Мэрцишор и Баба Марта – старинный праздник прихода весны. Праздник Мэрцишор и Мартеница: история возникновения 1 марта праздник в молдавии


Вот и пришла весна. И пусть погода не совсем еще весенняя, еще холодно, где-то лежит снег, а где-то идет дождь, солнышко обязательно скоро выглянет из-за туч. Совсем скоро начнет просыпаться от зимнего сна все живое, вернутся из дальних краев перелетные птицы, тут и там из-под снега покажутся подснежники, на пригорках зазеленеет молодая травка с желтыми «солнышками» мать-и-мачехи и весеннее настроение надолго поселится в наших сердцах. С каким нетерпением мы этого ждем! А вот в некоторых странах не ждут прихода настоящего тепла, чтобы встретить весну, первый весенний день там уже праздник.

1 Марта в Румынии, Молдове, Болгарии, Греции можно увидеть на улицах множество людей, одежда которых празднично украшена яркими красно-белыми вещицами. Зрелище просто удивительное! Всевозможные кисточки, помпончики, цветы, сердечки и фигурки красного и белого цвета смотрятся очень красиво и нарядно даже в самый серый и неуютный день. И на душе сразу становится тепло и радостно, не важно, светит ли яркое солнышко или идет снег. Это праздник прихода весны, так его традиционно здесь отмечают.

Праздник этот существовал еще в древнем Риме, в те далекие времена именно первого марта отмечали приход Нового года. На территории современной Румынии во время археологических раскопок были обнаружены речные камни красного и белого цвета, им более 8 000 лет.


С традицией этой принято связывать очень красивое предание.

Когда-то давным-давно Солнцу стало ужасно скучно и одиноко в небе. Надоело ему изо дня в день, из года в год просто освещать и согревать Землю своими горячими лучами, совсем одному плавать в холодной синеве небес. И захотелось Солнцу, как простому человеку, закружиться в огненном танце, рассмеяться звонким смехом, порадоваться весне и встретить ее приход вместе с людьми. Обернулось тогда Солнце прекрасной девушкой и тихонько спустилось на Землю.

Могла бы эта проделка закончиться благополучно: Солнце, повеселившись вдоволь, вернулось бы снова на привычное место, но на беду, увидел девушку Змей. И пожелал он отныне самолично владеть красавицей-Солнце! Схватил Змей девушку, взмахнул крыльями и утащил в свое логово…

Тьма опустилась на Землю. Не пели птицы, не смеялись дети, плакали от отчаяния люди – радость покинула их дома. Холод, темнота и печаль воцарились на Земле. И не было никого, кто бы решился на бой со Змеем, чтобы вызволить Солнце и спасти людей от неминуемой гибели.

Впрочем нашелся, все же, отважный юноша. Захотел он вернуть Солнце на небо, подарить людям свет и тепло, чтобы счастье снова вернулось в каждый дом. И пустился в дальнюю дорогу.

Нелегким и долгим был его путь к логову Змея. Прошли лето и осень, настала зима, а юноша все шел и шел, и, казалось, не было дороге конца и края. Люди, которых встречал юноша по пути, указывали смельчаку дорогу, кланялись ему в пояс, благословляли на смертный бой и старались передать ему всю свою силу, чтобы легче было бороться со Змеем.

Наконец вышел юноша к гиблому месту, где среди болот и черных скал высился замок Змея. Не потерпел Змей, что кто-то вторгся в его владения, и схватился со смельчаком ни на жизнь, а на смерть!

Долго бились они, пока Змей бездыханным не рухнул на землю. Из последних сил, истекая кровью, юноша распахнул двери темницы и выпустил Солнце на волю. Вспорхнуло оно на небо, осветило и согрело Землю.

И все вокруг стало оживать, словно проснувшись от кошмарного сна. Снова послышался детский смех, радостное пение птиц, люди улыбались и благодарили своего спасителя.

Но сил у юноши уже совсем не осталось. Капли алой крови из множества его ран падали на белый снег, который таял от горячей крови смельчака, и в каждой проталинке распускались первые весенние цветы. И вот упала последняя капля…

Но люди помнили своего спасителя. И с того самого времени каждый год, в первый весенний день стали дарить друг другу памятный подарок в честь погибшего героя. Двухцветный витой шнурок, две кисточки или два помпончика, красный и белый, кровь и снег… Символ победы над мраком, воплощение надежды, радость от прихода весны и предчувствие любви и счастья!

Есть и еще одна легенда о происхождении этого . В ней рассказывается, как прекрасная Весна укрыла своими руками от злого ветра и снега, присланных злой Зимой, первый , росший в кусте терновника, и укололась при этом о колючие шипы. Перекликается она с предыдущей своей символикой, тоже кровь и снег, алое и белое.

Конечно, это прекрасные сказки, легенды, придуманные людьми. А вот традиция праздновать первый весенний день и радоваться приходу весны самая настоящая! Праздник 1 Марта существует в Румынии и Молдове, Болгарии и Греции с незапамятных времен и его символ – те самые кисточки-помпончики, красные и белые. Их делают собственноручно или же покупают готовыми в магазинах, это не важно. Важно, что их принято дарить родным и близким, друзьям и знакомым с пожеланиями счастья и здоровья.

В день 1 Марта (Баба Марта по болгарски) в Болгарии говорят: «Будь белым и красным!», с белым лицом и красными (румяными) щеками, то есть здоровым (как у нас «кровь с молоком»). Здоровья, счастья и любви желают в этот день и в других странах.

Есть еще одно толкование двух цветов мартовских амулетов: белый цвет связывают с мужским началом, солнцем и силой, а вот красный – женское начало, как цвет крови, он связан с рождением и здоровьем.

Мэрцишор ) (примерно так произносится) в Румынии, мартеницы, мартенички в Болгарии – двухцветные символы весны. Их принято украшать забавными подвесками и брошками с фигурками птиц, зверюшек или цветов, их прикалывают на одежду или носят как браслеты не только 1 Марта, но и весь первый месяц весны. Когда же март закончится, их вешают на ветки цветущих фруктовых деревьев (в начале апреля можно увидеть деревья, буквально увешанные

Каждый год вот уже на протяжении многих лет в Молдавии празднуется один из наиболее любимых национальных праздников - Мэрцишор.

В этот день друзья и коллеги дарят друг другу маленькие красно-белые украшения, которые представляют собой в виде всевозможных цветов, бусинков, сердечек, колокольчиков, как правило, это сочетание белого и красного цвета. Называются эти своеобразные украшения мэрцишорами.

Одевают их с приходом весны 1 марта и носят до 31 марта. Потом снимают и прикрепляют на фруктовое дерево и загадывают желание, которое непременно исполнится.

Рождена эта традиция одной красивой легендой. Однажды в первый день марта вышла на опушку леса Весна, вышла, огляделась и увидала на снегу, неподалеку в небольших зарослях терновника пробивается небольшой цветок подснежник.

Весна решила помощь маленькому цветку и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Увидев это лютая Зима и пришла в ярость. Взмахнула она руками, призвав тем самым холодный ветер со снегом, и отправила его уничтожить слабый подснежник. Нежный цветок поник под жесткими ветрами со снегом. Но Весна наклонилась и прикрыла руками слабый росток и укололась терновником. Из пораненной руки в тот же миг упала капелька горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму.

Еще одна легенда, по своей сути ближе к молдавскому фольклору. Давным-давно с незапамятных времен появился на земле хрупкий цветок с белоснежными лепестками по имени Гиочел(подснежник). Цветок появлялся, когда солнце впервые пронзало золотыми стрелами своих лучей седые снежные тучи. Маленького и хрупкого Геочела оберегала от стужи заботливая и добрая волшебница Весна. Об маленьком цветке прослышал злобный вихрь Кривэц, вырвал он из земли колючий шиповник и швырнул его с досадой в Весну, уколов ее мизинец. Брызнула горячая кровь на землю и обагрила нежные и белые лепестки Гиочела. Возвращая с каждой капелькой крови к жизни этот хрупкий цветок. В этот момент цветок возвестил всем о приходе весны.

Так же стоить отметить, что начиная с 1967 года в Молдавии проходит и главный музыкальный фестиваль страны, который как и праздник носит название Мэрцишор. На фестиваль приглашаются различные коллективы, как любительские, так и профессиональные из разных стран.

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП интересных фактов и важных новостей со всего мира и о разных важных событиях вы можете найти там, где вам максимально удобно

Когда проводится этот праздник? Праздник Мэрцишор в Молдавии и Румынии отмечается 1 марта, в 2020 году дата выпадает на пятницу.

Он посвящен встрече весны. Считается, что праздник появился еще во времена Римской империи, когда 1 марта люди встречали Новый год.

В наше время в Молдавии в начале весны проводится музыкальный фестиваль «Мэрцишор».

История праздника – легенда о Мэрцишоре

До наших ней сохранилось немало легенд о Мэрцишоре. Как рассказывает одна из них, в этот день на лесную поляну вышла красавица Весна. Она увидела в зарослях терновника пробивающийся из-под снега первоцвет и решила расчистить землю, чтобы освободить его от колючих веток.

Но Зима вызвала холодный ветер со снегом, чтобы они уничтожили цветок. Он поник, и Весна накрыла его руками. Она поранилась терновником, и капля ее крови упала на цветок, который ожил. Так Весна победила Зиму.

По другой старинной легенде о Мэрцишоре однажды Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Она веселилась и танцевала, а вместе с ней расцветала природа. Но девушку украл и закрыл в своем дворце злой Змей, после чего весь мир погрузился в уныние.

Спасти девушку решил смелый юноша, который вызвал Змея на бой. Их сражение длилось несколько дней и ночей. Юноша одержал победу и освободил Солнце. Оно снова засияло в небе, и природа ожила. Но юноша умер от ран.

Там, где капли его крови упали на снег, появились подснежники – вестники весны – и цветы, белые лепестки которых усыпаны алыми, как кровь, пятнышками…

В Молдавии на праздник Мэрцишор люди дарят друг другу небольшие амулеты, которые также называют мэрцишорами. Обычно такие сувениры представляют собой шарики, кружочки или бутоны цветков. Они сочетают белый и красный цвета.

Такие амулеты носят на одежде, пришивая к ней или пристёгивая на левой стороне груди возле сердца, в течение месяца, а 31 марта развешивают на цветущих фруктовых деревьях.

Люди уверены, что благодаря этому им будет сопутствовать удача в течение года. Согласно поверью, вешая на такой амулет на дерево, нужно загадать заветное желание, и оно обязательно исполнится.

Известно, что подобные сувениры изготавливали с незапамятных времен. В старину их делали из маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвета, и носили на шее.

Многие обычаи соблюдаются и поныне. И в наши дни, встречая весну, люди рассказывают друг другу легенду о Мэрцишоре, накрывают праздничный стол и дарят друг другу красивые сувениры.

Древние мифы и легенды народов мира настолько разнообразны, вычурны и необычны, что порой их бывает сложно не только объяснить, но даже просто понять. Поэтому долгое время содержание любых преданий списывали на богатую фантазию «дремучих» доисторических людей, незнакомых с достижениями цивилизации. Но может быть нам просто не хватает знаний, чтобы понять наших предков? Давайте попробуем выяснить, что стоит за одним из самых почитаемых и древних обычаев на Балканах, о котором сложены легенды – празднике Мэрцишора.

Что мы знаем о Мэрцишоре?

Мэрцишор представляет собой амулет красного-белого цвета, его носят в марте и под конец месяца вешают на ветки деревьев. Как доказали археологические раскопки в Румынии, это древний языческий обычай, которому не меньше 8 000 лет. В ходе раскопок были найдены маленькие камешки, раскрашенные в белый и красный цвета, и носившиеся, как считается, на шее. Существует много различных легенд о том как появился праздник, но кроме того, что все их объединяет тема весны, сказать о мэрцишоре, казалось бы нечего.

Однако наука не стоит на месте и новые исследования позволяют приоткрыть завесу древней тайны. В научной литературе мэрцишор называют очень прозаично – мартовская нить. Это позволяет обобщить данные об обычае ее ношения у балканских народов. А сохранился он у молдаван, румын, болгар, македонцев, греков, албанцев и арумын .

Почему мэрцишор красно-белый?

Красный и белый цвета могут иметь различную семантику, но прежде всего это сакральные цвета. Белый цвет, помимо того, что это цвет чистоты и целомудрия, использовался в ритуальном костюме как символ потустороннего мира. Поэтому он присутствует в одежде новобрачных, новорождённых и умерших, символизируя переход человека в новую ипостась. Белый был цветовым символом неолитической богини неба или как принято ее называть в научной литературе – Великой богини.

Сочетание белого и красного цветов восходит к символизации двух верховных божеств раннеземледельческой религии и выражало пожелание связи бога и богини – связи, которая должна была обеспечить плодородие.

Сочетание белого и красного встречалось в различных древних культурах. У хеттов царь носил пояс, сплетенный из шерсти красного и белого цветов. В Древнем Иране царь носил красно-белую диадему и красную с белой полосой одежду. В Древнем Перу знатные лица определенной категории (возможно, священнослужители) носили накидки, раскрашенные в бело-красную шахматку. Она была идеограммой, выражающей представление о связи бога и богини. Во времена фараонов символами Верхнего и Нижнего Египта были красный и белый цвета или кобра и гриф: змея – как представитель земли, а птица, и в частности гриф, – представитель богини неба.

Почему мэрцишоры вешают на деревья?

Одним из главных воплощений неолитической Великой богини было дерево. Поэтому возник обычай вешать мэрцишоры в конце марта на деревья – так делают молдаване, румыны, болгары, греки и албанцы. Обычай приносить кусок ткани в дар богине, которая считалась пряхой, продолжает существовать и на Кавказе: во исполнение желаний или просто ради соблюдения традиции к ветвям дерева, которое считается священным, привязывают обрывок ткани. В Осетии даже существовал обычай вешать на дерево куски ткани именно белого и красного цвета. Делали это жрецы языческой богини Аларды.

Связь с деревом прослеживается даже в названиях Мэрцишор и Мартеница (болгарском аналоге мэрцишора). Этимологически они связаны с корнем *mara ‘дерево’ ностратического праязыка, от которого произошла макросемья языков, объединяющая несколько языковых семей и языков Европы, Азии и Африки.

Великая богиня и Баба Докия

К образу Великой богини восходят многочисленные мифологические персонажи различных народов, в том числе Баба Докия и баба Марта, связанные с Мэрцишором и Мартеницей.

Румынский исследователь И. Гиною напрямую связывает обычай ношения мэрцишора с легендой о мартовской старухе Бабе Докии, которая, поднимаясь со стадом в горы, пряла нить года, подобно тому как Мойры или Парки пряли нить человеческой жизни. В румынской культуре образ мартовской старухи действительно связан с прядением. Согласно вариантам легенды, известным на Буковине, в Трансильвании и на юго-востоке Румынии, Баба Докия отправилась в горы, заткнув за пояс прялку и взяв с собой кудель (этот мотив встречается также в сербских и греческих вариантах). В некоторых районах Румынии прядение считалось единственной работой, выполнение которой допустимо 1 марта.

У молдаван и румын число дней ношения мэрцишора часто бывало равно числу дней, в течение которых Баба Докия, поднималась в гору, и числу кожухов, которые она надела, отправляясь в путь – девяти или двенадцати. Эта традиция нашла отражение в рассказе «Mărţişor» Михая Садовяну, в конце которого скинувшая все свои кожухи Докия превращается в скалу.

Великая богиня, которую называют ещё Великой матерью или просто Богиней-матерью, была покровительницей деторождения, поэтому с мартовской нитью связывались поверья о плодовитости. Молдаване, румыны, болгары, македонцы часто носили мартовскую нить до прилета аистов, ответственных, как известно, за деторождение.

В южных областях Болгарии, в болгарской Добрудже и в юго-восточной Македонии встречается обычай прятать мартовскую нить под камнем и затем гадать по ней. Болгары, спрятав мартовскую нить под камень, на следующий день гадали о приплоде скота в текущем году. По поверьям из Пиринского края, появление муравьев на оставленном обереге означает приплод коз или овец, божьих коровок – приплод крупного рогатого скота, пауков – приплод ослов. В Софийском крае по появлению на мартовской нити насекомых, соломинок, щепочек девушки гадали также о замужестве.

Эти и многие другие данные указывают на то, что двоичный символ Мэрцишора уходит своими корнями в эпоху неолита и связан с культом богини неба или Великой богини, рудименты и пережитки которого сохранились в различной форме до наших дней.

Литература: Ариэль Голан. Миф и символ. Москва, 1994; Наталия Голант. Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции Карпато-Балканского региона. Санкт-Петербург, 2007; Наталия Калашникова. Семиотика традиционного костюма. Кишинев, 2005; Doina Ruşti. Dicţionar de teme şi simboluri din literatura română. Bucureşti, 2002.