Научная электронная библиотека. Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний

С целью охраны здоровья подростков проводится их регулярное диспансерное наблюдение. Обязательно контролируют параметры рост/вес для раннего выявления возможного наличия избыточной массы тела.

Особое внимание в подростковом возрасте уделяют вопросам профилактики нежелательной беременности, планирования семьи и профилактики ИППП. Данные мероприятия проводятся как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.

В подростковом возрасте формируются основные привычки человека. Поэтому важно уделять особое внимание профилактике употребления табака, алкоголя и психоактивных веществ.

Подростки склонны отвергать информацию, сообщаемую взрослыми. Кроме того, они зачастую не в состоянии оценить свой потенциал здоровья и тот риск для него, который может быть связан с вредной привычкой.

Поэтому во многих странах эффективно реализуются программы укрепления здоровья подростков по принципу «равный – равному». При этом в начале проводится обучение ограниченной группы подростков (волонтеров), которые затем начинают сообщать полученные сведения своим сверстникам.

При реализации программ, основанных на принципе «равный – равному» очень важно проводить контроль за работой волонтеров. В целом реализация подобных программ невозможна только усилиями медицинских работников, к ним необходимо привлечение психологов, социальных работников и других заинтересованных лиц.

В подростковом возрасте возрастает вероятность спортивных травм. Для их профилактики необходим контроль состояния здоровья подростков перед началом занятий спортом, а также проведение занятий с опытным тренером.

Все подростки, пострадавшие от травм или насилия, должны пройти консультацию для оценки необходимости поддерживающей психологической помощи.

Подростковый период связан с дополнительными стрессорными воздействиями. Часто для их решения подростки выбирают неоптимальные пути, например, употребление психоактивных веществ. Другой выход, который находят подростки, - участие в молодежных андерграундных движениях (панки, готы и др.). Подростки легко поддаются влиянию сект.

Существуют методы развития личностных ресурсов в подростковом возрасте. Они включают в себя: психологические упражнения, психо-социальную поддержку и т.д. Ограниченные исследования позволяют предположить эффективность подобных программ для профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Неразрешенные личные проблемы, раздражительность или депрессия в подростковом возрасте часто приводят к попыткам самоубийства. В 2000 г в мире 90.000 подростков простились с жизнью в результате самоубийства.

Существуют различные методы выявления подростков с повышенным риском самоубийства. Однако ни один из них не подтвердил свою эффективность в эпидемиологических исследованиях. Точно также нет заведомо эффективных методов профилактики самоубийств.

Другой психологической проблемой подросткового возраста, особенно распространенной среди девушек, является анорексия. Считается, что психосоциальная поддержка девушек способна предотвратить развитие анорексии.

Дети и подростки, имеющие хронические заболевания или отклонения в физическом развитии не должны изолироваться от сверстников, если это только не вызвано прямыми медицинскими показаниями. Оптимальным считается совместное обучение детей с физическими недостатками со здоровыми сверстниками. При изоляции детей с физическими недостатками у них также начинает наблюдаться отставание в психологическом развитии. С другой стороны, следует добиваться, чтобы здоровые дети не относились пренебрежительно к своим сверстникам, имеющим те или иные недостатки.

^

2.2. Профилактические мероприятия для лиц среднего возраста 11


В среднем возрасте основное бремя хронических неинфекционных заболеваний реализовано за счет предотвращаемых заболеваний четырех групп:


  1. Сердечно-сосудистые заболевания.

  2. Онкологические заболевания.

  3. Бронхо-легочные заболевания.

  4. Сахарный диабет II типа.
Эти заболевания имеют четыре основные фактора риска, связанные с поведением:

  1. Курение.

  2. Нерациональное питание.

  3. Гиподинамия.

  4. Злоупотребление алкоголем.
Данные факторы риска приводят к четырем основным биологическим маркерам, характеризующим повышенный риск развития хронических неинфекционных заболеваний:

  1. Избыточная масса тела.

  2. Артериальная гипертензия.

  3. Нарушения липидного обмена.

  4. Нарушения углеводного обмена.
Воздействия на перечисленные факторы риска может привести к снижению бремени хронических неинфекционных заболеваний (рис. 6). При этом для профилактики воздействия основных факторов риска проводятся индивидуальные и групповые мероприятия.

Рис. 6. Схема программ укрепления здоровья для лиц среднего возраста

Биологические факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний могут быть явлены медицинским работником среднего звена. Профилактическое воздействие на эти факторы риска проводится индивидуально. Если профилактика включает в себя лечение, то оно назначается врачом.

Важную роль в профилактике хронических неинфекционных заболеваний у лиц среднего возрасте отводят в выработке личных навыков у людей. Они должны включать в себя:


  • оптимизацию рациона питания и физической активности;

  • отказ или ограничение курения и употребления алкоголя.
Профилактические мероприятия проводятся путем просвещения и обучения. Целью подобных программ является изменение поведения индивидуума.

^

2.3. Профилактические мероприятия для лиц пожилого возраста


Согласно международной классификации, пожилыми считаются люди старше 75 лет. В развитых странах отмечается постоянных рост числа лиц пожилого возраста. Согласно рекомендациям ВОЗ, основными направлениями профилактических мероприятий для лиц пожилого возраста являются 12:


  • профилактика и сокращение бремени, связанного с инвалидностью, хроническими болезнями и преждевременной смертностью;

  • сокращение факторов риска хронических неинфекционных заболеваний;

  • обеспечение непрерывной помощи людям с хроническими заболеваниями или инвалидностью;

  • обеспечение безопасности и достоинства стареющих людей;

  • обучение лиц, осуществляющих уход за пожилыми.
Основной проблемой для лиц пожилого возраста является инвалидность, приводящая к полной или частичной потери возможности ухаживать за собой самостоятельно. Доказанными факторами риска развития инвалидности являются 13:

  • депрессия;

  • курение;

  • низкая частота социальных контактов, социальная изоляция;

  • гиподинамия;

  • ограничение функции нижних конечностей;

  • деменция;

  • повышение или снижение ИМТ;

  • ухудшение зрения;

  • низкая самооценка качества жизни.
Также в развитии инвалидности существенную роль могут играть 14:

  • артериальная гипертензия;

  • нарушения липидного обмена;

  • остеопороз;

  • сахарный диабет II типа;

  • злоупотребление алкоголем и лекарственными средствами.
Проводились многочисленные исследования эффективности профилактических мероприятий в отношении замедления или предотвращения развития инвалидности у пожилых. Показано, что одних усилий медицинских работников недостаточно. Для профилактики инвалидности необходимо участие социальных работников, психологов.

Основной причиной инвалидности лиц пожилого возраста считается болезнь. Обычно лица старше 70 лет имеют 2-3 хронических заболевания. 90% лиц в возрасте 75 лет и старше имеют хотя бы один клинический диагноз. Показано, что проведение скрининговых обследований в возрасте 60-75 лет способно снизить бремя болезней у пожилых.

Депрессия является наиболее распространенным заболеванием в пожилом возрасте. Частота встречаемости депрессии в данной возрастной группе может достигать 16%, причем с увеличением возраста частота встречаемости депрессии возрастает 15 . До настоящего времени не разработаны эффективные меры профилактики депрессии у пожилых.

Сохранение физической активности играет существенную роль в профилактике инвалидизации лиц пожилого возраста. Даже незначительная физическая активность позволяет замедлять развитие инвалидности. Кроме того, физическая активность способствует замедлению прогрессирования хронических заболеваний.

По данным экспертов ВОЗ, для профилактики гиподинамии у пожилых наиболее эффективен способ индивидуального приглашения (например, по телефону) для участия в регулярных групповых занятиях физической культурой.

^

4.4. Вторичная профилактика для пациентов с хроническими заболеваниями. Школа пациента 16


Одним из методов вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний является организация школы пациента. В настоящее время доказана эффективность подобных школ при сахарном диабете II типа, артериальной гипертензии, нарушениях липидного обмена и некоторых других заболеваниях.

Обучение пациента проводится в условиях стационара, поликлиники, диспансера и др. лечебно-профилактических учреждений. Оно позволяет увеличить ответственность индивидуума за состояние собственного здоровья. Об успешной работе школы пациента может свидетельствовать:


  • замедление прогрессирования заболевания;

  • уменьшение числа обострений или их тяжести.
Школа пациента предполагает сообщение следующих сведений:

  • причина развития заболевания;

  • методы восстановления здоровья;

  • преодоление психологических проблем, связанных с болезнью;

  • причины развития обострений и прогрессирования заболевания;

  • правила самоконтроля при заболевании;

  • ограничения по диете;

  • рекомендации по физической активности;

  • рекомендации по гигиеническим мероприятиям;

  • рекомендации по приему лекарственных средств и периодичности консультации медицинскими специалистами;

  • профилактика осложнений.
Школа пациента предполагает наличие нескольких занятий, на каждом из которых рассматриваются перечисленные проблемы. Обучение может проводиться:

  • ежедневно, чаще данная схема реализуется в условиях стационара;

  • еженедельно, чаще данная схема реализуется в амбулаторных условиях.
Метод изложения материала – лекция-беседа. Обязательны иллюстрации в виде плакатов, слайдов, мультимедийных презентаций, фильмов. Хорошо, если пациенты получают брошюры, содержащие основные материалы.

Для повышения эффективности обучения пациентов необходимо их активно привлекать к дискуссии. Занятия проводятся в группе из 12-15 человек. Продолжительность занятия – не более 60 мин.

Повсеместное распространение наркомании приобрело угрожающие масштабы, а меры, принимаемые в качестве профилактики данного опасного для каждого явления, должны быть направлены на все слои общества и представлять собой комплекс разноплановых действий с высокой степенью результативности.

Мероприятия по профилактике наркомании

Различного рода мероприятия, цель которых — профилактика наркомании, должны направляться выявление имеющихся провокационных факторов и случаев пристрастия к наркотическим веществам, а также определение причин склонности к наркомании. Важным также я является нахождение путей устранения возможностей и причин возникновения данной болезни.

Основными направлениями мер по профилактике наркомании и алкоголизма являются социальные, педагогические и медико-психологические мероприятия, направленные на выявление имеющихся проблем и возможность их решения. Наиболее важными на сегодняшний день можно считать , поскольку именно подростки являются категорией населения, наиболее подверженных чужому (порой негативному) влиянию. Совместная работу педагогов и родителей может обеспечить наибольшую результативность данных мероприятий.

Немаловажными следует считать также мероприятия, осуществляемые с помощью СМИ: возможность максимально широкого распространения данных о вреде наркотической зависимости, массовые опросы и информация о возможности получения анонимной помощи, — всё это может широко освещаться при помощи средств массовой информации.

Наиболее действенными такие мероприятия станут в том случае, если информация преподносится в наиболее просто воспринимаемой форме и положительном ракурсе, чтобы не вызвать реакции отторжения. Это особенно важно при работе с подростками, которые в силу своих возрастных особенностей часто воспринимают всё новое негативно. Ее смысловая нагрузка должна преподноситься в положительном, жизнеутверждающем ключе — именно такой подход позволяет получить результате при работе с людьми, уже имеющим опыт употребления наркотических препаратов.

Направления

Применение нескольких основных направлений по разработке и внедрению методов профилактической работы по распространению наркомании позволяет максимально эффективно воздействовать на целевую аудиторию и получать ощутимые результаты в виде выявления случаев приверженности наркотикам и оказания медицинской, социальной и психологической помощи наркоманам.

К наиболее важным следует отнести четыре главных направления в такой работы:

  • Проведение активной воспитательной и просветительской работы среди подростков и молодежи ввиду ее особой восприимчивости к приобщению к наркотическим веществам. Такая работы должна проводиться в школах и учреждениях образования, причем проведение ее в виде опросов, диалогов и правильно построенных лекций принесет значительно большие плоды в сравнении с принудительным посещением лекционных занятий с не слишком интересно построенным планом работы.
  • Санитарно-гигиеническое воспитание населения основано на информировании населения о вреде наркотиков, их негативном влиянии на все сферы жизни, и проводятся такие мероприятия также в виде преподнесения необходимой информации. Осуществляться это может с помощью средств СМИ, телевидения и радиовещания.
  • Общественная борьба с распространением и употреблением наркотиков. Здесь немаловажным составляющим фактором успеха станет личный пример и информации и возможности получения анонимной помощи как медицинского, так и психологического характера.
  • Административно-законодательные меры применяются уже в случае явного нарушения законов. И боязнь несения справедливого наказания за распространение и употребление наркотиков также может сослужит хорошую службу в деле профилактики распространения наркомании.

Эти четыре главные направления работы по информированию населения, в частности молодежи, а также практические работы (диалоги, опросы и анкетирование) позволяют добиться главной цели профилактики — выявить наличие уже имеющихся проблем и предупредить их дальнейшее развитие.

Виды профилактики

В проводимой работе с населением следует различать несколько основных аспектов, которые позволяют правильно подобрать средства по профилактике и систематично воздействовать на все слои и категории общества. Существует три степени воздействия на целевые группы и население в целом.

Первичная

Основной целью первичной профилактики является предупреждение начала приобщения к наркотическим средствам.

Основными стратегиями в данном направлении следует считать:

  • социальное воздействие, которое осуществляется при взаимодействии с населением;
  • психологическая помощь позволяет решить возникающие проблемы внутри личности и при взаимодействии с окружающими, внутри коллектива;
  • педагогические методы, обеспечивающие получение результата путем проведения обучения и познавательных бесед.

Нельзя переоценить в этом отношении и помощь СМИ в распространении данных о негативном воздействии всех видов наркотических препаратов на здоровье и социальную адаптацию человека. Помощь волонтеров, которые также организовывают и проводят просветительскую работу и помогают найти решение тем, кто имеет определенные проблемы и уже ощущает свою наркозависимость.

Вторичная

В цели вторичной профилактики входит максимально раннее выявление лиц, которые уже имели опыт приобщения к наркотикам и могут либо уже получили зависимость от таких веществ. Также вторичная профилактика занимается вопросами предотвращения рецидивов и возвращением к наркотическим средствам.

При недостаточности же вторичной профилактики применяется третичная.

Третичная

При обнаружении наркотической зависимости применяются меры по их восстановлению. Для этого осуществляется ряд медицинских и социально-психологических мероприятий, направленных на устранения такой патологической тяги к наркотикам.

На видео доклад о современных методах и формах профилактики наркомании:

Работа социального педагога

Социальный педагог, являясь одним из наиболее важных звеньев в профилактической работе в предотвращении распространения наркомании, выполняет множество разноплановых задач и может в значительной мере помочь человеку, который либо склонен к проявлению наркотической зависимости, либо уже ее имеет.

Для получения положительного результата в процессе социально-педагогической профилактики наркомании, педагог должен максимально индивидуально подходить к данной проблеме, давая подростку возможность полностью высказаться, а правильную мораль преподносить по возможности аккуратно и последовательно. При этом акцент на профилактические меры может делаться и в урочные, и во внеурочные часы.

К наиболее результативным методам работы с подростками по проведению профилактики наркомании следует отнести следующие формы:

    1. Проведение беседы, которая станет наиболее доверительной — именно такой подход даст максимальные результаты и позволит наладить контакт. В процессе беседы раскрываются главные негативные влияния наркотических препаратов на социальную адаптацию и воздействие на здоровье, а также последствия для употребляющего наркотики и его окружения.
    2. Дискуссия — вовлечение в беседу подростка позволяет выявить наличие проблемы либо возможное ее появление. При правильно подобранном сценарии можно в наибольшей степени добиться доверительного отношения и получить максимум информации, предложив оказание необходимой помощи (медицинской и психологической).
    3. Лекции — данный метод позволяет донести необходимые данные и в большей мере повысить степень интереса аудитории к вопросу профилактики наркомании. Материал, преподносимый в процессе лекции, должен быть в наиболее удобной форме, чтобы подросток мог воспринять ее и применить.
    4. Ролевые игры также позволяют воссоздать ситуации, когда возникшая зависимость от наркотических препаратов может быть обыграна в процессе такого развлечения. Например, игра «Марионетка» основана на передачи ощущений при управлении человека другими, а игра «Зависимость-независимость» в сочетании с презентацией кадров фильма об опасностях наркотиков позволяет прочувствовать ощущения зависимости и независимости от наркотиков.

Диаграмма эффективности проведения ролевых игр

  1. Психогимнастика — данный метод относится к невербальному методу воздействия и позволяет экспрессивно взаимодействовать в группе. С помощью таких занятий можно переживать определенные эмоции, проблемы в пристрастии к наркотикам в данном случае проявляются при помощи мимики, движений, пантомимы.
  2. Тренинг поведения — групповые занятия позволяют развить навыки социализации, умения общаться в коллективе. А возможность вариантности поведения позволяет рассмотреть разные последствия определенных видов поведения.
  3. Методы опроса психолого-педагогического исследования позволяют проводить анкетирование среди подростков, и такой метод считается достаточно результативным при работе с подростками. Они могут осуществляться в устной и письменной форме.
  4. Интервью и анкетирование. С помощью данной методики осуществляется специфическое воздействие на человеку либо группу людей. Благодаря анкетированию можно выявить взгляды человека на существующую проблему, его отношение к наркомании в целом.

Какие же результаты могут получаться при использовании перечисленных программ по профилактике наркомании?

Методы, направленные на профилактику наркомании, принесут ощутимые результаты при комплексном их применении и нацеленности на результат. Благодаря всем методам воздействия на население, в частности на подростков и молодежь, становится возможным проведение профилактических мероприятий, которые позволяют предотвратить возникновение патологической зависимости и тяги к наркотическим веществам, а также решить проблему при возникновении выраженной зависимости.

Формирование основ здорового образа жизни, развитие личностного потенциала и обучение навыкам социального общения позволяют в большей мере заинтересовать все категории населения в отсутствии наркотической зависимости.

Гигиена физической культуры и спорта. Учебник Коллектив авторов

5.2. Мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний и борьбе с ними

Профилактика инфекционных заболеваний включает в себя комплекс мероприятий, среди которых наиболее важными являются: 1) государственные мероприятия для устранения причин и распространения инфекционных заболеваний; 2) мероприятия, связанные с повышением уровня санитарной культуры населения.

Государственные мероприятия предусматривают постоянное улучшение условий труда и быта населения, строительство различных сооружений с учетом санитарных и противоэпидемических требований. Все это, а также широкое жилищное строительство и благоустройство городов и сел, сооружение водопроводов и канализации ведет к резкому снижению инфекционных заболеваний. Медицинские мероприятия проводятся комплексно. Одно из важнейших профилактических мероприятий – выявление и обезвреживание источников инфекций. Зараженного человека (больного, носителя) как источника инфекции изолируют от людей, госпитализируют и подвергают лечению. Зараженные животные, как правило, уничтожаются.

Мероприятия, направленные на разрыв путей передачи инфекции, тесно связаны с благоустройством жилищ, удалением и обезвреживанием нечистот, правильным водоснабжением. Все они проводятся медицинскими работниками постоянно и включают в себя систематический санитарно-гигиенический контроль за водоснабжением, канализацией, очисткой населенных мест, работой объектов общественного питания и др. Для устранения путей передачи инфекции широко используется дезинфекция, дезинсекция и дератизация, которые осуществляются с помощью различных химических, физических и других средств. Дезинфекция направлена на уничтожение патогенных микробов в окружающей среде. Дезинсекция проводится для уничтожения насекомых, которые могут передавать инфекцию. Дератизация осуществляется с целью истребления грызунов, опасных в эпидемическом отношении. Важное значение для эффективного разрыва путей передачи инфекции имеет активное участие в этом деле населения, выполнение специальных мероприятий, соблюдение правил личной гигиены и др.

Специфическую невосприимчивость населения к инфекционным заболеваниям можно повысить путем проведения прививок (вакцинации), которые выполняются в плановом порядке и по эпидемическим показателям.

Повышение уровня санитарной культуры населения осуществляется путем широкого использования различных средств массовой информации: бесед, лекций, печати, радио, телевидения и др. Тренеры, преподаватели физического воспитания и спортсмены должны хорошо знать причины и особенности распространения инфекционных заболеваний и умело применять меры профилактики и борьбы с ними в различных условиях. Особое внимание следует уделять личной гигиене, соблюдению надлежащих санитарно-гигиенических условий труда и быта, проведению тренировочных занятий.

Во время пребывания спортсменов на учебно-тренировочных сборах, соревнованиях, в спортивно-оздоровительных лагерях необходимо принимать соответствующие меры по предупреждению инфекционных заболеваний. Следует всегда своевременно проводить вакцинацию спортсменов в соответствии с указаниями медицинских работников. В случае возникновения инфекционных заболеваний среди спортсменов необходимо срочно сообщить об этом в медицинское учреждение и изолировать больных. После этого по указаниям медицинских работников следует выполнить ряд мер в отношении лиц, соприкасавшихся с больными, провести необходимую дезинфекцию.

Вопросы для самоконтроля

1. Инфекционные заболевания, определение, классификация по широте охвата населения.

2. Каковы основные источники инфекции, механизм передачи инфекции?

3. Понятие об иммунитете, виды иммунитета.

4. Мероприятия по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями в практике физкультурной и спортивной работы.

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

Глава 6. Модель пространственно-смысловой деятельности в спортивной борьбе и этапы многолетней технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе По вопросам моделирования в спорте ведущее место занимают работы Б.М. Шустина (1975; 1979; 1995).Так, например, в его работе от 1979

Из книги Физическое воспитание детей младшего школьного возраста автора Виленская Татьяна Евгеньевна

Часть пятая. Организационно-методические мероприятия в греко-римской

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

Приложение 7 Сроки допуска к занятиям детей и подростков после острых инфекционных заболеваний и

Из книги Азбука подводной охоты [Для начинающих... и не очень] автора Лагутин Андрей

9.3. Модель пространственно-смысловой деятельности в спортивной борьбе и этапы многолетней технико-тактической подготовки в борьбе дзюдо Во всех странах, культивирующих дзюдо, производится оценка технического мастерства не так, как в бывшем СССР и в настоящей России (по

Из книги Бридж – моя игра автора Горен Чарльз Генри

Утопления и как с ними бороться Следует констатировать неутешительный факт: большинство критически ситуаций под водой заканчиваются утоплениями. Регулярно бывая на водоемах, подводный охотник может встретиться с такой ситуацией - как, впрочем, и любой другой человек,

Из книги С самого начала (путь тренера) автора

Странные расклады и что с ними делать? Одной из типичных причин, мешающих игроку поставить корректную контру, является неумение проанализировать свою руку с точки зрения защитных ценностей. И вовсе не потому, что нет соответствующих методов – они есть и разработаны не

Из книги Программа по пауэрлифтингу автора Головихин Евгений Васильевич

Параграф 25. Совместные семейные спортивные мероприятия Хочу вам предложить на рассмотрение наш опыт работы с семьями. Юных спортсменов на тренировку приводят родственники. Самое удобное время для занятий после 17.30. Родители заканчивают работу, забирают детей из садиков

Из книги Легкая атлетика. Этап спортивно-оздоровительной группы (СОГ). Возраст занимающихся 6–17 лет автора Головихин Евгений Васильевич

Восстановительные мероприятия В нашей стране разработана система восстановительных мероприятий при тренировках с высокими нагрузками для спортсменов высокой квалификации. Отдельные положения этой системы могут быть использованы при организации восстановительных

Из книги Библия триатлета автора Фрил Джо

Восстановительные мероприятия Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировки должно быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические,

Из книги Жизнь в дикой природе [Инструкция по выживанию] автора Гриллс Беар

Причины усталости и борьба с ними Термин «физическая подготовка» достаточно расплывчат. Что такое быть «подготовленным»? Истина состоит в том, что понятие «физической формы» означает совершенно разные вещи для различных людей, и лучше всего его описывать с точки зрения

Из книги Тайцзи-цюань Стиль Чэнь ПУШЕЧНЫЕ УДАРЫ автора Люсинь Гу

Глава 2 ПОХОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Применение инструментов в походе и уход за ними Если вы отправились в длительный поход, вам не обойтись без хорошего ножа или даже нескольких ножей. Они понадобятся во многих случаях: при заготовке дров для костра, при расчистке дороги сквозь

Из книги Восточный путь самоомоложения. Все лучшие техники и методики автора Серикова Галина Алексеевна

Глава 3. Особенности пушечных ударов и связанные с ними вопросы 1. Особенности пушечных ударовРассматриваемые здесь особенности «пушечных ударов» (паочуй) сопоставляются с первым комплексом. Ядром служит усилие-цзинь наматывания нити, правящей силой – внутреннее

Из книги Месси. Гений футбола автора Балаге Гильем

Из книги Гигиена физической культуры и спорта. Учебник автора Коллектив авторов

Из книги автора

Из книги автора

Глава 5. Биологические факторы внешней среды и профилактика инфекционных заболеваний у занимающихся физической культурой 5.1. Инфекционные заболевания и их распространение К биологическим факторам внешней среды относятся болезнетворные (патогенные) микробы, грибки,

Профилактические мероприятия подразделяются на: технические, санитарно-технические и лечебно-профилактические.

К техническим мероприятиям относятся:

  • применение прогрессивной технологии производства (замкнутый цикл, автоматизация, комплексная механизация, дистанционное управление, непрерывность процессов производства, автоматический контроль процессов и операций), исключающей контакт человека с вредными веществами;
  • замена токсичных применяемых веществ на менее токсичные, сухих способов переработки пылящих материалов – мокрыми;
  • выбор соответствующего производственного оборудования и коммуникаций, не допускающих выделения вредных веществ в воздух рабочей зоны в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации при нормальном ведении технологического процесса, а также правильную эксплуатацию санитарно-технического оборудования и устройств;
  • замена пламенного нагрева электрическим, твердого и жидкого топлива – газообразным;
  • герметизация оборудования и коммуникаций; применение для транспортировки пылящих материалов пневматического транспорта.

К санитарно-техническим мероприятиям относятся:

  • устройство местной вытяжной вентиляции, местных отсосов, встроенных в оборудование и сблокированных с ним так, чтобы агрегат не мог работать при выключенном отсосе;
  • применение специальных систем по улавливанию и утилизации газов, рекуперации вредных веществ и очистке от них технологических выбросов, нейтрализации отходов производства, промывных и сточных вод;
  • внедрение систем кондиционирования воздуха с использованием автоматической и контрольно-измерительной аппаратуры, сигнализирующей о загрязнении воздушной среды вредными веществами.

К организационным и лечебно-профилактическим мероприятиям относят:

  • ограничение рабочего дня;
  • увеличение длительности отпуска;
  • применение средств индивидуальной защиты;
  • специальную подготовку и инструктаж обслуживающего персонала;
  • проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, имеющих контакт с вредными веществами;
  • разработку медицинских противопоказаний для работы с конкретными вредными веществами, инструкций по оказанию доврачебной и неотложной медицинской помощи пострадавшим при отравлении;
  • рациональное питание для лиц, работающих с ядовитыми веществами, диетическое питание, режим труда и отдыха.

Вентиляция помещении Вентиляция помещений достигается удалением из них избыточного тепла, избыточной влаги, промышленных ядов и создания в рабочей зоне воздушной среды, отвечающей своими значениями параметров гигиеническим требованиям СанПиН 2.2.4.548-96.

Вентиляцию можно классифицировать следующим образом:

  • по способу организации воздухообмена – на общеобменную, когда смена воздуха осуществляется во всем объеме помещения, и местную, когда смена воздуха осуществляется на конкретных рабочих местах в производственном помещении (воздушный душ, воздушный оазис, воздушные завесы, вытяжные зонты, вытяжные шкафы, вытяжные панели, витринные отсосы);
  • по характеру движущих сил – на естественную, когда воздух перемещается вследствие разности температур воздуха в помещении и наружного воздуха или в результате действия ветра, и искусственную (механическую), когда воздух приводится в движение с помощью вентиляторов;
  • по принципу действия – на приточную (подача воздуха) и вытяжную (удаление воздуха);
  • по конструктивным особенностям – канальную и бесканальную.

В производственных помещениях, где возможно внезапное (аварийное) поступление в воздух рабочей зоны больших количеств вредных паров и газов, наряду с работой общеобменной вентиляции предусматривается устройство аварийной вентиляции.

Аварийная вентиляция предусматривается в компрессорных цехах аммиачных холодильных установок для удаления аммиака в случае аварии; аварийная противодымная вентиляция устанавливается для удаления дыма при пожаре для обеспечения эвакуации людей из помещений здания в начальной стадии пожара.

Для эффективной работы системы вентиляции необходимо выполнение следующих технических и санитарно-гигиенических требований:

  • количество приточного воздуха должно соответствовать количеству удаляемого или разница между ними должна быть минимальной;
  • приточные и вытяжные системы в помещении должны быть правильно размещены. Свежий воздух необходимо подавать в те части помещения, где количество вредных выделений минимальное, а удалять – где количество вредных выделений максимальное. Приток воздуха должен производиться, как правило, в рабочую зону, а вытяжка – из верхней зоны помещения. В ряде случаев (при удалении вредных газов с плотностью большей, чем у воздуха, например, фреона) вытяжку производят из нижней зоны;
  • система вентиляции не должна создавать шум на рабочих местах, превышающий предельно допустимый уровень;
  • система вентиляции не должна вызывать переохлаждения или перегрева работающих;
  • система вентиляции должна быть электро-, пожаро-, взрывобезопасна, простая по устройству, надежна в эксплуатации и эффективна.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое микроклимат в производственных помещениях?
  • 2. Как осуществляется терморегуляция организма человека?
  • 3. Как нормируется микроклимат?
  • 4. Как проводятся измерение параметров микроклимата на рабочем месте?
  • 5. Что относится к основным мероприятиям по обеспечению благоприятного микроклимата?
  • 6. С какой целью необходимо проводить ионизацию воздуха в помещениях?
  • 7. Как нормируется аэроионный состав воздуха в помещениях?
  • 8. Какие вещества на производстве называются вредными?
  • 9. Какое действие на организм человека могут оказывать вредные вещества?
  • 10. Какими показателями характеризуется вредное воздействие веществ?
  • 11. Как образуется производственная пыль?
  • 12. Какие вредные и опасные свойства имеют производственные пыли?
  • 13. Как нормируется содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны?
  • 14. Какие вредные свойства для здоровья человека имеет аммиак и фреон?
  • 15. Какое действие на человека оказывает сероводород?
  • 16. В чем заключается опасность для здоровья человека оксида углерода?
  • 17. Какое действие на человека оказывают хлор и фосген?
  • 18. По каким показателям проводится контроль состояния загрязнения воздуха рабочей зоны?
  • 19. Какими методами проводится контроль воздушной среды на наличие вредных веществ?
  • 20. Какие мероприятия проводятся для профилактики заболеваний от загрязнения производственной среды вредными веществами?

ВИЧ-инфекция смело вошла в XXI век. ВИЧ поражает и уносит жизни огромного числа молодых людей во многих странах мира. Вакцина от заболевания еще не разработана, поэтому профилактика ВИЧ-инфекции приобретает все большее значение.

Для предупреждения распространения инфекции в нашей стране разработан и применяется целый комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий, включающий санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и административные меры. Борьба с наркоманией, проституцией и гомосексуализмом, финансирование лечебно-профилактических мероприятий (расширение масштабов тестирования на ВИЧ, закупка необходимых лекарственных препаратов для проведения антиретровирусной терапии в полном объеме всем нуждающимся и др.) — лишь часть значимых задач государства в борьбе с ВИЧ.

Пресечение путей распространения ВИЧ-инфекции — основная мера борьбы с заболеванием.

Рис. 1. Вновь созданные вирионы ВИЧ выходят из клетки-мишени.

Мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции

I. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекционного заболевания.

  • Общественная профилактика (проводится государством и органами здравоохранения).
  • Санитарная пропаганда и санитарное просвещение.
  • Личная профилактика.

II. Профилактика ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях.

III. Профилактика СПИДа.

Рис. 2. Кровь на ВИЧ в нашей стране можно сдать анонимно и бесплатно.

Пресечение путей распространения инфекции

Пресечение путей распространения инфекции — основная мера борьбы с ВИЧ-инфекцией.

Мероприятия по пресечению путей распространения ВИЧ-инфекции направлены на: предупреждение передачи ВИЧ половым путем, при инъекциях наркотиков, вертикальным путем (от матери к плоду), с донорской кровью и другим донорским материалом (трансплантация органов, искусственное оплодотворение), при медицинских манипуляциях.

Рис. 3. Половой и парентеральный (через кровь) пути передачи инфекции являются основными и наиболее опасными в эпидемиологическом плане.

Санитарное просвещение и санитарная пропаганда

Огромное значение в борьбе с ВИЧ имеет нравственное и правильное сексуальное воспитание человека. Необходимо постоянно проводить просветительскую работу по профилактике заболеваний, передающихся половым путем, пропаганду защищенного секса и необходимость использования наркоманами только одноразовых шприцов.

Рис. 4. Использование наркоманами одноразовых шприцов и презервативов при половых актах защитят от ВИЧ-инфицирования.

Личная профилактика ВИЧ-инфекции

Личная профилактика ВИЧ-инфекции включает в себя ряд мероприятий, позволяющих уберечь себя и близких от инфицирования ВИЧ. Здоровый образ жизни, моногамные отношения, тестирование на ВИЧ, отказ от наркотиков, защищенный секс, соблюдение личной гигиены — главные из них. Использование мембранных контрацептивов в сочетании со спермицидами — наиболее эффективное средство предупреждения ВИЧ-инфекции.

Презерватив необходимо применять при любой форме полового акта.

Рис. 5. Защищенный секс убережет от инфекций, передающихся половым путем.

Медицинские профилактические мероприятия

Медицинские профилактические мероприятия включают в себя:

  • своевременное выявление и адекватное лечение больных с ВИЧ-инфекцией;
  • организация обследования, в том числе анонимного, на ВИЧ;
  • обследование на ВИЧ лиц из групп риска, беременных, доноров и др.;
  • установление строго контроля за донорской кровью, трансплантатами, биологическим материалом, использующимся при искусственном оплодотворении, системами диализа и др.;
  • обеспечение безопасности любых медицинских мероприятий и манипуляций;
  • профилактические мероприятия по предупреждению передачи ВИЧ детям от инфицированных матерей.

Рис. 6. В эпидемиологическом плане наибольшую опасность представляют такие биологические жидкости, как кровь.

Профилактика ВИЧ-инфицирования в медицинских учреждениях

Профилактика ВИЧ-инфицирования в медицинских учреждениях включает в себя соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в специализированных клинических отделениях и лабораториях (как при гепатите В).

Необходимо более широко внедрять разовые медицинские инструменты, правильно обрабатывать медицинские инструменты многоразового пользования.

При работе с ВИЧ-больными и инфицированным материалом медицинский персонал обязан использовать индивидуальные средства защиты и избегать повреждения кожи острыми инструментами.

Рис. 7. При оказании медицинской помощи ВИЧ-больным необходимо использовать индивидуальные средства защиты.

Профессиональный контакт. Действия медицинского работника

Вирусы иммунодефицита крайне устойчивы в биологических жидкостях, что обуславливает повышенные требования к мерам безопасности медицинских работников:

  • при попадании крови больного на слизистые оболочки или поврежденные кожные покровы следует незамедлительно провести мероприятия по их обработке;
  • при высоком риске заражения в течение первых суток начать медикаментозную профилактику.

Инфицирование медицинского работника происходит при травмах инфицированной иглой или хирургическим инструментом, при контакте с инфицированным биологическим материалом рук медицинского работника, имеющего повреждения кожных покровов, при попадании в нос, глаза и рот инфицированного биологического материала (кровь, гной и др.), что происходит при разбрызгивании.

Действия медицинского работника:

  • При инфицировании участки кожных покровов обрабатываются 70% спиртом и обмываются мыльным раствором, после чего вновь обрабатываются спиртом.
  • Слизистые оболочки обрабатываются 0,05% марганцовокислым калием.
  • Ротовая полость и горло ополаскиваются 0,05% марганцовокислым калием или 70% спиртом.
  • Полость носа и глаза промываются чистыми руками и закапываются 20 — 30% раствором альбуцида.
  • При порезах и уколах из ранки выдавливается кровь, далее руки моются проточной водой с мылом и обрабатываются 70% спиртом, далее — 5% спиртовым раствором йода. Поврежденные участки заклеиваются бактерицидным пластырем.
  • Рабочая одежда погружается в дезраствор или укладывается в бикс для автоклавирования.

Работа с заведомо инфицированным материалом производится в перчатках, очках, фартуках и пр.

Рис. 8. При травмах инфицированной иглой или хирургическим инструментом медицинский работник должен незамедлительно обработать поврежденный участок.

Противоэпидемический режим в отделениях для больных ВИЧ

Противоэпидемический режим в отделениях для больных ВИЧ соответствует таковому при гепатите В:

  • Больные с установленным диагнозом ВИЧ-инфекции или подозрительные на инфицирование лица размещаются в отдельных боксах или палатах.
  • Обслуживание больных производится в перчатках.
  • Постельное и нательное белье больных и зубные щетки, детские игрушки дезинфицируются методом кипячения в течение 20 — 25 минут.
  • Материал от больных хранится и выносится в специальных закрытых контейнерах или металлических пеналах.
  • Перевязочный материал перед удалением обезвреживается дезраствором или кипятится в течение 25 минут.
  • Инструментарий, катетеры, зонды и изделия из резины после использования погружаются на 15 минут в моющий раствор, подогретый до 70 о С.
  • Биологический материал перед спуском в канализацию дезинфицируется в течение 1 часа раствором гипохлорита натрия в соотношении 1:5.
  • Белье больного перед стиркой кипятится 25 минут или замачивается на 1 час в 3% растворе хлорамина.
  • Посуда и предметы ухода обеззараживаются путем погружения в 3% раствор хлорамина или 1,5% раствор кальция гипохлорита, или 3% раствор хлорной извести осветленный.

Обслуживающий больных персонал и сотрудники лаборатории, исследующие инфицированный материал, обследуются на наличие антител к ВИЧ 1 раз в год.

Рис. 9. Дезсредства, применяемые для обеззараживания материалов в инфекционных отделениях для лечения ВИЧ-больных и гепатитом В.

Профилактические мероприятия по предупреждению передачи ВИЧ от матери ребенку

ВИЧ-инфекция детям передается от родителей. Как правило, это семьи высокого риска, где находятся больные СПИДом, наркоманы, лица со склонностью к многочисленным случайным половым актам и др.

Ребенок от матери заражается во время беременности (чаще на поздних сроках), во время родов и при грудном вскармливании. Проведение профилактических мероприятий значительно снижает риск передачи инфекции и если их не проводить, то вероятность заболевания ребенка достигает 20 — 40%.

Для достижения максимальной эффективности профилактических мероприятий необходимо:

  • снизить вирусную нагрузку у матери во время беременности, а также во время родов до неопределяемого уровня, что достигается путем проведения полноценного антиретровирусного лечения;
  • предотвратить контакт ребенка во время родов с кровью и вагинальным содержимым, что достигается путем родоразрешения с применение кесарева сечения;
  • предотвратить контакт ребенка после родов с грудным молоком (отказ от грудного вскармливания).

Для предотвращения заражения детей необходимо:

  • проводить плановое обследование всех беременных на ВИЧ-инфекцию;
  • при обнаружении заболевания беременной назначается противовирусное лечение, что снижает риск заболеваемости ребенка до 8%;
  • при выявлении ВИЧ-инфекции у беременной во время родов также назначается антиретровирусные препараты;
  • при согласии оказывается помощь по прерыванию нежелательной беременности;
  • химиопрофилактика детям назначается не позднее 72 часов после рождения.

Рис. 10. При назначении лечения сразу после родов ребенок выздоравливает через 18 месяцев.

Профилактика СПИДа

Предотвратить и отсрочить развитие угрожающих жизни больного состояний — основная задача терапии ВИЧ-инфекции. При снижении содержания в крови CD4-лимфоцитов от 500 до 200 в 1 мм 3 появляется риск развития СПИД-маркерных заболеваний бактериальной, грибковой, вирусной и паразитарной природы с неосложненным течением. По мере снижения иммунитета начинают развиваться тяжелые оппортунистические заболевания. Больным необходимо постоянно следить за состоянием своего здоровья и проходить плановые обследования, что позволит врачу своевременно провести профилактику развития угрожающих оппортунистических инфекций.