Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему «Транспорт. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе

Программные задачи:

1. Образовательные:

2. Речевые:

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ №17 г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ

Конспект ОД по развитию речи

в старшей группе по теме: «Транспорт»

Выполнила: воспитатель Исмагилова М.С.

2016г.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: «Транспорт»

Программные задачи:

  1. Образовательные:

Расширять представления детей о разных видах транспорта;

Продолжать знакомить с профессиями (шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

2. Речевые:

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый - сильный, трусливый - смелый, глупый - умный и т.д);

Закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Развивать артикуляционный аппарат;

Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

3. Развивающие:

Развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

Продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

5. Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный:макет ракеты, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Спецтранспорт»

Ход занятия

1.Вводная часть.

1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вам улыбается солнышко, чтобы у вас было хорошее настроение, давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся:

Здравствуй, Солнце! Здравствуй, Небо! Здравствуй, Земля! Здравствуйте, все мои друзья!
2. Воспитатель: Отгадайте загадку.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
Д. Транспорт.
Воспитатель: Правильно! Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего занятия?
Д. Да, транспорт.
Воспитатель: Правильно! Тема нашего занятия "Транспорт".

Воспитатель: А какие виды транспорта знаете?

Дети: (ответы)

Давайте вспомним виды транспорта, делая при этом зарядку.
Летит самолёт: произнесение звука [л] – [л] – [л] .
Гудит пароход: произнесение звука
[ы] – [ы] – [ы] .
Прокололась шина у машины: произнесение звука
[ш] – [ш] – [ш] .
Насос: произнесение звука
[с] – [с] – [с] .
Машины едут по мокрой мостовой: произнесение слогов "
ша – шу – ши - шо ".
Сигналит машина: произнесение на одном выдохе "
би – би – би ".
Гудит поезд: произнесение на одном выдохе "
ту – ту - ту ".
-Молодцы!

Воспитатель:

О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель: (показывает детям макет ракеты)

Вот, на этой ракете мы совершим путешествие.

Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что - то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

- Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р - Р - Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА - РА - РА - в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

Полетели! (воспитатель показывает картину с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету (картина с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель показывает картинки с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? (внимательный, дисциплинированный)

Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

Кто управляет подводной лодкой (подводник). Какой должен быть подводник? (решительный, смелый)

Воспитатель:

А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра: «Назови ласково».

А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина - машинка,

грузовик - грузовичок,

самолет - самолетик,

вертолет - вертолетик,

ракета - ракетка,

велосипед - велосипедик,

корабль - кораблик,

лодка - лодочка,

автобус - автобусик.

Воспитатель:

Сейчас садитесь, мы поиграем в игру: «У меня есть один-много»

У меня есть автобус.

А у меня есть много автобусов.

У меня есть трамвай.

– А у меня есть много трамваев. И т.д.

Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие - то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.

  1. Машина, ехать, дорога.
  2. Самолет, небо, летит, высоко.
  3. Большой, волны, корабль, плывет.
  4. Шоссе, автомобиль, мчится.
  5. Магазин, около, мотоцикл, остановился.
  6. Едет, тропинка, велосипедист.

Воспитатель:

А теперь, дети, на ваших столах лежат картинки с изображением транспорта. Вы должны назвать то, что нарисовано на вашей картинке только по слогам.

3. Заключительная часть.

Воспитатель:

Нам пора возвращаться на Землю. Перепрограммируем наш бортовой компьютер и введем новый пароль: «РА -РА -РА - возвращаться нам пора» Полетели! (слайд на компьютере)

А вот и Земля. Мы дома. Выходите из ракеты. Понравилось вам наше космическое путешествие?

Какую тему мы сегодня изучали?
Д. Мы сегодня изучали тему "Транспорт".

Чему научились?
Д. Мы научились составлять рассказы по схеме.
- Вам понравилось занятие?
Д. Да.
- Вы сегодня очень хорошо работали! Спасибо за занятие!


Развивающая задача: Учить детей обобщать, классифицировать транспортные средства: грузовой, пассажирский, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.

Образовательные речевые задачи: составлять описательный рассказ о данной игрушке-транспорта с помощью вопросов:

Упражнять в практическом употреблении слов с ласкательными и увеличительными оттенками;

Практическом употреблении приставочных глаголов;

Согласовывать существительные с прилагательными в числе, роде, падеже;

Учить составлять целое из частей (разрезные картинки).

Коррекционная задача: упражнять детей в употреблении существительных женского и мужского рода; расширять словарь по теме “транспорт”.

Воспитательная задача: учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте.

Материалы: игрушки транспорт, картинки транспорт, разрезные картинки транспорта, аудиозапись “Автобус”, панорама города с изображением транспорта.

Ход занятия

Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада, кто далеко живет, на чем? (Пешком, машине, автобусе)

Кто живет рядом с детским садом – пришел пешком, кто живет далеко от детского сада – ехали на автобусе, машине, такси (воспитатель помещает на магнитной доске соответствующие картинки). А машина, автобус, такси это что? (Транспорт)

Как называются люди, которые едут в пассажирском транспорте? (Пассажиры)

Как называется машина, которая помогает перевозить груз? (Грузовая)

Какие грузы могут перевозить грузовые машины (Мебель, песок, снег, продукты, бензин, молоко и т.д.)

Обратить внимание на панораму города, рассмотреть изображение транспорта. Пальчиковая игра “Посчитаем”.

Будем пальчики сгибать -
(сжимать и разжимать пальчики)
Будем транспорт называть:
Автомобиль, такси,
Трамвай, метро, автобус
(разжимают пальчики, начиная с мизинца)
5 пальцев мы в кулак зажали,
5 видов транспорта назвали.
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).

Кто водит пассажирский и грузовой транспорт (водитель, шофер).

Обобщение воспитателя: Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать. Водитель должен хорошо знать устройство своей машины, ее части.

А знаете ли вы, из каких основных частей она состоит?

Как называется та часть машины, где сидит шофер и управляет машиной? (Кабина)

Куда складывают груз? (Кузов)

Где сидят пассажиры? (Салон)

Без какой части машина никогда не поедет? (Без колеса)

Игровое упражнение “Едем в автобусе”

А теперь все вместе прокатимся в автобусе. Кем мы будем в автобусе? (Пассажиры). А как должны себя вести пассажиры в автобусе и почему?

Я буду говорить, а вы отвечайте:

Автобус от остановки (отъехал ), к другой остановке (подъехал ). Затем на небольшую горку (въехал или заехал ) и вместе с нами он мост (переехал ). Он быстро в тоннель (заехал ) и оттуда вскоре на заправку (поехал, приехал ).

Речевая игра “На заправке”

Все машины по порядку
Подъезжают на заправку.
(обеими руками “крутят руль” перед собой)
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.

(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

Заправившись, автобус на выставку-салон (приехал, заехал ).

В нашей группе открылась выставка-салон транспортных средств “Веселые моторы”. Я буду директором, а вы менеджерами по продаже автомобиля. Вы должны рассказать о понравившемся транспорте и сделать его рекламу:

Название машины.

Какая она: описать ее внешний вид, цвет.

Назвать части.

Для чего она предназначена.

Заслушать 3-4 рассказа.

Ребята, а в далекой сказочной стране “Лилипутии” живут маленькие человечки и все у них маленькое: и одежда, и обувь, и транспорт.

Игровое упражнение “Большой-маленький”

Машины наши верные и надежные помощники. Но чтобы они долго служили за ними нужно следить, во время чинить, ставить в гараж.

Дидактическая игра “Почини машину”

Водители сильно жали на педали,
Развалилась машина на детали.
Помогите, помогите
Машинку из деталей соберите.

Дети собирают машинки по частям (из разрезных картинок). По окончании называют, что у них получилось.

А сейчас я превращаю я вас в машину, кто какую хочет. И с занятия каждая из вас уедет со своим сигналом. Словесная игра “Изобрази сигнал своей машины” (посигналить громко – на прощание, тихо – машины уехали далеко).

Тема: « Транспорт нашего города»

Программные задачи:

Образовательная область «Познание»: сформировать понятие «транспорт»; закрепить знания детей о видах транспорта – наземный, водный, воздушный; Расширять знания детей о наземном, водном и воздушном видах транспорта: особенности строения автомобиля, самолета, корабля, место передвижения транспорта – земля, вода, воздух; назначение транспорта. Формировать интерес к технике

Образовательная область «Коммуникация»: формировать умение употреблять обобщающее слово – «транспорт»; формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт»: автомобили, шофер, водитель, руль, корабль, лодка, катер, иллюминатор, якорь, палуба, корма, капитан, самолет, вертолет, ракета, крылья, нос и хвост самолета, двигатель, пилот. Развивать умение строить полные ответы, умение слушать внимательно. Стимулировать желание участвовать в беседе, развивать слуховое внимание. Формировать навыки вежливого обращения, доброжелательность, дисциплинированность,

Образовательная область «Безопасность»: продолжить работу по развитию умения четко следовать правилам игры; продолжить работу по приобщению к правилам безопасного поведения в группе, во время игр; продолжить работу по развитию умения выполнять поручения и инструкции воспитателя во избежание травматизма.

Образовательная область «Музыка»: продолжить работу по развитию умения слушать музыку, развивать музыкальный слух, приобщать детей к музыке; продолжить работу по формированию и развития умения различать и определять окружающие нас звуки.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»: продолжить работу по развитию умения внимательно и осознанно слушать литературное произведение (стихотворение), развивать слуховую память, продолжить работу по развитию умения передавать основную мысль произведения.

Образовательная область «Здоровье»: предупреждать утомляемость детей во время непосредственно-образовательной деятельности (проведение физминутки, динамической паузы); продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.

Материал к занятию : игрушки Ежика и Лисенка, модели различных машин, наглядные пособия: плакат по теме «Морской транспорт», плакат «Воздушный транспорт», бумажные самолетики, макет «Дорожное движение», мяч, театральные шумы: «Проезжающий автомобиль», «Пароходные гудки», «Летящий самолет»

Организация детей на занятии : дети передвигаются по групповой комнате.

Методические приемы:

    Словесные: вопросы, рассказывание, беседа,

    Игровые: игра «Опиши транспорт», «Цветные автомобили», «Море волнуется», д/и «Подбери предмет по признаку»

    Демонстрационный: наглядный материал

Ход непосредственно-образовательной деятельности :

Дети стоят полукругом, воспитатель по центру, лицом к детям.

Воспитатель:

"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши знакомые игрушки – Ежик и Лисенок. Им не терпится рассказать нам историю, которая произошла с ними.

Однажды семья Ежика и Лисенка долго не возвращалась домой. Ежик и Лисенок стали волноваться за них. И чтобы первыми увидеть своих родных, они решили посмотреть в окно, не идут ли их друзья. За окном все шумело. (включить запись шума «Проезжающие автомобили»).

Ой, что это? – спросили Ежик и Лисенок удивленно.

Ребята, давайте посмотрим, что же они увидели. (воспитатель подводит детей к с толу, на котором расположен макет «Дорожное движение» с моделями машин, встают кругом; перечисляют, что они видят на столе)

Ребята, как можно назвать это одним словом? (автомобили, транспорт) Понятия закрепляются с 2-3 детьми .

Как вы думаете, какой это транспорт?

Где он ходит? (по земле)

Значит, как его можно назвать? (наземный)

Ребята, а вы знаете, для чего он нужен? (Перевозить людей, грузы)

А кто управляет этим транспортом? (водитель, шофер)

Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Опиши транспорт» (во время игры дети сидят на стульчиках около стола с игрушками; воспитатель предлагает детям – 2-3 чел. взять со стола транспорт и описать его).

Ребята, а какой наземный транспорт вы встречаете на улице?

Кто еще может назвать наземный транспорт, который встречается в нашем городе? (автобус, маршрутное такси «Газель», троллейбус, трамвай, легковые и грузовые автомобили) (опросить 4-5 чел)

Молодцы, ребята. Ежик с Лисенком устали и предлагают отдохнуть, поиграть в игру «Цветные автомобили»

Динамическая пауза «Цветные автомобили»

(Воспитатель раздает детям рули разного цвета – красный, синий, желтый. Гаражи – стульчики – обозначены соответствующими цветами.

Воспитатель напоминает правила игры и техники безопасности: «автомобили» ездят аккуратно, друг в друга не врезаются, чтобы не произошло аварии. По команде воспитателя «автомобили» начинают движение по сигналу подъезжают к своим гаражам. Игру повторить 2-3 раза, (при повторе педагог меняет обозначения гаражей.)

После игры воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель:

Ребята, послушайте стихотворение.

Несёт кораблик по волнам
И в стороны качает.
Куда несёт, не знает сам,
И скоро ли причалит.

По морю лодочка плывёт,
Попутный дует ветер.
Кораблик свой замедлил ход:
Он лодочку приметил.

Ребята, о чем говорилось в стихотворении? (о кораблике, о лодочке)

Ребята, а вы знаете, что кораблик, лодочка – это тоже транспорт. А вот какой это транспорт, мы сейчас узнаем, и Ежику с Лисенком это тоже интересно. (Воспроизведение шума «Пароходные гудки», воспитатель подводит детей к доске, на которой висят плакаты с изображением водного транспорта).

Ребята, что вы здесь видите? (перечисляют)

А как это все можно назвать одним словом? (транспорт)

Какой это транспорт?

Где он ходит? (по воде, значит – водный)

Ребята, давайте рассмотрим корабль. Кто знает, что есть у корабля? (корма, якорь, палуба. Ответы детей сопровождаются показом названной части корабля. Опросить 4-5 чел.; при затруднении воспитатель добавляет, что у корабля есть иллюминатор.

А что есть у автобуса, похожее на иллюминатор? (окна)

Ребята, а вы знаете, для чего нужен водный транспорт? (Перевозить людей, грузы)

А кто управляет этим транспортом? (Капитан)

Ребята, предлагают поиграть в игру и познакомить с ней Ежика с Лисенка.

Физминутка

Игра «Море волнуется»

Воспроизведение шума «Летящий самолет», запускают самолетик

Ежик и Лисенок:

Ой, что это такое?

Воспитатель:

Ребята, что это? (самолет)

К какому виду транспорта вы бы его отнесли? (выслушать ответы детей)

Почему? (он летает в воздухе)

Правильно, ребята, транспорт, который летает в воздухе, называется воздушным. Он нам нужен для того, чтобы перевозить людей, грузы.

Ребята, давайте рассмотрим самолет. Кто может показать и назвать части у самолета? (нос, крылья, хвост). Ответы детей сопровождаются показом названной части самолёта. Опросить 4-5 чел.; при затруднении воспитатель добавляет, что у самолета есть иллюминаторы, двигатели

А вы знаете, кто управляет самолетом? (пилот, летчик)

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

(игра с использованием мяча)

Про что можно сказать – легковой? (автомобиль)

Легковые – (автомобили)

Легковая – (машина)

Грузовой – (корабль, грузовик)

Плавающий – (катер, корабль)

Плавающая – (яхта, лодка)

Летящий – (самолет, вертолет)

Летящая – (ракета)

Длинный – (самолет)

Длинные – (самолеты)

Ребята, а Ежик предлагает нам запустить самолеты в полет. (запускаем самолетики)

Ребята, давайте отправим наши самолеты на аэродром, а Ежик и Лисенок останутся их изучать. (собираем самолеты)

Итог занятия . Воспитатель предлагает детям стать в круг.

Ребята, о каком транспорте мы вместе с Лисенком и Ежиком сегодня говорили?

Что вы узнали нового?

Что вам было интересно?

Что показалось трудным?

Педагог оценивает активность детей на занятии, правильность ответов и даёт установку на дальнейшую деятельность (предлагает желающим детям воды, посетить туалетную комнату).

Валентина Кололейкина
Занятие по развитию речи «Транспорт» (старшая группа)

Цель занятия : Продолжать знакомить детей с возникновением различных видов транспорта .

Программное содержание : Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам .

Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию.

Развивать любознательность , мышление, фантазию и воображение, мелкую моторику, речь.

Воспитывать уважение к профессии водителя.

Словарная работа : шофер, водитель, пассажир, воздушный шар, двигатель, паровоз, планер, наземный транспорт , воздушный транспорт , водный транспорт .

Активизация словаря : развивать речь детей словами-названиями транспортных средств , профессий людей, управляющих этими транспортными средствами .

Оборудование : картинки с изображением разнообразных транспортных средств , оборудование для аппликации, загадки, «бусинки» на которых изображены различные виды транспорта .

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу! Чувствуйте себя спокойно и уверенно!

Послушайте загадки, приготовьтесь их отгадать :

Четыре колеса, Резиновые шины,

Мотор и тормоза…Как это называется? (Машина)

Вот стальная птица, В небеса стремится,

А ведёт её пилот. Что за птица? (Самолёт)

Точно, вовремя и ловко, Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, - Пассажиры вы теперь. (Автобус)

Плывёт белый гусь - Брюхо деревянное,

Крыло полотняное. (Яхта)

Воспитатель : А теперь скажите, как можно назвать одним словом автомобиль, пароход, и, например, самолет? (транспорт )

Сегодня мы отправимся в путешествие на Остров Сокровищ (показываю карту острова) . Только, чтобы нам туда попасть, придется преодолеть множество препятствий. Каждого из вас в конце путешествия ждет приятный сюрприз.

I остановка «Для чего нужен транспорт

Воспитатель : Зачем нужен транспорт ?

Дети. Чтобы перевозить людей и грузы, удобства жизни.

Воспитатель : На земле, в воздухе и в воде служит транспорт одному важному делу- перевозит людей и грузы. Автомобили везут продукты, игрушки, лекарства, всё, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы нужно доставить быстрее, то в этом помогают самолёты : пассажирские и грузовые. Один самолёт может вместить больше, чем пять автобусов. А есть ещё гидросамолёты. Они садятся прямо на воду. Эти самолёты выручают людей из беды за сотни километров от берега. (Показываю картинку гидросамолёта.) Произнести хором.

Воспитатель : Каким бывает транспорт ?

Дети. Наземным, воздушным, водным.

Воспитатель : Почему транспорт называют наземным ?

Дети. Потому что передвигается по земле.

Воспитатель : Назовите наземный транспорт .

Дети. Автомобили, автобус, мотоцикл, поезд, велосипед…

Воспитатель : Наземный транспорт будем обозначать значком-дорога.

Воспитатель : Почему транспорт называют воздушным ?

Дети. Перемещается по воздуху.

Воспитатель : Назовите воздушный траноспорт .

Дети. Вертолёт, ракета, самолёт…

Воспитатель : Воздушный транспорт будем обозначать значком –облако.

Воспитатель : Почему транспорт называют водным ?

Дети. Перемещается по воде.

Воспитатель : Назовите его?

Дети. Корабль, пароход, лодка…

Воспитатель : Будем обозначать значком- волна.

(раскладываю обручи)

Игра «Земля, воздух, вода»

Воспитатель : Вы все спрашивали у меня, что за медальки у вас на груди. Пора открыть секрет. Эти медальки помогут сыграть в одну игру. Посмотрите друг на друга,соберитесь в группы по своим медалькам и встаньте возле своего обруча. Вы догадались, к какому виду транспорта относится каждая команда? Дать название командам-земля-воздух-вода.

Слушайте правила игры.

Возьмитесь все за руки. Нужно подойти к столу и найти картинки со своим видом транспорта , только одну, разместить их в своём обруче. Посмотрим какая команда быстрее и правильно выполнит задание. Приготовились? Гости помогают считать 1-2-3 начали.

В. Проверяем задание. Картинок на столе не осталось, разложили все картинки. Смотрим обручи, молодцы, всё выполнили верно.

Пальчиковая гимнастика «Транспорт »

Воспитатель : А теперь, давайте подойдём к своим столам и выполним следующее задание. Но прежде чем его начать давайте разомнём свои пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять -

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

(Сжимают и разжимают пальчики. Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)

Воспитатель :Сколько пальцев сжали в кулачок? (10)

Значит сколько транспорта назвали ?

II остановка «Наземный транспорт » .

Какой вы знаете наземный транспорт ? (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик :) .

Ребята, а какой транспорт ходит под землёй ? (подземный) .

Почему этот транспорт называется наземный ? (потому что он идёт по земле) .

Какие марки автомобилей вы знаете?

Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский) .

Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе) .

Игра «Что лишнее?» с карточками

Воспитатель : Пододвиньте к себе листочки, возьмите карандаш. Вам нужно в каждой строчке найти лишний предмет и обвести его. Задание будете выполнять самостоятельно. Проверяем. Скажите, что вы обвели и объясните свой выбор. У кого есть ошибки, пожалуйста, исправьте.

1 автобус, трамвай, троллейбус, яхта

2 Скорая помощь, пожарная машина, самолёт, ГАИ

3 вертолёт, автомобиль, самолёт, ракета.

4 Бензовоз, водовоз, пожарная машина, парашют.

III остановка «Воздушный транспорт » .

Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт ? (самолёт, вертолёт :) .

Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху) .

Для чего нужен воздушный транспорт ? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы) .

Кто управляет самолётом? (пилот) .

Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром) .

Игра «Летает - не летает» .

(Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают «крылья» , а если нет топать ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

IV остановка «Водный транспорт » .

Как называется транспорт , который передвигается по воде? (водный) .

Какой водный транспорт вы знаете ? (корабль, лодка, пароход :) .

Кто управляет кораблём? (капитан) .

Как называется место, куда приплывают корабли? (порт) .

Где можно встретить водный транспорт ? (море, река, океан :) .

Игра. «Чем похожи, чем отличаются»

Цель - учиться выделять признаки, свойства, качества предметов, так, чтобы с их помощью углублять знания об окружающем мире.

Чем похожи :

Машина и велосипед

Машина и самолет

Машина и ролики

Машина и зонтик

Машина и кастрюля

Чем отличаются :

Машина и автобус

Машина и сумка

Машина и тележка и т. д.

Физминутка.

Налили бензину, сели на машину,

На машине ехали, до реки доехали.

Стоп. Разворот . На реке пароход.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит : у-у-у.

5 остановка : «Распутай бусы» . - Итак, мы отправляемся в путь… И первое препятствие уже перед нами. - Посмотрите на эти бусы. В них перепутался весь транспорт . Мы эти бусы должны распутать. - Сначала давайте назовем и снимем бусинки, где изображен водный транспорт .). - Снимите бусинки, где есть воздушный транспорт . - Ну, а ребята третьей команды снимут бусинки с изображением наземного транспорта . - А почему кита не назвали? (это рыба, а не транспорт ) А почему не сняли картинки попугая, пингвина и воздушных шаров? (Это не транспорт ) - Молодцы, ребята, вы распутали все бусы.

Расходятся по командам.

Работа в командах. Воспитатель вместе с детьми беседует о преимуществах этого сказочного транспорта и предлагает детям тоже побывать в роли механиков - представить, а затем из геометрических фигур транспортное средство , которое будет использоваться в будущем и предлагает и предлагает - план – опору (схема будущего рассказа-описания) :

К какому виду транспорта будет относиться ? А может оно будет

комбинированное?

Для чего будет предназначено : для перевозки людей, грузов…;

Оно будет большим или маленьким;

Части транспорта (особенности) ;

На чем будет ездить?

автобусолет,- воздушная команда (перевозит пассажиров по земле и воздуху)

катеромобиль – водная команда (функции катера и автомобиля – для путешествий)

автоплав – наземная команда (может по земле ездить и плавать на воде и под водой) .

Команды рассказывают о своем транспорте .

Игра : «Светофор» .

Три цвета есть у светофора.

Они понятны для шофёра :

Красный свет - проезда нет.

Жёлтый - будь готов к пути,

А зелёный свет - кати.

(Дети становятся в круг, в центре воспитатель. Воспитатель показывает по очереди красный, желтый или зеленый сигнал светофора. На красный - дети сидят на корточках, на желтый - встают, на зелёный - бегут по кругу, на желтый останавливаются).

Заключительная часть. Выдача детям водительских удостоверений

Как живём?

Вот так! (Дети показывают большие пальцы обеих рук, направленные вверх)

Как плывём?

Вот так. (Дети показывают руками имитацию плавания)

Как бежим?

Вот так. (Дети имитируют движение бега на месте)

Утром спим?

Вот так. (Дети имитируют сон, закрыв глаза, руки под щёку)

В даль глядим?

Вот так. (Дети показывают изображение смотрящего вдаль)

Как грозим?

Вот так. (Дети грозят пальцем вперед или друг другу)

Вот так. (Дети надувают щёки, нажимают пальцем на них, выпуская воздух) .

Игра " Дом для машины " Построить гараж для машины. Оценивается скорость, правильность конструкции, соответствие размеру.

Задания капитанам. Упражнение на скорость и правильность сбора по деталям разных видов транспорта (большие разрезные картинки автобуса и самолета)

Игра "Автосалон". Выставка машин, которые дети принесли из дома. Команды рассказывают о своих машинах по предложенному плану.

Как называется транспортное средство

Отличия внешнего вида

Какие действия можно совершать с помощью этого вида транспорта .

Воспитатель : - О чём мы сегодня говорили?

Какое задание показалось самым интересным?

Какое задание вызвало у вас затруднение?

А кто на ваш взгляд, был самым активным на зянятии, себя не называть?

Какие молодцы! Отлично поработали! Можно и сюрприз от паровозика посмотреть (фото на память и раскраски) .

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе компенсирующей направленности. Тема «Транспорт». «Угадай мою игрушку»

Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Транспорт». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся и закрепляют знания о транспорте, учатся описательному рассказу по плану (мнемотаблице).
Цель: обучение описательному рассказу по теме транспорт.
Задачи:
1. Образовательные:
Продолжать расширять знания детей о транспорте – его виде и назначении.
2. Развивающие:
Развивать умение детей быть внимательными, активными в ходе различных игр;
Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение слушать ответы сверстников до конца, не перебивая говорящего;
Воспитывать интерес и уважение к профессиям, связанным с транспортом.
4. Речевые:
Связная речь: продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.
Словарь:
предметный – грузовик, автомобиль, транспорт, подъёмный кран, экскаватор, катер;
качественный – наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой;
глагольный – гудеть, сигналить, грузить.
Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова – глаголы от производных имён существительных (гудок – гудеть, сигнал – сигналить и т.д.).
Звуковая культура речи: воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: звуковысотный слух; слуховое внимание; восприятие темпа и ритма речи.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – появление грузовичка с подарком, проведение пальчиковой игры, проведение игры «Как гудят машины»
Наглядные: рассматривание игрушечного транспорта, рассматривание дидактических картинок.
Словесные: дидактические игры «Как гудят машины», «Сосчитай», «Назови водителя».
Материалы: грузовик – игрушка, коробка, перевязанная красивой лентой, модели транспорта, дидактические картинки с изображением транспорта, детали деревянного конструктора.
Индивидуальная работа: поощрять использование в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, элементарных способов словообразования.

Ход занятия

В группе раздаётся сигнальный гудок машины.
Воспитатель : мальчики и девочки, слышите? К нам едет грузовик! Видимо, что-то он нам везёт.
Младший воспитатель незаметно провозит машинку-грузовичок в дверь. В кузове грузовика – коробочка, которая перевязана красивой лентой.
Воспитатель: вот это да! Ребята, нам кто-то подарки передал! Давайте посмотрим – от кого они?
Ответ детей (да, давайте посмотрим!).
Воспитатель : тогда присаживайтесь на свои места, посмотрим – что же там.
Воспитатель открывает коробку, сверху в коробке лежит записка: «Здравствуйте, ребята! Это я – ваш давний знакомый Медвежонок. Мне так понравилось с вами играть, петь песенку про улыбку и танцевать, что я решил вам послать подарки от меня и моего друга Крошки Енота. Желаем вам оставаться всегда такими же честными, добрыми, отзывчивыми и дружелюбными!».
Воспитатель : мальчики и девочки, как же здорово, что Медвежонок помнит о нас! Хотите посмотреть – что внутри этой коробочки?
Ответы детей (да, конечно хотим).
Воспитатель: только я вам предлагаю не просто так заглянуть и забрать содержимое коробки, а немного поиграть. Согласны?
Ответы детей (да, согласны).
Воспитатель: а поступим мы так. Вы по очереди будете подходить, брать понравившийся вам предмет и рассказывать про него по плану, а остальные дети будут отгадывать, что же такое досталось вашему другу. Отгадаете – предмет ваш, а не отгадаете – он остается в коробочке и от правится обратно к Медвежонку.
3-4 ребёнка подходят к воспитателю по очереди, показывают на тот предмет, про который хотят рассказать и описывают его по плану:
1. Какого он цвета?
2. Что у него есть (кабина, колёса, руль, лопасти, парус и т.д.)?
3. Какой вид транспорта?
4. Для чего нужен?

Воспитатель : молодцы, ребята, узнали весь транспорт. Теперь я хочу с вами поиграть в игру, которая называется «Сосчитай».
Проводится игра «Сосчитай» по дидактическим картинкам с угаданным транспортом. (Один трактор, два трактора, три трактора, пять тракторов; один подъёмный кран, два подъёмных крана, пять подъёмных кранов и т.д.).
Далее ещё 3-4 ребёнка подходят к коробочке, выбирают понравившийся транспорт, описывают его по плану, остальные дети угадывают.
Воспитатель: какие вы догадливые! Ну а теперь я вам предлагаю поиграть в другую игру, которая называется «».
Проводится игра «Назови водителя» по дидактическим картинкам с угаданным транспортом. (Дети называют профессии водителей угаданного транспорта).
Воспитатель: и с этой задачей справились. Ну давайте тогда немного отдохнём. Предлагаю вам пальчиковую игру «Садись-ка, пальчик в вертолёт».

Физминутка
(дети подходят к воспитателю)
Садись-ка, пальчик в вертолёт
Садись-ка пальчик в вертолёт,
С тобой отправимся в полёт.
Сядем с этим мы в такси,
Он рад домой нас отвезти.
С тобой поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С этим пальчиком в ракете
Полетим к другой планете.
Ну а с этим малышком
В зоопарк пойдём пешком.
(Пальчики загибаются поочерёдно – с каждым названием транспорта)
Воспитатель: наши пальчики немного попутешествовали, а теперь я дальше предлагаю вам поиграть, угадать – что же ещё в нашей коробочке.
Приглашаются ещё 3-4 ребёнка, которые описывают по плану свой транспорт.
Воспитатель: отлично! И опять вы справились. А я вам предлагаю изобразить тот транспорт, который попался ребятам.
Проводится игра «Как гудят машины» . Дети сначала называют – как гудит или сигналит тот или иной транспорт, затем изображают его звуками (Грузовик сигналит – «Би-би-би»; поезд стучит по рельсам «Чух-чух-чух», самолёт гудит «У-У-У» и т.д.).
Воспитатель : вот так транспорт – слышно на весь мир! Молодцы! Ну и в коробочке нашей осталось совсем немного игрушек. Давайте узнаем – что там припасено ещё.
Оставшиеся дети выбирают транспорт из коробочки, описывают по плану, остальные – угадывают.
Воспитатель: все игрушки мы рассмотрели, они остаются у нас, потому что вы всё угадали. Молодцы! А теперь давайте вспомним – какой же вид транспорта существует? И для чего он нужен человеку?
Ответы детей.
Воспитатель: верно! Предлагаю вам построить из конструктора тот транспорт, который вам понравился.