Как помочь ребенку сидеть. Что следует знать родителям перед тем, как учить ребенка сидеть

На первом году жизни малыши сами и при поддержке родителей осваивают многие навыки, но самую большую радость родителям доставляют первые шаги ребенка. Правда до этого нужно научиться сидеть и ползать. Как научить ребенка сидеть самостоятельно, для этого нужна физическая подготовка и желание, а папе с мамой терпение и знание. Важно понять, когда малыш готов сидеть ползать и ходить, как проследить чтобы ребенок делал это правильно и какие ошибки обычно совершают взрослые чтобы помочь ребенку освоить новые навыки.

Как помочь ребенку сесть самостоятельно.

По статистике дети начинают сидеть в возрасте от до десяти, но для каждого ребенка этот возраст индивидуален. Не советуют высаживать раньше времени девочек, так как может произойти загиб матки, что впоследствии скажется на репродуктивных функциях. Действия родителей должны носить не принудительный, а вспомогательный характер. Ребенок сможет научиться сидеть только тогда, когда его организм будет готов к этому.

Если малыш умеет перекатываться со спинки на животик и обратно, то очень скоро наступит время, когда он научится садиться самостоятельно. Родители должны понять, что не надо пытаться самим сажать, а нужно посмотреть, что сам ребенок умеет делать. Как помочь ребенку сесть самостоятельно, для этого есть несколько упражнений.

В первых малыш должен научиться держать упор на локтях и подняв одну ручку он должен ей действовать, опираясь на полный локоток другой руки.

Ножки не должны быть напряжены, если ножки не научаться сгибаться то малыш так и не встанет на четвереньки, пытаясь сделать это с прямыми не согнутыми ногами. Он не должен держать обе ножки прямыми, одна ножка должна быть согнута, чтобы держать свой вес опираясь и на локоток и на ножку.

Упражнения необходимые, чтобы научить ребенка сидеть самостоятельно.

То что для родителей является занятиями, ребенок должен воспринимать, как увлекательную игру, только в этом случае это принесет всем пользу. При сидении используется много групп мышц, поэтому упражнения должны быть разнообразными и регулярными.

Как помочь ребенку сесть самостоятельно, укрепляя определенные группы мышц. Чтобы успешно сесть, нужны сильные мышцы плечиков и спинки, которые можно укрепить простыми упражнениями. Садимся на пол, положим ребенка поперек ног, придерживая за крестец, кладем интересную игрушку перед ребенком, опираем на свободные ладошки и если он готов опираться на ладошки, то будет тянуться за игрушкой. Выбрать игрушку.

По началу, это упражнение может показаться сложным для ребенка, но когда плечики окрепнут, он свободно будет держать свой вес.

Чтобы укрепить нужные для сидения мускулы, можно воспользоваться большим мячом. Положим ребенка животиком на мяч, придерживая его сзади своим весом. Переносим вес на одну сторону, опирая ребенка на один бочок. Выбрать мяч.

Хорошо когда, опираясь на одну сторону, может тянуться ручкой за вещичкой. Это значит, что в этой позе он уже чувствует себя сильным.

Игрушку можно положить и перед мячом, чтобы малыш тянулся к ней, перенося вес. Когда он тянется, то приходится держать голову, это укрепляет мышцы шеи и плечевого пояса.

Многие упражнения, необходимые для развития навыков сиденья, необходимы и полезны для укрепления мышц, использующихся для ползанья. Чтобы сильнее укрепить плечевой пояс можно дома построить полосу препятствий из обычной диванной подушки, а в качестве бонуса поставить перед ней яркую игрушку. Малыш сам должен добраться до нее опираясь на ручки.

Помимо упражнений способствующих самостоятельному сидению ребенка, необходимо проводить массаж, который заключается в легком разминании мышц спины, шеи и ног малыша, поглаживания и похлопывания. Эти действия улучшат кровоток и укрепят мышцы.

Чтобы быть готовым сесть ребенок должен сам становиться на четвереньки и раскачиваться в этой позе. Если он не хочет качаться, то мы можем сами раскачать его, придерживая за бедра. Следующий шаг, это когда ребенок может поворачиваться на бочок и опираться на одну ручку. И вот когда он и вторую ручку смело, отрывает от пола и ему уже не нужна опора, мы научились сидеть. И тут выясняется, что сидеть тоже можно неправильно.

Ошибки родителей.

Неправильно если малыш из позы на четвереньках садится между широко расставленными ножками. Так выглядит не правильная посадка.

Нередко мамы думают, что малышу надо помогать сидеть, например, подкладывая под спинку подушку, но этот распространенный подход оказывается ошибочным. Спинке не нужна опора, он сидит с прямой спинкой, а когда устанет, сам ложится или становится на четвереньки.

Чувство равновесия у ребенка появляется одновременно с Нельзя рано начать сидеть, скажем, в 6 месяцев, так как мозг ребенка, как и нервная система, развивается постепенно. Если малыш рано хочет сесть, то чувство равновесия не поспевает за этим желанием, это чувство появляется, когда шаг за шагом пройдены все этапы развития, а до этого не надо торопиться высаживать малыша.

Считаете, что вашему крохе уже пора осваивать новые горизонты, а он всё ленится и не хочет выходить из зоны комфорта? Мы расскажем вам, как научить ребёнка сидеть самостоятельно, но только при соблюдении одного-единственного условия: если он готов к этому.

Не нужно думать, что если ему уже полгода, он обязательно должен уметь это делать, так как все его ровесники могут похвастаться таким навыком. Возраст - вовсе не показатель в этом случае, так как траектория развития каждого малыша очень индивидуальна и не нужно равняться в этом вопросе на всех остальных. Но всё - по порядку.

Есть ориентировочные возрастные нормы, когда ребёнку пора сидеть. Родители должны иметь их в виду, но не впадать в панику, если наблюдаются какие-то отклонения.

В этом вопросе всё слишком индивидуально: некоторые стараются делать первые попытки с 4 месяцев, а кто-то ленится и в 7-8. Обычно к полугоду мышцы и скелет малыша готовы к тому, чтобы выдерживать подобную нагрузку. Поэтому занятия целесообразно начинать именно с этого возраста.

Возрастные нормы

Педиатры дают следующие ориентиры:

  • 6 месяцев

Ребёнок с лёгкостью перекатывается со спины на живот. Если дать ему пальцы для опоры, пытается сидеть.

  • 7 месяцев

Сидит с достаточно прямой спинкой без поддержки. В этом положении поворачивает корпус, чтобы посмотреть по сторонам. Стоя на четвереньках, может самостоятельно сесть.

  • 8 месяцев

Сидит, свободно пользуясь руками и дотягиваясь до нужного предмета.

  • 9 месяцев

Самостоятельно садится из любого положения. Переходит в позу для ползания. Уверенно встаёт на колени возле опоры, удерживает корпус. Может сидеть подолгу с прямой спиной. Из положения сидя пытается встать, придерживаясь за что-то (кроватку, руки взрослого).

Несмотря на эти ориентировочные параметры, если ребёнок не может сидеть в 6 и даже в 7 месяцев, это нельзя считать патологией, потому что все развиваются по-разному. Возможно, он компенсирует это неумение быстрым ползанием и высокой активностью. Когда же следует начать тревожиться и записаться на приём к врачу для консультации?

Признаки патологии

  1. В 7-8 месяцев ребёнок при попытке сесть тут же заваливается на бок.
  2. Задержка моторного развития: не может взять в руку предмет.
  3. Дефицит массы тела.
  4. Беспричинное беспокойство.
  5. / гипотонус мышц.
  6. Косоглазие, выпучивание или закатывание глаз.
  7. Слишком длительное зарастание родничка.

Возрастные нормы, возникшие в результате статистики, - головная боль многих родителей. Малейшее отклонение от них вызывает беспокойство, и начинаются попытки ускорить процесс развития.

Помогать, конечно, нужно, но только без вреда для здоровья. Чтобы правильно научить ребёнка сидеть в 7-8 месяцев, для начала постарайтесь понять, почему он к этому не стремится сам и до сих пор не умеет этого делать.

О «золотой середине». Есть родители, которые начинают учить ребёнка сидеть с 5 месяцев, торопясь его физически развить. Это неправильно, так как его костно-мышечная система может быть ещё слишком слабой для таких занятий. Некоторые же, напротив, чересчур пассивно относятся к тому, что он ещё не умеет этого делать. Спохватившись в 9-10 месяцев, они узнают, что у малыша серьёзная патология, которая требовала более раннего вмешательства. Так что здесь важно выбрать «золотую середину» - начинать заниматься вплотную этим вопросом в 7 месяцев.

Причины отказа от сидения

Планируете научить 7 месячного ребёнка сидеть, так как он ещё этого не умеет? Для начала выясните причину отсутствия у него этого навыка. Это может быть элементарная лень, но, возможно, всё дело в более серьёзных факторах. Для того, чтобы понять, что происходит, придётся вспомнить течение беременности и родов, а также проанализировать состояние здоровья малыша на данный момент времени.

Осложнённая беременность

Негативные процессы, осложняющие беременность, отрицательно влияют на формирование плода, задерживая его физическое и психическое развитие после рождения:

  • поздний токсикоз;
  • внутриутробная инфекция;
  • (маловодие);
  • резус-конфликт;
  • - гипоксия как следствие;
  • анемия;
  • недоношенность;

Осложнённые роды

Факторы, осложняющие роды, негативно влияют на нервную систему и опорно-двигательный аппарат ребёнка, нередко становятся причиной ДЦП. Всё это влечёт за собой последствия для его физического и психического развития в дальнейшем:

  • : гематомы, вывихи, внутричерепное кровоизлияние и др.;
  • применение щипцов;
  • слабая родовая деятельность.

Проблемы со здоровьем

Если у ребёнка к 6 месяцам обнаруживаются заболевания, так или иначе сказывающиеся на развитии костно-мышечной системы, именно они становятся причинами того, что он не может сидеть:

  • генетические нарушения: , и другие;
  • слабость мышечного корсета;
  • патологии ЦНС: , ДЦП;
  • рахит;
  • дистрофия мышечной ткани;
  • дисплазия тазобедренного сустава;
  • ожирение (из-за перекармливания или проблем с эндокринной системой) мешает двигательной активности ребёнка.

Если вы хотите научить своего кроху сидеть, но он наотрез отказывается или у него просто не получается, задумайтесь над причинами.

Возможно, ему требуется квалифицированная медицинская помощь, консультация у врача, лечение. Но в большинстве случаев он просто не готов ещё к этому, его опорно-двигательный аппарат формируется с небольшим замедлением - это его индивидуальная особенность, а не патология. Родители должны это знать и уметь видеть, готов их малыш к новым открытиям или нет.

Дополнительная информация. Иногда малыш отказывается сидеть из-за скрытой психологической травмы. Если его в раннем возрасте уронили и он очень сильно испугался, это может стать для него серьёзным препятствием, чтобы сидеть в нужном возрасте.

Признаки того, что ребёнок готов сидеть

Главное - не навредить здоровью ребёнка и не начать учить его сидеть слишком рано, когда организм к этому ещё не готов. Чтобы знать наверняка, что это пойдёт на пользу, время от времени устраивайте ему небольшие испытания. Их результаты подскажут вам, пора принимать меры по обучению или нужно ещё подождать.

Не готов:

  • при попытке усадить ребёнка он заваливается набок;
  • круглая спинка;
  • не делает никаких попыток переваливаться со спины хотя бы на бок.
  • ребёнок уверенно лежит на животе длительное время;
  • в этом положении хорошо держит головку, опирается на ручки, отрывает грудную клетку от поверхности;
  • умеет поворачиваться со спинки на бок и обратно.

Если ребёнок, по результатам ваших наблюдений, готов уже сидеть, но почему-то самостоятельно этого не делает, научите его новому навыку. Для этого нужно предпринять ряд мер и начать выполнять специальные упражнения, которые укрепят мышцы и позвоночник и подскажут малышу, как правильно садиться самому.

Имейте в виду. Если есть какие-то сомнения по поводу того, готов малыш сидеть или нет, лучше проконсультироваться с опытным детским неврологом или невропатологом. Он исключит риск развития осложнений.

Если ребёнок не сидит к полугоду, родителям не стоит тут же начинать комплекс мероприятий в виде массажа, лечебной гимнастики, плавания, занятий у специалиста и т. д. Ко всему этому нужно подойти методично, со знанием дела. Если учесть рекомендации педиатров, результата не придётся ждать долго.

  1. Мальчиков учат сидеть в 5 месяцев, тогда как девочек, в связи с их анатомическими особенностями половых органов, - только в 6 месяцев. Иначе можно спровоцировать неправильное формирование малого таза. В частности, может произойти загиб матки, что скажется в дальнейшем на её репродуктивных способностях.
  2. Если к полугоду ребёнок не научится сидеть, начните купать его со специальным кругом во взрослой, набранной до краёв ванне. Он будет активно бултыхаться в ней, бить по воде ногами, что укрепит мышцы пресса.
  3. Приобретите манеж с крупноячеистой сеткой, за которую можно держаться, подтягиваясь.
  4. Специальный массаж. Если домашний не помогает, можно записаться к профессионалу.
  5. Занятия с врачом-реабилитологом.
  6. Если хотите научить ребёнка сидеть, не пользуйтесь опорой, не обкладывайте его кучей подушек. Это может привести к формированию у него вредной привычки сутулиться и впоследствии - неправильной осанке.
  7. Не держите ребёнка, не умеющего садиться, в кенгуру более получаса. Позвоночник может не справиться с нагрузкой.
  8. Это касается и коляски. Она должна быть оборудована твёрдой спинкой, которая откидывается в положение «полулёжа».
  9. Стимулируйте ребёнка к активному ползанию, которое подготовит его мышцы к тому, чтобы он впоследствии смог самостоятельно сидеть.

Хотите научить ребёнка садиться? Тогда начните руководствоваться этой простой инструкцией - и занятия дадут результат гораздо быстрее. Эти меры сделают упражнения по укреплению мышц и костей эффективнее.

Полезный совет . Чтобы научиться делать правильный массаж, который поможет ребёнку быстрее сесть, посмотрите обучающее видео от Николая Цыбышева (это массажист, врач-педиатр). Он показывает в нём различные виды поглаживаний, растираний, физических и рефлекторных упражнений.

Упражнения

Не знаете, как научить ребёнка сидеть самостоятельно в 6-7 месяцев? Вам поможет специальная гимнастика. Она может быть лечебной - тогда её должен проводить специалист, детский массажист. Однако большинство упражнений настолько просты, что они доступны самим родителям в домашних условиях. Даже если в описаниях к ним будет что-то непонятно, всегда можно посмотреть обучающее видео, где дана подробная техника их выполнения.

  1. Упражнения можно начать выполнять только спустя час после еды.
  2. Перед гимнастикой проветрить комнату.
  3. Малыш должен быть абсолютно здоров и весел.
  4. Разогреть мышцы ребёнка с помощью дневной ванночки или лёгкого массажа (5-10 минут).
  5. Одеть его в лёгкую одежду из натуральных тканей, без памперса.
  6. Все упражнения выполняются очень плавно.
  7. Фитбол должен быть больших размеров (70-75), без пупырышек, хорошо накачан, с гладкими и не ощутимыми швами, из тёплого (при касании), экологичного и гипоаллергенного материала.
  8. Занимаясь на фитболе, держите малыша либо за туловище, либо за бёдра, но не за стопы и кисти, чтобы нечаянно не вывернуть их.
  9. Первые 2-3 дня занятий фитбол можно накрывать пелёнкой, а ребёнок должен быть одет. Затем всё убираем, если в комнате достаточно тепло (можно оставить только памперс).
  10. Выполняя упражнения, чтобы научить ребёнка сидеть, разговаривайте с ним, играйте. Он должен испытывать только положительные эмоции.

Обычные упражнения

  1. Постелить тёплое одеяло на полу. Ребёнок лежит на спине. Взять его за стопы, не сгибая коленей, дотянуться до носика. Выполнить 3 раза.
  2. Проделать то же самое. Не дотягиваясь до носа, зафиксировать положение для растяжки мышц. Выполнить 3 раза.
  3. Перейти на кровать. Ребёнок лежит на спине. Нужно, чтобы он схватился за указательные пальцы взрослого и крепко зафиксировался. Подтянуть его до сидячего положения. Плавно опустить назад. Выполнить 10 раз.
  4. Взрослый сидит на полу, широко расставив ноги. Между ними, спиной к себе, нужно посадить ребёнка. Напротив него ставится большая игрушка, за которую удобно хвататься. Когда малыш упрётся в неё, нужно оторвать его от пола на небольшое расстояние и покачивать в разные стороны. Так укрепляется позвоночный мышечный корсет.
  5. Малыш сидит на твёрдой поверхности. По бокам - пружинящие подушки для подстраховки. Придерживая одной рукой ножки, другой держа за ладошку, мягко раскачивать его в разные стороны. Это упражнение тренирует способность балансировки в пространстве и усидчивость.
  6. Ребёнок лежит на животе. Помочь ему перевернуться на спину, затем - обратно. Стимулируйте его яркими игрушками, к которым он будет тянуться и переворачиваться самостоятельно. Можно помогать ему лёгкими подталкиваниями ладонями под стопы.
  7. Посадить ребёнка к себе на колени, подать ладони для опоры. Это упражнение быстро научит его сидеть самостоятельно, так как тонизирует мышцы и развивает равновесие.

  1. Ребёнок лежит на фитболе животом. Придерживая его за корпус, наклонять вперёд-назад, постепенно усиливая амплитуду. Через несколько дней таких занятий ребёнок должен доставать ладошками до пола, поднимать что-то с него или отталкиваться.
  2. То же положение, но раскачивать нужно из стороны в сторону - вправо и влево.
  3. Соединить оба упражнения в одно. Наклоны вперёд-назад-вправо-влево.
  4. Покатать по поверхности фитбола (упражнение «часики») по направлению часовой стрелки.
  5. Повторить все упражнения на фитболе, но в другом положении: когда ребёнок лежит на спине.

На самом деле упражнений для обучения навыкам сидения в 6-7 месяцев гораздо больше. Но не нужно нагружать ребёнка, пытаясь включить их все в гимнастический комплекс. Достаточно 2-3 из предложенных, причём время занятий не должно превышать 10-15 минут, чтобы избежать переутомления. Помните: во всём должна быть та самая «золотая середина».

К Вашему сведению. Если кроха начинает плакать или сердиться при выполнении упражнений, отложите занятия, постарайтесь понять, почему он так относится к ним. И сами, конечно, не приступайте к урокам, если не в духе.

Преимущества сидения

Некоторые родители не торопятся учить сидеть своих чад, если они сами не испытывают такого желания. А ведь это совершенно неправильно, потому что такая поза открывает малышу новые горизонты освоения мира и является одним из показателей нормального развития.

  1. Ребёнок наблюдает привычные вещи из нового положения, которое открывает более богатый обзор.
  2. Руки освобождаются.
  3. Прогулки становятся разнообразнее, так как спинка коляски приподнимается.
  4. Вертикальный слинг, ходунки облегчают родителям уход за ребёнком и совместное времяпрепровождение.
  5. Можно сидеть в стульчике за семейным столом.

Ребёнок не торопится сидеть, тогда как его ровесники уже давно это делают? Не форсируйте события: на всё есть свои причины, так что постарайтесь их выяснить и устранить, чтобы ничто не мешало дальнейшему развитию малыша в соответствии со своим возрастом. Будьте готовы к тому, чтобы занять выжидательную позицию или обратиться за помощью к специалисту. В любом случае нельзя паниковать раньше времени, но и запускать ситуацию не стоит.

Советы специалистов. Надо ли учить ребенка сидеть, комплекс упражнений для развития умения присаживаться и равновесия, ориентировочные нормы.

Как научить ребенка сидеть: а надо ли учить сидеть?

Первый вопрос, на который нужно самой себе ответить, обучая чему-то своего малыша: «А зачем всё это ему и мне нужно?» И только второй вопрос, который надо себе задать: «А как это делается?».

В этой статье я отвечу подробно на эти два вопроса по отношению к овладению ребенком умением сидеть.

А зачем всё это, или нужно ли учить ребенка сидеть?

Сидение – это действие, которому ребенок обучается после активного ползания. Очень часто взрослые стремятся, чтобы малыш как можно раньше сел. А однажды побывав на курса в одном австралийском он-лайн институте я с удивлением услышала совет обложить малыша подушками чтобы он пораньше сел.

Правильно ли это? Нет! Так делать категорически нельзя! Хотя Интернет пестрит советами типа « усаживайте малыша в подушки» или «облокачивайте его на спинку дивана, пока не научится сидать сам!». А ведь это – прямо путь к … болезням ребенка, причем очень серьезным. И проявятся они не сейчас, а намного в более позднем возрасте. Спешить не нужно – природой всё очень точно продумано, и всему есть свой срок и своё время.

Главное движение, нужное малышу для полноценного развития –это не сидение, а ползание. Именно активное ползание готовит ребенка и к сидению, и к стоянию, и к ходьбе и способствует гармоничному физическому развитию ребенка. И тогда сидение возникает само по себе природно тогда, когда мышцы и весь организм ребенка будут готовы к этому. Раннее сидение (когда организм ребенка еще не готов к нему) не способствует будущему здоровью ребенка, хотя и умиляет многих взрослых. Когда организм малыша будет готов — ребенок сядет сам!

Очень важно научить малыша правильно ползать – то есть ползать на четвереньках, а не подтягиваться на руках. При подтягивании в ползании участвуют только руки, а ноги в результате — слабые.

Как стимулировать ползание ребенка как основу для дальнейшего овладения сидением:

1) Ползание за игрушкой, положенной на расстоянии от ребенка на полу.

2) Игра «Догоню – догоню» с увеличением скорости ползания,

3) Ползание через препятствия (валик, подушка), с огибанием препятствия, стоящего на пути к игрушке (например, низкая скамейка).

4) Упражнение для развития ползания «Лягушка». Ребенок лежит на животе ногами к маме. Мама держит – фиксирует стопы малыша с их тыльной стороны так, чтобы ее указательный палец был между стопами (обхват двух стоп с тыльной стороны, указательный палец между стопами малыша).

Затем мама сгибает и разгибает ножки ребенка — движения как будто лягушка плывет – в коленных и тазобедренных суставах. Делаем несколько таких пассивных движений. После этого придерживаем ножки ребенка в положении сгибания и даем этим ему возможность самому оттолкнуться до разгибания ног и продвинуться вперед. Для стимулирования нового отталкивания кладем впереди ребенка привлекательную для него игрушку.

Как только малыш начнет сам активно ползать упражнение можно не делать а предоставить ему пол для передвижения.

Упражнение развивает мышцы спины, позвоночника, ног, рук и плечевого пояса.

Что происходит, если мы раньше времени усаживаем ребенка и стимулируем сидение?

Слабые мышцы спины ребенка легко утомляются. Ребенок сильно сутулится и начинает опираться грудной клеткой на живот чтобы распределить нагрузку. Так происходит тогда, когда мы усаживаем ребенка, а его мышцы к этому положению тела еще не готовы!

Ребенку не нужна опора для спины. Когда он будет готов, он сядет сам, причем с прямой спинкой. А если устанет — то сам изменит позу тела на более удобную. В этом плане дети гораздо более природны, чем взрослые и сидеть в неудобной позе сами не будут.

Вывод:

— Именно активное ползание помогает ребенку в дальнейшем активно садиться и вставать и готовит к этим видам движений. Поэтому нужно стимулировать не сидение, а активное ползание . И дать дома малышу простор для ползания на полу и возможность доползти по полу до игрушки, положенной на расстоянии от него или к источнику интересного звука. Причем нужен малышу для ползания именно пол, а не манеж или диван.

— Главная задача в возрасте 6-10 месяцев – с помощью ползания укрепить все мышцы ребенка для того, чтобы в дальнейшем он мог легко сидеть, стоять, ходить.

Как научить ребенка сидеть: о нормах развития малыша.

Малыш начинает сидеть без поддержки с достаточно прямой спиной в возрасте 7-8 месяцев. Также в этом возрасте малыш умеет садиться самостоятельно из положения «стоя на четвереньках». Сидя, малыш поворачивает туловище, когда тянется за игрушкой. В 8 месяцев ребенок в положении сидя поворачивает корпус, свободно пользуется руками.

А к 8-9 месяцам ребенок уже начинает, придерживаясь, за кроватку, пытаться вставать.

В 9 месяцев ребенок садится самостоятельно из любого положения и сидит уверенно. Переходит из положения сидя в положение для ползания. Встает на колени у опоры и удерживает тело в этом положении. Сидит продолжительно с прямой спиной, играя с игрушками.

Как научить ребенка сидеть: полезные упражнения для физического развития младенца.

Все данные ниже упражнения направлены прежде всего на развитие мышц ребенка и готовят малыша к сидению. Но не являются стимуляцией сидения или обучением ребенка сидеть.

В этих упражнения малыш не сидит, а учится менять позу тела и переходить в позу сидения и сохранять равновесие, то есть активен и подвижен.

Они будут полезны любому малышу, как физическая нагрузка для развития мышц и всего опорно –двигательного аппарата ребенка.

Упражнения делаются в возрасте малыша 6 месяцев и старше. Ни в коем случае нельзя усаживать или присаживать ребенка в возрасте 4-5 месяцев!

Когда и как нужно проводить упражнения:

— когда ребенок сыт,

— на свежем воздухе (в комнате не должно быть душно), можно летом заниматься на свежем воздухе.

— когда ребенок доволен, спокоен. Не стоит делать их, если ребенок хнычет или плачет.

— заниматься нужно не более 7, максимум 10 минут (при условии, что это нравится ребенку),

— при выполнении каждого упражнения взрослый разговаривает с малышом, называет части тела, читает потешки, комментирует свои действия: «Где левая ножка! Вот левая ножка! Давай потопаем – вот так!», «Давай сядем» и т.д.

Какие упражнения нужны малышу:

упражнения, побуждающие самостоятельно (ключевое слово – самостоятельно, а не мы усаживаем) садиться из разных положений (лежа на животе, на спине, из положения на четвереньках),

обучающие садиться, удерживаясь за палочку, колечко (сначала двумя руками, потом одной рукой),

тренирующие равновесие ребенка в положении сидя (например, сидение на надувной подушке или надувном бревне со страховкой взрослого)

Учимся сидеть: перечень упражнений для физического развития ребенка

Тренировка умения сидеть, сохраняя равновесие

Данные ниже четыре упражнения для детей от 6 до 9 месяцев разработаны в Институте коррекционной педагогики и подробно описаны в замечательной книге Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста» (выпускает книгу издательство «Школьная Пресса»)

Упражнение 1. Ладушки.

Взрослый садится на пол. Малыша нужно посадить так, чтобы он сел между ног взрослого, а его спина касалась груди взрослого.

Ноги ребенка должны быть согнуты, руки разогнуты и лежат на коленях мамы. Стопы на поверхности.

Обхватываем локоток ребенка и хлопаем его раскрытой ладошкой по своей ноге. Приговариваем:

«Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки!
Маслом поливала,
Детушкам давала…
Хороши оладушки
У нашей бабушки!»

Затем повторяем упражнение другой ручкой ребенка.

Упражнение 2. Равновесие.

Взрослый садится на пол, ноги вытянуты. Нужно посадить ребенка к себе на колени так, чтобы он смотрел на Вас. Стопы ребенка на полу.

Медленно покачиваем малыша из стороны в сторону, стимулируя его удерживать равновесие.

Говорим в это время потешку:

«Ехали мы ехали,
В город за орехами
По кочкам, по кочкам,
Да в ямку – бух!»

Упражнение 3. Тепики.

Взрослый ложится на пол, себе под голову подкладывает валик, сгибает ноги.

Малыш сидит на взрослом и смотрит на маму, его ножки разведены, а стопы стоят на полу и опираются на него.

Берем ручки малыша в свои руки, толкаем его ручки, качаем малыша из стороны в сторону, вперед и назад.

Приговариваем потешку (можно выбрать любую). Например:

«Тепики- тепики, по водице хлопики!
Хлопики ладошками да босыми ножками»»

Упражнение 4. Мой веселый, звонкий мяч.

Малыш сидит на полу. Кладем перед ним большой надувной мяч. Подталкиваем малыша вперед (ручки вытянуты вперед, кисти раскрыты). Малыш пытается опереться о мяч. Читаем стишок:

«Мой веселый звонкий мяч!
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой
Не угнаться за тобой!»

Упражнение «Надувной круг».

Еще одно классическое упражнение для развития равновесия в положении сидя – это упражнение «надувной круг».

Купите в магазине обычный надувной круг для плавания и используйте его для упражнений для развития равновесия в сидении. А когда малыш подрастет — он будет на нем плавать:).

Вариант 1. Ребенок сидит так, чтобы его ножки были внутри круга.

Вариант 2. Ребенок сидит так, чтобы его ножки были снаружи круга.
Чтобы сидеть на круге нужно балансировать. Поэтому обязательно подстраховывайте ребенка и помогайте ему опираться на ручки для удержания равновесия.

Во время упражнения используйте потешку, например, такую:

Тутушки! Тутушки!
Сели на подушки.
Тутушки! Тутушки!
Едем на подушке!
Тутушки, тутушки!
Пришли подружки,
Тутушки, тутушки!
Столкнули с подушки (снимаем малыша с круга).

Упражнения для развития умения ребенка самостоятельно присаживаться.

Как правильно выполнить присаживание ребенка с фиксацией колен из положения лежа на спине.

Купите в аптеке резиновые кольца для зубов – два одинаковых ровных кольца. Малыш лежит на спине. Поддерживайте своей левой рукой колени ребенка на полу. В левую руку ребенка своей правой рукой вложите колечко. Направьте эту руку ребенка вперед до прямого угла и побудите малыша сесть. Ребенку можно говорить каждый раз одни и те же слова: «Садись! Садись, Сашенька!». Слова не должны меняться – они должны быть одинаковыми каждый раз! (чтобы малыш их запомнил и понимал). Ребенок держится за колечко и опирается на свободную руку и присаживается. Сразу же возвращаем малыша в исходное положение лежа.

Упражнение повторяем два раза каждой рукой. Упражнение развивает мышцы брюшного пресса ребенка.

Усложнение упражнения:

Как только малыш освоит присаживание с помощью колечек, можно зафиксировать его колени, но не давать поддержку кольцом. Показать игрушку и сказать «Садись! Садись, Сашенька!», привлекая его игрушкой, которую хочется взять в взрослого.

Если малыш сел, опираясь на ладонь – то упражнение повторяется один раз.

Если малыш сначала опирается на локоть при подъеме, то повторяем его еще раз.

Упражнение считается освоенным, когда малыш поднимается за игрушкой сам без поддержки, опираясь на кисть своей руки.

Чтобы малышу было интересно, показывайте ему каждый раз что-то новое, что ему захочется взять в руки.

Как выполнить присаживание ребенка «Ванька — встанька»

Упражнение развивает мышцы шеи, спины и брюшной пресс.

Как правильно выполнять присаживание ребенка из положения лежа «Ванька- встанька». Упражнение очень важное. Оно выполняется всего один раз, а эффект – на всю жизнь! Так как формирование правильной осанки – это залог здоровья!

Исходное положение. Ребенок лежит на спине, ножками ко взрослому.

Первый этап. Ребенок лежит на спинке. Даем ему ухватиться ручками за большие пальцы наших рук (Ребенок держит своей кистью большой палец взрослого. А мы сверху обхватываем его кисть нашими четырьмя другими свободными пальцами. Получается очень крепкий «замок – сэндвич»: внутри большой палец взрослого, на нем – кисть ребенка – на ней четыре пальца взрослого. Даже если малыш перестанет держаться – он не упадет, так как мы его крепко держим)

Разводим ручки ребенка в стороны так, чтобы между ними получился угол 90 градусов.

Легко подтягиваем ребенка вверх, чтобы он приподнял голову и плечевой пояс.

Опускаем очень осторожно в исходное положение лежа – на бок. Обратите внимание – это очень важно: опускать на бочок нужно, чтобы малыш не ударился головой о стол!

Упражнение выполняем первый раз с укладыванием на левый бок, второй раз – на правый бок.

Для детей 4- 5 месяцев – добиваемся в упражнении только приподнимания головы и плечевого пояса, после чего укладываем на бочок. Не присаживаем ребенка ни в коем случае — только приподнимаем и кладем на бочок.

Для детей 6 месяцев и старше – упражнение проводится немного по-другому. Малыш в этом упражнении садится. Его обе ручки соединяются в левой руке взрослого. А правой рукой взрослый легко проводит вдоль позвоночника сверху вниз указательным и большим пальчиками. В ответ на поглаживание ребенок разгибает спину. Затем правой рукой взрослый придерживает голову малыша и укладывает его очень осторожно на спину (а не на бочок). Выполняем один раз в день.

Второй этап. Для детей 8 месяцев и старше. Ребенок лежит. Одной рукой взрослый придерживает его колени на столе. Другой рукой дает ребенку кольцо. Ручка ребенка с кольцом отводится в сторону. Взрослый подтягивает ребенка за кольцо вверх. Ребенок садится с опорой на кисть другой руки.

Врачами разработан комплекс упражнений, обучающих малыша присаживаться и развивающих опорно-двигательный аппарат ребенка.

Комплекс упражнений для развития умения ребенка присаживаться

Упражнение 1. Малыш лежит на спине, ножки прямые. Взрослый ладонью руки придерживает его ножки прямыми (фиксирует их). Взрослый берет ребенка за одну ручку и перенося центр тяжести на другую руку (например, взяв ребенка за правую ручку и ведя ее влево) стимулирует подъем корпуса с опорой сначала на предплечье и локоть, затем – на кисть.

Упражнение 2. На мяче.

Положите малыша на большой мяч, придерживайте его на мяче в области таза и за ножки. Покачивайте мяч. При этом малыш слегка поворачивается на бок и опирается на руку.

Упражнение 3. С круглым валиком. Положите валик на пол. Малыш стоит на четвереньках над валиком, опираясь на него животом. Взрослый ласково подтягивает малыша за таз и помогает ему сесть на пятки, положив ручки на валик.

Упражнение 4. С круглым валиком. Ребенок стоит на четвереньках над валиком. Взрослый показывает ему игрушку. Малыш тянется ручкой за игрушкой вверх и вперед, переносит центр тяжести на ножки и садится.

Упражнение 5. Четвереньки. Это также упражнение с валиком.

Ребенок стоит на четвереньках на большом круглом валике. Взрослый потягивает осторожно малыша за таз в сторону. При этом сгибается одноименная нога ребенка и на нее переносится центр тяжести. Другая ножка ребенка полусогнута. Из этого положения взрослый помогает малышу сесть рядом с валиком.

Комплекс по коррекции физического развития ребенка «Тренировка устойчивого сидения»

Комплекс проводится с детьми, которые уже сидят для развития устойчивости позы сидения.

Упражнение 1. Малыш сидит по турецки с поддержкой взрослого. Взрослый проводит пальчиками вдоль позвоночника малыша. Это движение стимулирует выпрямление спины.

Упражнение 2. Ребенок сидит в той же позе и поддерживается взрослым за плечи. Взрослый берет малыша правой рукой за правой плечо сверху, левой рукой – за левое. И отводит ручки и плечи ребенка назад. Туловище выпрямляется, голова поднимается.

Упражнение 3. Ребенок сидит по –турецки. Мама поддерживает его под грудь или за плечи. Взрослый берет привлекательную для малыша звучающую игрушку и перемещает ее в разные стороны на уровне глаз ребенка. Это стимулирует наклонять, поднимать, поворачивать голову в положении сидя. Постепеннь интенсивность поддержки взрослого уменьшается.

Упражнение 4. Ребенок сидит с прямыми ногами лицом к взрослому. Взрослый держит малыша за ручки, которые разведены в стороны. Взрослый покачивает ребенка вперед, назад, в стороны, по диагонали. Упражнение развивает устойчивость и чувство равновесия.

Упражнение 5. Ванька – встанька. Упражнение стимулирует опору на ручки при сидении. Исходное положение то же. Взрослый слегка покачивает ребенка вправо – влево. Когда делается наклон влево, взрослый отпускает левую ручку малыша, стимулируя эти опору на руку ребенком. Когда делается наклон вправо, взрослый отпускает правую ручку малыша, этим вызывается опора на нее.

Упражнение 6. Где игрушка? Упражнение учит поворачивать корпус при сидении. Ребенок сидит на краю стола, свесив ножки. Взрослый кладет рядом с ним на стол игрушку (на расстоянии от края стола) и побуждает ее взять в ручки. Чтобы захватить игрушку, ребенку нужно повернуть корпус в сторону. Затем взрослый кладет игрушку с другой стороны. Кладите предметы на разном расстоянии от малыша.

Упражнение 7. Возьми игрушку.

Ребенок сидит. Взрослый показывает малышу игрушки в разных положениях и побуждает их взять в ручки. Для этого малышу нужно наклонить корпус и вернуться в исходное положение.

Упражнение 8. Сидим на валике. Малыш сидит на круглом валике (сверху, валик между ножками). Правильное положение – опора стоп на пол. Взрослый придерживает малыша за туловище.

После этого взрослый показывает малышу игрушку и побуждает ребенка следать за игрушкой взглядом – поворачивать, наклонять, поднимать голову. Затем игрушка дается малышу в ручки.

Также можно положить игрушку впереди от ребенка. Этим мы побуждаем малыша сделать наклон к игрушке, ее достать и вернуться в исходное положение.

Итак, давайте подведем итоги на тему и ответим на вопросы:

  1. Обучать сидеть ребенка не нужно, нужно развивать опорно-двигательный аппарат ребенка, чувство равновесия в активной гимнастике. Тогда он и сядет и пойдет без проблем. И сам! В своё время, когда его организм будет к этому готов. А мы заложим основу для полноценного физического развития здорового малыша.
  2. Ни в коем случае нельзя насильно усаживать ребенка около опор или в подушки!
  3. Главное, что готовит ребенка к сидению, стоянию, ходьбе – это активное ползание, очень полезное для здоровья и физического развития младенца. Поэтому основной акцент нужно сделать именно на развитие этого движения ребенка, а не сидения.
  4. Физические упражнения полезны и важны для любого ребенка. Например, упражнение «Ванька — встанька» проводится раз в день, но при правильном его выполнении закладывает базис здоровья и положительный эффект на долгие годы!

А в заключении статьи — зарубежное видео о развитии у ребенка умения сидеть, в котором очень хорошо показана неправильная поза сидения ребенка, правильная поза и упражнения, выделено то, на что надо обратить внимание.

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Сейчас в Интернете множество статей на тему «Как научить ребенка сидеть». Даются подробные рекомендации, как усаживать, какие опоры использовать. В некоторых даже мелькают предложения обложить малыша подушками. Приводятся комплексы упражнений для скорейшего усаживания ребенка. И лишь в некоторых появляется мнение педиатров о том, что ребенка нельзя сажать, он должен сесть сам, и желательно после того, как начнет ползать. Давайте разберемся, нужно ли учить малыша сидеть или стоит подождать, пока навык будет освоен самостоятельно.

Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно

Конечно, все дети индивидуальны – кто-то садится раньше, кто-то позже. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), нормальным считается промежуток между 6 и 9 месяцами. Малыш может начать сидеть и в семь, и в восемь месяцев. Если у ребенка нет проблем со здоровьем и развитием опорно-двигательного аппарата, то он начнет самостоятельно садиться до 9 месяцев.

Внимание! До 6-ти месяцев ребенка сажать нельзя ни в коем случае! Ни самостоятельно, ни с поддержкой! Поскольку до полугода ни позвоночник ребенка, ни его мышечный корсет не готовы к такой нагрузке, как сидячее положение.

Физическое развитие ребенка по месяцам

С самых первых дней организм ребенка готовится к будущим движениям и нагрузкам.

Физическое развитие

От 1 – 1,5 месяцев ребенок хорошо держит голову, что говорит о хорошо развитых мышцах спины и шеи.

Движения становятся более координированными, малыш может дотянуться до заинтересовавшего предмета и пытается его удержать. Поднимает головку и удерживает ее в поднятом положении некоторое время.

Уверенно держит головку и вертит ею в стороны. Приподнимается и опирается на предплечья в положении лежа на животе. Переворачивается со спины на бок.

Лежа на животе, поднимается на вытянутых руках, уверенно опирается на локти. Переворачивается на живот и на бок. Пытается приподнять туловище из положения лежа на спине. Начинает ползать вокруг себя, лежа на животе. Уверенно держит предметы.

5 месяцев

Уверенно переворачивается на живот, пытается сидеть, опираясь на руки. Если взять малыша под мышки и поднять, он будет пытаться перебирать ножками, имитируя ходьбу.

6 месяцев

Ползает на животике. Из положения лежа на животе может вставать на четвереньки и раскачиваться. Делает попытки сидеть. Сидит, опираясь на ручки. Сидя, держит головку прямо.

7 месяцев

Сидит без опоры на руки, держит равновесие. Сидя может поворачивать корпус в стороны. Может сам сесть из положения лежа на животе, опираясь при этом на руки.

8 месяцев

Уверенно сидит без опоры на руки, принимает сидячую позу из любого положения.

Если ребенок сначала пополз, а потом уже сел – это говорит о более развитых мышцах рук и ног, с одной стороны, это неплохо. Доктор Е. Комаровский считает, что в идеале даже лучше, если ребенок сначала начнет ползать, а потом уже сидеть, так он лучше укрепит мышцы спины.

Как понять, что ребенок готов сидеть самостоятельно

Стремление сидеть является логичным звеном в цепочке развития ребенка. Мощным стимулом является любознательность ребенка. Ему нравится рассматривать все вокруг, а в положении лежа это делать уже не так интересно. Как определить, что время пришло и можно без опаски начинать присаживать (не сажать!) малыша:

    ребенку исполнилось 6 месяцев;

    уверенно держит головку;

    самостоятельно переворачивается на животик;

    лежа на животе, высоко приподнимается, опираясь на ручки, и может в таком положении пробыть до 5 минут;

    самостоятельно ложится на бок;

    лежа на боку, приподнимается, опираясь на ручку;

    делает попытки самостоятельно садиться из положения лежа, приподнимаясь и задерживаясь в таком положении несколько секунд.

Как понять, что ребенок еще не готов сидеть

Также есть признаки, по которым можно определить и неготовность малыша самостоятельно сидеть:

    ему еще нет 6-ти месяцев;

    при попытке усадить ребенка спинка его становится «круглой», это значит, что мышцы спины недостаточно окрепли;

    при попытке усадить малыша он заваливается на бок.

Разница между девочками и мальчиками

Сейчас уже окончательно доказано, что пол ребенка не влияет на возраст, в котором он начинает сидеть. Нет медицинского обоснования версии о большем вреде раннего присаживания для здоровья девочек. Так же, как и у мальчиков, у них должен созреть мышечный корсет, и только после этого их можно начинать сажать.

Чего ни в коем случае нельзя делать, пытаясь научить ребенка сидеть

    Нельзя сажать ребенка при первых попытках сесть.

    Нельзя сажать и обкладывать малыша подушками.

    Нельзя сажать ребенка себе на руку или на колени.

    Нельзя пользоваться рюкзачками-переносками типа «кенгуру».

    Нельзя сажать в коляске или стульчике.

    Нельзя удерживать в положении сидя дольше 15–20 секунд.

    Если малыш садится самостоятельно до 6-ти месяцев, нельзя позволять ему находиться в таком положении больше 1 часа в день (в сумме).

Тревожные сигналы

Если наблюдается один из этих симптомов – следует обязательно обратиться к специалистам за помощью:

    к 6-ти месяцам малыш не может держать головку в положении лежа на животе;

    к 10-ти месяцам не делает попыток сесть.

    Также могут возникнуть проблемы, если:

    ребенок родился раньше срока;

    была диагностирована гипоксия плода;

    была анемия в период вынашивания;

    произошли преждевременные роды.

Как помочь ребенку научиться сидеть

Главное – помнить, что задача родителей не научить, а помочь сесть самостоятельно. Нельзя форсировать события, чтобы в будущем не появились сколиоз и плоскостопие. Помощь же в данном случае заключается в укреплении мышц спины ребенка.

    С самого раннего возраста делайте массаж малышу. Массажируйте спинку, ручки, ножки, грудь и животик.

    С первых дней практикуйте выкладывание младенца на животик, это упражнение отлично укрепляет мышцы спины и шеи.

    Если есть возможность – посещайте бассейн. Движения в воде действуют на организм ребенка общеукрепляюще. А занятия с инструктором позволят целенаправленно укрепить мышечный корсет ребенка.

    Обязательно, после того как малышу исполнится 1 месяц, делайте с ним ежедневную зарядку.

    У детей хорошо развит хватательный рефлекс. Позвольте малышу ухватиться обеими ручками за ваши пальцы и самостоятельно подтянуться на ручках, но не больше, чем на 30–45 градусов. Позволяйте оставаться в подтянутом состоянии не больше 30 секунд, осторожно положите на ровную поверхность. Повторять 4–5 раз, несколько раз в день.

    Хорошо укрепляет мышцы спины переворачивание. Важно следить за тем, чтобы малыш легко и охотно переворачивался в обе стороны. Если ребенок неохотно переворачивается, например, с живота на спину или наоборот, нужно стимулировать его игрушками, чтобы он начал равномерно переворачиваться в обе стороны.

    Поощряйте малыша к ползанию. Ползание отлично укрепляет мышечный корсет. Стимулировать нужно не столько сидение, сколько ползание.

    Полезными для укрепления мышц ребенка будут упражнения на фитболе. Положите малыша на животик на мяч и покачивайте его из стороны в сторону. Можно увеличивать амплитуду качков, можно покачивать по кругу по часовой стрелке и против нее. Можно легонько пружинить на мяче.



В какой позе ребенок должен сидеть

Когда ребенок начнет сидеть самостоятельно, важно следить за тем, чтобы он делал это правильно. Важно обращать внимание на все части тела ребенка:

    Голова – слегка наклонена вперед.

    Шея и верх туловища – разогнуты.

    Руки – спереди в качестве опоры.

    Поясница и тазобедренные суставы – согнуты.

    Ноги – разведены, упор приходится на боковые стороны.

Неправильная поза ребенка при сидении говорит о том, что он еще не готов сидеть самостоятельно. Кроме того, если ребенок сидит в неправильной позе, он быстро устает.

Комплекс упражнений для тренировки устойчивого сидения

Комплекс для детей, уже хорошо сидящих, был разработан доктором педагогических наук Е.Ф. Архиповым и направлен на устойчивость навыка сидения.

    Провести по спинке сидящего ребенка двумя пальцами. Это движение должно простимулировать малыша выпрямить спину.

    В положении сидя отвести руки ребенка назад, за спину. Голова должна подняться, спина выпрямиться.

    Двигая звучащей игрушкой перед глазами сидящего ребенка, стимулировать его двигать головой в стороны. Вначале ребенок придерживается взрослым за плечи, постепенно поддержка убирается.

    Малыш сидит, вытянув ножки. Взрослый разводит ручки в стороны и начинает покачивать ребенка за них из стороны в сторону, назад и вперед, по диагонали.

    Малыш сидит, вытянув ножки. Взрослый разводит ручки в стороны и начинает покачивать ребенка за них из стороны в сторону. Наклоняя малыша вправо, нужно отпустить правую ручку, чтобы малыш на нее оперся, наклоняя в левую сторону – отпустить левую ручку с той же целью. Это упражнение еще называют «Ванька-встанька».

    В идеале это упражнение нужно выполнять, посадив ребенка на край стола. Сбоку от него кладется привлекательная игрушка, малыш должен повернуться вбок и взять ее. Предметы кладутся на разном расстоянии от ребенка.

    Сидящему ребенку предлагаются игрушки, чтобы взять их, он должен наклониться вперед и вернуться в исходное положение сидя.

    Посадить ребенка верхом на валик. Валик должен располагаться между ножек, стопы опираются на стол, взрослый придерживает малыша за туловище рукой. Ребенку предлагается посмотреть на игрушку в движении, поворачивая голову и корпус. После можно положить игрушку в отдалении и предложить малышу взять ее, вернув его после этого в исходное положение.

Условия для занятий с ребенком

Любые упражнения с ребенком должны выполняться с соблюдением определенных правил:

    Выполняйте упражнения в одно и то же время.

    Лучше всего заниматься в первой половине дня, через час после еды.

    Проветривайте комнату перед занятиями.

    Позаботьтесь о том, чтобы одежда малыша была удобной и не стесняла его движений.

    Обеспечьте безопасность занятий – уберите все, что может травмировать ребенка и представлять для него угрозу.

    Перед проведением комплекса упражнений обязательно проведите разогревающий массаж.

    Проводите упражнения на твердой поверхности. В идеале – на полу.

    Повторяйте каждое упражнение 3–5 раз. Следите, чтобы малыш не уставал.

    Ни в коем случае не принуждайте ребенка! Занятия должны приносить ему удовольствие!

И помните главное – не спешите! Спешка только навредит малышу. Будьте внимательны, помогайте малышу, и скоро он сам, без вашей помощи начнет садиться и изучать окружающий мир с еще большим интересом и энтузиазмом.

Каждый родитель не понаслышке знает о том, как стремительно развиваются дети в свой первый год жизни. Уже спустя месяц после рождения, младенец усердно пытается приподнимать головку, находясь в положении лежа на животе. Уже в два месяца мы этим не ограничиваемся и стараемся оторвать от поверхности и грудь. К четвертому месяцу жизни младенец, как правило, осваивает повороты со спины набок.

Если у ребенка не наблюдаются патологии в развитии и он активен , то уже приблизительно в полгода он начинает садиться. Родителям стоит уделять особое внимание развитию хорошего мышечного тонуса, чтобы предотвратить вероятность развития неблагоприятных осложнений. Быстрее освоить этот навык нам позволит специально разработанная система физических упражнений, о них мы в нашей сегодняшней статье и поговорим. А также, ответим на основной вопрос, как научить ребенка садиться самостоятельно?

Когда следует начинать?

Необходимо, прежде всего, понять - готов ли физически к этому ребенок или вы усердно торопите события. Малыша можно учить сидеть, начиная с пятого месяца жизни, если он:

  • жизнерадостен и ведет себя активно;
  • уверенно переворачивается со спины набок и обратно;
  • может в течение продолжительного времени лежать на животе, оставляя верхнюю часть туловища в приподнятом состоянии в течение продолжительного времени.

Детей, которые обладают низким мышечным тонусом, садить раньше времени категорически запрещается. Если пренебречь этим правилом, то в результате большой нагрузки не на мышечный корсет, а на позвоночник, может возникнуть его искривление или прочие деформации .

Обратите внимание, что если, обложив ребенка со всех сторон подушками при положении сидя, его туловище клонится вперед или набок, то его мускулатура еще вовсе не готова к тому, чтобы освоить новый навык.

Физически хорошо развитых мальчиков можно начинать сажать уже на шестом месяце жизни. Что касается девочек, то их рекомендуется садить немного позже, даже в случае, если их мышечный корсет полностью готов приступить к выполнению этого действия. В противном случае, можно навредить правильному и полноценному развитию органов малого таза, на фоне чего может произойти загиб матки.

Если у ребенка ослабленная мышечная система, то ему необходимо регулярно делать массажи, а также выполнять физические упражнения, направленные на укрепление мышц. Эти манипуляции позволят окрепнуть крохе и начать самостоятельно садиться .

Если вы желаете, чтобы ваш ребенок самостоятельно начал садиться как можно раньше, то вам следует тщательно подготовить его мышцы к новым предстоящим нагрузкам. Не стоит проводить физические упражнения на полный желудок или незадолго до сна: во втором случае, нервная система крохи будет возбуждена и он долго не сможет заснуть, а в первом - это не только вредно, но и крайне опасно для здоровья младенца.

Перед выполнением физических упражнений рекомендуется делать ребенку разогревающий массаж, чтобы подготовить мышцы к предстоящим небольшим нагрузкам. Круговыми движениями гладьте ножки и ручки, а также не забывайте о животике и спинке, способствуя ускорению кровообращения. Можно несколько раз осторожно согнуть и разогнуть ножки в коленях, а затем развести согнутые ноги в стороны. Рекомендуется выполнять всеми известное упражнение "велосипед", затем поднимите ребенка, позволяя ему всей площадью стоп опираться на поверхность.

Чтобы достичь желаемого результата , упражнения необходимо делать ежедневно, не менее 10 - 15 минут, не учитывая времени, потраченного на разогревающий массаж. Крайне важно, чтобы во время выполнения упражнений ребенок лежал на ровной поверхности.

Как можно научить ребенка садиться? Укрепляем мышцы

Чтобы научить ребенка сидеть к 6 месяцам, следует придерживаться не очень то и сложных правил.

После того, как вы убедились, что мышечный тонус вашего сына или дочурки позволяет им самостоятельно сидеть, начинаем активно вводить упражнения на координацию. Посадите на диван ребенка и обложите его со всех сторон подушками, вытяните его ножки и возьмите за обе ручки. Аккуратно и плавно начинайте покачивать туловище со стороны в сторону. А затем освободите одну руку и с ее помощью покажите крохе игрушку. Зафиксируйте ее в таком положении, чтобы ребенок потянулся ее достать, оставаясь в сидячем положении.

О том, как правильно научить ребенка сидеть мы рассказали. Постарайтесь наполнить каждое ваше занятие позитивным зарядом и хорошим настроением, старайтесь делать все манипуляции в ненавязчивой и игровой форме. Каждое свое действие сопровождайте добрым и ласковым словом, стихотворением или песенкой. Таким образом, вы не только укрепите мышечный тонус вашего крохи, но и поспособствуете его умственному развитию, налаживая эмоциональный контакт.

Не принуждайте ребенка сидеть, если он сам того не желает. Не старайтесь изменить природный ход вещей, если крохе не приходятся по нраву ваши желания его обучать чему-то. Обратите внимание на то, что подобные принуждения, как правило, ничем хорошим не заканчиваются. Не забывайте, что в среднем детки готовы сами самостоятельно сидеть на 6 - 8 месяцев жизни, а детки со слабым мышечным тонусом осваивают этот навык еще позже.

Как показывает практика, вопрос как научить ребенка садиться актуален , прежде всего, в случае, когда у малыша наблюдается недостаточно хорошо развитая мышечная система. Но обратите внимание, что если регулярно и своевременно выполнять комплекс упражнений, о которых мы говорили выше, то удастся достичь ощутимого прогресса спустя несколько месяцев. Полагаясь на практику , даже отстававший в развитии кроха, способен с помощью родителей научиться самостоятельно садиться, а также довольно продолжительное время находиться в этом положении.

Техника безопасности: что нельзя делать?