Развитие зрительного восприятия посредством занятий по пластилинографии. Рабочая программа по пластилинографии для детей младшего возраста. Список использованных источников

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

1. Введение

Одним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом и к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева, и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И. М. Сеченов в своих работах отмечал, что «ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое».
Рассмотрим определения.
Моторика - это вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты.
Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Такие известные учёные как Е. И. Аркин, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь. Одним из наиболее интересных видов деятельности для ребёнка дошкольника является изобразительная деятельность. Она сочетает в себе рисование, лепку, аппликацию. Однако именно техника «пластилинография» соединяет в себе два направления изобразительной деятельности рисование и лепку.
«Пластилинография» от «графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, объемные или полуобъёмные на горизонтальной поверхности. «Пластилинография» подразумевает рисование таким материалом как пластилин, он мягок, пластичен, имеет обширную палитру цветов, которые, как и краски можно смешивать, накладывать, друг, на друга меняя оттенки цвета. Пластилин можно прилеплять, раскатывать, отщипывать, оттягивать, все эти приёмы мы используем в лепке и эти же приёмы необходимы при работе в технике пластилинография. Основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.
Итак, наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга, а пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук дошкольников.

2. Актуальность

Стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с января 2014 года рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребенка, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, возможность выбора детьми материалов. В целевых ориентирах ФГОС ДО обозначено, что ребенок уже в раннем возрасте должен уметь уверенно пользоваться такими предметами как ложка, расчёска, карандаш и стремиться проявлять самостоятельность. Однако, заметила, что некоторые дети с плохо развитой ручной моторикой неловко удерживают ложку, не правильно держат карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, поэтому, чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Некоторые ребята затрудняются раскатать кусочек пластилина, держать в руках кисточку, поэтому они равнодушно относятся к занятиям художественным творчеством: рисованием, лепкой, заранее предполагая отрицательный результат своей работы – все это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.
Поэтому, считаю, проблема развития моторики актуальна для ребят нашей группы. Выявление проблемы способствовало созданию комплекса занятий по пластилинографии, для развития мелкой моторики руки, интеллектуального развития дошкольников и развития речи. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующее предположение. Использование комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время с увеличением числа детей с нарушениями речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, проблему развития мелкой моторики рук следует считать актуальной и востребованной.

3. Цель и задачи

Цель: развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста с использованием комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии.
Задачи:
*Выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
*Учить детей основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание).
*Учить дошкольников работать на заданном пространстве.
*Учить детей принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
*Воспитывать умения аккуратной работы с пластилином.
*Мотивировать к участию в создании индивидуальных и коллективных работ.
*Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
*Развивать интерес к процессу и результатам работы.
*Создать условия в развивающей предметно – пространственной среде группы для развития творческих способностей детей.
*Поддержка творческой инициативы дошкольников.
*Привлекать родителей к совместной художественно – творческой деятельности и разработать информацию педагогического просветительского характера.

4. Образовательная деятельность с детьми

Пластилинография – это отличный способ весело и с пользой провести время, и кроме того – эффективное средство развития мелкой моторики руки.
Этапы введения пластилинографии, как средства развития мелкой моторики:
Этап 1. Знакомство с техникой пластилинография. Рассматривание картин и иллюстраций, выполненных в этой технике
Этап 2. Обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии
Этап 3. Самостоятельная творческая деятельность детей
Этап 4. Отслеживание результатов, рефлексия (вернисаж, выставка, галерея)

Чтобы работа в технике пластилинография была более эффективной, прежде всего, нужно заинтересовать детей, начинать работу следует постепенно от лёгкого к сложному. В процессе обучения пластилинографии не следует ставить перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Очень важно подкрепить их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Этап 1. Знакомство с техникой пластилинография
Начинаю знакомить детей с пластилинографией в младшей группе и включаю художественно – творческую деятельность в образовательный процесс, в свободное время в ходе режимных моментов. На начальном этапе дети познакомились с нетрадиционной техникой пластилинографией. Ребята рассмотрели картины и иллюстрации, выполненные в данной технике, узнали, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно для того, чтобы пластилиновая картина не потеряла форму, какие бывают виды пластилиновых работ. Обговорили, что необходимо для подготовки рабочего места, как сделать пластилин мягким, готовым к работе. Вместе разобрали правила техники безопасности при работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками, трубочками, крышечками. Поговорили о том, что после работы следует навести порядок на столе. Поиграли с пластилином, знакомясь с приемами пластилинографии: отщипывали пальчиками, надавливали на пластилин подушечкой указательного пальца; размазывали пластилин по поверхности основы от центра к краям контура. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. Итак, приступаем к работе в технике пластилинография.
Этап 2. Обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии
На этапе обучения ребята освоили правильную постановку пальцев, приемы пластилинографии, научились работать на ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка. Кроме того, ребята освоили следующие приёмы: размазывать пластилин , будто закрашивая рисунок, вливать один цвет в другой , путем слияния двух цветов получать новый цвет или оттенок. Для большей выразительности работ приступили к использованию природного материала и других вспомогательных предметов: бусинок, стразов, зубочисток, бисера, научились пользоваться стекой - печаткой. Следует отметить, что на данном этапе дети научились выполнять работы по образцу и действовать по словесному указанию воспитателя.
Этап 3. Самостоятельная творческая деятельность детей
Когда дети уже освоили приемы пластилинографии, они самостоятельно выбирают рисунок по сложности и сюжету, подбирают необходимые цвета и материалы, которые доступны детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности. Поддерживаю стремление, детскую инициативу, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов, выдумывание сюжета своей работы доставляет детям удовольствие.
Создание условий в развивающей предметно – пространственной среде группы
Важно создать условия в развивающей предметно – пространственной среде группы для того, чтобы самостоятельная образовательная деятельность дошкольника возникала по инициативе детей, с интересом, для пользы и развития мелкой моторики. Развивающая предметно – пространственная среда группы предполагает уголок, в котором имеется материал к самостоятельным занятиям нетрадиционной техникой пластилинографией для развития мелкой моторики руки.
Материал: цветной пластилин, картон, стеклянная, пластиковая основа.
Природный материал: семена клена, арбуза, тыквы, подсолнуха, крупы: фасоль, греча, рис, перловка, пшено.
Инструменты: стеки, палочки; возможно использование зубочисток, паст от шариковых ручек, трубочек для коктейлей, формочек, крышечек разного размера.
Оборудование: тканевые салфетки, доски для лепки, набор дополнительных аксессуаров для творчества: глазки, бусинки, бисер, пайетки, колечки.
Демонстрационный материал: образцы пластилиновых картин, поэтапное изображение, анимационные работы художников, выполненных с помощью пластилинографии.
Технические средства обучения: проектор, экран, музыкальный центр.
Развивающая предметно - пространственная среда выполняет ответственную функцию - она побуждает детей к самостоятельности, к развитию, формирует интерес, фантазию, воспитывает трудолюбие, аккуратность, усидчивость при выполнении работы.
Этап 4. Отслеживание результатов, рефлексия
Выполнив творческие работы, устраиваем вместе с ребятами в группе выставки и вернисажи, где дети рассматривают свои произведения, отмечают лучшие, подробно рассказывают о сюжете, о том, какими приемами выполняли работу, какими инструментами и материалами пользовались, что использовали для украшения, замечая, что в этот раз получилось лучше, чем в прошлый раз. Приглашаем на выставки детей и воспитателей других групп, родителей, самые лучшие работы выставляем на сайте детского сада. На этом этапе предлагаю детям сюжетно–ролевую игру «Картинная галерея», где мы с ребятами рисуем афишу, пригласительные билеты, подготавливаем места для зрителей, распределяем роли, назначаем экскурсовода, кассира, администратора галереи, и дети как настоящие экскурсоводы проводят показ творческих работ. В такой игровой форме дети научились выделять в своих работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Наблюдая, за тем как ребята охотно делятся впечатлениями, испытываю чувство удовлетворения и гордости за проделанную работу. Ребята научились не только правильно выполнять задание, но и отслеживать результат.

5. Работа с родителями

Мир современных технологий значительно облегчил жизнь сегодняшних детей, если раньше развитие мелкой моторики во многом протекало естественным путём, детям приходилось застёгивать пуговицы, завязывать шнурки - теперь существуют молнии, липучки. А ведь ещё не так давно, родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Поэтому, развитие навыков мелкой моторики, сегодня ложиться на плечи современных педагогов и родителей. Многие родители нашей группы отмечают моторное отставание у детей и проявляют озабоченность. Но, к сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме освоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому очень важно приобрести в лице родителей заинтересованных и понимающих партнёров. Для того, чтобы заинтересовать родителей начала с раздаточной информации педагогического просветительского характера в форме брошюр «Пластилинография – это интересно, весело, полезно!», далее оформила стендовую информацию на тему: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики». Организуя беседы, консультации, стараюсь показать, какую важность имеет своевременное развитие мелкой моторики руки. В работе с родителями применяю самые разнообразные формы работы.
1. Индивидуальные консультации
2. Родительское собрание
3. Стендовая информация
4. Родительская гостиная
5. Раздаточная информация (брошюра)
6. Совместная творческая продуктивная работа родителей и детей

Таким образом, родители чаще стали обращаться за советами по проблеме развития моторики детей, начали уделять время, заниматься и играть со своими детьми в развивающие игры, рекомендованные воспитателем. Придя в детский сад после выходных дней, дети рассказывают о совместной деятельности с родителями, приносят интересные работы в технике пластилинография и с удовольствием показывают их.

6. Результативность

С целью отслеживания результативности деятельности детей по развитию мелкой моторики средствами пластилинографии провела педагогическую диагностику в начале и в конце года, которая выявила положительные результаты работы. Результаты исследования показали положительную динамику в развитии мелкой моторики воспитанников в сравнении с предыдущими показателями.

7. Заключение

Целью моей работы явилось выявление возможностей использования комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии, как средства развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста.
Результатом выполненной работы считаю следующее:
1. На основе анализа психолого - педагогической литературы выявлены особенности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
2. Подобран комплекс художественно – творческой деятельности
3. Проведена диагностика развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
4. Предполагаемые возможности пластилинографии, как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста подтвердились.

Результаты позволяют говорить о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца. Детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, дается возможность выбрать подходящий на их взгляд материал, что соответствует стандарту дошкольного образования.
Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Перспектива видится в продолжении работы над развитием мелкой моторики рук средствами пластилинографии и создании комплекса художественно – творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Привлекает в рамках данной темы возможность в составлении коллективных лепных картин, в создании более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов, пластилиновых театров по мотивам знакомых сказок.

Список литературы

1. Веракса Н. В. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.-304 с.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий», 2007. – 96 с.
3. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография., 2008. – 52 с.
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007. – 72 с.
5. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007. - 111 с.
6. Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008. – 178 с.
7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – Издательство: Аст; Сова, 2006. – 94 с.
8. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010. – 96 с.
9. Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009. – 142 с.
10. Стародуб К. И. Ткаченко Т. Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003. – 54 с.
11. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на – Дону: Издательсво «Феникс», 2003. – 219 с.
12. Чернова Е. В. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006. – 48 с.
13. Шкицкая И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009. – 61 с.

Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развитие навыков мелкой моторики особенно важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Поэтому развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте –является одним из наиболее актуальных направлений.
Актуальность данной проблемы обоснована тем, чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, и тем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Недаром, В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев...». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Художественно – творческая деятельность выполняет также и терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом.
Программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» направлена на развитие ручных умений с раннего детства, развитие творческих способностей, развитие восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, дифференциацию движения пальцев рук.
Все это подготавливает руку ребенка к освоению такого сложного навыка, как письмо, чему способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.
Практическая значимость этой программы определена в трёх аспектах:
1. В комплексе развивается мелкая моторика детей младшего школьного возраста.
2. Представлен систематизированный материал по развитию тонко-
координированных движений рук, зрительно-пространственного
восприятия и памяти, мышление с выходом на развитие творческих
способностей у детей.
3. Предлагается диагностика по определению уровня развития мелкой
моторики и координации движения рук.
Программа разработана на основании программ Венгер Л.А. «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство), и авторской программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки», рассчитана на возможности детей 3-4 лет. Программа является модифицированной.
2. Цель и задачи программы «Пластилиновое чудо»
Цель Программы:
Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Образовательные задачи:
Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
Овладение основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
Формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Развивать сюжетно – игровой замысел.
Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Развивать интерес к коллективной работе.
Воспитательные задачи:
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Локальный компонент (компонент ДОУ) заключается:
 в решении задач художественно-эстетического развития ребенка, как отличительной особенности Образовательной программы развития и воспитания детей в детском саду, реализуемой в ДОУ – воспитание старательности, инициативности, способности видеть и чувствовать прекрасное;
 в особом внимании к развитию мелкой моторики ребенка.
 в выполнении социального заказа родителей во всестороннем развитии ребенка.
Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
4. Постановлением Главного государственного врача РФ от 15.05. 2013г №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»
5. Основной образовательной программой ДОО;
6. Уставом ДОО;
7. Положением о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной организации.

3. Отличительные особенности программы
Отличительными особенностями программы являются доступность в работе с материалом, пошаговые усложнения, раннее овладение приемам пластилинографии, доступность в восприятии детьми всех разделов программы, за счет элементарности построения занятия, смена видов деятельности обеспечивает интегрированный характер обучения. Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование тонкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты стимулируют желание заниматься определённым видом деятельности в течении продолжительного времени. Использование разнообразного арсенала конкретных методов и приёмов, направленных на эффективное ос¬воение навыков включающих выполнение тонких координированных движений руки дошкольников.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
1. Подготовительный

  • Освоить прием надавливания.
  • Освоить прием вдавливания.
  • Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
  • Освоить правильную постановку пальца.
  • Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
  • Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

  • Научиться не выходить за контур рисунка
  • Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
  • Использовать несколько цветов пластилина
  • Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
  • Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
  • Научиться доводить дело до конца
  • Научиться аккуратно, выполнять свои работы
  • Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
  • Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
  • Научиться действовать по образцу воспитателя
  • Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

  • Самостоятельно решать творческие задачи.
  • Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
  • Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

4. Возрастные особенности дошкольников и прогнозируемые результаты образовательной деятельности.
Обычно с трёх лет у ребёнка совершенствуется навык движений, параллельно улучшается их координация тонкая и грубая моторика. Поэтому ребёнок 3-4 лет готов к успешной заинтересованности деятельности. Ребёнок должен легко действовать с предметными материалами, перевоплощая их.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших до¬школьников имеет лепка.
Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспри¬нимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов
Техника – пластилинография, - доступна детям младшего дошкольного возраста и позволяет быстро достичь желаемого результат, внося определенную новизну в творчество детей, делая его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» рассчитана на занятия с детьми 3-4 лет, рассчитана на один год (вторая младшая группа). Занятие проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 32 занятия в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.
5. Режим занятий.
Количество занятий в неделю 1 15 мин
Количество занятий в месяц 4 60мин
Количество занятий в год 32 480мин

6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Требования к уровню подготовки воспитанников
Предполагаемый результат освоения программы.
К концу года дети должны знать и уметь:
Знать основные приемы пластилинографии: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.

Уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
Знать правила работы с пластилином.

Уметь доводить дело до конца.
Знать правильную постановку пальца.

Уметь самостоятельно выбирать рисунок для работы.
Знать последовательность выполняемых действий

Уметь работать на ограниченном пространстве
Уметь использовать несколько цветов пластилина.

Критерии оценивания:

Высокий уровень:

Ребёнок уверенно владеет приемами пластилинографии;

Умеет самостоятельно достигать цель;

Проявляет начало творческих способностей

Средний уровень:

Ребёнок не уверенно владеет приемами пластилинографии;

Недостаточная самостоятельность;

Замысел реализуется частично

Низкий уровень :

Ребёнок не овладел приемами пластилинографии;

Отсутствует самостоятельность, интерес;

Может действовать только с помощью взрослого.

7 . Учебно-тематический план.

Основные разделы программы

Кол-во

часов

1 Диагностика 2ч.
2 Растительный мир 6ч.
3 Рукотворный мир 11ч.
4 Животный мир 9ч.
5 Природные явления 4ч.
Всего часов: 18ч.
№ п/п № раздела программы

№ п/п

Наименование тем

Кол–во часов
Октябрь.
1 Диагностика 1
2 «Осенние листья» 1
5 «Тучка слезки проливает» 1
2 «Мухоморы» 1
Ноябрь
2 «Ветка рябины» 1
3 «Консервирование овощей» 1
3 «Светофор» 1
5 «Снежинки» 1
Декабрь.
5 «Узоры на окне» 1
3

«Снеговик»

(с элементами рисование)

1
3 «Новогодняя елочка» 1
4 «Шубка для зайчика» 1
Январь.
4 «Овечка» 1
4 «Цыпленок» 1
3

«Поезд мчится тук, тук, тук…»

(коллективная работа)

1
3

«Тили - бом, тили - бом загорелся Кошкин дом».

(элементами аппликации)

1
Февраль.
3 «Мячики для Тани» 1
3 «Воздушные шарики» 1
3 «Плывет, плывет, кораблик…» 1
3 «Быстрокрылый самолет» 1
Март.
2 «Ромашки для мамы» 1
5 «Солнышко» 1
2 «Арбуз» 1
4 «Сорокины подружки» 1
Апрель.
4 «Божья коровка» 1
2 «Цветочки» 1
4 «Бабочка» 1
4 «Красивая рыбка» 1
Май .
4 «Гусеница на листочке» 1
3 «Машины» 1
4 «Петушок, петушок золотой гребешок» 1
1 Диагностика 1
Наименование тем Базовый компонент Компонент ДОУ Региональный компонент

Октябрь

1.Диагностика

Выявление ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года

2.«Осенние листья»

3 .«Тучка слезки проливает»

Обучать детей к приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, «вливание одного цвета в другой»;

Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

4.«Мухоморы»

Ноябрь

5.«Ветка рябины»

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (худ. слово, иллюстрации); Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам родной природы -средствами худ. литературы;

6.«Консервирование овощей»

7.«Светофор»

Закреплять умение детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Обобщать представления детей об овощах, их характерных особенностях.

Закреплять понятия: светофор,

«красный цвет горит - идти нельзя», пешеход

8.«Снежинки» Декабрь

9.«Узоры на окне»

Закреплять приём – размазывания, использовать в работе различные приспособления: стеки, печатки.

Закрепить математические понятия: много-мало;

10.«Снеговик»

(с элементами рисование)

Продолжать обучать детей размазывать по всей основе не выходя за контур. Активизация словаря – снег, снеговик, большой, маленький

11. .«Новогодняя елочка»

Научить детей не выходить за контур рисунка;

уметь использовать дополнительный материал (блестки)

Закрепить математические понятия: большой-маленький.

12 «Шубка для зайчика»

Закреплять умение способом размазывания, видоизменять образ (летнюю шубку менять на зимнюю). Использовать стеку для создания пушистости.

Январь

13.«Овечка»

14.«Цыпленок»

Закреплять приемы раскатывания маленьких кружочков и надавливания.

Расширять знания о домашних животных, птицах Загадки о домашних животных, птицах края

15.«Поезд мчится тук, тук, тук…»

(коллективная работа)

Показать детям как прикреплять готовую форму на плоскости в соответствии со цветом (красный вагончик -красные колеса) Активизация речи детей: паровоз, мчится, блестящий.

16.«Тили - бом, тили - бом загорелся Кошкин дом».

(элементами аппликации)

Заинтересовать детей создавать изображения

предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков), с аппликационным дополнением (крыша-треугольник)

Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается

Февраль

17.«Мячики для Тани»

18.«Воздушные шарики»

Закреплять умение детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме, не выходя за контур, использовать несколько цветов пластилина.

Формировать умение повторять за воспитателем стихотворный текст.

19.«Плывет, плывет, кораблик…»

20. «Быстрокрылый самолет»

Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина; Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова

Март

21. «Ромашки для мамы»

22.«Солнышко»

23.«Арбуз»

Закрепить навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, тепло, солнце); Прививать любовь к природе родного края
24.«Сорокины подружки» Вызвать желание дополнять образ различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.) Учить называть части тела птицы.

Апрель

25.«Божья коровка»

26.«Цветочки»

Закрепить приемы размазывания подушечкой пальца и надавливания Развитие внимания при выделении мелких деталей (божья коровка – усики, голова, точки, цветочки – лепестки, стебелек, сердцевина, бабочка – усики, туловище, рыбка – плавники, хвост).

27.«Бабочка»

28. «Красивая рыбка»

Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище)

Рыбки (плавники, хвост, чешуя) посредством пластилинографии.

Май

29. «Гусеница на листочке»

Учить прикреплять готовую форму (диск) по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом) Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином
30. «Машины» Закреплять умение покрывать пластилином сложное по форме изображение Учить называть части машины. Познакомиться с обобщениями: грузовые, легковые

31.«Петушок, петушок золотой гребешок»

Показать детям как выкладывать «колбаски» из пластилина дугообразно из одной точки Формировать умения повторять за воспитателем стихотворный текст.

32. Диагностика

Выявление ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года

Структура занятий.

Структура занятий может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но обязательно включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональный настрой у детей, сосредоточить внимание на игровом персонаже, на необходимости ему помочь, на развитии игрового замысла. Во вводной части дети могут свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ воспитателя. Воспитатель в свою очередь использует различные приёмы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру.

В основной части детей усаживают за рабочий стол, непосредственно на месте воспитатель объясняет и показывает приёмы пластилинографии. Далее дети выполняют практическое задание – дорисовывание необходимых элементов в общей композиции (лучиков, капелек, ножек, иголочек и т.д.). При необходимости педагог помогает индивидуально, а также проводит физминутку.

В заключительной части дети встают, переходят на ковер или к мольберту. Воспитатель подводит итог занятия: детей хвалят за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту созданной композиции.

Пояснительная записка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилиновое чудо”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие « » имеет два смысловых корня: «гра­фил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется ис­полнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - , а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий кружка ”Пластилиновое чудо” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность . Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь . В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями , стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Цель и задачи

программы дополнительного образования

«Пластилиновое чудо»

Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:

Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

Учить работать на заданном пространстве.

Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать изобразительную деятельность детей.

Развивать сюжетно – игровой замысел.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Развивать интерес к коллективной работе.

На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача , закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях.

месяц

Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 2 до 4 лет).

Исходный уровень развития детей необходимых для качественного освоения детьми содержания данной программы:

- Перелистывает книгу, захватывая несколько листов одновременно; - рисует каракули; - снимает носки, ботинки; - сам одевает шапку.

Данная программа предусматривает два года обучения.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Научиться не выходить за контур рисунка

Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

Использовать несколько цветов пластилина

Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

Научиться доводить дело до конца

Научиться аккуратно, выполнять свои работы

Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

Научиться действовать по образцу воспитателя

Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Занятия проводятся 1 раз в неделю: 10 минут в 1 младшей группе; 15 минут во 2 младшей группе. Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук (приложение №1). Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Игровые приемы,

используемые на занятиях по дополнительному образованию.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам: -“Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности. -“Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. -“Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов. -""Познавательные"" занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе. - “Музыкальные занятия”.

Прогнозируемые результаты освоения детьми программного содержания:

- держит карандаш, стеку - печатку тремя пальцами; - проводит линию соединяющею две точки; - копирует квадрат; - самостоятельно расстегивает и застёгивает пуговицы; - режет ножницами; - владеет основными приемами по пластилинографии: (надавливание, размазывание, вдавливание); - видит и работает в заданном пространстве. Педагогический анализ усвоения детьми содержания программы разработан на основе диагностики , рекомендованной И.А.Скворцовым, Н.А.Ермоленко, Эрнст Й.Кипхард “Как развивается ваш ребенок”, “Показатели нервно - психического развития детей второго – третьего года жизни”, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л. Печерой, Г.В. Пантюхиной, изобразительной деятельности” (приложение №2).

Методы исследования:

- Наблюдение за выполнением работ - Ведение карты наблюдения за усвоением техники приемов пластилинографии - Анализ готовых работ - Диагностика

Обследование уровня развития ручных умений детей проводится два раза в год (октябрь, апрель) по следующим сферам:

Изобразительные умения детей;

Навыки самообслуживания;

Данные сферы основаны на конкретных умениях и навыках ребенка, наиболее точно характеризующих уровень развития ручных умений на определенном возрастном этапе (приложение № 3).

Формы подведения итогов

реализации программы по дополнительному образованию :

- выставки творческих работ для родителей; - открытые занятия; - результаты диагностики; - выступления на педагогических чтениях и др.

Учебно-тематический план.


Перечень разделов


Работа с родителями.

В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилиновое чудо» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

* Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.

* Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.

* Организованна систематическая работы родительского комитета.

Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы (Приложение №4).


Методическое обеспечение

к программе дополнительного образования «Пластилиновое чудо»


1. Абрамова Л.П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2003. 2. Агаян Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004. 3. Агаян Г.Г. Мы топали, мы топали. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004. 4. Анищенкова Е.С.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.:АСТ: Астрель, 2006. 5 .Бардышева Т.Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,1999. 6. Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.:ТЦ Сфера,2009. 7. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003. 8. Курнышева Л.Е. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001– (Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца»). 9. Куровский Дмитрий. Божий дизайн: Кисть человека - Статья из газеты “Разумный замысел “№5 - www.origins.org.ua 10.Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? – М.:Теревинф, 2006. 11.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144 12.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Рассия, 1979. – С. 192 13.Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007 14.Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Младший возраст – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007. 15.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.:ОЛМА Медиа Групп,2007. 16.Под редакцией Серебрякова Н.В.Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.:КАРО,2008 17. Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1 18.“Рука и разум” Отрывок из книги Паулы Лилльярд, и Линн Джессен (США) «Монтессори с самого начала» Перевод с английского Евгении Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен. - www.trening.montessoricity.ru 19.Самойленко Наталья. Как развивать малыша. - Журнал «Здоровая семья» - www. maminsite.ru 20.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Хардфорд,1996 21.Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008. 22. Янушко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М. Теревинф,2007. 23.Янушко Е.А.Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.:Мозаик – Синтез,2006.

Организация: Структурное подразделение «Детский сад №27 «Солнышко» МБОУ «СШ № 1 г.Вельска»

Населенный пункт: Архангельская область, Вельск

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мелкая моторика развивается в процессе таких видов деятельности, как сжатие, откручивание, закручивание, комкание бумаги, протягивание, нанизывание, выкладывание фигур из палочек, вырезание по контуру, лепка, раскрашивание и штриховка и т. д. используемые на занятиях по изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости: кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Родители сегодня не проявляют интерес к изобразительной деятельности. Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, не учат своих детей работе с изобразительным материалом, не развивают творческие способности своих детей. И как следствие дети приходят в детское учреждение со слабо развитыми навыками мелкой моторики. Одним из вариантов решения этой проблемы на мой взгляд является работа детей с пластилином, в частности такой вид художественной деятельности как пластилинография.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, вторая графия– создавать, рисовать». Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

Жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, данное искусство пленяет и очаровывает детей и легко воспринимается ими. Оно вносит в жизнь радость яркими, сочными красками.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною была взята тема по самообразованию «Развитие ручной умелости у дошкольников через пластилинографию» – основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Цель работы – совершенствовать и углублять изобразительные навыки, раскрывать творческий потенциал, развивать мелкую моторику рук ребенка с использованием пластилинографии.

Задачи:

1.Учить детей передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

2.Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

3.Учить работать на заданном пространстве;

4.Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;

5.Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

6.Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;

7.Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

При постановке задач предполагалось не только формирование у детей обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений, способности видеть и чувствовать красоту, но и развитие желание заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе, воспитание активности, инициативы, самостоятельности и именно творчества в процессе создания работ.

Свою работу строила по следующим принципам:

1. Принцип развивающего обучения.

Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития;

Дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Воспитывать у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность;

Закреплять у детей знания по световосприятию;

Развивать эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора.

Дать возможность самим решить, как будет оформлена их картина;

Дать возможность выбрать подходящий на их взгляд материал.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения.

Признание ценности личности каждого ребенка и на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход.

5. Принцип интеграции.

- образовательных областей;

Видами изобразительного искусства;

Видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование и т.д.).

6.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта

Обогащение активного и пассивного словаря детей;

Вооружить ребенка способом деятельности, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Для поддержания у детей постоянного интереса к пластилинографии решила применять разнообразные методы и приёмы обучения:

  • предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях;
  • обыгрывание предметов;
  • анализ предмета с помощью осязательно-двигательного обследования;
  • словесное описание предмета;
  • узнавание предмета по словесному описанию и по незавершённому изображению.

Во многом результат работы детей зависит от их заинтересованности, поэтому старалась активизировать внимание детей, побудить их к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Для этого я использовала:

Дидактическую игру, которая является одним из основных видов деятельности детей;

Сюрпризный момент (в гости приходил любимый герой из сказки, кукла и др.);

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, тем, кто младше, им важно почувствовать себя значимыми;

Музыкальное сопровождение.

Процесс рисования пластилином сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами (физминутки, дидактические игры).

Кроме того, старалась живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.

При организации занятия учитывала индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них навыков пластилинографии (старалась, чтобы задание было понятно и доступно). В процессе обучения лепке использовала полный показ всех приемов с объяснением. Работу проводила в виде подгрупповых занятий и как совместную деятельность взрослого с ребёнком (с детьми, которые совсем не владели техническими и изобразительными навыками). Иногда использовала частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения.

На протяжении всей работы, в процессе обучения пластилинографии обращала внимание детей не только на техническую, но и на выразительную сторону этой деятельности. Учила детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания в декоративном узоре, пластичность формы в лепке

На таких занятиях, несомненно, царила атмосфера увлеченности, где происходило совместное творчество взрослого и ребенка. Если надо я подсказывала, а если ребенок настаивал на своем выборе - прислушивалась к его доводам. При этом я руководила и направляла деятельность детей, а не заставляла.

Свою работу начала с того, что подобрала методическую литературу, выбрала пособия «Пластилинография для малышей» (автор Г.Н.Давыдова), а также «Пластилиновая живопись» (автор Т.Н.Яковлева) и др.

Для освоение детьми нетрадиционной техники «пластилинография» создала условия для ознакомления с новой нетрадиционной техникой, обеспечивая предметную среду для деятельности детей, изменяя и дополняя ее, используя дополнительные природные материалы (ракушки, камешки, перья, семена), различные «сыпучие» вещества (разнообразные крупы, сахар, соль, макаронные изделия) и бросовые (бисер, бусины, пайетки) материалы используемые для создания определенных эффектов, придающих выразительность образу и неповторимость всей работе, а также трафареты и картон разного цвета с нанесенным контурным рисунком и без. Так чтобы дети могли при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы.

На занятиях по лепке учила правильно использовать пластилин, раскрывать его изобразительные возможности. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Познакомила с первоначальными приёмами рисования пластилином:

Скатывание (отщипывание маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками);

Раскатывание пластилина в форме цилиндр;

Сплющивание;

Слепление деталей друг с другом.

Во время лепки из пластилина учила детей работать сразу всеми пальцами.

В этой технике дети выполнили следующие работы: «Колечки», «дом для Жучки», «Улитки». Дети изображают ягодки, снег, праздничный салют.

Основными способами создания изображения являются надавливание и размазывание пластилина по плотной основе. Сначала научила детей приёму надавливания (рис. «Подарок маме», «Снеговик»). Учила детей надавливать на пластилин в середине. и размазывать его к краям, равномерно распределять по форме, параллельно учила работать с пластилином нескольких цветов.

Затем, когда дети освоили этот приём, познакомила детей с приёмом размазывания. При размазывании пластилина на плоскости обращала внимание детей на то, чтобы пальчик ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца и не царапал пластилин ногтями (рис. «Новогодняя ёлочка»).

Когда дети овладели приёмами надавливания и размазывания, объединила их (рис. «Осенние цветы», «Фрукты»). Дети учились размазывать пластилин от центра к краям равномерно распределять по форме, параллельно учила работать с пластилином нескольких цветов.

Некоторые композиции с использованием пластилинографии делаем на заранее тонированных самими детьми листах картона.

Создавать коллективные творческие работы в технике «пластилинография» на большом формате дошкольникам сложно. Наносить пластилиновый слой на всю площадь основы для создания фона – это утомительный, трудоемкий процесс, и дети могут потерять интерес к творческой деятельности. Поэтому я создаю подмалевок: акварельными или гуашевыми красками (цветными карандашами, восковыми мелками) рисуем небо, землю, море, дальний план – в соответствии с замыслом. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, основу ламинирую прозрачным скотчем. Это поможет избежать жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче. Дети в пластилине выполняют отдельные части картины: цветы, листья, ягоды, деревья, природные явления и прочие детали круглых или овальных форм, скатывают из пластилиновых шаров и слегка расплющивают пальцами, а затем размазывают – растягивают по поверхности листа до нужных размеров.

Знания полученные на занятиях по другим видам продуктивной деятельности переносила для самостоятельного применения в пластилинографии. Например умение создавать декоративные рисунки по образцу с элементами народной росписи (дымковская, филимоновская). Здесь большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.

В самостоятельной деятельности дети использовали для своих работ трафареты. Его накладывали на подготовленную основу и заполняли ее пластилином. Когда трафарет был полностью заполнен, его убирали с основы – получался готовый рисунок. Его дополняли деталями. При нанесении штрихов, точек, линий заостренной палочкой изображение становилось красочней.

Повышению интереса к продуктивной деятельности способствовал такой прием – изготовление рисунков в подарок для особо значимых лиц (мам, пап, бабушек, других родственников), Деда Мороза и Снегурочки, других гостей. Такой прием стимулировал общую активность ребенка, позволял ребенку проявлять себя с лучшей стороны, формировал некоторые особо значимые качества личности (отзывчивость, сочувствие, умение поддержать).

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Я использовала наглядные папки-передвижки. Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье, консультации по пластилинографии, содержащие советы и рекомендации по этой теме были подготовлены выставки детских рисунков по пластилинографии для родителей.

Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы.

Родители принимали участие в итоговом занятие по теме «Моя семья», в котором одним из элементов являлась пластилинография.

В процессе работы родители стали непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в содружество дошкольного учреждения и семьи, что позволяет родителям реализовать свои способности и таланты, актуализирует в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

В дальнейшем планирую научить детей смешивать цвета для получения более светлого или темного оттенка, освоить прием «вливания цвета в цвет».
Далее нацелена на обобщение полученных знаний, умений и навыков, привести их в единую целостную систему. Подразумеваю комбинирование известных способов деятельности с новыми, поиск альтернативных решений.Дети овладеют всеми доступными для дошкольников нетрадиционными приемами изображения, составляя более сложные рельефные композиции. Научить детей лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, передавая их характерные особенности. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении. Развивать у детей чувство композиции. Детей познакомить с витражным способом обратной пластилинографии. В цветовом решении детей научить получать «эффект мраморности», делать пластилиновый фон для работы. Использовать для наглядности модели, схемы, алгоритмы. В старшем возрасте для творческих заданий можно предложить темы, увеличивая количество объектов изображения: “Натюрморт”, “Летняя поляна”, “Иллюстрация любимой сказки”, “Цирковое представление”, “Пейзаж”и другие.

Из опыта проведенных занятий, можно с уверенностью сказать, что главный итог - необыкновенное ощущение радости детей и взрослых и большое желание вновь встретиться для работы с этим художественным материалом. Ведь даже те, кто не всегда удачно выполнял рисунки или не совсем любил рисовать работал с большим воодушевлением. Результат, как правило, отличный - все творческие работы получаются великолепными. Ребята довольны.

Результатом продуктивной деятельности по пластилинографии явились:

Выставки творческих работ для родителей, выполненные в технике рисования пластилином;

Коллективная художественная лепка: «Новый год», «Цветы для мамы», «Весна», «Дымковская барышня», «Айболит спешит на помощь», мобиль «Птицы».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» Москва 2008г

2. Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись» Москва 2008г

3. Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы» Москва 2008г

4. Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей» Москва 2008г.