Что делать если ребенок жестокий. Детская жестокость: что за ней стоит? Существует несколько причин, почему дети жестокие

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Если человека учат добру- учат

умело, умно, настойчиво,

требовательно, в результате

будет добро. Учат злу (очень

редко, но бывает и так), в

результате будет зло».

В.А. Сухомлинский.

(см. приложение I рис.2)

Введение.

Тема травли в детском коллективе довольно непростая. С одной стороны, принято считать, что дети — цветы жизни, с другой — иные представители подрастающего поколения в своей жестокости во многом превосходят любого взрослого. Если в те времена детская жестокость считалась постыдной, то теперь она превратился в одну из насущных нужд детских коллективов, начиная уже с младших классов. По всем телеканалам уже не раз поднималась эта тема: дети равнодушно снимают процесс избиения кого-либо и затем с гордостью выкладывать видеоролик в интернет. Около 8% преступлений в стране - то есть до 155 тыс. преступлений в год - совершается детьми и подростками. По оценке экспертов, большинство современных детей от 8 до 17 лет согласились бы быть истязателями. 6% школьников готовы на убийство, если оно будет оплачено. И так далее. В чем же истоки детской агрессии? И можно ли ее как-то усмирить, а еще лучше — предотвратить?

Актуальность - работа над данной темой позволила мне понять: откуда появилась детская агрессия и почему зародилась травля в детских коллективах, как можно решить данную проблему.

Цель -выяснить причины и предпосылки буллинга, найти способы борьбы с ним.

Предмет исследования - жизнь семей, школьные коллективы, компании друзей.

Гипотеза - я надеюсь, что моя работа поможет многим людям узнать причины детского насилия и, исходя из прочитанного материала, предотвратить его.

Основные задачи исследования:

  1. Собрать документальный материал и воспоминания родителей и детей о взаимоотношениях в коллективах, в которых им удалось побывать.
  2. Провести анализ материалов и обобщить полученные данные.

Методология исследования:

  1. Опиралась в своей работе на личностно-ориентированный научный подход.
  2. Использовала гуманистические принципы.

Методы исследования:

1.Эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности и документацию, различные виды опросов.

  1. Метод качественного (конкретных фактов) анализа.

План исследования:

1.Изучение теоретического материала.

2.Работа с живыми носителями информации.

3.Обобщающий этап, связанный с оформлением самой работы.

Для написания своей работы я использовала результаты общения с живыми носителями информации, статьи СМИ.

  1. Причины появления жестокости у детей.

Проблема детской жестокости существовала всегда. Однако в ХХ в. по данным статистики волна детского насилия захлестнула благополучные страны Европы и Америку. В школах Великобритании зафиксирована настоящая эпидемия буллинга - систематического физического насилия, словесных оскорблений и запугивания детей со стороны одноклассников. В Америке с 1960-х гг. подростковая преступность возросла в 5 раз. Сама по себе жестокость, в энциклопедическом понимании, — это морально-психологическая черта характера, проявляемая в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к животным и людям. Цель жестокости — причинение психологической (душевной) и физической боли, и, иногда, получение удовольствия от наблюдения за страданиями жертвы. Жестокость пересекается с такими понятиями как садизм и социопатия, однако, если ребенок или подросток жесток или агрессивен по отношению к другим, как правило, более слабым живым существам, это совсем необязательно, что он садист, социопат или психически больной… (по крайней мере, пока…). Ребенок не рождается жестоким — эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Человек — это тоже животное, он может быть хищником и агрессивным в определенных ситуациях, но не одно хищное животное не издевается, не пытает и не унижает свою жертву, при этом получая удовольствие. Хищник терзает жертву не из удовольствия, а из-за того, что ему нужно есть, чтобы выжить.

С чего начинается детская агрессия? Обычно особенности эти формируются в силу каких-то неудачных обстоятельств: агрессия со стороны родителей, их недостижимые требования и издевки, или же гиперопека. Жестокость является той формой поведения, через которую ребенок реализует свой страх, стресс или преодолевает препятствие. Тогда как обычный ребенок сможет попросить, поменяться, подождать, возмутиться и при этом имеет хотя бы минимальный тормоз на причинение боли другому. К слову, эта градация агрессивного поведения — фрагментарная и устойчивая — справедлива для любого возраста. А вот причины, порождающие подобное поведение, в разном возрасте разные. В возрасте 11-12 лет у детей появляется потребность принадлежать к коллективу, быть частью чего-то большего. В одном случае дети могут объединяться по интересам - например, образуется кружок юных археологов или физиков. Буллинг - частое занятие в детских лагерях, где дети собираются вместе просто так, без каких-либо общих интересов. Промаявшись от скуки день-другой, наконец, они понимают: можно объединиться при помощи «дружбы» против одного из членов группы.

Как только группа выбрала для себя мишень, процесс приобретает устойчивую динамику. Дети, один раз насладившись вкусом насилия над другим, уже не могут остановиться. И если над группой нет никакого надзора со стороны взрослых, процесс может зайти очень далеко. Реакция на притеснение, как правило - тоже агрессия. Взрослые горазды давать советы «жертве» - «дай сдачи», «ответь на обиду». Однако это помогает только на некоторое время - нередко ребенок в ответ на удар может быть покалечен группой. Но, а что же сами инициаторы происшествия? Участники буллинга чувствуют особое веселье, довольство собой. Появляется ощущение комфорта, удали, «избранности». Однако нужно учитывать, что по-настоящему адекватная самооценка формируется в старшем возрасте. Поэтому участниками травли нередко становятся те, кто внутри себя трепещет при мысли об обнаружении собственных недостатков. Они всеми силами стараются перенаправить внимание агрессоров в другую сторону. Барнаульский психолог Неверова Галина выделяет две основные формы проявления жестокости детей: словесная и физическая. Причина агрессивных высказываний ребёнка, опять же, кроется в поведении взрослых. Вероятно, кто-то из членов семьи регулярно «снимает напряжение» таким способом. У сына или дочери закрепляется представление: если взрослый, бесстрашный человек решает проблемы таким способом - это хорошо и правильно. И действует аналогично. Иногда дети ругаются, чтобы позлить взрослых.

В подобных ситуациях бранные слова становятся орудием мести. Ни в коем случае не стоит наказывать, запрещать произносить ругательства. Такие «меры» вызовут обратный эффект. Лучшее, что можно сделать, - объяснить, что для всякого слова есть своё место и время. Ругательство допустимо лишь в крайнем случае, когда от отчаяния не хватает слов. Следите за собственной речью! Если всё-таки случилось, что ребёнок «поймал» вас на «нехорошем» слове, не постесняйтесь извиниться перед ним. Это поможет ему поверить вам, сблизит вас.

Физическая агрессия в отношении окружающих имеет несколько причин: а) желание самоутвердиться; б) стремление защититься; в) от безысходности; г) от несдержанности. Если в первых трёх случаях проявление жестокости происходит от неуверенности в себе ребёнка, возможно, его повышенной тревожности и предполагает помощь специалиста, то в последнем - всё от скверного воспитания. Важно воспитывать детей с мыслью: чтобы быть успешным в жизни, нужно учиться договариваться, уступать, контролировать эмоции.

То и дело сталкиваешься с шокирующими фактами истязания животных детьми. Откуда это?

Когда дети совсем маленькие, природа «садизма» над животными - любопытство и элементарное непонимание. В таких случаях можно серьёзно поговорить с малышом, растолковать ему, что чувствует животное, как ему больно. Жестокость школьников уже не списать на любопытство и непонимание. Это свидетельство агрессивности.

Причиной жестокости, скорее всего, являются домашние конфликты, личная неудовлетворённость. К примеру, если ребёнка наказывают физически, он, не имея возможности ответить, вымещает злобу на животных. В подростковом возрасте под оглупляющим влиянием компании школьники часто участвуют в издевательствах над животными. Им кажется, что это «круто», что такие действия поднимают их авторитет в глазах сверстников. Взрослые должны вовремя заметить это, ведь такая бравада может позже развиться в преступную деятельность.

  1. Влияние семьи на воспитание ребенка.

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания (родительского программирования) является основополагающим, базовым в появлении и поведенческом проявлении жестокого поведения.

Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно. Авторитарное воспитание, диктаторское поведение по отношению к чаду, постоянные ограничения, наказания, часто физические — например, порка ремнем - все это подавляет личность маленького человечка, заставляет его ощущать себя слабым, беззащитным, вызывает желание поднять самооценку, причиняя страдания более слабому существу.

Кроха, воспитанный в авторитарной семье, берет пример с родителей. Чтобы тебя слушались, боялись, необходимо унижать, оскорблять, причинять боль. Обычно в такой семье учат малыша «зачем спорить, лучше избей, тогда тебя зауважают». Драки, отнимание игрушек в авторитарных семьях считаются умением постоять за себя.

Гиперопека в семьях зачастую тоже приводит к проявлению детской жестокости. Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, не знает, как вести себя с ровесниками. При поступлении в детсад, школу, такие непоседы не умеют находить общий язык со сверстниками, часто плачут, бегают жаловаться взрослым на то, что их обижают. Ведут себя так же, как привыкли вести себя с взрослыми у себя дома. Детский коллектив сразу вытесняет из своего круга слабохарактерных, плаксивых малышей. С ними не дружат, а сразу же начинают издеваться. Нередко издевательства переходят в настоящую травлю, которая наносит огромный вред психике всех участников конфликтной ситуации.
Бывает так, взрослые, занятые личной жизнью, не проявляют достаточно любви, заботы о чаде, не интересуются его проблемами. Вместо воспитания моральных принципов, часто родители откупаются от детей дорогими подарками, нередко выдают крупные суммы денег на карманные расходы. Это тоже может являться предпосылкой детской травли.
Нравственные начала ребенок получает в семье, принимая поведение значимых взрослых за норму. Если в семье присутствует неуважение к старшим, крики, оскорбления или кто-то из родителей дерется, все это откладывается в памяти малыша. Неуважение к собственному чаду, высмеивание его, часто в присутствии посторонних, оскорбления, рукоприкладство — только вызывает ненависть, воспитывает агрессивность. Взрослым необходимо пересмотреть свои методы воспитания подрастающего поколения, чтобы не воспитать из своего чада жертву детской жестокости или насильника. Жестокость, проявленная детьми, берет начало в отношениях внутри семьи. Телевидение, интернет только дополняют недостатки воспитания в семье.

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка? Психолог - консультант Васильева Надежда Юрьевна предлагает следующие рекомендации:

С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное - формировать способность к сочувствию и сопереживанию.

Учить здоровым отношениям между детьми, где никто не отвергнут и не унижен.

Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту.

В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости - ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей!

Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе.

Четко определите рамки дозволенного. В случае нарушения правил всегда должно следовать наказание, но не давите авторитетом, объясните свое решение.

Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребенка могут стать необратимыми.

Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет дать выход накопившейся энергии и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь.

Чаще беседуйте с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждайте фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум.

Научите выражать собственное мнение и способность неагрессивно отстаивать свою точку зрения в общении.

Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимание или превратить происходящее в шутку и др.)

Любому подростку требуется ваша убежденность: "Ты — сильный!" Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.

Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, жестокими бывают редко. Постарайтесь всегда поддерживать доверительные отношения.

Забота о подростке не сводится к тому, чтобы контролировать его оценки, одеть и накормить, а внимание к его проблемам (какими бы незначительными они вам ни казались), раскрытие и развитие его талантов (а ими обладает каждый ребёнок), общение с его друзьями, расширение кругозора. Основная задача родителей - научиться относиться к ребёнку с уважением и пониманием в любой ситуации.

3.Телевидение, Интернет и другие СМИ

Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета. Самые популярные и захватывающие фильмы непременно содержат сцены насилия, которые сильно влияют на несформированную детскую психику. Многие компьютерные игры предполагают сражения и убийства с целью выиграть. Видеоролики, показывающие грубость, безответственность и разврат, в Интернете имеются в свободном доступе. Детям стало скучно «просто» подраться - надо непременно снять на телефон и выложить видео в сеть. Что с этим делать? Переключать внимание ребенка на другие, более конструктивные занятия, приводить грамотные аргументы в пользу того, что агрессивность и жестокость - это «не круто».

Среди факторов, провоцирующих жестокое поведение детей, можно выделить:

Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

Сниженный уровень саморегуляции;

Неразвитость игровой деятельности;

Сниженную самооценку;

Стремление привлечь к себе внимание сверстников;

Стремление получить желанный результат;

Стремление быть главным;

Страх несостоятельности;

Потребность самоутверждения;

Защита и месть;

Желание ущемить достоинство другого с целью, подчеркнуть свое превосходство;

Получить самоудовлетворение от жестокого обращения.


  1. Школа - основное место детской жестокости.

Большую часть своего времени дети проводят в учебных учреждениях. Именно там они общаются, учатся, разговаривают, веселятся; и именно там они также могут выпустить свое зло, накопившееся за все время учебы или же взаимоотношений с друзьями, родителями. Основная часть всех проявлений детской агрессии происходит именно здесь, в школе.

~ Восьмиклассницу Олю ровесники не любят: она никогда никому не дает списывать и часто "доводит до сведения" учителей те или иные проделки одноклассников. За один такой донос ей даже устроили темную месть: при входе в класс накинули на голову чей-то пиджак и начали пинать. А уж написать на ее страничку в социальной сети гадость — развлечение для ребят традиционное. В прошлом году мама переводила ее в другую школу, но пришлось вернуться: там травля приняла совсем жестокий характер.

Такое поведение объясняется тем, что важнейшим авторитетом для подростка становятся уже не родители и учителя, а сверстники. Раньше системой воспитания в обществе на место лидера ставился педагог (все мальчишки мечтали стать космонавтами, а девчонки педагогами), его авторитет был высок, а мнение - неоспоримо. Поэтому совершенно естественным было для группы идти тем направлением, которое указывал лидер. Совершенно резонным является вопрос, а что же мешает педагогам сегодня воспитывать в детях созидательные ценности? К сожалению это система отношений в нашем обществе. Сейчас педагогу справиться с проявлениями детской жестокости в классе становится все сложнее, ведь на сегодня его мнение не является неоспоримым мнением лидера.

Также, если в начальной школе смеются над отстающими в учебе ребятами, в средней могут травить за хорошую учебу, то есть за соответствие взрослым правилам. И понятие справедливости тут формируется в соответствии с шаблонами массовой культуры, где герои, как правило, слегка асоциальны, но при этом придерживаются какой-то общечеловеческой морали (например, "своих не сдаем!"). На похожих принципах построены боевики про благородных разбойников. И если лидером класса подобные образцы приняты, они распространяются на всех.

Желание быть сильным в подростковом возрасте — одно из самых главных. Но дальше все зависит от того, на что сила направлена. Если на то, чтобы защищать идеалы и слабых— это прорыв во взрослость. Если сила ради силы — это лень, деградация и, как следствие, жестокость.
Травля — это признак незрелости одноклассников, их попытка приблизиться к главному, ведь подростки всегда примыкают к сильному, который, как правило, пытается соответствовать каким-то образцам, шаблонам массовой культуры. Любому подростку требуется убежденность: "Ты — сильный!" Причем как жертве, так и, как ни странно, агрессору. Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность кулаками.

Устами детей:
"Почему дети жестоки?" — этот вопрос социологи задали школьникам. В анкетировании приняли участие 569 подростков. Возраст опрашиваемых — от 13 до 18 лет. Выяснилось, что: 56 % ребят считают: жестокость их ровесников порождают низкий достаток в семье, недостаток контроля и внимания со стороны родителей, употребление алкоголя.
Вследствие этих причин, по мнению ребят, дети самоутверждаются и привлекают к себе внимание через унижение и избиение своих товарищей, завоевывают лидерство, издеваясь над существующими в каждом детском коллективе изгоями.

76 % детей признают существование рэкета со стороны ровесников.
Как защитить себя от издевательств? 45 % — только обратившись за помощью к взрослым; 40 % — с помощью драки или оружия; 4 % — откровенно поговорив с обидчиком; 11 % — считают, что защититься невозможно, кроме как уехать из города.

На уроках историка Ивана Дмитриевича стоит постоянный шум. Дети отказываются слушать милого учителя. Тем более что к середине урока он обычно начинает смешно злиться и кричать обвинения вперемешку со слюнями. Вчера вот вырвал из рук Иванова с первой парты листок с изображением какого-то чудовища: "Чем ты занимаешься? Что это?!" — "Вы, Иван Дмитриевич!" Дети хохочут, учитель трясущимися руками ищет в кармане нитроглицерин...

Травля в старших классах — это групповой феномен. Ее причины в бездействии и беспомощности старших. В данном случае — педагогов. Группа ищет, чем заняться вместе. И если ничего другого не предлагается, подростки объединяются в травле. Тут жестокость тонкая, и часто направлена на учителей. Вспомним хотя бы шокирующую историю про то, как дети избили пожилую учительницу физкультуры, да еще сняли все это на камеру... С одной стороны, там налицо дикая халатность руководства школы: дети не были заняты ничем вообще. И образовательным процессом в том числе. С другой — нашелся один отвязный подросток, возможно, с определенной патологией, временный лидер. Очень сильно заводило детей и наличие видеокамеры. Что, кстати, выдает, что акция была спланирована. А чтобы подростку стать жертвой в старших классах, должны произойти какие-то очень индивидуальные события. Достаточно, чтобы будущая жертва напомнила лидеру класса кого-то, кого он не любит. И он начнет его задирать. А дальше всем это понравится — и "процесс пошел". Работая над данной темой я провела анонимный социологический опрос среди одноклассников. Были заданы следующие вопросы: Сталкивались ли вы с булингом? Совершал ли ты акт агрессии против других людей? А против других ты лично применял или просто присутствовал при данном явлении? Чувствуешь ли ты себя защищенным дома и в школе? Ответ прозвучал следующим образом: 45% опрошенных когда-то сталкивались с травлей, такое же количество людей(45%) совершало акт агрессии против других людей, 64% присутствовало при данном явлении и, к счастью, все опрошенные чувствуют себя в безопасности и в школе, и дома. Таким образом, подведя итоги проведенного опроса, можно с уверенностью сказать, что почти каждый второй человек хоть раз в своей жизни сталкивался с буллингом, каждый третий проявлял агрессию в чью-либо сторону.

  1. Как справиться с детской жестокостью в школе?

Признать, что проблема существует. Для этого кто-то должен проявить инициативу и открыто сказать о существовании травли и насилия. А остальные должны честно признать, что проблема есть и ситуацию надо менять.
Важно, чтобы к педагогам и администрации школы присоединились ученики и их родители. Если согласие не достигнуто, нет никакого смысла начинать работу.

Определить масштаб бедствия. Пути различны. Например, анонимный опрос учеников. Возможные вопросы: были ли у них до сих пор проблемы в школе? Есть ли у них неприятности в настоящее время? Знают ли они кого-нибудь, у кого есть неприятности? Испытывают ли страх за свою безопасность?
Такой же опрос необходимо провести и среди учителей. Затем сравнить результаты двух опросов и сопоставить их с информацией, полученной от родителей (опрос родительской озабоченности).

Оповестить: инициативная группа информирует школьное сообщество о сути происходящего и о направлениях работы для профилактики насилия.

Например:
- создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе;
- организация наблюдения за холлами, комнатами отдыха, столовыми;
- разработка этического кодекса школы;
- создание психологических групп поддержки для пострадавших и групп для работы с обидчиками.

Учителям получить консультацию психолога, что делать, если в классе кого-то травят. А вообще, проявление агрессии — определенный этап взросления. Ребенок должен осознать и научиться контролировать свои негативные эмоции. Неосознанная детская жестокость со временем проходит бесследно. А вот если ребенок сознательно причиняет другим боль и понимает, что это плохо, — это уже повод переживать и принимать меры.

Заключение.

Хочется подвести итоги своей работы. В общей сложности жестокость - это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. Агрессивные и жестокие ребята, у которых своевременно не была подкорректирована модель поведения, рискуют превратиться в безжалостных, не контролирующих приступы ярости, взрослых людей. Такие люди сложно адаптируются в обществе, с трудом находят себе работу, не приживаются ни в одном коллективе. Они вечно чем-то недовольны, агрессивны, неблагополучны, часто имеют проблемы с правоохранительными органам; ни с кем не считаются, пытаются доминировать и выставляют свое мнение как приоритетное.

Забота о ребенке не сводится к тому, чтобы контролировать его оценки, одеть и накормить, а к вниманию к его проблемам (какими бы незначительными ни казались), раскрытию и развитию его талантов (а ими обладает каждый ребёнок), общение с его друзьями, расширение кругозора. Основная задача родителей - научиться относиться к ребёнку с уважением и пониманием в любой ситуации.(см. приложение VII рис. 2)

Цель, поставленную перед собой выполнила. Собран документальный и теоретический материал. Проведен анализ полученных материалов и обобщены данные. Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставила в первый раз. Итак, мне хочется отметить, что данная работа несёт в себе элементы научной новизны. Данную работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (уроки обществознания, классные часы) и иных учреждений (музеи, муниципальные органы власти, в СМИ), а так же для продолжения исследования.

Список использованной литературы.

  1. Асламова А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Изд. Дом «Московия», 2009.
  2. Васильева Н. Ю. Детская жестокость http://www.b17.ru/nadin_hope
  3. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение старшеклассником к их проявлениям. -М., 1999.
  4. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001
  5. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2 - с. 108.
  6. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 2008.
  7. Неверова Г. «Маленькое зло». Психологи раскрыли причины детской жестокости. http://www.altai.aif.ru
  8. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М:. 1996 - с.21
  9. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. Изд. «Каро». С.-Пт.2007.
  10. Данные соцопроса МБОУ СОШ №1

Приложение

ПЕТРЕНКО София Алексеевна

Краснодарский край ст. Староминская

МБОУ СОШ №1. 10 «Б» класс

ПРОБЛЕМА ЖЕСТОКОСТИ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Научный руководитель: Штомпель Галина Григорьевна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1

Социологический опрос: Как защитить себя от издевательств?

Вопрос: Сталкивались ли вы с буллингом?

Вопрос: Совершали ли вы акт агрессии против других людей?

Вопрос: Против других ты лично применял или просто присутствовал при данном явлении?

Диаграмма: Анонимный социологический опрос.

Приветствую, с Вами Оксана Манойло, и тема у нас сегодня-детская жестокость — чрезвычайно непростой для рассмотрения вопрос. В конце статьи будет простое и верное решение этой проблемы. В подсознании каждого человека сидит образ ребёнка, как ангельского существа, априори доброго, чуткого, с нежной улыбкой на милом личике. Тем более шокирующим для нас, взрослых, бывает контраст с реальностью, когда в поведении малыша мы видим металлические нотки, чёрствость, порой переходящие в жестокость и агрессию. Поговорим на тему детской жестокости и попробуем разобраться в причинах и следствиях детской жестокости.

Детская жестокость — скрытые причины

Вообще само явление детской жестокости, агрессии – это закономерное следствие влияния того мира, в котором находятся дети. Они чрезвычайно чувствительные существа, особенно те, которые пришли на нашу планету в последние десять лет. Очень и не могут не реагировать на них.

Они ещё не настолько приспособлены к условиям современного мира, чтобы уметь абстрагироваться от тех или иных явлений, у них ещё не столько свобод, чтобы волевым усилием менять обстоятельства своей жизни и убирать из неё что-то, привнося другое в замен.

Дети вынуждены находиться и «переваривать» окружающую их действительность такой, какая она есть. А она, подчас, бывает достаточно мрачной.

Ребёнок похож на сосуд — чем наполняется, то и изливается из него, когда «через край» уже. Если атмосфера в доме царит напряжённая, если ссоры между родителями дело нередкое, если он сам себя в глазах уставших от распрей родителей ощущает помехой, источником раздражения…

Если в его доступе информация с самым низкопробным контентом, будь то зверские «стрелялки» в играх, либо агрессия, и жестокость в и фильмах, то ребёнок логично изливает то, что накопил и тогда удивляться причинам детской жестокости по меньшей мере странно.

Кстати, отдельно хочу сказать о вышеперечисленных компьютерных играх и мультфильмах с выраженной агрессией. Изучая причины детской агрессии, а так же отслеживая динамику детской преступности, учёные пришли к неожиданному выводу. Каким образом технически обеспечивался этот эксперимент остаётся только догадываться, однако в районах с достаточно тяжёлой социальной обстановкой, с высокими криминогенными показателями среди детей, эти показатели снизились, когда дети свою ярость и агрессию начали «выпускать» в этих самых жестоких «стрелялках» и при просмотре мультфильмов и фильмов схожей «тяжёлой» тематики.


Вывод оказался совсем не однозначным. Подобные низкочастотные варианты отвлечения детского внимания можно даже так сказать, что полезны в ситуации, когда ребёнок живёт в условиях, где с жестокостью, агрессией и отсутствием спокойствия он сталкивается помногу и ежедневно.

Тогда именно в эти моменты просмотра жестоких сцен он, что называется, осуществляет «выхлоп», сбрасывает накопленную статику, не выводя собственное накопленное до краёв на других людей, замыкая тем самым круг.

Но подобные игры-фильмы-мультфильмы чрезвычайно опасны на этапе, когда ребёнок развивается и растёт во вполне приемлемых условиях, когда он, по большей части, спокоен и обстановка в семье в основном благоприятная. Тогда просмотр подобного контента может нанести серьёзный удар по детской психике, породить всплеск жестокости и неуправляемости.

Ребёнок, привыкший вибрировать на более высоких частотах, в таком вот «отвлечении» наливается уж совсем не тем, вступает в состояние диссонанса и ему просто становится плохо, чего уж тут.

Проблема детской жестокости — откуда ноги растут?

Регулярный контакт с подобной информацией раз за разом низведёт его на вибрационный уровень этой информации – так работает приспосабливаемость, тело и психика ребёнка ведь не враги ему. Ребёнок в силу отсутствия критичного мышления ещё не в силах разумно подходить к выбору того, чем себя занять.

В состоянии раздражения или дискомфорта человека обычно тянет к «низкочастотным» вещам, дети выбирают вот такие вот игры-фильмы, тем более, что зачастую их не ограничивают в этом и всё предельно доступно…А неосознанные взрослые выбирают …

Другие причины детской жестокости-что за этим стоит

Есть ещё аспекты детской жестокости , в свете условий нового, уже иного по вибрациям времени, в котором мы сейчас живём. В будущем не будет войн, вооружённых конфликтов и всей многоуровневой боли, связанной с этим многовековым явлением.

Время тяжёлой трёхмерности прошло. Опыт нахождения Любви через лишения и страдания, опыт «точильных камней» получен сполна.

И светлые детские Души, пришедшие сюда для того, чтобы выстраивать новый уже Мир, выбирают на этапе детства «доиграть» в войны, в страсти, во «врагов» и «однополчан» с тем, чтоб в свете стремительных перемен успеть получить этот опыт, который им для чего-то очень нужен. Часто многие родители на детских площадках за голову хватаются, наблюдая, как малолетние кибальчиши разминают мышцы уже буквально выходя из подъезда, на предмет того, против кого бы подружить, с кем бы повоевать, а то и подраться. И речь уже о вполне благополучных районах и семьях, в которых родители по большей части вдумчиво, с заботой и любовью относятся к своим детям.


Как? Откуда это берётся? Почему? А ниоткуда. Доиграть им надо и опыта добрать. И любопытно то, что хоть это со стороны порой и выглядит вовсе не шуточной игрой, а вполне основательным конфликтом, хоть сколько-нибудь серьёзными увечьями такие потасовки не заканчиваются, будто встроенная какая-то блокировка стоит. Поэтому принять их выбор и не подпитывать своими страхами.

Детская жестокость в детском саду-как защитить ребенка?

Есть вполне весомые причины с точки зрения психологии, которые превращают ежедневное пребывание маленьких в неподходящей им среде, в натуральный детский ад. Неудивительны последствия в виде проявления в них жестокости и агрессии. Среда обитания предполагает. А что в такого ужасного, спросите вы?

На минуту представьте, что вас поместили в условия, где вы находитесь практически целый день в одном пространстве и, так или иначе, в тесной связке с достаточно большим количеством людей, в среднем человек этак тридцать. Этих людей для общения вы не выбирали, более того, многие из них достаточно нервозны, крикливы, эмоциональны. У вас нет возможности уйти, у вас нет возможности уединиться, у вас нет возможности хоть как-то абстрагироваться от происходящего.


В довесок ко всему вы обязаны вести себя так, как приказывают вам пара совершенно чужих взрослых «воспитателей», которых вы тоже себе не выбирали. Вы обязаны соответствовать их ожиданиям, чтобы снискать к себе расположение, плюс обязаны есть, спать, играть, обучаться и даже порой ходить в туалет не тогда, когда вам всего этого хочется, а в соответствии с режимом и на усмотрение чужих взрослых людей. Представили? Ну и каково?

А теперь прибавьте к вышеперечисленному психологическую особенность возраста маленьких детей

Сразу оговорюсь, что все дети в детском саду, независимо от группы – маленькие дети, но дети 3-4 лет это прицельно маленькие дети, на которых подобные условия сказываются сугубо негативно.

Его доверия к Миру. Её наличие рядом позволяет ему свою жажду жизни и энергию направлять на благостное, живое изучение Мира.

Постепенно, взрослея, ребёнок совершенно естественным образом становится «отдельным», его шествие по жизни гармонично и исходит из желания преобразовывать.


И совсем другое происходит, когда ещё недавно гревшийся в безопасной ауре мамы малыш, вдруг оказывается помещённым в вышеперечисленные условия выживания.

Тридцать разбалансированных, не стойких ещё психически в силу возраста детей в одном пространстве – это очень много! Даже десять – много! Дети чувствуют энергетику друг друга и передают разряды напряжения друг другу как провода под током. К концу дня в таких организациях напряжение как на электростанции. И в этом всём изо дня в день.

И вот невесёлая новость в том, что движущей силой действий ребёнка в детском саду отныне становятся скрытая агрессия и страх . Страх неуюта, боязнь дискомфорта и природное стремление к восстановлению в себе хоть какой-то целостности, хоть какого-то спокойного убежища, порождает совершенно закономерные приспособленческие навыки в психике. Быть тише, не проявлять себя – это выбор тех, кто не хочет быть наказанным лишний раз уставшей воспитательницей, у которой может в , а тут ещё… Ребёнок не хочет ронять свою и без того шаткую самооценку и выбирает притеснять себя, «не высовываться», особенно этот выбор , ломая в них лидера.


Кто-то в силу более стойкого характера выбирает протестовать, вызывать «огонь на себя», быть аутсайдером, показывая своё нежелание смириться с таким навязываемым ему положением вещей. Они встречают агрессию взрослых, никому не нравятся бунтари, которые «мутят воду» и добавляют проблем. Такие дети часто сами «черствеют» к другим по тому же типу, как относились к ним, становятся источниками открытой агрессии и жестокости .

Кто-то выбирает с воспитательницей, ходить в любимчиках, как раз затем, чтобы обеспечить себе «на всякий случай» дополнительный процент лояльности от человека, представляющего силу. Во взрослой жизни это проявляется заискиванием перед властьимущими, стремлением «склонять голову» перед тем, кто сильнее, соглашаясь с ними и не афишируя свои предпочтения. И много-много ещё примеров привнесения в детскую светлую сущность «не того» можно было бы привести, но нужно ли…

Кто-то упрекнёт меня в слишком жёстком отношении к детским садам, соглашусь, что так оно и есть. Моё мнение, что в скором будущем детские сады в той их представленности, какая наличествует сейчас, канут в небытие. И, слава Богу. Если сад, то со свободной системой воспитания, обучения, сродни мягкой вальдорфской системе, лучше немноголюдный и частный, чтоб было с кого спросить. Да и практика показывает, что в частные детские сады идут как раз люди, движимые идеей и любовью к тому, что они делают. Пока так. Ну и чем позже от мамы – тем лучше. Спрашивайте чаще, что его беспокоит и внимательно слушайте. Спрашивайте чаще, чего он хотел бы, и внимательно слушайте. Займитесь собой, наконец. Своим уютом и своей жизнью, убрав из неё всё, что мешает вам ощущать комфорт. Ищите повод для собственной радости в каждом моменте и будьте благодарны за то, что у вас уже есть. Будете наполнены. Если в состоянии баланса вы – будет гармоничен и ваш ребёнок. Его агрессия агрессию в вас, всегда помните это.

И любите. Просто за то, что он есть, дышит, смеётся. Шалит. Ошибается. Не соответствует ожиданиям, может быть.

Часто такие прописные истины родители склонны понимать только после того, как переживут сложную . Тогда будто пелена с глаз и явно и отчётливо истина предстаёт – любовь и жизнь, важнее и нет ничего. Но не доводите до крайностей.

Любите своего ребёнка и себя в нём. Если не помогает- удвойте дозу! И тогда такая проблема, как детская жестокость в вашей жизни и жизни вашего ребёнка отпадёт сама собой, дав место радости от совместного шагания по жизни.

Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Я, Манойло Оксана - практикующий целитель, коуч, духовный тренер. Сейчас вы на моем сайте.

Закажите у меня вашу диагностику по фото. Я расскажу о вас, о причинах ваших проблем и подскажу наилучшие пути выхода из ситуации.

причинение ребенком страданий людям или животным, продиктованное не злыми намерениями, а незнанием свойств предметов и явлений, неумением предвидеть последствия своего поступка.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЖЕСТОКОСТЬ ДЕТСКАЯ

способность ребенка причинять страдания людям или животным. Причины Ж.д., как правило, иные, нежели те, что порождают жестокость взрослых. Наиболее распространена Ж.д. по неведению. Дошкольник может искалечить животное, поранить товарища и т.п., не имея сознательного намерения причинить боль. Его поведение в этом случае объясняется незнанием свойств предметов и явлений, неспособностью представить последствия своих поступков. Вследствие естественного возрастного эгоцентризма ребенок еще не в состоянии понять, что другой человек или любое живое существо так же могут испытывать боль и страдание, как и он сам. Он не умеет оценить и прочувствовать чужие страдания, а мн. действия совершает спонтанно и необдуманно. Но было бы неверно считать, что Ж.д. по неведению как естественная возрастная особенность устранится сама собой по мере взросления. Если ребенок бесконтрольно и безнаказанно совершает жестокие поступки, то такое поведение может войти в привычку и закрепиться в более старшем возрасте. Поэтому с малых лет необходимо пресекать проявления Ж.д., а главное - активно формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Ребенка, который проявил Ж.д. по неосторожности или незнанию, не следует наказывать. Ему надо доступно объяснить, какой ущерб он причинил, вызвать у него эмоциональное переживание, заставить задуматься над последствиями своих действий. Дети нередко бывают жестоки по отношению друг к другу, поскольку еще не вполне освоили навыки конструктивного общения и сотрудничества. Серьезной ошибкой родителей и педагогов является попустительство или даже поощрение жестокого отношения детей к сверстнику, который им чем-то не угодил или просто чем-то от них отличается (например, особенностями внешности, речи и т.п.). Задача старших - формирование здоровых отношений между детьми, где никто не отвергнут и не унижен. Взрослым также необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям. Если в семье практикуются физические наказания, то тем самым ребенку преподносится наглядный урок: сильный всегда может утвердиться в своих правах, причинив страдания слабому. Установлено, что среди несовершеннолетних правонарушителей, совершивших насильственные преступления, значительная часть в семье испытывала физические наказания. Крайне негативно на формировании поведения ребенка сказываются образцы насильственных действий, которыми изобилуют произведения массовой культуры, особенно кино- и видеофильмы. Поэтому необходимо контролировать круг интересов детей, исключая из него насилие и жестокость.

Многие недоумевают, откуда берется жестокость детей ? Ведь ни один младенец не рождается жестоким. Именно поэтому родители, сталкиваясь с жестоким поведением ребенка, бьют тревогу. И это правильно: если не понять причин такого поведения, сложно будет повлиять на него в будущем.

Жестокость малышей до года

Что понимается под словом «жестокость»? Это агрессия человека, которая направлена на других людей или предметы, принадлежащие им.

Дети до года могут проявлять агрессию неосознанно. Например, занимаясь с игрушками, кидать их в людей или животных, могут дергать маму за волосы, пытаться укусить или ударить чем-то по лицу. Эти проявления еще нельзя назвать жестокостью, так как в них нет злого умысла или желания причинить боль. Просто у детей этого возраста много энергии, они активно осваивают мир, пробуют двигаться разными способами, учатся контактировать с домашними.

Однако, если взрослые неправильно реагируют на подобные проявления, дети воспринимают нежелательные модели поведения как норму. Поэтому важно

  • Не сводить все к шутке. То, что вам кажется забавным, может и ребенком восприниматься так же, поэтому возможность причинить кому-то боль он будет расценивать как игру
  • Не отвечать агрессией. Дети до года вообще не обладают логикой, поэтому просто не поймут, что вы ущипнули и шлепнули их за конкретный поступок. Результат – утрата части доверия к вам
  • Возьмите за правило одинаково реагировать на . Он укусил вас? Если ребенок в это время находится у вас на руках, положите его в манеж или кроватку и строго скажите: «Кусаться нельзя!» Если малыш заплакал, не реагируйте на это, но еще раз повторите: «Ты укусил маму. Нельзя!» Через некоторое время возьмите ребенка снова, утешьте и поиграйте с ним, но в случае повторения, снова проведите ту же процедуру. У малыша должна закрепиться связь: укусил маму – она отдалилась, значит, кусаться не надо

Маленькие драчуны

Часто жестокость детей проявляется в детсадовском возрасте до трех лет. Стоит агрессивному ребенку появиться в коллективе сверстников, он сразу начинает отстаивать свои права своим излюбленным способом – кулаками. Начинаются конфликты, разбирательства с родителями, головная боль воспитателей.

Дело в том, что в большей или меньшей степени агрессия свойственна всем детям от 1,5 до 3 лет. Так предусмотрено природой: именно за счет агрессии человек учится защищаться. Вот только контролем агрессии детки овладевают позже. Чтобы это произошло, она должна осознаваться ими как нечто мешающее. Например, если реакция мамы будет осуждающей, то ребенок начнет испытывать дискомфорт и откажется от агрессии.

О чем стоит позаботиться?

  • Ваша реакция на проявление агрессии должна быть осуждающей. Конечно, это не значит, что вы должны стыдить ребенка на людях или кричать на него. Но поговорить с ним, отведя его в сторонку, нужно
  • Не будьте многословными. Достаточно твердо и решительно сказать: «Нельзя бить детей!», «Я недовольна твоим поведением!»
  • Если ребенок продолжает вести себя агрессивно, изолируйте его от других малышей, посадите на стул и скажите, что раз он не может играть по-доброму, то пусть сидит один. Только помните, что время наказания пропорционально возрасту: двухлетний малыш должен находиться в такой изоляции не больше двух минут
  • Замечайте каждый эпизод агрессии, не руководствуйтесь принципом, что дитя вырастет, и проблема снимется сама собой
  • Хвалите детей, если они нашли более разумный способ разрешения конфликта, чем агрессия. Мягко направляйте их в сторону таких решений

Жестокость детей к животным

Психологи не рекомендуют заводить животных семьям, в которых воспитываются маленькие дети. В противном случае, вам придется наблюдать жестокость детей по отношению к своим питомцам. Кошек таскают за хвост, на собаках ездят верхом, хомячков душат и т.д.

Часто такое поведение детей провоцируют сами взрослые, радостно снимающие на камеру телефона «развлечения» своего малыша. Видя такое одобрение, ребенок начинает «стараться» еще больше, не понимая, что доставляет страдания животным.

Правильное поведение родителей должно сводиться к тому, чтобы объяснять ребенку, как правильно общаться с братьями меньшими: гладить их, играть с ними, наблюдать их повадки.

Если вы наблюдаете агрессию к животным у детей с четырех лет и старше, то здесь причина другая: либо вы сами показываете пример пренебрежительного или агрессивного отношения к кошке или собаке, проявляя к ним жестокость на глазах у ребенка, либо таким образом ваш малыш вымещает агрессию на тех, кто слабее.

В любом случае его поведение нужно корректировать, потому что рано или поздно с животных жестокость детей может переходить на людей. Для этого скорректируйте свое поведение, старайтесь демонстрировать доброе отношение к домашним питомцам, поддерживайте такой же стиль поведения у детей.

Объясняйте, что человек как самое высокоразвитое существо на планете должен заботиться о ней и всех ее обитателях, поэтому он просто не имеет права обижать тех, кто меньше его и слабее, идет ли речь о животном или человеке.

Тема детской жесткости – не самая редкая при обсуждении детских проблем. На своём сайте я не буду рассказывать о детях-извергах, детях-убийцах и т.д. Это уже не уровень в развитии личности, а патология. Наша задача – осветить зачатки проблемы и чем это может обернуться в будущем.


Ребёнок — отражение родителей.

Папа позволяет поднять руку на маму – мальчик будет считать это нормой в семье и, возможно, тоже будет поднимать руку на свою семью. Если наблюдает девочка – в своей семье будет терпеть побои мужа, потому что с детства для неё это норма.
Родители мучают животных, издеваются – ребёнок будет это делать, не видя в этом ничего предосудительного. Потому что в его семье это нормально. У него наверняка не выработается чувство жалости к ним, ответственность за их жизнь.
Но у заботливых родителей, которые «трясутся» над своим ребёнком, возникнет вопрос – почему мой ребёнок жестокий, если у нас в семье всё хорошо? Психологи отвечают, что излишняя опека тоже может стать рычагом к развитию жестокости. Родители слишком оберегают ребёнка от отрицательных эмоций, травм, общения с «нехорошими» детьми и в итоге он не приобретает своего личного жизненного опыта.
Отрицательные эмоции тоже должны быть у ребёнка, чтобы он понимал — жизнь бывает разной. Бывают ссоры, неудачи, печаль. Если ребёнок не поймёт это с детства, а будет находиться в «пузыре» заботы родителей, то он либо будет видеть жизнь в розовом цвете и при каждой неудаче впадать в депрессию, либо начнёт выражать отрицательные эмоции на других людях. Отсюда и плохое поведение в школе, когда родителей рядом нет.
Имейте в виду, что дети порой не видят последствия своих поступков, грань между шалостью и преступлением (вспомните случаи поджигания бездомного человека).

Норма детской жестокости – что это такое?

Да, бывает и норма. Вспомните себя, всегда ли вы в детстве скрывали от других свою неприязнь к ним? Скорей всего вы хотели её тем или иным образом выразить. Кто-то не нравился – могли обозвать, толкнуть, испортить вещь. Можно ли объяснить, почему не нравился твой сосед по парте? Просто не нравился. В детстве судят однобоко – из малообеспеченной семьи, с физическими недостатками, ботаник, предатель и т.д. Любой из подобных признаков в школьной среде может стать поводом для выражения жестокости.
Самое тревожное время для родителя, когда детская жестокость начинает активно проявляться – период обучения в 4-7 классах. Дети уже вроде и не совсем дети, но ещё не юноши и девушки. В большинстве случаев «обзывания», «толкания» и т.д. проходят с выходом ребёнка из отрочества. Главное, понять, что эта жестокость «возрастная».

Почему появляется «норма жестокости»?

Помните, что если ваш ребёнок жестокий – пересмотрите своё поведение (вы сами грубы или слишком заботливы). Если она начала проявляться в подростковом возрасте – со временем пройдёт. Если переходит границы – обращайтесь к специалистам.

Воспитание ребёнка и развитие его личности во многом – отражение вашего воспитания. Хотите видеть своего ребёнка воспитанным, умным, добрым – работайте сперва над самим собой, тогда остальное будет гораздо проще.

Спасибо за внимание, пусть ваши дети всегда радуют вас.