Роль и значение летнего отдыха в развитии и воспитании детей и подростков. Программа летнего отдыха и оздоровления детей Формы работы по организации отдыха детей

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов


г. Химки
Выступление по теме:
«Организация отдыха детей и подростков в условиях детского
оздоровительного лагеря»
Введение
Лето ­ это пора самых продолжительных каникул, это целая эпоха в жизни каждого
ребенка. Дети мечтают об интересном отдыхе, летних приключениях, встречах с новыми
друзьями и задолго до окончания учебного года задумываются о том, где и как отдохнуть.
Вариантов здесь много: дача, зарубежная поездка с родителями, отдых с родителями в
санатории или доме отдыха; можно просто поиграть с друзьями во дворе или посетить
лагерь при своей родной школе. Многие воспитанники отправляются отдыхать в летний
оздоровительный или профильный лагерь, но в последнее время данная тенденция идет на
спад и большинство детей и их родителей выбирают пришкольные формы отдыха.
В современном социуме большое значение имеет организация системы летнего
отдыха детей и подростков. Летние каникулы для школьников ­ это восстановление
здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных
возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в
систему новых социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение
индивидуальных интересов в личностно­значимых сферах деятельности.
Существуют различные формы детского отдыха: организованный и
неорганизованный, коллективный и индивидуальный, с родителями и родственниками, и
без них, оздоровительный, санаторный и профильный, отдых в условиях города и
загородный отдых, отдых за рубежом и внутри страны и т.п.
юношества являются оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны,
формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с
другой ­ пространством для оздоровления, развития художественного, технического,
социального творчества ребенка. К ним относятся загородные лагеря, лагеря с дневным
пребыванием, профильные и оборонно­спортивные лагеря, палаточные лагеря и др.
Инициаторами создания лагеря могут быть детские организации, муниципальные
органы управления образованием, органы культуры, местные органы государственной
власти, профсоюзы трудовых коллективов и организаций, общественные организации, а
также частные лица.
1

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
Лагерь размещается, как правило, за городом, организуется на стационарной базе, а
также в помещениях пансионатов, баз и домов отдыха, санаториев­профилакториев,
туристских учреждений, школ, других приспособленных помещений. Лагерь может быть
организован в палатках, на речных и морских судах.
Сроки оздоровления детей в лагере определяются учредителем с учетом типа и
профиля оздоровительного лагеря, конкретных природно­климатических условий,
возможностей оздоровительного лагеря и могут составлять в период каникул: летних ­ не
менее 18 дней, весеннее­осенне­зимних ­ не менее 6 дней. В палаточных передвижных
оздоровительных лагерях допускается продолжительность смены 9­12 дней, в профильных
оздоровительных лагерях ­ не менее 9. Органы здравоохранения рекомендуют открывать
загородные оздоровительные лагеря с продолжительностью смен в 21 день. Именно за этот
срок наступает максимальный оздоровительный эффект.
С учетом возраста и интересов детей в оздоровительном лагере создаются отряды,
группы и другие объединения. Численность детей в группах в возрасте 6­9 лет ­ 20­25
человек, 10­14 лет ­ 25­30 человек, 15­18 лет ­ 25 человек. В нашем случае комплектование
отрядов следующее: не более 25 человек для обучающихся 1­4 классов и не более 30
человек для остальных школьников.
В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления здоровья детей,
развития их способностей создаются следующие типы лагерей: сезонные ­ с
круглосуточным и дневным пребыванием; круглогодичные.
Значительную роль в структуре летнего оздоровления учащихся играют
оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, которые организуются, как
правило, на базе образовательных, профессионально технических и внешкольных
учреждений, в детско­юношеских спортивных школах. Учреждения образования
используют непосредственную близость досуговых центров, театров, концертных залов,
музеев и других социально­культурных учреждений, что позволяет разнообразить формы
воспитательной работы, расширить рамки досуга, познакомить детей с новыми видами
деятельности. В целях достижения положительного оздоровительного эффекта они
организуют работу оздоровительных лагерей дневного пребывания совместно с
учреждением здравоохранения, когда отдыхающим предоставляется возможность пройти
процедуры, способствующие укреплению здоровья.
Детский оздоровительный лагерь и его функции.
2

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
Одной из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и
юношества являются детские оздоровительные лагеря. Летний лагерь ­ это с одной
стороны, форма организации свободного времени детей, с другой ­ пространство для
оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные
преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они
заключаются в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки.
Это выражается, во­первых, в совместном проживании детей. «Познание способа
совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в
коллективе, которое редко где можно найти» (А.Б. Болл). Во­вторых, именно здесь ребята
более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее
возникает «зона доверия». В­третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу
жизни ­ в естественных условиях социальной и природной среды. В­четвертых, ребята
активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению
уровня экологической культуры. В­пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей
дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться
интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей
личности.
На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по
имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и
по содержанию деятельности, обеспечивающей каждому право выбора собственной
стратегии дополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видов
деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной
программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и
распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного
подхода в организации образовательно­воспитательного процесса.
Ориентация на интересы ребенка ­ это сегодня одна из важных черт детского
оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для
самосовершенствования и самореализации личности. Уважение к личности ребенка, к его
внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития
его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации ­
все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической направленности.
3

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и
путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.
Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны
следующие положения:



детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в
которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной,
физической и социальной компетентности;
в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы
массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития
творчества и самодеятельности, социально значимой деятельности; единства
оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и
социальной средой;
детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно­практическую
деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать
ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми.
При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь
располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что
обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие
виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная,
эстетическая, художественно­творческая, образовательная и т.п.). Взаимодействие детей в
лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или
иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной
активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и
участия каждого ребенка в его жизни.
Должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает
сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Развитие самоуправления
помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует
формированию социальной активности, развитию лидерства.
Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в
сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении
проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления
4

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности
зависит их позиция в решении управленческих проблем.


Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является
учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и
выполняет образовательную и воспитательную функцию.
Реализация воспитательной функции актуализации осуществляется в основном за
счет автономности временного коллектива. Ограничен контакт с окружающим миром, в
результате чего создается своеобразная педагогически управляемая микросреда,
позволяющая актуализировать положительный жизненный опыт и закреплять его в течение
определенного времени. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность
социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию
лидерства.
Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от
уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют
жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.
Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом
лагеря на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно­
исторических традиций, инициативы и самодеятельности с учетом интересов детей. В
лагере должны быть созданы благоприятные возможности для привлечения всех
школьников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной
работы, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих
способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей
и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также
разновозрастные отряды, группы, объединения.
Анализируя противоречивый опыт работы лагерей в последние годы, мы можем
сказать, что активно идет поиск новых форм отдыха, но потеряна основа всей
воспитательной деятельности в связи с отказом от приоритета пионерской организации,
которая несла организирующее начало воспитательной работы. В качестве такой основы
Шмаков С.А. предлагал сохранение структурных традиций пионерства (построение и
5

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
самоуправление коллективов), коллективную творческую и организаторскую деятельность,
вместе с тем наполнение новым содержанием жизнедеятельности детских коллективов.
Причем содержание процесса воспитания в период летнего отдыха должно носить,
по мнению Шереш Г.Л., веселый, легкий и насыщенный яркими переживаниями характер,
свободное общение должно становиться основным каналом трансляции духовной культуры
и ценностных отношений.
Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха
детей и подростков является его цикличность и периодизация. Исходя из этого и из работ
Шереш Г.Л., Рожкова М.И., Катовича Н.К., смену в лагере подразделяют на три периода:
1) организационно­диагностический период, в ходе которого происходит адаптация
к условиям лагеря, диагностика индивидуальных особенностей, интересов, социальных
условий детей, а также включение их в жизнедеятельность первичного детского
коллектива, знакомство с детьми, поиск друзей. Сложная работа в организационный период
оправдывает себя в течение смены и служит основанием для демонстрации
гуманистической позиции педагогов. Цель деятельности может быть сформулирована
педагогами, но она только тогда превращается в групповой мотив, когда дети видят, что
удовлетворение их потребностей напрямую зависит от достижения этой цели. На этом
этапе в соответствии с поставленными целями осуществляется поиск оптимальной
организационной структуры коллектива;
2) основной период, который является наиболее продолжительным и сложным.
Здесь в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности,
определенной самим детским коллективом, и отношением детей к ее содержанию. На
первый план выходит устранение противоречия между ожиданиями, запросами детей,
стремлением к самоопределению, самоутверждению, творчеству;
3) заключительный период ­ период продуктивной рефлексии, т. е. период
размышлений об итогах пребывания в лагере, оценки того, что происходило с каждым
ребенком, обозначения дальнейших ориентиров и перспектив. Также на данном этапе
проходит глубокий самоанализ самоуправленческой деятельности детей, позволяющий
определить степень достижения ими личных целей.
Важно учитывать, что эти периоды включены в ограниченные временные рамки
одной смены. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору форм и методов работы
на каждом этапе во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной,
6

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
творческой или трудовой направленности. Юзефавичус Т.А. писал: «Приоритетными
должны быть оздоровительная и образовательная деятельность, направленные на развитие
ребенка (полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе,
проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация
экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках,
секциях, клубах, творческих мастерских)».
Таким образом, можно сказать, что независимо от того, каким является лагерь по
направлению: круглосуточным, дневного пребывания, профильным или круглогодичным;
он выполняет одни и те же задачи:
­ оздоровление детей,
­ формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему
здоровью и окружающей среде;
­ формирование адаптационных навыков и подготовка жизни в обществе;
­ развитие интеллектуального, духовного потенциала, творческих способностей и
интересов детей,
­ активное приобщение к различным видам деятельности.
Реализация обозначенной цели предполагает решение целого комплекса психолого­
педагогических, методических и управленческих задач:

создание в детском оздоровительном лагере воспитательной среды,
благоприятной, прежде всего, для формирования нравственной культуры ребенка,
духовной основы его развития;

использование природных условий для восстановления, сохранения,
компенсации здоровья детей и подростков, привлечение максимального количества
школьников к осознанному выбору здорового образа жизни;

создание условий для формирования и развития социально­адаптированной
личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с
окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности,
в признании и уважении, в самоутверждении;

предоставление широкого спектра дополнительных образовательных услуг,
способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию
каждого участника смены, личностному и профессиональному самоопределению
подростков;
7

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки

разработка модели воспитательной системы детского оздоровительного
лагеря, предполагающей интеграцию педагогического коллектива и всех служб лагеря в
решении задач конкретной программы, с методическим описанием управленческой
структуры, механизмов и форм сотрудничества, педагогических технологий, системы
оценки эффективности и результативности.
Участники лагеря должны иметь возможность наиболее полно удовлетворить
интерес к определенной области знаний, творчества или искусства в сочетании с
оздоровительным отдыхом в кругу сверстников, продемонстрировать свои способности и
талант, приобрести новых друзей, новый социальный опыт.
Одной из центральных идей работы лагеря является постоянное развитие ребенка.
Реализация этой идеи возможна при осуществлении принципа свободы выбора, когда
разноплановая, творческая деятельность затрагивает сферу чувств ребенка и позволяет ему
осознать себя личностью.
Другая идея заложена в системном оздоровлении детей и подростков в условиях
лагеря, направленных на решение проблемы воспитания здорового человека.
Третья идея базируется на придании смене определенного культурологического
колорита.
Четвертая идея – идея самоорганизации, способности проектировать и
организовывать молодым человеком самовоспитание, самообразование, самоопределение.
Детский лагерь имеет достаточно возможностей для организации эффективного
оздоровления детей, организации воспитательного процесса.
Оздоровление включает в себя восстановление, сохранение, компенсацию здоровья,
расширение адаптационных возможностей организма, повышение устойчивости к
воздействию многообразных факторов. Наиболее эффективное оздоровление возможно
благодаря осуществлению комплекса мероприятий, составляющих единую систему,
которая включает в себя объединение усилий различных служб: медицинской,
образовательной, социальной, психологической и др.
Основная цель воспитания ­ это формирование у каждого ребенка мировоззрения,
целостного комплекса социально значимых качеств. Исходя из этого, обозначены
следующие задачи воспитательной работы:

формирование современного мировоззрения ­ гуманного, нравственного,
духовного отношения к окружающему миру;
8

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки

развитие положительной мотивации к знаниям и творческой деятельности,
добросовестности и активности в решении практических задач;


гармоничное, целостно­ориентированное развитие личности ребенка;
укрепление нравственно­психологического потенциала, высокой культуры
общения и взаимоотношений в коллективе, развитие стремления к общественно­значимой
деятельности.
Таким образом, на первый план выходит развитие основных базовых свойств
личности, способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к современным
условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное влияние на формирование
мировоззрения личности. К таким свойствам относятся: инициативность, ответственность,
любознательность, настойчивость, трудолюбие, общительность.
В условиях лагеря решаются задачи занятости детей, т.е. организация их
деятельности, связанная с удовлетворением индивидуальных интересов и потребностей в
личностно значимых сферах деятельности, направленная на развитие творческого
потенциала. Основными задачами занятости являются: включение детей и подростков в
различные виды деятельности; развитие личности и возможность непосредственного
приобретения дополнительных практических знаний в различных отраслях науки,
экономики, техники, искусства, спорта; проявление и реализация коллективного и
индивидуального творчества.
При реализации программ детского отдыха и оздоровления необходимо
выдерживать следующие принципы организации и содержания деятельности.
1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на
доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально­познавательные,
художественно­творческие, организаторско­лидерские). Выступления на концертных
площадках, разработка социально­значимых проектов – все это является одновременно и
привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект
новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует
самоутверждению личности.
2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора:

познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа
продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;
9

Действующее законодательство обязывает летнее оздоровительное учреждение соблюдать требования:

  1. Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ ,
  2. Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» ,
  3. ФЗ от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Деятельность детских лагерей должна осуществляться в соответствии с требованиями:

  1. ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ,
  2. Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления"

Основные санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к детским лагерям

  1. Прием детей в детский оздоровительный лагерь осуществляется при наличии заключения врача об отсутствии контактов с инфекционными больными, о состоянии здоровья детей и сведений об имеющихся прививках, об отсутствии медицинских противопоказаний к направлению таких детей в данную организацию, а также при наличии медицинской карты установленного образца и сведений об имеющихся прививках.
  2. Перед открытием детского оздоровительного лагеря необходимо организовать и провести противоклещевую (акарицидную) обработку его территории и мероприятия по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита, клещевого боррелиоза и геморрагической лихорадки с почечным синдромом и других инфекционных болезней.
  3. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений для размещения детей, проведения кружковой работы, размещения помещений медицинского назначения, спортивных, танцевальных и актовых залов для детей, за исключением оборудования тира для стрельбы.
  4. В период работы детского оздоровительного лагеря не допускается проведение текущего и капитального ремонта в местах пребывания детей.
  5. В здании столовой обеспечиваются условия для мытья рук детей около обеденного зала (или при входе в обеденный зал) и места для раздевания детей.
  6. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и столовые приборы из алюминия.
  7. В помещениях столовой ежедневно проводится уборка: мытье полов, удаление пыли, протирание радиаторов, подоконников.
  8. В помещениях столовой не должно быть насекомых и грызунов, при их обнаружении проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации.
  9. Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в детские оздоровительные лагеря осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  10. Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем детского оздоровительного лагеря, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возраст.
  11. Завтрак должен состоять из горячего блюда, бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (например, салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое горячее блюдо, второе горячее блюдо, напиток. Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, фрукты; допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. Второй ужин включает кисломолочный напиток (можно дополнить кондитерским изделием (печенье, вафли и другое).
  12. Для детей должен быть организован круглосуточно питьевой режим.
  13. Не рекомендуется проводить массовые физкультурные и спортивные мероприятия при температуре окружающего воздуха выше +28 °C.
  14. Купание детей в открытых водоемах рекомендуется проводить в солнечные и безветренные дни, при температуре воздуха не ниже +23 °C и температуре воды не ниже +20 °C. Рекомендуемая продолжительность непрерывного пребывания в воде в первые дни 2 - 5 минут с постепенным увеличением до 10 - 15 минут. Купание сразу после приема пищи (менее 30 минут) не рекомендуется. При организации купания детей присутствие медицинского работника обязательно.
  15. Купание детей осуществляется в специально отведенных и оборудованных местах. На берегу оборудуются навесы от солнца и устанавливаются кабины для переодевания, туалеты.
  16. Территория детского оздоровительного лагеря должна содержаться в чистоте. Уборка территории проводится не менее одного раза в сутки.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007

"Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления"

(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 565-ст)

4.6 Для обеспечения необходимого качества услуг, предоставляемых детям учреждением отдыха и оздоровления, должны соблюдать следующие основные условия :

  1. наличие и состояние документации, в соответствии с которой работает учреждение;
  2. условия размещения учреждения;
  3. укомплектованность учреждения необходимыми специалистами и уровень их квалификации;
  4. техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.);
  5. наличие системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг.

4.6.1 Наличие и состояние документации

В состав документации должны входить:

  1. устав учреждения и положение об учреждении, зарегистрированные в установленном порядке;
  2. штатное расписание (утверждает руководитель учреждения в пределах имеющегося фонда оплаты труда; оно должно подтверждать обеспеченность предоставляемых услуг специалистами необходимой квалификации);
  3. руководства, правила, инструкции, методики, планы и программы работы с детьми (утверждает руководитель учреждения);
  4. заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной инспекции (Заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора и пожарной инспекции о соответствии состояния учреждения и территории, на которой оно располагается, санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности.)
  5. документация на имеющиеся оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение;
  6. национальные стандарты Российской Федерации (нормативные документы, устанавливающие характеристики продукции (продовольственной продукции, технических средств оснащения и т.п.), правила предоставления и характеристики оказываемых услуг учреждениями отдыха и оздоровления детей и в смежных областях - туризм, экскурсионное обслуживание, общественное питание и т.п.);
  7. финансово-хозяйственная и медицинская документация;
  8. положение (приказ) о проведении внутреннего контроля.

Примерный перечень необходимых документов

  1. *Лицензию на медицинскую деятельность или договор с государственным (муниципальным) медицинским учреждением на обслуживание детей;
  2. **Лицензию на образовательную деятельность
  3. Акт приемки лагеря. Порядок приемки и функционирования организаций отдыха и оздоровления детей усаливается каждым субъектом РФ. Акт пописывается межведомственной комиссией.
  4. Санитарно-эпидемиологическое заключение. Выдает Роспотрбнадзор и СЭС
  5. Разрешение от Государственного пожарного надзора.
  6. Акты о проведенных дератизационных и дезинсекционных мероприятий + договоры на регулярное их проведение
  7. Документы на право оперативного управления зданиями и землей (договор с учредителем) либо договор арены
  8. Договор на поставку продуктов
  9. Договор на вывоз мусора
  10. Разрешение от Управления внутренних дел + Договор с отделом внешней охраны РОВД
  11. Управления внутренних дел, который проверяет персонал лагеря на предмет наличия у них справок об отсутствии судимости, и оценивает охрану лагеря и организацию безопасности отдыха детей на территории лагеря.
  12. Номенклатура дел учреждения
  13. Локальные акты
  14. Книга приказов по основной деятельности
  15. Книга приказов по движению детей
  16. Штатное расписание
  17. Должностные инструкции
  18. Правила внутреннего трудового распорядка в учреждении
  19. Документация столовой (примерное меню), утвержденное органом Роспотребнадзора, план производственного контроля, сертификаты продуктов, бракеражные журналы)
  20. Медицинские книжки сотрудников учреждения
  21. Финансово-бухгалтерские документы
  22. График проведения смен
  23. Графики работы и дежурства сотрудников
  24. Инструкции по технике безопасности и охране труда
  25. Журналы регистрации инструктажей, журнал регистрации несчастных случаев
  26. Медицинская документация (медицинские справки на каждого ребенка, журнал регистрации обратившихся за помощью, данные о работе медицинских кабинетов)
  27. Данные о педагогическом, медицинском, техническом персонале и работниках столовой, их квалификационные характеристики
  28. Путевки на оздоровительное учреждение (с приложением реестра; договора оздоровительного учреждения с родителями, либо заявлений; официальный документ для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с указанием категории (справка о получении пособия, либо акт обследования семьи органами социальной защиты населения муниципального района)
  29. Договор с родителями об оказании услуг

*** в России не предусмотрено лицензирование самих детских оздоровительных лагерей, в двух случаях он все же должен ее иметь: при оказании лечебно-оздоровительных (лицензия на медицинскую деятельность) или образовательных услуг (лицензия на образовательную деятельность). Кружки и секции являются не образовательными, а досуговыми услугам, поэтому в этом случае не требуется наличия лицензии у лагеря. Такую лицензию должны иметь, например, летние школы.

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ.

Каждый тип лагерей обязан соблюдать соответствующие Постановления Главного государственного санитарного врача РФ, утверждающие соответствующие СанПиН.

Этими Постановлениями устанавливаются требования к:

  1. требования к размещению
  2. устройству
  3. содержанию
  4. организации режима работы лагерей
  5. требования к возрасту детей.

Открытие лагерей осуществляется при наличии документа, подтверждающего его соответствие настоящим санитарным правилам , выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту размещения туристического лагеря .

При этом учредитель или собственнику некоторых типов лагерей (например, туристического лагеря, лагеря труда и отдыха) необходимо поставить в известность орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и органы местного самоуправления по месту его размещения о сроках его открытия не менее чем за 1 месяц и перед заездом детей - не менее чем за 2 недели.

К работе в лагерях допускаются лица, прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку, аттестацию и медицинское обследование в установленном порядке Работники должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.

Каждый работник лагеря должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, отметки о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

Перечень действующих Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ (периодически изменяются и дополняются)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. № 73

«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»

Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией детских оздоровительных лагерей, необходимо в срок не позднее, чем за 2 месяца до открытия оздоровительного сезона , поставить в известность органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о планируемых сроках открытия детских оздоровительных лагерей, режиме функционирования (датах начала и окончания каждой смены), планируемом количестве детей в каждой смене, сроках проведения дератизационных, дезинсекционных мероприятий и акарицидных (противоклещевых) обработок

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 № 22 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.2011 № 20277);*

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы лагерей труда и отдыха, которые формируются в период каникул для обучающихся образовательных учреждений, достигших возраста 14 лет (далее - подростков), с целью организации отдыха и выполнения труда.

На этот тип лагерей распространяется также Приказ Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» (ред. от 28.06.2002) ;

—Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10″ (вместе с «СанПиН 2.4.4.2599-10. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.2010 № 17378);*

устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, организуемых на базе функционирующих общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, спортивных сооружений, центров социальной реабилитации, и направлены на оздоровление детей и подростков в период каникул.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 № 29 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2605-10″ (вместе с «СанПиН 2.4.4.2605-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.05.2010 N 17400);*

Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей в период летних каникул с использованием палаток (далее - туристические лагеря), независимо от их подчиненности и форм собственности.

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 №58 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. СанПин 2.1.32630-10″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08.2010 № 18094);*

* Определены санитарно-эпидемиологические требования к предпринимателям и организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (СанПиН 2.1.3.2630-10). ** Для санаторно-оздоровительных лагерей.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2014 г. N 3 г. Москва"Об утверждении СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей""

Прочие акты

Приказ Росстата от 23.04.2010 N 171 (ред. от 16.05.2011) "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью детских оздоровительных учреждений (лагерей)"

Данным приказом утверждена форма для предоставления статистической отчетности в Росстат.

Ее предоставляют лагеря всех типов, кроме санаторно-оздоровительных лагерей.

О медицинских противопоказаниях при направлении несовершеннолетних в организации отдыха и оздоровления (Письмо Минздрава РФ от 15.05.2015)

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


Тема 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ. 4

2. Характеристика организации лагерной смены в детском оздоровительном лагере 17

Контрольные вопросы и задания. 29

Тема 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА.. 30

1. Сущностные характеристики клуба как организационной формы работы по месту жительства. 30

Контрольные вопросы и задания. 40

Тема 3. ДЕТИ В ЛАГЕРЕ: ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.. 42

2. Развитие детей младшего подросткового возраста (9-11 лет) 42

3. Развитие подростков (12-16 лет) 42

1. Развитие детей младшего возраста (5-8 лет) 42

2. Развитие детей среднего возраста. 46

(9-11 лет) 46

3. Развитие подростков (12-16 лет) 48

Тема 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ. 56

1. Организация планирования воспитательной работы.. 56

2. Виды планов в детском оздоровительном лагере. 57

Контрольные вопросы и задания. 65

Тема 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ. 66

1. Формирование и развитие временного детского коллектива в детском оздоровительном лагере. 66

Контрольные вопросы и задания. 77

Тема 6. МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.. 78

1. Основные методы и формы воспитательной работы.. 78

2. Методика подготовки и проведения массовых творческих мероприятий. 86

3. Методика коллективной творческой деятельности. 91

4. Организация вечернего (отрядного) огонька. 98

Контрольные вопросы и задания. 115

Тема 7. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 117

2. Диагностика в работе вожатого детского оздоровительного лагеря. 124

Контрольные вопросы и задания. 128

Тема 8. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ И ДЕЙСТВИЯ ВОЖАТОГО В НИХ 129

1. Понятие и виды экстремальных ситуаций. 129

2. Природные экстремальные ситуации и поведение в них. 130

3. Социальные экстремальные ситуации и действия в них. 136

4. Внутриличностные экстремальные ситуации. 140

Контрольные вопросы и задания. 145

Тема 9. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.. 146

1. Сущность и классификация программ организации летнего отдыха детей и подростков. 146

2. Этапы разработки программы воспитательной работы.. 148

3. Структура программы.. 151

Контрольные вопросы и задания. 153

Тема 10. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ, КОТОРУЮ ОБЯЗАН УМЕТЬ ОКАЗАТЬ ВОЖАТЫЙ 154

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 158


Тема 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

План:

2. Характеристика организации лагерной смены в детском оздоровительном лагере

Человечество постоянно заботится о своем будущем. Созданные международные организации, проявляющие заботу о детях, понимают, что будущее рождается сегодня. И, оно, будущее, определенно тем поколением, которое через 20 лет станет взрослым и от него зависит, как будет развиваться цивилизация. Международное сообщество пришло к выводу, что людей к этому нужно готовить. Один из вариантов, позволяющих эффективно решать эту проблему - детский лагерь.

Существуют ценности, которые отражают сущность жизнедеятельности лагеря.

Ценности лагерной жизни Обстановка лагеря, которая отличается от домашней - это ключевой фактор в определении программы и целей развития лагеря, одно из важнейших и редких свойств лагерной жизни, которое позволяет ребятам обрести опыт общения с природой. Именно это обуславливает некоторые ценности жизни в лагере.

1. Опыт самостоятельности. Обстановка совместного проживания детей дает им возможность познать способы жизни в группе сверстников вдали от дома, обучить детей поведению в коллективе.

2. Развлечение и отдых. Приобретение навыков проведения отдыха, которые впоследствии станут сопровождать ребят на протяжении всей жизни, это ценный и полезный опыт.

3. Опыт демократии. Детям разного воспитания в лагере предоставляется возможность пожить в реальном демократическом сообществе.

4. Детская самодеятельность. Участие в программах лагеря должно быть связано с интересами и потребностями ребенка. Только в таком случае дети будут принимать активное участие в планировании и реализации идей лагерной жизни.

5. Дружба с взрослыми. Взаимоотношения с вожатыми - это новый вид отношений с взрослыми для большинства детей. Хороший вожатый это взрослый друг, такой вожатый, который любит детей, понимает их индивидуальность, оказывает им помощь, высказывает предложения, слушает и направляет их поведение.

6. Индивидуальное взросление и развитие. Лагерь должен дать ребенку шанс раскрыть свои собственные потенциальные возможности, испытать личную инициативу и завоевать уважение за свое индивидуальное поведение 7. Опыт здоровьесбережения. Тренировка безопасного и здорового образа жизни, «...тренируя...привычки поддерживать здоровый образ жизни., (и) практическое воплощение навыков, а не просто разговоры о безопасном и здоровом образе жизни.»

8. Развитие новых навыков и интересов, усовершенствование прежних. Различные виды

деятельности в лагере высоко оцениваются впоследствии спустя годы.

9. Развитие духовной жизни и ценностей. Многие из этих понятий приходят к детям сами, а не только через учение.

10. Развитие навыков ответственности за свои собственные поступки;

самостоятельного принятия решений; уважения прав других; межличностных отношений и адаптации в коллективе; заботы об охране природы.

Каникулярный отдых - социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период. Самой привычной формой организации летнего отдыха детей на современном этапе являются детские оздоровительные лагеря загородного, санаторно-курортного типов, лагеря труда и отдыха.

Современные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых в летних оздоровительных лагерях не как особую педагогическую систему или методику, а как неотъемлемую составляющую всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала, это освоение жизни ребенком самым непосредственным, естественным образом. В лагере создаются благоприятные возможности для привлечения всех воспитанников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной работе, для расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также разновозрастные отряды, группы, объединения.

Под детским оздоровительным лагерем понимают:

- «внешкольное учреждение учащихся в возрасте от 6 до 14 лет» (из 1 Положение о детском оздоровительном лагере. Приложение к постановлению Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов № 7-21 от 11 мая 1990 г. // Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха. Книга современного руководителя. Ростов н/Д, 2006.)

Педагогическое учреждение дополнительного образования, включенное в общую систему образования с учетом специфических условий, в которых оно функционирует, - временный детский коллектив, природные условия, интенсивные формы проживания и т.д.;

Временное многопрофильное учреждение дополнительного образования для детей и подростков, создаваемое в целях обеспечения их сезонного отдыха.

Одним из самых «запутанных» является вопрос о типологии детских лагерей или, если говорить шире, о формах организации летнего отдыха детей. Так, М.Е.Сысоева выделяет санаторные лагеря, профильные лагеря, загородные центры (психолого-реабилитационные), лагеря с дневным пребыванием. Исследователи С.В.Барканов, В.А.Березин, А.К.Бруднов говорят о двух главных формах отдыха: летнем совместном семейном отдыхе (лагеря институированные, созданные организациями и учреждениями) и летнем детском коллективном отдыхе (государственно-общественные и неформальные летние центры). В свою очередь эти формы летнего отдыха могут реализовываться как стационарные и как палаточные лагеря. Ю.Н.Таран выделяет три направления смены в деятельности детских оздоровительных лагерей - комплексные, профильные и тематические смены. Общими признаками для различных подходов к описанию типов учреждений летнего оздоровительного отдыха являются время, место и направление деятельности лагеря.

В зависимости от времени пребывания ребенка в лагере различают детские оздоровительные лагеря:

дневного пребывания детей;

круглосуточного (стационарного) пребывания детей.

В зависимости от типа учреждения, на базе которого создается лагерь, принято различать детские оздоровительные лагеря (ДОЛ):

загородного типа (на базе загородных комплексов отдыха);

санаторно-курортного типа (на базе санатория-профилактория либо расположенного в курортной зоне);

лагеря при общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей.

Особой формой организации летнего отдыха и занятости детей и подростков являются подростковые (молодежные) клубы по месту жительства , расположенные в непосредственной близости от проживания (в микрорайонах города), а также лагеря труда и отдыха (в таких лагерях занятость подростков в посильной трудовой деятельности сочетается с организованной сферой отдыха и досуга).

По направлению деятельности смены детского оздоровительного лагеря различают:

комплексные - смены, сочетающие различные направления отдыха, оздоровления и воспитания;

профильные - смены в лагере с одним ведущим типом деятельности, в которой принимает участие определенная категория детей, участвующих в специально организованной деятельности, например, смена для детей-инвалидов, одаренных детей, туристов, экологическая, экономическая и т.п.;

тематические - смены, содержание которых построено на одной теме, сюжете, например, смены, основанные на литературных произведениях («Солнечный город», «Хоббитские игры», «В гостях у дедушки Корнея» и т.д.), на изучении проблем личности («Талант - восьмое чудо света», «Звезда по имени “Я”» и др.), современных проблем человечества («Остров мечты», «Праздники Земли» и т.д.), знаменательных датах в истории страны (300-летие флота, 850-летие Москвы, 200-летие со дня рождения А.С.Пушкина и т.д.).

Возраст воспитанников, посещающих детские оздоровительные, определен Положением о детском оздоровительном лагере1 - от 6 до 14 лет. Современные формы отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи расширяют возрастной ценз до 16-18 лет и более.

Сроки оздоровления детей определяются с учетом медицинских рекомендаций, природно-климатических условий и составляют:

В период летних каникул - 21 день (14, 18 дней); всего за летние каникулы проходит 4 смены;

В период осенних каникул - 7-8 дней;

В период зимних каникул - 8-10 дней;

В период весенних каникул - 10-12 дней.

К ценностям жизни детского лагеря относят:

1. Опыт самостоятельности. Обстановка совместного проживания детей дает им возможность познать опыт жизнедеятельности в группе сверстников вдали от дома, выработать навыки поведения в коллективе.

2. Развлечение и отдых. Дети приобретают ценный и полезный опыт проведения досуга, который запоминается на всю жизнь.

3. Опыт демократии. Детям, имеющим разное воспитание, в лагере предоставляется возможность пожить в реальном демократическом сообществе.

4. Детская самодеятельность. Участие в программах лагеря должно быть связано с интересами и потребностями ребенка. Только в таком случае дети будут принимать активное участие в планировании и реализации идей лагерной жизни.

5. Дружба со взрослыми. Взаимоотношения с вожатыми - для большинства детей это новый вид отношений со взрослыми. Хороший вожатый - это взрослый друг, который любит детей, понимает их индивидуальность, оказывает им помощь, высказывает предложения, слушает и направляет.

6. Индивидуальное взросление и развитие. Лагерь должен дать ребенку шанс раскрыть свои потенциальные возможности, испытать личную инициативу и завоевать уважение за свое поведение.

7. Опыт здоровьесбережения. В лагере дети вырабатывают привычки безопасного и здорового образа жизни, воплощают их в жизни, причем происходит это не на уровне бесед, а выражается в конкретных действиях.

8. Развитие новых навыков и интересов, усовершенствование прежних. Различные виды деятельности в лагере высоко оцениваются детьми впоследствии.

9. Развитие духовной жизни и ценностей. В лагере происходит осознание детьми многих нравственных понятий не столько через обучение, сколько в реальных жизненных ситуациях.

10. Развитие чувства ответственности за свои поступки; опыт самостоятельного принятия решений; опыт уважения прав других; опыт межличностных отношений и адаптации в коллективе; навыки заботы об охране природы.

Под организацией воспитательной работы в детском оздоровительном лагере понимается обоснованная система действий педагогов, направленная на упорядочение ценностных выборов совместной деятельности его субъектов.

На специфику формирования воспитательной системы лагеря влияют такие факторы, как время (каникулы) и место (месторасположение лагеря - загородный, выездной). Выделяются следующие сущностные характеристики воспитательного процесса, наиболее значимые при его организации в детском оздоровитель ном лагере.

Во-первых, воспитательный процесс в детском оздоровительном лагере представляет собой не прямое воздействие на ребенка, а отражает уровни социального взаимодействия различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и микроколлективов) и социальных институтов воспитания (школа, семья, друзья и т.д.). Одни связи существуют и поддерживаются непосредственно, другие - опосредованно.

Во-вторых, содержание и характер взаимодействия групп и личностей в воспитательном процессе обусловлены социальными ценностями, представлениями о нормах совместной жизнедеятельности. Идеи, заложенные в содержание воспитательного процесса в детском лагере, определяют также отношение детей и взрослых к окружающему миру, а в конечном счете, к самим себе.

В-третьих, при организации воспитательного процесса учитываются особенности временного детского объединения (кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономность существования, коллективный характер жизнедеятельности, завершенный цикл развития).

1. Оздоровительный - это оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный распорядок дня, соответствие окружающей среды гигиеническим требованиям, гигиенические навыки, здоровый образ жизни.

2. Компенсаторный. В системе летнего организованного отдыха детей и подростков действует принцип преемственности и непрерывности общения, воспитания, способствующий всестороннему развитию личности детей и подростков, выполняющий компенсаторную функцию по отношению к школе и позволяющий детям отдохнуть, снять физическую и психическую перегрузки, создающий новые условия для обогащения опытом, применения новых знаний и умений, развивающий детскую самореализацию, инициативу и самодеятельность.

Например, для сравнения, за учебный год ребенок тратит 936 часов на любимые игры, спорт и отдых, а за время летних каникул ребенок потратит на отдых и досуг 975 часов.

3. Взаимодействие педагогических, медицинских, социальных, индивидуальных связей.

Направления воспитательной работы с детьми и подростками в детском оздоровительном лагере:

Умственное воспитание как овладение знаниями основ наук, формирование основ научного мировоззрения, опыта рациональной познавательной деятельности, развитие интеллектуальной культуры детей и их творческого потенциала.

Нравственное воспитание как формирование нравственного сознания, чувств, оценок и правильного поведения, любви к родному краю, к стране, бережного отношения к природе, гуманного отношения к окружающим, культуры общения; проведение работы по воспитанию сознательной дисциплины, привитию стремления к личному самоусовершенствованию.

Развитие политической культуры предполагает формирование у детей умения разбираться в политических событиях, давать им правильную оценку, иметь и отстаивать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам, интересоваться событиям в стране и за рубежом, пробуждать интерес к детской и другим видам педагогической печати, радиопередачам и телепередачам.

Эстетическое воспитание предполагает развитие эстетического кругозора, формирование эстетической культуры личности, эстетических вкусов, чувств, потребностей, идеалов и т.д., пробуждение у детей интереса к занятиям творческого характера, различным видам искусства.

Трудовое воспитание предполагает формирование знаний о производственных, технических, экономико-социальных различных проблемах; выработку трудовых умений и навыков, развитие добросовестного отношения к труду и потребности в нем; формирование нравственных качеств личности; подготовку к сознательному выбору профессии.

Экономическое воспитание предполагает формирование специальных знаний в условиях рыночной экономики.

Правовое воспитание как воспитание правосознания и поведения, соответствующего нормам гражданского права.

Экологическое воспитание предполагает формирование у каждого ребенка экологического сознания и мироощущения: глубокое понимание значения природы для собственной жизни, здоровья,

физического и духовного самоусовершенствования; развитие экологической культуры, духовно-эстетического и гуманно-нравственного отношения к природе, воспитание любви к ней; формирование умений видеть, понимать и сохранять красоту окружающей среды.

Физическое воспитание как многогранный процесс организации активной познавательной и физкультурно-оздоровительной деятельности детей, направленной на укрепление потребностей в занятиях физкультурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, выработку санитарногигиенических навыков и привычек, здорового образа жизни, необходимости соблюдения режима умственной и физической работы.

В качестве форм воспитательной работы с детьми и подростками в детском оздоровительном лагере выступают:

 Вечера: музыкальные, легенд и тайн, сказочные, встреч, отдыха, сюрпризов и др.;

 Десанты: трудовой, агитационный, тимуровский и др.;

 Игры: на знакомство, на сплочение коллектива, сюжетные, ролевые, подвижные, спортивные, интеллектуальные и др.;

 Календарные и тематические праздники: день культуры, день рождения лагеря, отряда, ярмарка, день Ивана Купалы, День независимости России т.д.;

 Коллективно-творческие дела (КТД): художественные, досуговые, интеллектуальные, трудовые, спортивные, КТД с целенаправленным нравственным содержанием, КТД по работе с активом;

 Костры: дружбы, прощальный, откровения;

 Конкурсы: творческие, песенные, танцевальные и др.;

 Турниры: знатоков, рыцарей, смекалистых и т.п.;

 Операции: тимуровские, «Чистый лагерь», «Зеленая аптека» и др.;

 Спортивные соревнования и эстафеты;

 Походы;

 Творческая пресса: «Молния», стенгазета, «живая» газета, радиогазета, агитлистовки и т.п.;

 Экскурсии: по памятным, историческим местам, на предприятия, в соседний лагерь.

Участниками воспитательного процесса в лагере являются:

- Детский коллектив . В лагере создаются отряды детей (группы, экипажи): в возрасте от 6 до 9 лет - 25 человек, в возрасте от 10 до 14 лет - не более 30 человек в отряде1. За каждым отрядом закреплены 2 педагога - 1 воспитатель и 1 вожатый (или 2 вожатых).

- Педагогический коллектив , который представляют начальник лагеря, старший педагог (заместитель по воспитательной работе, педагог-организатор, старший воспитатель), инструкторы по спорту и плаванию, воспитатели, вожатые, а также руководители кружков, психолог (при условии наличия штатных единиц).

Воспитательный процесс в детском лагере обеспечивает административный персонал детского лагеря: директор учреждения (базы отдыха, школы), медицинский работник, музыкальный работник, обслуживающий персонал, спасатели, служба охраны и другие.

Рассматривая вопрос о содержании воспитательной работы с детьми и подростками в детском оздоровительном лагере необходимо затронуть и вопрос о нормативных документах, регламентирующие деятельность лагеря .

Существующая нормативная база не дает ответов на все вопросы, касающиеся жизнедеятельности детского лагеря. Вожатому нужно понять, что реальные условия конкретного лагеря могут не соответствовать идеальным представлениям и нормам.

Важно обратить внимание на следующие нормативные документы, регламентирующие жизнедеятельность лагеря в России.

‑ Конвенция о правах ребенка;

‑ Трудовой кодекс Российской Федерации (Статья 20. Стороны трудовых отношений; Статья 21. Основные права и обязанности работника; Статья 22. Основные права и обязанности работодателя; Статья 59. Срочный трудовой договор; Статья 61. Вступление трудового договора в силу; Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора; Статья 68. Оформление приема на работу; Статья 76. Отстранение от работы; Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора; Статья 79. Расторжение срочного трудового договора; Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя и др.);

‑ Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей труда и отдыха Приказ № 2688 от 13.07.2001 Министерство образования РФ (затрагивающий: условия проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха обучающихся и воспитанников в период каникул; организацию и основы деятельности смены лагеря; кадры, условия труда работников и др.);

‑ Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей Санитарно гигиенические правила и нормы № 42 от 13 06 84 г. (затрагивающий: Организацию питания; Режим дня в детском оздоровительном лагере; Проведение туристских походов и экскурсий; Проведение спортивных мероприятий, игр; Пребывание детей в технических мастерских и на занятиях в кружках и др.);

‑ Рекомендации по профилактике детского травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми в пионерских, спортивно-оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха Утверждены ВЦСПС 4 июня 1982 г. № 332 (затрагивающие: Организационный период; Проведение купания; Пользование плавсредствами; Проведение туристских походов и экскурсий; Проведение спортивных мероприятий, игр; Пребывание детей в технических мастерских и на занятиях в кружках; Период разъезда и др.)

Дополнительные документы

1. Часто в период подготовки к работе студенты, будущие вожатые, задают такой вопрос: «А какая ответственность может наступить в случае неисполнения своих обязанностей, которые повлекли за собой несчастным случай?» Ответ на него можно найти в ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (от 24.05.1996 г.) «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» . Приводим ее полностью: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы п. 1 (срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

2. Инструкция по общим мерам безопасности (разрабатывается в каждом лагере) Каждый работник оздоровительного лагеря обязан:

В случае возникновения опасности состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения этой опасности;

Ликвидировать источники травматизма, устранять нарушения санитарного состояния, пожарной безопасности;

Не допускать нарушений правил техники безопасности;

Требовать от детей выполнения правил техники безопасности;

Контролировать правильность пользования утюгами и другими электронагревательными приборами;

Не допускать ремонтировать и разбирать электронагревательные приборы, выключатели, электрические щитки, телерадиоаппаратуру;

Не разрешать детям трогать какие-либо электрические провода, кабели, набрасывать на провода различные предметы;

Не разрешать детям стоять и сидеть на перилах и ограждениях;

Не допускать, чтобы дети заходили в подвалы корпусов, зданий, технических служб;

Следить за тем, чтобы дети не заходили в места, где стоят указатели «кабель 10 кВ» (или другой указатель, в зависимости от особенностей данного лагеря) «посторонним вход запрещен», «опасно» и т. д.;

Не допускать контакта здоровых детей с больными.

Хождение посторонних лиц по территории детского учреждения ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

3. Выход вожатых за территорию лагеря допустим только с разрешения

директора оздоровительного лагеря (в отсутствие его - с разрешения старшего воспитателя или старшего вожатого). После прибытия на территорию оздоровительного лагеря вожатый информирует директора оздоровительного лагеря о возвращении.

Таблица 3

Восприимчивость.

Маленькие дети очень восприимчивы и им трудно, в отличие, скажем, от подростков противостоять мнению взрослого. Именно поэтому, худший вариант – это заставлять ребенка делать что-либо (а вам нравиться, когда вас заставляют?.. то-то!). Приемлем другой метод , который называют недирективный . Его можно представить в три этапа:

I этап – Принятие. Не нужно пугаться терминов, потому что на самом деле все просто. Принятие означает то, что для вожатого важно понять внутреннее состояние ребенка. Узнать: как он себя чувствует? какое у него настроение? хочет ли он играть, и если да, то во что? и т.д.

II этап - Подстройка значит лишь то, что мероприятие должно проводится, учитывая потребности ребенка в настоящий момент.

III этап – Введение. А термин введение поясню на примере. Предположим, вам «кровь из носу» нужно подготовить отрядный вечер, а из детей фонтаном бьет энергия. В таком случае разумно для начала провести какую-нибудь игру, дающую возможность излишек этой энергии сбросить, например, «Ипподром». А затем плавно перейти к основному мероприятию, то есть пытаюсь проводить что-то не НАД детьми, а ВМЕСТЕ с ними.

Тайность

Дети обожают всевозможные тайны, и один из способов привлечь их внимание, это сказать что-то вроде: "Ребята, я вам открою одну тайну, но никто кроме нас ее знать не должен".

Удовольствие игры

Детям доставляют удовольствие игры, где чередуются тишина и шум. Игры, где можно кричать и визжать, обычно проходят на «ура».

Похрустим»

Из всего набора игр, который может знать вожатый, особую ценность представляют развивающие игры. Для маленьких детей это различные игры и конкурсы, где они могут задействовать все органы чувств, например, игра "Похрустим", когда ребенку завязывают глаза и дают по звуку угадать, что именно сейчас едят другие участники: яблоко, чипсы или капусту.

6. Мелодия и повторяющийся текст .

Игра пройдет веселее, если она связана с мелодией и повторяющимся текстом. Вообще почаще проводите любые игры, в которых сочетается движение, мелодия и ритм.

Талисман

Очень хорошо, если в отряде есть некий талисман, им может быть любое выдуманное существо, или какая-нибудь игрушка, лучше мягкая. С ее помощью вожатый может решить множество проблем: начиная от того, как уложить ребенка спать, и кончая тем, как отвлечь его от тоски по родителям.

Игр, в которые можно играть с маленькими детьми, очень много. Приведено лишь несколько самых характерных. Эти игры хороши тем, что в них можно играть с участниками разного возраста. Вообще почти любую игру можно приспособить для проведения с детьми любого возраста, нужно лишь иметь немного желания и каплю воображения. В некоторых играх необходимым фактором являются материалы, а бывает и наоборот, имея под рукой какой-нибудь предмет, можно придумать много новых игр. Если у меня под рукой будут, например, воздушные шарики, то чем занять маленьких детей, я найду всегда.

Проблемы детей младшего возраста

Прогнозируемые ситуации Варианты решения
Болезненно переживают разлуку с семьей Отвлечь интересными делами, переключить внимание
Раздражительны, тоскуют по дому Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе
Задают множество вопросов Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания
Быстро утомляются Быстрее «бежать» к финишу, к результатам ‑ в игре, труде...
Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи Терпеливо приучать к порядку. Проявлять особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть
Неуверенны в себе Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания
Привыкли есть медленно, всухомятку Увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций. Посадить детей за отдельный стол. Следить за тем, чтобы съедали первое.
Готовы пробовать все на вкус Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях...
Потеряли интерес к занятиям, внимание рассеянное Рекомендуется частая смена видов деятельности, которые не должны быть продолжительными по времени
Слезы и страхи в темноте Не оставлять одного ребенка в темноте
Проявляют желание играть с младшими детьми Поддерживать, поощрять и направлять действия детей по опеке малышей
Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых Стремиться не подавать дурного примера ни в чем
Постоянно опаздывают Не давать поручений, связанных с учетом времени
Впечатлительны Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом»
Постоянно рискуют, склоннык травматизму Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности

Проблемы детей-подростков

Прогнозируемые ситуации Варианты решения
Замкнутость, агрессивность, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя» Поведение такого ребенка полностью зависит от того, как Вы себя с ним будете вести
Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Стремление к независимости, вызывающее поведение. Действия опережают мысли Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло, стать приятным собеседником.
Прыщики, разочарование от собственного отражения в зеркале В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше.
Интерес к себе В коллективной беседе ‑ находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.
Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей любви. На вопросы отвечать тактично и серьезно
Проявление чрезмерной самостоятельности Стремление освободиться от родительской опеки Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности
Не сбывающиеся мечты подростков Поразмышлять вместе с подростками о будущем

Приведенные выше данные о проблемах представляют общую картину тех проблем, с которыми встретится вожатый в детском оздоровительном лагере. Дополним эту информацию, а также рассмотрим некоторые из проблем подробнее.

Дети приезжают в летний лагерь, может быть, впервые в жизни оказываются длительное время в обстановке вне дома, длительное время без родителей. Эта новая обстановка может влиять на детей по-разному. Если ребенок активный, самостоятельный, ищущий «приключений», он будет в лагере стремиться делать то, что дома не мог себе позволить - у воспитателя одни заботы. Если ребенок неуверенный в себе, тоскует по дому, по родителям, общении - у воспитателя другие заботы.

Дети в оздоровительном лагере оказываются в новом сборном коллективе.

Произошел разрыв старых дружеских связей, дети не знают друг друга, у них нет общих воспоминаний, и нет еще общих интересов. И вот образуются группировки, происходит формирование симпатий и антипатий. На этом фоне у детей могут возникнуть проблемы в общении. Некоторые дети замыкаются в себе , испытывают чувство одиночества.

Это чувство может проявляться, когда ребенок впервые оказывается в непривычной обстановке летнего лагеря. Нередко лагерь, обстановка вне дома, дает возможность ребенку проявить себя в новом окружении, выйти из изоляции, так как на нем нет ярлыка изгоя. Получив положительный импульс к общению в лагере, он, может быть, попытается построить свои отношения с коллективом и вне лагеря. Оздоровительный лагерь даст такому ребенку возможность «найти себя», раскрыть свои способности в какой-либо области.

Возникают проблемы с детьми, которые часто в обычной жизни обделены вниманием. Медики выделяют следующие симптомы проявления дефицита внимания:

беспокойные движения в кистях и стопах;

‑ нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе;

‑ частые необоснованные переходы от одного незавершенного действия к другому;

Эффективность организации отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи в Ленинском муниципальном районе.

Впереди школьные каникулы, которые с одной стороны позволят детям отдохнуть, набраться сил к новому учебному году. С другой, в течение трех месяцев дети могут быть предоставлены сами себе, что может привести к негативным последствиям. Так, проведенный анализ дорожно - транспортных происшествий свидетельствует, что большая их часть произошла именно в летний период. Недаром поется в песне, что «лето - это маленькая жизнь». Ребята будто забывают, чему их учили в течение года и, вырвавшись на каникулы, живут в своем только им понятном мире. В этой связи организация досуга школьников в каникулярный период- первостепенная задача всех взрослых, в первую очередь педагогов.

В целях повышения эффективности оздоровительной кампании в течение года работает Межведомственная лагерная комиссия, на заседаниях которой рассматриваются основные направления деятельности, определяются приоритеты и задачи детского оздоровления, решаются вопросы финансирования, в том числе связанные с частичной оплатой и компенсацией за самостоятельно приобретенные путевки. Организована работа телефона «горячей линии», проводятся консультации по вопросам организации летнего отдыха, вопросы оздоровительной кампании освещаются в средствах массовой информации.

Наша обязанность сделать отдых:

Безопасным;

Доступным;

Полезным.

Все понятно по первым двум пунктам. Лагеря комиссионно проверяются, причем по решению Межведомственной лагерной комиссии мы проверяем не только лагеря дневного пребывания, но и все лагеря, куда организованно выезжают дети. Четыре года назад аукцион по закупке путевок для детей в трудной жизненной ситуации выиграла фирма, у которой в итоге и лагеря не оказалось, детям предложили провести каникулы в санатории, где проходили курс лечения беременные женщины Конечно, в итоге, от такого безрассудного предложения мы отказались, но нервы себе помотали еще и тем, что лихие ребята сбавили сумму за путевку с 23 до 16 тысяч. Теперь в техническом задании мы прописываем обязательное требование, что после проведения открытого аукциона до подписания контракта в трехдневный срок можем посетить организацию отдыха с целью ознакомления на соответствие требованиям, предъявляемым заказчиком. Вот уже четыре года бог милует нас от недобросовестных поставщиков.

Мы стараемся обеспечить доступный отдых. Родители оплачивают 25% от общей стоимости путевки в лагеря дневного пребывания (стоимость путевки - 6000 руб.); детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, путевка предоставляется бесплатно. Бесплатно предоставляются путевки в выездные лагеря одаренным детям и опять же детям в трудной жизненной ситуации. Родители, которые приобрели путевки самостоятельно, получают частичную компенсацию.

Здесь важно отметить, что безопасный и доступный отдых можно обеспечить в каждом лагере, на это существуют постановления, распоряжения, приказы, комиссионные проверки.

А будет ли отдых полезным, зависит от Программы лагеря и, конечно, человеческого фактора, заинтересованности и неравнодушия взрослых, обеспечивающих отдых детям.

Основными формами отдыха являются:

Лагеря дневного пребывания;

Досуговые площадки;

Профильные палаточные лагеря;

Профильные выездные лагеря.

Самым массовым и доступным видом отдыха остаются лагеря с дневным пребыванием, которые в нашем районе действуют на базе всех общеобразовательных организаций.

Кажется, чего проще провести пришкольный лагерь. А ведь данный вид отдыха требует особых усилий. С одной стороны, лагерь должен стать продолжением воспитательной работы, которую мы проводили в школе в течение года. С другой, это уже не школа, а лагерь со своими законами и традициями. А главное, не должен стать местом для бесполезного времяпровождения.

На время организационного периода и проведения лагерной смены за всеми лагерями дневного пребывания закрепляются сотрудники Управления образования. Лагеря комплектуются педагогами - предметниками, педагогами - психологами, воспитателями из числа педагогических работников и педагогами дополнительного образования детей.

Лагеря дневного пребывания работают в течение лета по программам, которые позволяют создать оптимальные условия не только для оздоровления, но и развития художественного, технического, социального творчества ребенка. Так, в 2018 году действовали лагеря дневного пребывания с профильными отрядами декоративно - прикладного творчества, информационно - математического направления, юных краеведов, юных экологов, юных лингвистов, юных спортсменов и т.д. Программа профильного отряда позволила каждому ребенку найти свое любимое дело, проявить свои таланты, овладеть новыми умениями и навыками; самое важное - охватить детей подросткового возраста от 12 до 15 лет.

К проведению массовых и досуговых мероприятий, организации экскурсий, походов и спортивных соревнований активно привлекались учреждения культуры и спорта, военно - патриотические клубы.

Проведены межлагерные мероприятия:

Открытие лагерной смены;

День России;

День памяти и скорби;

Закрытие первой лагерной смены.

Совместные мероприятия позволяют не только сделать их более качественными, но и, в итоге, сэкономить денежные средства.

В этом году педагоги дополнительного образования будут работать в пришкольных лагерях. Это будут и теоретические занятия, и практические, и мастер - классы.

Помимо лагерей дневного пребывания на базе всех школ, учреждений культуры и спорта действуют досуговые площадки. С детьми проводятся спортивные соревнования, игры, викторины, занятия по интересам, беседы, экологические и патриотические акции и т.д

Досуговые площадки - малозатратная и перспективная форма организованного отдыха. Главное, их посещают подростки 13-14 лет. В летний период 2018 года данной формой отдыха было охвачено более 5000 ребят.

Для подростков 12-18 лет в каникулярный период организуются профильные палаточные лагеря: оборонно - спортивные, православные, эколого - трудовые. Палаточный лагерь - особая социально - педагогическая среда, которая позволяет приобрести чувство уверенности, успешности, внутренней социальной защищенности. Это очень важно, ведь в данных лагерях более 40% детей из неполных и малоимущих семей. А в военно - спортивные лагеря, которые ведут поисковую работу, обязательно выезжают подростки, состоящие на учете в КДН. Важен и тот факт, что палаточные лагеря малозатратны и мобильны. Вашему вниманию представлен военно - патриотический лагерь «Застава».

Особое внимание уделяется выездным оздоровительным лагерям для талантливых детей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Лагеря работают по профильным программам: для талантливых детей - по программе «Лидер», детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - программе «Спасибо, нет!». Кто проводит программы? Это заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги и психологи школ, Учебно - методического центра которые работают в данных направлениях в течение учебного года.

Практика направления детей вышеуказанных категорий в выездные лагеря существует около 10 лет. Положительный опыт проведения лагерей:

Программа «Лидер» позволяет выявить ребят, которые в дальнейшем активно работают в школьных детско - юношеских организациях, Совете районной детско - юношеской организации «Юные патриоты Ленинского района»; две участницы программы сегодня являются педагогами - организаторами; курируют деятельность районной детско - юношеской организации. Кстати, вот уже три года талантливые дети отдыхают в Болгарии;

Программа «Спасибо, нет!» способствует снижению противоправных действий среди несовершеннолетних.

Вообще стоит отметить, что не так - то просто отправить детей данной категории в выездные лагеря, т.к. сегодня дети едут, завтра родители отказываются, послезавтра снова соглашаются, а в итоге - в лагерь так и не едут, и приходится в срочном порядке находить замену.

Кроме того, опыт работы показал, что дети вышеуказанной категории по физиологическим и психологическим особенностям не могут находиться в лагере более 14 дней.

Поэтому при составлении технического задания на приобретение путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы учитываем все спорные моменты.

Необходимо отметить, что в Ленинском районе осуществляется единый межведомственный подход к решению вопросов по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, что позволило не только сохранить охват детей всеми формами отдыха и занятости на уровне прошлых лет, но и увеличить.

Успехи достигнуты благодаря тому, что в нашем районе проводится умная оздоровительная кампания!