Кружок психолога доу мир эмоций. Как развивать понимание эмоций у младших дошкольников. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла»


Задачи:

Познавательное и эмоциональное развитие. Уточнить знания детей об эмоциях радости, злости, страха.

Учить узнавать их и передавать с помощью жестов, мимики. Дать представление о том, как и когда эти эмоции проявляются. Развивать воображение.

Речевое развитие . Научить понимать лексическое значение слова «радуга», говорить стихотворные тексты с передачей эмоционального настроения, выразительности движений и тому подобное.

Художественно-эстетическое развитие. Передавать с помощью жестов характер изображаемого героя (медведь, лиса).

Креативное развитие. В театрализованной деятельности уметь разыгрывать сюжет в соответствии с содержанием сказки, передавать характер героя, в зависимости от ситуации и собственного видения. В рисунке передавать эмоциональный настрой с помощью выражения лица.

Социально-нравственное развитие. Дать понятие о том, что внешние черты и слова не всегда соответствуют намерениям определенного лица и быть осторожным в обращении с незнакомыми людьми.

Физическое развитие. Побуждать детей к активному выражению мыслей в различных упражнениях и этюдах. Развивать мелкую моторику руки во время рисования пальчиками.

Материал: ширма, в соответствии с ростом детей; куклы на ложках; игрушка-Медведь; контурные изображения лиц животных (Волк, Лисичка, Белочка, Зайчик, Петушок), гуашевые краски, мокрые салфетки.

Ход занятия во 2 младшей группе детского сада

Воспитатель. - Дети, посмотрите в окно, что это к нам заглядывает? (Солнышко)

Дети, а солнышко какое? (теплое, ласковое, нежное, желтое, ослепительно, яркое, блестящее, приятное, жарко...)

Мы рады солнышку?

А когда еще мы радуемся, кому или чему мы рады?

(подаркам, цветам, хорошим друзьям, теплому ветру, маме, папе и т.д. разным приятным неожиданностям, чудесам)

Сейчас я прочитаю вам стихотворение о различных чудесах, которое так и называется «Радость» (по К. Чуковскому)

(при чтении стихотворения воспитатель выставляет на фланелеграф иллюстрации)

Рады, рады, рады

Белые березы.

И на них от радости

Вырастают косы.

Рады, рады, рады

Темные осинки.

И на них от радости

Вырастают апельсинки.

Это не дождь идет из облака

И не град,

Так посыпался из облака

Виноград.

Так пошли со мной быстро

На зеленые луга,

Там радуга через реку

Соединила берега.

Мы вскарабкаемся на радугу

И поиграем в облаках.

По радуге вниз поедем

Мы на лыжах и санях!

Почему радуются малыши? (им весело, потому что вокруг происходят чудеса, и они катаются по радуге)

А как вы думаете, слово «радуга», веселое, или печальное?

Дети, радуга в небе цветная, красивая, когда мы ее видим, мы радуемся, нам весело. Видимо поэтому она и называется РАДУГА, потому что всем от нее весело, радостно.

Ой, а кто это здесь сидит и рычит? (медведь)

Упражнение на развитие эмоций

Разозлился так Медведь, (сердитый взгляд)

Начал громко реветь: (нахмуренные брови)

Поломалась у меня кровать, (выступает нижняя губа)

И книга порвалась у меня, (качает головой)

Что же мне делать? (трясет ее руками)

Не реви, не злись, медведь, («гладим» медведя)

Склеим твою книгу, (мышцы лица расслаблены)

Отремонтируем твою кровать. (добрый взгляд, ласковая улыбка)

Ты же на постели не прыгай,

Спокойно книгу листай.

А теперь угадай, Медвежонок, кто это к нам идет?

Психологический этюд на выразительность движений

Шла Лисичка по тропинке,

И несла грибы в корзинке:

5 опят, 5 лисичек,

Для лисичек, для сестричек. Хух!

(медленная походка, туловище наклонено вправо - в сторону «тяжелой» корзины, правая рука «сжимает» корзину. На последние слова «ставят» корзину на пол, вытирают лоб обратной стороной ладони).

Дети, в каких сказках встречается Лисичка? («Колобок», «Теремок», «Коза-Дереза», «Соломенный бычок», «Котик и Петушок» и т.д.)

Воспитатель. - Дети, а вы любите играть в театр?

Давайте посмотрим сказочку с участием Лисички.

Театрализованное представление с детьми (кукловоды - дети)

Ведущий (воспитатель): Зрители собираются, сказка начинается. Слушайте и смотрите сказку «О Петушке, Курочке и о Хитрой Лисе»

Ведущий: Жили-были себе Петушок и Курочка. Надоело им то дома сидеть, и пошли путешествовать они по миру.

Вот идут они зеленой рощей, вокруг ветерок кусты качает, а на кустах зеленеет свежие листочки, а между ними ягодки

Вот Курочка и говорит:

Ребенок-Курочка: - Петушок, сломай мне прутик,

Где листья гуще, где ягодок побольше!

Ведущий: Только Петушок хотел сломать, а из-под кустика Зайчик из своего дома:

Ребенок-Зайчик: - Кто здесь ходит по моей роще, кто мои кустики ломает?

Ведущий: Испугался Петушок:

Ребенок-Курочка: -Петушок, сломай мне прутик, где листья гуще, где орешков побольше!

Ведущий: Только Петушок хотел сломать, а из-под кустика Белочка из своего дома:

Ребенок-Белочка: - Кто здесь ходит по моей роще, кто мои кустики ломает?

Ведущий: Испугался Петушок:

Ребенок-Курочка: - Петушок, сломай мне прутик, где листья гуще, где яблочек побольше!

Ведущий: Осмелился Петушок, начал ломать, а здесь Лисичка со своего дома:

Ребенок-Лисичка: - Заходите, дорогие, ко мне в гости. Вот отдохните в моей избушке - у меня для вас подарки!

Ведущий: Петушок и Курочка очень обрадовались:

Курочка и Петушок (вместе): - Ой какие здесь звери хорошие и милые!

Ведущий: А хитрая лисичка рассуждает себе: «Это же будет мне хороший обед!»

И побежала скорее к Волк e -сосед e , чтобы пригласить его к обеду.

А Петушок и Курочка хорошо поели и отдохнули и так повеселел b , что Петушок даже начал петь.

Здесь именно Зайчик бежал мимо дома. А Зайчик на самом деле был очень хороший, и говорит:

Ребенок-Зайчик: - Бегите быстрее из этого дома, Лисичка хочет вас всех съесть!

Ведущий: А Петушок и Курочка ему не верят.

Курочка и Петушок (вместе): - Здесь же такие хорошие звери!

Ведущий: Тогда Белочка в окошко увидела их:

Ребенок-Белочка: - Бегите быстрее из этого дома, Лисичка хочет вас всех съесть!

Ведущий: Здесь выглянул Петушок во двор, а во дворе - куриные перья.

Ребенок-Петушок: - Ой, ой, надо действительно нам быстро бежать!

Ведущий: А уже Лиса идет в дом, и Волк за ней, страшный и хищный, идет и радуется, что будет обед у них.

Только стали они на порог, а Курочка с петушком в окошко прыг. И скорее домой! Но едва успели!

А Волк с Лисой бежали-бежали - и не нашли под кустами и следа. И остались без обеда!

Обсуждение.

Воспитатель. - Понравилась вам сказка?

Кого первого встретили Петушок и Курочка? (Зайчика)

А кого последнего? (Лису)

Назовите всех героев, участвовавших в спектакле.

Как вы думаете, кто из них был хороший?

А кто был хитрый и хищный/злой?

А какие были Петушок и Курочка? (пугливые)

Покажите, как боялись Петушок и Курочка?

Изобразительная деятельность детей

Воспитатель. - Давайте мы с вами нарисуем различные лица: добрые, злые и испуганные, кто какое хочет. (дети становятся у столов)

Пальчиковая гимнастика.

Сделаем зарядку для пальчиков: (имитация движений согласно текста)

Петушок с Курочкой шли,

Пригоршню зернышек несли,

В клюв зернышек набрали,

Затем немного поклевали.

Остальные на мельницу отнесли,

Затем пирожки испекли.

Всех детей угощали,

Крошки птицы поклевали.

Рисование пальчиком : (детям даются контуры мордочек животных, а они должны изобразить их характеры - веселый, злой, испуганный)

Итог. Рефлексия.

Как называлось представление, которое мы посмотрели?

Можно ли заходить к незнакомым людям в дом?

Благодарю вас, дети, вы сегодня хорошо потрудились.

Знакомство с эмоциями. Радость-2

Сценарий занятия для детей 3-4 лет

Цели:

Продолжение знакомства с чувством радости;

Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого.

Материалы:

Пиктограмма "радость";

Игра "Азбука настроений";

Платок или шарф.

Пиктограмма "радость"

Ход занятия:

Доброе утро, ребята!

Давайте представим себе, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас каждый из нас пропоет свое имя, а мы все вместе будем за ним повторять.

(Цель - создание положительного эмоционального фона.)

Давайте вспомним, о каком чувстве мы говорили на прошлых занятии. Да, мы говорили о радости.

Отлично! Еще мы говорили о том, что радоваться могут все: дети, и взрослые - мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры, вы думаете, животные умеют радоваться?..

Может быть, у кого-то из вас есть домашнее животное?.. Когда вы приходите из садика оно вас встречает? Как вы думаете, оно вам радуется?.. У меня есть собака. Когда я прихожу с работы, она выбегает мне навстречу и виляет хвостом. Я думаю, что так она выражает свою радость. Моя собака радуется, когда все возвращаются домой с работы и когда она идет гулять. Расскажите про то, как радуются ваши домашние животные.

"Игра с платком"

(Цель - снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.)

Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто - зрителем, проведем небольшую артистическую разминку.

У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:

Бабочку,

Принцессу,

Волшебника,

Бабушку,

Фокусника,

Человека, у которого болит зуб,

Морскую волну,

После показа каждого нового персонажа задаём детям следующие вопросы: "Кто может показать бабочку (принцессу, ...) иначе? Кто еще хочет попробовать?"

У вас прекрасно получилось. Кому понравилось исполнять роли?.. Кому понравилось смотреть?.. Может быть, кто-то надумал сейчас изобразить еще что-нибудь?..

Посмотрите, какие карточки я принесла вам сегодня.

(Показываем ребятам карточки из игры "Азбука настроений".)

На них изображены мама, папа, кошка, мышка, попугай и рыбка. Они все радостные на этих картинках. Пусть каждый из вас подумает и решит, какую роль он сможет сыграть.

(Цель упражнения - развивать способность понимать и выражать с помощью движений и речи эмоциональное состояние другого.)

Те ребята, которые возьмут какую-нибудь карточку, должны будут выйти на сцену и представиться от имени выбранного персонажа. Например: "Я - кошка. Я живу в доме. Люблю пить молоко. Я радуюсь, когда поймаю мышку". Не забудьте пройтись так, как это делают кошки. Можно потянуться, показать, как они умываются.

Молодцы! Кто хочет еще кого-нибудь показать?

Теперь встанем в круг и поиграем в "Доброе животное": (Цель игры - развитие чувства единства.)

Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад. И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад.

На этом наше занятие заканчивается. До встречи!

См. также:

Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разработанные методы, знакомить детей с эмоциями.

Занятия желательно проводить один раз в неделю со всеми детьми. Они разбиты на разделы. В первый раздел входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями. Занятия второго раздела служат для углубления и закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях.

I раздел

Цель занятий 1 раздела:

  • познакомить детей с эмоциями: радостью, грустью, гневом, страхом;
  • формировать умение различать эмоции по схематическим изображениям, понимать свои чувства и чувства других людей;
  • развивать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
  • способствовать снижению психологического напряжения.

Занятие 1. Радость.

1. Прослушивание музыкального произведения «Танец маленьких утят»

Вопросы к детям:

О чем вы думали, когда слушали музыку?

Музыка грустная или веселая?

2. Повторное прослушивание музыкального произведения

Детям предлагается потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

3. Беседа

Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость.

4. Рисование на тему «Радость»

Предложить детям дорисовать мордочку ежика. Педагог предлагает краски и акцентирует внимание детей на том, что у ежика чего-то не хватает. Дети приходят к выводу о том, что ежику нужно дорисовать ротик и иголки. Малыши рисуют пальчиками. Совместно с педагогом дети обсуждают, краски какого цвета им понадобятся для творчества и придумывают названия рисунков.

5. Движения под рифмованное четверостишие «Улыбнемся»

Ножками мы топаем,

Ручками мы хлопаем,

А теперь мы повернемся,

И друг другу улыбнемся!

5. Проигрывание этюда «Котята и мама-кошка»

Педагог: «Сядем на ковер и представим, что мы – котята. Котята маленькие, пушистые, ласковые. Котята проснулись, потянулись плавно и нежно. Пришла хозяйка и налила котятам молоко. Покажите, как котята пьют молоко (лакают воображаемое молоко из чашки). Сытые и довольные котята легли на ковер».

6. Хоровод

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать...» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

Занятие 2. Грусть

1. Прослушивание музыкальной композиции «Колыбельная» Ф. Мендельсона

Вопросы к детям:

Какая музыка: быстрая или медленная?

Что хочется делать под такую музыку?

Детям предлагается охарактеризовать музыкальное произведение.

2. Беседа по сказке: «Заюшкина избушка»

Предлагается вспомнить:

Какому герою сказки было грустно? Почему ему было грустно?

Почему ему было грустно?

Как вы поняли, что зайчику было грустно?

3. Выполнение движений под рифмованный стих «Зайка»

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так!

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок!

Надо зайке поскакать.

Детям предлагается охарактеризовать настроение зайчика, в тот момент, когда он замерз – изобразить эмоцию грусти.

3. Игра с пиктограммами эмоций и цветными карточками.

Педагог показывает детям пиктограммы «Радостный грибочек», «Грустный грибочек» и предлагает внимательно рассмотреть брови, глаза, рот грибочка. Дети выбирают цветную карточку.

Детям предлагается найти из предложенных цветных карточек ту, которая соответствует настроению грибочка. Педагог поясняет – если настроение радостное – карточка яркого цвета (оранжевого, желтого, зеленого), если настроение героя грустное – карточка темного цвета (коричневого, черного, серого).

3. Прослушивание песни Козы из сказки «Волк и семеро козлят»

Прослушать песню, в которой Коза рассказывает, как переживает потерю козлят. Совместно с педагогом дети приходят к выводу, что у козы грустное настроение.

4. Рисование «Хвост петушка»

Педагог обращает внимание детей на картинку «Петушок». Педагог задает детям вопросы:

Какое настроение у петушка?

Как вы думаете, почему у петушка грустное настроение?

Предлагается пальчиками с помощью ярких красок дорисовать хвост петушку, чтобы настроение петушка стало радостным.

5. Выполнение упражнения «Снеговик»

Педагог: «Встаньте в круг. Мы превратимся с вами в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены, все мышцы напряжены. Снеговик улыбается, потому что ему хорошо, снеговик радостный. Но вот снеговик почувствовал, что солнышко стало светить ярче, на улице потеплело. Под теплыми веселыми лучами снеговик начал медленно таять. Снеговику стало грустно. Он опустил голову, постепенно его мышцы расслабляются. Снеговик бессильно опускает голову, затем кисти рук, опускает руки. Снеговик сгибается пополам, опускается на корточки, падает на пол. Снеговик полностью расслабляется».

Занятие 3. Гнев

1. Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

Вопросы к детям:

Почему рассердились Мойдодыр и Крокодил?

Как сердится Мойдодыр?

Как сердится Крокодил?

Рассматривание иллюстраций, на которых изображены сердитые Мойдодыр и Крокодил.

Детям предлагается рассказать, как они пришли к выводу о том, что Мойдодыр и Крокодил находятся в состоянии гнева.

2. Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»

Педагог предлагает вниманию детей иллюстрации с изображением медведей из сказки «Три медведя». Во время просмотра иллюстраций педагог зачитывает отрывки из произведения – слова героев (медведей) в эпизоде, где медведи пришли из леса домой.

Дети совместно с педагогом разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.

Педагог обращает внимание детей на то, как с помощью мимики и движений тела выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.

3. Выполнение упражнения «Могучий тигр»

Педагог: «Встанем на колени на пол и положим руки на ноги. Вы можете превратиться в сильных тигров: крепкие когти, могучая голова, большие лапы. Широко откройте тигриные глаза, высуньте тигриный язык. Очень большой и грозный вид! Вы сердиты теперь. Покажите, как сердится тигр. А теперь порычим, как рычит тигр! Рычите на меня страшным рыком. Теперь порычите на других «тигров». Потрясите головой, оближите губы, как это делает тигр. Тигр большой, смелый, сильный. Мы такие же смелые, сильные, крепкие, как тигры!».

4. Рисование гнева

Предложить детям цветовым пятном пальчиками изобразить свой гнев.

Цвет краски дети выбирают самостоятельно. Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

5. Игра «Елочки»

Педагог предлагает детям встать в круг и представить, что они – маленькие елочки,

Педагог: «Вы маленькие елочки. Елочки сердиты, выставили свои иголочки, им холодно. Изобразите эмоцию гнева. Я – снежинка. Когда я буду дотрагиваться до вас мягким кусочком ваты – вы будете менять свое настроение на радостное, потому что елочки любят снег». Педагог дотрагивается кусочком ваты (или мягкой тканью или перышком) до различных частей лица или тела детей.

Веселая пушинка

Летала, летала

И села деткам на носик!

Веселая пушинка

Летала, летала

И села деткам на щечки!

Занятие 4. Страх

1. Игра «Гуси-лебеди»

Дети гуляют по группе, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.

Игра повторяется несколько раз.

2. Упражнение «Найди пиктограмму»

Педагог заранее раскладывает кубики эмоций – пиктограммы, предлагает детям выбрать пиктограмму страха.

Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.

Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

3. Пальчиковая гимнастика «Туки-туки, мишка»

Туки-туки, мишка

Забегает во двор

И калитку на запор. (из пальцев рук делаем «замок»)

Туки-туки, мишка,

В свой бежит домишко, (стучим кулачками по коленкам)

На лугу бычок бодался, (показываем «рога»)

Мишка очень испугался! (делаем большие выпученные глаза, показывая мимикой лица эмоцию страха, обхватываем себя руками)

Обсуждение с детьми чувства, которое испытывал мишка. Педагог делает акцент на выражении эмоции детьми, закрепляет понятие эмоции страха.

4. Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха)

Вопросы к детям:

Кто из поросят испугался волка?

– Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

Рассмотреть иллюстрации с изображением поросят, обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.

5. Игровое упражнение «Пальчики прячутся»

Педагог: «Сядьте на пол в круг, протяните руки вперед и пошевелите пальчиками, как сороконожка. Быстро поработайте пальцами в воздухе, в одну сторону, в другую сторону. Теперь спрячем пальчики в кулачках, чтобы никто их не увидел. Теперь покажите всем свои пальчики, помашите друг другу обеими руками. Теперь положите руки на колени, пусть они отдохнут».

6. Рисование «Яркая рыбка»

Педагог обращает внимание детей на картинку: «Посмотрите, мама-рыбка не видит свою маленькую дочку, потому что она за водорослями. Маленькая рыбка тоже ищет маму, не может ее найти. Педагог задает вопросы:

Как вы думаете, какие чувства испытывает маленькая рыбка?

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мама-рыбка и маленькая рыбка нашли друг друга?

Предлагается пальчиками с помощью ярких красок раскрасить маленькую рыбку.

II раздел

Цель занятий II раздела:

  • продолжать знакомство детей с эмоциями радости, грусти, гнева, страха;
  • закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения;
  • расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать;
  • развивать воображение.

Занятие 1. Радость и грусть

1. Знакомство с гномами

К детям в гости пришли гномы Кирюша и Антоша. Один гном радостный. Другой гном – грустный. Когда заходит в группу радостный гном – звучит веселая музыка. Когда в группу заходит грустный гном – звучит грустная музыка.

Гномы знакомятся с детьми. Вопросы к детям:

Чем похожи гномы?

Чем отличаются?

Как вы думаете, что могло огорчить Кирюшу?

Что могло обрадовать Антошу?

2. Литературные загадки. Игра с цветными карточками.

Дети делятся на две группы. Одну возглавляет Кирюша, другую – Антоша. Группам предлагаются радостные и грустные отрывки из сказок. Каждая команда старается выбрать и поднять карточку нужного цвета.

Отрывки из сказок:

«Сестрица Аленушка, мочи нет, напьюсь я из копытца»! – «Не пей, братец, козленочком станешь»! Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком... Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села под стожок – и плачет, а козленочек возле нее скачет. (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Кто сидел на моем стуле?!» – громко зарычал Михайло Потапыч. «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» - не так громко зарычала Настасья Петровна. «Кто сидел на моем стульчике и сломал его?» - запищал Мишутка. (Русская народная сказка «Три медведя»).

Идет зайчик по тропинке и плачет. Навстречу ему Медведь. «Зайчик, почему ты плачешь?»… (Сказка «Заюшкина избушка»).

«Где же вы, мои козлятушки, где же вы, мои ребятушки?....И зачем же вы злому волку отпиралися…». Залилась Коза горькими слезами.

Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Открыл дедушка короб, а там Машенька живехонька и радехонька. Стали бабушка с дедушкой Машеньку обнимать, умницей называть. (Русская народная сказка «Маша и медведь»).

Выигрывает та команда, которая дружно и быстро поднимает карточки и не ошибается.

3. Выполнение движений под рифмованное стихотворение «Ножки»

Педагог предлагает детям потанцевать и пригласить в круг гномов.

Застучали ножки по ровненькой дорожке, (топаем ногами)

Застучали много раз,

Будет весело у нас, (хлопаем в ладоши)

Кулачком сильнее бей, (кулачком стучим по ладошке)

Только ручки не жалей,

Постучим мы кулачком

И покружимся волчком! (кружимся)

4. Рисование «Радуга»

Предложить детям пальчиками с помощью цветных красок нарисовать для Кирюши и Антоши радугу.

Обратить внимание детей на то, что Кирюша улыбается.

5. Хороводная игра «Колпачок»

Дети вместе с гномами встают в круг и выбирают Колпачка. Колпачок встает в середину круга и танцует. Дети тоже танцуют и поют:

Колпачок, Колпачок, красные сапожки,

Колпачок, Колпачок, тоненькие ножки,

Мы тебя поставили,

Танцевать заставили,

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Колпачок выбирает кого-либо из круга и поет:

Я люблю, конечно, всех, а (имя ребенка) больше всех!

Колпачок обнимает ребенка, которого выбрал, становится на его место в круг. Дети меняются местами. Игра продолжается.

Занятие 2. Радость и гнев

1. Драматизация потешки «Мишка косолапый»

Вопросы:

Почему мишка рассердился?

Что сделал мишка, когда на него упала шишка?

2. Выполнение упражнения «Зоопарк»

Педагог: «Устроим в нашей комнате зоопарк! Сейчас мы с вами превратимся в различных зверей и птиц, покажем, как они двигаются, кричат. Мы с вами – обезьяны. Расставьте ноги шире, свободно опустите руки вниз, покачайте ими в разные стороны. Обезьяны прыгают, стучат себя лапами по грудной клетке. Повторите эти движения пару раз. Свободнее машите руками, как это делают обезьяны, прыгайте. Обезьяны нашли бананы, сорвали их, скушали. Покажите радостных обезьян. А теперь мы с вами – сердитые львы. Покажите гневных львов. Они рычат и пугают всех. Теперь превратитесь в жирафов. Станьте, широко расставив ноги, вытяните шею. Вытяните шею вперед, в одну сторону, теперь в другую сторону. Жирафы спокойны и радостны».

3. Рисование «Солнышко»

Предложить детям нарисовать пальчиками солнышко.

Педагог: «Нарисуйте солнышко таким, какое у вас настроение».

Цвет краски дети выбирают самостоятельно. Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую гамму, отметить схожесть и отличия в изображениях солнышка детьми.

4. Игра «Медведи и пчелы»

Дети делятся на две группы. Одна группа – пчелы, другая – медведи.

Медведи воруют мед у пчел и убегают, а пчелы догоняют их.

Напомнить детям, что медведи, воруя мед, должны радоваться, а пчелы – выражать гнев.

5. Музыкальный хоровод

Детям предлагается встать в круг и всем вместе порадоваться, потанцевать под песню «Буратино».

Занятие 3. Радость, грусть, страх

1. Изображение эмоций. Литературные отрывки

Предложить детям прослушать отрывки из произведений К.И. Чуковского.

Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице.

Отрывки из произведений:

И прибежала зайчиха И закричала: «Аи-Аи! Мой зайчик попал под трамвай!.. И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!»

А от бешеной мочалки я помчался как от палки, а она за мной. За мной. По Садовой, по Сенной.

Крокодилы в крапиву забилися, И в канаве слоны схоронилися. Только и слышно, Как зубы стучат, Только и видно, Как уши дрожат.

И доктор пришил ему ножки, И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать. И смеется она и кричит: «Ну, спасибо тебе, Айболит!»

Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, и поила я вас, не покиньте меня в мой последний час!

Эй, Сороконожки, бегите по дорожке! Зовите музыкантов, будем танцевать!

Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты. Грязнуля, Мойдодыру угодил!

Вопросы:

Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали эти отрывки?

Какие чувства вам было легко передать, а какие – трудно?

Детям предлагается еще раз послушать отрывки, в эмоциональном изображении которых возникли затруднения.

2. Игровое задание «Зверята в поезде»

Детям предлагаются картинки с изображениями радостных, испуганных и грустных зверюшек. Рядом с персонажами поезд с окошечками. Окошечки в поезде разных цветов: оранжевого, коричневого, черного, желтого. Детям предлагается разместить зверят в поезде в соответствии с их настроением.

Вопросы:

С кем из зверят вам хочется поиграть?

Кто из зверят испуган?

Как мы можем успокоить его?

Кто из зверят грустный?

Как вы думаете, чем его можно развеселить?

3. Музыкальная игра «Жили у бабуси два веселых гуся»

Под русскую народную мелодию дети имитируют движения гусей .

Жили у бабуси два веселых гуся,

Один серый, другой белый, два веселых гуся!

Мыли гуси лапки в луже у канавки,

Один серый, другой белый спрятались в канавке!

«Ой», - кричит бабуся, «Ой, пропали гуси,

Один серый, другой белый,

Гуси мои, гуси»!

Выходили гуси, кланялись бабусе,

Один серый, другой белый, кланялись бабусе!

4. Рассказы детей

Педагог предлагает детям рассказать о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни.

5. Чтение стихотворения «Маленький ежик»

Педагог предлагает вниманию детей игрушку – ежика, читает стихотворение.

Маленький ежик,

Четверо ножек,

На спине листок несет,

Песенку поет:

«Туфты, туфты, туфты, туф –

На спине листок несу,

Самый сильный я в лесу,

Не боюсь саму лису».

Маленький ежик,

Четверо ножек.

На спине яблочко несет,

Песенку поет:

«Туфты, туфты, туфты, туф –

На спине яблочко несу,

Самый сильный я в лесу,

Не боюсь саму лису».

Педагог задает детям вопросы:

Как вы думаете, какие чувства испытывает ежик?

Кто может испугать ежика в лесу?

6. Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон» (А. Линдгрен)

Вопросы после просмотра:

Когда Малыш огорчался?

В каком эпизоде мультфильма Малыш радовался?

Чего испугались грабители?

Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста


План работы психологического кружка

«Мир эмоций»

Цель: снижение высокого уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева;

2. Установление взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми на основе партнерства и сотрудничества;

3.Раскрытие творческого потенциала ребенка, высвобождение его скрытых, энергетических резервов, а также нахождение им оптимальных способов решения своих проблем при помощи методов арт-терапии.

Отбор детей в группу осуществляется с помощью критериев определения агрессивности проективной методики «Рисунок несуществующего животного»; опросник выявления агрессивности у ребенка (Лавренгпьева ЕП., Тимаренко ТМ 1992г) для педагогов.

Ожидаемые результаты:

1. Снижение проявления признаков агрессивности в поведении детей;

2. Использование педагогами и родителями рекомендаций психолога в работе с детьми, имеющими признаки агрессивного поведения.

Методы работы с детьми по коррекции агрессивности

  1. Изотерапия:свободное рисование, драматизация свободных рисунков,

каракули, «страна Х» (коллективный рисунок).

  1. Сказкотерапия: сказки на актуализацию проблемы.
  2. Песочная терапия: создание песочного мира с использованием

предметов различной тематики (фигурки людей, животных, домов,

растения, природный материал и т.п.) .

  1. Мышечная релаксация, мимическая гимнастика, дыхательные упражнения.
  2. Игротерапия: игры, способствующие развитию эмоциональной саморегуляции.
  3. Музыкотерапия: музыка, позволяющая преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.
  4. Фототерапия: как дополняемое обсуждение слайдов и разными

видами творческой деятельности, включая изобразительное движение,

танец и т.п.

Перспективный план

Сентябрь

Диагностика агрессивности (разработанная американскими психологами М. Алворд и

П. Бейкке)

Цель: исследовать агрессивность детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Задачи:

1) Раскрыть внутреннее отношение ребенка к определенным ситуациям.

2) Дать косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками

И взрослыми в семье и детском саду.

Октябрь

Групповая работа:

«Мы вместе»

Цель:

Приобретение навыка игрового взаимодействия;

Раскрытие положительных черт характера;

Расширение ролевого диапазона;

Развитие более позитивной Я- концепции.

Ноябрь

Групповая работа:

«Советы Мудреца»

Цель:

Показать детям непродуктивность использования агрессии при общении;

Развивать положительные взаимоотношения между детьми;

Снижение уровня эмоционального напряжения с помощью арт- терапии /изо- терапия/

Укреплять чувство единства.

Декабрь

Групповая работа:

«В гостях у сказки»

/сказкотерапия/

Цель:

Расширение сознания ребенка;

Совершенствование взаимодействия с окружающим миром;

Обучение ребенка приемлемым способам снятия мышечного и эмоционального

Напряжения.

Январь

Индивидуальная работа:

«Кораблик- трясучка»

/игротерапия/

Цель:

Облегчение психологического страдания ребенка;

Развитие способности эмоциональной саморегуляции;

Восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок- взрослые», «ребенок- другие дети».

Февраль

Индивидуальная работа:

«Волшебный песок»

/песочная терапия/

Цель:

Проработка психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;

Отреагирование негативного эмоционального опыта в процессе творческого

Самовыражения;

Укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных

Отношений с миром.

Март

Групповая работа:

В мире музыки»

/музыкотерапия/

Цель:

Повышение самооценки на основе самоактуализации;

Развитие эмпатических способностей;

Установление и развитие межличностных отношений.

Дата

Мероприятие

Литература

03.03

«Музыкальные каракули» стр.84

10.03

«Дирижер»стр.86

17.03

«Свободный танец» стр.86

24.03

«Спонтанное рисование под музыку» стр.87

31.03

«Музыкальное общение» стр. 87

Апрель

Групповая работа:

«Развитие личностного общения»

Цель:

Снятие невербальной агрессии, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев;

Снять излишнее эмоциональное напряжение, направить энергию детей в нужное русло;

Обучить детей эффективным способам общения.

Дата

Мероприятие

Литература

03.04

Занятие со слайдами стр.94 /фототерапия/

М.В.Киселева «Арт- терапия в работе с детьми»

10.04

«Взлохмаченные человечки»

Стр. 85

С.В.Крюкова, Н.П. Слободянник

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

17.04

«Русские горки»стр.87

Май

Диагностика агрессивности (разработанная американскими психологами М.Алворд и П.

Бейкке)

Цель: исследовать агрессивность детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми, а также проследить динамику уровня проявления у детей агрессивного поведения.

Задачи:

3) Раскрыть внутреннее отношение ребенка к определенным ситуациям.

4) дать косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и детском саду.


Консультация для педагогов
Как развивать понимание эмоций у младших дошкольников


Подготовила: Старший воспитатель МБДОУ д/с № 65 «Буратино» А.В. Дорошенко


Согласно ФГОС ДО одно из направлений социально-коммуникативного развития, которое педагоги осуществляют в детских садах, - развитие эмоционального интеллекта дошкольника.
Основной компонент – эмоционального интеллекта – понимание собственных эмоций и эмоций других людей. Другой компонент – управление эмоциями.
Развитие эмоционального интеллекта дошкольника нужно начинать с развития понимания эмоций. Чтобы делать это обоснованно и системно, следует:
-обозначить основные направления работы по развитию понимания эмоций;
-определить те эмоции, с которыми целесообразно организовывать специальную развивающую работу в каждой возрастной группе.
Работа по развитию понимания эмоций у дошкольников складывается на основе психологических принципов:
-каждую эмоцию человек обозначает словами;
-эмоция выражается экспрессивными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией);
-эмоция возникает в конкретной ситуации.
Таким образом, педагог работает в трех направлениях.
Первое направление – обогатить речь детей словами, обозначающими эмоциональные переживания. Обогащение происходит, когда взрослый использует большой словарный запас, описывая свои переживания в конкретной ситуации. Так во время чтения и обсуждения произведения детской литературы педагог спрашивает у ребенка, что почувствовал персонаж. Получив ответ, он называет еще подходящий один оттенок эмоции.
Например: «Бабушка опечалилась и ей стало грустно», «Заяц обрадовался и наверное даже развеселился».
Второе направление – познакомить с экспрессией выражения эмоций. Ребенок или взрослый понимает эмоции другого человека:
-по мимике (выражению лица, движениям мышц лица);
-пантомимике (движениям частей тела);
-жестам (движениям рук);
-интонации (выразительности голоса, изменениям высоты, силы, темпа звучания речи).
Чтобы развить эту способность, педагог обращает внимание дошкольника на то, как выглядит человек (или литературный персонаж), испытывающий эмоцию. Так во время чтения он просит детей внимательно рассмотреть иллюстрации и описать их.
Например: «Лисенок радуется! Смотри как он улыбается, как взмахнул лапками, какие веселые у него глаза».
Когда персонаж попадает в эмоциональную ситуацию, педагог просит одного или нескольких детей показать, как это происходит. Остальные дошкольники в это время детально описывают ситуацию. Вспоминая эмоциональное событие из жизни, педагог показывает, как эмоция проявляется внешне.
Например: «Я помню какой печальной была бабушка. Она сидела, пригорюнившись».
Третье направление – познакомить с ситуациями возникновения эмоций. Эмоция – ситуационно зависимое переживание. Задача педагога – формировать у ребенка понимание того, что эмоция возникает в определенной ситуации. При изменении ситуации или ее восприятия эмоция может измениться.
В педагогической практике существует три способа, как познакомить ребенка с ситуациями возникновения эмоций:
-знакомить с ситуациями (опытом) реальных людей;
-формировать осознание собственного опыта;
-знакомить с ситуациями возникновения эмоций на примере героев детской литературы и мультфильмов.
В произведениях детской литературы эмоции персонажей зависят от конкретной ситуации и действий других лиц. Педагог спрашивает детей не только о том, что чувствуют персонажи, но и почему.
Например: «Ёж обижается, потому что заяц грубо к нему обращается».
Таким образом, путь понимания, «открытия» эмоций – это создание условий для того, чтобы ребенок связал эмоцию с конкретным словом и ситуацией, которая указывает на причину ее возникновения.
Организуя работу по развитию понимания эмоций, педагог должен знать, какие эмоции существуют и какие из них нужно развивать по обозначенным направлениям в каждой возрастной группе дошкольников.