Организация педагогической мастерской по проблеме детской игры в доу. Родительская мастерская в детском саду Цель творческой мастерской в доу

Организация творческих мастерских в ДОО.

Родители, бабушки, дедушки – это те главные люди, которые находятся с малышом в начале его жизненного пути. Ребенок растет и развивается благодаря их поддержке, любви и заботе. Эта связь с семьей не должна ослабевать и с приходом ребенка в детский сад. Кроме того, для его полноценного развития крайне важно участие родителей в образовательном процессе ДОО, что так же продиктовано современными требованиями.

Согласно ФГОС ДО, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155, для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников ДОО) и детей.

Принципами дошкольного образования являются:

    Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    Сотрудничество ДОО с семьей;

    Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ФГОС ДО решает ряд важных задач:

    Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Учитывая это, актуальным для педагогических коллективов ДОО является поиск эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс. Одной из таких форм стала организация творческих мастерских с участием педагогов и их родителей.

Основная цель работы творческих мастерских- укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.

Творческие мастерские направлены на решение следующих задач:

    Знакомство детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями для оформления и украшения помещений как в ДОО, так и дома;

    Развитие творческих и дизайнерских способностей;

    Формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.

Творческая мастерская организуется в изостудии детского сада один раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщается родителям посредством афиш-приглашений, которые раздаются в группах и вывешиваются в холле ДОО. В среднем встреча длится от 40-60 минут

Как правило, встречи в творческих мастерских требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий (подготовка выступления, заготовка природного материала и т.п.)

При подготовке к творческим мастерским также необходимо организовать рабочее пространство так, чтобы дети и родители имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным материалам, необходимым для создания выразительного образа будущей поделки. За время организации таких встреч в ДОО был сформирован примерный перечень необходимых материалов.

Непременным условием организации творческих мастерских является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить. Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.

Традиционно первые мастерские проходят в начале учебного года и направлены на раскрытие красот осени, возможностей использования природного материала в дизайне.

Последующие встречи посвящаются Новому году и Рождеству. В рамках этих встреч участники изготавливают елочные игрушки, праздничные сувениры для своих друзей или близких.

Последняя творческая мастерская в учебном году связана с праздником Светлой Пасхи. Хочется отметить, что ее посещают дети и взрослые не только из православных семей, но и мусульманских семей. В ходе творческой деятельности участники встречи изготавливают сувениры на пасхальную тематику.

Работа творческих мастерских организуется так, чтобы не просто научить детей и их родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполнения работы.

Каждая встреча решает не только практические, но и воспитательные, и образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Это может быть декупаж, квилинг, обращение с полимерной глиной и т.п. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.

Традиционно творческие мастерские сопровождаются красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.

Следующий этап –непосредственно совместная детско-родительская деятельность. В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.

На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от творческих мастерских подкрепляются дополнительными подарками- это может быть, например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.

Такая форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОО способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Организовывать подобные встречи с участием воспитанников и их родителей можно на любую тему. Помощь в этом окажет алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских В ДОО.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 « Сказка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Выступление на тему

«Организация творческих мастерских в ДОУ, как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников» на педагогическом совещании № 3

по проблеме «Воспитательная система дошкольной

образовательной организации

в условиях ФГОС ДО».

Воспитатель:

Алешина О.Н.

Бугульма

2016 г.

Ох, сколько всего, а выбрать надо только необходимое для поделки!

Родители, бабушки, дедушки - это те главные люди, которые находятся с малышом в начале его жизненного пути. Ребенок растет и развивается благодаря их поддержке, любви и заботе. Эта связь с семьей не должна ослабевать и с приходом ребенка в детский сад. Кроме того, для его полноценного развития крайне важно , что также продиктовано современными требованиями.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Так, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО), для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, кроме прочего, открытость дошкольного образования, создаст условия для .

Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО) и детей.

Принципами дошкольного образования, в свою очередь, являются:


ФГОС ДО решает ряд важных задач, в число которых включены:

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основедуховно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • Учитывая это, актуальным для педагогических коллективов ДОО является поиск эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс. Одной из таких форм в МАДОУ «Детский сад „Росинка“» стала организация творческой мастерской в детском саду с участием педагогов, воспитанников и их родителей.

Перечень материалов, необходимых для организации работы творческой мастерской в детском саду:

Изобразительные материалы (маркеры, краски, кисти разнообразной фактуры и размера, фломастеры и др.);

Дизайнерская бумага и картон различных фактур, размеров;

Природные материалы (сухие цветы, листья, соломка, тополиный пух, семечки, косточки, перья и т. д.);

Бросовый материал;

Ткань и другие волокнистые материалы, фурнитура, бисер, пайетки, стразы и др.;

Материалы для творчества: фигурные компостеры (дыроколы), компостеры края и угла, фигурные ножницы, материалы для квиллинга и декупажа, тиснения, штампинга и др.;

Клей ПВА, клей-карандаш, клеевой пистолет, клей с блестками;

Скотч (тонкий, широкий, двусторонний, на вспененной основе, цветной голографический, дизайнерский -
с рисунком);

3D-наклейки.

Основная цель работы творческой мастерской в детском саду - укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.

Творческая мастерская в детском саду направлены на решение следующих задач:

  • знакомство детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями для оформления и украшения помещений как в ДОО, так и дома;
  • развитие творческих и дизайнерских способностей;

Творческая мастерская в детском саду организуется в изостудии один раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщаются родителям посредством афиш-приглашений, которые раздаются в группах и вывешиваются в холле ДОО. В среднем встреча длится от 40 до 60 мин.

Как правило, встречи в творческой мастерской в детском саду требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий (подготовка выступления, заготовка природного материала и т. д.).

При подготовке к творческой мастерской в детском саду также необходимо организовать рабочее пространство так, чтобы дети и родители имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным материалам, необходимым для создания выразительного образа будущей поделки. За время организации таких встреч в ДОО был сформирован примерный перечень необходимых материалов.

И, конечно, непременным условием организации творческой мастерской в детском саду является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить. Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.

Традиционно первая творческая мастерская в детском саду проходит в начале учебного года и направлена на раскрытие красот осени, возможностей использования природного материала в дизайне.

Последующие встречи посвящаются Новому году и Рождеству. В рамках этих встреч участники изготавливают елочные игрушки, праздничные сувениры для своих друзей или близких.

Последняя творческая мастерская в детском саду в учебном году связана с праздником Светлой Пасхи. Хочется отметить, что ее посещают дети и взрослые не только из православных, но и мусульманских семей. В ходе творческой деятельности участники встречи изготавливают сувениры на пасхальную тематику.

В качестве примера в приложении 1 представлен сценарий проведения творческой мастерской в детском саду «Дорого яичко ко Христову дню».

Работа творческой мастерской в детском саду организуется так, чтобы не просто научить детей и их родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Каждая встреча решает не только практические, но и воспитательные, и образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Это может быть декупаж, квиллинг, обращение с полимерной глиной и т. д. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.

Традиционно творческая мастерская в детском саду сопровождается красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.

Следующий этап - непосредственно совместная детско-родительская деятельность. В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.

На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от детского творчества в детском саду подкрепляются дополнительными подарками - это может быть, например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.

Такая форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОО способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Организовать подобные встречи с участием воспитанников и их родителей можно на любую тему. Помощь в этом окажет алгоритм подготовки и проведения творческой мастерской в детском саду, представленный в приложении 2.

Приложение 1

Сценарий проведения творческой мастерской
«Дорого яичко ко Христову дню»

Цели:

  • знакомство детей и их родителей с техникой декупажа, ее возможностями в дизайн-оформлении пасхальных яиц;
  • расширение представлений о празднике Пасхи;
  • укрепление детско-родительских отношений.

Задачи:

  • обучающие: формирование умения создавать с помощью бумажных салфеток пасхальные мотивы на округлой форме яйца, использовать декоративные элементы для украшения;
  • развивающие: развитие дизайнерских умений, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации;
  • воспитательные: формирование чувства радостного ожидания главного православного праздника - Пасхи; воспитание художественно-эстетического вкуса, аккуратности, усидчивости; формирование заинтересованного отношения к результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.

Оборудование:

  • для детей и родителей: яйца (исходя из имеющихся возможностей: вареные, полые или деревянные (гипсовые) заготовки), ножницы, кисти клеевые, емкости с клейстером, декоративные трехслойные бумажные салфетки с различными орнаментами, тематическими рисунками, символизирующими пасхальные события (цыплята, солнце и пр.); декоративные украшения (блестки, пайетки, ленты, бисер и др.);
  • для педагога: изделия, выполненные в технике декупажа; гипсовая заготовка, ножницы, кисть клеевая, емкость с клейстером, декоративные бумажные салфетки, декоративные украшения (блестки, пайетки, ленты, бисер и др.); аппаратура для показа презентации и прослушивания аудиозаписей.

Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Времена года. Апрель. Подснежник», колокольный перезвон.

Презентация: «Пасхальный декупаж».

Участники: Хозяйка (воспитатель), воспитанники подготовительной группы и их родители.

Ход деятельности:

(Хозяйка творческой мастерской читает стихотворение.)

Пасхальный благовест

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
(С. Есенин)

Хозяйка: Всем добрый вечер: и тем, кто стал постоянным участником наших творческих мастерских, и тем, кто сегодня пришел в первый раз. Я рада вас приветствовать. Наша встреча посвящена приближающемуся празднику. Вы, конечно, знаете, как он называется?

Участники: Пасха!

Хозяйка: Совершенно верно, Пасха - светлый, счастливый день Воскресения Христова. История празднования Пасхи уходит своими корнями в глубокую древность. С Воскресением Христовым связаны определенные традиции и обычаи. А как готовятся к этому дню в вашей семье?

Участники: Печем куличи, красим яйца, готовим творожную пасху.

Хозяйка: Один из символов Пасхи - крашеное яйцо. Оно означает торжество новой жизни. Православные верующие дарят яйца друг другу при пасхальном целовании и произносят приветствие: «Христос воскресе!». По преданию начало этому обычаю положила одна из учениц Христа - Мария Магдалина. Кто может рассказать нам об этом предании?

(По заданию Хозяйки творческой мастерской одна из семей заранее знакомится дома
с преданием о красном пасхальном яйце и рассказывает о нем в ходе встречи.)

Участники (подготовившие домашнее задание):

Хозяйка: С тех пор в нашу жизнь вошел обычай украшать яйца ко Христову дню. Такие яйца называют писанками (расписанные узором), крашенками (окрашенные), крапанками (от украинского слова «крапать», т. е. покрывать каплями). В старину писанки делали только женщины. Надев чистую рубаху, с чистыми мыслями и чистыми руками они приступали к работе. Пока мастерица создает писанку, она держит в руке яйцо довольно долго, около трех часов, и постоянно думает о том, для кого оно пишется.

Любую писанку можно «прочитать» по символике ее цвета и рисунка. Так, узоры исполнялись в стилизованной форме, наделялись глубоким смыслом, были символичны. Символика их разделяется на несколько групп: христианская, растительные и животные, солнечные и геометрические символы.

(В зависимости от состава и возраста участников творческой мастерской
Хозяйка обращает их внимание на некоторые элементы христианской символики,
а также кратко рассказывает о символах,
представленных на используемых для подарка салфетках.)

Хозяйка: Как вы думаете, что символизируют конь, паук, звезда, кольцо?

Участники: Паук символизирует трудолюбие и терпеливость, конь - силу, звезда - нравственную чистоту, человеколюбие, кольцо - это символ материнства и знания.

Хозяйка: Не только рисунок, но и цвет писанок имеет свое значение. Например, белый, основной цвет яйца, символизирует чистоту, божественное начало. Как вы думаете, что символизируют голубой, зеленый, коричневый цвета?

Участники: Голубой - цвет небесной Богоматери, он символизирует божественное духовное знание; зеленый - здоровье, жизнь; коричневый - принадлежность к земле.

Хозяйка: В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества, причем христосовались со всеми домашними, без различия сословий - например, хозяева со слугами и т. д. Девочкам в старину дарили писанку с изображением яблоньки - символа чистоты, красоты, нежности и плодовитости; мальчикам - писанку с дубовыми листьями, чтобы рос таким же сильным, крепким и могучим, как дуб. Женщина, которая хотела иметь детей, расписывала яйца цветами и дарила их детям. Знатные, состоятельные люди могли позволить приобрести себе или подарить кому-либо дорогие ювелирные яйца. Подлинную известность и мировую славу шедевров ювелирного искусства снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Коллекции пасхальных яиц сохранились во многих российских музеях: Государственном Эрмитаже, Московском Кремле, Государственном историческом музее, Музее народного искусства и др. Существует поговорка: «Дорого яичко ко Христову дню». Кто из вас знает, что она означает?

Участники: Так говорят тогда, когда все выполнено вовремя и в срок.

Хозяйка: Правильно! Поэтому именно сегодня, в преддверии Великого праздника, мы с вами будем украшать яйца в подарок нашим близким, дорогим и любимым людям.

Яйцо - символ солнца, любви и надежды.

Нарядим яйцо в пасхальные одежды!

В этом нам поможет техника декупажа. Что это такое?

(Участники рассказывают, что они знают о технике декупажа.
Хозяйка дополняет их и рассказывает об истоках декупажа.)

Хозяйка: Название технологии декупажа произошло от французского слова «decouper», что означает «вырезать». У декупажа долгая и интересная история, которая берет истоки у различных стилей, из многих стран. Сегодня эта техника снова в моде. Для ее освоения необходимы три главные вещи: декоративные трехслойные бумажные салфетки с изобразительным мотивом, клей и предмет, которому вы решили придать необычный вид. Как вы уже догадались, декупаж - это самая настоящая аппликация. Сегодня мы с вами попробуем освоить эту технику. Для этого у вас на столах есть салфетки, яйца, декоративные элементы.

(Хозяйка рассказывает участникам встречи о технологии предстоящей работы.)

Хозяйка: Сначала вам необходимо вырезать понравившийся элемент рисунка из многослойной салфетки. Затем осторожно отделить верхний красочный слой, расположить рисунок на форме, нанести клей сверху и распределить его от центра рисунка к краям. Оставшиеся белые участки можно закрасить акриловыми красками (с помощью губки отрывистыми промакивающими движениями). Такой способ покрытия создаст эффект фактурности. Особо нарядно смотрятся акриловые перламутровые краски.

Когда клей и краска высохнут, можно украсить рисунок цветными блестками и объемными элементами. Участки рисунка, которые будут декорироваться блестками, обводятся с помощью клеевой ручки (это может быть символика ХВ - Христос Воскресе, контур рисунка или его часть). Затем необходимо присыпать данный участок блестками, через несколько минут стряхнуть лишние. В соответствии с задумкой заготовка украшается объемными 3D-элементами (цветами, бабочками на основе двустороннего объемного скотча, лентами, пайетками, бисером).

Самостоятельная работа под руководством педагога

Хозяйка направляет творческий процесс согласно технологическим этапам, оказывает детям и их родителям необходимую помощь.

Подведение итогов

Хозяйка: Наша встреча подошла к концу. Уважаемые участники творческой мастерской, вам понравилась наша встреча? Что нового вы узнали? Что особенно вам запомнилось?

(Участники творческой мастерской делятся своими впечатлениями.)

Хозяйка: Спасибо вам за работу и хорошее настроение. Светлая Пасха - праздник весны, надежды. Праздник, который входит в души людей задолго до своего наступления. И потому, готовясь к нему, думая о нем, мы настраиваем свои сердца и мысли на добрый лад, открывая себя всему светлому и чистому. Радости вам и приятных сюрпризов.

Приложение 2

Алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских в ДОО

I. Предварительная работа

1. Подготовка презентации, которая сопровождает ход творческих мастерских, иллюстрирует их содержание.

2. Оформление буклета, схемы этапов работы и т. д.

3. Выполнение домашнего задания (по необходимости) - знакомство с историей и традициями какого-либо праздника, сбор и подготовка природных материалов и др.

4. Чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций и др.

5. Подготовка и организация рабочего пространства и необходимых материалов.

II. Проведение творческих мастерских

1. Знакомство участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать.

2. Показ и объяснение этапов работы с материалами.

3. Обсуждение предстоящей деятельности, возможных сложностей, трудностей и путей их преодоления.

4. Непосредственно совместная детско-родительская деятельность.

5. Заключительный этап:

подведение итогов; проведение рефлексии; обмен подарками.

III. Освещение итогов работы творческих мастерских на сайте ДОО, других электронных СМИ

Ольга (Норышева) Осоченко
Мастерская как форма работы с детьми

В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми , как мастерская .

Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как фактора общего личностного развития и роста.

Сущность современного личностно – ориентированного процесса дошкольного образования состоит в процессе накопления ребенком такого конкретного субъектного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, к тому же, побуждает его к приобретению собственного опыта.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.

Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество.

От чего зависит новизна творческих решений?

Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании.

Чему же способствует творческая деятельность детей?

Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.

«Творческие мастерские » - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской » ? Здесь есть все для того, чтобы творить. «Творческая мастерская » - это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей : например, театральные мастерские , в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей. Мастерские по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи. Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка. Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг , игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю. Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом. Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут усвоению детьми естественных знаний , таких, как основы математики, химии, узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской , как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской , в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.

Работа строится поэтапно , где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично : “Работа с бумагой” , “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью” . Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.

При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется.

Например : если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей.

Занятия в «мастерской » помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой : умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» .

Творчеству принадлежит особая роль, что важно на всех этапах деятельности мастерской . Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в мастерской используются для актуализации личного опыта участников, развивают работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской : это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при большом количестве участников.

Особенность «мастерской » в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами , красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными : краску, бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры , разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал : фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания

Творческий процесс - это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить : "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

При составлении презентации были использованы разработки таких известных ученых, как Лисина Майя Ивановна, Асмолов Александр Григорьевич, Белкин Август Соломонович, а также материалы разработок современных педагогов, опубликованные ими на указанных сайтах.

«Восхождение доступно каждому, и преступление перед самим собой и другими всю жизнь протоптаться на месте» (Альтшуллер, Берткин, авторы жизненной стратегии творческой личности).

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребёнка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности и творческого мышления. Особенно важна роль творчества в развитии детей и для реализации возможностей детей помогают творческие мастерские в дошкольных образовательных учреждениях.

Целью работы в мастерской является сохранение в ребёнке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствовании развитию самостоятельности и креативной личности.

Для развития творческой активности у детей, необходимо создать в группе атмосферу, способствовующую развитию любознательности ребенка. Важно поощрять оригинальные идеи, высказываемые ребенком и обеспечивать возможности для практической реализации творческих идей в самых различных областях. Личный пример взрослых в творческом подходе к решению проблем – одно из важнейших условий.

Работа в мастерских организуется со средней группы последовательно: « Рисование», « Работа с бумагой», « Работа с бросовым материалом», « Работа с природным материалом», « Работа с пластилином», « Тестопластика». Работа в творческой мастерской предполагает интеграцию со всеми образовательными областями, обозначенными в программе « От рождения до школы», которые ориентированы на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка.

Рассмотрим, как в процессе работы творческой мастерской, решаются задачи интеграции образовательных областей.

– работа в творческой мастерской и образовательная область « Социально-коммуникативное развитие»:воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
– работа в мастерской и образовательная область « Познавательное развитие»: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
– работа в мастерской и образовательная область « Художественно – эстетическое развитие»: развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
– работа в мастерской и образовательная область « Речевое развитие»: стимулировать речевую активность детей через свободное общение с взрослыми и детьми; поощрение дошкольников к обсуждению своей деятельности.
– работа в творческой мастерской и образовательная область «Физическая культура»: проведение физкультурных минуток в процессе творческой деятельности детей.

Одним из этапов работы мастерских является занятия с солёным тестом. Начало работы – знакомство с тестом. Ребёнок осваивает новый пластичный материал и делает «открытия», ведь теперь он исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек, который легко изменяется в руках от тех или иных действий. Для этого его нужно смять или расплющить, или скатать, или вытянуть, можно прижать к другому кусочку, или сделать что – нибудь ещё. В процессе этих действий проходило формирование представлений о возможностях рук, свойствах теста, обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных движений. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает чаще всего сразу десятью пальцами, что способствует развитию чувства осязания обеих рук. Использование модульной лепки, где дети, отрывая кусочки от основного куска теста и раскатывая его между ладонями круговыми движениями в небольшие шарики, располагают их по нарисованному заранее контуру. Ребёнок, экспериментируя с тестом, выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействует разными способами на материал с целью его изменения и освоения, проявляя при этом творчество.

Познакомив детей с новым пластичным материалом, необходимо познакомить детей с инструментами, приспособлениями и дополнительным материалом. Для изготовления плоских игрушек нужна деревянная доска, скалка, линейка, стеки, трубочки от упаковки с соком. Для вырезания мелких деталей можно использовать формочки для выпечки и игр с песком, различные крышки, колпачки от ручек и маркеров, любые бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пуговицы, пробки, монеты).

Для придания выразительности изделию пригодятся бисер, блёстки, природный материал.

Особое место в придании изделию выразительности занимает фактура. для создания длинных или коротких «волокон» можно использовать давилки для чеснока, для имитации фактуры дерева идеально подойдёт моток проволоки. Прожилки на листьях легко изобразить, надавив на заготовку боковой стороной расчёски. Дети самостоятельно могут найти интересные решения в применении синтетических мочалок, зубных щёток, грубых тканей, листьев с крупными прожилками, пружинок, стенок различных по плетению корзинок, розеток для варенья.

Большой интерес у детей вызывает приём – «стрижка» теста, где дети узнают новое применение ножницам. Делая мелкие и глубокие надрезы кончиками ножниц по уже вылепленной форме ёжика, можно получить иголки. Используя такой метод работы, можно изобразить оперенья птиц, ветки ели, гриву льва. Работа с ножницами оказывает благотворное влияние на развитие моторики пальцев рук, развивает ручную умелость.

Очень тонкая и кропотливая работа, в которой дети работают пальчиками рук для раскатывания тонких жгутиков и заполнения ими предварительно нарисованную форму. Дети учаться анализировать формы и размеры объекта труда, наблюдают. сравнивают, выделяют черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве, находят нужное количество деталей и места их соединения, образно мыслят.

Очень привлекает детей оформление работы мозаичным способом. Такая работа способствует развитию сенсорной и тактильной чувствительности, усидчивости, терпения, ведь выкладывание узора из мелких геометрических фигур требует точности движений.

Использование макаронных изделий для украшения вылепленных работ – ещё один из самых интересных методов работы с тестом. Дети самостоятельно находят применение макаронным изделиям различной конфигурации, тем самым развивая воображение. С самого начала работы в мастерской детского творчества необходимо вселять детям уверенность в своих силах и возможностях.

Творческий процесс выражается алгоритмом « Обращаю внимание – рассматриваю – думаю, как сделать – делаю – получаю результат». В детских работах всегда есть элемент неожиданности, непредсказуемости, частичка их мироощущения. Это придаёт работам индивидуальность, позволяет выразить себя, ведь большое творчество рождается из маленького.

Марина Демур

В детском саду №4 "Жемчужинка" создана творческая мастерская . В творческой мастерской работает кружок изобразительной деятельности под названием "Цветные ладошки". Два раза в неделю я провожу занятия с детьми средней, старшей и подготовительного возраста. Я решила использовать в своей работе нетрадиционные способы изобразительной деятельности. У детей вызывает большое удивление использование ладошек и пальчиков для рисования штампов и трафаретов. Нетрадиционная организация изобразительной деятельности восхищают и удивляют,вызывая стремление заниматься интересным делом.

Цель моей работы в творческой мастерской является сохранение в ребёнке творческого начала , оказании помощи в реализации его возможностей,способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы . Работа строится поэтапно, где каждый этап условно соответствует возрастному периоду.

Нетрадиционное рисование раскрывает творческие возможности детей , позволяет почувствовать краски их характер и настроение. Это развивает мелкую моторику пальцев рук, концентрацию внимания, подготавливает руку к письму. В развитии творческих способностей детей со мной активно участие принимают родители.


Я предлагаю им вместе со своим ребёнкам нарисовать или сделать поделку на определённую тему, это способствует сплочению ребёнка с родителями. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольсивие от общения с красками и радовался своими результатами.







Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Творческая мастерская педагога» Занятие – главная часть учебного процесса, в которой сосредотачивается учебная деятельность педагога и учащегося. Подготовка учащихся в.

Творческая мастерская «АКВАРЕЛЬКА» Осень – удивительно заманчивая пора для творчества и вдохновения, а сбор осенних листьев в погожий осенний.

Какой же Новый год без подарков? Их приятно получать и еще приятнее дарить. Особенно подарки любят дети. А красивая упаковка.

Цель. Приобщать родителей к совместной работе в группе. Задачи: Расширить интерес и любовь к родной природе, ее красоте. Закрепить знания.

Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование.

Творческая мастерская с родителями «Подарок ко Дню семьи» Цели: 1 сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и.