. Программа Марии Монтессори изначально была ориентирована на адаптацию ребят с заниженными показателями развития. Впоследствии она была приспособлена под нужды среднестатистических детей. Несмотря на это, в программе продолжает прослеживаться упор на логику, формирование которой происходит за счет ущемления развития речевых и творческих способностей. Также следует учесть, что некоторые из разработанных именитым врачом правил не могут быть реализованы в рамках семьи. Воспитанию собственного ребенка Мария Монтессори должного внимания не уделяла. Ее выводы основаны на наблюдениях за детьми, проживавшими в специализированных приютах.
  • Очередное направление семейного воспитания базируется на раннем обучении, интенсивный этап которого стартует с возраста 10-12 месяцев. Малышам прививают навыки чтения и игры на музыкальных инструментах, знакомят их с основами математики и т.д. Высокое интеллектуальное развитие достигается за счет гиперактивности, присущей детям младшего дошкольного возраста. Эта особенность существенно облегчает процесс усвоения знаний энциклопедического характера. Важно учесть, что опережающее сверстников развитие возможно исключительно при условии создания искусственно обогащенной среды. Ряды приверженцев данной системы воспитания постоянно растут. Обеспокоенность вызывает отсутствие достоверных сведений о результативности методики и ее влиянии на личность с точки зрения долгосрочной перспективы. Имеющиеся на текущий момент данные свидетельствуют о неоднозначности социальных и психологических последствий. У одних детей фиксируются поражающие воображение результаты, в то время как другие страдают от социальных, личностных и эмоциональных нарушений, усугубленных утратой познавательной мотивации.
  • Никитин Б.П. выстроил собственную систему воспитания. По его мнению, родители должны укреплять уверенность в своих силах и совершенствовать способность распознавания детских потребностей. Разработанные «правила» не ставятся во главу угла. Разрешены кормления вне графика (по требованию младенца) и предусмотрена возможность засыпания рядом с мамой. Поиск соска совпадает со стимуляцией психической и физической активности. Едва научившимся ползать крохам предоставлена максимальная свобода, не исключающая вероятности падения и получения иной травмы. В жизненном пространстве семьи должно быть выделено место, пригодное для организации спортивного уголка. Помимо веревочной лестницы и каната здесь можно разместить турник и кольца. Никитин был убежден в том, что спортивные снаряды должны стать неотъемлемой частью среды обитания, столь же привычной, как кухонный гарнитур или мягкий уголок. Ратовал Никитин и за легкую одежду, не стесняющую движений. Свобода выбора творческих занятий — очередной столп системы. Основоположник методики раннего развития не являлся сторонником обязательного участия в утренней гимнастике, присутствия на тех или уроках или специальных тренировках. Длительность занятий ограничивается желанием детей. Посвященные спорту минуты могут чередоваться с иными видами деятельности. Самым страшным грехом считается равнодушие родителей к успехам отпрысков. Приветствуются семейные посиделки, совместные соревнования и игры. Согласно одному из материалов, опубликованных в выпуске «Московского комсомольца» за 3-е марта 2000 года, в семье Никитиных было семеро детей, каждого из которых можно было назвать одаренным или талантливым. Что интересно, нацеленные на достижение цели ребята не стали ни отличниками, ни именитыми спортсменами. Хорошая подготовка поспособствовала развитию в начальных классах привычки к бездействию. В средних классах начала ощущаться нехватка знаний. Несмотря на это, ребята не захотели изменить устоявшегося образа жизни.
  • Идейным вдохновителем так называемого «Сознательного родительства» стал Чарковский И.Б. Движение возникло в первой половине 80-х годов минувшего столетия. По замыслу основателя главная роль отведена осознанию взрослыми возлагаемой на их плечи родительской ответственности. Понятие «родительства» отождествляется со священной миссией, благодаря которой семья расширяется за счет появления нового человеческого существа, наделенного душой. Поклонники этого направления уверены в необходимости возврата к истокам в таких сферах, как роды, вскармливание, уход за малышом и гигиена. Оценить степень успешности этой системы довольно трудно (сказывается отсутствие статистических данных). Неоднозначны и выводы прибегших к ее помощи родителей. Из положительных моментов следует отметить наличие инструкций для детей первого года жизни. Многих последователей огорчает отсутствие разработок за пределами указанного периода. Некоторые родители пасуют перед повзрослевшими отпрысками, в поведении которых прослеживается эгоизм и раскрываются негативные черты характера.

  • Школа А. Нилла стала пристанищем для «проблемных» и «трудных» детей в возрасте 6-16 лет.
    Нилл был убежден в том, что детям свойственны доброжелательность, мудрость и справедливость. Основатель школы Саммерхилл утверждал, что наказания и принуждения подталкивают несформировавшихся личностей к хулиганству и воровству, заставляя тем самым принимать сторону зла. Наказания и принудительные действия со стороны родителей рассматриваются в качестве проявлений насилия, провоцирующих всплеск агрессии. Скопившиеся обиды впоследствии трансформируются в ненависть, направляемую ребенком на находящихся поблизости взрослых или общество в целом. Неуправляемые дети очень редко чувствуют себя счастливыми. Редки счастливые мгновения и в жизни их родителей, ощущающих собственную беспомощность. Разработке программы воспитательных действий Нилл посвятил более 40 лет. Результаты проделанной работы отражены в отдельной книге, в рамках которой автор говорит о так называемом источнике подавления и несвободы, порождающем широкий спектр проблем. Выросшим в условиях несвободы родителям свойственно воспроизведение аналогичных принципов в рамках домашнего воспитания, выпадающего на период раннего детства . Отцы и матери приступают к «формированию» ребенка, будучи всецело уверенными в том, что обладают достаточным запасом знаний обо всех нуждах отпрыска. Растущие в условиях свободы дети склонны к самоопределению. Они ощущают, в каких направлениях им следует развиваться. В свете этой особенности мысль о выказывании доверия ребенку выглядит вполне разумной. Именно по этой причине в стенах организованной Ниллом школы игре как разновидности деятельности была отведена главенствующая роль. В то же время следует отметить, что отнюдь не каждое нарушение может быть расценено в качестве проявления вседозволенности. Нацеленным на быстрый результат родителям Нилл советовал запастись терпением и принимать как данность своевольные действия ребенка, растущего в условиях свободы. Как ни странно, защитник личной свободы детей признавал существование категорических запретов. При этом он стремился свести количество табу к минимуму, настаивая на том, что ограниченность в данной сфере окупается проявляемой детьми терпимостью. Недопустимость физических наказаний компенсировалась штрафами, следовавшими за нарушением правил. В составлении последних принимали участие дети, присутствовавшие на общем собрании. Директор был наделен правом голоса, идентичным правам учащихся. Таким образом санкции исходили не от конкретного лица, а от собрания, справедливо относившегося к провинившемуся школьнику. В адресованном родителям обращении Нилл призывал к отмене власти и даровании ребенку возможности быть самим собой. Он указывал на недопустимость нравоучений, нотаций и подталкивания, носящих постоянный характер. Также автор методики отрицательно относился к превознесению детей и насильственному выполнению ребенком каких бы то ни было действий.

Принципы воспитания

Любая методика воспитания может быть рассмотрена через призму исходных положений. Комбинация тех или иных принципов образует целостный комплекс, каждая часть которого отвечает требованию одновременности реализации. О соблюдении очередности в данном случае речь не идет. Приветствуется фронтальный подход и единое время применения воспитательных принципов на практике.

Многие родители согласны с тем, что ребенок должен быть вежливым и уметь вести себя в обществе. Вежливость - это неотъемлемое качество любого во...

Принципы воспитания выступают в качестве фундаментальных и, что немаловажно, равнозначных, положений. Их не принято делить на главные и второстепенные. Более того, внедрение любого принципа не может быть отложено на будущее.

Принципам, составляющим основу воспитательного процесса, присуща обязательность. В отличие от рекомендаций и советов они выдвигают требования в части всеобъемлющего и обязательного внедрения. Ниже приведены основные положения теорий воспитания, разработанных именитыми педагогами.


  • уважения к личности юности гражданина;
  • очеловечивания окружающего ребенка пространства;
  • проявления терпимости в период становления и взросления.

Модели воспитания детей

За термином «модель воспитания» скрывается совокупность принятых родителями норм, выражающая отношение взрослых к воспитательному процессу. Психологи выделили пять таких моделей:

6 1

Детство - это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физически. Именно в детском возрасте происходит самое...


В книгах по возрастной психологии рассматриваются особенности развития детей в различные периоды времени, включая кризисные промежутки. Для установления тесного контакта с формирующейся личностью важно понять суть термина «ведущая деятельность».

Родители и близкие родственники должны любить ребенка и принимать его. Малыш должен воспринимать это как данность, изменить которую не в силах ни его поведение, ни совершаемые действия. На этапе разъяснения ошибок и обсуждения неверного поведения нельзя скатываться до раздражения, ненависти и агрессии. Демонстрация недовольства и выражение переживаний не должны задвигать любовь в дальний угол. Степень принятия ребенка не должна снижаться из-за единичных или многократно повторяющихся проступков.

Общение ребенка с Богом предполагает встречу с Всевышним. Совместные походы в храм должны войти в привычку. Такие посещения настраивают малышей на спо...

За ограничениями, наказаниями и советами юный гражданин должен видеть помощь, призванную откорректировать его поведение, исправить совершенные ошибки и облегчить налаживание взаимодействия с другими индивидами. Подобные проявления должны восприниматься ребенком в качестве доказательства родительской любви, сила которой не ослабевает под гнетом тех или иных проступков. Мать и отец должны убедить отпрыска в том, что они принимают его со всеми существующими недостатками, будь то вредность, капризность, обидчивость и т.п.

В семьях с гармоничными отношениями дети уверены в том, что они хороши. Они понимают, что их любят не за послушание и не за примерное поведение. Такое мышление устраняет возможность возникновения ситуации, при которой младшие члены семьи расстаются с частью себя, стремясь превратиться в милые сердцу взрослых эталоны. При этом следует учесть, что на протяжении различных возрастных этапов рядом с детьми могут находиться люди, чье восприятие действительности не укладывается в пределы нормы. Как известно, подростки стремятся к общению с ровесниками. Приученная к послушанию «лапочка» может попасть в плохую компанию, в которой постарается «заслужить любовь» любыми доступными средствами. Положительная на первый взгляд привычка может подтолкнуть юношу или девушку к совершению негативных поступков и выражению протестных настроений.


Родителям желательно отказаться от обобщенных порицаний и похвал. Каждое из подпадающих под эту категорию действий должно быть заслуженным.
Наказание целесообразно осуществлять наедине, в то время как хвалить можно и в присутствии других людей. Давно подмечено, что малое количество похвал закладывает в юные головы зерно сомнения в собственных силах. Таким детям свойственна боязнь неудач.

Любая похвала должна ассоциироваться с наградой за приложенные усилия, выполненную работу или доброе намерение. Нахваливать детей за внешнюю привлекательность и природные способности попросту непедагогично. Щедро раздаваемые незаслуженные похвалы нивелируют потребность приложения усилий. Рано или поздно наступит день, когда избалованное родителями чадо услышит похвалу в адрес другого ребенка и затаит на него обиду. Мнимая несправедливость создаст подходящие условия для развития ревности к чужому успеху и мелочной зависти.

Именно по этой причине ни один ребенок не должен удостаиваться отрицательной характеристики. В этом ракурсе оценивание личности является более приемлемым. Взрослые должны действовать по принципу выражения отношения к конкретным поступкам и словам, не рассматривая при этом ребенка в целом. Помимо этого важно разъяснять последствия осуждаемого проступка.

Также родители должны отслеживать наличие обратной связи. Завершающий этап конфликтной части может сопровождаться выслушиванием извинений. После этого взрослые могут переходить к активным действиям, направленным на устранение последствий проступка. При избыточной эмоциональности желательно выделить время для приведения организма в спокойное состояние.

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Родителям целесообразно отказаться от сравнения отпрыска с другими детьми. Более приемлемо сопоставление текущих успехов с ранними достижениями. Такой подход позволяет оценить результативность приложенных ребенком усилий и выявить прогресс (если таковой имеется). Пагубность сравнения дочери или сына с другими детьми объясняется возможностью возникновения у ребенка ощущения необъективности со стороны близкого человека. Кроме того, родителям следует учесть, что достижение уровня ровесника для отпрыска может оказаться непосильной задачей в силу объективных причин (личностных и физиологических особенностей, степени выраженности тех или иных черт характера и т.д.). Важно осознать, что отнюдь не каждый ребенок может оказаться успешным в конкретной сфере деятельности. Равнение на сверстников и принуждение будут способствовать развитию у малыша чувства собственной незначительности, что в конечном итоге может воспрепятствовать раскрытию иных (иногда более полезных для человека) качеств.

Родители должны обзавестись умением нахождения позитивных нюансов в разнообразных ситуациях. Желательно научиться фокусировать внимание на моментах, в которых ребенок демонстрирует более высокие по сравнению с предыдущим опытом результаты . При этом важно не забывать о том, что заслуженные похвалы пробуждают в детях стремление к самосовершенствованию.

Заключение

Принимающие участие в воспитательном процессе взрослые должны уяснить следующее: на текущий момент не разработана единственно верная система воспитания, применение которой гарантирует формирование полноценно развитой личности, успешно общающейся с различными по характеру и поведению представителями социума.

На этапе выбора методики воспитания родители должны отдавать предпочтение тем разновидностям, в которых реализованы основные принципы воспитательного процесса, под которыми подразумеваются обязательность, равнозначность и комплексность. В любой семье порядок воспитания детей должен базироваться на соблюдении установленных норм и разработанного для ребенка режима дня. Сплочению домочадцев способствуют семейные традиции (проведение выходных на природе, совместные игры, беседы и т.д.). Взрослые не должны забывать о том, что развитие гармонично развитой личности невозможно без создания подходящих для ребенка условий, максимально отвечающих требованиям комфортности.

Также важно осознать силу влияния воспитателя на восприимчивую детскую душу. Очень мудрой выглядит мысль о необходимости воспитания самих себя. Воспитание ребенка при этом отходит на второй план из-за присущего детям свойства копирования окружающих их взрослых.

Наибольший эффект воспитательного процесса наблюдается при следовании главным принципам воспитания. Оптимальность данного подхода обуславливается возможностью адаптации воспитания под потребности и особенности конкретного ребенка, взрослеющего в пределах четко разграниченного микросоциума. Это понятие включает в себя социальное окружение и пространство обитания индивида, элементы которых оказывают влияние на становление и формирование человека.

0 0

Еще статьи

Есть одна легенда о том, что родители новорожденного малыша хотели знать, когда им надо начинать воспитывать своего ребенка. Они обратились за советом к мудрецу. «Когда родился ваш малыш?», - спросил мудрец. «Три дня назад», - ответили родители. «Вы опоздали ровно на три дня», - ответил старец.

Современные родители не отстают в своем желании воспитать своего ребенка как можно лучше. Сегодня существует много методик воспитания детей, только надо выбрать ту, которая подойдет именно вашему малышу.

Методика Монтессори. Ребенок должен решать сам

Сегодня чрезвычайной популярности набирает методика Марии Монтессори. Это итальянский педагог и психолог. Девизом ее системы воспитания детей можно назвать то, что педагог не должен делать за ребенка то, что малыш может делать сам.

В мире уже давно существуют детские сады и школы, которые работают по этой системе. Самые известные люди, которых воспитывали по Монтессори, - Джордж Клуни, Билл Клинтон, Билл Гейтс.

Что же сделало этих людей такими успешными? Кажется, сработал основной принцип педагогической системы Монтессори - ребенок сам определяет свои интересы и занимается тем, что действительно хочет делать.

Можно выделить основные принципы этой методики.

1. Определяем интересы ребенка

Но этот способ нельзя воспринимать буквально, ведь интересы ребенка разные и порой меняются каждый день.

2. Забыть о запретах

Но надо понимать, разницу между тотальными запретами на все и вседозволенностью. Психологи рекомендуют определить четкий круг запретов, которые ребенок может запомнить, особенно на то, что опасно для жизни малыша.

3. Не ругать

Тут надо понимать разницу между пояснением и криком. Нужно объяснять ребенку следствия его поступка, чтобы он сам понял, что поступил плохо, а не просто говорить «нельзя».

4. Не хвалить

Наверное, этот пункт трудно выполнить почти всем родителям. Но тут имеется в виду, что не надо захваливать свое чадо, чтобы ребенок не делал того, что нравится родителям, а поступал так, как хочет делать сам.

5. Не критиковать

Не надо сравнивать ребенка с другими детьми и поддавать сомнению его даже незначительные достижения.

6. Не стимулировать

Родители или педагог не должны подталкивать ребенка заниматься тем, что нравиться взрослым. Можно предложить игрушку, но не надо подстрекать малыша с ней играть.

Ребенок должен жить в реальном мире. Но это правило также нелегко выполнить. Ведь, читая сказки, мы развиваем фантазию у ребенка, учим доброте и взаимопомощи.


У этой системы есть плюсы и минусы. Главный минус в том, что дети, которые занимаются по системе Монтессори или ходят в такой садик, трудно адаптируются в школе. Они часто не понимают правил дисциплины и не готовы учить то, что им неинтересно.

Методика Рудольфа Штайнера. Гармоничное и творческое развитие

Эта методика считается альтернативой системы Монтессори. Главная цель - гармоничное развитие ребенка.

Основные моменты этой методики:

1. Ребенок должен развиваться в своем темпе

В то же время родители должны предоставить для этого все доступные средства.

2. Игрушки должны быть из натуральных материалов, куклы без лиц - это развивает фантазию у детей

3. Воспитатель - пример для подражания у ребенка

4. Учебный материал поделен на части: духовную, душевную, практическую

В духовной части уделяют внимание активному мышлению, в душевной - музыке, в практической - рисованию, лепке.

5. Воспитываем человеческие ценности на исторических примерах

Популярные методы обращения в рыцарскую эпоху. Дети переодеваются в средневековые костюмы, разыгрывают сценки.

Методика Глена Домана. Как воспитать гения

Доктор Глен Доман - нейрохирург. Он работал с детьми-инвалидами, в которых была поражена нервная система. Доктор изобрел свою методику, которая оказалась очень действенной для развития памяти у детей. В результате больные дети через некоторое время догоняли здоровых в своем развитии.

Что же придумал Глен Доман? Он попробовал показывать детям карточки с рисунками и называть, что там изображено. Такой урок должен длиться несколько секунд, а всего уроков в день может быть и до пятидесяти.

Также большое значение его методика воспитания уделяет физическому развитию детей. Он уверен, что для новорожденного надо максимально много времени проводить на полу или специальном приспособлении. Детей нужно вертеть и крутить разными способами, учить преодолевать препятствия.

Самые важные принципы методики Домана:

1. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больше шансов воспитать его эрудитом

2. Хвалите ребенка за его достижения

3. Не учите детей без их интереса

4. Регулярные занятия - залог успеха

5. Не проверяйте знаний у малыша

6. Каждый ребенок может вырасти гением, надо лишь постараться.

7. Маленькие дети воспринимают и запоминают огромное количество информации. После 6 лет способности памяти не такие большие.

Система воспитания Никитиных. Минимум опеки - максимум любви

Эту систему открыли для себя и миру педагоги-новаторы Никитины, испытав на собственных детях. Все методы приходили со временем и опытом. Вот основные правила воспитания, которые вывели для себя Никитины.

1. Закаляйте ребенка

Холод - главный враг болезней. Но закалять ребенка надо постепенно.

2. Не надо заставлять ребенка есть

И речь идет не только о перекорме. Если какой-то ребенок Никитиных отказывался от еды, его не кормили вообще. Но до следующего «планового» приема пищи никаких перекусов.

3. Движение - жизнь

Огромное значение в семье уделялось физическому развитию. Дети лазали по турникам, канатам, лестницам. При этом никто не указывал, как именно надо заниматься ребенку - все по собственному желанию.

4. «Нет» лишней опеке

Согласно методике воспитания Никитиных, не надо излишне опекать детей - они многое могут сами. Когда их дети начинали ползать и ходить, родители практически не страховали малышей. И ребята учились группироваться, правильно падать и поддерживать баланс тела. Если малыша страховать, он перестает полагаться на свои силы.

5. «Да» взрослым игрушкам

Если ребенку интересно играть не куклой, а ложкой, тапочками, феном - пожалуйста, лишь бы не было опасности для жизни. Но надо четко выделить, какие взрослые вещи можно брать, а какие - нет.

6. Собственный пример - стимул для детей

По мнению отца семейства, если что-то делать с любовью и интересом, дети искренне заинтересуются делами родителей.

7 . Развивайте ребенка с помощью настольных игр, головоломок, ребусов, загадок

Очень важно, чтобы вся семья принимала участие в домашних играх, это развивает не только мышление, но и формирует командный дух.

Но у этой системы есть вторая сторона медали, которую увидели сами Никитины. Их дети были эрудированы не по годам. В школе они не привыкли напрягаться, а когда запас их знаний иссяк, они просто не умели учиться. Несмотря на физическое развитие, они не стали чемпионами в спорте.

Горе от ума

Выбирая методы воспитания для своего малыша, надо помнить, что они должны быть полезны для вашего ребенка и подходить именно ему.

Задумайтесь, так ли нужно делать из своего ребенка гения? Принесет ли это ему счастье? Или просто вы пытаетесь удовлетворить свои амбиции, заставляя детей делать то, что им не нужно.

Стоит помнить правило, которое все эти педагоги открыли для себя: не бегите вперед поезда с обучением, воспитывайте малыша с любовью и искренним интересом - и тогда результаты действительно вас удивят.

Родители по всему миру одинаково сильно любят своих детей. В тоже время взгляды на воспитание подрастающего поколения очень зависят от традиций и обычаев той страны, в которой проживает семья. И то, что для представителей одной страны может казаться неприемлемым, в другом уголке нашей планеты считается нормой. Давайте посмотрим, чем схожи и чем отличаются системы воспитания в разных странах мира.

Европейские системы воспитания

Несмотря на то, что европейский страны объединились в Евросоюз, они не утратили свою аутентичность, которая складывалась на протяжении многих лет. Основными ценностями, характерными для европейской системы воспитания являются свобода, самостоятельность, индивидуальность. То, как эти качества воспитываются в ребенке, зависит от конкретной страны.

В скандинавских странах любовь к детям выражается через предоставление полной свободы. Ребенок не ограничивается в выборе занятий, увлечений, игрушек, режим дня соблюдается не четко. Главная задача воспитания, по мнению скандинавов, заключается в развитии творческих способностей ребенка. При этом взрослые очень тщательно во всем следят за безопасностью малыша.

В школах и детских садах детей учат уметь объяснять свою точку зрения и отстаивать ее. Обучение по большей части проходит в игровой форме. Исключено применение любых насильственных действий в качестве педагогических мер, а в Швеции оно запрещено законодательно. Родители также не могут повысить голос на своего ребенка или, тем более, поднять на него руку (за этим строго следят социальные службы). Дети имеют право пожаловаться на родителей, и это приведет к жестоким последствиям, вплоть до лишения родительских прав.

В Швеции дети воспитываются таким образом, что они хорошо знают свои права уже с раннего возраста. Считаясь полноправной юридической единицей, ребенок может подать на своих родителей в суд, если те прибегнут к грубым методам воспитания.

В Норвегии, в связи с ее климатическими условиями, родители уделяют большое внимание здоровью малышей. Дети должны есть только здоровую пищу (включая домашнее молоко, рыбу, мясо), а также много времени проводить на улице. Даже занятия в детских садах в большей степени нацелены на физическое развитие, нежели на умственное. Родители позволяют малышам ковыряться в земле, играть в воде и приветствуют другие виды исследовательской активности, желая укрепить иммунитет ребенка.

С малых лет в французских детях воспитывают самостоятельность. В этой стране очень ценится возможность реализоваться как личность, поэтому установление тесного контакта с ребенком не так важно, как его независимость. Во Франции в ребенке начинают воспитывать самостоятельность, начиная с самого раннего возраста. С 3 месяцев детей обычно перекладывают в отдельную кроватку. Детей дошкольного возраста записывают на всевозможные кружки и секции, чтобы родители могли заниматься собой и работой. Бабушки и дедушки не принимают активного участия в воспитании внуков, так как французские старики, как и молодежь, свободны от обязательств и живут в свое удовольствие. Стиль воспитания детей во Франции отличается демократичностью и мягкостью. При этом воспитание основано не на наказании, а на поощрении хорошего поведения.

Подход к воспитанию детей в Германии

В германии детей воспитывают в строгости и порядке. Ребенку запрещается поздно ложиться спать, долго играть в компьютер и смотреть телевизор, жизнь детей подчинена правилам. Самостоятельность так же является целью воспитания, но она выражается не в свободе выбора, а в ответственности за свои поступки. У немецких родителей принято занимать активную жизненную позицию, и они убеждены, что ребенок не должен этому препятствовать. Мамы с грудными детьми посещают кафе, парки, встречаются с подругами. Часто малышам нанимают няню с медицинским образованием. С 3 лет ребенка обычно отдают в детский сад. Там детей в игровой форме обучают не чтению и счету, а правилам поведения в обществе и дисциплине.

Семейные узы в Испании очень сильны. В семьях принято хвалить детей, баловать, все разрешать. Родители спокойно относятся к капризам и истерикам ребенка, даже если они случаются в общественных местах. Испанские родители проводят с детьми практически все свободное время, отцы участвуют в воспитании наравне с матерями. Несмотря на видимый попустительский стиль воспитания, который распространен в Испании, родительские обязанности строго закреплены законом. Жестокое обращение с детьми, психологическое давление или запугивание приводит к лишению родительских прав.

Особенности воспитания детей в Англии

Английский подход к воспитанию характеризуется серьезностью и основательностью. Жители Англии часто становятся родителями в уже зрелом возрасте и стремятся воспитать из своих малышей истинных леди и джентльменов. Особенность воспитания детей в Англии заключается, главным образом, в том, что эмоции по отношению к ребенку не проявляются открыто и напоказ. Умение ребенка управлять своими эмоциями, а иногда и загашать их, считается показателем «воспитанности».

Британские дети похожи на маленьких взрослых. С ранних лет им прививают безупречные манеры и учат быть сдержанными.

Азиатские системы воспитания

Воспитание детей в Азии значительно отличается от европейского представления. Религия и культурные традиции оказывают большое влияние на взаимоотношения детей и родителей.

Как воспитывают детей в Японии

До 5 лет детям в Японии позволяют все. Этот возраст считается временем, когда ребенку необходимо свобода. Но когда дело доходит до соблюдения детьми правил этикета, родители считают себя в праве прибегнуть к строгим наказаниям. Телесные наказания в этой стране не практикуются. Если малыш нарушил правила приличия, родители объяснят ему все на словах. В Японии детей учат быть вежливыми и уважать старших. Кроме того для японских родителей важно, чтобы их дети с ранних лет чувствовали себя частью общества и государства.

Воспитание детей в Китае направлено на выращивание гениев. Уже в грудном возрасте детей отдают в ясли, где их режим дня расписан по минутам. Мамы не только записывают малышей на всевозможные секции и кружки, но и сами изучают новейшие методики раннего развития. Китайские дети постоянно должны быть заняты чем-то полезным, что способствует их интеллектуальному развитию. Интересно, что в Китае нет разделения обязанностей по гендерному признаку: например, девочек наравне с мальчиками учат забивать гвозди и закручивать гайки, а мальчики помогают по хозяйству.

Уважение к старшим воспитывается в китайских детях с ранних лет. Культура Китая требует от подрастающего поколения таких качеств, как дисциплинированность, колоссальное трудолюбие, чувство коллективизма.

В Индии родители с раннего возраста учат детей помогать по хозяйству. Воспитанием, в основном, занимаются мамы, именно они приучают малышей чтить старших, бережно относиться к природе, быть трудолюбивыми. Индийские родители очень терпеливы, они редко кричат на детей и с пониманием относятся к детским капризам. Большинство индийцев очень доброжелательны и приветливы – эти качества в них вкладывают с детства.

Американская система воспитания

Особенности воспитания детей в США во многом обусловлены демократическими ценностями. В Америке горячо обсуждается вопрос правого урегулирования детско-родительских отношений, а сами дети зачастую обращаются в суд с жалобами на ущемление своих прав. При этом большинство американских семей являются крепкими, а отношения внутри семей дружественные. В Америке принято отмечать в кругу семьи праздники, проводить вместе вечера, путешествовать. Детей повсюду берут с собой или пользуются услугами няни. Многие женщины работают домохозяйками, поэтому у них нет нужды отдавать ребенка в детский сад. Мамы сами занимаются с малышами, но при этом они не стремятся как можно раньше научить ребенка читать и писать (этим занимаются в начальной школе). Если ребенок не слушается, в качестве наказания часто применяется методика тайм-аутов. Она заключается в том, что малыша на несколько минут оставляют в одиночестве, чтобы он мог успокоиться. Чем старше ребенок, тем дольше длительность тайм-аута.

Подход к воспитанию детей значительно зависит от того, откуда родом и в какой стране проживает семья. На это влияет множество факторов, такие как традиции и обычаи страны, религия, социально-демографическая ситуация, климат и т.д. Знания о том, какие системы воспитания детей существуют в разных странах мира, позволяют нам лучше разобраться в собственных представлениях о воспитании. Каждый родитель выстраивает свои уникальные отношения с ребенком. Но важно помнить, что воспитание – это не только поощрение и наказание, этот процесс многогранен и происходит на протяжении всей жизни. Кроме того воспитание не всегда происходит целенаправленно, многому дети учатся просто наблюдая за поведением взрослых и сверстников.

Заключение

В современной психологической и педагогической литературе вы можете встретить множество методик воспитания детей. Самой широко распространенной и действенной является методика М. Монтессори. Вы можете быть уверены, что придя в детский центр «Созвездие», ваш ребенок попадет к профессиональному педагогу, который без нотаций и угроз воспитает в нем самостоятельность, уверенность в себе и уважение к окружающим. Ждем вас в нашем детском центре развития!


С появлением ребенка жизненный уклад семьи претерпевает существенные изменения. Как правило, те или иные корректировки вносятся в распорядок дня каждого домочадца. Основная нагрузка в части обеспечения малыша всем необходимым приходится на маму и папу. И это неудивительно, поскольку воспитание отпрысков на протяжении многих столетий воспринимается как святая родительская обязанность.

Период раннего детства — время закладывания базовых черт характера. Эти дни отведены на вырабатывание определенной поведенческой модели, шлифуемой в будущем разнообразными жизненными факторами и необходимостью следования предписанным обществом правилам. Взрослым следует помнить о важности любого нюанса, присущего воспитательному процессу. Количество допускаемых ошибок желательно свести к минимуму. Допущенные промахи чреваты возникновением трудностей в общении с ровесниками, снижением школьной успеваемости и выработке предрасположенности к непослушанию. Более того, последствия подобных оплошностей способны омрачить и взрослую жизнь. Даже полностью сформировавшийся человек может испытывать трудности с адаптацией в обществе, иметь низкую трудоспособность и не получать удовольствия от семейной жизни.

Воспитательный процесс должен быть пронизан осознанностью и взвешенностью. Лишь при таком подходе возможна сплоченность всех членов семьи, ориентированных на общий результат. В качестве последнего рассматривается воспитание гармонично развитого человека, поведение и интеллектуальный уровень которого благоприятствуют установлению контактов с другими членами общества. В свете озвученной позиции воспитательный процесс рассматривается как некий подготовительный этап, предшествующий взрослой жизни в условиях современности.

В настоящее время насчитывается не один десяток систем, в рамках которых изложены принципы воспитания детей. В каждой из них прослеживается определенный подход, ориентированный на развитие тех или иных личностных качеств, привлекших внимание автора системы.

Ступившие на путь осознанного воспитания родители сталкиваются с необходимостью выбора верного с их точки зрения направления. Обеспокоенные дальнейшей судьбой любимого чада взрослые должны осознавать, что присущая малышам индивидуальность сигнализирует о необходимости индивидуального подхода в воспитательном процессе. Равнозначно успешной для всех ребятишек системы воспитания попросту не существует. Находящиеся в открытом доступе методики могут рассматриваться исключительно в качестве рекомендаций. Важность безоговорочного следования приглянувшейся родителям системе воспитания относят к наиболее распространенным заблуждениям. Более целесообразным выглядит изъятие лучших аспектов из нескольких эффективных методик, каждая из которых учитывает уровень развития малыша. Именно такому решению присвоен статус оптимального.

Труд - это один из важнейших факторов формирования личности. Именно поэтому трудовая деятельность должна стать основой воспитания дошкольн...

Также взрослые не должны забывать о том, что особенности поведения в период раннего детства обусловлены психическими и физиологическими особенностями и нуждами. В этом возрасте детям не дано понять суть и роль манипулирования, вследствие чего детские капризы должны рассматриваться как непреднамеренные действия.

Системы воспитания детей

Система воспитания детей представляет собой комплекс принципов, составляющих костяк воспитательного процесса. Каждый принцип определяет содержание воспитательного процесса, выдвигаемые цели, поставленные задачи и методы реализации. Преобладающая часть разработанных систем воспитания фокусируется на отдельных аспектах воспитания, в число которых вошли умственное, эстетическое и физическое развитие. Ниже приведены особенности наиболее распространенных систем воспитания детей.

  • Разработанная в Германии система воспитания делает упор на организованности, затрагивающей все сферы деятельности ребенка. Принципы планирования реализованы в распорядке дня, соблюдении интервалов между приемами пищи, выделении времени на развитие и обучение, увлечения и игры, общение с ровесниками и взрослыми. Из положительных моментов следует отметить наличие личного пространства, в пределах которого ребенок может совершать практически любые действия. Пересечение границы отведенной малышу территории сопряжено с необходимостью следования установленным в доме правилам. Проживающие на территории Германии матери не жертвуют ради детей карьерой и не исключают себя из общественной жизни. Детские образовательные учреждения практикуют систему воспитания, предполагающую ознакомление с культурой и традициями страны. Сопряженный с подавлением личности авторитарный подход находится под запретом.
  • Лояльные по своей натуре французы проявляют терпимость и к детям. В большинстве семей родители убеждены в приоритетности карьеры. О необходимости круглосуточного пребывания малыша в домашней обстановке речь, как правило, не заходит. Двери французских детских садов гостеприимно распахнуты для всех дошкольников, переступивших полугодовалый порог. Несмотря на данную особенность, семье и сплоченности отведено большое значение.
  • Японцы выделяют три этапа воспитания ребенка. На протяжении 0-5 лет малыш растет в условиях вседозволенности. Период 5-15 лет ассоциируется с ограничениями и строгостью. С пятнадцатилетними юношами и девушками принято общаться, как с равными.
  • В наши дни весьма востребована и практикуемая во всем мире система воспитания детей, авторство которой закреплено за Марией Монтессори. Методика зиждется на оказании помощи и содействия малышам в попытках самостоятельного освоения окружающего мира. Как показывает практика, навыки самостоятельного познания сущности предметов жизненно необходимы как на этапе взросления, так и на протяжении взрослой жизни.Пребывающие рядом с малышами родители следят за соблюдением индивидуальной свободы. Детворе разрешено заниматься интересующими ее вещами. Крохи взрослеют в окружении игр, пособий и тематических материалов, соответствующих возрасту и уровню развития. Опытные родственники знакомят ребенка с правилами игр, после чего малыш предоставляется самому себе. Высокая дисциплинированность детей, обучающихся по методике Монтессори, объясняется доказанной эффективностью основного принципа, дарующего детворе свободу саморазвития. Видимый невооруженным глазом прогресс основан на сохранении интереса к занятию, привлекающему ребенка в тот или иной момент времени. Что немаловажно, в школе Монтессори пресекаются грубые поступки. Итальянский педагог — ярая сторонница «деятельной дисциплины». При таком подходе ребенку всегда есть чем себя занять. «Пассивную дисциплину» психолог не приветствует из-за присущего данному направлению подчинения воспитателю. Программа Марии Монтессори изначально была ориентирована на адаптацию ребят с заниженными показателями развития. Впоследствии она была приспособлена под нужды среднестатистических детей. Несмотря на это, в программе продолжает прослеживаться упор на логику, формирование которой происходит за счет ущемления развития речевых и творческих способностей. Также следует учесть, что некоторые из разработанных именитым врачом правил не могут быть реализованы в рамках семьи. Воспитанию собственного ребенка Мария Монтессори должного внимания не уделяла. Ее выводы основаны на наблюдениях за детьми, проживавшими в специализированных приютах.
  • Очередное направление семейного воспитания базируется на раннем обучении, интенсивный этап которого стартует с возраста 10-12 месяцев. Малышам прививают навыки чтения и игры на музыкальных инструментах, знакомят их с основами математики и т.д. Высокое интеллектуальное развитие достигается за счет гиперактивности, присущей детям младшего дошкольного возраста. Эта особенность существенно облегчает процесс усвоения знаний энциклопедического характера. Важно учесть, что опережающее сверстников развитие возможно исключительно при условии создания искусственно обогащенной среды. Ряды приверженцев данной системы воспитания постоянно растут. Обеспокоенность вызывает отсутствие достоверных сведений о результативности методики и ее влиянии на личность с точки зрения долгосрочной перспективы. Имеющиеся на текущий момент данные свидетельствуют о неоднозначности социальных и психологических последствий. У одних детей фиксируются поражающие воображение результаты, в то время как другие страдают от социальных, личностных и эмоциональных нарушений, усугубленных утратой познавательной мотивации.
  • Никитин Б.П. выстроил собственную систему воспитания. По его мнению, родители должны укреплять уверенность в своих силах и совершенствовать способность распознавания детских потребностей. Разработанные «правила» не ставятся во главу угла. Разрешены кормления вне графика (по требованию младенца) и предусмотрена возможность засыпания рядом с мамой. Поиск соска совпадает со стимуляцией психической и физической активности. Едва научившимся ползать крохам предоставлена максимальная свобода, не исключающая вероятности падения и получения иной травмы. В жизненном пространстве семьи должно быть выделено место, пригодное для организации спортивного уголка. Помимо веревочной лестницы и каната здесь можно разместить турник и кольца. Никитин был убежден в том, что спортивные снаряды должны стать неотъемлемой частью среды обитания, столь же привычной, как кухонный гарнитур или мягкий уголок. Ратовал Никитин и за легкую одежду, не стесняющую движений. Свобода выбора творческих занятий — очередной столп системы. Основоположник методики раннего развития не являлся сторонником обязательного участия в утренней гимнастике, присутствия на тех или уроках или специальных тренировках. Длительность занятий ограничивается желанием детей. Посвященные спорту минуты могут чередоваться с иными видами деятельности. Самым страшным грехом считается равнодушие родителей к успехам отпрысков. Приветствуются семейные посиделки, совместные соревнования и игры. Согласно одному из материалов, опубликованных в выпуске «Московского комсомольца» за 3-е марта 2000 года, в семье Никитиных было семеро детей, каждого из которых можно было назвать одаренным или талантливым. Что интересно, нацеленные на достижение цели ребята не стали ни отличниками, ни именитыми спортсменами. Хорошая подготовка поспособствовала развитию в начальных классах привычки к бездействию. В средних классах начала ощущаться нехватка знаний. Несмотря на это, ребята не захотели изменить устоявшегося образа жизни.
  • Идейным вдохновителем так называемого «Сознательного родительства» стал Чарковский И.Б. Движение возникло в первой половине 80-х годов минувшего столетия. По замыслу основателя главная роль отведена осознанию взрослыми возлагаемой на их плечи родительской ответственности. Понятие «родительства» отождествляется со священной миссией, благодаря которой семья расширяется за счет появления нового человеческого существа, наделенного душой. Поклонники этого направления уверены в необходимости возврата к истокам в таких сферах, как роды, вскармливание, уход за малышом и гигиена. Оценить степень успешности этой системы довольно трудно (сказывается отсутствие статистических данных). Неоднозначны и выводы прибегших к ее помощи родителей. Из положительных моментов следует отметить наличие инструкций для детей первого года жизни. Многих последователей огорчает отсутствие разработок за пределами указанного периода. Некоторые родители пасуют перед повзрослевшими отпрысками, в поведении которых прослеживается эгоизм и раскрываются негативные черты характера.

  • Школа А. Нилла стала пристанищем для «проблемных» и «трудных» детей в возрасте 6-16 лет.
    Нилл был убежден в том, что детям свойственны доброжелательность, мудрость и справедливость. Основатель школы Саммерхилл утверждал, что наказания и принуждения подталкивают несформировавшихся личностей к хулиганству и воровству, заставляя тем самым принимать сторону зла. Наказания и принудительные действия со стороны родителей рассматриваются в качестве проявлений насилия, провоцирующих всплеск агрессии. Скопившиеся обиды впоследствии трансформируются в ненависть, направляемую ребенком на находящихся поблизости взрослых или общество в целом. Неуправляемые дети очень редко чувствуют себя счастливыми. Редки счастливые мгновения и в жизни их родителей, ощущающих собственную беспомощность. Разработке программы воспитательных действий Нилл посвятил более 40 лет. Результаты проделанной работы отражены в отдельной книге, в рамках которой автор говорит о так называемом источнике подавления и несвободы, порождающем широкий спектр проблем. Выросшим в условиях несвободы родителям свойственно воспроизведение аналогичных принципов в рамках домашнего воспитания, выпадающего на период раннего детства . Отцы и матери приступают к «формированию» ребенка, будучи всецело уверенными в том, что обладают достаточным запасом знаний обо всех нуждах отпрыска. Растущие в условиях свободы дети склонны к самоопределению. Они ощущают, в каких направлениях им следует развиваться. В свете этой особенности мысль о выказывании доверия ребенку выглядит вполне разумной. Именно по этой причине в стенах организованной Ниллом школы игре как разновидности деятельности была отведена главенствующая роль. В то же время следует отметить, что отнюдь не каждое нарушение может быть расценено в качестве проявления вседозволенности. Нацеленным на быстрый результат родителям Нилл советовал запастись терпением и принимать как данность своевольные действия ребенка, растущего в условиях свободы. Как ни странно, защитник личной свободы детей признавал существование категорических запретов. При этом он стремился свести количество табу к минимуму, настаивая на том, что ограниченность в данной сфере окупается проявляемой детьми терпимостью. Недопустимость физических наказаний компенсировалась штрафами, следовавшими за нарушением правил. В составлении последних принимали участие дети, присутствовавшие на общем собрании. Директор был наделен правом голоса, идентичным правам учащихся. Таким образом санкции исходили не от конкретного лица, а от собрания, справедливо относившегося к провинившемуся школьнику. В адресованном родителям обращении Нилл призывал к отмене власти и даровании ребенку возможности быть самим собой. Он указывал на недопустимость нравоучений, нотаций и подталкивания, носящих постоянный характер. Также автор методики отрицательно относился к превознесению детей и насильственному выполнению ребенком каких бы то ни было действий.

Принципы воспитания

Любая методика воспитания может быть рассмотрена через призму исходных положений. Комбинация тех или иных принципов образует целостный комплекс, каждая часть которого отвечает требованию одновременности реализации. О соблюдении очередности в данном случае речь не идет. Приветствуется фронтальный подход и единое время применения воспитательных принципов на практике.

Многие родители согласны с тем, что ребенок должен быть вежливым и уметь вести себя в обществе. Вежливость - это неотъемлемое качество любого во...

Принципы воспитания выступают в качестве фундаментальных и, что немаловажно, равнозначных, положений. Их не принято делить на главные и второстепенные. Более того, внедрение любого принципа не может быть отложено на будущее.

Принципам, составляющим основу воспитательного процесса, присуща обязательность. В отличие от рекомендаций и советов они выдвигают требования в части всеобъемлющего и обязательного внедрения. Ниже приведены основные положения теорий воспитания, разработанных именитыми педагогами.


  • уважения к личности юности гражданина;
  • очеловечивания окружающего ребенка пространства;
  • проявления терпимости в период становления и взросления.

Модели воспитания детей

За термином «модель воспитания» скрывается совокупность принятых родителями норм, выражающая отношение взрослых к воспитательному процессу. Психологи выделили пять таких моделей:

6 1

Детство - это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физически. Именно в детском возрасте происходит самое...


В книгах по возрастной психологии рассматриваются особенности развития детей в различные периоды времени, включая кризисные промежутки. Для установления тесного контакта с формирующейся личностью важно понять суть термина «ведущая деятельность».

Родители и близкие родственники должны любить ребенка и принимать его. Малыш должен воспринимать это как данность, изменить которую не в силах ни его поведение, ни совершаемые действия. На этапе разъяснения ошибок и обсуждения неверного поведения нельзя скатываться до раздражения, ненависти и агрессии. Демонстрация недовольства и выражение переживаний не должны задвигать любовь в дальний угол. Степень принятия ребенка не должна снижаться из-за единичных или многократно повторяющихся проступков.

Общение ребенка с Богом предполагает встречу с Всевышним. Совместные походы в храм должны войти в привычку. Такие посещения настраивают малышей на спо...

За ограничениями, наказаниями и советами юный гражданин должен видеть помощь, призванную откорректировать его поведение, исправить совершенные ошибки и облегчить налаживание взаимодействия с другими индивидами. Подобные проявления должны восприниматься ребенком в качестве доказательства родительской любви, сила которой не ослабевает под гнетом тех или иных проступков. Мать и отец должны убедить отпрыска в том, что они принимают его со всеми существующими недостатками, будь то вредность, капризность, обидчивость и т.п.

В семьях с гармоничными отношениями дети уверены в том, что они хороши. Они понимают, что их любят не за послушание и не за примерное поведение. Такое мышление устраняет возможность возникновения ситуации, при которой младшие члены семьи расстаются с частью себя, стремясь превратиться в милые сердцу взрослых эталоны. При этом следует учесть, что на протяжении различных возрастных этапов рядом с детьми могут находиться люди, чье восприятие действительности не укладывается в пределы нормы. Как известно, подростки стремятся к общению с ровесниками. Приученная к послушанию «лапочка» может попасть в плохую компанию, в которой постарается «заслужить любовь» любыми доступными средствами. Положительная на первый взгляд привычка может подтолкнуть юношу или девушку к совершению негативных поступков и выражению протестных настроений.


Родителям желательно отказаться от обобщенных порицаний и похвал. Каждое из подпадающих под эту категорию действий должно быть заслуженным.
Наказание целесообразно осуществлять наедине, в то время как хвалить можно и в присутствии других людей. Давно подмечено, что малое количество похвал закладывает в юные головы зерно сомнения в собственных силах. Таким детям свойственна боязнь неудач.

Любая похвала должна ассоциироваться с наградой за приложенные усилия, выполненную работу или доброе намерение. Нахваливать детей за внешнюю привлекательность и природные способности попросту непедагогично. Щедро раздаваемые незаслуженные похвалы нивелируют потребность приложения усилий. Рано или поздно наступит день, когда избалованное родителями чадо услышит похвалу в адрес другого ребенка и затаит на него обиду. Мнимая несправедливость создаст подходящие условия для развития ревности к чужому успеху и мелочной зависти.

Именно по этой причине ни один ребенок не должен удостаиваться отрицательной характеристики. В этом ракурсе оценивание личности является более приемлемым. Взрослые должны действовать по принципу выражения отношения к конкретным поступкам и словам, не рассматривая при этом ребенка в целом. Помимо этого важно разъяснять последствия осуждаемого проступка.

Также родители должны отслеживать наличие обратной связи. Завершающий этап конфликтной части может сопровождаться выслушиванием извинений. После этого взрослые могут переходить к активным действиям, направленным на устранение последствий проступка. При избыточной эмоциональности желательно выделить время для приведения организма в спокойное состояние.

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Родителям целесообразно отказаться от сравнения отпрыска с другими детьми. Более приемлемо сопоставление текущих успехов с ранними достижениями. Такой подход позволяет оценить результативность приложенных ребенком усилий и выявить прогресс (если таковой имеется). Пагубность сравнения дочери или сына с другими детьми объясняется возможностью возникновения у ребенка ощущения необъективности со стороны близкого человека. Кроме того, родителям следует учесть, что достижение уровня ровесника для отпрыска может оказаться непосильной задачей в силу объективных причин (личностных и физиологических особенностей, степени выраженности тех или иных черт характера и т.д.). Важно осознать, что отнюдь не каждый ребенок может оказаться успешным в конкретной сфере деятельности. Равнение на сверстников и принуждение будут способствовать развитию у малыша чувства собственной незначительности, что в конечном итоге может воспрепятствовать раскрытию иных (иногда более полезных для человека) качеств.

Родители должны обзавестись умением нахождения позитивных нюансов в разнообразных ситуациях. Желательно научиться фокусировать внимание на моментах, в которых ребенок демонстрирует более высокие по сравнению с предыдущим опытом результаты . При этом важно не забывать о том, что заслуженные похвалы пробуждают в детях стремление к самосовершенствованию.

Заключение

Принимающие участие в воспитательном процессе взрослые должны уяснить следующее: на текущий момент не разработана единственно верная система воспитания, применение которой гарантирует формирование полноценно развитой личности, успешно общающейся с различными по характеру и поведению представителями социума.

На этапе выбора методики воспитания родители должны отдавать предпочтение тем разновидностям, в которых реализованы основные принципы воспитательного процесса, под которыми подразумеваются обязательность, равнозначность и комплексность. В любой семье порядок воспитания детей должен базироваться на соблюдении установленных норм и разработанного для ребенка режима дня. Сплочению домочадцев способствуют семейные традиции (проведение выходных на природе, совместные игры, беседы и т.д.). Взрослые не должны забывать о том, что развитие гармонично развитой личности невозможно без создания подходящих для ребенка условий, максимально отвечающих требованиям комфортности.

Также важно осознать силу влияния воспитателя на восприимчивую детскую душу. Очень мудрой выглядит мысль о необходимости воспитания самих себя. Воспитание ребенка при этом отходит на второй план из-за присущего детям свойства копирования окружающих их взрослых.

Наибольший эффект воспитательного процесса наблюдается при следовании главным принципам воспитания. Оптимальность данного подхода обуславливается возможностью адаптации воспитания под потребности и особенности конкретного ребенка, взрослеющего в пределах четко разграниченного микросоциума. Это понятие включает в себя социальное окружение и пространство обитания индивида, элементы которых оказывают влияние на становление и формирование человека.

0 0

Еще статьи

Системы воспитания детей – совокупность принципов, положенных в основу воспитательного процесса и определяющих методы, цели и задачи, содержание и организацию воспитательного процесса. Каждая система воспитания акцентируется на определенных аспектах воспитательного процесса: физическом, эстетическом, умственном развитии. Современным родителям сделать осознанный выбор крайне сложно. Как выбрать единственно правильную систему воспитания детей? Стоит ли следовать определенным системам? Каковы основные типы воспитания детей?

Рождение ребенка – важный этап в жизни каждой семьи. Воспитание детей – одна из основных задач родителей. В раннем возрасте происходит закладка основных черт характера, ребенок вырабатывает определенную модель поведения, которая в дальнейшем будет лишь совершенствоваться под влиянием различных жизненных факторов и общества. Ошибки, допущенные в воспитательном процессе, могут негативным образом сказаться не только на послушании ребенка в детстве, его успеваемости в школе, общении со сверстниками, но и на взрослой жизни человека, его трудолюбии и трудоспособности, эффективности и продуктивности семейной жизни, позиции в обществе. Осознанное воспитание – это взвешенный подход всех членов семьи к воспитательному процессу с целью формирования гармоничной личности, интеллектуально-развитого, нравственного члена общества. Воспитательный процесс является подготовкой ребенка к жизни в современном обществе. На сегодняшний день доступно множество систем воспитания детей, каждая из которых основывается на определенном подходе к развитию тех или иных качеств личности, которые, по мнению создателей системы, являются наиболее важными с точки зрения личностного развития.

Избрав для себя осознанное воспитание, родители задаются вопросом, какую систему воспитания детей выбрать? Однозначного ответа на данный вопрос не существует, так как каждый ребенок индивидуален и требует индивидуального подхода к процессу его воспитания. Так, поведение ребенка в раннем возрасте обусловлено его физиологическими и психическими потребностями и особенностями. Он еще не осознает сути и роли манипулирования взрослыми, поэтому его капризы непреднамеренны.

Любая из доступных систем воспитания детей носит лишь рекомендательный характер. Нельзя слепо следовать какой-либо одной методике. Выбрать лучшее из каждой эффективной методики является оптимальным решением для каждой семьи.

Немецкая система воспитания детей предполагает четкость и организованность в каждом аспекте жизни ребенка: режим дня, питании, обучении и развитии, увлечениях и общении с взрослыми и сверстниками. Особое внимание данная система воспитания уделяет личному пространству ребенка. Традиционно у ребенка есть своя территория, где он волен делать то, что он хочет, однако на остальной территории дома должен соблюдаться порядок. Материнство не исключает немецких женщин из общественной жизни, карьеры. В современной Германии детские образовательные учреждения придерживаются системы воспитания детей, основанной на традициях и культуре страны, исключая авторитаризм и подавление личности.

Французская система воспитания детей отличается большей лояльностью по отношению к детям в семье. Однако родители предпочитают карьеру воспитанию ребенка, в то время, как французские детские сады готовы принимать малышей едва достигших полугода. Семья и сплоченность имеет большое значение.

Японская система воспитания детей предполагает вседозволенность в поведении ребенка до достижения им 5 лет, строгость и ограниченность в его воспитании от 5 до 15 лет. По достижении 15 лет с ребенком обращаются как с равным.

Еще одной общепризнанной и практикуемой во всем мире является система воспитания детей Марии Монтессори. Основополагающим принципом системы является помощь и содействие ребенку в самостоятельном познании и освоении мира. Так ребенок учится самостоятельно познавать природу вещей, что является незаменимым навыком во взрослой жизни.

Среди многообразия доступных систем воспитания детей не существует единственно правильной, которая поможет безошибочно и успешно воспитать ребенка.

Типы воспитания детей и их основные характеристики

Психологи выделяют 5 основных типов воспитания детей. Тип воспитания – модель, которой придерживаются родители в своем отношении к воспитательному процессу. Так, основными типами воспитания ребенка являются:

  • Авторитарный тип – процесс воспитания, характеризующийся строгой дисциплиной, недостатком родительской любви и ласки, нивелированием интересов ребенка, ограничением самостоятельности ребенка, жестким контролем над всем происходящим в семье. Воспитательный процесс регулируется четкими правилами, обязательными к соблюдению. Такой тип воспитания детей порождает конфликты и взаимное непонимание родителей и детей в подростковом возрасте либо же провоцирует формирование слабой личности, легко поддающейся «дурному» влиянию;
  • Либеральный тип – процесс воспитания характеризуется мягким подходом, вседозволенностью, минимальной дисциплиной, отсутствием запретов и ограничений, четких требований и границ допустимого. Дети в процессе такого воспитания зачастую вырастают конфликтными личностями, отвергая в общении и отношениях тех, кто не потакает их интересам. Либеральное воспитание приводит к плохой успеваемости в школе ввиду непонимания ребенком требований, четко следовать дисциплине;
  • Авторитетный тип воспитания детей – процесс воспитания, основанный на дисциплине и рациональных проблемно-ориентированных стратегиях в отношениях. Данный тип воспитания предусматривает определенную независимость ребенка, альтернативу поведения, что развивает чувство самоуверенности, долга и ответственности;
  • Хаотичный тип воспитания – воспитательный процесс, характеризующийся отсутствием четкой стратегии со стороны родителей в формировании личности ребенка, требований, дисциплины, непредсказуемостью решений и действий со стороны родителей, в результате ребенок развивается неуверенным, безответственным, нерешительным;
  • Опекающий тип – гиперопека как воспитательный процесс проявляется в стремлении выполнить все за ребенка, решить все поставленные перед ним задачи, в результате чего у ребенка формируется завышенная самооценка, чувство тревожности, беспомощности, эгоистичности.

Порядок воспитания детей

Выбирая правильные тактики и методики воспитания детей, родителям не стоит забывать об основных принципах и порядках осуществления воспитательного процесса независимо от избранной системы воспитания детей.