Подлинная история окаменевшей девушки зои с иконой николая чудотворца. История об окаменевшей Зое: судьба девушки, танцевавшей с иконой Окаменелая комсомолка что с ней стало

Это чрезвычайное и загадочное событие как утверждается произошло 31 декабря 1956 года в доме 84 по улице Чкалова. В нём жила обычная женщина Клавдия Болонкина, сын которой надумал пригласить в новогоднюю ночь своих друзей. Среди приглашённых была девушка Зоя, с которой Николай незадолго до этого начал встречаться.

Все подруги — с кавалерами, а Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где висели иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она будто приклеилась намертво.

Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.

Врач «скорой» Анна пыталась оживить Зою. Родная сестра Анны, Нина Павловна Калашникова, и сейчас жива, мне удалось с ней поговорить.

— Она прибежала домой взбудораженная. И хотя милиция взяла с неё подписку о неразглашении, всё рассказала. И о том, как она пробовала делать девушке уколы, но это оказалось невозможно. Тело Зои было таким твёрдым, что иглы шприцев в него не входили, ломались…

О происшествии немедленно стало известно правоохранительным органам Самары. Так как это было связано с религией, делу дали статус чрезвычайного, к дому отправили наряд милиции, чтобы не пускать внутрь зевак. Волноваться было о чём. К третьему дню стояния Зои все улицы рядом с домом были запружены тысячами людей. Девушку прозвали «Зоя каменная».

В дом к «каменной Зое» всё же пришлось приглашать священнослужителей, ибо приближаться к ней, держащей икону, милиционеры боялись. Но никому из батюшек не удавалось что-то изменить, пока не пришёл иеромонах Серафим (Полоз). Говорят, он был настолько светел душой и добр, что даже обладал даром предсказания. Он и смог забрать икону из застывших рук Зои, после чего предрёк, что её «стояние» закончится в день Пасхи. Так оно и вышло. Говорят, что Полоза после этого власти просили отказаться от причастности к делу Зои, но он отверг предложение. Тогда ему сфабриковали статью о мужеложстве и отправили отбывать срок. После освобождения в Самару он не вернулся…

Телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: «В грехах земля погибает! Молитесь, веруйте!» С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить «диагноз», который поначалу приняли за некий вид столбняка.

После случая с Зоей, как свидетельствуют её современники, народ массово потянулся в церкви и храмы. Люди скупали кресты, свечи, иконы. Кто не был крещён, крестился…

Но что же было на самом деле?

Несмотря на то, что с момента описываемых событий уже прошли десятилетия, о чуде «окаменевшей отроковицы Зои» до сих пор ходят рассказы, в которых быль причудливо перемешана с небылицами. Но на основании материалов, собранных в результате проведенного автором журналистского расследования, сейчас можно утверждать, что на самом деле никакого так называемого «чуда каменной Зои» в январе 1956 года в Куйбышеве попросту не было. Но что же тогда здесь случилось? Какие реальные факты есть в истории «окаменевший Зои»?

Первый факт. Никем и никогда не оспаривалось, что в период с 14 по 20 января 1956 года в городе Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось невиданное до того скопление людей (по оценкам, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек). Все они были привлечены сюда устными сообщениями (слухами) о том, что в указанном доме якобы стоит некая окаменевшая девушка, которая совершила богохульство, танцуя с иконой в руках. При этом имя Зоя во время указанных событий никем не называлось, а появилось оно применительно к этой истории десятилетиями позже. Фамилия Карнухова у главной героини и вовсе возникла лишь в 90-х годах.

Что же касается причин этого столпотворения, то, по мнению специалистов, здесь произошел редкий, но реально и неоднократно описанный в литературе социально-психологический феномен под названием «массовый психоз». Так называют явление, когда в благоприятных для того социальных условиях брошенная в толпу неосторожная фраза или даже одно слово может спровоцировать массовые волнения, беспорядки и даже галлюцинации. В данном же случае благодатной почвой для такого психоза стала политическая обстановка в стране, сложившаяся в условиях «хрущевской оттепели» и развенчания культа личности Сталина, когда люди почувствовали реальные послабления со стороны государства в отношении верующих.


Второй факт. В Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (бывший архив обкома КПСС) хранится неправленая стенограмма 13-й Куйбышевской областной партийной конференции, которая состоялась 20 января 1956 года. Здесь можно прочитать, как тогдашний первый секретарь обкома КПСС Михаил Тимофеевич Ефремов высказался о «чуде»:

«В городе Куйбышеве широко распространены слухи о происшедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей партийных органов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела, и пошло, начал собираться народ потому, что неумно поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил здесь руку. Тут же выставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось нашей милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию, а народ, раз так - все туда. Некоторые додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома посоветовалось и дало указание снять все наряды и посты, убрать охрану, нечего там охранять. Как только убрали наряды и посты, так народ стал рассеиваться, и сейчас, как мне докладывали, почти никого нет. Неправильно поступили органы милиции, и стали приковывать внимание. А по существу это самая настоящая глупость, никаких танцев, никаких вечеринок в этом доме не было, живет там старуха. К сожалению, наши органы милиции здесь не сработали и не выяснили, кто распространил эти слухи. Бюро обкома порекомендовало рассмотреть этот вопрос на бюро горкома, и виновников строго наказать, а товарищу Страхову [редактор газеты обкома КПСС «Волжская коммуна» - В.Е.] дать разъясняющий материал в газету «Волжская коммуна» в виде фельетона»

Такая статья под заголовком «Дикий случай» действительно была опубликована в «Волжской коммуне» от 24 января 1956 года

Что касается поисков и наказания виновных в этом «диком случае», то их нашли на той же партийной конференции в лице секретарей по идеологии областного и городского комитетов КПСС. Вот что об этом записано в неправленой стенограмме:

«Сегодня тов. Ефремов поведал о чуде. Это позор для областной партийной конференции. Виновником № 1 является тов. Деревнин [третий секретарь Куйбышевского обкома КПСС по идеологии - В.Е.], виновником № 2 тов. Черных [третий секретарь куйбышевского горкома КПСС по идеологии - В.Е.], они не выполнили решение ЦК партии об антирелигиозной работе. Ведь даже в отчетном докладе обкома партии ни слова не сказано, какую работу обком партии проделал по выполнению этого замечательного решения ЦК партии. Я думаю, что т. Деревнин должен был освободиться от многих лишних нагрузок и заниматься только идеологической работой, идеологическая работа только страдает. Я не отвожу его кандидатуру, но хочу, чтобы третий секретарь по-настоящему занимался идеологической работой, был решительным и смелым в любых вопросах, чтобы мы, работники идеологического фронта не страдали от этого»

В итоге все кончилось тем, что т. Деревнина на партийной конференции лишь слегка пожурили за упущения в антирелигиозной работе - и оставили в прежней должности, а он в ответном слове клятвенно пообещал наверстать упущенное.

Из других источников:

Данные, приведённые в газетах «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда», свидетельствуют о том, что, вероятно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС в 1952-1959 годах Михаил Ефремов рассказывает о событии следующее:

Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь - и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела… И пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, - все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живёт там старуха.

Дом № 84 принадлежал Клавдии Болонкиной, а имён Зои Карнауховой и монаха Серафима в архивах найдено не было. По рассказам очевидцев, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», - а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло.

Имя же Зое Карнауховой дала женщина, поверившая в легенду настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей», и имя стало частью легенды...


Прошло без малого три десятилетия с того времени, и в стране наступила горбачевская перестройка. Именно тогда вокруг «чуда окаменевшей Зои» появилось множество «вторичных» свидетелей, то есть таких людей, которые сами при событиях 1956 года не присутствовали, но слышали о них много такого, чего на самом деле никогда не происходило, и до сих пор ничем не подтверждается. Именно их фантазии сейчас в основном и печатает «желтая пресса», хотя ничего общего с реальными событиями эти домыслы не имеют.

А вот почему у дома № 84 на улице Чкаловской появилась описанная выше толпа, никто точно в 1956 году сказать не мог, как не может сказать и сейчас. Поэтому самой правдоподобной в данном случае выглядит изложенная выше версия о массовом психозе, который спровоцировал толпу людей на массовые волнения, беспорядки и даже на галлюцинации.

К безусловным вымыслам в этой истории можно отнести, например, постоянно встречающиеся в СМИ рассказы о врачах «скорой помощи», которые якобы пытались оживить Зою на месте или сделать ей уколы, а также о милиционерах, будто бы побывавших в легендарной комнате и от увиденного вмиг поседевших. В том же ряду стоят и легенды о некоем святом старце, который в те дни вроде бы приезжал в Куйбышев из дальней обители и каким-то образом общался с «окаменевшей отроковицей». На самом деле не существует никаких реальных доказательств существования всех перечисленных выше людей, а есть только расхожие сплетни.

При этом очень печально, что интерес к событиям в Куйбышеве многолетней давности и раньше, и сейчас проявляли и проявляют кто угодно, но только не официальная наука. Возможно, что если бы феномен возникновения слухов о Зое исследовали ученые, то ныне не было бы вокруг него столько вымыслов и откровенных фальсификаций.

Нельзя не упомянуть, что в 2009 году режиссером Александром Прошкиным был снят фильм «Чудо»

где автор использовал сюжет этой куйбышевской городской легенды. Действие фильма происходит в вымышленном городе Гречанске, а фигурируют в нем некие мифические личности, в число которых нужно включить и тогдашнего руководителя нашей страны Никиту Хрущева. Персонажа, названного этим именем, тоже в реальности никогда не существовало, так как подлинный Хрущев во время описанных выше событий в Куйбышев не приезжал, и, соответственно, не мог видеть «каменную девку», и тем более не мог вести себя по-хамски в отношениях с подчиненными, что тоже показано в творении Прошкина.

Но, однако, несмотря на все перечисленные выше несуразицы, в самом конце этой фантастической киноленты по экрану проплывают титры, из которых следует, что фильм снят на основе реальных событий, произошедших в 1956 году в городе Куйбышеве. Это выглядит примерно так же, как если бы авторы известной киносказки «Кащей Бессмертный» в титрах к ней написали, что фильм снят на основе событий, произошедших на Руси в 1237 году. Если бы тогда это произошло, то режиссера «Кащея Бессмертного» Александра Роу просто подняли бы на смех

Зато к фильму Прошкина нынешние зрители относятся со всей серьезностью, а многие и вовсе его считают чуть ли не документальным источником по советской истории. Печально, что вот таким образом наш мастер кинематографа приложил руку к пропаганде откровенного мракобесия.

А в 2010 году местные власти сообщили, что в городе должен появиться еще один памятный знак — на этот раз не историческому деятелю, а героине одной из городских легенд — «каменной Зое».

Появился он или нет я не знаю, кто местные сообщите!


источники

27 января 1942 года в газете «Правда» вышла статья Петра Лидова «Таня». В очерке рассказывалось о героической смерти юной комсомолки, партизанки, назвавшейся во время пыток именем Таня. Девушку захватили немцы и повесили на площади в селе Петрищев, в Подмосковье. Позже удалось установить имя: ею оказалась комсомолка Зоя Космодемьянская. Девушка назвалась именем Таня в память о кумире, герое Гражданской войны Татьяне Соломахе.

Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская

Не одно поколение советской молодежи выросло на примере мужества, самоотверженности и героизма молодых людей, таких как Зоя Космодемьянская, отдавших жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Ребята знали, что, вероятнее всего, погибнут. Им не нужна слава - они спасали Родину. Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, получившей звание Героя Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны.

Детство

Зоя Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года в деревне Осинов Гай, Гавриловского района Тамбовской области. Мама Любовь Тимофеевна (в девичестве Чурикова) и отец Анатолий Петрович работали школьными учителями.


Зоя Космодемьянская (вторая справа) с родителями и братом

Отец Любови некоторое время учился в Духовной семинарии. Вырос в семье священника Петра Иоанновича Козьмодемьянского, служившего в церкви в селе Осинов Гай. Летом 1918 года за помощь контрреволюционерам священника схватили и насмерть замучили большевики. Тело нашли только спустя полгода. Священник похоронен у стен Знаменской церкви, в которой вел службы.

В селе семья Зои жила до1929 года, а затем, спасаясь от доноса, перебралась в Сибирь, в село Шиткино Иркутской области. Там семья прожила чуть больше года. В 1930 году старшая сестра Ольга, работавшая в Наркомпросе, помогла Космодемьянским переехать в Москву. В Москве семья жила на окраине, возле станции Подмосковная, в районе Тимирязевского парка. С 1933 года после смерти отца (папа девочки умер после операции на кишечнике) Зоя с младшим братом Сашей остались втроем с мамой.


Зоя и Саша Космодемьянские

Зоя Космодемьянская окончила 9 классов 201-й школы (ныне гимназия № 201 имени Зои и Александра Космодемьянских) города Москвы. Училась на "отлично"; любила историю и литературу, мечтала поступить в Литературный институт. Из-за прямого характера тяжело находила общий язык со сверстниками.

С 1939 года, по воспоминаниям матери, Зоя страдала нервной болезнью. В конце 1940 года Зоя заболела острым менингитом. Зимой 1941 года после тяжелого выздоровления восстанавливать силы отправилась в Сокольники, в санаторий для людей, больных нервными заболеваниями. Там познакомилась и подружилась с писателем .


Зоя Космодемьянская в санатории в Сокольниках

Сбыться планам на будущее Зои, как и сверстников, помешала война. 31 октября 1941 года Зоя Космодемьянская вместе с 2 000 добровольцами от комсомола пришла в призывной пункт, располагавшийся в кинотеатре «Колизей», откуда отправилась на предбоевую подготовку в диверсионную школу. Набор производился из вчерашних школьников. Предпочтение отдавалось спортсменам: юрким, сильным, выносливым, способным выдержать большие нагрузки (таких еще называли «людьми с повышенной проходимостью»).


При поступлении в школу новобранцев предупреждали, что в диверсионной работе выживают до 5%. Большинство партизан погибает, попав в плен к немцам при выполнении челночных рейдов в тыл противника.

После подготовки Зоя стала членом разведывательно-диверсионной части Западного фронта и заброшена в тыл врага. Первое боевое задание Зои было выполнено с успехом. Она в составе подрывной группы заминировала дорогу возле Волоколамска.

Подвиг Космодемьянской

Космодемьянская получила новое боевое задание, в котором в краткие сроки партизанам приказали сжечь села Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачеве, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровине. Для подрыва бойцам выдавались по нескольку бутылок с зажигательной смесью. Такие задания партизанам давались в соответствии с приказом Верховного главнокомандующего № 0428. Это была политика «выжженной земли»: враг вел активное наступление по всем фронтам, и, чтобы замедлить продвижение, на пути следования уничтожались объекты жизнедеятельности.


Село "Петрищево", в которой погибла Зоя Космодемьянская

По мнению многих, это были очень жестокие и необоснованные действия, но это требовалось в реалиях той страшной войны - немцы стремительно приближались к Москве. 21 ноября 1941 года, в день выхода на задание диверсантов-разведчиков, войска западного фронта вели тяжелые бои в Сталиногорском направлении, в районе Волоколамска, Можайска, Тихорецка.

Для выполнения задания выделены две группы по 10 человек: группа Б. С. Крайнова (19 лет) и П. С. Проворова (18 лет), в которую входила Космодемьянская. Под селом Головково обе группы попали в засаду, понеся потери: часть диверсантов убили, а некоторых партизан взяли в плен. Оставшиеся бойцы объединились и под командой Крайнова продолжили выполнение операции.


Возле этого сарая была схвачена Зоя Космодемьянская

Ночью 27 ноября 1941 года Зоя Космодемьянская вместе с Борисом Крайновым и Василием Клубковым подожгла в Петрищеве (это село выступало транспортной развязкой у немцев) три дома, в которых располагался узел связи, и квартировались немцы перед отправкой на фронт. А также уничтожила 20 лошадей, предназначенных для транспортировки.

Для дальнейшего выполнения задания партизаны собирались в оговоренном месте, но Крайнов не дождался своих и вернулся в лагерь. Клубкова схватили немцы. Зоя решила в одиночку продолжить выполнение задания.

Плен и пытки

28 ноября после наступления темноты юная партизанка попыталась поджечь сарай старосты Свиридова, дававшего ночлег фашистам, но была замечена. Свиридов поднял тревогу. Примчавшиеся немцы арестовали девушку. Во время задержания Зоя не стреляла. Перед заданием она отдала оружие подруге, Клавдии Милорадовой, уходившей на задание первой. Пистолет Клавдии был неисправен, поэтому Зоя отдала более надежное оружие.


Из свидетельских показаний жителей села Петрищево Василия и Прасковьи Кулик, в дом которых привели Зою Космодемьянскую, известно, что допрос вели три немецких офицера с переводчиком. Ее раздели и секли ремнями, водили раздетую на морозе. По словам свидетелей, немцам не удалось вырвать из девушки информацию о партизанах, даже путем нечеловеческих истязаний. Единственное, что произнесла, - назвалась именем Таня.

Свидетели показали, что в пытках участвовали и местные жительницы А. В. Смирнова и Ф. В. Солина, дома которых пострадали от поджогов партизан. Позже их приговорили к расстрелу по статье 193 Уголовного кодекса РСФСР за сотрудничество с фашистами во время войны.

Казнь

Утром 29 ноября 1941 года избитую, с отмороженными ногами комсомолку Зою Космодемьянскую вывели на улицу. Там немцы уже подготовили виселицу. На грудь девушки повесили табличку, на которой на русском и немецком было написано: «Поджигатель домов». Посмотреть на зрелище собралось много немцев и местных. Фашисты фотографировали. В этот момент девушка выкрикнула:

«Граждане! Не стойте, не смотрите. Надо помогать воевать Красной Армии, а за мою смерть наши товарищи отомстят немецким фашистам. Советский Союз непобедим и не будет побеждён».

Невероятное мужество - стоять на краю могилы и, не думая о смерти, взывать к самоотверженности. В тот момент, когда Зое надевали петлю на шею, она прокричала ставшие легендой слова:

«Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят.»

Ничего больше Зоя сказать не успела.


Зоя Космодемьянская была повешена

Повешенную комсомолку не снимали с виселицы еще месяц. Над истерзанным телом продолжали издеваться фашисты, проходившие через деревню. В канун нового 1942 года изрезанное ножами, оголенное, с отрезанной грудью тело Зои сняли с виселицы и разрешили сельчанам похоронить. Позже, когда советскую землю очистили от фашистов, прах Зои Космодемьянской перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Признание

Юная комсомолка - символ эпохи, пример героизма советского народа, проявленного в борьбе с фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны.

Однако информация о партизанском движении того времени десятилетиями засекречивалась. Это связано с военными приказами и методами исполнения, на простой взгляд обывателя, слишком жестокими. А недосказанность ведет ко всякого рода домыслам, а то и просто - к инсинуациям «критиков от истории».


Так, в прессе появляются статьи о шизофрении Космодемьянской - якобы, подвиг совершила другая девушка. Однако неопровержим тот факт, что комиссия, состоящая из представителей офицеров Красной Армии, представителей ВЛКСМ, члена Ревкома ВКР(б), свидетелей от сельсовета и жителей деревни, при опознании подтвердила, что труп расстрелянной девушки принадлежит москвичке Зое Космодемьянской, что отмечено в акте от 4 февраля 1942 года. Сегодня в этом нет никаких сомнений.


Танк с надписью "Зоя Космодемьянская"

Погибли героями и товарищи Зои Космодемьянской: Тамара Махинько (разбилась при десантировании), сестры Нина и Зоя Суворовы (погибли в бою под Сухиничами), Маша Головотюкова (в руках разорвалась граната). Геройски погиб и младший брат Зои - Саша. Александр Космодемьянский 17-летним ушел на фронт, узнав о героической гибели сестры. Танк с надписью на боку «За Зою» прошел много боев. Александр героически провоевал почти до самого конца войны. Погиб в битве за опорный пункт в местечке Фирбруденкруг, под Кёнигсбергом. Награжден званием Героя Советского Союза.

Память

Образ героини Зои Космодемьянской нашёл широкое распространение в монументальном искусстве. Музеи, памятники, бюсты - напоминания о храбрости и самоотверженности юной девушки до сих пор на виду.

В память о Зое Анатольевне Космодемьянской названы улицы на постсоветском пространстве. Улица Зои Космодемьянской есть в России, Беларуси, Казахстане, Молдавии и Украине.


Именем партизанки-диверсантки названы и другие объекты: пионерские лагеря имени Зои Космодемьянской, школы и другие образовательные учреждения, библиотека, астероид, электровоз, танковый полк, судно, посёлок, пик в Заилийском Алатау и танк БТ-5.

Казнь Зои Космодемьянской отображена и в произведениях искусства. Наиболее узнаваемые работы принадлежат художнику Дмитрию Мочальскому и творческому коллективу «Кукрыниксы».

В честь Зои слагали стихи , и . В 1943 году Сталинской премии удостоена Маргарита Алигер, посвятившая Космодемьянской поэму «Зоя». Трагическая судьба девушки тронула и зарубежных авторов - турецкого поэта Назыма Хикмета и китайского поэта Ай Цина.

Среди множества церковных мифов и легенд, которые в действительности произошли в реальной жизни, особенным ужасом выделяется история под названием «Окаменевшая Зоя». Верующие считают случай из Куйбышева (теперь российский город Самара) 1956 года действительным, скептики же отмечают много факторов, указывающих на нереальность события.

История в нескольких вариантах

Итак, рассмотрим различные версии самарского феномена и попробуем для себя ответить на вопрос: каменная Зоя - правда или миф? Самыми распространёнными версиями являются:

  • Зоя остолбенела у себя дома;
  • танцующая превратилась в камень в гостях;
  • стоячий образ девы - вымысел старушки.

Легенды старожилов и церковников гласят, что 31 декабря некая жительница советского города Куйбышева собралась отмечать в кругу друзей приход Нового 1956 года. Будучи комсомолкой, она не особенно слушала наставления верующей матери о том, что в дни Великого поста не стоит устраивать веселье и танцевать. Девушка позвала друзей и ожидала прихода своего парня Николая, с которым познакомилась намедни.

Время шло, стрелки неумолимо приближались к отметке 12 на часах, но поклонника Зои всё не было, в то время как все подруги пришли с парнями. Молодой комсомолке стало по-женски обидно, и она решила высказать свой акт протеста перед божьей волей и, схватив икону Николая Угодника , что стояла среди других на иконостасе, начала с ней танцевать.

Друзья перепугались такому неожиданному решению девушки и пытались её остановить, но в Зою как будто тёмные силы вселились, и она продолжала кружиться в странном танце. «Нет моего Николая, станцую с Николаем Чудотворцем», - весело с истерическим смехом говорила она. Также молодая комсомолка усомнилась в существовании Бога и добавила, что «если он существует, то пусть её покарает».

Расплаты за большой церковный грех не пришлось долго ждать, ровно в 12 ночи из потолка в девочку ударила молния и она замерла. Окаменелая девушка с иконой святого вызвала панику у веселящейся молодёжи, тем более что произошедшее было неожиданно и молниеносно. Друзья девушки, которая танцевала с иконой Николая Чудотворца, пытались как-то оживить её и вынуть святой образ из рук, но всё тщетно.

Существуют даже подтверждающие стояние Зои подлинные фотографии 1956 года . Молодая комсомолка выглядит на них, как статуя, плотно прижав образ Николая Чудотворца к недвигающейся груди. Очевидцы окаменения отмечали, что у девушки еле слышно билось сердце. Вызванные бригада скорой помощи и милиция тоже ничем не могли помочь несчастной. Медицинские иглы Зою не брали, а некоторые стражи правопорядка попросту боялись к ней подойти.

Застылый образ пытались вернуть к жизни следующими методами :

  • пытались проколоть шприцами;
  • силой сдвинуть с места;
  • уговорами и молитвенной отчиткой.

Слух о стоящей куйбышевчанке разлетелся молниеносно по городу, и это привело к месту много зевак и других любопытствующих. Во избежание религиозной истерии или другого проявления вандализма, дом № 84 по улице Чкалова оцепила милиция, и наряд охранников простоял несколько дней.

Мать, которая не покидала дом с момента случившегося, рассказывала священникам, что её дочь ночью как будто просыпается и произносит невнятные фразы. Иногда отчаявшаяся увидеть Зою живой женщина различала внятные просьбы каменной девы о том, что всем стоит молиться за грехи человечества.

Услышав историю о своей землячке, вызвался ей помочь иеромонах Серафим. Священник уговорил стражей порядка пропустить его к застывшей женщине. Оказавшись в комнате, где, казалось бы, навсегда замерла нерадивая Зоя, святой отец спокойно вынул у неё икону из рук и предсказал, что комсомолка придёт в себя на Пасху .

Так и произошло, дева, обратившаяся в камень, пришла в себя и стала подавать признаки жизни через 128 дней после своего окаменения. Так как Зоя простояла более четырёх месяцев, то организм её истощился, и она через 3 дня умерла.

Зоино стояние - версия вторая

Существует и другая версия, по которой пошёл подобный слух об окаменевшей девушке. Дело было тоже в канун Нового года. В доме по вышеуказанному адресу веселилась молодёжь, мимо окна проходила монашка и, увидев происходящее, произнесла, что за такой грех веселящиеся девушки должны обратиться «соляными столбами», как в одном из библейских приданий. Эти слова услышала старушка, оказавшаяся рядом, и через некоторое время слух о великом чуде разнёсся по городу.

Ещё одна вариация на тему «Зойкино стояние» гласит о том, что в доме № 84 по улице Чкалова жила некая Клавдия Болонкина с сыном, который и устроил вечеринку в честь Нового года. Среди приглашённых друзей и была Зоя, которая несколькими днями ранее начала встречаться с парнем по имени Николай. Далее эта версия повторяет уже имеющуюся общепринятую вариацию событий.

Третья или официальная версия

Официальные лица в ходе журналистского расследования подтвердили факт того, что по улице Чкалова 84 действительно жила одинокая женщина по имени Клавдия Болонкина. Есть информация и о Зое Карнауховой, которая работала на местном заводе, однако, то, что она когда-либо посещала упомянутый в истории адрес, остаётся неподтверждённым фактом. Интересно и то, что деревянное здание, где случилось предполагаемое стояние Зои Карнауховой, где сейчас пустырь, уничтожил пожар. Судьба владелицы дома № 84 доподлинно неизвестна никому.

Бывший первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС Михаил Ефремов, которому пришлось «расхлёбывать» сложившуюся ситуацию, подтвердил факт оцепления дома по улице Чкалова. Находясь в должности с 1952 по 1959 год, коммунист по убеждениям, мужчина предположил, что жители города в далёком 1956 году стали жертвами странного массового психоза, который является прямым позором для коммунистического комитета.

Для того чтобы угомонить общественность и осадить чувства верующих, газета «Волжская коммуна» за 24 января выпустила фельетон под названием «Дикий случай». В нём в ироничной форме говорилось о событии и подчёркивалось то, что это действительно вымысел. В этот период местные власти, как могли, пытались замять ситуацию про окаменение комсомолки.

История не забыта

Не забывают об этом случае и в современном кинематографе . В начале XXI века, а именно в 2000 году ТРК «Терра» сняла непродолжительный документальный фильм «Стояние Зои». Режиссёром картины стал Дмитрий Одерусов, который отметил, что подобная религиозная тематика очень популярна в современном мире кино.

Через 9 лет вышла художественная картина режиссёра Александра Прошина «Чудо», в которой отметились современные популярные актёры постсоветского пространства. В 2015 году свет увидел фильм под названием «Зоя», в основу которой легла пьеса Александра Игнашева. Поработала над картиной женщина-режиссёр Алла Коровкина, и зритель увидел историю многолетней давности под другим углом.

В сентябре 2017 года в популярном шоу «На самом деле» обсудили феномен Зои Карнауховой. Этому вопросу был посвящён целый выпуск. Одни участники передачи говорят, что это действительно настоящее чудо, другие, как водится в таких случаях, уверены в нереальности случившегося в городе Самаре.

В мире литераторов темой окаменевшего человека, чья биография до конца неизвестна, интересуются многие писатели. Больше всего этим случаем озадачены верующие люди, именно поэтому 3 года назад в издательстве одного из монастырей Москвы вышла книга протоиерея Николая Агафонова. Произведение под лаконичным названием «Стояние», по уверениям автора, основано на действительных фактах, которые святой отец собирал на протяжении долгих месяцев.

Загадочная история Зои не забыта церковью и на место происшествия постоянно приезжают новые верующие, которые сами хотят увидеть то место, где проявился гнев Господа. В 2012 году в бывшем палисаднике дома № 84 установили статую Николая Угодника, которую духовенство освятило через некоторое время. Злополучный дом уничтожил неожиданный пожар через 2 года после установки монумента иконизированного святого.

Кто бы и что ни говорил об этой не до конца ясной истории 1956 года, но факт остаётся фактом. Известно ведь, что дыма без огня не бывает, а значит, в городе Куйбышеве действительно что-то произошло.

Окаменелая Зоя





ВИДЕО: «Стояние Зои» - что это было?

В 1956 году в Куйбышеве девушка Зоя окаменела с иконой Николая Чудотворца в руках и стояла так много дней. Необычная история получила название «Стояние Зои». Спустя 60 лет очевидцы рассказали подробности произошедшего.

Тамаре Ивановне Ефремовой в 1956 году было 28 лет. Она стала очевидцем произошедшего чуда в Куйбышеве.

В студии программы "Прямой эфир" она рассказала подробности произошедшего 60 лет назад.

"Я очень хорошо помню 1956 год, когда случилось в Самаре (тогда еще Куйбышев был) чудо. Вышла я на улицу из дома, там народ уже собирается, уже друг другу говорят, что чудо случилось на улице Чкалова", - вспоминает Тамара Ивановна.

По городу быстро разлетелась информация о произошедшем.

Дом на Чкалова, 84, где произошло Стояние Зои

"Девушка взяла в руки икону Николая Угодника и как ей подружка сказала, что "тебя Бог накажет, что нельзя этого делать", через некоторое время так и случилось. Она остолбенела", - продолжает рассказ Тамара Ефремова.

Икону девушка взяла при таких обстоятельствах. В новогоднюю ночь с 1955-го на 1956-й год в доме Клавдии Болонкиной на улице Чкалова, 84 собралась компания молодых людей. Среди них была 18-летняя Зоя.

"Был праздник, встречали Новый год. Была компания молодежи. У каждой девушки был парень, танцевать пошли. А ее парень не пришел почему-то и тоже он был Николаем. И вот она взяла икону Николая Угодника и пошла с ней танцевать", - сообщила Тамара Ивановна.

И с этой иконой Зоя остолбенела. Когда пытались ее сдвинуть с места - ничего не помогало.

Стояние Зои

Вызвали врача, другие службы, но никто ничем не мог помочь Зое, которая продолжала стоять.

Окна сразу занавесили, а дом оцепила милиция.

Окаменелая комсомолка. Чудеса под грифом «секретно» - Прямой эфир (18.02.2016)

«Стояние Зои» тогда стало всесоюзным скандалом. Толпы народа от дома Зои приходилось разгонять с помощью конной милиции.

Партийные чиновники делали все, чтобы скрыть это загадочное происшествие. Им удалось замести следы.

Однако споры продолжаются до сих пор - что это было?

60 лет назад произошло одно из самых мистических событий в истории СССР. На окраине закрытого Куйбышева молодая девушка Зоя окаменела с иконой Николая Чудотворца в руках. Стояние Зои стало всесоюзным скандалом: толпы народа от дома Зои разгоняла конная милиция, партийные чиновники делали все, чтобы скрыть это загадочное происшествие.

«Весь город гудит как улей! Вы тут сидите, а там… Девушка застыла с иконой в руках, как вкопанная! Говорят, её Бог наказал!» - доктор Анна задыхалась от волнения.

О том, что факт окаменения девушки был, есть свидетельства очевидцев тех дней, документы партийных заседаний.

Это чрезвычайное и загадочное событие произошло 31 декабря 1956 года в доме 84 по улице Чкалова. В нём жила обычная женщина Клавдия Болонкина, сын которой надумал пригласить в новогоднюю ночь своих друзей. Среди приглашённых была девушка Зоя, с которой Николай незадолго до этого начал встречаться.


Все подруги - с кавалерами, а Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где висели иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук - она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.

Врач «скорой» Анна пыталась оживить Зою. Родная сестра Анны, Нина Павловна Калашникова, и сейчас жива, мне удалось с ней поговорить.

Она прибежала домой взбудораженная. И хотя милиция взяла с неё подписку о неразглашении, всё рассказала. И о том, как она пробовала делать девушке уколы, но это оказалось невозможно. Тело Зои было таким твёрдым, что иглы шприцев в него не входили, ломались…

О происшествии немедленно стало известно правоохранительным органам Самары. Так как это было связано с религией, делу дали статус чрезвычайного, к дому отправили наряд милиции, чтобы не пускать внутрь зевак. Волноваться было о чём. К третьему дню стояния Зои все улицы рядом с домом были запружены тысячами людей. Девушку прозвали «Зоя каменная».

В дом к «каменной Зое» всё же пришлось приглашать священнослужителей, ибо приближаться к ней, держащей икону, милиционеры боялись. Но никому из батюшек не удавалось что-то изменить, пока не пришёл иеромонах Серафим (Полоз). Говорят, он был настолько светел душой и добр, что даже обладал даром предсказания. Он и смог забрать икону из застывших рук Зои, после чего предрёк, что её «стояние» закончится в день Пасхи. Так оно и вышло. Говорят, что Полоза после этого власти просили отказаться от причастности к делу Зои, но он отверг предложение. Тогда ему сфабриковали статью о мужеложстве и отправили отбывать срок. После освобождения в Самару он не вернулся…


Телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: «В грехах земля погибает! Молитесь, веруйте!» С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить «диагноз», который поначалу приняли за некий вид столбняка.

После случая с Зоей, как свидетельствуют её современники, народ массово потянулся в церкви и храмы. Люди скупали кресты, свечи, иконы. Кто не был крещён, крестился… Только ведь известно: от испуга изменение в сознании и сердце наступает в исключительных случаях. Как правило, «хорошим» человек становится лишь на время. Чтобы глубоко прочувствовать суть всего духовного и настоящего, раскрыть сердце добру и любви, требуется работа души. И религиозные, как и любые внешние атрибуты тут ни при чём.

Поэтому, говорим мы о Зое или о каком другом персонаже, с которым случилось что-то из ряда вон, вопрос напрашивается следующий: почему нам, для того чтобы обрести веру, обратить внимание на себя, свои поступки, собственную жизнь, требуются драмы, трагедии или чудеса и мистика? Пока гром не грянет, мужик не перекрестится?