Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию «Богатыри земли Русской. Цикл работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Занятия по гражданскому и патриотическому воспитанию

Задачи: формировать у детей представления о правах и обязанностях гражданина, символах государства: гимне, флаге, гербе, их определении, изображении, значении; формировать уважительное отношение к государственным символам; обогащать словарный запас словами: государство, гражданин, права, обязанности; развивать речь детей, логическое мышление, память, воображение.

Ожидаемые результаты: по окончании занятия воспитанники смогут осознать, что любой ребёнок является гражданином своей страны, все должны соблюдать права и обязанности гражданина.

Материал и оборудование: карточки с загадками о символах России; аудиозапись «Гимн России»; мягкие модули, арка из воздушных шаров, клей, ножницы; раздаточный материал: флаги и гербы России; мультимедийная презентация, значки «Юный гражданин России».

Ход занятия

Под музыку дети заходят в зал и становятся в шеренгу. Здесь их встречает воспитатель и, декламируя стихотворение, все начинают выполнять упражнения.

Здравствуй, солнце золотое!

(Круговые движения руками.)

Здравствуй, небо голубое!

(Руки вверх, подняться на носки.)

Здравствуй, вольный ветерок!

(Покачивания поднятыми руками.)

Здравствуй, маленький дубок!

(Руки вперёд.)

Мы живём в родном краю!

(Взяться за руки.)

Всех я вас приветствую!

Воспитатель (В.). Добрый день! Ребята, какие вы сегодня красивые и нарядные. Скажите, когда один человек рад видеть другого при встрече, то что он обычно делает? (Ответы детей.) Правильно, и вы улыбнитесь друг другу.

Сегодня предлагаю вам посетить Страну юного гражданина, удивительное царство - правовое государство. Ребята, чтобы стать гражданином этой страны, нужно открыть замок на воротах с помощью ответов на вопросы. Вы, готовы? Тогда слушайте вопросы и отвечайте на них.

  • Как называется наша страна? (Россия.)
  • Столица нашей Родины? (Москва.)
  • Кто управляет нашей страной? (Президент.)
  • Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин.)

Вы правильно ответили на вопросы, пожалуйста, проходите в ворота, но друг друга не толкайте, девочек вперёд пропустите.

Дети вместе с воспитателем открывают символический замок и под музыку проходят в арку из воздушных шаров.

В. Перед нами - первый город Страны юного гражданина, он называется Геральдика. Все страны мира, все государства, которые есть на нашей Земле, имеют свою символику. Послушайте, пожалуйста, загадки.

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный… (флаг).

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (Герб.)

Дети отгадывают загадки, рассматривают изображения флага и герба России на слайдах мультимедийной презентации.

В. Жители города Геральдика - настоящие мастера своего дела. Они создают символы для всех стран и городов и очень бережно к ним относятся. Предлагаю и вам стать мастерами по изготовлению символов.

Дети готовят аппликацию «Гербы на флагах России».

В. Молодцы, ребята! Вы - настоящие мастера и, конечно же, знаете, какой главный герб изготовили. Прошу снова ответить на мои вопросы.

Что обозначает орёл на гербе Российской Федерации? (Гордость, величие.) Чем необычно изображение этой птицы? (Две головы орла символизируют единство страны: он смотрит одновременно на Запад и на Восток, охраняет свои владения в Европе и Азии.)

На слайде демонстрируется вид этого города, звучит фрагмент гимна России.

В. Ребята, вы узнали, как называется это произведение? (Ответы детей.) Правильно, гимн России - самая главная торжественная песня в стране. Под звуки гимна лучшим людям вручают награды, воины принимают присягу, дают клятву на верность Родине. Как надо себя вести, когда звучит гимн? (Ответы детей.) Верно, надо слушать его стоя. Нельзя отвлекаться и разговаривать. Послушайте гимн ещё раз, обратите внимание на слова. Какими словами автор гимна прославляет нашу Родину? (Могучая, священная, великая, свободная.)

В. Ребята, кому можно сидеть в то время, когда звучит гимн? (Ответы детей.) Правильно, инвалидам и женщинам, которые ждут рождения ребёнка.

На слайде демонстрируется вид города.

В. Каждый гражданин в стране имеет свои права и обязанности. Это основа, своеобразные кирпичики, из которых строится государство. Перед вами - кирпичи, из которых предлагаю построить большое правовое государство.

Дети из модулей с названиями прав и обязанностей строят правовое государство.

В. Ребята, давайте проведём небольшой эксперимент. Представьте, что мы построили наше настоящее большое государство. Его сила основана на правах и обязанностях граждан. Если я уберу, к примеру, одно право и одну обязанность, что случится с таким домом? (Ответы детей.) Правильно, он рухнет. Скажите, если человек не будет выполнять свои обязанности перед государством, что может произойти? (Государство станет слабее.) Верно, поэтому нужно обязательно соблюдать все свои обязанности перед государством, чтобы не случилось беды.

Сегодня мы посетили Страну юного гражданина. Как вы думаете, какого человека можно назвать гражданином? Какие права и обязанности есть у него? (Ответы детей.)

Спасибо, ребята! Вы сегодня просто молодцы. Знаете символы страны: гимн, флаг, герб России; узнали права и обязанности.

Поздравляю, всем вам присваивается почётное звание «Юный гражданин России».

Торжественное вручение значков «Юный гражданин России».

В. Наше пребывание в Стране юного гражданина подходит к завершению, пора возвращаться в группу.

Дети под музыку через арку из шаров покидают зал.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 . Конспект занятия для детей старшего возраста по гражданско-патриотическому воспитанию на тему: «Наш дом - Россия» Подготовила: Третьякова Наталья Петровна Программное содержание: 1) воспитывать любовь и уважение к своей Родине, селу, детскому саду; 2) развивать внимание, память, мышление, воображение; 3) обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, символическом значении цвета и образов в ней; 4)продолжать работу по обогащению и уточнению словаря. Предварительная работа: 1) чтение и заучивание стихотворений о Родине; 2) рассматривание флага и герба РФ; 3) прослушивание гимнов РФ, песен о России; 4) беседа о Государственной символике РФ, о Родине, детском саде; 5) дидактические игры: «Узнай по описанию», «Белый-синий-красный», «Найди среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

2 среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг». Материалы к занятию: 1.ребус (Хлебосольная); 2. дидактическая игра «Собери флаг России»; 3. аудиозаписи: гимн РФ, песня «С чего начинается Родина»; 4. изображения государственных символов России. Ход занятия: Дети и воспитатель заходят в зал и встают полукругом, здороваются с гостями. Воспитатель: Ребята, послушайте меня внимательно. Я вам прочитаю очень красивое стихотворение Я. Абидова «Мать Земля». Скажи мне, как правильно Землю называть? Земля дорогая? Земля Золотая? Земля - наша милая, Добрая мать! Так ласковей будет звучать и вернее. Ведь всё, что мы любим, Всё создано ею - И горы, и реки, И лес, и цветы, И дождик и ты... Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительно красивое звучное имя. В какой стране мы живём? Дети: Мы живём в России. Воспитатель: Страна наша называется Россия. А как называют люди живущие в нашей стране? Дети: Их называют россияне. Воспитатель: Россия необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? Дети: Родина - значит родная, как мать и отец. Родина- место где мы родились. Родина - страна в которой мы живём. Воспитатель: Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите нашу Родину? Дети: За то, что тут мы родились. За то, что она красивая и т.д. Воспитатель: Да, Россия великая, могучая держава. Про неё можно сказать много красивых слов. И одно из них зашифровано на этой картинке. (Воспитатель выставляет 2 картинки на мольберт (хлеб и соль)) Воспитатель: Как вы думаете, какое слово спряталось? Дети: Здесь спряталось слово «Хлебосольная». Воспитатель: А как вы понимаете слово «хлебосольная»?

3 Воспитатель: А как вы понимаете слово «хлебосольная»? Дети: Есть такой обычай встречать дорогих гостей с хлебом и солью. Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них. Дети: Нет земли краше, чем Родина наша. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Кто за Родину горой - тот истинный герой! Одна у человека мать - одна и Родина. Воспитатель: Чему учат нас эти пословицы? Дети: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. Воспитатель: Ребята, а вы хотите рассказать стихотворение о нашей Родине? Дети: Звучит аудиозапись «С чего начинается Родина» Дети читают стихи: 1 З.Александрова Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина Толстый тополь у ворот У реки берёза - скромница И ромашковый бугор А другим наверно вспомнится Свой родной московский двор Или степь от маков красная, золотая целина Родина бывает разная Но у всех она одна. 2 С чего начинается Родина? С улыбок и слёз матерей; С тропинки, ребятами пройденной, От дома до школьных дверей. С берёзок, стоящих веками На взгорье в отцовском краю, С желанья потрогать руками Любимую землю свою. 3 Так что же такое ты, Родина? Поля в перелесках зари. Всё очень знакомое вроде бы, А глянешь - и сердце горит. И кажется: можешь с разбега Взлететь, не боясь вышины, И синюю звёздочку с неба Достать для родимой страны. Воспитатель: Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы. Что это за символы? Дети: Это герб, флаг и гимн. Воспитатель: Правильно, давайте сейчас встанем и посмотрим наш Российский

4 Воспитатель: Правильно, давайте сейчас встанем и посмотрим наш Российский герб. (Дети подходят к стене с изображением герба и встают полукругом). Герб - это отличительный знак нашего государства. Где мы сможем увидеть изображение герба? Дети: Мы можем увидеть герб: на флагах, монетах, печатях, кораблях, документах... Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе? Дети: На гербе изображены: Двуглавый орёл золотого цвета на темнокрасном щите. Воспитатель: А почему изображен орёл, а не другая птица? Дети: Орёл - это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всё вокруг. Воспитатель: Скажите ребята, а почему у орла две головы? Дети: Орёл смотрит во все стороны, а значит, он не пропустит ни одного врага. Воспитатель: Что у орла на голове и в лапах? Дети: На голове у орла золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой - державу. Это символы царской власти. Воспитатель: На что похожи крылья орла? Дети: Крылья похожи на солнце. Воспитатель: А солнце - это символ добра и справедливости. Что расположено на груди у орла? Дети: На груди у орла изображён Георгий Победоносец на коне, убивающий змея. Воспитатель: Георгий Победоносец издавна почитается на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей - символ зла. А мы знаем из сказок, добро всегда побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом! Воспитатель: А сейчас ребята, давайте поговорим еще об одном символе нашей России - флаге. Дети подходят к стене с изображением Российского флага. Воспитатель: Какие цвета присутствуют на флаге России? Дети: На флаге России присутствуют цвета: белый, синий, красный. Воспитатель: Люди придают большое значение цветам флага. Какая полоса на флаге первая (наверху)? Дети: Белая полоса. Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам белая полоса флага? Дети: Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму,

5 Дети: Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму, лёгкие белые облака, белые ромашки. Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под белой? Дети: Синяя полоса. Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам синяя полоса флага? Дети: Она напоминает нам синее небо, синее море, озёра. Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под синей? Дети: Красная полоса. Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам красная полоса флага? Дети: Она напоминает нам огонь, солнце, тепло, радость. Воспитатель: Белый цвет - это мир и чистота. Синий - небо и верность. Красный - огонь и отвага. Воспитатель: Ребята садитесь, пожалуйста, на свои места. Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Что это за песня? Дети: Это гимн России. Воспитатель: Правильно, ребята! Гимн страны - это тоже государственный символ. А что такое гимн? Дети: Гимн России - самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, учёным - вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности. Воспитатель: Гимн России очень красивый и величавый. А как надо слушать государственный гимн? Дети: Гимн нужно слушать стоя, мужчины должны снимать головной убор, нельзя разговаривать. Воспитатель: Граждане каждой страны гордятся своим гимном, проявляют уважение к своей стране, давайте сейчас послушаем гимн России. Звучит аудиозапись гимна. Дети слушают стоя. Дети садятся. Воспитатель: В нашей стране живут мужественные и честные люди, которые относятся друг к другу по-доброму. Радуются мирному небу, яркому солнцу. Давайте и мы с вами поиграем. Игра-танец: «Я, ты, он. она!» (Дети садятся на места). Воспитатель: Наша Страна - это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями. Детский сад - это тоже большая дружная семья. Какие сюда ходят люди?

6 других стран своим народом, традициями и обычаями. Детский сад - это тоже большая дружная семья. Какие сюда ходят люди? Дети: Сюда ходят дружные, весёлые, трудолюбивые люди и дети. Воспитатель: На одном из занятий, мы с вами ребята, придумали эмблему нашей группы. А вы хотели бы показать нашу работу гостям? Воспитатель: Эмблема у нас получилась вот такая. Воспитатель выставляет на фланелеграф эмблему. Воспитатель: Почему вы выбрали солнце? Дети: Солнце - потому что в группе тепло и светло. Воспитатель: Почему - голуби? Дети: Голуби - нам здесь свободно, как птицам в небе. Воспитатель: Почему - цветы? Дети: Цветы - здесь красиво, уютно. Воспитатель: Почему - детские лица? Дети: Детские лица - мы здесь счастливы. Воспитатель: А почему - книга? Дети: Книга - мы в детском саду получаем знания. Воспитатель: Ребята, мы сегодня очень много говорили о России, о нашем городе, о символах. Мне хочется, что бы вы всегда оставались дружными, добрыми и весёлыми. Но самое главное, вы должны беречь свою Родину. Как мы должны беречь свой дом - свою Родину? Дети: Не мусорить на улице, не ломать кусты, любить своих близких, дружить с ребятами... Воспитатель: Правильно ребята, вы ещё очень малы, но даже сейчас можете много сделать для того, что бы наша Родина стала ещё краше. Воспитатель: Вы так много сегодня рассказали о нашей Родине, я горжусь вами, вы настоящие россияне. Мы жители огромной планеты, наш народ умеет не только хорошо трудиться, но и хорошо отдыхать. Давайте подарим нашим гостям небольшой подарок. Песня - танец: «Московская». Воспитатель: Ребята давайте попрощаемся с нашими гостями. Дети уходят в группу. Литература: 1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. М., ЦТЛ, Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников, изд. Скрипторий 2003, 2008

7 2. Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников, изд. Скрипторий 2003, Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать... (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию). М., изд. Скрипторий 2003,2008


Подготовила и провела: Широкова Любовь Вячеславовна Подготовила и провела: Широкова Любовь Вячеславовна Цель: познакомить детей с атрибутикой России, формировать представления о России как о родной стране.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России» Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад 14 Организованная образовательная деятельность на тему «Наша Родина Россия». Воспитатель: Бейбулатова Ж.И. Цель: Систематизация

Всероссийский конкурс для воспитателей «Современный детский сад 2014» КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА» старшая группа Подготовила: Воспитатель Новикова Наталья Викторовна- вторая категория

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска детский сад 443 комбинированного вида конспект открытой НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе 4 воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Балтийского муниципального района детский сад 6 Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Рябинка» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по патриотическому воспитанию «Наша родина

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 28 «Снегирёк» общеразвивающего вида Истринского муниципального района Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому

Белый цвет символизирует мир, чистоту, правду, благородство, невинность. Синий цвет символ неба, целомудрия, верности, духовности. Он считался цветом Богородицы. Красный цвет символизирует отвагу, войну,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 24» Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ РОДИНА-РОССИЯ» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: средняя группа Цель: Формирование патриотических чувств у детей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 18 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕР.КРАСНЫЙ БАЛТИЕЦ Программное содержание. 1. Дать элементарные сведения об истории страны и её символике. 2. Показать,

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Воспитатель Амосова О.М. Образовательная программа: «От рождения до школы» Н.Е Вераксы Возраст: 5-6 лет (старшая группа) Тема: «Символика нашей России»

ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну. 2. Познакомить с географической картой. 3. Закрепить и обобщить знания детей о символах России флаге, гимне, гербе; закрепить знания

Тема: «Моя Родина» Данилова Н.Н. Программное содержание: Закрепить знания о нашей стране и государственной символике. Учить находить на карте страну и ее столицу. Развивать познавательную активность, любознательность,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 9 «Жар птица» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Конспект интегрированного

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКДОУ «Детский сад 21 «Ягодка» станицы Советской Подготовила: Воспитатель МКДОУ Детский сад 21 Ягодка ст-цы Советской Ляпунова Т. Д. Программное содержание:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 «Малышок» пгт. Новомихайловский муниципального образования Туапсинский район Сценарий праздника, посвящённого Дню независимости

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 49 города Ставрополя «Фея» Конспект праздника в старшей группе «День Российского Флага» Воспитатель Голуб

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Светлячок» Сценарий праздника «Флаг моей страны» Подготовила: воспитатель старшей группы Лалыкина Светлана Ильинична г. Сергач,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 49 города Ставрополя «ФЕЯ» Сценарий летнего праздника «День Флага России» для детей подготовительной группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 106 Старшая группа Воспитатель детского сада 106 Кируца Мария Михайловна Рыбинск, 2016 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Провели воспитатели Золотарева Людмила Николаевна Зайцева Ольга Васильевна Участники дети старшей группы Цель: Развлечение «День России» Старшая группа 9 июня 2018 года Воспитывать любовь и гордость к

«Наша Родина Россия» Цель: формировать представление у детей о России как о родной стране. Расширять представления детей о расположении нашей страны на карте. Задачи: - закрепить знания о символах нашей

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида 3 с. Бехтеевка Корочанского района Белгородской области» Конспект проведения образовательной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков НОД по познавательному развитию Тема: Выполнила: Воспитатель Лущенко М.С. Первая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 15 «Ручеек» Конспект проведения НОД «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы 8 Г. Бердск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 61 «Соловушка» Тематическое занятие по ООД «Познавательное развитие» для детей 6-го года жизни «Радуга»

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Володина Наталья Петровна воспитатель МБДОУ «Д/С 112 КВ» г. Чебоксары, Чувашская Республика КОНСПЕКТ НОД «ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА» Аннотация: в данной статье приводится план проведения учебного

Конспект ООД в средней группе «Знакомство с государственными символами России» Локтева Жанна Альбертовна, воспитатель высшей квалификационной категории, Попова Валентина Владимировна, воспитатель Цель:

МБДОУ д/с «Теремок» Мероприятия, посвященные дню Российского Флага, проведенные с воспитанниками, разновозрастной группы д/с «Теремок» Воспитатель: Крылова Е.М. 22 августа 2017 года Цель: формировать представление

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад 106» СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ) Составители: музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад» с. Летка Музыкально тематический вечер Тема: «Наша Родина Россия» Воспитатели: Роза Александровна Андреева Первая категория Дарья Владимировна Сидорова Цель: Воспитание патриотических

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г.белоярский Конспект НОД по окружающему развитию На тему: «Россия наш общий

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМ.С.А.ШМАКОВА г. ЛИПЕЦКА Беседа «Герб Российской Федерации» в рамках городской воспитательной акции

Отдел образования Администрация муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «РОССИЯ РОДИНА МОЯ» для детей подготовительной

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа 1874 Дошкольное отделение «Радость» Викторина по патриотическому воспитанию «Родина моя» Подготовили и провели воспитатели старшей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Берёзовский детский сад 9» Конспект совместной деятельности с детьми по патриотическому воспитанию Средняя группа Тема «Наша Родина Россия»

Цель: Познакомить с гербом города; воспитывать любовь, уважение к людям, живущим в нем, чувство гордости за свой город. Задачи: -вызвать желание узнать историю происхождения и назначение символов родного

Занятие по патриотическому воспитанию в старшей группе граждане России» Декабрь 2018 г Воспитатель: Калинкина Елена Ивановна МБДОУ «Спасский детский сад 1» Цель занятия: формирование у детей активной социальной

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 226» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы По теме: «12 июня

Разработка классного часа «Государственная символика России и Тверской области», проведенного в 3-А классе классным руководителем Кузьминой И.А. Цель: актуализация знаний обучающихся о государственной

Развлечение викторина «Россия Родина моя» (для детей подготовительной группы) Составила: Беляева Наталья Ивановна, учитель-логопед МАДОУ «Сказка», с. Сладково, Тюменская область. Цель: формирование нравственных

Классный час в начальной школе Цели: Развивать познавательный интерес к своей Родине. Дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Подгоренский Дом детства и юношества» «Государственные символы России» Внеклассное мероприятие для детей объединений «Лоскуток» Подготовила

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе 2 Область:

МБДОУ «Детский сад «Одуванчик» Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Россия Родина моя! Воспитатели: О.В. Гайдеек Т.В. Климова г. Славгород, Славгородский район,..г. «Россия -

Интегрированное занятие для детей старшей группы по теме «Наша Родина - Россия» Цели и задачи: Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут; о её столице; Закреплять и обобщать

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Николаевская начальная школа детский сад» «День России» Разработала: воспитатель детского сада Телешенко Н. В. 2013г. Цель: познакомить детей с государственными

Конспект занятия в разновозрастной группе по нравственно патриотическому воспитанию: «Моя малая Родина» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»,

1 Цели: познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном. формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМ.С.А.ШМАКОВА г. ЛИПЕЦКА Беседа «Знакомство с флагом Российской Федерации» в рамках городской воспитательной

Сценарий внеклассного мероприятия (для учащихся начальной школы) по теме «Гражданский урок» Праздник «Родина моя- Россия» Цель: формирование гражданской (российской) идентичности; Задачи: - закрепить основные

ГБОУ СОШ 1240 Досуг-викторина для детей 6-7 лет. Тема «Москва мой родной город» Звучит музыка Колокола, дети входят в зал, садятся. Ведущая: Ребята, вы знаете, что у города Москвы, в котором мы живём,

Конспект НОД в средней группе «В единстве наша сила» 3 октября 2017 года Воспитатель: Новикова Р. Г. Аннотация. Конспект интегрированного занятия в средней группе посвященного празднованию Дня народного

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина это место, где ты родился, где ты живѐшь со своими родителями, со своими друзьями. На свете много разных стран, но есть одна: от белых льдов до теплых рек

Администрация Городского округа Подольска Комитет по образованию Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 15 «Медвежонок» Конспект непосредственно-образовательной

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 2 «Рябинка» п. Приволжский Россия - Родина моя Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Наша Родина - Россия Если скажут слово А другим, наверно, «Родина», Или степь, от Сразувспомнится в памяти встаёт УТолстый реки берёза Над скакалкой тополь Свой родной весёлый маков ИВскромница ромашковый

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 56 «Колибри» (МБДОУ «Детский сад 56 «Колибри») Конспект занятия - игры по патриотическому воспитанию на тему: «Россия Родина моя»

Конспект НОД по познавательному развитию «Государственная символика России флаг, гимн, герб» для детей подготовительной группы. Сердюкова Людмила Николаевна, 1 категория, средне-специальное, стаж 31 год.

«Россия наша Родина» (Праздник, посвященный Дню народного единства.) Цель: Приобщение детей к истории России. Задачи: 1. Обобщить знания детей о родной стране, о государственных праздниках. Закрепить умение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 176 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара Конспект НОД в старшей группе с использованием ЭОР «Моя Самара» Подготовила:

Государственные символы России Подготовила Рыбичева В.П. учитель истории Права, свободы человека Таков приоритет страны. Мы Конституции навеки Россия, матушка родная, Тебя спасем от всех невзгод. Канонам

Сценарий праздника «День Государственного флага Российской Федерации» Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы и являются отличительным знаком государства. Государственный

Конспект занятия в старшей группе «А» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие

Классный час «Мы живём в России» Звучит 1куплет песни В. Баснера на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?» (из к/ф «Щит и меч»). Учитель: Ребята, вы услышали куплет замечательной песни из кинофильма

Сценарий «День независимости России» Цель: создать условия для воспитания любовь и гордость к своей стране, уважение к традициям своего народа. Вот и наступило лето замечательная пора. Вы, ребята, должны

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ивенский» «Моя малая Родина» непосредственно образовательная деятельность для детей 5-7 лет Разработала: Асоскова И.Б. воспитатель

Игра-викторина по патриотическому воспитанию в старшей группе: «Россия наша Родина» Составили и провели воспитатели старшей «А» группы: Птушко Елена Александровна Степашкина Светлана Михайловна Цель: Систематизировать

НОД по познавательному развитию (с использованием нового робототехнического конструктора) Тема: «Как возникла Россия. Символика страны герб, флаг». Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,

Гражданско-патриотическое воспитание.

ТЕМА:

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа, древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Задачи:

1) Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

2) Создать условия для формирования патриотических качеств личности воспитанника на основе знаний истории государства. Закрепить название элементов костюма русского воина (кольчуга, шлем), название оружия русского воина.

3) Коррекция интеллектуальных творческих способностей детей на основе произведений живописи, музыки и литературы.

Активизация словаря:

Родина, предки, славяне, богатырь, басурман, стольный град, колчан, палица, бездыханный, рать.

Предварительная работа:

Просмотр кинофильмов, мультфильмов о богатырях.

Чтение сказок и былин о богатырях - великанах (Дубыня, Горыня, Усыня, Святогор)

Поиск дополнительного материала о богатырях.

Разучивание стихотворений, сценок, тематической физ.минутки.

Рассматривание картины Васнецова «Богатыри»

Изготовление трафаретов для практической работы и атрибутов для сценки.

Ход занятия:

I . Организация занятия:

(Дети стоят в кругу)

Воспит. : Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Мы начинаем наше занятие с того, что возьмемся за руки и пошлем молча, только глазами, друг другу добрые мысли и добрые чувства. Улыбнемся гостям и друг другу. Желаю вам здоровья и успехов на занятии.

(дети разбиваются на две микрогруппы)

II . Вступительное слово:

Музыка «На родной почве» в исполнении Савинова.

Воспит. : Ребята, в какой стране мы живем? Правильно! Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что значит слово Родина? (Родина - родная как мать и отец. Это то место, где человек родился).

III . Введение в тему. Работа над новым материалом.

1. Работа с картой России (слайд 1)

Воспит.: Посмотрите, пожалуйста, на карту России. Какая она - наша Родина? (Большая, необъятная, красивая, богатая). Есть океаны, моря, реки, озера, горы, леса, поля. Россия - самая большая страна в мире.

2. Картина - природа России (слайд 2)

Воспит.: Молодцы, вы хорошо ответили на мои вопросы. Сейчас Настя Рудакова расскажет стихотворение о Родине.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над Кремлём.

Воспит.: Какие вы знаете пословицы о Родине? (Родина - мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. За родной край и жизнь отдай. Родина любимая, что мать родимая. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.)

Воспит. : Более 1000 лет назад образовалось Русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян, это была Родина. И сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках.

Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это наши прабабушки и прадедушки)

Воспит. : Правильно! Давайте с вами вспомним наших предков - земляков козельчан. В 2009 году городу Козельску было присвоено звание… Кто мне скажет, какое звание было присвоено г.Козельску? («Город воинской славы»). Правильно. Это звание присвоено за оборону своего родного города нашими предками замляками в 1238 году. (слайд 3)

Когда к Козельску подошло монголо-татарское войско, жители города мужественно оборонялись. 4 тыс.воинов оставили монголо-татары под его стенами. Лишь через 7 недель врагу удалось пробить крепостные стены и взять город. Память о героической обороне Козельска народ сохранил на века. Более подробно о нашем родном городе и наших предках мы поговорим на следующем занятии.

Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало Русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? («Славяне» похоже на слово «слава»)

Воспит .: А это значит, что славяне - это славный народ. А как выглядели древние русичи?

3. Портрет славянина (слайд 4)

Дети : Славяне были русоволосые, голубоглазые, высокого роста, широкоплечие, крупного телосложения, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку - землю и отчий дом.

Воспит.: Хорошо вы сказали, молодцы. Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Русь защищали от врагов храбрые, смелые, могучие люди.

(Звучит песня «Богатырская наша сила.»)

Воспит. : Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (О богатырях) Правильно! Тема нашего занятия «Богатыри земли Русской». (слайд 5 )

Воспит.: А сейчас мы немного отдохнем..

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

(Повороты головы)

А потом вперед. Тут немного отдохнет.

(Расслабленный наклон головы вперед)

Шея не напряжена, а расслаблена она.

(Голову держать прямо)

(Наклон головы назад.)

Возвращается обратно. Расслабление приятно.

Воспит.: Ребята, а кто такой богатырь, нам расскажет Курмышов Коля

Курмышов: Богатырь, силен как вольный ветер, могуч, как ураган.

Он защищает землю от злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град,

Спасает бедных и детей.

И стариков и матерей.

Воспит.: молодец, Коля. Ребята, как вы думаете, кто такие басурмане? (Враги, которые нападали на Русь) А как вы понимаете словосочетание «стольный град»? (Столица государства.) Ребята, как вы думаете, какими качествами обладали богатыри? (Решительность, храбрость, сила, ловкость и т.д.) Более точное значение слова «Богатырь» даст словарь Ожигова. (слайд 6)

«Богатырь - защитник земли Русской, совершающий подвиги, отличающийся особой силой.»

Воспит.: Много на Руси богатырей. Невозможно сразу о всех рассказать. Да и сложно представить самих богатырей. В этом нам поможет картина известного художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

4. Работа по картине (слайд 7)

(Вступление к опере Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве реке»)

(Дети смотрят на картину)

Воспит.: Как художник изобразил богатырей? (В виде сказочных героев)

Какие богатыри изображены на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие, какие кони под ними.

Рассказы детей:

1- В центре на вороном коне сидит Илья Муромец - крестьянский сын. У него русское лицо, широкая борода с проседью. Конь под ним спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою.

Воспит.: Скажите, ребята, что означает слово «колчан»? (сумка для стрел) Что такое палица? (железная дубинка)

2- По правую руку от Ильи Муромца - Добрыня Никитич, любимый народом воин. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно врага чует.

3- Третий богатырь Алеша Попович - сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. На лице у него лукавая усмешка. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли. Рыжий конь Алеши низко опустил голову, что бы пощипать травы, но уши навострил. Не смотри Алеша в сторону врага, а лишь глаза косит, да тугой лук держит наготове.

Воспит.: У богатырей одна цель - не пропустить врага. Над ними низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником. Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли русской всегда готовы:

Стать за честь Родины, против недруга,

За Отчизну в нужде сложить головы.

(инсценировка).

Воспит.: Нападали на Россию - матушку враги и недруги. Кто как не русские богатыри, защищали Родину? Вспомним и мы великих русских богатырей.

ученик: Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села ли Карагарова

Выезжает добрый молодец на добром коне,

Богатырь - Илья Муромец.

(на деревянной лошадке скачет Илья Муромец)

А на встречу ему богатырь Добрыня Никитич скачет.

(на деревянной лошадке выезжает Добрыня)

Илья: Здравствую, добрый молодец. Ты скажи-ка, кто ты?

Добрыня: А как скажет тебе про то моя палица тяжела!

ученик: Соскочили они да с добрых коней, схватились во схватку бороться: двое суток боролись, а на третьи сутки запросил Добрыня прощения.

Добрыня: Не моги меня казнить, моги миловать. Будем мы братьями названными. Будем ездить по чисту полю, биться с врагом, да охранять нашу землю - матушку.

(Обнялись Илья Муромец и Добрыня Никитич)

ученик: Много ли прошло времени, про то не ведомо. А только родился на Руси еще один богатырь - Алеша Попович. Рос не по дням, по часам. (На деревянной лошадке скачет Алеша Попович)

В ту пору повадился на Русь враг похаживать. А Алеша Попович горяч был, закричал он громким голосом:

Алеша: Эй, дружина храбрая, двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Напустим мы на врага силу несметную, освободим от напасти Русь-матушку!

ученик: Побратались богатыри меж собой. Старшим назвали Илью Муромца, средним - Добрыню Никитича, а младшим - Алешу Поповича. (Богатыри встают, как на картине В.Васнецова «Богатыри»)

Илья: А теперь поедем мы на заставе богатырской стоять, станем землю русскую от недругов оборонять.

(Под песню «Богатырская сила» богатыри уходят)

5. Сообщения по микрогруппам.

Воспит.: Вам было дано задание найти дополнительный материал о богатырях. Что еще вы о них знаете?

1- Илья Муромец не сразу богатырем стал. Он не мог ходить 30 лет. А вылечили его люди прохожие - дали испить водицы. Больше всего люди любили, да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к лику российских святых. У него остался в истории день рождения - 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните так же, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли Русской.

2- Добрыня Никитич носил прозвище «тихий». Он умел к каждому человеку подойти по-особенному. С 12 лет сам песни складывал, их исполнял и в шахматы играл.

3 - Алеша Попович с раннего детства был очень сильным. И не было ему равных среди сверстников: «кого он не возьмет за ручку - ручка прочь, кого возьмет за ножку - ножка прочь». Нарядился Алеша стражником, прикинулся глухим и подманил Тугарина, а затем хватил его дубинкой так, что тот пал бездыханным.

Воспит.: Как вы думаете, что означает слово «бездыханный»? (Не имеющий дыхание, мёртвый)

Воспит.: Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.

Потянулись: раз, два, три -

мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек,

И направо, и еще,

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо -

Получается на славу!

Воспит.: А сейчас давайте познакомимся с воинской одеждой древнерусских воинов и их вооружением.

6. Показ слайда (слайд 8)

Воспит.: Что защищало тело богатырей? (Кольчуга, железная рубашка, она защищала богатырей от ударов копья, стрел, меча. Весила она 7 кг.)

Что надевали на голову богатыри? (Шлем, его изготавливали из металла и украшали узором. Он оберегал голову воина от удара.)

Какое оружие имелось у богатырей? (Щит, меч, копье, палица)

Воспит.: Меч еще называли булавой. Это русское оружие. На нем давали клятву, передавали по наследству от отца к сыну.

Палица, в качестве оружия применялась очень редко. В основном пользовались в бою мечом, копьем и стрелами

Воспит.: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи. слушайте внимательно.

1) Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

2) Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

3) Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же … (Меч)

4) Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Дополни пословицу.

Воспит.: У вас на столах лежат пословицы о доблести и любви к Родине. Но вот беда, все они перепутались. Ваша задача собрать пословицу.

1) Сам погибай, а товарища выручай.

2) С родной земли- умри, не сходи!

3) За край свой на смерть стой!

4) За правое дело стой смело!

5) Жить - Родине служить.

6) Не тот герой, что награду ждет- а тот герой, что за народ идет.

Воспит.: Молодцы, все справились с заданием.

Практическая деятельность.

Воспит.: А сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли художника. Вам предстоит украсить щит богатыря узорами.

(Работа в группах. Самоанализ работ.)

IV . Итог занятия.

Показ слайда (слайд 9)

Воспит.: В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Дуб - могучее дерево. Он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям. И сейчас я подарю вам талисман «листочек дуба», что бы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри земли Русской.

(дарит талисманы)

1- Прошли века. Богатырей тех нет,

Но дух свободы в душах наших вечен.

И богатырский мужественный свет -

Неколебим, свободен, бесконечен.

2- В Тайге, в горах, во льдах, среди морей,

На всех постах у мира и свободы,

Не счесть - о Русь! - твоих богатырей,

Их войско нерушимей год от года.

Помните, ребята, в жизни всегда есть место подвигу. Всегда есть те, кто нуждается в вашей защите, поддержке, одобрении, дружеской улыбке. Желаю вам мира, удачи, добра, счастья.

Рефлексия:

1. О ком мы сегодня говорили?

2. Каким должен быть человек, защищающий свое Отечество, свою Родину.

3. Вам понравилось занятие?

Воспит.: А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

На этом наше занятие закончено. Спасибо!

Программное содержание:

  1. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, городу, детскому саду.
  2. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

3) Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ и родного города, её назначении, символическом значении цвета и образов в ней.

4)Продолжать работу по обогащению и уточнению словаря.

Предварительная работа:

  1. Чтение и заучивание стихотворений о Родине.
  2. Рассматривание флага и герба РФ и города Сергиева Посада.
  3. Прослушивание гимнов РФ, г. Сергиева Посада, песен о России.
  4. Беседа и занятие о Государственной символике РФ, о Родине, городе, детском саде.
  5. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Белый-синий-красный», «Найди среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

Материалы к занятию:

1 .Ребус (Хлебосольная)

  1. Дидактическая игра «Собери флаг России»
  2. Аудиозаписи: гимн РФ и гимн Сергиева Посада, песня «С чего начинается Родина».
  3. Изображения государственных символов России и Сергиева Посада.
  4. Фотографии с изображением достопримечательностей города Сергиева Посада.

Ход занятия:

Дети и воспитатель заходят в зал и встают полукругом, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, садитесь, пожалуйста на стулья и послушайте меня внимательно. Я вам прочитаю очень красивое стихотворение Я. Абидова «Мать Земля».

Скажи мне, как правильно Землю называть?

Земля дорогая?

Земля Золотая?

Земля - наша милая,

Добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее.

Ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею - И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И дождик и ты...

Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительно красивое звучное имя. В какой стране мы живём?

Дети: Мы живём в Росси.

Воспитатель: Страна наша называется Россия. А как называют людей живущих в нашей стране?

Дети: Их называют россияне.

Воспитатель: Россия необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

Дети: Родина - значит родная, как мать и отец.

Родина - место где мы родились.

Родина - страна в которой мы живём.

Воспитатель: Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите нашу Родину?

Дети: За то, что тут мы родились.

За то, что она красивая и т.д.

Воспитатель: Да, Россия великая, могучая держава. Про неё можно сказать много красивых слов. И одно из них зашифровано на этой картинке.

Воспитатель выставляет картинку на мольберт.

Воспитатель: Как вы думаете, какое слово спряталось?

Дети: Здесь спряталось слово «Хлебосольная».

Воспитатель: А как вы понимаете слово «хлебосольная»?

Дети: Есть такой обычай встречать дорогих гостей с хлебом и солью.

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети: Нет земли краше, чем Родина наша.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кто за Родину горой - тот истинный герой!

Одна у человека мать - одна и Родина.

Воспитатель: Чему учат нас эти пословицы?

Дети: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите рассказать стихотворение о нашей Родине?

Дети: Звучит аудиозапись «С чего начинается Родина»

Дети читают стихи:

З.Александрова

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь у ворот

У реки берёза - скромница

И ромашковый бугор

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор

Или степь от маков красная, золотая целина

Родина бывает разная

Но у всех она одна.

С чего начинается Родина?

С улыбок и слёз матерей;

С тропинки, ребятами пройденной,

От дома до школьных дверей.

С берёзок, стоящих веками На взгорье в отцовском краю,

С желанья потрогать руками Любимую землю свою.

Так что же такое ты, Родина?

Поля в перелесках зари.

Всё очень знакомое вроде бы,

А глянешь - и сердце горит.

И кажется: можешь с разбега Взлететь, не боясь вышины,

И синюю звёздочку с неба Достать для родимой страны.

Воспитатель: Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы. Что это за символы?

Дети: Это герб, флаг и гимн.

Воспитатель: Правильно ребята, давайте сейчас встанем и посмотрим наш Российский герб.

Дети подходят к стене с изображением герба и встают полукругом.

Герб - это отличительный знак нашего государства.

Где мы сможем увидеть изображение герба?

Дети: Мы можем увидеть герб: на флагах, монетах, печатях, кораблях, документах...

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?

Дети: На гербе изображены: Двуглавый орёл золотого цвета на темнокрасном щите.

Воспитатель: А почему изображен орёл, а не другая птица?

Дети: Орёл - это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всё вокруг.

Воспитатель: Скажите ребята, а почему у орла две головы?

Дети: Орёл смотрит во все стороны, а значит он не пропустит ни одного врага.

Воспитатель: Что у орла на голове и в лапах?

Дети: На голове у орла золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой - державу. Это символы царской власти.

Воспитатель: На что похожи крылья орла?

Дети: Крылья похожи на солнце.

Воспитатель: А солнце - это символ добра и справедливости.

Что расположено на груди у орла?

Дети: На груди у орла изображён Георгий Победоносец на коне, убивающий змея.

Воспитатель: Георгий Победоносец издавна почитается на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей - символ зла.

А мы знаем из сказок, добро всегда побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом!

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте поговорим еще об одном символе нашей России - флаге.

Дети подходят к стене с изображением Российского флага.

Воспитатель: Какие цвета присутствуют на флаге России?

Дети: На флаге России присутствуют цвета: белый, синий, красный.

Воспитатель: Люди придают большое значение цветам флага. Какая полоса на флаге первая (наверху)?

Дети: Белая полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам белая полоса флага?

Дети: Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму, лёгкие белые облака, белые ромашки.

Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под белой?

Дети: Синяя полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам синяя полоса флага?

Дети: Она напоминает нам синее небо, синее море, озёра.

Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под синей?

Дети: Красная полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам красная полоса флага?

Дети: Она напоминает нам огонь, солнце, тепло, радость.

Воспитатель: Белый цвет - это мир и чистота. Синий - небо и верность. Красный - огонь и отвага.

Воспитатель: Ребята садитесь, пожалуйста, на свои места. Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Что это за песня?

Дети: Это гимн России.

Воспитатель: Правильно, ребята! Гимн страны - это тоже государственный символ. А что такое гимн?

Дети: Гимн России - самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, учёным - вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности.

Воспитатель: Гимн России очень красивый и величавый. А как надо слушать государственный гимн?

Дети: Гимн нужно слушать стоя, мужчины должны снимать головной убор, нельзя разговаривать.

Воспитатель: Граждане каждой страны гордятся своим гимном, проявляют уважение к своей стране, давайте сейчас послушаем гимн России.

Звучит аудиозапись гимна.

Дети слушают стоя.

Дети садятся.

Воспитатель: В нашей стране живут мужественные и честные люди, которые относятся друг к другу по-доброму. Радуются мирному небу, яркому солнцу. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра-танец: «Я , ты, он. она!»

Дети садятся на места.

Воспитатель: Мы сейчас с вами много говорили о символах нашей страны.

У каждого города тоже есть свои символы. А в каком городе мы с вами живём?

Дети: Мы живём в городе Сергиев Посад.

Воспитатель: У нашего города тоже есть свой герб, флаг и гимн.

Воспитатель выставляет на фланелеграф изображение герба и флага города Сергиев Посад.

Ребята, что изображено на этих символах?

Дети: На них изображена главная достопримечательность нашего города Троице - Сергиева Лавра.

Воспитатель: В лазуревом щите серебряная монастырская стена с лазуревыми швами и открытыми чёрными воротами, за которыми возникает

серебряная башня с золотыми куполами, увенчанными таким же русским

крестом.

Посмотрите на цветовую гамму:

Золотой (желтый) цвет символизирует: чистоту, мир, взаимопонимание. Синий цвет: честь, благородство, чистое небо и водные просторы.

Чёрный цвет: символ мудрости, скромности.

А сейчас я хочу предложить вам послушать гимн Сергиева Посада.

Дети слушают стоя, затем садятся.

Воспитатель: В нашем городе есть много интересных, знаменитых мест. Посмотрите на эти фотографии и попробуйте узнать, что на них изображено. " т

Воспитатель по очереди показывает фотографии, выставляет га на фланелеграф.

  1. Троице - Сергиева Лавра.
  2. Часовня - храм А. Меня.
  3. Памя тник С. И. Мамонтов у.
  4. Водоп ад « Гре мячий».

Воспитатель: Страна - это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.

Детский сад - это тоже большая дружная семья. Какие сюда ходят люди?

Дети: Сюда ходят дружные, весёлые, трудолюбивые люди и дети.

Воспитатель: На одном из занятий, мы с вами ребята, придумали эмблему нашей группы. А вы хотели бы показать нашу работу гостям?

Воспитатель: Эмблема у нас получилась вот такая.

Воспитатель выставляет на фланелеграф эмблему.

Воспитатель: Почему вы выбрали солнце?

Дети: Солнце - потому что в группе тепло и светло.

Воспитатель: Почему - голуби?

Дети: Голуби - нам здесь свободно, как птицам в небе.

Воспитатель: Почему - цветы?

Дети: Цветы - здесь красиво, уютно.

Воспитатель: Почему - детские лица?

Дети: Детские лица - мы здесь счастливы.

Воспитатель: А почему - книга?

Дети: Книга - мы в детском саду получаем знания.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня очень много говорили о России, о нашем городе, о символах. Мне хочется, что бы вы всегда оставались дружными, добрыми и весёлыми. Но самое главное, вы должны беречь свою Родину.

Наша заведующая Елена Геннадьевна тоже очень любит нашу Родину и написала много красивых стихотворений о ней. Я хочу вам прочитать отрывок из её стихотворения «Возродим Россию вместе».

Воспитатель читает стихотворение.

Я родилась в России

И гордость в сердце моём

Без приукрас красивой

Мы Родину нашу зовём.

В какое бы время года

Мы не прошли по ней,

Нет милее природы

Наших лесов и полей.

Без неё нам не будет жизни!

С малых лет она отчий дом.

Давай же родной

Отчизне Долг возвращать добром.

Возрождение в наших силах!

И не забудем о том.

Мы родились в России!

Будем беречь свой дом.

Воспитатель: Ребята, а как мы должны беречь свой дом - свою Родину?

Дети: Не мусорить на улице, не ломать кусты, любить своих близких, дружить с ребятами...

Воспитатель: Правильно ребята, вы ещё очень малы, но даже сейчас можете много сделать для того, что бы наша Родина стала ещё краше.

Воспитатель: Вы так много сегодня рассказали о нашей Родине, я горжусь вами, вы настоящие россияне.

Мы жители огромной планеты, наш народ умеет не только хорошо трудиться, но и хорошо отдыхать. Давайте подарим нашим гостям небольшой подарок.

Песня - танец: «Московская».

Воспитатель: Ребята давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети уходят в группу.

Литература:

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. М., ЦТЛ, 2005.

2. Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников, изд. Скрипторий 2003, 2008

3.Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать... (Нетрадиционные

формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию). М., изд. Скрипторий 2003,2008


Конспект

Интегрированное музыкальное занятие по гражданско-патриотическому воспитанию

«Живи в веках, моя Россия!»

СКАЧАТЬ (презентация)

Подготовили.

Воспитатели:

Прилежаева Марина Николаевна,

Давыдова Наталия Викторовна.

Муз. Руководитель:

Якименко Евгения Вальтеровна

г. о. Мытищи

Тема: «Живи в веках, моя Россия!»

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Форма непосредственной образовательной деятельности: Интегрированное музыкальное занятие по гражданско-патриотическому воспитанию

Форма организации: групповая.

Вид детской деятельности : изобразительная, музыкальная, театрализованная, коммуникативная, игровая.

Учебно-методический комплект: «От рождения до школы»: основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, и др.

Программное содержание:

обучающие задачи: систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной техники.

развивающие задачи: развивать интерес детей к истории родного Отечества посредством ознакомления детей с музыкальными произведениями, с творчеством художников и поэтов.

воспитывающие задачи: воспитывать у детей патриотические чувства - любовь к Родине, уважение к героям, защищающих нашу Родину в разные исторические времена.

Планируемый результат : Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества. Формирование у детей любви к Родине. Формирование высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность. Закрепление некоторых представлений об истории нашей страны.

Словарная работа: Русская Земля, шлем, кольчуга, венгерка, доломан, ментик, кивер, чикчиры, кушак, шпоры.

Оборудование: Ноутбук, Макеты - панорама Кремля, игрушки - военная техника, солдатики.

демонстрационный материал: Презентация, видеоролик «Прадедушка и внук», Презентация «Современная Армия».

раздаточный материал: костюмы и оружие богатырей, гусаров, солдат Российской Армии.

Предшествующая работа:

  • Чтение былин: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», Слушание в грам. записи былин: «Змей Горыныч», «Сказка о царе Салтане», «Садко».
  • Рассматривание картин Васнецова: «Три богатыря», «Богатырь на распутье».
  • Проведение бесед с целью рассказать о мужестве богатырей, которые служили и защищали Русь: «Как жили наши предки», «Кто такой русский богатырь?», «Подвиги русских богатырей», «Как стать богатырём?».
  • Отгадывание загадок о богатырях, богатырских доспехах
  • Рисование: «Богатырская рубаха», «Богатырские доспехи», «Богатырь в доспехах».
  • Раскраски: «Богатыри», «Богатырь на коне», «Предводитель дружины».
  • Лепка: «Богатырский конь».
  • Разучивание песен, стихов об армии, о Родине, о дружбе.

Структура занятия и методические приемы

I часть. Вводная - 3 минуты

Организационный момент. Показа слайдов с видами России.

II часть. Основная - 22 минут

Путешествие во времени:

Богатыри;

Видеоролик «Прадедушка и внук»,

Выход военного в форме.

III часть. Заключительная - 2 мин.

Торжественный марш.

Организация детей на занятии: Музыкальный зал, Стулья по трем сторонам зала, экран.

Ход занятия .

Организационная часть.

Начало показа слайдов с видами России. Дети заходят в зал, встают на свои места парами. Воспитатель предлагает поприветствовать гостей, а потом сесть.

Всем шлют привет

В этот зимний день

Ребята из детского сада №57.

Основная часть.

Воспитатель : Наше Отечество, наша Родина -это матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Самый родной и близкий для нас наш город Мытищи, который хорош в любое время года. Сейчас мы об этом споём.

Исполняется песня «Мытищи»

Воспитатель : Страна наша всегда была очень богатой и большой. И моря, и реки, и горы, и пустыни, и равнины, и дремучие леса - все есть в России, и все это привлекало к себе другие народы, у которых не было всех этих богатств. Они нападали на наши земли, разоряли города и села, захватывали пленных, и пытались завладеть русскими просторами. Но русские люди всегда мужественно защищали свою Родину и не давали ее в обиду.

Вслушайтесь только в эти гордые слова - «защитник Отечества». Это наши солдаты, офицеры, генералы, которые всегда, в любую минуту готовы встать на защиту нашей Родины и нас с вами. Так было всегда. Русские воины во все времена славились мужеством и отвагой.

Хотелось бы вам узнать о воинах древних времён?

Я вам предлагаю совершить путешествие во времени, отправиться в прошлое и познакомиться с воинами разных времён. А помогут нам в этом часы на Спасской башне, которые и отправят нас в прошлое.

Вы готовы к путешествию?

Дети . Да.

Воспитатель : Но помните, нужно вести себя достойно, чтобы не потеряться во времени. (Подходит к часам)

Итак, вместе скажем волшебные слова: «Кручу, верчу, в прошлое попасть хочу!»

Бой курантов .

Не всегда наша Родина была такой огромной, как сейчас. Много лет назад наша страна была меньше и называлась она Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?

Дети. Богатыри.

Воспитатель. Правильно. Много славных подвигов совершали русские богатыри, оберегая свою землю. Об их подвигах, об их доблестной славе слагались былины и легенды.Посмотрите на картину великого русского художника В.М. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель :

Кто изображен на картине?

Рассмотрите ратные доспехи богатырей. Что надето на головы богатырей?

Отгадайте загадку. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Шлем оберегал голову богатыря от ударов.

Угадайте, о каком доспехе, говорится в загадке?

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из железных колечек плетут. (Кольчуга)

Зачем она нужна богатырям?

Чем вооружены богатыри?

Кем для богатырей был конь?

Куда смотрят богатыри?

Что охраняют богатыри? (Богатыри охраняют русскую землю и ее границы).

На картине изображены былинные богатыри. Художник прославляет защитников Родины.

Они были сильными, смелыми, отважными.

А Вы хотите быть такими?

(Дети в костюмах богатырей готовятся к танцу)

Танец «Богатыри» (музыка «Богатырская сила» в исполнение группы С. Намина).

1-й богатырь:

Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

2-й богатырь:

Гремели славой в сказках и былинах

Три друга, три товарища старинных.

Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

3-й богатырь:

Прошло веков немало. Но доныне

Мы знаем эти лица по картине…

И память вечную хранит о вас родимая земля:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

(Выходят девочки в народных костюмах)

1-я девочка :

Вот и кончились страданья

Да большие испытанья!

И с победою желанной

Едут витязи домой.

Славит их народ честной!

2-я девочка:

А красавицы девицы

Петь большие мастерицы,

Их встречают у ворот

И заводят хоровод.

Танец «Русский хоровод с платками»

Воспитатель : Ребята, слышите, часы бьют, нам пора перемещаться в следующую эпоху. Говорим волшебные слова: «Кручу, верчу, в другое время попасть хочу».

Менялась наша страна, менялись и ее защитники. Здесь нас встречают ГУСАРЫ. Посмотрите, во что они одеты?

Венгерка или доломан - куртка со шнурами.

Ментик - короткая куртка, обшитая мехом.

Кивер или меховая шапка с султаном.

Чакчиры - рейтузы, расшитые шнуром.

Кушак - пояс.

Низкие сапоги со шпорами.

Вооружены были гусары саблей, карабином, пистолетом.

Гусары - люди отважные. Недаром повторяли слова: «Пусть покинет меня все! Только бы не покинуло мужество!» Славились гусары и взаимовыручкой: «Сам погибай, а товарища выручай!». Когда на нашу землю в 1812 году напали французы во главе с Наполеоном, весь народ поднялся на защиту Родины. Возглавил нашу армию М. Кутузов. Особой доблестью отличались гусарские полки.

(Дети в костюмах гусаров готовятся к построению)

Марш гусаров.

1-й гусар:

Наполеон не сразу понял,

Что с Россией войну проиграл.

2-й гусар:

И что Россия - это сила!

Тайком во Францию бежал!

3-й гусар :

Своим врагам мы скажем честно:

Не знаем страха мы в бою!

4-й гусар:

Уж постоим мы головою

За Родину свою!

(выходят дамы с цветами и машут ими гусарам)

1-я дама:

В честь Победы над врагом

Торжествует все кругом!

2-я дама:

Всех на бал зовут оркестры

Во славу доблести и чести!

Бальный танец "МАЗУРКА"

Воспитатель. Наши часы зовут нас в другую эпоху, скажем волшебные слова: «Кручу, верчу, в другое время попасть хочу».

Звучит фонограмма песни «Священная война».

Воспитатель . Опять враг напал на нашу землю. На этот раз защитники сражались с фашистами. Война была долгой и жестокой, она принесла много горя и слез, разруху и голод. Много людей, детей и взрослых, погибло в эти военные годы.

(Дети в военной форме)

1-й солдат

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

2-й солдат

Соберу свое мужество, силу,

Буду немцев безжалостно бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учится и жить!

Воспитатель. Храбро сражались наши воины на фронтах Великой Отечественной. Люди разных национальностей, взрослые и дети воевали с врагами. На морях, на суше и в небе, в лесах и болотах шли тяжёлые бои.

Сценка « Мы военные» С. Михалкова

Телефонист c телефоном:

Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.

Почти совсем не слышно вас.

Мы с боем заняли село,

А как у вас, алло, алло.

Моряк смотрит в бинокль:

На горизонте самолёт.

По курсу полный ход, вперёд!

Готовься к бою, экипаж,

Отставить, истребитель наш.

Автоматчик:

Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таится враг.

За домом очищаем дом,

Врага повсюду мы найдём.

Лётчик с картой:

Пехота здесь, а танки тут.

Лететь осталось семь минут.

Понятен боевой приказ.

Все: Противник не уйдёт от нас.

Девочка (выбегает на середину зала)

Бойцы, а сейчас у нас передышка,

Но завтра снова в бой.

Мои боевые подруги, (показывает на девочек)

Вальс потанцуют со мной.

Песню, про синий платочек,

Тихо запел патефон.

В давние годы военные

Снова уносит нас он.

Крутится в вальсе пластинка,

Синенький скромный платочек

Зовет танцевать нас с тобой.

Танец «Синенький платочек».

Воспитатель 9 мая 1945 года закончилась война,и с тех пор этот день стал в нашей стране великим праздником, праздником Победы.

В этой войне с фашистами сражались ваши прадедушки и прабабушки. Сейчас мы споем об этом песню.

Песня «Мой прадедушка».

Видеоролик «Прадедушка и внук»

Воспитатель Ребята посмотрите на часы, наше время истекло и нам пора возвращаться обратно. Скажем волшебные слова: «Кручу, верчу, в свое время попасть хочу».

Заключительная часть.

Встречный марш. Выход военного в форме.

Муз. Рук. Разрешите поприветствовать вас и представиться тем, кто видит меня впервые. Я - сержант Якименко Евгения Вальтеровна, нахожусь в запасе ВС РФ, но в любой момент готова встать на защиту Родины.

Сейчас, ребята, вам рассказали о защитниках нашей Родины прошлого времени. А что вы знаете о современной армии? (ответ детей). Правильно, сильная, мощная, хорошо вооруженная, мужественная. В нашей армии есть 3 вида войск (ВМФ, Сухопутные войска и ВКС)

(предлагаю детям назвать картинки с изображением видов войск)

Я служила в войсках ВКС. Эти войска связаны с космосом.

А что вы знаете про достижения русских людей в изучении и покорении космоса?

Дети. Рассказывают про Ю.Гагарина и С. Королёва.

Наша страна получила заслуженное звание Космической державы.

Центр Контроля Космического Пространства, в котором я служила, выполняет боевую задачу по обеспечению безопасности нашей страны из космоса.

Все наши войска защищают Родину на земле, в небе, на воде и даже из космоса. Лучшие инженеры трудятся на благо нашей Родины. Они создают современную, маневренную, улучшенную боевую технику и оружие.

А теперь давайте посмотрим на изображение солдат прошлого времени.

Чем внешне они отличались?

А что общего у всех защитников Отечества разных времён?

А как вы думаете, современный солдат обладает этими же качествами?

Правильно ребята. Во все времена русский солдат отличался своей мужественностью и самоотверженностью. Так было, так есть и так будет всегда! И вам я желаю стать достойными людьми, настоящими защитниками Родины.

(Дети читают стихотворение)

Защитник Отечества (И. Бутримова)

Защитник Отечества - гордое званье,

В нём слышится отзвук далёких веков,

Когда с верой в Бога под вражьи проклятья

Герои отчизны громили врагов.

От вражеских полчищ собой закрывали

И жизнь отдавали за Родину-мать,

И Русь православную нашу спасали

На бой поднимая великую рать.

Столетья проходят, но связь поколений

Хранится любовью к Отчизне в веках

И ратные подвиги всех поколений

Всегда будут жить в благодарных сердцах.

Торжественный марш под песню «Служить России».

(дети выходят из зала)