Дружба и вражда литературные аргументы. В каких произведениях русской литературы ге­рои спорят друг с другом

Как трудно дать определение такому простому понятию как дружба. Ещё в раннем детстве мы обретаем друзей, они как-то сами собой появляются в школе. Но иногда бывает всё наоборот: бывшие друзья вдруг становятся врагами, и весь мир источает враждебность. В словаре дружбой называются личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. А вражда, по мнению лингвистов, - отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью. Как происходит сложный процесс перехода от любви и искренности к неприязни, ненависти и вражде? И к кому бывает любовь в дружбе? К другу? Или к себе самому?

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, размышляя о дружбе, утверждает, что один человек всегда является рабом другого, хотя никто себе в этом не признается. Герой романа считает, что он на дружбу не способен. А ведь Вернер проявляет самые искренние чувства по отношению к Печорину. Да и Печорин даёт Вернеру самую позитивную оценку. Кажется, что ещё нужно для дружбы? Они так хорошо понимают друг друга. Затевая интригу с Грушницким и Мери, Печорин получает самого надёжного союзника в лице доктора Вернера. Но вот в самый ответственный момент Вернер отказывается понимать Печорина. Ему кажется естественным предупредить трагедию (накануне он предсказал, что Грушницкий станет новой жертвой Печорина), но не останавливает дуэль и допускает гибель одного из дуэлянтов. Действительно, он подчиняется Печорину, попадая под влияние его сильной натуры. Но потом он пишет записку:

Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете… Прощайте.

В этом «если сможете» слышится отказ от ответственности, он считает себя вправе упрекать «приятеля» за такой проступок. Но больше не хочет его знать: «Прощайте», - звучит бесповоротно. Да, не так поступил бы настоящий друг, он разделил бы ответственность и не допустил трагедию не только в мыслях, но на деле. Так дружба (хотя Печорин так не считает) переходит в неприязнь.

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров приезжают в родовое поместье Кирсановых на отдых. Так начинается история романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Что сделало их приятелями? Общие интересы? Общее дело? Взаимная любовь и уважение? Но оба они нигилисты и не принимают чувства за истину. Может, Базаров едет к Кирсанову только по тому, что ему по дороге домой удобно проехать половину пути за счёт друга?.. Во взаимоотношениях с Базаровым Аркадий каждый день открывает в друге какие-то новые черты характера. Его незнание поэзии, непонимание музыки, самоуверенность беспредельное самолюбие, особенно когда он утверждает, «что ни боги горшки обжигают», отзываясь о Кукшиной и Ситникове. Затем любовь к Анне Сергеевне, с которой никак не желает примириться его «друг-бог». Самолюбие не позволяет Базарову признать своё чувство. Он лучше откажется от друзей, от любви, чем признает себя поверженным. Прощаясь с Аркадием, он бросает:

Ты славный малый; но всё-таки мякенький либеральный барич…

И хотя в словах этих нет ненависти, но неприязнь чувствуется.

Дружба, истинная, настоящая, явление редкое. Желание дружить, взаимная симпатия, общие интересы – это лишь предпосылки для дружбы. А будет ли она развиваться, чтобы стать проверенной временем, зависит лишь от терпения и умения отказаться от себя, от любви к самому себе, в первую очередь. Любить друга – это думать о его интересах, а не о том, как ты будешь выглядеть в глазах окружающих, оскорбит ли это твоё самолюбие. И умение выйти из конфликта достойно, уважая мнение друга, но, не поступаясь собственными принципами, чтобы дружба не переросла в неприязнь.

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Дружба и вражда»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Дружба и вражда».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Дружба и вражда».

  • Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Роман М.Шолохова «Тихий Дон»
  • Повесть В.Л.Кондратьева «Сашка»
  • Повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Аргументы к этой теме

Аргументы для итогового сочинения на тему дружбы 2016:

  1. «Война и мир» Л.Н.Толстого

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова - пример настоящей, искренней и прекрасной дружбы, которая основывалась не на выгоде, а на схожести духовных идеалов героев. И Андрей, и Пьер - чужды обществу, так как имеют более возвышенные мысли и нравственные ценности, чем их окружение. Болконский изначально уверен в своем собственном предназначении и особом месте в мире. Пьеру же понадобилось убедиться в этом на собственном опыте, во многом благодаря Андрею, поддерживающему его.

  1. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Может ли враг стать другом?

История взаимоотношений главного героя - молодого офицера Петра Гринева и самозванца Пугачева - история двух врагов, которые могли бы стать приятелями, не окажись по разную сторону баррикад. Первая встреча между ними происходит, когда Гринев направлялся в Белогорскую крепость и заблудился из-за сильной пурги. Он встретил на пути разбойника, который подсказал Гриневу дорогу, за что получил в дар тулуп с барского плеча. Следующая встреча героев могла стать роковой для Петра Гринева - во время осад крепости Пугачев приказал вешать всех за неповиновение, но, вспомнив добро офицера, помиловал его.

  1. «Сашка» В.Л. Кондратьев а

Пример истинноймужской дружбы можно найтив произведении В.Л.Кондратьева «Сашка». Главный герой - Сашка - молодой парень, который застал Великую Отечественную войну. Он был ранен в руку после двух месяцев на передовой и отправлен в тыл. В дороге герой знакомится с парнем Володей, с которым они продолжат путь и впоследствии переживут вместе многое, привыкнув друг к другу.

В дальнейшем не раз между Сашкой и Володей возникнут ситуации, подтверждающие их дружбу. Например, когда им пришлось остаться на ночлег в деревне, радушная хозяйка предложила Сашке остаться и набраться сил, но он не бросил друга и продолжил путь вместе с ним.

Когда друзья попали в госпиталь, Володя был удивлен несправедливостью в распределении еды для больных и в одной ситуации в гневе швырнул тарелкуобедом в присутствии майора. Сашка, будучи рядовым, понимал, что с него спрос небольшой, а лейтенанта Володю могли отдать под трибунал, поэтому взял вину на себя.

Пример сочинения

Человек - социальное существо, которое постоянно живет в мире взаимоотношений с другими людьми. Поразительно, какими разными они могут быть - от истинной дружбы до настоящей ненависти. Психологические качества, жизненный опыт и условия непосредственно влияют на формирование личности и взаимоотношение человека с окружающими. Так как же именно рождается дружба, и, возможно ли сменить полюс отношений и превратить вражду в приятельское общение?

Чтобы увидеть, что такое настоящая дружба, стоит обратиться к произведениям классиков русской литературы. Произведение Л.Н.Толстого «Война и мир» предлагает нам образец верной искренней дружбы между героями - Андреем Болконским и Пьером Безуховым.

Оба персонажа - высокоразвитые духовно личности, которые понимают, что им не место в светском безнравственном обществе. Но при этом они совершенно разные характерами - сильный волевой Андрей и неуверенный в себе, рассудительный Пьер. Основа их взаимоотношения - схожие взгляды на жизнь и высокие духовные идеалы. Свою чуждость этому обществу Болконский осознает сразу, а Пьеру для этого требуется время, при этом друг его постоянно морально поддерживает.

Отношения между людьми - достаточно сложная часть нашей жизни, и не всегда их можно однозначно объяснить. Так, в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» сложная цепочка отношений выстраивается между Петром Гриневым и самозванцем Пугачевым. Они - настоящие враги, между которым могли бы возникнуть приятельские отношения.

Первая встреча между ними происходит, когда Гринев направлялся в Белогорскую крепость и заблудился из-за сильной пурги. Он встретил на пути разбойника, который подсказал Гриневу дорогу, за что получил в дар тулуп с барского плеча. Следующая встреча героев могла стать роковой для Петра Гринева - во время осад крепости Пугачев приказал вешать всех за неповиновение, но, вспомнив добро офицера, помиловал его.

Когда герои снова встретились, Пугачев предложил помощь Гриневу. Но у офицера были смешанные чувства - ведь положение его зависело от отношения к недавнему врагу. В этой ситуации герои раскрывают друг перед другом душу в откровенном разговоре.

Оба героя - волевые и бесстрашные мужчины, что и делает их похожими, давая основания для возможных приятельских отношений.

Таким образом, стоит сказать, что сфера человеческих отношений - почва, где может родиться как искренняя настоящая дружба, так и вражда в силу обстоятельств и условий.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

  • Дружба запросто может перерасти во вражду
  • У настоящих друзей нет секретов друг от друга, они готовы прийти она помощь в любой ситуации
  • Настоящие дружеские отношения ничто не способно испортить
  • Быть друзьями могут совершенно разные люди
  • Дружба не означает единство взглядов не жизнь
  • Друзья способны научить друг друга чему-то новому

Аргументы

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Дмитрий Разумихин – настоящий друг Родиона Раскольникова. Он отзывчивый, открытый, добрый человек. Именно Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым: находится рядом, приглашает доктора. Так же хорошо он относится и к сестре, и к матери друга. Разумихин до последнего не верит в то, что Раскольников совершил убийство. Он пытается оправдать друга, ссылаясь на болезнь. Но когда правда становится очевидной, герой не бросает Раскольникова. Дмитрий Разумихин женится на Дуне, его сестре, и через три-четыре года, когда накопит необходимое количество денег, собирается перебраться в Сибирь, где друг отбывает каторгу.

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. История дружбы Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова проходит через все произведение. Однако спорно то, что это действительно дружба. Аркадий – последователь Базарова, в начале романа во всем с ним соглашающийся. Сам Евгений Базаров – зрелая личность с собственными взглядами на жизнь, свое место в мире. Жизненные ценности героев противоположны. Аркадий Кирсанов привязан к Базарову, а вот Евгений считает, что у него нет друзей. Между ними не может быть настоящей дружбы, потому что она не может быть основана на подчинении одного человека другому. С течением времени герои только отдаляются от друга. Разрыв их отношений полностью закономерен.

И.А. Гончаров “Обломов”. Андрей Штольц и Илья Обломов – совершенно разные люди, но они тянутся друг к другу. Штольц с удовольствием приезжает к Обломову, а последний с радостью его встречает. Они пронесли свою дружбу через годы. Только на протяжении свой жизни Андрей Штольц был активен, стремился к развитию, а Илья Обломов ленился и постепенно угасал. Когда Обломов умер, Штольц взял его сына Андрюшу себе – это еще одно доказательство их настоящей дружбы.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Истинной, настоящей можно назвать дружбу между князем Андреем Болконским и Пьером Безуховым. Они честны и откровенны друг с другом. Князь Андрей заботится о будущем Пьера: еще в начале произведения он просит друга отказаться от компании Курагина. Герои советуются друг с другом, вместе переживают самые сложные моменты их жизни. Они могут спорить, их взгляды в чем-то расходятся, но это не мешает дружбе. Не просто так князь Андрей просит Наташу Ростову в любой ситуации обращаться за помощью именно к Пьеру. Хотя сам Пьер влюблен в Наташу, он не смеет ухаживать за ней даже после отъезда друга. Герой помогает девушке пережить одну из самых тяжелых для нее ситуаций – попытку сбежать с Анатолем Курагиным. Дружба между Пьером Безуховым и Андреем Болконским – тот идеал, к которому нужно стремиться.

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Многие называют отношения Евгения Онегина и Владимира Ленского дружбой, но вряд ли это на самом деле так. Онегин общался с Ленским больше от скуки, чем из интереса. Он считал себя мудрее, думал, что со временем и молодой поэт поймет истинную суть жизни. Хорошие отношения героев переросли во вражду из-за того, что Евгений на зло Ленскому весь вечер танцевал с Ольгой, его невестой. Владимир Ленский вызвал героя не дуэль и погиб от его рук в честном поединке. Однако чувства Евгения Онегина после дуэли подтверждают то, что он в глубине души считает случившееся неправильным.

А.С. Пушкин “Дубровский”. Вражда между Андреем Гавриловичем Дубровским и Кириллой Петровичем Троекуровым – основа сюжета знаменитой повести. Герои дружили с юности, их многое сближало, их дружбе завидовали. К вражде привела смешная, казалось бы, ситуация: слуга Троекурова своими словами ненамеренно оскорбил Дубровского. Оба героя были очень упрямы, поэтому исчерпать конфликт мирными способами не получилось. Подлость Кириллы Петровича обернулась сумасшествием и смертью Андрея Гавриловича. Могла ли настоящая дружба перерасти в смертельную вражду? Нет. Скорее всего истинной дружбы не было.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Дружба и товарищество – очень близкие понятия. Для Тараса Бульбы товарищество является огромной ценностью, включающей справедливость, совместные усилия для защиты Родины, честность друг перед другом. Перед решающим сражением герой произносит речь о товариществе, которая сильно воодушевляет запорожцев, призывая “породниться родством по душе”. Отношения между казаками – проявление настоящей дружбы, проверенной делами.

О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”. Дружба с лордом Генри отрицательно сказывается на молодом красавце Дориане Грее. Именно слова Генри Уоттона побудили юношу пожелать, чтобы вместо него старел портрет, написанный Бэзилом Холлуордом. Лорд Генри постоянно подталкивает Дориана на совершение безнравственных поступков. Ценности гедонизма, которые проповедует Генри Уоттон, губят душу юноши. Вряд ли можно увидеть что-то хорошее в дружбе между этими героями.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Итоговое сочинение по тематическому направлению « Дружба и вражда» Работа учителя русского языка и литературы Репиной Екатерины Кирилловны (Москва)

2 слайд

Описание слайда:

Дружба и вражда.Базовое сочинение Данное сочинение является базовым по данному направлению, так как конкретные темы ИТОГОВОГО сочинения будут известны по всем регионам только за 15 минут до начала работы. По каждому направлению будет дана одна конкретная тема. Всего будет 5 тем. Готовясь к данной работе, выпускник должен тренироваться и написать 3-4 сочинения по каждому тематическому направлению. И тогда всё получится!

3 слайд

Описание слайда:

1.Вступление к сочинению Дружба и вражда…Что же это такое? Это постоянные спутники человека в жизни. Каждый из нас, взрослый или ребёнок, нуждается в друге. Настоящая дружба-награда редкая и драгоценная. Дружба-это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на полном доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. ДРУЖБА - ВРАЖДА

4 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрываем тему сочинения В мировой художественной литературе, в том числе и в русской, можно найти немало примеров, раскрывающих тему «Дружба-вражда». Так, в романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» мы видим двух старых друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Когда-то они были товарищами по службе. Дубровский отличался гордостью и решительностью характера. За это его и уважал Троекуров. Андрей Гаврилович был интересным собеседником, и в его отсутствии Троекурову было скучно.

5 слайд

Описание слайда:

Основная часть.Раскрываем тему. Автор объяснил их дружбу тем, что оба они были ровесниками, получили одинаковое воспитание, рано овдовели и воспитывали по одному ребёнку. Все соседи завидовали их согласию. Но в их отношениях наступила пора раздора, вражды, когда Парамошка, слуга Троекурова, во время осмотра псарни оскорбил Дубровского, «нечаянный случай всё расстроил и переменил». Оставив Покровское, Андрей Гаврилович потребовал слугу на его суд. Но своенравный Троекуров решил унизить друга. Почему же дружба помещиков оказалась непрочной?

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрытие темы. Троекуров начал изливаться в оскорблениях. Удовлетворённый жаждой мести, Троекуров понимает, что он натворил. Он едет к Дубровскому, которого довёл до сумасшествия. Читая роман, мы понимаем, что настоящие друзья так не поступают. Смерть Дубровского заставляет нас задуматься над самыми важными вопросами. В чём же заключатся ценность человеческой дружбы? Знать меру следует в дружбе и вражде. Читая роман Пушкина, мы ещё раз убеждаемся в том, что вражда не делает добра.

8 слайд

Описание слайда:

Основная часть.Раскрытие темы В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» мы тоже видим пример дружбы-вражды в отношениях между Печориным и Грушницким. Они сверстники, сослуживцы. Печорин заявляет: «В дружбе один раб другого». В душе герои не питают тёплых отношений друг к другу. Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет прощать слабости. Григорий Александрович-человек уверенный, рассудительный, эгоистичный, язвительный. Он насквозь видит Грушницкого и смеётся над ним. « Я его понял, и он за это меня не любит, хотя наружно мы в самых дружеских отношениях». А Грушницкий – совсем другой человек: восторженный, многословный, мягкотелый, не обладает яркими чертами характера. Завистливый, злобный, тщеславный. «Говорит он скоро и вычурно». Грушницкий- юнкер, ему двадцать один год. О чём мы можем размышлять, читая страницы произведения Лермонтова, показывающие отношения этих двух героев? Как мы можем назвать эти отношения? Это очень интересный вопрос! Встречаются они как старые приятели. Их противостояние автор показывает в главе «Княжна Мери».

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрытие темы. Когда же отношения между героями дали трещину? Когда княжна Мери увлекается Печориным, пропасть в отношениях приятелей становится шире, обстановка сильно накаляется, неприязненные отношения растут…Дуэль является развязкой отношений. Печорин убивает бывшего приятеля и уходит. Смерть бывшего приятеля не вызывает в нём никаких чувств и эмоций. Правильно ли понимал дружбу Печорин? На мой взгляд, конечно, неправильно. Что ему мешало? Никаких рабских отношений в дружбе быть не может! Дружба существует только на доверии и на взаимопонимании. Главное в дружбе-поддержка, искренность, стремление помочь, а не рабские отношения. А мешало ему прежде всего своеобразное отношение к людям. Читая роман Лермонтова, мы приходим к выводу, что человек должен сам готов быть другом, что дружбу надо ценить, что только тёплые человеческие отношения способны укреплять дружбу, а не превращать её во вражду. А у Печорина этого нет, поэтому и не было у него настоящих и преданных друзей.

12 слайд

Описание слайда:

В каких произведениях русской литературы ге­рои спорят друг с другом и каким образом можно сопоставить эти сюжетные ситуации с романом И.С. Тургенева?

Попробуем сопоставить роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» с произведениями А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.

В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Оне­гин и Ленский часто полемизируют друг с другом. При этом Первый - разочарованный скептик, реалист, трезво смотря­щий на вещи; второй - возвышенный романтик. Поэт отме­чает эту полярность героев с помощью антитетичного сопо­ставления:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

Герои спорят у Пушкина на различные темы:

Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые.

Поэт же сохраняет свой собственный взгляд на вещи, не разделяя позиции ни одного из героев. Примерно такую же расстановку сил (материалист и романтик) мы наблюдаем и в романе И.С. Тургенева. И точно так же автор сохраняет объек­тивность повествования.

Кроме того, у А.С. Пушкина, как и у И.С. Тургенева, звучит здесь мотив дружбы-вражды. Друзья в пушкинском романе (как и у Тургенева) в конце концов становятся врагами - Оне­гин убивает Ленского на дуэли.

В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого спорят Анд­рей Болконский и Пьер Безухов (сцена в Богучарове, поездка на пароме). Болконский предстает в этом споре разочарован­ным человеком, трезво, скептически смотрящим на жизнь.

Л.Н. Толстой, как и И.С. Тургенев, раскрывает душевное состояние героя через портрет, речь. Пьера поражает переме­на, происшедшая с Болконским. «Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое жела­ние, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блес­ка. Не то что похудел, побледнел, возмужал его друг; но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем-то одном, поражали и отчуждали Пьера, пока он не привык к ним».

Речь героя передает его резкий, глубокий ум. Она точна, афористична («Люди вечно заблуждались и будут заблуждать­ся»), в ней присутствуют восклицательные предложения, пе­редающие волнение князя Андрея, его желание разобраться в своей жизни.

После разочарования в «своем Тулоне», смерти Лизы князь Андрей разбит, потерян, разочарован в жизни и мире. Он счи­тает теперь, что нужно жить «для себя», «единственно возмож­ное счастье - есть счастье животное». Пьер же здесь более оптимистичен, полон веры, надежды, определенной душевной гармонии. «Надо жить, надо любить, надо верить», - говорит он другу. Суть этого спора - поиски истины, смысла в жиз­ни. Такой же смысл жизни, на мой взгляд, подсознательно пытается постигнуть Базаров в романе И.С. Тургенева. И в жизни персонажей и Толстого, и Тургенева это происходит методом проб и ошибок.

Спор героев сопровождается у Л.Н. Толстого характерным пейзажем. «Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на крас­ный отблеск солнца по синеющему разливу. <…> Было совер­шенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею каза­лось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало:

“Правда, верь этому”». Так писатель использует пейзаж для передачи душевного состояния своего героя.

Сцена эта предваряет (как и у Тургенева) грядущее воз­рождение князя Андрея, возвращение его к жизни, которая еще не закончена в «тридцать один год».

Таким образом, в произведениях А.С. Пушкина и Л.Н. Тол­стого мы также видим сцены, где друзья спорят и полемизи­руют друг с другом. Суть всех этих споров (как и в романе Тургенева) - отношение к миру, людям, поиски смысла жиз­ни. Таким образом, эти сцены развивают философскую тема­тику произведений, раскрывают характеры главных героев, передают их душевное состояние, предваряют будущие собы­тия в романах.