Долговременное развитие. Развитие долговременной памяти у детей. Особенности хранения информации в долговременной памяти

1.3. РАЗВИТИЕ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Формирование русской научной психологии было тесно связано с развитием русского философского материализма.

Философы-материалисты оказали положительное влияние на разработку проблемы памяти. Ценный вклад внес И.М. Сеченов. К процессу развития долговременной памяти он подошел с позиции выдвинутой им рефлекторной теории психики. Объясняя процесс возникновения и закрепления следов в мозгу. И.М. Сеченов исходил из того, что след сохранится находясь во введении долговременной памяти.

Сохранение в памяти следов прошлого опыта было изучено И.М. Сеченовым экспериментально. Данные он использовал для объяснения особенностей развития долговременной памяти у детей младшего школьного возраста.

В трудах советских психологов А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурии, Л.В. Занкова и других описываются исследования по проблеме развития долговременной памяти и сохранения следов прошлого опыта. Все эти исследования содержат ценный материал.

Мы рассмотрим исследования проводимые Шардаковым в области сохранения учебного материала в памяти младшего школьника.

Ученики одного и того же класса были разделены на четверки. Школьники, принадлежавшие к первой четверке, воспроизводили текст в тот же день. Вторая четверка – через три дня, третья – через 10 дней и так далее. Повторных предъявлений текста не проводилось. Чтобы изучить значение повторений для сохранения материала, отдельные школьники опрашивались два-три раза, после того, как они запомнили текст. Эти опросы служили повторением.

Это исследование показало, что наибольшая потеря информации происходит на протяжении первого дня. В дальнейшем она гораздо менее значительна и все уменьшается по мере увеличения промежутка, отделяющего воспроизведение от запоминания. Влияние повторений выступает очень отчетливо: благодаря им сохранение материала поддерживается на довольно высоком уровне. Если бы повторения не ограничивались опросом и проводились систематически, уровень сохранения материала был бы еще более высоким.

«Повторение с целью припомнить забытое, показывает уже недостаток учения и вообще преподавание в школе. Плохая школа, как и плохое задание, беспрестанно чинится, поправляется и никогда не бывает в исправности; хорошая же школа, беспрестанно повторяя пройденное, никогда не нуждается в починках» 1 .

Известно, что изучению развития долговременной памяти у детей в зарубежной психологии посвящено большое количество работ. В исследованиях давалось описание результатов явления: длительного промежутка времени, в течение которого прежнее впечатление еще сохраняется в памяти.

Первые исследования памяти у детей основывались на эмпирических наблюдениях. Одно из самых ранних исследований, проведенное. В. Прейером, описано в его известной книге «Душа ребенка».

Но в ранней зарубежной психологии, основной интерес для авторов представляла количественная сторона памяти.

Новые данные об исследованиях долговременной памяти, мы можем узнать из более современной литературы. Но к сожалению эта литература публикуется малым тиражом. А проблема долговременной памяти остается актуальной и в наше время.

По мнению Рогова Е.И., долговременная память – это память, способная хранить информацию в течении практически неограниченного срока. Это наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти.

Емкость этой памяти безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Эта память предлагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено.

Многие жизненные психологические проблемы зависят от возможности человека дольше сохранять информацию.

Долговременная память основана на наблюдении, анализе, суждений; действует на нескольких уровнях: чувственном, эмоциональном, интеллектуальном.

Говоря о развитии долговременной памяти у детей младшего школьного возраста, нельзя не сказать об источнике трудностей, связанных с долговременной памятью – это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому младшему школьнику извлекать из нее необходимые сведения, нужные в данный момент очень трудно. Тем не менее он быстро отыскивает необходимое. Даже в такой обычной деятельности, как чтение, для интерпретации значения печатных символов данного текста школьнику приходится непосредственно и немедленно обращаться к долговременной памяти.

Если, например, после некоторого количества прочтений или прослушиваний, школьник попытается через некоторое время воспроизвести данный ряд слов, то совершает ошибки, как и тогда, когда не срабатывает при запоминании кратковременная память. Однако это иные ошибки. В большинстве случаев вместо забытых слов при воспоминании он использует другие, близкие к ним не по звучанию или написанию, а по смыслу. Часто бывает так, что ребенок, будучи не в состоянии точно вспомнить забытое слов, может передать его иными словами и уверенно отвергает другие, не похожие на данное слово сочетания звуков. Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходит на память первым, младший школьник в конечном счете сможет вспомнить желаемое им, по крайней мере, заменить его тем, что близко к нему по смыслу. Если бы этого не было, то он бы испытывал огромные трудности при припоминании и часто бы терпел неудачу. На этой же особенности долговременной памяти, основан процесс узнавания когда-то увиденного или слышанного ребенком.

Во всех исследованиях, посвященных долговременной памяти, справедливо подчеркивается: даже хорошо понятое и один раз правильно изложенное без повторения не запоминается. Поэтому учителям рекомендуется повторять материал в первые дни после изучения, по горячим следам, пока материал не забыт.

Качественные изменения, относящиеся к процессу сохранения материала в памяти младшего школьника, имеют своей основой то, что теперь ведущей является учебная деятельность ребенка. Удержать в памяти, не забыть то, что усвоено, - становится у школьника, в обличие от предшествующих возрастов, особой задачей, выполнению которой служат его старания. Работа учителя в значительной мере имеет в виду не допустить забывания знаний и навыков, приобретенных учениками. Учитель постоянно должен заботиться об этом, направляя соответствующим образом учебную работу младших школьников. Материал, который должен быть сохранен в памяти школьников, представляет собой не разрозненные сведения, а определенную систему, отдельные части которой внутренне связаны между собой. Все это не только оказывает решающее влияние на сохранение учебного материала в памяти, но приводили к качественной перестройке работы памяти в целом.

Т.О. как мы видим, что все исследования проводимые в области развития долговременной памяти, исследователи уровень сохранения материала в памяти младшего школьника.

Проанализировав исследования, мы можем прийти к выводу, что развитие долговременной памяти у детей младшего школьного возраста зависит от уровня сохранения материала и количества повторений проводимых систематически.

Исходя из выше сказанного, мы видим, что успеха в развитии долговременной памяти достигнут те педагоги, которые сумеют пробудить у детей интерес к учебе, к знаниям. Которые будут систематически использовать повторения, таким образом повышая уровень сохранения материала, то есть развивая долговременную память у детей младшего школьного возраста.


ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Из самых ценных вещей, которые преподаватели могут дать детям на начальном этапе. Таким образом, игра может быть эффективным средством для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков на уроке французского языка. Интересные пути объяснения и тренировки грамматического и лексического материала способствуют формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся. Радость...


... №2 19. Николенко А.Н. «Исчезновение интереса к изучению иностранных языков на начальном этапе как проблема дальнейшего обучения иностранным языкам» // Начальная школа 2000 №1 20. Риторина А.К. «Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка» // Начальная школа 1999 №5 21. Сажнева М.А. «Игра как способ развития интереса к изучению иностранного языка» // ИЯШ 2001 №6 ...

Все-таки детям сложно подбирать слова – антонимы, особенно это относится к детям с трудностями в обучении. Поэтому на уроках русского языка и чтения необходимо как можно больше работать над развитием речи учащихся. 2.8. Работа со словарями антонимов в младших классах. В начальном обучении русскому языку предусматривается ознакомление учащихся со словами, близкими по значению – синонимами и...



По развитию памяти детей с ЗПР является актуальной. Результаты отражены в диаграмме № 7. 27% - средний, 4% - высокий, 69% -низкий 2.2 Пути реализации способов быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников с ЗПР Анализ констатирующего эксперимента позволил наметить следующую цель: определить комплекс работы по развитию памяти младших школьников...

Инструкция

Повторяйте

Обыкновенная зубрежка отлично тренирует память – начните заучивать стихи, такой текст легче для восприятия, затем переходите к . Заучивайте тексты последовательно – потратьте несколько часов на запоминание одного отрывка, затем пару дней не повторяйте его. Сделав перерыв, приступайте вновь к повторению первого текста – вы обнаружите, что воспринимаете информацию по-другому, находите в строчках иной смысл.

Повторяйте текст вслух

Доказано, что когда текст сопровождается слуховым восприятием, то он запоминается лучше, поэтому заучивая что-либо, всегда произносите информацию вслух. Желательно в это время закрывать глаза, так вы будете слышать слова лучше.

Учитесь концентрировать внимание

Запишите на листке бумаги короткое предложение, и во время прочтения подсчитайте, сколько букв «о» в нем. Затем отвернитесь и попробуйте сказать, сколько в предложении букв «в». Такой прием хорошо тренирует зрительную память, которая тоже может быть долговременной.

Учитесь с помощью составления ассоциаций

Если вы плохо запоминаете числа, то постарайтесь каждое из них сопоставить с каким-либо предметом, животным или человеком. То же самое проделывайте с – подумайте, может быть, человек по имени Геннадий высокий и худощавый, его фигура напоминает букву «г» и т.д. Тренируйтесь ежедневно – специально или произвольно.

Описывайте картины

Выберите несколько репродукций и описывайте одну из них, дополняя каждый раз новыми подробностями и деталями. Постепенно добавляйте внешние отвлекающие факторы – шум, крики, общение с другим человеком и пр.

Создавайте мысленные образы и визуализации

Пытаясь вспомнить что-то, старайтесь создавать в памяти полную картинку – выясняйте, что нарисовано на обложке книжки, которая лежит в соседней комнате, попутно представляя стол, на котором она находится, со всеми остальными предметами. Представляйте, как вы входите в комнату, подходите к столу и берете книгу в руки.

Составляйте списки необходимых дел

Меняйте в списках дела местами, ранжируя их по значимости, маршруту или удобству осуществления действий. Выходя из дома, мысленно проговаривайте все пункты, попутно создавая ассоциации. Сверьтесь со списком, когда придете домой.

В психологии под долговременной памятью понимают один из главных познавательных психических процессов.

Благодаря долговременной памяти мы способны обращаться к своему прошлому, отыскивать в нём информацию, которая необходима для понимания настоящего. В долговременной памяти содержатся знания, придающие смысл нашему опыту, нашей жизни. Долговременная память соединяет прошлое и настоящее и собирает информацию для будущего. От развития этого вида памяти зависит процесс обучения, накопление профессионального опыта, становление профессионального мастерства.

Согласно концепции Р. Аткинсона, предлагающей наиболее разработанную модель структуры памяти, последняя представляет собой три согласованно работающих блока: сенсорных регистров (с хранением информации около 1 секунды), кратковременного хранилища (с небольшим объемом и длительностью хранения около 30 секунд) и блоком долговременного хранения (с неограниченным объёмом и временем сохранения информации). Долговременная память как раз и является третьей частью этой трёхкомпонентной модели памяти.

Долговременную память отличают устойчивость, емкость, богатство и разнообразие абстрактных форм, структур, кодов. Исследователи нейрокогнитологии давно задаются вопросом, где память локализована и как мозг осуществляет хранение информации в долговременной памяти. В конце XX века были сделаны важнейшие открытия, позволяющие приблизиться к пониманию этих процессов. Так, выяснилось, что память локализована и в специальных областях, и по всему мозгу. Сложность исследований заключается в том, что сенсорные переживания в мозге сложны и многообразны.

Особенности хранения информации в долговременной памяти

В процессе запоминания задействовано множество разных структур анализаторов и центральной нервной системы. Таламус занят отфильтровыванием лишнего, в сенсорной коре структурируется поступающая информация и формируется кратковременная память. В ассоциативной коре путём анализа оперативных задач организма и его биологической программы определяется, какие данные будут важны в течение суток и какая информация должна быть переведена в долговременную память.

Процесс длительного сохранения информации в долговременной памяти происходит при участии нуклеиновых кислот и специфических белков памяти. Учёные предполагают, что функционирование механизма запоминания информации, хранящейся в долговременной памяти, связано с изменением структуры нервных клеток и связей между ними.

В процессах памяти важная роль отводится гиппокампу: благодаря ему избирательно улучшается фиксирование отдельных событий, имеющих особо важное биологическое значение.

Что влияет на эффективность запоминания?

Эффективность запоминания зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. Объективные отражают особенности материала, который Вы хотите запомнить:

Наглядность информации;

Её количество и структурированность;

Осмысленность;

Степень известности.

Субъективные особенности отражают специфические особенности самого человека, запоминающего информацию. Они включают:

Ведущий тип памяти (используя его, Вы добьётесь наибольшей эффективности);

Установки;

Мотивированность;

Активность;

Функциональное состояние;

Степень знакомства с материалом.

Что важно для прочности запоминания информации, подлежащей сохранению в долговременной памяти?

В ходе исследований учёные выяснили, что два фактора оказывают наиболее сильное влияние на прочность запоминания: это его активность и осмысленность.

Показатели активности:

— Наличие осознанной цели и достаточной мотивации.

— Связь запоминания материала с эмоциями.

— Включение запоминания в процесс деятельности.

Показатели осмысленности:

— Структурирование запоминаемой информации.

— Установление логических связей между частями материала.

— Самоконтроль в процессе запоминания.

— Неоднократное повторение.

Осмысление информации – важный момент, от которого зависит прочность запоминания. Алгоритм осмысления может быть таким:

1.Понимание цели запоминания и прикрепление новых знаний к актуальным потребностям.

2.Понимание смысла изучаемого материала.

3.Анализ информации.

4.Поиск главного, выделение наиболее важных мыслей.

5.Обобщение.

6.Запоминание обобщенного материала.

Как развить долговременную память?

Память, как одна из когнитивных функций мозга, благодаря его свойству пластичности, развивается и тренируется. Существует немало рекомендаций, подсказывающих, как развить долговременную память, и ниже мы рассмотрим некоторые из них:

— Учитывайте, что лучше всего запоминаются начало и конец материала («эффект края», выявленный Эббингаузом).

— Повторяйте материал правильно: сначала – через несколько часов после запоминания, а потом – ещё раз, через несколько дней. Это даёт наилучший результат.

— Объёмную информацию делите на части, блоки. Структурируйте её. Это заметно расширит ёмкость памяти.

— Используйте при запоминании мнемонические приёмы.

— Если есть возможность, не оставайтесь сторонним наблюдателем: активное участие при работе с информацией даёт возможность лучше понять и запомнить материал, подключив, к тому же, эмоциональную составляющую.

— Тренируйте когнитивные функции мозга на .

ВЛИЯНИЕ ПОДАВЛЕНИЯ СИНТЕЗА БЕЛКА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ: КЛЕТОЧНАЯ ГИБЕЛЬ КАК ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМОВ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ ПРИ

ДЕЙСТВИИ ЦИКЛОГЕКСИМИДА

И.В. Щеглов

Институт теор етической и экспериментальной биофизики РАН, Пущино-на-Оке, Россия

Формирование долговременной памяти – это переход информации из лабильной кратковременной памяти в стабильную долговременную, длящуюся дни, месяцы, годы, а иногда всю жизнь [ McGaugh , 2000; Anokhin et al ., 2002]. Общепринятая теор ия молекулярных механизмов формирования долговременной памяти предполагает, что ключевую роль в этом процессе играет специфическая активация экспрессии генов и синтез белков de novo , участвующих в модификации существующих и/или образовании новых синаптических связей [ Milner et al ., 1998; Clayton , 2000].

Ингибиторы синтеза белка являются одними из наиболее широко применяемых амнестических агентов для изучения механизмов формирования различных видов долговременной памяти. Постулируется, что для нарушения этого процесса необходимо вводить ингибиторы в дозах, вызывающих подавление синтеза белка в мозге как минимум на 80-90% в течение небольшого периода времени после научения. Кроме того, на некоторых экспериментальных моделях показано существование второго периода чувствительности к действию ингибиторов синтеза белка – через 4-6 ч или даже 13-14 ч после научения [ Bourtchouladze et al ., 1998; Davis , Squire , 1984].

В нашей работе мы исследовали действие максимально высоких доз (200 мкг/полушарие) циклогексимида, ингибитора трансляци и, на формирование долговременной памяти в тесте выученного выпрыгивания из воды [Подольский, 1996, 1997] и в водном лабиринте Морриса при двусторонних введениях в боковые желудочки мозга. Подавление синтеза белка на 96% во всех отделах ЦНС в течение 1 ч после научения грубо нарушало формирование долговременной памяти при научении в лабиринте Морриса, но не влияло на долговременную двигательную память в тесте выученного выпрыгивания из воды. Исходя из возможности существования второго периода чувствительности формирования долговременной памяти к ингибиторам, мы использовали двукратное введение циклогексимида, что значительно продлевало подавление синтеза белка в ЦНС (более 95% в течение первого часа и не менее 75% в течение последующих 9 ч после научения). Тем не менее, даже такая крайне жесткая процедура не вызывала нарушений сохранения долговременной двигательной памяти в тесте выученного выпрыгивания из воды при проверке через 48 ч или 14 суток после научения [Щеглов и соавт., 2001; Подольский, Щеглов, 2003].

Ранее в ряде работ было показано, что формирование некоторых видов долговременной памяти у позвоночных не нарушается глубоким подавлением синтеза белка [ Laudein et al ., 1986; Shoel , Agranoff , 1972; Staubli et al ., 1985]. К сожалению, этим фактам уделяется мало внимания. Результаты наших систематических исследований показали, что механизмы формирования различных видов долговременной памяти могут существенно различаться. Существуют такие формы долговременной памяти, формирование которых в течение многих часов не зависит от активации трансляци онного аппарата нейрон ов.

Недавно нами начата проверка предположения о том, что введение ингибиторов синтеза белка в высоких дозах, применяемых для нарушения формирования долговременной памяти, может приводить к сильному нейротоксическиму эффекту. Следует отметить, что в небольших дозах ингибиторы синтеза белка широко применяются в качестве препаратов, предотвращающих процесс гибели клеток. Тем не менее, появляется все больше работ, в которых показано, что в бóльших дозах ингибиторы синтеза белка могут вызывать апоптоз и/или некроз в различных типах тканей in vivo и in vitro [ Higami et al ., 2000; Squier et al ., 1999]. Однако вопрос о роли нейротоксичности ингибиторов синтеза белка в механизмах нарушения формирование памяти до сих пор не исследован.

Гибель клеток головного мозга определяли по деградации хромосомной ДНК методом электрофореза ДНК в агарозе. Было показано, что двустороннее введение циклогексимида в боковые желудочки мозга в дозе 200 мкг/полушарие, вызывавшей в наших предыдущих экспериментах нарушение формирования долговременной памяти в водном лабиринте Морриса, через 4 ч после инъекции приводит к гибели клеток мозжечка. Предварительные данные позволяют предположить, что аналогичные эффекты ингибитора наблюдаются также в гиппокампе и неокортексе.

Эти данные показывают, что эффекты высоких доз ингибиторов синтеза белка могут быть в определенной степени связаны с гибелью нейрон ов и глии в структурах мозга, принимающих участие в записи информации. Возможно, именно поэтому большинство авторов вынуждены применять максимальные дозы ингибиторов синтеза белка.

Результаты работы позволяют предположить, что общепринятая концепция ключевой роли синтеза белков de novo в молекулярных механизмах формирования памяти не является универсальной.

Изучение механизмов, обеспечивающих передачу импульса через уже эффективную (наученную) синаптическую щель показывают, что они основаны именно на белковых молекулах-передатчиках (< a href =" memory / mem 5. htm " target ="_ blanck "> >). Это значит, что такие молекулы - передатчики должны образовываться тем или иным образом при долговременном научени. Об этом же говорят и положительные результаты опытов автора при научении в лабиринте Морриса. Предположение о том, что повышенные концентрации ингибитора могут препятствовать научению из-за органических поражений противоречат результатам по научению в тесте выученного выпрыгивания из воды. Т.о. автору следовало бы сопоставить эти данные, говорящие о большой вероятности некорректности опытов в попытках ингибировать синтез белков.

Память человека играет неотъемлемую часть в жизни человека в целом и состоит из воспоминаний. Существуют научные разработки анализа памяти человека для дальнейшего предвидения (антиципации) будущего человека. Но проблема состоит в том, что большинство современных людей забывают о сохранении ценных для них воспоминаний.

Самым легким в плане затрат времени, являются фотографии. Фотоальбом купить и разместить в нем свои сокровенные воспоминания может позволить себе каждый. В современном мире, фотографии пользуются кратковременной значимостью и стали «предметными воспоминаниями», вытесняя воображение и долговременную память. Л. Выготский в одной из своих психологических концепций изложил данный вид сохранения воспоминаний в памяти достаточно длительный срок – «узелки на память». Каждая вещь в вашем доме, без исключений, хранит ваше воспоминание. Мне кажется, все знают о людях барахольщиках, в жилищах которых можно обнаружить массу не нужных вещей, но каждая из них в отдельности это частичка воспоминаний.

О предметной памяти можно вести обсуждение не измеримо долго, но зацикливаться не следует. Связывание большого количества воспоминаний с предметами имеет и отрицательный фактор, а именно ухудшение долговременной памяти. Мы адаптируемся к сохранению информации в предметах и проводим некую архивацию. Воспоминания перестают существовать в нашей памяти в свободном доступе, а вызываются связующей цепочкой: предмет — воспоминание. Это крайне негативно влияет на долговременную память.

Для полноценного использования ресурсов своего мозга следует их развивать, а не адаптировать. Техник развития долговременной памяти невероятное множество, но самым легким и практичным был, остается и будет – «тренировка стихами ». Все что от вас требуется, это регулярно заучивать стихотворения по определенной временной шкале. Заучивать следует для начала по одному стихотворению в неделю (в течение месяца), затем одно стихотворение раз в три дня. Выученное стихотворение обязательно нужно повторять по схеме:

  1. Через два часа после заучивания;
  2. Каждый сутки после заучивания в течение недели;
  3. Раз в неделю в течение месяца;
  4. Один раз в месяц в течение полугода;
  5. Один раз в год.

Стихотворения, заученные таким способом, вы будете помнить всю жизнь. Доказано, что данная тренировка способна развить долговременную память более чем на 1000%. Интересно отметить, что существует лишь одна техника запоминания с коэффициентом результата и затрат времени выше «тренировки стихами» — это гипноз, но к сожалению он не способен тренировать долговременную память .