Страшные поделки из природных материалов в школу. Поделки из природного материала (148 идей). Методы и приемы


Лето и осень это самые лучшие времена года, когда можно проявить свое творчество. Ведь летом и осенью очень много природного материала, из которого можно сделать уйму всяких интересных поделок своими руками.

Что бы занять себя и своих детей интересным делом, вы можете сделать оригинальные и красивые поделки из природного материала. Для этого подойдут фрукты, овощи, шишки, камушки, листья, желуди и ракушки и многое другое, что дарит нам сама природа.

Подключите свое воображение, запаситесь дополнительными инструментами и смело творите! Ниже представлены 12 замечательных поделок из природного материала своими руками.

1. Поделки из шишек своими руками. Корзина

1. Для корзины из шишек необходимо приготовить шишки и скрепить их между собой жёсткой проволокой.

2. Соединяйте шишки и связывайте их в круг. В данном примере были сделаны 2 круга, чтобы корзина была глубже.

3. Ели вы сделали 2 или более кругов, то скрепите их между собой, это можно сделать той же самой проволокой.

4. Если хотите изготовить ручку для корзины, то можно попробовать сделать из шишек полукруг, соединяя их проволокой или используя для этого жидкие гвозди.

5. Чтобы сделать дно корзины, можете использовать плотный картон или фанеру.

2. Поделки своими руками. Осенние свечи

Необходимый материал:

  • листья (настоящие или искусственные)
  • клей ПВА (клей для декупажа)
  • кисточка или губка
  • банка
  • спирт

1. Что бы избавится от жиров, необходимо протереть банку спиртом.

2. Затем нанесите на банку клей.

3. Используйте прямые листья, чтобы украсить банку.

4. Наклейте для декупажа можете смазать приклеенные листья.

5. Добавьте для красоты нить и свечку.

3. Поделки для дома. Новогодние игрушки из природных материалов

4. Детские поделки из природного материала. Морской конек из веток

Здесь все довольно просто.

Приготовьте картон и нарисуйте на нем морского конька (или другого животного или предмет).

Отпиливайте или аккуратно ломайте веточки и с помощью клея ПВА или суперклея крепите их на картон.

5. Поделки из овощей и фруктов. Лебедь из яблока

Из обычного яблока можно сделать очень красивое украшение для стола, и это совсем не сложно. Детям такой сюрприз особенно понравится.

Вам потребуется:

  • яблоко (желательно большое и одного цвета — например, красного — чтобы лучше был виден контраст)
  • небольшой, очень острый нож

6. Чашка кофе из зерен на мешковине

Такая поделка из кофе своими руками сделает вашу кухню прекрасной. И чтобы создать такой мини-шедевр необходимо подготовить:

  • лист картона (размер 33 см на 24 см);
  • кусок мешковины;
  • клей;
  • бадьян и кофейные зерна.

1. Вначале стоит вырезать из мешковины прямоугольник, который на пару сантиметров будет больше картонного листа. Мешковину подворачивают и приклеивают к обратной стороне картона. Чтобы поделка выглядела аккуратно, мешковину перед работой проглаживают при помощи утюга.

2. Когда вы приклеили основу для мешковины, стоит дождаться ее высыхания.

3. Теперь стоит нарисовать из кофейных рамку для картины. Для того, чтобы получилась рамка необходимо отмерить по 2 см от края картины со всех сторон. Вначале мы используем простой карандаш и прочерчиваем им линии.

4. Если вы нарисовали линии, то в центре мешковины нарисуйте чашечку с блюдечком. При чем размер чашки может быть на ваше усмотрение.

5. Если зарисовка готова, то теперь постепенно обклеиваем картину кофейными зернами. Первой вы должны обклеить чашку с блюдцем.

6. Когда чашка будет обклеена, то приступайте к обклеиванию рамки.

7. Если поделка готова, то украсьте ее бадьяном. Прицепите его в углу вашей поделки.

7. Поделки из фруктов своими руками. Ежики

Ингредиенты:

  • груша
  • виноград
  • (черный и зеленый)
  • клубника (опционально)
  • изюм (для глаз)
  • зубочистки

1. Сделайте надрез, начиная с середины груши (см. картинку).

2. Очистите кожуру.

3. Приготовьте зубочистки и насадите на каждую по одной зеленой виноградинке, которая должна находиться ближе к одному краю зубочистки.

4. Вставьте каждую зубочистку с виноградинкой в грушу, на неочищенное место.

5. Что сделать нос, на стручок груши наденьте черную виноградинку.

6. Чтобы вставить изюм (который играет роль глаз), нужно сначала сделать небольшие впадинки ножом.

7. При желании можете добавить ежику груз, который он везет, для этого можно использовать пару ягод клубники.

8. Поделки из природного материала. Фото рамка из ракушек

Вам понадобится:

  • простая деревянная фото рамка
  • белая акриловая краска
  • кисточка
  • клей «Момент» (суперклей или клеевой пистолет)
  • ракушки

1. Покрасьте фото рамку в любой цвет (если есть необходимость) и оставьте сушиться, после чего нанесите еще один слой краски.

2. Перед тем, как начать клеить ракушки, разложите их по рамке, чтобы иметь представление, что и где лучше смотрится.

3. Начните клеить ракушки к рамке. Когда закончите клеить, оставьте сушиться.

4. Добавьте любимую фотографию.

9. Поделки из природного материала осенью: монстрики из шишек (фото инструкция)

10. Поделки для детского сада. Насекомые из природных материалов

11. Поделки из камней. Клубника

12. Легкие поделки из листьев

Необходимый материал:

  • листики (цветы и/или другие природные материалы)
  • бумага или холст
  • краски (акриловая или спрей)

Поделки из природного материала своими руками – это одна из вещей, которая поможет создать уютную обстановку в вашем доме. Подобный декор добавит любому интерьеру домашнего тепла и комфорта. Наиболее уместны оригинальные поделки из веток, камешков или шишек в помещениях в стилистике эко. Но и в других направлениях дизайна им найдётся местечко.

Популярные природные материалы

Обычно изготовлением самодельных украшений из природного материала принято заниматься в летние и осенние месяцы. Именно эти сезоны представляют максимум весьма полезных мелочей, которые можно использовать для создания поделок. Но не стоит смахивать со счетов ни зиму, ни весну, ведь отдельные материалы доступны в течение всего года.

Как видно на фото поделок из природного материала, самый распространённый декор изготавливают из:

  • Дерева.
  • Камушков.
  • Семян и плодов.
  • Цветков и листиков.
  • Ракушек.
  • Перьев.

Темы поделок из природных материалов могут быть самыми различными. Выбор за вами.


Деревянные поделочные украшения

Дерево в поделках может быть представлено в разных вариантах. Наиболее доступны ветки и прутики. Из такого материала получаются красивые фигурки животных.

Кроме того, им можно декорировать фоторамку или раму для коридорного зеркала. Помимо этого, веточки разных размеров можно использовать для оформления панно или создания необычного кашпо.

Различные «пни» и спилы тоже дают широкие возможности для фантазии. Поделки из них будут иметь более крупный размер. Самые популярные варианты – шкатулки, часы, подставки под канцтовары.

Ещё одной вариацией дерева являются кора и береста. Работать с ними намного сложнее, зато в результате получится шедевр.

Декор из камушков

Неплохие украшения можно выполнить из обыкновенных камней. Это может быть мозаика, небольшой коврик, подставка под горячее или какая-нибудь необыкновенная композиция из камушков разных оттенков и форм.

Обязательно привлечёт взгляды гостей такая оригинальная интерьерная деталь, как статуэтка, созданная из простых раскрашенных камешков.


Поделки из семян и плодов

Такие поделки любят делать дети. Из шишек, желудей, ореховой скорлупы, фасоли, зёрен кофе может получиться весьма достойный декор. Обычно из подобного материала изготавливают или панно, или мини-фигурки животных.

Аксессуары из опавших листьев и высушенных цветов

Яркие, многообразные оттенки позволяют создавать довольно интересные вещи из засушенных листьев и цветков. Вместе со своим ребёнком вы можете выполнить красивые аппликации, собрать букетики или сделать венки.

Мастер-класс по поделкам из таких природных материалов можно найти в Интернете. Полученными изделиями будет уместно украсить детскую комнату.

Неординарные вещички из ракушек

Ракушки удивительны сами по себе. Они имеют довольно красивый внешний вид и могут быть самой разнообразной формы. Если ваша комната выдержана в морском дизайне, то без ракушечного декора вам точно не обойтись.

Из ракушек можно сложить панно, облицевать ими подсвечник, цветочный горшок или рамку для фотографий. Ловец снов – это ещё одна красивая идея поделок из данного природного материала.


Пёрышки в роли декора

Чаще всего перьями дополняют другие, сделанные вручную, украшения. Однако возможно и их отдельное использование в виде инсталляций и букетов.

Мастер-класс панно

Первые поделки из природных материалов нас учат делать в школе. Они довольно простые. Но, если приложить достаточно усилий, то можно изготовить настоящий шедевр.

Вот подробная инструкция, как сделать такую поделку, как красивое живописное панно:

  • Делаем рамку. Материалом может выступать необычная коряга, связанные между собой ветки или лоза.
  • Подготавливаем основание. В качестве него можно использовать бумагу или мешковину.
  • Создаём композицию, применяя цветы, листья, перья и т. п.
  • Изготавливаем проволочное или верёвочное крепление. Так мы сможем повесить панно на стену.

Мастер-класс ожерелье

Для создания ожерелья из каштанов потребуются каштаны (примерно 28 шт.) и бусины (30 шт.), а также прочная нитка. В каштанах надо просверлить отверстия.

К дальнейшим действиям можно привлечь ребёнка. Попросите его нанизать каштаны на нитку, чередуя их с бусинами. Затем останется завязать концы и обрезать лишнюю нить.


Мастер-класс елка из шишек

К Новому году можно порадовать себя ёлочкой из шишек. Летом или осенью попросите детей набрать вам шишек. Кроме них вам понадобится клей и краска. Все шишки красим в зелёный цвет. Далее начинаем склеивать. Внимание – шишки следует располагать веточкой к центру ёлки.

Мастер-класс подсвечник из пня

Более сложной поделкой является подсвечник из пенька. Для его изготовления надо выполнить следующее:

  • Нанести на все элементы из дерева специальную пропитку, препятствующую гниению.
  • Высверлить в любой части пня отверстие, размер которого соответствует размеру классической плоской свечи.
  • Тщательно обработать края отверстия при помощи наждачной бумаги.
  • Для большей декоративности изделие можно покрыть лаком.
  • Обвязать низ подсвечника мешковиной или обмотать верёвкой.

Чтобы сделать цветочную вазу в стиле эко, обклейте старую стеклянную вазу обычными ветками, причём вовсе не обязательно, чтобы они располагались параллельно друг другу. Украсьте ее джутовым шнуром.

Фото поделок из природного материала

Идеи для воспитателей детского сада и родителей. Старшие ознакомятся с тем, как изготовить поделки из природного материала, и смогут научить этому детей.

Ознакомьтесь с представленными идеями. Тогда вам будет легко объяснить ребенку, как мастерить из шишек ежика, овечку, петуха и другие забавные игрушки.


Чтобы сделать петушка, вам понадобятся:
  • две шишки;
  • пластилин;
  • 2 желудя;
  • 2 маленькие веточки;
  • шило.
Конечно, с острым инструментом детям работать нельзя, поэтому проделайте в желудях по отверстию шилом сами, вставьте сюда по коротенькой веточке, которые станут ногами птицы. Закрепите их при помощи клея ПВА. А ребенок пусть соединит пластилином две шишки, это будет голова и тело петушка.

Из красного или оранжевого пластилина он вылепит его гребень и бородку. Ножки птицы малыш также прикрепит на нужное место при помощи этой пластичной массы, клювик смастерит из желтого пластилина.


Почти таким же образом можно сделать овечку из шишки, но она должна быть нераскрывшейся. Еще вам понадобится 5 желудей, с четырех снимите «шапочку», на пятом оставьте. Из этого желудя делают голову животного. Пусть ребенок вылепит и прикрепит к ней глаза овечки из пластилина, состоящие из белка и черного зрачка, фломастером нарисует рот.

Ее ушки делаются из двух половинок скорлупы фисташкового ореха, крепятся на пластилин. При помощи него же нужно прикрепить к шишке четыре ножки из желудей. Вот так быстро мастерится овечка.


Поделки из шишек могут быть и другими. Этот обаятельный Лесовик делается из того же материала. Обратите внимание, что шишка располагается вверх острым краем. К этой шее приклеивается желудь со шляпкой, а к низу - 2 половинки от фисташкового ореха, вместо рук прикрепите небольшие веточки. Черты лица ребенок сделает из пластилина.


Ежик из шишек тоже мастерится достаточно просто. Из светлого пластилина нужно вылепить его острую мордочку, ушки. Пусть голову этого животного ребенок прилепит к шишке, а также прикрепит к ней лапки, изготовленные из светлого пластилина. Из темного он скатает 3 шарика - два поменьше - это глаза, а крупный - кончик носа.


Не только детям, но и взрослым интересно и полезно мастерить такие поделки, используя природные материалы для творчества. Они могут сделать из шишек красивый шар. Для него необходимы следующие материалы:
  • шар из пенопласта;
  • горячий клей;
  • блестки;
  • декоративная булавка;
  • лента.
При помощи горячего клея прикрепите шишки на шар. Проденьте булавку в ленточку, приколите ее к основе, чтобы поделку можно было повесить. Покройте шар из шишек блестками из пульверизатора. Когда они подсохнут, можно подарить такую поделку либо повесить на стену или на елку.

Как украсить природным материалом горшок для цветов и дом?

На этот вопрос не сложно ответить, если использовать все те же природные материалы. Посмотрите, как обычные сухие ветки способны украсить кашпо. Помимо них, вам понадобится:

  • секатор;
  • клей;
  • сам горшок;
  • лак для дерева.
Разделите ветку секатором натрое. Нарежьте при помощи этого инструмента или, используя нож, ветви на фрагменты толщиной 1 см. Приклейте к горшку сначала большие кружочки, между ними разместите средние, заполните промежутки малыми. Осталось покрасить кашпо лаком, дать ему высохнуть и поставить внутрь растение. Любое будет смотреться изумительно в такой посуде.


Сухие ветки деревьев подарят и множество других творческих идей. Посмотрите, как интересно можно применять эти природные материалы.


В первом случае использовались практически одинаковые по толщине ветви. Их нужно сгруппировать по фактуре, склеить между собой в виде вот таких квадратов, а затем покрыть лаком. Но и тонкие частицы не выбрасывайте, так как эти натуральные природные материалы помогут создать второе панно. Для него делается концентрированный раствор соли, опускаются туда ветки на 20 минут, затем их нужно достать и просушить, а потом приклеить к рамке.

Можно покрасить ветви в белый цвет, когда они подсохнут, поставить в вазочку. Получается нежная, нарядная и спокойная композиция.


Следующая картина из природного материала тоже заслуживает внимания. Она изготовлена из:
  • веток;
  • сухих ягод шиповника;
  • еловых и сосновых шишек.
Сначала из прочных ветвей сделайте крестовину, перевязав 2 палки в центре. Поставьте ее в рамку из палочек. Более тонкими прутами оплетите эту основу. Приклейте шишки и ягоды. Будет хорошо смотреться тут и игрушечная птичка.

А если сделать основу из проволоки, изогнув ту в форме сердечка, тогда у вас получится вот такое панно на стену. Рядом на столе будут уместны композиции из веток и шишек. А если выложить палочки в виде лучей, внутри по кругу уложить цветы из атласных лент желтого окраса, тогда на стене будет сиять солнце.


Такие природные материалы удачно используют и для декорирования зеркал. Посмотрите, как сделать подобное обрамление.


Бытовые предметы для помещения также можно сделать, используя палочки. При помощи них простой торшер преображается до неузнаваемости, а мастера изготовляют прочные столики в такой технике.

Как сделать картину из природных материалов с детьми?


Ребенок будет в восторге, если родители создадут панно вместе с ним, в результате оно получится вот таким. Для работы использовались следующие материалы:
  • семечки: тыквы, гороха, подсолнуха, пшена, кукурузы, фасоли;
  • ягоды шиповника;
  • цветок бессмертника;
  • солома (соцветия и стебли);
  • сосновая шишка;
  • кувшин, животные из соленого теста;
  • скорлупа грецкого ореха;
  • метла;
  • монета (5 копеек);
  • макаронные изделия;
  • конфета;
  • деревянная ложка;
  • искусственный подсолнух;
  • ветки;
  • мешочек;
  • клей ПВА;
  • Домовенок (для него нужны: кусок материала, щетина, нитки, цветная бумага);
  • мешковина для основы;
  • рамка;
  • картон.
Эта картина - своеобразный оберег. Такие делали еще в древности. Полотна сулили благополучие и счастье.
Чтобы смастерить картину, сначала вырежьте по размеру рамки прямоугольник из мешковины, приклейте его. Хорошо, если предварительно вы нарисуете сюжет на листе бумаге, отметив место расположения различных элементов. Тогда, глядя на эту подсказку, вы и ребенок сможете правильно сделать основную картину из природного материала.

Теперь подрежьте стебли соломы, чтобы они стали одинаковой длины. Вырежьте из картона прямоугольник, приклейте на него мешковину. Уложите и приклейте стебли горизонтально на эту заготовку, пусть имитируют сруб дома. Его крышу вы сделаете из сухоцветов.

Если у вас нет толстой соломы, можете использовать деревянные шпажки или палочки. Последние нарезаются из ровных фрагментов ветвей.


Из картона вырежьте небольшой прямоугольник, приклейте его на стену дома. Пусть ребенок карандашом или фломастером нарисует детали этого окна.

Мешочек на панно делается из мешковины. Из нее вырезается прямоугольник нужного размера, сверху на него нужно привязать узкую тесьму или нить.

Голова Домовёнка делается из щетины, которую нужно разложить на картине по кругу. Из цветной бумаги вырезаются детали лица: глаза, нос, рот. Шапка выкраивается, шьется из материала, а тело - из мешковины.

Рядом с Домовёнком нужно приклеить монету, как символ достатка. Слева прикрепите на ПВА сухую траву. Она заменит колосья. Приклейте зерна, конфету и другие детали природной картины. Из круглого макаронного изделия сформируем солнце, а его лучами станут зернышки кукурузы.

Сделать животных не сложно. Для этого замесите тесто, смешав 2 части соли и одну муки, добавляйте воду, чтоб получилось тесто, как для пельменей. Когда звери будут готовы, оставьте фигурки полностью высохнуть.


Игрушки из теста можно оставлять в таком виде или покрыть их красками. Это панно станет предметом гордости детей, их родителей и оберегом дома.

Такой природный материал осенью, в прямом смысле слова, валяется под ногами. А ведь из него можно смастерить замечательные поделки для детского сада или младшей школы. Вот лишь несколько примеров.

Подскажите ребенку, как можно расположить листья, чтобы они превратились в забавные фигурки.


Если малыш не знает, как сделать ежика, подскажите ему.


Сначала пусть вырежет из цветной бумаги и приклеит на картон его основу. Затем нужно подобрать похожие по размеру листья, оклеить ими спинку животного. Черты его лица можно нарисовать или вырезать из цветной бумаги.


А если вырезать листья определенным образом, раскрасить, тогда в результате получатся вот такие интересные работы.


Посмотрите, какими оригинальными могут быть поделки из природного материала.


Для такой нужно набрать листьев различной расцветки, немного подсушить их. Пусть ребенок измельчит листья руками над глубокой коробкой. После этого он нарисует на бумаге дерево, покроет участи ветвей клеем. Пока тот еще не высох, нужно посыпать художество крошками листьев, чуть придавить их руками к полотну, чтобы лучше приклеились.


Затем надо смахнуть остатки обратно в коробку, чтобы использовать их уже для другого полотна. А это - готово.

Природные материалы помогут сделать не только плоское дерево на картинке, но и объемное. Для него вам понадобятся:

  • 1 бумажный пакет;
  • листья;
  • клей;
  • ножницы.
Надрежьте пакет сверху на полоски до половины. Поставьте его на дно. Придерживая, закрутите среднюю часть, чтобы получился ствол дерева. Теперь закрутите каждую полоску или по 2–3, чтобы сформировать ветви.


К ним нужно приклеить листья. Если вы хотите, чтобы деревце было необыкновенным, сделайте из шапочек желудей глаза, а из засушенных ягод шиповника - зрачки. Эти элементы можно приклеить или посадить на половинки зубочисток. Носом будет желудь, а в бусы превратятся высушенные ягоды рябины, нанизанные на нить.


Такие детские поделки изготавливаются также почти из ничего.


Сначала нужно разрисовать подсохший кленовый лист фломастерами, затем надеть на него прищепку. С другой стороны к ней крепится кружек пластилина. Это голова фигурки. На нее нужно прикрепить глазки для кукол, а волосы сделать из семян клена или других, похожих по форме.

Украшение на голову из природных материалов


В этом также помогут дары природы. Ведь из них можно сделать даже корону. Полоску двустороннего скотча нужно отмерить по объему головы ребенка, снять верхнюю защитную пленку, соединить ее концы. Осталось наклеить на нее листья, и можно ставить сказку, в которой носитель такой короны будет, например, лесным королем или принцем.


В этой же постановке обязательно должна блистать девочка, которая сыграет роль принцессы. Украшение на голову для нее выполните также из природных материалов.

Венок из одуванчиков сплести не сложно. Технология этого показана на следующем рисунке.


К цветку на длинной ножке присоединяется другой, стеблем которого оплетают первый. Затем вокруг ножек этих двух желтых одуванчиков обвивают стебель третьего цветка. Таким образом собирается весь венок. Когда он будет изготовлен по размеру головы, нужно соединить 2 его противоположные части при помощи нити.

Ещё можно вот как сделать венок из разных цветов, например, из таких, взяв:

  • садовые розы;
  • 1 ветку жасмина;
  • берзелию;
  • цветы риса;
  • лютик.
Кроме них, для него вам понадобится:
  • флористическая лента;
  • атласная тесьма;
  • ножницы;
  • тонкая проволока;
  • секатор.

Если у вас нет указанных цветов, замените их другими, похожими по фактуре, окрасу. Но розы обязательно используйте, ведь они главный акцент венка.



Обрежьте все растения, укоротив их стебли в 2–3 раза. Чтобы розы и другие крупные цветы не обломились, укрепите их проволокой, спрячьте ее под витками ленты. Разложите растения перед собой на столе, чтобы всё было под рукой.


Отмеряйте атласную тесьму по размеру головы, оставив достаточно запаса, чтобы затем завязать венок и ее хватило, чтобы концы свисали. Приложите к ленте кусок проволоки, которая поможет сделать конструкцию более крепкой.

Начинайте прикладывать к этой основе цветы, обертывая их флористической лентой. Каждый располагайте ниже предыдущего.


Когда длины будет достаточно, завяжите ленту, закрутите проволоку, закрепив место соединения.

Такой венок украсит голову девочки на празднике или станет отличным дополнением к свадебному одеянию невесты.

Какие еще можно смастерить поделки из природного материала, вам расскажут видеосюжеты:

Еловые и сосновые шишки — прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных самоделок. Собирать следует все размеры шишек — от маленьких до самых крупных.

Отсортированные породу, величине и объему (удлиненные, круглые, раскрытые и закрытые, старые и молодые, сосновые и еловые) шишки разложите в отдельные коробочки.

Весной, когда собирают старые, высохшие, с выпавшими семенами шишки, можно не бояться, что они от времени деформируются. Осеннюю же шишку, чтобы избежать деформации, проклейте: опустите в жидкий раствор столярного клея. Склеенные чешуйки после высыхания шишки не будут раскрываться и расходиться в разные стороны, и форма изделия сохранится.

Из сосновых и еловых шишек можно сделать различных животных, птиц, всевозможные фигурки, привлекая на помощь пластилин, глину, палочки, материю, перья и другой отделочный материал. Каждая игрушка состоит из нескольких частей, которые собираются в основе — шишке. Такая игрушка либо крепится к доске-под ставке, либо подвешивается, как елочная игрушка, на петельке. Сложнее всего лепить голову игрушки. Чтобы сделать ее правильно, следует запастись хорошими картинками с изображением того или иного зверя или птицы.

Начиная работу, следует прежде всего позаботиться о прочном креплении игрушки, то есть о подставке, если игрушка не предполагается висячей (елочной). Подставкой может служить фанера или толстый картон, вырезанные по любой прямоугольной или круглой форме. Подставка не должна быть громоздкой, но необходимо, чтобы игрушка помещалась на ней свободно, с учетом дополнительной отделки: мхом, ватой или другими отделочными материалами.

Закреплять шишку на подставке лучше всего на гвозде, вбитом в ее середину острием кверху. В шишке прокалывается шилом отверстие, и она надевается на гвоздь. Для более прочного крепления у основания гвоздя надо подмазать подставку столярным клеем либо подложить комочек мягкого пластилина.

Игрушки из шишек можно подарить подшефному детскому саду, ими можно оформить сказочные спектакли настольного театра, макеты, иллюстрировать басни и стихи на уроках русского языка. Па ветви елки такие игрушки подвешивают за петельки либо их расставляют вокруг елки, у ее подножия. Игрушки из шишек для подвески делайте более легкими, чтобы ветки от их веса не гнулись. Поэтому голову и все дополнительные части для них следует делать из ваты, картона и бумаги, а не из глины или пластилина.

Уточка, курочка, гусь, петух — вся домашняя птица делается из шишек по одному типу. Для головы и шеи сгибается необходимый по длине отрезок мягкой проволоки, который закрепляется у черенка шишки обматыванием между рядами чешуек. Соотношения размеров головы, шеи и ног делайте, сверяясь с рисунками или с живыми птицами. Уточек и лебедя крепите к подставке столярным клеем. Подставку можно оформить в виде речки или пруда, положив на основу окрашенный голубой краской целлофан или стекло. Берега обклейте мхом и сухими травами. Для крепления на подставке петухов, курочек, птичек используйте небольшие кусочки фанеры, облепите их мхом; из медной витой проволоки сделайте птицам ноги.

Головы и клювы у всех птиц делайте из бересты, картона, сукна или целлулоида. Хвосты и крылья у петуха сделайте из перьев, крылья гусей и лебедя из кусочков белой бересты.

При лепке шеи и головы из пластилина или глины надо хорошо отделывать и отглаживать все шероховатости формы. На шее птиц не бывает неровностей, и мазками наложенные пластилин или глина придадут игрушке некрасивый, неряшливый вид.

Лисица, белочка, зайчик. Делаются из разных по размеру шишек, принцип сборки и крепление одинаковы.

Хвосты, кроме хвоста зайчика, делают из добавочной шишки, укрепляя ее на проволочке.

Мордочки, вылепленные из глины или пластилина, укрепляются на черенковой части шишки.

Крепление к подставке осуществляется насаживанием шишки на гвоздь. Звери, стоящие на лапах, крепятся к подставке на гвоздях.

Чешуйки шишки, обращенные у зверюшек от мордочки к хвосту, будут как бы шерсткой. Хвост же крепится чешуйкой вверх.

У лисички и белочки шишка для хвоста должна быть длинной и пушистой. У зайчика хвостик вырезается из части шишки-туловища.

Глаза у зверей подклеиваются из бусинок на пластилине. Бусинки можно заменить осколками черного графита из карандаша.

Лапки делают из спичек, проволоки, обклеивая их чешуйками или облепляя пластилином. Хорошо на лапу налепить поверх пластилина по одной чешуйке. Лапы благодаря проволочной основе можно изгибать как угодно, придавая этим наклон фигурке.

Вылепив несколько зверюшек, можно создавать целые картинки, иллюстрируя басни, сказки, кукольные спектакли.

Рыбка-телескоп. Делается из короткой, толстой сосновой шишки. Глаза у телескопа — два выпуклые шара. Их подклейте из бусинок либо просто налепите из пластилина. Хвост подклеивается из изогнутых перьев разной длины. Если рыбку делают для елки, она окрашивается серебряной или золотой краской.

Цыпленок. Шишка-туловище подбирается по форме выбранного рисунка. Оформление остальных частей птицы зависит от имеющегося материала и вкуса. Головка и шейка птички делаются на проволочном каркасе.

Таких птичек можно сделать несколько и раскрасить цветными цапон-лаками. Отделывать перьями и лакировать.

Курочка-наседка. Сосновую шишку укрепляют наклонно на две витые проволочные ножки. Из витой же проволоки укрепляется под чешуйками шишки шейка и шарообразный остов головки с клювом. По проволочному остову из пластилина лепят круглую головку, на клюв же хорошо поверх проволоки подклеить красное сукно или целлулоид. Хвост можно сделать из перьев либо вырезать из картона фигурное изображение перьев и раскрасить их поярче. Превосходные глазки получатся из черных бусинок на белых основах-кружочках.

Журавлик. Между чешуйками сосновой шишки прочно укрепляют проволочный каркас для длинных ног журавлика. Не менее длинной делается шея. На рисунке видно, как надо изогнуть проволоку, чтобы придать ей форму головки, клюва и шеи. Все остальное оформление птицы как обычно.

Особое внимание обратите на прочность крепления шишки к каркасу и к подставке. Небрежно сделанные каркасы лап, шеи и головы легко отпадают.

Еще можно обклеить чешуйками крышу маленького домика на макете. Она будет похожа на черепицу. Чешуйки можно раскрашивать цветными лаками или масляной краской. Одноцветную чешуйчатую крышу покрывают лаком.

Детские карнавальные костюмы тоже можно украсить чешуйками шишек. Их можно пришивать, нанизывать, клеить на материю и бумагу, составлять из них различные аппликации.

Медвежонок. Для этой игрушки вам понадобится шесть старых, раскрывшихся еловых шишек: одна большая и широкая для туловища, четыре поменьше — для лап, и одна маленькая, по возможности шаровидная, для головы. Чтобы прикрепить лапу к туловищу, тонкой мягкой проволокой обмотайте шишку у самого ее основания, пропуская проволоку между чешуйками, и закрутите ее концы один с другим. Затем, притянув шишку-лапу к туловищу, обмотайте раза два проволоку вокруг шишки-туловища, пропуская проволоку между чешуйками, но так, чтобы ее нигде не было видно, закрутите концы, откусите их кусачками и спрячьте под чешуйками шишки. Прикрепив таким образом все четыре шишки-лапы к туловищу, точно так же прикрепите и шишку-голову.

Из кусочков старой, ненужной кожи, замши или дерматина вырежьте ножницами по прилагаемым выкройкам когти для лап, два кружка для глаз, два ушка и нос медвежонка. В центре кружков для глаз пришейте две блестящие черные бусинки или маленькие пуговки. Отделите от шишки четыре чешуйки и приклейте их с двух сторон к ушкам столярным клеем.

К шишке-голове пришейте, по возможности незаметно, черными толстыми нитками глаза, нос и ушки. Ушки можно и приклеить, намазав клеем основание ушек и туго всадив их в глубину шишки-головы. Также пришейте медвежонку когти и нажимом пальцев загните их. Покройте нос и когти медвежонка черным лаком или покрасьте их черной краской, а потом покройте бесцветным лаком.

Белка. Делается по такому же принципу, как и медвежонок. Возьмите три еловые шишки: средней величины для туловища, маленькую для головы, большую, пушистую — для хвоста. Соедините их между собой. Из обрезков старой кожи или замши вырежьте по прилагаемым выкройкам лапки и ушки белочки. Чтобы лапки лучше держались, сделайте их на проволочном каркасе, обтяните проволоку каркаса затем полоской коричневой материи или обмотайте коричневыми штопальными нитками. Прикрепите лапки к проволоке так, чтобы проволока не была видна. В передние лапки белочки вложите орешек, желудь или маленькую шишечку, прикрепив к лапкам то или другое черной ниткой или тонкой проволочкой. Глаза белочки сделайте из черных бусинок. Ушки, так же как и медвежонку, вклейте между чешуйками шишки или пришейте. Когда белочка будет готова, прикрепите ее проволокой к подставке круглой или прямоугольной формы. Скройте проволоку или гвозди небольшими пучками зеленого мха.

Сказочная птица. Заготовьте большую сосновую шишку с сильно раскрывшимися чешуйками, веточки для ног и перья разных размеров. Перья лучше подобрать гусиные, так как они лучше других окрашиваются. Прежде чем окрашивать перья, опустите их сначала в мыльный содовый раствор, а когда они высохнут, окрасьте анилиновыми красками в яркие цвета: желтый, голубой, красный, зеленый, оранжевый. Для хвоста птицы нужны длинные перья, маленькие перышки с пухом понадобятся для шеи. Перья прикрепляйте к шишке так: проколите шишку трехгранным шилом, намажьте конец пера столярным клеем и всадите перо в отверстие. Пожки-веточки прикрепите к шишке-туловищу таким же способом, как и перья.

Головку птицы сделайте из картона, кожи или сукна. Между двумя выкройками из кожи и сукна обязательно вклейте кусочек картона или проволоку, чтобы головка держалась.

Теперь займитесь хохолком: подберите какие-нибудь яркие, красивые, блестящие бусинки или бисеринки, нанижите каждую бусинку на кусочек тонкой проволоки. Проволоку закрутите узелком и утопите в середине бусинки так, чтобы ее не было видно. Наложите кончики проволоки на первую выкройку головки, заклейте их кусочками бумаги. Затем намажьте клеем вторую выкройку, сложите их вместе и положите под пресс. Когда головка высохнет, приклейте ее к шишке-туловищу.

Теперь остается разрисовать головку, приклеить к ней блестки-глаза и укрепить птицу или на деревянной подставке, или на сучке дерева. Птица готова.

Петушок. Нарисуйте контур петушка (без хвоста и гребня) на картоне и вырежьте два экземпляра корпуса петушка с головкой. Затем подберите перья для хвоста и окрасьте их в нужные цвета. Из маленького кусочка красного бархата или сукна вырежьте гребешок и бородку, тоже по два экземпляра, и склейте их друг с другом.

Намажьте столярным клеем первую и вторую выкройки корпуса петушка, положите на одну из выкроек гребешок и бородку, а второй выкройкой накройте первую и положите под пресс. Чтобы петушок был объемнее, заложите внутрь выкроек проволоку. Концы проволоки могут служить петушку ногами и крепиться к подставке. Когда выкройки высохнут, пришейте нитками к ним перья хвоста.

Возьмите соломку, разрежьте ее вдоль и обклейте этими полосками ноги петушка; они будут очень похожи на ноги живого петуха. Можно обмотать ноги петушка штопальными нитками подходящего цвета, а можно просто раскрасить.

Раскрасьте красками клюв и верхнюю часть головы петушка и обклейте шейку и все тело петушка чешуйками еловой шишки, располагая чешуйки так, чтобы верхняя прикрывала собой немного нижнюю.

На том месте, где у петушка должны быть крылья, приклейте несколько перышек.

Можно прикрепить некрашеные, натуральные куриные перышки коричневого или желтого цвета. Глаза петушку сделайте из бусинок. У вас получится очень интересный, яркий петушок. Петушок может быть сделан более объемным.

Летящая птичка. Сосновую шишку опустите в клеевой раствор. Затем выкройте головку птички. Сделайте головку так, как головку райской птицы, только без хохолка. Затем вырежьте из тонкого картона основания для крылышек и пришейте к этим кусочкам картона перышки. Сверху приклейте пушистые перышки, чтобы прикрыть ими основания больших перышек. Таким же образом сделайте хвост.

Когда крылышки и хвост будут готовы, трехгранным шилом просверлите в шишке отверстия и, намазав основания крылышек и хвостика столярным клеем, всадите их туго в отверстия, сделанные в шишке.

Приклейте головку птички и маленькие веточки-лапки.

Перышки для такой птички можно окрасить, а можно использовать и натуральные — белые, желтые, пестрые перышки.

Чтобы птичку можно было повесить на елку, на спинке сделайте длинную петлю.

Ежик. Возьмите большую нераскрывшуюся еловую шишку и окуните ее в жидкий столярный клей, чтобы по высыхании чешуйки ее не раскрылись. Вырежьте из коричневой ткани две полоски в полсантиметра шириной и длиной немного меньше длины шишки. Положите одну полоску на лист бумаги и приклейте на нее еловые иглы одну рядом с другой. Полоску с иглами наклейте на шишку. Когда клей высохнет, смажьте наклеенный вами ряд игл у основания столярным клеем и одновременно густо намажьте клеем полоску на самой шишке. Приклейте вторую полоску ткани так, чтобы она приклеилась к первому ряду игл и в то же время к шишке. Так и наклеивайте ряды игл, чередуя их с полосками ткани до тех пор, пока у вас не получится круглый ежик. На животике ежа иглы не приклеивайте. Оставьте не заклеенной полосками с иглами мордочку ежа. Затем прикрепите ежу лапки из сучков дерева, сделайте из черных бусинок носик и глаза.

У вас получится замечательный колючий ежик, очень похожий на настоящего. Ежа из игл можно сделать и другим способом. Внимательно посмотрите на рисунок, и вам будет ясен второй способ. Кусок старой ткани натяните, забив гвоздиками, между двумя брусками или досками. Затем, окунув иглу в столярный клей, воткните ее в натянутую ткань так, чтобы наверху остался только маленький кончик. И так вкалывайте иглы в ткань одну за другой, располагая их как можно ближе друг к другу. Затем снимите ткань, вырежьте ее по форме, показанной на рисунке, и наклейте на шишку, густо смазав клеем и шишку и материю.

Мир природы таинственен, необыкновенно красив и неповторим. Создавая оригинальные поделки из природного материала, дети прикасаются к её сокровенным тайнам, развивая при этом пространственное мышление, мелкую моторику, глазомер, свои творческие способности и художественное воображение, учатся бережно относиться к дарам природы, чувствовать и понимать особенности самого материала, замечать разнообразие красок, форм и фактуры. Задача воспитателя - воспитывать в детях умение видеть и ценить бесконечную красоту жизни, помочь ребятам овладеть мастерством предметного воплощения воображаемых художественных образов.

Поделки из природного материала: как научить дошкольников

Конструирование из природного материала - творческое и полезное занятие, в процессе которого дети создают оригинальные изделия, совершенствуя при этом свои аналитические способности, проявляя фантазию и талант изобретателя.

Кроме того, ребята:

  • изучают свойства природного материала,
  • учатся планировать последовательность своих действий,
  • учатся подбирать материал,
  • учатся продумывать оптимальный вариант соединения деталей поделки в целостный образ,
  • учатся творчески подходить к оформлению изделия.

Процесс придумывания и изготовления таких поделок является источником радости и вдохновения, обогащает личность ребёнка и способствует её гармоничному развитию, а также воспитывает терпение и целеустремлённость.

Конструирование из природного материала способствует гармоничному развитию личности ребёнка

Цели, задачи и приёмы обучения

  • посредством конструирования из природного материала расширять кругозор;
  • приобщать к миру прекрасного;
  • формировать целостное мировосприятие;
  • развивать:
    • внимание,
    • память,
    • сенсомоторику.

Творческое постижение реальности лучше, чем что бы то ни было ещё, заставляет человека чувствовать, что жизнь достойна того, чтобы жить.

Дональд Винникот

Задачи обучения для старшей группы:

  1. Сформировать навыки вдумчивого отбора природного материала для конструирования будущей поделки (например, подобрать шишки, корешки и веточки нужного размера и формы и т. д.)
  2. Учить видеть целостный образ поделки и выстраивать его путём «опредмечивания», используя основные приёмы конструирования.
  3. Обучать конструированию по замыслу, умению комбинировать поделки в единую сюжетную композицию.
  4. Развивать любознательность и творческое мышление.

Подготовительная группа:

  1. Закрепление и совершенствование навыка конструирования по собственному замыслу с учётом особенностей материала, общего сюжета и детализации.
  2. Моделирование целостного образа способом «включения», когда ребёнок анализирует природный материал, учится видеть в нём не только основу (например, туловище медвежонка), но и дополнительную важную деталь, например, колокольчик или корзинку.

Виды поделок по технике исполнения:

  • Конструирование - создание объёмных поделок путём соединения отдельных фрагментов и элементов в целостный образ.
  • Аппликация - присоединение деталей композиции к фону (получаются картины, коллажи, мозаичные панно).

Аппликация может использоваться для создания картин, коллажей, мозаичных панно

Виды конструирования и аппликации из природного материала:

  • Предметное конструирование - единичная объёмная фигурка или аппликация (бабочка, цветок, ослик, кошечка, гномик и т. д.).
  • Сюжетная композиция («На арене цирка», «Лесная школа», «День рождения принцессы» и т. д.) - дети работают в подгруппах или коллективно, сочиняют и рассказывают сказочные истории, дают словесные характеристики своим героям, создают живые образы (добрая черепаха, шаловливый зайчик, важный слон), составляют из отдельных фигурок единую композицию на основе самостоятельно придуманного сюжета или «оживления» героев любимых сказок и мультфильмов.
  • Создание больших композиций на территории детского сада: плоскостных (ковёр из листьев, палочек, камешков, ракушек), а также объёмных (средневековый город с замком и домами, окружённый крепостью, подъёмными мостами и рвами или космодром с ракетами и роботами). Это групповая работа, которая занимает до нескольких недель.

Композиция на участке детского сада

Фотогалерея: сюжетные композиции

Сюжетная композиция «Дары осени» Коллективная работа «Райский уголок» Сюжетная композиция «Семейство ёжиков» Сюжетная композиция «Домик лесных человечков» Сюжетная композиция «Старичок-лесовичок»
Коллективная работа «Лесная сказка» Сюжетная композиция «Лесовичок Кузя» Коллективная работа с элементами рисования «Осенний пейзаж» Коллективная работа «Осень золотая» Сюжетная композиция «Ёжик в осеннем лесу» Сюжетная композиция «Осень»

Приёмы моделирования поделки:

  • смена расположения в пространстве - ребёнок внимательно рассматривает материал, представляет, какую фигурку напоминает естественная конфигурация, вертит корешки, веточки в разные стороны;
  • метод «достраивания» образа - ребёнок фиксирует на подставке материал в определённом пространственном положении и дополняет оригинальный образ с помощью деталей из другого природного материала или пластилина, создавая, например, фигурку ёжика, собачки, принцессы или акробата;
  • метод комбинирования - создание сюжетных композиций из нескольких фигурок;
  • способ «убрать лишнее» - ребёнок отламывает лишние веточки,а далее добавляет необходимые детали, например, голову, и получает образ клоуна.

Природный материал: что собирать и как хранить

Материал, как правило, собирается летним или осенним днём в парке, саду, лесу, на дачном участке, в поле - во время семейного отдыха, приятных прогулок или увлекательных экскурсий. Стоит помнить, что фактура и форма недозрелых ягод и семян при высыхании видоизменяется.

Мелкие семена и скорлупки удобнее хранить в отдельных контейнерах

  • Продолговатые по форме шишки ели, крупные по размеру плоды сосны или кедра - прекрасный материал для туловища человечка или животного. Небольшие округлые шишки сосны пригодятся для оформления головы или конечностей. Шишки, собранные с деревьев или на влажной поверхности почвы, имеют закрытые, плотно прижатые друг к другу чешуйки. Чтобы сохранить нераскрытую форму, шишку необходимо смазать клеем или лаком и высушить в перевёрнутом виде. Собранные в сухую погоду или высушенные в тёплом месте шишки имеют «пушистую» форму с раскрывшимися чешуйками.
  • Разнообразные по величине, форме, цвету грибы, растущие на деревьях и пнях - детали из этого материала соединяются с помощью креплений в виде остроконечных веточек или спичек, которые вставляются в проделанные шилом углубления (эту работу выполняет только взрослый), заполненные кусочком пластилина или клеем.
  • Хвойные иголки - собирать можно круглый год, для конструирования игрушек лучше использовать зелёную хвою.
  • Ветки, корешки - детская фантазия и смекалка помогут увидеть в изогнутых линиях элементы мебели, фигуру гимнаста, образ осьминога и т. д.

    Веточки разного размера, длины и толщины могут быть элементами для самых разны поделок

  • Сухие листья - интересное и красочное декоративное дополнение, которое может превратиться в лепестки волшебного цветка, крылья сказочной птицы или яркой бабочки, стать парусом корабля, украсить красивыми плавниками рыбок в аквариуме.

    Ребята коллективными усилиями создают интересное украшение для интерьера детского сада из сухих листьев и ягод

  • Початки и листья кукурузы - практичный материал для изготовления объёмных фигур, а мягкие, пластичные листья пригодятся для различного рода дополнений (ленточки, бантики, поясочки, платья).
  • Скорлупа яиц - незаменимый материал для изготовления объёмных поделок. Чтобы сохранить целой яичную скорлупу, в сыром яйце с обеих сторон с помощью иглы проделываются отверстия и выдувается содержимое, затем скорлупу моют и высушивают.
  • Скорлупа грецких, лесных, кедровых орехов подойдёт для конструирования ёлочных игрушек, фигурок сказочных человечков, животных, птиц и насекомых.
  • Свежие каштаны и жёлуди легко поддаются обработке, для соединения деталей применяется осевое крепление (две детали протыкаются стержнем-палочкой). Высушенные плоды довольно твёрдые, но с хрупкой кожурой, поэтому перед использованием засохшие каштаны и жёлуди целесообразно замочить на день в холодной воде, а затем в течение суток просушить в прохладном месте.

    Во время прогулок ребята изучают свойства природного материала, придумывают оригинальные композиции

  • Различная по размеру и фактуре кора деревьев чаще всего применяется для создания удобных подставок для поделок или даже целых композиций.
  • Многочисленные ягоды и фруктовые косточки, фасоль, горох, мох, ракушки, камушки, солома, перья, семена - ценный материал для оформления деталей и декоративных дополнений. Солому желательно окунуть в кипяток и оставить на сутки воде, это сделает её эластичной.

Что и как делать

Виды изделий по способу комбинирования материалов:

  • поделки, вылепленные из пластилина, в которых для оформления мелких элементов и декоративных дополнений (клювик или оперение у птички, ушки, лапки, хвостик у лесных зверей, колючки ёжика, костюм фигурки человечка) используется натуральный материал;

    Фигурка ёжика вылеплена из пластилина, а иголки сделаны из семечек

  • изделия, в которых крупные части корпуса выполнены из природного материала и дополняются элементами из пластилина (например, туловище лебедя из шишки, а изящная шея и голова вылеплены из пластического материала);

    Туловище фигурок смешариков выполнено из природного материала и дополняется элементами из пластилина

  • игрушки, все компоненты которых состоят из природного материала и скреплены с помощью соединительных приспособлений (заострённые палочки, спички, проволока) или кусочков пластилина;
  • поделки из овощей и фруктов или их частей, соединённых с помощью креплений и оформленные декоративными элементами из ткани, цветной бумаги или фольги.

Миниатюры из природных материалов могут выглядеть очень мило

Дополнительные возможные материалы:

  • всевозможные виды бумаги;
  • фольга;
  • цветные лоскутки тканей;
  • клей ПВА;
  • нити;
  • проволока или заострённые палочки и спички для скрепления деталей.

Инструменты:

  • шило (этим инструментом пользуется исключительно педагог);
  • ножницы;
  • кисти для рисования и клея;
  • стеки для пластилина;
  • карандаши и краски.

Как обучить детей изготовлению поделок

Приёмы работы по освоению детьми технологии конструирования:

Показ и объяснение

  • Воспитатель рассказывает об особенностях материала.
  • Пробуждает интерес к творческому созданию красивой поделки.
  • Вместе с детьми выбирает шишку для туловища сказочного лесного человечка.
  • Подбирает материал, из которого можно смастерить голову, ручки, ножки, волосы, устойчивую подставку для фигурки.
  • Педагог демонстрирует, какими способами можно соединить детали поделки, как составить ожерелье, нанизывая ягоды на нить.

Словесные приёмы

Воспитатель использует интересные пословицы, загадки и стихотворения о деревьях, цветах, овощах и фруктах, которые развивают воображение и в художественной форме знакомят с материалом.

Таблица: загадки о животных

Загадка Ответ
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
Белка
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовётся это…
Ёж
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…
Жираф
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
Заяц
Он и стройный, и красивый,
У него густая грива!
Он копытцами - цок-цок!
Покатай меня, дружок!
Конь
Глазищи, усищи,
Когтищи, хвостище,
А моется всех чище.
Кот
Краса-девица
Петь мастерица.
Живёт на болоте
В зелёном капоте,
Глаза - как плошки:
Берегитесь, мошки!
Лягушка
Летом ходит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
Медведь
А я туда-сюда хожу,
Сам мал,
А груз большой ношу.
Муравей
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
Собака
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
Сова
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
Черепаха

Игровые приёмы

Живой интерес у детей вызовет занятие, построенное в форме игры, когда педагог от имени героя известной сказки или персонажа любимого мультфильма пригласит их в увлекательное путешествие в страну мастеров или организует экскурсию в волшебный музей поделок, где покажет инструменты и откроет секреты изготовления музейных экспонатов.

Живой интерес у детей вызовет занятие, построенное в форме игры

Развитие навыков изготовления поделок

Этап первый (старшая группа):

  • Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть подготовленный материал, пофантазировать и вообразить, в какой предмет или образ может превратиться камушек, веточка, шишка или скорлупа грецкого ореха, продумать способы обработки, проанализировать приёмы объединения отдельных частей, придумать декоративные детали и оригинальные украшения, предложить композиционные решения.
  • Первые шаги в мире конструирования дети делают по образцу, затем постепенно переходят к выполнению более сложных заданий, конструируя по заданному алгоритму из большего набора деталей и элементов, наконец, создают изделия по собственному творческому замыслу. Конструирование копии поделки по образцу помогает освоить и закрепить технические приёмы работы, осознать и запомнить последовательность действий, стимулирует желание самостоятельно творить и созидать, помогает испытать чувство эмоционального удовлетворения от конечного результата.
  • Освоив элементарные технические навыки конструирования, дети могут приступать к экспериментированию с материалами, самостоятельно планируя этапы работы и выбирая оптимальные приёмы творческого конструирования.

Фотогалерея: детские поделки

Грибы из овощей Весёлые человечки из желудей Чайный сервиз из желудей Гусеничка из каштанов и пластилина Лошадка из каштанов, деревянных бусин и ниток Мишка из каштанов Муравей из каштанов Паучки из каштанов и желудей Пингвины из шишек и пластилина Барышня-осень из сухих листьев Фигурки легушат из пластилина и ракушек

Этап второй (подготовительная группа):

  • Опираясь на любознательность и познавательный интерес ребят шести-семи лет, педагог расширяет их кругозор, продолжает знакомство с богатством мира природы. Например, ребята узнают, от чего зависит причудливая форма раковины, почему она имеет тот или иной цвет, от чего зависит прочность домика моллюска.
  • Воспитанники подготовительной группы учатся планировать свою работу пошагово, для чего применяют рисунки, схемы и технические карты. Кроме того, педагог просит изготовить поделку только из каштанов, шишек или сухих листьев и палочек (например), что требует от детей умения работать по заданному условию. В начале занятия дети рассматривают образец-рисунок, анализируют способ конструирования, продумывают последовательность операций. Затем приступают к самостоятельному созданию поделки под контролем педагога, который следит за соблюдением техники безопасности.

Фотогалерея: схемы и технологические карты поделок

Схема конструирования щенка из жёлудей и веточек Схема конструирования Чебурашки из каштана, жёлудя и пластилина Схема конструирования фигурки космонавта из соломы Схема конструирования стрекозы из пластилина, веточек и семян Схема аппликации из сухих листьев Схема конструирования вертолёта из палочек и семян Схема конструирования пингвинов из шишок и пластилина Схема конструирования вертолёта из грецкого ореха, шишки и семян Схема конструирования котёнка из каштанов Схема конструирования лошадки из шишек и веточек

Видео: забавные поделки из шишек

Как организовать и провести занятие

Для детей четвёртого-пятого года жизни продолжительность занятия по конструированию составляет 20 минут, ребята старшего школьного возраста занимаются 25–30 минут. Занятия традиционно проводится один раз в неделю, но не стоит ограничиваться запланированной программой, поскольку собирать, рассматривать, изучать особенности природного материала, экспериментировать, развивать аналитические способности маленьких непосед можно и во время ежедневной оздоровительной прогулки или повседневной свободной деятельности в группе.

Для удобства планирования и проведения занятие в детском саду имеет свою логическую структуру:

  1. Организационный, мотивационный этап (5 минут).
  2. Основной этап (15–20 минут) - показ и пояснения педагога, самостоятельная работа детей. Не стоит забывать, что занимаясь столь увлекательным занятием, как конструирование дети всё же устают, поэтому вовремя проведённая физкультминутка поможет расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к созданию поделки.
  3. Заключительный, итоговый этап (3–5 минут) - рефлексия, уборка рабочих мест, выставка детских поделок. Анализ и рефлексия проводятся с учётом таких критериев:
    • аккуратность и эстетически привлекательный внешний вид поделки;
    • качественный технический уровень исполнения;
    • степень самостоятельности и оригинальности творческого решения;
    • старательность, трудолюбие и чувство товарищества, проявленные во время работы.

Как правильно провести начало занятия

Важно начало занятия провести ярко, увлекательно, творчески, что вызовет позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятную эмоциональную атмосферу, раскрепостит ребят и поможет настроить их на созидательную деятельность. Для пробуждения познавательного интереса и стимулирования внимания своих маленьких воспитанников воспитатель в организационной части занятия активно использует разнообразный арсенал мотивирующих заготовок:

  • стихотворения и загадки;
  • развивающие и подвижные игры;
  • костюмированные театрализованные инсценировки;
  • демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Сюрпризным моментом может стать введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, воображаемого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, создаст игровую ситуацию, озадачит и удивит, пригласит малышей в занимательное путешествие.

Варианты сценариев

Для того, чтобы подвести детей к процессу изготовления поделки, можно использовать разные сказочные сюжеты и сценарии.

«Белое пёрышко»

Педагог рассказывает детям трогательную историю о семействе лебедей, местом обитания которого с давних времён было лесное озеро. Осенью лебединая стая поднималась над родным лесом, издавала прощальный крик и улетала в тёплые края, где пережидала холодную зиму. Каждую весну местные жители с нетерпением ждали возвращения этих красивых и гордых птиц, но были и такие, которые приходили на берег озера с ружьём, желая заполучить ценный лебяжий пух. Жадность и жестокость охотников на лебедей привели к тому, что озеро опустело, постепенно обмелело, покрылось тиной, заросло тростником, но в народной памяти сохранилось старое название «Лебяжье».

В итоговой части занятия «Бёлое пёрышко» в детском саду поселяется стая лебедей

Воспитатель приглашает детей совершить прогулку к лесному озеру. Комната с помощью декораций оформлена в виде лесной полянки, к которой ведут медвежьи и заячьи тропинки (массажные дорожки) и мостики. Звучат запись пения птиц, журчания ручейка. Дети отправляются в путешествие, подходят к озеру и видят красивого, грациозного белого лебедя. Все вместе ребята придумывают ему имя, но сожалеют, что лебедь одинок и ему скучно и тоскливо, и воспитатель предлагает смастерить для него друзей.

«Кораблик»

Педагог показывает детям начало поучительной мультипликационной сказки «Кораблик» по мотивам одноимённого произведения В. Сутеева о мышонке, цыплёнке, муравье и червячке: дружная компания отправилась на прогулку к реке, встретила лягушонка, который пригласил их поплавать, но оказалось, что герои сказки не умеют плавать. Воспитатель просит детей придумать выход из затруднительной ситуации и помочь друзьям совершить речное путешествие. Дети обсуждают, на чём можно плавать по реке и по морю, рассматривают картинки с изображением лодочек, парусников и пароходов, смотрят продолжение сказочной истории. Затем педагог предлагает смастерить парусник из скорлупы грецкого ореха, придумать конструкцию паруса. В конце занятия дети устраивают парусную регату в тазике с водой, испытывая свои поделки на прочность.

Видео: мультфильм «Кораблик»

«День рождения Винни-Пуха»

Воспитатель сообщает ребятам, что у их любимого сказочного героя сегодня день рождения, но замечает, что мишка (мягкая игрушка) очень грустный. Дети предполагают, что такое печальное настроение связано с тем, что никто из друзей не пришёл поздравить Винни и не подарил подарков. Ребята принимают решение помочь мишке и сконструировать поросёнка, тигрёнка, кролика и ослика, которые придут к нему в гости и подарят радостное настроение.

«Весёлые ежата»

В гости к детям приходит сказочный Лесовичок. Он приветствует малышей и сообщает, что принёс подарки от лесных жителей, но отдаст их только после того, как дети разгадают загадки и догадаются, кто же им передал сувениры. Дети выполняют задание лесного гостя и получают вознаграждение в виде красочной коробки с дарами природы (шишки, каштаны, веточки, корешки, скорлупа ореха и т. д.), из которых они могут сделать интересные и красивые поделки.

Видео: ёжик из шишек

Таблица: картотека тем для занятий

Темы Образовательные задачи
«Ковёр из листьев» (по образцу) Учить составлять композицию из осенних листьев, творчески дополнять композицию деталями, развивать фантазию и творчество
«Ёжик» (по образцу) Учить детей видеть образ в природном материале, использовать для закрепления частей пластилин, делать поделки аккуратными и устойчивыми.
«Птичка» (по образцу) Учить составлять образ из частей, соединять между собой детали пластилином.
«Снеговик» (по условию) Учить составлять образы из частей, дополнять их деталями, сглаживать места соединения, воспитывать желание украсить свой участок.
«Снегурочка» Учить делать постройки из снега, использую для скрепления - воду, для украшения - акварель.
«Цветы для мам и бабушек» (по образцу) Учить детей делать несложные композиции из природного материала, развивать моторику рук, воображение.
«Мышка» (по образцу) Учить детей использовать различный природный материал, соединять детали с помощью пластилина, делать поделки разнообразными и устойчивыми.
«Пчёлки» Продолжать учить создавать знакомые образы при помощи природного материала, развивать воображение, мелкую моторику рук.
«Паучок-Лесовичок» Учить детей делать поделки из разного природного материала, видеть в нём сходство с отдельными частями. Учить придавать паучку выразительность, составлять композицию используя несколько паучков и дополнительные предметы. Воспитывать бережное отношение к природному материалу.
«Кокошники» Учить детей использовать разный природный материал для украшения кокошника, составлять композицию. Воспитывать бережное отношение к природному материалу, аккуратность. Развивать фантазию, воображение, чувство ритма.
«Бусы для Осени» Учить аккуратно работать с иглой, выучить правила пользования иглой, учить детей выполнять поделку из природного материала; развивать. Продолжать учить дошкольников убирать своё рабочее место. Аккуратно обращаться с природным материалом.
«Снежинки» Учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию.
«Корзиночка» Познакомить детей с приёмами изготовления поделок из травы. Учить плести косички из трёх прядей. Закрепить умение работать в парах. развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к культуре родного края. Развивать умение доводить начатое до конца.

Таблица: конспект НОД по конструированию из природного материала в подготовительной группе «Олень», автор Лариса Николаевна Чернова

Характеристика занятия Задачи:
  • Продолжать расширять знания детей о природном материале.
  • Учить детей использовать различный природный материал (шишки, веточки) для изготовления поделки «Олень».
  • Развивать у детей умения соединять часть поделки при помощи заострённых веточек.
  • В процессе работы развивать у детей творчество, умственные способности, фантазия, воображения детей.
  • Воспитывать у детей чувство коллективизма, ответственности за свой труд.
  • Закреплять технические навыки и умения в работе с природным материалом.
  • Учить аккуратно, экономно использовать материал.
  • Продолжать учить детей с осторожностью работать с острым материалом, напоминать технику безопасности.
  • Воспитывать любовь к родному краю, к животным.

Материал:

  • шишки еловые,
  • веточки,
  • палочки длиной со спичку,
  • деревянная дощечка,
  • шило и нож для воспитателей,
  • спокойная музыка «Птичье пение».

Предварительная работа:

  1. Изготовление различных поделок.
  2. Чтение художественной литературы:
    • казахская народная сказка «Два оленя»;
    • Г. Снегирев «Голубая Тува»,
    • Н. Лесков «Загон».
  3. Рассматривание иллюстраций фотографий и слайды о жизни животных Севера.
  4. Дидактическая игра:
    • «Где чей дом?»,
    • «Разрезные картинки»,
    • «Рыба, птица, зверь»,
    • «Кто в домике живёт».
  5. Подвижная игра:
    • «Быстрый олень» (придумали дети),
    • «Стой, олень».

Методика:

  1. Вводная беседа.
  2. Использование образцов.
  3. Художественное слово.
  4. Самостоятельная работа детей.
  5. Словесные указания.
  6. Индивидуальная работа.
  7. Частичный показ.
  8. Рассматривание детских работ.
  9. Подведение итогов.
Вводная часть Воспитатель: Все люди любят свой родной край, природу, Родину. Каждый человек по-своему видит красоту нашей природы. Опавшие листья, семена деревьев, яичная скорлупа, шишки, жёлуди, лоскутки, перья, семена арбуза, дыни, тыквы - из всего этого можно сделать много прекрасных красивых вещей. Сегодня мы с вами будем делать поделку из природного материала для детей младшей группы. Какую поделку будете делать, узнаете, отгадав загадку:
Он на Севере живёт,
Снежный наст копытом бьёт,
Из-под снега
Корм добудет
Снег поест - вот так он пьёт…
(Дети отвечают: олень)
Воспитатель: Правильно, угадали. Смотрите, что у меня в руке? (Показывает поделку «Олень»).
Мы об оленях знаем многое. Что вы можете рассказать о северном олене? (Дети отвечают)
Основная часть Воспитатель объясняет детям, как последовательно изготовить поделку:
  1. Для головы оленя берут жёлудь, делают в нём шилом три отверстия: два сверху, в них вставляют разветвлённые веточки-это рога; и одно - снизу, в которое вставляют палочку, для соединения головы шеи.
  2. Затем выбирают еловые шишки: одну большую для туловища, другую для меньшего размера и короче для шеи.
  3. Сделав в них шилом по отверстию, вставляют в отверстие большой шишки палочку, на неё плотно насаживают маленькую шишку, таким образом осуществляя соединение туловища с шеей.
  4. После этого в шишке-туловище делают пять отверстий для четырёх ног и одного хвоста.

Физкультминутка:
По тундре гуляет олень (ходят в разных направлениях);
Как ветви у него рога (показывают рожки, качает головой влево и вправо);
Обходит сочные луга (ходят по кругу, высоко поднимая ноги);
Он других не обижает (пальчиком указательным покачивают из стороны в сторону);
Возит нарты далеко, с ним на Севере легко (идут по кругу высоко поднимая полусогнутые ноги);
Ищет ягель целый день (бьют носочком ноги);
Благородный северный олень (кладут руки друг другу на плечи и ходят по кругу).
Воспитатель:
Проверьте, всё ли у вас есть для работы?
Не забывайте правила безопасности с острыми предметами.
Мы к работе приступаем и друг другу помогаем.
(Выполняют задания под лёгкую музыку «Птичье пение»).
В процессе работы воспитатель оказывает помощь, подсказывает, подбадривает.
Физкультминутка для глаз:
Раз - налево, два - направо,
Три-наверх, четыре-вниз,
А теперь по кругу смотрим.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать:
Раз - сжали кулачки, два - разжали,
Три, четыре - мы похлопали
В ладошки.
Воспитатель: Молодцы, постарались! Замечательные получились поделки!

Итоговая часть (рефлексия) Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что потребовалось вам для поделки? Кто затруднялся?
Для кого мы мастерили поделки? (Дети отвечают).
Воспитатель: У вас на столе лежат круги.
Красный круг - понравилось;
Синий круг - не понравилось;
Вы должны поднять круги, и я узнаю, понравилось ли вам занятие (дети поднимают).
Мне очень приятно видеть, что вам понравилось мастерить такие прекрасные поделки.
Всем доброго здоровья!

Видео: занятие по конструированию из природного материала

Поделки из природного материала своими руками

Многие операции довольно просты, и дети могут самостоятельно их выполнять после демонстрации.

«Птичья беседка»

  1. Скатать небольшую шею из пластилина, присоединить к сосновой шишке (туловище) и жёлудю (голова), присоединить шляпку к голове.

    Скатать небольшую шею из пластилина, присоединить к сосновой шишке (туловище) и жёлудю (голова), присоединить шляпку к голове

  2. Между чешуйками раскрытой шишки вставить перья и закрепить с помощью пластилина.

    Между чешуйками раскрытой шишки вставить перья и закрепить с помощью пластилина

  3. Аналогичным образом смастерить остальные фигурки птичек и установить на подставку-пробку.

    Аналогичным образом смастерить остальные фигурки птичек и установить на подставку-пробку

  4. Пробку разрезать поперечным движением пополам, шилом проделать отверстие, заполнить его клеем и вставить сухие семена клёна (дерево).

    Пробку разрезать поперечным движением пополам, шилом проделать отверстие, заполнить его клеем и вставить сухие семена клёна (дерево)

  5. На основу приклеить сухие листья, дерево, древесный гриб (стол).

    На основу приклеить сухие листья, дерево, древесный гриб (стол)

  6. Посадить фигурки птичек, приклеить к столу цветы бессмертника. Композиция готова.

    Посадить фигурки птичек, приклеить к столу цветы бессмертника

«Птички»


«Домик для Бабы-Яги»

  1. Из тонких веточек подготовить брёвна и сложить из них избушку, стыки проклеить.
  2. Ступа - пластиковый стаканчик снаружи оформить декоративной корой, внутри - сухими листьями.

    Ступа - пластиковый стаканчик снаружи оформить декоративной корой, внутри - сухими листьями

  3. Из двух шишек смастерить фигуру Бабы-Яги, волосы сплести из ниток, глаза и рот сделать из пластилина, повязать на голову платок, усадить сказочную героиню в ступу.

    Из двух шишек смастерить фигуру Бабы Яги, волосы сплести из ниток, глаза и рот сделать из пластилина, повязать на голову платок

  4. Из подходящей по конфигурации ветки сделать дерево, смазать клеем и присыпать сухими листьями. Из скорлупы грецкого ореха сконструировать гнездо, из пластилина скатать яйца и положить в гнездо.

    Из подходящей по конфигурации ветки сделать дерево. Из скорлупы грецкого ореха сконструировать гнездо, из пластилина скатать яйца и положить в гнездо

  5. Из крышки картонной коробки сделать подставку для композиции, поместить домик, соорудить из двух палочек скамейку, приклеить дерево с гнездом и ступу с Бабой-Ягой.

    Из крышки картонной коробки сделать подставку для композиции, поместить домик, соорудить из двух палочек скамейку, приклеить дерево с гнездом и ступу с Бабой-Ягой

  6. Оформить мхом тропинку, разбросать сухие листья.

    Оформить мхом тропинку, разбросать сухие листья

«Осеннее дерево»

  1. Подсушить семечки тыквы, раскрасить в жёлтый, оранжевый и розовый цвет обычными красками или пищевыми красителями.

    Подсушить семечки тыквы, раскрасить в жёлтый, оранжевый и розовый цвет обычными красками или пищевыми красителями

  2. Нарисовать по шаблону силуэт дерева.

    Нарисовать по шаблону силуэт дерева

  3. Тонировать силуэт дерева коричневой краской.

    Тонировать силуэт дерева коричневой краской

  4. Вокруг веток дерева аккуратно нанести клей и приклеить разноцветные семечки.