Возрастные нормативы психомоторного развития детей. Как тренировать реакцию в домашних условиях

Как развить хорошую реакцию

Что такое реакция

Реакция – это способность отвечать на внешние раздражители, принимаемые органами чувств. Больше всего скорость реакции зависит от особенностей нервной системы человека. Сказывается на быстроте реагирования и скорость жизни – у человека, живущего в сельской местности, реакция несколько ниже, чем у городского жителя.

Как развить хорошую скорость реакции

Развить реакцию помогают многие виды спорта. Особенно полезны занятия настольным теннисом. Если у вас нет партнера, отбивайте теннисный мячик от стены. А чтобы усилить эффективность тренировки – отбивайте мячик от настенного ковра. В таком случае реакция усиливается из-за того, что приходится прикладывать больше физических усилий.

Помогают развить реакцию и многие компьютерные игры – гонки, шутеры и различные симуляторы. Однако не увлекайтесь ими слишком сильно – компьютерные игрушки должны быть только частью тренировок

Для увеличения быстроты реакции хорошо подходят:- занятия боксом со спарринг-партнером,- бег по пересеченной местности,- отжимания от пола с хлопком,- футбол,- волейбол,- пинг-понг,- бадминтон,- бейсбол.

Отлично подходят для вашей цели и детские игры. «Вышибалы», игра в снежки и все развлечения с движущимися предметами помогают мозгу быстрее анализировать ситуацию и принимать правильные решения.

Развить реакцию можно и с помощью специальных упражнений, направленных на тренировку различных органов чувств. Начинать занятия следует с самых простых упражнений, требующих простого ответа на определенный стимул. Затем попробуйте и более сложные комбинации. Такие занятия помогают довести нужную реакцию практически до уровня рефлекса.

Тренировку реакции лучше всего проводить с соперниками – дух конкуренции заметно усилит эффективность занятий

Попробуйте следующие упражнения для развития реакции. Встаньте с закрытыми глазами, тренер должен неожиданно касаться ваших рук или ног, в зависимости от точки касания вы быстро приседаете или хлопаете в ладоши.

Подвесьте пластиковую бутылку с водой к люстре, встаньте перед ней, толкните ее вперед и уклоняйтесь от нее.

Тренер из-за ширмы показывает вам различные предметы, а вы реагируете на них заранее оговоренным образом.

Тренер держит двумя пальцами линейку, вы держите пальцы на уровне середины линейки, готовясь поймать ее. Чем меньше вниз будет пролетать линейка, после того как тренер ее отпустит, тем лучше у вас реакция.

Детскому офтальмологу необходимо знать анатомию, физиологию и патофизиологию зрачковых путей, но они прекрасно описаны в других публикациях, поэтому в статьях на сайте мы обсудим лишь аспекты, касающиеся детской практики.

а) Развитие реакции зрачков . Реакция зрачков на свет отсутствует у младенцев со сроками гестации 29 недель или меньше, но обычно присутствует на сроках 31 или 32 недель. При рождении зрачки узкие. Они расширяются в первые месяцы жизни, и, вероятно, достигают максимального размера к концу первого десятилетия жизни, постепенно сужаясь в старости.

Амплитуда реакций зрачка у доношенных и недоношенных младенцев часто невелика, и, из-за изначально небольшого размера зрачков, ее часто бывает трудно оценить, особенно у младенцев с карим цветом глаз. Еще одно доказательство незрелости зрачковых рефлексов у младенцев - отсутствие реакции зрачка на решетчатый стимул у младенцев младше одного месяца.

Действие кокаина и гидроксиамфетамина на младенцев менее выражено, чем на детей постарше, что указывает на повышенный тонус симпатической нервной системы как на причину миоза . У глубоко недоношенных младенцев зрачок может быть еще полностью не сформированным; на седьмом месяце гестации зрачковая мембрана атрофируется и формируется зрачок. До 32 недель гестации мидриаз не должен обязательно считаться проявлением поражения центральной нервной системы, а отсутствие реакций зрачка не обязательно свидетельствует об афферентном дефекте.

Результаты динамической ретиноскопии свидетельствуют, что у младенцев в возрасте от шести дней до одного месяца жизни отсутствует аккомодация, которая развивается к 3-4 месяцу жизни. Это вызывает дефокус паттернов с высокой пространственной частотой, восприятие которых требует большей разрешающей способности, чем обладает глаз в раннем младенческом возрасте.

Однако фоторефракционные исследования выявили у новорожденного способность аккомодировать более чем на одну диоптрию, и способность к аккомодации быстро развивается в течение первого месяца и, в меньшей степени, в течение первых нескольких лет жизни, высокая амплитуда аккомодации отмечается начиная с четырехлетнего возраста и до развития пресбиопии.

б) Синкинезия при взгляде вблизи . При переводе взгляда с удаленно- на близкорасположенный объект происходит конвергенция глазных яблок, сокращение зрачков и аккомодация хрусталиков; эти процессы имеют различное происхождение, но связаны друг с другом как синкинетическая реакция. Нарушения соотношений между объемами аккомодации и конвергенции являются важными элементами патогенеза большинства случаев косоглазия у детей, и воздействие на это соотношение аккомодации/конвергенции - важный элемент терапии.

У не взаимодействующих с врачом детей исследовать реакции зрачков при взгляде вблизи труднее, чем реакции на свет. Наиболее важный фактор при исследовании - найти подходящий объект для фиксации, например небольшая подсвеченная изнутри игрушка для младенца, двигающаяся игрушка с достаточным количеством деталей для стимуляции конвергенции и буквы или цифры для умеющего читать ребенка.

в) Врожденные и структурные аномалии . Встречаются следующие врожденные, структурные аномалии и дефекты развития зрачка:
Аниридия
Микрокория (врожденная идиопатическая)
Поликория и корэктопия
Колобома
«Полуостровковый» зрачок (peninsula pupil) (наследственная частичная атрофия сфинктера радужки с расширенными овальными зрачками)
Персистирующая зрачковая мембрана
Врожденный мидриаз и миоз
Зрачки неправильной формы
Аномалии пигментации радужки

- Изменения зрачков при высокой симпатикотонии . Описаны случаи интермиттирующего мидриаза с расширением глазной щели или без такового, развившиеся на фоне цервикомедуллярной кисты, периферических относительно спинного мозга поражений, опухолей легких, судорожных припадков или мигрени. При судорожных припадках и мигрени, вероятно, одновременно снижается тонус парасимпатической системы, но о симпатогенном спазме свидетельствуют бледность кожных покровов и потоотделение.

- Изменения зрачка при поражениях парасимпатической системы . Внутренняя офтальмоплегия (паралич сфинктера зрачка и аккомодации) иногда наблюдается при отсутствии наружной офтальмоплегии вследствие ядерных поражений. Нарушения двусторонние и часто сопровождаются другими параличами глазодвигательных мышц.

Поражения третьей пары нервов в зоне fossa interpeduncularis, где глазодвигательные волокна локализуются в верхнемедиальной части нерва, могут развиваться при аневризмах или опухолях и обычно сопровождаются наружной офтальмоплегией, но поражения при менингите могут вызывать изолированную внутреннюю офтальмоплегию.

С двух лет малышу уже можно предложить очень простые задания и игры для развития внимания. Например: найди тень от объекта на картинке, посмотри вокруг и покажи что-то, выложи картинку из мозаики и так далее. Главное, чтобы ребенку было интересно, и лучше остановить игру, пока малыш не устал. Ребенок будет подрастать, и задания будут становиться сложнее. Примерно с 4-5 лет можно начать играть в настольные игры для развития внимания. Увлекательные, разнообразные и разного уровня сложности – такие игры очень нравятся детям. И кстати, такие игры, развивающие внимание, часто еще тренируют реакцию. Итак, какие же полезные настольные игры можно предложить ребенку?

От 5 лет

В этом возрасте малыш уже умеет концентрироваться, но всего минуты на 3-4. Чтобы научить его направлять внимание и игнорировать все отвлекающее, надо предложить что-то простое и веселое, например, игру на развитие внимания и реакции с задорным названием «Свинтус».

Это игра с карточками разного цвета, на которых написаны еще и числа. Игра начинается, и первый игрок выкладывает карту в центр стола. Следующий может положить на нее карту такого же цвета или достоинства. Но кроме этих карт тут еще есть специальные: хлопкопыт, тихохрюн, полисвин и много других. Что же они делают? Как только на столе появится «хлопкопыт», надо быстро положить на колоду руку, и лучше успеть это сделать не самым последним, а то вам достанется целая куча лишних карт. Задача игрока - от всех карт поскорее избавиться.

От 6 лет

Ребенок подрос и можно предложить ему игры на реакцию и внимание посложнее. Его мелкая моторика достаточно развита, поэтому можно переходить к тренировке реакции.

"Волшебник изумрудного города" – добрая командная игра с милыми картинками Леонида Владимирского, который оформлял наши детские книжки. Задача игроков – довести Элли и её друзей до Изумрудного города по игровому полю. Для того, чтобы сделать каждый шаг, надо будет выполнять разные забавные задания и делать это быстро, потому что злая Бастинда уже близко и может кого-нибудь схватить. Интересна механика игры: всем игрокам надо действовать сообща и помогать друг другу. Это замечательно учит малыша взаимовыручке.

"Медвед" развивает реакцию и внимание всей семьи весело и шумно. Посередине стола ставится бревнышко – оно называется «Привед», а каждый игрок получает стопочку карт. Все по очереди переворачивают по одной карте и внимательно смотрят, что же открылось. Потому что как только будут открыты две одинаковые по рисунку карты, начинается дуэль за «Привед». Кто схватил первым, избавляется от части своих карт. А надо скорее избавиться от них всех. Сложность в том, что многие карты очень похожи. И еще попадаются особые карты, например, «Медвед», тогда все скорее под стол!

От 8 лет

Школьник уже многое знает и многому научился, так какие же настольные игры для развития внимания и реакции ему подойдут?

«Уно» – простая и очень популярная игра с карточками. Она существует уже больше сорока лет, и есть больше 20 вариантов её правил. Именно на ее основе был создан «Свинтус», так что суть вы себе представляете: цветные карты с числами и специальные карты, чтобы было интереснее играть.

Потренировать и внимание, и реакцию, и устный счет к тому же? Это про "7 на 9" . На карточках этой игры есть два числа, большое и маленькое. Сложите эти числа и вычтите из большого маленькое, и вы узнаете какие карты можно положить сверху. Например, большая 5 и маленькая 3. Значит, сверху можно класть карты с большими 8 (5+3) и 2 (5-3). И не надо ждать своей очереди: есть подходящая карта - скорее бросайте ее, а то кто-то опередит. Отличная разминка для ума!

Ещё одна игра на внимание и реакцию «Забирай!». Здесь есть карты с числами, «обратные» и «дикие» карты, а самое главное карты со слогами «за», «бе» и «ру». Тот, кто выложит их все три сразу или закончит своим слогом «ру» то, что начали другие, получит себе всю стопку карт и много призовых очков. Важно не забыть положить руку на стопку и сказать «Заберу!», а то все усилия пропадут зря.

Вот примеры игр, развивающих реакцию и внимание. Хорошей вам памяти и не зевать!

В наш век компьютерных технологий очень важно не потерять способность быстро реагировать на внешние раздражители. И пусть нам не нужно бороться с мамонтами и добывать таким образом себе пропитание, но проблема борьбы и выживания остаётся актуальной.

От чего зависит скорость реакции

Во все времена скорость реакции имела очень большое значение. Хочешь выжить, быть первым, выиграть в соревновании или игре - реагируй быстро.
На скорость реакции влияют многие факторы:

  • наследственность;
  • состояние нервной системы;
  • питание;
  • окружающая обстановка;
  • хобби;
  • настроение и многое другое.

Есть люди с замедленным реагированием, которые очень переживают из-за различных ситуаций. Например, в играх они думают, куда лучше повернуть или как лучше выстрелить. Им необходимо научиться отстраняться от ненужных вещей и быстрее реагировать.

Знаете ли вы? Считается, что с возрастом мозг медленнее обрабатывает информацию, но различные исследования показывают, что скорость реагирования одинакова и у 70-летних, и у 25-летних.

С физиологической стороны быстрота реагирования зависит от скорости протекания таких процессов:

  • принятие раздражающего сигнала на слуховой, зрительный или другой рецептор;
  • передача сигнала в мозг;
  • анализ поступившей информации и принятие ответа;
  • проведение ответного сигнала от ЦНС к мышцам;
  • возбуждение мышцы и ответная реакция.

Скорость ответной реакции в основном зависит от лабильности нервной системы. При воздействии сильного раздражителя включается рефлекторный ответ. Формирование стереотипных рефлексов позволяет реагировать без размышления (без участия головного мозга).

Как проверить

Чтобы узнать время реагирования на раздражители, необходимо высчитать разницу во времени между началом действия и ответной реакцией. Для этого существуют даже специальные приборы. На различных сайтах имеются специальные тесты для определения скорости реакции.

Важно! Тесты нужно проходить в здоровом и бодром состоянии. Для чистоты эксперимента лучше использовать мышку, так как на сенсорных экранах задержка дольше. Рекомендуется также прохождение теста одной рукой, а затем другой.

Время реагирования на различные раздражители несколько различается, но в среднем оно составляет 0,1–0,3 секунды. У разных людей оно также может значительно разниться.

Как улучшить реакцию: упражнения в домашних условиях

Скорость реакции до определённой степени можно увеличить, для этого используются специальные упражнения. Ответ на раздражитель должен быть простым и удобным для вас, а также полезным в реальной жизни. Занимаясь постоянно, можно отточить реакцию до рефлекса.
Начинать нужно с упражнений попроще, переходя со временем к более сложным. Существуют упражнения для улучшения и ускорения реакции на различные раздражители (зрительные, слуховые и осязания).

На слух

Чтобы не пугаться звуков и стать обладателем хорошей реакции, необходимы ежедневные тренировки. Для этого вам понадобится помощник. Есть несколько обязательных условий:

  1. Звуковой сигнал должен быть хорошо выраженным и понятным. Это может быть стук, хлопок, щелчок или что-то другое.
  2. Источник звука - скрыт от вас (следует находиться к нему спиной или использовать повязку на глаза).
  3. Очень важна неожиданность.

На определённые слуховые раздражители нужно отвечать соответствующим образом. Чем большее количество мышц будет задействовано, тем лучше. Например, можно использовать такие комбинации:

  • при свистке - присядьте;
  • при команде «стой» - подпрыгните;
  • при слове «ап» - поднимите правую руку.
Задания нужно усложнять. Например, при хлопке (звук выстрела) нужно отскочить в сторону, присесть и прикрыть голову руками. Чем разнообразнее будут задания, тем выше будет эффект от занятий.
Это даст возможность выработать нужные рефлексы, правильно реагировать на звуковые посылы и развить адекватное поведение.

На осязание

Во время занятий нужно придерживаться определённых условий:

  • раздражающий источник скрыт (стоит за спиной, или вы с закрытыми глазами);
  • прикосновения должны быть неожиданными.

Можно использовать такие варианты упражнений:

  1. Вы сидите на стуле, руки - на коленях. Каждое касание тренера сопровождается хлопком в ладоши. Нужно добиться сокращения времени между прикосновением и хлопком.
  2. Вы стоите. Когда тренер касается вашего плеча, необходимо присесть или отскочить в сторону.
  3. Тренер прикасается к вашей спине, а вы должны быстро к нему повернуться.
Вариантов различных упражнений множество. Всё зависит от вашей фантазии.

Знаете ли вы? Восприятие некоторых цветов (например, красного) увеличивает скорость реакции, ускоряет работу мышц, но и усиливает беспокойство.

На зрение

Большую долю информации человек воспринимает через глаза, поэтому развитию хорошей реакции на зрительные раздражители нужно уделить особое внимание. Для развития таких навыков используются следующие упражнения:

  1. Тренер показывает бумагу различных цветов, и на каждый должно быть своё действие (например, зелёный - закрыть глаза, красный - щёлкнуть пальцами).
  2. Тренер из ящика достаёт разные предметы, а вы должны подпрыгнуть на тех, которые оговорены ранее.
  3. Помощник прижимает линейку к стене, а ваш палец находится в сантиметре от неё. Линейка отпускается, а вам нужно как можно быстрее её прижать обратно.
На зрительную реакцию положительно влияют многие детские игры. Например, такая забава, как «камень-ножницы-бумага». Или игра, при которой руки расположены на столе и один игрок пытается ладонью прикрыть руку другого.
Задача последнего - убрать её вовремя. Быстроту реагирования увеличивают комбинация различных упражнений и изменение вида деятельности. Зрительный рефлекс улучшает такое упражнение:
  1. Сконцентрируйте взгляд на каком-то предмете.
  2. Переключите внимание на другой объект.
  3. Быстро переводите взгляд с одного предмета на другой.

Важно! Развивая ответные реакции на раздражители, лучше использовать набор не бессмысленных упражнений, а таких, которые могут реально пригодиться в важных жизненных ситуациях. Упор делается на получение конкретных навыков: спортивных, игровых или для безопасности.

Мы используем свои рефлекторные навыки в повседневной жизни и даже не задумываемся над этим. Между тем быстрота реакции часто может спасти нам жизнь. И даже зная, что скорость реакции во многом зависит от наследственности и состояния нервной системы, нужно её развивать. Мы будем рады, если наши упражнения помогут вам в этом.

Видео: как развить реакцию

). Ну а сейчас давайте затронем тему как увеличить скорость реакции с точки зрения практических упражнений . Но для начала всё же немного теории. Для освежевания освежения памяти 🙂

Как увеличить скорость реакции с помощью практики и упражнений — когда возникает такой вопрос, то должен возникнуть и сопутствующий вопрос: увеличить скорость реакции НА ЧТО ? На что вы хотите быстрее реагировать? Например, реагировать можно:

  • на слух
  • на осязание
  • на зрительный раздражжитель.

Соответственно, если вы будете тренировать реакцию, то на какой-то один из этих раздражжителей. В последствии их можно и смешивать — но для начала, по принципу постепенности, лучше разделить и тренировать по очереди.

Независимо от того, какую реакцию вы тренируете — на слух, на осязание, на зрение (обоняние или вкус тренировать большого смысла нет) важно четко представлять, что будет являться ответной реакцией в процессе тренировки, какое конкретное действие. Правильно будет проводить тренировки одного органа чувств на различные действия.

Хотя тренировка реакции на обоняние может иметь свои плюсы:

Так, известна история, когда два красных комиссара дежурили на конспиративной квартире каких-то врагов народа (белогвардейцев, троцкистов, деникинцев, фашистов и т.д. — в этом отношении источники истории не сходятся). Как бы то ни было, у комиссаров было задание: сидеть на квартире тихо, не высовываясь — и ждать, пока появится нужный враг народа. Ну и, соответственно, его схватить и пытать (расстрелять, раскулачить и т.д. — здесь источники также не могут сойтись во мнениях).

Итак, сидят храбрые комиссары в засаде, сухпаёк жуют, ждут. День ждут, два ждут. Ни выйти тебе, размяться, ни поспать толком — ведь Родина дала задание бдить! И бдить незаметно.

В общем, некоторое время они ждали — и тут у одного из комиссаров не выдержали нервы. А также подвела привычка курить. Ну, он взял и на автомате закурил. Напарник увидел это безобразие, прекратил. Ждут дальше. И что бы вы думали?

Тот самый враг народа тренировал скорость реакции помимо всего прочего на обоняние! Он вошёл в квартиру, унюхал, что курили здесь не неделю назад, как должно было быть, а всего день назад — и начал стрелять на запах. Соответственно, один комиссар ранен, второй — гоняется за врагом народа по всему городу.

Чем закончилась погоня, источники также не определились. Но тем не менее, мораль такова: во-первых, курить — вредно. А во-вторых, скорость реакции может быть и на обоняние.

Продолжаем нашу тему увеличения скорости реакции с помощью упражнений.

Итак, правильно было бы проводить тренировку скорости реакции на различные сигналы от одного органа чувств. Можно даже на совершенно абсурдные сигналы, важно в процессе тренировок обеспечить разнообразие движений и задействовать максимальное число мышц. Но эти действия должны быть очень просты и выполняться, что называется в одно касание, в одно движение. Движения эти могут быть совершенно различными, и требующими различных усилий. От «достань » до выполнения команды «ложись», подтягиваний и отжиманий. Главное, что бы движение было простым.

Важно так же и то, что упражнение не должно быть бессмысленным ; оно должно иметь определенную смысловую нагрузку. То есть, чтобы оно могло пригодиться в реальной жизни. Основной упор в выборе тут следует сделать на безопасность или приобретение определенных профессиональных или спортивных навыков. При этом следует адекватно выбирать и раздражитель. Например, звуком громкого щелчка (имитация выстрела) надо тренировать прыжок в сторону, падение, но не «снять шапку».

Начинать, конечно, нужно по принципу постепенности — с простейших упражнений, того же «достань явару» или перемещение легкого предмета с места на место.

Второй особенностью тренировок реакции является обязательное наличии абсолютно случайного и неконтролируемого вами источника раздражения . Тренироваться отдавая самому себе мысленные приказы — бесполезная трата времени, к тому же это быстро надоедает. Нужен действительно случайный источник событий.

Самым идеальным источником случайных событий будет другой человек – напарник . Участие в тренировке двоих людей сразу вносит некий элемент соревнования. Каждый старается выиграть у другого и старается максимально усложнить задачу сопернику. Напарником может быть ваш друг, дети, родители и т.д. Улучшить свою реакцию никто не откажется.

Кстати, если вам такое по плечу, то можете и самостоятельно создать такие условия, где случайности — сколько влезет 🙂

Перед вами несколько упражнений, направленных на увеличение скорости реакции. Естественно, они — не догма, а просто образец, на основе которого можно создать множество разнообразных и более подходящих вам упражнений.

Как увеличить скорость реакции на слух.

В качестве раздражителя выступает звуковой сигнал. Он должен иметь четко выраженное начало. Это может быть, например звонок, звук издаваемый музыкальным инструментом, стук, щелчок и т.д. Даже дверной звонок. При тренировке слуховой реакции важно прервать зрительную связь между источником и тренируемым. Т.е. тренируемый не должен иметь возможность по каким либо действиям тренера предугадать появление звука. Можно издавать звук за спиной или использовать простейшую программу компьютера.

Когда тренируется слух с точки зрения безопасности, то упражнения должны быть направлены на соответствующие действия (пригибание, прыжок в сторону, падение).

Примеры упражнений на увеличение скорости реакции на слух:

  1. Тренер выходит за дверь. Тренируемый по сигналу звонка должен передвинуть мелкий предмет с одного места на другое (места должны быть четко обозначены). Должен достать предмет (из стола, кармана, снять с полки).
  2. Тренер сидя за спиной резко ударяет линейкой по столу. Тренируемый должен произвести ответный щелчок.
  3. При тренировке на безопасность важно отработать процедуру выхватывания оружия или того, что его заменяет по звуку (крик, стук, топот и т.д.).
  4. Два напарника сидят друг на против друга, перед ними на стуле лежит предмет. Тренер ходит вокруг напарников и неожиданно хлопает. Напарники должны схватить предмет по хлопку — кто быстрее. Для усложнения упражнения тренер может не только хлопать, но и издавать звуки, типа «хлоп», «бум» и так далее. Внимание: напарники должны обращать внимание на то, что они не должны стукаться лбами.

Как увеличить скорость реакции на осязание

Это отработка реакции на прикосновение, особенно не контролируемого визуально, например из-за спины. Является очень важной частью элемента безопасности.

Во время тренировки тренируемый надевает на глаза повязку, если отрабатывается чувствительность рук, или тренер находится у него за спиной, если отрабатываются упражнения на безопасность.

Примеры упражнений на увеличение скорости реакции на осязание:

  1. Тренируемый сидит на стуле, глаза завязаны, руки на ширине плеч лежат перед ним на столе. Тренер в случайном порядке и со случайным интервалом времени прикасается к рукам тренируемого. Тренируемый при прикосновении должен хлопнуть в ладоши перед собой, над головой или за своей спиной. Чем меньше времени пройдет со времени прикосновения до хлопка, тем лучше.
  2. Тренер находится сзади тренируемого на расстоянии вытянутой руки. Тренер прикасается рукой к плечу тренируемого. Тренируемый должен резко присесть, прыгнуть вперед или сторону, повернуться и принять боевую стойку.

Как увеличить скорость реакции на зрение

Зрение — наше основное чувство. 90% информации человек получает через зрение. Поэтому тренировке реакции от «видимого» раздражителя следует уделить особое внимание. К счастью, и тренируется это наиболее просто. При тренировках особое внимание следует обратить не только на реакцию по любому событию, но и на селекцию тренируемым зрительного события. Например не стоит просто «зажигать лампу». Например, надо зажигать одну из нескольких ламп. Мозг должен при этом оценивать ситуацию и отсеять ненужный раздражитель.

Примеры упражнений на увеличение скорости реакции на зрительный раздражжитель:

  1. Тренер прижимает к стене ученическую линейку. Тренируемый держит свой большой палец в 1 см. от линейки на уровне примерно 10-15 см. от начала. Когда тренер отпустит линейку, та начнет падать. Задача тренируемого прижать линейку к стене своим большим пальцем. Чем меньше сантиметров «пролетит» линейка, тем лучше реакция.
  2. Тренер случайно зажигает одну из двух настольных ламп (выключатель при этом не должен быть виден тренируемому).
  3. Тренируемый при этом (зажигании определенной лампы) должен переместить какой либо предмет, хлопнуть в ладоши и т.д.
  4. Тренер показывает тренируемому различные предметы из-за ширмы. Реакция тренируемого должна быть только на определенный предмет.

Великолепный тренировкой являются различные виды игр «на пальцах». Например, чет-нечет, камень-ножницы-бумага.

Чет-нечет . Ведущий «выбрасывает» на пальцах одно из чисел от 1 до 5. Ведомый должен выбросить свое число, но противоположное по значению. Если ведущий показал 3 пальца (нечет), то ведомый должен показать 2 или 4 (чет).

Камень, ножницы, бумага . Камень (кулак) тупит ножницы, ножницы (указательный и средний палец) режут бумагу, бумага (ладонь) покрывает камень. В обычном варианте игроки «выбрасывают» предмет одновременно. В данном случае, тренер дает форы по времени тренируемому, что бы тот сообразил и показал выигрышный предмет.

Ладушки . Игроки сидят друг напротив друга за столом и держат руки на столе перед собой. Ведущий старается своей ладонью накрыть ладонь ведомого, а тот старается ее вовремя отдернуть.

Далее, возможны ещё и такие тренировки скорости реакции на зрительный раздражитель:

  1. Детская игра, когда несколько человек становятся в круг, и по часовой стрелке прыгают, стараясь наступить на ногу соседу. Сосед старается убрать ногу прыжком. Тот, кто прыгнул, атакуя, замирает на месте. Тот, кто прыгнул, отпрыгивая, прыгает на ногу следующему игроку. Кому наступили на ногу, тот выходит из круга.
  2. Простая игра «поймай бумажку. Один человек держит небольшую бумажку (денежную, например). Второй кладёт ладонь на кисть, которая держит бумажку. Первый отпускает бумажку, а у второго задача — эту бумажку поймать рукой, которая лежала на руке первого. Если играть на деньги того, кто тренирует скорость реакции (словил денежку — она осталась твоя, не словил — она принадлежит напарнику) — то скорость реакции тренируется очень и очень быстро.
  3. Жонглировать. Просто начать учиться жонглировать. Здесь дело не только в реакции, но и без неё никак.

Отличная тренировка увеличения скорости реакции для всего тела — это ловить теннисный мяч рукой. Вы видели, как тренируются теннисисты. Они становятся напротив стенки и отрабатывают удар. Мяч отскакивает от стены и возвращается к ним. Можно также взять теннисный мяч, встать напротив стены и начать с силой его кидать так же, как и в теннисе — рука — земля — стена – рука. Вначале тренируется одна рука, затем другая, затем обе сразу. Можно бросать одной рукой, а ловить строго другой. Это усложняет расчет траектории. Еще лучше дело пойдёт, когда появится напарник, и вы с ним вместе будете ловить мяч по очереди.

Таким образом, увеличить скорость реакции с помощью практических упраженний вы можете легко и просто. И здесь вам поможет ваше намерение победить — даст основу действий, которые нужно тренировать.

При написании статьи были использованы материалы http://www.leovit.ru/reaction.html

Если у вас есть какие-нибудь полезные рецепты по ускорению реакции — пишите в комментарии!