Как понять чему ребенка способности. Как распознать и развить способности у детей: талантливый ребенок — это норма! Музыкальные способности малыша

"От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира —
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш".
В. А. Сухомлинский

Уже с самого раннего возраста можно увидеть, как проявляются первые признаки разных талантов у малышей: кто-то любит танцевать, кому-то хочется петь, кто-то любит мастерить, а кто-то решать логические задачи или рисовать...

Сложно сказать, что любовь к какому-то виду деятельности — это и есть талант, ведь способности проявляются позже, а развивая способности, мы получаем талант. Быть талантливым — это не обязательно значит быть знаменитым художником или учёным — есть много талантливых людей в разных областях.

Кто-то говорит, что талант (греческое talanton) — это "выдающееся врожденное качество". А кто-то — что талант нужно совершенствовать. Третьи верят в то, что способности и таланты передаются по наследству.

Википедия определяет талант как "определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта". Формирование и развитие таланта ребёнка зависит во многом от условий жизни и деятельности. Многие родители задаются вопросом: как определить и развивать имеющиеся способности ребенка? Давайте попробуем ответить.

Проблема определения способностей ребенка встает перед родителями с самого раннего детства. Родителей начинает волновать вопрос поиска дополнительного образования. Музыкальная студия, студия творчества, спортивная или какая-то другая? Порой трудно сделать выбор, чтобы не навредить. Отдать ребенка в студию и развивать в одном направлении? А вдруг ошиблись? Отдать в разные студии? А вдруг ребёнок будет слишком уставать?

При выборе студии родители должны оценить возможности ребёнка и учесть его интересы. Важно помнить, что любая деятельность — это труд ваш и вашего ребенка, подчиненный жёсткому распорядку и режиму. Томас Эдисон говорил: "Гений — один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота". Только постоянные занятия и тренировки дадут положительный результат. Но если ребёнок не обладает определёнными способностями к деятельности, которую ему выбрали старшие, то у него может развиться комплекс неудачника, и вы не получите ожидаемых результатов. Ваше желание, чтобы ребенок пел или занимался музыкой, может обернуться психологической травмой для ребенка. Прислушайтесь к желаниям ребенка и помогите ему в выборе студии, проявите смекалку, чтобы мотивировать малыша.

Из закона Ньютона известно, что сила действия прямо пропорциональна силе противодействия — чем больше родители будут заставлять ребенка, тем меньше вероятность, что они сами будут довольны результатами. По этой причине психологи и педагоги советуют выбирать такие кружки и секции, где не стремятся сделать маленького чемпиона или лауреата, а просто помогут определить и развить способности малыша.

1. Музыкальные способности малыша

До года о музыкальных способностях можно судить только по косвенным признакам. Малыш улыбается, когда слышит музыку, затихает, может подпевать — "гулить". Наблюдайте за ребёнком. Если он проявляет эмоции, когда играет музыка, подпевает, а может, даже постукивает ногой в такт музыке, или хлопает в ладоши под музыку, быстро запоминает слова и мелодию, поёт самостоятельно, то это указывает на то, что в музыкальной студии он будет заниматься с удовольствием. Существует очень эффективная система Судзуки — уникальный метод раннего музыкального развития. Эта система предусматривает обучение игре на скрипке, (флейте, фортепиано, виолончели) с двух-трёх лет. Дети очень быстро начинают играть несложные произведения. По мнению японского педагога Шиничи Судзуки, все дети музыкальны, нужно только вовремя начать развивать способности: "То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно". Цель музыкальных занятий с малышами Судзуки определил так: "Моя задача не воспитывать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека".

2. Технические способности

Ребёнок любит сидеть с конструктором часами: строит, придумывает, собирает по схеме, моделирует. Обычно дети, имеющие технические способности, часто задают вопросы: как это работает, а что у него внутри, а зачем нужна эта деталь, а будет ли работать, если... Не отмахивайтесь от таких вопросов и старайтесь отвечать на них, покупайте энциклопедии и конструкторы, развивайте интерес к различным механизмам.

3. Исследовательские способности

Дети с исследовательскими способностями любят проводить опыты, часто задают вопросы "почему?", устанавливая причинно-следственные цепочки различных природных явлений, а так же с интересом рассматривают научные энциклопедии и с удовольствием смотрят научно-популярные передачи.

4. Художественные способности ребенка

Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам творчества, стоит обратить на это внимание и развивать этот интерес малыша.

В раннем возрасте не учат классическим канонам рисования, а лишь развивают художественные способности. В хороших детских изостудиях создают творческую атмосферу, ваш ребенок сможет развить свое воображение, мелкую моторику, а самое главное — получит удовольствие от самореализации и возможности показать, сколько всего нового он теперь умеет.

5. Театральная студия. Актерский талант у ребенка

Если вы однажды заметили, что ваш ребенок любит кому-то подражать, копировать походку, манеру речи, с радостью выступает на концертах и праздничных мероприятиях, то вы можете смело привести его в театральную студию. Сегодня детские театральные студии, почему-то не очень популярны у родителей. А зря: ведь они смогут научить детей быть смелыми и уверенными, раскованными и непринужденными. Дети читают наизусть стихотворения и басни, развивают речь, тренируют память, пополняют словарный запас. Кукольный театр развивает не только речь маленького актера, но и моторику, а также координацию движений. Всё это не менее важно при подготовке ребёнка в школе, чем умение читать и писать.

6. Спортивные секции. Физические способности

Дети с физическими способностями очень старательные, упорные, они прикладывают все усилия для достижения определенной цели. Любят соревноваться, бегают, прыгают — и не боятся упасть, пораниться, ушибиться. Занятия в спортивных секциях тренируют силу воли, выносливость, целеустремленность, что, несомненно, приходится ребенку не только в школе, но и в жизни.

7. Хореография. Ритмика. Музыкально-двигательные способности

Ваш ребенок подвижен, активен, с чувством ритма? Слушает музыку, "пританцовывает" и придумывает свои движения? Сходите с ним на пробное занятие в студию ритмики, хореографии, фитнеса, аэробики или танца. В танцевальных кружках учат не только красиво двигаться и танцевать: занятия танцами развивают образное мышление, воображение, фантазию. Есть студии танца, где учат малышек уже с двух с половиной лет по системе Айседоры Дункан — в классах нет станка, там не требуют специальной одежды и обуви для танцев. По этой системе танец — это некая импровизация, свободные движения под классическую музыку.

У вашего ребёнка могут быть разные способности, задача родителей — поддерживать и развивать их.

Методы определения способностей ребенка

Метод Описание
Наблюдение Наблюдая и изучая то, чем ребёнок любит заниматься, чем интересуется, родители с лёгкостью могут составить представление о возможностях своего малыша.
Игра Предоставьте возможность выбора игры. Обратите внимание, в какие ролевые игры любит играть ребёнок.
Обращение к специалистам по раннему развитию, психологам и педагогам. Тестирование Существуют диагностические программы, которые помогут в определении способностей. Например, при определении уровня интеллектуального развития используют тест Векслера. Чтобы узнать творческий потенциал ребёнка, его эмоциональное и психическое состояние, используют методику "Несуществующее животное". А также могут использовать комплексную диагностику.
Совместная деятельность Совместное общение, безусловно, развивает творческую активность и помогает развитию таланта. Возьмите за правило организовывать семейные праздники-традиции, кукольные представления по выходным, походы, экскурсии. Слушайте вместе музыку, читайте, играйте в игры, посещайте музеи и выставки, театры, мастер-классы, концерты.

Результаты диагностики не могут определить будущие достижения и таланты ребёнка, но, тем не менее, это не умоляет важности раннего выявления способностей. В наших силах помочь ребенку изучать, творить, заниматься интересными и увлекательными занятиями. Со временем, ваш ребенок сам поймет, чем ему заниматься серьезно, а что останется просто хобби. Очень часто бывает, что талантливые дети, не имея возможности развивать свой талант, становятся посредственными учениками.

Современные школы предъявляют к ребёнку достаточно жесткие требования. Предоставьте возможность малышу проявить свои способности, развить их и преумножить в детских дошкольных учреждениях. Помогая раскрыть таланты ребёнка, вы научите его общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно, поможете и способность к адаптации в любых ситуациях. Наверняка, лет через 18-20 ваши дети поблагодарят за это. Главное помнить, что каждый ребенок талантлив, быть внимательнее к проявлениям своего ребенка — и у вас все получится!

Модель Наталья,
методист сети детских развивающих
клубов "АЗ-БУ-КА"

Комментировать статью "Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша"

А вы считаете, что на способность детей к обучению влияют гены? Я считаю, что влияют, не единственным фактором, разумеется, но влияют. Разумеется гены влияют на способности к обучению, и на другие особенности развития. Но не настолько прямолинейно, что "если папа...

Как выбрать профессию. Развитие способностей Востребована ли профессия Мы часто считаем развитие способностей чем-то вроде хобби, возможно... Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша.

Раздел: Образование, развитие (Способности ребенка). Вопрос репетиторам, Вы родителям всегда правду о способностях говорите? Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 18+.

есть способности выше среднего, а ребенку на это плевать. Есть любимое дело, только...(умение видеть проблему там, где другие ее не видят), оригинальность мышления, память Музыкально -двигательные способности. Ваш ребенок подвижен, активен, с чувством ритма...

Развитие математических способностей у дошкольника: 5 способов. Сингапурская математика. Этот метод решения дает детям глубокое понимание процесса решения. Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша.

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 4. Художественные способности ребенка Методы определения способностей ребенка Всё это не менее важно при подготовке ребёнка в школе, чем умение читать и писать.

Детские сады и дошкольное образование: развитие речи, логопед, воспитатель, подготовка к школе. Тема создана для обсуждения статьи. "Алло, родители ищут таланты!" - дополнительное образование детей.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. 1. есть ли у него музыкальные способности. которые надо както развивать. 2. нравится ли самому ребенку все это - петь...

Вот, например, нет у ребенка музыкального слуха, или рисует он, как курица лапой Развить ведь до определенной степени можно почти все, правда, не всегда Если ненавидит - это другое. Вопрос был есть нет способностей, т.е. на неосведомленный взгляд мамы их нет.

а как определить, есть ли у ребенка способности к европейским языкам? Неоднократно слышала мнение, что дети, имеющие музыкальный слух чаще всего обладают Посмотреть темы в других конференциях: Детские сады и дошкольное образование Образование взрослых.

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам Совместное общение, безусловно...

Как определить способности ребенка?. Достижения. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни Ну так слух развивать надо, как и любые другие способности. Реально людей совершенно без музыкального слуха мало.

способности это приходящее и уходящее, если вовремя не спохватиться и неразвивать, у всех детей есть способности и таланты и необязательно в ограниченом Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 4. Художественные способности ребенка.

Поступаем в музыкальную школу. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Выразила желание играть на скрипке, но узнав что это трудно, сразу отказалась. Хочет играть на флейте, но я не знаю возьмут ли ее, вроде бы там на зубы смотрят, а у нее верхние зубы как раз...

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Многие родители задаются вопросом: как определить и Мне народные способы определить пол ребенка всегда казались забавными и интересными, предлагаю вам их перечень - гадайте на здоровье...

Многие родители задаются вопросом: как определить и развивать имеющиеся способности ребенка? Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам...

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Развитие ребенка - дошкольника: дополнительное Как помочь ребенку стать внимательным? Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

Музыка. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Дорогая, возник вопрос, действительно: а какие музыкальные способности или навыки нам, родителям нужны в детях. и какие будут нужны...

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Методы определения способностей ребенка. "От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей...

Методы определения способностей ребенка. "От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности детей дошкольного возраста важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Задатки художника

Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

  • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
  • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
  • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
  • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
  • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Артистические данные

Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

  • любит выступать перед публикой;
  • очень эмоционален;
  • выразительно жестикулирует;
  • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
  • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

Творческие способности проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.

Литературные способности

Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

  • любовь к книгам;
  • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
  • большой словарный запас;
  • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
  • богатая фантазия.

Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.

Спортивные задатки

Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

  • очень подвижен;
  • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
  • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
  • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
  • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

Технические склонности

Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

  • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
  • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
  • часто рисуют транспорт и технику;
  • пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
  • любят помогать отцу с ремонтными работами;
  • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

Математические таланты

Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

  • интерес к вычислениям и измерениям;
  • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
  • решение сложных для его возраста задач, примеров;
  • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
  • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
  • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.

Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

Интеллектуальные способности

Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.

Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Ищем таланты

Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

Мария Соболева

Как вовремя выявить и развить способности ребенка

Мы, родители, люди тщеславные. Ну кому не хочется гордиться своим талантливым ребенком, чтобы окружающие видели его дарование, восхищались и хлопали в ладоши. В каком возрасте уже можно определить склонности малыша к музыке, рисованию, спорту, наукам? Как правильно развивать способности, нужно ли ребенку посещать сразу кучу кружков, бывают ли бесталанные дети - родителям важно это знать. Популярные методы для выявления творческих способностей и задатков ребенка сегодня предлагают популярные познавательные сайты .

Задатки = способности?

Не совсем. Мы часто путаемся в понятиях. Давайте устроим маленький ликбез.

Итак, наша цель - вовремя выявить и развить способности ребенка, то есть личные особенности конкретных Коли, Маши, Саши проявлять себя в каком-то виде деятельности - отлично играть в хоккей или выделывать танцевальные па на сцене.

Говорить о способностях новорожденного ребеночка преждевременно, они появятся в процессе развития. А вот задатки бывают врожденными - это генетические особенности, природные предпосылки.

У вашего малыша особая пластика мышц, легкость опорно-двигательного аппарата? Налицо задатки к занятиям танцами , гимнастикой, фигурным катанием. А вот задатки образного мышления формируют склонности к художественному творчеству.

Получается, способности - такое себе сочетание заложенного природой и приобретенного благодаря обучению и воспитанию.

Есть еще понятия талант и гениальность - высшие степени одаренности. Гениев вообще можно пересчитать по пальцам, они достояние всего человечества.

Выявляем способности ребенка

Знакомо вам ставшее практически шаблонным утверждение: каждый ребенок в чем-то талантлив? Не согласиться с этим сложно, главное - вовремя выявить способности малыша.

Но ложка дегтя в этой бочке меда таки имеется. Маленькие дети интересуются всем вокруг, познают мир, они очень любознательны. И танцует ваше чадо, и рисует, и мячик гоняет, и стихи рассказывает . Так это нормально! Любое проявление интереса ребенка к чему-то новому не стоит причислять к особым дарованиям.

Вы уже видите свою Ксюшу звездой экрана (она же так любит выступать, совсем не стесняется внимания даже малознакомых людей). А завтра девочка заинтересуется цифрами: быстро их запомнит, будет рассматривать яркие картинки с их изображением, клеить на магнитную доску. Значит, растет новая Софья Ковалевская (великий математик)?


Старайтесь адекватно относиться к стремлениям вашего малыша к новому виду деятельности, не переоценивая их. Но в то же время будьте внимательны, ведь некоторые особые способности можно заметить даже в раннем возрасте - художественные или музыкальные.

Большая ошибка родителей - проецировать на детей свои желания и нереализованные возможности. Папа (сам не ставший классным игроком) твердо заявил: наш Ваня будет футболистом! И пытается сделать из мальчишки будущего Марадону, не замечает (не хочет замечать) - Ванечке интереснее возиться с конструктором, чинить поломанные машинки, наблюдать, как работает техника.

Футбол, конечно, общему физическому развитию только на пользу, но если в меру и ребенку в удовольствие. Дайте детям возможность делать то, что им интересно, а не то, чего хотелось бы вам.

Другая крайность: династические традиции. У нас в роду все музыканты! И пиликает бедный Миша на скрипке, хотя выявить у ребенка явные спортивные задатки совсем не сложно. Но родители считают, что им лучше знать, кем быть их отпрыску.


А если маленькая Алена упорно не желает баюкать кукол и нянчить игрушечных зверюшек, вместо этого требуя очередную машинку, интересуясь папиными инструментами, как поступят родители? На 99 % - технические наклонности дочки просто проигнорируют.

Вообще вовремя выявить способности детей — задача совсем не простая. Но интересная!

Никто вам не назовет точной даты, когда будет ясно и понятно - у ребенка проявляются способности к точным наукам, заметны большие писательские перспективы, а возможно, в семье подрастает будущий политик (бизнесмен, изобретатель, кинолог, журналист, автомеханик).

Психологи утверждают - в раннем детстве, до 3-5 лет, выраженная склонность и устойчивая заинтересованность каким-то конкретным занятием проявляется только у 10-15 % малышей.

Ребенку свойственно интересоваться многим, пробовать себя. Способности организаторские, литературные, научные могут проявиться в среднем школьном возрасте.

Что поможет вовремя выявить способности детей

Лучше мамы с папой свое чадо не знает никто - кроха растет и развивается под их чуткой опекой. Но родителям следует быть очень внимательными. Главный способ определить круг интересов малыша - наблюдение и еще раз наблюдение! Начиная буквально с пеленок. Даже карапузы первого года жизни могут уже проявить, например, музыкальные задатки. Они лучше реагируют на звуки, прислушиваются к мелодиям, улыбаются, слыша музыку, гулят, интонируют мелодии.


Ведите хронологию развития малыша, записывая достижения, проявляющиеся новые интересы. Так легче выяснить, к чему у ребенка больше склонностей, как меняются его предпочтения.

Ко всему прочему, таким образом вы зафиксируете многие любопытные моменты развития. Подросшему ребенку самому будет интересно и забавно увидеть свои первые рисунки, поделки, фото и видеокадры выступлений.

Мягко и ненавязчиво помогайте малышу сделать свой выбор. Уже точно замечено - ребенок физически активен, ни секунды не усидит на месте. Ну ведь явные задатки спортсмена.

Не спешите решать, кем ему быть: легкоатлетом, пловцом, теннисистом. Попробуйте предложить карапузу на выбор мяч, клюшку, лыжи и посмотрите, чем он заинтересуется больше. Ребенка постарше (5—6 лет) можно поводить в спортивные секции, пусть выбирает свой вид спорта.


Всестороннее развитие малыша пойдет ему только на пользу. Даже талантливым художникам еще не помешала в жизни хорошая физическая форма, а музыканту знание компьютерных технологий . Опять же, широкий круг интересов ребенка помогает вырастить из него человека эрудированного и думающего.

Но не переусердствуйте! Ребенок не может объять необъятное - посещать сразу 10 кружков утомительно, остановитесь на том, к чему он больше тянется.

Поощрять успехи ребенка очень важно в развитии любых способностей. Но хвалите за старание, терпение, усидчивость, настойчивость, то есть когда малыш прилагает определенные усилия. Совсем крохам, конечно, на пользу любое одобрение их талантов.

Бывает и так: малыш вроде всем интересуется, но каких-то явных способностей вы за ним не замечаете. Можно пройти тестирование у детского психолога.

Методик выявления одаренности вашего чада множество. Используются рисунки, упражнения, разыгрывание сюжетов из сказок и разнообразных ситуаций, игровые задания, анкетирование родителей, вопросники для детей.


Проведите свой экспресс-тест. Организуйте игровой уголок - по периметру разложите на одинаковом расстоянии альбом и карандаши, пазлы, конструктор, мячик, мягкую игрушку, книжку, машинку. Предложите ребенку поиграть . Чем он заинтересуется больше? Наверняка перепробует все предметы, но что-то его привлечет сильнее. Вот и повод для размышлений.

Игра - отличный способ выявить скрытые в вашем малыше способности. Игрушек в доме должно быть много - самых разных, пусть выбирает те, что по душе. Кстати, какие сюжетные игры любит ребенок? Присматривайтесь, делайте выводы о склонностях вашего чада, старайтесь творчески их развить.

Как развить способности детей

Предоставьте ребенку возможность заниматься любимым делом. Нравится рисовать - ассортимент орудий творчества должен быть неограничен: всевозможные краски, карандаши, маркеры, фломастеры, альбомы, большие листы бумаги, книжки-раскраски и прочие атрибуты художника.

Проявляйте неподдельный интерес к занятиям малыша, общайтесь - пусть рассказывает, что он делает, хвалите, восхищайтесь.


Совместная деятельность - отличный способ развить способности ребенка (как самостоятельно развить речь ребенка, ). Чем бы он ни занимался, ваше участие незаменимо. Читаете ли вы вместе, лепите, поливаете цветы, играете в бадминтон, строите башенки. Интересы ребенка = ваши интересы.

Если ребенок проявляет творческие способности, ходите с ним в театр, в музей, на детские праздники. Устраивайте дома кукольные спектакли, концерты, инсценировки. Поощряйте юное дарование!

Если он еще слишком мал для посещения кружков, водите его в школу раннего развития. А подрастет, тогда обязательно запишите в подходящую студию. Хороший педагог, тренер, хореограф поможет развить способности вашего отпрыска.

В случае, когда ребенку надоест посещать занятия, проявите терпение. Постарайтесь понять: он просто устал, капризничает либо причина серьезнее. А вдруг танцы - не совсем его конек.

Тогда пусть пробует себя в чем-то другом. Вы ведь уже определились с кругом интересов. Есть из чего выбрать новое занятие.


Затраты: материальные, времени, сил - не в счет. Такова родительская доля. Нереально в 5 лет выбрать наследнику будущую стезю, составить бизнес-план, четко следовать его пунктам и ждать какой-то отдачи.

И пускай ваш ребенок вовсе не гений, вы же просто любите его, он - ваша плоть и кровь. Не стал выдающимся музыкантом, популярным певцом, известным политиком — не важно. Пусть будет просто хорошим человеком. А это талант, доступный не всем.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Заметить проявление способностей можно с раннего детства. Некоторые малыши начинают пытаться рисовать, другие любят танцевать или петь. Чтобы понять, что будет лучше для ребенка, стоит определить его способности.

Стоит отметить, что человеку мало обладать способностями, так как их нужно развивать в течение длительного времени.

Только в таком случае человек сможет достичь успеха в выбранной деятельности.

Многие родители задумываются о дополнительном образовании ребенка уже после рождения и перед ними встает несколько вопросов:

  • можно ли точно определить способности ;
  • стоит ли отдавать ребенка в разные секции и студии;
  • что делать, если выбор ошибочен.

Важно понимать, что не у каждого человека имеются способности, благодаря которым он может достичь успеха в выбранной сфере. Но также стоит учитывать и то, что при усердной работе многие люди добиваются больших результатов и без врожденных способностей. Именно поэтому важно не выбирать для ребенка сферу деятельности, а понять, чем он сам желает заниматься.

Существуют тесты для родителей, отвечая на которые можно определить способности ребенка. Но стоит отметить, что этот вариант подходит для тех, кто постоянно наблюдает за своими детьми и знает особенности их поведения. Например, ответив на вопросы о том, чем любит заниматься ребенок и как он относится к определенной деятельности, можно сделать предположение о его способностях.

Какие бывают способности ребенка

Способности классифицируются в соответствии с несколькими сферами деятельности:

  1. Интеллектуальная. Способности в этой сфере проявляются в любознательности, исключительной памяти и желании учиться. Если ребенок наблюдателен и знает то, о чем его сверстники и не подозревают, скорее всего у него способности к интеллектуальной деятельности.
  2. Академические достижения. При наличии способностей в этой сфере ребенок много читает, обладает хорошим вниманием и способен удерживать в памяти символы, буквы и слова.
  3. Творческое или продуктивное мышление. При наличии творческих способностей ребенок является любознательным и при этом изобретателен в различных сферах деятельности. Также людей с творческими способностями характеризует высокая продуктивность.
  4. Общение и лидерство. Способности в этой сфере определяются умением легко приспосабливаться к новой ситуации и сохранение уверенности среди незнакомых людей. Детей, предрасположенных к общению, легко определить по тому, как к ним относятся сверстники. Если ребенка часто выбирают в качестве партнера по играм или занятиям, скорее всего он обладает способностями в данной сфере.
  5. Художественная деятельность. Дети со способностями в этой сфере отличаются стремлением создавать рисунки или фигуры из пластичных материалов. Также они уделяют большой интерес визуальной информации.
  6. Двигательная деятельность. , обладающие способностями в данной сфере, демонстрируют хороший уровень развития двигательных навыков.

Согласно данным сферам деятельности родителям предлагается несколько тестов, ответив на которые можно будет понять, какие способности есть у ребенка.

Как определить способности ребенка к профессии

Перед тем как направляться к специалистам по профориентации, следует учитывать, что делать это нужно лишь в подростковом возрасте. При этом нужно быть уверенным в том, что ребенок пройдет тестирование у компетентного специалиста, который сможет уделить ему достаточно внимания. Школьные психологи зачастую не обладают новыми методиками и временем для того, чтобы помочь ребенку определить, какая профессия ему подходит.

Как протестировать ребенка?

Из-за этого многие молодые люди через несколько лет после получения профессионального образования получают второй диплом или начинают работать не по специальности. Это происходит из-за того, что в подростковом возрасте не было уделено достаточно внимания профориентации.

Существует множество методик, благодаря которым можно определить, предрасположенность ребенка к определенной деятельности. Но стоит отметить, что важно проходить комплексное тестирование, а не полагаться на результаты нескольких общеизвестных методик.

Именно поэтому лучший вариант – проведение тестирования платными психологами. Но при отсутствии такой возможности ребенку стоит ответить на вопросы тестов, предлагаемых школьным психологом. Важно понимать, что для определения наиболее подходящей профессии нужно предоставить ребенку информацию о различных сферах деятельности и узнать его мнение.

Как протестировать ребенка на способности

Тестирование детей в подростковом возрасте

Протестировать ребенка можно в специализированных центрах или при помощи методик, которые находятся в открытом доступе. При отсутствии знаний о данном процессе лучше всего доверить такую работу специалистам. При самостоятельном тестировании можно неверно определить подходящую сферу деятельности, из-за чего в будущем ребенок не будет доволен своей профессией.

Многие родители знакомы с ситуацией, когда ребенок после обучения в музыкальной школе прекращает брать в руки музыкальный инструмент и забывает о нем на много лет. Чаще всего это происходит из-за того, что родители ошибочно считают, что у ребенка есть способности в определенной сфере деятельности. Также это случается и по причине того, что при наличии таланта ребенок не желает заниматься определенной деятельностью.

Именно поэтому важно проведение тестирования для определения способностей. Благодаря этому родители:

  • начинают лучше понимать своих детей;
  • узнают об их талантах и склонностях;
  • не совершают ошибок, отдавая ребенка учиться тому, к чему у него нет мотивации и таланта.

Тестирование самих детей производится в подростковом возрасте, так как до этого времени они не способны удерживать внимание, отвечая на сотни вопросов. Поэтому для определения способностей детей в младшем школьном возрасте используются тесты для родителей.

Как влияет среда на способности ребенка

Вопрос о происхождении способностей является наиболее сложным в психологии. Существует 2 точки зрения на данную проблему:

  • теория о генетической природе способностей;
  • теория о приобретенных способностях.

С точки зрения первой способности являются врожденными особенностями, которые передаются от родителей. В качестве доказательства многие приводят раннее проявление способностей у детей.

Согласно теории приобретенных способностей на развитие ребенка влияет среда и именно она полностью формирует его личность. К благоприятным факторам среды можно отнести:

  • опытных педагогов, занимающихся ребенком с раннего детства;
  • особенности воспитания;
  • особенности той или иной культуры, в которой воспитывается человек.

Неблагоприятным фактором является обедненная среда. Если ребенок испытывает дефицит впечатлений, его способности не развиваются. Учитывая обе представленные теории можно говорить о том, что в некоторых случаях факторы наследственности могут компенсировать отсутствие подходящей среды. В других же случаях именно факторы среды способны оказать сильное влияние на развитие способностей.

Стоит отметить, что в психологии существует такое определение, как задатки. Данным термином обозначаются природные предпосылки способностей. В пример можно привести предрасположенность к восприятию звуков, красок и пространственных форм у творческих личностей.

Важно понимать, что из одних и тех же задатков могут возникнуть разные способности. Например, хорошая наблюдательность присуща таким профессиям, как геологи, следователи и художники. Таким образом, задатки создают возможности для развития различных способностей.

Чтобы понять, как среда влияет на развитие способностей, достаточно представить ребенка, который имеет музыкальные задатки, но при этом условия не позволяют ему получить музыкальное образование. В лучшем случае он научится играть на одном из музыкальных инструментов на любительском уровне. Но ребенок, не обладающий задатками, но обучающийся в музыкальной школе, может достичь больших успехов в данной сфере.

Но не стоит забывать и о личной активности. Если ребенку неинтересна определенная деятельность, даже при наличии задатков, он не станет выдающимся музыкантом, художником или математиком. Именно поэтому личная активность является важнейшим фактором, который влияет на развитие способностей.

Склонностью считается избирательная направленность человека, которая побуждает его заниматься определенной деятельностью. Именно возникновение склонности является предпосылкой к развитию способностей.

Какие способности ребенка описывает Монтессори

Под педагогикой Монтессори подразумевается система обучения детей, которая была разработана Марией Монтессори. Согласно данной методике ребенок должен обучаться в условиях, при которых его не принуждают к выполнению каких-либо действий.

Мария Монтессори была убеждена, что как наказание, так и поощрение негативно сказываются на результатах обучения. Она считала, что при создании благоприятных условий ребенок сможет проявить свои задатки и развить способности.

Обучение по указанной методике производится в соответствии с несколькими обязательными правилами:

  1. Ребенка не следует принуждать к чему-либо. Он должен сам обратиться к взрослому.
  2. О детях нельзя говорить ничего плохого.
  3. Во время воспитания и обучения необходимо концентрироваться на хороших качествах и поступках ребенка. Благодаря этому для плохого со временем не останется места.
  4. Важно тщательно подготавливать среду, в которой будет заниматься ребенок.
  5. Во время обучения необходимо быть готовым откликнуться на призыв ребенка.
  6. Необходимо уважать ребенка, который сделал ошибку, но при этом немедленно останавливать его в случае, если он совершает действия, которые могут угрожать безопасности ребенка или его развитию.
  7. Если ребенок отдыхает или наблюдает за другими детьми, нельзя принуждать его к активным действиям.
  8. Важно помогать ребенку найти занятие, если он ищет его.

Одним из наиболее важных элементов педагогики Монтессори является подготовленная среда. Она позволяет ребенку постепенно освобождаться от опеки взрослых. В пример можно привести использование столов и стульев, которые дети могут переставлять самостоятельно.

Как проверить ребенка на спортивные способности

Педагогика Монтессори

Решая отдать ребенка в спортивную секцию, родители часто не представляют, какой вид спорта стоит выбрать. Для того чтобы занятия были эффективными, сначала необходимо определить способности ребенка. Одной из распространенных ошибок становится выбор секции в соответствии со своими желаниями. Кто-то всегда мечтал стать боксером и поэтому отдает сына для занятий данными видом спорта. Но у ребенка могут отсутствовать способности или желание заниматься определенной деятельностью.

Стоит помнить о том, что физкультура и спорт – это разные вещи. Если хочется укрепить здоровье ребенка, достаточно заниматься общей физической подготовкой. Спорт же подразумевает соревнования и достижения высоких спортивных результатов. Именно поэтому при выборе спортивной секции прежде всего необходимо ориентироваться на способности и его физические данные.

Наиболее простым способом определения способностей являются пробные занятия в разных спортивных секциях. Опытный тренер после первого занятия способен определить, подходит ли ребенку выбранный вид спорта или нет.

Еще одним способом является комплексное генетические обследование, благодаря которому можно точно определить, к какой области ребенок при желании сможет достичь больших результатов. В основе такого обследования лежат особенности функционирования мышечной ткани. Человек, который будет быстрее пробегать короткие отрезки за минимальное время, не сможет стать лучшим в беге на длинные дистанции.

Существует 2 типа мышечных волокон – медленные и быстрые. Медленные приспособлены к длительной нагрузке, а быстрые лишь в кратковременной взрывной. В соответствии с наличием генов, отвечающих за разные параметры, выделяют 3 генотипа:

  1. Люди с генотипом R/R способны достигать высоких результатов в спринтерском беге, метании ядра и других дисциплинах, где важна скорость и сила.
  2. Обладатели генотипа R/X имеют преимущества при занятии такими видами спорта, как единоборства и спортивные игры.
  3. Более редким генотипом считается X/X. Его носители способны достичь больших результатов при занятии спортом, где важна выносливость. В пример можно привести плавание на длинные дистанции.

Таким образом, самостоятельно определить наличие спортивных способностей и задатков практически невозможно. Именно поэтому необходимо посоветоваться с тренерами, которые занимаются подготовкой детей в различных секциях. Лучшим вариантом является определение генотипа ребенка.

Важно учитывать, что перед началом занятий ребенок должен пройти обследование. Это связано с тем, что некоторым детям противопоказаны большие нагрузки.

Не стоит забывать, что ребенок должен стремиться достигать результата в выбранной деятельности, так как без мотивации даже при наличии способностей ничего не выйдет. Также достижение результатов зависит от:

  • характера ребенка;
  • квалификации тренера;
  • социальных условий.

Если все описанные факторы будут благоприятными, результаты будут заметны уже на начальных этапах.

В физкультуре есть множество направлений, в которых человек может стать успешен независимо от того, какой у него генотип. Но при желании провести исследование сделать это можно уже в раннем .

Как распознать способности ребенка смотрите в следующем видео:

Способности или индивидуальные особенности ребенка делают его уникальным. Каждый родитель страстно желает своему любимому чаду успешной и яркой жизни, поэтому выявлением одаренности и развитием способностей маленького человека лучше заняться как можно раньше.

Правильное и, главное, своевременное выявление наклонностей малыша дошкольного возраста способствует наиболее полноценному их развитию. Как определить, что ребенок наделен выдающимися способностями, которые помогут ему достичь успеха в любой сфере деятельности?

Кто и где выявит способности ребенка

Для выявления способностей и наклонностей ребенка существует три места – это детский сад, школа и, безусловно, семья. При этом основная роль ложится на семью. Педагоги дошкольного учебного учреждения работают в рамках определенной программы, нацеленной на массовое обучение и воспитание детей. На определение индивидуальных качеств остается немного времени. И хотя большую часть времени малыш проводит именно в детском саду, основная роль будет принадлежать родителям.

В школе, где подросток получает огромное количество знаний, та же проблема. Нацеленность традиционной программы на массовое обучение оставляет учителям совсем мало возможностей для строго индивидуального подхода к каждому в классе.

Единственное место, где маленький человек получает максимальное внимание, это семья. Именно родителям принадлежит заслуга в своевременном выявлении и последующем развитии нового члена общества с набором уникальных качеств и способностей.

Замечательный факт

История Томаса Эдисона – неоспоримое доказательство, что только благодаря родителям ребенок получает шанс стать выдающимся человеком.

Будучи маленьким мальчиком, Томас вернулся из школы с письмом от учителя. Мать не смогла сдержать слез, когда прочитала письмо. Она даже прочла его сыну: «Ваш ребенок слишком гениален для нашей школы, поэтому заботьтесь о его образовании самостоятельно».

Через много лет, разбирая семейный архив, Томас нашел письмо учителя к его матери. «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем продолжать учить его в школе вместе с другими детьми. Настоятельно рекомендуем заниматься его образованием дома» – вот что на самом деле было написано в том послании.
Когда вскрылась правда, Томас Эдисон имел мировую известность как изобретатель.

Правильный подход к ребенку, определение его способностей – главный залог будущей успешной жизни маленького человека.

Как выявить способности ребенка

Существует несколько практических методов для выявления уникальных способностей и творческих наклонностей детей. Первые два больше подойдут для изучения детей дошкольного возраста, последний актуален для работы со школьниками.

  1. Анализированное наблюдение. Простой метод позволит выявить, к чему ребенок проявляет истинный интерес, а какие занятия не приносят ничего, кроме скуки. Совет: Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего. Будьте внимательны к его вопросам, и вы сможете понять круг его интересов.
  2. Игровое наблюдение. Во время игры дети дошкольного возраста открываются максимально. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.
  3. Тесты, опросы. Такие методы используют при затруднении выявления наклонностей детей школьного возраста или для подкрепления ранее полученных результатов. Тесты или опросы могут провести сами родители, насчет результатов лучше посоветоваться со специалистом.

Способности не имеют ничего общего с приобретенными умениями и навыками человека, но именно они объясняют легкость их получения. Именно благодаря индивидуальным способностям человек становится успешен в той или иной сфере жизни. Правильное определение творческих наклонностей детей – залог будущей счастливой жизни.

Существуют определенные признаки, которые позволят определить в какой сфере развитие более продуктивно.

Признаки высокого интеллекта

  • Заинтересованность окружающим миром: повышенное внимание ко всему происходящему. Долго наблюдает за прыгающей лягушкой, работающей машиной или дождем.
  • Усвоение информации в больших объемах. Легко выдерживает чтение больших рассказов, может пересказать сюжет, заостряет внимание на деталях.
  • Стремление к сбору и систематизации полученных сведений. Малыш задает большое количество вопросов о конкретном событии, строит логические цепочки, упорядочивает информацию.
  • Большой и быстро пополняемый словарный запас. Впервые услышав слово, поняв его значение, ребенок в дальнейшем часто и правильно использует это слово в повседневной речи.
  • Аналитические навыки: может просчитать развитие событий, установить причину и следствие, сделать выводы. Прошел дождь, асфальт стал мокрым, цвет потемнел, дождь – это вода, если вылить воду на асфальт, он потемнеет.
  • Признаки критического мышления. Ребенок не доверяет конкретному источнику, перепроверяет полученную информацию. К примеру, задав вопрос маме и получив ответ, с уточняющим вопросом подходит к отцу, бабушке или дедушке.

Признаки выраженных творческих способностей

  • Использование воображения. Любит фантазировать, добавляет яркие детали к рассказу о произошедшем событии, во время игры в куклы или машинки придумывает невероятные сюжеты.
  • Использование интуиции для решения творческих задач. Поступил правильно, но не может дать четкие объяснения, почему принял именно такое решение.
  • Быстрая реакция на события, умение подстраиваться под возникшую ситуацию. «Переобувается» на ходу и меняет свое решение в зависимости от ситуации. Например, мама не купила слишком дорогую игрушку, малыш не устраивает истерику, а просит купить более дешевый вариант.
  • Высокая эмоциональность, внимание к чувствам детей или взрослых, умение сопереживать или разделить радость.
  • Проявление интереса к творчеству – живописи, поэзии, музыке и т.п. Выделяет любимых авторов, художников или музыкантов, ориентируется в мире творческих людей.
  • Склонность анализировать свои чувства и поступки.

Признаки сенсорных (практических) наклонностей

  • Желание работать руками с использованием различных материалов и инструментов.
  • Легкое усвоение различных практических навыков. Для мальчиков – это интерес к строганию, паянию, конструктору. У девочек этот признак проявляется в любви к шитью, вязанию или вышиванию.
  • Повышенное внимание и уход за членами семьи или друзьями, стремление оказать помощь во время болезни.
  • Интерес к механизмам. Малыш с удовольствием помогает папе с ремонтом различной техники, с удовольствием собирает палатку во время похода.
  • Специальные способности, или правильный путь развития.

Теперь вы поняли, что ваш ребенок – маленький хранитель уникальных способностей. Следующий шаг – сузить круг поисков и выбрать путь развития для малыша. В зависимости от наклонностей детей нужно развивать конкретные способности.

Взаимосвязь наклонностей и способностей

Ярко выраженная склонность к любым вычислениям или измерениям, проявление логики во всех вопросах, стремление систематизировать данные свидетельствует о предрасположенности детей к точным наукам – математике, физике или химии.

Тяга к музыкальным произведениям, постоянное мурлыканье мелодий, отличная память на музыкальные произведения свидетельствует о музыкальных способностях.

Ребенка не оторвать от книги, он проглатывает целые тома художественной литературы, читает произведения вне учебной программы, может быть, даже сам сочиняет? Это говорит о творческих литературных способностях.

Вернувшись из детского сада или школы, ребенок не только рассказывает, но и показывает, что происходило за день, подражает поведению близких людей, с удовольствием участвует в творческих самодеятельных представлениях. Это прирожденный актер. Нужно развивать театральные способности.

Обычно детей не оторвать от рисования. Но если ваш малыш проводит с карандашами или красками практически все свободное время, любит лепить, а на все праздники вы получаете подарок, созданный его руками, сфера его творческих способностей кроется в изобразительном искусстве.

С дошкольного возраста ребенок проявляет ловкость и сноровку, отлично бегает, легко переносит самые серьезные нагрузки, его нужно отнести к будущим блестящим спортсменам.

Если в вашем доме много конструкторов, а ребенок проявляется большой интерес к сложным механизмам, скорее всего, у него технические способности.

Много друзей, легкость в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми, умение налаживать контакт даже с незнакомыми людьми говорят о коммуникативных способностях. Если ваш ребенок чувствует себя как рыба в воде среди абсолютно посторонних детей и легко вовлекает их в игру, налицо социальные способности.

Дети могут проявлять склонность сразу к нескольким сферам деятельности. Или наклонности могут быть выражены не совсем ярко. Если вы достаточно долго наблюдали за ребенком, но не уверены до конца, какие способности нужно развивать, простой тест помогут определиться с верным ответом.

Внимательно прочитайте следующие утверждения, подтвердите или опровергните их:

  1. Отличная память на стихи и рассказы.
  2. Ребенок чувствует ваше настроение.
  3. Чадо задает познавательные вопросы, например, кто придумал время.
  4. Отличная ориентация на местности (даже в незнакомом районе).
  5. Походке малыша позавидовала бы балерина.
  6. Любимое дело – слушать музыку.
  7. Круг интересов – окружающий мир: гроза, молнии, дождь, снег и т.п.
  8. Идеальная слуховая память: если переставить местами слова в любимой книге, он обязательно поправит вас.
  9. Быстро освоил завязывание шнурков или езду на велосипеде.
  10. Вы регулярно становитесь зрителем домашнего театра с любимым чадом в главной роли или участником творческих вечеров.
  11. Во время путешествия внимание ребенка сосредоточено на особенностях местности.
  12. Отлично различает звук музыкальных инструментов.
  13. Схематически изобразить местность ребенку намного легче, чем объяснить словами.
  14. Сопровождает активной мимикой большую часть слов и движений.
  15. Все игрушки лежат на месте от самой маленькой до самой большой или разобраны по шкафам соответственно цвету или размеру.
  16. Объясняет свои поступки чувствами, которые испытывал в тот момент.
  17. Каждый день вы слушаете удивительные истории, которые «произошли» с вашим малышом.
  18. Каждый услышанный звук удостаивается комментария.
  19. Во всех незнакомых людях ищет сходство со знакомыми ему детьми или взрослыми.
  20. Удивляет вас четкой оценкой своих сил и возможностей (например, я не смогу нести эту сумку, она слишком тяжелая).

Ключ к пониманию

  • Если вы подтвердили высказывания 1, 8, 17, у ребенка проявляются лингвистические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 6, 12, 18, налицо музыкальные способности ребенка.
  • Если вы подтвердили высказывания 3, 7, 15, у вашего малыша математические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 5, 9, 14, у вашего малыша сенсорные способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 10, 16, 20, у вашего малыша склонность к самопознанию.
  • Если вы подтвердили высказывания 2, 10, 19, основа для развития – психологические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 4, 11, 13, ярко выражены топографические (пространственные) способности.

Теперь вы во всеоружии, так как точно знаете, какие именно способности ребенка нужно развивать, чтобы в будущем он достиг неимоверных высот. Успех чада в ваших руках. Главное – не поддаваться искушению и не прививать ребенку ненужных ему качеств. Развивая именно природные склонности, вы добьетесь максимального успеха в его развитии.