Какой настольный светильник лучше для школьников. Освещение детской. Лучшие настольные лампы для школьников

При выборе лампы для настольного пользования самое важное - оценить то, насколько она поможет соблюсти гигиену детского зрения. Важны также безопасность и эргономичность прибора. Общий дизайн и декоративные элементы - дело второстепенное, особенно если речь идет о настольном светильнике для школьника.

Каким должен быть плафон

Форма и цвет плафона настольной лампы для школьника должны быть такими, чтобы:

  • Ребенок не испытывал дискомфорта от слепящего света.
  • Яркий дизайн не отвлекал школьника от работы над домашними заданиями.
  • Излучаемый световой поток равномерно распределялся по поверхности рабочей зоны.

Всем трем условиям удовлетворяют плафоны в форме конуса или трапеции, приглушенных цветовых оттенков, полностью скрывающие лампочку.

Офтальмологи называют лучшим цветом для зрительного восприятия - зеленый. Он помогает расслабиться цилиарной мышце глаза, что положительно сказывается на самочувствии ребенка. А вот плафоны всех оттенков красного и оранжевого для детской настольной лампы нежелательны: эти цвета возбуждают нервную систему и мешают сосредоточиться.

Как выбрать тип лампы для настольного светильника

Лампы накаливания сегодня считаются «архаизмом». Врачи-офтальмологи и педагоги не рекомендуют пользоваться ими для освещения детских рабочих зон. Они мерцают и сильно нагреваются при работе. Первое вредно для глаз и общего здоровья, второе создает опасность ожога при случайном касании раскаленного стекла. Но стоит отметить, что лампы накаливания имеют коэффициент цветопередачи (CRI) не менее 90%.

КЛЛ (компактные люминесцентные лампы) тоже не лучший выбор для детского настольного светильника. Они содержат ртуть, поэтому при разбитии ребенок рискует отравиться парами опасного металла. Кроме того, коэффициент пульсации КЛЛ также высок, вследствие чего школьник быстро устает при выполнении домашних заданий. А коэффициент цветопередачи (CRI) КЛЛ как правило составляет не более 70-80%.

Самыми безопасными и эффективными специалисты признали светодиодные (LED) настольные лампы для школьников. Эти лампы, при условии их качественного исполнения:

  • не пульсируют;
  • не лопаются;
  • имеют хороший коэффициент цветопередачи более 80%, что позволяет передавать все оттенки освещаемых предметов;
  • излучают приятный для глаз свет.

Если ребенок случайно коснется работающей LED-лампы, он даже не одернет руку, так как температура нагрева такого прибора минимальна.

Какой мощности должна быть лампочка в настольном светильнике

Офтальмологи рекомендуют вкручивать в настольные светильники для школьников только лампы накаливания мощностью 60 Вт. Они равномерно освещают поверхность и не ослепляют. Светодиодная лампа, естественно, должна быть менее мощной: для создания таких же световых условий достаточно 8 Вт. Но разные лампы с одной и той же мощностью, могут излучать разное количество света, иногда на 30-40%.

Лучше ориентироваться не на этот примерный показатель, а на реальную освещенность стола лампой, которую легко проверить с помощью люксметра-яркомера-пульсметра RADEX LUPIN . Освещенность рабочей зоны детской должна составлять не менее 300-500 лк. Этот же измерительный прибор покажет коэффициент пульсации света, максимально допустимое значение которого - 10 %, при работе с компьютером - 5 %.

Как определиться с оттенком свечения лампы

Цвет освещения также влияет на комфорт пользования настольной лампой, для школьника это особенно важно. Те же офтальмологи однозначно рекомендуют теплый белый свет для детских комнат и предупреждают об опасности «холодного» освещения голубоватого оттенка для сетчатки глаз ребенка.

Информация о цвете свечения светодиодной лампы есть на упаковке. Там же вы найдете точное значение цветовой температуры, измеряемой в Кельвинах. Чем она выше, тем более неестественным будет казаться искусственный свет. Идеальные значения - 2700-3000 К.

На что еще обратить внимание при выборе настольной лампы

При покупке важно определиться также с конструктивными особенностями светильника. Для подсветки рабочей зоны школьника нельзя пользоваться настольными лампами на жестком коротком штативе. Популярные светильники с гибкой гнущейся «ножкой» средней высоты гораздо лучше. Но самые эргономичные - приборы на длинном штативе, угол наклона которого можно регулировать. Такие светильники легко фиксируются в оптимальном положении для рисования, письма, занятий творчеством.

Еще одно важное свойство настольной лампы для школьника - устойчивость. Основание должно быть достаточно тяжелым или привинчиваться к столу, тогда прибор не упадет и не создаст травмоопасную ситуацию для ребенка. Обратите также внимание на то, какую фактуру имеет поверхность основы светильника. Глянец будет бликовать, поэтому для школьников выбирайте светильники с матовым основанием.

В последнее время в продаже стали появляться настольные светильники с необслуживаемыми светоизлучающими элементами. В некачественных образцах таких светильников, установлен светорассеиватель который, не может создать равномерный световой поток. Выглядит это, как яркие точки на панели светорассеивателя. В качественном настольном светильнике такого быть не должно.

При ее выборе вы обязаны учитывать все нюансы, от которых напрямую зависит, насколько удобно и безопасно будет пользоваться устройством.

Мало кто задумывается, но не правильно выбранная настольная лампа, легко может сжечь ваш дом или покалечить здоровье ребенка. Чтобы этого не произошло, при покупке стоит знать основные моменты и ошибки, которые отвечают за безопасность и влияют на ваше зрение.

Неправильно подобранную лампу, кроме как скрытым инструментом пыток и назвать то сложно.

Опора или основание лампы

При выборе, первым делом обращайте внимание на опору лампы. Она может быть двух видов:

  • блестящая
  • матовая

Если она блестящая, то такое основание отражает большую часть света. Свет сначала падает на ножку, а потом отбивается вам или вашему ребенку в глаза.

Это сильно вредит сетчатке глаза и его кристалику. Если вы купили такую лампу и используете ее от 3-х до 6-ти месяцев, каждый день, по нескольку часов, то зрение за этот период может упасть на несколько диоптрий.

Поэтому основание и ножка всегда должны быть из матового материала.

Это поможет избежать бликов и порчи зрения.

Кстати, требования матовой поверхности, в равной степени относится и к рабочему столу.

Нельзя совместно применять настольный светильник и оргстекло или другие стеклянные материалы.

Цвет корпуса

Когда школьник или взрослый долго работает за рабочим столом, то яркий цвет самой настольной лампы является дополнительным раздражителем. Это способствует тому, что глаза напрягаются еще сильнее.

В результате, всего за полгода такого соседства, у вас может существенно упасть зрение. Если блестящая опора, негативный эффект дает сразу же - поработайте под таким освещением пару минут и потом посмотрите вдаль, убедитесь сами.

То вот яркий, глянцевый цвет корпуса, например той же самой ножки опоры, хотя она уже и будет пластиковой, скажется минимум через несколько месяцев использования.

1 of 3



Поэтому хорошая лампа должна быть нейтрального цвета - серого, бежевого, темного.

Плюс, она не должна бликовать.

Форма плафона

Ни в коем случае нельзя, чтобы лампочка в осветительном приборе была выдвинута за плафон, т.е. выпячивала.

В этом случае она обязательно будет "бить по глазам". Офтальмологи говорят, что так напрягается и хрусталик глаза и сетчатка.

Поэтому в идеальной модели, лампочка должна быть целиком скрыта в плафоне. А сам плафон иметь форму трапеции с широкими краями конуса.


В этом случае ширина светового пучка будет примерно 40 градусов. Это гарантирует оптимальное освещение, и в то же время обеспечивает точное направление света на объект, без какого-либо влияния на ваши глаза.

Встречаются плоские плафоны, которые хорошо рассеивают свет.

Такие модели хороши для создания приглушенного освещения во всей комнате, но не для чтения или работы за столом.

Острота зрения при таком плафоне также будет снижаться, а глаза уставать.

Температура нагрева

Если вы выбрали светильник с тонким плафоном из пластмассы, толщиной менее 2мм, есть большая вероятность того, что при непрерывной работе более 3-х часов он начнет плавиться.

Также на это влияет близость расположения самой лампочки от стенок плафона. А если корпус металлический, играет ли роль толщина его стенок?

Конечно, да! Температура нагрева тонкого металлического плафона, может достигать таких температур, что на лампе запросто можно поджарить сосиски или яичницу.

А теперь задумайтесь, ведь такого раскаленного корпуса могут коснуться и пальцы вашего ребенка. Что будет с ними?

Фактически это не осветительный прибор, а подобие сковороды для жарки. Поэтому покупайте модели из толстого металла или пластика.

Минимальное расстояние между лампочкой накаливания и стенками плафона должно быть минимум 5см.

А толщина его стенок - более 2мм.

Стеклянный плафон

Если стекло настольной лампы выполнено некачественно, то корпус просто-напросто может треснуть.

Боле того, эти осколки поранят вас и ваших детей в момент нахождения за рабочим столом.

Кроме этого, такие модели легко повредить, просто перенося их из одной комнаты в другую, или случайно ударив.

А детская комната, это в том числе и место для активных игр и забав вашего ребенка.

Цвет свечения и мощность лампочки

Офтальмологи рекомендуют выбирать для настольных ламп обычные лампочки желтоватого цвета.

Дело в том, что наши глаза естественным образом привычны к солнцу. Поэтому именно такой оттенок будет оказывать минимальное влияние на зрение.

Он наиболее натурален и естественен для всех нас.

Белый цвет с небольшой голубизной от энергосберегающих лампочек будет вызывать не только дискомфорт, но и сопровождаться внутримышечными спазмами глазного нерва, из-за незаметного на первый взгляд мерцания.

Что касается мощности, всегда изучайте инструкцию. В ней должно быть четко прописано, лампочки на сколько ватт, можно вкручивать для данного вида светильника.

Нередки ситуации, когда перегретая лампочка взрывается прямо внутри цоколя.

Какую же мощность можно использовать безопасно?

Для обычных ламп накаливания это максимум 40-60Вт.

Не нужно туда вкручивать 100 ваттные экземпляры. Чрезмерный световой поток может вызвать раздражение и синдром сухого глаза.

Для светодиодных, значения мощности находятся в пределах от 7 до 11Вт.

Неправильный подобранный угол падения света, высота от поверхности рабочего стола могут также привести:

  • к быстрой утомляемости
  • дистрофии сетчатки

Если вы и ваши дети правши, размещайте лампу так, чтобы она была с левой стороны от вас.

Если левши - то с правой. Это поможет избежать мешающей тени при чтении и письме.

Сам светильник должен располагаться так, чтобы ваше лицо находилось в тени от света лампы, но не дальше 40-50 см от книги, которую вы читаете.

Регулируется это высотой и изгибом штатива.

Короткие экземпляры ниже 35 см будут неправильно распределять световой поток.

Еще запомните очень важную вещь: наличие настольной лампы, какой бы она мощности не была, никоим образом не отменяет общий свет.

То есть, люстра или точечные светильники на потолке в комнате, должны обязательно гореть. Это связано с физиологическим механизмом нашего зрения.

Когда вокруг темно - зрачок стремится расшириться, чтобы "впитать" больше света. Вы включаете лампу и в этот самый момент, глаз получает очень яркий локальный пучок, который попадает непосредственно на сетчатку.

Это приводит к необратимым изменениям. А общее освещение:

  • во-первых, сужает зрачок
  • во-вторых, позволяет понизить мощность самой лампы

Светодиодная настольная лампа

В последнее время на смену обычным лампам, пришли светодиодные модели.Они имеют ряд преимуществ:

  • более экологичны
  • потребляют меньше эл.энергии
  • не содержат ртути, в отличие от энергосберегающих
  • имеют огромный ресурс работы - до 50 000 часов
  • безопасны для глаз

Люминесцентные энергосберегайки, зачастую мигают и мерцают, что неизменно сказывается на проблемах со зрением.

Когда покупаете настольную светодиодную лампу нужно четко понимать, для каких задач вы ее будете использовать. Для тех, кому приходится много читать или писать на бумаге, например школьнику или студенту, лучше всего подойдут лампы с теплым белым или просто белым цветом свечения (3500-5000К).

Белый свет также будет идеальным для работы в офисе. Считается, что он помогает лучше концентрироваться и повышает производительность труда.

Поэтому, если вы работодатель или начальник, и хотите чтобы ваши сотрудники не филонили и не засыпали за столом, покупайте именно такие модели.

А вот светильники с холодным светом, пригодятся для работы с мелкими деталями - часовому мастеру, мастеру маникюра, гравировщику.

В общем тут нужно сделать выбор, необходима вам лампа для работы или "для души". С теми, что для души, все намного проще.

Это обычный декоративный элемент интерьера и особо заморачиваться по каким-то параметрам не нужно.

К "рабочим" лампам уже предъявляются определенные требования. При покупке Led модели вы приобретаете светильник с интегрированными светодиодами, т.е. источник света остается с вами раз и навсегда.

А значит, крайне желательно, чтобы они были обеспечены дополнительной функциональностью. Ведь вы не сможете уменьшить или увеличить уровень освещенности, простой заменой лампочки 60Вт на 40Вт или наоборот, как в обычных моделях.

Еще один важный момент - это функция диммирования. С ней, свет можно делать либо ярче, либо тусклее. Само главное проверяйте, чтобы лампочки были приспособлены под эту функцию.

В общем, правильно выбранные современные светодиодные лампы, открывают перед вами много возможностей и делают жизнь гораздо комфортнее.

Освещение рабочего места обычно производят с помощью настольного светильника. Бывают они абсолютно разной формы, мощности и могут обладать индивидуальными особенностями. Подобрать правильно очень важное занятие и следует подходить к нему с полной серьёзностью.

Особенного внимания нуждаются настольные лампы для школьников, используя которые дети делают домашние задания или занимаются любимым хобби. В детском возрасте не сформировавшийся организм особенно чувствителен. Также разберёмся, какая лампочка лучше светодиодная или энергосберегающая и какой вред может от них исходить.

Разновидности настольных светильников

Настольные лампы можно разделить по многим критериям, внешнему виду, специфике работы, характеру устанавливаемой лампочки и прочие показатели. Самой распространённой характеристикой является способ установки. Настольные лампы могут быть как закрепляемыми на краю стола, так и с собственной ножкой.

Различные варианты настольных светильников

Первый вариант обычно обладает удобной ножкой трансформером, которая позволяет лучше регулировать высоту и угол свечения. Высота регулировки может варьироваться от двадцати сантиметров до одного метра, но бывают разновидности и с большей длинной ножки. Помимо закрепления на краю стола их можно установить и на стену рядом с рабочей зоной, что ещё более экономит пространство.

Разновидность настольных ламп, которые имеют своё основание и просто ставятся на стол. Обладают увесистой основой, которая помогает её быть устойчивой и работать в любой возможном положении.

Ножка такого устройства может быть как динамической, так и статической. Если ножка способна изменяться и гнуться, но диапазон значительно меньше, чем у первого варианта ламп, и составляет не более сорока сантиметров.

Также существуют варианты настольной лампы, где присутствует возможность регулировки интенсивности света. Это очень удобно и позволяет включать большую мощность, когда это необходимо. Настольная лампа для школьников оснащённая такой функцией способна помощь выполнять ребёнку домашнее задание разной сложности в более комфортных условиях.

На что стоит обратить внимание

На какие особенности строения следует обратить внимание в первую очередь, чтобы подобранная настольная лампа для школьника была подходящей?

Мы подготовили небольшой список таких составляющих:

  1. Плафон.
  2. Ножка светильника.
  3. Дизайн.

Что касается плафона, то он изготавливается обычно из металла и пластика. Оба варианта одинаково хороши, но при разных условиях. Металлический корпус очень прочный, но сильно нагревается от лампочки, из-за чего ребёнок может получить травму и обжечься.

Пластмассовые плафоны можно использовать с лампочками, имеющими низкую рабочую температуру, но при этом он может разбиться при падении или ударе.

Следует уделить внимание выбору материала и продумать все нюансы. Используя светодиодные лампочки можно не беспокоиться о нагреве и быть спокойным, что ребёнок не обожжётся.

По форме дизайнеры светильников себя ничем не ограничивают. Сегодня можно найти абсолютно разнообразные вариации форм. Но для школьников рекомендуется использовать конусообразный плафон. Он хорошо рассеивает свет и обладает эргономичной формой. Специалисты рекомендуют выбрать зелёный цвет. Он не раздражает глаза и хорошо вписывается в любое помещение.

Ножку следует подбирать с возможность регулировки высоты и угла падения светового потока. Лучше всего подойдут лампы на проволочной ножке, их очень легко регулировать и зачастую они отлично подходят по всем требованиям своей функциональности. К тому же проволочная ножка достаточно надёжная и защищена от повреждений.

Организация рабочего места школьника

Также хорошо могут служить механические ножки, из металла. Но подойдут только те разновидности, имеющие автоматическую фиксацию положения. Дети могут не справиться с механизмом зажатия и сложной регулировкой положения лампы.

Устройства на такой ножке способны отлично подойти ко всем требованиям, легко регулируются и зачастую имеют больший функционал, чем проволочное основание.

Не выбирайте основание покрытие глянцевым или блестящим материалом. Такая поверхность хоть и выглядит красиво, но она будет мешать детям выполнять домашние задания.

Свет будет отражаться и попадать в глаза, что вызовет дискомфорт. Постарайтесь не использовать таких светильников и выбирать матовые поверхности.

Для экономии места на рабочем столе, рекомендуется применять настольные лампы способные закрепляться на края, либо с возможность закрепить на стену. На край стола закрепляются с помощью зажимного винта, который плотно фиксирует конструкцию на краю.

К стене светильник крепится специальным креплением и саморезами или анкерными клиньями.

Выбираем тип используемой лампочки

Сейчас существует множество разных вариантов источников света, такие как:

  • Лампы накаливания – один из устаревших способов освещения.
  • Галогенные – находится на раду с лампами накаливания и обладает той же затухающей тенденцией на спрос.
  • Энергосберегающие – более современный вариант, очень широко используются для освещения на сегодняшний день.
  • Светодиодные – самая современная технология, обладает высочайшим качеством и стремительно растущей популярность.

Сегодня мы поговорим о двух последних вариантах, . Опишем их преимущества, недостатки и вредят ли оно здоровью ребёнка.

Сравнивая работоспособность обеих вариантов, тогда, без сомнений, именно светодиоды занимают первое место. Они обладают лишь одним минусом, перед всеми своими конкурентами, это высока стоимость. Но если просчитать всю экономия и прочие превосходящие показатели, высокая цена полностью себя оправдывает и лампочка окупается.

Энергосберегающая лампа в общем способна работать практически так же качественно, как и светодиодная. Она довольно экономичная, излучает качественный яркий свет что хорошо для зрения, не нагревается до критичных температур.

Но обладает существенным минусом, в её составе присутствуют ядовитые пары ртути, которые губительны для человеческого и тем более для организма детей. Ребёнок может разбить такую лампочку и пары попадут в окружающую среду, что является не лучшим вариантом.

В свою очередь, светодиодные лампочки не имеют абсолютно никаких вредных веществ и не способны нанести вред человеческому организму. К тому же они существенно лучше по качеству и лучше подойдут для выполнения домашних заданий ребёнком.

Цель: познакомить детей с источниками света (лучина, свеча, лампа); развивать элементарные исторические представления, операции, анализ и синтез; закрепить правила безопасного обращения с электрооборудованием; учить экономно расходовать электроэнергию.

Материал: лучина, свеча, керосиновая и настольная лампы, карточки с заданиями, пиктограммы, элементы костюмов, материал для рисования.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, Берегоша нам прислал этот таинственный ящик (показывает). Просил самим во всём разобраться. А если возникнут проблемы - обращаться к нему.

Как вы думаете, что же здесь может быть? (Выслушивает предположения детей и предлагает им открыть ящик. Дети извлекают на стол лучину, свечу, керосиновую и настольную лампы.)

Что же это за загадочные предметы? Что их связывает? (Все они служили в разные времена для освещения жилища). Давайте посмотрим, как они горят. (Поочерёдно зажигает.)

Давайте проанализируем чем эти все источники света хороши.

Предположительные ответы

Свеча:

  • Горит ярче лучины, дольше
  • Коптит, капает воск

Лампа керосиновая

  • Закрыта стеклянным абажуром, более безопасна
  • Необходим керосин, издаёт неприятный запах

Электрическая лампочка

  • Самая безопасная, ярко освещает все уголки помещения
  • Необходимо электричество, нельзя использовать на улице

Вот эти осветительные приспособления использовались раньше, когда не было электричества. Вначале человек использовал для освещения своего жилища щепки, лучинки, факелы, а потом уже придумал свечу. Свет изготавливали из стеарина, воска, парафина, материала, который медленно горел, освещая помещения. Свечи много веков были одним из источников света. В начале XX века с появлением керосина стали использовать керосиновые лампы. А сейчас, где можно встретить все эти приспособления? (В музее, свечи - в церкви, на новогоднем празднике, именинном пироге и т. д.).

Что у этих четырёх предметов общее? (Они служат для освещения какого-то пространства.) Чем они отличаются? (Свеча, лучина, керосиновая лампа зажигаются при помощи спички, а электрическая лампочка - с помощью специальной кнопки, все они имеют разный внешний вид.)

Многие учёные ещё в XIX веке для освещения пытались использовать электрическую энергию. Американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл лампу, которая открыла путь к широкому применению электрического света. Это была стеклянная колба без воздуха с раскалённой нитью обугленного бамбукового волокна внутри.

Улицы же городов давно освещали фонари. Но работали они не на электричестве, а на специальном масле, керосине, газе.

В настоящее время существует множество приборов для освещения. В квартирах чаще всего светят лампы накаливания. На фабриках, в офисах, в коридорах сияют трубки дневного света. Огромные люстры (показывает картины) освещают большие помещения - театры, дворцы.

А теперь поиграем в игру «Четвёртый лишний».

(Дети обобщают: это электрические приборы, осветительные приборы, лампы, а этот предмет к данной группе не относится.)

Кого мы зовём на помощь, если наши выключатели, розетки, электроприборы выходят из строя?.

В. Дети, давайте вспомним правила безопасного обращения с электрооборудованием. (Произносят в текстовой форме и выбирают соответствующую пиктограмму.)

1. НЕ ВСТАВЛЯЙ В РОЗЕТКУ НИКАКИЕ ПРЕДМЕТЫ.

2. НЕ МЕНЯЙ ЛАМПОЧКИ ВО ВКЛЮЧЁННЫХ ПРИБОРАХ.

3. НЕ ИГРАЙ С ОГНЁМ.

4. НЕ ДОТРАГИВАЙСЯ ДО НИЖНЕЙ ПЛИТЫ ВКЛЮЧЁННОГО УТЮГА.

5. НЕ ДЁРГАЙ ШНУР ВКЛЮЧЁННОГО ЭЛЕКТРОПРИБОРА.

Ещё надо помнить, что на выработку электрической энергии тратится много денег, поэтому относиться к её расходованию надо по-хозяйски.

Давайте напишем Берегоше письмо, в котором дадим ему рекомендации, как нужно экономить электроэнергию:

  • «Выходя из комнаты, гаси свет!»
  • «Попользовался электроприбором - отключи его (достань вилку из розетки)».

Давайте посоветуем Берегоше приобрести энергосберегающие лампочки (показывает), они экономно расходуют электроэнергию и долго служат. (Дети рисуют Берегоше рисунки, посмотрев на которые он тоже узнает что-то новое об электричестве, лампочках, свете, используя при этом гуашь, фломастеры, акварель, карандаши.)