Опыт работы учителя обж. Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. этап – заключительный

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность жизнедеятельности детей на дороге представляет собой серьезную проблему современности. Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем - школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Большое значение в решении данной проблемы имеет формирование культуры поведения на дорогах, которое начинается в самом юном возрасте и продолжается в течение всей жизни.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

В нашем детском саду ведется планомерная, целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Работа строится в четырех направления:

С педагогами

С детьми

С родителями

С организациями социума

Цель: создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

  • Создать в педагогическом коллективе атмосферы значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».
  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
  • Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
  • Активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке.
  • Организовать предметно – развивающую среду в ДОУ по проблеме.
  • Привлечь к взаимодействию органы образования, здравоохранения, организации социума.

Принципы организации образовательного процесса:

  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  • Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Методы и технологии, применяемые с детьми:

  • Интерактивный метод обучения.
  • Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
  • Личностно-ориентированная технология.
  • Технология игрового обучения.
  • Метод наблюдения и беседы.

Методы активизации родителей и педагогов:

  • Обсуждение разных точек зрения.
  • Решение проблемных задач семейного воспитания.
  • Ролевое проигрывание ситуаций.
  • Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
  • Обращение к опыту родителей.

Работа с детьми строится в рамках реализуемых программ:

Комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой (с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования)

Парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой.

Общий объем знаний по обучению правилам дорожного движения рассчитывается в соответствии с возрастом, реализуемыми программами и включает время, отведенное на:

Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

Самостоятельную деятельность детей;

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Задачи психолого-педагогической работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма решаются интегрировано в ходе освоения следующих образовательных областей:

Образовательная область

Формы работы с детьми

«Безопасность»

Непосредственно образовательная деятельность

Игры

Беседы

Праздники, развлечения

Экскурсии

Просмотр видеофильмов, слайдов

«Здоровье»

Подвижные игры

Праздники, развлечения

«Социализация»

Сюжетно-ролевая игра

Дидактические игры

«Познание»

Непосредственно-образовательная деятельность

Беседы, рассматривание иллюстраций

Выпуск газет

Игры

Конструктивная деятельность

Просмотр видеофильмов, слайдов

Познавательно-исследовательская деятельность

«Чтение художественной литературы»

Чтение художественной литературы

Беседа о прочитанном произведении

Викторины

«Художественное творчество»

Продуктивная деятельность

Выставки поделок

«Музыка»

Игры

Праздники

Развлечения

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма планируется в соответствии с перспективным планом и в рамках комплексно-тематического планирования. (ежемесячно - неделя безопасности). Приоритетным направлением при организации и проведении недели безопасности является работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей правилам дорожного движения планируется 1 раз в месяц. Длительность: вторая младшая - не более 15 минут, средняя группа – не более 20 минут, старшая группа – не более 20 минут, подготовительная к школе группа – не более 30 минут. С детьми старшего дошкольного возраста не реже 1 раза в 2 месяца планируются экскурсии и целевые прогулки. Игры на автотранспортной площадке организуются 2 раза в месяц в соответствии с графиком.

Формы работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

    • чтение художественной литературы(«Жила-была зебра», «Дорожная азбука»)
    • праздники, развлечения («В гостях у светофора», «Дорожная азбука»0
    • викторины, («Что? Где? Когда?»)
    • экскурсии к перекрестку, целевые прогулки «Как у наших у ворот дорожный знак живет»
    • решение проблемных ситуаций (моделирование ситуаций на дороге)
    • просмотр видеофильмов, слайдов («Торопыжка», «Азбука города»)
    • дидактические игры в том числе авторские: «Помоги смешарику добраться домой»
    • встреча с инспектором ОГИБДД (беседа о работе инспектора ОГИБДД, моделирование ситуаций на дороге)
    • непосредственно-образовательная деятельность («Прогулка по улице города»)
    • театрализованные постановки, в том числе авторские «Как козлята научили волка правилам дорожного движения»
    • изготовление совместно с родителями маршрута безопасного пути в детский сад

Формы методической работы с педагогами

  • консультации («Организация игр на транспортной площадке»)
  • конкурсы («Уголок безопасности»)
  • открытые мероприятия, обсуждение, анализ
  • семинары («Традиции и инновации в изучении правил дорожного движения»)
  • выставка методической литературы по теме
  • изучение новинок методической литературы по теме
  • педсовет («Пути совершенствования работы по профилактике ДДТТ»)

Формы работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

  • родительские собрания с приглашением инспектора ОГИБДД
  • консультации «Что должен знать ребенок о правилах дорожного движения»)
  • дни открытых дверей («Внимание! Дорога!»)
  • выпуск стенгазеты «Мы вместе», посвященной профилактике ДДТТ
  • совместные праздники, развлечения «Жили-были дорожные знаки»)
  • выставки, конкурсы («Светофор», «Макет города»)
  • выпуск буклетов, памяток (Пристегни самое дорогое», «Очень важен пример взрослых»
  • папки раскладки, стенды

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с организациями социума

Хотелось бы более подробно остановиться на стенгазете «Мы вместе», посвященной профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель и задачи данной работы:

  1. 1.Установление широкого круга коммуникаций с родителями, воспитателями, представителями социума, совместная педагогическая деятельность воспитателей и родителей, оказания содействия родителям в воспитании и образовании детей.
  2. 2.Использование нетрадиционной формы работы с целью активизации родителей..

Редколлегия стенгазеты: воспитатели, родители, представители социума.

В рубрике «Дошкольное образования и воспитание» родителям были даны рекомендации, памятки по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге. В рубрике «Социальное партнерство родителей и воспитателей» была показана совместная работа детского сада и семьи: фото совместных праздников, развлечений по профилактике ДДТТ, фото выставок совместного творчества детей и родителей по данной теме. В рубрике «Опыт семейного воспитания» родители делились личным опытом воспитания у детей безопасного поведения на дороге. В рубрике «Творческая мозаика» были представлены интересные идеи по оформлении уголка безопасности совместными усилиями воспитателей и родителей. В стенгазете также была представлена информация о работе детского сада и организаций социума по данной проблеме: фото совместных мероприятий детского сада и школы, фото мероприятий, организованных совместно с инспектором ОГИБДД. Неотъемлемым атрибутом данной стенгазеты являлись буклеты «Пристегни самое дорогое!», «Очень важен пример взрослых».

Итоговым мероприятием в работе с детьми подготовительной к школе группы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма стала игра «Что? Где? Когда?», где были задействованы все участники образовательного пространства. В игре принимали участие две команды детей, вопросы и задания приготовили детям: заведующий, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, инспектор ОГИБДД, врач скорой помощи, родители, старшеклассники школы социума. Были использованы видеовопросы, аудивопросы. задание в виде кроссворда, старшеклассники приготовили детям вопрос в виде жестов регулировщика и моделирования ситуаций на дороге. Зрителями и болельщиками стали родители и воспитанники старшей группы.

Данная система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма помогла нам добиться положительных результатов: у педагогов повысился уровень профессиональной компетентности в данной проблеме, активизировано внимание родительской общественности и социума к проблеме воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге, у воспитанников сформированы практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного движения.

Все мы педагоги, пытаемся ответить на вопрос:

”Как обеспечить безопасность

и здоровый образ жизни наших детей?

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент. Все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в различных ситуациях, в которых ребёнок может просто растеряться.

Работа по формированию основ безопасного поведения в нашем детском саду реализуется в рамках программы Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Целями моей работы являются:

 обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и формированию у них необходимых навыков;

 взаимодействие с ГИБДД и другими организациями.

 развитие внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Положительные результаты появляются только при решении нескольких задач:

Дать детям первоначальные знания о правилах безопасного поведения на улице, в транспорте, Научить адекватно, осознано действовать в той или иной обстановке.

Учить ребенка самостоятельности и ответственности.

Мною выделены основные направления в работе по формированию основ безопасного поведения детей на улице:

работа с педагогическим коллективом,

работа с детьми,

работа с родителями.

Работа с педагогами.

В нашем МДОУ реализуются такие формы работы:

изучение инструкций,

консультации,

практические занятия,

организационные собрания,

консультации по подготовке и проведению развлечений,

конкурсы на лучший конспект занятия, дидактическую игру.

В помощь педагогам в методическом кабинете имеются разработанные памятки, тематические планы по возрастам, подобрана методическая и детская художественная литература, разработаны примерные конспекты занятий, бесе. Для наглядности в работе с детьми картины, макеты, фотоальбомы, аудио- и видеозаписи. Со временем мною был накоплен опыт и проведена большая работа среди сотрудников, анкетирование воспитателей по теме « Безопасность на дороге», выступления на заседании педсоветов по темам «Безопасность и здоровье наших детей».

Таким образом, безопасный образ жизни дошкольников возможен лишь при постоянном общении взрослого с ребенком: искать выход из трудного положения, вместе обсуждать проблемы, вести диалоги, познавать, делать открытия, удивляться. Я надеюсь, что творческий подход к решению проблемы безопасного поведения ребенка на улице, поможет предвидеть и по возможности избегать встречи с опасностью на улицах города.

Работа с детьми.

Работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах осуществляется через:

тематические занятия и беседы. Проведение комплексных занятий по темам: «Правила уличного движения».

Использование на занятиях дидактических и развивающих игр: «Дорожные знаки», «Азбука пешехода», а также демонстрационного материала в виде карточек «дорожные знаки».

Знакомство детей с художественными произведениями по безопасности в результате формируют у детей творческое воображение и они сами могут разыгрывать инсценировки, организовывать сюжетно-ролевые игры и театрализованные представления.

На данном этапе закрепляются приобретённые знания детей о безопасности дорожного движения:

запрещающие и разрешающие знаки,

знаки сервиса,

сигналы светофора и их соответствие движениям регулировщика,

опасный перекрёсток и островок безопасности на нём,

место игр на улице и их виды,

правила поведения в общественном транспорте

и многое другое.

В результате полученных знаний у детей по безопасному поведению на улице, которые совершенствуются на практических занятиях и развлечениях (“Красный, жёлтый, зелёный”, “Путешествие в страну дорожных знаков”), в виде соревнований.

Я считаю, что необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения является создание соответствующей материальной базы уголка по обучению детей правилам дорожного движения. Создавая эти уголки, необходимо творчески и с фантазией отнестись к этой работе.


Виноградова Ольга Юрьевна
Воспитатель МДОУ «Эммаусский детский сад общеразвивающего вида»;
Педагогический стаж 14 лет;
1 квалификационная категория.
Описание опыта работы по теме:
«Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности в условиях ФГОС».
Актуальность:
Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В.Ломоносова, В.А.Левицкого, И.М.Сеченова, Вернадского и др. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идёт интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Реалии современного мира, техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность и т.д. подтверждает бесспорную актуальность данной темы.
Условия возникновения опыта: дошкольных учреждений, общественности, родителей. В связи с этим остро встает вопрос о социальном развитии ребенка-процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Мы учим его жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становиться социально компетентным. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому, «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети осознали, что нужно беречь и защищать свою жизнь. Я обратила внимание на данную проблему и пришла к выводу, что нельзя оставить ее без внимания, и решила вести работу по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея:
Чтобы прожить жизнь так или иначе, сначала ее надо сохранить, основы безопасности жизнедеятельности – сумма знаний об общепринятых человеком нормах поведения и умение действовать в сложной опасной ситуации. Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для формирования у дошкольников знаний, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Цели и задачи:
Задачи в работе с детьми:
-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
-формировать знания детей о правилах поведения при пожаре,о правилах дорожного движения;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;
Задачи в рабате с родителями:
-знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
Теоретическая база опыта:
В своей работе я ориентируюсь на программу «Из детства – в отрочество» Т.Н. Доронова и др., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Г.Б. «Безопасность». Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук», Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет»
Технологический аспект:
Свою работу по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности я начала с создания предметно-развивающей среды. В первую очередь необходимо было пополнить среду разнообразными дидактическими играми и наглядным материалом. Совместно с родителями мной была создана богатая картотека, куда вошли разнообразные игры по основам безопасности. В мой план работы вошли также различные экскурсии, беседы, развлечения.
Результативность: - знания детей значительно пополнились; - дети усвоили правила поведения в лесу, у водоема, различают съедобные и несъедобные грибы и ягоды и т.д. - сформированы знания о правилах пожарной безопасности и ПДД; - дети усвоили знания о здоровом образе жизни; - систематизированы знания детей о контактах с незнакомыми людьми дома и на улице; - многие родители стали внимательнее относится к вопросу формирования у детей основ безопасности;
Направленность:
Данный опыт может быть использован воспитателями старшей и подготовительной группы.


Приложенные файлы

Личный опыт работы с дошкольниками по Основам Безопасности Жизнедеятельности в средней возрастной группе.

Свою статью я хотела бы начать со слов философов, которые говорят, что " Жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" и работая в детском саду более шести лет мне хочется их счастливые моменты сделать еще и безопасными.

Нет ничего дороже, чем жизнь и здоровье ребенка, главная моя задача дать понять ребенку, что его жизнь — это «сложный организм», чтобы о себе позаботиться нужно соблюдать определённые правила безопасности.

Все дошкольники очень любознательные, это естественно, хочется все «потрогать», «понюхать», «попробовать», в этом вся и проблема, ведь дети 3-4 лет не могут позаботиться о себе в полном объеме, опираясь на нехватку опыта, и опираясь на свою любознательность, могут попасть в неприятную ситуацию, которая будет касаться жизни и здоровья ребёнка…Одна главная проблема будет в том, что не объяснили, не донесли до ребенка информацию о правах безопасности.

Дошкольный возраст - это тот период жизни, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу, при встрече с бродячими животными.

Но безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача педагога - стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Ряд принципов и задач, которые я использую в работе с детьми:

1.Дать детям представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

2.«Электроприборы», закрепляем представления детей о электроприборах, их значении для людей, о правилах пользования ими.

3.«Кошки и собаки - наши соседи», учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться.

4.Познакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице.

5.Транспорт и правила дорожного движения. Закрепить представления о транспорте, о правилах поведения в нем, на дороге.

6.Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, вести ЗОЖ, есть овощи и фрукты, чтобы быть здоровым.

7.Насекомые. Формировать у детей представление о насекомых, о правилах поведения при встрече с ними.

8.Познакомить детей с нормами и правилами поведения в отношениях с незнакомыми людьми и незнакомыми предметами.

9.«Самый большой друг» развивать у детей объективно оценивать положительные качества друзей и новых знакомых, не обольщаться внешними данными, доверять тем ребятам кто доказал свою дружбу.

Результаты работы:

1.знание дорожной азбуки, культуры поведения на дороге и в транспорте,

2.развитие представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях (дети могут самостоятельно вызвать по телефону службу спасения)

3.формирование навыков здоровьезберегающего поведения.

Самым главным результатом, который мы достигли, является то, что они осознали, что главнее жизни и здоровья у человека нет, и посредственно к нему относиться нельзя. Здоровье надо беречь.

Список использованной литературы:

1.Образовательная ситуация к программе «Развитие» для средней группы детского сада/ под ред. А.И. Булычевой.-М.: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016.-182 с.

2. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.: АСТ, 1998.

3. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.

Описание профессиональной деятельности

преподавателя – организатора ОБЖ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Каптыревская средняя общеобразовательная школа»

Гайтерова Алексея Николаевича

« Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить».

Адольф Дистервег.

Именно под таким девизом я выстраиваю свою профессиональную деятельность. Педагог, по моему мнению, должен научить учеников находить истину во всём, а не давать ее, как говориться, в готовом виде. Плох тот учитель, который лишь укажет, что так, мол, и так, и не объяснит почему? А хороший учитель поведёт ученика по истории вопроса, познакомит с разными точками зрения, мнениями, а потом спросит школяра, как он думает, как считает, какие умозаключения имеет! И если что, то немножко, не обидев, «подскажет, подтолкнёт» к правильному решению, да так искусно, что ученик и не заметит его участия. Так ученик обретает бесценный опыт в процессе выполнения своих задач и проблем. Чем богаче жизненный опыт, тем точнее истина. Я думаю, что обучение должно происходить в общении, во взаимодействии, через разговоры, дела, работу. Главная задача учителя - не давать ответ на вопрос, главное - направить ученика на путь самостоятельных поисков ответов. Следуя этому девизу, моя роль на уроке и во внеурочное время основывается на позиции помощника, наставника, сопровождающего активный поиск моих учащихся. Реализации моего кредо способствуют следующие технологии: информационно-коммуникационные, метод проектов, проблемно-развивающая технология, игровые, технологии ИОСО.

Тема моего самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности». Считаю, что использование ИКТ делает процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.

Успешно применяю технологию индивидуально-дифференцированного обучения, традиционное обучение с включением элементов развивающего обучения. Решая проблему развития познавательной активности личности школьников, формирую творческий потенциал самостоятельно-образовательной деятельности учащихся на основе использования технологии проектного обучения. Использование в работе различных технологий позволяет моим ученикам успешно усваивать знания, развиваться, добиваться высоких результатов в учебной и внеурочной деятельности.

Успеваемость

Обученность

Исходя из специфики моего предмета, мною систематически используется интеграция с другими школьными дисциплинами: биологией, химией, физкультурой. Интеграция с другими предметами рождает новые нестандартные формы уроков: диспуты, игры, тренинги, лаборатории и др. Использование примеров интеграции дает положительные результаты: дети готовят доклады, рефераты, пишут заметки для школьного информационного уголка, проводят опыты и ставят эксперименты, в результате которых самостоятельно делают выводы о пользе или вреде современных благ в жизни человека. Идеями своей экспериментальной работы учащиеся делятся с одноклассниками и другими учащимися школы на заседаниях школьного научного общества. Самые удачные проектные и исследовательские работы становятся участниками муниципальных и краевых НПК, демонстрируя высокий уровень сформированности умений исследователя у учащихся, сопровождение которых я осуществляю.

Название конкурса

Участник

Название проектной или исследовательской работы

Результат

Муниципальный этап НПК

«Как влияет шумовое загрязнение на здоровье человека?»

«Зачем нужно знать азбуку дорожного движения?»

«Что выбрать: жизнь или курение?»

Участники конкурса (грамоты школьного уровня)

Участники конкурса (свидетельства краевого уровня)

Муниципальная ярмарка идей

Проект авто-велогородка

Грамота участников

Муниципальный этап НПК

«Что пожуешь, то и поживёшь»

«Радуга здоровья»

«Кто лучший водитель: женщина или мужчина?»

Победитель (1 место)

Призер конкурса (грамота)

Краевой конкурс юных исследователей «Страна чудес – страна исследователей»

«Что пожуешь, то и поживёшь»

Участник конкурса

Кроме того, мои учащиеся являются активными участниками предметных конкурсов разного уровня, способствующих проверке полученных теоретических знаний на практике:

Название конкурса

Участник

Результат

5-11 классов

4 человека – победители муниципального этапа

Муниципальная олимпиада по ОБЖ

Учащиеся 5-11 классов школы

1 ученица – 3 место

Дистанционная олимпиада «Знатоки ПДД»

5-11 классы

1 ученик – призер муниципального этапа

Всероссийский конкурс – игра по ОБЖ «Муравей 2011»

1-11 классы (43 человека)

2 ученицы – 3 место среди участников РФ, 1 ученица – лауреат конкурса

Всероссийский конкурс – игра по ОБЖ «Спасатели 2011»

1-11 классы (13 человека)

Участники конкурса (сертификаты участников)

На своих уроках я создаю условия обеспечивающие успешность каждого ученика. В практике своей работы широко использую различные приёмы, методы и формы организации учебной деятельности: семинары, практические занятия, уроки–лекции, игры, уроки–диспуты, различные компьютерные обучающие и контролирующие тесты, индивидуальные задания, парную и групповую работу, проектную деятельность, нестандартные и разноуровневые задания, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

Внеурочная деятельность по предмету в моей практике тоже разнообразна и креативна.

Реализуя стандарт второго поколения в начальной школе, мною были разработаны и внедряются в практику два учебных модуля «Расти здоровым» и «Школа дорожных наук». В рамках данных модулей посредством организации сюжетной и ролевой игры малыши получают знания по сохранению своего здоровья, по правилам организации рабочего дня и отдыха, учатся навыкам правильного поведения в классе, лома и в природе, получают знания по поведению на дороге и способам защиты себя и окружающих в опасных ситуациях. Наличие наглядного материала, занимательных и творческих заданий способствует положительному отношению учащихся и их родителей к преподаваемым истинам.

Для среднего и старшего звена мною модифицированы три учебных курса, основной целью которых стало сохранение здоровья учащихся и привитие навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях («Безопасность выживания», «Будь готов», «Терроризм и безопасность» - 8-10 классы). Учащиеся 5 – 7 классов являются активными участниками школьного отряда ЮИД «ПДДешка». В результате организованной работы отряда систематически обновляются школьный и классные уголки безопасности, ведутся классные часы для учащихся 1 – 8 классов, проводятся игры и викторины по правилам дорожного движения. Кроме того, команда школы ежегодно успешно выступает на муниципальном конкурсе «Безопасное колесо.

2010 – 2011 учебный год – 1 ученик занял 3 место при прохождении испытания по велогородку;

2011 – 2012 учебный год – 1 ученица 3 место в номинации «Автогородок», 1 ученик 2 место в номинации «Знание основ оказания первой доврачебной помощи», 2 командное место в номинации «Основы безопасности жизнедеятельности» и 2 командное место в конкурсе «Безопасное колесо» среди школ района.

Учащиеся активно участвуют в конкурсах рисунков на темы ПДД и пожарной безопасности. 2010-11 учебный год – 15 грамот за участие в конкурсах рисунков по ПДД, 2011-12 учебный год – 1 место в районном конкурсе рисунков «Я и улица моя».

Участвуя в соревнованиях по велокроссу и велотреку учащиеся также демонстрируют высокие достижения на уровне района: 2011-12 год – 1 ученик 1 место, 1 ученица 1 место и 1 ученик 3 место по велокроссу; 1 ученик 1 место, 1 ученик 2 место и 1 ученик 3 место по велотреку.

Второй год являюсь классным руководителем коррекционного 6 – 7 класса. С целью реализации одной из основных идей коррекционного обучения и воспитания – социализация подрастающего поколения в обществе – разработал и реализую программу воспитательной работы «Взрослеем вместе». В ходе классных часов, диспутов, деловых игр и коллективных дел осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планируемую деятельность для создания условий саморазвития и самореализации личности каждого из учащихся, его успешной социализации в обществе. Формирую у каждого ученика мотивацию к учению, опираясь на изученные возрастные и индивидуальные особенности. Я определил для себя, что для решения педагогических задач нужен гуманный путь, когда учитель сотрудничает с детьми, сопереживает им, радуется с ними их успехам.

Мои основные педагогические принципы :

    Ученик – это, прежде всего, Человек и относиться к нему надо как к равному;

    Вселять в ребенка веру в себя, стимулировать к самосовершенствованию, предлагать руку помощи там, где это необходимо;

    Радоваться успехам своих учеников;

    Уметь правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;

    Не искать легкого пути в общении с детьми, находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и взаимопонимания;

    Уметь извиняться, если ты не прав, иметь авторитет среди детей;

    Не иметь любимчиков, любить всех и каждого в отдельности.

Как классный руководитель, большое внимание уделяю работе с родителями. Цели, которые ставлю при планировании собраний, способствуют выработке единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Постоянно совершенствую свое профессиональное мастерство для более полного обеспечения стандартов образования через курсы повышения квалификации. Так, в марте 2012 года прослушал первую сессию краевых выездных курсов ПК, преподавателем которых является Минова М. В. «ФГОС в основной школе в рамках ИОСО». Вторая сессия состоится в октябре 2012 года.

Активно участвую в работе РМЦ учителей ОБЖ, делясь опытом работы с коллегами, и получаю их бесценный опыт для совершенствования своей деятельности.

За добросовестный труд, профессионализм и личный вклад в воспитание подрастающего поколения награждён Благодарственным письмом Администрации Шушенского района и грамотами школы.

Преподаватель – организатор ОБЖ А.Н. Гайтеров

Директор школы Е.Г. Ильин