Родительство как социально культурный феномен. Родительство и родительско-детские отношения. Родительство как социокультурный феномен

Семья является первичным институтом социализации, обладающим широким диапазоном воздействия на личность и испытывающим определённое влияние различных институтов воспитания.

Родительство - интегральное психологическое образование личности (отца или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие .

Феномен "родительство" неразрывно связан с понятием "отцовство".

Отцовство - свойственное отцу сознание родственной связи его с детьми; чувство, испытываемое отцом по отношению к своим детям .

Отец - мужской родитель ребёнка .

Родители - отец и мать по отношению к своим детям .

Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.

Когнитивный компонент - это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга (и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.

Эмоциональный компонент - это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

Поведенческий компонент - это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом (ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания .

В период становления родительство обладает неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, в большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).

В этот период происходит согласование представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, о функциях, распределении ответственности, обязанностях, то есть в целом о родительстве. До появления ребенка на свет согласование представлений происходит, так сказать, на теоретическом уровне, во время бесед друг с другом, в мечтах и планах на будущее. С появлением ребенка оно получает второе рождение, когда теория начинает осуществляться на практике .

Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических его проявлений. Как интегральное образование личности родительство включает:

ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

родительские установки и ожидания;

родительское отношение;

родительские чувства;

родительские позиции;

родительскую ответственность;

стиль семейного воспитания .

Особенностью семейных ценностей является то, что они по своей сути представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений.

Когнитивная составляющая ценностных ориентации супругов отличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего, это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.

Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.

Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней - направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективной ценности и так далее .

Рассматривая данный компонент в плане его формирования, важно принимать во внимание относительную устойчивость ценностей как личностного образования. Однако, учитывая ведущую роль родителей в формировании ценностей ребенка, подрастающей личности, необходимо делать акцент на осознании и переживании ценностей семьи в ходе психологической работы с родителями, демонстрировать передачу ценностей от поколения к поколению, способствуя тем самым созданию ценностного компонента. Для осознания значимости той или иной ценности в некоторой иерархии для личности родителя можно вести психологическую работу с опорой на эмоциональную составляющую ценностных ориентаций .

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.

Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и потому лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности.

Таким образом, родительство включает в себя не только появление и развитие родительских чувств, отношений и позиций, но и родительской ответственности и правильно подобранного стиля воспитания. Родительство - единое целое обоих супругов, матери и отца.

Родительство как психологический феномен предполагает наличие двух его составляющих: отцовства и материнства. Отцовство как социальная роль - значительно более позднее образование, считает М. Мид, нежели материнство. Идеальным считается отец, способный создать материальное благополучие для своих детей. В дошкольном и школьном возрасте воспитывал не столько отец, сколько его авторитет, поддерживаемый матерью: "Папа будет недоволен тобой!". Непосредственное общение отца с ребенком сводилось к двум формам: дисциплинирующей и обучающей - передаче подросшему ребенку профессиональных навыков и знаний .

Элизабет Бадинтер утверждает, что роль отца, матери и ребенка устанавливается в соответствии с общественными потребностями и преобладающими в обществе представлениями о ценностях. Если основное внимание идеологии направляется лишь на мужа и отца, наделяя его всеми полномочиями, то мать отступает в тень, а ее статус приравнивается к статусу ребенка. Напротив, если общество заинтересовано в сохранении здоровья и воспитании ребенка, то его внимание направляется на мать, которая в ущерб отцу становится главным персонажем. Последнее более характерно для современного общества .

Многие проблемы современного общества, семьи, системы воспитания имеют исторические корни и социальные причины. И во многом современный кризис отцовства обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешение отцовских и материнских ролей, выполнением в силу различных обстоятельств женщиной отцовских функций. Тем не менее, большинство авторов считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако, отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери.

Таким образом, определены понятия такие, как родительство, отцовство, родитель, отец, выделены основные составляющие родительства, в частности отцовства - ценностные ориентации родителя, установки и ожидания, родительские чувства, отношения и позиции, родительская ответственность и стиль семейного воспитания.

- 32.00 Кб

1. Cемья и брак. Основные понятия

Социология семьи - отрасль социологии, изучающая семью. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы.

Семья - социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В первобытной семье допускалась полная свобода полового общения внутри семьи, то есть между членами одного и того же рода (стадная групповая социология). Выделяют специфичные функции семьи, такие как супружество, родительство и родство.

Брак - это юридически оформленный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Брак основан на чувстве любви, дружбе и уважении нравственных принципов построения семьи.

Брак и семья на протяжении многих столетий являются неотъемлемыми элементами социальной структуры любого общества. Они считаются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивость человеческого общества.

К середине ХХ века в России, в большинстве промышленно развитых европейских и североамериканских стран исторически сложился и стал наиболее распространенным тип нуклеарной семьи, основанной на моногамном браке, – это супруги, работающие вне дома, и их дети (зачастую один ребенок). Тип отношений между супругами в такой семье довольно демократичен, так же как и отношения между родителями и детьми.

Для тех обществ, где нуклеарная семья является преобладающим типом семейной жизни, свойственны и определенные характеристики демографических процессов, а именно: сравнительно позднее вступление в брак, невысокая рождаемость, относительно частые разводы, а во второй половине ХХ века статистикой все чаще стало фиксироваться снижение числа официально регистрируемых браков и рост внебрачной рождаемости. В социальном плане в таких странах существует, как правило, хорошо развитая система помогающих семье институтов: детских учреждений, здравоохранения, обслуживающих предприятий.

Такой тип семьи был не всегда; значительно более длинную историю имеет многопоколенная семья с 3 – 4 детьми, с помогающими вести хозяйство родственниками. В такой семье, тип которой можно назвать традиционным, жена, как правило, была занята обслуживанием, ведением домашнего хозяйства; отношения между мужем и женой, между поколениями (детей, родителей и прародителей) были построены на строгом подчинении «старшему». Демографические же характеристики стран и обществ, где был (или остается и сейчас) преобладающим такой тип семьи, состояли в высокой рождаемости, практически отсутствии безбрачия и разводов. Уровень социально-экономического развития таких стран и обществ можно было бы охарактеризовать как аграрный, «традиционный».

Таким образом, три компонента жизни общества проявляют относительную согласованность в процессе исторического развития: а) состояние семьи, особенности устройства семейной жизни, включая возможность выбора линии поведения в «личной жизни», б) демографическая ситуация, в) уровень социально-экономического развития. Конечно, не во всех странах и не одновременно происходили изменения этих компонентов. Но, зная характеристики для данного общества одного из них, можно с определенной уверенностью представить направление тенденций в двух других. И здесь не обсуждается вопрос о «первичности» какого-либо компонента; ясно, что они взаимосвязаны и взаимосвязь эта, по-видимому, объективна. Однако в истории общества это их взаимодействие проявлялось с огромным лагом – в несколько веков, во всяком случае, для европейской и российской истории. И сейчас еще между европейскими странами существует дифференциация по степени «согласованности» социально-экономического, демографического и брачно-семейного компонента развития. Но наличие многовековых лагов между технологическими, демографическими, семейными и сексуальными «революциями» можно понять, если знать, что поведение людей в сфере брака, секса, рождения детей всегда строго регламентировалось культурными нормами, религией, обычаями, традициями, по существу имевшими жесткий, запретительный характер (табу). Поскольку такие события, как вступление в брак, образование семьи, рождение потомства, базируются на биологическом различии мужчин и женщин, сексуальные отношения между ними, принципы воспитания подрастающего поколения всегда, начиная с первобытного общества, были предметом строгого социального контроля со стороны общины, церкви, государства, дабы не нарушилось воспроизводство человеческого рода. Так что ослабление запретов, изменение культурных норм, стереотипов поведения мужчин и женщин в сфере воспроизводства потомства – процесс очень длительный, он происходил на протяжении всей истории человечества, но стал особенно заметен в последние 200 – 300 лет и продолжается, и, возможно, ускоряется сейчас – в разных обществах по-разному.

2. Теоретические предпосылки для анализа гендерных

аспектов родительства

Биологический половой диморфизм изначально предназначен для физического воспроизводства, но в большинстве культур женская функция биологического деторождения жестко привязывается и к социальному воспроизводству, особенно к уходу за детьми, а также к социальной конструкции «женского» в целом. Именно «материнские обязанности» выступают основным аргументом дискриминации женщин и разделения труда по признаку пола в публичной сфере, по инерции распространяясь даже на женщин, не имеющих детей, или тех, которые эти обязанности уже выполнили. С другой стороны, поскольку уход и воспитание детей предписывается женщинам, данная сфера деятельности не считается престижной. Не только в семье, но и на уровне других социальных институтов социализации детей, мужчины в меньшей мере вовлечены в уход за детьми и взаимодействие с ними.

Чем обосновывается разделение родительских ролей, каковы перспективы материнства и отцовства в условиях трансформации семьи?

В классических социологических теориях разделение материнской и отцовской ролей, так же как и супружеских обязанностей обосновывалось преимущественно необходимостью разделения труда по полу. Родоначальник структурного функционализма Э. Дюркгейм считал, что, «супружеская солидарность» возникает на основе разделения труда между полами. В те же периоды развития обществ, когда «оба пола были слабо дифференцированы» существовали «материнские» семьи, в которых «отношения между детьми и матерью очень определенны, но отношения между супругами весьма слабы. Они могут быть прекращены, как только стороны захотят этого, или даже заключаются на определенное время». Надо полагать, что и отношения отцов с детьми также были неопределенны. По мере того, как «половой труд все более разделялся», отмечает автор, «две значительные функции психической жизни как бы диссоциировались, один из полов завладел эмоциональными функциями, а другой интеллектуальными». По мнению Дюркгейма, если разделение труда «регрессирует ниже известной точки - брачное сообщество исчезнет, уступив место лишь весьма эфемерным половым отношениям; если бы полы совсем не разделились, не возникло бы целой формы общественной жизни».

Не наблюдаем ли мы сегодня подтверждения этой гипотезы? Если следовать логике автора, то кризис моногамного брака, сопровождающийся ростом материнских семей и ослаблением отцовского участия, возможно, в значительной мере обусловлен универсализацией гендерных ролей.

По мнению теоретиков эпохи индустриализации и распространения семей с «комплиментарным» разделением ролей среди представителей среднего класса на Западе, например, Т. Парсонса и Р. Бейлса, содержание «функций» отцов и матерей различно. Первые должны создавать материальную базу для воспроизводства и социализации, матери же должны выполнять экспрессивные функции: создавать домашний комфорт, ухаживать за детьми, обеспечивать эмоциональную поддержку членов семьи. Но уже Р. Мертон подверг критике эту концепцию. Он предложил типологию "девиантного поведения" мужей и описал различные причины отклонения их поведения от предписанной роли добытчика и отца.

Э. Фромм в известной книге «Искусство любить», написанной в 1956 г., обосновывает разницу в материнской и отцовской любви. По его мнению, материнская любовь безусловна, мать любит ребенка за то, что он есть. Такую любовь «не нужно заслуживать, тем более ее нельзя контролировать». Отцовская любовь – это обусловленная любовь. «Отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где − мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия, приключения. Отец − это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир. С этой отцовской функцией тесно связана и другая, которую можно назвать социально-экономической». В отношении мальчиков это означает «передачу собственности лучшему из них, заслужившему отцовскую любовь».

3. Родительство как социокультурный феномен

Вопрос о природе родительских чувств и отношений с точки зрения наивного обыденного сознания выглядит простым, самоочевидным: родители, во всяком случае мать, - главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируется врожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств - не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы.

Однако даже поверхностное обсуждение проблемы родительства сталкивается со множеством трудных вопросов. Является ли родительство биологическим, социокультурным или биосоциальным явлением и как взаимодействуют друг с другом его разноуровневые компоненты и детерминанты? В чем заключается и от чего зависит специфика отцовских и материнских функций? Каково место родителей в ряду других агентов социализации и как оно изменяется в зависимости от социальных условий, хозяйственной деятельности, структуры семьи и т. п.?

Чтобы конкретно поставить эти вопросы, необходимо прежде всего уточнить предмет обсуждения. Имеем ли мы в виду безотчетные, спонтанные родительские чувства - любовь к детям, чадолюбие? Или специфические родительские ценности, социальные установки, более или менее осознанное отношение родителей к детям? Или социальные роли отца и матери? Или культурные символы отцовства и материнства, воплощенные в мифах, религии и т. п.? Или практику, стиль взамоотношений реальных родителей и детей в данном конкретном обществе?

Родительская забота о потомстве, безусловно, имеет свои филогенетические предпосылки. Общий "паттерн", образец родительского ухода, как и все прочие биологические черты, генетически запрограммирован и варьирует от одного вида к другому. Наличие (или отсутствие) такого ухода, его характер и длительность различают биологические виды друг от друга столь же надежно, как анатомические признаки. Очень важную роль в детерминации степени и содержания родительской заботы у данного вида родителей играют экологические условия.

Видовая "семейная" структура, с которой связана дифференциация отцовских и материнских функций, также имеет экологические предпосылки. Например, переход от "полигамии", преобладающей у большинства видов, к "моногамии", т. е. устойчивому брачному союзу самца и самки хотя бы на срок выращивания одного выводка (у беспозвоночных на 10 тыс. "полигамных" видов приходится меньше одного "моногамного" вида, тогда как среди птиц сезонная "моногамия" существует приблизительно у 91% всех видов), обусловлен, по мнению Э. Уилсона3, специфическими условиями, когда одна самка без помощи самца не может вырастить потомство (скудость пищевых ресурсов, необходимость охраны территории от врагов, длительность периода, когда дети беспомощны и требуют постоянной материнской опеки, не оставляя самке времени и сил для других аспектов жизнеобеспечения, и т. п.). Там, где родительские обязанности выполняет исключительно самка, а "отцовства" не существует, отпадает и необходимость в длительном предварительном ухаживании и тем более в длительном брачном союзе.

Степень и содержание родительского вклада тесно связаны с некоторыми другими видовыми свойствами4.

Но как ни существенны филогенетические предпосылки родительства, биология не объясняет специфику родительского поведения, его мотивации и институционализации у человека. Сравнительно-исторические данные убедительно показывают, что современные житейские представления на сей счет вовсе не являются универсальными и родительская любовь, как мы ее сегодня понимаем, - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития.

Как уже говорилось выше, на ранних стадиях развития человеческого общества индивидуальное родительство вообще не институционализировалось, уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины. В традиционных обществах Полинезии родительские функции и поныне, как правило, распределяются между широким кругом родственников, а детей поощряют считать себя принадлежащими к группе как целому. Исключительная индивидуальная привязанность между ребенком и его физическими родителями в таких условиях просто не может возникнуть и поддерживаться5.

Что стимулировало людей рожать и выращивать детей? В отечественной науке этот вопрос интенсивнее всего обсуждают демографы (А.И. Антонов, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, Л.Е. Дарский и другие), причем широкое распространение приобрела идея о наличии у человека специфической "потребности в родительстве", "в отцовстве", "в материнстве" или просто "потребности в детях".

Но каково содержание этой потребности? С одной стороны, подчеркиваются рационально-экономические соображения: дети были экономически полезны, так как сыновья становились работниками, а дочери, кроме того, приносили выкуп (калым). "Дети были помощниками в производстве и кормильцами в старости, верными соратниками в защите и нападении, предметом гордости и элементом престижа. Их брачные связи создавали твердую опору в соседской общине. Вообще, с какой бы стороны мы ни рассматривали большую патриархальную семью, иметь много детей, и прежде всего сыновей, было гарантией прочности ее социальных позиций".

С другой стороны, выдвигаются психологические мотивы. "Потребность в детях является социально-психологическим свойством социализированного индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения как личность". "Дети нужны для удовлетворения одной, хотя и очень важной потребности - потребности иметь объект альтруистической заботы и опеки, потребности в ощущении собственной необходимости и полезности для любви и заботы".

Описание работы

Социология семьи - отрасль социологии, изучающая семью. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы.

В соответствии с современными научными представлениями об условиях и механизмах психического развития человека, становление интеллекта и личности ребенка невозможно без общения и взаимодействия со взрослыми, и в первую очередь с родителями.

Семья как важнейший социальный институт, ближайшее социальное окружение ребенка, составляющая социальной ситуации развития опосредует его взаимодействие с «большим социумом». Она удовлетворяет важнейшие базовые органические и социальные потребности ребенка в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите (Н. II. Авдеева, А. Бандура, Л. И. Божович, Дж. Боулби, А. Я. Варга, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, М. И. Лисина, А. Е. Личко, О. А. Карабанова, А. С. Спива- ковская, 3. Фрейд, Э. Г. Эйдемиллер и другие). В семье ребенок учится понимать других людей, воздействовать на них, выстраивать отношения и социальные связи. Взрослый, сотрудничая с младенцем, создает для него зоны ближайшего развития в двигательной, речевой и всех других сферах, что способствует развитию психики, обеспечивает формирование специфически человеческих способностей. Эмоциональная обстановка в семье, в которой растет ребенок, закладывает основы его мировосприятия, влияет на уровень его психологического благополучия.

Важнейшим компонентом структуры современной семьи являются межпоколенные связи и отношения, прародителей, родителей, детей.

Родительство как отдельная подсистема семейных отношений сложилось на протяжении исторического развития человечества.

Родительство - это значимая социальная роль, важная сфера самореализации взрослой личности, существенный аспект ее жизненного пути. Оно включает систему норм, правил, моделей поведения матери/отца, в которых отражены вклад каждого из них, их функции по уходу за ребенком и его воспитанию.

Родительство имеет исторически-конкретную форму; современное родительство - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития 1 .

В главе 1 уже упоминалась периодизация истории детства Л. Демоза, в которой представлена последовательность стилей воспитания, сменяющих друг друга с древности до XX в.: инфантицидный, бросающий, амбивалентный, навязчивый, социализирующий, помогающий. Хотя этот подход и небезупречен (в нем не учитываются социально-экономическая история, культурные, религиозные и другие особенности государств, амбивалентность отношения к детям), он все же выделяет историческую тенденцию роста внимания и интереса к детям, индивидуализации заботы о них, понимания взрослыми ценности и субъектности детей. Исторически не так давно, лишь к концу XVIII - началу XIX в. в общественном сознании утвердилась детоцентрическая ориентация, а родительская любовь стала признаваться одной из главных нравственных ценностей .

Развернутый анализ родительства как самостоятельного психологического образования внутри семейной системы представлен в работах Р. В. Овчаровой . Родительство рассматривается как интегральное психологическое образование личности (отца и (или) матери). Оно проявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровне (т.е. неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером но отношению к своим или приемным детям).

Формирование родительства - это длительный процесс согласования представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, их функций, распределения ответственности, обязанностей. На начальных этапах родительство неустойчиво, периодически возникают конфликтные ситуации. Развитая форма родительства характеризуется определенной стабильностью, реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарное™ его динамических проявлений.

Структура родительства сложна и включает ценностные ориентации супругов (семейные ценности); родительские установки и ожидания; родительское отношение; родительские чувства; родительские позиции; родительскую ответственность; стиль семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. Компоненты родительства взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Выделяют две основные стратегии реализации родительства: 1) восприятие родительской роли (рождения ребенка) как ограничения для самореализации; 2) восприятие родительской роли как появления новых возможностей для самореализации.

Наиболее подходящей для ребенка, родителей и семьи в целом является вторая стратегия, когда происходят соразвитие, сотрудничество, сотворчество родителей и детей.

Если понятие «родительство» является надындивидуальным целым, то понятия «материнство» и «отцовство» касаются отдельной личности.

Изучение материнства как психологического феномена в зарубежной психологии началось во второй половине XX столетия, в отечественной - чуть позже, в 1980-1990-е гг. К проблеме материнства обращаются многие исследователи: В. И. Брутман, О. Р. Ворошнина, М. С. Радионова, Н. В. Самоукина, Г. Г. Филиппова и другие.

Г. Г. Филиппова предложила психологическую концепцию материнства с позиции культурно-исторического подхода, анализируя всю сложность взаимодействия биологически обусловленных и культурных механизмов развития материнского поведения . Материнство рассматривается как часть личностной сферы женщины, ориентированная на задачи рождения и воспитания ребенка. Материнство связано с выполнением особых функций по отношению к ребенку: видотипичных и конкретно-культурных. Видотипичные функции матери помогают развить базовые структуры эмоционального благополучия, особенности деятельности ребенка как представителя своего вида. Конкретно-культурные функции обеспечивают формирование отношения ребенка к миру, к себе и оценке успешности своих действий как члена определенной культуры. Сама способность матери к выполнению ее функций по отношению к ребенку складывается в ходе онтогенеза на основе целого набора средств культуры (ценностей, традиций, поверий).

Материнство имеет филогенетическую и онтогенетическую историю. Психологическая готовность к реализации родительской функции и материнская позиция женщины формируются в результате присвоения личностью опыта социокультурной практики материнства (а не как реализация, разворачивание его врожденной инстинктивной природы).

В концепции материнства Г. Г. Филипповой выделяются шесть этапов онтогенетического развития материнской нотребностно-мотивационной сферы.

  • 1- й этан - взаимодействие с собственной матерью - определяет формирование ценностной и эмоциональной основы материнского поведения. Мать выступает для девочки значимой фигурой, кристаллизующей в себе образ материнства, становится посредником между дочерью и социокультурной практикой материнства. На основе опыта взаимодействия с матерью посредством психологических механизмов ассимиляции, идентификации, осознанного обучения формируется собственная материнская идентичность женщины. Этот этап начинается с внутриутробного развития и продолжается всю жизнь, выступая в качественно новых формах на каждой стадии онтогенеза.
  • 2- й этап - развитие материнской сферы в игровой деятельности. В сюжетно-ролевой игре (в «семью», «дочки-матери») моделируется ориентировка девочки в содержании материнской роли. Происходит формирование устойчивого образа-эталона материнской роли.
  • 3- й этап - нянченье (от 4-5 до 12 лет) как проба своих возможностей в реальном уходе за младенцем и его воспитании, накопление опыта взаимодействия с младенцами в детском возрасте.
  • 4- й этап - дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер в период полового созревания, когда происходит разделение и затем интеграция ценностей и мотивационных основ материнской и половой сфер.
  • 5- й этап - взаимодействие с собственным ребенком : формирование материнской позиции в период беременности и ожидания ребенка, родов и в период ухода за младенцем и его воспитания.
  • 6- й этап - формирование привязанности и любви к ребенку как к личности (начиная с раннего возраста). Преодоление симбиотического типа отношений и дифференциации границ «Я» - «ребенок».

При изменении общественных отношений сложившиеся ранее модели материнства и детства частично устаревают и должны трансформироваться; отношение женщины к своей роли матери также изменяется. В современных условиях стремительных социальных изменений наблюдается тенденция поиска нового пути формирования материнской сферы , более направленного и осознанного развития информационных и эмоциональных основ материнства.

Хотя о роли отца в развитии ребенка говорили еще 3. Фрейд, К. Г. Юнг и другие психологи, но основные исследования роли семьи в развитии ребенка сосредоточивались на анализе взаимоотношений матери и ребенка. На современном этапе отцовство все чаще становится предметом научно-психологического осмысления 1 . Оно рассматривается как системное психолого-педагогическое явление особой деятельности по воспитанию ребенка с учетом фактора возраста. Отцовство как многомерный психологический феномен включает ряд аспектов: отцовство как мотива- ционно-потребностная сфера личности; отцовство как ценность и сфера самореализации личности; отцовство как система отношений родителя . Формирование отцовства, принятие роли отца связаны с переосмыслением себя и своей роли в семье и жизни в целом, принятием ответственности за благополучие жены и детей, перестройкой отношений как в семье, так и за ее пределами.

На современном этапе развития общества семья значительно изменяется: женщины все чаще работают вне дома, традиционные роли супругов пересматриваются. Это приводит и к трансформации роли отца в семье. Выделяют несколько типов взаимодействия отца и ребенка в современном мире (по количеству времени и качеству общения) .

  • Традиционный отец. Главную задачу видит в материальном содержании и защите жены и ребенка. В семье воплощает авторитет и силу; его слово - закон, его поведение обсуждению не подлежит. С ребенком эмоциональной близости нет, взаимодействие происходит скорее в сложных, конфликтных ситуациях, когда возникают разногласия и требуется принять решение.
  • Отец-партнер. Уверен, что его роль в семье не сводится к материальной поддержке, и он нужен как второй родитель для воспитания детей. Активен в отношениях с детьми, выступает как образец, помощник и партнер по играм.
  • Новый отец («ответственное отцовство»). В этом варианте подчеркивается важность родительства, общения с ребенком для самого отца. Указывается на равное (хотя и не одинаковое) участие обоих родителей в уходе за ребенком начиная с самых первых дней, что обеспечивает тесную эмоциональную связь.

Таким образом, модели «отец как носитель социальных требований к поведению и достижениям ребенка» и «отец как помощник матери в воспитании детей» в настоящее время недостаточны. Отцы становятся полноправными родителями: теперь их воспитательный вклад не сводится к созданию образцов поведения и дисциплинированию, а включает и эмоциональное общение с ребенком, и первичный уход за младенцем. Термин «со-родительство» призван подчеркнуть новизну ситуации и равенство вклада матери и отца в жизнь семьи во всех ее сферах

С идеями Ф.Арьеса, Э.Бадинтер, Л.Де Моза и их единомышленников - эти идеи прямо следует назвать крайними, - не согласны многие современные отечественные и зарубежные историки и культурологи 3 . Суть критики состоит в том, что в более ранние периоды развития человеческого общества и, в частности, в Средние века отношение к детям совсем не обязательно было суровым и холодным, но могло быть и нежным, и ласковым, что подтверждается многими конкретными исследованиями, опирающимися на документальные свидетельства. Подчеркивается, что для каждой эпохи характерно свое понимание материнского феномена и материнской любви. Исследования, направленные на изучение материнской идентичности («хорошего материнства»), привели к выводы о том, что в разные времена, как современные, так и давно прошедшие, материнство формирует одно из важнейших «пространств» духовного и социального мира женщины.

Однако и те, кто рассматривают материнство как сравнительно поздний продукт исторического развития, и те, кто полагают, что в той или иной форме феномен материнства существовал всегда, сегодня согласны с тем, что в истории детства и материнства можно выделить две эпохи - до XVIII века и после него. И эти изменения связаны с возникновением «индивидуализированной и интимизированной» семьи буржуазного типа.

Подтверждением значения XVIII века как переломного в отношении детства и материнства может служить то, что именно в первой половине XVIII века, в 1722 году, английский врач Г.Армстронг основал первую в мире детскую поликлинику. Его начинание было встречено в Англии с большим энтузиазмом, и ему предлагали создать детскую больницу. Он, однако отказался, аргументируя это так:

«Отрывать больных детей от родителей - жестоко, а приставить к каждому ребенку сестру просто невозможно, так как на это не хватит ни персонала, ни средств» (цит. по: Э.М.Рутман, Н.В.Искольдский, 1987, с.7).

По мнению ряда ученых-историков, второй период европейской истории материнства, начавшийся в ХVIII веке, можно считать завершившимся в 20-е г.г. ХХ века, когда термин «материнство» вошел в обиход «европейского публичного дискурса», когда материнство из «природного атрибута» женщины превратилось в общественную проблему, о которой заговорили социальные работники, педиатры, гигиенисты, педагоги. Материнство и детство впервые стало предметом психологических исследований.

5. Этнопсихология материнства

В начале 60-х годов ХХ века в Женеве состоялся международный симпозиум по проблемам развития, которому суждено было занять совершенно особое место в истории психологии и смежных наук. Впервые проблема развития решалась на нем объединенными усилиями психологов, биологов, психиатров, этологов (специалистов по поведению животных), социальных антропологов, этнографов, электрофизиологов, т. е. специалистами целого ряда научных дисциплин.

Огромный интерес вызвал доклад американской исследовательницы Маргарет Мид о том, как растут дети на Самоа, в племенах, сохранивших первобытную культуру.

Обратимся к работам М.Мид с точки зрения интересующей нас проблемы взаимоотношений матери и ребенка. Вот как она описывает момент рождения и самых первых контактов матери и ребенка у представителей традиционных культур:

«Дням рождения не придают значения на Самоа. Но появление на свет ребенка, как таковое, в семье высокого ранга предполагает устройство большого праздника и значительные расходы... Во время самих родов может присутствовать мать или сестра отца. Они заботятся о ребенке, а повитуха и родственники женщины ухаживают за самой роженицей. Сами роды - отнюдь не интимное дело. Приличия требуют, чтобы роженица не корчилась от боли, не кричала, никак не возражала против присутствия двадцати или тридцати людей в доме, которые, если надо, будут сидеть около нее сутками, смеяться, шутить, развлекаться... Повитуха перерезает пуповину новым бамбуковым ножом, а затем все нетерпеливо ждут, когда выйдет послед - сигнал к началу празднества... Затем гости расходятся по домам, мать поднимается с постели и приступает к своим обычным делам, а ребенок вообще перестает вызывать большой интерес у кого бы то ни было» (1988, с. 99).

Мать довольно долго (до двух-трех лет) кормит своего ребенка, спит с ним вместе, но отнюдь не отношения матери и ребенка, считает автор, выступают в качестве главного фактора развития. Чаще всего ребенка воспитывает не мать, а другой ребенок, чуть постарше, обычно шести- семилетняя девочка. Причем именно между этой девочкой и младенцем (а не между младенцем и матерью) возникают наиболее сильные эмоционально насыщенные связи.

«Первые проявления материнских инстинктов девочки никогда не изливаются на ее собственных детей, но на кого-нибудь из ее младших родственников... Младшее поколение, в свою очередь, изливает свое материнское тепло на тех, кто еще младше, не обнаруживая при этом особой привязанности к воспитателям и взрослым» (Там же, с. 112).

При этом, как отмечает М.Мид, ни одна мать на Самоа не станет утруждать себя заботой о воспитании своего младшего ребенка, если есть какой-нибудь ребенок постарше, на которого можно эту ответственность возложить. Вообще сама организация жизни на Самоа такова, что ведет к ослаблению роли разных видов глубокой эмоциональный привязанности, по крайней мере с тем, как это принято в западной культуре. На Самоа ребенок очень рано отделяется от семьи, вступая в разветвленную сеть отношений, которая гораздо шире семейного круга. Это сильно отличается от западной модели семейной жизни, протекающей в ограниченном семейном кругу и придающей большое значение любви, отношениям привязанности и зависимости.

«Самоанские родители, - пишет М.Мид, - сочли бы непристойными и отвратительными любые моральные увещевания, взывающие к чувству личной привязанности ребенка: «Веди себя хорошо - пожалей мать», «Хотя бы ради отца сходил в церковь», «Оставь в покое сестру, ты видишь, как отец переживает» (1988, с. 159).

Таким образом, мы видим, что в племенах на острове Самоа те необходимые для развития ребенка социальные и эмоциональные связи, которые в современной европейской культуре являются прерогативой нуклеарной семьи и чаще всего рассматриваются в диаде «мать-ребенок», реализуются совершенно иначе - через связи старших и младших детей, вообще через участие всех членов рода в воспитании детей. Ребенок при этом не обделен заботой, эмоциональным теплом и защитой, но все это встроено в принципиально иную систему, не использующую эмоциональную привязанность как средство достижения нужного поведения.

В работах М.Мид мы находим множество ярких и интересных примеров, иллюстрирующих принципиальную возможность существования других отношений между матерью и ребенком, отцом и ребенком, чем это принято в нашей культуре - отношений, возможно, не менее продуктивных. Приведем еще один фрагмент, в которой М.Мид, опираясь на свои наблюдения за развитием детей в племени манус (Новая Гвинея), размышляет о роли отца и матери в воспитании ребенка.

«В семье главную роль играет отец - нежный, заботливый, терпеливый защитник. Привязанности к ребенку матери отводится меньше места. Нам, привыкшим к семье, в которой отец - суровый и несколько отделенный диктатор, а мать ребенка - его защитница и адвокат, интересно будет найти общество, в котором отец и мать поменялись местами. Психиатры работали над психологическими проблемами мальчика, вырастающего в семье, где отец играет роль патриарха, а мать - мадонны. Сегодня манус показывает, какую творческую роль может играть в положительном формировании личности сына любящий, нежный отец. Отсюда напрашивается вывод, что разрешение семейных проблем кроется, может быть, не в отказе отца и матери от своих ролей, как считают некоторые энтузиасты, а в том, чтобы они дополняли друг друга» (Там же, с.76).

Пьянкова Л. А. 1 , Пинкас И. И. 2

1 Кандидат педагогических наук, доцент, филиал КузГТУ в г. Новокузнецке; 2 студентка филиала КузГТУ в г. Новокузнецке

КОНТЕКСТЫ ФЕНОМЕНА РОДИТЕЛЬСТВА

Аннотация

В статье проанализирован феномен родительства с культурологической, социально-психологической и педагогической стороны, объясняющий причины деформации современных семейных устоев. Делается попытка исследовать феномен отцовства в психологических изысканиях, его отличие от материнства, что позволяет избежать проблем в современной семье: неоднозначность отношения мужчины и женщины к своей роли родители, различные способы её проявления.

Ключевые слова : родительство, материнство, отцовство.

Pyankova L. A. 1 , Pinkas I. I. 2

1 Сandidate of pedagogic Sciences, docent, KuzGTU branch in the city of Novokuznetsk; 2 student branch of KuzGTU in the city of Novokuznetsk

CONTEXTS OF PARENTHOOD PHENOMENON

Abstract

We have analyzed the phenomenon of parenthood with the cultural, social, psychological and pedagogical side, explaining the causes of the distortion of modern family values. We have also made attempts to explore the phenomenon of paternity in psychological research, unlike motherhood that avoids problems in the modern family: the ambiguity of the relationship of man and woman to his role as parents, different ways of manifestation.

Keywords : parenting, motherhood, fatherhood.

Анализ теоретических исследований по проблеме культуры брачно-семейных отношений, различных контекстов феномена родительства позволяет утверждать, что семейные проблемы универсальны. Именно семья и схожесть процессов происходящих в ней у людей разных национальностей и вероисповеданий, делает всех нас людьми одной эпохи, землянами, гражданами государств, представителями цивилизаций и выдвигает одни и те же проблемы. Никогда еще нравственные устои семьи не подвергались такому испытанию во всем мире, как сейчас, и никогда, пожалуй, мир не нуждался во всеобщем осмыслении таких понятий как единство, гуманизм, честность, открытость, порядочность, которые во всей совокупности прочих показателей не только ускоряют общественный прогресс, но и выступают сдерживающим фактором для человека .

Культура брачно-семейных отношений – это особый вид нравственной культуры. Умение жить в семье находится в прямой зависимости от уровня нравственности, транслируемой родителями.

Процесс преодоления негативных тенденций в экономике, политике, социальной жизни и в нравственном развитии общества предполагает активизацию деятельности всех общественных ресурсов, и в первую очередь семьи. Причем процесс этот не может быть растянутым во времени. Упрочение брака, активизация функции семьи требуется сегодня, немедленно, чтобы уже в следующем поколении получить заметный позитивный сдвиг в сторону формирования непреходящих ценностей.

Культурологический угол зрения на семью заключается в уяснении ее социального смысла, как духовной ценности. Будучи атрибутом внутреннего мира, частью личной жизни и индивидуального бытия семья и события, происходящие в ней, обладают определенной повторяемостью и, следовательно, массовидностью. На уровне семьи формируется менталитет нации, государства, целой группы сообществ. В этой повторяемости как раз и проявляется социальная природа семьи. Семья есть связующее звено между обществом и личностью. Различные стороны общественной жизни, внешние условия и внутренние побуждения людей, объективные и субъективные воздействия разнообразных факторов проявляются и переплетаются в семье самым неожиданным образом, порождая подчас непредвиденные результаты.

Связанная с обществом семья, с одной стороны, своими основаниями уходит в способ производства, структуру производственных отношений, с другой, – целиком и полностью построена на сознании индивида, включая его когнитивные, аксиологические, мотивационные и другие компоненты личности, способы волеизъявления.

Тем самым, через семью устанавливается связь между материальным и духовным, между общественным бытием и общественным сознанием. Благодаря семье материальные отношения переходят в духовные и, наоборот, ценностные ориентации людей, их идеи, настроения, планы и мечты трансформируются в практические действия. Следовательно, в семье отражается объективный мир эпохи с ее противоречиями и субъективные позиции, желания и настроения индивида. На этом фоне феномен родительства, как результат развития брачных, нравственных и иных отношений в семье претерпевает серьезные трансформации: алкоголизация родителей, фактически приводящая к девиантному отцовству и материнству, рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем; уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка; непонимание некоторой частью молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье; рост количества семей с единственным ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения; увеличение числа разведенных мужчин и женщин, которые затем не могут или не хотят повторно вступать в брак; значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной несовместимости супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.

Исследования отечественных социологов, философов, педагогов и психологов объединяет то, что материнства и отцовство – это феномен и микро-, и макросоциальный: он подразумевает не только идентичность «буквальных» отцов и матерей, но и принципы, определяющие отношение взрослых к детям в целом и тесно связанные с гражданским самосознанием. Между тем на проблему отцовства и материнства в науке существуют различные взгляды. Так, феномен отцовства в научной литературе не является достаточно проработанным, вероятно поэтому, нет единого мнения ученых относительно структуры данного феномена, не встретилось в доступной нам литературе и его определения. Феномен отцовства не может исчерпываться такими понятиями как «роль», «статус», «чувства», «мотивации», «потребностно-ценностная сфера» или «самооценка». Ученые сходятся лишь в том, что на формирование феномена отцовства большое влияние оказывает социокультурный аспект, его изучение остается неотъемлемой частью различных наук, в том числе психологией, социологией. Так Бронислав Малиновский в историческом факте социальной роли отцовства называет обеспечение детям законной принадлежности к социуму, независимо от неопределенности установления биологического отцовства. Материнство же согласно взглядам культурологов и психологов, отражает накопленный народом опыт, выстраданные им ценности, нормы и ориентиры. Присущие культуре образцы поведения, ценности, регулирующие, прежде всего, отношения между людьми в обществе и семье, должны быть сохранены как устойчивые и приемлемые. Именно здесь материнство выступает как транслятор менталитета общества, консолидирующего в себе и его ценности, и установки и традиции .

Как отмечает Э. Р. Алексеева, родительство может рассматриваться как «биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребёнка; как этап в жизни человека, начинающийся с момента зачатия ребёнка и не заканчивающийся после смерти ребёнка; как отношения кровного родства между родителем и ребёнком; как субъективное восприятие человека себя родителем» .

Продолжая исследование проблемы родительства как социального феномена, обратимся к трудам Н. В. Богачевой, В. В. Бойко, Л. А. Грицай, Л. А. Дубисской, И. С. Кона, Р. В. Овчаровой и др. Авторы тождественны в том, что отношение к родительству в истории человечества зависит от представлений о нём в каждой конкретной культуре. Следовательно, полагают авторы, причины кризиса современного родительства нужно искать в социальных механизмах процесса его становления в современном российском обществе. Между тем, существует и особенное в их трудах.

По мнению Н. В. Богачевой, родительство представляет собой «устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие реальных и потенциальных родителей, связанное с рождением и воспитанием детей и характеризующееся соответствующим поведением мужчины и женщины», которые могут по-разному влиять на устойчивость семьи . Несмотря на то, что со второй половины XX века семья перестала быть «детоцентрической», тем не менее, роли отца и матери в ней остаются одними из самых важных. Ребенку необходимы оба родителя. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви – отцовской или материнской – ведет к нарушению его поведения. Какие бы изменения ни происходили в социокультурных ролях, материнство и отцовство неизменны, постоянны, и здесь исключена взаимозаменяемость мужчин и женщин, должно учитываться лишь их единство и взаимодополняемость в семье.

Между тем, как отмечает австрийский психоаналитик Альфред Адлер, рассматривая отцовство как второй источник по важности влияния на развитие у ребенка социального интереса, у отца должна быть позитивная социальная установка по отношению к жене, работе и обществу. Продолжая свои изыскания, автор отмечает и сформированный социальный интерес к проявляющимся взаимоотношениям с детьми. По А. Адлеру «идеальный отец» тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании. Отец, по мнению психотерапевта, должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих одинаковые последствия. Дети, чувствующие себя отчужденными от родителей, обычно в дальнейшем преследуют цель достижения личного превосходства, нежели превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефективному стилю жизни. Так, дети деспотичных родителей, по наблюдениям ученого, учатся бороться за власть, имея в виду личное, а не социальное превосходство.

Эрих Фромм, анализируя традиционную семью, выделил отцовский тип воспитания, отмечая, что отцовская любовь стремится к справедливости, к тому, чтобы любовь ребенка соответствовала его заслугам .

Таким образом, сохранение устойчивости современной семьи возможно только при соблюдении гендерного баланса в исполнении социальных ролей отца и матери. Н. В. Богачёва добавляет к этому также «социальные функции родителей, культурные символы отцовства и материнства, права и обязанности мужчины-отца и женщины-матери по отношению к ребёнку» (там же).

А. С. Спиваковская, говорит о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Нередко утверждается, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка, это, прежде всего, любить свою жену .

К. Витакер отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта «невключенность» вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиняет ему боль .

В то же время, К.Флэйк-Хобсон полагает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения .

В современном обществе возникла реальная опасность деформации семейных устоев, наследования культурно-исторического семейного опыта. «Современная превентивная проблема, – пишет Л. Б. Шнейдер – требует новых ценностных акцентов. Именно философское осмысление социально-психологических проблем, стремление к достижению гармонии отношений семьи с обществом, другими людьми, очищение разума и души человека от всех видов социального зла, защита и развитие подлинных достижений культуры, прекращение ее деградации выходит на первый план» .

Литература

  1. Пьянкова,Л. А. Материнство как феномен развития общества и личности: моногр. / Л. А. Пьянкова. – Новокузнецк: Изд-во КузГТУ, 2014. – 89 с.
  2. Иорданский,В. Б. Хаос и гармония / В. Б. Иорданский. – Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. – 343 с.
  3. Рамих,В. А. Материнство как социокультурный феномен: автореф. дисс. … д-ра филос. наук: 24.00.01 / В. А. Рамих. – Ростов н/ Д., 1997. – 32 с.
  4. Рамих,В. А. Материнство как социально-культурный феномен: дисс… докт. филос. наук: 24.00.01 / В. А. Рамих-Ростов н/Д., 1997. – 236 с.
  5. Филиппова,Г. Г. Психология материнства: учеб. пособие Г. Г. Филиппова. – Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
  6. Алексеева,Э. Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России / Э. Р. Алексеева // Вестник Башкирского университета. Сер. «Философия. Политология. Социология. Культурология». – 2008.- Т. 13. – № 3.- С. 644-646.
  7. Богачёва,Н. В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе: дисс. … канд. соц. наук: 22.00.04 / Богачева Н. В. – Казань, 2005. – 245 с.
  8. Берковиц, Л. Что такое инстинкт? / Л. Берковец. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2001.- 516 с.
  9. Бойко,В. В. Репродуктивное поведение семьи и личности (социально-психологическое исследование рождаемости): автореф. дис. … д-ра психол. наук.: 19.00.01 / Бойко В. В. – Ленинград, 1981- 632 с.
  10. Фромм,Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Н. И. Войскунско, И. И. Каменкович / Ред. В. И. Добренькова. – Москва: Прогресс, 1986. – 238 с.
  11. Спиваковская,А. С. Психотерапия: игра, детство, семья.- Москва: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – Том 2. – 304 с. – (Психология – XX век).
  12. Витакер,К. Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер; пер. с нем. – Москва: Издательство Класс, 2004. – 208 с.
  13. Обухова,Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева. – Москва: Жизнь и мысль, 1999.- 168 c.
  14. Шнейдер,А. Б. Основы семейной психологии / А. Б. Шнейдер. – Москва-Воронеж: Изд-во: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2010. – 928 с.

References

  1. Pyankova, L. A. Motherhood as a phenomenon of the development of society and the individual: waters. / L. A Pyankova. – Novokuznetsk: IZD-vo KuzGTU, 2014. – 89 p.
  2. Jordan, V. B. Chaos and harmony/ V. B Jordanian. – Moscow: main editorial of Oriental literature publishing house “Nauka”, 1982. – 343 p.
  3. Ramih, V. A. Motherhood as a sociocultural phenomenon: katege. DICs. … Dr. philos. Science: 24.00.01/V. A. Ramih. – Rostov n/D., 1997. – 32 p.
  4. Ramih, V. A. Motherhood as a socio-cultural phenomenon: Diss to … Dott. filos. Science: 24.00.01/V. A. Ramih-Rostov n/D., 1997. – 236 p.
  5. Filippova, G. G. Psychology of motherhood: Stud. grant g. Filippov. -Moskva: IZD-Vo, Institute of Psychiatry, 2002. – 240 p.
  6. Alexeeva, E. R. analysis of family social parenthood in modern Russia/e. E. R. Alexeyeva//Bulletin of the Bashkir University. Cep. “Philosophy. Political Science. Sociology. Cultural Studies “. – 2008.- t. 13. -No. 3 p. 644-646.
  7. Bogacheva, N. V. Parenthood as a factor in the stability of the family in modern Russian society: DICs. … Cand. Soc. Science: 22.00.04/ N. V. Bogacheva – Kazan, 2005. – 245 p.
  8. Berkowitz, L. What is instinct? /L. Berkovets. -St. Petersburg: Prime-Evroznak, 2001. – 516 p.
  9. Boiko, V. V. reproductive behaviour of the family and the individual (socio-psychological study of fertility): katege. DIS. … Dr. of psychology. Science: 19.00.01/ V. V. Boiko – Leningrad, 1981- 632 p.
  10. Fromm, E. to have or to be? / Lane. English N. I. Vojskunsko, I. Kamenkovich /Red. V. I. Dobrenkova. – Moscow: progress, 1986. – 238 p.
  11. Spivakovskaa, А. S. Psychotherapy: game, childhood and the family.-Moscow: April Press; JSC publishing house EKSMO-press, 2000. – Volume 2. -304 p.-(Psychology-XX century).
  12. Lance Whitaker, K. Are midnight musings of a family therapistik. Lance Whitaker; Lane. with it. – Moscow: Izdatelstvo Class, 2004. – 208 p.
  13. Obukhova, L. F. Family and child: the psychological aspect of child development/ L. F. Obukhova, O. A. Shagraeva. – Moscow: life and thought, 1999. – 168 p.
  14. Schneider, A. B. Family Psychology/ A. B. Schneider. – Moskow-Voronezh: Publishing House: Moscow psycho-social University (MPSU), 2010. -928 p.