Нод по рисованию в средней группе. Занятие по декоративному рисованию в средней группе «Дымковские игрушки Конспект занятия средняя группа рисование дымковская игрушка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№23 «Аленушка»

Воспитатель: Томина Е.Н.

Конспект открытого занятия по образовательной деятельности в средней группе на тему: «Дымковские игрушки»

(образовательные области «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество»)

Томина Елена Николаевна, воспитатель

Задачи :

Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружок, точка, полоски, сетка, кольцо)

Продолжать учить детей украшать элементами декоративной росписи силуэты дымковских игрушек.

Развивать глазомер, чувство цвета, формы, пропорций.

Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Материал : готовые шаблонные рисунки дымковской игрушки, акварельные краски, кисти, салфетки, баночки с водой.

Ход заняти я:

Группа оформлена дымковскими игрушками.

Дети входят в группу.

Воспитатель :

Дети, вы любите путешествовать? Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на автобусе.

А куда отправимся – это будет для вас загадка. А пока мы сели в автобус и путешествие наше будет долгим,чтоб нам не скучно было ехать давайте споем веселую песенку.

Песня « Наш автобус голубой» Слова Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко.

Воспитатель: Вот и приехали мы в интересное местечко на берегу реки Волги в село Дымково. А называется оно так, потому что в старину –и зимой, когда топились печи и летом, когда туман, село это будто легкой дымкой окутано.

(приглашаю за столы (в мастерскую),рассматриваем игрушки, картинки, фото).

Дым из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое "Дымково " назвали.

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо сказки.

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Сами белоснежны, как березки,

А на них яркие кружочки, клеточки, полоски.

Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка. Из чего же мастера ее делали?

Дети : Делали эту игрушку из глины.

Воспитатель : Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными, как же дымковские получались такими веселыми и нарядными?

Дети : Потому что дымковские мастера их расписывали яркими узорами.

Воспитатель : А какие элементы росписи использовали мастера?

Дети : Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.

Воспитатель: А вы знаете, что круг означает солнце, волнистые линии –воду, а пересечение прямых линий -землю.

А какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушки?

Дети : Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

Воспитател ь: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Дети : яркие, нарядные, веселые, праздничные.

Воспитатель : Мне очень понравилось, как вы рассказали о дымковской игрушке.

Физкультминутка:

Ручка правая у нас пальчики сжимает,

Ручка левая у нас пальчики сжимает,

этой ручке точно в такт голова кивает.

Ручка правая у нас левую сжимает,

ручка левая у нас правой отвечает.

Две руки теперь у нас пальчики сжимают,

Эти ручки мастерам очень помогают!

Мы возьмемся все за дело, и работа закипела!

Стук в дверь: Входит девочка в наряде «Дымковской барышни» (в руках корзиночка, а в ней фигурки игрушек, которые не успели расписать мастера).

Девочка: здравствуйте, ребята! Зовут меня Иринка! Была я на ярмарке, и купила там любимые игрушки, но мастера не успели их еще расписать. Вы не поможите мне в своей мастерской превратить обычные фигурки в настоящие дымковские игрушки?

Воспитатель : Конечно же Иринка мы тебе поможем, и ты присаживайся вместе с нами за это увлекательное занятие.

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку. Во время работы оказывается помощь, дается указание.

Готовые работы выкладывают на общий стол, дети их рассматривают.

Воспитатель : Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь, на них не наглядеться! Даже на душе стало радостно.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски. Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Спасибо вам за вашу работу, дорогие мастера!


Томина Елена Николаевна

Задачи : Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски) . Закреплять умения : концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.

Предварительная работа :

Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

Рассматривание альбома «Дымковские игрушки» ;

Рисование элементов дымковского узора;

Составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки;

Разучивание стихотворений о дымке.

Материал, инструменты, оборудование :

Картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идёт дым, деревья в зимнем наряде) ;

Дымковские игрушки (индюк, барышня, птичка, конь) ;

Народная мелодия;

Образцы элементов дымковской росписи.

Силуэты игрушек (индюк, барышня, птичка, конь, козлик) -на выбор ребёнка;

Гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой.

Методические приёмы :

Показ и объяснение воспитателя;

Игровая мотивация;

Напоминание о технике рисования;

Наблюдение за работой детей;

Индивидуальные объяснения;

Анализ работы воспитателем и детьми.

Ход занятия:

Ребята, я приглашаю вас в мини-музей дымковской игрушки (выставка дымковских игрушек) .

На севере нашей страны, в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами (показать картинку зимнего села Дымково)

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали!

В древние времена жители села от мало до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой всё село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Вот эти игрушки! (показать)

Игрушки не простые, а дымковские, расписные!

Посмотрите, какие разные игрушки делают дымковские мастера!

Назовите, кого вы видите? (олень, барашек, конь) .

У всех одинаковые ноги, тело. Вместо шерсти нарисованы узоры. Мастера выделили у каждого животного самое главное, что отличает их от других : у оленя - ветвистые рога, у барашка - рога загнутые кольцами.

Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные? (из кругов, колец, полос)

Ребята, круги, кольца, полосы называются элементами узора (крупные и мелкие элементы сочетаются)

Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура - Барышня, Водоноска, Няня с малышами на руках… Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, на шее бусы. Разнообразные узорчатые юбки (клетчатый узор, а в каждой клетке кольца, круги, точки)

Из каких элементов составлен узор на этой юбке? (из полос)

Что надето на голове? (кокошники, шляпки)

Барыни важные!

Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей.

Посмотрите и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера (красный, оранжевый, синий)

Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Много разных ярких красок в узорах! Поэтому игрушки такие радостные и весёлые даже в пасмурный день!

Для чего нужны дымковские игрушки? (есть игрушки с которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают)

Игрушки лепят из глины, затем несколько дней подсыхают в комнате, затем обжигают в специальных печах. Игрушки становятся твёрдыми. Когда игрушки остынут, их покрывают белой краской, затем «наряжают» . Расписывают яркими красками с помощью мягких кисточек.

Ребята, вы тоже попробуете украшать дымковскими узорами фартук барышни.

Предлагаю вам стать дымковскими мастерами! Давайте украсим дымковским узором фартук барышни. Согласны быть дымковскими мастерами?

1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!

Вправо, влево повернись,

В мастеров все превратись!

Приглашаю в художественную мастерскую!

Обращать внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти.

Пальчиковая игра

Вот помощники мои

Их, как хочешь поверни!

Так и эдак, эдак-так,

Не обидятся никак!

10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!

(Продолжаем работать)

Выставить рисунки детей.

Анализ работ.

Вот он дымковский фартук для нашей барышни! Объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?

На них смотреть нам всем интересно!

Фартуки украшены просто чудесно!

Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию на тему: «Дымковская птичка».

Программное содержание: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи: точек, прямых горизонтальных линий, примакиваний, колец, кругов. Учить правильно, держать кисть, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций. Развивать любознательность, зстетическое восприятие, интерес к изобразительной деятельности, способность внимательно рассматривать дымковскую игрушку и любоваться ей.Расширение словаря: весна, теплые края, дымковская игрушка.

Материал: Дымковская игрушка – птичка; силуэты птичек, вырезанные из бумаги. Кисти, подставки для кистей, салфетки, краска-гуашь 3-х цветов, образцы.

Предшествующая работа: Рассматривание элементов узора на дымковских игрушках. Лепка птичек.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Д ети входят в зал под русскую народную мелодию и становятся полукругом.

В.: Ребята посмотрите,сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся.

Разминка-приветствие «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

В.: Сегодня у нас необычное занятие. Садитесь на коврик и послушайте загадку:

Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назови-ка меня! (дымковская игрушка)

В.: Молодцы, угадали!Сегодня мы с вами поговорим о дымковских игрушках. Ребята скажите, пожалуйста, какого цвета краски используют дымковские мастера в своей росписи? (синюю, красную, зелёную, жёлтую, оранжевую).

А какие элементы узора, используются в росписи? (точки, прямые линии, мазки, круги, кольца) .

В.: Мне очень нравятся дымковские игрушки. Вот одна из них (показ дымковской птички) Посмотрите, ребята,какая она красивая. Какие элементы росписи есть на этой птичке? А какие цвета здесь использованы? Какого цвета здесь больше?

Послушайте про нее потешку и повторяйте за мной движения:

Летели птички
Птички-невелички,
Как они летели
Все люди глядели,
Как они садились
Все люди дивились!

Дети изображают птичек: летают, машут крылышками. Затем садятся за столы,у каждого на столе лежит птичка,вырезанная из бумаги.

В.: Посмотрите, а на ваших птичках дождь смыл все узоры и от этого им очень грустно.Давайте мы с вами им поможем. Разрисуем наших птичек и тогда они станут веселыми и красивыми.

А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою птичку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. А теперь откройте глазки,но прежде, чем начнем рисовать, давайте разомнем пальчики, подготовим их к работе.

Пальчиковая гимнасттика: «Птичка крылышки сложила»

Птичка крылышки сложила, руки положить на стол
Птичка крылышки помыла, погладить одной ладошкой другую
Птичка клювом повела, соединить пальцы в замок, а указательные "клюв" -выпрямить
Птичка зернышки нашла, Повести руками в замке влево – вправо,
Птичка зернышки поела, постучать «клювом» по столу.
Птичка песенку запела. Дети говорят «чик – чирик»,
Птичка крылышки раскрыла руки развести в стороны,
Полетела, полетела. Плавные махи руками.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛИНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «ИВУШКА» СТУПИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Составила и провела: Червякова Надежда Николаевна П.МАЛИНО 2017г.

Цель: Знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.

Образовательные:

  • Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки.
  • Познакомить с многообразием дымковских игрушек, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.

Развивающие:

  • Развивать речь, память.

Воспитательные:

  • Учить детей видеть красоту дымковской игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству.
  • Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» .

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Эстетическое развитие» , «Физическое развитие» .

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения) , игровые методы и приемы, просматривание видео материалов.

Оборудование: дымковские игрушки, Петрушка, фото и видео материалы, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня солнышко смотрит на нас и улыбается нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе:

Встало солнышко – ура! (тянут руки вверх)

Заниматься нам пора! (хлопают в ладошки)

(Дети повторяют за воспитателем) .

2. Основная часть.

В группе появляется игрушка.

Я веселая игрушка,
А зовут меня… (Петрушка) .
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям.

Я пришел к вам не один,
Я привел своих друзей.

Но сначала мне скажите, ребята, у вас есть игрушки? А из чего они сделаны?

Дети: Наши игрушки сделаны из пластмасс, резины, металла, дерева, ткани.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые друзья – игрушки у нашего Петрушки. Вы узнали их?

Дети: Это лошадка, петушок, курочка, олененок.

Воспитатель: Игрушки приглашают нас познакомиться поближе (дети выходят на ковер) .

Физкультминутка «Дымковские игрушки»

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком,
Щечки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Петрушка обращается к детям: Ребята, вам понравились мои друзья?

Чем они вам понравились?

Дети: Красивые, яркие.

Воспитатель: Действительно, это очень красивые игрушки. Делают такие игрушки в селе Дымкого?

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

(В. Феофанов)

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы сейчас с вами узнаем.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (показывается картинка) . Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в коника. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Что же это за товар, давайте посмотрим? (показывается видео «Дымковские игрушки» )

Физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас Петрушка приглашает всех подвигаться (дети выходят на ковер) :

А сейчас, ребятки,
Я зову всех на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы все ребятишки!

Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!

(Дети занимают свои места)

Воспитатель: Ребята, скажите, а что общего у всех этих игрушек?

Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.

Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.

Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?

Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!

Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель: Правильно. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост (демонстрируются элементы росписи) .

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.

Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Воспитатель: Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает) .

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Игра «Викторина»

Воспитатель: Один, два, три – кружок собери (дети строятся в круг) . Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч – отвечай.

  1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
  2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
  3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
  4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
  5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, желтый, зеленый)
  6. Где обжигают игрушки? (в печи)

Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами мастера.

Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка, за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками» )
А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают) .
А в печи не калачи, не ватрушки (машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки (руки вперед) !
(Дети садятся на свои места)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение.

Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,
И село Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,

Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно - расписные:

Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?

О чем оно?

3. Подведение итогов.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Петрушка прощается с вами.

Ребята, вам понравился наш гость?

С чем он познакомил вас?

Что нового вы узнали?

Понравилось вам наше занятие?

Занятие в детском саду для детей 4-5 лет на тему «Дымковская игрушка»

Бердинская Эльвира Галиевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №29», г.Стерлитамак, р. Башкортостан
Описание материала: предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Дымковская игрушка». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект занятия по художественно-эстетическому развитию, направленный на развитие интереса у детей к народному декоративно-прикладному искусству, приобщение к национально–культурным традициям, расширение и углубление знаний о народных игрушках.
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства..
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания детей о дымковской игрушке: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;
- учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки),
вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Развивающие:
- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.
- способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности, внимания;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать чувство цвета, эстетические чувства;
- развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;
- воспитывать самостоятельность, активность;
- формировать эстетическое восприятие и воображение, приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь);
Предварительная работа:
просмотр презентации «Дымковская игрушка», заучивание стихов, разгадывание загадок о матрешке, рассматривание дымковской игрушки, игры с матрёшками.
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.
Словарная работа:
Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.
Закрепление: дымковская игрушка: индюк, петух, собачка, козлик, олень, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная.
Материалы и оборудование:
дымковские игрушки;
иллюстрации с изображением дымковских игрушек;
трафареты лошадок, гуашь, кисточки, ватные палочки, краски и кисточки, салфеточки (по количеству детей);
Королева-кисточка
мольберт;
элементы росписи дымковской игрушки;
образцы, украшенных росписью силуэтов лошадок;
изображение солнышка;
Предварительная работа:
просмотр презентации «Дымковская игрушка»;
рассматривание дымковской игрушки;
узоров, используемых для украшения дымковской игрушки;
Методы и приемы:
психологический настрой (установление эмоционального контакта);
приветствие в стихах «Здравствуй»;
демонстрация игрушек и иллюстраций дымковских игрушек;
рассказ о том, как появились дымковские игрушки;
словесная игра;
динамическая пауза - игра «Что вышло?»;
сюрпризный момент;
игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»;
загадка Королевы-кисточки;
имитационное упражнение;
пальчиковая гимнастика;
самостоятельная работа детей (рисование);
гимнастика для глаз «Лучик солнца»;
выставка детских работ, обсуждение;
рефлексия.I. Организационный момент.
Психологический настрой
(установление эмоционального контакта)
Дети становятся в круг
Воспитатель:
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самые лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем
Здравствуйте дети!

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Приветствие в стихах «Здравствуй»

Дети: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

II. Основная часть
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами. (Продемонстрировать игрушки и иллюстрации дымковских игрушек)
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте
Рассказ о том, как появились дымковские игрушки
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Вставь словечко»
Словесная игра
«...Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое … („Дымково") назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-… (сказки),
И лепили там из … (глины)
Все игрушки не простые,
А волшебно-… (расписные),
Белоснежны, как березки
… (Кружочки, клеточки, полоски -) воспитатель показывает
Простой, казалось бы узор, соответствующие узоры,
Но отвести не в силах взор». а так же изображения
Из глины … (козлик) в яблоках, животных и людей
Собою хорош, очень пригож. на иллюстрациях
А вот … (олень) на стройных ногах,
Вся краса у оленя в … (рогах).
А вот дымковские … (барыни):
У них руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С ними издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Динамическая пауза - игра «Что вышло?»
Подними ладошки выше и сложи над головой.
Что же вышло?
Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.
Подними ладошки выше, а потом согни дугой.
Кто же вышел?
Вышли гуси – вот один, а вот другой.
Подними ладошки выше и сложи перед собой.
Что же вышло?
Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Сюрпризный момент
Звучит мелодия Королевы-кисточки. Ребята, а теперь Королева-кисточка приглашает вас подойти к столам.

Игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»
Королева-кисточка напоминает нам, что дымковские игрушки всегда бывают только белыми. А мастера расписывали свои игрушки яркими красками и предлагает назвать цвета, которыми пользовались дымковские мастера (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный, голубой). Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей) Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).
Ребята, Королева-кисточка спрашивает, какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
А что обозначают элементы росписи (круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья), а затем найти и показать эти элементы на изображениях игрушек.
У дымковской игрушки есть свои цвета есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Загадка Королевы-кисточки
Королева- кисточка предлагает вам попробовать самим стать народными умельцами. А сначала угадайте загадку:
Очень стройный и красивый,
С челкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать,
Ест овес, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку… (конь)

Давайте изобразим, как ходят лошадки
Имитационное упражнение
Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)
Кони удалые,
Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)
Королева-кисточка приготовила для вас лошадок, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать лошадок. (Дети подходят к столам, заранее подготовленным к рисованию, занимают места). Давайте вспомним, как будем расписывать ее. Какие части мы закрашиваем полностью? (грива, уши, хвост, копыта). А узор где расположим? (вдоль шеи, туловища, ног).
А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую лошадку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза разомнем пальчики и приступим к рисованию.

Пальчиковая гимнастика:
Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.
За работу всем пора.

Самостоятельная работа детей.
Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы рисования.

Гимнастика для глаз «Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.
(моргают глазами)
Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.
(делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.
(отводят взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.
(отводят взгляд вправо)

Выставка детских работ. Обсуждение.
Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Весёлая дымковская ярмарка». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы. Воспитатель обращает внимание на яркость лошадок, их красоту, предлагает детям ответить на вопросы: «Чья работа больше нравится? Почему? Какая лошадка самая аккуратная?»