Когда отмечали новый год в древней руси. Как раньше праздновали новый год в россии. Как все начиналось

Михайлов Андрей 23.12.2014 в 18:30

20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. С тех пор мы и отмечаем главный праздник года именно в этот день. Вообще, история Нового года на Руси довольно любопытна. В разные времена его у нас, кроме вышеперечисленных дат, отмечали и 1 марта, и 22 марта, и 14 сентября.

Но для начала вернемся к молодому российскому царю. Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и, естественно, с новым столетием.

Как гласят исторические хроники, на Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Словом, повелевалось веселиться во всю мощь русской души, правда, на европейский манер! Боярам и служилым людям было велено облачиться в чужие костюмы - венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье.

В петровском указе писалось: "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…". В указе речь вообще-то шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже разными овощами, а наряжать конкретную красавицу елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

6 января могучие празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Вообще, празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Старая народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Вот что рассказал "Правде.Ру" о новогодней истории доктор исторических наук, профессор Николай Капризов:

"На Руси в былые, еще языческие времена существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь него праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Ну, а вместе с христианством, то есть после Крещения Руси на Руси (988 год) появилось, естественно, и новое летоисчисление - от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.

В общем-то, реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления какой-то особой связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, как бы в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона, первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью. Праздник этот известен был в простонародье под именем Семена Летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был и торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Ну, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому, началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком, сразу перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I, в общем-то, не мог, несмотря на всю свою решимость - все-таки церковь жила по юлианскому.

Михайлов Андрей 23.12.2014 в 18:30

20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. С тех пор мы и отмечаем главный праздник года именно в этот день. Вообще, история Нового года на Руси довольно любопытна. В разные времена его у нас, кроме вышеперечисленных дат, отмечали и 1 марта, и 22 марта, и 14 сентября.

Но для начала вернемся к молодому российскому царю. Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и, естественно, с новым столетием.

Как гласят исторические хроники, на Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Словом, повелевалось веселиться во всю мощь русской души, правда, на европейский манер! Боярам и служилым людям было велено облачиться в чужие костюмы - венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье.

В петровском указе писалось: "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…". В указе речь вообще-то шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже разными овощами, а наряжать конкретную красавицу елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

6 января могучие празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Вообще, празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Старая народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Вот что рассказал "Правде.Ру" о новогодней истории доктор исторических наук, профессор Николай Капризов:

"На Руси в былые, еще языческие времена существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь него праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Ну, а вместе с христианством, то есть после Крещения Руси на Руси (988 год) появилось, естественно, и новое летоисчисление - от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.

В общем-то, реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления какой-то особой связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, как бы в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона, первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью. Праздник этот известен был в простонародье под именем Семена Летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был и торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Ну, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому, началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком, сразу перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I, в общем-то, не мог, несмотря на всю свою решимость - все-таки церковь жила по юлианскому.

История возникновения праздника Нового года довольно интересная. Современное торжество по праву считается одним из наиболее любимых, всенародных. К тому же традиционные застолья и обязательные выходные, дающие возможность не только погулять, но и отдохнуть, способствуют популярности праздника. Еще задолго до приближения 1 января разноцветные гирлянды и украшения превращают привычное окружение в сказку, которая неизменно приносит радость и детям, и взрослым. Вот только что мы знаем о его происхождении, какова история Нового года в России? Этому вопросу и посвящена данная статья.

Как все начиналось

Какова же история происхождения праздника? Новый год своими корнями уходит еще во времена Священной Римской империи. В частности, римляне приурочили начало Нового года к марту и успешно отмечали его вплоть до 45 года до Рождества Христова. Было принято приносить жертвы Янусу, а также дарить друг другу различные подарки. Причем отдельное внимание уделялось презентам сильным мира сего - чиновникам и патрициям.

С первым весенним месяцем начинался отсчет нового времени и у иудеев, что прослеживается в Старом Завете (законы Моисея). Их праздник мало чем отличался от римского, видимо, по той причине, что евреи были завоеваны римлянами, долгое время находились под их властью и понемногу перенимали обычаи.

Новый год на Руси

На Руси - своя интересная история праздника. Новый год здесь отмечали согласно народным традициям. Жизненный цикл славян до принятия христианства был напрямую связан с природой и сменой времен года. Не удивительно, что история происхождения Нового года связана была с весенним равноденствием. Когда еще начинать отсчет дней, как не с приходом весны и пробуждением всего живого после зимнего сна.

В конце Х столетия вместе с христианством Киевская Русь приняла и новое летоисчисление - по юлианскому календарю. Отныне год стал делиться на 12 месяцев, которые получили свои имена соответственно погодным условиям. И еще 4 столетия новый год начинался с 1 марта.

С весны на осень

История Нового года в России имела еще один важный этап. К концу XIV столетия окончательно назрело решение отказаться от константинопольского календаря и перейти на византийский, созданный одновременно с крещением Киевской Руси. В 1492 году указом великого князя Иоанна Васильевича III было велено начинать праздновать сей важный день с 1 сентября. Также в это время собирался оброк, а царь принимал жалобщиков, причем как знатных, так и крестьян. В Кремле проводились торжественные мероприятия, а правитель в обязательном порядке прикладывался к иконам и Евангелию.

Впрочем, стоит отметить, что простой народ к нововведению относился равнодушно, а Новый год продолжали приурочивать к весеннему равноденствию. Таким образом, христианство причудливо переплеталось с языческими обрядами и действами, создавая особую картину праздников.

Гений Петра I

История современного Нового года в России началась с приходом Петра I. Без сомнения, первый император был выдающейся личностью и реформатором, в значительной мере преобразившим страну. Поэтому не удивительно, что европейские обычаи оказали влияние и на празднование Нового года. Поскольку в Англии, Франции, Германии год стартовал с 1 января, то новое столетие в России началось с того же дня. Ранее, в 1699 году, был обнародован указ о смещении даты празднования. А уже в ночь на 1 января 1700 года империя начала жить по-новому. Кстати, русский Новый год все равно с европейским не совпадал. Европа жила уже по григорианскому летоисчислению.

Однако раз император велел отныне справлять Новый год в январе, значит, так тому и быть. Ослушаться своенравного правителя было себе дороже, так что приходилось отмечать, запускать фейерверки и ставить украшенные на западный манер елки. Кстати, интересно, что лесных красавиц наряжали не в игрушки, а в сласти, орехи, яблоки. После смерти Петра елки ставить и вовсе перестали, оставив их лишь в трактирах. А символом праздника продолжали оставаться сосновые и березовые ветки.

Несколько лет Новый год принято было отмечать в старой первопрестольной столице, Москве. Однако в 1704 году официальная часть праздника переместилась в Санкт-Петербург, город императора.

Впрочем, история российского Нового года мало волновала крестьян, которые долгое время продолжали отмечать праздник в сентябре, в день святого Симеона Летопроводца. Зато имел место обрядовый ужин с традиционным зажаренным поросенком.

«В лесу родилась елочка…»

Когда же появилась на празднике елка? Новый год без нее мы сегодня себе даже не представляем. Появилась она сравнительно недавно - каких-то пару столетий назад. Как уже упоминалось выше, после смерти первого императора традиция ставить пушистую красавицу не прижилась, да и сам праздник во многом был популяризирован исключительно усилиями монархов. В частности, Екатерина Великая ввела бал-маскарад, ставший своеобразным залогом успешного отмечания.

Когда снова начали наряжать на праздник елку, достоверно не известно. По одной из версий этот обычай ввела прусская принцесса Шарлотта, супруга императора Николая I, принявшая православие под именем Александры Федоровны. С ее легкой руки в 1818 году елку устроили в московском дворце, а через год и в Петербурге.

Согласно второй версии первыми елку начали ставить в 40-х годах того же столетия обрусевшие немцы. Их тогда в Петербурге проживало достаточно много. Вскоре елки появились и в домах именитых и обеспеченных горожан.

В то время пушистых красавиц ставили в канун Рождества и украшали по немецкому образцу - с обязательной Вифлеемской звездой на верхушке. Кроме того, в роли украшений выступали яблоки, орехи, ленты, конфеты, свечи. Игрушки с рождественской символикой и стеклянные шары появились уже позже. Кроме того, в богатых семьях украсить дерево могли и драгоценностями, драпировать роскошной тканью. Ну а какой праздник без подарков? Дети получали сладости, подростки - книги и одежду, девушки - цветы, альбомы, шали.

В тех же 40-х годах елка, Новый год олицетворяющая, появилась в повсеместной продаже, став доступной не только избранному кругу власть имущих, но и небогатым чиновникам, которые также хотели радовать своих домочадцев. Благо постепенно удлинялось и время, отведенное на отмечание: от одного дня до нескольких, а то и до самого Крещения. Гулять так гулять! С длинными рождественскими и новогодними каникулами и сейчас ассоциируется приход января.

Первая публичная елка

Это в наше время уже стало традицией устраивать различные новогодние утренники и украшать живыми либо искусственными деревьями площади населенных пунктов, частные и муниципальные здания. Полтора столетия назад все обстояло иначе. Первая публичная елка появилась лишь в 1852 году в здании Екатерингофского вокзала (Санкт-Петербург). Уже позднее русский Новый год обогатился благотворительными елками для бедных, причем активное участие в их организации принимали дамы из богатых и знатных семей. Кстати, праздники для детей петербургских рабочих устраивали и братья Альфред и Людвиг Нобели, у которых в империи были свои интересы.

Новогодние открытки

В 1897 году в издательстве «Община святой Евгении» (Санкт-Петербург) были выпущены первые иллюстрированные открытки, приуроченные к новогодним праздникам. К их созданию приложили руку такие известнейшие художники, как Васнецов, Репин, Бенуа, Билибин, Маковский. Причем рождественские открытки от новогодних отличались по своему сюжету. Темой первых стали сцены из Библии, связанные, соответственно, с рождением Иисуса. Вторые были исключительно светскими, с изображениями карнавалов, часов, влюбленных пар, танцев и т. д.

Самая популярная новогодняя песенка «В лесу родилась елочка» также появилась на свет еще в царской России - с легкой руки Раисы Кудашевой. Стихотворение было опубликовано в журнале «Малютка» в 1903 году, а музыку к нему написал композитор Леонид Бекман.

Когда появился Дед Мороз?

На Новый год этот сказочный персонаж, представляющий собой доброго старика с окладистой бородой и неизменным мешком подарков, впервые пришел в 1910 году. Однако окончательно он прижился лишь в Стране Советов. Это и не удивительно, если учесть, что прототипом доброго дедушки был вовсе не добрый дух холода Студенец (он же Трескун, Мороз). Суровый старец из мифологии восточных славян именно волшебным посохом наказывал непослушных детей. Причем было принято ублажать этот дух различными дарами или жертвами, прося не губить урожай.

А вот Снегурочка - персонаж исключительно литературный, возникший в одноименной пьесе Александра Островского в 1873 году. Вылепленная из снега девочка была дочерью Весны и Мороза.

Дед Мороз на Новый год«приезжает» из Великого Устюга, где якобы расположены его владения. Родиной же внучки Снегурочки считается село Щелково в Костромской области, где находится дом-музей А. Островского.

Праздник на рубеже веков

История Нового года в России на изломе XIX и ХХ столетий примечательна не шумными празднованиями, а умелыми ходами предприимчивых коммерсантов. Так, именно в 1900 году вышел из печати журнал «Новый век», появилось французское шампанское «Конец века», а также серия парфюмерных средств от московской фабрики имени Остроумова.

Шумно отмечали новогодние праздники в 1901 году. В московском Манеже играли сразу три оркестра, показывали пьесу «Мировое обозрение» и диорамы, изображающие наиболее важные события XIX века. Кроме того, во всех городских церквях велись праздничные молебны.

Таким образом, история возникновения праздника Нового года в Российской империи прошла через несколько этапов становления. Завершающим аккордом стал 1914 год, когда на волне антигерманских настроений, вызванных Первой мировой войной, Синод запретил устанавливать елку, назвав эту затею вражеской и чуждой народу русскому, православному.

Новый год и СССР

Практически до конца Первой мировой войны огромная империя продолжала жить по юлианскому календарю, упрямо игнорируя принятый всей Европой еще в 1582 году григорианский. Поэтому вопрос о переходе остро встал уже после Октябрьской революции 1917 года и вскоре был решен. С 1919 года для страны начался новый отсчет времени.

В частности, Новый год, дата которого приходилась по старому стилю на Рождественский пост, наконец начал устраивать церковь. Ранее она была крайне недовольна шумными праздниками во время положенного воздержания. А с переходом добавился и дополнительный праздник, которому так часто удивляются иностранцы - старый Новый год. Дата празднования последнего - ночь с 13 на 14 января.

Кстати, что касается иностранцев, то они действительно очень удивляются этому «непонятному» празднику. Он им кажется загадочным и таинственным, как, впрочем, и русская душа. Хотя на популярных курортах все уже привыкли к тому, что мы празднуем Новый год 2 раза. В Турции, например, администраторы отелей пытаются на этом «сделать бизнес», устраивая вечеринки. Удивляются только другие посетители курортов, в частности европейцы.

Примечательно, что после Февральской революции Временному правительству было не до новогодних празднований, а вот уже Совет народных комиссаров признал праздник контрреволюционным. Правда, сразу ему придумали замену в виде «Красной вьюги», которая символизировала собой начало революции.

Впрочем, вскоре отменили и его. После смерти Ленина Иосиф Виссарионович Сталин вначале просто запретил ставить елки, посчитав их проявлением антисоветских настроений, а затем и вовсе оставил для большой страны лишь два праздника - 1 мая и 7 ноября. Кстати, сам вождь народ с Новым годом никогда не поздравлял, эта традиция появилась значительно позже.

Елка была реабилитирована в середине 30-х годов Постышевым. Уже в 1936-м в Колонном зале Дома Союзов установили праздничное дерево, а спустя два года даже специальный формуляр выпустили, в котором рассказывалось, как надлежит правильно украшать ель. В частности, Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную и обязательно красную. А традиционные игрушки щедро разбавили символами новой эпохи - фигурками пионеров, серпа и молота, даже членов Политбюро. В 1937 году появились и первые новогодние открытки, все с той же пятиконечной красной звездой.

После окончания Второй мировой войны, с 1947-го года, первое января наконец стало выходным днем, а население огромной страны пристрастилось к «Советскому шампанскому», появившемуся еще в 1928 году. Во время правления Никиты Сергеевича Хрущева праздник стал отмечаться более масштабно, зажглась и главная елка СССР - Кремлевская. В 1962 году на экраны впервые вышел «Голубой огонек».

Традицию выступать с новогодним обращением с телеэкранов ввел Леонид Брежнев в 1976 году, затем ее успешно перенял и Михаил Горбачев. Интересная история про Новый год связана с поздравлением от 31 декабря 1991 года. В первый (и пока единственный) раз с приветствием и напутственным словом выступил не глава государства, а Михаил Задорнов, известнейший писатель и сатирик. К тому же в отведенное время он не уложился, так что курантам пришлось подождать. Сатирик до сих пор часто вспоминает это событие и рассказывает о нем на своих концертах.

Что сейчас

Затем почетная миссия перешла к новому президенту - Борису Ельцину. А в 1999-м году он сделал россиянам неожиданный "подарок", в прямом эфире сообщив, что передает бразды правления В. Путину. С тех пор и до наших дней россиян поздравляет Владимир Владимирович, которого только один раз на 4 года сменил в президентском кресле Медведев.

Как видим, история происхождения Нового года за столетия своего существования преодолела множество этапов и перемен. Смещались даты отмечания и традиции, появлялись новые символы и персонажи, а старые уходили в безвестность. Такова история праздника. Новый год в нашей стране остается торжественным событием. И 31 декабря мы продолжаем ждать маленького чуда.

Традиции менялись, праздник отмечался в разные дни, но всегда оставался важным событием. Такова история Нового года в России. Сегодня каждый ребенок надеется, что добрый Дедушка Мороз положит для него под елку подарок. И бежит рано утром проверять, искренне радуясь тому, что обнаружил. Ну а взрослые понимают, что только они сами могут сделать близким приятное, подарив что-нибудь на праздник. Однако в глубине души и у них горит огонек надежды, что однажды в канун торжества случится что-то чудесное, особенное и долгожданное.

Друзья, давайте чаще радовать своих близких! Пускай маленькие, но приятные душе чудеса не только под Новый год посещают наши дома. Благодаря им наша жизнь станет светлее, теплее и приятнее. И улыбка будет чаще озарять наши лица, по-доброму играть на губах и светиться искорками в глазах. Сделайте прямо сейчас своим близким что-нибудь приятное, уделите им немного своего времени, особенно тем, кого вы видите нечасто. Ведь жизнь коротка, другого удобного случая может и не представиться.

С чего начать подготовку к Новому году? Может быть с того, чтобы вместе с детьми побольше узнать об этом замечательном празднике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русские новогодние традиции

С чего начать подготовку к Новому году? Может быть с того, чтобы вместе с детьми побольше узнать об этом замечательном празднике. "Откуда появились Дед Мороз и Снегурочка, когда отмечали Новый год наши предки, какими были первые елочные игрушки на Руси?" – ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в статье «Расскажите детям про Новый год». И, конечно, русские новогодние сказки!

Как отмечали Новый год на Руси

На Руси Новый год несколько веков начинался 1 марта, с весенним пробуждением природы, ведь весна – это символ начала новой жизни. Позже празднование перенесли на 1 сентября, так как именно в этот день заканчивали собирать урожай. Новый год отмечали очень торжественно, на Красной площади в присутствии царя. Патриарх кропил собравшийся народ святой водой и поздравлял с Новым годом. Звонили в колокола. В 1699 году Новый год в последний раз отмечали 1 сентября, в 1700 году по указу Петра I Новый год стали отмечать как в Европе - в полночь 1 января. В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. Тогда же и появился Дед Мороз – как замена европейскому Санта Клаусу.

История Деда Мороза

Прототип Деда Мороза отыскали в русских сказках – Дед Мороз Красный нос, Дед Трескун, Морозко – царь всех зимних месяцев – облачённый в тулуп деревенский старик с красным носом. (В отличие от западноевропейского Санта Клауса, который даже в начале XX века нередко изображался как монах, одетый в коричневую рясу и подпоясанный верёвкой.) Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк.
В средние века в деревнях даже «кормили» Мороза, чтобы задобрить. Сам глава семьи выходил на крыльцо с ложкой киселя. Сейчас Дед мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область). Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес: 162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу.

История Снегурочки

Без Снегурочки трудно представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Вариантов сказки множество. Вот один из них.

Снегурочка
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе - детей у них не было.Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.
- Давай, - говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь - а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет - заслушаешься.

Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.
- Что с тобой, дочка? - спрашивает старик. - Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?
- Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку.
- Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила. - Поди, дочка, повеселись с подружками!

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.

Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они, а Снегурочки нет. Стали они кликать ее.
- Ау, ау, Сенугрушка! Только эхо им в лесу и откликнулось.

Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.

Как наряжали елку наши предки

Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости, яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее - из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке.
А вы знаете, почему на Новый год люди наряжают ёлку золотистым и серебристым дождиком?

Сказка о новогодней елочке

Давным-давно это было. Стояла в закрытой комнате в ночь перед Новым годом украшенная ёлка. Вся в бусах, в бумажных разноцветных цепочках, в маленьких стеклянных звёздочках. Ёлку заперли для того, чтобы её не увидели раньше времени дети.

Но многие другие обитатели дома всё же видели её. Её видел толстый серый кот своими большими зелёными глазами. И маленькая серая мышка, которая опасаясь кошек, тоже взглянула на красавицу ёлку одним глазком, когда никого не было в комнате. Но был ещё кто-то, кто не успел посмотреть на новогоднюю ёлку. Это был маленький паучок. Ему нельзя было вылезти из своего скромного уголка за шкафом. Дело в том, что хозяйка перед праздником прогнала из комнаты всех пауков, а он чудом спрятался в тёмном углу.

Но паучок тоже хотел увидеть ёлочку, а потому отправился к Деду Морозу и сказал: «Все уже видели новогоднюю ёлочку, а нас пауков, выгнали из дома. Но мы ведь тоже хотим посмотреть на праздничную лесную красавицу!» И дед Мороз сжалился над паучками. Он тихо-тихо отворил дверь в комнату, где стояла ёлочка, и все паучки: и большие, и маленькие, и совсем малюсенькие паучки стали бегать вокруг неё. Сначала они смотрели всё, что смогли видеть снизу, а потом полезли на ёлку, чтобы получше рассмотреть всё остальное. Вниз и вверх по всем веткам и веточкам бегали маленькие пауки и осматривали каждую игрушку, каждую бусинку близко-близко. Они осмотрели всё и ушли совершенно счастливые. А ёлка оказалась вся в паутинке, от подножия и до самой верхушки. Паутинки свисали со всех веток и опутывали даже самые малюсенькие веточки и иголочки. Что мог сделать Дед Мороз? Он знал, что хозяйка дома терпеть не может Паучков и паутину. Тогда Дед Мороз превратил паутинки в золотые и серебряные нити. Вот, оказывается, почему новогоднюю ёлку украшают золотистым и серебристым дождиком.

На Руси верили, что как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому на Новый год нельзя заниматься тяжелой и грязной работой. Зато нужно украшать свой дом, накрывать изобильный стол, надевать все самое новое и красивое и, конечно, дарить подарки!


Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год . Настоящий праздник для верующего - это Рождество Христово. А перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды. Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января (1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.

А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.

Празднование Нового года в языческой Руси

Как праздновался новый год в языческой древней Руси - один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта . Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Празднование нового года после крещения Руси

Вместе с христианством на Руси (988 г. - Крещение Руси) появилось новое летоисчисление - от сотворения мира, так и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта .

По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября , что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Нововведения Петра I в празднование нового года

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова.

Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова".

Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

В Петровском указе писалось: "...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...". В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки .

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!". Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране", - прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.

Старый Новый год

Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране.

Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль - это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль - это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.
Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.

Новый год в Православной церкви

Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц.

В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит. "Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни", - сказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому. В честь православного нового года в храмах служатся молебны на новолетие.