Золотые шарики монтессори своими руками. Делаем игрушки монтессори своими руками. В качестве заключения

Монтессори своими руками безусловно есть смысл делать! Такие пособия, возможно, получатся не такие идеальные, как покупные, но они будут сделаны своими руками, что предаст им уникальность.

Плюс ко всему они будут намного дешевле, чем покупные. Сегодня мы изготавливаем рамки-вкладыши!


Геометрия для детей становится более доступной для понимания, если у них есть возможность поиграть с материалом, ощутить его кончиками своих пальцев. Посетив сайт творческих учителей математики, вы узнаете много различных способов познакомить ребенка с азами этой науки. А мы предлагаем попробовать включить в обучение дошкольника дома занятия с рамками- вкладышами, автором которых является Мария Монтессори.

В оригинале рамки представляют собой тонкие цветные деревянные дощечки с отверстиями определенной формы посередине. В эти отверстия вставляются вкладыши другого цвета. Для удобства, на вкладышах есть маленькие «ручки», за которые малыши их держат.

Вы можете приобрести фабричные рамки в магазине.


Фабричные рамки-вкладыши

А можете изготовить их самостоятельно из толстого картона.

Для этого вырежьте квадраты с длиной сторон примерно 10 см.
В центре каждого квадрата прорежьте отверстие определенной геометрической формы:

  • треугольник и т.д.

Используя квадрат как трафарет, заготовьте картонные вкладыши нужных форм. На одну сторону каждой вставки приклейте крупную бусину или пуговицу, чтобы ребенку было удобно их брать. Пособие готово, можно заниматься. Для начала предложите маленькому ученику сопоставить вкладыши с нужными рамками.


Можно придумать игру: например, каждый квадратик – это домик, а вставка – ставни в окошке. Надо на ночь закрыть все окна, чтобы в дом не залезли воры. По ходу занятия проговаривайте названия геометрических форм.


Также можно использовать получившиеся рамки как трафарет для рисования.


Получившиеся геометрические фигуры предложите превратить в знакомые всем предметы. Так развивается не только фантазия, но и умение мыслить абстрактно.

По мере развития ребенка, усложняйте занятия с рамками. Например, можно ставить перед малышом конкретные задачи: построить «дом» из трех этажей, в каждом из которых по три «окна» определенной формы (указываете, какой именно). Добавив рамки с похожими по форме, но отличными по размеру фигурами, вы усложните процесс сопоставления их со вкладышами. Также с помощью рамок можно совершенствовать счет, предлагая составить цепочку в определенной последовательности: 1- круглое отверстие, 2- ромб, и т. д.

На сегодняшний день раннее развитие детей популярно как никогда. Современные родители начинают думать, как обучать своё чадо, едва оно успело появиться на свет. Немного найдётся людей, которые не слышали о методике Монтессори. В чём состоит её суть, как организовать процесс обучения у себя дома и сделать необходимые материалы своими руками?

Особенности методики Монтессори: что нужно знать любящим родителям

Список учебных учреждений регулярно пополняется новыми развивающими центрами для малышей, посещать которые не столько необходимо, сколько модно. Многие специалисты по раннему развитию отдают предпочтение именно методике Монтессори. Ключевая её особенность состоит в индивидуальном подходе к ребёнку.

Основателем методики является итальянский врач и педагог Мария Монтессори, которая долгое время работала в детской психиатрической клинике. Её наблюдения за нездоровыми детьми легли в основу теории раннего развития. Но технология адаптирована и для здоровых малышей. Преимущество метода состоит в том, что процесс обучения трансформируется в интересную игру. При этом крохе не нужно сидеть или стоять по стойке смирно и слушать нравоучения или созерцать обмен опытом родителей. Согласно методике Монтессори ребёнок самостоятельно знакомится с окружающей средой, выбирая для игры те занятия, которые ему по душе .

Ключевым периодом в формировании личности Мария Монтессори считает возраст от рождения до 6 лет. Именно в эти годы, по мнению автора методики, происходит становление интеллекта и психики. Главная задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить своему чаду все условия для гармонического развития. Для этого вовсе не обязательно посещать специализированные центры, тратить большие деньги на покупку методической и учебной базы или иметь педагогическое образование. Чтобы заниматься с ребёнком и в игровой форме знакомить его с явлениями действительности, все материалы можно создать своими руками.

Мобили Монтессори для малышей

Как только малыш появился на свет, родители спешат одарить его игрушками. При этом выбор взрослых чаще всего падает на яркие цвета. А правильно ли это?

Согласно системе Монтессори, первыми игрушками для детей должны быть мобили. Они используются для того, чтобы ребёнку было на чём концентрировать своё внимание. В итоге у крохи появляется увлекательное занятие - наблюдать за движущимися фигурами, а у мамы есть возможность заняться домашними делами или собой. В детских магазинах полно музыкальных вращающихся зверюшек, но все они далеки от того, что на самом деле нужно малышу.

Первым видом развивающей деятельности у ребёнка будет проявление интереса к окружающим его предметам и умение наблюдать.

Мобиль Мунари

Это самая первая игрушка новорождённого, к которой он проявит интерес с 2–3 недель. В ней используются белые и чёрные геометрические фигуры. Сразу после рождения ребёнок ещё не чётко видит предметы и не различает цвета. Мобиль Мунари поможет ему концентрировать взгляд и развивать зрение на основе контрастов.

Такую игрушку легко сделать своими руками. Для этого вам понадобятся:

  • прозрачный шар, лучше всего стеклянный, чтобы он отражал цвет (можно пластиковую заготовку для изготовления ёлочных игрушек);
  • белый и чёрный лист бумаги;
  • три деревянные палочки диаметром примерно 5 мм;
  • чёрная и белая краска;
  • прочная нить.

Обратите внимание, что для первого мобиля используется только чёрный и белый цвет. Все детали очень лёгкие, поэтому в воздухе колеблются при малейшем дуновении, не создавая никакого шума. В этом их основное отличие от стандартных детских вращающихся игрушек, которые предлагают летающих зайцев, котов, собак и прочих зверей.

Размер мобиля может быть разным, главное при его изготовлении соблюдать все пропорции по отношению к диаметру выбранного вами шара. В основе расчёта лежит следующая формула:

  • В=А (диаметр шара)+1/3 радиуса А.

Соотношение форм и размеров играет важную роль в развитии ребёнка по системе Монтессори.

Если ваш ребёнок спит в обычной кроватке, то проблем с креплением вращающейся игрушки не возникнет. Если же вы используете Монтессори-кровать, то в классическом варианте Монтессори-среды мобиль нужно прикрепить к потолку. При этом от малыша он должен находиться на расстоянии 20–30 см. Как вариант, его можно зафиксировать на стене с помощью подвески для обычного мобиля, предварительно сняв с него лишние элементы.

Прежде чем повесить мобиль, представьте себя в роли малыша. Прилягте на его место и попробуйте понаблюдать за игрушкой. Если вам удобно смотреть на неё, значит оставляйте всё в таком положении. Если же вы ощущаете дискомфорт, переместите устройство.

Мобиль должен быть сдвинут слегка в сторону, а не висеть прямо над лицом ребёнка.

Если вы заметите, что кроха утратил интерес к игрушке, поменяйте её на новую. В среднем замена мобиля должна осуществляться раз в 2–3 недели.

Мобиль Мунари своими руками - видео

Мобиль из октаэдров

Он подходит для развития малышей от 6 недель. К этому времени ребёнок уже научился концентрировать внимание и различать контрасты. Пришло время знакомиться с новыми формами и цветами.

Сделать такой мобиль очень просто, для этого понадобятся:

Последовательность изготовления.

  1. Распечатанную схему переведите на необходимую бумагу.
  2. Сложите по линиям, хорошо проглаживая каждый сгиб.
  3. Вложите в октаэдр нить, закрепив её изнутри (можно прикрепить конец клейкой лентой к внутренней стороне).
  4. Склейте октаэдр.

Октаэдры должны быть разных размеров. При этом самый маленький делайте из жёлтой бумаги, поскольку этот цвет детьми различается легче всего. А вот синий считается самым сложным для восприятия, поэтому такая деталь должна быть самой большой. Красный, соответственно, будет среднего размера.

К планке фигуры нужно крепить на разной высоте. Чтобы разнообразить познавательную деятельность своего крохи, через время замените мобиль на другой из таких же октаэдров, но изготовленный из бумаги другой текстуры.

Мобиль Гобби

С двухмесячного возраста ребёнок на зрительном уровне учится различать не только цвета, но и оттенки. Мобиль Гобби состоит из 5 шаров одной цветовой гаммы, но разных тонов. Для изготовления такой игрушки вам понадобятся:

  • 5 небольших шаров (например, для настольного тенниса, поскольку они лёгкие и будут хорошо двигаться);
  • палочка, к которой будут крепиться шары;
  • краска для покрытия палочки (можно акриловую). Обратите внимание, что она должна быть того цвета, каким будет самый тёмный шар;
  • нитки мулине для обмотки шаров.

Для изготовления мобиля сначала обмотайте шары и покрасьте палочку. Затем прикрепите к ней элементы на разной высоте так, чтобы тёмные были ниже и ближе к ребёнку, светлые - выше.

Как видите, сделать мобиль Гобби собственными руками весьма легко. Вы можете подготовить такой же вариант, но из другой цветовой гаммы и периодически чередовать игрушки.

Мобиль Танцующие человечки

В 3–4 месяца ребёнок уже проявляет активный интерес к окружающей среде, поэтому наблюдать за обычными движущимися фигурками ему недостаточно. Занять его в этот период поможет мобиль из танцующих человечков, для изготовления которого понадобятся:

  • листы голографической бумаги разных цветов;
  • три палочки (25, 30 и 35 см), которые можно покрасить в одинаковый цвет;
  • нитки и бусины.

Последовательность изготовления:

  • вырежьте четыре танцующих фигурки из голографической бумаги, сделайте их двусторонними;
  • вклейте нитку по центру между деталями человечков, оставив свободный конец снизу и сверху;
  • подвесьте две танцующие фигурки к концам палочки длиной 25 см и две другие - к концам палочки длиной 30 см;
  • привяжите каждую из этих палочек за середину к концам планки длиной 35 см;
  • приведите все фигуры в равновесие.

Особенность такой игрушки состоит в том, что все «части тела» человечков подвижные. Это создаёт впечатление, что они действительно танцуют. В отличие от предыдущих мобилей, этот вешается на небольшом расстоянии от ребёнка. Когда он будет шевелить ручками, человечки начнут двигаться, что позволит малышу чувствовать пространство и подготовит его к будущему передвижению.

Монтессори среда дома: особенности и принципы её создания

Особенность обучения по методике Монтессори состоит в зонировании пространства. Это даёт ребёнку право выбора занятия, которое ему по душе. Нет навязывания и давления со стороны, есть только собственное решение юной личности.

Важно, чтобы среда была не только интересной и разнообразной, но и безопасной. В комнате недопустимо наличие опасных предметов для ребёнка. Розетки должны быть надёжно спрятаны, а ручки и выключатели располагаются соответствовать возрасту малыша. При оформлении детской комнаты по методике Монтессори используются однотонные пастельные тона, яркие акценты делаются с помощью картин.

Мебель в комнате должна быть низкой и соответствовать возрасту ребёнка. Желательно, чтобы это были деревянные неокрашенные конструкции. Для хранения игрушек и развивающего материала желательно использовать невысокие шкафы открытого типа. Это обеспечит малышу самостоятельный доступ к интересующему его материалу и даст ему право выбора. В идеале для создания Монтессори-среды требуется целая комната, но при желании ей можно обустроить и в части помещения.

Зоны в Монтессори-среде

  1. Зона сна. Спальное место используйте исключительно для отдыха. Не приучайте ребёнка играть или есть там, где он спит.
  2. Двигательная зона. Здесь можно разместить мини-шведскую стенку, коврики для хождения, пуфы-барьеры и прочее. Проявлять активную деятельность в этой зоне дети начинают с 1 года.
  3. Зона причинно-следственных связей. Здесь малыш развивает своё мышление и учится самостоятельно делать выводы.
  4. Зона практической жизни. Здесь кроха учится самостоятельно справляться с бытовыми проблемами, мыть посуду, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки и получает другие полезные навыки.
  5. Зона сенсорного развития. В ней у детей формируется представление о свойствах окружающих их предметов. Дидактическим материалом для этой части комнаты будут сенсорные мешочки, рамки вкладыши и прочее.
  6. Зона речевого развития. Здесь используются самостоятельно изготовленные карточки с буквами, изображениями животных, фруктов и т. д. Главное, в ходе занятий проговаривать то, что ребёнок видит на учебно-развивающем материале.
  7. Зона творчества. Оборудуйте для малыша рабочее место - поставьте стол и стул, рядом полки с материалами для творчества. Это могут быть краски, карандаши, мелки и т. д.

С 3-летнего возраста в Монтессори-среде появляются новые уголки пространства:

  • зона изучения математики;
  • зона космоса.

Для их оформления используются географические карты, плакаты с цифрами, таблицами.

Соблюдая все правила создания Монтессори-среды, вы получите непросто правильно оформленное пространство для развития малыша, но сможете создать для него целый мир.

Обустройство детской кровати по Монтессори

Все родители ответственно подходят к организации спального места для ребёнка. До его появления или сразу после рождения они посещают магазины в поиске идеальной кроватки для новорождённого. Стоп! А нужна ли она вам? Если вы следите за тенденциями в образовании и заинтересованы в раннем развитии своего чада, то стандартная кровать с решётками вам точно не понадобится.

Согласно методике Монтессори, спальное место должно быть низким. Это позволит ребёнку самостоятельно передвигаться по комнате и не придётся ожидать в кроватке, пока родители не вынут его из-за решёток. Проснувшись, малыш сможет направиться на исследование «местности». В идеале, возле напольной кровати должно быть зеркало. Оно позволит крохе наблюдать за своими движениями и изучать себя.

В качестве кровати подойдёт обычный полуторный или двуспальный матрас, в зависимости от пространства вашей комнаты. Для деток постарше спальное место можно оформить бортиками, а для малышей подложить полотенце или одеяло. Высота матраса в среднем составляет 10 см .

Столик для стирки и мытья посуды своими руками

Дети во всём наследуют взрослых. Несмотря на множество игрушек, самым интересным занятием для них будет делать то, что мама. Для этого по Методике Монтессори обустраивается зона практической жизни. Одним из элементов в ней будет уголок для стирки и мытья посуды. В покупном варианте это будет низкий стол с двумя отверстиями, куда вставляются тазики. Стоимость такого предмета довольно высокая, поэтому его можно сделать самим. Для этого:

  • возьмите готовый деревянный каркас (стол, основа тумбочки) или подключите папу и дедушек и смастерите его самостоятельно;
  • с помощью электроинструмента проделайте в нём 2 отверстия под тазики (их купите заранее, чтобы не прогадать с размером);
  • вставьте тазики в стол и наполните их водой.

Мамы деток постарше практикуют другой вариант - ставят на обычный стол миски с водой. Но это не весьма удобно, так как ёмкость может перевернуться, и вместо того, чтобы ребёнок мыл игрушечную посудку, вы вместе с ним будете мыть пол.

Мамы мальчиков часто не понимают, зачем их сыну нужен такой столик. На самом деле детей нужно приучать к самостоятельности независимо от пола.

Настенные модули Монтессори

Развитие детской моторики очень важно, от этого в будущем зависит мышление и становление речи. Интересными для детей будут настенные модели.

Модуль с зубчатыми колёсами

Он состоит из колёсиков, которые располагаются по принципу зубчатой передачи, т. е. вращение всех деталей происходит через прикосновение зубьев каждой шестерёнки.

Чтобы сделать такой модуль самостоятельно, нужно:

  • распечатать образцы зубчатых колёс и перенести их на дерево;
  • вырезать зубья и зафиксировать их на доске так, чтобы механизм вращения был последовательным.

Этот модуль даст возможность ребёнку не только увлекательно проводить время, но и научит устанавливать причинно-следственные связи.

Модуль для прогона шаров

Он предназначен для развития наблюдательности, зрительно-моторной координации и формирования умения устанавливать причинно-следственные связи.

Для изготовления модуля вам понадобятся деревянные планки. Сразу подберите шары, чтобы проделать в них дырочки соответствующих размеров.

  1. Возьмите две планки и поставьте их вертикально.
  2. Крепите к ним остальные так, чтобы они были расположены по наклонной. Отверстие каждой последующей планки должно быть с противоположной стороны от предыдущей. Ограничений по размерам нет, поэтому вы можете выбрать планки и шары разных размеров, главное, чтобы ребёнку удобно было с ними играть.
  3. Повесьте игрушку на стену и покажите ребёнку, как запускать шары в отверстия.

Занятия по Монтессори: 5 идей - видео

Бизиборд

Он представляет собой развивающую доску, на которой размещены замочки, застёжки, задвижки, розетки, выключатели, колёсики, молнии, крутящийся цифровой блок от старого телефона и прочие детали. Чёткой схемы выполнения бизиборда не существует, всё зависит от вашей фантазии.

Развивающая доска Бизиборд своими руками - видео

Изготовление развивающей доски

Главное, что нужно для изготовления такого модуля - это наличие доски, шуруповёрта и развивающих предметов. Старайтесь поместить на бизиборд то, что действительно интересно ребёнку. Чтобы доска была ярче, разрисуйте её, наклейте весёлые картины или наклейки. Вдохновение можно получить, если смотреть в интернете примеры сделанных своими руками работ.

Как только малыш начинает самостоятельно передвигаться, он проявляет интерес к розеткам, задвижкам и прочим опасным предметам. Дайте ему возможность познакомиться с ними - разместите их на развивающей доске.

Бизикуб-бизибокс своими руками - видео

Игровые панели и обучающие материалы

Помимо больших по размеру модулей, система развития Монтессори предлагает маленькие игрушки, которыми можно не только играть с ребёнком, но и учить его.

Шнуровка: как её сделать самостоятельно

Очень часто дети не умеют самостоятельно завязывать шнурки. Учить этому нужно в игровой форме, для чего и существует игровая панель в виде шнуровки.

Для её изготовления вам понадобится шнурок и материал для основы (картон, пластик, фетр, линолеум и т. д.). В качестве украшения можно использовать цветную бумагу, клей, краски, бусины.

Нарисуйте основу башмачка на материале и вырежьте его. Затем проделайте в нём отверстия для шнуровки. Если это бумага, то дырочки можно сделать с помощью шила, в плотных материалах на помощь придёт шуруповёрт.

Вышивание

Когда ребёнок освоит шнуровку, усложните ему задачу - дайте набор для вышивки. Его можно поискать в детских магазинах или сделать самостоятельно. Такое занятие хорошо развивает мелкую моторику и логику.

  1. Возьмите тонкую палочку, проделайте в ней дырочку по аналогии с ушком настоящей иглы.
  2. Сделайте в заготовках из фетра, картона, линолеума или другого материала дырочки, и покажите ребёнку, как можно делать разные стежки.
  3. Со временем переходите к соединению деталей. Для этого вырежьте пуговицы, шишки, яблоки, морковь и т. д. и покажите ребёнку, как можно пришивать их к ежу, ёлочке, зайчику.

Изготовление конструктивных треугольников Монтессори - видео

Игровая панель мышь в сыре

Такая игра больше подходит для детей с 5-летнего возраста, когда у них хорошо развито воображение, и они могут переносить задаваемые им образы на разные предметы.

Задача игры состоит в следующем: «мышь» с шариком должна пройти по всему «куску сыра» снизу вверх, не упав во время пути вниз. При этом к ней привязаны верёвочки, которые и приводят её в движение. Ребёнок тянет за них, поднимая подвижный элемент модуля.

Данная игра развивает самоконтроль, умение управлять двумя руками, а также чередовать левую с правой. Такая панель - это отличный стимул для достижения целей.

Для самостоятельного изготовления такой игры вам понадобится деревянная панель. Вырежьте в ней круги разных размеров по аналогии с настоящим сыром. Посредине внизу расположите мышь (это должно быть кольцо с шариком). В виде буквы «М» по всей панели проведите верёвку, предварительно закрепив её, как показано на фото.

Золотой банк

Это материал рассчитан на занятия математикой. Он подходит для детей с 5 лет. В игровой форме дети осваивают математические операции: сложение, вычитание, деление и умножение. В процессе пополнения «банка» они на наглядном примере изучают переход через десятки, сотни и даже тысячи.

Магазинный набор Золотой банк Монтессори стоит довольно дорого. Он состоит из таких элементов:

  • 100 бусин-единиц золотистого цвета в коробочке;
  • 45 стержней-десятков в коробочке;
  • 10 пластин-сотен из бусин;
  • 1 куб из бусин;
  • 45 пластин из дерева;
  • 9 кубов из дерева;
  • 3 деревянных подноса;
  • 3 коробочки с маленькими карточками от 1 до 3000;
  • 1 коробочка с маленькими карточками от 1 до 9000;
  • 1 коробка с большими карточками от 1 до 1000;
  • 1 коробка с большими карточками от 1 до 9000.

Тратить значительную сумму, чтобы научить ребёнка считать, вовсе не обязательно. По аналогии вы можете такой набор сделать самостоятельно. Для этого вам понадобятся бусины, проволока, клей, картон и фломастеры. Кубы из дерева замените на самодельные кубы из картона. Бусины в наборе должны соответствовать системе: единицы-десятки-сотни.

Элементы золотого банка - фотогалерея

Бусины и карточки с цифрами помогут ребёнку освоить математику Единичные бусины необходимы для счёта от 1 до9 Собираем сотни из бусин, делая пластины Стержни из бусин познакомят ребёнка с десятками

Геометрический сортер для ребёнка своими руками - видео

Идея развивающей игрушки из пластиковых бутылок: инструкция по изготовлению и фото

Из пластиковых бутылок можно изготовить интересную многофункциональную игрушку, которая совместит в себе сортер и приспособление для развития мелкой моторики.

  1. Возьмите пластиковые бутылки с крышками разного размера и отрежьте от них горлышки.

Любящие родители готовы на все для всестороннего, а главное, комфортного и радостного развития своих детей. Согласно методике воспитания Марии Монтессори, материалы, созданные своими руками, – все, что нужно ребенку для того, чтобы он полностью раскрыл свой потенциал. Сделать такие игрушки несложно, главное – задаться целью и уделить 2-3 часа своего времени. Мы собрали несколько мастер-классов, более 30 идей, а также примеры дидактических игр по мотивам именитого итальянского педагога.

Особенности методики воспитания

«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, само­стоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».

Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста. Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения. В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.

Особенности обучения по Монтессори:

  • использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
  • коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
  • отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
  • побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.

«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно .

Примеры игр

В специализированных школах Монтессори или классах по развитию детей всегда можно обнаружить массу интересных материалов: всевозможные , вкладыши, головоломки, рамки и целые борды на всю стену. Оторвать малыша от них невозможно. Ребенок сам находит себе занятие, сам ставит задачу и решает ее. Например, передвигает шарики по деревянному лабиринту. Сначала его действия могут выглядеть хаотично. Ребенок знакомиться с материалом, пробует разную направленность и силу движений. По мере развития он соображает, что нужно собрать шарики по 4 разным сторонам, согласно цвету больших шаров в углах.

В подобные Монтессори игры можно играть и в домашних условиях. И для этого вовсе не обязательно покупать дорогостоящие игрушки. Все предметы можно найти дома:

  • толстые нитки;
  • пуговицы, бусины;
  • палочки из-под леденцов, мороженого;
  • пластиковые емкости, баночки;
  • песок;
  • крупы, макароны, фасоль;
  • бельевую корзину;
  • мячи;
  • цветные прищепки;
  • посуду: кастрюли, стаканы, дуршлаг, ложки, поднос.

Даже с таким небольшим набором можно придумать множество игр по мотивам Монтессори. Чтобы начать игру, нужно показать ребенку, что можно делать с предметами. Например:

  • нанизывать бусины на нитку (по цветам, размерам или хаотично);
  • продевать нитку в дуршлаг, создавая всевозможные переплетения;
  • собирать палочки в закрытую емкость с прорезями;
  • выкладывать узоры из деревянных палочек (если на несколько штук, сложенных вместе, нанести рисунок, получится пазл);
  • сортировать, пересыпать, смешивать крупы, а также окрашивать их в разные цвета;
  • стучать деревянной палочкой, ложкой по посуде, получая разные звуки и создавая музыку;
  • ставить прищепки на разноцветный картон;
  • закидывать мячи в бельевую корзину;
  • строить из песка, разукрашивать его, рисовать палочкой или пальцами по песку, рассыпанному тонким слоем в подносе;
  • складывать посуду по принципу матрешки.

На самом деле даже пособия Монтессори перечисляют и описывают игры с подручными предметами. Все-таки целью воспитания является саморазвитие через взаимодействие с окружающим миром, поэтому и материалы должны быть простыми и понятными для малышей.

Примеры книг: Э. Тирио «52 недели занятий с ребенком», Э. Эррман, Р. Роччи «Я учусь с Монтессори», Д. Орлова «Большая книга Монтессори».

Топ-15 мастер-классов по созданию Монтессори материалов

Методика уделяет особое внимание тактильным ощущениям, то есть сенсорике. Поэтому важно делать игрушки из натуральных и как можно более разнообразных материалов: дерева, металла, воды, желе, пластилина, пенопласта, камня, ткани и т. д. Также нужно предусмотреть безопасность будущих игр. Деревянные изделия стоит обтесать, гвозди надежно вбить и загнуть. Если используется краска, следует убедиться, что она нетоксична.

Игры с карточками

Один из самых простых и популярных дидактических материалов Монтессори. Для создания карточек своими руками понадобятся листы А4, картон, фломастеры или краски. Те, кто не умеет рисовать, могут распечатать картинки в любой типографии или дома на принтере. Рекомендуется делать рисунки большими и выразительными, обязательно реалистичными, не сказочными. Для увеличения износостойкости картинки приклеиваются на картон и по желанию заклеиваются скотчем.

Какие карточки можно сделать своими руками и как с ними играть?

  1. С животными. Рекомендуется разделить карточки на группы: дикие, домашние животные, родители и их дети, животные разных континентов, морские обитатели, птицы, грызуны и т. д. Дальше ребенку выдаются резиновые или мягкие фигурки нарисованных экземпляров, которые он должен соотнести с картинкой и правильно расположить. Можно и нужно называть животных и коротко рассказывать о них.
  2. С фруктами и овощами. Принцип тот же самый. Малышу выдаются карточки с овощами и отдельно с фруктами. Рядом ставится большая миска с продуктами. Ребенок может не только раскладывать их по карточкам, но и щупать, нюхать, пробовать на вкус.
  3. С цифрами и буквами. Здесь вариаций несколько. На лист с буквами или цифрами можно раскладывать пластмассовые крышки с нарисованными буквами или деревянный, магнитный алфавит. Также буквы можно нанести на фасоль, морские камни, ракушки или вырезать их из цветного картона. Для изучения цифр подойдут счетные палочки, кубики. На картинке изображается число и количество предметов.

Мальчики по карточкам могут изучать марки машин. Также для развития полезно раскладывать геометрические фигуры, предметы быта, например ножницы, часы, нитки, посуду.

Сенсорные коврики

В качестве основы для коврика многие используют ненужные большие полотенца. Но также для этих целей вполне подойдут старые наволочки, куски плотной материи, отрезы ковролина, пенопропиленовые коврики-пазлы. Дальше на основу пришивается (приклеивается) материал, который будет развивать малыша.

Какие коврики можно сделать своими руками?

  1. С пуговицами. На основу пришиваются разные крупные пуговицы, которые малыш может щупать или даже ходить по ним (профилактика плоскостопия, вальгуса и других ортопедических проблем).
  2. Коврик-аппликация. Делается по задумке и имеет подвижные, разные на ощупь детали. Например, аппликация на тему день-ночь. Коврик зрительно делят пополам. На одной стороне нашивают солнце из желтой ткани, белые облака, тучку с нитками (дождик). Внизу располагают землю в виде кусочка коричневого ковролина, асфальт-наждачную бумагу. Можно пришить палочку-дерево, любые другие детали. На вторую половину прикрепляются луна, кровать с подушкой и одеялом и т. д.
  3. Из яиц «Киндер-сюрприз». Очень интересный коврик, где в каждой ячейке малыш может найти что-то новое: вату, мелкие шарики, камушки, опилки, магниты, монеты, пластилин, каштан. Для изготовления такой забавы пластиковые «желтки» протыкаются горячим тонким гвоздем снизу в двух местах, а затем пришиваются вплотную друг к другу. Можно дополнительно соединить их горячим клеем между собой.

Те, кто владеет мастерством вязания, могут коврик связать. Также интересна идея создания коврика из квадратов, которые можно соединять между собой пуговицами или пристегивать молнией.

Сортеры

По убеждению Монтессори, дети сами способны определять актуальную деятельность для саморазвития. Задача педагогов и родителей – предоставить им в свободное владение дидактический материал. Особенно хороши в этом плане различные сортеры и вкладыши, где малышу не нужно указывать на ошибку, он сам способен обнаружить ее.

Итак, что можно сделать своими руками для Монтессори игр?

  • Из бутылок и короба. Понадобиться большой невысокий короб и 7 бутылок с разноцветными крышками (можно выкрасить самостоятельно). Сначала сверху на короб наклеиваются разноцветные прямоугольники, а бутылки отрезаются по его высоте. Затем напротив каждого цвета вырезаются отверстия для горлышек бутылок. По задумке ребенок прикручивает крышки, соответствующие приклеенному цвету.
  • Из лоскутов ткани. На большой отрез пришиваются прямоугольники и пристрачиваются кармашками, затем на каждый отдел приклеивается аппликация. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры. Дальше малыш раскладывает по кармашкам нужные материалы.
  • Из картона. Принцип тот же, что и у вкладыша из ткани, только за основу берется ватман, а прямоугольники вырезаются из картона. Для разделения на кармашки можно использовать скотч, клей, степлер. Внутрь вкладываются плоские фигуры. Например, в один кармашек – круги, во второй – квадраты и т. д.
  • Из пищевых контейнеров. Из пластиковых лотков можно изготовить всевозможные сортеры. Например, проделать раскаленным гвоздем фигурные отверстия в виде круга, квадрата, треугольника, узкой полоски. Ребенок сможет складывать в контейнер монеты, шарики, кубики и т. д.
  • Из спичечных коробков. Самые простые вкладыши, которые можно сделать за полчаса. Наверх нужно наклеить изображение фигурок, которые ребенок будет складывать внутрь: цифры и соответствующее количество палочек, буквы, цвета, геометрические фигуры.

Игрушки для мелкой моторики и другие

Практически все материалы Монтессори развивают мелкую моторику, повышают концентрацию внимания и тренируют память. Они не делают из ребенка гения, но помогают развиваться естественно и раскрывать весь свой внутренний потенциал.

Какие еще игрушки можно сделать своими руками?


Идеи в картинках

Деревянные Монтессори материалы можно не только сделать своими руками, но и купить. Вот что предлагают магазины:

Кстати, умелым папам не составит труда скопировать идею и воплотить в жизнь.

В заключение стоит отметить: пытаясь воссоздать Монтессори среду дома, важно не переусердствовать. В комнате должно быть несколько зон: отдыха, активности, переодевания, творчества. Главное – это не количество материалов, а воспитание самостоятельности в ребенке. Очень важно, чтобы мебель и предметы вокруг были безопасны и удобны для пользования. Грубо говоря, малыш должен иметь возможность свободно реализовать свои желания, переодеться, взять нужный предмет с полки, а затем убрать. Вот, собственно, и весь секрет методики Марии Монтессори.

Ребенок впитывает все, что его окружает и часть того, что его окружает остается с ним навсегда. Поэтому создание среды дома обязательно. Конечно, ребенку необходимо свое рабочее место, в котором он был бы действительно хозяином: мог бы без посторонней помощи что-то достать или убрать на место, знал, где что находится, и что с этим можно делать. То есть полки с детскими вещами должны располагаться низко и быть открытыми или легко открывающимися. И, наоборот, то, что не предназначено для ребенка, должно находиться однозначно вне пределов его досягаемости. Хорошо, если ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать себе одежду, накрывать на стол (хотя бы для себя). И, кроме того, при оборудовании помещения необходимо учитывать ограниченные пока возможности ребенка в обращении с отдельными вещами и в поддержании порядка. А значит, это помещение не должно быть перегружено вещами, вещи должны быть функциональными и красивыми. Они могут быть хрупкими, но не должны при этом быть ценными, чтобы ребенок учился обращаться с ними бережно, но не возникало бы семейных драм из-за неизбежных на первых порах поломок.

Лучше всего, если у ребенка будет своя отдельная комната. Но возможно создать развивающую среду и общей комнате, выделив в ней место.

Цвета. Лучше, если цвета в интерьере (стены, занавески и шторы, мебель) будут приглушенными. Яркие цвета и множество акцентов будут раздражать и переутомлять психику ребенка. Если комната темная, то лучше выбрать светлые цвета в интерьере. Стены без рисунков, либо с еле заметным рисунком (крупные рисунки угнетают психику). Цвета так же как и весь интерьер должны сочетаться, это будет воспитывать эстетический вкус вашего ребенка.Можно разместить на стенах картины. Они должны быть в зоне видимости ребенка на расстоянии 30 см. Для новорожденного ребенка лучше повесить черно-белые рисунки с изображением геометрических фигур, он сможет отслеживать границы.

В возрасте 2-3 недель можно повесить рисунки с более сложными формами. С месяца малыш может рассматривать цветные картинки, но лучше, чтобы на них по-прежнему был белый фон, а на фоне какой-либо предмет.



Здорово, если полки будут украшать статуэтки или шкатулки, или что-то еще, это опять же воспитывает эстетический вкус. Важно, чтобы декоративных элементов не было слишком много.

Свет. До месяца не яркий свет, после месяца - яркий. В идеале хорошее естественное освещение.

Материалы. Материалы и пособия для ребенка не должны быть дорогими, их не должно быть жалко. Большинство материалов можно изготовить самим.


Температура. Для новорожденного 20-24 градуса, постоянная. Температурный режим каждый выбирает для себя сам, в зависимости от того, занимаетесь ли вы закаливанием ребенка.


Влажность. От 50-70%. В идеале использовать увлажнитель, потому что при низкой влажности иссушается слизистая оболочка. Для измерения влажности существует прибор - гигрометр, его не сложно преобрести.


Размер комнаты. Максимально возможный. Но и в маленькой квартире вполне можно создать хорошие условия для развития малыша.


Для создания монтессори-среды используется зонирование. В организации пространства нужна система так же, как и в любом другом деле. Вещи, служащие одной цели, используемые вместе, должны и храниться вместе. Могут быть отдельные зоны (например, для рисования, чтения, работы с конструктором, подвижных игр), отдельные полки, ящики, коробки и т.п. Хорошо, если способ хранения предоставляет ребенку возможность достаточно легко и целенаправленно воспользоваться этими вещами, не вываливая при этом на пол все остальное из шкафа, и без особых затруднений сложить их обратно.


Комната повторяет всю квартиру. Первые два месяца ребенок будет привыкать к комнате, его не нужно выносить из нее (если есть такая возможность).


Зонирование комнаты меняется в зависимости от возраста ребенка.


От рождения до 5-ти месяцев.

Зона сна. До 1,5-2-х месяцев малыш спит в специальной корзинке. Когда ребенок рождается, для него важно создать условия близкие к тем, что были в утробе матери. Необходимо ограничить пространство и оставить лишь немного места для движений. Это только для сна.

После 2-х месяцев корзинка меняется на кровать. Можно сразу устроить спальное место, а в него сначала ставить корзинку, а потом ее убрать и укладывать спать ребенка на уже знакомом месте. Кровать - это 1,5-2 матрас (в зависимости от общего пространства можно увеличивать и уменьшать размеры кровати). Матрас должен быть не более 10 см высотой. В первое время можно снизу подстеливать полотенчико для безопасного скатывания ребенка. Развитие движения происходит не только во время бодроствования, но и во сне. Поэтому ребенок должен двигаться во сне, соответственно ему нужно как можно больше места для этого. Он также должен сползать с кровати без помощи взрослого, самостоятельно и это должно быть безопасным для его здоровья. Когда используется кровать на ножках и с решеткой у ребенка нет ни возможности совершать в ней активные движения, ни почувствовать край и выработать инстинкт самосохранения. Если малыш спит на матрасике, он скатывается с него ровно один раз, после этого он чувствует край и уже не скатывается. С практической точки зрения низкая кровать еще удобна тем, что вы можете ложиться рядом с малышом и кормить его, а после того как он уснет аккуратно вставать, не побеспокоив его, что очень сложно осуществить при перекладывании ребенка в детскую кроватку.


Зона сна используется только для сна, в ней не должно быть игрушек, в ней не кормят, в малыш только спит и все создано для этого. Хорошо, если зона сна находится в самой темной части комнаты.

Когда малыш научиться ползать, он сможет заползать на кровать самостоятельно, равно как и выползать из нее. Давая такую свободу действий, мы способствуем формированию у ребенка правильного отношения ко сну. Сон - это не обязывающая процедура, это естественный процесс, который ребенок совершает испытывая усталость.

Зона кормления. До 5 месяцев ребенка кормят грудью в идеале, если нет возможности кормить грудью, используется искусственное вскармливание, но оно происходит в точно таких же условиях, как при естесственном кормлении. Место для кормления - это удобное место для мамы - кресло, стул, пуфик или что-то другое, но главное, чтобы мама чувствовала себя в нем комфортно и могла расслабиться. Рядом должен быть столик, на котором находиться все, что может понадобиться маме во время кормления (салфетки, настольная лампа, блокнот с записями о кормлении). Лучше выбирать освещенное место для этой зоны. Кормление - время устанвления отношений. Нельзя во время кормления смотреть телевизор, пользоваться телефоном или компьютером. Это время для двоих. Мама должна отодвинуть все свои важные дела, переговоры на другое время. Если мама еще чем-то занимается, она дает понятие ребенку, что кормление - это дело не особо важное и в будущем могут возникнуть проблемы с прикормом и питанием.


Зона ухода. Зона ухода совмещает в себе три зоны: переодевания, мытья и туалет. Зона переодевания. Здесь располагается шкафчик, полка или комод с необходимыми чистыми вещами ребенка, пеленальный столик, корзина для мелочей, корзина для грязного белья, корзина для подгузников.



Пеленальный столик. Главное, чтобы он был безопасным, но в любом случае не оставляйте ребенка на столе без присмотра. Если у вас появилась необходимость оставить ребенка одного на небольшой промежуток времени, то лучше оставьте его на полу.


Место для купания можно организовать либо в комнате ребенка, либо в ванной. Купание ребенка - это не просто механический момент, это установка отношений. Поэтому купание должно быть максимально приятным. Должна быть подходящая температура, время, малыш должен быть сытым. Не стоит купать ребенка каждый день. В зоне для купания нет игрушек. Если вы видите, что малыш начинает играть, то можно ему сказать: "Ты хочешь играть? Тогда заканчивай умываться, пойдем в игровую"

В зоне находится ванночка, мыло в мыльнице, коврик под ванночку, кусочек ткани вместо мочалки, полотенце, чистые вещи для переодевания после купания.

Можно использовать травы для ванны (необходимо заранее проконсультироваться, какие травы можно использовать).

Зона движения. Располагается в самой светлой части комнаты. В этой зоне размещается матик средней упругости размером 1м на 1м, 2м на 2м или других размеров в зависимости от размеров комнаты. На матик стелиться простынь. Рядом располагается зеркало (у стены) высотой до 0,5 метра. Ребенок очень рано узнает себя в зеркале и смотря на себя он изучит свое тело и свои движения.

Рядом полка, у которой не более 2-х ярусов, она открытая, с закругленными, безопасными краями. На полочках игрушки ребенка, предметы для наблюдения. Всего предметов не должно быть больше 6. Полки нужны для того, чтобы ребенок мог брать (а в будущем и убирать) игрушки самостоятельно, чтобы каждая игрушка или книга имели свое место и были хорошо видны. Расставлять игрушки на полке следует просторно, чтобы их было легко брать и ставить на место, тем самым сохраняя порядок. Не нужно сразу ставить все материалы, которые у вас есть, лучше периодически заменяйте старые новыми. В зоне движения можно расположить подушки для безопасности. Можно повесить мобиль над головой.

Необходимо менять пособия и игрушки малыша, возвращать, убранные на хранение, ранее неиспользованные вашим малышом книги и игрушки. Это делается после наблюдения за тем, что ребенок на самом деле использует, и удаляются те предметы, которые им игнорируются или которые он перерос.




Пока ребенок маленький, взрослый объясняет ему, чем они занимаются. "Ты проснулся. Пойдем есть. Ты поел, давай пойдем заниматься" Если постоянно носить ребенка, у него замедляется физическое развитие (нет возможности отрабатывать движения), поэтому постепенно приучаем ребенка лежать одного (5-10 минут).

Среда для ребенка от 5 до 12 месяцев.


Дети в этом возрасте активно двигаются, начинают ползать. В идеале обезопасить всю квартиру. Для этого необходимо лечь на пол и в таком положении изучить весь дом на предмет безопасности. Вы увидите, что видит ребенок, за что он может потянуть, что может взять в рот и куда ему захочется засунуть ручку или пальчик. На что следует обратить внимание:


1. Розетки. Защищаем фиксаторами.


2. Горшки с цветами. Керамический горшок может разбиться, если ребенок его опрокинет. Множество комнатных растений ядовитые. Убираем, где ребенок цветы не достанет. Можно оставить то растение, которое не ядовитое и которое вам не жалко.


3. Шнуры на полу. Прикрепить к стене, поднять на уровень выше, обязательно посмотреть, не сдернет ли это ребенок и не упадет ли на него что-нибудь.


4. Занавески и шторы короткие до батареи.


5. Убираем все ценные и бьющиеся вещи, все что жалко.


6. Закрываем DVD проигрыватель и другую небезопасную и ценную технику.


7. Ручки сковородок всегда разворачиваем в сторону плиты.


8. Убираем бытовую химию из доступа для ребенка, проветриваем помещение после использования.


9. Обогреватели закрываем защитными экранами, такие же существуют для плиты.


10. Выдвижные полки и шкафчики закрываем защитными задвижками, закрывашками.


11. Все, что можно опрокинуть на себя из предметов мебели прекрепляем к стене (например, тумбочки и стелажи).


12. Если в доме есть лестница, то нужно учить ребенка ей пользоваться. Сначала ставим перегородку, чтобы ребенок не имел к ней доступа. Потом двигаем перегородку на 2-з ступени. В результате малыш пробует спускаться и подниматься по открытым ступеням, позже переносим перегородку дальше, потом совсем убираем.


13. Унитаз. Если есть доступ к унитазу и ребенок может пострадать при изучении его, можно установить защитный щит.


14. Безопасность окон, балконов. Лучше, если к окну вообще невозможно будет залезть. Москитная решетка не выдерживает тяжести ребенка!


15. Если есть в доме что-то небезопасное для ребенка, например, папина мастерская с инструментами, перегораживаем это место, чтобы ребенок не имел туда доступа.


16. Если шкаф закрывается на ключ, убираем ключ и делаем дубликат.


17. Если замки в дверях закрываются на ключ, то вешаем его высоко, чтобы ребенок не достал его и не закрылся. Если замки на защелке, то необходимо, чтобы их можно было легко открыть с другой стороны взрослому, если малыш случайно закроется.


В определенный момент защиты постепенно снимаются, чтобы ребенок имел представление об опасности.

Не стоит создавать дома антибактериальные условия. Это вредно для формирования иммунитета.


Зона сна. Остается матрасик. Если использовалось для безопасного спуска ребенка полотенчико, то теперь его можно убрать. Ребенок может самостоятельно слезть и отправиться путешествовать по комнате. Поэтому важно, чтобы среда была безопасной. Если за пределами комнаты есть что-то небезопасное, то закрываем дверь или ставим перегородку.


Если ребенок был приучен спать с родителями, кладем его спать отдельно. На первый раз он будет кричать и уснет в итоге под дверью спальни родителей, на второй раз покричит меньше, на третий раз он просто не будет спускаться со своей кровати, потому что будет знать, что родители его не возьмут в свою кровать. Важно не идти на уступки, а четко сказать: "Теперь ты спишь отдельно" и всем своим поведением и действиями это показывать.


Зона кормления. Остается место для мамы, она продолжает кормить ребенка. Добавляется столик для прикорма и стульчик. Лучше, если стол и стульчик будут тяжелыми, чтобы малыш их не опрокинул. Стол и стульчик нужны будут недолго, поэтому имеет смысл взять их у кого-нибудь из знакомых, кому они уже не нужны или поискать в интернете. Важно как вы презентуете первый прием пищи ребенку. Постелите на стол красивую скатерть, купите длянего настоящую красивую посуду, которую вы можете себе позволить и которая по размеру подойдет малышу. Сами садитесь рядом. Все подается на позитиве, как на праздник. Мама кормит тем, что она приготовила для малыша (отварная морковка, яблочное пюре или что-то другое). После первых месяцев прикорма ребенка можно сажать за общий стол. Есть такое стул - трип трап, он удобен для человека любого возраста, особенно для малыша.




Зона ухода и переодевания. Если ванночка располагалась в комнате ребенка, то теперь перемещаем ее в ванную комнату. Переодевание на пеленальном столике переносим сначала на переодевание на коврике, потом на стульчике.

Место для переодевания. Шкафчик с чистыми вещами малыша. Стульчик или небольшой коврик, зеркало, столик для прихорашивания.




Зона движения. Ребенок активно ползает, начинает ходить. Можно разместить устойчивые пуфы, для того, чтобы ребенок мог ходить с опорой. Матик убирается в 8-9 месяцев. Зеркало остается, либо заменяется на высокое с поручнем, чтобы малыш мог держась за него подниматься и отрабатывать движения, наблюдая за отражением в зеркале. На полке с игрушками ребенка теперь остаются только безопасные предметы. Можно добавить библиотеку - книга с полочками и стульчик, креслице или диванчик, на котором удобно просматривать книги.

Дети в возрасте около года находятся в периоде освоения причинно-следственных связей и в тоже время стремятся работать с мелкими предметами, развивая мелкую моторику. «Копилка» послужит обеим целям.

Её просто сделать дома. Возьмите небольшую аккуратную коробку, например, из-под обуви. Учтите, что она не должна быть ярких или пёстрых цветов. Прорежьте отверстие в крышке и предложите малышу проталкивать в него шарики. После – открывать коробку и искать их. Как только ребёнок перестанет пробовать предметы на вкус, сделайте отверстие меньше, а шарики замените на более мелкие предметы. Часто родители используют для подобной игры банки. Важно, чтобы крышку малыш мог открыть самостоятельно, чтобы завершить работу.

  1. Раскладывание по отверстиям.

Интересно и раскладывание предметов по отверстиям. Для него подойдёт любая коробка с отверстиями, например, от конфет или форма для льда. Раскладывать можно одинаковые шарики или орехи. Следите, чтобы предметов и отверстий было одинаковое количество.

  1. Коробки, которые можно открывать и закрывать.

Этот классическое пособие Монтессори, которое легко сделать дома. Потребуются 3–4 коробки разного размера из разных материалов, которые открываются по-разному. Внутрь можно положить небольшие игрушки, чтобы ребёнку было интересно искать их. Сперва покажите, как открывается каждая из них, а потом предложите поработать самостоятельно. После предложите закрыть ящички и убрать на место.

  1. Сенсорные мешочки или ткани.

Сенсорные мешочки Монтессори просто сделать своими руками дома. Сшейте 4–5 пар одинаковых мешочков: 2 одинаковых мешочка с гречкой, 2 с пшеницей, 2 с манкой, 2 с горохом и 2 с рисом. Годовалому малышу предлагайте пока только ощупывать мешочки, получая новый сенсорный опыт. Когда ребёнок подрастёт, он будет искать пары с закрытыми глазами, так что такое пособие послужит долго.

Похожий материал – различные на ощупь ткани (также парные), порезанные на одинаковые квадраты. Работают с ними как и с мешочками: ощупывают лоскутки, обращая внимание на структуру.

  1. Сенсорные книжки.

Сейчас продаётся множество сенсорных книжек. Их можно сшить и самим, как из ткани, так и наклеив разную ткань и другие материалы на листы картона. Обратите внимание, чтобы цвета в книжке были гармоничными.

Другое подобное сенсорной книжке пособие, которое значительно проще сделать в домашних условиях, – доска с тканями. Приклейте на картон или доску квадраты разной ткани, вату, губку.

  1. Материалы для первых упражнений в практической жизни.

Основой методики Монтессори для детей раннего возраста являются упражнения практической жизни. В этих занятиях дети перенимают опыт у взрослого и учатся самостоятельному обращению с вещами, развивают моторику рук. Предлагайте помогать вам в повседневных делах, постепенно включая новые упражнения по мере взросления ребёнка: вытереть тряпочкой стол, сложить белье в стиральную машинку, смешать ингредиенты для салата или пирога, почистить банан, полить цветы.

  1. Сосуды для переливания.

Упражнения с водой развивают моторику и имеют терапевтический успокаивающий эффект. Предлагайте такие занятия с самого раннего возраста. Их можно организовывать прямо в ванной во время купания: положите в таз несколько сосудов и покажите как можно переливать из одного в другой. Также научите малыша, как играть с леечкой и с водяной мельницей и как выжимать губку.

  1. Ситечко для вылавливания из воды.

Это занятие часто надолго увлекает даже совсем маленьких детей, которым бывает трудно сконцентрироваться на какой-либо деятельности долгое время.

Дайте малышу таз с водой и разные мелочи: сначала это могут быть шарики от пин-понга, их проще поймать, после можно использовать что угодно: мелкие игрушки, камни, ракушки, шишки. Пусть сначала вылавливает рукой. Когда ребёнок поймёт, в чём заключается работа, дайте ему ситечко или половник, с помощью которых он будет складывать игрушки в коробку.

  1. Речевые корзинки.

Это небольшие корзинки, в которых собраны игрушки по одной теме: животные, фрукты, транспорт.

С фигурками проводится трёхступенчатый урок, вводятся их названия.

Сначала вы сами называете 2–3 предмета из корзинки, затем предлагаете показать один из них, потом спрашиваете, как называется тот или иной предмет. Если ребёнок ещё не умеет разговаривать, остановитесь на второй ступени.

  1. Штампы для рисования из картошки .

Около года дети с удовольствием осознают, что могут оставлять след на бумаге или другой поверхности. Именно в этом возрасте мы учим малышей обращать внимание на этот след. Предлагайте рисовать пальчиковыми красками, а также сделайте штампы из картофеля. Просто разрежьте картошку пополам, макайте половинку в краску, оставляя таким образом след, или вырежьте на половинке картошки различные формы, чтобы разнообразить работу.

Возможно, вам будет интересна . В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.