Основные стили отношений родителей и детей – какой из них в Вашей семье? Тема «Стили педагогического общения

В целом, либеральный стиль характеризуется предоставлением большой свободы действий в отношении своих подопечных. Это могут быть действия относительно детей, воспитанников, учащихся или подчиненных.

При этом, либеральный стиль подразумевает право подопечных самостоятельно принимать решения и отвечать за последствия таких решений.

Авторитарно- либеральный стиль

Такой руководитель полагает, что его сотрудники это квалифицированные работники, которые обладают достаточными знаниями и опытом.

При этом, такой стиль руководства вовсе не отменяет ответственности подчиненных. Грамотный руководитель, доверяя своим сотрудникам, всегда контролирует их работу и направляет её. А в случае допущения нарушений, неизбежно наступает ответственность.

Поэтому либеральность в руководстве не имеет ничего общего с равнодушием и самоустранением.

Либеральный стиль лидерства схож с аналогичным стилем руководства, поскольку любое руководство является формой лидерства.

Он также предполагает уважение и понимание, но и предусматривает наличие взаимной ответственности.

Либерально- демократический стиль

Либерально-демократический стиль характеризуется возможностью подчиненных высказывать и настаивать на своем мнении. Такое мнение обязательно обсуждается в коллективе.

Руководитель прислушивается к мнению большинства. Его положение можно выразить фразой «первый среди равных».

Решение в таком коллективе принимаются в соответствии с мнением большинства. Руководитель, даже если его позиция иная, чем позиция большинства, отступает и соглашается с мнением коллектива.

Либерально- попустительский стиль

Либерально-попустительский стиль принципиально отличается от либерального стиля руководства. При попустительстве речь идет о том, что руководитель относится совершенно равнодушно к тому, что именно и как именно делают его подчиненные.

Такой стиль неизбежно приведет к катастрофе и, как минимум, увольнению руководителя.

Таким образом, если в основе либерального стиля лежит вера в самостоятельность и ответственность человека, но основой либерально-попустительского стиля является безразличие по отношению к человеку и результатам его труда.

Либеральный стиль руководства

Основными отличиями такого стиля является всегда корректное отношение к подчиненным, способность и готовность выслушивать их мнение.

При этом, такое мнение всегда важно для руководителя. Он готов прислушаться к нему и согласиться с ним.

В таком случае, начальник поступит сообразно мнению подчиненного, даже если не во всем с ним согласен.

Для такого стиля характерно совместное обсуждение проблем и принятия решений.

Либеральный стиль управления

Либеральный стиль управления также характеризуется мягким отношением к подчиненным.

Руководитель с либеральным стилем озвучивает коллективу задачи каждого, но фактически не контролирует их исполнение.

Каждый работает на основании собственной совести и чувства долга. Данный стиль управления может быть эффективен только при наличии определенных рамок.

Если же таких ограничений нет, то либеральный стиль управления принесет только вред, как интересам организации в целом, так и интересам руководителя, в частности.

Либеральный стиль воспитания

Либеральный стиль воспитания детей, в том числе в семье, это, в первую очередь, уважение ребенка, это видение в нем пусть маленького, но человека.

Ребенку предоставляется возможность самому планировать свое время, определять приоритеты. Но ответственность с него никто не снимает.

Получая такую свободу, ребенок сам решает, например, когда именно ему приступать к выполнению задания: сейчас или немного позже.

В этом случае озвучивать возможность наказания даже не нужно. Подразумевается, что ребенок это и так понимает.

Если все в порядке, задание сделано, то ребенок получает поощрение и учиться планировать свое время, а также привыкает к ответственности за свои решения.

Если же нет, то родитель применяет наказание и продолжает подобную тактику. В результате, у ребенка формируется дисциплинированность, развивается мышление, появляется осознание ответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Либеральный стиль учителя имеет много схожих черт с либеральным воспитанием ребенка, так как цель в обоих случаях одна – воспитание определенных черт.

Данный стиль не предусматривает панибратства, дистанция должна сохраняться, это обязательное правило. Но либеральный стиль учителя подразумевает уважение к ученику, отсутствие снисходительности и пренебрежительного отношения.

Результатом либерального стиля педагогической деятельности является формирование у ученика уважения к себе и, как следствие, к окружающим, а также понимание своей ответственности и значимости принимаемых решений.

Преимущества, либерального стиля общения это всегда уважение и восприятие человека, как равного, видение в нем потенциала и способности самостоятельно мыслить и принимать решения.

Это утверждение справедливо применительно к руководству, педагогической деятельности, воспитанию детей и любым межличностным отношениям.

При выборе этого стиля управления руководитель минимально участвует в жизни коллектива и не вмешивается в рабочий процесс. Он старается также минимизировать свою ответственность, откладывает на длительный срок принятие решения, не участвует в разрешении конфликтов. Руководитель-либерал, как правило, вежлив, нетребователен и редко бракует инициативы и предложения, потому как редко погружается в них.

Такой стиль управления встречается нечасто, так как может повлечь за собой неприятные последствия от прогулов и некачественно выполненных заданий и вплоть до банкротства и ликвидации компании. Если выполнение поручений не контролируется и начальство не откликаются на просьбы о помощи в разрешении конфликтов и других вопросов, работа может некачественно выполняться, так как руководитель не формулирует чётких задач и требований к ним. Возможен, в том числе, так называемый “бунт” – обращение к вышестоящему руководству с просьбой сменить руководителя. Что вполне объяснимо. Согласитесь, редкий коллектив захочет работать, как им кажется, меньше руководства и нести полную ответственность за свои действия и действия руководителя.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Начальник, который пускает на самотёк рабочий процесс, рискует “заслужить” негативное отношение как коллектива, так и вышестоящего руководства.

Либеральный стиль управления, как правило, ассоциируется с халатным отношением руководителя к работе и вызывает негативные ассоциации. Для некоторых компаний, однако, либерально-попустительский стиль управления является оптимальным. Наиболее оправдан такой выбор стиля руководства при работе с коллективами людей творческих профессий: дизайнерами, иллюстраторами и так далее. В этом случае неусыпный контроль и жёсткие требования только мешают рабочему процессу. Руководитель-либерал редко выступает с предложениями, но и редко отказывает, если сотрудник проявляет инициативу, поэтому многие идеи и творческие планы смогут быть беспрепятственно воплощены в жизнь.

Для успешной работы в компании, чей начальник выбрал либеральный стиль управления, сотруднику необходимо обладать следующими профессиональными качествами:

  • ответственность к поручениям,
  • самостоятельность к принятию решений,
  • ответственность и инициативность.

Все права и обязанности руководитель такого коллектива перекладывает на плечи сотрудников, максимально снимая с себя ответственность за рабочий процесс и его результаты, поэтому необходимо быть готовым взять её на себя.

В любой компании руководителю крайне важно понимать, что от эффективной коммуникации, завит абсолютно все сферы жизни. Корпоративные тренинги от тренинг-центра “Игрокс” помогут найти действенный инструменты к персоналу и создать прекрасные отношения внутри коллектива между сотрудниками.

Руководитель, избравший либеральный стиль управления, также не станет помогать советом или как-либо ещё вмешиваться в рабочий процесс, поэтому сотрудникам придётся принимать самостоятельные решения, полагаясь только на свои профессиональные навыки и опыт. Руководитель-либерал также редко предлагает свежие идеи, поэтому, если сотрудник заинтересован в своём профессиональном развитии и росте компании, он будет вынужден проявлять инициативу, проявить терпение и настойчивость. Сам руководитель-либерал должен всегда иметь “запасной план” на тот случай, если он вовремя не придёт на помощь и коллектив самостоятельно не справится с поставленной задачей, в этом случае как руководитель он обязан продумать пути отступления и минимизировать потери компании.

Руководителя-либерала можно также сравнить с проводником, посредником между его начальством и подчиненными. Он ждёт указаний сверху, чтобы передать их коллективу, проявляя минимум личной инициативы. В связи с этим он должен не только хорошо понимать предъявленные требования, но и уметь донести их до подчиненных без потери смысла. Руководителю, избравшему либеральный стиль управления полезно также уметь не потерять лицо в общении с подчиненными, суметь организовать работу так, чтобы его не обвинили в бездействии.

МИНУСЫ И ПЛЮСЫ

Минусов у либерально-попустительского стиля руководства достаточно:

  1. начальник безынициативен,
  2. конфликты, которые возникают в коллективе накапливаются;
  3. помощи коллективу в случае возникновения проблем ждать не приходится;
  4. в конечном итоге может возникнуть длинная очередь в бухгалтерию за «расчётом»;
  5. текучка ценных кадров в другие компании.

Однако есть у этого стиля и преимущества: сотрудники свободно реализуют свой творческий потенциал, не ограничены в проявлении инициативы и предложении новых решений. Есть у этого стиля и черты, которые можно расценивать, как и негативные, и позитивные явления одновременно. Например, руководитель-либерал недостаточно требователен к подчиненным. С одной стороны, коллектив не испытывает демотивирующего психологического давления, с другой же стороны, дисциплина в таких коллективах “хромает”, а это может привести к плачевным последствиям: халатное отношение к работе, игнорирование поручений, пропускам, опозданиям и другим необязательным последствиям.

Либеральный или либерально-попустительский стиль управления характеризуется минимальным присутствием руководителя в жизни коллектива, его безынициативностью, при этом сотрудника предоставляется полная свобода творчества и реализации инициатив. Необходимо учитывать, что данный стиль управления не подойдёт для стрессовых ситуаций, “горящих дедлайнов”, так как в этих случаях необходима жёсткая дисциплина и слаженность действий коллектива.

Где-то в период около 60-хгодов родилось мнение, что ребенок не просто личность, но еще и друг и товарищ родителям. Он равен всегда и во всем, и работа родителя создавать все условия для постоянного счастья. Т.е. обеспечивать и, не дай бог, ребенок почувствует себя фрустрированным. Если ребенок плачет - значит родители плохие, не могут обеспечить его эмоциональных нужд. Ребенка надо всегда поощрять и никогда не ругать, только тогда он вырастет здоровой личностью.

По умолчание предполагалось, что ребенок сам как-то рано или поздно поймет, что такое хорошо, а что такое плохо. Все же понимают, что такое хорошо, что маму надо слушаться, ходит в шапке в мороз, и чистить зубы 2 раза в день. Вот и ребенок поймет! Другими словами родители по умолчанию считали, что границы определять ребенку не надо, он сам это сделает.

Все, в общем-то, прекрасно в теории. Т.е. часть жизненных истин (и достаточно большую часть) ребенок действительно может усвоить и построить местами границы. Но вот по большей части у ребенка возникали вопросы с послушанием. Ну а как по другому? Ребенок тыкает палочкой в разные стороны, и не находит никаких границ. Он идет дальше и снова тыкает палочкой, а потом идет еще дальше.

Опять же все было бы прекрасно, но жизнь устроена так, что границы все-такие есть. Более того когда ребенок забрался уж слишком далеко, то родители начинают понимать, что он не видит и их границ тоже и в любой момент может в них вломится. Это происходит не по злонамеренности ребенка, а потому, что ему никто не показывал, что они там есть.

Найдя ребенка в неположенном месте, они опять ждут, пока он догадается, и уйдет сам. Длительное время они всячески пытаются заставить его покинуть чужую территорию… Но какого фига? Почему нищасное дите должно уходить с хорошего места? Оно привыкло делать то, что ему приятно и хорошо. А причем тут другие? Какие такие границы?

Как вообще родители пытаются добиться от родителей того, чего они хотят? Манипуляциями. Сначала так, чтобы «не ранить ребенка». Потом они сами себя начинают чувствовать ранеными, сердятся и в конце концов основная масса тыкают ребенка лицом в границы со всей дури. Но, это противоречит идеи воспитания. Ребенка заставили испытать фрустрацию, и поэтому родитель немедленно чувствует себя виноватым и пытается загладить вину. Чаще после того как он прикладывает ребенка к границам, он тут же дает или удовлетворяет потребности чада, чтобы он не сильно расстраивалось.

Что со стороны ребенка? Он делает то, к чему он привык. Например играем в мяч в зале, рядом с вожделенным столиком. Ему хорошо и приятно потому, что потребность играть настигла его именно здесь и у него нет опыта, что необходимо как-то согласовывать свои желания с окружающей средой. В комнату входит папа и просит его прекратить. С какого фига что-то должно меняться? Ведь он еще не наигрался. Папа проходит ряд стадий накаливания и в конце концов отнимает мячик. Ребенок валится на пол в истерике. Ну, в самом деле не понятно, что случилось -то. Все было нормально, играли радовался, вдруг папа с непонятной говорильней, а потом отнял мячик. Как тут не расстроится. Более того, папа через несколько минут после начала истерики у ребенка отдает мяч обратно: «нананана, только не плачь».

Ну и какие выводы? Папа не знает сам, что хочет и всегда от него можно добиться желаемого качественной истерикой. Более того обычно дети, воспитанные в таких условиях вообще полагают, что правила и границы для других, но не для них. Если у ни х есть проблема, то родители обязаны их сделать счастливыми, чтобы они не чувствовали себя в чем-то ограниченными. Естественно родительские старания никогда не оцениваются, и не уважаются. Ну а что же их уважать - это родительский долг. Часть детей остается зависимыми от родителей даже став взрослыми.

Опять же, попустительский тип воспитания, не всегда является явным и стопроцентным, но существуют некоторые общие методы воздействия на ребенка в либеральном стиле, которые могут быть использованы любыми родителями в быту. Что собственно осложняет воспитание в целом.

- «Я хочу\ мне бы хотелось\ тебе стоит» (мне бы хотелось чтобы ты перестал играть в мяч\тебе стоит перестать играть в мяч у стеклянного стола) - ребенку нет нужды делать что-то, потому, что то, что желает родитель для него не обязательно к исполнению. С одной стороны маленькие дети довольно эгоцентричные существа, с другой стороны, если ребенок воспитывался в либеральной манере, для него желание родителя совершенно пустой звук.

- Повторение и напоминание Ребенок явно игнорирует просьбу, тем не менее родитель пытается настоять на своем, просто заходя 500 раз в комнату. Ребенок играет в мяч пока ему самому не надоест. Если родитель повторяет - значит все это не очень серьезно.

-Речи, лекции, проповеди . Чем младше ребенок, тем меньше шансов, что он поймет смысл метафорических сравнений и наглядных примеров. Чем старше ребенок, тем меньше шансов, что он вообще будет выслушивать поток слов о том, как себя вел папа в его годы и где он играл в футбол и как относился к взрослым. Ну, дык понятно, что папа обязан действовать по правилам, а чадо нет. Так все и происходит в текущий момент. К чему тогда разговоры?

-Игнорирование - поведение ребенка игнорируется потому, что пока он маленький, и должен все сам понять со временем. И «вот видишь, мы закрывали глаза на твое поведение, а ты так ничего и не понял». Ну а откуда ребенок должен понять, что он был не прав, если, скажем, предыдущие 15 лет родители были с закрытыми глазами?

- Неясные руководства Родители часто пытаются так потребовать от ребенка соблюдения правил, чтобы не дай бог он почувствовал себя некомфортно. Иногда им приходится просить что-то очень сложной манипуляцией. Опять же на пути к выполнению требования, ребенок должен «все сам понять» и не расстроится. «А не пойти ли тебе поиграть во двор со своим мячиком?» Иногда это действительно хорошая идея, основанная на том, что ребенку от его «приятно», станет еще приятнее. Но ребенок не догадается, что эта просьба связана с заботой о столе, т.е в следующий раз его ничего не остановит продолжать играть в том же месте. Так вот родителю надо определиться, что же он конкретно хочет: игра на свежем воздухе для чада или уважение к чужому имуществу.

- Неэффективное моделирование роли Иногда родители начинают вести себя не как родители. Да контакт и доверительные отношения с ребенком очень важен, да очень важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны родителей, но всему свое время и место. Когда ребенок занимается опасными и нежелательными вещами, то ставить его наравне с собой может быть опасно для ребенка. И не только в психологическом смысле. Более того, если родитель ставит себя на роль товарища, может случится так, что ребенок откажется признавать авторитет родителя в целом.

- Торговля,взятки и специальные награды. Если ребенок делает что-то, ему немедленно предлагается награда. Да, с одной стороны это стимулирует ребенка делать что-то, но с другой стороны через какое-то время ребенок начинает видеть, что все его поступки и уступки должны быть оплачены. Причем так, как он сам видит. Не хочешь чтобы я играл в мяч у столика? Дай мне конфету. На следующий день ребенок подумает, что конфеты маловато для уступки, надо банку варенья. Далее, когда у ребенка кончится фантазия, он будет просто ждать выгодных предложений. Ну, что вы там хотите мне предложить, чтобы я вовремя приходил домой? Сотовый телефон последней модели? Ну не знаю…. Что-то меня телефон не цепляет… Машину? Звучит лучше. А какую? Нет, это отстой. Давайте что-то другое… Т.е. ребенок встает в позу, что родители должны крутиться чтобы заинтересовать его в выполнении их правил. Если не смогли заинтересовать - вина на родителях.

- Спор и дебаты Ребенок не хочет делать? Ему нужно доказать, что это надо. Он вам в ответ будет говорить, что этого делать он не будет. Вы ему в ответ, опять доказываете, с приведением ссылок на научные статьи и последние достижения науки. И так до бесконечности. На самом деле, когда ребенок настаивает на своем, ему не хочется знать мнение ученых мира. Ему хочется делать то, что хочется. Какое влияиние имеет Ньютон или Энштейн перед желанием пойти гулять в поздний час? Да, споры бывают разные, и подростки часто готовы прислушаться к авторитетам, но часто «хочу» просто перевешивает. Спор становится просто формой демонстрации неподчинению правилам.

Этот стиль воспитания, часто ведет к формированию плохих личных границ, с тенденцией залезать в «чужие огороды». Часто дети обосновываются в огороде родителей, и супругов. Что собственно тоже осложняет им жизнь. Довольно трудно жить, когда, к примеру ожидать, что тебя должны заинтересовывать и вознаграждать все за твои обычные действия. Хожу на работу каждый день к 8. Я полагаю, что меня должны повысить по работе. Не повышают? Сволочи! Я варю борщ каждый день. Где норковая шуба? Я приношу зарплату домой, каждый день хожу на работу, где ужин из экзотический яств? С другой стороны это еще ожидание, что твои проблемы обязаны решать другие. Если у тебя дискомфорт, эти сволочи вокруг должны немедленно что-то делать, чтобы дискомфорта не было. Иначе я их не стану любить. У меня нет яхты? Почему правительство об этом не заботится? Мне дискомфортно! Напишу на заборе обидное слово. Пусть знает. Я не могу оставить комментарий в журнале? Как же хозяин журнала не догадается, что у меня дискомфорт от этого и негативные чувства. Вот отфренжусь и пусть страдает. Выйти за тебюя замуж? Ну не знаю… на 8 марта я ожидала кольцо с бриллиантом, а ты мне подарил с изумрудом. Должна ли я размениваться на дешевку?

Так что позволять ребенку все тоже не ведет к успешности в его жизни

Довольно часто люди, имеющие детей, обращаются за помощью к психологам. Мамы и папы спрашивают у специалистов, откуда у их любимых чад могли возникнуть нежелательные качества, плохое поведение. Важнейшую роль в формировании личности играет воспитание. От его стиля и типа, выбираемого родителями, зависит их дальнейшая жизнь. Какие методы и формы воспитания применяются? В этом вопросе стоит разобраться, ведь ответ на него будет полезно узнать всем родителям.

Что такое воспитание и какие стили существуют?

Слово «воспитание» появилось в речи людей очень давно. Свидетельством этого выступают славянские тексты, датированные 1056 г. Именно в них впервые было обнаружено рассматриваемое понятие. В те времена слову «воспитание» придавались такие значения, как «взращивать», «вскармливать», а чуть позже его стали использовать в значении «наставлять».

В дальнейшем этому понятию давалось немало разных трактовок различными специалистами. Если их проанализировать, то можно сказать, что воспитание — это:

  • формирование личности, которая будет полезна обществу и которая сможет жить в нем, не станет избегать других людей, не замкнется в себе;
  • взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
  • процесс обучения.

Родители, воспитывая своих детей, зачастую не задумываются об организации этого процесса. Они действуют так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт. Проще говоря, мамы и папы воспитывают сыновей и дочерей так, как у них это получается. Таким образом, каждая семья придерживается определенного стиля воспитания. Под этим термином специалисты понимают характерные модели отношений родителей к своему ребенку.

Существует множество классификаций стилей воспитания. Одна из них предложена Дианой Баумринд. Этот американский психолог выделил следующие нижеуказанные стили воспитания в семье:

  • авторитарный;
  • авторитетный;
  • либеральный.

В дальнейшем эта классификация была дополнена. Элеонора Маккоби и Джон Мартин выделили еще один стиль Он был назван индифферентным. В некоторых источниках для обозначения этой модели используют такие термины как «гипоопека», «безразличный стиль». Ниже подробно рассмотрены стили воспитания, характеристика каждого из них.

Авторитарный стиль семейного воспитания

Некоторые родители держат своих детей в строгости, применяют жесткие методы и формы воспитания. Они дают своим чадам указания и ждут их выполнения. В таких семьях действуют жесткие правила и требования. Дети должны все выполнять, не пререкаться. При проступках и неправильном поведении, капризах родители наказывают своих детей, не учитывают их мнений, не просят дать какие-нибудь объяснения. Подобный стиль семейного воспитания называется авторитарным.

В этой модели очень сильно ограничена самостоятельность детей. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, думают что их ребенок вырастет послушным, исполнительным, ответственным и серьезным. Однако итоговый результат оказывается совершенно неожиданным для мам и пап:

  1. Активные и сильные по характеру дети начинают проявлять себя, как правило, в подростковом возрасте. Они бунтуют, проявляют агрессию, ссорятся с родителями, мечтают о свободе и независимости и именно поэтому зачастую убегают из родительского дома.
  2. Неуверенные в себе дети слушаются родителей, испытывают страх перед ними, боятся наказаний. В будущем такие люди оказываются несамостоятельными, робкими, замкнутыми и угрюмыми.
  3. Некоторые дети, вырастая, берут пример с родителей — создают семьи, похожие на те, в которых росли сами, держат и жен, и детей в строгости.

Авторитетный стиль в семейном воспитании

Эту модель специалисты в некоторых источниках обозначают терминами «демократический стиль воспитания», «сотрудничество», так как она является наиболее благоприятной для формирования гармоничной личности. Данный стиль воспитания основывается на теплых взаимоотношениях и довольно высоком уровне контроля. Родители всегда открыты для общения, стремятся обсуждать и решать вместе со своими детьми все возникающие проблемы. Мамы и папы поощряют самостоятельность сыновей и дочерей, однако в некоторых случаях могут указать на то, что нужно делать. Дети прислушиваются к старшим, знают слово «надо».

Благодаря авторитетному стилю воспитания дети становятся социально адаптированными. Они не боятся общаться с другими людьми, умеют находить общий язык. Авторитетный стиль воспитания позволяет вырастить самостоятельных и уверенных в себе личностей, обладающих высокой самооценкой и способных к самоконтролю.

Авторитетный стиль — идеальная модель воспитания. Однако исключительная приверженность ей все же нежелательна. Для ребенка в раннем возрасте необходима и полезна авторитарность, исходящая от родителей. К примеру, мамы и папы должны указывать малышу на неправильное поведение и требовать от него соблюдения каких-либо общественных норм и правил.

Либеральная модель отношений

Либеральный воспитания наблюдается в тех семьях, где родители являются очень снисходительными. Они общаются со своими чадами, абсолютно все разрешают им, не устанавливают никаких запретов, стремятся продемонстрировать безусловную любовь к своим сыновьям и дочерям.

Дети, воспитывающиеся в семьях с либеральной моделью отношений, имеют следующие черты:

  • являются зачастую агрессивными, импульсивными;
  • стремятся ни в чем не отказывать себе;
  • любят хвастаться;
  • не любят физический и умственный труд;
  • демонстрируют самоуверенность, граничащую с хамством;
  • конфликтуют с другими людьми, которые не потакают им.

Очень часто неспособность родителей контролировать своего ребенка приводит к тому, что он попадает в асоциальные группы. Иногда либеральный стиль воспитания приводит к хорошим результатам. Из некоторых детей, знающих свободу и независимость с детства, вырастают активные, решительные и творческие люди (то, каким именно человеком станет конкретный ребенок, зависит от особенностей его характера, заложенных природой).

Индифферентный стиль воспитания ребенка в семье

В этой модели выделяются такие стороны, как безразличные родители и озлобленные дети. Мамы и папы не обращают внимания на своих сыновей и дочерей, холодно относятся к ним, не проявляют заботы, ласки и любви, заняты только своими проблемами. Дети ничем не ограничены. Они не знают никаких запретов. Им не привиты такие понятия, как «добро», «сострадание», поэтому дети не проявляют сочувствие ни к животным, ни к другим людям.

Некоторые родители не только показывают свое безразличие, но и враждебность. Дети в подобных семьях чувствуют себя не нужными. У них наблюдается с разрушительными импульсами.

Классификация типов семейного воспитания по Эйдемиллеру и Юстискису

Важную роль в становлении личности играет тип семейного воспитания. Это характеристика ценностных ориентаций и установок родителей, эмоционального отношения к ребенку. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстискис создали классификацию отношений, в которой выделили несколько основных типов, характеризующих воспитание мальчиков и девочек:

  1. Потворствующая гиперпротекция. Все внимание семьи направлено на ребенка. Родители стремятся максимально удовлетворить все его потребности и капризы, выполнить желания и претворить в жизнь мечты.
  2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок пребывает в центре внимания. Родители постоянно следят за ним. Самостоятельность ребенка ограничена, ведь мама и папа периодически ему ставят какие-нибудь запреты и ограничения.
  3. Жестокое обращение. В семье действует огромное количество требований. Ребенок их должен беспрекословно выполнять. За неповиновением, капризами, отказами и плохим поведением следуют жестокие наказания.
  4. Безнадзорность. При этом типе семейного воспитания ребенок предоставлен самому себе. Мама и папа не заботятся о нем, не интересуются им, не контролируют его действия.
  5. Повышенная моральная ответственность. Родители не обращают особого внимания на ребенка. Однако они предъявляют к нему высокие моральные требования.
  6. Эмоциональное отвержение. может осуществляться по типу «Золушки». Родители враждебны и недоброжелательны по отношению к ребенку. Они не дают ласки, любви и теплоты. При этом они очень придирчивы к своему чаду, требуют от него соблюдения порядка, подчинения семейным традициям.

Классификация типов воспитания по Гарбузову

В. И. Гарбузов отметил решающую роль воспитательных воздействий в формировании особенностей характера ребенка. При этом специалист выделил 3 типа воспитания детей в семье:

  1. Тип А. Родителям не интересны индивидуальные особенности ребенка. Они их не принимают во внимание, не стремятся развивать. Воспитанию этого типа присущ жесткий контроль, навязывание ребенку единственно правильного поведения.
  2. Тип Б. Для этого варианта воспитания характерна тревожно-мнительная концепция родителей о состоянии здоровья ребенка и его социальном статусе, ожидание успехов в учебе и будущей работе.
  3. Тип В. Родители, все родственники обращают внимание на ребенка. Он является кумиром семьи. Все его потребности и желания удовлетворяются иногда в ущерб членам семьи и другим людям.

Исследование Клеманс

Швейцарские исследователи под руководством А. Клеманс выделили следующие стили воспитания детей в семье:

  1. Директивный. При этом стиле в семье все решения принимают родители. Задача ребенка — их принимать, выполнять все требования.
  2. Партисипативный. Ребенок может самостоятельно что-то решать в отношении себя. Однако в семье есть несколько общих правил. Ребенок обязан их выполнять. В противном случае родители применяют наказания.
  3. Делегирующий. Ребенок самостоятельно принимает решения. Родители не навязывают ему своих точек зрений. Они не обращают на него особого внимания до тех пор, пока его поведение не приводит к серьезным проблемам.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание

Все рассмотренные стили воспитания в семье и типы можно объединить в 2 группы Это дисгармоничное и гармоничное воспитание. Для каждой группы присущи некоторые особенности, которые указаны ниже в таблице.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание
Характеристики Дисгармоничное воспитание Гармоничное воспитание
Эмоциональный компонент
  • родитель не уделяют ребенку внимания, не проявляют по отношению к нему ласки, заботы;
  • родители жестоко относятся к ребенку, наказывают его, избивают;
  • родители уделяют своему чаду чрезмерно много внимания.
  • в семье все члены равноправны;
  • ребенку уделяется внимание, родители заботятся о нем;
  • в общении наблюдается взаимное уважение.
Когнитивный компонент
  • позиция родителя не продуманна;
  • потребности ребенка удовлетворяются чрезмерно или недостаточно;
  • отмечается высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, низкий уровень сплоченности членов семьи.
  • права ребенка признаются в семье;
  • поощряется самостоятельность, в пределах разумного ограничивается свобода;
  • отмечается высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи;
  • для принципов воспитания характерны устойчивость, непротиворечивость.
Поведенческий компонент
  • действия ребенка контролируются;
  • родители наказывают своего ребенка;
  • ребенку все позволяется, его действия не контролируются.
  • действия ребенка сначала контролируются, по мере взросления осуществляется переход на самоконтроль;
  • в семье действует адекватная система поощрений и санкций.

Почему в некоторых семьях наблюдается дисгармоничное воспитание?

Родители используют негармоничные типы и стили воспитания в семье. Это происходит по разным причинам. Это и жизненные обстоятельства, и черты характера, и неосознаваемые проблемы современных родителей, и неудовлетворенные потребности. Среди основных причин дисгармоничного воспитания можно выделить следующие:

  • проекцию на ребенка собственных нежелательных качеств;
  • неразвитость родительских чувств;
  • воспитательную неуверенность родителей;
  • наличие страха потерять ребенка.

При первой причине родители видят в ребенке те качества, которые имеют сами, но не признают их. К примеру, у чада наблюдается склонность к лени. Родители наказывают своего ребенка, жестоко обращаются с ним из-за наличия этого личностного качества. Борьба позволяет им верить в то, что у них самих отсутствует этот недостаток.

Вторая вышеназванная причина наблюдается у тех людей, которые не испытали в детстве родительского тепла. Они не желают иметь дело со своим чадом, стараются меньше времени проводить с ним, не общаться, поэтому они применяют негармоничные стили семейного воспитания детей. Также эта причина наблюдается у многих молодых людей, которые психологически не были готовы к появлению в их жизни ребенка.

Воспитательная неуверенность возникает, как правило, у слабых личностей. Родители с таким недостатком не предъявляют особых требований к ребенку, удовлетворяют все его желания, так как не могут отказать ему. Маленький член семьи находит уязвимое место у мамы и папы и пользуется этим, добивается того, чтобы у него было максимум прав и минимум обязанностей.

При наличии фобии утраты родители чувствуют беззащитность своего ребенка. Им кажется, что он является хрупким, слабым, болезненным. Они оберегают его. Из-за подобного возникают такие негармоничные стили воспитания подростков, как потворствующая и доминирующая гиперпротекция.

Что собой представляет гармоничное семейное воспитание?

При гармоничном воспитании родители принимают ребенка таким, каким он является. Они не пытаются исправить его незначительные недостатки, не навязывают ему каких-нибудь моделей поведения. В семье действует небольшое количество правил и запретов, которые абсолютно все соблюдают. Потребности ребенка удовлетворяются в разумных пределах (при этом потребности других членов семьи не игнорируются и не ущемляются).

При гармоничном воспитании чадо самостоятельно выбирает свой путь развития. Мама и папа не заставляют его ходить в какие-нибудь творческие кружки, если ему этого не хочется самому. Самостоятельность ребенка поощряется. При необходимости родители лишь дают необходимые советы.

Чтобы воспитание было гармоничным, родителям необходимо:

  • всегда находить время для общения с ребенком;
  • интересоваться его успехами и неудачами, помогать справляться с некоторыми проблемами;
  • не давить на ребенка, не навязывать ему собственные точки зрения;
  • относиться к ребенку как к равноправному члену семьи;
  • привить ребенку такие важные качества, как доброта, сочувствие, уважение к другим людям.

В заключение стоит отметить, что очень важно правильно выбирать типы и стили воспитания в семье. От этого зависит то, каким станет ребенок, какой у него будет дальнейшая жизнь, будет ли он общаться с окружающими людьми, не станет ли он замкнутым и необщительным. При этом родителям нужно обязательно помнить, что залогом эффективного воспитания является любовь к маленькому члену семьи, заинтересованность в нем, доброжелательная, бесконфликтная атмосфера в доме.

Попустительский (либеральный, бюрократический) стиль

Это формальный стиль, при нем отсутствуют похвала и порицание, нет сотрудничества, дела в коллективе идут сами по себе, руководитель вмешивается только при чрезвычайных моментах, распоряжений практически не отдает, возлагает всю ответственность на других, Работа распределяется самими сотрудниками и неформальным лидером. Позиция руководителя - в стороне от группы. В работе нет четкости, руководитель не знает, что делается каждым сотрудником, ответственность лежит только на исполнителе.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель "плывет по течению", ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, "не высовываться", увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью. Пугачёв В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2006.

Либеральный стиль управления - стиль руководства, при котором руководитель вырабатывает директивы, команды и распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны подчиненных руководителю лиц на основе собственного мнения с учетом мнения подчиненных.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ

Там же где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к своей работе, наиболее предпочтителен либеральный стиль управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед подчиненными задачу, создает необходимые организационные условия для работы, определяет её правила и задает границы решения, сам же при этом отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты и в случае сомнений и разногласий исполнителей принимает окончательное решение. Он также обеспечивает сотрудников информацией, поощряет, обучает.

Подчиненные избавленные от назойливого контроля, самостоятельно принимают необходимые решения и ищут в рамках предоставленных полномочий пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя повышенных обязательств.

Применение этого стиля находит все большее распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов. Они не приемлют командования, силового давления, мелочной опеки и пр.

В передовых фирмах принуждение уступает место убеждению, а строгий контроль - доверию, подчинение - сотрудничеству, кооперации. Подобное мягкое управление, нацеленное на создание "управляемой автономии" подразделений, облегчает естественное применение новых методов руководства, что особенно важно при создании новшеств.

В то же время этот стиль может легко трансформироваться в бюрократический, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки "выдвиженцев". Последние от его имени управляют коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Сам он при этом делает вид, что власть находится в его руках, а на деле становится все больше и больше зависимым от своих добровольных помощников. Печальный пример этому - армейская "дедовщина".

менеджер стиль руководство решение

В реальной жизни "чистого" стиля руководства не существует, поэтому в каждом из перечисленных в той или иной степени присутствуют элементы остальных.

Можно понять, почему и автократичный подход, и подход с позиций человеческих отношений завоевали много сторонников. Но сейчас уже ясно, что и те, и другие сторонники грешили преувеличениями, делая выводы, не вполне подтверждающиеся фактами. Имеется множество хорошо документированных ситуаций, где благосклонно-автократичный стиль зарекомендовал себя как весьма эффективный.

У демократического стиля есть свои привлекательные стороны, успехи и недостатки. Безусловно, можно было бы решить многие организационные проблемы, если бы совершенствование человеческих отношений и участие трудящихся в принятии решений всегда вели бы к большей удовлетворенности и более высокой производительности. К сожалению, этого не происходит. Ученые встречали ситуации, где трудящиеся участвовали в принятии решений, но, тем не менее, степень удовлетворенности была низкой, а также ситуации, где удовлетворенность была высокой, а производительность низкой.

Совершенно очевидно, что соотношение между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью можно определить только с помощью длительных и широких эмпирических исследований.

Не существует "плохих" или "хороших" стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и другие факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.

Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат. Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры - и мужчины, и женщины - не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.

В практике редко бывает, чтобы руководитель использовал только один какой-то конкретный стиль управления. Чаще руководители применяют смешанные стили, но преобладание одного всегда ощущается, что и отражается на деятельности коллектива.

Вполне очевидно, что применяемый стиль зависит от ситуации: в одном случае необходимо жесткое авторитарное руководство, в другом - демократическое. Для управления людьми, имеющими высокую квалификацию, длительный опыт совместной работы, достаточную сплоченность, необходимы иные стили управления, другие формы и методы работы.

Перечисленные стили руководства не исчерпывают возможности управления. Научные разработки и исследования последних лет содержат попытки рассмотрения более совершенных стилей руководства.