Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна и питания в садике. Режим дня дошкольника консультация (младшая группа) на тему Рациональный режим дня дошкольника строится на основе

». Консультация для родителей

Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность – это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной потерей (тратой) нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребёнка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологической точки зрения это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся её поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью, остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционирующих участков коры головного мозга.

В течение суток активность и работоспособность ребёнка не одинаковы. Их подъём отмечается от 8 до 2 часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной приходится на 14-16 часов. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребёнка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается.

Наилучшие показатели работоспособности отмечается во вторник и в среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное возрастные утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80 % времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребёнку присуща потребность в активных движениях. Увеличение длительного компонента и рациональное распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Сон. Как бы целесообразно ни строился режим – с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребёнка неизбежно снижается, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

Изучение физиологов сна выявило, что он неоднороден, а состоит из двух сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного более продолжительная (около 75-80 % всей длительности сна) это фаза глубокого сна (без сновидений, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут.

Вторая фаза – быстрый сон - это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации поступившей за день, её анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти.

Для 3- х летних - 12 часов 50 минут;

Для старших дошкольников – 12 часов.

Ночной сон – 10 часов 30 минут – 10 часов 15 минут.

Дневной – 2 часа 20 минут – 1 час 45 минут.

Здоровая усталость – предпосылка хорошего сна.

Процесс засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Полумрак, приглушенные звуковые раздражители, опорожненный кишечник и мочевой пузырь, тёплый душ или ванна, удобная чистая пастель, ласковое обращение с ребёнком способствуют нормальному засыпанию.

Приём пищи. Обязательным компонентом режима является приём пищи, который организуется с учётом перерывов между завтраком, обедом, полдником – ужином в пределах 4 часов. Строгое соблюдение установленных часов приёма пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании пищи и после её приёма - это способствует утомлению.

Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных упражнениях и полном расслаблении.

www.maam.ru

Каким должен быть режим дня ребенка дошкольного возраста?

Вероятно, пока ваш ребенок был мал, вы уже поняли все несомненные достоинства режима дня. Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребенка, то он легко к нему привыкнет. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление, создает условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребенка легко подчиняться семейному распорядку.

Каким должен быть режим дня ребенка дошкольного возраста?

Режим дня ребенка дошкольного возраста отличается от тех режимов, что были в более раннем возрасте. Ребенок растет; ему все меньше требуется времени для сна и все больше для различных занятий.

В три года ребенок должен спать около 13 часов, включая 2-часовой дневной сон. В четыре-пять лет суммарный суточный сон будет составлять порядка 12 часов, причем ребенок должен спать около 10 асов ночью и около 2 часов днем.

Наиболее полезен дневной сон на воздухе, но организовать его практически не всегда возможно. Поэтому в большинстве случаев приходится укладывать малыша спать и днем и вечером в помещении. Комнату перед сном обязательно проветривают.

Во время сна, если позволяют условия, целесообразно оставить открытым окно или хотя бы форточку.

Заботясь о длительности и глубине сна, следует сохранять тишину в комнате ребенка: выключить яркий свет, радио, не включать телевизор, громко не разговаривать, не выполнять шумную домашнюю работу. Кратковременный или поверхностный сон не обеспечивает детскому организму необходимого отдыха.

Сон ребенка дошкольного возраста

Сну должна предшествовать определенная подготовка . Необходимо предложить ребенку опорожнить кишечник и мочевой пузырь (дети дошкольного возраста должны это делать самостоятельно) . Малыш должен умыться перед ночным сном и почистить зубы.

Укладывая его спать, нужно проследить, чтобы снятая одежда была аккуратно сложена, надета пижама (ночная рубашка) . Часто наиболее удобной оказывается поза на правом боку с левой рукой поверх одеяла. Затем малыша оставляют одного, не ожидая, пока он уснет.

Дети дошкольного возраста, как правило, засыпают быстро. Чтобы ребенок скорее засыпал, можно поддерживать такой ежедневный ритуал, как чтение короткой сказки, пение колыбельной, прослушивание любимой детской песенки.

Ночной сон у детей обычно глубокий, и строгое соблюдение тишины в соседних комнатах необязательно. Ребенок не проснется, если негромко включить радиоприемник или телевизор.

Следует иметь в виду, что подвижные игры перед сном затрудняют засыпание. За 30–40 минут до сна надо занять малыша спокойной деятельностью: рассматриванием или раскрашиванием картинок, рисованием.

Некоторые дети спят беспокойно, мечутся в постели, порой гримасничают, причмокивают губами, приоткрывают глаза или разговаривают. Беспокойный сон ребенка может быть связан с психическим переутомлением малыша, длительным просмотром перед сном телевизионных передач, острой пищей за ужином или неблагоприятными для сна условиями (жарой, неудобной постелью или ночной одеждой) . Порой причиной беспокойного сна являются сновидения.

Считают, что сновидения появляются у детей после двух лет и обычно отражают пережитые ими события, страхи, боязнь наказания. Если страшные сновидения бывают причиной беспокойного сна ребенка изредка, это не должно беспокоить родителей. При частом их повторении лучше обратиться за советом и помощью к детскому врачу.

Ориентировочный распорядок дня дошкольника включает следующие составляющие (в порядке следования друг за другом) :

  • утренняя гимнастика, водные (и закаливающие) процедуры, туалет – 1 час;
  • завтрак – 30 минут;
  • игры или помощь маме по хозяйству: для ребенка трех лет – 20 минут с небольшими паузами; для ребенка четырех-пяти лет – 20 минут без перерыва;
  • прогулка – 2 часа;
  • возвращение домой, игры, общение – 20–25 минут;
  • обед – 30 минут;
  • дневной сон: для ребенка трех лет – 2 часа 20 минут; для ребенка четырех-пяти лет – 2 часа 10 минут;
  • пробуждение, полдник, не очень подвижные игры – 1 час;
  • прогулка – 1 час 20 минут;
  • возвращение с прогулки и игры с родителями или с другими членами семьи – 30–40 минут;
  • ужин – 30 минут;
  • спокойные игры, не требующие большой сосредоточенности – 30–40 минут;
  • сон – не менее 12 часов.

На основании предложенной схемы можно составить индивидуальный режим дня для ребенка с учетом распорядка в семье и индивидуальных особенностей ребенка.

Подробней www.medmoon.ru

Режим дня дошкольников

КАЖДОМУ РЕБЕНКУ - СВОЙ РЕЖИМ!

Каждый малыш нуждается в определенных условиях воспитания , которые едины для всех возрастов, но содержание их меняется по мере того, как он подрастает. Одним из этих условий является правильная организация режима, отвечающего возрасту ребенка.

Если сон, кормление, прогулки, занятия, купание и др. изо дня в день проводятся в одно и тоже время, то организм приспосабливается к такому распорядку. Правильный режим – основа жизни ребенка, главное условие сохранения его здоровья.

Возраст до 1 года

Известно, что режим способствует созданию у детей уравновешенного, бодрого, эмоционально положительного состояния. В первые два месяца после рождения ребенок спит и бодрствует в кроватке, с третьего – его лучше выкладывать в манеж.

Очень важно, чтобы малыш ежедневно бывал достаточное время на свежем воздухе. Лучше всего, если в этих условиях вам удастся организовать дневной сон. С возрастом малыш уже меньше спит, больше бодрствует, сокращается число необходимых кормлений.

И в связи с этим постепенно усложняется его режим. Не забывайте о том, что каждый ребенок индивидуален, и в зависимости от установившегося времени пробуждения после ночного сна возможны и различные варианты режима. Однако при переходе с одного режима на другой, при введении прикорма и закаливания всегда придерживайтесь следующих правил: соблюдайте последовательность режимных процессов - сон, кормление, бодрствование; учитывайте реакцию малыша на все новое, что вы ему предлагаете; изменяйте режим постепенно, но настойчиво.

Вариантов режима у детей до 1 года несколько.

Мы предлагаем примерные варианты режима ребенка в 9-12 месяцев.

Элементы режима

новостигороскопы 2016сонникгаданияименатестыпсихологияздоровьекрасотадомлюбовьденьгидосугопрос

ЛЕЧЕБНИК

Болезни: симптомы и лечение || Медицинская энциклопедия AstroMeridian.ru » ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ (вакцинация, питание) » Физиотерапия, режим дня и гигиена » Какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста

Какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста

Для здоровья и нормального развития детей дошкольного возраста необходимо соблюдать правильный режим дня. Известно, что в возрасте 5–7 лет дети могут сохранять активное внимание лишь в течение 15 мин, в 8–10 лет – 20 мин, в 11–12 лет – 25 мин.

Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа. Итак, какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста?

Правильное формирование режима дня ребенка создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка.

В дошкольном возрасте проводится большая работа по подготовке детей к обучению в школе , поэтому режим строго дифференцируется с учетом возрастного состава и индивидуальных особенностей психики каждого ребенка.

Правильный режим дня детей дошкольного возраста

В режиме дня детей 3–4 лет предусматривается сон в течение 12–12,5 ч (из них 2 ч одноразовый дневной) , пребывание на воздухе зимой не менее 3–4 ч, а летом – весь день.

Режим дня детей дошкольного возраста 4-5 лет. В режиме детей 4–5 лет длительность сна сохраняется без изменений, в то же время длительность организационных занятий увеличивается на 15–20 мин, характер их несколько усложняется.

В режиме детей 5–7 лет на сон отводится 11,5 ч ночью и 1,5 ч днем. В течение дня проводится 2 занятия. 1-е продолжительностью 25–30 мин, 2-е – 15–20 мин с перерывом 10 мин.

При этом занятия приобретают характер обучения.

Все свободное от занятий время, исключая время приема пищи и сна, должно отводиться играм и прогулкам на свежем воздухе.

Особое место занимает режим дня школьников. Рациональный режим обучения должен отодвигать наступление утомления учащегося и предупреждать быстрое снижение работоспособности во 2 половине учебного дня.

Почему правильный режим дня важен для развития ребенка

Решение задачи формирования режима дня ребенка возможно достичь:

1) правильной организацией урока;

2) нормированием общего количества ежедневных и еженедельных уроков;

3) регламентацией продолжительности уроков и перемен;

4) рациональным построением занятий;

5) использованием каникул;

6) организацией рационального питания в течение учебного дня.

У младших школьников первая сигнальная система по сравнению со второй развита сильнее, поэтому для сохранения работоспособности необходимо широко использовать представление наглядного учебного материала.

Известна следующая предельная учебная нагрузка школьников в неделю: 1–3-й класс – 24 ч; 4-й класс – 27 ч; 5–7-й класс – 29 ч.

Это используется, как известно, в целях регламентации нагрузки, ее перераспределения в течение недели и года. Заболеваемость и профилактика

Дошкольный возрастной период характеризуется тем, что из заболеваний на первом месте по частоте стоят инфекционные, определяемые широкими контактами детей, а также болезни органов дыхания. Однако заболевания у детей этого периода, как правило, имеют доброкачественное течение.

Режим дня детей младшего школьного возраста

Период младшего школьного возраста характеризуется тем, что ребенок теперь меньшее время проводит на воздухе, периодически нарушает режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику.

В этом возрасте число обращений за врачебной помощью минимально, но в результате врачебных осмотров выявляются у детей изменение зрения, нарушение осанки, кариес зубов. Остается высокой частота инфекционных заболеваний, а также желудочно-кишечных, сердечных и аллергических болезней. Существенно увеличивается число детей с избыточным весом.

Основными профилактическими мероприятиями для многих заболеваний являются процедуры связанные с личной и общей гигиеной, физической культурой, закаливанием.

В частности, известно, что соблюдение гигиенических требований к школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для работы органов зрения, и наоборот – мелкий шрифт, плохая печать влекут за собой повышение внутриглазного давления, преждевременное утомление зрительного анализатора и служат основной причиной развития близорукости. Не меньшее значение имеют размеры и четкость шрифта, минимальная высота которого установлена 1,75 мм в учебниках для старших классов и 2,1–2,4 мм в учебниках для младших классов.

Большое значение в формировании опорно-двигательного аппарата имеет детская мебель. Несоответствие детской мебели росту и пропорциям тела может приводить к напряжению определенных мышц спины, шеи, конечностей, что вызывает утомление и может служить причиной нарушения осанки (асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы) .

Важным средством профилактики здоровья школьников является организация медицинского контроля в виде ежегодного профилактического медицинского осмотра.

Физическая активность и закаливание детей

Физическая активность имеет значение как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии) , так и для сохранения и укрепления здоровья каждого человека. При этом уровень и вид физических нагрузок определяет в некоторых случаях врач: после перенесенных инфекционных заболеваний, при возникших признаках асимметрии тела и др.

Наряду с физкультурой и спортом прекрасным средством профилактики заболеваний и укрепления физического и психического здоровья является закаливание.

Основные гигиенические правила закаливания предусматривают: постепенность увеличения закаливающих нагрузок; последовательность перехода от одной процедуры к другой с более сильным воздействием; регулярность и систематичность; комплексность (сочетание различных природных факторов) ; учет индивидуальных особенностей организма.

Наиболее доступным закаливающим средством является воздух. Поэтому закаливание рекомендуют начинать с воздушных ванн; продолжительность их при температуре воздуха 15–20 °C сначало не должна превышать 20–30 мин. Затем продолжительность постепенно (ежедневно на 5–10 мин) увеличивают до 2 ч.

Более сильной закаливающей процедурой являются солнечные ванны. Для солнечной ванны благоприятны утренние часы: на юге – до 11 ч, в средней полосе – до 11–12 ч. Продолжительность солнечной ванны в начале не должна превышать 5–10 мин.

Длительность процедуры, прибавляя по 3–5 мин, можно довести до 30–40 мин.

Вода отличается наиболее сильным закаливающим эффектом. Благотворно влияют на организм различные водные процедуры (обтирание, обливание, души, ванны, купание в водоемах) . Закаливание водой обычно рекомендуют начинать с обтирания как наиболее мягко действующей процедуры.

Через 2–3 недели, когда приобретена некоторая привычка при помощи обтирания, переходят к другой, более интенсивной процедуре – обливанию.

Закаливанию способствуют и такие процедуры, как ванны для стоп, хождение босиком. После хождения босиком необходимо тщательно мыть ноги водой комнатной температуры с мылом и проводить 2–3-й минутный массаж.

Подробней на сайте www.AstroMeridian.ru

Режим дня детей дошкольного возраста | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Одним из важных факторов физического воспитания ребёнка является режим дня.

Режим дня – это специальная организация жизни ребёнка дошкольного возраста, которая чередует активную и пассивную деятельность ребёнка.

Для полноценного физического развития ребёнка очень важно чередование активной и пассивной деятельности. Благодаря этому ребёнок не утомляется, а также, если режим дня постоянно соблюдается, ребёнок всегда знает, чем он будет заниматься, ориентируется во времени.

Кроме того, у детей, которые живут без привычного уклада жизни, т.е. не по режиму дня часто встречается нарушение дисциплины, наблюдаются моменты непослушания. Благодаря организованному режиму дня у ребёнка формируются определённые формы поведения, т.е. появляются привычки, что очень важно в воспитании дошкольника. Ведь Вы можете предсказать поведение Вашего ребёнка, можете прогнозировать его реакции на то или иное событие, а также Вы сами можете строить свой режим дня и планировать ту деятельность, которой Вам необходимо заняться.

Конечно, сколько людей, столько и мнений. И я от многих слышала о том, что режим дня – это индивидуально для каждого ребёнка, что существуют дети «нережимники», которые не могут жить по режиму, которые устанавливают его себе самостоятельно, подстраивая тем самым под него маму. Но на мой взгляд необходимо хотя бы чуть-чуть придерживаться хоть какого-нибудь распорядка дня, и Вы увидите, что стало легче справиться с ребёнком, распределить своё время, что-то успеть сделать.

Идеальный режим дня для ребёнка от 1,5 до 7 лет .

7.00 – Подъём ребёнка, утренний туалет, утренняя гимнастика.

Чтобы ребёнок просыпался в хорошем настроении не следует его будить истошным криком о том, что уже пора вставать, или толкать его в бок. Лучше всего подъём ребёнка начать с потешки или пестушки, которую необходимо произносить ласково. Например,

Мы проснулись, потянулись,

Подробней на сайте nashidetci.ru

Режим дня детей дошкольного возраста

Дошкольное развитие, Здоровье

Огромное значение для ребёнка, особенно для его физического и эмоционального развития, имеет распорядок дня. Одно и то же, ежедневное время для еды, сна, прогулок, занятий и игр - это отличная составляющая для правильного воспитания детей.

Распорядок дня - это правильное распределение периодов бодрствования и сна, приёмов пищи, различных оздоровительных процедур, занятий и какой-либо деятельности детей. Строгое выполнение даёт такие положительные качества, как бодрость, жизнерадостность, хорошее настроение и т.д. Запаздывание сна, прогулок, еды и игр достаточно плохо сказывается на состоянии ребёнка, а особенно на нервной системе.

В первые 3 года, распорядок дня у ребёнка меняется несколько раз. Он обязан подчиняться основным критериям воспитания детей дошкольного возраста, способствовать правильному развитию и росту, развитию двигательных способностей, укреплению здоровья, а также становлению речевых возможностей.

Режим дня детей дошкольного возраста -Работоспособность и бодрствование

Режим дня для детей дошкольного возраста также строится, учитывая особенности нервной системы, которая всё ещё уязвима и неустойчива.

Отличная работоспособность в течение всего дня гарантируется различными видами деятельности, а так же их правильными чередованиями.

Все физиологические процессы, происходящие в организме ребёнка, имеют свои биологические ритмы, они подчиняются единственному суточному ритму, это смена дня и ночи. Работоспособность ребёнка дошкольного возраста, в течение суток разная. Она отмечается с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов, а период, когда ребёнок менее активен, приходится на 14 – 16 часов. Поэтому занятия, которые больше всего утомляют ребёнка, должны приходиться на первую половину дня.

Работоспособность отличается и в течение всей недели. В понедельник она мала, так как после двух выходных, ребёнок адаптируется к режиму детского сада, а, как правило, в домашних условиях никакие режимы не соблюдаются.

Самые лучшие показатели работоспособности наблюдаются во вторник и в среду, а в четверг уже уменьшается. В пятницу достигает минимальных показателей. К концу недели все дети, чаще всего, становятся замученными и уставшими.

Количество отрезков бодрствования у детей дошкольного возраста достигает 5-6 часов, именно поэтому необходимо чередовать сон и бодрствование.

Ребёнок, который с самого раннего детства привык к соблюдению режима, в течение всей последующей жизни, его охотно выполняет. Ему практически никогда не приходит в голову, отказаться идти спать, когда наступает нужное для сна время.

Если малыш лёг в 9 часов и в течение получаса уснул, то утром, его не нужно будить, он проснётся сам достаточно бодрым и весёлым. В обеденное время, родители не тратят много времени для того, чтобы уговорить ребёнка сесть за стол. Всё начинается и заканчивается вполне спокойно и без истерик.

Режим дневного и ночного сна для детей дошкольного возраста

В течение 4 лет, режим меняется не так значительно. Немного уменьшается режим дневного сна. Но, ни в коем случае нельзя забывать о том, что ребёнок в дошкольном возрасте во сне нуждается намного больше, чем взрослый человек.

До 5 лет в сутки нужно спать от 12-12, 5 часов, 5-6 лет – от 11,5-12 часов. 10-11 часов ночью и 1,5-2 часа – днём.

Ночной сон – с 9 вечера до 7 утра или с 9,30 вечера и до 7,30 утра. Днём режим сна детей дошкольного возраста начинается в 13 или 13,30. Ребёнок не должен просыпаться позже 15,30. Шесть часов у ребёнка остаётся на то, чтобы поиграть и побаловаться вдоволь, а после этого почувствовать потребность в отдыхе.

Прежде всего, выполнение режима должно войти в привычку. Ребёнку, обычно, очень хочется каким-то образом закончить то, что он начал (это может только радовать) . Именно, поэтому необходимо заранее, за 10-15 минут, предупредить ребёнка о том, что через некоторое время он должен идти спать. А когда нужное время наступит, необходимо твёрдо настаивать на том, чтобы малыш не мешкал.

Читайте так же:

Режим дня для детей

16.30-18.30 – прогулка, самостоятельная деятельность, уход домой 18.30-19.30 - дома, прогулка с детьми. 19.30-20.30 - возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры. 20.30-6.30 - ночной сон.

Питание

Нужно давать детямпорцииеды, соответствующие возрасту. Также нельзя допускать больших промежутков между приемами пищи. Беспорядочное питание,переедание, большие перерывы в еде или частые «перекусы» способствуют развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Сон

Вместо сна можно просто спокойно отдохнуть - полежать, почитать книгу или поиграть в спокойные игры. Постоянноенедосыпаниеотрицательно сказывается на работоспособности и настроении ребенка и плохо влияет на состоянии центральной нервной системы.

Прогулки, активные игры

Регулярные прогулки на свежем воздухе также являются элементом закаливания. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечнососудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекциям.

Занятия

Режим дня дошкольника

Режим дня дошкольника – это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток для ребенка дошкольного возраста.

Соблюдение режима позволяет четко организовать жизнь ребенка и помогает его организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое. Регулярное повторение ритма дня, включающего сон, принятие пищи, прогулки, занятия в одно и то же время благоприятно влияет на развитие и здоровье ребенка дошкольного возраста. Поэтому врачи рекомендуют родителям организовывать правильный режим дня для своих детей.

Примерный режим дня

6.30 - 7.00 - дома: подъем, утренний туалет. 7.00 - 8.00 - в дошкольном учреждении: прием детей, самостоятельная деятельность. 8.00 - 8.50 –зарядка, подготовка к завтраку, завтрак 8.50 - 9.00 - самостоятельная деятельность 9.00 - 9.15 - 10.00 – образовательная деятельность 10.00 - подготовка к прогулке 12.00-12.30 - возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду 12.00-13.00 - обед 12.30-13.00 - спокойные игры, подготовка ко сну. 13.00-15.00 - дневной сон. 15.00-15.15 - постепенный подъем, зарядка, самостоятельная деятельность. 15.15-15.25 – полдник.

Режим дня дошкольника - WomanWiki - женская энциклопедия

Если ребенок ходит в детский сад, то его режим примерно соответствует данным рекомендациям (кроме ужина, который в детском саду бывает рано) . Для детей, не посещающих садик, врачи также советуют придерживаться данного распорядка дня. Дети быстро привыкают к режиму дня и благоприятно на него реагируют.

Чем меньше ребенок, тем комфортнее он чувствует себя в рамках определенного распорядка дня. Для маленьких детей важна стабильность. Если они живут в определенном режиме, то чувствуют себя более уверенно и спокойно, так как любое новое, неожиданное событие является стрессом для их нервной системы.

Конечно, нет необходимости с точностью до минуты придерживаться данного расписания и жить по строгому графику. Достаточно ежедневно примерно соблюдать порядок и время событий. Например, в хорошую погоду можно значительно увеличить время прогулок, если ребенок слегка приболел, то уменьшить количество занятий и увеличить время отдыха и сна.

Питание

Для дошкольников необходимо 5-разовое питание, которое должно состоять из 3 основных приемов пищи – завтрак, обед, ужин, и 2 дополнительных, легких «перекусов» - второй завтрак и полдник. Завтрак, обед и ужин обязательно должны включать в себя горячие блюда.

Завтрак должен составлять по калорийности 25% от суточной нормы питания, обед - 40%, ужин – 20-25%. На второй завтрак и полдник можно предложить ребенку фрукты, молочные продукты, выпечку.

Нужно давать детям порции еды, соответствующие возрасту. Также нельзя допускать больших промежутков между приемами пищи. Беспорядочное питание, переедание, большие перерывы в еде или частые «перекусы» способствуют развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Сон

В дошкольном возрасте общая продолжительность сна детей в течение суток должна составлять: 12-12,5 часов для ребенка младше 5 лет, 11,5-12 часов – для ребенка 5-7 лет. Ночной сон ребенка должен быть не меньше 10 часов. Вечером перед сном не рекомендуются шумные игры, просмотр телевизора или игры на компьютере, так как подобные занятия возбуждают нервную систему ребенка и могут ухудшить ночной сон.

Желателен и дневной «тихий час»: 1-2 часа сна после обеда. Ближе к 7-летнему возрасту многие дети уже отказываются спать днем. Но даже в этом случае днем нужно дать организму передохнуть от активной деятельности.

Вместо сна можно просто спокойно отдохнуть - полежать, почитать книгу или поиграть в спокойные игры. Постоянное недосыпание отрицательно сказывается на работоспособности и настроении ребенка и плохо влияет на состоянии центральной нервной системы.

Прогулки, активные игры

Прогулки и активные игры на свежем воздухе должны обязательно ежедневно присутствовать в жизни ребенка. Физическая активность необходима детям для развития, для того, чтобы «выплеснуть энергию», и просто для хорошего настроения.

Желательно гулять с ребенком в любую погоду, за исключением сильного дождя и мороза. Дети на улице активно двигаются, поэтому мерзнут меньше, чем взрослые, стоящие на месте и присматривающие за ними.

Регулярные прогулки на свежем воздухе также являются элементом закаливания. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекциям.

Занятия

С ребенком-дошкольником проводятся учебные занятия – математика, обучение грамоте и другие, спортивные занятия, творческие занятия – рисование, лепка, конструирование, музыка, танцы. Врачи считают, что пики работоспособности у детей приходятся на периоды с 9 до 12 и с 16 до 18 часов, в это время и рекомендуется проводить занятия, связанные с умственной и физической нагрузкой.

С взрослением ребенка на проведение развивающих, обучающих и творческих занятий отводится все больше времени. Для 3-4 летних детей достаточно двух занятий длительностью по 15-20 минут ежедневно, с детьми 5-6 лет проводятся ежедневно два-три занятия длительностью от 20 до 30 минут каждое. В середине учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутку.

Нельзя перегружать дошкольника различными кружками и секциями. Для ребенка, посещающего детский сад, достаточно 2-3 дополнительных занятий в спортивной секции или танцевальном кружке. Чрезмерно загруженный занятиями ребенок может получить проблемы со здоровьем в виде снижения иммунитета, неврозов, нарушения сна.

В течение дня у ребенка помимо специально проводимых занятий должно оставаться время для самостоятельных игр и развлечений, которые ему интересны.

Правильный режим дня — одно из важных условий нормального развития и роста в жизни дошкольника. Но довольно часто выясняется, что ребенок никак не хочет этому режиму следовать: и ложиться вовремя ему не нравится, и вставать утром не хочется, и дневной сон превращается в ежедневный спор с мамой… Несколько проще придерживаться режима дня детям, посещающим детский сад, но и такие малыши частенько с удовольствием нарушают правила, как только им предоставляется такая возможность — например, в выходные. А уж несадовский ребенок часто живет и вовсе по режиму взрослого: поздно ложится спать, завтракает слишком рано или ужинает слишком поздно… Все это, конечно, на пользу дошкольнику не идет.

Каким должен быть режим дня дошкольника

Разумеется, нельзя говорить о каком-то строгом, до минуты выверенном режиме дня дошкольника: незначительные отступления, обусловленные индивидуальными особенностями ребенка, вполне допустимы. Но в качестве ориентира можно использовать такой режим: подъем в 7.30 утра, завтрак — 8.30−9.00, затем игры, развивающие занятия, прогулка, если позволяет погода, обед — с 12.30 до 13.30, затем двухчасовой сон, полдник (около 16.00), игры и занятия до ужина (в 18.30) и после него, отход ко сну не позже 21 часа.

При этом проблемы могут возникать буквально на каждом этапе режима — и вставать не хочется (слишком рано), и завтракать без капризов не получается, и гулять никак не соберемся, и днем спать не хотим… А уж вечером отправить ребенка в кровать — настоящая проблема.

Причины нарушения режима дня

Очень часто сложности с соблюдением режима объясняются недостатком физической активности ребенка в течение дня. Если малыш мало гуляет, не играет в подвижные игры, а проводит время исключительно перед телевизором или даже компьютером, ему не удается выпустить энергию — поэтому ребенок не устает, плохо ест и спит. С другой стороны, телевизор и компьютер становятся причиной возрастающего нервного напряжения, что также приводит к ухудшению аппетита и бессоннице. Помните, что физическая активность необходима ребенку и для развития, и просто для хорошего настроения, поэтому ее обязательно нужно включать в установленный режим. К пяти-шести годам ребенок вполне может освоить езду на велосипеде, катание на лыжах, плавание. Все эти занятия, поместившись между завтраком и обедом, и разбудят аппетит малыша, и помогут ребенку заснуть.

Часто родители дошкольников задают вопрос о том, так ли необходим ребенку пяти-шести лет дневной сон. Действительно, некоторые дети (в основном — чувствительные, впечатлительные, с высокой нервной возбудимостью) в этом возрасте перестают спать днем. Строго говоря, это не катастрофа. Если ребенок спит 11,5−12 часов в сутки, пусть и без дневного сна, то организм его полностью восстанавливается. Однако послеобеденное время следует все же отводить на отдых. Пусть ребенку не удается заснуть — почитайте ему, поиграйте в спокойные игры, просто поболтайте.

При планировании дня дошкольника помните, что дети в большей степени, чем взрослые, чувствительны к естественному биологическому ритму. Так называемые пики работоспособности приходятся на периоды с 8 до 12 и с 16 до 18 часов; именно это время следует посвятить самым сложным и энергозатратным занятиям.

Многие родители утверждают, что их ребенок — «сова», а потому ему категорически не подходит описанный режим дня дошкольника. Конечно, бывает и такое. Но гораздо чаще детская «совиность» объясняется самыми прозаическими причинами. Например, тем, что ребенок слишком много смотрит телевизор, перевозбуждается, вечером не может заснуть, к утру не успевает выспаться и потому всю первую половину дня проводит в плохом настроении, отказывается от игр, а потом садится к телевизору. И на следующий день все вновь повторяется. Такое нарушение нормального режима не только мешает ребенку нормально расти и развиваться, но и формирует дурные привычки, с которыми потом будет очень сложно бороться.

И еще один совет. Если ваш ребенок ходит в детский сад, старайтесь придерживаться садовского графика и в выходные. Смена режима дня — это стресс для ребенка, именно поэтому после выходных, проведенных не по правилам, малыш встречает понедельник не в лучшей форме.

Режим дня

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

Сон;

Пребывание на открытом воздухе (прогулки);

Воспитательная и учебная деятельность;

Игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

Самообслуживание, помощь семье;

Приемы пищи;

Личная гигиена.

Режим в выходные и праздничные дни

Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребенка (например, если родители отправляют его на некоторое время к родственникам или совершают с ним длительную поездку по железной дороге). В определенных случаях допустимы отступления от режима в пределах 30 мин., но не более.

Четкость выполнения режима дня во многом зависит от того, как сам малыш регулирует свое поведение на основе выработанных привычек и навыков самообслуживания. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его.

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого «организованного» ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка, домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада.

Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идёт во вред ребёнку.

По нашим наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребёнку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.

Домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима детского учреждения, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и чётко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

В выходные, как и в будни, не следует смотреть телевизор больше 40, в крайнем случае 60 минут. Ритмическая световая стимуляция, поступающая с экрана телевизора, неблагоприятно действует на мозг ребенка, дезорганизует его деятельность. В эти 40-60 минут также входит и время для компьютерных игр.

В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьей.

В выходные ребенок должен нагуляться, выспаться, одним словом - отдохнуть . Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня. Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить.


Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,- обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от

строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность - это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму - смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственнобытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить- он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5--12 часов, в 5-6 лет - 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15-15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно - это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится" будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Режим дня в семье

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второйтретий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

Режим дня дошкольника - это комплекс мероприятий, направленный на укрепление иммунитета, нервной системы и пищеварительного тракта ребёнка. Правильно составленный распорядок поможет снизить утомляемость и обеспечить все потребности малыша. Однако во всём следует знать меру, поэтому не следует ставить дошкольника в жёсткие рамки, которые только навредят ему.

Общие сведения для составления распорядка дня ребенка

Перед тем как составлять режим дня для детей дошкольного возраста, необходимо определиться с его назначением и подробно изучить основные преимущества. Вся эта информация поможет создать оптимальный распорядок, который будет полезен ребёнку и не станет причиной каких-либо проблем.

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и правильно развивался, необходимо правильно составить режим дня дошкольника. Для дома достаточно немного модернизировать распорядок, предусмотренный в детском садике. Это поможет малышу быстро адаптироваться к новым условиям, что значительно снизит вероятность негативной реакции. Детские психологи утверждают, что дневной режим:

  • повышает работоспособность;
  • улучшает сон;
  • повышает аппетит;
  • делает ребёнка более ответственным;
  • улучшает дисциплину;
  • повышает самооценку;
  • увеличивает умственные способности.

Приучать сына или дочь к распорядку дня следует с самого раннего возраста. Это сформирует у них привычку, которая может остаться с ними на всю жизнь. Дети младше 6 лет намного легче приспосабливаются к установленному дневному режиму, поэтому рекомендуется составлять его именно в этот период жизни.

Основные преимущества

Распорядок дня дошкольника дома имеет большое количество преимуществ. Их обязательно нужно брать во внимание перед началом составления дневного режима. Это поможет подготовить идеальный вариант для ребёнка, который станет неотъемлемой частью его жизни. Главными достоинствами дневного распорядка считаются следующие:

Оптимальный вариант распорядка

В большинстве случаев образец распорядка дня дошкольника представляет собой сбалансированное сочетание всех видов деятельности и отдыха. Составлять его могут только родители, которые знают все особенности малыша, его предпочтения и способности.

Нюансы процесса

Каждый вид деятельности (игры, еда, прогулки, обучение) должен проводиться с соблюдением некоторых нюансов. С их помощью можно сделать ребёнка более энергичным и жизнерадостным.

Правила питания

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и получал все необходимые витамины, ему нужно обеспечить правильное и сбалансированное питание. Оптимальным вариантом станет равномерное распределение пищи на весь период бодрствования. Врачи рекомендуют соблюдать такую периодичность:

Не менее важно правильно подбирать продукты для ежедневного рациона. Из общего списка следует исключить все вредные ингредиенты, которые могут негативно повлиять на работу пищеварительной системы.

Основные моменты , которые следует учитывать при выборе продуктов:

Организация сна

Для того чтобы малыш полноценно отдохнул, необходимо обеспечить ему соответствующие условия. Оптимальная продолжительность сна зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма. Детям младше 5 лет рекомендуется отдыхать не менее 12 часов в день (9 часов ночью и 3 - днём). Более старшим мальчикам и девочкам следует спать на 1 час меньше.

  • шумные игры;

Очень часто дошкольники отказываются от дневного сна. Заменить его можно какими-либо малоактивными действиями (чтением, пассивными играми, лежанием на кровати). Недостаток сна приводит к ухудшению настроения, здоровья и способности обучаться.

Прогулка и физическая активность

Для укрепления здоровья необходимо включать регулярные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры в режим дня дошкольника. Врачи рекомендуют гулять регулярно, кроме дождливых и очень холодных дней. Ежедневные прогулки помогут улучшить:

Полезным будет для малыша сочетание свежего воздуха и физической активности. Допускается выполнение любых действий, которые помогут укрепить здоровье и иммунитет. Лучше всего заниматься:

  • беговой разминкой;
  • спортивными играми (футболом, баскетболом, бадминтоном);
  • упражнениями, направленными на укрепление мышечной системы (подтягиваниями на турнике, отжиманиями);
  • развлекательными играми.

При составлении и соблюдении распорядка дня следует не только основываться на своём опыте, но и прислушиваться к рекомендациям специалистов. Это поможет избежать большинства ошибок и снизить негативное воздействие на дошкольника. Родителям необходимо придерживаться следующих советов:

Режим дня дошкольника - это составленный комплекс мероприятий, которые должны быть выполнены в определённый период суток. С его помощью можно правильно организовать учебный процесс, а также оставить достаточное количество времени для игр и прочих детских увлечений.