Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении. Формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционны

Экологическое воспитание детей

на занятиях по изобразительной деятельности

Природа в рисунках детей.

О великом влиянии природы на формирование человека писал К.Д.Ушинский, о незабываемых впечатлениях от общения с природой говорили многие художники, а скульптор С.Т.Коненков природу считал своей мастерской.

Учить детей видеть прекрасное надо с ранних лет – радоваться звону капели, пению птиц, замечать голубую шапочку цветка, выглянувшую из под снега.

Известно, что в рисунках детей природа занимает большое место. Однако изображение в большинстве случаев складывается стихийно. Оно не подкрепляется живыми образами и представлениями.

А в этом работе важно не количество экскурсий в природу, а их содержание и эмоциональная насыщенность.

Наблюдательность у детей развивает воспитатель, который сам способен чувствовать красоту природы. Воспитывая у детей любовь к природе, надо показать каждое время года со стороны его ярких и выразительных проявлений и особенностей. Важно, чтобы ребенок видел красоту осени, зимы, весны и лета, но и чувствовал ее, радовался ей. Научился видеть ее общий колорит – зелено-голубое лето, с пестрым ковром цветов, яркую золотисто-желтую осень, нежно-белую зиму и прозрачную зелень весны.

Изображение природы, отношение к ней будут основываться на знаниях, представлениях и чувствах, приобретенных в непосредственном общении с ней. Один и тот же пейзаж интересно наблюдать с детьми в разное время года, в разную погоду и в разное время дня, так как в каждом отдельном случае природа будет выглядеть совсем иначе.

Игры, связанные с описанием природы, развивают воображение детей. Детям можно предложить описать будущий рисунок, который возник у них в воображении: «Я нарисую дремучий лес, – говорит ребенок, в нем буря повалила много деревьев».

Обогащает представление детей о природе пейзажная живопись. Как пишет в своей книге Н.М.Зубарева «Дети и изобразительное искусство», детям свойственно эстетическое отношение к природе. Они способны узнавать времена года, погоду, время суток и некоторые художественные средства, которыми пользовался художник. Раскрывая образы природы, художники тонко подмечают ее неповторимое своеобразие и чувства, испытанные им, передаются зрителям.

Целительная сила природы хорошо известна. Негативное воздействие человека на природу с собой поставило перед людьми проблему национального природопользования, охраны живых организмов.

«Экос» в переводе с греческого означает «дом, жилище». Проблемы взаимодействия человека и природы высказаны академиком Д.С.Лихачевым: «Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству…»

Но экология не ограничивается задачами сохранения природной биологической среды. Сохранение культурной среды – задача не менее важна. Экология природы и экология культуры – это грани одной проблемы: сохранение в человеке человека.

Ребенок наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир.

Способы вовлечения детей в процессы воспитания и продуктивного творчества разнообразны. Доминирующей может быть сказочно-игровая форма преподнесения материала, что способствует активному его усвоению, эмоционально переживаются детьми и лучше запоминаются.

Природа – «всемогущественный художник». Ей подвластны различные стихии. Художник – ученик природы, который наблюденная за ней, учится творчеству. Поэтому созерцание картин природы, пейзажей – неотъемлемая часть работы.

Маленький ребенок имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать, умению пользоваться различными художественными материалами, умению выражать свои мысли через изображение. В течение года в работе по художественному развитию детей педагог формирует в них такие качества личности, как:

умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;

умение идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и другим человеком (вставать на место другого);

способствовать почувствовать «боль» и «радость», сопереживать им;

забота о тех, кто зависит от человека, стремление препятствовать насилию над природой и по мере сил облагораживать ее (проблемы экологического воспитания);

умение восхищаться красотой природных форм (любование), замечать в неприметном – выразительное;

умение чувствовать изменчивость природных явлений, их характер, а также выражать свое к ним отношение в пейзажах – настроениях (утро, день, вечер, ночь).

Для осуществления творческого процесса необходимо формировать у детей и навыки в различных видах художественной деятельности:

изобразительной (работа с гуашью, пастелью, сангиной, углем, мелом, тушью пером-палочкой);

конструктивной (работа с пластилином, глиной, конструирование из бумаги);

декоративной (создание и украшение предметов декоративно прикладного характера).

Многообразие форм работы помогает детям «искать себя в материале». По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец, а кто-то архитектор и, безусловно, выразит себя в предпочтительной технике.

Существует тесная взаимосвязь занятий по экологическому воспитанию и изобразительной деятельности.






Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогические особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста. 2. Рассмотреть изобразительную деятельность как одно из средств экологического воспитания дошкольников. 3. Изучить методику использования изобразительной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. 4. Провести анализ опыта работы педагогов по использованию изобразительной деятельности как средства экологического воспитания. 5. Выяснить роль изо деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников с помощью педагогического эксперимента.


Для анализа опыта педагогов использовала опыт отраженный в издании журналов «Дошкольное воспитание» за период с годов.


Всего проанализировано 68 журналов в них выявлено 53 статьи по теме экологического воспитания дошкольников из общего числа журналов, из них с содержанием материала по использованию изобразительной деятельности как средство экологического образования выявлено 21 статья, общего количества журналов.







По мнениюЛ.С. Выготского, Е.А.Флёриной, Н.П.Сакулиной, Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Но в жизни современного общества существует ряд экологических проблем:

Отчуждение детей от мира природы;

Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Поэтому одним из направлений нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической и эстетической культур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Составила: Ахметова Л.Ш.

По мнениюЛ.С. Выготского, Е.А.Флёриной, Н.П.Сакулиной, Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Но в жизни современного общества существует ряд экологических проблем:

Отчуждение детей от мира природы;

Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Поэтому одним из направлений нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической и эстетической культур.

Изучив ряд исследований по данной теме, мы определили сущность эколого - эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского.

Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем, обогащается содержание детского творчества образами природы, в рисунках появляются новые темы. И в процессе познания природы и в процессе изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение). Именно художественная деятельность является и формой выражения, и средством воспитания.

Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами - совершенством форм, разнообразным колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам природы.

Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большее количество образов, используют более разнообразные средства выразительности.

Искусство и изобразительная деятельность самих детей поможет им закрепить пока элементарные, но нужные знания о природе, о месте и роли человека, живущего в единстве с ней. Ребёнок- художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё видение происходящих в них явлений. В этом раскрывается творческий потенциал ребёнка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Воспитываются нравственные качества.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен в них выразить своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и поэтому их можно назвать выразительными.

Одним из самых доступных для детей средств выразительности является цвет. Использование ярких красок в разнообразных сочетаниях присуще детям, но наблюдая за цветовым разнообразием окружающего мира, во время знакомства с произведениями художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, выразительно. Через цвет они передают своё настроение и отношение к образу.

Другое чувство выразительности, используемое дошкольником – линия. Исследователи отмечают, что явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие, по его мнению, события изображает небрежной линией.

Как и взрослые дошкольники используют приём гиперболизации – преувеличение каких-то признаков. Они выделяют в изображённом предмете или явлении то, что на их взгляд, особенно значимо. Главный образ выделяется размером или цветом.

Композиция – это способ построения произведения. В рисунках дошкольников встречаются как с сюжетами, передающими развёрнутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия. Усвоив навыки композиции, ребёнок начинает чувствовать центр, стороны листа, что даёт развитие творчества.

Рисуя, ребёнок использует и такое средство выразительности как агглютинация – склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-либо частей, качеств, разных предметов (цветок с глазами и ртом, руками вместо листьев). В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определённых поз, жестов, определённого расположения фигур.

Творческая выразительность детских рисунков развивается под влиянием обучения. Эмоции являются движущей силой воображения, а следовательно, и выразительности детского творчества.

Мы поставили цель – способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, эстетическом, творческом плане.

В нашем образовательном учреждении работают по основной общеобразовательной «Программе воспитания и обучения в детском саду»под редакцией М.А.Васильевой и дополнительной программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет « Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Работая с детьми в соответствии с современными требованиями воспитательно – образовательного процесса нельзя обойтись без новых педагогических технологий. Среди них можно назвать развивающие игры, приёмы ТРИЗ, мнемотехника.

В нашем учреждении созданы необходимые условия для организации работы в данном направлении. Функционирует зимний сад, одно из любимых мест детей и взрослых, который привлекает изобилием экзотических декоративно- лиственных и цветущих растений, бассейном с красноухими черепахами, аквариумами с разными породами рыб, вольерами с попугаями и амадинами, террариумами со степными черепахами, морскими свинками, хомяками. В зимнем саду имеется центр экспериментирования, мини- огород на подоконнике. С огромным интересом дети знакомятся с объектами и явлениями неживой природы, представленными в «звёздной» комнате, объёмной моделью города на фоне звёздного неба и светящихся планет солнечной системы.

Изостудия находится рядом с зимним садом. Впечатления от полученной информации на занятиях и экскурсиях дети отражают в своих рисунках. Свободное пространство изостудии позволяет детям выбирать удобное место при работе – стоя у мольберта, сидя за столом, лёжа на полу. Изображение в рисунках создаётся при помощи разнообразных материалов, которые предоставляются в распоряжение детей после совместного освоения техники работы с ними.

Наши дети любят рисовать не только кистью, карандашом, но и палочкой, поролоном, пальцами, ладошками. « свечой». Используют монотипию, «кляксографию», « точечный рисунок». Интересно рисуют краской из тюбика, по мокрой бумаге. Прекрасно справляются с коллажем, « клеевым рисунком».

Для ознакомления детей с произведениями искусства различных видов и жанров используются репродукции картин известных художников, собраны тематические подборки картинок, фотографий на разные темы. Есть мини - музей, где собраны изделия мастеров народных промыслов России. Через восприятие произведений художников и скульпторов ребята учатся подмечать индивидуальные особенночти объектов, распознавать авторское видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску. Имеется и мини - библиотека в которой есть книги об искусстве, о творчестве художников, иллюстрации, альбомы по разным жанрам живописи, а также книжки-малышки, созданные детьми.

Для повышения эффективности обучения, зрительного восприятия и наглядно- образного мышления мы используем разнообразие дидактических и развивающих игр. Также постоянно действует мини-выставка работ художников и самих детей, выполненных в разных техниках. Многие рисунки наших детей можно увидеть в интерьере учреждения.

В творческом процессе огромную роль играет восприятие, поэтому всё, что окружает детей в группе: эстетический вид, предметно-развивающая среда, выставки работ детей, наблюдения живой и неживой природы отражается в рисунках детей.

Для реализации задач мы используем следующие методы и приёмы :

1- наблюдения явлений природы;

Рассматривание репродукций с картин;

Игровые приёмы с использованием кукол (карандаш, фауна, здравик, фырка)

Беседы на темы природы;

Чтение художественной литературы;

2 - обследование;

Игровые приёмы;

Экспериментирование с цветом;

Составление мнемодорожек;

Проблемные вопросы;

Вопросы для развития творческого замысла;

3 - проблемные ситуации;

Работа по неоконченному рассказу на темы природы;

Рисование музыки;

Элементы ТРИЗ и другие.

Важно отметить, что методы должны соответствовать общеё цели, специфике вида деятельности, возрастным особенностям.

Мы выделили следующие формы организации работы с детьми:

  • Занятия подгрупповые, интегрированные, комплексные.
  • Кружок.
  • Индивидуальная работа.
  • Экскурсии.
  • Праздники.

Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой работы с детьми. На ней дети приобретают опыт работы с материалами, способами изображения. Чем более увлечены дети, тем более они раскрепощены и творчески себя проявляют.

Интегрированное занятие отличается использованием меж предметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материалов. Предметом анализа в нём выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы (например, рассматривание такого понятия, как « настроение» через произведения живописи, музыки, литературы) .

Детям предоставляется возможность экспериментировать, искать новые пути, сравнивать, анализировать, проявлять большую самостоятельность. Эти занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Структура интегрированного занятия строится следующим образом:

  1. Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (« Как вы думаете, что произойдёт, если на Земле не будет воды?»)
  2. Основная часть. Поисковая деятельность детей для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе, жизни человека и в работе художника-мариниста) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
  3. Заключительная часть. Детям предлагается практическая работа (дидактическая игра, рисование) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Составление конспектов, самостоятельный поиск новых оптимальных схем – моделей требуют проявления творческой активности педагога. Последовательное усвоение знаний, способов действия, сопровождаемое усложнением задач, методами и техниками в соответствии со структурой занятия, а также проведение предварительной работы благотворно влияют на формирование выразительного образа природы в детских рисунках.

Благодаря правильной организации и экологолизации развивающей среды, интеграции и системности в обучении, а также разнообразию нетрадиционных форм и методов в организованной деятельности у нас решаются главные задачи экологического и художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Кружковая работа ведётся в двух направления: 1- с детьми со слабым художественным развитием, требующих особого внимания и помощи со стороны педагога; 2- работа с талантливыми детьми строится на углублении способов изображения, на развитии творческого воображения, расширение представлений об окружающем мире, развитие творческой индивидуальности, поддерживании интересов в их развитии.

Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития детей и взаимодействия разных субъектов образовательной деятельности очень важно для развития детского творчества. Решая единые задачи, предъявляя единые требования к детям, преследуя единую цель, мы помогаем детям раскрыть своё творческое «Я». Совместно с воспитателями проводятся экскурсии в парк, на речку, в музей, праздники и развлечения. В совместной работе с детьми готовятся подарки для родителей и друзей, декорации к постановкам театральной студии.

Для воспитателей регулярно проводятся консультации, семинары-практикумы, где они совершенствуют свои умения и навыки, знакомятся с новыми техниками изображения.

Для родителей проводятся консультации, праздники, создаются книги « Азбука рисования», работает творческая мастерская «Фантазия». Тесное сотрудничество с родителями помогает нам заинтересовать их в развитии художественного творчества своего ребёнка.

Мы через природу воспитываем детей, приобщаем их к нравственности, гуманности, бережному отношению к природе, развиваем эстетические чувства и вкусы. Пробуждаем эмоциональность – свойство, которое пробуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую нас красоту природы. Объекты и явления природы, предлагаемые для наблюдения, анализ художественных произведений искусства развивает детское воображение, фантазию, так необходимые в изодеятельности. Общаясь с природой, старшие дошкольники стремятся в рисунке выразить своё отношение к ней и делают это с помощью выразительных средств. Умело используют цвет в передаче образа, гармонично сочетают цвета. Используют выразительность форм и линий. Правильно строят композицию рисунка. Используют традиционные и нетрадиционные техники рисования


Зырянова Лариса
Формирование экологического сознания детей через изодеятельность с использованием нетрадиционных техник рисования

Влияние природы на ребенка огромно : она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий , ребенок много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.

Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, как ребенок может, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени : только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением , способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию . В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий , исследовательскую деятельность, сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, зарисовки животных , сочинение загадок, стихотворений о животных и многие другие виды деятельности.

Я постоянно внедряю в свою работу современные интерактивные методы :

ролевое моделирование;

мозговой штурм;

групповую дискуссию;

диагностирование, анкетирование;

пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз;

элементы релаксации и психогимнастику;

тренинги;

нетрадиционные приемы по технике рисования .

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников и моим собственным интересом к этому методу. Я считаю, что обучение рисованию , начинается с воспитания умения видеть в обыкновенном - необыкновенное, в обыденном – сокровенное, в частном – общее, видеть то, что иной даже не заметит и не заподозрит. Основа индивидуального художественного видения складывается в детстве. Рисование карандашами или красками требуют от ребенка высокого уровня владения техникой , сформированных навыков , знания приемов работы с красками, так и приемов рисования . Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Если показать ребенку, как нарисовать дерево , дом, листья и т. д., малыш непременно повторит то, что ему показали. Правда это будет ваш домик и ваше дерево. Я считаю, что такой способ тормозит ребенка. А недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Исходя из выше сказанного, я поставила цель собственной педагогической деятельности - формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования .

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи :

создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;

помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм , звуков, цвета, запахов в окружающем мире;

побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы;

привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

сопровождать чувственное познание словом;

развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме , цвету, строению, запаху.

Решая, поставленные перед собой задачи я предоставляю широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников. Возможности осуществляю через созданные следующие условия :

обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту;

предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла;

поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;

В своей работе я опираюсь на рекомендации Р. М. Чумичевой, которая говорит : «Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило. Этому во многом способствуем мы, взрослые. Если мы испытываем подобные эмоции и чувства, видим красоту, то это, несомненно, передается ребенку».

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

С детства ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся дань, не подозревая, какая картина мира перед ним раскрывается. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Осуществить это можно только в процессе интеграции всех образовательных областей : «Здоровье» , «Физическая культура» , «Социализация» , «Труд» , «Безопасность» , «Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» , «Музыка» .

С помощью ознакомления с художественной литературой : А. Барто «Уехали, В. Осеева «Плохо» , С. Михалков «Зяблик» , М. Пришвин «Золотой луг» , «Ребята и утята» дети в процессе размышления сами делают выводы. Приобщая ребенка к природе, я способствую формированию человеческих ценностей :

1. Познавательных, когда ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментирует.

2. Преобразовательные, когда у ребенка возникает желание беречь природу, сохранять и умножать ее по мере своих сил.

3. Ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее. Чтобы помочь ребенку сформировать у малыша доброе , ласковое, нежное чувство – чувство любви к живому в своей работе я использую такие приемы :

Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму , красоту цветка, ветки, листочка и т. п;

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту;

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать : «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет : «Спасибо, что ты меня ласково погладил!» ;

Ввожу в наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека природе, восхищаясь ее красотой;

Отождествляю природный объект с человеком. Например, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т. д. ;

Ввожу элементы игры (покажи, как качаются березки, ветер закружил листочек) ;

Не допускаю в присутствии детей неблаговидного отношения к природе.

У моих воспитанников возник устойчивый интерес к изобразительной деятельности и многие продолжили обучение в художественной школе.

Цель акции: привлечение обучающихся к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию и воспитанию школьников.

Место проведения: МБОУ «Адыковская СОШ им. Г.Б. Мергульчиева»

Дата проведения: 9.04 - 15.05 2014 г.

Количество участников акции: 114 чел

Ответственные:

  • Бюрчиева Д. А. – учитель химии и биологии;
  • Цорхаева Е. Х. – учитель химии, руководитель экологического кружка
  • Картжанова Н. С. – учитель обществознания, старшая вожатая
  • Анжаева Ж. В. – завуч по воспитательной работе

Сохранение окружающей среды – дело каждого жителя планеты Земля. Человечество уже давно осознало это, и поэтому во всем мире весной проводятся мероприятия, направленные на пропаганду бережного отношения к природе. В школах нашей республики традиционным стал месячник «Экология. Безопасность. Жизнь», который продолжается с 9 апреля по 15 мая 2014 г.Для школьников МБОУ «Адыковская СОШ им. Г. Б. Мергульчиева» комплекс мероприятий в рамках месячника «Экология. Безопасность. Жизнь» стал одним из самых запоминающихся в 2013-14 учебном году.

Членами оргкомитета заранее был разработан план мероприятий (Приложение 1), предполагающий использование разнообразных форм работы в деле пропаганды природосбережения.

Начался месячник с очень важного мероприятия:1 апреля 10 юных экологов школы посетили мероприятие, подготовленное экологами - членамиВсероссийского степного клуба «Живое наследие» Яшкульской многопрофильной гимназии (руководитель Самтанова Е. А.).В торжественной обстановке юные экологи были приняты в члены клуба «Бамбцецг». Инициатором создания подобных организаций, объединяющих школьников, учителей и родителей,неравнодушных к делу сохранения сайгака на территории Калмыкии, является КУ «Центр диких животных» во главе с доктором биологических наук Арыловым Ю. Н. Центральным мероприятием в деятельности степных клубов является проведение Дней сайгака.

В рамках месячника были проведены открытые уроки обществознания (учитель Картжанова Н. С.) и природоведения «Сайгак – реликт калмыцкой степи» (учитель Бюрчиева Д. А.),

Учитель обществознания Картжанова Н. С. провела открытый урок «Охранять природу - значит охранять жизнь» в 6-7 классах, на котором ребята выяснили какое влияние оказывает человек на окружающую среду, определили какие экологические проблемы характерны для нашего региона. Во время урока учащиеся представили свои мини-проекты по решению глобальных экологических проблем.

На уроке природоведения «Сайгак – реликт калмыцкой степи» ученики 5 класса показали хорошие знания биологии и распространении степной антилопы. Учащиеся узнали об истории создания первых отрядов по охране сайгаков, созданных на территории Калмыкии и об их руководителе У. К. Кнакисе. На уроке прозвучали стихи калмыцких поэтов с призывами не убивать степных антилоп.

Картжанова Н. С. – учитель обществознания проводит открытый урок «Охранять природу - значит охранять жизнь»

Учитель Бюрчиева Д. А. во время открытого урока «Сайгак – реликт калмыцкой степи»

Для учащихся младших классов организован просмотр мультфильма «Сага о сайге», рассказывающий о нелегкой судьбе степного животного и о том как люди помогают им выживать в дикой природе.

Ученики 5-10 классов просмотрели и документальные фильмы о мероприятиях, направленных на сохранения сайгаков, проводимых на территории Калмыкии и Казахстана (учитель Цорхаева Е. Х.).

Кроме того совместно с сельской библиотекой проведен конкурс рисунков и плакатов, а учащиеся средних классов приняли участие во внеклассном мероприятии «Цвети мой край!».

Команда 5 класса «Сайгачата» на игре «Цвети мой край!»

Традиционными для нашей школы являются субботники по уборке территории и посадке древесно-кустарниковых насаждений. Этот учебный год не стал исключением. На протяжении ряда лет администрация Адыковского СМО закупает саженцы деревьев и кустарников для озеленения территории поселка в том числе и школы. В этом году были закуплены и высажены в школьном дворе саженцы дубов (2 шт), бирючины (50 шт), ирги (2 шт), софоры (1 шт), снежноягодника (3 шт), чайногибридных роз (15 шт), сирени (3 шт), гибискуса (1 шт). Кроме того, ребята высадили в школьном дворе рассаду хризантем и произвели посев однолетников (маттиола, бархатцы, циния, календула). У памятника Мергульчиеву Г. Б. была высажена рассада петунии и вербены, заранее выращенные из семян в школьной теплице.

Лидеры школьной организации «Байсачнр» также приняли участие в озеленении территории, прилежащей к мемориалу «Память», возведенного в конце прошлого года. Ими были высажены саженцы туи восточной.

МБОУ «Адыковская СОШ им. Г. Б. Мергульчиева» стало участником Всероссийского экологического субботника "Зеленая Весна". В ближайшее время на адрес оргкомитета субботника будет выслан отчет о проделанной работе.

Учащиеся 7 класса приняли активное участие проведении субботников.

Посадка однолетних растений.

Своевременный полив всходов растений – залог получения хорошего результата

Учащиеся 8 класса участвовали в посадке кустов бирючины

Кроме того, 25 апреля был организован выезд экологов школы на празднование Международного Дня сайгака в Яшкульской многопрофильной гимназии.

Учащиеся Адыковской школы – члены степного клуба «Бамбцецг» на праздновании Дня Сайгака в Яшкульской многопрофильной гимназии

Команда школы «Бамбцецг» приняла активное участие во всех мероприятиях и заняла первое место в игре «Экологический марафон», показав достаточно высокий уровень теоретической подготовки, целеустремленность и сплоченность своей команды.

Безусловно центральным мероприятием месячника стал День сайгака, который прошел в стенахМБОУ «Адыковская СОШ им. Г. Б. Мергульчиева» 28 апреля.Гостями мероприятия стали народный поэт Калмыкии Г. Г. Кукарека, директор ГУ «Центр диких животных» доктор биологических наук Арылов Ю. Н., его заместитель Айтбаева А. М., магистр Лондонского Империал колледжа Форрест Дуглас Хог, а также учащиеся Сарульской СОШ и члены клуба «Живое наследие» Яшкульской многопрофильной гимназии.

Ведущие праздника Борлдаев Виктор и Мергульчиева Мария

В небольшом актовом зале школы гостей и всех собравшихся приветствовал директор образовательного учреждения Банджаев Василий Хардаевич.Все гости обратились с призывом к собравшимся школьникам участвовать в пропаганде сохранения уникальных степных антилоп.

Гости праздника магистр Лондонского Империал колледжа Форрест Дуглас Хог и заместитель директора КУ «Центр диких животных» Айтбаева А. М

После торжественной церемонии открытия праздника учащиеся 3 национального класса представили свой проект по сохранению степных тюльпанов, а учитель технологии Бюрчиев В. А. показал мастер-класс по изготовлению сувениров из природного материала (дерева и рога домашних животных).

Учитель технологии Бюрчиев В. А. во время мастер-класса «Сувенир «Сайгак»

Детская организация «Байсачнр» организовала для ребят увлекательную игру «Форд Боярд» с целью лучшего знакомства и укрепления дружбы между ребятами из разных школ.

Учащиеся школ во время проведения игры «Форд Боярд»

Во время проведения игры гости праздника Арылов Ю. Н, Кукарека Г. Г., Форрест Дуглас Хог и Самтанова Е. А. совместно с учителями – членами клуба «Бамбцецг» Бюрчиевой Д. А. и Цорхаевой Е. Х. провели заседание, на котором подвели итоги некоторых конкурсов.

В конкурсе стихов победителем стала ученица 5 класса Улюмджиева Улан, 2 место заняла ученница 6 класса Сангаджиева Айта, 3 место – ученица 5 класса Триппель Валерия. Народный поэт Калмыкии Г. Г. Кукарека рекомендовал опубликовать работы победителей и призеров конкурса в детских региональных журналах «Байр» и «Байрта».

В конкурсе буклетов на тему сохранения сайгаков, проводимом среди учащихся старших классов, первое место заняли ученицы 11 класса Баско Олеся и Манджиева Зинаида. Призерами конкурса стали Манджиева Баина – 11 класс (2 место), Убушеева Иляна – 11 класс (3 место) и Мергульчиева Мария – 10 класс (3 место).

Определить победителей и призеров конкурса рисунков оказалось сложнее, так как в этом конкурсе приняло участие наибольшее количество работ. Однако жюри посовещавшись, приняло решение присудить первое место ученице 3 класс Манджиевой Элеоноре, 2 место ученику 1 класса Мамолдаеву Нарану и 3 место ученице 4 класса Буриловой Даяне.

Закончилось мероприятие литературно-музыкальной композицией «Краса степи - сайгак», подготовленную ребятами - членами степного клуба «Бамб цецг». На сцене звучали стихотворения, песни на родном языке, были исполнены национальные танцы.Ребята рассказали о непростой жизни степного животного, о взаимоотношениях, сложившихся между кочевником – ойратом и сайгаком и призвали юное поколение сохранять уникальную степную антилопу.

Закончилось мероприятие выступлением гостей праздника. Они отметили высокий уровень проведения мероприятия и выразили надежду на то, что данное мероприятие станет традиционным не только в стенах данного учебного заведения, но и в других школах и, возможно, выйдет за рамки школьных мероприятий.

Приложение 1
Утверждаю:
Директор школы
___________/Банджаев В. Х.

План мероприятий Республиканской акции «Экология. Безопасность. Жизнь» (9.04 -15.05. 2014г)

Мероприятие

Дата

Участники

Ответственные

Открытие месячника Линейка

1-11 кл

Бюрчиева Д.А

Цорхаева Е.Х

Мультфильм «Сайгачонок», 1-4 кл

1-4 кл

Бюрчиева Д.А.

Просмотр док. Фильма об охране сайгаков

5-8 кл

Огулова З. К.

Кл.рук-ли, Цорхаева Е. Х.

Игра «Цвети мой край»

5-7кл

Картжанова Н.С., кл.рук.

Урок природоведения «Сайгак – реликт калмыцкой степи»

5-6 кл

Бюрчиева Д. А.

Весенние работы на пришкольном участке:

Обрезка, посадка деревьев и кустарников. -посадка тюльпанов к памятнику Г.Б. Мергульчиева

Посадка деревьев к мемориалу «Память»

5-8, 10 кл

Бюрчиева Д.А.,

Цорхаева Е.Х.,

Бюрчиев В.А.,

Д/о «Байсачнр»

Социологический опрос населения п.Адык. Сайгаки: настоящее и будущее.

Члены клуба «Бамбцецг»

Бюрчиева Д.А.

Выпуск буклета Степные пожары»

«Сайгаки: прошлое, настоящее»

Члены экологического кружка, члены клуба

«Бамбцецг»

Цорхаева Е.Х

Фестиваль «Тюльпаны родины моей»

а) мастер-класс «Первоцветы своими руками»

б) выставка поделок: «Степные мотивы»

в) Конкурс рисунков «Цвети мой край»

г) конкурс агитлистовок «Сохраним степное чудо»

д) Конкурс чтецов

1-8, 10 кл

Огулова З. К.

Бюрчиева Д. А.

День Сайгака

а) Представление проекта «Сохраним первоцветы»

б) Литературно-музыкальная композиция «Сайгак – краса степи»

в) Мастер-класс: «Сувенир «Сайгак»

г) Игра «Форт Боярд»

3 кл

Ичкеева М.А.

Бюрчиева Д. А.

Бюрчиев В. А.

Картжанова Н. С.

Субботники по уборке и озеленению территории школы

в теч. мес

1-8, 10 кл

Администрация школы, кл. руководители

Классные часы

в теч. мес

1-11 кл

Кл.руководители

Оргкомитет: Бюрчиева Д. А.,Цорхаева Е. Х., Картжанова Н. С., Анжаева Ж. В., Огулова З. К.

Приложение 2
МБОУ «Адыковская СОШ им. Г.Б. Мергульчиева»

Сценарий Литературно - музыкальной композиции: «Живой символ степи - сайгак»

Бюрчиева Д.А., учитель биологии
Цорхаева Е.Х., руководитель экологического кружка

Слова автора: Давным-давно бескрайнее море покрывало просторы на стыке Европы и Азии. Но развезлись его воды, оголив участок суши, ровный как ладонь человека. Необитаемой была новая земля, пока жизнь не взяла свое.

Населяя бескрайние просторы, природа проявила особую изобретательность: огромное буйство красок, свежесть воздуха, утонченность и изящность ее обитателей не могли оставить равнодушным никого. Но особенной статью и изяществом отличался сайгак.

Чтец 1 «Смерть сайгака, или расстрелянное утро» Д. Кугультинов (Арлтанов Баатр)

…Какое показало мастерство
Природа – скульптор в день,когда лепила
Сайгака!.. Сколько проявила силы!
Как тщательно продумала его,
Как мудро и любовно он отлит!
Вписав сайгака в золотые дали,
Природа рассчитала все детали,
От гордой головы и до копыт!
Рога оленьи – сочных два побега –
Она дала ему, слегка пригнув,
Не поскупилась на орлиный клюв,-
Могучий нос необходим для бега!
Бока борзой животному даны…
А ноги, ноги!.. Что проворней в мире,
Чем эти вихри?! Эти вот четыре
Природою натянутые струны?!

Чтец 2 «Теегин кеерул» Владимир Л. МОУ «Хомутниковская СОШ» (Маша Мергульчиева)

Гɵрясн, сяяхнгɵрясн,
Теегин кеерул – гɵрясн.
Тогляд,Һярядяд хурлдна,
Теегим эн сяяхрулня.
Нарн хурцар халулна,
Намчрад, ноҺан кɵкрня
НоҺан заагт цагдна
Начнас, кɵɵрк бултна.
Экнь, мяяляд гууня,
Энкр урян хяяня.
Эрклуляд, цагда Һантаална,
Энуня чееж байрлна

Слова автора: Вслед за животными пришли и люди, гонимые войной и искавшие мирной жизни среди бескрайних просторов ковылей. Так и произошла великая встреча кочевника – ойрата и сайгака. Увидев священное животное, кочевники поняли, что это и есть такая далекая и желанная для них страна Бумба. И поплыли над степью звуки домбры и терпкий аромат джомбы.

Танец лотосов .

Песня в исполнении Ичкеевой Жанны.

Слова автора: И по сей день, потомки тех ойратов населяют территорию древнего моря. Но нарушен многовековой союз между человеком и природой. Человек становится ее врагом, истребляя нещадно живое ради своей наживы.

Чтец 3 К началу 20 века численность степных антилоп в России составляла порядка 2 млн. особей. В связи с этим молодой Советской властью была разрешена охота на сайгу. Этим занимались специальные люди – заготовители. Порою процесс охоты представлял собой кровавое зрелище и в итоге к 1965 –му году было истреблено свыше 700 тысяч особей.

4 чтец. У калмыков существует поверье о Покровителе сайгаков. По поверью в стадо сайгаков собирает хозяин Земли, он же и хозяин всех животных – Цаган – Овгн (Цаган Овгн - Белый старец). Как –то раз охотник пошел на сайгака. В котловане меж двух бугров он увидел большое стадо. Подкрался к нему поближе и стал стрелять. Сайгаки от выстрелов стали разбегаться, а пули из его ружья возвращались обратно и падали около него. Охотник удивился и стал внимательно присматриваться. Тут он увидел Белого Старца, который доил сагу. Он пригрозил охотнику, чтобы тот больше не стрелял, когда они стоят, сбившись в стадо. С тех пор охота на сайгаков прекратилась.

Чтец 5 «Плаха» Ч. Айтматов

А вертолеты-облавщики, идя с двух краев поголовья, сообщались по рации, координировали, следили, чтобы оно не разбежалось по сторонам, чтобы не пришлось снова гоняться по саванне за стадами, и все больше нагнетали страху, принуждая сайгаков бежать тем сильнeй, чем сильней они бежали... Им, вертолетчикам, сверху было прекрасно видно, как по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса... И когда гонимые антилопы хлынули на большую равнину, их встретили те, для которых старались с утра вертолеты. Их поджидали охотники, а вернее, расстрельщики. Hа вездеходах-"уазиках" с открытым верхом расстрельщики погнали сайгаков дальше, расстреливая их на ходу из автоматов, в упор, без прицела, косили как будто сено на огороде. А за ними двинулись грузовые прицепы - бросали трофеи один за одним в кузова, и люди собирали дармовой урожай. Дюжие парни не мешкая, быстро освоили новое дело, прикалывали недобитых сайгаков, гонялись за ранеными и тоже приканчивали, но главная их задача заключалась в том, чтобы раскачать окровавленные туши за ноги и одним махом перекинуть за борт! Саванна платила богам кровавую дань за то, что смела оставаться саванной, - в кузовах вздымались горы сайгачьих туш.

Чтец 6. Смерть сайгака, или расстрелянное утро. Д. Кугультинов

НО ЧТО- ТО ХРУСТНУЛО… ВРАЖДЕБНЫЙ ШОРОХ!
И, вздрогнув, поднял голову сайгак
Насторожился… В сторону отпрянул…
Но поздно! Небо с треском прорвалось!
Прозрачность утра пропоров насквозь,
Из –за холма короткий выстрел грянул…
Так дико, так безжалостно – нелепо
Единство мира раздробил сплеча…
Сайгак подпрыгнул…Он рванулся к небу,
Как человек пронзительно крича…
И крик его пронёсся, словно смерч.
Бегут вразброд недавние соседи
В смятении, в страшнейшей из трагедий,
Когда живое ощущает смерть.
Несутся птицы с шумом… А сайгак
Лежит…Пригнулась шея неуклюже…
Дымится кровь и натекает лужей.
И солнце опускается во мрак,
Багрово – липкий, нестерпимо алый…
И мирной радости как не бывало!

Чтец 7. Слепой сайгак. Г. Кукарека

Пал степной ему выжег глаза,
Он отстал от родимого стада.
Бесконечна опасная ночь…
Чуткий слух его только спасал.
Обходил он костры чабанов,
Волкодавов учуяв злобливых.
А порой забредал в солончак,
Увядав в его грязи тягучей.
На кургане стоял, замерев,
Долго слушал в закатном покое,
Как кузнечик на скрипке играл,
Хор лягушек звенел над рекою.
Он предчувствовал ливень и снег,
Хоронился в валюжинах балок,
Но сородичей все ж отыскал
У текучих песков над Кумою.
…По утру я его увидал.
Шел он в стаде,
Шло стадо на солнце!

Чтец 8 . « Сайгаки». Г.Кукарека

Своей извечною тропой,
Сайгаки шли на водопой.
И взбрыкивали малыши,
Резвясь в зоревой тиши,
Стряхнув росинки, ковыли Когда б не рёв грузовика,
Им кланялись аж до земли… Донёсся он издалека
Взлетело стадо на курган, И сайги, страх переборов,
За ним, внизу, блеснул лиман. Все кинулись в глубокий ров.
Запахло глиной и рапой. Осклизлый берег не давал
Озёрной солью молодой. Подняться на высокий вал.
Бежать бы сайгакам и бежать, Как дети, жалобно крича,
По ходу солнышка кружа, Погибли сотни сайгачат,
…Своей извечною тропой
Сайгаки шли на водопой,
Бежать бы век им по траве –
Канал построил человек…

Люди,сайгаков спасайте!
Вольную волю им дайте.
Если их всех перебьём,
На душу грех мы возьмём.
Сами увидим мы вскоре
Слёзы сайгачьи от горя.
Слёзы животных горьки,
Слёзы горючей тоски.
Знаешь, животные плачут.
Слёзы не кажут, а прячут,
Только глазёнки блестят. «…»

Чтец 9 Что ждет? Г. Кукарека

Сайгаки Родины моей
Вы ветра самого быстрей…
Среди синих маревых зыбей
Но что вас ждет за далью дней
В моей бы силе ПРИКАЗАТЬ
В сайгаков люди не стрелять!!!

Чтец 10

Мудра природа,
Что и говорить
И в наших силах, люди,
Сайгака сохранить!
Мы животных этих знаем,
Бережем и изучаем,
Степь родную сохраняем.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.

В 2002 году Международным союзом охраны природы (МСОП) этот вид был отнесён к категории «CR», то есть «находящийся в критическом состоянии». Российский комитет по программе ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАБ), лаборатория сохранения биоразнообразия и использования биоресурсов ИПЭЭ РАН, Центр охраны дикой природы, государственный заповедник «Черные Земли», Центр диких животных и другие организации разрабатывают и внедряют систему мер, направленных на предотвращение исчезновения этого уникального вида.

Друзья, давайте же и мы не останемся равнодушными к такому важному делу. Чем больше нас, тем мы сильнее!

Чтец 11 «Сайгачонок в тюльпанах» Владислав Ахматханов МОУ «Красномихайловская СОШ»

В степи калмыцкой, мне родной,
Вдыхая запах разнотравья,
Люблю весной я любоваться
Цветеньем красного тюльпана
Но что увидел в этот раз?
Теленок миленький и чудный,
Свернувшись в маленький комок,
Лежит в степи ковыльной.
И это чудо из чудес
В степи калмыцкой народилось…
И счастье вновь вернулось в степь
С его апрельским появленьем.
Услышав шум, поднялся, встал,
На тоненьких ногах шатаясь.
А недалеко пасется мать,
За сыном нежно наблюдая.
И рад я, что в степи родной
Увидел древнего сайгака.
Хотелось, люди, вам сказать:
«Оберегайте вы сайгаков!»
Пусть расцветает степь моя
Под солнца добрыми лучами,
Цвети, благоухай, Калмыкия моя,
Гордись сайгачьими стадами!

Чтец 12 «Гɵрясня хургн» Куукян Ногала Ульдчн селян

Бичкн гɵрясня хуриг
Теегт би узляв
Бичкн ут кɵлтя
Эвр хурдар гууня,
Энуня монтхр хамр
Боднцг мет
Эн гɵрясня ɵвр
ɵдр – ɵдряс ут болна.
Эн соньн ан –
Хальмг теегин кеермж.