Описание материала: предлагаю вам конспект занятия по развитию речи в средней группе «Времена года». Это занятие будет полезно воспитателям детских садов.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. «Времена года»
Цель:Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Задачи:
Закрепить знания детей о временах года.
Уточнить представление о зиме через знакомство со снежинками. Знакомство со свойствами снега.
Расширить словарный запас детей: «Снегопад», «Снежинки», «Ажурные».
Оборудование:
Пакет с картинкой снеговика, открытка, снежинки, сделанные из бумаги, снег на тарелке, картина, вата, клей, снежки, сделанные из ниток, аудиозаписи: «Времена года» П.И.Чайковского, польская народная мелодия «Снежинки», Филиппенко «Игра в снежки».
Предварительная работа:
Заучивание стихотворений о зиме И.Сурикова, М.Познанской, разучивание игр «Снежинки», «Снежки». Беседа «Игры и забавы зимой». Наблюдение в природе.
Ход занятия
Приветствие:
Ребята, вы мне протяните свои ладошки, а я вам передам свое тепло ладошек, а вы мне в ответ улыбнитесь. Чувствуете тепло рук?
- Ой, ребята, я сегодня нашла утром странный пакет. От кого он?
Тут лежит открытка (читаю).
« Меня, не растили, из снега слепили, вместо носа морковка, вместо глаз угольки».
- Кто же это?
- Правильно, снеговик. Хотите угадать, что в пакете? Слушайте загадку:
«Что, же звездочки сквозные, на пальто и на платке, все сквозные вырезные, а возьмешь вода в руке»
- О каких же звездочках идет речь?
Правильно, о снежинках. Здесь много снежинок.
- Давайте протянем свои ладошки вперёд, и на них упадут снежинки.
- Расскажи, Никита, какая у тебя снежинка? (белая, легкая)
- А еще, ребята, снежинка ажурная, пушистая.
- А давайте мы с вами тоже превратимся в снежинок.
Игра:
«Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь, мы танцуем день и ночь, встанем вместе мы в кружок, получается снежок»
- Ребята, посмотрите, у нас теперь везде снег на полу и даже на столе
(настоящий снег лежит на большом блюде). Подойдите к столу. Какой снег? (холодный)
- Давайте его оставим на столе, а потом посмотрим что, же с ним станет.
- В пакете лежит большая снежинка, а на ней загадка.
«На всех садится, ни кого не боится». Про что эта загадка?
- Правильно, это снег, снег ни кого не боится. Его ни кто не может остановить, он ложится, куда захочет. Кто знает, куда ложится снег? (на деревья, дома, дороги, людей)
- А когда снег падает, кто знает, как это называется? (снегопад)
- А в какое время года идет снег? (зимой)
- Расскажите стихотворения о снеге (чтение стихотворений).
- А еще мы знаем с вами стихотворение о снеге. Мы его не только расскажем, но и покажем.
Физкультминутка:
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег.
- А теперь давайте посмотрим, что же стало с нашим снегом? (растаял).
- А почему? (потому, что у нас в комнате тепло, а снег в тепле превращается в воду).
Посмотрим, какая вода в блюде? (грязная)
Вывод:
оказывается, белый, пушистый, чистый, как нам казалось, снег превратился в грязную воду.
- Как вы думаете, можно снег есть? (нет конечно же)
- А почему? (снег холодный, грязный, если его съесть, можно заболеть)
- Послушайте стихотворение про ворону, которая ела снег
Ворона снег поела,
И ангиной заболела,
Хочет крикнуть, да не как,
Снег не надо есть – вот так.
- Дети, смотрите, а в пакете еще что-то лежит. Это картина. Что вы видите на ней? (деревья, дом, облака). Почему же нам её прислал снеговик? Может чего то не хватает? (снега)
- А из чего мы с вами сделаем снег? (из ваты)
- Музыканты тоже могут изображать зиму с помощью звуков.
- Мы сейчас с вами будем работать под музыку П.И.Чайковского «Времена года».
Снег падает из тучки, ложится на дома, деревья, на землю (показ воспитателя).
Дети, вместе с воспитателем, наклеивают вату.
- Дети, вам нравится? Мы её оставим у себя в группе.
- А теперь, посмотрите, в пакете есть еще что-то (снежки).
- Вы любите играть в снежки?
- А во что еще можно играть зимой?
- Давайте поиграем в снежки.
Проводится игра со снежками.
- Молодцы! А сейчас мы с вами соберемся на прогулку и там поиграем настоящими снежками.
Министерство образования и науки
Енбекшиказахский район
Село Шелек
ГККП Детский сад № 38»Гульдер»
Интегрированное занятие в средней русской группе «Непоседы»
по развитию речи.
Тема: «Золотая осень»
Воспитатель: Нольфина Елена Григорьевна
Интегрированное занятие в средней русской группе «Непоседы» по развитию речи(+ознакомление с окружающим миром + лепка+ продуктивная деятельность)
Технологическая карта образовательной учебной деятельности.
Четверг____________________2013 год.
Образовательная область: коммуникация, познание, творчество.
Раздел: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, лепка, ФЭМП.
Тема: «Золотая осень»
Цель занятия:
способствовать развитию речевой активности и самостоятельности детей, углублению представлений детей о живой природе. Уточнить и обобщить знания детей по теме «осень», закрепить приметы времени года «осень».
Программное содержание
:
Продолжать учить детей осваивать формы речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство. Закреплять умения детей правильно составлять разные формы предложений (простые, сложные). Активизировать в речи детей слова, определяющие предметы природы, их качества и особенности. Продолжать учить правильно, образовывать слова, пользуясь суффиксами (детёныши животных). Упражнять в правильном звукопроизношении в процессе речевых высказываний.
Развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение. Углублять представления о сезонных изменениях в живой природе в осенний период.
Развивать мелкую моторику рук, интерес к продуктивным видам деятельности, творческое воображение.
Воспитывать культуру общения детей (со сверстниками, взрослыми). Воспитывать интерес к природе родного края.
закрепление элементарных навыков и умений, используемыми при лепке из соленого теста (тестопластике)
2. Коррекционно-развивающие: формирование творческой активности, художественного вкуса; развитие мелкой моторики; формирование чувства цвета.
3. Воспитательные: воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро
Методические приемы, используемые в ходе занятия:
Просмотр презентации «На лугу живёт Ко… »;
Показ приёмов работы педагогом.
1) Для педагога: презентация, готовая работа, тесто на всех участников занятия, салфетки, стеки, дощечка для лепки.
2) Для детей: тесто на каждого ребёнка, дощечки для лепки, стеки, салфетки.
Мультимедиа, слайды для презентации;
Овощи, фрукты (натуральные или муляжи) ;
Корзина;
Магнитная доска, мольберт;
Картина на тему «Осень»;
Картинки с изображением примет времён года (на каждого ребёнка) ;
Картинки с изображением овощей, фруктов (на каждого ребёнка)
Карта
Стрелки
Музыка
Цифры от 1 до 3
Бисер
Предварительная работа:
Совместная деятельность: чтение художественных произведений об осени, рассматривание картин, отгадывание загадок, рисование «Осень», дидактические игры, составление гербариев, целевые прогулки.
Самостоятельная деятельность: рассматривание открыток «Цветы», рассматривание энциклопедий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, и они не знают, как вас зовут.
Давайте представимся: друг другу улыбнёмся и назовём ласково по имени того, кто рядом стоит.
У нас нарядный зал, а вы помните, какой праздник у скоро будет здесь в этом зале?
Как вы думаете: осень - это хорошо или плохо? (Ответы детей
)
Стук в дверь, влетает сорока
Я сорока-белобока,
Прилетела издалёка,
Весть из леса принесла.
Сказано мне строго было,
Чтоб ничего не позабыла.
Осень в память о себе
Вам сюрприз оставила,
А сюрприз тот в сундучке,
Ключик на тесёмочке.
Только где лежит – забыла:
В шкафу или на полочке.
Воспитатель:
Ребята, сорока очень быстро все рассказала. Вы поняли, о чем она протараторила? … А как же мы найдём сюрприз? ...Где находится ключик?
Сорока:
Вспомнила: было сказано вам передать - строго все правила соблюдать и задания выполнять (сорока отдаёт детям лист бумаги и улетает
).
Воспитатель:
Что же это за лист бумаги? Как вы думаете? …Да это же карта, с помощью которой мы сможем отыскать ключик. Но тут написано, чтобы к ключику попасть, надо идти только по той дороге, которая указана на карте, и преодолеть все препятствия. Вы хотите отправиться в путешествие? (Воспитатель предлагает детям смотреть на карту и определять маршрут движения.
) Смотрим по стрелочкам, куда мы отправляемся.
Звучит музыка
Вот мы оказались в осеннем лесу. Вы чувствуете, как свеж и чист лесной воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи. А что вы слышите в осеннем лесу?
1 задание:
«Убрать листья с тропинки», но сначала надо назвать - с какого дерева этот лист, и как он называется. (С берёзы – берёзовый лист, с осины – осиновый, с тополя – тополиный, с рябины – рябиновый лист, с дуба – дубовый, с клёна – кленовый). Затем идём по узенькой тропинке. (Воспитатель предлагает детям из теста сделать в подарок малышам)
Педагог: Ребята, посмотрите, что я сегодня утром нашла у нас в группе. Это письмо и оно прислано для вас. Хотите узнать, от кого оно и, что в нём написано?
Дети: Да!
Педагог: Итак, посмотрим. Это письмо из королевства «Цветов», а написала его… Ребята, здесь загадка. Отгадаем!
Дети: Да!
Педагог: Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это… (Божья коровка) .
Дети: ответ.
Педагог: Ребята, а здесь не только письмо, но еще и диск. Божья коровка говорит, что на нем мы найдем что-то интересное. Посмотрим?
Дети: Да!
Педагог: Читает письмо от Божьей коровки и показывает презентацию.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Коровка, Божья Коровка! Так как на улице уже холодно, я не смогла прилететь к вам сама и вот решила написать вам письмо. Мое письмо не простое, оно – познавательное. Я хочу посмотреть, что вы знаете и научить вас чему-то новому. Надеюсь, вам понравится! »
Педагог: Итак, ребята, вы готовы?
Дети: Да!
Педагог: Тогда начнем! (Читает письмо с заданиями)
«Я попрошу вас посмотреть на картинки и ответить, что вы на них видите (Слайд №3?
А знаете ли вы, как и где люди добывают соль? Вот на таких месторождениях каменной соли (соленые озера) люди с помощью специальных машин добывают соль (Слайд №4).
А знаете ли вы, для чего нам нужна соль? Конечно же, соль мы используем при приготовлении пищи, а так же она применяется людьми зимой на дорогах. Она разъедает снег и лёд и поэтому на дорогах становится не так скользко и более безопасно (Слайд №5) .
Ребята, а как вы считаете, что здесь изображено (Слайд №6? Ну конечно, это поле с рожью.
А кто из вас знает, что люди получают изо ржи? Итак, это мука (Слайд №7). Раньше люди, получали муку, перемалывая её на мельницах, теперь этот процесс проходит на заводах с использованием специальных машин. Всем вам известно, что из муки мы получаем? (Слайд № 8) .
А что же изображено на этом рисунке (Слайд №9? Правильно, это вода.
Для того чтобы к нам в квартиры поступала чистая вода, она проходит специальную обработку вот на таких очистительных станциях (Слайд №10).
Всем живым существам нужна вода (Слайд №11). Люди потребляют её в пищу. Так же она является одним из средств нашей личной гигиены. Используем её для полива растений и во многом другом.
Ребята, а как вы думаете, что получится, если мы возьмем соль, воду и муку и смешаем их вместе (Слайд №12?
Конечно же, это тесто (Слайд №13) .
А теперь подумайте, что мы можем делать с пластилином (Слайд №14? Правильно, из него мы лепим. Лепить мы можем так же и из глины.
А вот вы знали, что из специального «соленого» теста мы тоже можем лепить (Слайд №15? Посмотрите, какие красивые работы из него получаются.
Я предлагаю и вам попробовать полепить из теста. Мне очень хочется, чтобы вы слепили моих малышек-деток. Посмотрите, пожалуйста, какие разные коровки могут получиться из теста (Слайд №16) .
Это совсем не сложно, но очень интересно!
Сначала вы должны взять тесто и отрывая от большого куска маленькие кусочки наносить его на наше изображение. Дети заполняют изображение получая божью коровку (Слайд №17) .
Посмотрите на карту, куда мы направляемся дальше? (К болоту ). А по болоту мы сможем пройти? (Обходим вокруг )
2 задание: Звучат голоса птиц
А еще скажите мне -
Знаете вы птиц?
Как у них сейчас дела -
Воробьёв, синиц?
Посмотрите, сколько много птиц. Подумайте, как их можно разделить на две группы. Почему вы их именно так поделили?
Хотите поиграть в игру-шутку? Скажите, что тут неправильно? Почему?
Прилетели птицы
: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы
: голуби, куницы, кукушки, уточки и мошки.
Прилетели птицы
: голуби, лисицы, аисты, скворцы.
Прилетели птицы
: голуби, синицы, чибисы, чижи, лебеди и утки
– И спасибо шутке.
3 задание: Разобрать камни, лежащие на дороге, чтобы пройти дальше. (На каждом камне изображение животного )
Много разных зверей
В лесу обитает.
Как детёнышей их звать?
Кто точно знает?
Словесная игра «Закончи предложение»
У волчицы родились ……(волчата
)
У медведицы косолапые….(медвежата
)
У белки прыгают ……….(бельчата
)
У лисицы хитрые……...(лисята
)
У ежихи родились……….(ежата
)
У лосихи есть………(лосята
)
У оленихи красивые…….(оленята
)
У зайчихи пушистые……..(зайчата
)
(
Воспитатель раскладывает картинки животных в три обруча
)
Медведь, ёж (ложатся в спячку на зиму).
Белка, заяц (меняют окраску).
Волк, лиса, олень, лось (к зиме появляется тёплый подшёрсток)
Как вы думаете, почему животные поселились в разные домики?
Трудности все позади,
Что же будет впереди?
Нашли ключик и сундучок, а в сундучке семена разных растений (тыквы, подсолнечника, гороха и др.
).
Вы хотите сделать из семян цветы в память о сегодняшнем осеннем путешествии? Вы готовы? А пальчики ещё не готовы. Сначала сделают наши пальчики гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять,
Дети поочерёдно загибают пальчики.
Будем листья собирать
Сжимают и разжимают кулачки.
Листья берёзы, листья рябины,
Загибают пальчики, начиная с большого.
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
Шагают по левой ладони средним и указательным пальцами правой руки.
Закройте глаза и подумайте, какое растение, вы хотели бы сделать. Может кто-то из вас хочет выполнять работу вместе с другом? Подумайте и договоритесь.
Дети выполняют работу, в это время звучит лёгкая спокойная музыка
Какие приметы осени вы знаете? (ответы детей)
Ребята, я приготовила картинки, но они все перепутались. Давайте выберем из них только то, что бывает осенью.
Дети подходят к мольберту. На мольберте висит картина на тему «осень». Педагог раздаёт детям картинки с изображением осенних листьев, грибов, дождя, снега, сугробов, яркого солнца и т. д. Дети помещают на мольберт только те картинки, изображение которых относится к приметам осени, например: «На моей картинке нарисован дождь. Осенью на улице идёт дождь». «На моей картинке нарисован снег. Снег бывает зимой» и т. д.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Мы с вами вспомнили все приметы осени.
А сейчас поиграем в игру «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?» ( подвижная )
Лист опадает?
Грач прилетает?
В речке тёплая вода?
Новый Год придет когда?
Медведь в берлогу спать ложится?
Снежинка первая кружится
День становится короче?
Воробьи кричат всё громче?
На юг все птицы улетают?
В саду малина поспевает?
На окнах ледяной узор?
На берёзках золотой убор?
Картофель все в садах копают?
Под жарким солнцем загорают?
Когда все вместе в первый раз вы пойдёте в первый класс?
Молодцы ребята вы хорошо сегодня поработали ну и наше осеннее путешествие подошло к концу.
Понравилось ли сегодняшнее путешествие и что именно запомнилось?
Зарубина Оксана Николаевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
ГБОУ Школа № 2005 Д/С " Капитошка"
Населённый пункт:
город Москва
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе
Дата публикации:
04.04.2016
Раздел:
дошкольное образование
Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе
Тема: «Встреча с домовёнком Кузей»
.
(средняя группа)
Задачи
: Развивать память, воображение, мышление, сенсорное восприятие.
Обучать рассказыванию с опорой на мнемотаблицы, использовать средства
интонационной выразительности в процессе пересказа.
Развивать умение различать объекты по свойствам, обозначать количество
числом и цифрой (от 1 до 5), закреплять знание геометрических форм.
Воспитывать инициативность в общении, стремление объединяться в
небольшие группы для игры, умение передавать с помощью мимики, жестов,
движения разные эмоциональные состояния персонажей.
Виды детской деятельности
: Познавательная деятельность, социально-
коммуникативная, познавательно-исследовательская и продуктивная
деятельность.
Предварительная работа
: Чтение произведения «Три поросёнка»,
рассматривания иллюстраций, составление мнемосхем по мотивам
произведения.
Материалы и оборудование
: Интерактивная доска, набор материалов для
конструирования, атрибуты к театрализации сказки.
Содержание образовательной ситуации
.
1.
Знакомство с главным героем – домовёнком Кузей.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в Уголке потерянных
вещей стоит сундучок.
(вместе с детьми подходят к сундучку рассматривают его)
Выясняется, что никто из детей не знает, чей он.
- Давайте рассмотрим его.
Раздаётся голос:
КУЗЯ
- Ой, ой, ой! Не трогайте! Это мой сундучок! А чужие вещи брать
нехорошо!
Появляется домовёнок Кузя. (за ширмой)
- Кузя, здравствуй! Извини, что мы взяли твой сундучок. Мы только
хотели рассмотреть его поближе.
Кузя
(расстроенно). - Да…. можно посмотреть. Это мой сундучок
сказок, но я больше не могу показывать сказки…..
В
: - Почему, что случилось? Неужели твои сказки исчезли?
КУЗЯ:
- Вовсе нет. Они по-прежнему в сундучке. Но Нафаня сказал, что
домовой должен много знать и уметь, иначе он не сможет помогать
людям. А я его не послушался, не захотел учиться. И тогда мой сундучок
закрылся. Посмотреть любимую сказку я смогу лишь тогда, когда
выполню все задания, которые приготовил мне Нафаня. Вот первое
задание.
В:
- Покажи, нам, пожалуйста! Ты ведь в детский сад попал, где ребята
помогают друг другу. Вдруг мы сможем и тебе помочь?
КУЗЯ:-
Хорошо. Нафаня сказал, что я должен отгадать сказку и
пересказать её, а помочь мне должна эта таблица (достаёт
мнемотаблицу). Вот это задание. Но я ничего не могу в ней понять.
Воспитатель обращается к детям, показывая таблицу:
- Я, кажется, знаю, что это такое, это зашифрованная сказка. Сейчас
ребята сядут поудобнее, и мы увеличим таблицу на нашей волшебной
доске.
Ребята вы догадались, какая это сказка? (ответ: «Три поросёнка») .
КУЗЯ –
Я, что то не помню такой сказки.
В.
-Сейчас эта таблица, поможет нам пересказать эту сказку. Хочешь
послушать?
КУЗЯ
– Конечно хочу.
В. Ребята, напомним сказку Кузе?
Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы
КУЗЯ
– Молодцы ребята теперь я вспомнил эту сказку.
2. Словообразование.
КУЗЯ
- Теперь второе задание. Нафаня дал мне вот этот мешочек
(показывает) и сказал, что если я отгадаю, что в нем лежит, не заглядывая
в него, то мешочек поможет нам приоткрыть сундучок.
Воспитатель:
КУЗЯ, давай свой мешочек, ребята тебе помогут.
(Воспитатель предлагает определить на ощупь находящиеся в мешке
солому, дерево, камешки, бумагу).
В:
Как их использовали герои нашей сказки? (ответы детей: строили
домики)
- Давайте с вами, как и наши герои, попробуем выложить домики из
разных материалов. Выбирайте любой материал и стройте свои домики
(дети по желанию делятся на подгруппы и выкладывают домики на
ковре).
- Какой дом получился из соломы, дерева, камня?
(соломенный, деревянный, каменный, стеклянный, бумажный). Какой
формы дом, какой формы крыша, окна и т.д.?
КУЗЯ:
- Молодцы ребята у вас все хорошо получается, но сундучок – то
полностью не открылся, значит еще надо выполнить одно задание, с
которым я тоже не справлюсь без вашей помощи.
В
: - Ну не переживай, мы опять постараемся тебе помочь. Скажи, что
надо сделать?
КУЗЯ
: Надо посчитать все дома и присвоить каждому дому номер.
- Наши ребята уже умеют считать и знают цифры, они тебе помогут.
- Ребята давайте все вместе посчитаем, сколько у нас домов (на
интерактивной доске представлены картинки с изображением домов из
различных материалов, стеклянный, каменный….). Дети считают
появляющиеся по порядку дома.
Ребята, какая появилась цифра рядом с соломенным домиком? Правильно
цифра один.
Значит номер дома какой? (первый) и т.д.
КУЗЯ
– Ну ничего себе, сколько вы знаете, а хотите поиграть с домиками?
(Да)
Игра внимание.
«Какого домика не стало». Дети закрывают глаза, один из
домиков исчезает, дети определяют, какой домик исчез(игра повторяется 2-3
раза).
КУЗЯ:
Спасибо, ребята, вы очень помогли мне и многому научили:
пересказывать сказки с помощью таблицы, строить домики из различных
материалов, считать их.
Смотрите, сундучок открылся и теперь я могу вас отблагодарить, вам бы
хотелось оказаться в сказке «Три поросенка»? Закройте глаза, раз, два, три-
очутились в сказке мы! (Достаёт из сундучка кукол-прыгунков, платковые
куклы, напольные куклы).
- Вот и братья поросята, и их домики. Выбирайте себе любого героя. (Дети по
желанию выбирают себе роль и в соответствии с ней – атрибут)
В
: - Где резвились поросята? (на полянке)
-Что у нас будет расти на полянке? (цветы занимают место на полянке)
- А какие насекомые будет летать у нас на поляне?
(бабочки летают)
- Где прятались поросята? (в домиках, домики занимают место на полянке)
- Сколько было поросят? (Ответы детей. Поросята выходят и резвятся на
полянке.)
Ребята кого у нас не хватает? (волка).
Разыгрывается сказка в музыкальном сопровождении.
КУЗЯ
– Ой, ребята, мне так понравилось как резвятся поросята, что я,
наверное, останусь с ними.
Кузя, ты, конечно, можешь остаться в этой сказке, а нам с ребятами пора
возвращаться домой. Приходи к нам в следующий раз - мы продолжим наше
знакомство со сказками. Закройте все глаза: раз, два, три – снова в группе мы!
Надежда Попова
Интегрированное занятие по развитию речи «Путешествие по сказкам».
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Формы занятия: сюрпризный момент, беседа, загадывание и отгадывание загадок, дидактическая игра, рисование, складывание разрезных картинок, придумывание конца сказки, моделирование.
Обучающие задачи:
Закрепить умение узнавать знакомые русские народные сказки;
Закрепить умение передавать структуру сказки с помощью моделирования;
Закрепить приемы нетрадиционного рисования;
Развивающие задачи:
Развивать способность к фантазированию на основе сюжета знакомой сказки;
Развивать умение придумывать конец знакомой сказки;
Развивать внимание, память, воображение, мышление;
Развивать речь, активизировать словарь;
Развивать мелкую моторику, двигательную активность;
Воспитательные задачи:
Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей через малые фольклорные формы;
Воспитывать самостоятельность, уверенность, аккуратность;
Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Словарь новых слов: волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая, поучительная, необычная.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, беседа о героях сказок, драматизация отрывков из сказок.
Оборудование и материалы: атласный мешочек, картинки со сказками, блюдечко, наливное яблочко, клубок, разрезные картинки, модели сказки «Теремок», гнездо, Курочка Ряба, игрушка Колобок, игрушечные деревья, ватман большого формата на котором изображен лес, аудиозапись; ватные палочки, кусочки поролона, ватные диски, гуашь, влажные салфетки.
Ход занятия
1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.
Звучит музыка «Приходи сказка». Под музыку входит сказочница Марья.
Сказочниц Марья: Здравствуйте, ребята! Зовут меня – сказочница Марья. Я рада, что вы пришли ко мне в гости в сказочное царство. Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. У меня в царстве случилась беда. Гуси- лебеди унесли Иванушку к Бабе - Яге. Поможете Аленушке найти братца?
Сказочница Марья: Но вы должны выполнить много трудных заданий: знать много сказок, отгадывать загадки, собирать сказку из частей, моделировать сказку, придумывать конец сказки, рисовать, а еще надо быть внимательными, старательными, послушными. Не испугаетесь трудностей?
Дети: Нет.
Сказочница Марья: А дорогу к Бабе – Яге нам покажет вот этот волшебный клубок. (Бросает клубок, он катится к чудесному мешочку.)
2. Дидактическая игра «Угадай сказку».
Сказочница Марья. Что это?
Дети: Мешочек.
Сказочница Марья: А мешочек не простой,
Он волшебный, вот какой!
Хотите узнать, что находится в волшебном мешочке? (Дети по очереди достают картинки и называют героев сказок. «Журавль и цапля», «Снегурочка», «Морозко», «Бычок Смоляной бочок», «Лисичка сестричка и серый волк, и т. д.
3. Беседа о сказках.
Сказочница Марья: Ребята, а какие это сказки?
Дети: Русские народные.
Сказочница Марья: Почему сказки называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Сказочница Марья: Что такое сказка?
Дети: Сказка это то, чего на самом деле не бывает. Это волшебство. Чудо. В сказке с героями случаются необыкновенные события. Говорят звери, вещи, птицы.
Сказочница Марья: А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети: Волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая и т. д.
Сказочница Марья: А как сказки заканчиваются?
Дети: Добро побеждает зло, у сказки счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.
Сказочница Марья: Молодцы ребята!
4. Отгадывание загадок.
(На пенечке стоит блюдечко с наливным яблочком).
Сказочница Марья: Куда прикатился наш клубочек?
Дети: К яблочку.
Сказочница Марья. Да это же мое волшебное яблочко.
Катись, катись, яблочко наливное,
По серебряному блюдечку.
Посмотрим, что там внутри. (Открывает яблочко и достает загадки.)
А теперь загадки отгадайте.
Сидит в коробе девочка,
У мишки за спиной;
Он сам того не ведая,
Несет ее домой («Маша и медведь»).
Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Сказочница Марья: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы!
5. Дидактическая игра «Собери сказку».
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки он порвал.
С лешим в чехарду играл.
Помогите их собрать
Сказку русскую назвать!
Сказочница Марья: Надо из частей собрать сказку. (Дети из частей собирают картинки сказок и называют их).
Сказки: «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Сказочница Марья: Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
6. Моделирование сказки.
Сказочница Марья: (катит клубок к магнитному мольберту) Катился наш клубочек и прикатился в сказку.
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
Назовите сказку.
Дети: Теремок.
Сказочница Марья: Мы ее покажем с помощью моделирования.
(Дети, используя модели, выстраивают последовательность цепочки героев сказки «Теремок»)
7. Придумывание конца сказки.
Дети: Курочка Ряба.
Сказочница Марья: Жили-были дед, да баба. Была у них курочка ряба. Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик. Я придумала новую сказку, а вы придумайте конец сказки.
Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше? (дети сочиняют конец сказки).
Сказочница Марья: Молодцы ребята помогли мышке не оставили ее в беде. Какую хорошую сказку мы с вами сочинили.
8. Затруднение в игровой ситуации.
Сказочница Марья: Нам снова надо продолжать путь. Катись мой волшебный клубочек. (Катит клубок). Клубок катится к колобку, который лежит под елочкой.
Сказочница Марья: Ой, кто это такой круглый, да ладный?
Дети: Колобок.
Сказочница Марья: Колобок ты почему такой грустный?
Колобок: Ребята вы все такие веселые, дружные, а у меня нет друзей.
Сказочница Марья: Давайте поможем колобку, нарисуем много колобков, чтобы он с ними дружил. (Дети садятся за столы.)
Сказочница Марья: Ребята, какой формы колобок?
Дети: Круглой.
Сказочница Марья: А чем можно рисовать?
Дети: Кисточкой, ватными палочками, кусочком поролона, пальчиком.
Сказочница Марья: А теперь разомнем наши пальчики.
9. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
10. Художественно-продуктивная деятельность.
Сказочница Марья: Начинайте рисовать колобков.
Звучит спокойная музыка.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся детям.
Дети рисуют на ватных дисках колобков и приклеивают их на ватман с изображением леса.
Сказочница Марья: Колобок посмотри, каких друзей нарисовали тебе ребята.
Колобок: Спасибо, ребята, теперь у меня много друзей.
Сказочница Марья: Ребята, отправляемся в путь искать Иванушку. (Бросает клубок. Дети идут за сказочницей.)
11. Итог непосредственной образовательной деятельности.
Звучит тревожная музыка «Полет Бабы-Яги». (аудиозапись)
Сказочница Марья: Ребята, Баба-Яга нас почуяла! Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.
Баба-Яга (выходит из избушки): Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?
Сказочница Марья: Ребята, нужно вежливо попросить Бабу-Ягу, вернуть нам Иванушку.
Дети: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам, пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Аленушка плачет.
Сказочница Марья. Баба-Яга, ребята много трудных заданий выполнили, чтобы тебя найти. Расскажите Бабе-Яге, что вы делали в моем сказочном царстве?
Дети: Угадывали сказки, отгадывали загадки, собирали сказки по частям, моделировали сказку «Теремок», придумывали конец сказки «Курочка Ряба», рисовали для колобка друзей.
Баба-Яга: Молодцы! Иванушку я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут.
Сказочница Марья: Баба Яга, а ребята на прощание хотят потанцевать с тобой.
Танец с Бабой-Ягой. Мелодия «Бабка Ежка».
Баба-Яга: До свиданья ребята. Я теперь буду доброй, и никого не буду обижать. (Уходит.)
Сказочница Марья: Ну, а вам ребята пора возвращаться в детский сад. Понравилось у меня в сказочном царстве?
Сказочница Марья: Вот вам подарки. (Дарит книжки-малышки.) До свиданья ребята.
Звучит песня «Дорогою добра».
Комплексное занятие по развитию речи в средней группе (д /с 104)
Тема: 1. Урок вежливости «Письмо доброго сказочника»
2. Математическая игра: «Узнай, чего больше»
3. Рисование «Укрась красиво блюдечко»
Цель: 1) раскрыть детям значение слова «нельзя», учить детей участвовать в беседе.
2) учить детей сравнивать количество предметов, расположенных попарно, отбирать необходимое число предметов.
3) учить детей создавать узор на круге, располагая элементы по краю и в середине.
Использовать мазки, точки, дуги.
Материал: конвертики разного цвета; лист бумаги с нарисованными на нем двумя
группами значков, образец росписи по кругу, краски, круг из бумаги, диаметром 18 см.
1. Воспитатель: «Сергей любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто произносит слово «нельзя». Услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма – рассказы о том, что такое «нельзя» и что такое «можно». Вот и к нам пришли такие письма (показывает конверты) Что в них написано?
Письмо первое:
Илья и Саша вышли во двор погулять и куда-то пропали. Бабушка, мама беспокоятся, ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось? Оказалось, что они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку еще посмотреть на него.
Воспитатель: «Что бы вы сказали о мальчиках?» (Дети высказывают свое мнение).
Воспитатель: «Нельзя куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и огорчает их.»
Письмо второе:
Мальчик получил в подарок игрушку-машину. Он принес ее в детский сад, показать ребятам, но играть не давал. «Моя машина!»
Воспитатель: «Что бы вы подумали или сказали о таком мальчике?»
Сказочник говорит: «Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один.»
Письмо третье:
Маша увидела в детском саду новую маленькую куклу. Она так понравилась девочке, что та захотела взять ее домой, показать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести ее домой.
Воспитатель: «Правильно ли поступила Маша?»
Дети: «Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям. Нельзя, даже если очень хочется.»
Воспитатель: «Слово «нельзя» – это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно учит, как нельзя, не надо поступать, делать. Затем детям предлагается поиграть в игру: «Узнай, чего больше?»
2. Детям показывают лист бумаги с нарисованными на нем двумя группами значков, расположенных попарно: в каждой паре по одному значку из каждой группы, например, кружок – крестик, кружок-крестик, кружок.
Взрослый объясняет, что кружок – это как будто лодки, а крестики – спортсмены.
Чего больше, лодок или спортсменов?
Всем ли спортсменам хватает лодок?
После ответов на эти вопросы можно предложить отобрать из набора столько лодок и спортсменов, сколько нарисовано кружков и крестиков.
На рисовании дети украшают блюдечко в подарок волшебнику.
Сначала рассматривается образец.
Уточняется расположение узора, составляющие его элементы и цвет. Намечается последовательность его выполнения. Затем дети рисуют такой же узор. Ребята дарят волшебнику красивое блюдечко.
Воспитатель анализирует работу детей на занятии. Дает установку на последующую деятельность.