Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе. Комплексное занятие по развитию речи в средней группе. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Андронова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ Гаврилово Посадский детский сад №1 Ивановской области
Описание материала: предлагаю вам конспект занятия по развитию речи в средней группе «Времена года». Это занятие будет полезно воспитателям детских садов.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. «Времена года»

Цель:
Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Задачи:
Закрепить знания детей о временах года.
Уточнить представление о зиме через знакомство со снежинками. Знакомство со свойствами снега.
Расширить словарный запас детей: «Снегопад», «Снежинки», «Ажурные».

Оборудование:
Пакет с картинкой снеговика, открытка, снежинки, сделанные из бумаги, снег на тарелке, картина, вата, клей, снежки, сделанные из ниток, аудиозаписи: «Времена года» П.И.Чайковского, польская народная мелодия «Снежинки», Филиппенко «Игра в снежки».
Предварительная работа:
Заучивание стихотворений о зиме И.Сурикова, М.Познанской, разучивание игр «Снежинки», «Снежки». Беседа «Игры и забавы зимой». Наблюдение в природе.
Ход занятия
Приветствие:
Ребята, вы мне протяните свои ладошки, а я вам передам свое тепло ладошек, а вы мне в ответ улыбнитесь. Чувствуете тепло рук?
- Ой, ребята, я сегодня нашла утром странный пакет. От кого он?
Тут лежит открытка (читаю).
« Меня, не растили, из снега слепили, вместо носа морковка, вместо глаз угольки».
- Кто же это?
- Правильно, снеговик. Хотите угадать, что в пакете? Слушайте загадку:
«Что, же звездочки сквозные, на пальто и на платке, все сквозные вырезные, а возьмешь вода в руке»
- О каких же звездочках идет речь?

Правильно, о снежинках. Здесь много снежинок.
- Давайте протянем свои ладошки вперёд, и на них упадут снежинки.
- Расскажи, Никита, какая у тебя снежинка? (белая, легкая)
- А еще, ребята, снежинка ажурная, пушистая.
- А давайте мы с вами тоже превратимся в снежинок.
Игра: «Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь, мы танцуем день и ночь, встанем вместе мы в кружок, получается снежок»
- Ребята, посмотрите, у нас теперь везде снег на полу и даже на столе
(настоящий снег лежит на большом блюде). Подойдите к столу. Какой снег? (холодный)
- Давайте его оставим на столе, а потом посмотрим что, же с ним станет.
- В пакете лежит большая снежинка, а на ней загадка.
«На всех садится, ни кого не боится». Про что эта загадка?
- Правильно, это снег, снег ни кого не боится. Его ни кто не может остановить, он ложится, куда захочет. Кто знает, куда ложится снег? (на деревья, дома, дороги, людей)
- А когда снег падает, кто знает, как это называется? (снегопад)
- А в какое время года идет снег? (зимой)
- Расскажите стихотворения о снеге (чтение стихотворений).
- А еще мы знаем с вами стихотворение о снеге. Мы его не только расскажем, но и покажем.
Физкультминутка:
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег.
- А теперь давайте посмотрим, что же стало с нашим снегом? (растаял).
- А почему? (потому, что у нас в комнате тепло, а снег в тепле превращается в воду).
Посмотрим, какая вода в блюде? (грязная)
Вывод: оказывается, белый, пушистый, чистый, как нам казалось, снег превратился в грязную воду.
- Как вы думаете, можно снег есть? (нет конечно же)
- А почему? (снег холодный, грязный, если его съесть, можно заболеть)
- Послушайте стихотворение про ворону, которая ела снег
Ворона снег поела,
И ангиной заболела,
Хочет крикнуть, да не как,
Снег не надо есть – вот так.
- Дети, смотрите, а в пакете еще что-то лежит. Это картина. Что вы видите на ней? (деревья, дом, облака). Почему же нам её прислал снеговик? Может чего то не хватает? (снега)
- А из чего мы с вами сделаем снег? (из ваты)
- Музыканты тоже могут изображать зиму с помощью звуков.
- Мы сейчас с вами будем работать под музыку П.И.Чайковского «Времена года».
Снег падает из тучки, ложится на дома, деревья, на землю (показ воспитателя).
Дети, вместе с воспитателем, наклеивают вату.
- Дети, вам нравится? Мы её оставим у себя в группе.
- А теперь, посмотрите, в пакете есть еще что-то (снежки).
- Вы любите играть в снежки?
- А во что еще можно играть зимой?
- Давайте поиграем в снежки.
Проводится игра со снежками.
- Молодцы! А сейчас мы с вами соберемся на прогулку и там поиграем настоящими снежками.

Министерство образования и науки

Енбекшиказахский район

Село Шелек

ГККП Детский сад № 38»Гульдер»

Интегрированное занятие в средней русской группе «Непоседы»

по развитию речи.

Тема: «Золотая осень»

Воспитатель: Нольфина Елена Григорьевна

Интегрированное занятие в средней русской группе «Непоседы» по развитию речи(+ознакомление с окружающим миром + лепка+ продуктивная деятельность)

Технологическая карта образовательной учебной деятельности.

Четверг____________________2013 год.

Образовательная область: коммуникация, познание, творчество.

Раздел: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, лепка, ФЭМП.

Тема: «Золотая осень»
Цель занятия: способствовать развитию речевой активности и самостоятельности детей, углублению представлений детей о живой природе. Уточнить и обобщить знания детей по теме «осень», закрепить приметы времени года «осень».

Программное содержание :
Продолжать учить детей осваивать формы речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство. Закреплять умения детей правильно составлять разные формы предложений (простые, сложные). Активизировать в речи детей слова, определяющие предметы природы, их качества и особенности. Продолжать учить правильно, образовывать слова, пользуясь суффиксами (детёныши животных). Упражнять в правильном звукопроизношении в процессе речевых высказываний.
Развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение. Углублять представления о сезонных изменениях в живой природе в осенний период.
Развивать мелкую моторику рук, интерес к продуктивным видам деятельности, творческое воображение.
Воспитывать культуру общения детей (со сверстниками, взрослыми). Воспитывать интерес к природе родного края.

закрепление элементарных навыков и умений, используемыми при лепке из соленого теста (тестопластике)

2. Коррекционно-развивающие: формирование творческой активности, художественного вкуса; развитие мелкой моторики; формирование чувства цвета.

3. Воспитательные: воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро

Методические приемы, используемые в ходе занятия:

Просмотр презентации «На лугу живёт Ко… »;

Показ приёмов работы педагогом.

Дидактическое обеспечение:

1) Для педагога: презентация, готовая работа, тесто на всех участников занятия, салфетки, стеки, дощечка для лепки.

2) Для детей: тесто на каждого ребёнка, дощечки для лепки, стеки, салфетки.

Мультимедиа, слайды для презентации;

Овощи, фрукты (натуральные или муляжи) ;

Корзина;

Магнитная доска, мольберт;

Картина на тему «Осень»;

Картинки с изображением примет времён года (на каждого ребёнка) ;

Картинки с изображением овощей, фруктов (на каждого ребёнка)

Карта

Стрелки

Волшебный сундучок

Музыка

Цифры от 1 до 3

Бисер

Предварительная работа:

    Совместная деятельность: чтение художественных произведений об осени, рассматривание картин, отгадывание загадок, рисование «Осень», дидактические игры, составление гербариев, целевые прогулки.

    Самостоятельная деятельность: рассматривание открыток «Цветы», рассматривание энциклопедий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, и они не знают, как вас зовут.
Давайте представимся: друг другу улыбнёмся и назовём ласково по имени того, кто рядом стоит.

У нас нарядный зал, а вы помните, какой праздник у скоро будет здесь в этом зале?
Как вы думаете: осень - это хорошо или плохо? (Ответы детей )

Стук в дверь, влетает сорока

Я сорока-белобока,
Прилетела издалёка,
Весть из леса принесла.
Сказано мне строго было,
Чтоб ничего не позабыла.
Осень в память о себе
Вам сюрприз оставила,
А сюрприз тот в сундучке,
Ключик на тесёмочке.
Только где лежит – забыла:
В шкафу или на полочке.

Воспитатель: Ребята, сорока очень быстро все рассказала. Вы поняли, о чем она протараторила? … А как же мы найдём сюрприз? ...Где находится ключик?
Сорока: Вспомнила: было сказано вам передать - строго все правила соблюдать и задания выполнять (сорока отдаёт детям лист бумаги и улетает ).
Воспитатель: Что же это за лист бумаги? Как вы думаете? …Да это же карта, с помощью которой мы сможем отыскать ключик. Но тут написано, чтобы к ключику попасть, надо идти только по той дороге, которая указана на карте, и преодолеть все препятствия. Вы хотите отправиться в путешествие? (Воспитатель предлагает детям смотреть на карту и определять маршрут движения. ) Смотрим по стрелочкам, куда мы отправляемся.

Звучит музыка
Вот мы оказались в осеннем лесу. Вы чувствуете, как свеж и чист лесной воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи. А что вы слышите в осеннем лесу?
1 задание: «Убрать листья с тропинки», но сначала надо назвать - с какого дерева этот лист, и как он называется. (С берёзы – берёзовый лист, с осины – осиновый, с тополя – тополиный, с рябины – рябиновый лист, с дуба – дубовый, с клёна – кленовый). Затем идём по узенькой тропинке. (Воспитатель предлагает детям из теста сделать в подарок малышам)

Педагог: Ребята, посмотрите, что я сегодня утром нашла у нас в группе. Это письмо и оно прислано для вас. Хотите узнать, от кого оно и, что в нём написано?

Дети: Да!

Педагог: Итак, посмотрим. Это письмо из королевства «Цветов», а написала его… Ребята, здесь загадка. Отгадаем!

Дети: Да!

Педагог: Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это… (Божья коровка) .

Дети: ответ.

Педагог: Ребята, а здесь не только письмо, но еще и диск. Божья коровка говорит, что на нем мы найдем что-то интересное. Посмотрим?

Дети: Да!

Педагог: Читает письмо от Божьей коровки и показывает презентацию.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Коровка, Божья Коровка! Так как на улице уже холодно, я не смогла прилететь к вам сама и вот решила написать вам письмо. Мое письмо не простое, оно – познавательное. Я хочу посмотреть, что вы знаете и научить вас чему-то новому. Надеюсь, вам понравится! »

Педагог: Итак, ребята, вы готовы?

Дети: Да!

Педагог: Тогда начнем! (Читает письмо с заданиями)

«Я попрошу вас посмотреть на картинки и ответить, что вы на них видите (Слайд №3?

А знаете ли вы, как и где люди добывают соль? Вот на таких месторождениях каменной соли (соленые озера) люди с помощью специальных машин добывают соль (Слайд №4).

А знаете ли вы, для чего нам нужна соль? Конечно же, соль мы используем при приготовлении пищи, а так же она применяется людьми зимой на дорогах. Она разъедает снег и лёд и поэтому на дорогах становится не так скользко и более безопасно (Слайд №5) .

Ребята, а как вы считаете, что здесь изображено (Слайд №6? Ну конечно, это поле с рожью.

А кто из вас знает, что люди получают изо ржи? Итак, это мука (Слайд №7). Раньше люди, получали муку, перемалывая её на мельницах, теперь этот процесс проходит на заводах с использованием специальных машин. Всем вам известно, что из муки мы получаем? (Слайд № 8) .

А что же изображено на этом рисунке (Слайд №9? Правильно, это вода.

Для того чтобы к нам в квартиры поступала чистая вода, она проходит специальную обработку вот на таких очистительных станциях (Слайд №10).

Всем живым существам нужна вода (Слайд №11). Люди потребляют её в пищу. Так же она является одним из средств нашей личной гигиены. Используем её для полива растений и во многом другом.

Ребята, а как вы думаете, что получится, если мы возьмем соль, воду и муку и смешаем их вместе (Слайд №12?

Конечно же, это тесто (Слайд №13) .

А теперь подумайте, что мы можем делать с пластилином (Слайд №14? Правильно, из него мы лепим. Лепить мы можем так же и из глины.

А вот вы знали, что из специального «соленого» теста мы тоже можем лепить (Слайд №15? Посмотрите, какие красивые работы из него получаются.

Я предлагаю и вам попробовать полепить из теста. Мне очень хочется, чтобы вы слепили моих малышек-деток. Посмотрите, пожалуйста, какие разные коровки могут получиться из теста (Слайд №16) .

Это совсем не сложно, но очень интересно!

Сначала вы должны взять тесто и отрывая от большого куска маленькие кусочки наносить его на наше изображение. Дети заполняют изображение получая божью коровку (Слайд №17) .

Посмотрите на карту, куда мы направляемся дальше? (К болоту ). А по болоту мы сможем пройти? (Обходим вокруг )

2 задание: Звучат голоса птиц

А еще скажите мне -
Знаете вы птиц?
Как у них сейчас дела -
Воробьёв, синиц?

Посмотрите, сколько много птиц. Подумайте, как их можно разделить на две группы. Почему вы их именно так поделили?

Хотите поиграть в игру-шутку? Скажите, что тут неправильно? Почему?
Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы : голуби, куницы, кукушки, уточки и мошки.
Прилетели птицы : голуби, лисицы, аисты, скворцы.
Прилетели птицы : голуби, синицы, чибисы, чижи, лебеди и утки
– И спасибо шутке.

3 задание: Разобрать камни, лежащие на дороге, чтобы пройти дальше. (На каждом камне изображение животного )

Много разных зверей
В лесу обитает.
Как детёнышей их звать?
Кто точно знает?

Словесная игра «Закончи предложение»

У волчицы родились ……(волчата )
У медведицы косолапые….(
медвежата )
У белки прыгают ……….(
бельчата )
У лисицы хитрые……...(
лисята )
У ежихи родились……….(
ежата )
У лосихи есть………(
лосята )
У оленихи красивые…….(
оленята )
У зайчихи пушистые……..(
зайчата )
(
Воспитатель раскладывает картинки животных в три обруча )

    Медведь, ёж (ложатся в спячку на зиму).

    Белка, заяц (меняют окраску).

    Волк, лиса, олень, лось (к зиме появляется тёплый подшёрсток)

Как вы думаете, почему животные поселились в разные домики?

Трудности все позади,
Что же будет впереди?

Нашли ключик и сундучок, а в сундучке семена разных растений (тыквы, подсолнечника, гороха и др. ).
Вы хотите сделать из семян цветы в память о сегодняшнем осеннем путешествии? Вы готовы? А пальчики ещё не готовы. Сначала сделают наши пальчики гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять, Дети поочерёдно загибают пальчики.
Будем листья собирать
Сжимают и разжимают кулачки.

Листья берёзы, листья рябины, Загибают пальчики, начиная с большого.
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
Шагают по левой ладони средним и указательным пальцами правой руки.
Закройте глаза и подумайте, какое растение, вы хотели бы сделать. Может кто-то из вас хочет выполнять работу вместе с другом? Подумайте и договоритесь.
Дети выполняют работу, в это время звучит лёгкая спокойная музыка

Какие приметы осени вы знаете? (ответы детей)

Ребята, я приготовила картинки, но они все перепутались. Давайте выберем из них только то, что бывает осенью.

Дети подходят к мольберту. На мольберте висит картина на тему «осень». Педагог раздаёт детям картинки с изображением осенних листьев, грибов, дождя, снега, сугробов, яркого солнца и т. д. Дети помещают на мольберт только те картинки, изображение которых относится к приметам осени, например: «На моей картинке нарисован дождь. Осенью на улице идёт дождь». «На моей картинке нарисован снег. Снег бывает зимой» и т. д.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Мы с вами вспомнили все приметы осени.

А сейчас поиграем в игру «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?» ( подвижная )

    Лист опадает?

    Грач прилетает?

    В речке тёплая вода?

    Новый Год придет когда?

    Медведь в берлогу спать ложится?

    Снежинка первая кружится

    День становится короче?

    Воробьи кричат всё громче?

    На юг все птицы улетают?

    В саду малина поспевает?

    На окнах ледяной узор?

    На берёзках золотой убор?

    Картофель все в садах копают?

    Под жарким солнцем загорают?

    Когда все вместе в первый раз вы пойдёте в первый класс?

Молодцы ребята вы хорошо сегодня поработали ну и наше осеннее путешествие подошло к концу.

Понравилось ли сегодняшнее путешествие и что именно запомнилось?

Зарубина Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2005 Д/С " Капитошка"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе
Дата публикации: 04.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе
Тема: «Встреча с домовёнком Кузей»
. (средняя группа)
Задачи
: Развивать память, воображение, мышление, сенсорное восприятие. Обучать рассказыванию с опорой на мнемотаблицы, использовать средства интонационной выразительности в процессе пересказа. Развивать умение различать объекты по свойствам, обозначать количество числом и цифрой (от 1 до 5), закреплять знание геометрических форм. Воспитывать инициативность в общении, стремление объединяться в небольшие группы для игры, умение передавать с помощью мимики, жестов, движения разные эмоциональные состояния персонажей.
Виды детской деятельности
: Познавательная деятельность, социально- коммуникативная, познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность.
Предварительная работа
: Чтение произведения «Три поросёнка», рассматривания иллюстраций, составление мнемосхем по мотивам произведения.
Материалы и оборудование
: Интерактивная доска, набор материалов для конструирования, атрибуты к театрализации сказки.
Содержание образовательной ситуации
. 1. Знакомство с главным героем – домовёнком Кузей. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в Уголке потерянных вещей стоит сундучок. (вместе с детьми подходят к сундучку рассматривают его) Выясняется, что никто из детей не знает, чей он. - Давайте рассмотрим его. Раздаётся голос:
КУЗЯ
- Ой, ой, ой! Не трогайте! Это мой сундучок! А чужие вещи брать нехорошо! Появляется домовёнок Кузя. (за ширмой) - Кузя, здравствуй! Извини, что мы взяли твой сундучок. Мы только хотели рассмотреть его поближе.
Кузя
(расстроенно). - Да…. можно посмотреть. Это мой сундучок сказок, но я больше не могу показывать сказки…..

В
: - Почему, что случилось? Неужели твои сказки исчезли?
КУЗЯ:
- Вовсе нет. Они по-прежнему в сундучке. Но Нафаня сказал, что домовой должен много знать и уметь, иначе он не сможет помогать людям. А я его не послушался, не захотел учиться. И тогда мой сундучок закрылся. Посмотреть любимую сказку я смогу лишь тогда, когда выполню все задания, которые приготовил мне Нафаня. Вот первое задание.
В:
- Покажи, нам, пожалуйста! Ты ведь в детский сад попал, где ребята помогают друг другу. Вдруг мы сможем и тебе помочь?
КУЗЯ:-
Хорошо. Нафаня сказал, что я должен отгадать сказку и пересказать её, а помочь мне должна эта таблица (достаёт мнемотаблицу). Вот это задание. Но я ничего не могу в ней понять. Воспитатель обращается к детям, показывая таблицу: - Я, кажется, знаю, что это такое, это зашифрованная сказка. Сейчас ребята сядут поудобнее, и мы увеличим таблицу на нашей волшебной доске. Ребята вы догадались, какая это сказка? (ответ: «Три поросёнка») .
КУЗЯ –
Я, что то не помню такой сказки.
В.
-Сейчас эта таблица, поможет нам пересказать эту сказку. Хочешь послушать?
КУЗЯ
– Конечно хочу. В. Ребята, напомним сказку Кузе? Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы
КУЗЯ
– Молодцы ребята теперь я вспомнил эту сказку. 2. Словообразование.
КУЗЯ
- Теперь второе задание. Нафаня дал мне вот этот мешочек (показывает) и сказал, что если я отгадаю, что в нем лежит, не заглядывая в него, то мешочек поможет нам приоткрыть сундучок.
Воспитатель:
КУЗЯ, давай свой мешочек, ребята тебе помогут. (Воспитатель предлагает определить на ощупь находящиеся в мешке солому, дерево, камешки, бумагу).
В:
Как их использовали герои нашей сказки? (ответы детей: строили домики) - Давайте с вами, как и наши герои, попробуем выложить домики из разных материалов. Выбирайте любой материал и стройте свои домики (дети по желанию делятся на подгруппы и выкладывают домики на ковре). - Какой дом получился из соломы, дерева, камня? (соломенный, деревянный, каменный, стеклянный, бумажный). Какой формы дом, какой формы крыша, окна и т.д.?

КУЗЯ:
- Молодцы ребята у вас все хорошо получается, но сундучок – то полностью не открылся, значит еще надо выполнить одно задание, с которым я тоже не справлюсь без вашей помощи.
В
: - Ну не переживай, мы опять постараемся тебе помочь. Скажи, что надо сделать?
КУЗЯ
: Надо посчитать все дома и присвоить каждому дому номер. - Наши ребята уже умеют считать и знают цифры, они тебе помогут. - Ребята давайте все вместе посчитаем, сколько у нас домов (на интерактивной доске представлены картинки с изображением домов из различных материалов, стеклянный, каменный….). Дети считают появляющиеся по порядку дома. Ребята, какая появилась цифра рядом с соломенным домиком? Правильно цифра один. Значит номер дома какой? (первый) и т.д.
КУЗЯ
– Ну ничего себе, сколько вы знаете, а хотите поиграть с домиками? (Да)
Игра внимание.
«Какого домика не стало». Дети закрывают глаза, один из домиков исчезает, дети определяют, какой домик исчез(игра повторяется 2-3 раза).
КУЗЯ:
Спасибо, ребята, вы очень помогли мне и многому научили: пересказывать сказки с помощью таблицы, строить домики из различных материалов, считать их. Смотрите, сундучок открылся и теперь я могу вас отблагодарить, вам бы хотелось оказаться в сказке «Три поросенка»? Закройте глаза, раз, два, три- очутились в сказке мы! (Достаёт из сундучка кукол-прыгунков, платковые куклы, напольные куклы). - Вот и братья поросята, и их домики. Выбирайте себе любого героя. (Дети по желанию выбирают себе роль и в соответствии с ней – атрибут)
В
: - Где резвились поросята? (на полянке) -Что у нас будет расти на полянке? (цветы занимают место на полянке) - А какие насекомые будет летать у нас на поляне?
(бабочки летают) - Где прятались поросята? (в домиках, домики занимают место на полянке) - Сколько было поросят? (Ответы детей. Поросята выходят и резвятся на полянке.) Ребята кого у нас не хватает? (волка). Разыгрывается сказка в музыкальном сопровождении.
КУЗЯ
– Ой, ребята, мне так понравилось как резвятся поросята, что я, наверное, останусь с ними. Кузя, ты, конечно, можешь остаться в этой сказке, а нам с ребятами пора возвращаться домой. Приходи к нам в следующий раз - мы продолжим наше знакомство со сказками. Закройте все глаза: раз, два, три – снова в группе мы!

Надежда Попова

Интегрированное занятие по развитию речи «Путешествие по сказкам».

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Формы занятия: сюрпризный момент, беседа, загадывание и отгадывание загадок, дидактическая игра, рисование, складывание разрезных картинок, придумывание конца сказки, моделирование.

Обучающие задачи:

Закрепить умение узнавать знакомые русские народные сказки;

Закрепить умение передавать структуру сказки с помощью моделирования;

Закрепить приемы нетрадиционного рисования;

Развивающие задачи:

Развивать способность к фантазированию на основе сюжета знакомой сказки;

Развивать умение придумывать конец знакомой сказки;

Развивать внимание, память, воображение, мышление;

Развивать речь, активизировать словарь;

Развивать мелкую моторику, двигательную активность;

Воспитательные задачи:

Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей через малые фольклорные формы;

Воспитывать самостоятельность, уверенность, аккуратность;

Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Словарь новых слов: волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая, поучительная, необычная.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, беседа о героях сказок, драматизация отрывков из сказок.

Оборудование и материалы: атласный мешочек, картинки со сказками, блюдечко, наливное яблочко, клубок, разрезные картинки, модели сказки «Теремок», гнездо, Курочка Ряба, игрушка Колобок, игрушечные деревья, ватман большого формата на котором изображен лес, аудиозапись; ватные палочки, кусочки поролона, ватные диски, гуашь, влажные салфетки.

Ход занятия

1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.

Звучит музыка «Приходи сказка». Под музыку входит сказочница Марья.

Сказочниц Марья: Здравствуйте, ребята! Зовут меня – сказочница Марья. Я рада, что вы пришли ко мне в гости в сказочное царство. Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. У меня в царстве случилась беда. Гуси- лебеди унесли Иванушку к Бабе - Яге. Поможете Аленушке найти братца?

Сказочница Марья: Но вы должны выполнить много трудных заданий: знать много сказок, отгадывать загадки, собирать сказку из частей, моделировать сказку, придумывать конец сказки, рисовать, а еще надо быть внимательными, старательными, послушными. Не испугаетесь трудностей?

Дети: Нет.

Сказочница Марья: А дорогу к Бабе – Яге нам покажет вот этот волшебный клубок. (Бросает клубок, он катится к чудесному мешочку.)

2. Дидактическая игра «Угадай сказку».

Сказочница Марья. Что это?

Дети: Мешочек.

Сказочница Марья: А мешочек не простой,

Он волшебный, вот какой!

Хотите узнать, что находится в волшебном мешочке? (Дети по очереди достают картинки и называют героев сказок. «Журавль и цапля», «Снегурочка», «Морозко», «Бычок Смоляной бочок», «Лисичка сестричка и серый волк, и т. д.

3. Беседа о сказках.

Сказочница Марья: Ребята, а какие это сказки?

Дети: Русские народные.

Сказочница Марья: Почему сказки называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Сказочница Марья: Что такое сказка?

Дети: Сказка это то, чего на самом деле не бывает. Это волшебство. Чудо. В сказке с героями случаются необыкновенные события. Говорят звери, вещи, птицы.

Сказочница Марья: А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети: Волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая и т. д.

Сказочница Марья: А как сказки заканчиваются?

Дети: Добро побеждает зло, у сказки счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.

Сказочница Марья: Молодцы ребята!

4. Отгадывание загадок.

(На пенечке стоит блюдечко с наливным яблочком).

Сказочница Марья: Куда прикатился наш клубочек?

Дети: К яблочку.

Сказочница Марья. Да это же мое волшебное яблочко.

Катись, катись, яблочко наливное,

По серебряному блюдечку.

Посмотрим, что там внутри. (Открывает яблочко и достает загадки.)

А теперь загадки отгадайте.

Сидит в коробе девочка,

У мишки за спиной;

Он сам того не ведая,

Несет ее домой («Маша и медведь»).

Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Сказочница Марья: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы!


5. Дидактическая игра «Собери сказку».

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки он порвал.

С лешим в чехарду играл.

Помогите их собрать

Сказку русскую назвать!

Сказочница Марья: Надо из частей собрать сказку. (Дети из частей собирают картинки сказок и называют их).

Сказки: «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят».

Сказочница Марья: Молодцы! Сложить сумели!

Проделки Кощея преодолели!


6. Моделирование сказки.

Сказочница Марья: (катит клубок к магнитному мольберту) Катился наш клубочек и прикатился в сказку.

Стоит в поле теремок.

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

Назовите сказку.

Дети: Теремок.

Сказочница Марья: Мы ее покажем с помощью моделирования.

(Дети, используя модели, выстраивают последовательность цепочки героев сказки «Теремок»)


7. Придумывание конца сказки.

Дети: Курочка Ряба.

Сказочница Марья: Жили-были дед, да баба. Была у них курочка ряба. Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик. Я придумала новую сказку, а вы придумайте конец сказки.

Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше? (дети сочиняют конец сказки).

Сказочница Марья: Молодцы ребята помогли мышке не оставили ее в беде. Какую хорошую сказку мы с вами сочинили.


8. Затруднение в игровой ситуации.

Сказочница Марья: Нам снова надо продолжать путь. Катись мой волшебный клубочек. (Катит клубок). Клубок катится к колобку, который лежит под елочкой.

Сказочница Марья: Ой, кто это такой круглый, да ладный?

Дети: Колобок.

Сказочница Марья: Колобок ты почему такой грустный?

Колобок: Ребята вы все такие веселые, дружные, а у меня нет друзей.


Сказочница Марья: Давайте поможем колобку, нарисуем много колобков, чтобы он с ними дружил. (Дети садятся за столы.)

Сказочница Марья: Ребята, какой формы колобок?

Дети: Круглой.

Сказочница Марья: А чем можно рисовать?

Дети: Кисточкой, ватными палочками, кусочком поролона, пальчиком.

Сказочница Марья: А теперь разомнем наши пальчики.

9. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

10. Художественно-продуктивная деятельность.

Сказочница Марья: Начинайте рисовать колобков.

Звучит спокойная музыка.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся детям.



Дети рисуют на ватных дисках колобков и приклеивают их на ватман с изображением леса.

Сказочница Марья: Колобок посмотри, каких друзей нарисовали тебе ребята.

Колобок: Спасибо, ребята, теперь у меня много друзей.


Сказочница Марья: Ребята, отправляемся в путь искать Иванушку. (Бросает клубок. Дети идут за сказочницей.)

11. Итог непосредственной образовательной деятельности.

Звучит тревожная музыка «Полет Бабы-Яги». (аудиозапись)

Сказочница Марья: Ребята, Баба-Яга нас почуяла! Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.

Баба-Яга (выходит из избушки): Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?


Сказочница Марья: Ребята, нужно вежливо попросить Бабу-Ягу, вернуть нам Иванушку.

Дети: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам, пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Аленушка плачет.

Сказочница Марья. Баба-Яга, ребята много трудных заданий выполнили, чтобы тебя найти. Расскажите Бабе-Яге, что вы делали в моем сказочном царстве?

Дети: Угадывали сказки, отгадывали загадки, собирали сказки по частям, моделировали сказку «Теремок», придумывали конец сказки «Курочка Ряба», рисовали для колобка друзей.

Баба-Яга: Молодцы! Иванушку я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут.

Сказочница Марья: Баба Яга, а ребята на прощание хотят потанцевать с тобой.

Танец с Бабой-Ягой. Мелодия «Бабка Ежка».

Баба-Яга: До свиданья ребята. Я теперь буду доброй, и никого не буду обижать. (Уходит.)


Сказочница Марья: Ну, а вам ребята пора возвращаться в детский сад. Понравилось у меня в сказочном царстве?

Сказочница Марья: Вот вам подарки. (Дарит книжки-малышки.) До свиданья ребята.

Звучит песня «Дорогою добра».



Комплексное занятие по развитию речи в средней группе (д /с 104)

Тема: 1. Урок вежливости «Письмо доброго сказочника»

2. Математическая игра: «Узнай, чего больше»

3. Рисование «Укрась красиво блюдечко»

Цель: 1) раскрыть детям значение слова «нельзя», учить детей участвовать в беседе.

2) учить детей сравнивать количество предметов, расположенных попарно, отбирать необходимое число предметов.

3) учить детей создавать узор на круге, располагая элементы по краю и в середине.

Использовать мазки, точки, дуги.

Материал: конвертики разного цвета; лист бумаги с нарисованными на нем двумя

группами значков, образец росписи по кругу, краски, круг из бумаги, диаметром 18 см.

1. Воспитатель: «Сергей любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто произносит слово «нельзя». Услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма – рассказы о том, что такое «нельзя» и что такое «можно». Вот и к нам пришли такие письма (показывает конверты) Что в них написано?

Письмо первое:

Илья и Саша вышли во двор погулять и куда-то пропали. Бабушка, мама беспокоятся, ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось? Оказалось, что они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку еще посмотреть на него.

Воспитатель: «Что бы вы сказали о мальчиках?» (Дети высказывают свое мнение).

Воспитатель: «Нельзя куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и огорчает их.»

Письмо второе:

Мальчик получил в подарок игрушку-машину. Он принес ее в детский сад, показать ребятам, но играть не давал. «Моя машина!»

Воспитатель: «Что бы вы подумали или сказали о таком мальчике?»

Сказочник говорит: «Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один.»

Письмо третье:

Маша увидела в детском саду новую маленькую куклу. Она так понравилась девочке, что та захотела взять ее домой, показать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести ее домой.

Воспитатель: «Правильно ли поступила Маша?»

Дети: «Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям. Нельзя, даже если очень хочется.»

Воспитатель: «Слово «нельзя» – это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно учит, как нельзя, не надо поступать, делать. Затем детям предлагается поиграть в игру: «Узнай, чего больше?»

2. Детям показывают лист бумаги с нарисованными на нем двумя группами значков, расположенных попарно: в каждой паре по одному значку из каждой группы, например, кружок – крестик, кружок-крестик, кружок.

Взрослый объясняет, что кружок – это как будто лодки, а крестики – спортсмены.

Чего больше, лодок или спортсменов?

Всем ли спортсменам хватает лодок?

После ответов на эти вопросы можно предложить отобрать из набора столько лодок и спортсменов, сколько нарисовано кружков и крестиков.

На рисовании дети украшают блюдечко в подарок волшебнику.

Сначала рассматривается образец.

Уточняется расположение узора, составляющие его элементы и цвет. Намечается последовательность его выполнения. Затем дети рисуют такой же узор. Ребята дарят волшебнику красивое блюдечко.

Воспитатель анализирует работу детей на занятии. Дает установку на последующую деятельность.